Инерционный сценарий развития это

Сегодня фронт глобальных противоречий переместился с идеологического уровня именно на цивилизационный А. Орлов, военный эксперт

Сегодня фронт глобальных противоречий переместился с идеологического уровня именно на цивилизационный
А. Орлов, военный эксперт

В отраслевой структуре мировой экономики коренных переломов не произойдет … Доля сферы материального производства к 2025 г., вероятно, опустится ниже 25%, … сельского хозяйства до 2%, добывающей промышленности до 4%, обрабатывающей промышленности – до 13–14% …, услуг превысит 75%
Эксперты ИМЭМО РАН

Сценарий № 2 («Инерционный») развития России в 2025–2040 годы является по сути дела продолжением сценария, предложенного Д. Медведевым в мае 2017 года В.В. Путину, в котором предусматривается выход к 2020 году на среднемировые темпы роста ВВП, а в 2021 году – на темпы, несколько превышающие среднемировые. Весной-летом 2017 практически такие же варианты предложили А. Кудрин и ряд других групп («Столыпинский клуб», РССП и др.), что может говорить о сложившейся инерционной тенденции в правящей элите России к 2018 году относительно перспектив социально-экономического развития. Проект бюджета на 2018–2020 годы фактически закрепил эту тенденцию, сделав ее во многом инерцией и на последующие годы, т.е. после 2025 года, хотя бы потому, что указанные концепции ориентировались на перспективу до 2035 года.

В этой связи необходимо напомнить, что стратегическое прогнозирование предполагает подготовку долгосрочных прогнозов на периоды свыше 10 лет. С нормативной точки зрения этот период в России ограничен 12 годами, т.е. в 2017 году мы должны иметь стратегический прогноз до 2030 года и даже далее. Именно такой прогноз и стал во главу угла споров о развитии России в 2013–2017 годы в связи, прежде всего, как с кризисом и последующей стагнацией экономики страны, так и введенными в 2014 году против страны США и их союзниками вплоть до конца 2017 года, имея четкую перспективу дальнейшего усиления.

В этих условиях прогноз, основанный на предположении о сохранении инерционного вектора развития России после 2025 года, означал окончательной потерю ею перспективы в будущем. При этом можно было бы выделить две разновидности этого инерционного сценария развития России («Сценария № 2»), которые очень близки друг другу, с одной стороны, но все-таки несколько отличаются один от другого.

Варианты № 1 и № 2 «Сценария № 2» («Инерционного») в частности, предполагают, что:

  • либо опасная эволюция сценария «Военно-силового противоборства» в 2017–2025 будет остановлена, как минимум, на какое-то время, и ситуация в МО и ВПО вернется к ситуации 2014–2017 годов;
  • акценты в политике западной ЛЧЦ будут перенесены с «военного» на «силовое» противоборство, как это было до 2014 годы , предоставив России время и возможности, как и в прежние десятилетия, лениво паразитировать на распродаже природных ресурсов.

Оба эти ожидаемых варианта исходят из того, что произойдет возврат в политике Запада к политике, существовавшей до 2014 года, когда в ней доминировали силовые, но не военные средства по отношению к России. Это означает ожидание правящей элиты России отказа от эскалации «Военно-силового сценария» развития МО и ВПО в отношениях с Россией. В основе таких оптимистических ожиданий лежит несколько основных причин:

Первая. Резкий рост угроз и рисков эскалации развития «Военно-силового сценария», развивавшегося в 2014–2017 годы, который вызвал опасения в отношении неконтролируемого характера его развития. В пользу этого говорят заявления некоторых правительств (Италии, Венгрии, Греции и др.), которые даже в условиях санкций не свернули политическое и экономическое сотрудничество с Россией.

Вторая. Усиление разногласий среди членов самой коалиции и западной ЛЧЦ как по линии «США–ЕС», так и внутри правящего истэблишмента США и Европы, что достаточно наглядно проявилось на фоне выхода Великобритании из ЕС и выборов 2017 года.

Третья. Резкое обострение отношений западной ЛЧЦ с другими субъектами МО–ВПО (КНДР, исламскими странами и акторами, КНР и странами Юго-Восточной Азии и др.), которое объективно требует минимального уровня сотрудничества с Россией.

И в первом, и во втором варианте развития этого инерционного сценария, таким образом, предполагается, что процесс усиления силового противоборства с Западом в экономической, политико-дипломатической, информационной и пр. невоенных областях будет не просто продолжаться, но даже несколько усиливаться, но, однако военная составляющая такого противоборства не будет получать своего развития, т.е. в чистом виде будет использована «стратегия силового принуждения» («the power to coerce») при минимальном прямом использовании военной силы. Другими словами, в целом для России сохранятся внешние условия 2014–2017 годов, к которым ее правящая элита уже адаптировалась.

Правящая элита России игнорирует как вероятность негативного развития ВПО после 2025, так и то, что оба эти варианта неизбежно приведут уже не к стагнации, а к деградации экономики и социальной сферы России в 2025–2050 годы. «Точка отсчета», сравнение социально-экономической ситуации в России и ее внешнеполитического положения у правящей российской элиты фактически исходит из сравнения с положением на Украине, где сократилась численность и качество жизни населения в 2014–2015 годы, на фоне которой инерционность России выглядит даже привлекательной.

Действительно, ментальность правящих элит в России и на Украине очень близка, хотя события 2014–2017 годов и сделали их противниками, а динамика развития (стагнации) России и Украины в 2012–2017 годы выглядит очень похожей, с той разницей, что изначально у Украины не было экспортно-ресурсных преимуществ и существовали потребности закупать энергоресурсы за рубежом. Это свидетельствует о том, что модели развития России и Украины в 2012–2014 годы были очень похожи с той разницей, что на Украине к власти пришла группа радикалов, которая в России пришла к власти в октябре 1993 года.

При этом динамика основных показателей развития Украины в 2006–2015 годы очень напоминает динамику этих же показателей в России (с естественными поправками на демографические изменения и расходы военного бюджета, вызванными внешними причинами). На мой взгляд, эти показатели говорят о глубинных причинах инерционной тенденции в развитии России.

«Сценарий № 2»: «Инерционный» развития России после 2025 года – таким образом, предполагает, с одной стороны, медленную динамику развития ВПО, существующей в 2017 году, в сочетании со слабой позитивной динамикой развития России возникшей в 2017 году, с другой. По сути дела этот сценарий развития России после 2025 года – экстраполяция развития внешних условий и внутриполитической обстановки, а также сохранения эффективности управления Россией в период 2014–2017 годов не только до 2025 года, но и при минимальных изменениях, которые отражены в его двух вариантах, а именно:

Изменения в динамике развития Украины

Подберезкин Алексей Иванович

Источник: “VIPERSON”.

         При
реализации инерционного сценария
социально-экономическое развитие города
будет основываться на сохранении текущих
показателей развития, существующих
условий и особенностей городской
инфраструктуры и системы управления.
В рамках данного сценария не предусмотрен
модернизационно-технологический рывок
и масштабное внедрение инновационных
механизмов.

Сценарий
инерционного развития подразумевает
использование уже имеющихся конкурентных
преимуществ городской экономики,
поддержании сложившегося уровня
производства и сохранении базовой
транспортной инфраструктуры.

        При
реализации данного сценария участники
реализации Стратегии не формируют
долгосрочные цели и ориентиры своего
развития, а функционируют на основе
сложившейся текущей ситуации.

В
связи с этим социально-экономическое
развитие города будет определяться в
основном следующими факторами:

  
временными локальными достижениями
при реализации краткосрочных целей;

  
обеспечением базовой социальной
стабильности;

  
стагнацией и снижением экономического
развития;

  
ростом социальной напряженности.

        В
городе сохранится высокая степень
изношенности основных элементов
инфраструктуры. Данные ограничения
снизят возможности комфортной жизни
жителей города, качественного обеспечения
основных социальных гарантий.

        Главным
итогом инерционного развития станет
сохранение относительно-стабильного
социально-экономического положения и
упущение имеющихся возможностей
развития.

4.3. Негативный сценарий развития

        Реализация
негативного сценария развития может
произойти вследствие неэффективной
политики и управленческих процессов
органов местного самоуправления и
хозяйствующих субъектов города, а также
влияния внешних факторов.

                      Реализация
негативного сценария приведет к ухудшению
состояния, дестабилизации и разрушению
всей системы городского хозяйства.
Следствием чего будет являться утрата
возможностей развития имеющегося
потенциала города, снижение инвестиционной
привлекательности, неэффективное
состояние внутригородской инфраструктуры,
некачественная организация транспортной
сети, неудовлетворительное содержание
инженерных коммуникаций, что привет к
значительному сокращению производства
и экономической активности населения.
Кроме того произойдет ограничение
формирования предпринимательской
среды.

        В
результате произошедшей стагнации
снизится уровень качества жизни жителей
города, замедлится рост доходов, возрастет
уровень безработицы и бедности.

        Возникнет
ограниченность в возможности оказывать
качественные медицинские и образовательные
услуги, произойдет рост заболеваемости
и сокращение трудовых ресурсов.

        Все
это может привести к негативным
последствиям:

а)
снижение уровня финансовых вливаний в
экономику города, «замораживание»
реализации инвестиционных проектов,
снижение уровня промышленного
производства, жилищного строительства,
модернизации городской инфраструктуры.

б)
применение принципа «выжидания» крупных
кампаний, которые под предлогом
дестабилизации обстановки могут
приостановить реализацию своих
обязательств.

в)
снижение покупательной способности
жителей города повлияет на формирование
городского бюджета, который недополучит
запланированные доходы, что в свою
очередь отразится на распределении
финансовых ресурсов.

        Все
эти процессы приведут к резкому сокращению
численности населения и снижению
миграционных процессов.

Соседние файлы в папке Города 100-250

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этот сценарий, реализуемый в его трех основных вариантах в период 2017–2025 годов, существенно отличается от «правительственного» сценария прежде всего тем, что предполагает с высокой степенью вероятности резкое обострение МО и ВПО в мире. Сказанное означает, что внешние и внутренние условия инерционного развития России в будущем будут качественно хуже, чем в период 2008–2016 годов. Причем для реализации каждого конкретного варианта этого сценария будет важна именно динамика ухудшения МО-ВПО и его влияние на Россию.

Развитие этого сценария по тому или иному варианту будет также зависеть от степени готовности правящей российской элиты пойти на уступки Западу. В этой связи в качестве решающих предлагается выделить два политических условия, в зависимости и от которых и будет во многом реализовываться тот или иной вариант «Сценария № 1»:

Во-первых, степень силового давления и принуждения, оказываемого западной ЛЧЦ на Россию.

Во-вторых, степень готовности правящей российской элиты защищать свои национальные интересы и свою систему ценностей.

В этих целях предлагается рассмотреть три варианта «Сценария № 1».

Вариант № 1 («Традиционно-инерционный») «Сценария № 1»
развития России до 2025 года

Прежде всего необходимо  упомянуть базовый, ставший уже традиционным, инерционный сценарий развития (Сценарий № 1), в рамках которого наиболее привычен и очевиден (но малореален после 2014 года) , легко «просматривается»  Вариант № 1 . Этот «традиционно-инерционный», относительно «благоприятный» вариант, когда внешние условия и конъюнктура цен на сырье создают относительно положительные внешние условия для развития России (по аналогии с периодом до 2007 года), привычен для российской правящей элиты, но требует возвращения по сути к антинациональной внешней политике «ограниченного суверенитета», которая после поворота в 2008-2014 годах будет катастрофой..

Что представляется также очень маловероятным: инерционно-стагфляционное развитие в условиях активизации внешней политики невозможно. Запад потребует от России возвращения к зависимой и пассивной внешней политике, «нормам» международного права, а по сути возвращения антисуверенной внутренней и внешней политики.

Этот вариант диктует также отказ даже от той малоэффективной социальной политики, которая проводится до 2017 года и привела к росту доли нищих и бедных в общей структуре населения страны. Возвращение к этому варианту означало бы и возвращение к политике депопуляции 90-х годов XX века, которая в современных условиях политически абсолютно  неприемлема. По официальным данным Росстата даже сохранение современной социально-демографической политики ведет к депопуляции страны.

Изменение численности населения по вариантам прогноза[1]
(тысяч человек)

Годы

Низкий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Высокий вариант прогноза

Население на начало года

Изменения за год

Население на начало года

Изменения за год

Население на начало года

Изменения за год

общий прирост

естест- венный прирост

миграцион-ный прирост

общий прирост

естест-венный прирост

миграцион-ный прирост

общий прирост

естест-венный прирост

миграцион-ный прирост

2017

146770,0

115,7

-120,1

235,8

146865,5

241,6

-52,1

293,7

147034,1

475,5

100,5

375,0

2018

146885,7

69,1

-162,2

231,3

147107,1

242,8

-57,2

300,0

147509,6

535,6

142,2

393,4

2019

146954,8

-37,7

-265,2

227,5

147349,9

159,6

-146,0

305,6

148045,2

502,7

94,1

408,6

2020

146917,1

-116,1

-340,8

224,7

147509,5

111,9

-198,1

310,0

148547,9

470,3

48,9

421,4

2021

146801,0

-187,4

-409,5

222,1

147621,4

75,0

-239,1

314,1

149018,2

430,3

-2,2

432,5

2022

146613,6

-253,0

-472,7

219,7

147696,4

38,4

-279,3

317,7

149448,5

394,6

-47,6

442,2

2023

146360,6

-313,2

-530,8

217,6

147734,8

5,3

-315,7

321,0

149843,1

365,1

-85,9

451,0

2024

146047,4

-368,4

-584

215,6

147740,1

-24,6

-348,4

323,8

150208,2

340,0

-118,9

458,9

2025

145679,0

-418,6

-633,6

215,0

147715,5

-52,5

-379,0

326,5

150548,2

317,2

-148,9

466,1

2026

145260,4

-464,5

-677,9

213,4

147663,0

-79,6

-408,5

328,9

150865,4

296,1

-176,6

472,7

2027

144795,9

-502,2

-714,1

211,9

147583,4

-98,3

-429,5

331,2

151161,5

287,3

-191,6

478,9

2028

144293,7

-529,0

-739,6

210,6

147485,1

-107,4

-440,7

333,3

151448,8

297,7

-186,9

484,6

2029

143764,7

-548,5

-757,7

209,2

147377,7

-110,7

-446,1

335,4

151746,5

311,2

-178,8

490,0

2030

143216,2

-567,2

-775,3

208,1

147267,0

-112,9

-450,3

337,4

152057,7

324,5

-170,6

495,1

2031

142649,0

147154,1

152382,2

По сути дела этот вариант означает возврат к внешней, внутренней и финансовой политике 90-х годов, что в современных условиях может поддержать не более 5% граждан и незначительная часть правящей элиты. Этот вариант будет означать фактическую внешнеполитическую капитуляцию, на которую крайне маловероятно пойдет правящая элита, которая осознала разрушительные последствия такой политики.

Подобный возврат был бы возможен при захвате власти в стране ультралиберальной компрадорской частью элиты (как на современной Украине), готовой расстаться с остатками суверенитета. Таким образом «Вариант № 1» первого Сценария является крайне маловероятным с точки зрения естественного развития современной России.

Но этот вариант возможен при своего рода «победе» внешних сил, которые смогли бы продвинуть во власть представителей той правящей элиты, которые им необходимы. Так, как это было сделано во времена М. Горбачева и Б. Ельцина. Такой силовой вариант может быть реализован в случае искусственного создания внутриполитического конфликта («Болотная-2»), в результате которого произойдет силовой захват власти, или постепенной активизации антигосударственных либеральных сил с помощью Запада, как на Украине в 2014–2017 годах.

С точки зрения развития МО и ВПО этот вариант будет означать фактическую медленную капитуляцию перед политикой «Военно-силового давления (принуждения)» западной ЛЧЦ, которая неизбежно потребует свертывания внешнеполитической активности, отказа от значительной части суверенитета, ограничения в создании и развертывании ВВСТ, приватизации ОПК и других мероприятий, которые хорошо известны из истории России 1990-х годов.

[1] Российский статистический ежегодник 2016. Статистический сборник / Россия в цифрах: Росстат, 2016.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индусский праздник огня
  • Индусский праздник огней
  • Индусский праздник дивали
  • Индульгенция это церковный праздник грамота на прощение грехов церковный налог
  • Индуистский праздник дивали