Индусский праздник огней

Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает «огненная гроздь» — фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на начало месяца Картик (октябрь — ноябрь) ...

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 12 ноября

Дивали — фестиваль огней в Индии Праздник символизирует победу света над тьмой (Фото: Tukaram Karve, по лицензии Shutterstock.com)

Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает «огненная гроздь» — фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на начало месяца Картик (октябрь — ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.

Существует несколько легенд, связанных с праздником. Вишнуиты увязывают начало празднования Дивали с коронацией царевича Рамы, седьмого воплощения Вишну. В ночь его счастливого возведения на трон по всей стране была устроена иллюминация.

По другой версии, мудрое правление Рамы знаменовало избавление от духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету, благодаря легендарному царевичу.

В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности. Для некоторых частей страны и групп населения (например, для торговых общин Западной Индии) Дивали совпадает с началом Нового года. Торговцы в этот день приводят в порядок счетоводные книги, прибирают лавки. Вечером магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами электрических лампочек.

На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине Лакшми, супруге Бога Вишну (Фото: D.Shashikant, по лицензии Shutterstock.com)

На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине Лакшми, супруге Бога Вишну (Фото: D.Shashikant, по лицензии Shutterstock.com)

На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине богатства и плодородия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают все огни, так как Богиня не любит темноты, обращаются к ней с молитвой, подносят ей молоко, в которое опущены монеты, а на ночь оставляют двери и окна открытыми, чтобы ей было легче проникнуть в дом.

На Юге Индии в Дивали отмечают победу Бога Кришны над демоном Наракасурой. В этот день победы добра над злом индусы обильно смазывают себя кокосовым маслом, что очищает их от грехов, так как церемония эта считается равной по значению омовению в священном Ганге.

На Востоке Индии, и особенно в Бенгалии, Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали, олицетворяющей культ силы. По этому случаю перед изображениями Богини десять дней совершают молитвы, а затем эти изображения погружают в воды рек или прудов.

Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости, ведь Лакшми приносит удачу.

В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек.

Дивали (Дипавали) в Индии — один из крупнейших фестивалей индуистов, который отмечается с большим энтузиазмом. Праздник отмечают 5 дней подряд, 3 день считается самым важным — именно в это время проходит Фестиваль Огней. На праздник устраивают красочные фейерверки, зажигают традиционные лампадки дипа и свечи вокруг своих домов, чтобы привлечь богиню богатства и благоденствия Лакшми. Часто Дипавали сравнивают с европейским Новым годом.

Значение

История индийского праздника Дивали изобилует легендами, которые в большинстве своем касаются индуистских религиозных писаний. Но основная тема преданий символизирует победу добра над злом. Еще Дипавали знаменует конец сезона дождей и начало зимы. Фермеры завершали сбор урожая, а торговцы готовились к дальним путешествиям. В этот период становится важным почитание богини изобилия, богатства и процветания Лакшми.

Зажжение огней на Дивали в Индии имеет большое значение. Для индуистов тьма представляет невежество, а свет — метафора знания. Благодаря свету, раскрывается красота мира. А в большинстве религий свет — символ любого положительного опыта. Таким образом, через зажжение огней осуществляется освобождение от негативных сил: лукавства, насилия, похоти, гнева, зависти, ханжества, страха, несправедливости, угнетения и страдания. Освещение лампы — форма поклонения богу для достижения здоровья, богатства, знания, мира, доблести и славы.

Зажженные свечи собранные в виде цветка

Праздник Дивали © sudarshana.ru

Пять дней Дивали

1-й день: Дханвантари Трайодаши (Дхана-Трайодаши)

Это день, когда бог Дханвантари был рожден из океана, чтобы принести человечеству знания об Аюрведе. На закате индусы должны искупаться и предложить зажженную лампу с прасадом (пища, предложенная божеству) богу Ямарадже, владыке Смерти, и молиться о защите от преждевременной смерти. Это должно быть сделано около дерева Туласи или другого священного дерева, которое растет во дворе. В этот день принято покупать украшения и посуду.

2-ой день: Нарака Чатурдаши (Чхоти-Дивали)

Во второй день празднуют победу бога Кришны над демоном Наракасурой и освобождение мира от страха. С этого дня запускают фейерверки. Следует сделать массаж тела с маслом, чтобы избавиться от усталости, искупаться и отдохнуть так, чтобы отпраздновать Дивали со всей доступной энергией. Согласно шастрам, лампаду дия в этот день зажигать не нужно. Но некоторые люди все равно ошибочно полагают, что дия всегда должна гореть перед Дипавали.

3-й день: Дивали — Лакшми Пуджа

Самый важный день фестиваля, который и есть день Дивали. В этот день поклоняются Матери Лакшми. Крайне важно, чтобы в доме было идеально убрано, так как богиня Лакшми любит чистоту и в этот день она сперва посетит наиболее чистый дом. Фонари и лампады зажигают в вечернее время для привлечения богини и освещения ее пути. Из храмов слышны звуки колоколов и барабанов. Фейерверки запускают после обеда.

Лакшми Пуджа (санскр. पूजा, Pūjā — «поклонение», «молитва») состоит из комбинированного поклонения пяти божествам — Ганеше (богу мудрости и благополучия); трем ипостасям Лакшми — Махалакшми (богине богатства и денег), Махасарасвати (богине книг и обучения), Махакали (богине-воительнице, защитнице от враждебных сил.); Кубере (богу-хранителю зарытых в земле сокровищ).

4-й день: Говардхана Пуджа

Четвертый день праздника — поклонение холму Говардхан и царю Бали Махарадже. В этот день господь Кришна поднял Говардхан Парват, чтобы защитить людей Гокула от гнева Индры, и день, когда был коронован король Викрамадитья. В храмах божествам делают молочную ванну и одевают их в блестящие одежды со сверкающими бриллиантами, жемчугами, рубинами и другими драгоценными камнями. Затем божествам подносят сладости, а затем этот прасад предлагают пришедшим.

5-й день: Йама-Двитийа или Бхайа-дуджа

Последний день Дивали посвящается любви между братьями и сестрами. Сестры готовят для своих братьев и молятся за их долгую жизнь, а братья благословляют своих сестер и дарят им подарки.

Зажжение огней

Праздник Дивали © turkey-sea.ru

Даты празднования Дивали

Даты фестиваля меняются каждый год, так как зависят от лунного календаря. По индуистскому календарю день Дивали (3 день фестиваля) приходится на новолуние (Амвасья).

  • Дивали в 2016 году празднуется 30 октября;
  • в 2017 — 18 ноября;
  • 2018 — 7 ноября;
  • 2019 — 27 октября;
  • 2020 — 14 ноября.
  • 2021 — 4 ноября.

Стандартный часовой пояс в Индии: +6:30

Обычаи и традиции Дипавали

Мы не будем говорить об особенностях подготовки праздничного прасада и выполнения ритуалов пуджи, но расскажем о некоторых популярных традициях и обычаях праздника огней Дипавали.

Фонари и лампады

Дипавали в буквальном переводе с санскрита означает «ряд ламп». Так что самая узнаваемая традиция фестиваля — зажжение большого количества маленьких глиняных ламп с маслом — дия (также называют дийя, дипа, дипам или дивак). В середину дийа заливают растительное масло или гхи и опускают в него фитиль из хлопка. Такие лампы можно сделать самостоятельно, просто залив в подходящую форму небольшое количество обычного растительного масла, и положив в него длинный кусочек ваты, скатанный в виде макаронины. Но будьте внимательны, не ставьте лампы рядом с легковоспламеняющимися предметами.

Дувушки зажигают свечи на песку

Праздник Дивали © goatrip.ru

Ранголи

Ранголи — рисунок-молитва, это орнамент, который наносят на пол и стены дома. Для создания рисунков используют яркие разноцветные порошки, муку и крупы. Это настолько популярное в Индии искусство, что соревнования по созданию ранголи проводят в школах и офисах. Также в домах рисуют мукой следы на полу, что символизирует ожидание прихода Лакшми.

Петарды и фейерверки

Традиция фейерверков на Дивали не очень стара, но она уже стала важной частью фестиваля огней. Считается, что фейерверки отпугивают все зло из жизни.

Азартные игры

Один из самых любопытных обычаев Дивали — потакание азартным играм. Особо популярна эта традиция в Северной Индии. Только помните, в игры играют не ради денег, а для удовольствия. По легенде, в этот день богиня Парвати играла в кости с мужем Шивой и распорядилась так, что всякий, кто сделает ставку на ночь Дипавали будет процветать в течение всего последующего года. А популярное высказывание гласит, что тот, кто не сядет играть в азартные игры родится ослом в следующей жизни. Казино и местные игорные дома ведут оживленную торговлю всю неделю Дивали.

Обмен подарками

Дарение подарков всегда было одним из важных ритуалов праздника. Дивали укрепляет связь с членами семьи, друзьями и близкими. Подарки могут быть самыми разными, но особо популярные: сладости, религиозная атрибутика, лампады дия, серебро и золото, новая одежда и украшения, открытки ручной работы.

Принятие ванны — очищение

На второй день Дивали до восхода солнца принято принимать ванну с маслом и пастой убтан, которая состоит из орехов, муки, молотых трав и масел. Необходимо очиститься и отдохнуть так, чтобы встретить праздник полным энергии.

Где распространено празднование Дивали

Фестиваль Дивали важен в индуизме, джайнизме и сикхизме, и празднуется везде, где имеются крупные общины этих религий: в Индии, Бангладеше, Шри-Ланке, Кении, Непале, Малайзии, ЮАР, Тринидад и Тобаго, Гайане, на Маврикии и Фиджи. А в связи с увеличением концентрации индийских иммигрантов и последователей вышеупомянутых религий, празднование проходит в Калифорнии, Сиэтле (США), Лондоне (Великобритания) и Сингапуре. Но лучше всего посетить Дивали именно в Индии! Если вы уже морально готовы к такой поездке, выбрать и забронировать отель в Индии можно в каталоге Planet of Hotels.

Индийцы гордятся и чтут свои религиозные верования. Все индийские праздники, так или иначе, связаны с индуизмом или буддизмом. «Комсомолка» рассказывает, как будет отмечаться главный индийский праздник Дивали, символизирующий победу добра над злом, выход людских душ из душевного сумрака, в 2023 году.

Когда отмечается Дивали в 2023 году

Как и многие памятные даты у народов с богатым историческим наследием и многовековыми обычаями, праздник Дивали, или Дипавали (что означает «глиняная лампадка с маслом») проводится уже в формате многодневного красочного фестиваля. Дивали в 2023 году приходится на 12 ноября. Но праздничные мероприятия продлятся 5 дней — с 10-го по 14-е число.

Дивали: история и традиции индийского праздника

Фото: @lara-jameson, pexels.com

Глубокие исторические корни праздника позволяют ассоциировать Дивали с древнеязыческим почитанием осеннего урожая. Многие индусы, особенно те, кто работает в финансово-банковской сфере, считают Дивали началом своего индийского нового года. Однако современное индийское общество настолько плюралистично, что в разных частях огромного государства празднику-фестивалю без труда приписывают самые различные значения. В конце концов, главное, что у жителей Индии и многочисленной индийской диаспоры во всем мире в эти дни, как пел Владимир Высоцкий, есть хороший повод веселиться.

За время празднования Дивали в 2023 году индуисты будут отмечать многие события, связанные с их религией. Все они тесно переплетаются с богатой индийской мифологией и ее персонажами. События праздничной недели в индийском календаре расписаны на каждый дней. Причем наряду с вымышленными божествами в эту осеннюю праздничную пятидневку вспоминаются и реальные личности. Например, правитель древнеиндийской империи Мауриев, покровитель буддизма, царь Ашока.

История праздника Дивали

Непосредственно традицию празднования Дивали связывают с возвращением домой из вражеского плена легендарного царя Рамы. Поэтому, чтобы Рама и его супруга благополучно добрались домой, люди и жгли масляные лампадки. Они назывались дии и наполнялись индийским топленым маслом гхи. В индуизме топленое масло гхи играет большое значение при организации церемоний жертвоприношения.

Дивали: история и традиции индийского праздника

Фото: shutterstock.com

Другая версия связывает праздник Дивали с поражением царя-демона Наракасуры, сеявшего беспорядки в древнеиндийском обществе. Злого персонажа усмирил Кришна. Сжигание чучела Наракасуры современными индийцами в праздник – один из отсылов к древней мифологии.

Во многих частях Индии в праздник вспоминают богиню достатка и процветания, супругу бога Вишны, Лакшми. По преданию, она в белом одеянии появилась из вод молочного океана, в которых в незапамятные времена боги и демоны искали эликсир бессмертия амриту. В Восточной Индии, наоборот, почитается черная богиня силы Кали. Характерно, что и с ней связаны водные мотивы. После поклонения и молитв изображения богини Кали опускают в водоемы.

Традиции праздника Дивали

Существует восемь основных традиций праздника Дивали:

  1. уборка дома,
  2. раздача соседям сладостей,
  3. покупки в различных магазинах,
  4. горящие лампады,
  5. красочные фейерверки в кругу добрых знакомых, родных и близких,
  6. вечеринки,
  7. всевозможные подарки. Если раньше подарком в праздник Дивали была, в основном, одежда, то сейчас ее вытеснили современная техника и подарочные сертификаты,
  8. ранголи — ранголи, считающиеся, пожалуй, главной опознавательной меткой праздника Дивали.

Дивали: история и традиции индийского праздника

Фото: pixabay.com

Красочный рисунок ранголи – основное украшение этих дней. Для его изготовления используют цветной песок и подкрашенную рисовую воду. Ранголи в эти дни в странах Юго-Восточной Азии можно увидеть повсюду, даже в крупных современных торговых центрах. Ранголи делают своими руками. Считается, что злые духи не могут причинить вред вашему дому, запутавшись в хитром, но красивом рисунке. Обычно рисунок ранголи наполнен различными природными мотивами и состоит из хитроумных геометрических фигур.

Особо красочно отмечают Дивали на Гоа, где существует культ победы Кришны над местным царем Наркасуром. Местные жители – большие мастера рисунков ранголи, и если повезет в эти дни попасть в их украшенные к празднику дома, то можно как следует насладиться созерцанием сложных рисунков. Заодно вас познакомят с местными обычаями и традициями.   

Популярные вопросы и ответы

Где, кроме Индии, отмечают праздник Дивали?

Праздник широко отмечается в странах, где есть большие индуистские общины. Это, прежде всего, Сингапур. Сюда также относятся другие страны Юго-Восточной Азии, государства Карибского бассейна, Кения и ЮАР в Африке и острова Фиджи в Океании. Подключаются к празднованию и крупные индийские диаспоры есть в Лондоне и на западном побережье США.

Какой близкий по смыслу праздник отмечается в соседнем с Индией Непале?

Неварцы – народность, проживающая в Непале, — отмечают дату со сложно произносимым названием – Ашок Виджаядашами. В этот день, по преданию, император Ашока стал последователем буддизма.

Почему праздник Дивали еще называют праздником огней?

Праздник отмечается в период Новолуния, когда Луна еще не освещает дорогу. В память о благополучном возвращении ночью домой бога Рамы, люди и зажигают лампады. Получается настоящий праздник огней.

На чтение 6 мин Просмотров 4.5к. Опубликовано 15.12.2013 Обновлено 14.11.2019

Праздник Дивали в Индии — один из самых значительных для представителей многих религиозных конфессий: джайнов, сикхов, кришнаитов и индуистов. Это праздник огня, света, торжества и победы добра над темными силами. Во время праздника огонь освещает не только материальный мир, но и душу. Поэтому индусы тщательно подготавливают свой разум путем медитаций и раздумий.

Отмечают Дивали в течение пяти дней в начале ноября, что напоминает традиционное для всех индоевропейских народов празднование дня урожая.

В 2020 году Дивали начнется с 14 ноября.

В это время улицы и дома украшаются свечами, фонариками, глиняными лампами. Во время фестиваля огней Дивали принято дарить и получать подарки. Основой праздника послужили подвиги индийских богов.

Фигура Дьявола

За день до празднования Дивали, по преданиям, рождается Дьявол. Поэтому в этот день индийцы делают из папье-маше фигуру Дьявола и сжигают ее.

Каждый из пяти дней посвящен одной из легенд.

Содержание

  1. День первый. Дханвантари-трайодаши
  2. День второй. Нарака-чатурдаши
  3. День третий. Лакшми-пуджа
  4. День четвертый. Говардхан-пуджа
  5. День пятый. Бхау-бидж
  6. Видео празднования фестиваля в Индии

День первый. Дханвантари-трайодаши

Это первый и главный день праздника. Дханвантари — это одно из имен бога, главное воплощение Вишну. Индусы верят, что в этот день Дханвантари (главный бог) явился людям и принес им нектар бессмертия. Этим нектаром были аюрведические знания. Аюрведа — это древнее искусство оздоровление и правильной жизни, которое и по сей день приносит свои плоды. Многие европейцы предпочитают аюрведу классической медицине.

Первый день праздника — день здоровья, молитвы, жертвоприношений. В этот светлый день совершается пуджа (ритуальное предложение пищи) богу Вишну.

Праздник красок ХолиНе менее интересно в Индии проходит праздник красок Холи.

Помимо всего прочего, в Индии живут настоящие мастера такого искусства, как вышивка золотыми нитями — Зардози.

Не менее значим в Индии Фестиваль Ганеши. Подробнее о нем можно узнать тут: https://indianochka.ru/kultura/holiday/festival-ganeshi.html

День второй. Нарака-чатурдаши

Праздник Дивали в Индии

В этот день, согласно преданию, Шри Кришна покарал демона Наракасуру. Хитрый демон задумал посмеяться над богами, полубогами и людьми. Он воровал сокровища, ценные реликвии и даже украл серьги у праматери девов (полубогов) Адити. Из разных царств он похитил 16100 самых прекрасных девушек. Сокровища Наракасуру множились, девушки томились в неволе. Не в силах справиться с демоном, Индра, царь полубогов, взмолился о защите великому Кришне.

Кришна, бог-разрушитель, с радостью отправился на бой с армией Наракасуру. Победив всех врагов и убив демона, он вошел во дворец. Кришна был прекрасен собой и храбр, поэтому юные невольницы воспылали к нему любовью. Чтобы никого не обделить, бог разделился на 16100 воплощений, каждое из которых стало супругом для освобожденных красавиц. Награбленные сокровища Кришна вернул Индре.

Утром в день Нарака-чатурдаши принято совершать омовения с использованием веточек апомарга. В храме Кришны должен зажечь лампадку крупный начальник, мэр города или глава государства, что знаменует мирное процветание и благополучие среди его подданных.

В некоторых регионах принято наносить себе на лоб полосы из киновари, считается, что, победив, великий Кришна помазал себе лицо кровью поверженного демона. Этот день наполнен символизмом, радостью очищения.

День третий. Лакшми-пуджа

День памяти и почитания богов Лакшми и Ганеша. Лакшми — это богиня благополучия, во время пхтанья (перемешивания) Молочного океана она обрела одну четырнадцатую часть образованных в нем сокровищ — ратн. Они символизируют духовное богатство.

Ганеша — бог с необычной внешностью, он обладает головой слона, двумя парами рук и телом человека. Ганеша олицетворяет собой мудрость, процветание, успех. В индийских верованиях Ганеша способен помочь любому обратившемуся к нему с просьбой, убрать препятствия и сомнения.

Зажженный огонь в домах в день Лакшми-пуджи привлекает удачу, покой и богатство. В этот день верующие испытывают осознание пережитого жизненного опыта, совершают попытку приобщиться к вековой мудрости богов.

День четвертый. Говардхан-пуджа

Украшения праздника Дивали в Индии

Особое значение праздничный день имеет для жителей северных районов. Согласно легенде, в один из дней поклонения Индры жители села Гокуль молитвы были прерваны Кришной. Он остановил праздничные жертвоприношения, за что Индра наслал потоп и страшную грозу. Тогда Кришна поднял одним мизинцем гору Говардхан и защитил жителей Гокуля. Видя это, Индра признал силу и могущество Кришны и отступил.

В память о боге-защитнике народ Северной Индии совершает ежегодную пуджу. Говардхан — это реальное географическое названия небольшого холма в Бражде. В день Говардхан-пуджи его украшают цветами и гирляндами. Ночь перед праздником верующие люди проводят в храме, а наутро готовят «гору еды», чтобы предложить ее Кришне.

Количество блюд может превышать сотню. Еда складывается в форме пирамиды и освящается — произносятся определенные молитвы, совершаются ритуалы. После этого все члены праздника угощаются освященной едой в небольших количествах.

По другому преданию Говардхан — это воплощение бога Вишну. Гора является живой и во время преклонений и молитв увеличивает благополучие человека в духовной жизни.

Насладиться кулинарными талантами индийских женщин и приобщиться к мистическому ритуалу сможет каждый присутствующий. Индусы всегда рады угостить гостя и развлечь его в независимости от национальности.

День пятый. Бхау-бидж

Праздник принято проводить в обществе своих братьев и сестер. Сестры молятся об удаче своих братьев, а те угощают их сладостями, говорят комплименты. Именно в этот день бог Яма встречается со своей сестрой Ями. Яма символизирует солнце, Ями — луну. По древнейшим индуистским представлениям Яма отказался от своего бессмертия, принес себя в жертву и, благодаря этому, создал весь мир.

В диалогах Ямы с сестрой, описанных в ведах, она часто предлагает ему инцест, от чего тот отказывается в силу их близкого родства. Некоторые историки полагают, что эта легенда легла в основу юридического запрета на кровосмесительные браки. Бхау-бидж — день добра и мира, венчающий собой прекрасный и удивительно красивый праздник Дивали.

Современные индийские фильмыБолливуд снимает фильмов значительно больше, чем всем известный Голливуд. Какие стоит посмотреть современные индийские фильмы можно узнать в нашем ТОП-10.

С помощью статистики запросов в Интернете, мы составили список самых красивых индийских актрис. Ознакомьтесь скорее!

Также имеется рейтинг мужчин, самых красивых индийских актеров. Читаем и любуемся: https://indianochka.ru/kultura/bollivud/top-10-akterov.html

Самой традиции празднования более тысячи лет. Как любой религиозный праздник, он наполняет радостью, дарит чувство очищения, счастья, гармонии. Некоторые индусы и гости страны совершают в эти дни омовения в водах реки Ганг, что способствует очищению кармы.

Религиозные ритуалы, горящие повсюду огни и возносящиеся молитвы делают праздник незабываемым зрелищем, обязательным для посещения.

Дивали — это уникальное событие в жизни страны, празднование которого отличается в каждом регионе Индии, объединяющее все народы и религии многонационального государства.

Видео празднования фестиваля в Индии

Дивали или Дипавали – это осенний праздник огней, широко отмечаемый во всей Индии. Дословно он переводится как «ряд огней» и почитается индуистами как ночь, когда Свет побеждает Тьму. Его празднуют в октябре-ноябре и часто связывают с завершением сбора урожая во многих регионах страны.

Северяне отмечают Дивали пять дней с кульминацией на третий день (пуджа Лакшми), южане празднуют Дипавали всего один день, в Махараштре — шесть дней. На Севере Индии Дивали приурочен к возвращению Бога Рамы в его родную Айодхью из вынужденного 14-летнего изгнания вместе с женой Ситой и братом Лакшманой. Принц возвращался ночью, в темноте, но его подданные так ждали этого славного возвращения, что каждый из них зажег лампаду, чтобы осветить путь Рамачандре, а заодно и отпраздновать это великое событие.

Дипы

На юге Индии Дипавали отмечается как Нарака Чатурдаши – день, когда Кришна одолел Наракасура. Примечательно, что даже дата праздника на севере и юге может не совпадать из-за разницы в лунных календарях, используемых для вычисления даты фестиваля.

В дни празднования Дивали Индия светится из космоса ярким пятном, которым часто любуются астронавты, оказавшиеся за пределами планеты.

Подготовка к Дивали

Дивали — добрый семейный праздник, к которому начинают готовиться заранее, покупая гирлянды, дипы, иллюминацию и украшения для дома.

Накануне праздника Deepawali и часто – в первые его дни – везде ведется генеральная уборка: дома подметают и вымывают, красят и белят, локально ремонтируют, начищают до блеска все поверхности, стирают домашний текстиль. Старые и ненужные вещи выкидываются. Северяне параллельно начинают готовится к зиме в этот день: достают теплые вещи, ковры, зимние одеяла.

Перед началом фестиваля Дивали в разных регионах Индии отмечается День поклонения коровам и телятам. Он назвается по-разному (в зависимости от штата): Говатса Двадаши, Васу Барас, Нандини Врат. Его празднуют в день перед Дхантерасом, проводя пуджу перед коровой или ее изображением. В этот день принято кормить коров и телят, а также держать пост на их благо (в частности, воздерживаться от изделий из муки и пшеницы, молочных продуктов).

Дхантерас – первый день Дивали

Дхантерас или Дханатрайодаши – первый день Дивали, когда проводят пуджу для Бога здоровья Дханвантари и Бога богатства Куберы. «Дхан» – означает «богатство». Согласно верованиям индуистов, именно на Дхантерас появился из пены океана во время пахтания его асурами и девами Дханвантари – Бог врачевания, здоровья, аюрведы. Это хорошее время, чтобы молиться о здоровье и выздоровлении. В этот день принято украшать алтари особыми гирляндами из свернутых зеленых листьев, ассоциирующихся с деньгами.

Гирлянда на Дхантерас

Дхантерас – это также торговый день, когда все магазины Индии делают двойную, а то и тройную выручку. Особенно хорошо раскупаются все товары для дома (на Дивали выкидывают старые вещи и покупают новые, уделяют большое внимание обновлению жилого пространства), металлические изделия (на Дхантерас покупать золото, серебро, посуду и домашнюю утварь из металла считается особенно благоприятным действием, приносящим удачу в будущем), автомобили, мотоциклы и байки (технику после покупки везут освящать в храм, где брамины проводят специальную пуджу, рисуют свастику на авто, повязывают красные защитные веревочки, требуют раздавить кокос колесом, после чего благословляют транспорт на долгую службу без аварий).

На Дхантерас дом убирают, очищают и украшают, расставляют везде лампадки для масла, а также наносят ранголи. Люди надевают новые одежды. Принято также выбрасывать старые расчетные бумаги и приобретать новые бизнес-ежедневники, бухгалтерские книги.

Также в первый или второй день фестиваля может проводиться Яма Дипам, когда на юге дома зажигают особенную дипу из теста с кунжутным маслом внутри. Считается, что такая дия удовлетворит Бога смерти Яму и отвратит преждевременную смерть от членов семьи.

По поверьям хинду, в дни Дивали Богиня Лакшми посещает каждый дом в стране. Поэтому многие индуисты оставляют окна и двери открытыми по ночам, чтобы Деви могла беспрепятственно войти в их жилище и освятить его, благословить. Даже мусульмане на Дивали не остаются в стороне и тоже зажигают огоньки. Представители этой религии считают, что игра в кости или карты в дни индуистского праздника дарит удачу на следующий год.

Как празднуют Дивали на Севере страны?

На Севере и Западе Индии фестиваль Дивали приравнивается по размаху празднования к Новому году на постсоветском пространстве. Его отмечают широко, громко и красиво. В Гуджарате и соседних западных штатах Дивали считается началом года. В этой местности издревле осенью начиналась отправка торговых кораблей и по сей день местные торговцы закрывают бухгалтерию старого года к этому дню и открывают новую.

К основным традициям празднования Дивали на Севере Индии относят:

  • Улицы, парки, площади и здания городов украшают декоративными гирляндами и цветами, повсюду развешивается иллюминация.
  • В домах обязательно декорируют алтарь и фасад здания, чаще всего для этого используют гирлянды из натуральных или искусственных цветов.
  • Перед входом в дом, магазин, офис прямо на земле или на крыльце создают ранголи. Это священные рисунки с важными символами, которые наносят цветными порошками, рисом, крашеным песком, пудрой. Индийцы верят, что именно благодаря ранголи Лакшми в дни праздника найдет дома индуистов и будет тем самым приглашена в них. Также ранголи выступает в качестве защитного знака, своеобразного амулета на счастье.
  • Многие люди держат пост в основной день фестиваля и начинают вкушать еду только с прасадом после пуджи в честь Лакшми и Ганеши.
  • С заходом солнца индийцы повсеместно зажигают глиняные светильники дия (наливают в них масло, кладут фитилек и поджигают его), считается обязательным освятить каждый уголок дома, поставив светильники во всех комнатах (в углу), на окнах и балконах.
  • Ночью проводится пуджа Богине процветания Лакшми и ее приемному сыну Ганеше, часто кроме подношения даров (рис, цветы, сладости, фрукты, сандаловая паста, серебро или золото) и огненного арти, индийцы также ставят перед изображением Богини тхали с монетами в молоке, которые служат залогом обретения удачи и благословения Лакшми.
    Дивали
  • На Дивали все надевают новые одежды, семьи ходят друг к другу в гости, угощаются традиционными блюдами и сладостями, обязательно дарят подарки (чаще всего – предметы домашнего обихода).
  • Помимо горящих во всех домах глиняных лампадок «дия», индийцы добавляют помпы празднику за счет петард, фейерверков, салютов, бенгальских огней. Ночь новолуния, когда празднуется Дивали, считается самой темной в году и только обилие света на улицах способно преодолеть этот мрак. Каждая семья не скупится на иллюминацию в этот день, молодежь и подростки поджигают кто во что горазд. На улицах стоит канонада, примерно как у нас в ночь с 31 декабря на 1 января.

Дивали – это еще и повод установления рекордов по одновременному зажиганию огромного количества огоньков. Так, например, в 2020 году в Резиденции Принца Рамы – Айодхье, Книгой Рекордов Гинесса был зафиксирован новый рекорд. На месте, где строится уникальный Храм Рождения Рамы и на берегу реки Сарайю был проведен колоссальный Дипотсав – зажигание дип в количестве 584572 штуки (5,84 лакха – по индийскому способу расчета).

Во время Дивали начинается свадебный сезон, который длится еще минимум месяц после праздника. Считается благоприятным пожениться именно в это время, поэтому множество пар выбирают в качестве свадебной даты один из дней в период после Дипавали. Традиция уходит корнями вглубь веков, когда время для заключения брака выделялось после сбора урожая и до новой посевной.

Особенности празднования Дивали в Южной Индии

На юге существуют свои, уникальны традиции празднования Dipawali. Особенно следует выделить натирание тела кокосовым маслом, которое убирает все грехи и загрязнения человека и по мощи приравнивается к погружению в воды священных рек индуизма.

Дивали

Также есть региональная специфика южного Дипавали:

  • в Тамилнаду на праздник Типавали принято принимать масляные ванны и делать ранголи в стиле колам из рисовой муки, иногда люди принимают немного лекарственного лехияма;
  • в Карнатаке проводится ритуал Балипадьями, делается пуджа царю асуров Бали, которого убил Вамана (аватар Вишну), жители деревни предлагают богам еду рядом с рисовыми полями;
  • в Андхра-Прадеше и Телангане Дивали празднуется как победа Кришны-Сатьябамы над Наракасурой, пуджа Богине Лакшми проводится только утром;
  • в Хайдерабадском университете Османия, студенты проводят Дивали не в праздновании, а в оплакивании Наракасура, отмечая, что он был великим царем, давшем миру множество знаний и несправедливо убитым в этот день;
  • в Керале фестиваль Дивали не в большом почете, но тут делают ритуальную масляную ванну, готовят сладости, в последнее время на побережье штата вечером праздника активно взрывают петарды.

Интересно, что тамилы, населяющие Шри-Ланку (царство Раваны) празднуют Дивали очень сдержанно, так как на острове принято считать, что Равана был хорошим царем и, вопреки распространенному мнению (зафиксированному в Рамаяне), спасал Ситу от Рамы.

Когда празднуют Дивали?

Diwali – праздник, ежегодно рассчитываемый по Луне, как и многие в индуистском календаре. Он празднуется обычно или в конце октября или в начале ноября, в священный месяц Картика.

  • В 2020 году Дивали отмечается с 12 по 16 ноября, главный день Дивали — 14 ноября 2020 года.
  • В 2021 году Дивали празднуется с 1 по 6 ноября. Главный день фестиваля выпадает на 4 ноября 2021 года.
  • В 2022 году Дипавали приходится на даты c 22 октября по 26 октября. Лакшми Пуджа выпадает на 24 октября 2022 года.
  • В 2023 году пероид Дивали это дни с 10 по 14 ноября. Наиболее масштабные празднования Дивали ожидаются 12 октября 2023 года, на Лакшми Пуджу.
  • В 2024 году индийский праздник огней будет проходить с 29 октября по 3 ноября. Самый важный день Дивали в 2024 году — 31 октября.
  • В 2025 году индийцы будут праздновать Дипавали с 18 по 23 октября. Главный день Дивали выпадает на 20 октября 2025 года.

Дипавали или Дивали (Санскрит: दीपावलीः) दीप + अवलिः = лампа + ряд, то есть – ряд ламп или лампы, расположенные в ряд.  Дивали  – это древний индийский праздник который отмечается, согласно индуистскому календарю, в 15-й день (новолуние) месяца Картик (октябрь – ноябрь). Фестиваль огней, как его ещё называют, является одним из самых больших и важных праздников Индии и отмечается по всей стране с большим размахом в течении пяти дней. Духовное значение Дипавали – победа света над тьмой, добра над злом и счастья над отчаянием.  В 2022 году фестиваль огней – Дивали отмечается 24 октября.

Дипавали, Дивали, фестиваль огней

Значение каждого дня Дивали

22 октября: Дхантерас или Дхан Трайодаши

В этот день индийцы поклоняются Господу Кубере и Богине Лакшми. В первый день также принято покупать что-то новое. Считается очень благоприятным если люди приобретают золото, серебро, одежду, гаджеты, как знак удачи. Дхантерас посвящен богу Аюрведы – Дханвантари и богу-казначею Куберу. Благоприятное время для пуджи – с 19:00 до 20:17.

23 октября: Нарак Чатурдаши или Чхоти Дивали

Нарака Чатурдаси, второй день, также известный как Чоти Дивали,  Согласно индуистской традиции и мифологии, считается, что Господь Кришна в этот день сразился с демоном Наракасурой и победил его. Самое благоприятное время начнется в 05:05 и закончится в 06:27. Вечером и ночью благоприятно зажигать дома несколько свечей или лампад, чтобы рассеять тьму. В этот день проводят пуджи для Ханумана и/или МахаКали

24 октября: Дивали. Лакшми пуджа

Главный праздничный день – Дивали, когда люди исполняют Лакшми Пуджан (молитвенный ритуал). Это день когда Господь Рама вернулся в Айодхью после победы над Раваной. Этот день посвящен исключительно богине Лакшми. Люди приветствуют богиню Лакшми, богиню богатства, которая, как считается, благословляет людей удачей и процветанием. Благоприятное время для пуджи Лакшми начнется в 18:53 и закончится в 20:15.

25 октября: Говардхан Пуджа

Мухурат (благоприятное время) для Говардхан Пуджи проходит с 06:28 до 08:43. Говардхан Пуджа отмечается на следующий день после Дивали, и в этот день люди почитают Господа Кришну. Люди верят, что Господь Кришна спас жителей Матхуры от потопа, подняв гору по имени Говардхан.

26 октября: Бхаи Дудж

Последний и заключительный день называется Бхаи Дудж или Бхау Бидж, в этот день отмечается особая связь между братьями и сестрами. Они дарят друг другу подарки в знак заботы друг о друге. Бхайя Дудж выпадает на 26 октября 2022 года. В этот день время Апараны (благоприятное послеполуденное время) продлится с 13:12 до 15:26. Бхаи Дудж отмечается во второй день Шукла Пакша по лунному календарю и похож на Ракшабандхан. В этот день проводятся пуджи для Вишвакармы,  Ямы и Читрагупты.

Традиции

К празднованию фестиваля огней люди проводят уборку в своих домах, готовят подарки и сладости. Ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками. В каждом доме делают красивые ранголи, зажигают фонари, гирлянды и  в главный день Дивали запускают фейерверки перед домом.

На праздник принято одевать новую одежду, готовить вкусные блюда. Это время для совершения пуджи богине Лакшми. Люди отмечают праздник огней, молясь богине Лакшми, Господу Ганеше и Господу Кубере о благословении здоровьем, богатством и процветанием.

Дивали пуджа Лакшми

Существует определенный порядок, которому необходимо следовать при повторении мантры Дивали Пуджи. В первую очередь необходимо очистить место поклонения. Затем принять душ и одеть чистую одежду, прежде чем сесть в восточном направлении для пуджи Дивали.

Поместите изображения или фигурки (мурти) Богини Лакшми и Бога Ганеши на деревянную платформу, покрытую красной тканью. Вы также можете сделать подношение цветов, кумкума (порошок для нанесения синдура или тилака), сандаловых благовоний, фруктов, сладостей, куркумы и орехов бетеля.

Рекомендуется сложить деньги (монеты) и украшения у ног божеств, а затем зажечь масляную лампу перед мурти, а затем начать петь мантры Дивали Пуджи.

Мантры для Дивали

Очень важно повторять мантру с чистым сердцем и верой, чтобы пробудить в себе энергии необходимые для достижения цели. Мантры богине Лакшми и богу Ганеше раскрывают в нас силу сделать свою жизнь успешнее и богаче.

Мы часть целого Мироздания и пение мантр — это способ почтить энергии преодоления препятствий и процветания которые мы пробуждаем в себе и благодарить их за то, что чего с их помощью мы достигли. Мы выражаем нашу благодарность, повторяя мантры Дивали-пуджи.

Мантра Ганеши

ॐ गम गणपतये नमः

Om Gam Ganapataye Namaha

Приветствие тому, кто устраняет препятствия.

Мантра Лакшми

ॐ ह्रीं श्रीं लक्ष्म्यै नमः

Om Hreem Shreem Lakshmyai Namah

Я приветствую Богиню Лакшми, Богиню богатства и процветания

Повторение мантр Лакшми и Ганеши дарует читающему богатство, изобилие, славу и удачу. Эти мантры улучшают способность к сосредоточению и концентрации и наделяют человека мудростью и высоким интеллектом.

Повторение мантры Дивали Пуджи с полной верой и преданностью может устранить все препятствия, мешающие вашему пути к успеху и к цели. Эти мантры также помогают избавиться от стресса и делают вас умиротворенным и сбалансированным.

Чтение этих мантр может помочь получить продвижение по службе, избавиться от семейных разногласий и принимать более правильные решения в жизни.

Автор статьи: Татьяна Славинская

Подписаться

Оставить комментарий с помощью аккаунта

Посмотреть все комментарии



  • Индуизм



  • Шива



  • Мантры



  • Йога



  • Книги



  • Календарь



  • Всё о сериале



  • Смотреть сериал



  • Гид по сериям



  • Актёры



  • Действующие лица



  • Интервью



  • Гимны и песни



  • Цитаты из сериала



  • Отзывы о сериале



  • Ответы на вопросы



  • Образы Шивы



  • Фан-арт



  • Слушать музыку



  • Скачать сериал

2015-2021 © Бог богов Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru обязательна.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Lohri
Lohri bonfire.png

Lohri Bonfire

Official name Lohri
Also called Lal Loi
Observed by People of North India: Punjab, Jammu, Haryana and Himachal Pradesh by Punjabis, Dogras, Haryanvis, and Himachalis all over the world but intensity is best seen in Northen India
Type Religious, cultural, seasonal
Significance Midwinter festival, celebration of winter solstice
Celebrations Bonfire, song (Bhangra and Giddha)
Frequency Once in a year
Related to Dulla Bhatti[1]

Lohri is a popular winter Punjabi [2] folk festival celebrated primarily in Northern India.[note 1] The significance and legends about the Lohri festival are many and these link the festival to the Punjab region.[4] It is believed by many that the festival marks the passing of the winter solstice. Lohri marks the end of winter, and is a traditional welcome of longer days and the sun’s journey to the northern hemisphere by people in the northern region of the Indian subcontinent. It is observed the night before Maghi, according to the solar part of the lunisolar Punjabi calendar, and almost always falls on 13 January.

Lohri is an official holiday in Punjab,[5][6] Jammu[7] and Himachal Pradesh.[8][9] The festival is celebrated in Delhi and Haryana but is not a gazetted holiday.[note 2] In all these areas, the festival is celebrated by Sikhs, Hindus and whoever wants to enjoy.[11] In Punjab, Pakistan it is not observed at official level; however, Sikhs, Hindus and some Muslims observe the festival in rural Punjab and in the cities of Faisalabad and Lahore.[12][13][14][15] Muhammad Tariq, former director of Faisalabad Arts Council, believes it is important to keep the festival alive as Lohri is celebrated in Pakistan Punjab and in Indian Punjab.[16]

Date[edit]

Lohri is linked to the Punjabi calendar, and is celebrated the day before the festival of Maghi. Lohri falls in the month of Poh and is set by the solar part of the lunisolar Punjabi calendar and in most years it falls around 13 January of the Gregorian calendar.[17]

History & origins[edit]

Lohri is mentioned by European visitors to the Lahore darbar of Maharaja Ranjit Singh, such as Wade who visited the Maharaja in 1832.[18] Captain Mackeson described Maharaja Ranjit Singh distributing suits of clothes and large sums of money as rewards on Lohri day in 1836.[19] The celebration of Lohri with the making of a huge bonfire at night is also noted in the royal court in 1844.[20]

The accounts of Lohri celebration in royal circles do not discuss the origins of the festival. However, there is much folklore about Lohri. Lohri is the celebration of the arrival of longer days after the winter solstice.[21][22][23] According to folklore, in ancient times Lohri was celebrated at the end of the traditional month when winter solstice occurs.[24][25] It celebrates the days getting longer as the sun proceeds on its northward journey. The day after Lohri is celebrated as Makar Sankranti.[26]

Lohri is an ancient mid-winter festival originating in regions near the Himalayan mountains where winter is colder than the rest of the subcontinent. Hindus and Sikhs traditionally lit bonfires in their yards after the weeks of the Rabi season cropping work, socialized around the fire, sang and danced together as they marked the end of winter and the onset of longer days.

Punjabi woman waiting to participate in Gidda

However, instead of celebrating Lohri on the eve of when winter solstice actually occurs, Punjabis celebrate it on the last day of the month during which winter solstice takes place. Lohri commemorates the passing of the winter solstice.[27]

Significance[edit]

The ancient significance of the festival is it being a winter crop season celebration[28] and is linked to the Punjab region.[29][30][31] A popular folklore links Lohri to the tale of Dulla Bhatti. The central theme of many Lohri songs is the legend of Dulla Bhatti (I. E Rai Abdullah Bhatti) whose father was a zamindar who lived in Punjab during the reign of Mughal Emperor Akbar.[32] He was regarded as a hero in Punjab, for rescuing Punjabi girls from being forcibly taken to be sold in slave market of the Middle East.[33][32] Amongst those he saved were two girls Sundri and Mundri, who gradually became a theme of Punjab’s folklore. As a part of Lohri celebrations, children go around homes singing the traditional folk songs of Lohri with «Dulla Bhatti» name included. One person sings, while others end each line with a loud «Ho!» sung in unison. After the song ends, the adult of the home is expected to give snacks and money to the singing troupe of youngsters.[32] Lohri also marks the beginning of the harvest season and sunny days.[34]

Celebrations[edit]

The festival is celebrated by lighting bonfires, eating festive food, dancing and collecting gifts. In houses that have recently had a marriage or childbirth, Lohri celebrations will reach a higher pitch of excitement. Most North Indians usually have private Lohri celebrations, in their houses. Lohri rituals are performed, with the accompaniment of special Lohri songs.[35]

Singing and dancing form an intrinsic part of the celebrations. People wear their brightest clothes and come to dance the bhangra and gidda to the beat of the dhol. Punjabi songs are sung, and everybody rejoices. Sarson da saag and makki di roti is usually served as the main course at a Lohri dinner. Lohri is a great occasion that holds great importance for farmers. However, people residing in urban areas also celebrate Lohri, as this festival provides the opportunity to interact with family and friends.[36]

Bonfire and festive foods[edit]

Lohri is celebrated with a bonfire. The lighting of bonfire during this winter festival is an ancient tradition. Ancient people lit the bonfire to reignite the return of longer days. This is a very ancient tradition.[37][38][39]

Gurh, solidified and unrefined sugarcane juice is a traditional festive sweet.

In Punjab the harvest festival Lohri is marked by eating sheaves of roasted corn from the new harvest.[40] The January sugarcane harvest is celebrated in the Lohri festival.[41] Sugarcane products such as gurh and gachak are central to Lohri celebrations, as are nuts which are harvested in January. The other important food item of Lohri is radish which can be harvested between October and January. Mustard greens are cultivated mainly in the winter months because the crop is suitable to the agro-climatic conditions.[42] Accordingly, mustard greens are also a winter produce. It is traditional to eat Gajak, Sarson da saag with Makki di roti, radish, ground nuts and jaggery.[43] It is also traditional to eat til rice, which is made by mixing jaggery, sesame seeds and puffed rice.[44] In some places, this dish, more like a snack, is named tilcholi.

Chajja dance and Hiran dance[edit]

Lohri in Jammu is special because of various additional traditions associated with it like Chajja-making and dancing, Hiran dance, preparing Lohri garlands. Young children prepare a replica of peacock which is known as Chajja. They carry this Chajja and then go from one house to other house celebrating Lohri. In and around Jammu, special Hiran dance is performed. Selected houses which have auspicious ceremonies prepare eatables. Children wear special garlands made of groundnuts, dry fruits and candies on Lohri day.[45][note 3]

Collecting Lohri items and trick–or–treating[edit]

In various places of the Punjab, about 10 to 15 days before Lohri, groups of young and teenage boys and girls go around the neighbourhood collecting logs for the Lohri bonfire. In some places, they also collect items such as grains and jaggery which are sold and the sale proceeds are divided amongst the group.[37]

In some parts of Punjab, there is a popular trick–or–treat activity which is engaged in by boys to select a group member to smear his face with ash and tie a rope around his waist. The idea is for the selected person to act as a deterrent for people who refrain from giving Lohri items. The boys will sing Lohri songs asking for Lohri items. If not enough is given, the householder will be given an ultimatum to either give more or the rope will be loosened. If not enough is given, then the boy who has his face smeared will try to enter the house and smash clay pots or the clay stove.[37]

Practices[edit]

During the day, children go from door to door singing songs and are given sweets and savories, and occasionally, money. Turning them back empty-handed is regarded inauspicious. Where families are welcoming newly-weds and new borns,[47] the requests for treats increases.[37]

The collections gathered by the children are known as Lohri and consist of til, gachchak, crystal sugar, gur (jaggery), moongphali (peanuts) and phuliya or popcorn. Lohri is then distributed at night during the festival. Till, peanuts, popcorn and other food items are also thrown into the fire. For some, throwing food into the fire represents the burning of the old year and start the next year on Makar Sankranti.

The bonfire is lit at sunset in the main village square. People toss sesame seeds, gur, sugar-candy and rewaries on the bonfire, sit around it, sing and dance till the fire dies out. Some people perform a prayer and go around the fire. This is to show respect to the natural element of fire,[48] a tradition common in winter solstice celebrations. It is traditional to offer guests til, gachchak, gur, moongphali (peanuts) and phuliya or popcorn. Milk and water are also poured around the bonfire by Hindus to thank the Sun God and seeking his continued protection.

Among some sections of the Sindhi community, the festival is traditionally celebrated as Lal Loi. On the day of Lal Loee children bring wood sticks from their grandparents and aunties and light a fire burning the sticks in the night with people enjoying, dancing and playing around the fire. The festival is gaining popularity amongst other Sindhis where Lohri is not a traditional festival.[49]

Lohri and the financial year[edit]

Historically, during the 19th century, revenue for winter crops was collected either on Lohri or Maghi.[50]

Celebration area[edit]

Ready to perform Punjabi cultural dance» Gidha»

Lohri is celebrated to denote the last of the coldest days of winter. The festival is celebrated in Delhi, Punjab, Haryana, Himachal Pradesh, and the Jammu region of Jammu and Kashmir since Mughal times.[51] The festival is observed as Lal Loi in the Sindhi community.[52][53][54][55]

Lohri songs[edit]

There are many Lohri songs. For example, the following song which has words to express gratitude to Dulla Bhatti (the ‘ho’s are in chorus):[56]

Sunder mundriye ho!
Tera kaun vicharaa ho!
Dullah Bhatti walla ho!
Dullhe di dhee vyayae ho!
Ser shakkar payee ho!
Kudi da laal pathaka ho!
Kudi da saalu paata ho!
Salu kaun samete!
Chacha gali dese!
Chache choori kutti! zamidara lutti!
Zamindaar sudhaye!
Bum Bum bhole aaye!
Ek bhola reh gaya!
Sipahee far ke lai gaya!
Sipahee ne mari itt!
Paanvey ro te paanvey pitt!
Sanoo de de Lohri, te teri jeeve jodi!
(Laugh, cry or howl!)

Translation

Beautiful girl
Who will think about you
Dulla of the Bhatti clan will
Dulla’s daughter got married
He gave one ser of sugar!
The girl is wearing a red suit!
But her shawl is torn!
Who will stitch her shawl?!
The uncle made choori!
The landlords looted it!
Landlords are beaten up!
Lots of simple-headed boys came!
One simpleton got left behind!
The soldier arrested him!
The soldier hit him with a brick!
(Cry or howl)!
Give us Lohri, long live your pair (to a married couple)!
Whether you cry, or bang your head later!

Another Lohri song is «Tode upper Toda, Tode upper Saag» which the children sings at the time when they went to seek Lohri from the neighbours. The folk song is sung in Jammu.

Toda!

Tode upar saag.

Saag!

Saag wich mirch!

Mirch!

Mirch lgi kodi.

Kodi!

Deyo sanu lohri.

Toda!

Tode upar saag.

Saag!

Saag wich mirch!

Mirch!

Mirch lgi kodi.

Kodi!

Deyo sanu lohri.[57]

Similar festivals in other countries[edit]

Winter solstice festivals have been incorporated into other festivals which are celebrated in various regions around the world. The festival of Yule is observed during Christmas celebrations whereby a log is burnt to commemorate the winter solstice.

The festival of Hogmanay is celebrated on New Year’s Day. The fire festival of Stonehaven in Scotland is the direct descendant of lighting winter solstice bonfires.[58] Another event is observed every 11 January when the flaming Clavie (a barrel full of staves) is carried round in Burghead and is wedged on the Doorie Hill. When it is burnt out, people take the smouldering embers to bring good luck for the coming year.[59]

See also[edit]

  • Pongal
  • Bhogali Bihu
  • Sankranti
  • Winter Solstice

Notes[edit]

  1. ^ Quote: «Lohri is the winter festival of Punjab, and is celebrated by all people.»[3]
  2. ^ According to Saini (1968), «the advent of the displaced persons, from the West Punjab have introduced «Lohri» and «Baisakhi» etc. here»»[10]
  3. ^ According to the Jammu Kashmir Government Portal: «Punjabi festivals such as Lohri and Vaisakhi are celebrated with great zeal and enthusiasm throughout the region, along with Accession Day, an annual holiday which commemorates the accession of Jammu & Kashmir to the Dominion of India»[46]

References[edit]

  1. ^ «On Lohri, remembering Dulla Bhatti, the landlord who stood up to the mighty Akbar». Retrieved 16 January 2022.
  2. ^ Cambridge Anthropology, Volume 25, Issue 3(2006)
  3. ^ S. Warrier; John G. Walshe (2001). Dates and Meanings of Religious and Other Multi-Ethnic Festivals, 2002-2005. Foulsham. p. 112. ISBN 978-0-572-02659-2., Quote: .»Lohri is the winter festival of Punjab and is celebrated by Hindus and Sikhs.»
  4. ^ Jeratha, Aśoka (1998). Dogra Legends of Art & Culture. Indus Publishing. ISBN 978-81-7387-082-8.
  5. ^ https://punjab.gov.in/wp-content/uploads/2022/12/Holidays-List-2023-Pbi-and-Eng_0001.pdf
  6. ^ Punjab Government List of holidays 2019
  7. ^ https://jkgad.nic.in/common/showOrder.aspx?actCode=O42228
  8. ^ https://himachal.nic.in/en-IN/holidays.html
  9. ^ «HP Government — Holidays — Government of Himachal Pradesh, India». Himachal.nic.in. Retrieved 8 May 2022.
  10. ^ Saini, P. (1968). Discovery of Haryana. India: Hira Parkashan
  11. ^ Chauhan, Ramesh K. (1995) Punjab and the nationality question in India. Deep and Deep Publications [1]
  12. ^ AsiaNews.it. «Punjab celebrates the». asianews.it. Retrieved 13 January 2021.
  13. ^ Dilagīra, Harajindara Siṅgha (1997). The Sikh Reference Book. Sikh Educational Trust for Sikh University Centre, Denmark. ISBN 978-0-9695964-2-4.
  14. ^ Times of India 15 January 2021
  15. ^ Origins — Magazine of India — Jan 2021
  16. ^ Naeem Ahmed 16.01.22 The Independent Urdu ed
  17. ^ Dr. H.S. Singha (2005). Sikh Studies. Hemkunt Press. pp. 101–102. ISBN 978-81-7010-245-8.
  18. ^ Ahuja, R. L. (1983). Maharaja Ranjit Singh, a Man of Destiny. India: Punjabi Writers Coop. Society.[2]
  19. ^ Suri, S. L. (1961). pts.1-5.Chronicle of the reign of Maharaja Ranjit Singh, 1831-1839 A.D. India: S. Chand.[3]
  20. ^ Suri, S. L. (1961). pts.1-3.Chronicles of reigns of Maharaja Kharak Singh, Kanwar Nau Nihal Singh, Maharaja Sher Singh and Maharaja Dalip Singh, 1839-1845 A.D. India: S. Chand.
  21. ^ «The Tribune…Science Tribune». Retrieved 12 January 2017.
  22. ^ The Tribune Festival binge: Amarjot Kaur 10 January 2015
  23. ^ Celebrating with the Robin Hood of the Punjab and all his friends! Nottingham Post 13 January 2014 [4] Archived 16 December 2014 at the Wayback Machine
  24. ^ «What a wonderful world». The Hindu. 7 January 2013. Retrieved 12 January 2017.
  25. ^ Hindustan Times 12 01 2013
  26. ^ «Punjabi pockets warm up for Lohri bonfires — Times of India». The Times of India. Retrieved 12 January 2017.
  27. ^ Hindustan Times 12 January 2015 Snigdha Ahuja
  28. ^ Harvest Celebrations, Volume 4, (2002) World Book
  29. ^ What is Lohri? Why is it celebrated?, Somya Abrol, India Today, (13 January 2017)
  30. ^ «The Telegraph — Calcutta : Opinion». Retrieved 12 January 2017.
  31. ^ R. C. Dogra, Gobind Singh Mansukhani (1995)Encyclopaedia of Sikh Religion and Culture [5]
  32. ^ a b c Kailash Puri; Eleanor Nesbitt (2013). Pool of Life: The Autobiography of a Punjabi Agony Aunt. Sussex Academic Press. pp. 34–35. ISBN 978-1-78284-067-1.
  33. ^ «The origins of lohri». Society for the Confluence of Festivals in India.
  34. ^ «What is the significance of Lohri and why we burn fire on Lohri?». Business Insider. Retrieved 16 December 2021.
  35. ^ «Happy Lohri 2022: Date, Origin and Significance of the Harvest Festival». News18. 13 January 2022. Retrieved 13 January 2022.
  36. ^ «Happy Lohri 2022: Significance, Delicacies And Wishes For The Festival». Moneycontrol. Retrieved 13 January 2022.
  37. ^ a b c d Sundar mundarye ho by Assa Singh Ghuman Waris Shah Foundation ISBN B1-7856-043-7
  38. ^ «NDTV 06 12 14». Archived from the original on 16 January 2014. Retrieved 12 December 2014.
  39. ^ «An Indian Thanks Giving — NDTV Food». Retrieved 12 January 2017.
  40. ^ Albala, Ken (2011) Food Cultures of the World Encyclopedia. ABC-CLIO
  41. ^ Sinclair, Toby (1994) India.Odyssey
  42. ^ Indian Food Packer, Volume 49 (1995)
  43. ^ «Lohri page». Retrieved 12 January 2017.
  44. ^ Sundar Mundarye ho by Assa Singh Bhuman Waris Shah Foundation ISBN 81-7856-043-7
  45. ^ Jeratha, Aśoka (1998). Dogra Legends of Art & Culture. Indus Publishing. ISBN 978-81-7387-082-8.
  46. ^ Jammu Kashmir Government Portal
  47. ^ «Lohri brightened by festive spirit — Times of India». The Times of India. Retrieved 12 January 2017.
  48. ^ FirozBakht Ahmed Deccan Herald 18 January 2010
  49. ^ Nidhin Singhi «Lohri gaiety warms all»Times of India 13 01 2012
  50. ^ Proceedings — Punjab History Conference (2000)
  51. ^ Jyoteeshwar Pathik, Diwan Chand Sharma (1980) Cultural Heritage of the Dogras. Page 106 «The festival of Lohri is said to be celebrated from Mughal time when a witch had created tyranny and horror on the Jammu Punjab border near Sialkot district.» Light & Life Publishers [6]
  52. ^ «LOHRI: THE BONFIRE FESTIVAL — The Indian Panorama». Retrieved 12 January 2017.
  53. ^ «Lohri Aaye Rey». 13 January 2016. Retrieved 12 January 2017.
  54. ^ «Dr Jitendra organises joint celebration of ‘Lohri’, ‘Bihu’ festivals — Scoop News Jammu Kashmir». Retrieved 12 January 2017.
  55. ^ Daniyal, Shoaib. «Lohri legends: the tale of Abdullah Khan ‘Dullah’ Bhatti, the Punjabi who led a revolt against Akbar». Retrieved 12 January 2017.
  56. ^ «Dhulla Bhatti Song».
  57. ^ «Festivals of Jammu and Kashmir». JAMMU TALES. Retrieved 16 August 2020.
  58. ^ «The History of Hogmanay». Retrieved 12 January 2017.
  59. ^ Spence, Lewis (1 January 1999). The Magic Arts in Celtic Britain. Courier Corporation. ISBN 978-0-486-40447-9.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Lohri
Lohri bonfire.png

Lohri Bonfire

Official name Lohri
Also called Lal Loi
Observed by People of North India: Punjab, Jammu, Haryana and Himachal Pradesh by Punjabis, Dogras, Haryanvis, and Himachalis all over the world but intensity is best seen in Northen India
Type Religious, cultural, seasonal
Significance Midwinter festival, celebration of winter solstice
Celebrations Bonfire, song (Bhangra and Giddha)
Frequency Once in a year
Related to Dulla Bhatti[1]

Lohri is a popular winter Punjabi [2] folk festival celebrated primarily in Northern India.[note 1] The significance and legends about the Lohri festival are many and these link the festival to the Punjab region.[4] It is believed by many that the festival marks the passing of the winter solstice. Lohri marks the end of winter, and is a traditional welcome of longer days and the sun’s journey to the northern hemisphere by people in the northern region of the Indian subcontinent. It is observed the night before Maghi, according to the solar part of the lunisolar Punjabi calendar, and almost always falls on 13 January.

Lohri is an official holiday in Punjab,[5][6] Jammu[7] and Himachal Pradesh.[8][9] The festival is celebrated in Delhi and Haryana but is not a gazetted holiday.[note 2] In all these areas, the festival is celebrated by Sikhs, Hindus and whoever wants to enjoy.[11] In Punjab, Pakistan it is not observed at official level; however, Sikhs, Hindus and some Muslims observe the festival in rural Punjab and in the cities of Faisalabad and Lahore.[12][13][14][15] Muhammad Tariq, former director of Faisalabad Arts Council, believes it is important to keep the festival alive as Lohri is celebrated in Pakistan Punjab and in Indian Punjab.[16]

Date[edit]

Lohri is linked to the Punjabi calendar, and is celebrated the day before the festival of Maghi. Lohri falls in the month of Poh and is set by the solar part of the lunisolar Punjabi calendar and in most years it falls around 13 January of the Gregorian calendar.[17]

History & origins[edit]

Lohri is mentioned by European visitors to the Lahore darbar of Maharaja Ranjit Singh, such as Wade who visited the Maharaja in 1832.[18] Captain Mackeson described Maharaja Ranjit Singh distributing suits of clothes and large sums of money as rewards on Lohri day in 1836.[19] The celebration of Lohri with the making of a huge bonfire at night is also noted in the royal court in 1844.[20]

The accounts of Lohri celebration in royal circles do not discuss the origins of the festival. However, there is much folklore about Lohri. Lohri is the celebration of the arrival of longer days after the winter solstice.[21][22][23] According to folklore, in ancient times Lohri was celebrated at the end of the traditional month when winter solstice occurs.[24][25] It celebrates the days getting longer as the sun proceeds on its northward journey. The day after Lohri is celebrated as Makar Sankranti.[26]

Lohri is an ancient mid-winter festival originating in regions near the Himalayan mountains where winter is colder than the rest of the subcontinent. Hindus and Sikhs traditionally lit bonfires in their yards after the weeks of the Rabi season cropping work, socialized around the fire, sang and danced together as they marked the end of winter and the onset of longer days.

Punjabi woman waiting to participate in Gidda

However, instead of celebrating Lohri on the eve of when winter solstice actually occurs, Punjabis celebrate it on the last day of the month during which winter solstice takes place. Lohri commemorates the passing of the winter solstice.[27]

Significance[edit]

The ancient significance of the festival is it being a winter crop season celebration[28] and is linked to the Punjab region.[29][30][31] A popular folklore links Lohri to the tale of Dulla Bhatti. The central theme of many Lohri songs is the legend of Dulla Bhatti (I. E Rai Abdullah Bhatti) whose father was a zamindar who lived in Punjab during the reign of Mughal Emperor Akbar.[32] He was regarded as a hero in Punjab, for rescuing Punjabi girls from being forcibly taken to be sold in slave market of the Middle East.[33][32] Amongst those he saved were two girls Sundri and Mundri, who gradually became a theme of Punjab’s folklore. As a part of Lohri celebrations, children go around homes singing the traditional folk songs of Lohri with «Dulla Bhatti» name included. One person sings, while others end each line with a loud «Ho!» sung in unison. After the song ends, the adult of the home is expected to give snacks and money to the singing troupe of youngsters.[32] Lohri also marks the beginning of the harvest season and sunny days.[34]

Celebrations[edit]

The festival is celebrated by lighting bonfires, eating festive food, dancing and collecting gifts. In houses that have recently had a marriage or childbirth, Lohri celebrations will reach a higher pitch of excitement. Most North Indians usually have private Lohri celebrations, in their houses. Lohri rituals are performed, with the accompaniment of special Lohri songs.[35]

Singing and dancing form an intrinsic part of the celebrations. People wear their brightest clothes and come to dance the bhangra and gidda to the beat of the dhol. Punjabi songs are sung, and everybody rejoices. Sarson da saag and makki di roti is usually served as the main course at a Lohri dinner. Lohri is a great occasion that holds great importance for farmers. However, people residing in urban areas also celebrate Lohri, as this festival provides the opportunity to interact with family and friends.[36]

Bonfire and festive foods[edit]

Lohri is celebrated with a bonfire. The lighting of bonfire during this winter festival is an ancient tradition. Ancient people lit the bonfire to reignite the return of longer days. This is a very ancient tradition.[37][38][39]

Gurh, solidified and unrefined sugarcane juice is a traditional festive sweet.

In Punjab the harvest festival Lohri is marked by eating sheaves of roasted corn from the new harvest.[40] The January sugarcane harvest is celebrated in the Lohri festival.[41] Sugarcane products such as gurh and gachak are central to Lohri celebrations, as are nuts which are harvested in January. The other important food item of Lohri is radish which can be harvested between October and January. Mustard greens are cultivated mainly in the winter months because the crop is suitable to the agro-climatic conditions.[42] Accordingly, mustard greens are also a winter produce. It is traditional to eat Gajak, Sarson da saag with Makki di roti, radish, ground nuts and jaggery.[43] It is also traditional to eat til rice, which is made by mixing jaggery, sesame seeds and puffed rice.[44] In some places, this dish, more like a snack, is named tilcholi.

Chajja dance and Hiran dance[edit]

Lohri in Jammu is special because of various additional traditions associated with it like Chajja-making and dancing, Hiran dance, preparing Lohri garlands. Young children prepare a replica of peacock which is known as Chajja. They carry this Chajja and then go from one house to other house celebrating Lohri. In and around Jammu, special Hiran dance is performed. Selected houses which have auspicious ceremonies prepare eatables. Children wear special garlands made of groundnuts, dry fruits and candies on Lohri day.[45][note 3]

Collecting Lohri items and trick–or–treating[edit]

In various places of the Punjab, about 10 to 15 days before Lohri, groups of young and teenage boys and girls go around the neighbourhood collecting logs for the Lohri bonfire. In some places, they also collect items such as grains and jaggery which are sold and the sale proceeds are divided amongst the group.[37]

In some parts of Punjab, there is a popular trick–or–treat activity which is engaged in by boys to select a group member to smear his face with ash and tie a rope around his waist. The idea is for the selected person to act as a deterrent for people who refrain from giving Lohri items. The boys will sing Lohri songs asking for Lohri items. If not enough is given, the householder will be given an ultimatum to either give more or the rope will be loosened. If not enough is given, then the boy who has his face smeared will try to enter the house and smash clay pots or the clay stove.[37]

Practices[edit]

During the day, children go from door to door singing songs and are given sweets and savories, and occasionally, money. Turning them back empty-handed is regarded inauspicious. Where families are welcoming newly-weds and new borns,[47] the requests for treats increases.[37]

The collections gathered by the children are known as Lohri and consist of til, gachchak, crystal sugar, gur (jaggery), moongphali (peanuts) and phuliya or popcorn. Lohri is then distributed at night during the festival. Till, peanuts, popcorn and other food items are also thrown into the fire. For some, throwing food into the fire represents the burning of the old year and start the next year on Makar Sankranti.

The bonfire is lit at sunset in the main village square. People toss sesame seeds, gur, sugar-candy and rewaries on the bonfire, sit around it, sing and dance till the fire dies out. Some people perform a prayer and go around the fire. This is to show respect to the natural element of fire,[48] a tradition common in winter solstice celebrations. It is traditional to offer guests til, gachchak, gur, moongphali (peanuts) and phuliya or popcorn. Milk and water are also poured around the bonfire by Hindus to thank the Sun God and seeking his continued protection.

Among some sections of the Sindhi community, the festival is traditionally celebrated as Lal Loi. On the day of Lal Loee children bring wood sticks from their grandparents and aunties and light a fire burning the sticks in the night with people enjoying, dancing and playing around the fire. The festival is gaining popularity amongst other Sindhis where Lohri is not a traditional festival.[49]

Lohri and the financial year[edit]

Historically, during the 19th century, revenue for winter crops was collected either on Lohri or Maghi.[50]

Celebration area[edit]

Ready to perform Punjabi cultural dance» Gidha»

Lohri is celebrated to denote the last of the coldest days of winter. The festival is celebrated in Delhi, Punjab, Haryana, Himachal Pradesh, and the Jammu region of Jammu and Kashmir since Mughal times.[51] The festival is observed as Lal Loi in the Sindhi community.[52][53][54][55]

Lohri songs[edit]

There are many Lohri songs. For example, the following song which has words to express gratitude to Dulla Bhatti (the ‘ho’s are in chorus):[56]

Sunder mundriye ho!
Tera kaun vicharaa ho!
Dullah Bhatti walla ho!
Dullhe di dhee vyayae ho!
Ser shakkar payee ho!
Kudi da laal pathaka ho!
Kudi da saalu paata ho!
Salu kaun samete!
Chacha gali dese!
Chache choori kutti! zamidara lutti!
Zamindaar sudhaye!
Bum Bum bhole aaye!
Ek bhola reh gaya!
Sipahee far ke lai gaya!
Sipahee ne mari itt!
Paanvey ro te paanvey pitt!
Sanoo de de Lohri, te teri jeeve jodi!
(Laugh, cry or howl!)

Translation

Beautiful girl
Who will think about you
Dulla of the Bhatti clan will
Dulla’s daughter got married
He gave one ser of sugar!
The girl is wearing a red suit!
But her shawl is torn!
Who will stitch her shawl?!
The uncle made choori!
The landlords looted it!
Landlords are beaten up!
Lots of simple-headed boys came!
One simpleton got left behind!
The soldier arrested him!
The soldier hit him with a brick!
(Cry or howl)!
Give us Lohri, long live your pair (to a married couple)!
Whether you cry, or bang your head later!

Another Lohri song is «Tode upper Toda, Tode upper Saag» which the children sings at the time when they went to seek Lohri from the neighbours. The folk song is sung in Jammu.

Toda!

Tode upar saag.

Saag!

Saag wich mirch!

Mirch!

Mirch lgi kodi.

Kodi!

Deyo sanu lohri.

Toda!

Tode upar saag.

Saag!

Saag wich mirch!

Mirch!

Mirch lgi kodi.

Kodi!

Deyo sanu lohri.[57]

Similar festivals in other countries[edit]

Winter solstice festivals have been incorporated into other festivals which are celebrated in various regions around the world. The festival of Yule is observed during Christmas celebrations whereby a log is burnt to commemorate the winter solstice.

The festival of Hogmanay is celebrated on New Year’s Day. The fire festival of Stonehaven in Scotland is the direct descendant of lighting winter solstice bonfires.[58] Another event is observed every 11 January when the flaming Clavie (a barrel full of staves) is carried round in Burghead and is wedged on the Doorie Hill. When it is burnt out, people take the smouldering embers to bring good luck for the coming year.[59]

See also[edit]

  • Pongal
  • Bhogali Bihu
  • Sankranti
  • Winter Solstice

Notes[edit]

  1. ^ Quote: «Lohri is the winter festival of Punjab, and is celebrated by all people.»[3]
  2. ^ According to Saini (1968), «the advent of the displaced persons, from the West Punjab have introduced «Lohri» and «Baisakhi» etc. here»»[10]
  3. ^ According to the Jammu Kashmir Government Portal: «Punjabi festivals such as Lohri and Vaisakhi are celebrated with great zeal and enthusiasm throughout the region, along with Accession Day, an annual holiday which commemorates the accession of Jammu & Kashmir to the Dominion of India»[46]

References[edit]

  1. ^ «On Lohri, remembering Dulla Bhatti, the landlord who stood up to the mighty Akbar». Retrieved 16 January 2022.
  2. ^ Cambridge Anthropology, Volume 25, Issue 3(2006)
  3. ^ S. Warrier; John G. Walshe (2001). Dates and Meanings of Religious and Other Multi-Ethnic Festivals, 2002-2005. Foulsham. p. 112. ISBN 978-0-572-02659-2., Quote: .»Lohri is the winter festival of Punjab and is celebrated by Hindus and Sikhs.»
  4. ^ Jeratha, Aśoka (1998). Dogra Legends of Art & Culture. Indus Publishing. ISBN 978-81-7387-082-8.
  5. ^ https://punjab.gov.in/wp-content/uploads/2022/12/Holidays-List-2023-Pbi-and-Eng_0001.pdf
  6. ^ Punjab Government List of holidays 2019
  7. ^ https://jkgad.nic.in/common/showOrder.aspx?actCode=O42228
  8. ^ https://himachal.nic.in/en-IN/holidays.html
  9. ^ «HP Government — Holidays — Government of Himachal Pradesh, India». Himachal.nic.in. Retrieved 8 May 2022.
  10. ^ Saini, P. (1968). Discovery of Haryana. India: Hira Parkashan
  11. ^ Chauhan, Ramesh K. (1995) Punjab and the nationality question in India. Deep and Deep Publications [1]
  12. ^ AsiaNews.it. «Punjab celebrates the». asianews.it. Retrieved 13 January 2021.
  13. ^ Dilagīra, Harajindara Siṅgha (1997). The Sikh Reference Book. Sikh Educational Trust for Sikh University Centre, Denmark. ISBN 978-0-9695964-2-4.
  14. ^ Times of India 15 January 2021
  15. ^ Origins — Magazine of India — Jan 2021
  16. ^ Naeem Ahmed 16.01.22 The Independent Urdu ed
  17. ^ Dr. H.S. Singha (2005). Sikh Studies. Hemkunt Press. pp. 101–102. ISBN 978-81-7010-245-8.
  18. ^ Ahuja, R. L. (1983). Maharaja Ranjit Singh, a Man of Destiny. India: Punjabi Writers Coop. Society.[2]
  19. ^ Suri, S. L. (1961). pts.1-5.Chronicle of the reign of Maharaja Ranjit Singh, 1831-1839 A.D. India: S. Chand.[3]
  20. ^ Suri, S. L. (1961). pts.1-3.Chronicles of reigns of Maharaja Kharak Singh, Kanwar Nau Nihal Singh, Maharaja Sher Singh and Maharaja Dalip Singh, 1839-1845 A.D. India: S. Chand.
  21. ^ «The Tribune…Science Tribune». Retrieved 12 January 2017.
  22. ^ The Tribune Festival binge: Amarjot Kaur 10 January 2015
  23. ^ Celebrating with the Robin Hood of the Punjab and all his friends! Nottingham Post 13 January 2014 [4] Archived 16 December 2014 at the Wayback Machine
  24. ^ «What a wonderful world». The Hindu. 7 January 2013. Retrieved 12 January 2017.
  25. ^ Hindustan Times 12 01 2013
  26. ^ «Punjabi pockets warm up for Lohri bonfires — Times of India». The Times of India. Retrieved 12 January 2017.
  27. ^ Hindustan Times 12 January 2015 Snigdha Ahuja
  28. ^ Harvest Celebrations, Volume 4, (2002) World Book
  29. ^ What is Lohri? Why is it celebrated?, Somya Abrol, India Today, (13 January 2017)
  30. ^ «The Telegraph — Calcutta : Opinion». Retrieved 12 January 2017.
  31. ^ R. C. Dogra, Gobind Singh Mansukhani (1995)Encyclopaedia of Sikh Religion and Culture [5]
  32. ^ a b c Kailash Puri; Eleanor Nesbitt (2013). Pool of Life: The Autobiography of a Punjabi Agony Aunt. Sussex Academic Press. pp. 34–35. ISBN 978-1-78284-067-1.
  33. ^ «The origins of lohri». Society for the Confluence of Festivals in India.
  34. ^ «What is the significance of Lohri and why we burn fire on Lohri?». Business Insider. Retrieved 16 December 2021.
  35. ^ «Happy Lohri 2022: Date, Origin and Significance of the Harvest Festival». News18. 13 January 2022. Retrieved 13 January 2022.
  36. ^ «Happy Lohri 2022: Significance, Delicacies And Wishes For The Festival». Moneycontrol. Retrieved 13 January 2022.
  37. ^ a b c d Sundar mundarye ho by Assa Singh Ghuman Waris Shah Foundation ISBN B1-7856-043-7
  38. ^ «NDTV 06 12 14». Archived from the original on 16 January 2014. Retrieved 12 December 2014.
  39. ^ «An Indian Thanks Giving — NDTV Food». Retrieved 12 January 2017.
  40. ^ Albala, Ken (2011) Food Cultures of the World Encyclopedia. ABC-CLIO
  41. ^ Sinclair, Toby (1994) India.Odyssey
  42. ^ Indian Food Packer, Volume 49 (1995)
  43. ^ «Lohri page». Retrieved 12 January 2017.
  44. ^ Sundar Mundarye ho by Assa Singh Bhuman Waris Shah Foundation ISBN 81-7856-043-7
  45. ^ Jeratha, Aśoka (1998). Dogra Legends of Art & Culture. Indus Publishing. ISBN 978-81-7387-082-8.
  46. ^ Jammu Kashmir Government Portal
  47. ^ «Lohri brightened by festive spirit — Times of India». The Times of India. Retrieved 12 January 2017.
  48. ^ FirozBakht Ahmed Deccan Herald 18 January 2010
  49. ^ Nidhin Singhi «Lohri gaiety warms all»Times of India 13 01 2012
  50. ^ Proceedings — Punjab History Conference (2000)
  51. ^ Jyoteeshwar Pathik, Diwan Chand Sharma (1980) Cultural Heritage of the Dogras. Page 106 «The festival of Lohri is said to be celebrated from Mughal time when a witch had created tyranny and horror on the Jammu Punjab border near Sialkot district.» Light & Life Publishers [6]
  52. ^ «LOHRI: THE BONFIRE FESTIVAL — The Indian Panorama». Retrieved 12 January 2017.
  53. ^ «Lohri Aaye Rey». 13 January 2016. Retrieved 12 January 2017.
  54. ^ «Dr Jitendra organises joint celebration of ‘Lohri’, ‘Bihu’ festivals — Scoop News Jammu Kashmir». Retrieved 12 January 2017.
  55. ^ Daniyal, Shoaib. «Lohri legends: the tale of Abdullah Khan ‘Dullah’ Bhatti, the Punjabi who led a revolt against Akbar». Retrieved 12 January 2017.
  56. ^ «Dhulla Bhatti Song».
  57. ^ «Festivals of Jammu and Kashmir». JAMMU TALES. Retrieved 16 August 2020.
  58. ^ «The History of Hogmanay». Retrieved 12 January 2017.
  59. ^ Spence, Lewis (1 January 1999). The Magic Arts in Celtic Britain. Courier Corporation. ISBN 978-0-486-40447-9.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индуистские праздники сегодня
  • Индуистские праздники 2022
  • Индуизм праздник холи
  • Индонезия праздники 2022
  • Индонезия государственные праздники