Ильин день славянский праздник

День Ильи пророка или праздник Перуна: история возникновения, традиции и обряды. Что означает этот праздник – Ильин день.

Славянский пантеон включает много разнообразных богов и богоподобных существ. Люди издревле поклонялись силам природы, отчего старательно обожествляли разнообразные явления. «Руководить» грозами, молниями и громами было положено сильному и смелому воину. В праздник Перуна было принято отмечать дни воинской славы, победоносных героических походов и чествовать отважных воинов.

Перуну поклонялись не только богатыри. В его ведении были охотники, земледельцы и пчеловоды, скорняки и кузнецы, а также ремесленники, занятые иными «мужскими» профессиями. Давайте разберемся, что же это за день и как он связан с библейским пророком Илией, покровителем солдат и офицеров.

  • 1.
    Суть празднования дня Перуна: на громовой колеснице

    • 1.1.
      Происхождение названия и символ праздника – бог Перун

    • 1.2.
      Дата празднования

    • 1.3.
      Мнение церкви касательно празднества

  • 2.
    Поверья, сопровождающие этот день

  • 3.
    Подготовка к празднику и проведение Перунова дня

    • 3.1.
      Жертвы и страва

    • 3.2.
      Испытания для юношей и окончание праздника

    • 3.3.
      Зачин Перуну и обрядность дня Громовержца

    • 3.4.
      Трансформация Перуна в Илью-пророка

Суть празднования дня Перуна: на громовой колеснице

После прихода христианства во времена крещения Руси языческие боги стали уходить на второй план, затираться и замыливаться. Церковь всячески способствовала этому: идолы разрушались, а народные гуляния жестоко пресекались. Однако исчезнуть полностью древние божества не могли. Сильна была вера и славянский дух. Потому им пришлось трансформироваться, преобразоваться, впитать в себя образы «пришлых» святых. Современный день Ильи Пророка во многом напоминает празднества наших предков, посвященных Перуну. Но народные обряды потихоньку стираются из народной памяти. Чтобы не утратить свои корни и связь с предками, стоит узнать об их верованиях как можно больше.

Важно

Разбираясь, какого числа Перунов день, нужно понимать, что славянский календарь (Сварожий круг) был напрямую связан с календарем земледельческих работ. Жизнь людей зависела от урожая, потому они старались составить четкий план на целый год, по которому можно было его получить. К этому празднику уже нужно было завершить заготовку сена и злаковых. Начиналась подготовка полей под озимые. Успеть все сделать вовремя было очень важно, так как погодные условия могли измениться. Начинали идти дожди, и нескошенные травы просто не успевали просохнуть.

Происхождение названия и символ праздника – бог Перун

У многочисленных славянских племен бытовали разнообразные названия этого дня. Основная масса их обыгрывала название праздника Ильина или Перунова дня. Многие указывают на суть торжества, а также «профессию» или специализацию его покровителя.

  • Праздник Перуна-громовержца.
  • Илья-пророк.
  • Сухой и мокрый Илья.
  • Морковник.
  • Бараний рог.
  • Громобой.
  • Илиндан.
  • Ильинская купальня.
  • Держатель гроз.
  • Богатые соты.
  • Илья сердитый (немилостивый).
  • Громовержец.

В славянской мифологии Перун является покровителем и главным наставником князя и его дружины. Происхождение его имени основано на глаголе *perti, *pьrǫ (ударять или бить), что в славянском варианте преобразовалось в «переть», «напирать». Оно перекликается в латышским Perkūnas и даже древнеиндийским Parjánya.

Перун отвечает за храбрых воинов и наказывает нерадивых. «Повесть временных лет» ставит его во главу пантеона князя Владимира. Он держит в одной руке громы и молнии, а в другой соты с медом. Потому что он не только смелый богатырь, но еще ремесленник и кормилец.

Пророк Илия – библейский персонаж из Ветхого Завета. Он «недобрый» святой, почитаемый наряду с Николой Чудотворцем, громовержец, забранный творцом на небеса при жизни. Подобно Илье Муромцу, он сидел на печке до тридцати трех лет, после чего был исцелен старцами, чтобы защищать родную землю. Ездит на огромной огненной колеснице, которая оглушительно гремит и испускает молнии. История праздника Ильин день подразумевает «рябиновые» или «воробьиные» (укр. горобині) ночи с грозами. Тогда птицы пугаются, начинают метаться, натыкаясь на деревья и строения в темноте.

Дата празднования

Доподлинно неизвестно, когда именно празднование этого дня можно счесть правильным. Память народа об этом давно стерлась. Существует несколько дат, которые принято отмечать, как день Перуна или Ильи пророка, который пришел ему на смену.

  • Зимой с двенадцатого до четырнадцатого января отмечается первый в году праздник, посвященный богу воинов Перуну. Это день огненной справедливости, меча и секиры. Тогда принято возносить хвалу святому и благодарить его за дарованную отвагу.
  • Чуть позже, второго февраля, наступала Громница или Сретение. По легенде в этот день встречалась зима и весна. Перун в праздник выступал зажигателем свечей и лампад. Считается также, что ветхозаветный Илия даровал людям огонь как раз тогда.
  • Третий раз в году Перунов день наступал двадцатого июля или второго августа.

Именно последний праздник считался основным, главенствующим. Это было событие,, посвященное силе, мощи и удаче. Торжество перелома, смены лета осенью, когда заканчивался зной и начинались затяжные дожди с грозами. С этого момента нельзя было купаться, а зерно до этого дня обязательно нужно было отправить в амбар.

Мнение церкви касательно празднества

Согласно христианским канонам Илья был тем самым мужчиной, за которым сам Бог спустил свою огненную колесницу. Забрать его небо творец решил не после смерти, а живым. Он был грозным поборником веры, истово молился и отважно сражался с язычниками, за что и был награжден. Потому последователи авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) отмечают день святого пророка. Во времена правления византийского императора Василия I Македонянина в девятом веке на Руси был выстроен первый православный храм, посвященный именно этому святому.

Массовые гуляния, что зачастую сопровождались «обильными возлияниями и скоромными плясками», принятые на Руси, никак не могли понравиться церковной верхушке. Все подобные праздники запрещались, были вне закона. Но сила Перуна была так велика, что отцам-священникам пришлось придумать иной способ искоренить веру в него – трансформацию в библейского пророка Илию.

Сначала подручные князя просто крушили идолов, ломали и жгли древние капища, а людей наказывали плетьми и бросали в ямы. Однако со временем патриархи поняли, что проще не идти наперекор народным верованиям. Их же можно было обернуть их себе на пользу. Истуканы Перуна и Велеса стали сбрасывать в воду, а не ломать и сжигать. Празднества и гуляния посвятили Илии-громовержцу.

Поверья, сопровождающие этот день

Разобраться, что означает этот праздник – Ильин день, не получится, не обратившись к древним поверьям, приметам и обрядовым особенностям. Это было одно из самых долгожданных и почитаемых торжеств. Праздновали его «всем миром», общенародно. В этот день на Руси повсюду проводились массовые гуляния с песнями и танцами. Жители Коми и пермяки вместо этого события отмечали Илля лун. Им было положено кататься на лошади, подобно пророку на его колеснице. Ненецкие оленеводы готовили праздничное угощение и устраивали гонки на упряжках. После этого они могли потихоньку собираться в путь и двигаться в сторону зимних стоянок и пастбищ.

Стоит узнать

В Греции двадцатое июля выпадает на самый разгар летнего зноя. Тогда нужно было поклоняться Зевсу, чтобы получить дождь. Образ верховного божества несомненно отложился в характере и личности христианского Ильи в будущем. Он также управляет молниями и может жестоко наказать за провинность.

  • Согласно легенде, хищники в этот день получают право творить беззакония. Потому выгонять скот на пастбище на Ильи пророка было не принято.
  • После празднования дня Перуна запрещалось купаться. На это имеется три разных объяснения. Первое касается Ильи, лошадь с колесницы которого обронила подкову и остудила все воды. Второе – вода с этого дня начинает «цвести», покрываться тиной, потому плескание в ней может быть опасным. Самым мистическим объяснением является третье – в реки, озера и пруды возвращается разная нечисть, изгнанная на Купалу.
  • От стирки и лова рыбы тоже лучше было воздержаться по вышеозначенной причине. Русалки и водяные со злости могли затащить человека в пучину.
  • Работать в поле или по дому нельзя, чтобы не разгневать пророка, который покровительствует воинам. Исключением была только пасека, которую сам Илия защищал от всяческих несчастий.
  • Выпускать и впускать в дом кошек, собак, поросят или козлят в Перунов день не рекомендовалось. Животные могли привести с собой нечистую силу.

Как и в любой другой праздник, запрещено было сквернословить, ссориться и обижаться. Это был хороший день, чтобы позабыть оскорбления и обиды. Даже дурные мысли следовало гнать прочь, предаваясь веселью.

Подготовка к празднику и проведение Перунова дня

Вопреки ожиданиям, особо значимых обрядовых действий на Ильин день не подразумевалось. Все обычаи и ритуалы больше принадлежали Перуну, чем его последователю. Готовиться к действу следовало начинать задолго до двадцатого июля, к примеру, шестнадцатого или даже пятнадцатого. В эти дни готовились кушанья и собирались будущие жертвы.

Важно

В некоторых местностях (Белоруссия, Украина, Восточная Россия, Сербия) перед праздником на неделе каждая хозяйка должна была испечь специальное обрядовое печение и «напорпать» (нарыть, не нарушая целостности клубня) картофеля. Пряники, караваи и булки делались обязательно из свежей муки этого года.

Жертвы и страва

Так как праздник считался «мужским», то именно парни и взрослые «дядьки» должны были готовиться к нему в первую очередь. С собой каждый должен был иметь оружие – нож, топор, меч, саблю, молот, пику или секиру. Начало празднования называлось зачин. В это время освящалось оружие, и приносились жертвы.

  • Все мужчины отправлялись на капище и складывали перед ним щиты. Поверх них укладывалось оружие, требующее освящения. Под заговор волхвов или молитву священников проводился жертвенный ритуал.
  • За восемь дней до праздника проводилась жеребьевка. Выбирались бойцы, которые будут проводить обрядовые бои на торжестве. Им на головы надевали красные повязки. Сражались до первой крови, после чего кланялись друг другу и зрителям.
  • Все дары Перуну складывались в деревянную ладью. После боев, воины относили ее к волхвам, который поджигали подношения. Особая честь могла достаться также отличившимся, выбранным старейшинами.

На том месте, где стояла сгоревшая ладья с дарами, образовывалось пепелище. Его засыпали землей, ставили столы и лавки. Тут проводились сперва бои, потом тризна (поминовение павших воинов), а затем и страва (общая трапеза всех участников). Кроме выпечки из свежей муки, блюд из молодой картошки и других овощей с огорода, на столах нужно было иметь много мяса. Чаще всего готовились целые барашки и овцы (Сербия), телята и бычки(Россия), запекались на открытом огне поросята (Россия, Украина). Можно было варить разные зерновые каши. Пить было принято мед, квас и пиво. С приходом христианства появились вино и водка.

Испытания для юношей и окончание праздника

После стравы начиналось самое интересное: проводились поединки между молодыми воинами, которые «вошли в возраст», то есть достигли совершеннолетия. Принять участие в игрищах могли парни от шестнадцати до восемнадцати лет. Они становились рядами друг против друга и по команде бросались на противника. Это действо олицетворяло борьбу Велеса, который правил все лето, с «заступающим» Перуном. Последний обязательно должен быть выиграть, а сам бой был более шуточным, чем настоящим.

После этого волхвы проводили специальный обряд посвящения юных отроков. С этих пор они считались воинами, должны были защищать свои дома, землю и народ. Предварительные испытания порой оказывались жестокими. Что ожидало юношей, знали только старейшины. Это могло быть сражение на выбранном оружии до первой крови, стрельба из лука, соревнования по поднятию тяжестей, бегу, перетягиванию веревки, хождению по горящим углям.

Мужчины состязались в скорости разделки туш, кузнецы закаляли оружие в открытых кузнях (кузницах), а девушки подносили им питье. Последним испытанием всегда было проявление милосердия. Нужно было помочь ребенку, нищему, старику или даже подставить плечо товарищу. Только после этого волхвы возносили Перуну славу и произносили имена уже полноправных, взрослых воинов, которые справились со всеми заданиями.

После этого каждый мог развлекаться, как хотел: люди ели, выпивали, танцевали и вели беседы. Было принято «хвалиться»: мужья хвастались женами, юноши – сноровкой, девки – длинной косой, замужние тетки – малыми детками, деды разумом и седыми бородами, а старушки – мягкими булками. Настоящему богатырю следовало провести ночь в компании женщины, потому неженатые старались подыскать себе невесту.

Зачин Перуну и обрядность дня Громовержца

Не помешает более подробно остановиться на некоторых моментах празднования касаемо принесения жертвы. Она никогда не могла быть одной и той же. Перун был «нервным» богом с переменчивым характером. Нельзя было сказать заранее, что ему следовало подносить: одежду, деньги, пищу или животных. Потому на Ильин день всегда бросается жребий, прежде чем в ритуальную ладью будут сложены дары.

Жертва могла быть кровной и бескровной. В первом случае закалывали ягнят, телят или жеребят. Они обязательно должны быть одномастными. Пестрые жертвы приводили к тому, что бог начинал гневаться и отвергал дары. Подходили для такого случая и петухи, который в народе называли «красными» (с рыжими перьями). Бескровные дары выпадали двух видов: «сребро» и «брашно». В первом случае – сжигались деньги, а во втором – пища.

Показательна особая обрядность этого славного праздника. Каждый его этап подразумевает крепкую и нерушимую связь физического мира с духовной составляющей. К примеру, воин обязан быть не только крепким, быстрым и умелым. Он должен также обладать милосердием, состраданием, иначе испытания ему никак не пройти. Тем же, кто не смог справиться, приходилось ждать целый год, чтобы доказать свою состоятельность.

Трансформация Перуна в Илью-пророка

До всеобщего принятия христианства при Владимире Киевская Русь пышно отмечала Перунов день. Впоследствии он превратился в праздник Ильи пророка. У этих двух личностей очень много общего. Это неслучайно – христианским священникам было выгодно, чтобы люди увидели Перуна в Илье, узнали его и полюбили.

  • Как и первый, второй мог управлять дождями и «запечатать» небеса, чтобы не дать пролиться осадкам.
  • Они оба «грозные», карающие, повелители грома и огня.
  • Перун ездил на огненной колеснице, сопровождаемый сверканием молний и раскатами грома. Точно в такой же повозке создатель забрал на небо Илью пророка в христианской традиции.
  • Святой Илья, борясь с поклонником Ваала, царем Ахавом, собственноручно убивает жрецов. Перун в славянском эпосе тоже был великим воином и мастерски владел секирой, мечом, пращей и молотом.

Имеются у этих персонажей и явные различия. К примеру, некоторые славянские народы были уверены, что у Перуна была только левая рука, иначе он бы мог нечаянно разрушить весь белый свет. Он утратил вторую конечность в вечной битве со своим напарником-побратимом Велесом. Ни о каких подобных увечьях у пророка Ильи упоминаний в Библии нет. Русский историк начала двадцатого века Александр Николаевич Веселовский тоже считал, что у празднования Перунова дня много общего с чествованием пророка.

В честь того и другого жгли костры, готовили особую пищу, собираясь вместе. Но в то же время эти персонажи были «грозными», то есть устрашающими и опасными. Потому никому не хотелось быть замеченным ими в гневе. Закончиться это могло плачевно, ведь бог или святой имеет явное преимущество перед простым смертным.

День Перуна

примерный уряд праздника на основе фольклорных данных

1. У славян Перунов (Ильин) день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети.
Помимо этого Ильин день считался профессиональным праздником воинов, охотников, пасечников, рыбаков, скорняков, портных; их сообщества проводили отдельные от всех обряды этого дня. Но поскольу профессиональное разделение человеческой деятельности появляется относительно поздно, и этому периоду предшествовало значительно более продолжительное время, когда каждый человек, независимо от пола и возраста, был по обстоятельствам и воином, и охотником, и скорняком, и рыбаком, – мы, чтя своих предков, можем отмечать этот день совместно.

2. «Громовое свято» это период, то есть несколько дней. Громовыми, дождливыми в народе слыли и 19 июля (Мокриды), и 22 июля (Мария Магдалина), и 24 июля (Борис и Глеб, Паликопна), и 27 июля (Палий). Поэтому лучшее время проведения праздника – четверг в последней декаде июля.

3. «Перун есть мног»; «Есть два ангела громнии … Перун и … Хорс» – сказано в древнерусских источниках, что означает наличие нескольких ипостасей Громовержца. Я предлагаю в Перунов день постараться почтить все его ипостаси, которые находят символическое выражение в многочисленных реалиях нашей жизни:
Праздник должен происходить в дубовой роще или у старого дуба, на возвышенности, рядом с водой, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.

4. Специфика праздника заключается в магических действиях, повторяющих, объясняющих или подтверждающих наличие и деяния Громовержца, а именно:
Громыхание различного вида, раскатистое, гулкое, отрывистое и т.п., производимое с помощью бочек, вёдер, барабанов, мечей, щитов, молота, цепа.
Расплёскивание воды из бочек и вёдер на землю, обрызгивание девушек, если лето засушливое. И наоборот, если июль дождливый, пронос вёдер с водой, стараясь не расплескать, упор на огонь в ритуалах.
Катание «громовых» колёс и бочек.
Конные состязания.
Световое шоу, искры, лучи.
Возжигание и тушение огня водой.
Имитация града – топтание ногами виртуального антагониста.
Ряжение в волков, разыгрывание похищения «тёлок» «волками» и «охота» на хищников.
После использования хлеба – собирание и подбрасывание крошек.

5. Ритуальный жест Перунова дня: руки на плечах крест-накрест («перекрестясь»), рот открыт – жест защиты от звуковой волны (раскатов грома), которой Перун проявляет своё присутствие.

6. К Перуну имеют отношение пчёлы, орлы, соколы и т.п. и, как ни странно, кукушки (у всех восточных славян считалось, что после Купалы кукушки перестают куковать и превращаются в ястреба или коршуна; также кукушки ассоциировались с вдовами, которых в древности было значительное количество).

Для проведения праздника необходимо иметь:
Продукты: обрядовый хлеб «боговица», мёд (лучше в сотах и питьевой), горох (стручки, стебли и блюда из него), репу, мясо (баранина и курятина), рыбу, если есть – дичь.
Растения: дуб, перуника (ирис), трава тархун (можно и напиток того же названия, как сделанный из растения Громовержца), трава грымотник (лапчатник прямостоящий), трава кукушкины слёзки, её корень.
Орудия и оружие: серпы, молот, цеп, жернова, ножи, топоры, хлысты, мечи, луки, стрелы и т.п.
Предметы быта: вёдра, бочки, колёса, коромысло.
Охотничьи и рыбацкие трофеи: волчьи шкуры, кабаньи клыки, щучьи челюсти.
Игрушки: воздушные змеи, различные ветряки, «летающие тарелки».
Музыкальные инструменты: колокольчики, дудки, трубы, варганы, бубны, барабаны, трещотки, шаркунки.
Источники света: факелы, фонари, лазеры, салют.
Одежда, облачения: красные рубахи, волчьи шкуры, женщинам рогатые кички, красные платки и рушники с соответствующей вышивкой.
Заговоры: на урожай; дождь (вызов или прекращение – по обстоятельствам); удачную охоту; военные (при необходимости); от пожара; града; болезней (в частности – от кровотечений и ран); на открытие кладов – не только сокровищ, но для нахождения того, что скрыто в Земле (для археологов или поисковиков, например).

Примерный уряд
1. На безопасном расстоянии от дуба чертится восьмилепестковая розетка («перуница») с приговором: Дуб железный есть первопосажен, на Силе Божьей стоит.

2. Проход участников сквозь «огонь, воду и медные трубы» (факелы, обрызгивание, под низкие звуки духовых инструментов, руки проходящих в ритуальном сложении) на место проведения обряда. В каждом «лепестке» возжигается огонь или свечи, желательно «громничные», освящённые на Громницы ( Стретенье). Круг участников за кострами вокруг дуба.

3. Слово волхва (жреца, урядника) о празднике. Выбор по обстоятельствам, какую ипостась Перуна будем чтить – Сухого или Мокрого. Желательно провести «ликбез» язычников, то есть явить народу не только своё личное отношение к Перуну, но и исторические сведения, а так же малоизвестные фольклорные данные, примерно так:
Что мы знаем о Перуне от наших предков? – Рассказ или зачитывание участниками сведений по теме с ссылкой на источники (тексты в приложении). Сомневающимся в правомерности чтения на капище предлагаю обратить внимание на то, что слова «считать», «читать» и «почитать» имеют одну, причём общеславянскую основу (о сакрализации процесса чтения см.: Громов Д., Бычков А. Славянская руническая письменность. М., 2005. С. 94).
Что говорят нам наши сердца о Перуне? Круговая чара (мёд) со славленьями.

4. Принесение треб на камень под дубом и огням (поливание мёдом, осыпание зерном и горохом, хлеб, мясо).

5. Обнос хлебом со словами: «На Громовое свято – новый хлеб!», под песню-величание Перуна (во время пения две опевальницы манипулируют серпами – с лязгом скрещивают их и т.п.).

6. Принесение личных треб огням. При необходимости – втыкание стрел вокруг дуба с просьбами о защите.
Освящение личных металлических вещей (оберегов, оружия, украшений, ключей) на камне под дубом.

7. Круговой прокат колеса с помощью меча, стрелы или палки (раньше это умел делать любой мальчишка, сегодня следует сначала потренироваться) под шумовые эффекты (это действо можно провести на игрища в виде соревнования). Или прокат жернова (подходит даже цирковой номер «эквилибрист на одноколёсном велосипеде с литаврами»). Можно под стихи Асова:
«…»Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колёса вращать!
Ты, кто вёл нас стезёю правой к битве и тризне великой!»
О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы в войске Перуновом!..»
Или под аутентичные приговоры: «Перун прикатил – до обеда лето, после обеда осень»; «Перун поворачивает на зиму, надевает первый из своих семи кожухов»; «Перун лето кончает, на Перуна вода стынет».

8. Проход к речке. «Перунов день – обливушки» – последнее купание. Треба Воде. Обрядовые действа, способствующие оздоровлению: трижды зачерпнуть воды (по течению, а не против!) и трижды умыться или окатиться, приговаривая:
«Матушка Вода, обмываешь ты крутые берега,
Жёлты пески, белы камушки,
Своей быстриной, золотой струёй.
Обмой ты нам тела бела, лица неговы,
Смой укосы и призоры,
Щипоты и ломоты,
Скорби и болезни»;
«Куда вода – туда хвороба! Перун ледку пустил, а мне здоровья!».
Вытирание красными платами или расшитыми рукавами (оберег, руководят жрицы). Забор воды по течению в вёдра (ёмкости). Ритуальное верчение (или пронос) с коромыслом и полными вёдрами – гадание о погоде по количеству вылитой воды. При засухе – обряд «вождение Додолы» (девушка в костюме из зелени обливается водой).
«До Перуна народ купается, после Перуна с рекой прощается». Прощание с рекой (знать название реки!).

9. Бабий бой: «Осень с Летом встретились». Результат боя комментируют волхвы.

10. В это время – окрута волхвом нескольких человек в волков.
Слово волхва: На Перунову «звериную неделю» открываются волчьи норы, хищники начинают пошаливать, нападать на скот, а люди нападают на волков. Земляника со дня Перуна вызывает дрёму. Игрище.
Выходит «пастух», играет на дуде, щёлкает хлыстом. Женщины в рогатых кичках («тёлки») угощают его заранее собранной земляникой. Он засыпает, громко храпя на или под деревом (дикая яблоня, если возможно) подобно Дундеру («дударь», «трубач») сербско-лужицкой поговорки (считается, что это имя – ранний эпитет Перуна). Набег «волчьей стаи» с похищением «тёлок» в ближайшие кусты (похитители не должны быть в реальной жизни партнёрами похищенных, наоборот, охотники будут отбивать своих дам). Дундер просыпается, трубит тревогу. Сбор вооружённой дружины, слово о том, что это весной «что у волка в зубах – то Ярило дал», то есть зверю весной даётся возможность отъесться после голодной зимы, а сейчас «обьявлена охота на волков». С шумовыми и световыми эффектами женщин отбивают, волков ловят и «освежёвывают» (срывание шкур). «Освежёванные» туши приносятся охотниками к месту раскруты за руки-за ноги. Раскрута («встань по-старому, как мать поставила!»).
Кругова чара в честь удачной охоты (на капище).

11. Переход на место ристалищ.
Проверка резвости «коней» – потешная битва «всадников» или «коней» из двух человек под покрывалом.
Игра «Туча с Громом соговаривались».
Игра в «ножички», метание топоров, камней, стрельба. И т.п.
Соревнование – катание колёс с помощью палки.
(Пункты 10 и 11 могут меняться местами).

12. Братчина.
Основные блюда из репы, гороха, дичи, мяса (говядина, баранина, курятина), хлеб, мёд. После пира – сбор крошек в ладонь и подбрасывание со словами: Хлебу святому честь и слава!

Тексты (связаны между собой, их необходимо оглашать в предложенном порядке).

1. Древнейшее свидетельство о почитании славянами Громовержца сохранилось в труде Прокопия Кесарийского «Война с готами», написанного в VI веке: «Они (воины антов и славян) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…» До начала ХХ века на Ильин день повсеместно крестьяне закалывали «обетного», жертвенного быка.

2. Свидетельством военных, Перуновых побед славян является мало известный широкой публике Перещепинский клад. В 1912 году у села Малая Перещепина под Полтавой были найдены сокровища, зарытые в VII веке – 25 кг золота и 50 кг серебра. В отличие от Мартыновского клада того же времени, содержащего изделия славянских ювелиров, Перещепинский клад состоял из заморских вещей; он был военной добычей, захваченной во время одного из славянских походов на Византию в конце VII века.

3. Вайнахи сохранили сведения о Перуне, которые попали в их фольклор во времена каспийских походов русов (VII–Х веков): Перун уважает стариков, любит детей, ценит хлеб и даже крошки подбирает. Именно эти крошки подтверждают достоверность рассказа, так как их собирание со стола в горсть, а затем съедение или подбрасывание вверх (птицам и предкам) являлось характерной чертой этнического поведения русских на протяжении последнего тысячелетия. Вспомним «Повесть о Петре и Февронии» ХV века. Бояре смеялись над крестьянкой-ведуньей, вышедшей замуж за князя, так как она, чтя заветы предков, и за богатым столом подбирала хлебные крошки.

4. В народе считается, что Перун торопится помочь людям, но действует с промашкой. Род сказал ему: «Пошли дождь, где просят», а он пришёл с дождём, где косят. В другой раз Род говорит: «Пошли дождь, где ждут», а он опять в запале не расслышал и пришёл с дождём, где жнут!

5. Перун не знает дату своего праздника, он грозит: «Если бы я знал свой праздник, ох, я бы натворил, я бы всё размолотил!», поэтому Род скрывает от Перуна его день, говорит, «то не дошёл праздник, то перешёл».
6. В Х веке византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» писал: «…Русы совершают свои жертвоприношения, так как там (на острове Хортица) растёт огромный дуб. Они приносят живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса…». Через 5 веков в русских царских свадьбах по-прежнему втыкали стрелы как оберег новобрачных; в народных заговорах обтыкание стрелами упоминается до сего дня.

7. Перуну приносили в жертву не только хлеб и мясо, петухов и стрелы, но и другие весьма ценные вещи. При заключении мирного договора Руси с Византией, 945 год: князь Игорь с соратниками присягает у идола Перуна в Киеве. «…Призвал (Игорь) послов и приде на холм, где стояше Перун, и покладоша оружье своё, и щиты и золото, и ходи Игорь роте…». Кто знает, может быть, сокровища огромного Перещепинского клада были приношениями воинов Перуну, спрятанными волхвами в трудную годину.

8. В день Перуна – 20 июля 971 года Святослав начал свою последнюю битву с Византией. Она закончилась вничью, последовали переговоры о мире, условия которых император принял с радостью. Он оставил нам бесценное описание внешности великого русского князя-воина. Через несколько месяцев князь Святослав, любимец Богов, был предательски убит, а через 16 лет его сын со своей дружиной сменил веру, возможно, считая, что Перун отвернулся от его отца, ведь в язычестве отношения с Богами строились на договорной основе.

9. Но народ так не считал, и через триста лет после этих событий в «Слове об идолах…» Григория Богослова, ХIII века, находим: «Но и ноне по украинам молятся ему, … богу Перуну … и то творят отай».

10. У балтийских славян-язычников в ХIII веке, по сообщению Гельмольда, культ Прове и посвящённых ему дубов был в самом расцвете.

11. На Руси на вопрос ребёнка «откуда я взялся?» мальчикам отвечали «ты на дубочку сидел». «Дубком» называли ребёнка, который набрал жизненной силы и встал на ножки.

12. В ХХ веке в деревнях Владимирской области в детской среде сохранялись обряды Перунова дня: именно в этот день дети шли за горохом, срывали рябинник и на палочку нанизывали стручки гороха, «и уж с этим бегли по домам». Веточка с нанизанными стручками называлась «ёжик», потому как топорщилась весьма агрессивно (из книги Науменко Г.М. Этнография детства). Такого рода Перуновы «штандарты» можно взять на вооружение и сегодня.

13. Народ свято чтил Перуново свято, в этот праздник были строго запрещены работы в поле, например, по сведениям С. В. Максимова, в ХIХ веке в Калужской губернии были случаи, когда на крестьянина, выехавшего в этот день спасать от дождя снопы, набрасывалась толпа соседей, снимали с его лошади хомут, который немедленно относился в кабак и пропивался всем обществом. Это было своего рода жертвоприношение Перуну, откуп за оплошавшего члена общины.

14. Словацкий учёный ХIХ века Ян Коллар писал: «…Один из наидревнейших … славянских богов в устах словаков ещё по нынешний день живёт так, как если бы в каждом городе страны, в каждой сельской местности, на каждом холме имел алтарь, а в каждом доме – жреца. Нет дня, часа, даже минуты, когда бы между словаками не слышалось «Перун, Перон, Паром»».

Слава
(на мотив «Славное море священный Байкал», личное творчество)

Славься, великий, могучий Перун,
Гром, сотрясающий Землю Сырую,
Братину с мёдом праправнуки пьют,
Пращуров славя ликуя.

От Святослава донаших времён
Цепь поколений защитников крепнет,
Землю родную славянских племён
Любим мы все беззаветно.

Слався великий, могучий Перун,
Дуб в три охвата, упершийся в Небо,
Верные вои твои прорекут
Трижды «ура!» в честь победы.

Величальная
У нас было на Сырой Земле,
Претворилися такие чудеса,
Растворилися седьмые Небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, ещё огненные.
Уж на той колеснице на огненной,
Над Богами Государь гремит,
Перун-батюшка покатывает,
Утверждает свято божий закон.
Под ним конь белой, храброй,
Золотыми подковами подкованный,
Уж и этот конь не прост,
У коня жемчужный хвост,
Гривушка позолоченная,
Скатным жемчугом унизанная,
Очи – камень лазурит,
Из ноздрей огонь палит,
Из ушей дым валит.

Скороговорка на прозвон
А ударьте, прозвоните звоны-колокола,
Звоны-колокола, да на все поля.
Да на все поля, на четыре стороны,
На четыре стороны вдарьте, колоколы!

Величальная
Ходит Перун по полю, считает суслончики,
В первом-то поле – сто суслончиков,
Во втором-то – тысяча,
А во третьем – сметы нет!

Кони (ритуальный диалог с загадками)
На лугу у парени (поле под паром) коней пасла, коней пасла.
Коней пасла, да и заспала (повторы каждой строки).
Проснулася – нет коней.
Бегом бегу, коней ищу.
Навстречу мне три молодца.
– Куда, девка, бегом бежишь?
– Бегом бегу, коней ищу!
– Отгадай-ка, красна девка, три загадки,
Отганёшь – коней найдёшь.
А что горит без полымя?
А что бежит без повода?
А что растёт без кореня?
– Заря горит без полымя!
Вода бежит без повода!
Камень растёт без кореня!
– Твои кони на дуброве,
Траву едят шелковую,
Воду пьют ключевую.

Песня-заговор (можно на втыкание стрел)
Выходила туча, выходила туча, с-под тёмного леса.
Не бей, не бей, Боже, не бей, не бей, Боже, ни ржи ни пшеницы,
Ни ржи, ни пшеницы (2 раза), ни всякого хлеба.
Убей, убей, Боже (2 раза), лютого зверя,
Зверя грозою (2 раза), вражину стрелою.

Тучи (песня-заговор, исполнять по обстоятельствам)
Собирайтесь тучи, все тучи до кучи,
Все тучи до кучи, облака на место.
Дай же, Бог, дождя (повтор).
Сильного, буйного (повтор).
Косарям на отдыханье,
Жнеям на гулянье.
Гром гремит, тучи ходят,
А хозяин с ума сходит.
Солнышко садится,
Жнея веселится.

Приговоры:
во время грозы и грома – «Создай, Боже, тихую воду, тёплую росу!»;
для остановки вихря – «Как вода огонь заливает, так и слова мои бурю утешают!»

Дразнилка
Чьё же это поле задремало стоя?
…(имя или название общины) поле задремало стоя.
Жнеи всё старые, серпы ломовые.
Чьё же это поле прогремело стоя?
…(имя или название общины) поле прогремело стоя.
Жнеи молодые, серпы золотые!

Игрище «Туча с громом»
Туча с Громом соговаривались,
Доли-лёли, доли-лёли, лёли, лё! (Припев после каждой строчки)
– Пойдём, Туча, гулять на поле,
На то поле святорусское (или любое другое, положительное),
Ты с Дождём, а я со Молнией,
Дождь прольёт, а Гром помилует!
Туча с Громом соговаривались,
– Пойдём, Туча, гулять на поле,
На то поле супостатное (или любое другое, отрицательное),
С Градом ты, а я со Молнией,
Град побьёт, а Молния пожжёт!
Всё вышеизложенное изображается в пляске – выходит одна пара, женщина из этой пары (Туча) приглашает ещё одного мужчину (Дождь), мужчина из первой пары (Гром) приглашает вторую женщину (Молния). Пара с «Дождём» пляшут более интенсивно, чем «Гром» и «Молния». Расходятся. Опять выходят «Туча» и «Гром», выбирают новых «Град» и «Молнию». Эта пара пляшет неистово, мужчина мощно топает ногами, женщина плещет и хлещет алым платком.

«Пчёлы ярые» – игровая, поцелуйная (личное творчество)
Из-за гор, гор, высоких гор,
Из-за лесу, лесу тёмного,
Вылетала туча чёрная.
Да не туча, да не облако
Заклубились рои пчёлыя,
Вопрошала Мать Пчелиная:
– Гой вы, пчёлы, пчёлы ярыя,
Далеко ли вы собралися?
Отвечали пчёлы ярыя:
– Высоко летим на Небушко,
Перуну несём богачество,
Солодкий медок да патоку,
Воск на свечи белоярыя,
По дороге девок жалили!

Исполняет хоровод девушек, в кругу пляшут парни, на последней фразе девушки разбегаются, парни ловят их и целуют. Укус пчелы во многих славянских традициях был символом полового акта и беременности.

Поцелуйная
Пришла туча громовая.
Громовая, дождевая.
Гром громыхнул, дождь сиканул,
Замочил девку-чернобровку,
Чернобровку, русую головку.
Серёд поля шатёр стоит,
А в том шатре старый сидит.
Зовёт девку в шатёр к себе.
– Не пойду я в шатёр к тебе.
Сам ты старый, шатёр рваный.
Гром громыхнул, дождь сиканул.
Замочил девку, чернобровку.
Чернобровку, русую головку.
Серёд поля шатёр стоит.
А в том шатре ровня сидит.
Зовёт девку в шатёр к себе.
– Пойду я в шатёр к тебе.
Сам ты ровный, шатёр новый.

Поговорки
Богат, как Перунов сот (в это время у пчёл максимум мёда).
Храпит, как Дударь в яблоне.

Загадки
1) Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена,
Много деток народила, Богам угодила, людей напитала (Пчела).
2) На рубеже далёком
Стоит дуб высокий,
Мимо дуба не пройти, не проехать
Ни царю, ни царице,
Ни воину, ни красной девице (Смерть).
3) Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка (Грубый парень).
4) Росло-росло, да выросло,
Из штаников вылезло,
С конца залупилося,
Людям пригодилося (кукуруза).

Приметы
Если во время праздника пойдёт дождь – к хорошему урожаю ржи на будущий год. «Перун поехал копны считать». Гром гремит долго и не резко – к ненастью, если отрывисто и непродолжительно – будет ясно.
От призора умываются Перунским дождём.
Уходят гады (эту тему можно также разыграть).
До Перуна облака ходят по ветру, а с Перуна начинают ходить против ветра.
С Перуна – ночь длинна; работник высыпается, кони наедаются (в ночном).

Гадания, магия
По корню травы «кукушкины слёзки» гадали о поле будущего ребёнка, круглый – к девочке, длинный – к мальчику. Отвар пили женщины для наступления беременности; настоем корня поили мужей для обеспечения хороших отношений в семье.

ЗАГОВОРЫ
На трудный разговор
Входя, резко взглянуть на оппонента и мысленно произнести:
Я – волк, ты – овца,
Бойся меня, съем я тебя!

Воинские
Именем Перуна
Отгораживаюсь от меча и стрел,
От пули и дроби.
И ядро стой, не ходи за мной,
Иди стороной на мхи, на болота,
В чужую сторону!

Древнейший, «меч умолвити, и он не сечёт»
Кован еси твой брат,
Сам ты еси оловян;
А сердце твоё вощано,
Не укуси меня, аки пёс, отай;
Оба есмя от Земля;
Коли усмотрю тя очами –
Своего брата,
Тогда убоится твоё сердце
Моих очей усмотрения;
Ты вощан!

Чтобы ружьё стреляло
Как гром гремит и молния палит,
Так бы в руках моих огненное оружие палило и гремело.
Как не может никто гром и молнию остановить,
Так бы не могли в руках моих огненное оружие остановить!

На врага и его оружие
Ты не стрелец, ты чернец;
У тебя не ружьё, у тебя кочерга;
У тебя не порох, а сенная труха,
Искра не искрит, ружьё не палит!

На удачу кулачного боя
На море-окияне, на острове Буяне
Стоит дуб сырой крековастый,
Под ним – стар матёр муж,
Рубит старый матёрый муж
Своим булатным топором сырой дуб,
И как с того сырого дуба щепа летит,
Такожде бы и от меня (имя)
Валился на сыру Землю борец добрый молодец
По всякий день и по всякий час!
И тем словам моим замок, ключ в море,
Отныне и до века!

Идущему на войну
Заговариваю я внука Божьего (имя) идти на войну,
А будешь ты ратным человеком, будь сбережён:
От топора, от бердыша, от пищали,
От татарской пики, от красного булата,
От борца, от бойца, от врага-супостата,
От бабьих зазоров, от немочи, от всех недугов.
Крутись, вертись, от топоров, бердышей, пищалей,
Как ветер ходит круг дуба,
Так бы и ходили свинцовые пули
Круг твоей головы!

***
На здоровье
На море-окияне, на острове Буяне
Лежит бел-горюч камень Алатырь.
У каменя стоит Перун с воями своими.
Они отбивают, отстреливают
От (имя) уроки и призоры,
Щипоты и ломоты, ветроносные язвы,
На чёрные грязи, на болота топучие,
Откуда возврата нет, не было и не будет.
Слова мои крепки и лепки, ключ и замок!

Наговор на ожог (на обожжённое место плюют и наговаривают)
Идёт красна девка с мокрым веником,
Тушит, гасит огненную реку,
Огненные искры, огненное пламя,
Огонь жжёт, веник трёт,
Вода смывает, чадо не плачет!

От ушиба (водить по ушибленному месту ножом плашмя и приговаривать)
Тело к телу,
Железо к железу,
Разойдись, кровь, по белому телу!

От невстанихи
На Окиян-море, на острове Буяне,
На пуповине морской лежит камень Алатырь,
На том камне – булатный Дуб.
Сколь тот булатный Дуб стоит крепко и плотно,
Столь бы крепко и плотно стоял мой ярой …
На женскую похоть, на полое место.
Из-под того камня выходит Бык-третьяк,
Ходит около Дуба булатного, и тот Дуб бодает и толкает,
И не может того Дуба сломить и повалить.
Сколь тот булатный Дуб стоит крепко и плотно,
Столь бы крепко и плотно стоял мой ярой …
На женскую похоть, на полое место.
Из-под того камня вылетает Петух и тридевять Куриц,
И тот Петух на тридевять Кур скачет и топчет их пылко и ярко,
Столь бы и я, (имя рек), был пылок и ярок на женскую похоть, на полое место!

От разных травм
В окиян-море есть бел-горюч камень,
Как его не берут ни топоры, ни подсеки,
Ни ножовы порезы,
Как кровь-руда из него не идёт, не канет,
Так бы не было бы крови,
Не было бы боли,
Опухоли, синей отиколи
У внука Божьего (имя),
Слова мои крепки и лепки!

Оберег-заклятье на здоровье ребёнка
Заклинаю я, внучка Божия (имя), внука Божьего младенца (имя) от:
Ушиба, укуса, укола, пореза, костоеда, волосеня, от всех болезней.
Гром, Молния, Вода и Камень!

Личное творчество:
За своё дитя боюсь,
Богу своему молюсь:
-Да поразит Перун того,
Кто тронет сына моего!

Ильин день С этого дня люди переставали купаться (Фото: Monkey Business Images, по лицензии Shutterstock.com)

Дата по старому стилю: 20 июля.

Ильин день на Руси считался одним из важнейших праздников года. В этот день чествовали пророка Илию, жившего в Израильском царстве за 900 лет до Рождества Христова. По преданию, он был ревностным поборником иудаизма, обличал идолопоклонство и всякое нечестие.

Во времена Илии в Израиле царствовал слабохарактерный правитель Ахав, чья жена Иезавиль решила установить культ языческого божества Ваала. Пророк Илия вступился за попранные святыни иудеев. Наделенный особым даром, он совершал множество чудес, чтобы вразумить царя и его супругу. Одним из наказаний, которые Илия ниспослал на страну нечестивых правителей, стал трехлетний голод. Кроме того, он собственноручно казнил языческих жрецов, устроивших жертвоприношение на горе Кармель.

Деяния пророка разозлили Иезавиль, и она поклялась извести его. Однако Илия скрылся в пустыне. Позже, вернувшись в царство Израилево, он все же смирил правителя Ахава. Считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явились колесница огненная и кони огненные», которые и увезли пророка. Благодаря этому образу святой получил в народе прозвище Илья Громовержец: говорили, что именно он, проносясь по небу в огненной колеснице и стараясь поразить нечистого змия, пускает громы и молнии.

В старину на Руси в Ильин день устраивали крестные ходы и молились пророку о дожде или, наоборот, о ясной погоде — в зависимости от того, что было нужнее. Кроме того, по верованиям, дождевая вода, собранная в это время, избавляла как от сглаза, так и от глазных болезней.

С Ильина дня начиналась осень, несмотря на то, что по календарю до нее было еще далеко. Ночи становились холодными, случались утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться (кстати, этот обычай жив и сейчас). «Илья Пророк бросил в воду ледяшок»; «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна»; «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается»; «На Илью до обеда лето, а после обеда осень» — говорили люди. Воздух становился влажным, и хозяйки, вывешивая постиранное белье, замечали: «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет». Нередки были и дожди: «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит».

Дни делались заметно короче. «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок», — подмечали люди и добавляли: «С дня Ильина ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются».

К Ильину дню было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня (Фото: FXQuadro, по лицензии Shutterstock.com)

К Ильину дню было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня (Фото: FXQuadro, по лицензии Shutterstock.com)

К Ильину дню было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня. В пророке крестьяне видели благодетеля, который способен подарить хороший урожай. В некоторых губерниях выставляли в этот день у ворот чашку с зернами ржи и овса и просили священника «повеличать Илию на плодородие хлеба».

В то же время на Ильин день было не принято работать, особенно в поле. Говорили, что за такой «проступок» пророк может наказать: «На Илью стогов не мечут — спалит Илья грозой». Впрочем, такой обычай был связан и с поверьем, что только до этого времени трава наливается вкусом и силой: «До Ильина дня сено метать — пуд меда в него накласть». А собранным в этот день сеном набивали постели, приговаривая: «Ильинская соломка — деревенская перинка».

Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи. Считалось, что в диких животных вселяются злые духи, и только гром Ильи Пророка может прогнать их. Также в этот день старались не пускать в дом собак и кошек — говорили, что это может привлечь к избе молнию.

Именины в этот день

Александр, Алексей, Афанасий, Георгий, Ефим, Иван, Илья, Константин, Кузьма, Леонтий, Николай, Петр, Савва, Сергей, Тихон, Федор

2 августа православные христиане отмечают Ильин день — праздник в честь ветхозаветного пророка Илии. Чем прославился Илия, какие народные приметы связаны с этим днем — читайте в нашей статье.

Благодаря совпадению праздничных дат святой Илья считается покровителем ВДВ в России. Надо отметить, что христиане западного обряда (католики)празднуют память пророка Илии 16 февраля а в Армянской Апостольской Церкви — в первое воскресенье после Троицы.

Илия — единственный ветхозаветный пророк, чья память почитается в современной православной церкви. Согласно церковным преданиям, пророк Илия родился в веке до нашей эры, был ревностным поборником религии Иеговы и обличителем идолопоклонства.

Жизнь пророка Илии описана в Ветхом завете. В Книге Царств утверждается, что пророк Илья был призван Господом на небо живым. Церковь утверждает, что пророк Илья станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю.

На землях славян праздник Ильи пророка получил распространение после принятия христианства. Церковь, которая боролась с языческими праздниками, заменила отмечаемый 2 августа (20 июля по старому стилю) день Перуна на Ильин день, наделив пророка Илью теми же характеристиками, что и славянского бога-громовержца Перуна. Так языческий славянский праздник стал христианским.

Почему нельзя купаться в этот праздник?

В народе считалось, что после 2 августа вода в реках и озерах становится холодной, а в южных регионах с этой даты начиналось цветение водорослей, из-за чего вода неприятно пахла. И несмотря на то, что в наше время Ильин день — самый разгар купального сезона, примета сохранилась в народе. Конечно, слепо следовать поверьям не стоит — если вода в водоеме теплая и чистая, то, ни одна примета не запретит наслаждаться водными процедурами.

О чем просят Илью пророка?

Пророк Илия считается в народе управителем грозы и молнии, а также покровителем искренне верующих людей. 2 августа следует обязательно сходить в церковь, поставить свечку у иконы Ильи пророка и вознести молитву — святой всегда слышит просьбы, обращенные к нему от всей души.

Илье пророку молятся:

  • об установлении хорошей погоды;
  • о ниспослании дождя во время засухи;
  • о богатом урожае;
  • о семейном счастье;
  • о решении денежных проблем.

Многие считают, что к святому можно обращаться с любой просьбой, главное, чтобы она была искренняя и исходила от сердца.

Что можно и нельзя делать в праздник Ильи

Илия в народе считается строгим, но справедливым святым. Существовали определенные запреты в Ильин день, которые старались на нарушать, чтобы не разгневать пророка.

    • Люди в Ильин день не должны видеть своего отражения — ни в зеркале, ни в воде.
    • Любой хозяин к Ильину дню должен закончить свой сенокос. Сено, собранное до Ильи, – мед, а после Ильи – яд!
    • Та скотина, что ест сено, скошенное до Ильи, богата мясом и молоком.
    • На Ильин день 2 августа не купаются в водоемах. И после Ильина дня не купайся в реке, не то тебе не будет счастья нигде, – ильинская вода смоет счастье и здоровье.
    • Также в этот день не рыбачат — вся нечисть прячется в водоемах.
    • Строго настрого запрещалось работать в поле, саду, огороде — Илья пророк мог лишить урожая за неуважение к себе.
    • Большим грехом считается сильно напиваться на праздник — человек может стать алкоголиком.
    • Пчеловоды в этот день не подходят к ульям.
    • На Ильин день ни в коем случае не ругаются и не сквернословят.
    • Домашних животных не выпускают со двора 2 августа — считается, что в них может вселиться нечистая сила.
    • В этот день следует остерегаться молнии: не следует находится в открытом поле, а также стоять под высокими деревьями во время дождя.

Народные приметы в день Ильи пророка

    • В этот день не пускают в дом кошек и собак, чтобы не было в семье людей, пораженных громом и молнией.
    • Если на Илью дождь с громом – голова болеть будет.
    • Илья Пророк – косьбе срок!
    • Глухой гром – к покою, гулкий гром – к ссоре.
    • Гром гремит громко, но не резко – к ненастью.
    • На Илью до обеда лето, а после обеда — осень.
    • Гром отрывисто гремит – к короткому дождю.
    • Кто попал в Ильин день под дождь – весь год здоров будет.
    • С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
    • Нельзя работать на Ильин день в поле — урожай сгорит.
    • После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.
    • С Ильина дня вода холодна.
    • До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
    • Если в Ильин день пожар случится, то до воды в огонь молоко льют, чтобы дальше не разошелся.
    • Гром гремит — то Илья в своей колеснице по небу едет.
    • Кто попал в Ильин день под дождь — весь год здоров будет.
    • Кто на Илью копны посчитает — тот все добро потеряет.

Заговоры и магия в Ильин день

День Ильи пророка среди знахарей считался сильным магическим днем. 2 августа лечат порчу водяную, кликуш, припадки. Лечить нужно три раза в один день, на утренней заре, в обед и на вечерней зорьке. Хорошим признаком считается, если в этот день пойдет дождь. Значит, человеку, которого лечат, долгая жизнь. Кроме того, в праздник читали заговоры на деньги, на торговлю, снимали одиночество, ставили обереги от нечисти.

Илия-пророк на колеснице
Ильин день: история и традиции праздника: Wikimedia

Ильин день посвящен пророку Илие, о жизни которого повествует Ветхий Завет. Празднование дня иудейского святого славянами, принявшими христианство, редкий случай. В чем причина такого явления, объясняют Аполлон Коринфский, Владимир Петрухин, Сергей Максимов.

Почему православные отмечают Ильин день

Когда Ильин день? День памяти пророка Илии 2 августа. Это особо почитаемый народный праздник у православных восточных и южных славян, греков, грузин, некоторых северных народов. Какими-то значительными церковными обрядами он не отмечен, зато в народе его сопровождает множество верований, традиций и запретов. У католиков Илию поминают в феврале в ряду других пророков.

Библейская история о пророке Илие

По преданию, пророк Илия мог повелевать небесным огнем, громом, дождями. В народном представлении он ездил по небу на колеснице с огненными конями и пускал молнии. С таким представлением были схожи образы древнегреческих богов Зевса и Гелиоса, древнеславянского бога Перуна.

Параллелизм библейского громовника Илии и языческого Перуна прослеживает доктор исторических наук Владимир Петрухин. Об этой связи говорит и то, что Ильин день пришел на смену празднеству Перуна, бытовавшему у славян в дохристианские времена. Празднование дня Илии-пророка сохранило многие дохристианские обряды, связанные с земледелием.

Ветхозаветный пророк Илия жил в Израильском царстве, в городе Фисвы за 900 лет до Рождества Христова. Воспитывался и обучался он у священников. Илия посвятил себя Единому Богу, проводил время в посте и молитве. За усердие и верность ему был ниспослан дар совершать чудеса.

Илия яростно обличал идолопоклонников. Ветхий Завет повествует, что служение пророка пришлось на времена правления самого нечестивого и слабовольного Ахава. Он женился на язычнице Иезавель, которая стала распространять языческий культ. Страну охватило языческое безумие, уничтожалась нравственность.

Илия обличал правителей и жрецов на глазах у всех, показывая народу губительность такого пути. Он казнил языческих жрецов, посылая на них небесный огонь. Пророк совершил множество чудес во имя Единого Бога, самым впечатляющим было воскрешение умершего человека. Целью чудес было вразумить правителя и народ, но попытки были безуспешными. Наконец ниспослал наказание — трехлетнюю засуху и голод, которые завершились только по его слову. Так Илия победил идолопоклонников.

По ветхозаветному преданию пророк Илия за свою праведность был взят на небо живым — за ним явилась огненная колесница. В народе распространено поверие, что он спустится на землю перед концом света, трижды объедет на своей колеснице землю, предупреждая о Страшном Суде.

Икона Илии-пророка

Илия-пророк грозящий: Wikimedia

Народное почитание пророка Илии

На библейском повествовании сложились народные представления о пророке, которые обобщает писатель Аполлон Коринфский: Илия поражает огненными стрелами всякую нечисть, льет на землю дождь, под его покровительством находятся хлебные нивы, он покровительствует плодородию и урожаю.

Автор считает это главной побудительной причиной почитания дня памяти пророка, потому что ко времени принятия христианства славяне только начали расставаться с обожествлением стихий природы. Это отразилось в народных названиях Ильина дня: Громобой, Громовержец, Сухой и мокрый Илья, Илья-грозный.

Благодаря таким чертам пророк Илия и стал самым почитаемым ветхозаветным святым. Известно, что еще до принятия христианства его почитали восточные славяне, в Киеве была церковь его имени.

Способствовало росту популярности Илии и слияние его образа в народном представлении со славянским былинным богатырем Ильей Муромцем. Считалось, что этот герой был наделен огромной силой ходившим по земле Богом и Николаем Чудотворцем. К XII веку популярность пророка Илии укрепилась среди православных, в его честь возводилось множество храмов и церквей.

Народные традиции, запреты и приметы Ильина дня

Ильин день уже много веков остается любимым народным праздником. У него есть свои обряды и традиции празднования.

Как готовились к празднику

Начинают готовиться к нему еще до 2 августа. Страшась гнева святого, многие за неделю до праздника начинали поститься, особенно в четверг и пятницу предшествующей празднику недели. Кроме того, накануне праздника считалось обязательным:

  • Принять меры предосторожности от гнева «сердитого» святого, его грома и молний. Этнограф Сергей Максимов пишет, что с такой целью окуривали дом ладаном, зеркала, самовары и другие светлые предметы закрывали или выносили, поскольку считали их предосудительной в крестьянском быту роскошью.
  • Прекращали полевые работы в знак особого уважения к святому.
  • Пекли к Ильину дню обрядовое печенье.

Ночь накануне Ильина дня считалась особенной, называлась «воробьиная» или «рябиновая» ночь, когда часто сверкали молнии и зарницы.

Молебен около реки

Крестный ход в Ильин день: Wikimedia

Традиции Ильина дня

День должен быть проведен в праздности. Тех, кто нарушал запрет, осуждали, опасались из-за них неприятностей для всех. Крестьянская традиция в Ильин день — совершать крестный ход и общественное молебствие в поле, около водоема. При этом молились святому или о дожде, или о прекращении длительных дождей.

К Ильину дню уже собирали первые хлеба нового урожая. Было принято выставлять около ворот чаши с новым зерном, чтобы Илья и в будущем посылал хороший урожай. К празднику заготавливали первые снопы соломы, чтобы к осени покрыть крыши изб, собранным к празднику душистым сеном набивали постели.

Долго в деревнях сохранялся обычай сгонять к церкви домашний скот и кропить его святой водой. Затем из этого стада выбирали самое лучшее животное, выкупали его в складчину для общего застолья.

Такое общее застолье на Ильин день называлось «братчина», на трапезу собирались не только односельчане, но и из соседних деревень. Основными были блюда из мяса жертвенного животного, угощали ими малоимущих и бездомных. После коллективной трапезы начинались народные гуляния, игры, хороводы.

Что нельзя делать в Ильин день?

На этот день сложились такие запреты:

  • Запрещалась всякая работа, чтобы не разгневать Илью таким непочтением.
  • Существовал запрет в Ильин день выпасать скотину, считалось, что злые духи прячутся в этот день от пророка в диких зверей и гадов, поэтому они могут растерзать или укусить домашних животных.

Самый известный запрет Ильина дня — нельзя в праздник и после него купаться в реках и водоемах. Это даже отразилось в фольклоре: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». Почему нельзя купаться в Ильин день? Это запрет объяснялся как природными, так и мифическими причинами:

  • Вода обычно к этому времени становится холодной, можно после купания заболеть. Объяснялось похолодание тем, что конь из колесницы Ильи-пророка уронил подкову в воду, она стала ледяной от железа.
  • Верили, что всякая нечисть в этот день может прятаться от грозного Ильи в воде, поэтому опасались, что она нападет и утянет в воду.
  • По этой же причине опасались встретиться с дикими зверями и змеями у воды.

Чтобы не накликать на себя такую беду, придерживались запрета купаться после Ильина дня.

Какие приметы на Ильин день?

В этот день были особенно внимательны к тому, что происходит на небе. Считали, что от этих примет зависит будущий урожай:

  • Дождь предвещал обильный урожай ржи. Дождевая вода этого дня считалась целебной. Ее применяли в лечении глазных болезней и защите от сглаза.
  • Многозначительной для крестьян была облачность в Ильин день: утренняя подсказывала, что следует раньше начинать сеять озимые, а урожай будет хорошим. Если облачность ближе к вечеру — сев будет поздним, а урожай плохим.
  • Если день прошел без дождя — опасались пожаров.
  • Грозу в этот день объясняли тем, что Илья поехал копны считать, проверять крестьянскую работу.

В народном календаре Ильин день — граница лета. После него появляются первые признаки осени, начинаются холодные утренники. Дни становились короче: «С дня Ильина ночь длинна, работник высыпается, а конь наедается». Бытовала примета «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень».

Дом в поле, молния

Приметы на Ильин день: Pxhere

Ильин день особенный в православном мире. В нем слились и почтение к ветхозаветному пророку, и народные представления о природных явлениях. Для современного человека традиции праздника дороги как проявление народной культуры.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1980872-ilin-den-istoriya-i-traditsii-prazdnika/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иконка новогодние праздники
  • Икона умиление пресвятой богородицы праздник
  • Икона умиление праздники
  • Икона табынской божьей матери праздник 2021
  • Икона собор всех святых двунадесятые праздники 28х28