Искусство быть читателем день библиографии сценарий

Спевакова Елена Алексеевна — День библиографии

Александровская сельская библиотека

муниципального казённого учреждения культуры

«Павловская межпоселенческая библиотека»

Сценарий Дня библиографии «Библиошкола»

Составитель: Спевакова Е.А.

заведующая отделом обслуживания

Александровской сельской библиотеки

Одним из направлений в информационно-библиографической работе библиотек является работа по повышению информационно-библиографической культуры читателей, которая ведется в устной, наглядной, печатной, а также в комплексной форме. Для этого в библиотеках проводятсяДни библиографии, Дни пособий, Дни информации, которые представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры.

«День библиографии» — это форма массовой работы с читателями. Он дает возможность на основе использования рекомендательных списков и справочно-библиотечного аппарата в целом ознакомить читателей с библиографическими способами поиска литературы. Цель его проведения – привлечь внимание наших читателей к библиографическим изданиям: указателям, рекомендательным спискам литературы, дайджестам, буклетам, беседам о книгах– с тем, чтобы показать, насколько интересные и нужные издания могут рекомендоваться в них.

Цель проведения данного мероприятия состоит в том, чтобы показать пользователям библиотеки, что библиография – надежный помощник при выборе книг. Познакомить их с каталогами и картотеками библиотеки, научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы.

Задачи: более подробно познакомить пользователей со справочным аппаратом библиотеки и научить их самостоятельно пользоваться ими;

  • познакомить пользователей с новинками изданий справочного характера, научить пользоваться ими;
  • вызвать интерес у детей к чтению книг через малые формы библиографии.

Оформление.

Плакаты: « Как пользоваться каталогами и картотеками», «Алфавитный каталог», «Систематический каталог »

Выставки: «Прочти эти книги», «Учись! Узнавай! Удивляйся!», «Книги — лучшие друзья!», «Земля – наш общий дом».

День библиографии в библиотеке начинается в 10-00 беседой «Путеводители в мире книг».В ходе беседы библиотекарь знакомит посетителей с имеющимися в библиотеке картотеками и каталогами, рассказывает, как правильно пользоваться ими.Отвечает на вопросы пользователей.

11-00 Опрос – анкетирование «Путешественник по книжным просторам»

В рамках Дня библиографии мы предлагается принять участие в небольшом анкетировании, которое поможет в дальнейшей библиографической деятельности.

(См. приложение №1)

12-00 Библиографический обзор «Наши помощники — энциклопедии» по выставке энциклопедий и справочных изданий «Учись! Узнавай! Удивляйся!»

13-00 Занятия в «Сказочной библиошколе».

Библиотекарь:

— Добрый день, дорогие гости нашего праздника Сегодня вы будете учащимися библиошколы, где мы предлагаем вам сдать экзамены. Занятия будут проводить сказочные герои: Баба-яга, Елена Премудрая, Незнайка, кот Учёный, Красная шапочка. И как положено, перед экзаменами нужно посетить консультацию, чтобы сдать экзамены.Итак, начнём. Для проведения консультационного занятия я приглашаю Елену Премудрую.

Елена Премудрая:

— Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам консультацию на тему «Что? Где? Когда?: поиск информации с помощью библиотечных каталогов и картотек». Я расскажу вам, как пользоваться картотеками и каталогами. Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам и картотекам, которые есть в библиотеке. Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки. Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами и картотеками. Это умение вам всегда пригодится. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки. Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог! Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог. Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога — карточный, который существует и сейчас. С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог. Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться.

(Елена Премудрая знакомит участников мероприятия с плакатами).

Я хочу вас познакомить с некоторыми библиотечными терминами.

Библиотечный каталог — это перечень книг, составленный по определенной схеме. Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги.

Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

Иногда на карточке помещается аннотация — краткая характеристика содержания книги.

В верхнем левом углу помещается шифр книги — это условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр состоит из индекса и авторского знака. Из таких карточек составляют каталоги. Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке — два основных каталога — алфавитный и систематический. Если вам известна фамилия автора, название книги, то вам следует обратиться к алфавитному каталогу. Карточки здесь расположены строго в алфавитном порядке по фамилии автора . Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное — помнить алфавит. Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной теме? В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу. По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме. Научиться пользоваться систематическим каталогом вам поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам (плакат «Как пользоваться систематическим каталогом»).

Итак, закрепим услышанное.

Основные библиотечные термины:

1. Библиотечный каталог — это перечень книг, составленный по определенной схеме.

2. Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

3. Аннотация — краткая характеристика содержания книги.

4. Шифр книги — условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр книга состоит из индекса и авторского знака

5. Чем может помочь алфавитный каталог? Если мы знаем автора и название книги, то алфавитный каталог поможет нам найти ее, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке. Поэтому очень важно запомнить автора и название книги, которую предлагают прочитать.

6. Чем может помочь систематический каталог? Если необходима литература по определенной теме, то нужно обращаться к систематическому каталогу.

Библиотекарь:

— Ну вот, а теперь приступим к сдаче экзаменов. И первый экзамен -эторусский язык. Уважаемый, Незнайка, приступайте.

Незнайка:

— Добрый день. Мне достался самый интересный предмет. Но признаюсь вам я совсем не селён в русском языке и многого ещё не знаю. Вы не поможете мне?Библиотекарь приготовила выставки, а меня просила написать названия к ним. Проверьте, ребята, правильно ли я написал? Если есть ошибки, то помогите мне их исправить. Участникам предлагается найти ошибки в названиях мини — выставок, приготовленных для данного мероприятия. Подсобным материалом для этого послужили — слова, знаки препинания и буквы, для исправления ошибок.

«Дотянуться до звёзд» — «Дотянутся до звёзд»

«Весёлые рассказы из школьного портфеля» — «Весёлые расказы ис школьного порфеля»

«Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц» — «Любовь к отечеству сквозь таинство строниц»

«Здравствуй, сказка!» — «Здраствуй сказка»

«Имена, которыми мы гордимся» — «Имена которыми мы гордимся»

— Хорошо, но у меня есть ещёпроблема.Баба-ягазаколдовала книги и закрыла названия книг листочками с неправильными названиями. И теперь я не знаю, где какая книга находится. Нам нужно расколдовать книги, чтобы увидеть выставку «Книги — лучшие друзья!» Готовы? Начинаем.«Зелёные паруса», «Огромный король», «Планета кладов», «38 воробьёв», «Лето в Сметанкино», «Колдун страны Рубинов», «Ползучий корабль», «Три стройняшки», «Собственница золотой ямы», «Гришкины байки».

Правильные ответы:

«Алые паруса», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «38 попугаев», «Зима в Простоквашино», «Волшебник Изумрудного города», «Летучий корабль», «Три толстяка», «Хозяйка Медной горы», «Денискины рассказы».

-Спасибо, ребята. Все вы справились с заданием.

Появляется Баба-яга.

Баба – яга:

— Ух, ух, ух…. Опять меня занесло в библиотеку. Что литературу вести некому?Ну конечно, я много прожила, много знаю. А вот посмотрим, что вы знаете? Я старушка древняя, живу давно, когда ещё письменности на Руси не было. Ответьте мне, какое же направление в литературе тогда было?

Баба – яга:

— Правильно. Устное народное творчество. Перечислите, пожалуйста, что к нему относится. А то память подводит. Забывать стала.(Пословицы, поговорки, басни, скороговорки, сказки, загадки, былины)

— Вот я вам и приготовила загадки. Не простые, заговорённые. Неправильные слова в них сами на язык просятся, но нужно правильно отгадать. А не отгадаете, заколдую ваши книги и, не сможете вы их читать. Хранятся эти чудо — загадки внутри открыток, а открытки в волшебном сундучке. Сундучок закрыт, а открыть мы его сможем только, если отгадаем загадку. Но и с открыточками нам будет не просто. Я постаралась вас запутать. Вам нужно отгадать к какой сказке картинка на открытке и только потом можно будет прочесть загадку. (Предлагаются маленькие открытки, на лицевой стороне которых написана загадка, а внутри- библиографическое описание книги с героем-отгадкой). Нужно отгадать загадку, затем прочесть название книги и описание и найти нужную книгу на полке.(См. приложение №2)

Итак, загадка.

Поселились мудрецы

В застеклённые дворцы

В тишине, наедине

Открывает тайны мне( Ответ — Книга)

Баба – яга:

— Молодцы! Умнички!Атеперь вас ждёт урок математики и проведёт занятие Кот Учёный.Ну, а мне пора.

Вальяжно заходит Кот Учёный.

Кот Учёный:

— Здравствуйте, ребята. Я хоть и кот, но учитель очень строгий и поэтому я преподаватель самой точной науки – математики. Я предлагаю вам решитьматематические примеры. Результат, который получится, будетномером книги в каталоге. Вам нужно будет найти этот талон, прочесть и найти книгу на полке.

  • (362-215)+(15* 12)- (600:12)+1095=1372
  • (552-356)+(850:5)-(11*12)+1399=1633
    • Андерсен Х.К. Дюймовочка. Сказка/ Х.К. Андерсен; пер.с дат. А. Ганзен- М.: Издательство «Малыш», 1986 -24 с.: ил. – Текст: непосредственный.
    • Голявкин В. Болтуны: Рассказы,- М.: Стрекоза — пресс, 2002. – Текст: непосредственный.
    • Гофман Э.А.ТЩелкунчик и мышиный король. Сказка – М.:Астрель: АСТ, 2009.-47с. – Текст: непосредственный.
    • Иван-Царевич и серый волк. Русские народные сказки/ Русские народные сказки в обработке А.Н. Толстого – М. ООО «Самовар- книги», 2016 -49 с. : ил. – (Сказка за сказкой) . – Текст: непосредственный.
    • Катаев В.П. «Цветик — семицветик»: Сказки.- М.: ОНИКС, 2009. – Текст: непосредственный.
    • Колобок. Русские народные сказки в пересказе К.Д. Ушинского – М.: «Детская литература», 1992 – 32 с.: ил. -(Читаем сами) . – Текст: непосредственный.
    • Лагин, Л.И. Старик Хоттабыч: Повесть сказка/Художн. Г.Мазурин. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1990 -350с.:ил – (Школьная библиотека) . – Текст: непосредственный.
    • Линдгрен, А. Малыш и Карлсон: сказочная повесть/ Астред Линдгрен; пер. со шведск. Л. Лунгиной; ил. И Викланд.- М.: Астрель: АСТ, 2007. – 174,[2]с.: ил. –(Внеклассное чтение) . – Текст: непосредственный.
    • Сценарии школьных праздников. Пособие для организаторов детского досуга, педагогов, родителей и старшеклассников. Ростов н/Д.:Издательский дом«Проф-Пресс», 2004. – 384 с . – Текст: непосредственный.
    • Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино. Сказочная повесть. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983 -96 с. – Текст: непосредственный.
    • Толстой А.Н Золотой ключик или приключения Буратино. Сказочная повесть/ А.Н. Толстой – М.ООО «Издательство АСТ», 2004 – 254,[2]с.: ил. – (Любимое чтение) . – Текст: непосредственный.
    • Чуковский К.И.Доктор Айболит: Сказка/ По мотивам Гью Лофтинга; Рис.В.Дувидова – Переизд. – М.: Дет.лит, 1988 – 94с.;ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ) . – Текст: непосредственный.

Ответ:

84 (4 Гем)-44

Гофман Э.А.Т

Г 74

Щелкунчик и мышиный король. Сказка – М.:

Астрель: АСТ, 2009.-47с.

Ответ:

74.200

Сценарии школьных праздников. Пособие для

С11

организаторов детского досуга, педагогов, родителей

и старшеклассников. Ростов н/Д.: Издательский дом

«Проф-Пресс», 2004. – 384 с .

Кот Учёный:

— Молодцы, ребята. С математикой вы справились, а теперь вас ждётинтересный урок биологии. Проведёт урок- Красная шапочка.

Красная шапочка:

— Добрый день, дорогие мальчики и девочки. В библиотеке представлена выставка библиографических пособий малой формы на тему «Земля наш общий дом». Здесь вы найдёте буклеты о книгах, в которых рассказывается о природе и о животных «Живое чудо природы», «Экология от А до Я», «Водный мир», «Подводное царство», «Наши пернатые друзья», «Красоты растительного мира планеты». Ваше задание – ознакомиться с пособиями и найти книги, которые вы ещё можете посоветовать прочитать по данным темам.Затем сделать закладки «Советуем прочитать», где вы указываете все данные книги.

Красная шапочка:

— Хорошо, ребята. Вы справились с нашими заданиями. До свидания.

Библиотекарь:

-Теперь пришёл мой черёд проверить ваши знания на практике. Итак, задания по алфавитному каталогу.

1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Цветик — семицветик» (автор В.П.Катаев) Ответ: Алфавитный каталог. Катаев В.П. «Цветик — семицветик». Листок требования: 84(2Рос=Рус)6 К29 Катаев В.П. «Цветик — семицветик»: Сказки.- М.: ОНИКС, 2009.

2. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Болтуны» (автор Голявкин В.) Ответ: Алфавитный каталог. Голявкин В. «Болтуны». Листок требования: 84(2) Г 63 Голявкин В. Болтуны: Рассказы,- М.: Стрекоза — пресс, 2002.

Библиотекарь:

— Прекрасно. Вот и подошёл к концу наш «Сказочный экзамен». Теперь вы сможете найти любую книгу в этом огромном мире книг. Я поздравляю вас с новыми полученными знаниями. Ребята, вы сегодня познакомились с понятием библиография. Библиография является помощником при выборе книг, написании рефератов и докладов. Полученные сегодня знания пригодятся вам не только в школе, но и в высших учебных заведениях. Дома выберите справочные словари, энциклопедию и поставьте их на отдельную полку. Мне очень хочется, чтобы вы были грамотными читателями. Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Знания, полученные сегодня будут для вас путеводной звездой при выборе книг.

Библиография играет очень важную роль в современном мире. Эта роль информационного управления — управления процессом производства, распространения, хранения и использование социальной информации в обществе. Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя. В современном мире, четкие и научно обоснованные подходы библиографии помогают нормализовать и структурировать огромные потоки информации. Выводом могут послужить слова, ставшие эпиграфом учебника Гречихина А.А. «Общая библиография» — «Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией, владеет миром».

Приложение №1

1. Как часто Вы пользуетесь каталогами, картотеками библиотеки? (нужное подчеркнуть или поставить «галочку»)

 постоянно

 по мере необходимости

 редко

 не пользуюсь

2. Из каких источников Вы узнаете о новой литературе?

 периодическая печать

 радио, телевидение

 Интернет

 от друзей и знакомых

 в библиотеке

 книжные выставки

 информационные списки новых поступлений в библиотеку

 тематические списки

 из общения с библиотекарем

 другое ___________________________________________

3. К каким типам изданий литературы Вы обращаетесь, если нужно найти ответ на интересующую тему?

 учебная литература

 производственная литература

 справочная литература (энциклопедии, словари, справочники)

 информационные издания

 библиографические пособия

4. Нуждаетесь ли Вы при выборе литературы в помощи библиотекаря?

 да

 нет

 иногда

5. Знаете ли вы о существовании библиографических изданий – рекомендательных (тематических), текущих, ретроспективных?

 да, я знаю об их существовании и пользуюсь ими

 да, я знаю об их существовании, но не пользуюсь

 да, я знаю об их существовании, но пользуюсь редко

 нет, я не знаю об их существовании

6. Выбрали ли Вы книги из какого-либо библиографического пособия, представленного на выставке?

 да

 нет

7. Появилось ли желание пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями?

 да

 нет

 не знаю (не определился)

8. Хотели бы Вы прослушать библиотечный урок или получить консультацию о библиографических пособиях, для того чтобы знать лучшую литературу, новинки, получаемые библиотекой, и использовать их в учебе и самообразовании?

 да

 нет

 другое _____________________________________________

9. Библиографическое пособие, на какую тему заинтересовало бы Вас? (напишите, пожалуйста; можно несколько тем)

___________________________________________________

10. Ваш возраст (нужное подчеркнуть):

 16-20 лет

 21-30 лет

 31-40 лет

 41-50 лет

 свыше 50 лет

11. Образование:

 среднее

 среднее специальное

 неоконченное высшее

 высшее

 другое _____________________________________________

12. Ваша профессия (если работаете, укажите, пожалуйста).

Мы выражаем искреннюю признательность и благодарность всем, кто заполнит предложенные анкеты

Спасибо за внимание!

Приложение №2

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор БАРМАЛЕЙ (Айболит)

Чуковский К.И.

Доктор Айболит: Сказка/ По мотивам Гью Лофтинга; Рис.В.Дувидова – Переизд. – М.: Дет.лит, 1988 – 94с.;ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ).-Текст: непосредственный.

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали БУРАТИНО (Дуримар)

Толстой А.Н

Золотой ключик или приключения Буратино. Сказочная повесть/ А.Н. Толстой – М.ООО «Издательство АСТ», 2004 – 254,[2]с.: ил. – (Любимое чтение) .-Текст: непосредственный.

Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали ЧУБУРАШКА (Колобок)

Колобок. Русские народные сказки в пересказе К.Д. Ушинского – М.: «Детская литература», 1992 – 32 с.: ил. -(Читаем сами) .-Текст: непосредственный.

Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти, А помог ему клубок, Его звали КОЛОБОК (Иван царевич)

Иван-Царевич и серый волк. Русские народные сказки/ Русские народные сказки в обработке А.Н. Толстого – М. ООО «Самовар- книги», 2016 -49 с. : ил. – (Сказка за сказкой) .-Текст: непосредственный.

И красива, и мила, Только очень уж мала! Стройная фигурочка, А зовут СНЕГУРОЧКА (Дюймовочка)

Андерсен Х.К.

Дюймовочка. Сказка/ Х.К. Андерсен; пер.с дат. А. Ганзен- М.: Издательство «Малыш», 1986 -24 с.: ил.-Текст: непосредственный.

С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка — актриса, А зовут ее АЛИСА (Мальвина)

Толстой А.Н.

Золотой ключик или приключения Буратино. Сказочная повесть. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983 -96 с.-Текст: непосредственный.

Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его НЕЗНАЙКА (Карлсон)

Линдгрен, А.

Малыш и Карлсон: сказочная повесть/ Астред Линдгрен; пер. со шведск. Л. Лунгиной; ил. И Викланд.- М.: Астрель: АСТ, 2007. – 174,[2]с.: ил. –(Внеклассное чтение) .-Текст: непосредственный.

Жил в бутылке сотни лет, Наконец, увидел свет, Бородою он оброс, Этот добрый ДЕД МОРОЗ (Старик Хоттабыч)

Лагин, Л.И.

Старик Хоттабыч: Повесть сказка/Художн. Г.Мазурин. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1990 -350с.:ил – (Школьная библиотека) .-Текст: непосредственный.

Девиз: «Книга – мой самый лучший друг!»

«Быть читателем так важно!»

Цель: Знакомство с библиотекой, правилами общения с книгой, правилами поведения в библиотеке.

Задачи: Развитие образного мышления, чувственно-эмоциональной сферы детей.

Оформление: Выставка книг, журналов и иллюстрированных материалов (фото, открытки, иллюстрации с журналов и книг).

Участники: 1 классы.

Библиотекарь: Меня зовут Татьяна Владимировна, я школьный библиотекарь.

-Ребята, вы уже научились хорошо читать, и теперь перед вами открывается широкая и интересная дорога – дорога к знаниям!

-Загадки и тайны природы, мудрость сказок, увлекательность приключений, веселые истории, детские стихи – все это и многое другое можно узнать, читая книги.

А еще, скажу вам по секрету: тот, кто много читает и любит книги, тот лучше учится.

Множество книг хранится в нашей школьной библиотеке.

Стоят в тиши библиотек,

Скрываясь до поры,

Храня в себе из века в век

Сюрприз для детворы.

Откроешь книгу наугад-

И сразу, в тот же миг,

Вдруг перед вами встанут в ряд

Герои этих книг.

-А вы хотите познакомиться лично с книжными героями?

Ребята: Да.

-Хотите стать читателями?

Ребята: Да.

-Но сначала мы должны проверить, готовы ли вы стать читателями.

Правила поведения в библиотеке:

  1. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

  2. Книги в библиотеку надо возвращать вовремя. Их ждут другие читатели.

  3. С библиотечными книгами надо обращаться очень бережно, чтобы их прочитали как можно больше читателей.

  4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется книг.

  5. Книги в библиотеке нужно ставить на место, чтобы читатели смогли их быстро найти.

А теперь встречайте!

Библиотекарь прикасается волшебной палочкой к книге К.Чуковского

Библиотекарь: Ребята, нужно отгадать загадку, чтобы узнать имя книжного героя:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

А однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это доктор…(Айболит)

Персонаж оживает

Доктор Айболит:

Да, я доктор Айболит,

Тот, что под деревом сидит!

Все идут ко мне лечиться-

И корова, и волчица,

И собаки, и мартышки,

И растрепанные книжки!

Да, лечу не только животных, но и заболевшие книжки. Ведь они тоже болеют как люди. Только они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются. Они молчат, но очень страдают от неаккуратных читателей – начинают бледнеть, теряют обложки и даже целые страницы.

Вот тогда они приходят в книжную больницу, где мои помощники, активисты библиотеки, подклеивают им страницы, делают новый крепкий переплет – и книжки выздоравливают! Они снова идут на свою работу – давать вам знания, дорогие ребята. Но я хочу заметить, что болезни гораздо легче предупредить, чем лечить! Профилактика, прежде всего! И вот сегодня я хочу предложить вам запомнить некоторые профилактические меры (доктор их называет, а дети хором проговаривают):

  1. Пожалуйста, не берите меня грязными руками.

  2. Не читайте во время еды.

  3. Не кладите меня лицом вниз.

  4. Не закладывайте в меня карандаши и ручки, а пользуйтесь закладкой.

  5. Не загибайте страницы.

  6. Не пишите и не рисуйте в книгах.

  7. Не вырезайте книжные иллюстрации.

  8. Помогите остаться книге целой, чистой и красивой.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Обещайте их всегда помнить.

Ребята: Обещаем.

-Ну а мне пора в книжку (уходит).

Библиотекарь:

Ты беседуй чаще с ней-

Будешь вчетверо умней (книга)

Библиотекарь: ребята, необходимо запомнить заповеди читателей и обещайте их выполнять!

Заповедь №1

Обещайте подружиться с книгами!

-Обещаем.

Заповедь №2

Обещайте бережно относиться к каждой книге!

-Обещаем.

Заповедь №3

Обещайте вовремя возвращать книги в библиотеку!

-Обещаем.

Библиотекарь:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Библиотекарь проводит экскурсию по библиотеки, знакомит с книжным фондом, объясняет порядок расстановки и место нахождения книг. Обзорно знакомит с выставками-вернисажами, выставками круглого стола, с выставочными стеллажами открытого просмотра.

Библиотекарь: Ребята! Абонемент — место выдачи книг, здесь вы сможете взять книгу для домашнего прочтения, а для этого нужно записаться в библиотеку. Хорошо читающие дети записываются.

Всем – привет!

Предлагаю коллегам собственную разработку сценария библиографического КВН, который был проведен среди студентов колледжа (1 курс). Предварительно прошли занятия – библиотечные уроки, часы информационной культуры, беседы по темам: «Что такое информационная культура личности», «Библиография: её виды, задачи, назначение», «СБА  (справочно-библиографический аппарат библиотеки): методика поиска нужной информации», «Мир книги: справочный аппарат издания»  и др. КВН являлся как бы итоговым занятием и он не сложный, учитывая тот факт, что студенты-первокурсники были набраны после 9 класса, в основном, из сел и деревень.

Важно позаботиться о призах для победителей. Мы в качестве призов покупали два торта – побольше – для команды-победителя и поменьше – для 2-ой команды.

Сценарий библиографического КВН 

«Тайны Страны Библиографии»

Ведущий:               Дорогие друзья! 

Мы с вами освоили несколько библиотечных уроков, в том числе и о такой библиотечной науке как Библиография. А сегодня мы хотим пригласить вас принять участие в КВНе, но не простом, а библиографическом, где вы имеете возможность продемонстрировать все свои знания, навыки и умения, которые получили на наших библиотечных уроках.

Итак, начинаем с вами необычный конкурс – Конкурс Веселых и Находчивых! А в качестве веселых и находчивых у нас будут выступать две команды из вашей группы. Они продемонстрируют нам свои знания и эрудицию, проявят неудержимую фантазию, быстроту ума, покажут нам свою информационную культуру и библиографическую грамотность, а самое главное – умение перевоплощаться. Да-да, не удивляйтесь. Сегодня,  на время конкурса, обе команды перевоплотятся в сотрудников библиотеки, библиотекарей и библиографов, представят себе, что они работают в библиотеке. И от того, насколько правдиво и достоверно им удастся это сделать – зависит их победа в конкурсе.

Итак, вызываются команды (названия команд)….. Капитаны команд  (ФИО)…….. Просим вас занять свои места.

(Звучит музыка, команды выходят и садятся).

А теперь я представляю наше уважаемое жюри, в которое вошли серьёзные и беспристрастные люди, умеющие, тем не менее, ценить юмор, находчивость и красивые ответы. В составе жюри конкурса (ФИО)……Просим уважаемых членов жюри занять свои места.

(Звучит музыка,  члены жюри занимают свои места)

Наш конкурс включает несколько разнообразных заданий. Все ответы участников будут оцениваться по 5-ти балльной системе. Наибольшие симпатии и количество баллов завоюет та команда, которая во всех заданиях сможет уложиться в отведенное время. Более неудачливым соперникам придется смириться с потерей одного балла. Команда, победившая в конкурсе, получит награду – вкусный торт, а также право – быть почетными читателями нашей библиотеки.

Начинаем наш библиографический КВН. Команды настроились на борьбу? Итак, мы начинаем КВН!

«Разминка»

Первое задание: придумать название команды, эмблему, девиз. Приветствия команд.

Второе задание: Какие пословицы, поговорки, которые посвящены   книге, чтению, слову  вы знаете?

Ответ: Буквы кривые, да смысл прямой. 

Книга книгой, а мозгами двигай. 

Книга подобна воде, пробьет дорогу везде. 

Книги читай, а дела не забывай. 

Красна птица перьем, а человек – ученьем. 

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. 

Грамоте учиться – всегда пригодится. 

Век живи, век учись. 

Переученный хуже недоученного. 

Писать – не языком чесать. 

С книгой жить – век не тужить. 

С книгой поведёшься – ума наберешься. 

Смотрит в книгу, а видит фигу. 

Чтение – лучшее учение. 

Доброе слово и кошке приятно. 

Слово – серебро, молчанье – золото. 

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 

Книга мала, а ума придала.

Книги читать – не в ладушки играть. 

Не красна книга письмом, а красна – умом.

Третье задание: А теперь отгадайте загадки:

Для 1-й команды: 

а) Черные кривые, от рожденья все немые,

   Станут в ряд – сейчас заговорят.

   (буквы)

б) Что у Бога есть, у царя нет,

    у Бориса впереди, у Глеба – позади,

    у бабы две, а у девки – ни одной? 

    (буква «Б»)

Для 2-й команды: 

а) Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а  рассказывает.        

    (книга)

б) Чего нет в России, найдется в Москве,

    Нет в Ленинграде, а видно в Неве.

    (буква «В»)

Разминка закончена. Просим жюри оценить её по пятибалльной системе. (Жюри выставляет оценки)   

А теперь начинается сам Конкурс Веселых и Находчивых. 

Первый конкурс: «Библиографический анонс»

(«анонс» — в переводе с французского – публичное оповещение, объявление, представление).

Представьте, что вы являетесь библиотекарем нашей библиотеки и выступаете перед этой аудиторией.

Задание такое: вы получите сейчас по одной книге, в течение  5  минут   вам разрешается познакомиться с ней, а потом вы нам сделаете «библиографический анонс» этого издания, т.е. расскажите, о чем эта книга, чем она интересна, для кого предназначена. 
(Вспомните, пожалуйста, о справочном аппарате книги: вступлении, оглавлении, аннотации, вспомогательных указателях).

Пожалуйста, проходите, готовьтесь.

Пока наши участники готовятся, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу молодежных журналов и газет, а также журналов в помощь учебе.

(Дается  экспресс-обзор молодежной периодики – 5 — 7 минут,  обращается внимание на выставку «Периодика в помощь учебе»)

А теперь давайте выслушаем наших «библиотекарей»

(«библиографические анонсы»  участников)

Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиотекарей» по пятибалльной системе. 

 Переходим к следующему конкурсу.

Второй конкурс: «Справочники, словари – нам помогут всё найти!» (СБФ  библиотеки:  энциклопедии, словари,  справочники).

Представьте, что вы являетесь библиографом нашей библиотеки и выполняете запросы читателей (вспомните, что мы рассказывали о профессии библиографа).

Вот здесь, на выставке: «Знакомьтесь: справочные издания!» очень много различных словарей, справочников, энциклопедий. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. А ответы на них вы можете найти в справочной литературе, которая представлена на этой книжной выставке.

Для 1-й команды: 

1) Кто такой  Джон  Кеннеди? Кратко  расскажите о нем. Ответ:  БСЭ, Т.12, С.45;  Кто есть кто в мире: справочник. С.669

2) Что означает слово «рекреация»?

Ответ: Словарь иностранных слов. С.436.

Для 2-й команды: 

1) Что вы можете рассказать об Ираке? (Территория, население, площадь).  Ответ: Страны мира: справочник. С.154.; БСЭ, Т.10, С.394.

Страны  и  народы: универсальная  энциклопедия  для юношества. С.284

2) Что означает слово «холерик»?

Ответ: Словарь иностранных слов. С.561, 718.

Ожегов. Словарь русского языка. С.707.    

Психологический словарь. С.438.

Просим жюри оценить уровень ответов наших «библиографов» по пятибалльной системе. Переходим к следующему конкурсу.

Третий конкурс: «СБА библиотеки – ключ к поиску информации»: (Умение пользоваться каталогами и картотеками библиотеки).

Вы все прекрасно знаете, что в каждой библиотеке есть свой СБА (справочно-библиографический аппарат). Это система каталогов и картотек, которая отражает весь фонд библиотеки, это СБФ, это архив выполненных справок.  

В структуру СБА входят: алфавитный и систематический каталоги, СКС (систематическая картотека статей), краеведческая картотека и множество других вспомогательных картотек. Вспомните, пожалуйста, наши уроки. Сейчас вы выступите в той роли, в которой находитесь и в реальной жизни – в роли читателей нашей библиотеки. Вам будут даны задания, которые учитывают ваше умение пользоваться каталогами и картотеками нашей библиотеки.

Для 1-й команды: 

1) Определить, какие есть в библиотеке книги российского писателя, пишущего в жанре увлекательного исторического романаВалентина ПИКУЛЯ.   (алфавитный каталог)

2) Найдите, какие издания по детской психологии есть в нашей библиотеке  (систематический каталог, СКС) 

Для 2-й команды: 

1) Определить, есть ли в нашей библиотеке книги известного современного российского писателя – фантаста – Василия ГОЛОВАЧЕВА.  (алфавитный каталог)

2) Найдите, какие издания по инфекционным заболеваниям есть в нашей библиотеке (систематический каталог, СКС)

Пока наши участники выполняют задания, я предлагаю вам прослушать краткий обзор-рекламу новинок медицинской литературы.

(Дается экспресс-обзор новых поступлений литературы медицинской тематики – 5 — 7  минут (выставка «Новые поступления по медицине»)

Просим жюри оценить уровень ответов наших читателей по пятибалльной системе. Переходим к последнему конкурсу

Четвертый  конкурс: «Конкурс находчивых и смекалистых» (шуточные задания)

Для 1-й команды: 

1) Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?  (у рыб есть зубы)

2) Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив её?  (подождать, пока она улетит)

Для 2-й команды: 

1) Как правильно сказать: гегепопотам, гигепопотам, гегипопотам, гигипопотам?  (гиппопотам)

2) Объясните, когда человек бывает в комнате без головы? 

 (когда высовывает голову из форточки)

Просим жюри оценить ответы  наших читателей за этот конкурс по пятибалльной системе и подвести общий итог нашего состязания.

Итак, слово жюри. 

Победителем в нашем библиографическом КВНе: «Тайны страны Библиографии» стала команда….. Вручаем ей заслуженный приз. Поощрительным призом награждается вторая команда. Надеемся, что тайны такой библиотечной науки как Библиография, сегодня для многих оказались открытыми и разгаданными. Новых вам успехов на поприще знания, здоровья и счастья в вашей личной жизни! До новых встреч, друзья!

                       (звучит красивая,  легкая  музыка)

Библиотечный каталог, как информационно-поисковая система

8 класс

Цели:

  1. Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.
  2. Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах.

Задачи:

  1. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
  2. Активизировать на практике полученные знания.

Оборудование:

  • таблицы ББК;
  • карточные каталоги, картотеки;
  • электронный каталог;

плакаты:

  • Схема библиографического описания книги;
  • Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
  • Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде книги).

Новые термины: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык, тезаурус, релевантность.

I. Вступительное слово библиотекаря и вопросы для повторения

(Сначала детям предлагается определить ключевое слово в теме урока. Дети называют слово: каталог).

  Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить многое из того, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек как об одном из компонентов справочно-информационного аппарата библиотеки; об аналитико-синтетической переработке информации, естественном и формализованном языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы помните о каталоге.

Во-первых, что такое каталог? — Перечень книг, имеющихся в библиотеке.

И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как толкуют или определяют этот термин толковые словари, какова этимология слова, какие синонимы у него есть…

Ученик, работавший со словарями:

Слово “каталог” (опись, список, перечень, реестр…) имеет древнегреческое происхождение, поэтому можно предположить, что впервые каталоги стали использоваться очень давно. Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки и глиняные таблички — число их достигало многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. На самом деле первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. В Ниневийской библиотеке был создан каталог из глиняных плиток, на которых указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранилось. Наверно, каталог Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич, чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у них одинаковое назначение…

Библиотекарь продолжает опрос:

Каково назначение каталога? — Ориентация в библиотечном фонде.

Из чего он состоит? — Из библиотечных карточек с описанием книг.

Какие каталоги вы знаете? — Алфавитный, систематический…

Чем они отличаются друг от друга? — По способу расстановки карточек.

На самом деле отличий может быть гораздо больше, так как существует множество самых разных каталогов: по видам документов (каталог нотных изданий, каталог изоизданий, каталог названий художественных произведений), по теме представленных изданий (предметный каталог, краеведческий каталог).

  Но еще не все каталоги названы. Было сказано, что основа каталога — каталожная карточка. А может быть каталог без карточек? Я имею в виду материальную карточку, которую можно взять в руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… — Да, может быть. (Дети знают, что в школьной библиотеке ведется электронный каталог, и называют его).

Карточные каталоги мы называем традиционными, они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли. Электронный каталог — нетрадиционный каталог. Он может быть пока не в каждой библиотеке.

  Но и это еще не все каталоги. По форме различают опять же карточный каталог и печатный каталог, издающийся в виде книги. Примеры: вы видели книжное издание “Каталог серии “Жизнь замечательных людей”, который отражает все книги этой серии, изданные в течение нескольких десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того, могут издаваться печатные каталоги крупнейших государственных библиотек, не полностью, конечно, но какие-то разделы. Предлагаю поразмышлять на досуге над вопросами, каковы недостатки печатных каталогов, если сравнивать их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь для чего-то их издают?

   Не так давно мы говорили о многообразии форм документов. Исторически сложилось так, что сначала одномерные (линейные) документы были представлены в форме свитка, затем картотеки и, наконец, кодекса (книги).

К каким из этих трех форм можно отнести карточный, электронный и книжный (печатный) каталог? — (Свиток — это электронный каталог, вертикальная и горизонтальная прокрутка содержимого окна дает нам право сравнивать их; картотека — это карточный каталог; а кодекс — это книга, то есть печатный каталог).

II. Объяснение нового материала

   Но мы рассматриваем тему — каталог как информационно-поисковая система (ИПС). Словосочетание вполне понятное: система, предоставляющая информацию и позволяющая производить поиск этой самой информации. Под ИПС будем подразумевать оба каталога — карточный и электронный. Сегодня мы попробуем представить библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с электронной информационно-поисковой системой, определим преимущества и недостатки обеих систем, закрепим навыки в составлении библиографического описания, поупражняемся в поиске нужной информации в разных поисковых системах.

   Каталог хранит сведения о каждом издании, поступившем в библиотеку. Эти сведения зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами увеличенная каталожная карточка.

Как называется эта запись? — (Библиографическое, или каталожное описание. Это основа библиографической записи, набор главных данных о документе: автор, заглавие, выходные данные, количественная характеристика).

(Далее двум ученикам дается задание: один составляет библиографическое описание на доске, другой вводит документ в электронный каталог).

Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать библиографическое описание?

(- знание библиографического описания позволяет читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;

— заказывать книги в библиотеке или в книжных магазинах;

— самостоятельно описывать документы и составлять для себя списки литературы и личные картотеки;

— вести самостоятельно библиографический поиск).

  Но вот карточки готовы, описания составлены. Далее нужно их расставить в каталоге в определенной последовательности. В зависимости от того, как мы их расставим, образуются алфавитный или систематический каталог. А в электронном каталоге требуется расстановка? — Нет, однажды мы в него документ ввели, и система заработала. Мы соединили отдельные элементы (в нашем случае это каталожные карточки) в систему (каталог). Такое соединение образует связь. Поскольку система у нас информационная, то доминирующей в ней будет информационная связь.

   Дадим определение информационно-поисковой системы.

Без каких элементов не может быть ее как таковой? — (Без информационного массива, соответствующим образом организованного).

А какой должен быть язык? — (При обработке и вводе документа в систему, мы должны преобразовать естественный язык в формализованный, цифровой язык).

Также должны быть специально разработанные правила описания документов, правила поиска документов в данной системе…

Итак, ИПС — это система, предназначенная для хранения и поиска информации и представляющая собой совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил описания документов, правил поиска документов, соответствующих запросу, технических средств хранения и поиска информации.

А теперь рассмотрим некоторые понятия и процессы поиска информации. Во-первых, что такое поиск?

Информационный поиск — это поиск документов, сведений о них или фактов, соответствующих информационному запросу.

Можно дать более простое определение:

Информационный поиск — это процесс извлечения документов из массива.

Поиск в неорганизованном массиве называется случайным. Существует математическая теория случайного поиска, которую используют на практике в такой области как криминалистическая кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а библиотечный книжный фонд — это всегда организованный массив. Следовательно, поиск здесь не случайный, а детерминированный, то есть зависит от того, как расположены объекты поиска относительно друг друга.

Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса — полуформализованного выражения информационной потребности.

А что это значит — формализовать выражение? — (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности).

Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).

ИПЯ — это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска.

Представим такую ситуацию. Вы почувствовали, что стали как будто хуже видеть. Хотите положение исправить, а если зрение не запущено, то это вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс упражнений для глаз при близорукости” — это ваша информационная потребность. Потребность имеет неформализованный тезаурус (словарь). В информационном запросе мы его частично сократили и частично формализовали. Какими ключевыми словами можно выразить ваш запрос? —

Глазные болезни. — Зрение. — Гигиена.

Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным и полностью формализованным тезаурусом. По-другому весь этот процесс называется индексированием. Координатное индексирование осуществляется путем записи ключевых слов.

Нормативный словарь ключевых слов, предназначенный для координатного индексирования документов и информационных запросов, называется информационно-поисковым тезаурусом.

В систематическом каталоге таким тезаурусом служит алфавитно-предметный указатель к каталогу. А в электронном каталоге тезаурус — это тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК, когда составляем библиографическое описание документа.

III. Практическая часть

А теперь перейдем непосредственно к поиску. Поисковый образ запроса у нас есть — это “Зрение”. Требуется сопоставить его с библиографическим описанием предложенных системой документов.

(Две группы учеников совершают поиск: одна — в алфавитно-предметном указателе к систематическому каталогу ищет карточку “Зрение — гигиена” — 51.204, затем продолжает поиск в каталоге; другая группа ищет в электронном каталоге по ключевому слову “зрение”.

Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в систематическом каталоге”).

Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска. Отбираем релевантные, то есть соответствующие запросу, документы. Электронный каталог выдал следующие издания:

— Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание.

— Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

— Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о здоровье).

— Подберезкин А. Русский путь.

— Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

По систематическому каталогу ученик нашел одну книгу:

— Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

Обсуждаем результаты поиска.

Кто быстрее нашел нужную информацию?

А чья информация обширнее, может быть, подробнее?

Почему компьютер выдает больше информации, чем систематический каталог?

Какому поиску отдадите предпочтение и почему?

Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?

(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро и в большом количестве. Но среди предложенных ПК документов попадается и бесполезная информация, например, документы с ключевым словом “мировоззрение”, к теме нашего поиска отношение не имеющие. В карточном каталоге поиск производится дольше, информации меньше, но она соответствует запросу).

IV. Заключение

Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог — это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно, потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.

Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились — карточному, электронному, книжному, — только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.

V. Домашнее задание

Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:

— применение лазера в промышленности;

— задачи-парадоксы и софизмы.

Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.

Список литературы 

  1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура Г.Г.Воробьев. — М.: Мол. гвардия, 1988. — 303 с.
  2. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель ГБЛ. — М.: Книжная палата, 1987. — 256 с.
  3. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. — М.: Книга, 1964. — 122 с.
  4. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие ГБЛ. — М.: Книжная палата, 1990. — 181 с.
  5. Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания — школьникам: Практич. пособие. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Книжная палата, 1989. — 216 с.
  6. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой Э.Кинг. — Челябинск, 1997.
  7. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Книжная палата, 1987. — 255 с., ил.
  8. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие Н.И.Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. — М.: Школьн. б-ка, 2003. — 183 с. — (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).

Искусство быть читателем

12+

Жизнь должна быть наполнена книгами,

которые наполнены жизнью.

А. Марков

Читателей библиотеки окружает большое количество книг и подписных изданий. Для того, чтобы помочь посетителям в выборе нужной информации и поиске литературы специалисты библиотеки регулярно проводят дни библиографии.

29 сентября в библиотеке им. В. М. Шукшина прошёл день библиографии «Искусство быть читателем». Все, кто посетил в этот день библиотеку, познакомились с выставкой книг из серии «100 великих». Коллекция насчитывает более 150 томов, а первое издание вышло в свет двадцать лет назад. В беседе с читателями библиотекари рассказали о словарях и справочной литературе, и о знаменитом словаре Владимира Даля, созданию которого он посвятил 53 года своей жизни.

Желающие получили консультацию по поиску в книжном каталоге ЦБС и познакомились с разделом сайта «Нескучное чтение».

Если вы хотите стать грамотным читателем и с легкостью ориентироваться в библиотечном пространстве, приходите на дни библиографии.

Обещаем – будет познавательно!

Ольга Чаус,

библиотекарь библиотеки им. В. М. Шукшина

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Операционное описание технологического процесса подготовки и проведения Дня библиографии в школьной библиотеке:

  1. Подготовительный этап.
  2. Составление плана проведения Дня библиографии.
  3. Подборка и создание наглядного материала.
  4. Проведение Дня библиографии.
  5. Подведение итогов.
  6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.

1. Подготовительный этап.

  • Выбор темы (если тематический).
  • Определение читательской аудитории: возраст, класс.
  • Просмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки.
  • Изучение информационных и библиографических изданий.
  • Отбор литературы.
  • Составление рабочего списка отобранных документальных источников.
  • Изучение отобранных источников.
  • Определение даты проведения.
  • Создание текста объявления о проведении Дня библиографии.
  • Рекламирование Дня библиографии: информация по школьному радио, плакат (приложение).

2. Составление плана проведения Дня библиографии.

  • Определение основной и сопутствующей цели.
  • Определение задач.
  • Установление путей достижения цели.
  • Определение объема знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе проведения Дня библиографии.
  • Определение хода мероприятий, времени и места проведения.
  • Определение формы и содержания мероприятий.
  • Разработка текста мероприятий.
  • Определение функций библиотекаря и педагога.
  • Согласование плана с заместителем директора по УВР, классными руководителями задействованных классов, учителем-предметником с которым работаете в интеграции (как правило, это учитель русского языка и литературы).

3. Подборка и создание наглядного материала.

  • Организация книжной выставки.
  • Определение темы выставки.
  • Разработка плана выставки (определение разделов, рубрик.).
  • Формулировка заголовков каждого раздела.
  • Подбор литературы с использованием справочно-библиографического аппарата библиотеки.
  • Просмотр и отбор изданий.
  • Систематизация литературы.
  • Аннотирование и аналитическое описание изданий.
  • Подбор цитаты, иллюстраций.
  • Размещение изданий на столах, стеллажах, полках.
  • Оформление наглядного библиографического материала – плакатов, альбомов, папок, указателей, библиографических списков.
  • Подготовка демонстрационных разделов каталогов и картотек.

4. Проведение Дня библиографии.

5. Подведение итогов.

  • Анализ проведения.
  •  Достижение поставленной цели.
  • Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом.
  • Уровень организации и изучения нового материала.
  • Достигнута ли цель использования демонстрационного материала (каталога, картотеки, книжной выставки, плакатов, альбомов, дисков и т.д.).
  • Оценка проведенного мероприятия.
  • Степень внимания и интереса аудитории.
  • Дисциплина и активность учащихся.
  • Глубина знаний, степень их усвоения.
  • Количество выполненных практических заданий.
  • Эмоциональная атмосфера в аудитории.

6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.

  • Охват читателей-учащихся школы мероприятием.
  • Количество посещений и книговыдача в этот день.
  • Что удалось, что нет.
  • Результат.
  • Созданный продукт.
  • Выводы.

Методическая разработка Дня библиографии на тему «Мир библиографии открывает тайны»

Тип: универсальный.

Читательская аудитория: 5–6-й класс.

Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.

Задачи:

  • более подробно познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом библиотеки и научить пользоваться им,
  • познакомить читателей с новинками изданий справочного характера, научить пользоваться ими,
  • вызвать интерес у учащихся к чтению книг через малые формы библиографии.

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место прове-дения

Время

Ответствен-ный

1.

Новинки справочных изданий.

Выставка.

3–11-й

ШБ

В теч. дня

Библиотекарь ШБ.

2.

Тайны библиографии.

Урок-обзор.

5–6-й

ШБ

По расписанию.

Библиотекарь ШБ.

3.

Индивидуальные беседы о возможностях библиографии, как о лучшем помощнике при выборе книг.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

План урока-обзора «Тайны библиографии».

Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.

Задачи:

  • Дать понятие о библиографии.
  • Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом школьной библиотеки.
  • Представить новинки справочной литературы – отраслевые энциклопедии серии «Что есть что», научить пользоваться ими.
  • Вызвать интерес к чтению книг.

Ход урока

1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.

2. Изложение теоретической части нового материала:

  • дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,
  • рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),
  • подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,
  • представить новые справочные издания (например: отраслевую энциклопедическую серию «Что есть что», Словарь В.И.Даля для детей).

3. Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала.

4. Вывод.

5. Домашнее задание.

Текст библиотечно-библиографического урока-обзора на тему «Тайны библиографии».

Библиотекарь:

Дорогие ребята, я рада очередной встрече в стенах нашей библиотеки.

Цель нашего урока познакомиться с понятием «библиография», постичь её тайны и убедиться в том, то библиография является надежным помощником при выборе книг, поэтому тема нашего библиотечного урока так и называется «Тайны библиографии».

– Кто знает, что означает слово «библиография»?

– Где можно найти ответ на заданный вопрос?

Учащиеся: В толковом словаре русского языка.

Библиотекарь: Показать словарь русского языка В.И.Ожегова.

– Как находим нужное слово в словаре?

Ответ учащихся: В порядке алфавита.

Библиотекарь: Что же нам толкует словарь?

Библиография – это научное описание книг и составление их перечней, указателей.

А проще и понятней для вас можно сказать так, библиография – это рекомендательные списки литературы, указатели, памятки, каталоги, картотеки, справочные издания, то есть существует справочный аппарат библиотеки, который служит для читателей помощником при выборе книг. Давайте сейчас с каждым из них познакомимся подробней.

  • Рекомендательный список литературы по «Валеологии».
  • Библиографический указатель «Иркутские писатели – детям».
  • Рекомендательно-информационные листы к книгам: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.
  • Библиографическая памятка «Как писать реферат».
  • Картотеки: «Край в котором ты живешь», «Прочти эти книги», «Мир Байкала», «Учебные заведения города Ангарска», Систематическая Картотека Статей (CКC).

Каталоги: Алфавитный каталог (АК), Систематический каталог (СК).

Справочные издания:

  • Справочники.
  • Словари.
  • Энциклопедии.

Подробно остановимся на суперсерии тематических энциклопедий «Что есть что».

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с понятием «библиография» и постарались постичь её тайны.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, я предлагаю вам сорвать по лепесточку с «аленького цветочка» (а такой сказочный цветок у нас в библиотеке растет), прочитать вопрос, написанный на лепестке и ответить. Тот, кто внимательно слушал, конечно, правильно сможет ответить и получить приз.

Желающих по одному вызываем и предлагается сорвать лепесток с вопросом.

  1. Что такое библиография?
  2. Что относится к справочному аппарату библиотеки?
  3. Что такое каталог?
  4. Что такое картотека?
  5. Какие книги относятся к справочным изданиям?
  6. Как называется энциклопедическая суперсерия?
  7. В каком из томов серии энциклопедии «Что есть что» вы сможете найти материал о Российском флаге?

Все лепестки сорваны, на вопросы ответили.

Кто не поучаствовал в этой игре, у вас есть возможность это сделать и получить приз во время перемен.

Вывод: итак, ребята, сегодня вы познакомились с понятием «библиография», постигли её тайны и я надеюсь, смогли убедиться в том, что библиография является надёжным помощником при выборе книг.

Домашнее задание: посмотреть дома книги, выбрать из них справочную литературу: справочники, словари, энциклопедии, поставить их на отдельную полочку и обращаться к ним чаще при выполнении уроков, заданных на дом.

Ребята, желаю вам быть образованными и грамотными читателями.

Урок окончен, до новой встречи у книжных полок.

Методическая разработка Дня библиографии на тему «Валеология – наука о здоровье».

Тип: тематический.

Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.

Цель и задачи: способствовать пропаганде литературы о здоровом образе жизни, привитию навыков гигиены, углублению знаний по предмету «Валеология».

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место проведения

Время

Ответственный.

1.

Расти здоровым

Книжная выставка – просмотр.

5–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

2.

Валеология – наука о здоровье.

Обзор-беседа.

5

ШБ

По расписанию уроков.

Библиотекарь ШБ.

3.

Как стать Неболейкой

Урок – игра-путешествие.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

4.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду».

Рекомендательный список литературы.

9–11-й

ШБ

5.

Не хочу болеть.

Рекомендательный список литературы.

1–4-й

ШБ

6.

Валеология.

Картотека статей.

Учителя

ШБ

Методическая разработка Дня библиографии на тему: «О том, что дорого и свято…». (В рамках проведения планового тематического общешкольного дня «Урок мужества»).

Тип: тематический.

Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.

Цель: способствовать пропаганде литературы о Великой отечественной войне, привитию учащимся чувства патриотизма к Родине, углублению знаний по предмету «История Отечества».

Задачи:

  • Более полно раскрыть раздел фонда школьной библиотеки 63.3 История России.
  • Заинтересовать читателей отраслевыми энциклопедическими изданиями, научить ими пользоваться.
  • Показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
  • Познакомить со справочным аппаратом библиотеки.
  • Привлечь к чтению книг о героях и подвигах Великой Отечественной.

Мероприятия

Тема

Форма проведения

Класс

Место проведения

Время

Ответственный

1.

«Войны священные страницы навеки в памяти людской».

Книжная выставка – знакомство.

5–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

2.

«Этот праздник со слезами на глазах».

Выставка рисунков учащихся.

5

ШБ

По расписанию уроков.

Библиотекарь ШБ.

3.

«Герои – земляки».

Плакат.

3–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

4.

«Сороковые-роковые».

Тематическая папка с подборкой материалов разработок мероприятий о В.О. войне.

Уч-ся, кл. рук., уч-ля исто-рии

ШБ

В теч. дня

Библиотекарь ШБ.

5.

«Образ войны и победы».

Рекомендательный список художественной литературы о В.О. войне.

9–11-й

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

6.

«День Победы».

Рекомендательная картотека статей.

Учителя

ШБ

В теч. дня.

Библиотекарь ШБ.

7.

«Из племени непокорённых».

Обзор-беседа о пионерах-героях.

4-й

ШБ

По расписанию уроков

Библиотекарь ШБ, учителя нач. школы.

В приложении к статье приведён пример плаката-рекламы проведения Дня библиографии.

Надеюсь, что описанный опыт работы поможет моим коллегам – школьным библиотекарям в проведении Дня библиографии.

Желаю успехов в творческой деятельности!

11.06.2016

Программа для ДББиблиография – область деятельности, основной общественной функцией которой является целенаправленная передача читателям информации о произведениях печати. Библиография в России прошла долгий и сложный путь развития. Ее первоначальные, исторически зачаточные формы возникли в связи с появлением и распространением рукописных книг. Она является помощником при выборе литературы, написании рефератов и докладов.

IMG_0356И чтобы помочь развить у пользователей библиотеки любознательность в книжном мире, 10 июня детская библиотека-филиал №1 им. А.С. Пушкина провела день библиографии «Искусство быть читателем».

IMG_0358В читальном зале библиотеки была оформлена книжная выставка «Новые книжки для вас, ребятишки», у которой в течение всего дня с различными пользователями проводилась беседа-обзор. Читатели узнали о таких авторах, как  А. Иванов, К. Паолини, А. Брэдли, Р. Риордан, М. Леви, Й. Колфер, М. Витчер, Д.У. Джонс, Д. Емец, Э. Хантер и др.  Это очень популярные авторы современности, книги которых стали настоящими бестселлерами.

Кроме того, для посетившего в этот день библиотеку школьного  лагеря НОУ Православной  гимназии  «Свт. Тихона  Задонского», была проведена викторина «Библиотечные термины».

Мероприятие  началось  с  рассказа  зав. библиотекой Потаниной Л.Ю. об  истории  возникновения  каталога.  Дети  узнали,  что  слово  «каталог»  пришло  к  нам  из  Греции,  а  самые  первые  прообразы  карточек – глиняные   таблички    пришли  к  нам  из  библиотеки  царя  Ашшурбанипала.

IMG_0263Лариса  Юрьевна  показала  и  объяснила  ребятам,  как  нужно  работать  с  алфавитным  каталогом,  а  после  учащиеся  сами  попробовали  поработать  с  каталожными  карточками.

Игровая часть этого дня проводилась в виде квест-игры по библиотечному пространству.  Участникам необходимо было снять заклинания, наложенные злым  волшебником –  Волан-де-Мортом со справочников, словарей, энциклопедий («Толковый словарь», «Орфографический словарь», «Энциклопедический словарь юного художника», «Словарь пословиц, поговорок,  крылатых фраз и выражений», «Фразеологический словарь», «Словарь литературных имен» и т.д.).  Дети выбрали капитана и получили в фойе библиотеки компас,  по которому  они отправились покорять книжное море.

Первой  стала  остановка «Элементы книги». Сначала, ребята прослушали рассказ библиотекаря Таравковой Е.И. о строении книги, а затем выполнили задание. Им нужно было выбрать из предложенных карточек слова, которые обозначают структуру книга, а к оставшимся  найти определения по «Толковому словарю».

IMG_0283Дети  по описанию отгадывали  картину и ее автора на остановке «Знатоки искусства», подбирали  к словам соответствующие имена на остановке «Кому что принадлежит», исправляли ошибки в тексте во время остановки «Орфографическая пятиминутка». На остановке «Подбери пару» ребята должны были сопоставить название произведения с  автором,  его написавшим. Большой интерес вызвала у детей  и остановка «Шифровка», на которой  они при помощи «Словаря фразеологизмов»  расшифровывали  понятия.

Участники  должны были быстро ответить на вопросы на остановке «Самый – самый», а в заключении разгадали кроссворд о библиотечных терминах.

В конце путешествия всем участникам раздали медали «Юный библиограф» и библиографическое пособие «Выбрать книжку научиться – значит, в мудрый путь пуститься» (30 экземпляров).

Буклет ко дню библиографии1 Буклет ко дню библиографии2

Книговыдача составила 127 экз.

IMG_0205 IMG_0206 IMG_0218 IMG_0222 IMG_0224 IMG_0248 IMG_0255 IMG_0260 IMG_0270 IMG_0274 IMG_0290 IMG_0294 IMG_0298 IMG_0303 IMG_0315 IMG_0320 IMG_0335 IMG_0340 IMG_0348 IMG_0352

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Искусственный праздник я падаю на снег вопросы загрызли тебе б мои мысли
  • Искусственный праздник я падаю на снег аккорды
  • Искусственный праздник нервы
  • Интернетті? пайдасы мен зияны дебат сценарий
  • Интернет приглашение на праздник