Инерционный сценарий развития экономики россии

Сегодня фронт глобальных противоречий переместился с идеологического уровня именно на цивилизационный А. Орлов, военный эксперт

Сегодня фронт глобальных противоречий переместился с идеологического уровня именно на цивилизационный
А. Орлов, военный эксперт

В отраслевой структуре мировой экономики коренных переломов не произойдет … Доля сферы материального производства к 2025 г., вероятно, опустится ниже 25%, … сельского хозяйства до 2%, добывающей промышленности до 4%, обрабатывающей промышленности – до 13–14% …, услуг превысит 75%
Эксперты ИМЭМО РАН

Сценарий № 2 («Инерционный») развития России в 2025–2040 годы является по сути дела продолжением сценария, предложенного Д. Медведевым в мае 2017 года В.В. Путину, в котором предусматривается выход к 2020 году на среднемировые темпы роста ВВП, а в 2021 году – на темпы, несколько превышающие среднемировые. Весной-летом 2017 практически такие же варианты предложили А. Кудрин и ряд других групп («Столыпинский клуб», РССП и др.), что может говорить о сложившейся инерционной тенденции в правящей элите России к 2018 году относительно перспектив социально-экономического развития. Проект бюджета на 2018–2020 годы фактически закрепил эту тенденцию, сделав ее во многом инерцией и на последующие годы, т.е. после 2025 года, хотя бы потому, что указанные концепции ориентировались на перспективу до 2035 года.

В этой связи необходимо напомнить, что стратегическое прогнозирование предполагает подготовку долгосрочных прогнозов на периоды свыше 10 лет. С нормативной точки зрения этот период в России ограничен 12 годами, т.е. в 2017 году мы должны иметь стратегический прогноз до 2030 года и даже далее. Именно такой прогноз и стал во главу угла споров о развитии России в 2013–2017 годы в связи, прежде всего, как с кризисом и последующей стагнацией экономики страны, так и введенными в 2014 году против страны США и их союзниками вплоть до конца 2017 года, имея четкую перспективу дальнейшего усиления.

В этих условиях прогноз, основанный на предположении о сохранении инерционного вектора развития России после 2025 года, означал окончательной потерю ею перспективы в будущем. При этом можно было бы выделить две разновидности этого инерционного сценария развития России («Сценария № 2»), которые очень близки друг другу, с одной стороны, но все-таки несколько отличаются один от другого.

Варианты № 1 и № 2 «Сценария № 2» («Инерционного») в частности, предполагают, что:

  • либо опасная эволюция сценария «Военно-силового противоборства» в 2017–2025 будет остановлена, как минимум, на какое-то время, и ситуация в МО и ВПО вернется к ситуации 2014–2017 годов;
  • акценты в политике западной ЛЧЦ будут перенесены с «военного» на «силовое» противоборство, как это было до 2014 годы , предоставив России время и возможности, как и в прежние десятилетия, лениво паразитировать на распродаже природных ресурсов.

Оба эти ожидаемых варианта исходят из того, что произойдет возврат в политике Запада к политике, существовавшей до 2014 года, когда в ней доминировали силовые, но не военные средства по отношению к России. Это означает ожидание правящей элиты России отказа от эскалации «Военно-силового сценария» развития МО и ВПО в отношениях с Россией. В основе таких оптимистических ожиданий лежит несколько основных причин:

Первая. Резкий рост угроз и рисков эскалации развития «Военно-силового сценария», развивавшегося в 2014–2017 годы, который вызвал опасения в отношении неконтролируемого характера его развития. В пользу этого говорят заявления некоторых правительств (Италии, Венгрии, Греции и др.), которые даже в условиях санкций не свернули политическое и экономическое сотрудничество с Россией.

Вторая. Усиление разногласий среди членов самой коалиции и западной ЛЧЦ как по линии «США–ЕС», так и внутри правящего истэблишмента США и Европы, что достаточно наглядно проявилось на фоне выхода Великобритании из ЕС и выборов 2017 года.

Третья. Резкое обострение отношений западной ЛЧЦ с другими субъектами МО–ВПО (КНДР, исламскими странами и акторами, КНР и странами Юго-Восточной Азии и др.), которое объективно требует минимального уровня сотрудничества с Россией.

И в первом, и во втором варианте развития этого инерционного сценария, таким образом, предполагается, что процесс усиления силового противоборства с Западом в экономической, политико-дипломатической, информационной и пр. невоенных областях будет не просто продолжаться, но даже несколько усиливаться, но, однако военная составляющая такого противоборства не будет получать своего развития, т.е. в чистом виде будет использована «стратегия силового принуждения» («the power to coerce») при минимальном прямом использовании военной силы. Другими словами, в целом для России сохранятся внешние условия 2014–2017 годов, к которым ее правящая элита уже адаптировалась.

Правящая элита России игнорирует как вероятность негативного развития ВПО после 2025, так и то, что оба эти варианта неизбежно приведут уже не к стагнации, а к деградации экономики и социальной сферы России в 2025–2050 годы. «Точка отсчета», сравнение социально-экономической ситуации в России и ее внешнеполитического положения у правящей российской элиты фактически исходит из сравнения с положением на Украине, где сократилась численность и качество жизни населения в 2014–2015 годы, на фоне которой инерционность России выглядит даже привлекательной.

Действительно, ментальность правящих элит в России и на Украине очень близка, хотя события 2014–2017 годов и сделали их противниками, а динамика развития (стагнации) России и Украины в 2012–2017 годы выглядит очень похожей, с той разницей, что изначально у Украины не было экспортно-ресурсных преимуществ и существовали потребности закупать энергоресурсы за рубежом. Это свидетельствует о том, что модели развития России и Украины в 2012–2014 годы были очень похожи с той разницей, что на Украине к власти пришла группа радикалов, которая в России пришла к власти в октябре 1993 года.

При этом динамика основных показателей развития Украины в 2006–2015 годы очень напоминает динамику этих же показателей в России (с естественными поправками на демографические изменения и расходы военного бюджета, вызванными внешними причинами). На мой взгляд, эти показатели говорят о глубинных причинах инерционной тенденции в развитии России.

«Сценарий № 2»: «Инерционный» развития России после 2025 года – таким образом, предполагает, с одной стороны, медленную динамику развития ВПО, существующей в 2017 году, в сочетании со слабой позитивной динамикой развития России возникшей в 2017 году, с другой. По сути дела этот сценарий развития России после 2025 года – экстраполяция развития внешних условий и внутриполитической обстановки, а также сохранения эффективности управления Россией в период 2014–2017 годов не только до 2025 года, но и при минимальных изменениях, которые отражены в его двух вариантах, а именно:

Изменения в динамике развития Украины

Подберезкин Алексей Иванович

Источник: “VIPERSON”.

Институт РАН спрогнозировал отставание российской экономики в период до 2050 года

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Инерционный сценарий развития российской экономики, который в настоящее время видится наиболее вероятным, приведет к тому, что в 2021–2025 годах ее рост не превысит двух процентов, а период 2040-2050 годов упадет до 1,2 процента. Такая динамика не позволит говорить о перспективах сохранения конкурентоспособности страны, отмечается в статье директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александра Широва, на которую ссылается РБК.

По его прогнозу, в 2026-2030 годах ВВП будет расти в среднем по 1,7 процента в год, а в 2031-2040 годах — по 1,6 процента, хотя для того, чтобы не отставать, России нужно добавлять порядка 3,4 процента в год. Скромные результаты будут обеспечены за счет сохранения текущей структуры экономики, более низкого, чем в 2000-2019 годы, вкладе технологического прогресса и негативных демографических тенденций, которые не сможет компенсировать повышение производительности труда.

Ускорение экономической динамики, по мнению Широва, возможно с помощью изменений макроэкономической политики и более активного использования новых технологий. При этом первый вариант, отмечает эксперт, не в состоянии кардинально изменить тренд. В период 2022-2040 годов он может принести только 0,3 процентных пункта дополнительно.

Ключевым фактором остается технологический прогресс, то есть усложнение российской экономики и повышение роли страны в мировом разделении труда. Такие действия могут дать дополнительно по 1,4 процентных пункта ВВП с 2022 по 2040 годы.

В августе эксперты Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) предупреждали, что инерционный сценарий развития, предполагающий поддержание стабильности, выглядит наиболее реальным в текущих условиях. Большинство развитых экономик для своего развития использовали естественный прирост населения, урбанизацию, освоение и использование природных ресурсов, а влияние этих факторов в России исчерпаны.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал главной слабостью российской экономики зависимость от продажи нефти и газа, которая не позволят повышать эффективность государственных институтов и, как следствие, тормозит экономику.

Эксперты разработали возможные сценарии развития российской экономики на ближайшие 15 лет. Ни один из них не предусматривает снятия санкций

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) разработали сценарии развития российской экономики на ближайшие 15 лет. С документом ознакомилось РБК. Что примечательно, ни один из возможных сценариев не предусматривает снятия санкций.

Эксперты ЦМАКП смело расписали и резко негативный сценарий, хоть и дали ему низкий процент вероятности. Это автаркия с вероятностью реализации 13%. Он предполагает, что Россия «делает все сама», но с неизбежным снижением технологического уровня выпускаемой продукции, падением ее потребительских характеристик, ухудшением уровня жизни населения. Сегодня реализация такого варианта маловероятна, но при эскалации конфликта и переходе к военной экономике он может оказаться едва ли не единственно возможным, пишут авторы доклада.

Второй путь — институциональная инерция, чья вероятность реализации составляет 47%. Предполагается, что власти, осознавая скорость изменения ситуации, не будут пытаться реализовать хоть сколько-нибудь целостную политику развития. Вместо этого будут стараться сохранить то, что есть: поддерживать макроэкономическую стабильность. Такая политика хорошо знакома россиянам по последним 15 годам, говорится в докладе. Отставание в сферах технологий, уровне и качестве жизни, национальной безопасности будет постепенно нарастать.

Третий сценарий в докладе отмечен как целевой — борьба за рост. Вероятность того, что он сбудется, 40%.

Россия должна заимствовать технологии и максимально активно выходить на доступные рынки, говорится в исследовании. Причем Китай или другая крупная страна не должны стать единственными российскими партнерами. В итоге темп экономического роста сможет достигнуть 2,5%, может, чуть больше, что почти соответствует предкризисным прогнозам в 3%.

В нынешних условиях 80% вероятности, что Россию ждет сценарий инерционной экономики, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов.

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции»

В Минэкономразвития отметили, что взаимодействуют с ведущими российскими экспертами по макроэкономике, в том числе и с ЦМАКП, разработавшим эти сценарии. Свой прогноз ведомство официально представит в сентябре.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

         При
реализации инерционного сценария
социально-экономическое развитие города
будет основываться на сохранении текущих
показателей развития, существующих
условий и особенностей городской
инфраструктуры и системы управления.
В рамках данного сценария не предусмотрен
модернизационно-технологический рывок
и масштабное внедрение инновационных
механизмов.

Сценарий
инерционного развития подразумевает
использование уже имеющихся конкурентных
преимуществ городской экономики,
поддержании сложившегося уровня
производства и сохранении базовой
транспортной инфраструктуры.

        При
реализации данного сценария участники
реализации Стратегии не формируют
долгосрочные цели и ориентиры своего
развития, а функционируют на основе
сложившейся текущей ситуации.

В
связи с этим социально-экономическое
развитие города будет определяться в
основном следующими факторами:

  
временными локальными достижениями
при реализации краткосрочных целей;

  
обеспечением базовой социальной
стабильности;

  
стагнацией и снижением экономического
развития;

  
ростом социальной напряженности.

        В
городе сохранится высокая степень
изношенности основных элементов
инфраструктуры. Данные ограничения
снизят возможности комфортной жизни
жителей города, качественного обеспечения
основных социальных гарантий.

        Главным
итогом инерционного развития станет
сохранение относительно-стабильного
социально-экономического положения и
упущение имеющихся возможностей
развития.

4.3. Негативный сценарий развития

        Реализация
негативного сценария развития может
произойти вследствие неэффективной
политики и управленческих процессов
органов местного самоуправления и
хозяйствующих субъектов города, а также
влияния внешних факторов.

                      Реализация
негативного сценария приведет к ухудшению
состояния, дестабилизации и разрушению
всей системы городского хозяйства.
Следствием чего будет являться утрата
возможностей развития имеющегося
потенциала города, снижение инвестиционной
привлекательности, неэффективное
состояние внутригородской инфраструктуры,
некачественная организация транспортной
сети, неудовлетворительное содержание
инженерных коммуникаций, что привет к
значительному сокращению производства
и экономической активности населения.
Кроме того произойдет ограничение
формирования предпринимательской
среды.

        В
результате произошедшей стагнации
снизится уровень качества жизни жителей
города, замедлится рост доходов, возрастет
уровень безработицы и бедности.

        Возникнет
ограниченность в возможности оказывать
качественные медицинские и образовательные
услуги, произойдет рост заболеваемости
и сокращение трудовых ресурсов.

        Все
это может привести к негативным
последствиям:

а)
снижение уровня финансовых вливаний в
экономику города, «замораживание»
реализации инвестиционных проектов,
снижение уровня промышленного
производства, жилищного строительства,
модернизации городской инфраструктуры.

б)
применение принципа «выжидания» крупных
кампаний, которые под предлогом
дестабилизации обстановки могут
приостановить реализацию своих
обязательств.

в)
снижение покупательной способности
жителей города повлияет на формирование
городского бюджета, который недополучит
запланированные доходы, что в свою
очередь отразится на распределении
финансовых ресурсов.

        Все
эти процессы приведут к резкому сокращению
численности населения и снижению
миграционных процессов.

Соседние файлы в папке Города 100-250

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Институт РАН сделал неутешительный прогноз развития российской экономики

Институт РАН сделал неутешительный прогноз развития российской экономики

Инерционный сценарий развития российской экономики, который сейчас представляется наиболее вероятным, приведет к тому, что в период 2021–2025 годов ее рост не превысит 2%, а в 2040-2050 годах упадет до 1,2%, пишет РБК.

В перспективе экономика не сможет сохранить конкурентоспособность страны, считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Согласно его прогнозу, ВВП будет расти по 1,7% в год в период 2026-2030 годов, в 2021-2040 годах рост замедлится до 1,6%. При этом, чтобы не отставать, страна должна добавлять около 3,4% в год. Скромные результаты будут обусловлены сохранением нынешней структуры экономики, более низким, чем в 2000-2019 годы, вкладе технологического прогресса и негативными демографических тенденциями, которые не сможет компенсировать повышение производительности труда.

Ускорение экономической динамики возможно с помощью изменений макроэкономической политики и более активного использования новых технологий. Первый вариант не в состоянии кардинально изменить тренд. В период 2022-2040 годов он может добавить лишь 0,3% роста. Ключевым фактором остается технологический прогресс — усложнение российской экономики и повышение роли страны в мировом разделении труда. Это может обеспечить дополнительно по 1,4 процентных пункта ВВП с 2022 по 2040 годы.

При этом российская экономика благодаря грамотным действиям властей смогла избежать наихудшего сценария рецессии, который прогнозировали экономисты в начале спецоперации на Украине. Полностью избежать спада в экономике России не удалось, однако получилось добиться более мягкого замедления за счет грамотных мер по стабилизации курса рубля, а также роста цен на энергоресурсы и полезные ископаемые.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индусский праздник огня
  • Индусский праздник огней
  • Индусский праздник дивали
  • Индульгенция это церковный праздник грамота на прощение грехов церковный налог
  • Индуистский праздник дивали