Икона складень двунадесятые праздники 19 век

ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ», ЛЕВАЯ ПОЛОВИНА, XIX В. Медный сплав, литьё, эмаль; 18,3 × 20,5 × 0,8 см #ИсторияОдногоЭкспоната В крещенский сочельник музей рад поделиться с

ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ», ЛЕВАЯ ПОЛОВИНА, XIX В.
Медный сплав, литьё, эмаль; 18,3 × 20,5 × 0,8 см
#ИсторияОдногоЭкспоната

В крещенский сочельник музей рад поделиться с вами историей о редком экспонате – четырёхстворчатом складне XIX века «Двунадесятые праздники». Его еще называли «большими праздничными створами». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.

Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, которое повествует нам о религиозной культуре старообрядцев. На протяжении двух с половиной столетий староверы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Постоянно перевозить на новое место большую храмовую утварь было затруднительно. Громоздкие иконы падали, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.

Расцвеченные многочисленными эмалями, иногда вызолоченные, эти «большие створы» становились настоящими путевыми иконостасами и вместе с молитвами странников впитывали в себя историю огромных староверческих семейств, целых согласий, скитавшихся на огромных пространствах от Австро-Венгерской границы до Забайкалья. Немало старороверов осело и на берегах Енисея. Большие створы отливались, наверное, самыми большими тиражами – путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья.

До нашего времени в полном четырехстворчатом составе дошли немногие иконостасы. Старообрядческие семьи разрастались, сыновья уходили на сторону, и когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. Поэтому в цельном виде праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты.

Экспонат из фондов МВЦ – это хорошо сохранившая левая половина складня «Двунадесятые праздники». Две прямоугольные створки, украшенные кокошниками – килевидными завершениями, отлиты из медного сплава и содержат следы синей и белой эмали, заполняющей пространство между контурами рисунка. На створках в каноничном порядке нанесены изображения десяти иконографических композиций из Евангелия – больших православных праздников. 

На первой створе изображены Распятие Христово (в кокошнике), Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Вторая створа содержит сюжеты Троицы Новозаветной (в кокошнике), Сретения Господня, Богоявления (Крещения), Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Каждое изображение снабжено хорошо сохранившимися клеймами-надписями с названиями двунадесятых праздников православного календаря.

Два отсутствующих створа правой половины складня изображают Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово, Вознесение Господне (Сошествие во ад), Живоначальную Троицу и Успение Богородицы, а также Похвалу Богородицы и сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми.

Четырехстворчатые складни «Двунадесятые праздники» начали изготавливать в первой половине XVIII века в старообрядческой общине Выговской литейной мастерской в Поморье. Новые технологические приемы медного литья позволили изменить ранее существовавшую конструкцию: створы стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, в которые вставлялись штыри. Благодаря этому части складня заходили одна за другую, что позволило увеличить их количество с трёх до четырех. 

В XIX веке в Москве работали уже несколько мастерских литой медной пластики, выпускавших, в том числе, и складни «Двунадесятые праздники».

Источники:
1. Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI-начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : [Альбом]. М.: Интербук-бизнес, 2000
2. Священник Михаил Воробьев. Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники [Электронный ресурс] / Православие и современность. – 2008 – №9. – Режим доступа: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_6715 , свободный. – Загл. с экрана.
#железногорск#православие#культураатомныхтерриторий
#словонаэкспонате #музеигородовросатома
#затомузей#историяодногопредмета #православие#христианство#старообрядцы#музей


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Клейма первой створы:
1. Распятие Христово (в кокошнике);
2. Благовещение;
3. Рождество Христово;
4. Рождество Богородицы;
5. Введение Богородицы во храм.
Клейма второй створы:
6.Троица Новозаветная (в кокошнике);
7. Сретение Господне;
8. Богоявление (Крещение);
9. Преображение;
10.  Вход Господень в Иерусалим. 


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 40,8 × 0,8 см.
Из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства 
им. Андрея Рублева, Москва.
Фото интернет-ресурса
«Христианство в искусстве»
https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=3246


Фрагмент клейма второй створы складня «Двунадесятые праздники», XIX в.
«Богоявление Господа нашего Иисуса Христа».
Медный сплав, литьё, эмаль.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» в сложенном виде
Фото из сети Интернет.

Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):

Цитата:

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:



3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:

– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)

– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.

Подробнее о примерах:

№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Поморье, XVIII в.

№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

XVIII в. (?)

№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Москва, первая половина XIX в.

Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:

1. Распятие Христово (в кокошнике)

2. Благовещение

3. Рождество Христово

4. Рождество Богородицы

5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа:

6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)

7. Сретение Господне

8. Богоявление (Крещение Господне)

9. Преображение

10. Вход в Иерусалим

Третья створа:

11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)

12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)

13. Вознесение Господне

14. Живоначальная Троица

15. Успение Богородицы

Четвертая створа:

16. Похвала Богородицы (в кокошнике)

17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери

18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери

19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери

20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».

А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…

Question Дорогие участники, кто что может дополнить или поправить + реально ли что-то сказать по датировке?

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями – артефакт 19 века с изображением двенадцати главных христианских праздников и сцен поклонения чудотворным иконам Богоматери. Изготовлен с использованием техник литья и эмалировки из медного сплава и 6 эмалей.

В народе такие четырёхстворчатые складни называли «большими праздничными створами». Навершия створок артефакта имеют оригинальную купольную форму. На верхних медальонах каждой из створок представлены основные догматические постулаты христианства.

Данная композиция была разработана поморскими богословами-старообрядцами в 18 веке. Такой предмет являлся походным иконостасом, при этом он с большим изяществом воссоздаёт логику внутреннего устройства храма и иллюстрирует годовой цикл богослужений.

Изображения на створках отражают хронологию евангельского повествования, начиная с левой нижней композиции «Рождество Богородицы» (левый нижний угол левой створки).

Левая створка

В верхнем «купольном» медальоне сцена Распятия Христа. На фоне строений Иерусалима воздвигнут крест, на котором распят Иисус. Подле креста располагаются фигуры Богородицы, жены-мироносицы Марии, молодого апостола Иоанна Богослова и легионера Лонгина Сотника. Над крестом парит пара плачущих ангелов.

Праздники левой створки

  • Рождество Богоматери. Изображение праведной Анны (матери Богородицы), сидящей на ложе на фоне пышного убранства и принимающей дары.
  • Введение во храм. Трёхлетнюю Марию родители (Иоаким и Анна) привели в ветхозаветный храм, где она будет служить всё детство и отрочество.
  • Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о рождении Спасителя, для которого Она избрана Богом быть Матерью.
  • Рождество Христово. На ложе Дева Мария с младенцем Христом, слева – волхвы с дарами, чуть ниже – омовение младенца.

Вторая левая створка

Композиция изображает Новозаветную Троицу (Отечество). На небесном троне восседает Бог Отец – старец Саваоф и Бог Сын – Иисус Христос. Над ними парит Бог Духа Святого в виде голубя. Престол Святой Троицы окружён кругом славы из высших ангельских чинов – херувимов и серафимов.

Праздники второй левой створки (земная жизнь Христа)

  • Сретение Господне. Праздник принесения 40-дневного младенца Иисуса во храм. Младенца на руках держит старец Симеон Богоприимец, рядом с которым стоят Богоматерь, пророчица Анна и праведный Иосиф.
  • Крещение Господне. Христос по достижении 30-летнего возраста принимает крещение на реке Иордан от величайшего старозаветного пророка – Иоанна Предтечи.
  • Преображение. Великое преображение Иисуса на горе Фавор для укрепления веры избранных апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
  • Вход Господень в Иерусалим. Исполнение ветхозаветного пророчества, Иисус въезжает в ворота великого города верхом на ослице.

Третья створка (вторая справа)

Композиция в верхнем медальоне килевидного навершия содержит сюжет «Воздвижение Креста Господня». Сцена прославления Животворящего Креста. Патриарх Макарий на фоне трёхкупольного храма с помощью других священнослужителей воздвигает восьмиконечный Голгофский Крест для поклонения верующих. Близ него предстоящие фигуры молящихся царя Константина и царицы Елены.

Праздники третьей створки

  • Воскресение Христово (Сошествие во ад). В Евангелие нет описания Воскресения Христа, так как свидетелей совершения этого чуда не было, поэтому традиционно это событие изображается как сошествие Царя Славы во ад для спасения Адама, Евы и ветхозаветных праведников.
  • Вознесение Христово. Вознесение Христа на 40-й день после Воскресения. Вверху изображён Христос в Божественной славе (лучистая сфера), вокруг ангелы. Под Ним Богоматерь, ангелы и апостолы.
  • Святая Троица (Пятидесятница или Сошествие Святого Духа на апостолов). На 50-й день после Воскресения на земле произошло явление Третьего Лица Святой Троицы – Духа. Святой Дух дал апостолам «дар языков» для проповедования Учения в языческих городах и странах.
  • Успение Богородицы. Христос протягивает руки к Богоматери, лежащей на смертном одре. Он невидим для стоящих подле ложа апостолов, святителей и плачущих жен.

Четвёртая створка (правая)

В верхнем килевидном медальоне сцена «Похвала Богоматери». В центре композиции на троне восседает Богоматерь над которой изображен Спас Эммануил – воплотившийся Сын Божий. Богоматерь окружена ветхозаветными пророками.

Праздники четвёртой створки

  • Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. На фоне пейзажа и далёких зданий монастырей икона Богоматери Тихвинской, охраняющая северные рубежи Руси. Подле неё предстоящие святые в молитвенных позах: преподобные Александр Свирский и Кирилл Белозёрский – создатели северных монастырей. Ростовые образы: Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  • Поклонение иконе Богоматери Владимирской. На фоне кремля г. Москвы чудотворный образ Богоматери Владимирской. Вверху поясные образы Максима Блаженного и Василия Блаженного. Внизу ростовые образы московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.
  • Поклонение иконе Богоматери Смоленской. Икона изображена на фоне пейзажа и далёкой монастырской постройки. Смоленская Богоматерь – охранительница западных рубежей Руси. Икону окружают в молении вверху – Антоний и Феодосий Печерские (основатели Киево-Печерской лавры), внизу – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (основатели Соловецкого монастыря), а также преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (основатели московских и новгородских монастырей).
  • Поклонение иконе Богоматери Знамение. Похожий холмистый пейзаж с колокольнями на горизонте. Чудотворная икона «Знамение» – самая чтимая святыня новгородской земли. Вокруг иконы святые подвижники: Антоний Римлянин (основатель новгородского Антониева монастыря), святитель Леонтий Ростовский, преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, святой царевич Димитрий. Дополняет композицию предстоящих фигура Ангела Хранителя.

Складень украшен сочетанием 6 цветов эмали. Они нанесены несимметричными неравными секторами, повторяющими фоновый узор канавок. Преобладают голубые, белые и зелёные цвета. Жёлтая эмаль практически не использовалась (присутствует всего на 3-х элементах композиции складня).

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники» с шестью эмалями является редким коллекционным предметом (восьмая категория редкости). Несмотря на достаточно большое количество вариаций артефакта, его редкость определяется не иконографией, а цветами и сочетанием цветов эмалей.

Изделие находится в очень хорошем состоянии: металл имеет яркий латунный цвет, без потемнений и коррозии; плоскость и геометрия створок не нарушены, рельеф высокий без существенных следов бытования; сохранность эмалей более 85%.

Характеристики
Тип Складень
Основные образы Иисус Христос
Основной материал Медный сплав
Редкость Очень редкий коллекционный экземпляр [R8]
Состояние Очень хорошее [VF]
Государство изготовления Российская империя (1721-1917гг.)
Размер и вес
Высота, см 18.3
Ширина, см 42.2
Толщина, см 0.8
Вес, г 1233
Дополнительные характеристики
Альтернативные названия Большой праздничный створ
Дополнительные образы Божья Матерь, Лонгин Сотник, Жена-мироносица Мария, Иоанн Богослов, Праведная Анна, Праведный Иоаким, Архангел Гавриил, Иосиф Обручник, Новозаветная Троица, Бог Саваоф, Симеон Богоприимец, Иоанн Предтеча, Апостол Пётр, Апостол Иаков, Апостол Иоанн, Патриарх Макарий, Царь Константин, Царица Елена, Адам, Ева, Царь Давид, Царь Соломон, Авель, Адам, Ева, Благоразумный разбойник, Спас Эммануил, Александр Свирский, Кирилл Белозёрский, Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Блаженный, Василий Блаженный, Митрополитит Пётр, Митрополит Алексей, Митрополит Иона, Митрополит Филипп, Антоний Печерский, Феодосий Печерский, Преподобный Зосима Соловецкий, Преподобный Савватий Соловецкий, Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин Святитель Леонтий Ростовский, Преподобный Даниил столпник, Георгий Победоносец, Святой царевич Димитрий, Ангел Хранитель
Сюжеты Распятие Христово, Рождество Богоматери, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богородицы, Похвала Богоматери, Поклонение иконе Богоматери Тихвинской, Поклонение иконе Богоматери Владимирской, Поклонение иконе Богоматери Смоленской, Поклонение иконе Богоматери Знамение
Дополнительные материалы Эмаль
Количество эмалей 6
Цвета эмалей Белый, Голубой, Синий, Зелёный, Чёрный, Жёлтый
Техника изготовления Литьё, Эмалировка
Датировка 19 век
Уточнённая датировка Середина 19 века
Иконография 18 век
Регион обнаружения Московская область
Мастерская Нет данных

Меднолитая пластика — это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяя значение медных крестов, икон и складней в жизни русского народа, Ф.И. Буслаев, известный филолог и искусствовед XIX в., писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…» . Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII — XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.

Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»

Россия XIХ в.

Медный сплав, литье. 41×17,3

На трех створах в прямоугольных клеймах представлены праздники: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы в церковь, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы. На четвертой створе: Поклонение образу Богоматери Тихвинской с предстоящими преподобным Александром Свирским и преподобным Кирилом Белоезерским в верхнем ряду, Владимирской с предстоящими Максимом юродивым московским чудотворцем и Василием блаженным в верхнем ряду, московскими святителями Алексием, Петром, Ионой, Филиппом в нижнем ряду, Смоленской с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду и Знамение с предстоящими Антонием Римлянином, преподобным Леонтием Ростовским в верхнем ряду.

В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими (подпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа»), «Троица Новозаветная» (подпись: «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца»), Крестовоздвижение (надпись: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»), Похвала Богоматери (надпись: «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы»). С обратной стороны на одной из створа («Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня») находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудий казни на фоне Иерусалимских стен. Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим».

Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны, парные птичьи головки – генетически связаны с московскими гравированными листами (в частности, Леонтия Бунина).


Запись прочитали:
1 039

Тема Складень Двунадесятые праздники,19 век создана 29 апреля 2011 года в 18:26 на форуме Металлопластика.


Vadim2961

Vadim2961


город 48

город 48


Павру

Павру


taxapark

taxapark


ava

ava


vazgen

vazgen


Vadim2961

Vadim2961


ava

ava


Malihin1967

Malihin1967


Ptisa

Ptisa


kulus5555

kulus5555


Монах

Монах


kulus5555

kulus5555


Aventurero

Aventurero


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


lazer325

lazer325


Феникс

Феникс


Vadim2961

Vadim2961


lazer325

lazer325


taxapark

taxapark


lazer325

lazer325


(Надежда)

(Надежда)


SW1958

SW1958


Монах

Монах


Номад

Номад


(Надежда)

(Надежда)

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже.

Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

#1

складень_кв.jpg

Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий

#3

Воинам и странникам приходилось молиться в пути, а беженцы и узники вовсе не имели возможности попасть в храм. Поэтому, помимо переносных миниатюрных образков, существовали дорожные и карманные иконостасы. Складни — это старообрядческие переносные иконы. Створки складных иконостасов закрывались, и изделие становилось компактным.

Изначально мастера изготавливали трехстворчатые складни.

На них изображали двенадцать церковных событий, которые отмечали до и после Великой Пасхи. Праздники получили название двунадесятые. Створки соединяли шарнирами и украшали кокошниками — остроконечными вершинами. На кокошники всегда помещали сюжеты «Распятия с предстоящими», «Троицы Новозаветной», «Похвалы Богородице» и «Воздвижения Креста Господня».

#5

Складень Праздники 171-62.JPG

оборотная сторона.JPG

Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий (лицевая и оборотная сторона). Источник: ИГИХМ

#8

«Двунадесятые праздники» — иконостас начала XVIII века. Его еще называют «Большие праздничные створы». Утрачена крайняя левая створка, включающая пять композиций на библейские сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Рождество пресвятой богородицы, Введение во храм; Распятие с предстоящими (в оглавии). 

Согласно старообрядческой традиции, когда сыновья покидали отцовский дом и уезжали в собственные, иконостас разбирали на створки и отдавали в новую семью как оберег. Поэтому со всеми четырьмя створками сохранилось лишь немного иконостасов и часто встречаются отдельные створки праздничного складня.

Прямоугольные створки с широкими краями отливали из медного сплава и покрывали эмалью. На них в каноничном порядке наносили изображение 15 иконографических композиций из Евангелия. 

#4

На первую створку слева помещали «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Новозаветную Троицу». Центральной сценой средней створки было «Воздвижение Креста», а по сторонам располагались «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная» и «Успение Богородицы». На правой — иконы Богоматери с избранными святыми. 

Складень, изготовленный неизвестным мастером, украшен белой и темно-синей эмалью. На оборотной стороне средней створки в овальной форме отлиты Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. У креста находится череп Адама. На фоне растительного орнамента — иерусалимские стены и башни. Под острием кокошника надпись в восемь строк: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Посмотреть в Госкаталоге

Код товара: antik_2.9

Ширина(в раскрытом виде): 36,2см

Высота(в раскрытом виде): 15,8см

Материал: медный сплав

ПРЕДЛОЖИТЬ СВОЮ ЦЕНУ

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Наш складень как раз попадает под это определение.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):

Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм

Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим

Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Сошествие Святого Духа на апостолов
15. Успение Богородицы

Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

На обороте второй створы гладкий картуш в рамке со стилизованным растительным орнаментом, на обороте третьей створы изображен Голгофский крест в орнаментированной рамке-заставке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Икона сегодняшнего дня какой сегодня церковный праздник
  • Икона пресвятой богородицы нечаянная радость праздник
  • Икона праздники старообрядческая
  • Икона праздники серебро 84
  • Икона праздники мстера 19 век