Интерактивная лекция сценарий проведения

4. Интерактивная лекция

Теоретический материал

    • 4. Интерактивная лекция

4. Интерактивная лекция

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

Форма передачи информации ученикам может  быть самой различной. Это:

  •  обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников),
  • интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры,
  • проблемно-поисковая форма (самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта).
  • и т. д.

Интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации.

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.

Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что:

• Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.

• Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны учителя

• Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации.

• Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от учителя, так и от обучающихся.

• Она регулируема. Учитель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками.

• Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.

Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя с применением следующих активных форм обучения:

  • Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
  • Демонстрация слайдов или учебных фильмов
  • Мотивационная речь


В пр
оцессе урока учитель может пользоваться различными методами.  Такие методы, как «Инфоугадайка», «Кластер»,
«Мозговой штурм» позволят вам со
риентировать обучающихся в теме, представить им
основные на правления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым
материалом.

название метода

Метод «Инфо-угадайка»

 Цель  представление нового материала, структурирование
материала, оживление внимания обучающихся.
 Численность  весь класс
 Время   Зависит от объема нового материала и структуры
урока.
 Подготовка

подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

 Проведение

Учитель называет тему своего сообщения.
На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано
название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы,
пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает
в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе
сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно,
далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор
вписываются наиболее существенные мо менты первого раздела (можно записывать
темы и ключевые моменты маркера ми разных цветов). Они вносятся на плакат по
ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель
вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется
весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на мо мент
начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняют ся.

В конце объяснения учитель задает вопрос, действительно ли им были
затрону ты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых
аспектов темы. После объяснения возможно проведение краткого обсуждения по
теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

 Примечание

Этот
метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией
учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое
разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.
«Белые пятна» стимулируют — многие участники начнут обдумывать, какими
будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Как
правильно организовать интерактивную лекцию

Интерактивная
лекция
— это учебная технология, с помощью
которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно
предоставляет информацию и мысли на определенную тему определенному кругу обучающихся
(Л. Бауэр).

Главное условие — контакт
с аудиторией.

Подготовка
к лекции:

1.     
Выберите тему лекции.

2.     
Определите цель и задачи лекции

3.     
Подберите литературу по теме,
проанализируйте ее.

4.     
Напишите развернутый план, или тезисы, или
конспект, или полный текст.

К
лекции надо готовиться и в том случае, когда лектору приходится читать одну и
ту же тему несколько раз. Лекция — процесс творческий, и она не может читаться
по шаблону и заготовленному штампу.

·        
Следуйте структуре лекции, которая
предполагает наличие введения, изложения и заключения.

·        
Лекции присущи единство, цельность и
законченность
. Введение нацеливает и мобилизует аудиторию. Заключение —
закругляет лекцию таким образом: конец лекции связан с ее началом.

·        
Для успеха лекции важно логически
последовательное изложение
. Мысль лектора не должна скакать от одного
предмета к другому.

·        
В лекции должен присутствовать элемент
новизны
, показывающей не только сегодняшний уровень науки, но и перспективы
на завтра. Но лектору не следует гоняться за сенсацией. В лекции дается то
новое в науке, что выдержало проверку и находит подтверждение в практике.

·        
Академическая лекция должна быть простой,
ясной, понятной и полной глубокого смысла.
Ей свойственна простая и
точная речь
. Нет трудных дисциплин, есть трудное изложение.

·        
Помните, что все сказанные вами термины
должны быть объяснены. 

5.     
Разработайте презентацию к лекции, в
которой будут содержаться цифры, имена, незнакомые термины и слова,
изображены
схемы
Помните о правилах
оформления презентации. Если возможности показать презентацию нет, то отражайте
всю информацию на доске.

6.     
Подумайте о способах активизации
внимания слушателей
:

·        
Разработайте ряд вопросов.

·        
Предложите слушателям составить вопросы.

·        
Выберите этап, где можно применить
мозговой штурм, самостоятельную работу в парах/ группах/ индивидуально с
последующей обязательной проверкой.

·        
Не забывайте о видео-/ аудиозаписях/ фото.

·        
Постарайтесь приводить примеры, которые
можно отнести к вашему личному опыту или опыту слушателей (жизненные ситуации)

Правила
исполнения лекции:

7.     
Прочитайте предварительно текст лекции
вслух, чтобы представить себе ее звучание, устранить «шероховатости» и избежать
просчета во времени.

8.     
Вы не должны просто бездушно читать текст,
любой текст должен сопровождаться вашей реакцией (мимика, жесты, чувства).

9.     
Вы должны быть убедительны, играть
голосом, говорить не слишком тихо и не слишком громко.

10. 
Следите за тем, чтобы каждая ваша фраза
была сказана «набело»; вы не имеете права постоянно «брать свои слова назад»,
не можете зачеркнуть свои ошибочные или неудачные высказывания. Лектор обязан
произносить каждую фразу в окончательной редакции, а это требует от него
вдумчивости и осторожности в подборе слов и построении фраз.

11. 
Сразу же оговорите ситуацию задавания
вопросов: в течение лекции или в конце. Попросите ребят фиксировать возникающие
вопросы, чтобы они не забыли их к концу лекции. Также можно попросить слушателей
подготовить вопросы к следующему занятию.
Если
вам нужно узнать какие-либо данные, отложите ответ, помня, что ответить надо
обязательно.

12. 
Помните, лектор не обязан знать всё (знать
все нельзя), поэтому сразу же пресекайте провокационные вопросы и вопросы,
которые могут увести от темы.

13. 
Не забывайте следить за временем. Нельзя
задерживать студентов после звонка. Если не хватило времени — виноват лектор.

14. 
Помните, что лекцию нужно произносить
устно,
по памяти, изредка
обращаясь к конспекту или тексту за справкой.

15. 
Следите за реализацией цели и задач
лекции, за реализацией ее концепции.

16. 
Следите за ответной реакцией учеников: все
ли им понятно или что-то вызывает недоумение. Если что-то в ходе лекции
становится непонятным, старайтесь подводить их к нужной информации
(переформулировать свою речь, задать им вопросы).

17. 
Не забывайте в ходе лекции применять приемы
активизации внимания
.

18. 
Обязательно проверяйте усвоение материала:
в виде мини-тестирования, вопросов или на семинарских занятиях. 

Внешние
характеристики лектора и его настроение:

1.      Всегда
помните о своей ответственности перед аудиторией.

2.      Входите
в аудиторию с радушным настроением, будьте спокойным и собранным, дружелюбным
по отношению аудитории, жизнерадостным.

3.      Следите
за своим внешним видом.

4.      Будьте
аккуратным, точным, требовательным не только кслушателям, но и к самому себе.

5.      Вы
должны обладать быстротой реакции, чтобы вовремя сгладить конфликтную ситуацию
или активизировать внимание учеников, успокоить их и привести в «рабочее
состояние», быть готовым ответить на возникающие вопросы.

В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.

Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.

Кто делился с нами опытом

Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.

Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.

Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.

Онлайн / офлайн

Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.

На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.

Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.

Совет 1. Определите цель и аудиторию

Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.

Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.

Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.

Кирилл Анастасин:

«Ты не сможешь одинаково интересно рассказывать и для выпускника детского сада, и для кандидата наук одновременно. Группа должна быть цельная — с одинаковым уровнем знаний и понимания. Можно и входное тестирование делать, если речь идет о целом обучающем курсе. Но ради одной лекции это вряд ли имеет смысл».

Совет 2. Про контент

Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.

Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.

Евгений Жданов:

«Спикер может быть глубоким профессионалом в своей области, но если он неинтересно рассказывает, аудитории лекция не понравится. Нужно ориентироваться на интересы и уровень слушателей, а также на ораторские навыки спикера».

Совет 3. Про время

Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.

Кирилл Анастасин:

«Неправильно подобранная дата погубит мероприятие. Однажды я пытался провести занятие перед майскими праздниками. Не учел, что многие люди уезжали в отпуска заранее. В итоге пришлось все отменить, потому что количество желающих прийти было невелико».

До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.

В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.

Вячеслав Уточкин:

«По моим наблюдениям, с утра на лекции приходит меньше народу, чем вечером. Но тут все зависит от целевой аудитории».

Совет 4. Про длительность

Вячеслав Уточкин:

«Считается, что оптимальная длительность — как на TED: до получаса вместе с вопросами. Но наши лекции отличаются по формату, они более специализированные. Я вообще не любитель поверхностных лекций. Мне кажется, они должны нести какую-то понятную пользу человеку, который выделяет на нее время, структурированный пакет знаний. Поэтому я стараюсь делать доклады на 45 минут, предусматривая еще 15 минут вопросов и ответов».

Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.

Евгений Жданов:

«Серийные лекции формируют определенное сообщество. Если собрать весь материал в один рассказ на 2–3 часа, то люди начнут выходить из зала или отключаться (если мы, конечно, не говорим о каких-то стратегических сессиях и проектной работе, где люди взаимодействуют в команде заинтересованных коллег). А в серии лекций есть возможность разбить материал на комфортные 45-минутные лекции, снизив нагрузку, и аудитория уже знает, чего ждать».

Совет 5. Про выбор площадки для офлайновой лекции

Формула хорошей площадки описана уже не раз.

Вячеслав Уточкин:

«Она должна соответствовать целям, которые вы ставите перед своей лекцией. Например, если вы выступаете перед какой-то элитной закрытой аудиторией, то и площадка — ее оформление, расположение и т.п. — должна соответствовать заявленной планке».

Не забудьте про:

  • удобные кресла;
  • проветривание;
  • нормальный звук;
  • отсутствие засветки изображения с проектора.

Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов

Совет 6. Позаботьтесь о технической платформе для вебинара

Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone. А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.

Вячеслав Уточкин:

«Для выбора платформы вебинаров мы проводили опрос целевой аудитории, каким из вариантов им было бы удобнее пользоваться. Исходя из их ответов, мы приобрели подписку на Zoom для проведения небольших вебинаров. А вот большую аудиторию — порядка 1000 человек — удобнее подключать к трансляции на YouTube. В этом случае во встрече Zoom участвуют только спикеры и поток данных автоматически отправляется на YouTube. В теории можно параллельно стримить на Facebook и другие площадки, но я придерживаюсь мнения, что лучше, когда все собрано в одном месте».

Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.

Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.

Совет 7. Не тащите принципы организации офлайновой лекции в онлайн

Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.

Кирилл Анастасин:

«Много ли вы знаете популярных видеоблогеров, которые бы пользовались слайдами? Я считаю, стоит учиться у тех, кто действительно давно живет в онлайне и уже научился взаимодействовать со своей аудиторией. Не надо переносить в онлайн стандартные парадигмы, по которым мы работаем в офлайне. Онлайн — это другая среда, которая может решать ту же задачу, но иными инструментами. Здесь мы не можем вживую работать с аудиторией. Поэтому онлайн должен быть более динамичным, более развлекательным и интерактивным».

Совет 8. Про картинку и звук у спикера

Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.

Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.

Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.

Одежда спикера должна соответствовать ситуации.

Кирилл Анастасин:

«Чтобы чувствовать себя в тонусе, я бы рекомендовал одеться полностью, как на офлайновое выступление, то есть не ограничиваться только рубашкой по принципу «ниже пояса все равно будет не видно». Такие полумеры расхолаживают. И вдруг вам придется встать перед камерой? Трусы в кадре будут выглядеть не очень хорошо. Кстати, некоторые спикеры предпочитают работать стоя, поскольку так голос звучит по-другому, да и жестикуляция отличается. Формат вебинара этого не запрещает. Достаточно поставить ноутбук на любую подставку — да хоть на стопку книг — и отойти на метр».

Совет 9. Иногда лучше в записи

Кирилл Анастасин:

«Когда люди пытаются делать все только живьем — это однобокий подход. Онлайн предоставляет массу альтернативных вариантов, и ими нужно пользоваться. Нет смысла гоняться за живыми трансляциями, поскольку аудитория все равно смотрит вебинар не совсем вживую. Можно заранее распространить какой-то лекционный материал, подав его в форме видеомонолога со стороны спикера или даже в виде текстовых статей, а вебинары устраивать по накопленным вопросам. Так на них точно придут только те, у кого эти вопросы имеются».

Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?

Совет 10. Позаботьтесь о рассылках и уведомлениях

В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.

Евгений Жданов:

«По нашей практике, если на очную лекцию записалось 40 человек, то без напоминания на нее придет в лучшем случае 17. Если напомнить, то до лекции дойдет уже 25–29 человек».

Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).

Кирилл Анастасин:

«Я сейчас провожу с родителями и детьми уроки рисования. Накануне я напоминаю им о том, как мы будем проводить занятия и что надо иметь при себе для участия».

Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.

Евгений Жданов:

«Рассылая уведомления, надо постоянно следить за наполняемостью мероприятия (в сравнении с ожидаемой). Это важно как в коммерческих, так и к некоммерческих проектах. К примеру, мы договариваемся со спикерами бесплатно. Одна из составляющих хорошей коммуникации с ними — это аудитория, и вряд ли у нас получится выстроить плодотворные и долгосрочные взаимоотношения со спикером, если на его вебинар зарегистрируются только полтора человека. Поэтому за количеством регистраций надо следить с самого начала и усиливать работу, если видим, что не добираем».

Совет 11. Репетируйте несколько раз

Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.

Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).

Кирилл Анастасин:

«Включение в эфир заранее — очень хорошая практика. Иногда подключение может занять больше, чем ожидалось. Возможно, придется перегрузиться или даже обновиться, перезайти с помощью другого браузера, чтобы заработали все функции платформы, перезагрузить модем. Для себя я оставляю как минимум 15 минут на решение подобных проблем, но новичкам, а также тем, кто переходит на какие-то новые инструменты, я бы рекомендовал закладывать минут 25–30. Если все работает, заполнить пустоту в эфире можно заставкой, на которой указано, во сколько начнется вебинар».

Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова

Совет 12. Подготовьте технический план Б на случай мелких неувязок

Жалобы слушателей на технические сложности по итогам проведенного вебинара встречаются довольно часто. Изображение спикера может быть засвечено, его может быть плохо слышно или сам спикер говорит: «Ой, я не понимаю, как это сделать». Все это отвлекает внимание зрителей от основной темы. Следует продумать, как себя вести в подобных ситуациях, откуда взять резервную презентацию или даже резервного спикера.

Евгений Жданов:

«Если что-то идет не так, организаторам стоит брать инициативу на себя и искать альтернативы. Не стоит допускать, чтобы спикер краснел и говорил, что презентация отвалилась, поэтому лекции не будет. Нужно сообщить аудитории, что есть технические сложности, представить спикера и, например, предложить ему начать рассказ в другом формате».

Совет 13. Предусмотрите глобальный факап

Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.

Вячеслав Уточкин:

«Я всегда договариваюсь с кем-то, чтобы при отключении интернета у меня дома человек мог подхватить трансляцию. Это значит, что ему заранее надо предоставить все доступы».

Кирилл Анастасин:

«Разумно предусмотреть напарника, который займет аудиторию, пока ты решаешь проблемы выхода на связь. Его задача — объяснить аудитории, что произошло, и продолжить тему, если это возможно. Удобно, когда лекция проводится вдвоем и напарник может рассказать свою часть, пока микрофон свободен. Для аудитории это, конечно, выглядит как некое нарушение логики, но зато трибуна не пустует — все равно будет интересно».

Желательно иметь резервный канал связи, чтобы предупредить напарника или аудиторию о том, что что-то пошло не так. О том, кто должен быть на другом конце резервного канала, стоит подумать заранее. Не всегда ваши широковещательные сообщения должна читать вся аудитория. Возможно, стоит организовать два чата — только с организаторами, если их несколько, и со всей аудиторией. Так можно управлять ожиданиями как первых, так и вторых. Первый чат будет полезен для озвучивания мыслей, которые не стоит открывать на всех.

Кирилл Анастасин:

«Наличие чата для всех участников подстрахует на случай отказа самой платформы — можно будет быстро перейти на альтернативный инструмент, удобный аудитории. У меня был такой случай несколько лет назад, когда мы всех переключили с Zoom на трансляцию в YouTube. При регистрации всех участников через почту оперативно такие вопросы решить не получится. Никому просто в голову не придет лезть проверять ящик при обрыве соединения. Также полезно иметь отдельный чат для организаторов и спикеров».

В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.

Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.

Кирилл Анастасин:

«Можно даже заготовить какие-то шутки, чтобы аудитория понимала, что происходит, и осознавала, что ты что-то делаешь для исправления ситуации. Параллельно с перезагрузкой подвисшего компьютера можно продолжать через телефон читать свою лекцию».

Совет 14. Продумайте перерывы

Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.

В онлайне перерывы надо оформить так, чтобы в процессе люди не продолжали болтать в основной «комнате» — чтобы не было желания проигнорировать перерыв.

Кирилл Анастасин:

«Перерыв должен быть явным и четким. Я рекомендую выключать камеру и звук, объяснив людям, что перерыв надо использовать по назначению. Налейте себе кофе и порекомендуйте аудитории сделать то же самое. Так вы избежите кулуарных разговоров. В самих разговорах нет ничего плохого, даже наоборот. Но если этот разговор начнется в основном потоке, он не даст многим уйти на перерыв. Люди продолжат слушать, развернется дискуссия… На офлайновых лекциях это обычно компенсируется тем, что те, кому надо, собираются вокруг спикера, а остальные свободно выходят из аудитории. В онлайне же это так не воспринимается. Также рекомендую включать на экране таймер, чтобы люди видели, сколько осталось до конца перерыва».

Совет 15. Предусмотрите секцию вопросов и ответов

Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.

Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.

Кирилл Анастасин:

«Если вы разбиваете лекцию дискуссией с аудиторией и ответами на вопросы, ставьте жесткий лимит и следите за временем. Иначе проболтаете половину лекции. Например, заранее запланируйте 5 минут в середине лекции на вопросы по первой части».

Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.

Евгений Жданов:

«В онлайне у спикера есть соблазн занять весь эфир собой, особенно если он знает и любит то, о чем говорит. Поэтому мы прорабатываем с выступающим механику вовлечения аудитории в лекцию и предоставляем инструменты для этого. Например, Mentimeter, что позволяет собирать обратную связь в онлайн-режиме, или Miro, что также стимулирует групповое вовлечение».

Вячеслав Уточкин:

«Как спикеру, мне нравится взаимодействовать с аудиторией, поэтому во время лекции я обычно задаю вопросы в зал или делаю небольшое голосование (например, прошу поднять руку или поставить плюс тех, кто занимается разработкой игр)».

В офлайновой лекции спикер с вопросами может справиться самостоятельно. Это проще простого: люди поднимают руки и озвучивают вопросы. А для секции вопросов в вебинаре полезно иметь ассистента, который промодерирует комментарии из чата и выберет наиболее интересные вопросы.

Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)

Кирилл Анастасин:

«Когда вы объявите начало секции вопросов и ответов и полезете читать чат, вы скорее всего потеряете внимание аудитории. Мало кто умеет грамотно задавать вопросы в чатах. Вы можете начать зачитывать вопрос, а он окажется комментарием или вообще какой-то ерундой. Желательно, чтобы ассистент проводил какую-то премодерацию, в том числе подбирая 1–2 вопроса для обсуждения в середине лекции».

Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…

Кирилл Анастасин:

«Я считаю такую практику ущербной. На мой взгляд, если приходится мотивировать задавать вопросы, значит, для этой аудитории у вас нет контента, потому что человек совершает действие не ради самого контента, а ради условного блокнотика. Человек с действительно интересным контентом всегда удержит аудиторию и спровоцирует ее на вопросы».

Совет 16. Не забудьте про фидбэк

Вячеслав Уточкин:

«Это плохая метрика, особенно когда вопросы задаются в рамках розыгрыша. В онлайн-мероприятии обычно фидбэк появляется сразу же в чате — либо пишут, что все было круто, либо что это инфобизнес и потраченное время. Я раньше по итогам каждой лекции проводил опросы — просил заполнить короткую анкету о том, что понравилось, а что не понравилось, какие есть пожелания на будущее. Только так со временем формируется подлинное видение того, что нужно нашей целевой аудитории».

Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.

Евгений Жданов:

«Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком».

И помните, у вас все получится.

Евгений Жданов:

«Залог хорошего мероприятия — несколько провальных. Если вы будете ошибаться, но анализировать, почему все пошло не так и что бы вы могли изменить, вы сможете поднять свои лекции и вебинары на классный уровень. У нас принято спрашивать: а почему было принято именно такое решение при подготовке? Это позволяет глубже взглянуть на сам процесс, на факторы, которые на это решение повлияли».

Кирилл Анастасин:

«Настоящий фидбэк вы получите спустя полгода или даже больше. Так как за это время люди применят полученные знания и напишут вам письма с благодарностью».

Предыдущая часть:
— Как собрать крутой митап: 16 советов от трех «серийных митаперов». Leader-IT events #1


1


Как подготовить и провести интерактивную лекцию Ольга Кабалик и Александр Молярук Мастерская Тренерских Технологий «Обучайте играючи, учитесь играя!»


2


На каких пунктах программы нужно остановиться подробнее? (выберите от 1 до 3 пунктов) 1.Почему даже самая интересная лекция не дает желаемого результата? 2.Особенности работы мозга: что с вами происходит во время лекции? 3. Мини-лекция – выход или самообман? 4.Что такое интерактивная лекция: особенности, область применения. 5.Интерактивная лекция и лекционная игра – в чем различие? 6.Как выбрать нужный формат интерактивной лекции. 7.Использование интерактивной лекции онлайн.


3


Что такое лекция?


4


Это самый эффективный метод перенесения содержания конспекта преподавателя в тетради студентов – без участия в этом процессе их мозгов.


5


Почему в последнее время люди не так воспринимают информацию, как раньше? Что повлияло на эти изменения?


6



7


Как ТВ изменило меня и вас Оно привязало нас к скоростным, привлекающим внимание методам презентации информации.


8


Как ТВ изменило меня и вас Время способности к концентрации внимания – уже не минут, а гораздо короче. И это благодаря рекламе.


9


Как ТВ изменило меня и вас Оно продемонстрировало, что образы – очень мощное средство обучения, развлечения, убеждения и запоминания.


10



11



12


Ретикулярная активационная система (активатор внимания)


13


Две функции Активатора Внимания: 1.Привлечь наше внимание; 2.Рассеять наше внимание, перевести ваше сознание в режим «автопилота».


14



15


неокортекс лимбическая система стволовая часть мозга РАС (Активатор Внимания)


16


Достаточно ли наполнить лекцию постоянно меняющимися и эмоционально окрашенными визуальными образами, чтобы она была интерактивной?


17


Что такое интерактивная лекция?


18


Интерактивная лекция – это… …это вид обучающей деятельности, в котором: … элементы метода лекции комбинируются с элементами активного упражнения или игры. … освоение участниками большого объема новой информации комбинируется с высокой степенью их активности.


19


В интерактивных лекциях обучающиеся активно взаимодействуют: с информацией с преподавателем/тренером друг с другом.


20


Типы интерактивных лекций Активный обзор и резюмирование


21


Типы интерактивных лекций Вкрапленные задания


22


Типы интерактивных лекций Викторины, вопросно-ответные игры


23


Типы интерактивных лекций Использование тестов и опросников


24


Типы интерактивных лекций Контроль участников


25


Типы интерактивных лекций Командная работа


26


Типы интерактивных лекций Дебрифинг, или рефлексия


27


Типы интерактивных лекций Активный обзор и резюмирование Вкрапленные задания Викторины, вопросно-ответные игры Использование тестов и опросников Командная работа Дебрифинг, или рефлексия


28


Полтеста Цель: понять и воспроизвести ключевые факты, понятия и идеи лекции. Участники: Минимум: 2 Максимум: Любое количество Лучше всего: 10 – 30 Время Зависит от объема и сложности информации. Ко времени лекции добавьте время на ответы и подсчет баллов.


29


Полтеста Шаг 1. Составьте тест в вопросов по содержанию лекции. Используйте вопросы, требующие краткого ответа. Напишите ответы к каждому вопросу.


30


Полтеста Шаг 2. Вопросы Ответы


31


Полтеста Вопросы Ответы


32


Полтеста Шаг 3. Сделайте презентацию в форме лекции. Шаг 4. Раздайте тесты (вопросы).Попросите участников индивидуально ответить на вопросы.


33


Половины теста Шаг 5. Раздайте копии ответов. Убедитесь, что к участникам с четными вопросами попали нечетные ответы и наоборот.


34


Половины теста Шаг 6. Попросите участников образовать пары так, чтобы у партнеров были разные типы тестов (и ключей). Попросите участников каждой пары совместно подсчитать баллы за правильные ответы, сравнивая свои ответы с ключами.


35


Полтеста Шаг 7. Объясните, что один из ответов некорректен (таким образом вы отражаете реальную жизненную ситуацию, когда не все официальные ответы являются верными). Предложите участникам обнаружить некорректные ответы в каждом из ключей и обвести его.


36


Формат интерактивной лекции подбирается в зависимости от типа информации Тип информацииПримерные форматы Техническая или фактическая информация Лучшее резюме, Бинго, Карточки с вопросами, Избранные вопросы и т.п. Процедуры (пошаговая последовательность действий) Аквариум, Многоуровневый коучинг и т.п. Концептуальная информация (категории, определения, примеры) Картирование, Мозговой штурм, Непонятно, Превосходные степени и т.п. Принципы (правила и взаимосвязи между различными концептами) Ментальные карты, Анализ опросников и т.п. Межличностная область (понятия, процедуры и принципы, относящиеся к межличностным отношениям) Аквариум, Ролевые игры, Интерактивные истории и т.п. Аффективная область (ценности, убеждения) Интерактивные истории, дебрифинг, Секретная рефлексия, Лекция с дебатами и т.п.


37


Интерактивная лекция…


38


Использованные источники:


39


Содержание сборника интерактивных лекций Купить: Мастерская-Тренерских-Технологий.РФ/Магазин Методик/Игры для тренинга. Сборник Интерактивные Лекции.38 шт. ЛЕКЦИИ С СОСТАВЛЕНИЕМ ВОПРОСОВ 1. Вопрос другой группе 2. Карточки с вопросами 3. Командная викторина 4. Совмести вопрос с ответом 5. Четыре вопроса 6. Предварительный тест 7. Своя игра 8. Лучший ответ 9. Скомканные вопросы 10. Открытые и закрытые вопросы 11. Пресс-конференция 12. Верно или неверно? 13. Избранные вопросы ЛЕКЦИИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЭКСПЕРТОВ 14. Два эксперта 15. Ток-шоу ЛЕКЦИИ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ 16. Лото 17. Две правды и неправда 18. Заполни пробел 19. Построй последовательность 20. Интеллектуальные перерывы 21. Лучшее резюме 22. Что это / Где использовать / Что может пойти не так 23. Лекция с мозговым штурмом 24. Заполнение таблицы 25. Поиск примеров 26. Глоссарий 27. Короче!!! 28. Картирование концепций 29. С русского на русский 30. Угадай ЛЕКЦИИ С РЕФЛЕКСИВНЫМИ ЗАДАНИЯМИ 31. Повернись к соседу 32. Что я нахожу самым трудным 33. Полезно/бесполезно 34. Обе стороны вопроса 35. Самые-самые 36. Секретная рефлексия 37. Интеллектуальный марафон 38. Лекция с дебатами


40


Содержание сборника «100 одноминутных упражнений для вашего тренинга» Техника РАБОТА В ПАРАХ 10 парных упражнений Техника ОТВЕТЫ С МЕСТА 10 ответов с места Техника ПОДУМАЙ И ЗАПИШИ 10 упражнений «Подумай и запиши» Техника КАРАКУЛИ 10 каракулей Техника ГУБКА 10 губок Техника ПОДСКОКИ 10 подскоков Техника СИГНАЛ 10 сигналов Техника РАЗМЕТКА 10 разметок Техника ВЫХОДНОЙ БИЛЕТ 10 выходных билетов Техника ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 10 планов действий Купить: Мастерская-Тренерских-Технологий.РФ/Магазин Методик/100 коротких игр для тренинга

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ

ЛЕКЦИИ

Авдеева А.Н. Email: Avdeeva686@scientifictext.ru

Авдеева Анна Николаевна — кандидат технических наук, доцент, кафедра вагонов и вагонного хозяйства, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье предложены эффективные принципы подготовки и проведения лекционного занятия, опирающиеся на мнемотехнические закономерности памяти. Используя законы осмысления и повторения, установки и интереса, торможения и контекста, оптимального ряда и края, преподаватель не только переходит на интерактивный уровень процесса обучения, но и помогает студенту быстрее и легче усвоить и запомнить новый материал. Сделан вывод, что результат аудиторного обучения во многом зависит от психологической наблюдательности лектора.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивная лекция, психологические закономерности памяти, педагогические способности, цели обучения.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND CONDUCT INTERACTIVE

LECTURE Avdeeva A.N.

Avdeeva Anna Nikolaevna — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF WAGONS AND CARRIAGE FACILITIES, TASHKENT INSTITUTE OF RAILWAY ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article offers effective principles for preparing and conducting lectures based on mnemonic laws of memory. Using the laws of comprehension and repetition, motivation and interest, deceleration and context, optimal row and edge, the teacher not only moves to the interactive level of the learning process, but also helps the student to learn and remember new material faster and easier. The author concluded that the result of training in the audience depends largely on the psychological observation of the lecturer.

Keywords: interactivity, interactive lecture, psychological patterns of memory, pedagogical abilities, learning objectives.

УДК 37.015.31

Лекция — основная форма обучения в ВУЗе. Остальные формы предназначены для расширения и закрепления тех знаний, которые студенты получают, а при оптимально правильной подаче, и усваивают на лекции. В наше время, когда студент самостоятельно быстро и легко может найти любой, необходимый ему материал, можно с уверенностью сказать, что информационная функция лекции ослабевает, при этом роль педагога растёт. Профессиональный лектор должен не только иметь достаточный объём научных знаний по дисциплине, он обязан быть педагогом, умеющим, с учётом психологических закономерностей, создать максимально благоприятные условия для освоения и усвоения информации в процессе аудиторного обучения. Достигнуть этой цели реально, возможно только используя активные и интерактивные методы обучения. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [1, с. 26]. Под интерактивной технологией обучения понимается такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучаемого в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [2].

Рассмотрим, используя законы памяти [3, с. 185 — 206], некоторые принципы построения и проведения лекции, которые делают её активной, интерактивной и, наконец, результативной. Результатом, должны быть не только навыки критического мышления, а в первую очередь знания, которые студент получает на лекции.

Теоретический материал лекции, с одной стороны, должен обладать высоким научным уровнем, быть обоснован актуальными фактами и нормативными документами. С другой стороны, обратная связь возможна только если информация доступна большей части аудитории. Первый принцип интерактивной лекции — ориентироваться на общий, средний уровень подготовки и развития студентов. Усреднённость, скорее, относится к недостаткам лекции, но чем глубже студенты осознают информацию, тем больше и легче они её запоминают. А дополнительную работу с одарёнными студентами, можно провести в кружках и на индивидуальных консультациях.

У любого лектора, всегда намного больше информации, чем времени, для её изложения. Но стремясь донести до аудитории всё и сразу, есть риск создать в голове у студента страшную мешанину. Исследования показали, что если информация поступает достаточно быстро, то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень — более долговременный (эффект обратной маскировки [4]). Чтобы избежать информационного хаоса, можно воспользоваться мнемотехническим законом контекста, в соответствии с которым, необходимо постоянно сохранять связь с общей картиной. Принцип второй — в процессе изложения нового материала, вернуться и указать, как это может быть соотнесено с уже полученными знаниями — это поможет студентам не только осознать и запомнить информацию, но и «вложить» её в целостную картину лекции и всей изучаемой дисциплины. Иными словами — создать «свой гештальт».

Принцип третий — сначала доносить суть, а после — детали. Психологом Ф.Н. Шемякиным, доказанной что мозг человека сначала улавливает смысл того, что воспринимает, а уж затем различает детали. Для эффективного освоения лекционного материала, структура изложения информации должна соответствовать этой психической особенности.

Принцип четвёртый — задействовать все виды восприятия. Статистика утверждает, а практика подтверждает, что обычно ведущим каналом восприятия информации является зрение. Поэтому лекция должна быть не только услышана, но и увидена, через плакаты, чертежи, блок-схемы, карты, таблицы, графики, фотографии, видеоматериалы. Даже самые простые данные всегда лучше записать на доске. Однако, чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать все каналы восприятия. Самые важные моменты лекции студент должен не только слышать и видеть, но и кратко записывать, чтобы задействовать кинестетическую или тактильную память.

Принцип пятый — лекция должна быть интересной. Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему [5, с. 105]. Доказано, что интересное и запоминается легче. Можно воспользоваться мнемоническими приемами ассоциаций и рифмизации [6, с. 165 — 168]. Например, комментарии к видеоматериалу сделать в виде песни.

Принцип шестой — мотивация. Эффективность обучения многократно повышается, если студент осознаёт пользу получаемых знаний, например, перспективы, которые они открывают или конкретное местом их применения на производстве. Похвала студента за правильный ответа или интересно и корректно заданный вопрос на паре — тоже средство стимуляции.

Принцип седьмой — лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Оптимальный период повторения от двадцати до тридцати минут. Если этот принцип сопоставить со вторым, то структура лекции, должна состоять из нескольких блоков с оптимальной длиной изложения, а в конце каждого блока повторение ключевых определений лекционного материала.

Принцип восьмой — лучше всего запоминается информация, представленная в начале (эффект первичности) и в конце (эффект недавности). Если в начале занятия донести до учащихся план лекции, то они смогут распределить концентрацию своего внимания по ключевым точкам, и тем самым, увеличит осознанность процесса своего обучения. В конце лекции, по всем пунктам плана, должны прозвучать выводы, или краткие тезисы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для подготовки и успешного проведения интерактивной лекции от преподавателя потребуется не только желания личностного роста, но и целый ряд профессиональных навыков и умений.

Принцип девятый — в процессе обучения использовать все свои педагогические способности. Основой, для подготовки лекционного материала, должны стать академические и дидактические способности педагога. Интерактивное общение с аудиторией потребуется от лектора ещё и прогностической способности, для планирования бифуркационных моментов. Для проведения любого вида лекции, педагогу необходима способность ясно и четко выражать

свои мысли и чувства, с помощью речи, мимики и пантомимики, а также авторитарная способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов. Переходя на интерактивный уровень общения, лектор должен непрерывно направлять и корректировать процесс обучения проявляя организаторские способности, и способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Но особую ролю в интерактивном взаимодействии «лектор — студент» играют перцептивные способности преподавателя. Именно психологическая наблюдательность и понимание психического состояния аудитории, позволяет лектору удерживать бурный поток интерактивного общения, в чётко заданном русле.

Какими бы ни были технологии и методы обучения, роль преподавателя в проведении аудиторных занятий остаётся главной и решающей, цель которой — формировать, развивать и направлять мыслительный процесс студента. Только в интерактивном процессе эта роль становится «ювелирной» и «завуалированной», требуя от педагога высокого профессионализма.

Список литературы / References

1. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

2. ПомеловаМ.С., Артюхин О.И. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 3 (34). С. 59-61.

3. Общая психология. В 3 т. Том II. 4кн. Книга 2. Внимание и память: учебник и практикум для СПО / Р.С. Немов. 6-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 216 с. (Серия: Профессиональное образование). Законы памяти.

4. Захаров И.М., Мямлин В.В., Киренская А.В. Изучение психофизиологических механизмов восприятия и внимания в условиях обратной маскировки в норме и при шизофрении (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. [Электронный ресурс], 2011. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/izuchenie-psihofiziologicheskih mehanizmov-vospriyatiya-i-vnimaniya-v-usloviyah-obrataoy-maskkovki-v-norme-i-pri-shizofrenii/viewer/ (дата обращения: 20.03.2020).

5. Изард К.Э. Психология эмоций=The Psychology of Emotions. СПб.: Питер, 2009. 464 с. (Мастера психологии). ISBN 978-5-314-00067-0.

6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009. 448 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5978-5- 469-01482-9.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иннокентий иркутский праздники
  • Инновационно прорывной сценарий
  • Инклюзивный спортивный праздник
  • Инкассаторы сбербанк праздник
  • Инициирующее событие сценарий