Исламские православные праздники

Православные и мусульманские праздники и памятные даты

Опубликовано: 07.01.2014 3:31

information_items_10109437

Православные праздники и памятные даты

7 января – Рождество Христово.

14 января – Обрезание Господне.

18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления).

19 января – Крещение Господне (Богоявление).

15 февраля – Сретение Господне.

2 марта – Прощеное воскресенье.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.

13 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

20 апреля – Светлое Христово Воскресение (Пасха).

29 мая – Вознесение Господне.

8 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница).

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи.

12 июля – День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

28 июля – День Крещения Руси.

2 августа – Ильин день.

14 августа – Медовый спас.

19 августа – Преображение Господне (Яблочный спас).

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября – Воздвижение Креста Господня.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.


Сплошные седмицы

7 – 17 января – Святки.

10 февраля – 16 февраля – мытаря и фарисея.

24 февраля – 2 марта – Сырная (Масленица).

21 – 27 апреля – Пасхальная (Светлая).

9 – 15 июня – Троицкая.


Однодневные посты

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.


Многодневные посты

3 марта – 19 апреля – Великий пост.

16 июня – 11 июля – Петров пост.

14 – 27 августа – Успенский пост.

28 ноября – 6 января 2015 года – Рождественский пост.

Дни особого поминовения усопших

22 февраля – Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

15 марта – суббота второй седмицы Великого поста.

22 марта – суббота третьей седмицы Великого поста.

29 марта – суббота четвертой седмицы Великого поста.

29 апреля – Радоница. Особый пасхальный день поминовения усопших.

9 мая – День поминовения воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

7 июня – Троицкая родительская суббота.

17 июля – День памяти невинно убиенных государя-императора Николая II Романова и членов его семейства.

1 ноября – Димитриевская родительская суббота.

Подготовил Алексей ИЗМОРОСИН

Мусульманские праздники и памятные даты

1435-1436 годы хиджры по мусульманскому лунному календарю

13 января (понедельник) – главный день высокоторжественного праздника Рождества пророка Мухаммеда. Священный Маулид длится месяц. По этому случаю читаются проповеди в мечетях и на домашних собраниях (меджлисах), раздается милостыня (закят, садака). Во многих странах проходят торжественные процессии с зажженными факелами и фонарями.

30 апреля (среда) – первый день Раджаба – седьмого месяца мусульманского календаря, одного из четырех доисламских священных месяцев. В этом месяце отмечаются дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты, совершается умра (малый хадж).

2 мая (пятница) – Рагаиб кичасе – высокоторжественный вечер в память венчания родителей пророка Мухаммеда – Абдуллы и Амины.

21 мая (среда) – день официального принятия ислама Волжской Булгарией. В Татарстане – новая памятная дата.

26 мая (понедельник) – Миградж. Праздник в ознаменование чудесного путешествия пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха. Пост в Миградж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.

13 июня (пятница) – Бараат, или иначе аль-Бараа. Святой вечер благословения, пожеланий счастья и благополучия. Именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом благочестия и просьб, высказанных в молитвах.

28 июня (суббота) – начало священного Рамазана и поста – Уразы (месяца очищения, обновления, возрождения).

24 июля (четверг) – Ночь Кадр (Могущественная ночь).

28 июля (понедельник) – Гайдел-фитыр. Ураза-байрам. Праздник разговения, окончания мусульманского поста. В Татарстане – нерабочий праздничный день.

3 октября (пятница) – день Арафата. Посещение участниками хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия.

4 октября (суббота) – Ид аль-Адха, Курбан-байрам. Наиболее значимый праздник мусульман. Этот праздник жертвоприношения начинается через 70 дней после окончания поста и длится три дня. В Татарстане – красный день календаря.

5, 6, 7 октября (воскресенье, понедельник, вторник) – Ташрик – дни, когда правоверные после сотворения обязательной молитвы произносят специальные слова во имя 
Аллаха.

25 октября (суббота) – начало нового 1436 мусульманского года.

3 ноября (понедельник) – Ашура. Отмечается суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам, у шиитов – день памяти мученической кончины имама (предводителя) Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда Аль-Хусейна ибн Али (626—680 г.г.). Еще одно наиболее известное обозначение Ашуры – шахсей-вахсей. В ознаменование этого дня желателен хотя бы суточный пост.

19 декабря (пятница) – ночь Хиджры, или 26-й день месяца Сафар – произошло вынужденное переселение пророка Мухаммеда и его сподвижников из родного города Мекки в Медину (Ясриб). Переселение, уход или исход – по-арабски «хиджра». Отсюда мусульманское летоисчисление хиджры. Отсчет ведется от 16 июля 622 года нашей эры.

Подготовил Абдулла ДУБИН


Добавить комментарий

31.01.2023

Их подвиг не останется бесследным

В прошлом году татарстанские поисковики провели более 30 экспедиций к местам былых сражений

Традиционный «Марш памяти» стартует 30 января в Татарстане. В ходе ежегодной патриотической акции активисты-поисковики отправятся в зимний агитпоход по республике.

5690

31.01.2023

Дать деревьям вторую молодость

На что стоит обратить внимание садоводам в феврале?

Кажется – ну чем можно заняться в саду в последний месяц зимы? Снег же кругом! Но вдумчивые дачники знают: сейчас масса неотложных дел, которые надо завершить до весны.

1820

30.01.2023

Телеграмма соболезнования

Президент Рустам Минниханов направил соболезнование супруге министра здравоохранения РТ Марата Садыкова Динаре Ильгизаровне.

2760

30.01.2023

САДЫКОВ Марат Наилевич

29 января 2023 года на 54-м году жизни скоропостижно скончался Садыков Марат Наилевич, министр здравоохранения Республики Татарстан.

4380

Новости

Публикуем календарь праздников.

Календарь православных и мусульманских праздников в 2023 году

Начало Раджаб – 23 января;
Ночь Рагаиб – с 26 на 27 января;
Ночь Мирадж – с 17 на 18 февраля;
Ночь Лейлят аль-Бараат – с 6 на 7 марта;
Начало месяца Рамадан – 23 марта;
Ночь Кадр – с 17 на 18 апреля;
Конец месяца Рамадана – с 20 на 21 апреля;
Ураза-байрам – 21 апреля;
День Арафат – 27 июня;
Курбан-байрам – 28 июня;
Начало 1445 года по Хиджре – 19 июля;
День Ашура – 28 июля;
Мавлид Ан-Наби – с 26 на 27 сентября.

19 января − Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
15 февраля − Сретение Господа Нашего Иисуса Христа;
7 апреля − Благовещение Пресвятой Богородицы;
9 апреля − Вход Господень в Иерусалим;
16 апреля −  Светлое Христово Воскресение. Пасха;
25 мая − Вознесение Господне;
4 июня − День Святой Троицы. Пятидесятница;
7 июля − Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
12 июля − Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла;
19 августа − Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
28 августа − Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;
11 сентября − Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
21 сентября − Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;
27 сентября − Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня;
14 октября − Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;
4 декабря − Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты «Новая Кама» срочно требуется корреспондент. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11



Оставляйте реакции


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса



Летом 2022 года принято отмечать несколько больших православных и мусульманских праздников. Мусульманских праздников не слишком много, — информирует rsute.ru.

Мусульмане имеют свой календарь праздников. Летом текущего года будут отмечаться следующие:

  • 8 июля – ночь перед жертвоприношением Курбан-байрам;
  • 8 августа – день становления небес.

Курбан-байрам посвящен памяти пророка Ибрахима. В Коране отмечено, что во сне к пророку спустился ангел Джабраил и сказал принести в жертву сына Исмаила. Во время подготовки к приношению жертвы Ибрахим ушел в долину Мина.

Сын отправился вслед за отцом, покоряясь повелению Всевышнего. Во время самого процесса Аллах дал Ибрахиму барана вместо ребенка. За преданность Ибрахим получил в дар жизнь своего сына.

В ночь перед праздником люди читают намаз. Считается, что в такое время Всевышний отвечает на все просьбы своих рабов. Отмечают его с раннего утра. После того, как проводится омовение, мусульмане наряжаются в новые вещи и отправляются в мечеть молиться. Здесь читают Коран и слушают проповедь о появлении обряда жертвоприношения.

Стоит отметить, что третью часть барана берут себе, третью часть отдают людям, которые в этом нуждаются, а из того, что осталось, готовят блюда, которые ставят на праздничный стол во время общего обеда. Жертва проводится для Аллаха, поэтому должна принести толк народу.

Какие праздники будут летом 2022 года у православных христиан

  • Вознесение Господне – 2 июня;
  • День Святой Троицы – 12 июня;
  • 20 июня – начало Петрова поста.

Вознесение Господне входит в число двенадцати двунадесятых праздников. Праздник выпадает на четверг, поста в это время нет. Поэтому можно заниматься привычными делами и есть любую пищу. Однако православные христиане стараются побывать на службах в храме и помолиться.

Раньше на праздник пекли пироги, которые начиняли зеленым луком. В этот день также было принято водить хороводы, чтобы в конце лета получить хороший урожай. В некоторых местах организовывали праздничные гулянья.

Праздник Святой Троицы решили установить апостолы, которые считаются учениками Иисуса Христа. Они намеревались закрепить в памяти народа события, случившиеся на пятидесятый день после Воскрешения. В соответствии с Библией, к апостолам снизошел Святой Дух, после чего они стали исцелять людей и видеть будущее.

На Троицу принято украшать свои дома зеленью и цветами. Верующие несут в данный день в храм ветки березы для освящения. Потом дома их ставят возле икон. Говорят, что таким способом можно защитить себя и свой дом от беды.

Православные праздники летом 2022 года: начало Петрова поста

Петров пост не считается строгим, ведь в это время разрешено употреблять рыбу. По преданию, апостол Петр был сыном рыбака, поэтому он всегда был покровителем рыболовов. Однако в среду и пятницу от рыбы все же стоит отказаться. В эти дни разрешено употреблять только сырую пищу.

Традиционным блюдом в пост считаются постные щи, холодная окрошка и ботвинья. Особенно популярны данные блюда по средам и пятницам, когда запрещено употреблять не только продукты животного происхождения, но и рыбу, и растительное масло.

На протяжении всего поста нельзя есть мясо, молоко и яйца. Запрещено даже употреблять те блюда, во время приготовления которых были использованы запрещенные продукты. Кроме того, на время поста стоит отказаться от спиртных напитков и вредных привычек.

Духовное управление мусульман РТ и РПЦ представляют полный график праздничных дат и многодневных постов на 2023 год

Начало месяца Рамадан приходится в этом году на 23 марта. Ураза-байрам  будут отмечать 21 апреля.

Для православных самый главный праздник – Пасха – в этом году придется на 16 апреля.

Другие памятные даты вы можете посмотреть в таблицах.

23 января 1 Раджаб  
С 26 на 27 января С 4 на 5 Раджаб Ночь Рагаиб
С 17 на 18 февраля С 26 на 27 Раджаб Ночь Ми’радж
21 февраля 1 Ша’бан  
С 6 на 7 марта С 14 на 15 Ша’бан Ночь Бараат
23 марта 1 Рамадан Начало месяца Рамадан
С 17 на 18 апреля С 26 на 27 Рамадана Ночь Кадр
21 апреля 1 Шавваль Ураза-байрам
21 мая 1 Зуль-ка’да  
19 июня 1 Зуль-хиджа  
27 июня 9 Зуль-хиджа День ‘Арафа
28 июня 10 Зуль-хиджа Курбан-байрам
27 июня — 1 июля 9-13 Зуль-хиджа Дни такбира ат-Ташрик
19 июля 1 Мухаррам Начало 1445 года по Хиджре
28 июля 10 Мухаррам День Ашура
17 августа 1 Сафар  
16 сентября 1 Раби аль-авваль  
С 26 на 27 сентября С 11 на 12 Раби аль-авваль Мавлид Ан-Наби
16 октября 1 Раби аль-ахир  
15 ноября 1 Джумада аль-уля  
14 декабря 1 Джумада аль-ахира

14 января – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

19 января – Крещение Господне. Богоявление

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля – Вход Господень в Иерусалим

16 апреля – ПАСХА ХРИСТОВА

25 мая – Вознесение Господне

4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

12 июля – святых первоверховных апостолов Петра и Павла

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Многодневные посты

Великий пост – с 27 февраля по 15 апреля

Петров пост – 12 июня по 11 июля

Успенский пост – 14 августа по 27 августа

Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января

Час воспитателя

Тема: «Православные и мусульманские праздники — история, традиции»

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России.

Задачи урока:

1.Познавательная: раскрыть многообразие культур населения России; познакомить с праздниками православных и мусульманских народов; закрепить понимания Родины как многонационального государства

и отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная: воспитание у суворовцев чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране; воспитывать в суворовцах радость от того, что мы родились и живем в России; воспитание гражданина, желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование:
1) Наглядность:

1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Русские православные традиции», «Национальные мусульманские традиции».

3. Выставка “Сказки разных народов.

2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.

2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.

3.Мелодии разных национальностей.

Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

У нас в России много национальностей. Какие вы знаете? ( ответы суворовцев). Мы с вами живём в многонациональной стране, и каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга.

-А вот чем отличаются народы?

Ответить на этот вопрос поможет игра.

2.Игра — разминка. У меня в руках разноцветные карточки, ребята выберите себе карточку любого цвета. Поднимите их. Теперь создайте группы по цветам: синие – 1 группа, красные – 2 группа, белые – 3 группа.

Подойдите к столам с задания вашего цвета. И определите, что нарисовано на картинках?

Вопрос: одежда какого народа нарисована на картинках?

Ответ: 1 группа – русские, 2 группа — кабардинцы, 3 группа — осетины.

— Знаете ли вы, кто вы по национальности?

— Какие из этих представителей вы отнесете к мусульманам, а какие к православным?

-Чем они отличаются?

Ответ: родной язык , своя культура и искусство, национальный костюм, национальной кухней .

  • У каждого народа свой родной язык (предложить суворовцам поздороваться на разных языках)

  • А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

  • У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)

  • У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)

  • У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)

  • Отличаются народы и национальной кухней .

Ответить на этот вопрос поможет схема.

Все это является национальными традициями народов.

В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?

Давайте познакомимся с традициями и обычаями мусульманских и православных народов.

Задания по группам. На столах заготовки: модель человека, информация о национальности. Ваша задача: подготовить сообщение и образ, определяющий представителя вашей национальности. №1 – определяет время, 2- отвечает за информацию, 3- оформление, 4- сообщение о выдающихся людях вашего народа.

4. Традиции русского народа.

Сообщение первой группы.

Русские — восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе.  Национальный язык — русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов.

Русский национальный костюм

У женщин одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была — широкая рубаха. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки.

Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера уже шили из кожи.

Традиционные русские блины: нежные, воздушные с припёком.

В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Русский народ широко праздновал церковные праздники:

Рождество – один из самых христианских праздников

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.

Пасха – древнейший христианский праздник, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Первичное закрепление.

— Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

— Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?

-Назовите любимые песни русского народа, танцы.

-Назовите любых писателей и знаменитых людей русского народа.

Сообщение второй группы

Кабардино-Балкария! О, край ста тысяч песен, Не зря в тебя поэты влюблены!

История наших народов насчитывает тысячелетие. Кабардинцам и балкарцам нередко приходилось защищать себя и свои земли.

Крупным событием в истории края явилось заключение военно-политического союза между Кабардой и Россией в 1557 году.

Обычаи и традиции кабардинцев.

В гости к кабардинцу мог пожаловать даже злейший враг, но пока он находился в кунацкой, ему не могло быть причинено вреда: его угощали и старались обеспечить всем необходимым. При приеме гостя забывалась обычная умеренность в еде, и подавалось все, что только было в доме. Самый почетный гость обычно ел один, и лишь после его настойчивых просьб хозяин принимал участие в трапезе. Если гость был равен по возрасту и положению хозяину, они ели вместе, а потом оставшаяся еда передавалась остальным присутствующим. Тот, кто оскорблял человека, находившегося в гостях, уплачивал хозяину штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота. В случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление.

У кабардинцев было широко распространено «аталычество» – прием в семьи на воспитание мальчиков. Воспитатель — аталык и его жена называли своего воспитанника «мой сын». По достижении воспитанником совершеннолетия аталык должен был «снарядить» его для возвращения в родной дом, то есть обеспечить конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родительский дом обставлялся весьма торжественно, а аталык возвращался к себе с подарками, в число которых входили скот, оружие и иногда рабы. При своей женитьбе воспитанник делал ценный подарок аталыку.

На воспитание отдавались также и девочки. Во время пребывания в доме воспитательницы они обучались различным женским работам и рукоделиям, руководству хозяйством. По окончании воспитания до замужества девушки жили в доме родителей. Калым (выкуп) за невесту отдавался аталыку.

Усыновление считалось приемом в род. На усыновленного возлагались все обязанности и права по отношению к роду в целом и к принявшей его семье. Согласно установленному обряду, усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери.

Таким же образом закреплялся братский союз между двумя мужчинами. Выполнить соответствующий обряд должна была жена или мать одного из них. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для прекращения кровной мести. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

У кабардинцев долгое время сохранялся обычай похищения невесты. Умыкание неизбежно вызывало ссоры между родными девушки и похитителями и зачастую приводило к убийствам.

Свадебный обряд растягивался в прошлом не на один год. Выбрав невесту, жених через своих родных делал предложение. В случае получения согласия стороны договаривались о сумме калыма и порядке его выплаты. Спустя некоторое время происходили смотрины невесты и обручение молодых. По прошествии определенного срока жених вносил большую часть калыма. Через несколько месяцев совершался обряд вывода невесты из ее дома. При этом группа приятелей жениха отправлялась за невестой и вела долгий торг. Девушку для проведения церемонии одевали в национальное платье. Выходу невесты из дома по обычаю противились ее родные и подружки, но получив выкуп, невесту отпускали.

Новобрачный находился у кого-либо из своих друзей и мог посещать свою супругу, жившую в другом доме, только ночью и тайно. Отношения его с хозяином дома, где он проживал, считались установлением родства, равного кровному. По окончании определенного периода новобрачную на арбе перевозили в усадьбу мужа. Ее помещали в специально подготовленную комнату, которая затем становилась жилищем молодоженов. Традиции требовали совершения новобрачным обряда «примирения» со своими родными, который по обычаю проводился ночью. До этого момента жених избегал встречи с родственниками и стариками аула. Обряд состоял в том, что он, явившись в родной дом, получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для жениха, его матери и других женщин устраивался обед. Только спустя неделю совершался обряд выхода молодой супруги в общую комнату. При этом ее угощали смесью из масла и меда, а также осыпали орехами и сластями, «чтобы жизнь была богатой и сладкой». Спустя некоторое время после свадьбы жена уезжала погостить в родительский дом. Затем она возвращалась к мужу (в старину только после рождения ребенка), меняла девичий головной убор на платок замужней женщины и получала право участвовать во всех хозяйственных работах под руководством своей свекрови.

Муж имел право на развод без объяснения причины. Жена формально могла требовать развода по некоторым причинам (измена мужа, неспособность к «брачному сожительству»), но случалось это очень редко. После смерти мужа вдова по обычаю иногда выходила замуж за его брата. При разводе или при выходе вдовы замуж за постороннего дети оставались в семье мужа.

В то же время, кабардинский этикет часто ставил женщину в предпочтительное положение. Например, сидящие мужчины, даже если это были седобородые старики, всегда вставали при появлении женщины или юной девушки. Всадник, повстречавшись с женщиной, обязан был спешиться; провожая женщину, мужчина уступал ей почетную правую сторону.

Рождение мальчика отмечали игрой-состязанием – «подвязыванием копченого сыра». Во дворе вкапывали два высоких, до восьми метров, столба с крепкой перекладиной. К ней привязывали копченый сыр, а рядом промасленную кожаную веревку. Соревнующиеся должны были добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку.

Через несколько дней после рождения ребенка устраивался обряд «завязывания ребенка в люльку». Считалось, что самые счастливые дети вырастали из колыбели, стойки которой были сделаны из боярышника, причем не перенесенного через реку. По мнению горцев, боярышник обладал большой жизнеспособностью, крепостью и «добротой».

Погребение у кабардинцев совершалось по мусульманскому обряду. На могильных памятниках изображались предметы, которые могли понадобиться покойному в загробной жизни. Раньше на могилы клались деревянные изображения этих предметов.

Поминки устраивались в гостевом доме. Там же до истечения года находились одежда и вещи умершего в знак того, что в любое время покойника готовы принять обратно. При этом одежда покойного развешивалась наизнанку и покрывалась прозрачной тканью. В течение недели, но не позже чем через десять дней после смерти, устраивали чтение Корана. Обычно за два-три дня до этого совершался обряд раздачи одежды усопшего соседям и беднякам. В течение сорока дней каждый четверг вечером жарили пышки и вместе со сладостями раздавали их соседям. В годичные поминки устраивали призовые скачки, стрельбу в цель и лазание детей по смазанному салом столбу, на верху которого была привязана корзинка с призами.

Традиционные древние верования отражались в кабардинских обрядах. Бог-громовержец Шибле олицетворял собой культ плодородия. После первого весеннего раската грома кабардинцы обливали водой свои плетеные зернохранилища со словами: «Дай бог нам изобилие». Существовал у них и культ волка. Например, человеку, подозреваемому в воровстве, давали в руки зажженную волчью жилу или заставляли перепрыгивать через нее, полагая, что если подозрения основательны, то у вора начнется порча или он умрет. Обряд лечения ребенка заключался в протаскивании его под шкурой волка, после чего к колыбели подвешивали кусочек шкуры и косточку из волчьей пасти.

Многие обряды были тесно связаны с сельским хозяйством. К их числу относились вызывание дождя во время засухи, борьба с саранчой. Покровителем земледелия и плодородия считался бог Тхашхо. Весной, перед выездом на пахоту, в его честь устраивали пиршество, сопровождаемое жертвоприношениями, скачками, стрельбой, танцами и играми. В жертву чаще всего приносили козла, реже – барана. При этом просили божество плодородия даровать хороший урожай.

Таким же образом отмечали и первую борозду. Из опытных стариков выбирали старшего. Он распоряжался порядком работы. Сигнал начала и окончания работы, а также обеденного перерыва подавался подъемом и спуском флажка на шесте у шалаша старейшины. В поле всегда находился ряженый, веселивший пахарей в часы отдыха. В роли ряженого выступал самый остроумный парень в маске из войлока с рогами, белой бородой, нашитыми металлическими подвесками и лоскутками. Он имел деревянное оружие, мог подшучивать над каждым, судить своим судом и накладывать наказания. Ряженый штрафовал всех прохожих, а собранные им в виде штрафов деньги или продукты использовались во время праздника возвращения пахарей в селение. Обычай совместной пахоты сохранялся вплоть до конца XIX века.

Окончание пахоты кабардинцы также отмечали большим весенним праздником, на котором четырехугольный кусок материи желтого цвета на арбе символизировал большой урожай и спелое зерно. Вернувшихся с поля пахарей обливали водой, что должно было способствовать получению хорошего урожая.

Традиционно устраивались праздники по поводу окончания уборки урожая. После уборки проса выполняли обряд «снимания серпа» – вернувшиеся с уборки вешали на шею хозяйки дома один из серпов. Снять его она могла только после организации праздничного стола.

Особо отмечали кабардинцы нанесение тавра на конский молодняк. Лошадей таврили «печаткой» – фигурно изогнутой железной пластинкой, укрепленной на конце металлического стержня. Раскаленной «печаткой» на крупе лошади выжигался особый знак – тамга (в прошлом это был родовой знак). Тамга встречалась и на других предметах, например, на дверях кунацкой, на чашах, музыкальных инструментах, могильных памятниках. Использование чужих тамги-тавра считалось преступлением.

Все народные праздники сопровождались танцами, песнями и играми военизированного характера: скачками, стрельбой по мишеням на скаку, борьбой наездников за баранью шкуру, сражением конных и пеших, вооруженных палками.

Кабардинский фольклор включает множество различных жанров. В древнем эпосе «Нарты» с большой художественной силой выражены трудовая энергия и воинская доблесть народа.

Весьма древними являются благопожелания, провозглашаемые при начале пахоты и других работ, а также во время свадьбы. Большое место в фольклоре занимают бытовые и сатирические сказки и легенды. Яркой образностью отличаются песни-плачи об умерших. Народные песни делятся на трудовые, обрядовые, лирические, охотничьи.

Кабардинские музыкальные инструменты многообразны: щичапшина (струнно-смычковые) и апапшина (щипковые), накыра (духовые), пхачич (ударные), а также пшина (гармоника).

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Национальная одежда

Национальная женская одежда включала в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка.

Кабардинская национальная кухня

Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислоемолоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

4.Аталычество

Адыги больше ценили родственные отношения и искреннюю дружбу, чем богатство, что отразилось в их пословицах и поговорках. «Цlыфым нахь лъапlэ щыlэп» -«Нет на свете ничего дороже человека»; «Лъэпкъынчъэр-насыпынчъ» — «Человек без рода несчастен». Адыги считают своими родственниками всех однофамильцев, где бы они ни жили, и даже таких дальних родственников, про которых русская поговорка гласит: «Седьмая вода на киселе». Они завидуют не тем, у кого много денег, а тем, у кого много родственников и друзей. Из-за стремления приобрести как можно больше родственников и друзей, у адыгов возникли разные обычаи и традиции, которые способствовали установлению искусственного родства между различными семьями и их родственниками. В прошлом, как и у других народов Кавказа, у адыгов был обычай аталычества. Он заключался в том, что ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в чужую семью, и по истечению определенного времени он возвращался в родительский дом. Само слово «аталычество» происходит от слова «аталык». Аталыком называли человека, который взял ребенка на воспитание, а самого ребенка называли «къан», «пlур», что означает «воспитанник». В одних источниках утверждается, что ребенка отдавали на воспитание сразу же после рождения, и он возвращался в дом родителей только по достижении им совершеннолетия. В других источниках указывается, что его возвращали в родительский дом, когда ему исполнялось 7-8 лет. Некоторые утверждают, что ребенка отдавали аталыку только после достижения им 8-9 лет, для обучения его наездничеству, обычаям и традициям адыгов, рыцарскому этикету. На наш взгляд, когда возник обычай аталычества и бытовал ли он у всех сословий, время пребывания у аталыка не играло особой роли – здесь был важен сам факт установления искусственного родства. Впоследствии, у разных сословий и племен выработалось разное отношение к этому обычаю. Феодалы, всегда извлекавшие пользу из всех обычаев и традиций народа, и здесь не растерялись. Они приспособили обычай аталычества к своим задачам и стремлениям. В более поздний период аталычество приобрело классовый характер и бытовало в основном среди князей и дворянства, о чем повествует Хан-Гирей. Адыги уделяли большое внимание воспитанию детей, их здоровью, физической и духовной красоте. Об этом говорят многочисленные обряды и песни, связанные с рождением и воспитанием ребенка в семье. Если аталык забирал ребенка сразу после рождения, естественно, все эти обряды проводились в доме аталыка. К ним еще добавлялся обряд «пlургъэлъагъу», что означает «показ воспитанника». Этот праздник устраивался, когда впервые брили голову воспитаннику и показывали его гостям, приглашенным по этому случаю. Гости одаривали его. В числе гостей бывали чаще всего и его родители. Аталык воспитывал чужого ребенка так же тщательно, как своих детей, и относился к нему так же строго. Известно, что адыги (черкесы) не носили траур по поводу смерти своих детей, и считалось неприличным показывать свою скорбь, а вот по поводу смерти воспитанника дворянство демонстрировало свою печаль. У адыгов замужним женщинам запрещалось танцевать на разных торжествах, но на пиршестве, которое устраивалось в честь возвращения воспитанника в родительский дом, жена аталыка имела право танцевать. При рождении своего воспитанника аталык заказывал импровизаторам песню, в которой воспевалось будущее ребенка, что по отношению к родному ребенку считалось бы верхом неприличия у адыгов. Чтобы стать аталыком, нужно было быть достойным, уважаемым в обществе человеком, смелым наездником, соблюдающим адыгский рыцарский этикет. Ведь всему этому нужно было научить своего воспитанника. Немало внимания уделял аталык и закаливанию ребенка, который впоследствии должен был переносить и голод, и холод, и физическую боль не только без стона, но и с презрительной улыбкой на устах. Аталык совершал со своим воспитанником дальние переходы, брал его с собой для участия в набегах, воспитывая в нем достойного защитника Родины, бесстрашного война. Девочек тоже отдавали на воспитание в чужую семью. Воспитанием ее занималась жена аталыка – приемная мать. Она учила девочку шить, вышивать, готовить и прилагала все усилия к тому, чтобы научить ее адыгским обычаям, традициям и этикету. Воспитанница, под надзором приемной матери, посещала все мероприятия и игрища, в которых по возрасту ей надлежало принимать участие. По достижении ею совершеннолетия, девушку возвращали в родительский дом с большими почестями, как и воспитанника. Когда воспитанница выходила замуж, приемная мать получала большие подарки от жениха. Воспитанники и воспитанницы на всю жизнь сохраняли сильную привязанность к приемным родителям и их детям. Иногда приемных родителей они любили больше, чем собственных родителей, а детей аталыка – больше, чем родных сестер и братьев.

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

8. Закрепление.

1. Вопросы группам.

Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.)

— Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.

— Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:

— Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры

А где в нашем городе люди разных национальностей могут встретится?

Ответ: В доме «Дружбы народов»

На доске карта России

– Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.

– Рассмотрите внимательно карту…

– Какие народы живут в России? И сколько национальностей?

Толерантность (от латинского «толеран») — терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание — это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие — это положительное отношение к таким отличиям. Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве: «…Если Россия, как и другие цивилизованные страны не встанет на путь формирования толерантного сознания и соответствующих ему принципов поведения, то всем нам грозит гибель: мир сгорит в пожаре нарастающих год от года войн между разными этносами, религиями, цивилизациями и культурами. Сигналов о том, что планета стоит на пороге такой вселенной битвы, было недостаточно». Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Отдельные высшие учебные заведения, научные организации, отбираемые на конкурсной основе, становятся полноправными исполнителями Программы. Однако без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно. В настоящем разделе нами предлагается авторская программа, являющаяся попыткой осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность — нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Т. о., являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.

Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий – руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремисткое действие, формирует наши взгляды на него

Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).

Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).

Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамаз или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле.

Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Юридическое определение в России.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».[3]

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

4. Ребята, мы сейчас посмотрим видео-ролик, после просмотра вы мне ответите на вопрос :

Сколько национальностей живет в нашей стране?

9. Рефлексия.

Что каждый из вас унесет с собой с этого занятия?

(ответы суворовцев)

Национальностей много – а страна одна!

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы сохранять национальные традиции?

Обычаи , духовные ценности, религиозные нормы, правовые нормы.

Вывод:

Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Северо-Кавказское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

«УТ В Е Р Ж Д А Ю»

Старший воспитатель 2 учебной роты

А.И. Малиев

«___» _________ 2017 г.

Час воспитателя

с суворовцами 2взвода 2 роты на тему:

«Православные и мусульманские праздники — история, традиции»

Подготовила:

воспитатель 2 взвода:

З.Р. Ногаева

г. Владикавказ 2017 г.

Подготовила: З.Р. Ногаева

Мусульманские праздники

Ислам — это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира. Само слово ислам в переводе с арабского обозначает предание себя Богу. Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века. Последователями религии являются мусульмане.

День Арафат

Праздник День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. В этот день участники Хаджа посещают гору Арафат возле Мекки и совершают намаз у её подножия. Путь из Мекки на гору Арафат занимает 7 часов и должен совершаться пешком. Это испытание должен пройти каждый мусульманин-паломник. Гора Арафат в исламе символизирует очищение от грехов и прощение Аллаха. По приданию, пророк Мухаммед в этом месте прочел свою последнюю проповедь. Смысл сказанного Мухаммедом был в том, что Аллах может простить прегрешения человека за целых два года, если только в течение святого дня просящим будет соблюден пост, возданы молитвы и совершены благие дела.

Мусульмане верят, что в День Арафат вознаграждение за благие поступки и наказание за грехи увеличиваются многократно. Пост в День Арафат считается самым важным из поступков, приближающих верующих мусульман к Аллаху.

День Ашура

Согласно Корану, на День Ашура приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов и первого человека — Адама. Считается, что пост в День Ашура очищает от грехов за предыдущие и последующие годы. В День Ашура раздают милостыню, радуют детей и близких, читают Коран, совершают всевозможные благие дела.

В соответствии с мусульманскими традициями, шииты также отмечали День Ашура как благословенный. Однако со временем в отношении ко Дню Ашура у суннитов и шиитов проявились различия. В 680 году в этот день в сражении был убит в Кербеле Али Хусейн, внук Пророка Мухаммеда. После этого День Ашура утвердился у шиитов как траурный. В Иране сложился культ Хусейна, а день его смерти объявлен днем всеобщей скорби. Со Дня Ашура шииты на протяжении десяти дней оплакивают участь внука Мухаммеда, считая его мучеником в борьбе за веру.

День фатх Мекка

21 рамадана по мусульманскому календарю отмечается праздник День фатх Мекка. Именно в этот день в 630 году произошло одно из самых важных событий в истории ислама. После восьмилетнего отсутствия Пророк Мухаммед прибыл в Мекку, где очистил древний храм Каабы от идолов, которым поклонялись язычники. Здесь Мухаммед совершил ритуальные действия, заложившие основу для обрядов хаджа паломничества мусульман в Мекку.

Месяц рамадан является самым важным для мусульман. На протяжении всего месяца правоверными верующими соблюдается строгий пост (ураза), читают Коран и совершают ночные молитвы.

Дни Ат-Ташрик

Дни Ат-Ташрик — это продолжение самого большого мусульманского праздника Курбан-байрам. Дни Ат-Ташрик отмечаются с 11-го по 13-е числа последнего месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. В первый день Ат-Ташрик паломники отправляются к долине Мина, где совершают заключительный ритуал хаджа — бросание камней в три столба, как символ побития дьявола.

Паломники-мусульмане бросают по 7 камней в каждый из столбов: сначала в маленький — джамрат аль-ула, затем в средний — джамрат аль-вуста, и в большой — джамрат аль-акаба. Там же паломники проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз. После этого читается такбир (восхваление Аллаха). Затем снова совершается бросание камней, продолжающееся и на третий день Ат-Ташрик.

Курбан Байрам

Курбан Байрам (Праздник жертвоприношения) — мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.

Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан Байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан Байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Мирадж

Мирадж — в исламе вознесение пророка Мухаммада на небеса, верхом на бураке, случившееся в 619 году приблизительно в 27 день месяца Раджаб. Однажды к Мухаммаду явился ангел Джабриил. Он призвал его вознестись к Господу, рассек грудь, вынул и омыл сердце и вложил его обратно. Затем к Мухаммаду был приведен бурак, на котором он переместился в Иерусалим. Помолившись, Мухаммад вновь предстал перед Гавриилом, который предложил ему на выбор чашу молока и чашу вина. Мухаммад выбрал молоко. После чего Мухаммад вознесся сквозь Семь небес. С седьмого неба Мухаммад явился к престолу Аллаха и беседовал с ним. Затем Бурак доставил его в Мекку.

Когда Мухаммад рассказал о своём ночном путешествии людям, они ему не поверили, так как караван из Мекки в Сирию идет месяц и месяц — обратно. Некоторые люди решили пойти к Абу Бакру. Он сначала не поверил им, но когда они сказали, что Мухаммад рассказывает об этом прямо сейчас в мечети, Абу Бакр сказал, что Мухаммад говорит правду. Потом Абу Бакр пошёл к Мухаммаду и спросил его о его путешествии, попросив описать ему Святой Дом (Иерусалим). После того, как Мухаммад описал город, Абу Бакр, зная те места, сказал, что всё было описано верно. После этого Мухаммад назвал Абу Бакра Правдивейшим (ас-Сиддик). Также в доказательство Мухаммад рассказал о караванах, шедших из Иерусалима в Хиджаз. Очевидцы, прибывшие из Иерусалима, подтвердили его слова. Ночь Мираджа 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка Мухаммада.

Мусульманский Новый год

Мусульманский Новый год (или Новый год по Хиджре) наступает в первый день месяца Мухаррам. Летоисчисление по мусульманскому календарю Хиджры (Hijra, арабск. переселение) ведётся от 16 июля 622 года нашей эры, когда произошло переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. 1-е Муххарама не является традиционным праздником ислама, и многие верующие не отмечают Мусульманский Новый год по Хиджре как светский праздник. В этот день в мечетях принято читать проповедь, посвященную переселению Пророка Мухаммеда в Медину.

О значении месяца Мухаррам много говорится в Коране. Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый правоверный мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Аллаху. Также в месяц Мухаррам некоторые мусульмане соблюдают пост.

Начало месяца Сафар

Сафар — второй месяц мусульманского календаря. Существует две теории о значении названия месяца. Первая теория утверждает, что название произошло от ṣufār («желтый»), так как в месяц сафар желтели листья. Другая теория исходит из значения слова sifr («ноль, пустой»). Во время войны на пути к месту боя были заброшенные поселения.

В 26-й день месяца Сафар Пророк Мухаммед и его сподвижники из Мекки переселились в Медину (переселение, уход или исход по-арабски — Хиджра). Мусульманское летоисчисление Хиджры ведется именно от этого дня — 16 июля 622 года нашей эры.

Ночь Бараат

В ночь с 14 на 15 шаабана по исламскому календарю, верующие мусульмане отмечают наступление праздника Ночь Бараат (Ночь очищения от грехов, Лейлат аль-бараа). В переводе с арабского Бараат означает «полное отделение», «очищение», «непричастность». Мусульмане верят, что в Ночь Бараат, Всевышний Аллах спускается на самые близкие к земле небеса, чтобы оказать верующим свою великую милость и благодать. Ночь Бараат — это вторая по значимости святая ночь после Лейлят аль-кадр (Ночи предопределения). Принято считать, что в Ночь Бараат предопределяется жизнь человека на год вперед.

Согласно преданию, Пророку Мухаммеду приснился сон, в котором Аллах поведал ему о священной Ночи Бараат. Мухаммед молил о прощении грехов три ночи подряд. И после своего прощения Мухаммед рассказал всем об этом чуде и о священных ночах. Верующие мусульмане в эту ночь читают особые молитвы за умерших и во искупление грехов, посещают гробницы праведников, раздают милостыню и еду нищим.

Ночь предопределения

Ночь предопределения (Ночь Могущества, Лейлату-л-Кадр) — мусульманский праздник, отмечаемый в 27 ночь месяца рамадан. Ночь предопределения празднуется в честь открытия Пророку Мухаммеду первой суры Корана в 610 году в пещере Хира горы Джабал ан-Нур. Принято считать, что в эту ночь к Мухаммеду явился архангел Джабраил и, указав на свиток, сказал: «Читай!» (Коран!).

В Ночь предопределения верующие мусульмане совершают покаяние (тауба), чтобы Аллах простил все их грехи. В эту ночь также совершаются намазы, читается Священный Коран, анализируются прошлые ошибки, прощаются обиды, строятся планы на будущее.

Ночь Рагаиб

В первую ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб исламского календаря мусульмане всего мира отмечают праздник Ночь Рагаиб. В переводе с арабского Рагаиб означает «мечты», «желания». Считается, что в Ночь Рагаиб произошло бракосочетание Абдуллаха и Амины — родителей Пророка Мухаммеда и его зачатие.

Мусульмане верят, что за богоугодные дела в эту ночь милость Аллаха многократно увеличивается. Накануне Ночи Рагаиб принято читать особые «молитвы даров» (салат ар-рага-иб). В этот праздник верующие мусульмане собираются в мечети, где совершают совместную молитву и слушают проповедь имама. О ценности Ночи Рагаиб упоминается в различных хадисах. Пророк Мухаммед также говорил о достоинствах исполнения верослужений в месяце Раджаб.

Рамадан

Рамадан — девятый месяц мусульманского календаря. Согласно одному из пяти столпов ислама, в течение месяца Рамадан мусульманам предписывается поститься от наступления утреннего намаза (Фаджр, наступающий на рассвете) до наступления вечернего намаза (Магриб, который наступает с закатом). Пост называется также как и месяц — Рамадан. В течение месяца Рамадан правоверным мусульманам предписывается полный запрет на употребление пищи и жидкостей в светлое время суток; воздержание от половых актов, поцелуев, прикосновений к лицу противоположного пола, совершенных в дневное время. От поста освобождаются душевнобольные мусульмане и дети. Больные, путешественники, беременные и кормящие женщины также могут не соблюдать пост, но они должны восполнить его позже.

Во время Рамадана совершение благих дел считается особенно важным. Согласно сказаниям пророка Мухаммада, Аллах увеличивает значимость каждого из них в 700 раз, а шайтана в этом месяце заковывают цепи. Поэтому совершать добродетельные поступки в Рамадан мусульманам гораздо легче, нежели в другие месяцы. Правоверные мусульмане в течение всего месяца стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана, давать милостыню и совершать другие благие дела.

Рождение Пророка Мухаммеда

Рождение Пророка Мухаммеда (Маулид ан-Наби) празднуется 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря. Этот праздник стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновение ислама. Мухаммед родился в 570 году на территории современной Аравии. Поскольку точная дата рождения Пророка Мухаммеда неизвестна, праздник приурочен ко дню его смерти. В исламе дни рождения отмечаются весьма скромно, а иногда вообще не отмечаются, тогда как дни смерти, воспринимаемой как рождение для вечной жизни, празднуются более торжественно. В праздник Рождения Пророка Мухаммеда читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва, раздается милостыня.

Пророк Мухаммед является основателем одной из мировых религий — Ислама. 23 года Мухаммед проповедовал веру в Аллаха. Проповеди Мухаммеда в своё время способствовали объединению арабских племен.

Ураза Байрам

Один из крупных праздников ислама Ураза Байрам, также называемый праздником разговения Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам), отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Ураза Байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр — обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза Байрам мусульмане совершают в мечете коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза Байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Другие Религиозные праздники

Православные праздники

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. * — правильное мышление, правильное восхваление) (ортодоксия…

Католические праздники

КАТОЛИЧЕСТВО (от греч. * — всеобщий) — всемирная христианская Церковь. Термин…

Еврейские праздники

Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и…

Языческие праздники

Язычество — религиозные верования, обряды и праздники, господствовавшие на…

Буддийские праздники

Буддизм — мировая религия, возникшая на основе учения Гаутамы Будды в Древней…

Славянские праздники

Славянская мифология и религия (славянское язычество) — сочетание мифологических…

Праздники индуизма

Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма) — одна из наиболее…

Лютеранские праздники

Лютеранство — одно из наиболее распространенных и старых протестантских течений…

Праздники зороастризма

Зороастризм — религия, распространённая в древности и раннем средневековье в…

Православные праздники и памятные дни

6.01 — Рождественский сочельник

7 — 9.01 — Рождество Христово

14.01 — Обрезание Господне

18.01 — Крещенский сочельник

19.01 — Богоявление (Крещение Господне)

15.02 — Сретение Господне

7.04 — Благовещение Пресвятой Богородицы

9.04 — Вход Господень в Иерусалим

13.04 — Великий четверг

14.04 — Великая пятница

15.04 — Великая суббота

16 — 18.04 — Пасха

25.04 — Радоница

22.05 — перенесение мощей святителя Николая

25.05 — Вознесение Господне

4.06 — День Святой Троицы

5.06 — День Святого Духа

7.07 — Рождество Иоанна Предтечи

12.07 — Первоверховных апостолов Петра и Павла

19.08 — Преображение Господне

26.08 — иконы Божией Матери Минской

28.08 — Успение Пресвятой Богородицы

11.09 — Усекновение главы Иоанна Предтечи

21.09 — Рождество Пресвятой Богородицы

27.09 — Воздвижение Животворящего Креста Господня

14.09 — Покров Пресвятой Богородицы

21.11 — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил

4.12 — Введение во храм Пресвятой Богородицы

19.12 — Святителя Николая

Многодневные посты:

27.02 — 15.04 — Великий пост

12.06 — 11.07 — Петров пост

14.08 — 27.08 — Успенский пост

28.11 — 6.01.2024 г. — Рождественский пост

Дни особого поминовения усопших:

18.02 — Вселенская родительская суббота

11.03 — суббота 2‑й седмицы Великого поста

18.03 — суббота 3‑й седмицы Великого поста

25.03 — суббота 4‑й седмицы Великого поста

25.04 — Радоница

9.05 — поминовение усопших воинов

3.06 — Троицкая родительская суббота

4.11 — Димитриевская родительская суббота

Католические торжества, праздники и памятные дни

1.01 — Торжество Пресвятой Богородицы Девы Марии

5.01 — Сочельник, канун

6.01 — Богоявление Господне

2.02 — Сретение Господне

22.02 — Пепельная среда

19.03 — День святого Иосифа, обручника Девы Марии

25.03 — Благовещение Девы Марии

2.04 — Вход Господень в Иерусалим

4.04 — День святого Исидора

9.04 — Пасха

18.04 — Радоница

1.05 — День святого Иосифа Труженика

18.05 — Вознесение Христово

28.05 — Пятидесятница

30.05 — День святой Жанны д’Арк

31.05 — Посещение Девой Марией Елизаветы

4.06 — День Святой Троицы

8.06 — Праздник Тела и Крови Христовых

11.06 — День святого Варнавы

13.06 — День святого Антония

16.06 — Праздник Святейшего Сердца Иисуса

17.06 — Праздник Непорочного Сердца Марии

24.06 — Рождество святого Иоанна Крестителя

29.06 — День святых апостолов Петра и Павла

26.07 — Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

6.08 — Преображение Господне

15.08 — Успение и Вознесение Девы Марии

8.09 — Рождество Пресвятой Богородицы

14.09 — Воздвижение Креста Господня

7.10 — Пресвятая Дева Мария Розария

1.11 — День всех святых

2.11 — День поминовения усопших

21.11 — Введение Богородицы во храм

26.11 — Праздник Христа Царя

8.12 — День Непорочного Зачатия Девы Марии

24.12 — Сочельник

25.12 — Рождество Христово

28.12 — День святых невинных младенцев Вифлеемских

31.12 — Святое семейство

Постные дни:

22.02 — 8.04 — Великий пост

3.12 — 24.12 — Адвент (Рождественский пост (каждое воскресенье)

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями)

Мусульманские памятные даты и праздники (1444—1445 гг. от Хиджры)

17 — 18.02 — Ночь Исра ўаль‑Мирадж — вознесение пророка Мухаммада (мир ему) к Аллаху и установление пятикратной ежедневной молитвы для мусульман

23.03 — начало благословенного месяца Рамадан

17 — 18.04 — Ляйлят уль‑Кадр: Ночь предопределения

21 — 23.04 — Ид аль‑Фитр (Ураза‑байрам): праздник разговения в честь окончания поста в благословенном месяце Рамадан

27.06 — День Арафа: стояние паломников в долине Арафат во время совершения хаджа

28.06 — 1.07 — Ид аль‑Адха (Курбан‑байрам): праздник жертвоприношения (самый большой праздник у мусульман)

19.07 — начало нового, 1445 года по мусульманскому календарю

28.07 — День Ашура: спасение Всевышним Аллахом пророка Мусы (мир ему) от фараона


26 — 27.09
— Мавлид ан-Наби: рождение пророка Мухаммада (мир ему)

Еврейские праздники и памятные дни

6.02 — Ту би‑Шват (Новый год деревьев Земли Израиля)

6.03 — Таанит‑Эстер (день траура и поста перед праздником Пурим)

7.03 — Пурим

6 — 12.04 — Песах. Еврейская Пасха, праздник освобождения евреев от рабства

18.04 — Йом ха‑Шоа (день Катастрофы и Героизма)

25.04 — Йом ха‑Зикарон (день памяти павших в войнах и жертв террора)

26.04 — Йом а‑Ацмаут (День независимости Израиля)

5.05 — Песах Шени — Второй Песах

9.05 — Лаг‑Баомер

17.05 — День Спасения и Освобождения

19.05 — Йом‑Йерушалаим (День Иерусалима)

26 — 27.05 — Шавуот (праздник дарования Торы)

6.07 — Пост 17 Тамуза (день бедствий)

27.07 — Пост 9 Ава (день скорби и траура)

16 — 17.09 — Рош‑Ашана (новый, 5784 год от сотворения мира)

18.09 — Пост Гедальи (день траура и поста)

25.09 — Йом Кипур — Судный день (день покаяния и молитвы)

30.09 — 6.10 — Суккот

8.10 — Симхат Тора (Радость Торы)

8 — 15.12 — Ханука (Освящение Храма)

22.12 — Пост 10 Тевета (день траура, поста и раскаяния)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исламская культура праздники
  • Искэ алу кичэсенэ сценарий
  • Искусство программирования на языке сценариев командной оболочки pdf
  • Искусство объединяет сценарий мероприятия
  • Искусство написания сценариев unity