Икона праздники воскресение христово

Икона «Воскресение Христово» – одна из старейших святынь православия. Какое значение несет в себе образ Воскресения Господнего, о чем моляться перед иконой. Подробное описание иконы «Воскресение Христа».

Содержание

  • Основа иконографии праздника 
  • Описание и значение икон «Воскресение Христово 
  • Где разместить Воскресенскую икону дома? 
  • В чем помогает образ 
  • Молитва иконе
  • Молитва Святой Пасхе

Воскресение Христово (или Пасха) – это самый значимый христианский праздник. Его пышно отмечает треть всего населения нашей планеты. Пасха знаменует окончание великого поста со всеми вытекающими. В этот день полагается радоваться, славить Господа, вкусно кушать и проводить веселые поединки на крашеных яйцах. 

Икона «Воскресение Христово» – это визуальное описание событий, легших в основу этого великого праздника. Ее можно считать застывшим в образах фрагментом Евангелия, который описывает воскрешение и вознесение Христа, а порой – и все двунадесятые праздники сразу. 

Основа иконографии праздника 

Спустимся вниз по лестнице истории примерно на две тысячи лет. Не будем вдаваться в подробности и сложные аспекты теологии, а просто опишем события того времени на языке, понятном простому обывателю. Естественно, придется сделать некоторые допущения, ведь первоисточники порой противоречат друг другу. 

Вера в воскресение и вознесение Христа является фундаментом христианской религии. Это событие прямо подтверждает Божественную сущность Спасителя и постулаты Ветхого Завета, говорящие о скором пришествии Мессии. 

Итак, в день, который сейчас называют страстной пятницей, Иисус Христос был предан и распят на кресте, где он и принял мученическую смерть во имя всего человечества. Тело Спасителя было передано его тайным ученикам Иосифу и Никодиму, которые облачили его в плащаницу и положили в гроб, установленный в близлежащей пещере. 

Первосвященники, знающие о пророчестве Христа и его обещании воскреснуть на третий день, приказали запечатать гроб и поставить возле него стражу. Они опасались, что апостолы выкрадут тело и оповестят о ложном чуде воскрешения. Однако ночью стражи услышали страшный гром, увидели сияющего Ангела Небесного и бежали в страхе. 

Утром воскресения, следующего после субботнего покоя, женщины, впоследствии прославившиеся как жены-мироносицы, отправились к гробу Христову, дабы подготовить тело учителя к погребению. 

Пришедшая первой Мария Магдалина увидела, что гроб пуст, а пелены аккуратно сложены. Она побежала в город, оповестила о случившемся апостолов Петра и Иоанна и привела их в пещеру. Таким образом, они тоже стали свидетелями чуда. 

У пустого гроба осталась лишь рыдающая Мария. Но тут ей явились ангелы, а вместе с ними и Спаситель, которого женщина поначалу приняла за садовника. Однако потом она узнала Учителя и побежала оповестить всех о чуде. 

После этого Иисус несколько раз являлся людям во плоти. Его видели жены-мироносицы, апостолы и абсолютно посторонние люди – согласно Евангелию их было более полутысячи человек. И только на 40-й день после воскресения Господь вознесся на небо к отцу своему, а еще через десять дней апостолы получили дары Святого Духа и понесли новое учение по всему миру. 

Даже ученики Христа не сразу уверовали в его телесное воскресение: они думали, что видят лишь его дух. Но, как говорится в Евангелии, Иисус преломил хлебы и вкусил земную пищу, так что сомнения в его реальности отпали. 

Краеугольный эпизод воскресения Христа описывается во всех четырех канонических Евангелиях и различных апокрифических сказаниях. Естественно, он отображается и в православной иконографии. 

Описание и значение икон «Воскресение Христово 

Воскресение Господне изображается очень по-разному. Например, наиболее древние православные иконы этой тематики отсылают нас к сюжету сошествия Иисуса Христа в ад. Считается, что Господь побывал в преисподней на второй день пребывания в гробу (то есть, в субботу) и вывел оттуда души праведников, в том числе, и Адама и Еву. Попутно Иисус сокрушил и низвергнул сатану и забрал у него ключи от рая. 

Этот эпизод описывается в сборнике «Страстей Христовых», не каноническом Евангелии от Никодима и прочей апокрифической религиозной литературе. Официальная православная церковь не отрицает того, что Иисус действительно спускался в ад, так как это квинтэссенция религиозного постулата о спасении душ человеческих. 

Итак, первые Воскресенские иконы сосредоточены именно на сюжете сошествии Спасителя в преисподнюю. Они всегда очень сложны по исполнению: помимо центральной фигуры Христа, на иконе изображаются Адам и Ева, множество праведников (часто с подписями на нимбах), иногда – повергнутые бесы и сатана. 

Существует несколько основных изводов этого эпизода: 

  • Иисус держит за руки Адама и Еву и устремляется вверх. 
  • Спаситель спускается за грешниками (прослеживается движение вниз). 
  • Фронтальное изображение Христа, стоящего между Адамом и Евой и держащего их за руки. 

К эпизоду сошествия Иисуса Христа в ад обращались многие русские иконописцы прошлого. Его часто писал Дионисий, преподобный Андрей Рублев и его многочисленные последователи. 

В канонических Евангелиях эпизод сошествия Христа в ад упоминается лишь косвенно, поэтому в современной Воскресенской иконографии отсылка к нему символична. 

Как правило, преисподняя изображается лишь как черный зев, разверзшийся у стоп Спасителя. Иногда присутствуют скрещенные грубые доски с гвоздями, лежащие у его ног – это остатки адских дверей, которые разрушил Иисус. Существуют и разночтения в отношении персонажей, изображенных на иконах, точнее, отсутствует прямая отсылка к образам Адама и Евы, как известно, совершившим первородный грех и давшим начало роду людскому. 

Перед современными иконописцами, желающими изобразить воскресение Христа, стоит сверхсложная задача. Дело в том, что собственно этот момент никто не видел, да и непосильно подобное зрелище для ока людского. Поэтому на современных образах, как правило, визуализируют события, произошедшие после воскресения Господня. 

Очень часто воскресший Иисус Христос изображается таким, каким его узрела Мария Магдалина, но, опять же, с допущениями. Если она его восприняла сначала как обычного садовника, то на Воскресенских иконах Иисус предстает перед нами во всем сиянии славы. Перепутать его с обычным человеком очень сложно. 

Как правило на таких, Иисус предстает перед нами попирающим ногами гроб или камень. Иногда в композицию вписывается и облачко – символ вознесения, состоявшегося сорока днями позднее. 

Подобные изводы часто дополняются другими персонажами. Почти на всех иконах присутствует два ангела, почтенно склонившихся у стоп Христовых. Иногда мы можем увидеть стражников, лежащих в великом страхе, а также фигуру Марии Магдалины и двоих апостолов. 

Такие изображения хоть и встречаются в православной иконографии Пасхи, но более характерны для католицизма и протестантизма. В православии более распространены иконы, описывающие события, произошедшие позднее. Как правило, это встреча Христа с женами-мироносицами и Апостолами. 

Огромной популярностью на Руси пользовались иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками. По сути, они служили визуализацией Евангелия, повествующей о соборе великих православных праздников: в центре располагалось собственно Воскресение, его окружали двенадцать клейм с соответствующими сюжетами. Этакий церковно-художественный календарь! 

Воскресенские иконы, описывающие сошествие Иисуса Христа в ад, глубоко символичны. Начнем с того, что Бог, воплотившийся в человека, способен презреть смерть и сойти в саму преисподнюю за каждым из нас. 

Образы Адама и Евы – это символы всего человечества, ведь по христианским канонам именно они были нашими общими предками. Они ослушались самого Бога, за что были изгнаны на землю и стали смертными. То есть, на них лежит вина за первородный грех, давший начало всем остальным. 

Господь отстрадал на кресте за все человечество, начиная с перволюдей. Несмотря на это, он милостиво прощает каждого из нас, берет за руку и ведет в Царствие Небесное. Он способен извлечь человека из самой пучины грехопадения и повести за собой к Свету. Во время Второго Пришествия Бог снова снизойдет за праведниками, а грешников ожидает Страшный Суд. 

Иконы, созданные по сюжетам апокрифических сказаний, крайне редко признаются официальной православной церковью. Тем не менее, «Сошествие Иисуса Христа в ад» занимает видное место в Воскресенской иконографии и признается не только старообрядцами. 

Где разместить Воскресенскую икону дома? 

Искренне верующему человеку определенно стоит иметь Воскресенскую икону у себя дома. Как правило, подобные образа устанавливают в домашнем иконостасе на нижней полке, под центральной парой Иисуса Христа и Богородицы. 

Вновь растет популярность Воскресенских икон с двунадесятыми праздниками. Так как они очень многосюжетны, имеет смысл приобрести большую икону соответствующего извода и повесить ее отдельно на стене, подальше от мирских картин и телевизора. Вы получите визуальный православный календарь, которому можно читать акафисты по соответствующим праздникам, а при желании – и просить о помощи в молитвах. 

В чем помогает образ 

Искренняя молитва Воскресенскому образу помогает, прежде всего, осознать суть христианской веры и понять, что путь к спасению открыт для каждого из нас самим Богом. 

Перед иконой можно просить буквально обо всем, что не пойдет во вред другим людям. К ней часто обращаются за помощью в: 

  • исцелении себя и близких, 
  • укреплении в вере, 
  • выборе правильного решения, 
  • избавлении от уныния и тревоги, 
  • наставлении на путь истинный себя и других. 

А можно просто искренне верить и славить Господа – и он ниспошлет нам желаемое без лишних слов, ибо ведает все помыслы людские. 

Молитва иконе

Воскресная песнь:  Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

О чуде Воскресения Господня стоит вспоминать не только в преддверии Пасхи, когда пора печь куличи и красить яйца. Это эпохальное событие положило начало новой религии, определило ход истории на много тысячелетий вперед и дало каждому из нас самую главную Веру, Надежду и Любовь! 

11.04.22

Христианская иконопись призвана нести в мир изображение святых ликов, рассказывать о важнейших событиях, описанных в библейском писании, и ключевых моментах истории становления церкви. Икона с изображением воскресения Христова, отражающая главное Божественное таинство, имеет особое значение в православии. Существует несколько иконописных вариантов, каждый из которых показывает людям могущество Сына Господа и суть подвига спасения человечества.

Содержание

  • 1 Описание и значение классического образа
  • 2 Современные варианты иконы
  • 3 О чем просят перед иконой
  • 4 Текст молитвы перед образом

Описание и значение классического образа

На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.



Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.

В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.

Ухищрения лукавого не остановили Господа. Спаситель разрушил стены и забрал ключи от врат, за которыми томились человеческие души.

Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.

воскресение христово икона

Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.

Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.

На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.

Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.

Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.

Современные варианты иконы

Помимо классического изображения, иконописцы воплощали в работах иные сюжеты, символизирующие события пасхального дня.

воскресение христово икона

Существуют следующие варианты икон, посвященных воскрешению Христа:

  1. Изображение воскресшего Иисуса, возносящегося над землей и держащего за руки первородных грешников – Адама и Еву. Икона показывает, что Господь вывел всех, кто последовал за Ним, из тьмы на свет.
  2. Изображение момента явления Христа сущим во аде. Спаситель удерживает за руки Адама и Еву, а у Его подножия во тьме ангелы усмиряют бесов.
  3. Изображение Христа во время движения сверху вниз за теми, кто ожидает спасения.

В современной иконописи таинство Воскресения изображено в виде восставшего Христа в момент выхода из пещеры, где Он был похоронен. Иисус, озаренный ярким светом, предстает перед стражниками, которые почтительно склоняют свои головы вниз. Часто на иконах изображают преклоняющихся перед Христом ангелов. Правой рукой Спаситель благословляет склонившихся, а в левой руке несет знамя, на котором изображен крест. Знамя символизирует победу вечной жизни над смертью.

На большинстве иконописных полотен живописный сюжет преподносят на золотистом фоне, свидетельствующем о торжестве Божественной силы над злом и тьмой, о несокрушимой мощи Всевышнего.

О чем просят перед иконой

Перед иконой Воскресения Христова верующие молятся о помощи в сложных житейских ситуациях, о разрешении физических и духовных страданий. Часто к образу обращаются те, кто чувствуют истощение физической силы и душевное опустошение.

воскресение христово икона

Чтение молитвы перед святыней помогает молящимся:

  • исцелиться от телесных болезней;
  • обрести душевное равновесие;
  • избавиться от грусти и уныния;
  • вразумить близких, сошедших с пути истинного.

Перед святыней молятся родители с просьбами о том, чтобы Господь помог образумить их чад, вступивших на греховный путь, и спасти неокрепшие души.

Молиться у иконы Воскресения Господня также принято в светлый праздник святой Пасхи, вспоминая о муках, жертве Иисуса и воспевая Его за спасение и благодать.

Текст молитвы перед образом

Чтение молитвы перед святыней обладает особенной силой. Главные условия – истинная вера в Бога, чистота помыслов, благие намерения совершаемых деяний и соблюдение православных устоев. Искреннее обращение верующего человека, всецело уповающего на Господа, будет услышано на Небесах.

воскресение христово икона

Верующие обращаются за небесной помощью и благодатью перед изображением таинства Воскресения Спасителя со следующими словами:

«Да воскреснет Господь, и все его враги рассеются, убегут все ненавидящие Его. Все Бесы исчезнут подобно дыму, подобно тому, как плавится воск от огня. Перед любящими Бога и экзаменующимися крестным знамением погибнут все дьявольские силы.

В радости и надежде все верующие восклицают: Радуйся, Чтимый и Животворящий Крест Господний, ты силою на тебе распятого Господа нашего любимого Иисуса Христа прогоняешь нечисть всякую. Сам Великий Господь наш Иисус Христос сошел в ад и изничтожил дьявольскую силу и даровал нам Тебя, Честный Крест, который поможет отогнать от нас всякого врага.

О, Чтимый и Животворящий Крест Господний, помоги мне верующему и молящемуся, помоги мне со Святою Богородицею и со всеми небесными святыми. Аминь».



Воскресение Христово — центральное событие евангельского благовестия, один из главных иконографических сюжетов.

Воскресение Христово.

Воскресение Христово

Интересно, что в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах.

Воскресение Христово. Сербская икона

Воскресение Христово. Сербская икона

Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу.

В Православной Церкви иконой Пасхи считается икона, называемая «Ανάστασις» – «Воскресение Христово», к которой в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад».

Воскресение Христово. Сербская фреска

Воскресение Христово. Сербская фреска

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово.

Воскресение Христово.

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово. Греческая икона

Воскресение Христово. Китайский образ

Воскресение Христово. Китайский образ

Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, является такой же зримой реальностью, как и свет Фаворский в иконографии Преображения Господня.

Греческая икона

Икона архимандрита Зинона

Воскресение Христово 1-я половина XV века. Нижний Новгород, художественный музей.

Воскресение Христово 1-я половина XV века. Нижний Новгород, художественный музей.

Коптская икона

Коптская икона

Коптская икона

Коптская икона

Китайская икона

Китайская икона

Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии

Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии

Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г.

Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г.

Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.

Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.

Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. М. А. Врубель. 1887 г.

Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. М. А. Врубель. 1887 г.

Воскресение Христово. Рафаэлино дель Гарбо

Воскресение Христово. Рафаэлино дель Гарбо

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Гюстав Доре. Жены-мироносицы

Гюстав Доре. Жены-мироносицы

Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)

Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)

Джотто ди Бондоне. Noli me tangere — явление воскресшего Христа Марии Магдалине (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя)

Джотто ди Бондоне. Noli me tangere — явление воскресшего Христа Марии Магдалине (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя)

Уверение Фомы Греция. Начало XI в.

Уверение Фомы Греция. Начало XI в.

Сошествие во ад Начало XI в, мон. Осиос Лукас, Греция

Сошествие во ад Начало XI в, мон. Осиос Лукас, Греция

Сошествие во ад Средиземноморье. Середина XV в.

Сошествие во ад Средиземноморье. Середина XV в.

Уверение Фомы Дионисий и мастерская. 1500 г.

Уверение Фомы Дионисий и мастерская. 1500 г.

Воскресение Христово с праздниками Михаил Фунтусов. 1761 г.

Воскресение Христово с праздниками Михаил Фунтусов. 1761 г.

Воскресение Христово Плащаница. Россия. Конец XIX в.

Воскресение Христово Плащаница. Россия. Конец XIX в.

Явление Христа после Воскресения Сергей Карпычев 1910 г.

Явление Христа после Воскресения Сергей Карпычев 1910 г.

Уверение Фомы Афины. Греция. Начало XI в.

Уверение Фомы Афины. Греция. Начало XI в.

Ангел и жены-мироносицы. Витраж

Ангел и жены-мироносицы. Витраж

Эдвард Берн-Джонс. Воскресение

Эдвард Берн-Джонс. Воскресение

Елена Черкасова. Ангел и мироносицы

Елена Черкасова. Ангел и мироносицы

Читайте также:

Пасха — путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа

Редкие сюжеты в иконографии Воскресения Христова

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

На протяжении длительного времени образ Христа, который непосредственно воскресает в теле не использовался в православной иконографии. Как правило, если речь шла про Воскресение Христово, то икона изображала сюжет сошествия во ад, откуда Спаситель вывел всех грешников и святых. Такое изображение имело глубокий смысл, так как транслировало идею о даровании спасения всем и даже грешникам и представляло Христа не просто как того кто сумел воскреснуть, но и того кто сумел воскресить других к житию вечному в Царстве Небесном.

Сошествие во ад

Содержание

  1. Современные варианты иконы Воскресение Христа
  2. Уникальные особенности иконы
  3. Молитва перед иконой «Воскресение Христово»
  4. Молитва Святой Пасхе

Современные варианты иконы Воскресение Христа

Тем не менее, со временем появились и другие сюжеты, примерно с периода царствования Петра Первого икона Воскресения стала также изображаться с Христом, который предстает в ярком свете, а пред ним склоняются стражи, которые стояли у пещеры, где Он был погребен. По сути, передается евангельский сюжет.

На самом изображении часто присутствуют ангелы, которые склонились перед Господом. Позади Него видны темные своды пещеры, ложе и другие детали, в руке Он держит знамя как символ победы над гибелью, а другая рука простирается в молитвенном жесте.

Общим фоном является золотистый цвет, который подчеркивает торжественность данного события и говорит о божественности происходящего.

Такое написание иконы восходит к католической традиции. Тут образ является более художественным и менее символическим, для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть на изображение основных героев иконы.

Уникальные особенности иконы

Не существует описаний апостолами в Евангелиях как такового, поэтому икона является неизобразимой. Именно поэтому начальные варианты этого образа вообще были иносказательными, то есть предлагали зрителям различные аллегории. Наиболее распространенным вариантом был святой Иона, который наподобие Господа, проведшего три дня во гробе, провел три дня в чреве кита.

Выход из гроба

Также могла изображаться как икона Воскрешение Христа, которая говорит о сошествии во ад. Об этом сказано ранее. История этого сюжета бралась из апокрифа от Никодима, который постепенно стали использовать ортодоксы в собственных потребностях.

Вообще в православии икона считается застывшим Евангелием, соответственно, изображать апокрифы не совсем приемлемо. Однако, такие образы как, например, икона Воскресения Христово с праздниками постепенно вошли в церковный обиход. Они стали частью традиции почитания великого чуда, которое явил Спаситель.

Как правило, в описание данного сюжета включается три основных композиции:

  • Христос выходит из гроба;
  • Явление женам-мироносицам;
  • Сошествие во ад.

Первые два сюжета были популяризированы и изначально использовались в католической традиции. Там они часто выглядят как картины.

Как вариация может использоваться композиция Воскресения Христово с двунадесятыми праздниками – такая икона представляет собой Евангелие в сжатой форме, ведь каждый из главных церковных праздников указывает на самое значимое событие из биографии Христа и Богоматери. Такая икона выполняется с клеймами, то есть небольшими изображениями, которые располагаются по периметру от остального.

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа и дают надежду верующим.

Икона Восвресение с клеймами

Весьма интересным является образ с мироносицами, то есть женщинами, которые пришли натереть миром тело Христа. Они не обнаружили его во гробе, только его одежды, таким образом в иконе дается только намек на главного героя. Также там часто изображается ангел, наличие которого подчеркивает особое значение ситуации.
В чем помогает икона Воскресение Христово

Значение этого образа огромно, и оно указывает на возможность выбора рая каждым верующим. Поэтому легко понять, что  икона Воскресение Христово помогает обрести истинную веру и нацелиться на самую высшую надежду, которая только может быть у православного христианина – снискать Царствие Небесное.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Воскресная песнь:  Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение — на центральном аналое (так называется подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника. В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада.

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе — она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

Икона Сошествия во ад

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

— Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

— В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

— Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты — едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

— Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это — сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это — персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

— Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

— Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это — створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки — это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов — стоящими на сломанных досках.

— Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), — золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

— Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен — символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, — обвисшая и слабая. Это тоже символ — символ невозможности спасения без Бога.

Икона Сошествие во ад

Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов — в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.

Икона Воскресения Христова

В XVII — XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста — эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

— Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

— Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

— Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику — Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.



В Русской Православной Церкви иконой праздника Воскресения Христова стал образ «Сошествие во ад» Господа Иисуса Христа. Иконография праздника создавалась для события, очевидцев которого на земле не было. При этом сюжет иконы «Воскресение Христово» – один из наиболее распространенных в истории Церкви. Литературной основой иконографии «Сошествия во ад» является апокриф, так называемое Евангелие от Никодима. Это сочинение приписывается тайному ученику Христову Никодиму (см.: Ин. 7: 50). В XVI веке святитель Макарий полностью переработал русский перевод книги Никодима и включил его в свои Великие Четьи-Минеи. 

Исторические композиции, наглядно иллюстрирующие евангельские тексты о явлениях Воскресшего Спасителя, часто встречаются в храмовой росписи, располагаясь регистрами (ярусами) события после Воскресения Христова. Изображение Ангела, благовествующего стоящим у пустого гроба мироносицам о Воскресении Христа, на протяжении нескольких столетий оставалось в византийской иконографии единственным образом Воскресения. Затем сцена явления Христа женам-мироносицам встречается в росписях вместе с композицией «Сошествие во ад».

2.jpg

Воскресение Иисуса Христа исторически было представлено несколькими сюжетами: «Явление Ангела женам-мироносицам» и «Явление Христа Марии Магдалине». Икона «Сошествие во ад» отражает богословское содержание события Воскресения, которое мыслилось как победа Христа над адом и смертью. Исторические изображения Воскресения, подобные «Спящим воинам у храма-ротонды Воскресения Христова», не могли раскрыть эту тему. 

Иконография «Сошествия во ад» как образ Воскресения получила законченную форму к X веку. Христос стоит на крестообразно сложенных адовых вратах. Внутри в расщелине горы – замки и ключи от ада. Рядом с Христом иногда помещается указывающий на Него святой Иоанн Креститель со свитком в руке, это соседство основано на «Слове Евсевия о сошествии во ад святого Иоанна Предтечи». Неизменно выделяются из числа прочих святых цари и пророки Давид и Соломон. Постепенно, к XIII–XIV веку, вводится большое число персонажей: Авель с пастушьим посохом; множество праведников, которые выходят из саркофагов слева за Адамом, цари и пророки; в пещере ангелы связывают сатану. Чаще всего по обеим сторонам Иисуса Христа высятся горы, но иногда изображаются и постройки. 

Икона «Сошествие во ад» отражает богословское содержание Воскресения как победы Христа над адом и смертью

К XVII веку получает распространение иконография «Восстание Христа от гроба», и икона «Сошествие во ад» постепенно вытесняется этой композицией. Следуя западноевропейским гравюрам и живописным полотнам, художники изображают обнаженного Христа в препоясании, парящего над гробом с хоругвью в руке. Мандорла, которая передавала идею силы и славы Господа, заменяется изображением неявного облачного сияния или вовсе опускается. Иногда Спаситель представлен с разведенными в стороны руками, как бы показывая язвы от гвоздей.

3.jpg

Тогда же, в XVII столетии, появляется усложненная иконография Воскресения Иисуса Христа, в которой изображаются по вертикальной оси «Сошествие во ад», «Восстание Христа от гроба», Вознесение Христово и Троица Новозаветная. В эту композицию вводятся многие дополнительные сюжеты, которые также изображаются в среднике, то есть в центральной части иконы, – такие как «Петр у пустого гроба», «Явление на море Тивериадском», «Явление Воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе в Эммаусе». 

В центре композиции «Явление Луке и Клеопе» – Иисус Христос; по сторонам от Него сидящие ученики, позади служанка, глядящая из проема двери и подающая слугам блюда с едой, а также слуги. Совмещение центральных персонажей иконы с прислуживающими напоминает икону Троицы Ветхозаветной (преподобного Андрея Рублева) – и в этом нет ничего удивительного для позднего иконописания. В создании произведений часто использовались знакомые иконографические схемы, например, сидящий в пустыне Илия пророк с посохом узнаваем в иконе «Всех скорбящих Радость» в виде сидящего старца с палочкой.

В культуре XIX века особое место занимают иконы Воскресения Христова с праздниками. Хотя такие образа существовали и раньше, именно в это время они получают повсеместное распространение. В роскошном исполнении они заказывались для храмов в качестве праздничных. И в то же время, приобретенные в семью, они служили домашним иконостасом. Известно, что жители владимирских сел заказывали образ Воскресения у разносчиков – офеней: на оборотной стороне иконной доски кратко записывался заказ и затем доставлялся адресату. Такие иконы, включавшие в себя все основные праздники, пользовались спросом: изображения нередко схематичны, но они достаточно напоминали о событиях евангельской истории.

4.jpg

В середине такого образа – средник с изображением Воскресения, а по периметру иконы – клейма с двунадесятыми праздниками. Порой средник очень мал: его размер всего раза в три-четыре превышает размер клейм, зато сюжетов становится очень много. Помимо двунадесятых праздников, здесь размещаются сюжеты со Страстями Христовыми или почитаемые иконы Богоматери. В качестве центрального изображения мог быть выбран любой вариант Воскресения Христова, но в позднейшее время особенно полюбился сюжет «Восстание от гроба», в котором Христос в светлых «блистающих» одеждах, а рядом – поклоняющиеся Ему ангелы.

В углах таких «домашних» икон могли быть изображения почитаемых святых: святителей Николая, Власия Севастийского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона. Встречаются также иконы с четырьмя евангелистами по углам образа. В храме Покрова Пресвятой Богородицы села Хомутово Московской области икона Собора всех святых (Святцы) имеет небольшое изображение Воскресения Христова в центре. Святые здесь расположены по месяцам, образ поделен на горизонтальные регистры. 

Христос в стремительном движении протягивает руки Адаму и Еве, которые тянут к Нему руки, но кисти рук показаны расслабленными. Нередко на иконах святые в предстоянии Христу изображаются с руками, покровенными в знак благоговения, – в иконе же Воскресения показана близость Христа человеку.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона «Воскресение Христово с праздниками».

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” — ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней — икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” – это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса–на–Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция — одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Светлое Христово Воскресение. Иконография

ФОТОГАЛЕРЕЯ

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории – Воскресения Христова – обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию – его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами «Воскресения Христова» называли те, где изображалось сошествие во ад или явления Христа по Воскресении, а так же явление ангела мироносицам у Гроба Господня.

Светлана Липатова. К иконографии Воскресения Христова


Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.

Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.


Адам. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.

Адам. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.


Христос. Фрагмент сошествия во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.

Христос. Фрагмент сошествия во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.


Ева. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.

Ева. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.


Сошествие Христа во ад. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

Сошествие Христа во ад. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.


Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон

Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон


Сошествие Христа во ад. Монастырь Св. Екатерины на Синае. XIII в.

Сошествие Христа во ад. Монастырь Св. Екатерины на Синае. XIII в.


Сошествие Христа во ад

Сошествие Христа во ад


Сошествие Христа во ад. Государственный русский музей

Сошествие Христа во ад. Государственный русский музей


Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска

Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска


Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска

Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска


Воскресение Христово. Государственный исторический музей

Воскресение Христово. Государственный исторический музей


Воскресение Христово. Мозаика монастыря Неа Мони. XI в.

Воскресение Христово. Мозаика монастыря Неа Мони. XI в.


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.


Спящая стража у пустого гроба. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Спящая стража у пустого гроба. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.


Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.


Жены-мироносицы и ангел на гробе. Византийская миниатюра

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Византийская миниатюра


Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.


Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент


Жены-мироносицы сообщают апостолам о Воскресении Христовом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Жены-мироносицы сообщают апостолам о Воскресении Христовом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.


Жены-мироносицы перед Господом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Жены-мироносицы перед Господом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.


Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас. XI в.

Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас. XI в.

Православие.Ru
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Икона праздника воздвижения креста господня
  • Икона праздник рождество христово
  • Икона праздник рождества христова
  • Икона праздник крестовоздвижения
  • Икона покрова пресвятой богородицы история праздника