Интервью директора школы сценарий

Работа выполнена в жанре интервью. Автор: Лищинский Ю.5 класс

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального  образования

Омской области


Конкурс  литературного творчества «Проба пера»

Направление: журналистика (интервью)

Тема:  интервью с директором школы

Название работы:

«Если не я, то кто?»

Выполнил работу:

Лищинский Юрий Станиславович,

08.04.2001 г.р., учащийся 5 «Б» класса

МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

Домашний адрес:

646070, Москаленский район, р.п. Москаленки, ул. 3 Северная 37А/1

Руководитель:

Буряченко Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

8-908-798-85-20

Эл.почта: moskgimn@mail.ru

           Выбирая  собеседника для интервью, я сразу подумал о директоре гимназии, в которой я учусь, – об Андрее Яковлевиче Гейнц. Чем мне интересен это человек?  Пока я не познакомился с ним, Андрей Яковлевич  представлялся мне человеком строгим, принципиальным, даже суровым. Я считал, что именно такими должны быть все директора.  Однако уже первое  общение с ним убедило меня в обратном. Конечно, Андрей Яковлевич строг, но строг в меру и тогда, когда это нужно. На самом деле это добрый, отзывчивый, открытый человек,  с большим чувством юмора.  К нему в любую минуту можно обратиться за помощью, прийти за советом.   А еще он замечательный педагог, которого любят дети, уважают учителя и родители. Мне захотелось узнать, почему он выбрал профессию педагога, и что сегодня значит для него школа.  

Здравствуйте, Андрей Яковлевич!  Вы выбрали профессию учителя,  а  в детстве кем  мечтали стать?

-В детстве я мечтал стать милиционером, хотя у нашей семьи более  400 лет общего педагогического стажа, так что большинство из моих предков, в том числе и мои мама и папа,  были педагогами.

А то, что что Ваши родители были учителями,  как-то повлияло на выбор Вашей профессии?

— Наверное, да. Уже с  детства я имел представления об этой профессии. У нас  в гостях обычно собирались педагоги, и  разговоры на любые темы всегда переходили на профессиональные, говорили  о детях, школе…  Кроме того, в советское время профессия учитель откладывала свой отпечаток на многое, в том числе и на мой выбор  будущей профессии.

Думали ли Вы, что когда-нибудь  станете директором этой школы?

-Нет, не думал. В  работе учителя есть огромное преимущество перед административной работой- ты всегда видишь перед собой детские глаза, слышишь мысли детей, это доставляет огромное удовольствие, но это и огромная трудность, а у директора другие заботы, даже связанные со школой в целом.

Вы  руководите  большим коллективом педагогов, ведете уроки, встречаетесь с родителями. Как вы все успеваете?

-Приходится успевать и даже использовать время, которое называют личным.

Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с этим?

— Любое новое поколение является трудным для старого, так как молодежь привносит в жизнь что-то новое, непривычное.

А каким было Ваше поколение? Что интересного запомнилось  вам  из школьных лет?  

-В нашем поколении центром жизни являлся коллектив. И все самое интересное связано с общими делами. В школе и за ее пределами  мы были вместе. Наверное это была другая страна, страна детства, в ней были другие идеалы.  Хотя жизненные  ценности всегда одинаковы,  но,  видимо,  развиваемся мы все по- разному, поэтому  трудно представить, как бы  я  жил в современных условиях будучи ребенком. Наверное,  проблема «отцов » и  «детей» всегда будет вечной.

А каким учеником были Вы? Случалось ли вам школьником самому бывать в кабинете директора?

— Да, случалось, но в основном это были хорошие поводы.              Вместе  с друзьями мы  занимались активно спортом, и очень часто нас отправляли на различные соревнования, но перед этим в кабинете директора всегда был инструктаж и наставления с пожеланиями победы. А  примерно во втором классе за беготню по коридорам мне с друзьями пришлось выслушать другие «наставления» у нашего директора Александра Алексеевича  Михайловского.

Благодаря Вам наша школа очень сильно изменилась, она стала  более современной.  Что еще бы вам хотелось сделать? Какой вы  видите школу завтрашнего дня?

— Очень хотелось бы, чтобы у каждого педагога был компьютер.  Необходимо создать доступную среду для учащихся с ограниченными возможностями,  еще более разнообразить питание, достичь в целом того,   чтобы все наши ученики были самыми лучшими. Еще хочется сделать так, чтобы учителя любили своих учеников и ученики любили учителей.

— Если бы Вы не были директором, то кем бы вы хотели стать?

— Учителем, настоящим учителем.

-Ваше жизненное кредо?

— Если не я, то кто?

Андрей Яковлевич, спасибо Вам за интервью. Я желаю Вам успехов в вашей нелегкой работе и, конечно, замечательных, умных учеников!

Авторы:

Зырянова Надежда
Владимировна,
учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ п. Красноярка Серовского городского
округа, стаж работы 21 год.

Аннотация к разработке.

Данная разработка  представляет собой
сценарий приёма у директора школы лучших учащихся, отличившихся в разных
областях учебной деятельности, спорте и различных творческих конкурсах. Это
официальное мероприятие, целью которого является признание заслуг учащихся и
учителей, помогающих им достигать высоких результатов. Для каждой школы «Звёздный
приём у директора» может стать традиционным и проводиться по итогам четверти,
полугодия, учебного или календарного года.

Ключевые слова: школьное мероприятие, приём у
директора школы, одарённые дети.

Сценарий «Звёздный
приём у директора школы»

Место действия – актовый
зал.

Оформление: символика
школы, эмблема СЭН (школьного совета энтузиастов); на стенах – звёздные
россыпи.

Техническое
оснащение: мультимедиа, экран, ноутбук.

1 слайд (заголовок
и школа
)

1ведущий:

    Хотим сегодня
оглянуться

    На то, чем жизнь
полна,

    На все счастливые
минуты,

    На все удачные
дела.

2 ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги
уходящего года, который принёс нашей школе  множество побед и звёздных
открытий.

     Послушайте!

     Ведь, если
звёзды зажигают –

     Значит – это
кому-нибудь нужно?

     Значит, кто-то
хочет, чтобы они были?

     Значит – это
необходимо,

     Чтобы каждый
вечер над крышами

     Загоралась хоть
одна звезда?!

1 ведущий:Чтобы стать звездой, совсем не обязательно отправляться в Москву на
кастинг какого-либо известного шоу. Достаточно переступить порог нашей школы и
встретиться с её учителями, потому что именно они умеют зажигать настоящие
звёзды.

2 слайд (учителя)

 2 ведущий:

     Пусть время беспощадно скоротечно.

     Чтобы не дать пробиться темноте,

      Учитель школьный зажигает звёзды,

      Светящие повсюду и везде.

      И пусть не утихают речи,

      Пусть светятся глаза учеников,

      Тогда мы только зажигаем звёзды,

      Когда не прекращается любовь.

3 слайд (на экране загорается большая звезда «Школа
МБОУ СОШ п. Красноярка»).

1 ведущий:

    Чтобы школе не сбиться с верной дороги,

     Чтобы ей задавать движения вектор,

     Существует справедливый, но строгий,

     Наш директор.

Слово предоставляется директору школы. (Выступление директора).

2 ведущий:  Благодаря всем вам, дорогие ребята, этот учебный год для нашей школы
начался очень успешно. Вы принесли огромное количество побед в различных
интеллектуальных, творческих и технических конкурсах, школьных и городских
олимпиадах, спортивных соревнованиях, тем самым серьёзно поднимая статус школы
в городе, области и России.

1 ведущий: Каждый из вас в отдельности – это яркая и уникальная звезда на
школьном небосклоне.           Вы наблюдали звёздное небо? … И наверняка
видели, что отдельные звёзды производят меньшее впечатление, чем созвездия.
Именно поэтому мы решили презентовать всем присутствующим наши школьные созвездия.

4 слайд (На экране загорается 1  созвездие
«Интеллектуалы».)

2 ведущий: Наши интеллектуалы — активные, инициативные, сообразительные,
настойчивые, работоспособные, наблюдательные, самостоятельные.

От А до Я к любым открытиям

Путь начинается с нуля.

Чтоб удача пришла и победа,

Совместно трудятся дети и учителя.

(представление первой группы учащихся)

5 слайд (фотографии)

Слово
предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

6 слайд (на экране загорается 2 созвездие «Лидеры
совета старшеклассников».)

1 ведущий:  

     В их жизни нет мелочей,

     У них всегда всё в порядке,

     В голове держат много идей,

     Их распишут нам, словно в тетрадке.

     И рисуют они, и поют,

     На гитаре классно играют,

    Если нужно, решенье найдут

    И в беде друзей не оставят.

(представление второй группы учащихся)

7 слайд (фотографии)

— Право представить Лидеров совета энтузиастов предоставляется
заместителю директора по воспитательной работе.

8 слайд (на экране загорается 3 созвездие «Добрая
лира».)

2 ведущий:

Я долго стоял неподвижно,

В далёкие звёзды вглядясь,-

Меж теми звёздами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал … не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звёзды тихонько дрожали,

И звёзды люблю я с тех пор.

Свет далёких звёзд особо близок и понятен представителям этого
созвездия,  потому что их творческие порывы способны переносить их в новые,
неизведанные миры.

(представление третьей группы учащихся)

9 слайд (фотографии)

— О представителях данного созвездия нам расскажет учитель русского
языка и литературы.

10 слайд (на экране загорается 4 созвездие
«Олимпийцы».)

1 ведущий:

    Я открою вам секрет:

    В мире нет рецепта лучше.

    Будь со спортом неразлучен,

    Проживёшь тогда 100 лет.

(представление четвёртой группы учащихся)

11 слайд (фотографии)

— Для представления детей – призёров различных спортивных соревнований
приглашается учитель физкультуры.

12 слайд (На экране загорается 5 созвездие
«Отличники».)

2 ведущий:

Если хочешь отличником стать,

Должен ты научиться мечтать.

Отличник – это призванье, судьба,

Отличник – это всегда борьба!

(представление пятой группы учащихся)

13 слайд (фотографии)

-Слово для приветствия этой группы предоставляется заместителю
директора  по научно-методической работе.

14 слайд (На экране загорается 6  созвездие
«Пчёлки».)

1 ведущий:

Мы с интеллектом дружим,

Мы в Интернете кружим.

Мы не зря жужжали,

Знанья набирали.

(представление шестой группы учащихся)

15 слайд (фотографии)

-Созвездие наших маленьких, но уже достаточно ярких звёздочек-пчёлок
представляет вам учитель начальных классов.

16 слайд  (на экране загорается 7  созвездие
«Конструкторы».)

2 ведущий:

Раз, два, три — сложи
детали,
Чтоб они ракетой стали.
Соберите космодром,

А  потом постройте
дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора любого
Создадут  они толково!

(представление седьмой группы учащихся)

17 слайд (фотографии)

-Слово
предоставляется учителю изобразительного искусства и МХК.

18 слайд (на экране загорается 8  созвездие
«Вдохновение».)

1 ведущий:

Когда приходит
вдохновенье

Оно, как капельки
росы,

Как ранним утром
озаренье,

Вдруг промелькнёт,
как миг грозы.

Тогда приходит
пониманье

Того, что мы живём не
зря.

Оно стирает
расстояние,

И вновь лечу
навстречу звёздам я.

(представление восьмой группы учащихся)

19 слайд (фотографии)

-О представителях данного созвездия нам расскажет учитель музыки.

20 слайд (звёздное
небо)

2 ведущий: Антуан де Сент-Экзюпери писал в своём произведении «Маленький принц»
писал: «У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует,- они
указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как
задача, которую надо решить».

А для нашей школы вы, наши звёздочки, — настоящее золото. И хочется
верить, что количество звёзд и созвездий на школьном небосклоне будет только
увеличиваться.

21 слайд (яркая звезда школы  на фоне звёздного
неба)

1 ведущий: Вы не забыли, надеюсь, что сегодняшний приём не только звёздный. Но
ещё и новогодний? Предлагаем в связи с этим выполнить представителям наших
созвездий творческое новогоднее задание, который условно назван «Боевой
карандаш». Вам необходимо подготовить праздничное поздравление. А кому – скажут
ваши руководители!

2 ведущий: Следующим этапом нашего мероприятия станет «Звёздная фотосессия».
Приглашаем представителей каждого созвездия для выбора соответствующих
атрибутов (глобус, линейки, шапочки магистров, спортивные мячи, словари и
справочники, краски и палитра и т.д.)

1 ведущий:

Пусть школьное
братство и душ единенье

Всегда возвышаются
над суетой.

Фортуна, Виктория и
просто Везенье

Нас  всех не оставят,
будут с тобой!

Так будем же вместе
стремиться к высотам.

Блеск, лавры, победа
ещё впереди.

Дорога лежит через
тернии к звёздам,

Пусть сердце под
крышей светит в пути!

22 слайд (текст гимна) Исполнение школьного гимна.

4 августа 2021 г.

Эта статья была одобрена карьерным тренером Indeed.

Эффективное руководство со стороны директора школы может привести к лучшим результатам на государственных и местных экзаменах в конце года, создать более сильную и позитивную культуру кампуса и вдохновить детей на учебу. Собеседование — один из первых шагов на пути к получению должности директора школы, и важно демонстрировать профессионализм, чтобы представить себя таким образом, чтобы подчеркнуть свои лучшие качества.

Готовясь к первоначальному собеседованию с директором школы, подумайте, какие вопросы вам будут задавать. Подготовив и отработав ответы на распространенные вопросы, вы сможете проявить уверенность и произвести отличное первое впечатление на собеседовании. В этой статье мы обсудим эффективный способ оформления ваших ответов, рассмотрим некоторые вопросы, часто задаваемые на основных собеседованиях, и рассмотрим некоторые примеры ответов.

Техника ответа ЗВЕЗДЫ

Техника ответа на интервью STAR служит ориентиром и руководством, которое поможет вам успешно ответить на вопросы интервью. Цель состоит в том, чтобы предоставить интервьюеру ваши навыки и опыт, чтобы эффективно сообщить о вашей квалификации.

STAR — это аббревиатура, обозначающая ситуацию, задачу, действие и результат. Отвечая на вопросы, вы можете обсудить сеттинг истории, контекстуализируя ситуацию, описать свою ответственность в задании, объяснить действия, которые вы предприняли, чтобы справиться с ситуацией, и рассказать о результатах ваших действий. Попробуйте представить результат с помощью количественной и измеримой информации, чтобы передать положительное влияние ваших действий.

Основные вопросы

Каждое собеседование на основную должность будет отличаться, так как многие вопросы адаптированы к работе, на которую вы проходите собеседование. Тем не менее, интервьюеры обычно задают некоторые из следующих общих вопросов, чтобы узнать о вас больше:

  • Какое у вас образование?

  • Можете ли вы предоставить некоторую информацию о вашей истории работы и опыте?

  • Какое ваше самое большое достижение?

  • Что мотивирует тебя?

  • Кем вы видите себя через пять лет?

  • Каковы ваши самые сильные стороны?

  • Почему вы считаете себя хорошим кандидатом на эту роль?

  • Что делает вас уникальным?

  • Опишите свой стиль руководства.

  • Как вы справлялись с трудностями и как вы их решали?

  • Как вы работаете под давлением?

Вопросы об опыте и прошлом

Интервьюеры также могут задавать более конкретные вопросы о вашем предыдущем опыте и вашей реакции на прошлые ситуации, чтобы лучше понять ваши способности и лидерские качества. Ваши ответы указывают на возможное поведение в подобных ситуациях в будущем и раскрывают ваши основные ценности как директора школы.

  • Как ваши предыдущие коллеги описали бы вас?

  • Что, по вашему мнению, важнее всего для безопасности кампуса?

  • Опишите случай, когда в ситуации нужно было разобраться с чуткостью и тактом. В чем была проблема, как вы с ней справились и каков был результат?

  • Какой совет вы бы дали новым учителям на первом курсе?

  • Можете ли вы описать случай, когда вам пришлось дать конструктивный отзыв опытному учителю?

  • Что, по вашему мнению, является адекватным показателем успеваемости учащихся в классе?

  • Можете ли вы описать, что вы видите, когда входите в свой идеальный класс начальной школы?

  • Что было одним из ваших самых больших вкладов в школы, в которых вы работали?

  • Как вы в первую очередь поддерживаете учителей в их роли защитников интересов учащихся?

  • Каков ваш подход к студенческой дисциплине?

Углубленные вопросы

Эти подробные вопросы требуют более тщательного обдумывания и конкретизации ответов. Вопросы, подобные этим, подтвердят базовые знания об отдельном кампусе, а ваши ответы покажут, что вы уже формулируете планы по улучшению кампуса с помощью своей руководящей роли.

  • Что вы знаете о плане улучшения этого кампуса и как вы можете внести в него свой вклад?

  • Можете ли вы описать свое представление об эффективном кампусе начальной школы?

  • Каким образом вы помогаете учителям быть лидерами и образцами для подражания для учащихся?

  • Как бы вы отреагировали на критику учителей в адрес административной поддержки или ее отсутствия?

  • Как вы относитесь к оценке учителей и какую роль они играют в успехе учащихся?

  • Какие методы вы применяете, чтобы помочь учителям улучшить свои методы обучения, и какие типы профессионального развития вы бы искали для преподавателей?

  • Какую роль, по вашему мнению, играет мораль сотрудников в успехе кампуса?

  • Когда речь идет об учениках и дисциплине, в какой момент уместно привлекать родителей и как вы поддерживаете их, помогая ученикам добиться успеха в школе и дома?

  • Как вы создаете позитивную школьную культуру или климат? Что бы вы внедрили в этом кампусе, чтобы продолжить успех?

  • Как вы гарантируете, что каждый сотрудник и преподаватель понимает свою роль в успехе студентов и университетского городка, и какие шаги вы предпримете для признания индивидуального вклада, усилий и достижений в масштабах всего кампуса?

Подробнее: Навыки лидерства: определения и примеры

Вопросы для интервью с примерами ответов

Вот несколько примеров вопросов для собеседования, а также примеры ответов, которые помогут вам подготовиться к собеседованию на главную должность. Интервьюеры заинтересованы в том, как ваши ответы иллюстрируют ваши навыки и квалификацию для этой роли. Кроме того, интервьюер заинтересован в вашей способности ясно общаться, быть доступным и предлагать интересный и запоминающийся обмен мнениями. Эти аспекты будут выражать ваши качественные лидерские качества.

Можете ли вы описать свое определение качественного и эффективного обучения?

Директор является руководителем обучения в школе, и хотя его роль с годами значительно изменилась, эта должность была придумана для описания «главного учителя» в кампусе. Этот широкий и открытый вопрос касается роли директора как лидера обучения и направлен на то, чтобы понять ваш подход к обучению и предпочитаемые методы обучения.

Пример: «Много лет назад, будучи учителем, мой директор часто обращался ко мне по поводу уровня шума в моем классе. Хотя я пытался предпринять шаги для снижения уровня шума, я твердо убежден, что активный класс — это учебный класс. Студентоцентрированное обучение — это подход, при котором акцент делается на учащемся, а не на содержании. Я делился уроками со своими коллегами и помогал создавать сообщество учащихся как среди учителей, так и среди учеников. Хотя уровень шума в моем классе не не уменьшилось, мне удалось помочь моему университетскому городку поднять баллы на государственных экзаменах на 20%».

Как вы разрешили конфликт между взрослыми в кампусе?

Подобный вопрос направлен на то, чтобы понять ваше представление о равенстве и вашу способность позитивно разрешать конфликты. Ваш ответ может включать преподавателей, сотрудников, родителей или посетителей. Лидеру крайне важно слушать все стороны и искать точки соприкосновения. Если это невозможно, вы должны указать, что у вас есть навыки для принятия трудных решений и руководства людьми, даже если они не согласны.

Пример: «В моей предыдущей роли консультанта по профориентации мне часто приходилось быть посредником между сторонами, которые не соглашались друг с другом. еще одна возможность сдать экзамен, проводимый учителем, который она уже много раз провалила. Учитель был непреклонен в том, что оценка должна оставаться неизменной. Я внимательно выслушал все заинтересованные стороны, и после долгих дискуссий мы пришли к пониманию того, вина за успеваемость ученицы. Мы договорились об альтернативных способах оценивания, и ученица смогла продемонстрировать владение этими навыками. После работы со ученицей над стратегиями сдачи тестов она смогла сдать все свои государственные год.»

Какие шаги вы можете предпринять для поддержки безопасной среды обучения в кампусе?

Безопасность в школе находится в центре внимания многих образовательных бесед. Как руководитель кампуса, директор обязан обеспечить безопасную среду обучения для своих учеников, в которой удовлетворяются их основные потребности, чтобы максимизировать время в классе.

Пример: «При работе с детьми особенно важно воспитывать в них доброту и позитивную культуру. Существует множество различных образовательных программ и моделей для поддержки и развития социальной осведомленности. Я реализовал многие из этих программ в прошлом с отличными результатами. , Как директор моего предыдущего кампуса, я сократил школьные направления для издевательств на 15 % и увеличил роли студентов-лидеров на 6 %.Мы также внедрили аварийные учения, чтобы помочь учащимся чувствовать себя более уверенно в случае реальной чрезвычайной ситуации. беспокойства учащихся и помог им больше сосредоточиться на учебе».

Можете ли вы объяснить ошибку, которую вы совершили в прошлом, и как вы ее исправили?

Скромность – это черта сильного лидера. Способность признавать ошибки показывает понимание природы и нацеленность на обучение — лучше всего мы учимся на своих ошибках. Признание и подробное описание предыдущей ошибки показывает постоянно меняющуюся направленность на достижение успеха и совершенствование лидера. Вы можете честно описать, когда вы задним числом осознали ошибку и как вы работали над ее исправлением. Если исправить ситуацию было невозможно, вы можете указать, что вы узнали из этого опыта и как бы вы поступили иначе в будущем.

Пример: «В прошлом году я отвечал за организацию выпускного ужина для наших выпускников. Это время, когда преподаватели, сотрудники, студенты и семья собираются, чтобы поздравить выпускников и пожелать им всего наилучшего. Обычно я очень внимателен к деталям, но забыл распечатать программу мероприятия. Многие гости и спикеры беспокоились о том, что не знают продолжительность мероприятия или порядок награждения. Хотя я не мог распечатать программу в такой короткий срок, я нашел онлайн-платформу, где Я смог создать программу. Я поделился ссылкой с гостями с помощью сканируемого QR-кода, и они смогли увидеть порядок событий в этой форме. Я научился просить о помощи, когда это необходимо, но также быть гибким и прощать себя , Этот метод оказался лучше, чем печать, и в конечном итоге был более экологичным».

Татьяна Максимова, заслуженный учитель РФ – о любви к биологии,  химическом лицее и профориентации школьников.

Татьяну Владимировну Максимову знает, наверное, половина Тулы. А другая половина о ней слышала много хорошего. Только перечисление заслуг и званий займет целую страницу. Заслуженный учитель России, почетный гражданин Тулы, лучший учитель России–2006, отличник просвещения…

Сейчас она возглавляет Центр образования № 38, который объединяет школу № 60 и химический лицей. Вот в ее кабинете в старинном здании лицея на ул. Глинки мы и говорили о профессии «учитель».

Кстати, кабинет директора выглядит совсем не так, как рисует воображение при словах: «Зайди в кабинет директора». Огромные стеллажи с книгами, много комнатных растений и… огромная клетка с попугаем Аркадием. Он так и представился – Аркаша. Живет в лицее с самого основания.

Да и сам лицей, несмотря на возраст здания (более 90 лет), очень уютный и спокойный. Интеллигентный, если так можно сказать об атмосфере. Ученики очень вежливы, задумчивы, но при этом улыбчивы. На занятиях интересные дискуссии, никто не скучает, все вовлечены в работу. Короче, не школа – мечта родителей.

Лицей занимает 6-е место среди всех школ ЦФО по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, а в общероссийском рейтинге – 122-е место.

Я из учительской семьи. Моя мама работала учителем начальных классов. Ученики помнят ее до сих пор, заходят в гости, узнают и здороваются на улице. Это так трогательно, когда видишь пожилых людей, радостно восклицающих «Антонина Гавриловна, как мы рады Вас видеть!» Учитель – очень благодарная профессия.

В детстве я мечтала стать тем, про кого читала в детской энциклопедии.  Когда читала статьи на букву А, мечтала стать археологом, астрономом… А на букве Б определилась – очень захотела стать биологом. Интерес к биологии поддерживала моя бабушка, она была заслуженным учителем, преподавала биологию, ее работы были представлены на ВДНХ. А пришкольный участок в школе, где она работала, был лучшим во всей Тульской области. Мой дедушка был директором этой школы в селе Карамышево.

Вообще наша династия началась в прошлом веке, когда мой дедушка по материнской линии пришел работать в церковно-приходскую школу учителем.

В нашей семье 19 человек посвятили себя учительству, а общий трудовой стаж династии – более 400 лет.

Но я мечтала стать именно биологом, а не учителем биологии. Ветеринаром, дрессировщиком животных… Кем угодно, но не учителем, потому что в нашей семье только и разговоров было – про уроки, тетрадки, оценки.

Я поступала на биологический факультет МГУ, но мне не хватило полбалла. Подала документы в тульский пед – видно, от судьбы не уйдешь. Хотя я твердо решила – через год обязательно буду штурмовать биофак МГУ, но первый же выезд в экспедицию по Тульской области после первого курса это желание остудил. Потом сделала попытку после 3-го курса перевестись, но помешала Олимпиада-80, переводы были под запретом.

По распределению пришла работать учителем биологии в школу № 14. Теперь смешно вспоминать, но тогда мальчишки четвертого класса могли меня довести до слез и сорвать урок. И все-таки это было замечательное время!

Только проработав три года, почувствовала себя учителем. Поняла, что и как я делаю, как откликаются на мою работу дети. И точно знаю, что нет на свете работы лучше учительской! Если ты увлекаешь детей чем-то, то потом они по этому направлению могут пойти очень далеко.

С самого первого года своей работы я вожу талантливых способных детей на Школьную биологическую олимпиаду в МГУ (ШБО МГУ). И сейчас на очных сессиях ШБО встречаю своих учеников, кто поступил и учится на биофаке МГУ. А некоторые там преподают!

Кстати, у меня был еще шанс попасть на биофак МГУ – только уже преподавателем. В 2006 году я, учитель биологии в химическом лицее Тулы, победила во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» (Татьяна Владимировна участвовала в конкурсе под девизом: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!», вошла в топ-10 лучших учителей страны, была на приеме у президента страны. – Прим. авт.). И Садовничий тогда заявил на встрече с Владимиром Путиным, что приглашает всех победителей конкурса в МГУ ассистентами на профильные кафедры. Это было великое искушение, но я осталась в Туле.

Много лет я работала бок о бок с Алексеем Дмитриевичем Соболевым (А. Д. Соболев — один из тех людей, благодаря которым в середине 1980-х — начале 1990-х гг. в России была возрождена система гимназического и лицейского образования. – Прим авт. ). Когда в 1992 году создали химический лицей, он был директором лицея и отвечал за химию, а я – за биологию. С 2017 года лицей возглавляю я. Но я преподающий директор – оставила себе часы биологии в пятых классах, увлекаю биологией детей. А с более старшими веду дополнительные занятия после уроков, готовлю их к олимпиадам.

Олимпиады по школьным предметам, особенно по биологии, – это спорт. Нужно иметь характер, хотеть и уметь побеждать, тратить время и силы на подготовку. И получать удовольствие от всего процесса и победы!

А бывает, ребенок хорошо знает предмет, но ему неинтересно соревноваться, не нужно быть первым. Среди моих учеников есть такие, кто, будучи семиклассниками, победили на заключительном этапе олимпиады за 9 класс и автоматически – еще в 7 классе! – стали студентами биофака МГУ. Каждый год кто-то из учеников нашего лицея становится победителем ШБО МГУ.

Химический лицей и создавался как центр образования одаренных детей, поэтому у нас все ученики участвуют в олимпиадах. Около 50 учеников лицея стали призерами общероссийских олимпиад. Многие выпускники стали профессорами, докторами и кандидатами наук. У нас есть своя методика подготовки к олимпиадам. Во-первых, уроки. Они должны быть интересными, каждая минута должна быть продуктивной. Кстати, не бывает одинаковых уроков: дети задают разные вопросы, по-разному воспринимают материал, да и наука идет вперед, появляются новые учебники. Во-вторых – дополнительное образование, проще говоря, кружки. В-третьих, мы получаем большую поддержку от Центра образования «Сириус» и «Артека» – наши ребята часто ездят на профильные смены.

Как зажечь интерес у школьника к своему предмету? Надо самому гореть! А если тлеешь, как головешка, ничего не получится. Некоторые думают: «Вот сейчас разработаем стандарты, внедрим методики, обеспечим видео и прочий учебный материал – и всех научим оптимально преподавать, все дети будут отличниками». Не спорю – методики нужны, они повышают эффективность работы учителя. Но главное все-таки – эмоциональная окрашенность процесса обучения, любовь к предмету.

Мое отношение к дистанционному обучению – положительное, дистант помог нам в эпидемию ковида не останавливать процесс обучения. Это отличная поддержка не отстать от класса, когда ребенок болеет. Но это все-таки крайний вариант, в нормальной жизни обучение должно идти от человека к человеку.

Может ли искусственный интеллект, робот заменить учителя? Возможно, когда-нибудь, но это будет уже другая цивилизация, система очень разобщенных людей. Сила человека – в его взаимодействии с другими людьми.    

Биология – это призвание. Как определить склонность ребенка к ней? Легко: ребенок постоянно возится с червячками-паучками, сверстники считают его чудаком. Из таких вырастают биологи-практики, хорошие ветеринары, например. Впрочем, есть и другое направление биологии – молекулярное, оно на стыке химии, математики и биологии. И тут уже нужно смотреть на аналитические способности ребенка. 

В пятый класс нашего лицея детей приводят родители (в лицее обучение с 5 по 11 классы. – Прим. авт.). И это выбор, скорее, родителей. Ну хотят они, чтобы дети стали врачами. В лицее мы даем максимально широкую базу по естественно-научным предметам, чтобы не «обрезать» их возможности, если кто-то передумает сдавать химию и биологию. Но мой совет: если эти предметы не нужны для ЕГЭ, с 10 класса лучше выбирать лицей или гимназию по профилю.

Знания по биологии никогда не бывают лишними. Потому что это знания о себе любимом, о своем здоровье, о том, что тебя окружает.

Как понять, к чему склонен ваш ребенок? Мне нравится японский подход – наблюдайте, к чему он тянется. Профориентацией можно заниматься с раннего возраста при условии, что у ребенка есть возможность попробовать себя в разных сферах. Начинать можно даже с детского садика. В определенный момент поиски себя закончатся, и подросток четко осознает, кем хочет быть. Если после начальной школы понятно, что ребенок интересуется биологией, химией, можно смело идти в наш лицей. И продолжать искать себя.

В школе № 60, которая тоже входит в наш центр образования, мы создали медицинский класс, который тесно взаимодействует с Тульской областной клинической больницей. Ребята ходят туда на дни открытых дверей, смотрят, как работают врачи и медсестры, что делают в лабораториях. И это, я считаю, очень важно: не с экрана посмотреть на это всё, не рассказы слушать, а стать участником процесса.

Когда я только пришла работать в школу, мне отдали в ведение пришкольный участок. Сейчас это уже рудимент. И возрождать такую практику вряд ли возможно и нужно. Главный тут вопрос – зачем это делать? В советское время – понятно, все жили с огородов и дач. Мои бабушка и дедушка в Карамышевской школе с пришкольного участка кормили всю школу. Даже кроликов выращивали – а вы попробуйте сейчас разводить кроликов в школе! Да Роспотребнадзор быстро расскажет, куда вам идти вместе с кроликами.

У нас в школе № 60 разбит цветник. А в лицее пришкольный участок экологический. Он – необходимый участник процесса обучения: посмотреть, как гнездятся птички, какие насекомые живут на лужайке перед школой, как растут деревья и кустарники, пересаженные из леса.

На мой взгляд, внедрять или возрождать что-то в школе всегда нужно исходя из здравого смысла, задавая себе вопрос: «Зачем?» Тогда и эффективность работы будет выше. 

Профессию учителя считают высокострессовой. Сейчас много говорят про выгорание. А для меня школьные уроки – это настоящий релакс. Я прихожу в класс и выкладываюсь полностью. И получаю такую отдачу, что хватает сил, энергии и вдохновения на всю прочую директорскую работу. Дети заряжают. Я люблю свою работу, люблю детей. Это главное в школе – не стены, не учебные пособия, а дети.

Учитель должен работать на ставку и получать максимальные повышающие коэффициенты к этой ставке. Чтобы зарплата была адекватная. Ну, неспроста определено 18 часов для учителя в неделю. Учитель, работающий на две ставки, не сможет дать детям то, что должен. 

Каждый ребенок рождается на свет любознательным. В подростковом возрасте он переключается с познания в какие-то другие сферы. Процент детей, которые любят учиться, для которых учеба – важная составляющая жизни, всегда невысок. Задача педагогов – дать этим детям максимум. А для остальных нужно найти свою мотивацию учиться и развиваться.

Знаете, кто такие люди с точки зрения биологии? Наш вид сформирован на том, что мы не достигаем окончательной зрелости. Взрослое животное мало чем интересуется, кроме процесса размножения. Это и есть основная биологическая роль любого живого организма. А человеку интересно – что, как, почему? И этот интерес ко всему окружающему, детскую любознательность нужно в себе культивировать.

Убеждена: чтобы человек мог успешно что-то преподавать, он должен быть прежде всего личностью. 

Я рада, что, наконец, ушло из нашего обихода и документации словосочетание «образовательная услуга».

В школе должно быть мало суеты, это место спокойных размышлений, спокойных занятий, интеллектуального общения. На мой взгляд, школа должна быть консервативным заведением. А у нас в системе образования все больше революций и экспериментов. Вот, к примеру, ЕГЭ. Да, когда вводили тестирование, мы сопротивлялись. Но потом обнаружили – это вполне рабочий инструмент. А теперь другие разговоры пошли: «ЕГЭ – это плохо, надо отменить…» Не надо метаться, давайте доведем все до ума. И механизм будет работать!

Школа – это слепок общества. Не поверите, но самая тяжелая часть работы учителя – с родителями. Учитель знает, как и чему надо учить детей, он получил специальное образование. Но ведь у нас каждый разбирается в педагогике! Считаю, активность родителей должна быть на этапе выбора школы для своего ребенка. А когда ребенок уже ходит в школу, главными в процессе обучения являются учителя.

Блиц-опрос

 Ваше любимое место в Тульской области.

– Осетр, Дедиловские Выселки. Мы выезжаем туда ежегодно с 1992 года на полевую практику. Еще люблю Оку и Куликово поле. Туда мы выезжаем с детьми на соревнования по орнитологии «Золотой кулик». Так получается, что все любимые места связаны со школой.

Ваш жизненный девиз.

– Есть внутренний призыв – «Всегда вперед! Не останавливаться!». А мой муж считает, что я живу под девизом: «Ничто не слишком». На день рождения даже однажды картину подарил: я в образе Жанны Д’Арк на коне со штандартом и словами «Ничто не слишком».

Вы счастливый человек?

– Да, очень. И счастливым меня делает моя работа.

«Директора школ в отпуска не ходят!», — шутливо отвечает Равиль Николаевич на реплику: дети на каникулах – учителям раздолье. Пока школьники отдыхают, руководители общеобразовательных заведений подводят итоги прошедшего учебного года, строят планы на год грядущий. В общем, есть чем заняться.

Впрочем, кому как не директору школы № 181, Равилю Абдулину, знать все тонкости профессии директора: в этой должности он проработал четверть века – и всё это время в одном и том же учебном учреждении. До этого 10 лет он обучал мальчишек и девчонок основам физической культуры в другой школе.

«Профессиональный» юбиляр — всё-таки 35 лет в профессии! — рассказал, чем сегодняшние школьники отличаются от ребят, учившихся 10 или 20 лет назад, чему подрастающее поколение должна научить школа, а чему – семья. И когда начнётся строительство пристроя для начальных классов, который стал в начале этого года едва ли не главной темой информационной повестки екатеринбургских СМИ. Об этом и многом другом – читайте в интервью с директором МАОУ СОШ № 181 Равилем Абдулиным.

— Равиль Николаевич, что 35 лет назад привело вас в педагогику?

— Мною двигало желание обучать детей, делиться с ними тем, что умею я. Я был учителем физкультуры и то, что я накопил — мне хотелось передать детям. Что хотелось что-то передать своим детям – это понятно, но и чужим хотелось передать что-то важное, необходимое им в жизни, тоже. Мы, преподаватели, работали не просто так, а подходили ко всему творчески, это касалось как гимнастики, где нужны были необычные комбинации, так и футбола – мы учили детей играть «красиво».

— Вы проработали 10 лет учителем и ещё 25 директором школы. Как сложился ваш профессиональный путь от, грубо говоря, спортивного зала до кресла руководителя? Не было ли обидно, что в руководящей должности вам пришлось меньше проводить уроков, а больше заниматься бумагами?

— Первое время очень обидно было: работа директора требует постоянного внимания не только по отношению к одному предмету, как это было у учителя, а по отношению ко всем предметам, это первое. Второе — большое школьное «хозяйство», вы сами его видите: школа, пристрой, теплица и бассейн — они тоже требуют пристального внимания. И, как директор школы, я знаю тут все абсолютно входы и выходы, все подвалы, все трубы, которые там идут – ведь это в том числе и обеспечение безопасности нахождения детей в образовательном учреждении.

— И учеников, наверное, всех знаете?

— Не всех, но тех, кто часто нарушает дисциплину, двоечников, например, знаю хорошо. Хотя, и отличников знаю. Впрочем, можно сказать, что всех знаю – вижу, что это мои ученики, узнаю их, хотя и сложно помнить всех 1609 человек. Тем более, что в следующем году их ещё больше будет. 

— Жалели когда-нибудь о том, что выбрали работу в школе, что согласились возглавить учебное заведение?

— Было, было, что и жалел на какое-то мгновение, но просто-напросто разум заставлял меня идти вперёд, минуя трудности, идти и делать свою работу по-настоящему, и всё. Хочется сделать так, чтобы в школе было по-домашнему уютно каждому ребенку, поэтому я не делаю из неё ни гимназию, ни лицей — это просто общеобразовательная школа. 

— А статус лицея что-то изменит? Или это просто престижно? 

— Лицей – это просто статус, да и всё, ничего существенно из-за него в моей школе не поменяется, да и в других лично я не вижу глобальных изменений. Я сам учился в обычной общеобразовательной школе и те, кто учился там со мной, мои ровесники, стали достойными людьми. Я считаю, что школа должна быть доступной для всех абсолютно, а не выборочно. Есть и такие родители, которые считают, что гимназия или лицей — это для элиты. Нет, отнюдь, не от этого высокий статус учебного заведения зависит. Он зависит от педагогов, стен, директора.

     Конечно, кто-то бьется за то, чтобы стать лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением – пожалуйста! Мы тоже можем это сделать: нам это позволяет и педагогический коллектив нашего общеобразовательного учреждения, и наш опыт работы. 

     Могу с вами поделиться гордостью: недавно приехали мои заместители с конкурса «Моя страна», на котором мы вошли в число 500 лучших образовательных учреждений Российской Федерации. Мы участвуем очень часто в подобных конкурсах, мы получали звание «Школа России» в 2014, вошли в 100 лучших школ страны. И у меня, и у школы много регалий, которые завоёваны заслужено, в том числе и нашими педагогами.

— Я правильно понимаю, что от директора в школе зависит всё, он здесь, как говорится, царь и бог или всё-таки преподаватели и завучи правят бал? 

 — Есть такая поговорка: разделяй, но властвуй. Пожалуйста, у учителей есть возможность делать в своём направлении всё, что он посчитает нужным, решать накопившиеся вопросы и проблемы, но так, чтобы это было на высшем уровне. А директор является тем самым человеком, который регулирует просто все эти процессы, отслеживает их и помогает развивать эти направления, делает их оценку.

 — Что значит быть директором школы? Вдруг кто-то из ваших учеников тоже захочет стать в будущем директором, потому расскажите о плюсах и минусах этой должности.


 
— Чтобы понять специфику работы, нужно, как и я, пройти очень большую школу жизни, начиная свой карьерный путь снизу, и только тогда можно понять: стоит или нет быть руководителем. Некоторые молодые учителя приходят на работу в школу и сразу задают мне вопрос: какова вероятность, что я буду завучем, допустим, на следующий год? Но этот вопрос сами понимаете, о чём говорит: как можно мечтать стать завучем, когда ты ещё, что называется, пороха не понюхал?  

— Ученики 35 лет назад, когда вы начинали свой педагогический путь, отличаются от сегодняшних ребят? 

 — Очень, они намного грамотнее стали.  

— Не соглашусь, они ведь с ошибками пишут…

— А я сейчас не про орфографию и пунктуацию, я про то, что сегодняшние дети больше знают о своих правах. К сожалению, упуская из виду свои обязанности. У них есть Интернет, из которого они черпают массу информации. Потому, видимо, они в чём-то подкованнее и креативнее тех, кто уже вырос и кому уже за 40 или 50 лет.  Вперед шагнули технологии, вспомните: раньше ещё лет 5-10 назад та же робототехника были диковинкой. Сейчас дети уже спокойно сами создают всевозможные проекты, сами создают роботов и программируют их. Посмотрите на компьютер – как и чем они занимаются на нём, как им владеют — они очень информированы.  С ними порой даже тяжело разговаривать.

     С другой стороны, по технологическим новинкам они на шаг впереди старшего поколения, но по истории, русскому языку или математике нет, так как это те предметы, которые требуют хорошего понимания, погружения, а они сейчас проходят их относительно поверхностно. А вот раньше ученики глубоко уходили в предмет и знали его они намного лучше, да и образование было гораздо, я считаю, сильнее и мощнее. 

 — Я получала образование отчасти ещё и при СССР и мне грустно слышать сейчас о том, что мой ребёнок чего-то в знаниях недополучит.

 — Наше образование, увы, сегодня не самое лучшее в мире, и мы больше не самая читающая нация. Сегодня мы страна, граждане которой чаще листают картинки в интернете, чем книги. Тут всё зависти от семьи: если будет семья с ребёнком глубоко заниматься, дорабатывать что-то дома, то, пожалуйста, делайте это и будет несомненная польза ребёнку.

— Сейчас некоторые родители резонно спросят: а школа тогда нам на что? 

— Есть образовательный стандарт, который выполняет школа, он зажимает педагога и ученика в определённые рамки, не давая творчески развиваться, а вы сами понимаете, на сколько важно творческое развитие. Каждый из нас в детстве пробовал разные направления: от спортивных секций до кружков по шитью. Не понравилось – ушёл. Но сегодня жизнь складывается таким образом, что если у тебя нет лишней копейки, извините, грубо говорю может быть, но иначе ты не получишь дополнительного образования, творческого развития.  Мне кажется, что я сейчас прописные истины какие-то говорю. А раньше у нас было все: когда школу я открывал, у меня было 18 педагогов допобразования и государство выделяло на это деньги. Разве можно было устроить школу радости, организовать досуговую деятельность детей без этого? А сегодня мы боремся с чем? Вытащить ребенка с улиц. А если у него нет возможности заплатить за ту или иную секцию? Куда он пойдет, если родители мало обеспечены или вообще не обеспечены, или мать одна воспитывает ребёнка и лишних денег у неё нет и таких семей сегодня очень много. Вот и получается градация: что мы с одной стороны боремся с влиянием улиц, а с другой – мы ушли в коммерческую сферу, а этого делать не надо. Нужно предоставить абсолютно всё ребенку для развития здесь и сейчас: чтобы он не ездил по пробкам в какой-то другой район и получал дополнительные навыки в кружках и секциях там. В идеале нужно, чтобы каждый район имел возможность обеспечить ребёнка занятостью во всех направлениях деятельности: в культуре, спорте, в техническом творчестве.

     Возвращаясь к теме разницы между детьми 35 летней давности и сейчас. Дети 35 лет назад были куда более человечнее, жизнерадостнее. У них ценности были другие — они были более приближенны к семье, а сейчас разрыв между отцами и детьми всё больше и больше, дети отдаляются от родителей, иногда папы и мамы не справляются со своими чадами, которые ходят всего-навсего в 8 класс. Родители просто-напросто расписываются в собственном бессилии и приходится их детьми заниматься детьми уже кому – школе, обыкновенному учителю, который становится такому ребёнку второй матерью или вторым отцом.

— Это как в песне: и воспитанными быть учат в школе… 

 — …Да, совершенно верно. 

 — Кстати, сегодня часто возникают споры: кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе: дом или всё-таки школа. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

 — Семья — это основное, а школа – она направление задаёт каждому человеку для работы над собой. У семьи, я считаю, главная задача – воспитание, оно должно быть только в семье и семья является основной, опорой для каждого из детей. А как иначе? Мы со своими радостями и горестями куда идём? К своим маме, папе: делимся невзгодами и чем-то хорошим, совета просим — как поступить в той или иной ситуации. Ведь редко кто из учеников идёт к своему учителю, классному руководителю, хотя и такое бывает, конечно же. Для ребенка, какой бы он ни был, отец и мать – всегда авторитеты, они всегда готовы идти ему навстречу и помогать.

     У меня сейчас дети уже выросли, они давно стали большими, правда, по моему профессиональному пути никто из них не пошёл, видимо, посмотрев как я работаю они решили, что это не наше. Но за советом они приходят до сих пор, даже если совет этот касается порой их работы, не связанной с преподаванием. Конечно, мне очень радостно, что они идут ко мне, спрашивают, интересуются, советуются и сами помогают. Это очень здорово. Наверное, это ещё и потому, что ни разу мой ребёнок (у Равиля Николаевича двое детей, — прим.ред.) не учился в моей школе, и я был их классным руководителем или учителем в их классе. 

— Почему? Зато дети под присмотром…

— Присмотр – это одно, а они должны быть самостоятельны. В будущем такая моя позиция и дала плоды – дети стали самостоятельными, независимыми, многого благодаря этому добились в жизни, они счастливы и тоже рады были такому подходу. Сейчас мы с ними разговариваем – мы часто встречаемся, все выходные практически проводим время вместе, сейчас уже пошли внуки – у меня их четверо.

— Я правильно понимаю, что у вас в трудовой книжке лишь две записи: 10 школа, где вы преподавали физкультуру и 181-ая, где вы бессменный директор?

 — Эту школу я, можно сказать, строил сам, с фундамента поднимал её, утверждал, как будут располагаться кабинеты… Это достаточно серьезная была работа и очень интересная.

 — Вам ещё предстоит пристрой строить и утверждать…


 
— …Построим! Я же на себя взял обязательства, что я пристрой построю, передам его и потом спокойно уйду на пенсию. Сподвижки на его возведение есть, разрешение получено, есть подрядчик, который будет выполнять данные работы. В июне, как закончатся выпускные экзамены, строители зайдут на объект.

     Сейчас мы готовим плацдарм: нас обязали набрать 10 первых классов из всех желающих попасть в мою школу в микрорайоне и сейчас эту задачу мы и будем выполнять: оптимизировать свой образовательный процесс. Нас много, а будет ещё больше. И как бы тяжело не было – мы справимся! Будем набирать людей: для педагогов появятся новые вакансии.

 — Какие учителя вам нужны? Понятно, что с большой буквы, но требования к ним есть какие-то особенные?

 — Требования у директора с четверть вековым стажем такие: преподаватель должен по истине знать свой предмет. Я не говорю про историю, допустим, она меняется. Учитель, стоя перед классом у доски, должен понимать, что он находится на своем месте, и он ас в своём предмете. Учитель должен быть современным, говорить с учениками на одном языке: если будет контакт, появится обратная связь появится, тогда всё у всех получится.

Беседовала Валентина Еремеева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Интерактивный сценарий новогоднего праздника
  • Интерактивный сценарий на день матери
  • Интерактивный спектакль колобок сценарий
  • Интерактивный праздник ко дню матери
  • Иностранцы отмечают русские праздники