Икона праздника рождества христова

Икону «Рождество Христово» можно увидеть практически в каждом храме страны. Это одна из самых почитаемых святынь в православии. Кого из святых можно увидеть на иконе и какие животные изображены на ней. Подробное описание иконы Андрея Рублева.

Содержание

  • Рождение Иисуса Христа 
  • История обретения иконы 
  • Кто изображен на иконе «Рождество Христово» 
    • Какие животные изображены на иконе 
  • Дни празднования 
  • О чем молятся перед образом 
  • Где и как расположить икону дома 
  • Текст молитвы 
    • Тропарь
      • Глас 4-й
      • Перевод 
    • Кондак
      • Глас 3-й
      • Перевод 
    • Величание

Рождение Иисуса Христа – один из самых значимых христианских праздников. Он широко отмечается представителями всех христианских конфессий, хоть и в разные дни. На тему Рождества Христова написано множество религиозных трактатов и светских произведений искусства. 

Икона «Рождество Христово» – это визуальное воплощение великого дня, когда в наш грешный мир пришел великий Мессия. И сейчас, спустя две тысячи лет, праздник Рождества считается одним из самых светлых и дающих надежду на возрождение. Не зря его с нетерпением ждут даже люди, далекие от религии! 

Рождение Иисуса Христа 

Рождение Иисуса Христа состоялось более двух тысяч лет назад: именно с него началось современное летоисчисление. Описание этого эпохального события сохранилось в Евангелии, а пересечение с реальными историческими фактами не дает повода усомниться в его правдивости. 

Пророчества о приходе на землю великого Мессии, призванного спасти человечество, содержатся в Ветхом Завете, написанном задолго до рождения Иисуса. А собственно о его земном пути рассказывает уже Новый Завет, а точнее, Евангелия от Матфея и Луки. 

Напомним вкратце события, о которых пишут евангелисты. Итак, носящая под сердцем Иисуса Мария отправилась вместе с Иосифом из Назарета в Вифлеем. Что побудило святое семейство отправиться в столь дальнее путешествие? Всего лишь законопослушание: Октавиан Август, бывший в то время властителем Римской империи, повелел сделать перепись населения на всех подвластных ему землях. В том числе, и в Палестине. 

Каждый подданный Рима должен был отправиться в свой город и записаться там, а родным городом для рода Давидова, из которого происходил Иосиф (нареченный супруг Марии) был Вифлеем. Поэтому чета отправилась именно в этот город, который впоследствии стал легендарным. 

Труден и долог был путь до Вифлеема. Вот, кажется, и цель достигнута, но супруги нигде не смогли найти пристанища: город был переполнен приезжими. Делать нечего, пришлось искать пристанище в окрестностях Вифлеема. За неимением лучшего им стала пещера-хлев, где и появился на свет Спаситель человечества. 

Оставив беременную жену в импровизированном «доме», Иосиф отправился в город, чтобы привести в помощь Марии свою родственницу, старицу Саломею. Однако по возвращении он увидел, что Непорочная Дева уже благополучно разрешилась от бремени, и новорожденный Иисус, укутанный в белоснежные пелена, спит в яслях. 

По преданию, Богомладенца согревали своим дыханием двое животных: осел и вол. На осле ехала пребывающая в тягости Мария, а вола Иосиф планировал продать в городе, чтобы уплатить подати. 

Это эпохальное событие не осталось незамеченным. Первыми поклониться Иисусу пришли пастухи, пасшие поблизости овец. Они узнали о пришествии Спасителя от ангела, поспешили поклониться новорожденному Христу и стали первыми последователями его учения. В данном случае образ пастухов очень символичен: он отсылает к простым людям с чистым сердцем, которые быстрее других придут в Царствие Небесное. 

Позже к Иисусу пришли и волхвы. К трактовке слова «волхвы» в данном случае нужно относиться с некоторой долей свободы: скорее всего, речь идет не о магах и колдунах, а об ученых астрологах и алхимиках. В те времена большой разницы между магией и наукой не делалось, но речь не об этом. 

Евангелие повествует о том, что о рождении Мессии волхвы узнали по взошедшей Вифлеемской звезде, сопоставили это явление с ветхозаветными пророчествами и немедля отправились к новому Царю Иудеи. Однако по пути они заглянули к царю Ироду в Иерусалим и попросили его помочь в поисках Мессии. 

Царь Ирод обеспокоился: он вообще был весьма мстительным и подозрительным человеком, а к концу жизни и вовсе стал завзятым параноиком. Он захотел хитростью выведать у волхвов место, где находится новорожденный претендент на трон Иудеи, но они получили знамение о злом умысле Ирода и не открыли ему, где пребывает Мессия. 

Царь Ирод – абсолютно реальная историческая личность. Несмотря на прижизненную славу великого созидателя и политика, он остался в истории как убийца невинных младенцев. Он действительно приказал истребить в Вифлееме всех новорожденных мальчиков, полагаясь на то, что среди них будет и Иисус. 

Согласно Евангелию, волхвы принесли Спасителю богатые дары, причем каждый из них имел некое символическое значение. Например, золото знаменовало царскую власть, ладан – Божественное происхождение, а мирра – будущее погребение Мессии. 

После этого произошло еще множество событий, положивших начало нашей эре и новой религии под названием христианство. Вот так случай, произошедший в пещере под Вифлеемом, определил ход истории на много тысячелетий вперед. 

История обретения иконы 

Как уже было сказано выше, Рождественская икона – это каноническое отображение событий, связанных с появлением в земном мире Иисуса Христа. Вполне возможно, что первые изображения этого вечного религиозного сюжета появились сразу после начала распространения христианства. 

Первыми дошедшими до нас визуальными отображениями эпизода рождения Христа являются древние фрески, обнаруженные в катакомбах Рима. Исследователи относят их к III-IV столетию нашей эры. В то время христиане подвергались гонениям и вынуждены были скрывать собственную религиозную принадлежность. Отсюда – и большое количество скальных и подземных церквей, использовавшихся для тайных служб. 

Первые Рождественские иконы были максимально лаконичными: Богородица с младенцем, одна или несколько второстепенных фигур. Однако со временем количество сцен и действующих лиц, изображенных на иконах, существенно возросло. На многих образах изображают эпизоды, относящиеся к разным временным периодам, например: 

  • искушение Иосифа и его сомнения в девстве Марии; 
  • путь волхвов и их беседа с царем Иродом; 
  • Вифлеемская звезда; 
  • омовение Богомладенца; 
  • песнь ангелов небесных и многое другое. 

По сути, Рождественские иконы стали визуальными отображениями множества эпизодов из Священного Писания. И это вполне объяснимо: в те времена мало кто из простого люда владел грамотой, а вести религиозное просвещение нужно было среди всех слоев населения. 

Большинство дошедших до нас Рождественских икон написано яркими контрастными красками. Это еще более усиливает ощущение великого праздника, нисходящее на молящихся. 

Кто изображен на иконе «Рождество Христово» 

Сложно сказать, когда был написана первая икона, изображающая рождение Иисуса Христа, на Руси. Скорее всего, это произошло практически сразу с приходом христианства. Но ясно одно: рождественский сюжет очень полюбился иконописцам, ведь он повествовал о хоть и чудесных, но простых для понимания обычного человека событиях. 

Приведем описание православной иконы, которая была написана великим русским иконописцем Андреем Рублевым. Считается, что этот шедевр был создан примерно в 1410 году в полном соответствии с канонами византийской иконописной школы. Впрочем, существуют и другие мнения, приписывающие авторство образа многочисленным последователям преподобного Андрея. 

Образ сильно пострадал за долгие столетия, однако сейчас он отреставрирован и является одной из жемчужин иконостаса Благовещенского Собора московского Кремля. Практически полный список с этой святыни, написанный в том же столетии и сохранившийся куда лучше, был найден в Звенигороде и сейчас хранится в Третьяковской галерее. 

Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Богородицы. Пречистая Дева, облаченная в алый мафорий, полулежит возле яслей. Кажется, что она парит над всей композицией. 

Расслабленная и умиротворенная поза Богородицы, а также тот факт, что она самостоятельно родоразрешилась и смогла укутать Богомладенца в пелена, косвенно свидетельствует о непорочности зачатия. Роды были легкими и практически безболезненными, без мук, предначертанных грешным дочерям Евы. 

Рядом с непорочной Матерью стоят ясли, в которых спит Иисус, завернутый в белоснежные пелена. Их цвет контрастирует с черным зевом пещеры, подчеркивая извечную борьбу светлого начала с темным, добра со злом, Господа с диаволом. Ну и заодно суровый поединок, который ведут в нашей душе греховные страсти и стремление к спасению. 

Обратите внимание, что пелена Иисуса подобны на погребальный саван. Это напоминание о том, что Христу суждено стать величайшим из мучеников и принять лютую смерть на Голгофе. Кстати говоря, воскрес и вознесся Спаситель тоже в пещере. 

Пресвятую Богородицу и Христа окружают второстепенные фигуры. Это сонм ангелов, радующихся эпохальному событию, волхвы, спешащие принести новорожденному Царю богатые дары, пастухи, почтительно взирающие на чудо. 

Внизу композиции расположены две жанровые сценки. Первая показывает эпизод омовения новорожденного Иисуса в купели, вторая отсылает к визуализации сомнений Иосифа в непорочности Марии. Его искушает человек, одетый в козлиную шкуру – воплощение диавола и греха. 

Престарелый плотник Иосиф, названный муж Марии, долго не мог уверовать в Божественную природу зачатия Иисуса Христа. Он даже хотел развестись супругой, но остановился, зная, что ее обвинят в прелюбодеянии и забьют камнями. 

Какие животные изображены на иконе 

Помимо людей, на Рождественских иконах обычно изображают двух животных. Это, как мы помним, осел, на которым ехала Пречистая Дева в Вифлеем, и вол, предназначенный для продажи. 

Эти животные согревали Богомладенца в холодной сырой пещере, не давая ему замерзнуть. Это символ того, что рождению спасителя радовались не только люди всех сословий и небесные сущности, но и бессловесные твари. 

Некоторые богословы полагают, что образы животных – это символы народов, которым суждено прийти к вере в Иисуса. Так вол отождествляется с иудеями, а осел – с язычниками. 

На некоторых изводах можно увидеть изображение белоснежного агнца. Это символ непорочности Марии и великой жертвы, которую суждено принести ее сыну во имя человечества. 

Дни празднования 

День празднования иконы совпадает с праздником великого Рождества Христова. У православных он приходится на 7 января по современному календарю. 

Рождество – один из самых значимых христианских праздников. Его предваряет 40-дневный (малый) пост. А празднование начинается еще 6 января, как только на небе взойдет первая звезда – по ассоциации с Вифлеемской. 

Католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря. Во многих странах оно отмечается куда более пышно и торжественно, чем Новый год. Но везде Рождество считается особым днем, который принято проводить в кругу семьи. 

О чем молятся перед образом 

Перед иконой Рождества Христова обычно не молятся, а воздают хвалу Господу и Пресвятой Богородице. Но если есть желание, можно вознести молитву и этой иконе. Вполне уместно будет попросить Господа о: 

  • прощении грехов, 
  • исцелении и укреплении здоровья, 
  • укреплении веры, 
  • помощи в тяжелом положении, 
  • избавлении от страха и уныния. 

Искренняя молитва всегда ко времени: для Господа не существует выходных и праздничных дней, когда он, так сказать, «отключает канал связи». Даже когда мы веселимся и отмечаем Рождество (или Колядки, как кому нравится), Бог слышит наши молитвы. 

Где и как расположить икону дома 

Идеальное место для Рождественской иконы – это домашний иконостас, который принято располагать в углу или на свободной стене квартиры. Икону можно расположить на полочке под центральными образами Иисуса и Божией Матери. 

Отдельные иконы можно вешать на стены и ставить на полочки по всему дому, за исключением санузла. Категорически не приветствуется соседство с книгами, статуэтками, фото, картинами светского содержания, а также бытовой техникой. А вот украсить иконы вышитыми полотенцами, возжечь лампаду и поставить рядом живые цветы вполне уместно. 

Текст молитвы 

Канонических молитв, как таковых, для праздничных икон нет. Им читают и поют гимны, прославляя на века Спасителя и приведшую его в наш мир Пресвятую Богородицу. 

Тропарь

Глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе. 

Перевод 

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак

Глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Перевод 

Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии. 

В праздник Рождества Христова негоже грустить, таить на сердце злобу и зависть. Нужно просто искренне радоваться тому, что благодаря великой жертве Иисуса путь в Царствие Небесное открыт для каждого из нас. Слава Богу, что Спаситель пришел на грешную землю! 

13.04.22

Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире».

Икона Рождества Христова и её смысл

Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Икона Рождества Христова

Андрей Рублев. Рождество Христово

Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».

Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.

Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.

Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.

Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

Как это выразить в звуке, как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).


Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также:

Поздравления с Рождеством

Рождество Христово

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Рождество Христово: иконы и фрески

Рождество Христово – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.
Уже почти две тысячи лет иконописцы пишут иконы и фрески Рождества, на которых мы увидим спеленатого Младенца в яслях, Богоматерь, Иосифа, животных у яслей, а также поклонение волхвов, омовение младенца, пастухов и Ангелов.


Рождество Христово, Андрей Рублев




Богомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь


Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия


Рождество Христово. Греция. Современная фреска




Рождество Христово, фреска. Каппадокия


Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь



Рождество Христово, XVIII век, Болгария


Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия



Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостолов в Печском монастыре. Сербия. XIV в.




Рождество Христово, XV век, Тверь










Рождество Христово, современная икона. Грузия






Рождество Христово, современная икона. Грузия


Рождество Христово с избранными святыми, конец XV века





Рождество Христово, современная икона. Грузия




Рождество Христово, современная икона. Грузия



Рождество Христово. Сербия, современная икона


Православие.Ru
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Иконография Рождества Христова
Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.

Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Иконография Рождества Христова
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405

Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.

Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Иконография Рождества Христова

Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия….

В православной иконописи, кроме изображения ликов святых, выделяют иконы, посвященные праздникам и библейским событиям: Благовещению, Сретению, Крещению и Преображению Господа. Главенствующее место и особое значение в праздничном ряду занимает икона «Рождество Христово». Ее иконография исполнена символизма и торжественности. Образ почитаем в православии и католицизме.

Содержание

  • 1 Описание образа
  • 2 Значение в православии
  • 3 История создания
  • 4 Почитание и празднование
  • 5 О чем просят перед иконой
  • 6 Как расположить образ в доме
  • 7 Православные тексты
    • 7.1 Тропарь
    • 7.2 Кондак
    • 7.3 Величание
    • 7.4 Задостойник

Описание образа

«Рождество Христово» — уникальный иконописный памятник. Каждый элемент сюжета имеет значение:

  • Богородица — одета в красный мафорий, изображена в центре и является самой крупной фигурой;
  • Младенец Иисус — самая маленькая фигура, но изображен два раза. В темной пещере Он лежит в яслях, завернутый в белые пеленки. Тьма пещеры символизирует духовный мрак язычества, а белоснежная пеленка — просветление, которое Спаситель принес в мир. В правом нижнем углу изображена сцена Его омовения — символ обряда крещения;
  • волхвы — три мудреца с Востока означают язычников, идущих на свет Вифлеемской звезды, к духовному очищению. В их дарах тоже заключен символизм: ладан означает Бога, золото — Царя, смирна — грядущую смерть. Разный возраст волхвов символизирует юность, зрелость и старость. Первым к новорожденному подошел юноша. Смысл такой очередности в том, что к вере можно прийти в любом возрасте. Но легче сохранить незапятнанной юную душу, чем очиститься от грехов, совершенных за всю жизнь;
  • ангелы — вестники воли Господа, символ соединения материального и божественного мира;
  • пастухи — иудейский народ, как и языческий, идет к свету христианства. Изображение ангелов рядом с пастухами означает, что простые непросвещенные люди обладают открытым сердцем. Поэтому им легче поверить в чудо боговоплощения. Им противопоставлены ученые волхвы — разум, обращенный к материальным вещам. Он очерствляет сердце и требует доказательств существования Бога.



На иконе также присутствует символ искушения — Иосиф и неизвестный человек, одетый в шкуру козла. Исследователи видят в фигуре незнакомца беса. Он внушает Иосифу мысль о греховности Девы Марии. Нареченный муж хотел бы расстаться с ней, но тогда, по древнему обычаю, ее забили бы камнями, как прелюбодейку. Этот эпизод описан в Евангелии.

В написании иконы, изображающей рождение Иисуса Христа, используют яркие цвета: золотистый, оливковый, красный. Вместе получается праздничная композиция, передающая торжественность и радость момента.

Рождество Христово изображено на фреске в греческом храме Перивлепты в городе Мистра. Ее датируют 14-м веком. Наиболее ранний сюжет, относящийся ко 2-му веку, обнаружен в римских катакомбах Каллиста: Богородица кормит Младенца Иисуса, а рядом стоит пророк и указывает рукой на Вифлеемскую Звезду. Позже в сюжете появились вол и осел, волхвы и персидские цари.

Значение в православии

Икона «Рождество Христово» приурочена к одному из главных православных праздников и прославляет торжество жизни над смертью, света над тьмой и истины над суеверием. В светлый праздник Рождества образ вдохновляет верующих и направляет помыслы к началу — приходу Сына Божьего на землю и духовному очищению.

Икона не только иллюстрирует библейское событие, но и обладает значением, схожим с таинством Евхаристии. Образ дает чувство сопричастности к свершению чуда, особенно при созерцании его в храме. И это чудо касается каждого верующего и всего христианского мира в целом.

рождество христово икона

Рождество Христово — это начало новой эры, в которой изменилось отношение к Божественной и человеческой природе, духовные ценности стали преобладать над материальными. Воплощенный Бог придал человеческому бытию новый смысл:

  • стремиться к единению с природой (Царь родился не во дворце, а в пещере);
  • стремиться к простоте в общении и быту (ходил по земле, не имел иного богатства, кроме общения с учениками);
  • искоренять в себе пороки (встретился с падшей человеческой природой и снизошел в Ад, чтобы даровать душам свободу).

Как писал святой Григорий Неокесарийский, Бог сошел в мир людей в облике младенца, и стали они Его чадами.

История создания

Наиболее известный русский образ — «Рождество Христово» Андрея Рублева, который находится в Благовещенском храме Кремля в Москве. Икона написана в 1405-м году, выполнена на липовой доске в византийском стиле и в технике темпера. Краска частично повреждена, древесина потрескалась, но икона по-прежнему передает замысел автора и относится к мировым шедеврам.

В работе Андрей Рублев следовал канонической византийской традиции. Поэтому на иконе присутствуют пещера, ясли с Младенцем Иисусом, Богородица, волхвы, пастухи и ангелы. Автор изобразил небесных посланников дважды — в верхнем правом углу и рядом с Младенцем.

Художник раскрывает идею того, что Бог воплотился на земле ради спасения людей. На примере устройства общества Римской империи видно, что Его творения погрязли в пороках, и назревал новый Содом.

Человечество переживало кризис морали. Разобщенность социальных классов автор выразил с помощью разделения иконы на отдельные сюжеты. С приходом Иисуса в жизни людей появилась вера. Мессия объединил людей из разных слоев общества, достатка и образования.

рождество христово икона

Почитание и празднование

День памяти иконы отмечают, как и Рождество, 7 января. Это второй по важности православный праздник после Пасхи. Ему предшествует сорокадневный пост. Накануне в церквях проходит Всенощное бдение, а в день Рождества — праздничная служба. Затем наступает святочная неделя.

О чем просят перед иконой

В образе «Рождество Христово» больше символизма, чем чудотворного значения. Он предназначен для восхваления и благодарения Господа за искупление человеческих грехов, за возможность обрести вечную жизнь.

К праздничной иконе обращаются для укрепления духа и пробуждения радости. Образ возвращает к истокам духовной чистоты, напоминает о семейных ценностях, дарит ощущение сердечной теплоты и света. Поэтому перед иконой могут молиться те, кто в светлый праздник испытывает жизненные затруднения, пребывает в угнетении или вдали от дома и церкви.

Икона «Рождество Христово» наполняет души верующих особой надеждой и радостью, которые они посылают Господу в молитвах. И чудо свершается по любым потребам:

  • обретение семейного счастья;
  • примирение супругов, родственников;
  • исцеление от болезней;
  • получение финансовой поддержки.

Праздник Рождества приходится на начало года, поэтому к иконе могут обратиться те, кто ищет новый путь в жизни, стремится к духовному обновлению, искуплению и возрождению.

рождество христово икона

Как расположить образ в доме

По православной традиции, для икон обустраивают специальное место — Красный угол. В старину при строительстве дома, в первую очередь, намечали его расположение — хозяин должен стоять лицом на Восток. В стенах, образующих Красный угол, проделывали окна, чтобы святые образа стояли в самом освещенном месте дома.

В современных домах и квартирах для икон отводят место в восточной части комнаты. Их располагают в гостиной, спальне, кухне. Образа ставят на специальной многоярусной полке – киоте. Большой иконостас обычно размещают в гостиной, а в остальных комнатах ставят отдельные иконы.

Для одиночного образа вешают маленькую полочку или ставят его на комод, столик. Иконы можно вешать на стену, но тогда неудобно зажигать перед ними свечи, и атрибутику придется хранить отдельно. В киоте иконы, лампады, спички и ароматические масла будут собраны вместе.

Как располагать иконостас и одиночные иконы:

  • отдельно от предметов декора, семейных фотографий;
  • не ставить рядом телевизор, компьютер;
  • не вешать на стену среди живописи;
  • можно расположить в нише, алькове с занавеской.

Соседство икон с книгами не желательно. На столик рядом с иконой можно положить Библию, жития святых, молитвенник. Но не следует превращать в иконостас полки с художественной и специальной литературой.

Неподходящее место для святых изображений — стена в коридоре. Расположенные в ряд иконы напоминают картинную галерею, а не домашний храм. Им нужен тихий уголок, а не суетный проход.

рождество христово икона

Иконы на киоте расставляют по старшинству сверху вниз:

  • на самой верхней полке — Святая Троица;
  • ниже – иконы Богородицы и Спасителя, по бокам — изображения архангелов;
  • на следующих полках ставят образы тезоименных покровителей, святых угодников, мучеников и преподобных.

Икону «Рождество Христово» можно поставить ниже икон Богородицы и Иисуса Христа. Для украшения кладут расшитые белые полотенца и ставят живые цветы. Роза — символ Девы Марии.

Православные тексты

Перед образом Рождества Христова в церкви и келейно читают традиционные праздничные гимны.

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!

рождество христово икона

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Задостойник

Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.



Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды — Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей. 

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый». Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

иконография Рождества образы и смыслы праздника

Мы на пороге одного из самых важных и ожидаемых событий — Рождества Христова. Понять иконографию этого великого праздника и узнать, как появились и что означают основные сюжеты иконы Рождества, какие персонажи со временем исчезли с нее, а какие, наоборот, появились, нам поможет искусствовед Мария Нецветаева.

— Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника. Но ранние изображения были сделаны еще в раннехристианский период — первые шесть веков христианства. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное Предание, в том числе апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Первые образы Рождества Христова, которые сохранились до наших дней, отличаются от знакомых нам сегодня икон.

В Риме находится прекрасный храм Санта-Мария-Маджоре V века, где сохранилась мозаика, отражающая важные события евангельской истории — Благовещение, Рождество Христово, избиение Иродом младенцев и другие.

Нам приходится ссылаться на римские изображения, а не византийские, потому что к VIII веку Византия была охвачена иконоборческими спорами, которые привели к безжалостному уничтожению икон. Этот по-настоящему страшный период в истории Церкви продлился 120 лет. Один из императоров-иконоборцев, например, сочинял стишки и выжигал их на лицах у иконопочитателей. Но при этом его жена стала той женщиной, благодаря которой состоялось торжество Православия, и икона навсегда вернулась в храм.

Повитуха Саломея

На мозаике V века Рождество Христово изображено не совсем привычно для нас. Младенец Христос восседает на царском троне, но в простых одеждах. За троном изображены четыре Ангела, над Христом горит Вифлеемская звезда.

Двух женщин справа и слева мы, скорее всего, сразу не узнаем. Женщина в простых и традиционных одеждах — это не Богоматерь, хотя именно так Дева Мария чаще всего выглядит на привычных нам иконах. Здесь Богородица сидит по правую руку Христа и одета как настоящая императрица: в самом лучшем для того времени одеянии, расшитом золотом и драгоценными камнями, голова украшена жемчугом, а в ушах большие серьги.

Тогда что за женщина находится по левую руку Христа? Это повитуха Саломея. Она упоминается в христианских апокрифах как повивальная бабка, присутствовавшая при рождении Иисуса Христа.

Эта история не войдет в богослужебное повествование, потому что ничто не должно нас отвлекать от главной мысли — родился Сын Божий, Спаситель мира. Но ее история очень интересна.

Когда Божией Матери пришло время родить, Иосиф начал искать повитуху. В иудейской традиции женщина, принимавшая роды, должна была принадлежать к религии роженицы.

Когда Иосиф обращается к Саломее, она узнает, что он не муж Марии, а только обручник. Для молодых воспитанниц храма обручниками становились пожилые мужчины, которые до замужества забирали их в свой дом. У них было общее имущество, но не было общего ложа. Потому Саломея смущается, слыша, что Иосиф не муж, а обручник. Иосиф пытается оправдаться и говорит, что всё происходящее — удивительно. Но во время родов Саломея все-таки сомневается, упрекает Божию Матерь и… в этот момент перестает чувствовать свою левую руку. Исцеление Саломея получает лишь после исповедания своих сомнений и от прикосновения к Спасителю. На мозаике мы видим, что рука Саломеи лежит обездвиженная на белом полотенце.

Сегодня это не знакомый нам сюжет, но в свое время Саломея очень часто встречалась на изображениях Рождества Христова. Совсем недавно в археологических сообществах появилась новость о завершении раскопок на могиле Саломеи, в одной из пещер в районе Вифлеема. В ее гробнице найдено большое количество керамических лампадок, что указывает на почитание Саломеи верующими христианами.

К слову, только к IX веку ее фигура исчезнет с икон.

Волхвы

Волхвы на мозаике тоже выглядят необычно — в узких лосинах, коротких халатиках и замысловатых шапочках. Именно таким в то время был придворный костюм в Персии.

К слову, такие шапочки повлияют затем и на монашеское облачение. Например, настоятельница монастыря в Полоцке носит не обычный клобук, а немного завернутый. Такой головной убор носила на Ближнем Востоке Евфросиния Александрийская — святая покровительница преподобной Евфросинии Полоцкой. Отсюда и на белорусских землях появился такой замысловатый головной убор.

Волхвы, спешащие за звездой, символизируют языческие народы, которые примут христианство. Их изображения встречаются уже на надгробных плитах в катакомбах.

волхвы мозаика

В стихире на литии звучит: «Волхвы, персидские цари, познав ясно, что на земле родился Царь Небесный, светлой звездой ведомые, достигли Вифлеема, неся отборные дары: золото, ладан и смирну; и павши, поклонились: ибо Вечного увидели в пещере лежащим как Младенца».

Поклонение волхвов занимает важную роль в иконографии Рождества Христова, потому что изначально христианство проповедуется и принимается именно язычниками. Отсюда понимание того, что каждый из нас подобен волхву, который, увидев Вифлеемскую звезду, пошел за ней, увидел Богомладенца, поверил в Него и принял Крещение.

Иосиф

История Иосифа печальна на фоне всеобщей радости и ликования. Он — благочестивый человек, праведник, для которого самое главное в жизни — исполнять закон Божий. И вот, взяв деву из храма, он находит Марию беременной. Всё, что происходит, для Иосифа непонятно и страшно, прежде всего из-за нарушения закона. А ведь закон в тот момент — самое главное в религии.

На мозаике Иосиф стоит в углу. Он отходит в сторону, не зная, что делать со всем случившимся, как записать Марию и новорожденного Младенца. Он полон горести и скорби, когда весь мир ликует о рожденном Господе.

Сердце Иосифа смягчается и успокаивается лишь после явления Ангела. Тогда он берет Марию с Младенцем Христом и бежит в Египет. Для Иосифа любовь становится превыше закона: он боится обидеть Божию Матерь и причинить Ей вред. Это важный и трогательный момент.

Также Иосиф часто изображается в позе античного мыслителя, как, например, на одной из ампул VI–VII вв., служивших паломникам для святой воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы.

ампула Монцы

Ампула Монцы. VI–VII вв.

Иаков, брат Господень

Иаков сопровождает престарелого отца Иосифа в Вифлеем, а затем вместе с семьей бежит в Египет. Юридически он становится для Богомладенца братом, так как Иосиф записал Христа своим сыном.

Интересно, что, несмотря на то что Иаков был рядом с момента рождения Иисуса и видел столько чудес, он не стал одним из 12 апостолов. На служение он был призван только среди 70 апостолов. Став первым епископом Иерусалима, он принял мученическую смерть в 62 году н.э.

икона Иакова брата Господня

На следующий день после Рождества Церковь вспоминает царя Давида, праведного Иосифа и Иакова, брата Господня. Им посвящена отдельная служба.

Вол и осел

У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел. К слову, западная традиция «потеряла» вола и осла, а православная не утратила этих персонажей.

Очень быстро они занимают одно из главных мест. Начиная с IV века без них не обходится ни одно изображение Рождества. Иногда даже изображение этого праздника сводилась к изображению Христа, вола и осла.

Животные символизируют исполнение пророчества Исайи: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1: 3). Вол и осел увидели и узнали в Младенце Бога.

Эти животные не просто так занимают место около Господа. Человек, оказавшись по другую сторону яслей, должен решить, знает ли он Господа своего.

Младенец Иисус Христос

На любой иконе Рождества центром всегда становится Богомладенец — родившийся и воплотившийся Господь. Он самый маленький на иконе, но самый важный.

Младенец лежит спеленатый. Пелены Его должны напомнить нам о других пеленах в жизни Господа — о саване, в который Он будет завернут после крестных страданий и смерти.

Рождество Христово — это начало, первый шаг к нашему спасению, поэтому всё дальше и дальше на пеленах делается акцент. Темный фон пещеры и контрастные, белые пелены Христа показывают разницу жизни с Господом и без Него.

В стихире на стиховне поется: «В этот день рождает Дева Творца всего. Эдем приносит Ему пещеру и звезда показывает Христа — Солнце, — пребывающим во тьме».

Вифлеемская звезда

Звезда на иконах, как правило, изображается как обычная звезда. Но иногда можно встретить ее изображение в виде Ангела на коне или Ангела, который держит звезду в руке. Такое символическое изображение подчеркивает чудесную, а не астрологическую природу звезды.

изображение Рождества с ангелом на коне

Пещера и ясли

В жизни Христа было две пещеры: в одной Он родился, а в другой — воскрес. В момент рождения Христос лежит в пещере в яслях, в момент смерти — на могильной плите. Алтарная часть также всегда вынесена за периметр храма и, как правило, полукруглая, — как напоминание о пещере.

Но как в пещере оказались ясли для родившегося Царя царей? В то время на Ближнем Востоке пастух в поисках травы уходил со стадом далеко от своей семьи. Найдя пастбище, он оставался там несколько дней, ночуя в ближайшей пещере. Пастух всегда первым заходил в пещеру и проверял, нет ли там льва или другого дикого зверя, то есть рисковал жизнью ради стада. Затем в пещере устраивалась кормушка для дополнительного корма. Через какое-то время пастырь со стадом возвращался к своей семье, а в пещере оставались ясли — оборудованная кормушка для других пастухов.

трон Максимиана

Трон Максимиана. Фрагмент середины VI в. Архиепископский музей в Равенне

Со временем изображение яслей меняется. Уже на кафедре Максимиана, выполненной в 530 годах, мы видим в яслях отверстие. Здесь ясли — это напоминание не только о каменной плите в погребальной пещере, но и о престоле в православном храме. Так как престолы долгое время были каменными, в них высекалось специальное отверстие для мощей святых. Практика вложения мощей перед освящением престола стала обязательной на VII Вселенском Соборе (7 правило). Но из иконографии Рождества мы видим, что такая практика появилась значительно раньше.

Пастухи

Ангелы в Ветхом Завете обычно приходили с вестями о смерти или наказании, поэтому диалог с пастухами начинается со слов: «Не бойтесь!» Пастухи символизируют народ Израиля, тех, кто принял благую весть.

Кто-то из пастухов играет на свирели, ведь Рождество Христово — великий праздник, когда наконец заканчивается рабство греху.

фрагмент иконы с ангелами и пастухами

Ангелы

Изображение Ангелов в верхней части икон Рождества Христова получило широкое распространение с VIII–IX вв. Причем количество их постепенно росло: если сначала изображались несколько фигур, то постепенно в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа.

Ангелы являются пастухам, чтобы рассказать о великом чуде — в городе Давидовом родился Спаситель. Ангелы ликуют о будущем спасении человечества. Всё воинство небесное славит Господа.

Ангелы изображаются на иконах как византийские воины. Лента на голове Ангела напоминает диадему, которую носили знатные римские и византийские граждане.

Богоматерь

На иконе Рождества Божия Матерь, как правило, лежит рядом с Младенцем Христом. Уже с VI века Она лежит на овальном матрасе — переносном ложе византийского типа. До этого Она в основном изображалась сидящей, что было связано с традициями античного искусства.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова. 8 января по новому стилю христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

икона с изображением Собора Богоматери

Подготовила Мария Котова

05.01.2023

Икона Рождества Христова всегда узнаваема. В ней на плоскости гор торжественно разворачивается действо, происшедшее в пещере Вифлеема. Евангелие говорит о событии, которого тысячелетия ожидал человеческий род, поэтому в иконографии рождественского цикла изображаются те, кто отозвался на призыв Божий: праведный Иосиф, пастухи (пастыри), иногда на иконе изображается праведная Елисавета с младенцем Иоанном Крестителем, а также ветхозаветные пророки. В стремительном беге скачут волхвы, торжественно воздевая персты и указывая в том направлении, где совершилось чудесное Рождение, либо смиренно, «с тихостью» подходят к пещере Рождества. Изображение благовествующих ангелов венчает образ.

Икона Рождества изобилует подробностями: в одной композиции объединены Пресвятая Дева с яслями, сцены омовения Иисуса Христа, поклонение пастухов и волхвов. В русских иконах Рождества иконографический канон в большей степени выражался не столько в обязательном присутствии тех или иных персонажей, сколько в ритмическом строе изображений: на иконах несколько композиций – старец Иосиф в молчаливом собеседовании с пастухом, повивальные бабки вокруг купели с Младенцем, пастухи, внимающие ангелам. Горки, которые заполняют всю плоскость иконы, играют роль объединяющего сюжет орнамента. В середине горы – темная или даже золотая пещера, а затем горы вздымаются, являя на своих утесах ангельское воинство.

Праздник Рождества Христова – одно из центральных событий в жизни христианской Церкви. Сначала Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением Господним. Греческое слово «Епифания» (Богоявление) понималось в смысле явление Бога во плоти. Отдельное празднование Рождества Христова появляется с IV века и очень быстро распространяется; к концу столетия празднование Рождества и Крещения Господня отделяются друг от друга. К этому времени появляются одни из первых изображений Рождества Христова. Мы видим их в росписи римских катакомб, в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и даже на стеклянных сосудах (ампулах) для освященного масла. Основа иконографического сюжета – тексты Евангелий от Луки и от Матфея.

Иконография Рождества Христова связана с местом Рождения Иисуса Христа. В IV веке императрица Елена воздвигла на этом месте базилику, потому что пещера Рождества была реликвией и стала местом паломничества.

Пещера как особое место по-разному отображалась в иконографии Рождества Христова. Иногда навес над Младенцем Христом изображается символически, обрамляя центральную группу. При этом стойло для скота пишется по знакомым представлениям в связи с незнанием обычаев палестинской жизни – это замечание касается и раннего периода развития иконографии, и позднейших икон ремесленного письма. Иконные изображения всегда отображали в себе и богословские размышления. Литургическую тему в иконах Рождества Христова видели и святые отцы, и исследователи иконографии. В VI веке базилика Рождества после пожара перестраивается, и с этого времени в ней появляется алтарь для совершения Литургии. В памятниках византийских и русских ясли Младенца иногда изображались в форме ящика, сложенного из камня, и осмысливались как престол. А купель для омовения Младенца нередко писалась похожей на Евхаристическую Чашу. Вообще, несложно заметить на многих иконах связанность изображений с богослужебными текстами. Связь иконы с богослужением делает более радостным ее прочтение: «Вифлеем, готовься, да устраиваются ясли; пещера, принимай: Истина пришла» (стихира 1 часа, русский текст).

Ясли осмысливались как престол, а купель для омовения нередко писалась похожей на Евхаристическую Чашу

Пресвятая Дева, склонив голову, наблюдает за омовением Младенца. В памятниках древнехристианского периода Она представляется сидящей. Такое положение Пречистой Девы показано в полном соответствии с учением о безболезненном рождении Ею Христа. Для нас же привычны иконы с изображением лежащей Богоматери. Богородица на ложе – образ того, что Христос «с человеки поживе», и Его Рождество совершилось в человеческой истории.

В подобном же смысле стоит понимать следующую подробность изображения Рождества: омовение Младенца в купели двумя женщинами. Сцена омовения, почти неизвестная по памятникам древнехристианского периода, нашла обширное применение в Византии. Изображение повивальных бабок само по себе не служит признаком чудесного безболезненного рождения, но парадокс в том, что оно вводится в композицию именно для доказательства такого рождения. В рассказе Протоевангелия Иакова о Рождестве Христовом говорится о том, что Иосиф нашел повитух, они расспросили его о роженице и поначалу не поверили чудесному Рождению. У повитухи Саломии за неверие отсохла рука, но после поклонения Младенцу она исцелилась. Предание об этой повитухе проникло и в позднейшую византийскую и русскую обрядность. В святцы Саломия не вошла, но иногда иконописцы над ее головой изображают нимб, а иногда надписывают имя.

Изображение повивальных бабок вводится в композицию именно для доказательства чудесного рождения

Вокруг яслей Младенца Христа первоначально изображались Пречистая Дева, а также вол и осел. Основанием для их изображения в сцене Рождества служит пророчество Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1: 3). Святитель Григорий Нисский, упомянув об укладывании Младенца в ясли, говорит о развернутом ветхозаветном пророчестве: оно касается и самого события Рождества Христова, и всех действующих лиц. Вол, по его мнению, означает иудеев, а осел – язычников. В соответствии с этой мыслью, первые явились на поклонение Родившемуся в лице пастырей, вторые – в лице волхвов.

Особый персонаж икон Рождества – праведный Иосиф. На многих ранних изображениях Рождества Христова праведный Иосиф задумчиво сидит рядом с яслями или поодаль, оперевшись на посох; хлопоты, связанные с рождением Младенца, словно его не касаются, потому что его душу занимает тайна величайшего события. Пастыри и праведный Иосиф держат в руках посохи: пастыри – пастушеские, а Иосиф – посох путника, так как в Вифлееме он был пришельцем. Пастухов обычно двое – юноша и старец, из которых первый часто поддерживает второго. Старец, как правило, одет в козлиную шкуру. Последняя черта особенно распространилась в русской иконографии. Один из пастухов играет на рожке.

Поклонение волхвов принадлежит к числу тем, наиболее распространенных в искусстве древнехристианского периода. Богоматерь изображается сидящей с Младенцем на руках; Младенец иногда простирает руку к дарам волхвов. Сами волхвы похожи то на дарителей, то на просителей: иконописцы всегда стремились показать их безмерную веру и почтение. Традиция изображать именно трех волхвов появилась под влиянием евангельского повествования о трех дарах, принесенных волхвами. В памятниках византийских и русских волхвы обычно держат в руках сосуды или ящики, в которых находятся золото, ладан и смирна (злато – как дар царю, ливан – как дар Богу, смирна – как дар Человеку, Который умрет за грехи людей). Имена волхвов обозначаются в памятниках чрезвычайно редко и по-разному. В русской иконописи отдельное изображение поклонения волхвов почти не было распространено, в поздних же иконах это изображение входит в состав сложных икон Рождества Христова.

Волхвы похожи то на дарителей, то на просителей: иконописцы всегда стремились показать их безмерную веру и почтение

Славословящие ангелы составляют необходимую часть сложных композиций Рождества Христова. Ангелы не летят, а стоят на горах, потому что Христос родился и теперь «с человеки ликуют ангелы», а также для выражения той мысли, что славословие имело место как на небе, так и на земле: ангелы изображаются или простирающими руки к небесному сегменту, или приникающими к пещере, в которой находятся ясли с Младенцем.

Звезда над изображением Рождества Христова объединяет композицию, где бы она ни находилась, над яслями или в небе. На звезду волхвам указывают ангелы. По мнению святых Феодора Студита и Феофилакта Болгарского, волхвам указывал путь ангел, принявший образ звезды. Иконописные и живописные памятники вторят этому толкованию: иногда на них изображается ангел со звездой в руках.

Неповторимая черта иконографии Рождества Христова – непосредственность передачи этого евангельского события в сочетании со множеством подробностей, со значительными иллюстрациями богослужебных и евангельских текстов.

Смысл праздника всегда глубоко интересовал богословов, и учащиеся современных православных гимназий и воскресных школ с большим интересом изучают этот глубокий, но такой понятный и близкий уму и сердцу сюжет: на иконах Богоматерь молится, праведный Иосиф размышляет о Чуде Рождества Христова, пастыри ликуют – люди веселятся.

Уже почти две тысячи лет иконописцы пишут иконы и фрески посвященные Рождеству Христову. Иконография праздника весьма «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, упоминаемые в Евангелиях от Луки и Матфея, а также эпизоды из Священного Предания. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его. Вы увидите спеленатого Младенца в яслях, Его омовение, Богоматерь, Звезду, Иосифа, животных у яслей. А также поклонение Богомладенцу волхвов, простодушных пастушков и торжествующих Ангелов.

Читаем икону праздника Рождества Христова

В Русском церковном искусстве среди лучших примеров изображения события Рождения Иисуса Христа в Вифееме — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Изучим икону из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают кисти Андрея Рублева и датируют 1410-е годами.

Икона Рождества Христова в Иконостасе Благовещенского собора Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, икона Рождества Христова в праздничном ряду отмечена стрелкой

Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так… Даже самые маленькие атрибуты дают  «ключи» к их пониманию. Какие же, что хотел поведать святой иконописец современникам и потомкам? Давайте разбираться, разглядывая каждую деталь. 

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Волхвы — мудрецы, пришедшие, вероятно, из Персии. В действительности они прибыли в Вифлеем
только через год или два после рождения Спасителя. Царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего
соперника, велел солдатам убить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое
узнал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы принесли Младенцу дары: золото — как Царю, ладан — как Священнику,
и смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть

Описание

То, что Евангелие сообщает нам через слух, икона праздника Рождества Христова показывает через изображение.

А что же вещает нам икона?

Пещера и горы

Икона в верхней части показывает: Небесный мир —  Ангелы и мир людей и поверхность земли — горы, и преисподнюю — пещеру которая предвозвещает нам кончину Христа. Здесь Он рождён и погребён. Пещера символизирует мрак жизни без Бога, именно в этот ад сошёл Создатель, чтобы рассеять эту тьму.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос. А холмистость и неровность земной поверхности, напоминающие движение морских волн, толкуют как волнительное и радостное ожидание  встречи с творцом природы.

Богородица

Богородица — в центре композиции иконы. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Пресвятая Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение указывает на то, что рожденный Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богоматери к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

Звезда

Вверху иконы — полукруг неба с изображенной звездой, из которой  исходит луч. Именно звезда указала место рождения Спасителя волхвам и пастухам. Поэтому она сосредотачивает внимание персонажей и определяет ось композиции, а луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».

Рождественская Звезда фрагмент иконы Рождества ХристоваРождественская Звезда. Фрагмент иконы Рождества Христова

Звезда здесь также символ сил природы, которым поклоняются язычники. И она ведёт магов к поклонению Истинному Богу, как поется в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Ясли

Св. Иоанн Златоуст говорит, что ясди изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов. А вообще, ясли — это корыто для скота — символ пищи, ведь Мессия пришёл дать Себя в пищу нам, людям, которые через грехи дошли до скотского состояния, чтобы мы вкусив Его Плоти и Крови обожились, уподобились Богу.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи:

Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.

Пастухи

Первыми из всех людей узнавшие о Рождении Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Потом Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Чуть выше изображается и благовестие им Ангела.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Волхвы 

Волхвы пришли поклонится Богомладенцу значительно позже. О них говорит только один евангелист — Матфей. Восточные мудрецы увидели Младенца и его Мать уже в доме, а не в пещере, Младенец уже не лежал в яслях. Пологий спуск, по которому скачут волхвы, возможно означает, что они в пути.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Исследователи предполагают, что волхвы могли прийти к Младенцу на поклонение в течение временного промежутка до 2 лет. От евангелиста Матфея мы знаем, что царь Ирод приказал избить младенцев до двух лет после того, как волхвы, не возвратившись к нему, вернулись к себе на родину. Конечно, Ирод исходил только из того, что выведал  о времени явления звезды.

Ангелы

Ангельское воинство представлено в верхней части композиции, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Ангелы у яслей с младенцем

Ангелы с руками, покрытыми тканью рядом с яслями, — этот образ отсылает нас к воспоминанию рождественских событий на литургии. Во время проскомидии священник поминает всех — и живых, и умерших — членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладываетих вокруг главной — Агничной —просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем накрывает эту просфору звездицей (вифлеемской звездой) и покровцом.

Икона Рождества Христова в деталях

Омовение Младенца

Омовение Младенца, представленное внизу, вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Купание совершают две женщины. Одну повитуху, согласно Преданию пригласил в пещеру праведный Иосиф. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании:

Праведный Иосиф

Праведный Иосиф смущенный известием о беременности Девы Марии изображен в левом углу композиции. Фигура старичка рядом с Иосифом вызывала и вызывает у исследователей множество споров.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком).

Специалист по иконописи иеромонах Амвросий (Тимрот) утверждает:

Особенности иконографии:

  1. Фон иконы играет важную роль — золотойь символизирует цвет Царствия Божия, Божие присутсвие, неземной свет горнего мира, цвет вечности и благодати.
  2. Ясли похожи на гроб, а младенческие пелены – на погребальные: Господь рождается, чтобы быть принесенным в жертву.
  3. Фигура Богомладенца  – самая маленькая по размеру  – символ бесконечного умаления Бога.
  4. Матерь Божия, напротив, превышает в масштабе людей, гор и даже Ангелов — что символтизирует Богородицы возвеличивания: родив Богочеловека, Она стала превыше всех Ангелов и Архангелов.
  5. Фигура Младенца Христа точно повторяет контуры тела Богородицы: словно только что отделился от Ее лона, и даже еще не лег до конца в ковчег яслей — Господь берет начаток природы от Матери.
  6. Фигура Пресвятой Девы распложена по диагонали, соединяя Собой небольшую фигуру прав. Иосифа с Ангелами в правом углу. Богородицею было преодолено разделение земного и небесного, людей и Ангелов.
  7. Внижней части композиции между Иосифом со старичком и сценой Омовения Младенца — овечки и деревья — характерная черта русских икон, которые  не любят пустоты.

Широко известный текст Троицкой летописи о росписи Благовещенскогог собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, исследователи толковали как указание на то, что и икона Рождества Христова выполнена теми же авторами. Однако сотрудник Музеев Московского Кремля A.A. Щенникова в 1980-х годах, исследуя письменные источники, выяснила, что первый иконостас Благовещенского собора сгорел в пожаре 21 июня 1547 года вместе с внутренним убранством храма.

Сравним два шедевра

Но до утраты эта икона послужила образцом для многих списков. Почти полной копией, исследователи называют икону Рождества Христова, найденную в Звенигороде, там же, где и знаменитый Звенигородский чин, который специалисты считают одним из шедевров Андрея Рублева. Скорее всего, что эта икона была написана учениками прославленного иконописца. Ныне её хранит Третьяковская галерея.

Икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, домовой церкви русских царей. Андрей Рублев, 1410-е годы.

Икона из Звенигородского чина, который специалисты считают одним из шедевров Андрея Рублева. Скорее всего, икона написана учениками прославленного иконописца.

Рассмотрите также: Икона праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы под микроскопом

Галерея икон праздника Рождества Христова

В 79 правиле VI Вселенского собора Церковь повелевает считать «божественное рождение от Девы, как состоявшееся без семени, безболезненным» (Деяния Вселенских соборов 1996. с. 293).

Узнайте также: При каких обстоятельствах состоялось чудесное пришествие в мир Христа, или Что такое Рождество

Изначально считалось, что в изображения Рождества Христова безболезненность передается позой Девы Марии, которая не возлежит, как обычные роженицы, а восседает на ложе: такая иконография встречается еще на раннехристианских саркофагах . Однако на Руси утвердился вариант с возлежащей Богоматерью и с повитухой, обмывающей Младенца.

Икона Праздника Рождества Христова. Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.

Поклонение вохвов. Катакомбы

Рождество Христово и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, Рим.

Богомладенец. Репродукция фрески из Московского Сретенского монастыря

Рождество Христово. Акафист. Икос 4 «Слышаша пастырие Ангелов поющих…» Дионисий, XIV в., Россия. Ферапонтов монастырь, церковь Рождества Богородицы.

Рождество Христово, XVIII век, Болгария

Рождество Христово, фреска. Каппадокия

Рождество Христово. Греция. Современная фреска

Рождество Христово. Сербия, современная икона

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия

Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостолов в Печском монастыре. Сербия. XIV в.

Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Икона праздника воздвижения креста господня
  • Икона праздник рождество христово
  • Икона праздник рождества христова
  • Икона праздник крестовоздвижения
  • Икона покрова пресвятой богородицы история праздника