Иконография праздника преображение господне

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам - те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

Иконография Преображение Господне
Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Иконография Преображения
Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru. wikipedia. org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне икона
Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

иконография Преображения Господня
Хлудовская Псалтырь, миниатюра «Преображение»

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Иконография Благовещения Господня
Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

  • Иконография Преображения Господня
    Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей
  • Иконография Преображения Господня
    Преображение Господне. Икона.
    Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
    Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.
  • Иконография Преображения Господня
    Преображение Господне. Икона.
    XVI в. Владимирская область.
  •  Иконография Преображения Господня
    Преображение Господне. Фреска.
    Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.
  • Иконография Преображения Господня
    Преображение Господне. Византийская икона XII в.
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
    Россия. Карелия. XVII в.
    Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
    Псков. XVI в.
    Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Иконография Преображение Господне
    . Преображение Господне. Фреска.
    Мирожский монастырь. Псков. XII в.
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона.
    Греция. XVI в.
    Местонахождение — Канада. Монреаль. Частная коллекция
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона.
    Россия. XVI в. Находится в частной коллекции
  • иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона.
    Россия. Великий Новгород; XVI в.
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Псковская икона.
    XVI век
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Мозаика.
    Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.
  • Иконография Преображение Господне
    Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
    Первая половина XVI в.

Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

Фреска так называемой «Стрятанная церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Икона. Кон.XVIII - нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

 Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 - нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Читайте также:

Что поется в храме на Преображение?

Преображенские истории владыки Саввы

Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа

Преображение как победа, или НЕ ЖАЛЕЙ СЕБЯ!

Преображенская история

Страшное Преображение? Мысли о Празднике

Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В середине шестого века в монастыре святой Екатерины на Синае была создана мозаика, которая стала прототипом всех изображений Преображения Господня. Она почти дословно иллюстрирует евангельское событие. В центре композиции — Христос в сияющих белых одеждах, по сторонам от него — пророки Моисей и Илия, перед ними распростёрлись ниц апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Фигуры изображены на золотом мозаичном фоне. Он символизирует благодатный Божественный свет, который пронизывает и преображает всё мироздание.

Второе ключевое событие Преображения — момент, когда гору Фавор осенило светлое облако, из которого раздался глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Это прославление Спасителя передаётся на иконах и мозаиках живописными средствами. Всю фигуру Христа окружает многослойный голубой ореол, он имеет форму миндаля, по-латыни — мандорлы. Это — нетварный свет Божественной славы, видимый только духовными очами.

Со временем на иконах Преображения Господня появились другие символы. Они более подробно иллюстрировали евангельский текст и придавали изображениям новую смысловую глубину. Часть пространства иконы теперь занимали отвесные скалы. На горе Фавор, где по преданию произошло Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но в иконографии они символизируют собою крепкую веру и духовное восхождение каждого христианина.

Позы апостолов, упавших ниц перед величием увиденного, приобрели большую выразительность. Кто-то из учеников прикрывает в страхе глаза, кто-то всем телом вжимается в землю. Это аллегория той слабости и неготовности человека к тому чтобы предстать перед Господом, чтобы лицезреть духовными очами нетварный Фаворский свет.

Собеседники Христа изображаются в соответствии с принятым каноном, они наделены своей индивидуальностью. Илия предстаёт перед нами как старец, а Моисей — как молодой мужчина. Иногда сюжет обрастает подробностями и внутри иконы Преображения появляются дополнительные рисунки-клейма. На них ангелы выводят Моисея из гроба, а Илия на облаке переносится с неба. Ведь Моисей умер, а Илия был взят живым в Царствие Небесное. Иконописец словно говорит нам, что для Господа нет мертвых, но все живы. Встреча Моисея и Илии в день Преображения — это прообраз будущей встречи живых и мертвых в день Второго Пришествия Христова.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Мы знаем из Евангелий, что они беседуют со Спасителем о предстоящих Ему Крестных страданиях. Кроме того, на иконе изображается, что окружающие скалы поросли деревьями. Это также напоминает нам о Крестном Древе Спасителя, о Его грядущей искупительной жертве. Таким образом Преображение становится важным этапом на пути к голгофскому подвигу Христа.

Иногда рядом с иконой Преображения появляются ещё два сюжета: Христос с учениками, поднимающиеся на Фавор и спускающиеся с горы Преображения. Спаситель указывает Петру, Иакову и Иоанну на оставшуюся внизу долину. Господь направляет апостолов на служение миру.

«Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!». Так звучит тропарь праздника в переводе на современный русский язык. А икона Преображение Господне продолжит раскрытие евангельской темы. Как изображали событие художники и иконописцы — в нашей статье.

Феофан Грек?

От центральной фигуры Спасителя исходит три голубых луча, ослепляющие апостолов. На фоне горок: в середине — Иоанн, стремительно падающий вниз головой, справа — Иаков, приклонивши колена, закрывает рукой глаза. И лишь Петр обращён ликом к любимому Равви, он изображен слева с поднятой левой рукой, видимо, дерзновенно произносит знаменитые слова:

Встреча человека с Фаворским Светом — вот что интересно иконописцу, который превосходно передает человеческое потрясение от увиденного, пережитого. Пророки Илия и Моисей изображены приносимыми на облаках, также присутствуют сцены восхождения и сошествия Христа с учениками с горы Фавор. Такова икона празднику Преображение Господне.

Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Материал: Дерево, темпера. Датировка: начало XV века (1403?) Материал: Дерево, темпера. Иконописная школа или художественный центр. Мастер круга Феофана Грека. Московская Размеры: 184 см* 134 см. Место хранения: Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство

Ранее искусствоведы предполагали, что праздничную икону написал в начале XV века Феофан Грек для одного из пяти домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси — для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отвело авторство Феофана Грека, как и художников его мастерской. Ныне икона числится произведением «неизвестного иконописца».

Андрей Рублев?

Ещё одно знаменитое прочтение Преображения. Икона начала XV века из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля. Круг Андрея Рублева (?). На обратной стороне иконы есть авторская роспись. Ученые выяснили: она сделана в XVI-XVII веках. Это дает повод думать, что писал не Рублев, а один из его учеников или последователей.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

 Слова искусствоведа В.И. Лазарева о шедевре, который приписывают Андрею Рублеву:

  • Читайте также:
  • Троица — знаменитая икона Андрея Рублева

Первые изображения Преображения Господня

Мозаика конхи апсиды собора в монастыре святой Екатерины на Синае. Её сотворили тоже в VI веке по заказу императора Юстиниана. Как видим, на христианском Востоке другая иконография — здесь изображены не символы, а человеческие фигуры Спасителя его учеников и пророков. Прототипом последующих икон Преображения считается эта иконография. 

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Мозаика VI в. из монастыря св. Екатерины (Синай), VI век.

Иконография и смысл

Постепенно сложилась иконография праздника, основанная на Евангельских текстах. Рассмотрим детально икону рубежа XIV-XIV веков из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Что написано на иконе и что это означает с точки зрения богословия.

Что значит икона Преображение Господне

1. Ангелы приносят Илию и Моисея на гору Преображения 2. Мандорла — круг света вокруг Иисуса Христа — символ Его Божественной славы. 3. Лучи света, исходящие от фигуры Спасителя — образ света Преображения. 4. Пророк Илия 5. Пророк Моисей со скрижалями Завета  («Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей» — пишет о значении явления главных пророков Ветхого Завета св. Иоанн Златоуст. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, а Илия был взят на небо живым). 6. Христос с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднимаются на гору. 7. Господь со свидетелями Преображения спускаются с горы. 8. Апостол Иоанн 9. Апостол Иаков (Ослепленные Светом Преображения, ученики Иисуса лежат ниц, закрывая руками глаза). 10. Апостол Петр, простирая руку, смотрит на Христа, готовясь произнести: «Наставник! хорошо нам здесь быть». 11. Скалы на иконе — образ крепкой, как камень, веры и символ духовного восхождения верующего к Богу.

Старинные

Другие древние изображения события Преображения.

Икона Преображение Господне

Преображение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. XII век.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Мозаика собора монастыря Неа Мони на остове Хиос. Середина XI века.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Византийская мозаическая икона XII века из собрания Лувра.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин. Рубеж XI-XII веков.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII – начало XIII века.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Икона из праздничного ряда иконостаса монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение. Миниатюра из рукописи «Теологических сочинений» византийского императора Иоанна VI Кантакузина. 1370-75, Национальная библиотека, Париж.

Знаменитые в России

Фреска, датируемая 40-ми годами XII века. Вид на конху апсиды и восточный рукав креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века.

Псковская фреска Преображение Господне

Справа и слева от композиции Преображения – восходящие и сходящие с Фавора апостолы со Христом.

Ниже размещена икона Преображения, которую датируют серединой XIX века.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Иконография: Преображение Господне  XIX в. Середина XIX Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры 40,5 см*33,7 см  © Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

Здесь сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. В верхней части иконы в облачном сегменте – Господь Саваоф.

Далее фотография того, что сохранилось от росписи северной стены Успенского собора во Владимире. В XX веке роспись Успенского собора во Владимире приписывали иконописцу Андрею Рублеву.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Около 1408 г.

Ниже представлена икона Преображения, которую бережно хранит © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». В музей образ поступил из деревни Покшеньги Пинежского района Архангельской области.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVIII в. 1729 г. Иконописец: Зубов Иван.  Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры: 73,8 см* 69,3 см

Христос изображен на фоне славы с разведенными в стороны руками.  По сторонам от Христа на боковых вершинах стоят пророки Моисей (справа) и Илия (слева). В верхних углах пророки изображены на облаках, сопровождаемые ангелами. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков.  Скалы и облака насыщены Фаворским светом.

Следующее изображение из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. Отреставрирована икона Л.А. Мироновой в 1993 году.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение Господне Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 72 см, ширина 63,7 см

На вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок — апостолы.

Икону Преображения Господня хранит и © Ярославский художественный музей.

23 знаменитых изображения события Преображения Господня - иконы, фрески, мозаики и картины

Преображение Господне XVII в. 1670-е гг. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры: 73,9 см* 60,2 см Икона из праздничного чина.

Как художники рассказывают о празднике Преображения

Художников интересует Бог и человек. Джованни Беллини (1455 г.) изобразил апостолов смятенными. Паоло Веронезе разделяет Христа и учеников плотным облаком — ведь Преображение не принадлежит этому миру. 

Картина Преображение

Художник Паоло Веронезе. Преображение. Фреска из собора г. Монтаньяна (1555 г.)

Рафаэль Санти

Член Союза художников России, художник и исследователь Александр Таиров настаивает на том, что Рафаэль Санти написал только верхнюю часть знаменитой картины «Преображение Господне»:

Даже дилетанту бросается в глаза грубость исполнения нижней части.

Преображение Господне Рафаэль Санти

Рафаэль Санти «Преображение Господне» (1518 — 1520). Дерево, масло. 405 x 278 см. Пинакотека Ватикана, Рим, Италия

Именно внизу художник показал учеников, безуспешно пытающихся изгнать беса из отрока.  Может поэтому так, потрясает контраст между Царством Небесным и миром?

Последнее произведение Рафаэля Санти — во всех отношениях драматическое. Во-первых, идея объединить два евангельских рассказа, следующих друг за другом. Во-вторых, сама история написания.

Рафаэль приступил к работе над созданием «Преображения» в 1518 году. Внезапная лихорадка унесла жизнь великого художника в день его рождения. Ему исполнилось 37 лет. Рим оплакивал своего любимца. Ещё за день до смерти (6 апреля 1520 года) — автор работал над картиной. А день спустя тело художника разместили для прощания в Пантеоне… вместе с картиной. Говорили, что лик Христа — последнее, что вышло из-под кисти знаменитого итальянского мастера.

И вывод как завещание:

Иконография Преображения возникла под влиянием евангельского повествования. Спасителю, пришедшему помолиться на гору с апостолами, явились пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о грядущих страданиях и тайне Воскресения. Одежды Спасителя сделались белыми, как снег, а апостолы в страхе упали (см.: Мк. 9: 3) На иконах вверху горы помещаются Спаситель и пророки, иногда – на отдельных горных вершинах. Согласно одному из прочтений образа, Христос и пророки стоят на Фаворе, Хориве и Синае. С вершины горы Фавор видна гора Ермон, покрытая временами шапкой снега: некоторые духовные писатели считали, что Преображение произошло именно там, а не на Фаворе. Фавор порой изображается покрытым богатой растительностью, что отражает настоящий вид этой горы: на ней и сейчас растут травы, цветы и деревья. На Фаворе при царице Елене был возведен храм, а впоследствии устроен монастырь. В XIX веке началось восстановление этого храма, освятили его в 1862 году. Помимо центрального престола в честь Преображения, здесь были устроены приделы в честь пророков Моисея и Илии. 

Преображенские храмы нередко строились в русских монастырях. Знаменитые северные монастыри – Валаамский и Соловецкий – посвящены празднику Преображения. В Дивеево по заповеди преподобного Серафима Саровского был выстроен Преображенский собор. По словам святых отцов, на Фаворе апостолы увидели проявление нетварных Божественных энергий, воспринятых ими как сверхъестественный свет. Подвижники связывали Божественную благодать, получаемую путем молитвы и подвига, с этим нетварным Божественным явлением или «нетварными энергиями». Преподобный Серафим учил о приобретении Святого Духа, сравнивая это делание с земными стяжаниями, «куплей житейской», но при этом вознося душу слушающего человека к небу. Интересно, что в истории монашества образ горы, восхождения на гору был связан с преображением человеческого естества. Церковь Преображения венчает гору Афон, да и про сам Афон говорят, что для насельников горы он является Фавором.

В истории монашества образ горы, восхождения на гору был связан с преображением человеческого естества.

Строго и лаконично отражает икона суть Евангельского рассказа о событии, когда Христос взошел на гору Фавор: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). Иконографическая схема вполне устойчива и различается лишь в нюансах. Соответственно этим словам, на иконе Спаситель представлен в белых одеждах, вокруг Него сияние – белая или же голубая мандорла; ее форма бывает разной: например, в виде перекрещивающихся ромбов. На иконе «Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников» Федора Телегина 1838 года (Ярославский художественный музей) «слава» вокруг Спасителя не овальная, а круглая, золотисто-желтая, подобная солнцу. 

О надмирности происходящего говорит то, что Христос изображен на самой вершине горы и иногда едва касается ее ногами, а также изображение Горнего Иерусалима, которое иногда появляется в русской иконе, например, в Ярославской. В небесном сегменте изображается благословляющая рука как отображение слов Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17). 

Пророки изображаются так же, как и апостолы, – в хитонах и гиматиях, но иногда Илия одет в милоть (плащ мехом наружу) из козьих шкур. Моисей держит в руках скрижали, а Илия – свиток. Но чаще всего пророки с раскрытым жестом рук обращаются к Спасителю, будто вслушиваясь, слегка склонившись к Нему. На иконах XIX века Илия и Моисей иногда изображены сидящими в облаках, как на седалищах. Для культуры XIX столетия было обычно изображение облаков, которыми окружались небожители; облаками также разграничивались регистры в некоторых иконах, например, в образе Покрова Богородицы. Но здесь это изображение напоминает о Евангельском повествовании: «И явилось облако, осеняющее их…» (Мк. 9: 7).

Праздник Преображения в церковной традиции считается Богоявлением для учеников Христа. Положение апостолов на иконе варьируется, и тем не менее иконописные подлинники так или иначе фиксируют их изображение определенным образом, например: «Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое» (Филимоновский иконописный подлинник). Таким образом, на иконах показаны необычайные переживания апостолов, переданные через жесты, характер изображения одежд, которые развеваются, иногда взвиваясь вверх. Неудивительно, что апостолы изумлены, потому что смерть и распятие Спасителя – тайна любви Божией. 

Праздник Преображения в церковной традиции считается Богоявлением для учеников Христа.

С XII столетия основное изображение иногда дополняется сценами восхождения и схождения с горы в правой и левой его части, а с XV века становится достаточно распространенным изображение Христа с тремя учениками в расщелине горы. По словам святителя Прокла Константинопольского, эти три ученика «по духу представляли в лице своем и всех прочих». Апостолы Петр и Иоанн были ближайшими учениками Христа, а апостол Иаков, старший брат Иоанна Богослова, – единственный апостол из числа двенадцати, о мученической кончине которого говорится в Новом Завете. В сцене «схождения» Христос обращается к ученикам, призывая к вниманию: из Евангелия мы знаем, что Христос просил апостолов не рассказывать о том, что они видели, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9: 9). 

Жизнерадостная и яркая живопись иконы отражает настроение праздника. Художники, писавшие Преображение, искали возможность изобразить светлые одежды Спасителя, которые сделались «блистающими, весьма белыми». Некоторые живописцы писали Иисуса Христа в белых одеждах, а вместе с Ним – пророков и апостолов; другие писали Спасителя в ярких, в том числе красных одеяниях, а затем каждый по-своему пользовался пробелами, создавая праздничное звучание образа. В мелкой пластике на медном складне «Праздники» XIX века из Азовского музея-заповедника Христос стоит на горных лещадках из белой эмали, а пророки Моисей и Илия – на светлых эмалевых облаках. 

Сюжет Преображения в росписях храмов включается в состав Страстного цикла или рядом со сценой Богоявления, а в праздничном ряду иконостасов эта сцена может быть расположена рядом с Крещением и Входом Господним в Иерусалим. На иконе из Государственного исторического музея «Троица Ветхозаветная с избранными святыми и праздниками» конца XVIII – начала XIX столетия изображено три двунадесятых праздника, и Преображение входит в цикл восхождения на Голгофу: «Преображение – Вход Господень в Иерусалим – Воздвижение Креста». Митрополит Николай (Ярушевич) в слове на праздник Преображения говорил: «Сын Божий, сходивший на нашу землю, явился не в Своей Божественной славе… А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ильин день сценарий мероприятия
  • Иконография двунадесятых праздников кратко
  • Ильин день славянский праздник
  • Иконки детские праздники
  • Ильин день краткая история праздника