Испанские танцы на праздник

Испания – южноевропейская страна, известная своей самобытной культурой и интересной историей.

Испания – южноевропейская страна, известная своей самобытной культурой и интересной историей. У большинства людей Испания ассоциируется с боем быков, мрачными картинами Гойи и зажигательными танцами. Названия испанских танцев известны всем: пасодобль, фламенко, сарабанда, фанданга – каждое их этих направлений отличается завораживающими ритмами, зрелищностью, выраженным характером.

Особенности и дух испанских танцев

Направления испанских танцев отличаются разнообразностью, но все они темпераментные, яркие, запоминающиеся. Каждый испанский танец – это рассказ о любви и ревности, страсти и желании.

Хореографы утверждают, чтобы научиться танцевать испанские танцы, танцор должен стать хоть немножко испанцем, проникнуться историей этой страны, понять особенности культуры, впитать в кровь музыкальные ритмы.

Происхождение и развитие испанских танцев

Даже сейчас каждый регион Испании отличается самобытностью. У жителей Андалузии, Каталонии, Севильи или Пальмы-де-Майорки отличается менталитет, привычки и традиции.

Во времена, когда формировались традиционные испанские танцы, страну населяли представители разных народов. Танцевальные традиции впитали влияние кельтов и мавров, проживавших на территории современной Испании на протяжении семи столетий. Оказали влияние на культуру страны пакистанские и индийские цыгане. Да и сами каталонцы и кастильцы отличаются бурным темпераментом и врожденной музыкальностью.

Испанские танцы формировались на народных праздниках. Постепенно оттачивался стиль, складывались определенные правила и традиции.

Испанские танцы до сих пор являются важной частью культуры страны. Люди танцуют на уличных праздниках, в тавернах, часто проводятся конкурсы и фестивали. Если вам доведется побывать в Испании, обязательно посетите таблао (клуб, где танцуют фламенко), фестиваль пасодобля или сарабанды. Танец – это душа испанского народа. Увидев настоящие испанские танцы, а еще лучше, приняв участие в веселье, вы сможете лучше понять культурные и исторические особенности этой прекрасной страны.

Известные направления испанских танцев

В Испании есть большое количество самобытных и узнаваемых танцев. Рассмотрим основные любимые в народе стили.

Фламенко

Наверное, самым известным испанским танцем является фламенко. Танец зародился в Андалусии, считается, что его в пятнадцатом столетии «принесли» в страну цыгане. Фламенко (бывает парным и сольным) — это танец, рассказывающий о вечном противоборстве мужского и женского начала. Танец имитирует страсть, ревность, любовные победы и поражения. Фламенко сопровождают мелодии гитары и треск кастаньет.

Фламенко популярен во всей Испании и далеко за ее пределами. Этот танец нередко называют «душой Испании». В стране часто проводятся конкурсы и фестивали, где свое искусство демонстрируют музыканты и танцоры. Композитор Хосе Торегросса даже написал музыку для мессы фламенко. Это оригинальное выражение религиозных чувств пришлось по душе не только испанским католикам, но и представителям других христианских конфессий.

Фанданго

Еще один популярный танец – фанданго. Этот танец исполняется парами и имитирует процесс ухаживания. Фанданго – история любви: от первого знакомства до пробуждения страсти. Танец начинается в спокойном темпе, который постепенно ускоряется. Иногда фанданго называют одним из направлений фламенко. Здесь также используется испанская гитара и кастаньеты.

Исполняют фанданго и двое мужчин. В этом случае «рассказ» идет о соперничестве. Первый партнер задает темп и ритм, задача второго – повторить и усложнить танцевальные движения.

Сарабанда

Культовым танцем в Испании, в Португалии и на юге Франции долго считалась сарабанда. Этот народный танец появился в шестнадцатом столетии. Изначально сарабанда вполне соответствовала испанскому темпераменту и менталитету. Танец имеет мавританские корни и исполнялся на празднике плодородия. Сарабанду танцевали парами, либо только женщины. В качестве аккомпанемента служило хоровое пение, барабаны и кастаньеты.

Народный танец вызывал недовольство у священников. Служителям Церкви казалось, что сарабанда повторяет языческие вакханалии. Постепенно сарабанда стала более размеренной и, в конце концов, музыку даже начали исполнять в качестве похоронного марша.

В семнадцатом веке композиторы объединили медленную и быструю сарабанду, и получился популярный придворный танец, который исполняли на балах. Сейчас сарабанда не является особо популярным танцем в Испании, однако необычная история этого танца служит вдохновением для композиторов и кинематографистов.

Качуча

Качуча – сольный танец, появившейся в Андалусии. Как и многие испанские танцы, качуча исполняется с кастаньетами. Этот танец символизирует женскую грацию, изящество, нежность.

Популярность качуча обрела в начале девятнадцатого столетия, благодаря танцовщице Фанни Эльсер. Эльсер танцевала качучу в театральной постановке «Владычица озера». Настоящий фурор произвело выступление танцовщицы в Соединенных Штатах на заседании Конгресса.

Сегидилья

Сегидилья – танец, который в обязательном порядке сопровождается пением. Как правило, мелодии сегидильи совмещают минорные и мажорные тональности, но в целом, это веселый подвижный танец, который исполняют под лютни, тамбурины, испанские гитары. Сегидилью танцуют парами, причем, в процессе танца пары меняются партнерами. Традиционно сегидилью исполняли на праздниках Урожая.

Болеро

Еще один популярный испанский танец – болеро. Он имеет немало общего с качучей. Танец также появился в восемнадцатом столетии, для него характерны классические испанские позы и па, в качестве музыкального сопровождения выступают тамбурины, кастаньеты, испанская гитара. Болеро может исполняться как сольно, так и парами.

Самое известное исполнение Болеро – адаптированное под классический танец в балете «Кармен-сюита» в исполнении Дианы Вишневой. Танец подчеркивает истинное женское начало, позволяет продемонстрировать грациозность, гибкость, изящество.

Хота

Хота – популярные в Испании танцы-сценки. Каждая композиция представляет собой небольшой рассказ о любви. Считается, что хота возник в восемнадцатом столетии в северной провинции Арагон, но, вполне возможно, что испанские крестьяне намного раньше начали танцевать хоту на праздниках и вечеринках.

Хота исполняется в национальных костюмах, танец обязательно исполняют на свадьбах, днях рождениях и национальных праздников. Помимо инструментального сопровождения, обязательно хоровое пение. В танце изящно переплетаются движения танцоров, голосовое сопровождение, зажигательные музыкальные ритмы. Основные движения – скачки, прыжки, удары ног о землю. Этот народный танец вдохновил немало великих композиторов, в том числе, Глинку, создавшего одну из лучших своих оркестровых пьес «Арагонская хота».

Мунейра

Мунейра — древнейший испанский танец. Композиции исполняют в национальных костюмах, главным отличием Мунейры является танцевальный шаг пасе и поднятые вверх руки. В качестве аккомпанемента используют тамбурины, барабаны, волынки, танцоры также используют кастаньеты. В переводе с испанского «мунейра» обозначает «мельница». Возможно, такое название танец получил из-за того, что его танцуют с поднятыми руками. Другая версия гласит, что мунейру часто танцевали возле мельниц после окончания рабочего дня.

Пасодобль

Отдельно из испанских танцев стоит выделить пасодобль. Несмотря на то, что танцевальная композиция появилась на юге Франции, пасодоблю свойственен «истинный испанский дух», именно поэтому танец, имитирующий корриду, так полюбился в Испании.

Пасодобль исполняют с сопровождением с музыкальным размером 2/4 либо 2/6, главная роль в танце отведена мужчине. Танцор «играет роль» тореро, а его партнерша – плаща тореадора или быка. Партнер должен продемонстрировать смелость и мужество. Партнёрша — гордость, порыв и грацию.

Пасодобль – сложный в исполнении танец. К его особенностям относят:

  • тесный контакт партнеров (танцоры постоянно находятся в тесном телесном контакте);
  • экспрессивность;
  • особая постановка корпуса: приподнятая грудь и опущенные плечи.

Пасодобль входит в обязательную латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев, причем, это единственная конкурсная композиция, где оценивается не только мастерство партнеров, но и драматическая составляющая номера.

Уроки пасодобля в школе танцев «La Boca»

Если вы хотите научиться танцевать пасодобль, мы ждем вас на занятиях клуба «Ла Бока». У нас работают опытные и креативные хореографы, умеющие найти подход даже к тем, что искренне считает, что ему «не дано» танцевать. Мы поможем освоить основные элементы, научим чувствовать ритм и выражать в движении свои желания, эмоции и страсть – все это является важной составляющей испанского танца, дарующего яркие эмоции и самим танцорам, и зрителям.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Бокалы с холодным вином и сангрией тихонько подпрыгивают на деревянном столе в такт испанской гитаре, вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка. Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку. Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение, творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье… Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

Статья оказалась полезной?

Да

(7)

Ваша критика помогает нам улучшать контент. Напишите, пожалуйста, что не так.

Отправить

Нет

(0)

Фламенко — один из самых красивейших испанских танцев. Он очень страстный, и чувственный. А также сложный в исполнении, за счет чего и завораживает взгляд публики. Мы расскажем об этом виде танца и его особенностях. А вы, на основе этого, сможете решить, отдавать ребенка на занятия по фламенко или нет.

История танца фламенко

Фламенко был создан на основе танцев древней Индии. Его придумали в Испании очень давно. Еще в 500-250 годах до нашей эры. Фламенко был создан танцорами из Индии. Они приехали выступать с ним к королю Испании. Для того, чтобы развлечь его, и высшие эшелоны власти государства.

Через тысячу лет в Испанию пришли цыгане и мавры. С собой они привезли в страну и свои народные танцы. Благодаря этому, начальная версия фламенко была усовершенствована. В нем появились нотки арабских, христианских и цыганских танцев.

После этого, фламенко обрел широкую популярность у жителей Испании. Мастера передавали знания об этом танце своим ученикам в устной форме. На бумаге правила исполнения фламенко не записывались.

Фламенко — не просто танец, а целый музыкальный жанр

Впервые Фламенко появился в Андалусии. Однако, позже его начали исполнять по всей Испании. Причем, не только танцоры. Фламенко исполняли на инструментах музыканты, его пели певцы.

Этот жанр считается одним из самых популярных видов искусства на территории Испании. Фламенко — неотъемлемая часть культуры страны. Он является народный танцем. По задумке, фламенко должен был исполнять только один человек. Однако, со временем жанр был усовершенствован. И теперь его танцуют парами. Во время исполнения фламенко всегда используется жестикуляция. С помощью нее, танцор может показать те чувства и эмоции, которые подразумевает этот жанр. Фламенко позволит ребенку избавиться от оков. Мальчики станут более уверенными в себе. Девочки научатся показывать свою женственность, непоколибимость. 

Особенности танца фламенко

Особенности танца фламенко заключаются в следующем:

  1. Фламенко распространен не только у коренных жителей Испании, но и у цыган. В особенности, тех, которые проживают в южной части страны.

  2. Главным движением во время исполнения фламенко являются выстукивания туфлями по полу. Они могут быть как простыми в плане техники, так и сложными.

  3. Танцор обязательно должен стучать каблуками по полу. Эти движения должны быть грациозными и размеренными. Без регулярных выстукиваний танец не будет красивым.

  4. Танцорам очень важно жестикулировать руками. Кисти — основной инструмент для проявления эмоций.

  5. Фламенко танцуют под звуки гитары, криков зрителей и хлопков в ладоши.

Импровизация во фламенко

В Испании во время исполнения танца спортсменам можно было импровизировать. Причем, столько, сколько хочется. Ограничений свободы действий во фламенко не было. Этим он отличался от других видов танцев.

Эмоциональная составляющая фламенко

Мастера фламенко показывают удивительные эмоции во время танцев. Партнеры настолько сильно жестикулируют, что между ними видна настоящая страсть. 

Со стороны кажется, что пара готова танцевать до бесконечности. До тех пор, пока кто-нибудь из партнеров не упадет. 

Разновидности фламенко

В Латинской Америке было создано много танцев на основе фламенко. Среди них: солеарес, фанданго, малагенья, фаррука, алегриас и другие. Давайте рассмотрим все эти виды танцев по отдельности.

Севильяна 

Севильяна пользуется огромной популярностью в Андалусии, Испании. Ее нужно танцевать в паре с девушкой. Номер сопровождается звуками гитары. Танцорам нужно уловить ритм и начать хлопать в ладоши в такт. Параллельно с этим, они могут петь песни (но во время соревнований так не делают). Во время танца спортсмены должны постоянно подходить друг к другу. А затем — отходить. Это нужно делать для того, чтобы танец был динамичным и красивым.

Сардана

Сардана — это национальный праздник в Каталонии, Испании. Танец имеет аналогичное название.

Для того, чтобы исполнить сардану, мужчинам и девушкам нужно встать в круг. И начать отбивать обувью такт. Выглядит этот танец очень красиво.

Чотис

Чотис популярен среди граждан Испании, проживающих в Мадриде. Его танцуют два человека.

В ходе исполнения номера, спортсмены должны прижаться друг к другу максимально плотно. И танцевать, совершая три простых действия:

  1. 3 шага влево.

  2. 3 шага направо.

  3. Поворот.

В этих трех движениях и заключается суть танца Чотис. Ничего больше делать спортсменам не приходится. Танец настолько простой, что его можно выучить за несколько дней.

Мунейра

Танец мунейра популярен среди жителей Галисии. Он предназначен для исполнения не одной парой, а целой группой людей. В ходе мунейры, спортсмены должны поднять руки вверх и начать прыгать в разном стиле. А также выполнять некоторые телодвижения.

Хота

Хота пользуется популярностью у жителей всей Испании. Каждая провинция имеет собственные правила исполнения этого танца.

Пасадобль

Пасадобль — очень популярный танец. Его изучают практически во всех секциях. Пасадобль — это направление танцев, приближенное к корриде. В свое время тореадоры любили танцевать его. Исполнять пасадобль необходимо в паре. Во время танца, спортсмен делает вид, что он — тореро. И танцует в ритме музыки. Выглядит пасадобль очень красиво. Необычный вид танца.

Аллегриас 

Аллегриас очень позитивный танец. Его придумали в городе Кадисе. В ходе этого танца, испанцы пели песни. В основном, о том, как Испания победила французскую армию под руководством Наполеона. Во время исполнения аллегриас, спортсмены много двигаются. Они отбивают ногами по полу в такт музыке. А также веселятся. Показывают зрителям положительные эмоции. В аллегриасе тональность музыки четко регламентируется. Она должна быть только мажорной, и никакой другой. В противном случае, аллегриас не сможет передать те атмосферу и настроение, которые должен.

Фаррука

Фаррука — очень популярный танец в Испании. Его исполняют мужчины. Фаррука была придумана цыганами. Они создали очень радостный и веселый танец.  Фаррука является современным видом фламенко. Ее танцуют под минор. Интересно, что изначально фаррука была создана исключительно для мужчин. Но женщины отчаиваться не стали. Они начали одеваться в мужскую одежду и тоже танцевать фарруку. Довольно интересное зрелище. Особенно, если учитывать, что фарруку нужно танцевать с гордостью, высокомерием и торжеством в глазах.

Солеарес

Солеарес был создан в северной части Испании. Он распространен среди цыганской части населения. В ходе танца, спортсмены выстукивают каблуками, бьют носками. Также, они выполняют различные движения руками. Для того, чтобы показать свои чувства и эмоции по отношению к партнеру. Танец сопровождается игрой на гитаре. В ходе него, зрители и выступающие хлопают в ладоши, кричат. Это создает красивую картинку и хорошую ритмику.

Сегидилья

Сегидилья был создан в Ла Манчи, Испании. Он был придуман на основе танцев, распространенных в восемнадцатом веке.  Во время исполнения танца, девушки совершают огромное количество телодвижений своими руками. Мужчины делают тоже самое. Но более размеренно, четко. Со стороны исполнение танца выглядит очень красиво.

Руками танцоры должны двигать быстро, четко. Они должны как бы колоть воздух. Если этого удастся достичь во время исполнения сегидильи, то танец получится очень красивым и чувственным.

Как нужно двигаться во время исполнения испанских танцев?

Профессиональные спортсмены создали ряд правил, согласно которым нужно исполнять любые испанские танцы:

  1. Движения должны быть ритмичными. Спортсмен должен отстукивать такт. Двигаться максимально резво.

  2. Во время танца нужно показывать эмоции, чувства. Для того, чтобы удивить зрителей своей привязанностью к партнеру.

  3. Движения должны быть динамичными. Если спортсмен будет постоянно стоять на месте, и будет пассивным, то это негативно скажется на визуальной составляющей танца.

Заключение

В 21 веке в театрах часто ставят постановки, в основе которых лежат испанские танцы. Это направление искусства стало очень популярно в последнее время. В вашем городе вы наверняка найдете секцию по испанским танцам. Отдайте туда ребенка. Он станет грациозным, научится красиво жестикулировать и поймет, что такое ритм.  Фламенко — очень полезный и красивый вид спорта. По нему часто проводятся различные соревнования, турниры. 

Чем славятся испанские танцы

Испанский танец названий имеет много. Самые популярные — это фламенко, болеро, качуча, мунейра, сарабанда, сардана, сегдилья, хока и фондаго. Для того чтобы их освоить, нужно быть испанцем в душе, утверждают все учителя танцев. Все они захватывают с первого взгляда любого, кто бы ни присутствовал в зале или на танцплощадке. Это красота, страсть, изящество и отточенная техника. Все это очаровывает зрителей уже на протяжении нескольких столетий. При этом каждый из испанских танцев, названия которых вы увидите в этой статье, уникален и неповторим.

Испанские танцы широко популярны во всем мире. Названия их известны многим. Вместе с тем мало кто задумывался о том, откуда они берут свое начало. А ведь названия испанских танцев (список приведем ниже) люди знали еще в глубокой древности. Даже танцевальные формы, существовавшие в эпоху эллинизма, сохранились до наших дней.

Многие тысячелетия Испанию знали как Иберию. Ее первые жители характеризовались весьма пестрым этническим составом, что и сделало испанские народные танцы, названия которых очень звучные, такими неповторимыми и разнообразными. На танцевальное искусство во многом повлияли жившие в Иберии в пятисотом году до нашей эры кельты, а также мавры, занимавшие Испанию в течение семисот лет.

Еще большее разнообразие в этнический состав внесли еврейские иммигранты и индийские и пакистанские цыгане, прибывшие на испанские земли после ее завоевания Кастилией. Соединение этнических форм и новых иммигрантских культур в искусстве привело к тому, что появились необыкновенные испанские танцы. Названия их сегодня знакомы каждому. Каждый танец обладает уникальными чертами в соответствии с регионом, где он зародился. Это неудивительно, ведь каждая область Испании имеет свои культурные корни и специфические особенности. 

Виды испанских танцев

Испанские танцы названия

Исторически сложилось так, что наиболее темпераментные и страстные женщины и мужчины проживают в Андалусии и других провинциях Испании. Они умеют горячо любить, без оглядки, и горько страдать. Такая неудержимая страсть и явила миру всеми любимые испанские танцы. Названия, такие как фламенко, болеро, пасодобль, сегодня у каждого на устах. Несомненно, эти танцы – самые эмоциональные в мире. Они объединяют в себе ритмы кастаньет, южный темперамент, звуки гитары, отточенные движения статных брюнетов и брюнеток. Не всем известно, что испанские танцы включают множество стилистических воплощений и разновидностей. Рассмотрим отдельные виды.

Хота

Большинство может себе хорошо представить испанский танец с кастаньетами. Название его вспомнят единицы. Это хота. Это парный испанский национальный танец, который появился в самом конце 18-го века в автономии Арагон, а чуть позже распространился по всей стране. То, как танцуют хоту, зависит от того, в каком регионе обучался начинающий мастер сцены. Так, есть классическая хота из Арагона, а также каталонская, официально признанная правительством этой автономии, кастильяская, филиппинская.

Все эти разновидности объединяет одно. Танец исполняется в обязательном порядке в традиционных национальных костюмах, а в руках у танцовщиц кастаньеты. Все это сопровождается пением. Вокальные темы могут быть различными, но большинство так или иначе связаны с любовью. Также может упоминаться религия и даже политика. В некоторых испанских регионах хоту традиционно танцуют на похоронах, прямо во время траурной процессии. Музыкальное сопровождение также бывает разным. Это могут быть гитары, барабаны или лютни. В провинции Галисия даже используют волынки.

Качуча

В отличие от всех ранее описанных танцев, качуча исполняется сольно. В дословном переводе с испанского это слово означает «маленькая лодка». Названия испанских танцев, список которых есть в этой статье, запомнить несложно. Качуча появился в Андалусии, чем-то похоже на уже знакомый нам болеро. Также весьма популярен на Кубе и в другой испанской провинции — Кадис. Это сольный танец, который исполняют как женщины, так и мужчины. Только в одиночку. Как правило, выступление сопровождается стуком кастаньет, притопыванием каблуками и ритмичным хлопаньем в ладоши. В XIX столетии это был один из самых любимых танцев, который регулярно исполняли на крупнейших европейских сценах. Стал он часто использоваться и в балете. Например, у Жана Коралли в «Хромом бесе». В более поздние времена качучу исполняли такие известные танцовщицы, как Анна Павлова и Люсиль Гран.

Виды испанских танцев

Фламенко

Если попросить любого человека сказать название знаменитого испанского танца, почти со стопроцентной вероятностью он произнесет слово «фламенко». И это действительно так. Этот популярнейший во всем мире танец зародился на землях Андалусии, когда туда в пятнадцатом веке прибыли цыгане. Именно они сформировали особенную танцевальную касту.

Относительно того, почему фламенко получил такое название, есть много теорий. Одни считают его синонимом слова «gitano», с испанского жаргона переводящегося как «цыган». Другие отождествляют происхождение термина с фламандскими солдатами, которые охраняли испано-бельгийские территории. Они носили особую одежду, подчеркивающую показную гордость и уверенность в себе. Такие же качества были присущи и характеру цыган. 

Таким образом, достоверно узнать нельзя, откуда произошло название известного испанского танца – фламенко. Но если изучить все имеющиеся источники, то они приведут нас в Севилью, Кадис и Херес. Вообще же фламенко включает две школы: Кастильскую и Андалусскую. Для первой характерны более бедные и сухие позы и движения. Вторая же отличается некоторой вычурностью. Цыгане говорят, что фламенко выражает их душу. Сейчас этот танец популярен не только в Испании, но и во всем мире. Наверное, даже ошибочно позиционировать его как исключительно испанский или цыганский – это уникальное соединение танцевальных форм всех народов, живших на территории Испании за всю ее историю.

Фанданго

Этот испанский танец, название которого произошло от португальской народной песенки, зародился в области Уэльва. На развитие фанданго значительное влияние оказал фламенко. В основе лежат типичные для танца ухаживания вращения и фигуры. В провинциях Андалусии сейчас популярны разные вариации фанданго, но только особенные черты старого стиля, зародившегося в Уэльве, делают этот танец непревзойденным. Однако надо сказать, что за пределами Испании фанданго мало известен. 

Мунейра

Испанские народные танцы, названия которых вы теперь знаете, невозможно представить без мунейры. Этот танец зародился в Галисии.

Исполняют его обязательно с поднятыми вверх руками. Название движений испанского сценического танца в мунейре — пасе. Это особый танцевальный шаг. Танцоры выходят на сцену в традиционных национальных костюмах. Аккомпанируют им на бубне, волынке или небольшом барабане. Как правило, мунейра сопровождается испанскими народными песнями. Мунейро считается одним из самых древних испанских танцев. По некоторым данным, он был заимствован еще у иберийецв, живших на территории современной Испании до нашей эры. В пользу этой версии приводят традиционный выкрик атурушо, который сопровождает мунейро. Он имеет явное кельтское происхождение, с похожими словами кельты бежали в атаку. Однако по официальным источникам танец появился только в XVI веке. Согласно некоторым исследованиям, танец первоначально был чрезвычайно популярен среди мельников, так как с испанского его название так дословно и переводится — «мельница». По другим источникам, свое название он получил от того, что вокруг мельницы часто собиралась молодежь потанцевать и отдохнуть. Примечательно, что это универсальный танец. Его исполняют как по праздникам, так и по будням, например на вечеринке после окончания трудового дня. Исследователи выделяют два вида мунейры. Старую, которая в обязательном порядке сопровождается пением и игрой на бубне, и новую, для которой характерна прелюдия и инструментальное сопровождение.

Пасодобль

На самом деле зародился этот танец на юге Франции, но его движения, драматичность и звучание отражают корриду – испанский бой быков. С испанского слово «пасодобль» переводится как «двойной шаг». В основе танца лежит музыка, которая звучит в то время, когда тореадоры выходят на арену, или же непосредственно перед тем, как свершается убийство быка. Пасодобль характеризуется быстротой движений – он состоит из поворотов и шагов. В настоящее время без него не обходится программа латиноамериканских танцев.

Виды испанских танцев

Болеро

Это национальный танец Испании, родоначальником которого является придворный танцор по имени Себастьян Серезо. Он придумал его еще в 1780 году для своего французского балета. За основу были взяты танцевальные формы из Марокко. Болеро можно назвать одним из наиболее старых «школьных» танцев. Предположительно его название происходит от испанского глагола «volar», который переводится как «летать». Это связано с тем, что во время исполнения болеро создается ощущение, что танцоры как будто парят в воздухе. Начиная с восемнадцатого века было создано очень много композиций танца. В качестве сопровождения используется гитара. Этот национальный танец – один из любимейших у испанского народа. Благодаря интересным танцевальным па и прекрасным ритмам он получил известность во всем мире.

Болеро может исполняться одной парой мужчины и женщины или сразу несколькими парами. Есть вариант танца в виде кадрили.

Сарабанда

Этот танец известен в Испании еще с двенадцатого столетия. Когда-то католическая церковь даже настаивала на его запрете, поскольку во время исполнения использовались некоторые откровенные движения, слишком открыто демонстрировались изящество и изгибы женского тела. Песни, под которые исполнялась сарабанда, тоже считались неприличными. Затем началось сознательное переосмысление танца, в результате чего он стал более торжественным и серьезным. Его даже начали исполнять на похоронах, а музыку под заказ писали в минорном ладе. Все это привело к тому, что в семнадцатом — восемнадцатом веках облагороженный вариант сарабанды распространился по всей Западной Европе в качестве бального танца. Однако к середине восемнадцатого столетия он утратил свою популярность.

Сегидилья

Сегидилья — народный испанский танец, который обязательно сопровождают песни. Он возник на рубеже XV-XVI веков. Музыкальное сопровождение всегда на мажорных ладах, однако иногда может чередоваться с минором. Исполняется жизнерадостно и подвижно. Песни имеют любовное или шутливое содержание. В качестве аккомпанирующих инструментов выступают гитары, лютни, мандолины и, конечно, кастаньеты. Без них не обходится практически ни один испанский танец. Сегидилью танцуют парами, которые время от времени смешиваются. Это классический танец, который веками исполняли, отмечая успешный сбор богатого урожая. 

Этнические танцы

Вообще первые танцы, появившиеся в Испании, базировались на теме волшебства. В их основе лежали разнообразные религиозные ритуалы, которые были неразрывно связаны с циклами природы. К примеру, в Стране Басков со времен язычества популярен ведьмовский танец. Его название – Sorgin Dantza. Кроме того, у басков есть танец с мечами, символизирующий приход весны, — Galicians. Также этот народ известен своим боевым танцевальным искусством. В таких танцах участвуют два конкурирующих танцора, они используют палки или мечи. Захватывающе и грандиозно смотрятся их прыжки. В Испании популярны народные танцы в кругу, в которых участвуют как мужчины, так и женщины. Люди становятся в круг, берутся за руки и выполняют синхронно определенные шаги. Есть каталонский танец сардана, когда мужчины и женщины также становятся в круг, берут соседей за руки, поднимают их вверх и начинают двигаться медленными шагами.

Каждый испанский танец являет собой историю своего народа и показывает колоритность и индивидуальность его души.

Горячий испанский танец — фламенко

На чтение 2 мин Просмотров 2.1к.

Испания — страна с очаровательной культурой и захватывающей историей. У большинства людей она ассоциируется с горячим, полным страсти танцем фламенко.

Испанские танцы

Большинство танцевальных движений испанского сценического танца имеет народное происхождение. Но, пожалуй, ни один из национальных танцев не подвергся на сцене такой переработки в стиле классического танца, как испанский.

Испанский танец делится на два типа: испанский классический танец и фламенко (в переводе – цыганский).

Классический испанский танец

Наиболее известные из испанских классических танцев: болеро, малагуена, севилльяна, петенера, панадерос, хота арагонеса. Они связаны твердыми правилами и условностями, в них мало места импровизациям, большинство танцев сопровождается игрой на кастаньетах.

К примеру, танец болеро, включает в себя глиссады, бризе, антраша, ассамбле и другие классические танцевальные движения.

Фламенко

Фламенко

Фламенко, вопреки общепринятому мнению, это не один танец. Под этим широким названием объединены многие испанские танцы, среди которых можно назвать, фарруку, гарротин, буллерию, аллегриас.

Испанское название «baile flamenco, quadro flamenco» в переводе означает фламандский танец, фламандскую картину, что явно не соответствует бурному и страстному характеру танца.

Этот факт объясняют несколько гипотез: 

  • Название «фламенко» произвошло от деревенской корчмы, облюбованной цыганами и содержавшейся неким фламандцем;
  • Название «фламенко», лет 150 применявшееся в Андалусии к пришедшим с севера цыганкам, постепенно распространилось и на танец;
  • От залетающих на берега Гвадалквивира розовых фламинго, движениям которых будто бы подражают некоторые фигуры и па танца.

Как бы то ни было, для всех испанских танцев характерна одна общая черта: исключительная страстность и зажигательность, которая ни кого не в силах оставить равнодушными.

Источник: https://4dancing.ru/blogs/060610/193/

На Ярмарке Мастеров наступила неделя Испании, и только это подтолкнуло меня на создание первой публикции на этом портале, а ведь я здесь уже чуть больше года. И поговорим мы о грустном, страстном, веселом и легком танце фламенко. Несколько лет этот танец был моей недостижимой мечтой, и уже сейчас я могу с уверенностью считать себя танцовщицей фламенко, пусть и начинающей :)

Публикация сделана для ознакомления с неотъемлемой частью испанской культуры.

Для начала давайте разберемся что такое фламенко?

Фламенко — танец испанских цыган. Фламенко — танец страсти и огня. Таким он предстает перед обывателями, вроде нас с вами, но не все догадываются о его многогранности и разнообразии. С помощью этого танца можно показать страсть, грусть, печаль, любовь… Фламенко — это не только танец, в нем сплетаются воедино голос, музыка и танец, создавая мощный образ на сцене, сражающий наповал своей энергетикой, заставляющий зрителя неотрывно следить за происходящим. Я расскажу о различных направлениях в этом танце, об основных понятиях, которые используют танцоры для обозначения основных движений, а также расскажу о костюмах фламенко.

Когда говорят о фламенко, часто упоминают дуэнде. Это эфемерное понятие души танца, без которого это искусство становится невозможным. Оно переводится как «магия», «огонь» или «чувство». Когда у нас, в России, говорят «В нем нет огня», то в Испании говорят «No tiene duende». Иными словами, танец не существует без души, танцор (исп. байлаор, bailaor) обязан быть вдохновленным, искренне чувствовать и выражать любые чувства, которые он хочет передать через свой танец. Он должен уметь достучаться до потайных уголков сердца зрителя, иначе это уже будет не фламенко. Гарсиа Лорка говорит, что испанским искусством «изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий».

Стилей испанского танца бесчисленное множество. В частности, ниже представлена картинка дерева стилей фламенко, но конкретно остановлюсь только на наиболее популярных и на тех, которые знаю я.

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 1

Алегриас (ALEGRIAS)

Песни и танцы алегриас одни из самых жизнерадостных во фламенко, они несут в себе радость, свет и тепло. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий, триумфальный характер. Танец очень динамичный, активный, раскованный и грациозный. Его могут исполнять как мужчины, так и женщины. Хотя чаще его исполняют женщины. КомпАс (ритмический рисунок) состоит из 12-ти счетов и начинается обычно с 12. Я не буду углубляться в теорию компасов фламенко.

Булериас (BULERIAS) или Булериа (BULERIA)

Это быстрый молниеносный танец, состоящий из «мешанины» различных компасов, сменяющих друг друга. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в очень быстром темпе.

Солеа (SOLEA)

В этом танце танцоры как раз и показывают то, что многие принимают за основное фламенко. Как раз в этом стиле танца танцоры показывают страсть и драматизм, рассказывают о боли и печалях. Компас солеа состоит из 12 счетов.

Севильянас ( SEVILLANAS)

Севильяна — один из наиболее прославленных стилей фламенко. В этом стиле есть жесткие ограничения: танцуется всегда в паре, музыка всегда имеет 4 куплета. Каждый куплет, соответственно, называется севильяной: первая севильяна, вторая севильяна, третья севильяна и четвертая севильяна. Компас севильяны 6-ти дольный, основными движениями являются севильский шаг и пасада. Фото движений, к сожалению, не нашла, но думаю, что те, кто занимается фламенко, поймут о чем я.

Здесь две танцовщицы танцуют севильяну (фото с просторов интернета):

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 2

Фаррука (FARRUCA)

Традиционно фарруку исполняют мужчины. Это мужской танец, величавый, торжественный, гордый. В нем танцор показывает себя во всей красе, свой профессионализм и высокое мастерство. Танец танцуется жестко, со вкраплениями сапатео (дроби ногами) и резкими поворотами. В наше время его могут исполнять и женщины. Это вольный стиль, его можно танцевать до тех пор, пока не устанет гитарист или танцор.

Антонио Гадес и его фаррука:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 3

Солеа пор булериа (SOLEA POR BULERIA)

Это один из основных стилей фламенко. Компас (ритм) такой же, как и в алегриас, но более медленный. изобилует медленными движениями рук и корпуса с вкраплениями быстрых молниеносных сапатео, эскобилий и поворотов. Конец танца ознаменовывается стилем булериа, музыка убыстряется, танцор увеличивает скорость сапатео, повороты и динамику танца.

На фото может быть уже конец танца:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 4

Тангос (TANGOS)

Это веселый подвижный, как правило, быстрый танец, исполняемый на праздниках, фиестах, имеющий несложный четкий ритм. Основной компас: — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4, почти такой же четырехдольных ритм, привычный всем нам, но в музыке и в танце отсутствует первый счет. Тангос исполняется с помощью изысканных, грациозных движений, плутовских жестов и даже с ловкими, проворными изгибаниями. Здесь часто встречаются движения бедрами, плечами, очень пластичен корпус и руки.

Хотелось бы добавить кое-что о названиях в танце, о терминологии, которую применяют танцоры:

Компас (Compas, ударение на «а») — удар, ритм, размер. Ритмический цикл и основа для всех танцев фламенко. Используются три основных размера: двудольный, трёхдольный и разновидность двенадцатидольного такта, характерного только для фламенко.

Салида (Salida) — выход танцора или танцовщицы

Ямада (Llamada) — переход от одного элемента структуры танца к другому, с помощью таких движений танцор говорит гитаристу, что хочет сменить ритм или мелодию.

Эскобилья (Escobilla) — часть танца, где преобладает сапатео.

Сапатеадос или сапатео (Zapateados) — одна из самых важных особенностей техники фламенко. Ритмы сапатео отбиваются туфлями в ритм музыки или служат дополнением к музыке. Бывает несколько ударов:

Гольпе (исп. Golpe) — удар стопой.

Такон (исп. Tacon) — удар каблуком, чаще всего ударяют рядом с опорной ногой. Есть вариация а-такон (исп. a tacon), когда ударяют каблуком впереди себя.

Планта (исп. Planta) — удар подушечками пальцев, стараясь не касаться металлической частью туфлей пола. Может быт со звуком или без.

Пунта (исп. Punta) — удар ребром носка в пол позади корпуса. Точечный, резкий, стремительный удар.

Чтобы научиться перебирать эти удары требуется время, а чтобы выдавать сумасшедшие ритмы требуется еще большее время! Это сложная техника и с наскока её освоить нельзя, знаю по себе.

Я скомбинировала найденные фото по сапатео и подписала, чтобы было более понятно.

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 5

Флорео (Floreo) — техника рук, движения кистей и пальцев танцовщицы, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. Бывает еще вариант, когда указательный и третий палец держат сведенными вместе, а остальные пальцы подгибают (мужской вариант, но используется и женщинами).

Фото с просторов интернета, обратите внимание на руки:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 6

Мужчины держат руки немного по другому, более жестко и пальцы чаще всего сведены вместе, на фото небезызвестный Хоакин Кортес:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 7

Пальмас (Palmas) — техника рук, ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиц/-ков фламенко, певцов и гитаристов. Они выполняются как с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы, или с нанесением удара, получается сильный и сухой звук.

Посмотрите как расположены руки у Кармен Амайя:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 8

Костюмы для танца фламенко

Считается, что традиционные цвета платья или костюма фламенко — это сочетание черного и красного цветов, но не все так просто. Спектр используемых цветов в костюмах очень широк, но черный, красный, а также белый занимают лидирующее положение.

Поговорим о женском и мужском костюмах

Традиционно женщины танцуют в платьях или юбках. Это могут быть юбки в одно, два, полтора солнца или расклешенные юбки, смотря для чего они нужны. Если надо активно работать юбкой, резко взмахивать полами, использовать кое-какие балетные па — то используют широкие юбки, которыми удобно работать. Если же в танце преобладает сапатео и основной акцент идет также и на пластику рук, то удобнее всего танцевать в зауженой юбке.
На фото как раз расклешеная юбка, классическая форма юбки для фламенко:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 9

А здесь на женщине — узкая. Такую форму еще называют модельной:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 10

Однако существует еще и отдельная юбка или платье для фламенко — бата де кола (исп. Bata de Cola).

Ни на что не похожая юбка с длинным подолом. Она очень сложна в работе, очень тяжелая и поначалу даже громоздкая. Для того, чтобы научиться ею владеть, потребуется немалое время. В основном такие юбки шьются в Испании из-за используемых тканей, которые не продают по миру. Иногда, однако, можно найти в российских ателье, но из-за сложности пошива берутся далеко не все. Очень далеко :) В этой юбке танцуют такие стили, как солеа, булериас, алегриас…

Для того, чтобы бата де кола летала, она шьется с математическими расчетами. Учитывается даже рост танцовщицы, высота каблуков. Длина шлейфа в среднем обычно составляет 2.5 метров, оборок на юбке может быть от 3 до 8. Оборки шьют и на внешнюю сторону юбки и на внутреннюю (!). Вес шлейфа составляет от 5 до 11 кг. Представляете, как сложно с такой юбкой работать? :)

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 11

Мужской костюм для фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса и белой рубашки с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco) иногда надевается поверх рубашки. В настоящее время иногда можно встретить танцоров мужчин и в классическом костюме, сшитом из более легких тканей, удобных для танцев. А иногда, как и Хоакин Кортес, танцуют с голым торсом :)

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 12

В завершение небольшого обзора мне бы хотелось привести стихотворение, которое отражает мое отношение к этому великолепному танцу. Автора не нашла, но если найдете и скинете в комментариях, буду очень благодарна:

Она танцевала фламенко и раненой птицей кружила,
И взглядом бездонным манила …

Она танцевала фламенко.
Она танцевала, как пламя, что мечется по пепелищу
Не в силах найти себе пищи и гаснет затем, умирая …

Она танцевала фламенко и пела руками о боли,
О горькой, отчаянной доле …

Она танцевала фламенко.

И сердце сгорало и билось под черными каблуками,
И время вдруг остановилось …

Лишь песня звучала, рыдая.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Испанские религиозные праздники
  • Испанские праздники сочинение
  • Испанские праздники сегодня
  • Испанские праздники на испанском
  • Испанские праздники весной