Исследовательский проект православные праздники

Царегородцева А.М. 1

Сохранение традиций и обычаев празднования православных праздников (на примере художественных произведений и деятельности храма в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района)

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Царегородцева А.М. 1


1МБОУ «Солнечная СОШ №1»

Эргардт О.Р. 1Дудукало С.В. 1


1МБОУ «Солнечная СОШ №1»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Христианство, как и другая религия, богата на различные обряды, традиции и празднества. Узнавать об этих обычаях и традициях невероятно увлекательно и интересно. Православные христианские праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых. Православные праздники занимали важное место в жизни народа, и во все времена основные праздники приурочивались к циклам природы, к началу и к концу полевых работ. Праздничными обрядами сопровождались наступление весны, первая пахота, сбор урожая. И в православном церковном календаре можно найти отголоски древних землевладельческих обрядов.

Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Верующие люди, участвуя в праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких. В произведения многих русских писателей описывается празднование православных праздников. Авторы знакомят нас с традициями и обычаями дореволюционной России.
   Общий аспект проблемы нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос, поддерживают ли семьи православных христиан традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков.

Цель исследования: изучить особенности традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района и провести сравнительный анализ.

Объект исследования: традиции и обычаи празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Предмет исследования: особенности празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма  в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

База исследования: МБОУ «Солнечная СОШ №1»,храм в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: если изучить традиции и обычаи празднования православных праздников, то можно увидеть, что традиции и обычаи в нашем храме и в православных семьях чтутся и соблюдаются.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

— провести анкетирование;

— изучить литературу по теме из словарей и православной энциклопедии;

— изучить традиции и обычаи православных праздников;

— прочитать рассказы, в которых описывается празднование православных праздников;

— проанализировать прочитанные рассказы;

— изучить, как празднуют православные праздники в наше время (на примере деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района);

— доказать, что традиции и обычаипразднования православных праздников сохранились и продолжаются в современной России;

— провести мастер-класс для учащихся школы по изготовлению куклы-оберега «Рождественский Ангел»;

— сделать выводы.

Методы исследования:

1). Литературоведческий анализ следующих произведений:

— Шмелёв И.С. «Лето Господне»; — Засодимский П.В. «В метель и вьюгу»

— Никифоров- Волгин В. А. Рассказы и другие.

2). Поисковый (изучение информации по выбранной теме с последующей её обработкой, а также её осмысление, обобщение и сравнение).

3). Метод выборки.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведён не только анализ традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений, но и выделены сравнительные особенности празднования православных праздников в деятельности храма в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций и обычаев празднования православных праздников формирует представление о праздновании православных праздников в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций и обычаев нашего народа.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание исследования

Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. Но более почитаемые праздники у русского народа – это православные праздники. Многие скажут, что так принято, так делают все, но за всем этим многообразием просматривается исконно-русская культура, почитаются и передаются из поколения в поколение наши православные праздники и обычаи.

В своём проекте мы остановимся на нескольких православных праздниках, а также сравним, как описывается празднование православных праздников в художественной литературе и как проводятся эти праздники в храме в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Нами было прочитано 9 художественных произведений:

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке».

2. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу».

3.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник».

4. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная.

5. Победоносцев К. П. «Рождество Христово».

6. Черный С. «Рождественский ангел».

7.Чехов А.П. «Ванька».

8. Шмелев И. С. «Рождество».

9.Шмелёв И.С. «Лето Господне».

1.1Понятия православных праздников

В нашей работе мы изучали следующие понятия:

-Православный праздник

-Рождество

-Святки

-Масленица

Для этого мы обратились к различным энциклопедиям и словарям.

Православный праздник

Словарь С.И. Ожегова — Православный праздник — день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой — Пра́здник — день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). [2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Праздник в религиозном обиходе — день или несколько дней подряд, посвященных памяти какого-нибудь религиозного исторического или легендарного события или святого. [8]

Свободная энциклопедия – Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий.[9]

Рождество

Словарь С.И. Ожегова — Рождество один  из христианских (у православных — один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря /7 января). [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой — Рождество́ — один из главных христианских церковных праздников, установленный — согласно церковному вероучению – в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными верующими 25 декабря по старому стилю или 7 января – по новому, а остальными верующими – 25 декабря).[2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Рождество — рождение, день 25 декабря, церковный христианский праздник рождения Христа. [8]

Свободная энциклопедия — Рождество — один из христианских (у православных — один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/ 7 января). [9]

Святки

Словарь С.И. Ожегова — Святки в православии: праздничные дни между Рождеством и Крещением. [6]

Словарь Т.Ф.ЕфремовойСвя́тки — дни, связанные с празднованием православными Рождества и Крещения и сопровождающиеся гаданием, пением колядок, переодеванием и т.п. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова – Святки в церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья. [8]

Свободная энциклопедия12 дней — с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января. Установлены христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа. [9]

Масленица

Словарь С.И. Ожегова — Масленица — старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. [6]

Словарь Т.Ф.ЕфремовойМа́сленица весенний – приуроченный христианской церковью к сырной неделе перед Великим постом – праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Ма́сленица — земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианами к неделе перед великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселения. [8]

Свободная энциклопедияМасленая неделя, сырная неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. [9]

1.1. Традиции и обычаи православных праздников

Рождество

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями. Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Традиции и обычаи Рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз.

Еще одна традиция перед Рождеством-это наведение генеральной уборки дома: выметают пыль из углов, стирают занавески, т. е. очищают свое жилище перед светлым праздником. В старину мужчины чинили сани, дом, крышу, в общем находили себе дело. Перед Рождеством люди ездили на ярмарку, чтобы купить обновки себе и близким.  Обновляли посуду, колотую и треснутую выбрасывали. Подготовиться к празднику нужно было всей семьей. [7]

Обязательными блюдами на Рождественский сочельник были сочиво (кутья), т. е. вареная крупа с медом, и взвары из сушеных плодов и ягод. Остальные постные блюда (как правило, двенадцать) раньше принято было подавать в холодном виде. 
В этот день дети допоздна не спят и сидят за столом вместе со взрослыми. В ожидании звезды все вместе читают вечернюю молитву, старшие рассказывают детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. В конце застолья в Сочельник (прекрасная традиция!) все члены семьи обмениваются приготовленными заранее подарками. А дети еще несколько столетий тому назад знали, что под Рождество старый Святой Николай (Николай Чудотворец) принесет каждому ребенку подарок. Заканчивается Рождественская ночь и наступает долгожданный праздник. [14]
Святки
По православным традициям, Святки (или Святцы) – святые дни примирения. Праздник этот древний. Уже в уставе VI века – его написал преподобный Савва Освященный – говорится, что в дни Святок не полагается класть поклоны и венчаться. Второй Туронский Собор 567 года объявил все дни от Рождества и до Богоявления праздничными. В первые дни праздника было принято посещать друзей, родных, близких – всех тех, кто дорог, и дарить подарки в память о дарах, принесённых Христу волхвами. От Рождества до Крещенского сочельника (с 8 по 18 января) длятся праздничные дни — Святки. Веселое и радостное это время! Катание на тройках, санках, праздничные угощения гостей, посещение близких и дальних родственников, святочные гадания, карнавальные шествия, маскарады, ряженые…

Часто Святки ассоциируются только со святочными гаданиями. Действительно, до революции многие гадали: на кофейной гуще, на картах, на капусте, по гребню (оставляли на видном месте гребень и смотрели: кто первый оставит на нём волосы (причёсываясь), тот и жених будет). Но это, скорее пережиток язычества, чем православная традиция. Церковью гадания во все времена осуждались как колдовство и вступление в союз со злыми духами. И в народе, и в литературе сохранились истинно православные обычаи.

В Рождественские праздники люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. В Святки всегда принято было творить добро: помогать больным и сиротам, раздавать милостыню, делать подарки старикам, узникам, ибо Рождество — это праздник ожидания чуда, время надежд, какой бы период своей жизни в это время ни пережинал человек. [15]

Масленица

В христианстве Масленица — это неделя, предшествующая Великому посту, и начинается за 8 недель до Пасхи. Она была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели). В Сырную неделю можно есть сыр, масло, сметану, творог, яйца — все, кроме мяса. Это помогает сделать плавный переход от мясоеда к наступающему Великому посту. В праздничные дни в большом количестве готовили мучные блюда: блины, оладьи, блинчики, а также пироги и пирожки с творогом, яйцами, рыбой и другими начинками. Ни одно масленичное застолье не обходится без блинов.

Масленица — действительно всенародный праздник — для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду». На улицах все масленичные дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, развеселые процессии ряженых с соломенным чучелом Масленицы. 
В Прощеное воскресенье веселье стихало — на следующее утро начинался Великий пост. В преддверии его, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение: младшие у старших, дети у родителей, бедные у богатых, богатые у бедных, священники у прихожан. «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою», — говорили по обыкновению друг другу. И все вольно или невольно нанесенные обиды и оскорбления в этот день принято прощать.[16]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В практической части нашего исследования нам предстояло решить следующие задачи:

1. Провести анкетирование.

2. Прочитать 9 художественных произведений и проанализировать в этих произведениях традиции и обычаи празднования православных праздников.

3. Изучить празднование православных праздников в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

4. Сделать выводы.

2.1 Анкетирование

Нами была разработана анкета для обучающихся 5-6 классов МБОУ «Солнечная СОШ №1». «Что мы знаем о православных праздниках, традициях и обычаях их празднования?». Анкета состояла из 10 вопросов. Данное анкетирование было проведено с целью сбора информации о праздновании православных праздников в современном обществе.

В анкетировании принимало участие — 27 учащихся 6 А класса.

Анализ результатов анкетирования показал, что из учащихся 6 А класса, на вопросы:

— «Какие православные праздники празднуют в вашей семье?» — ответили 21 учащийся.

— «Что вы знаете о Рождестве?» — правильно ответили: 19 человек.

— «Что Вы знаете о Святках?» — правильно ответили: 12 человек.

— «Что Вы знаете о Масленице?» — правильно ответили: 21 человек

— «Празднуете ли вы Рождество, Святки, Масленицу?» — ответили: «да» 17 человек.

— «На какой праздник уместнее всего дарить подарки и открытки?» — правильно ответили: 20 человек.

— «Ходите ли вы в церковь во время православных праздников?» – ответили: «да» 12 человек.

— «Наряжаете ли вы на Рождество ёлку?» — ответили «да» 27 человек.

— «Знаете ли вы историю празднования православных праздников?» — правильно ответили: 3 человека.

— «Гадаете ли вы на Святки?» — ответили «да» 2 человека.

Вывод: результаты данного этапа исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства учащихся 6 А класса. В дальнейшем планирую провести анкетирование в 5-6 классах нашей школы.

2.2. Рождество в творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»

Рождество. Снежная морозная зима. Наступает Рождество. Для того чтобы «славить Христа», в доме появляется сапожник вместе с мальчишками. Они разыгрывают небольшое представление про царя Ирода. Затем приходят нищие, которым подают в честь праздника. Как всегда, для всех убогих устраивается обед. Ване всегда интересно наблюдать за различными диковинными людьми.

Настоящее Рождество – дома, где колядуют и из окна светится Вифлеемская звезда.[10] Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. Да и не только люди у Шмелёва – счастливые. В воображении маленького Вани (героя «Лета Господня» и «Богомолья») встаёт картина: около яслей овцы, коровы, голуби взлетают… Чувствует это и их цепной пёс Бушуй. «Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснётся, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руки, будто да, Рождество. И на душе тепло от счастья». [12], [13]

Вывод. У Шмелёва Рождество, как и все православные праздники, словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным. Под пером Шмелёва возникают картины навсегда ушедшего быта о том, как справляли Рождество в дореволюционной России.

2.3. Святки в произведении Павла Владимировича Засодимского

«В метель и вьюгу»

Произведение «В метель и вьюгу» было опубликовано в 1888 году в сборнике П.В. Засодимского (Вологдина) и имело подзаголовок «Святочный рассказ».

Действие происходит именно в ночь на 25 декабря. В Рождество, когда маленькая, худая, бедно одетая девочка в снежную вьюгу бредёт пошатываясь и спотыкаясь, боясь вернуться в хозяйский дом, так как потеряла деньги. Девочка от порыва ветра потеряла деньги, данные ей на свечку, просит помощи, но никто её не слышит. Все готовятся к Рождеству. Её спасает рабочий, который бродит по улице от одиночества и горя, он год назад потерял любимого брата, надеясь первого встречного бедняка привести к себе на ёлку, в память о брате. Полузамёрзшую девочку он воспринимает как подарок судьбы. Таким образом, встреча с девочкой становится и для Ивана Пичугина чудом, рождественским подарком. Иван Пичугин дарит девочке заботу, внимание, тепло своей души и сам становится счастливее. Ёлка, недавно напоминающая ему о брате, становится символом праздника и надежд на будущее. Рассказ заканчивается счастливым финалом – это пробуждает веру людей в то, что красота, добро, забота о ближнем должны быть смыслом жизни человека. [3]

Вывод. Мы видим, что рассказ «В метель и вьюгу» приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества — Святок до Крещения. Это добрая история о простых, работящих и очень искренних людях, верящих и почитающих православные праздники.

2.4. Масленица в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина

Рассказ Никифорова-Волгина про Масленицу и начинается с воспоминания о прошедших праздниках: «Прошла Ефимия Великая, апостол Тимофей полузимник, за ними три вселенских святителя…Догорали восковые свечи Сретения Господня». Ещё задолго до Масленицы люди начинают думать о ней, хотя ещё «по ночам метель воет, морозы стоят словно медные». [5]

Ведь это – не просто праздник, а неделя заговения, предшественница Великого поста! «С Мытаревой недели в доме началась подготовка к Великому посту. Перед иконами затеплили лампаду… по средам и пятницам не ели мясного… перед обедом и ужином молились в землю».

В рассказе Никифорова-Волгина отразился ещё один православный обычай – петь покаянные песни. Они напоминают о том, что надо спасать. И праздновали весело, с чистой душой. А в деревне, где все обычаи держатся дольше, Масленицу праздновали по-старинному: каждый день имел своё название, пели песни, «сотканные из звёзд и ржаных колосков». [5]

И хотя богатые ели блины дорогие, с икрой, ходили на представления, у Никифорова-Волгина Масленица – праздник для всех. Особенно ярко это видно, когда на Масленицу нищим подают блины (был даже такой «убогий блин») – пусть и в их тяжёлую жизнь заглянет Масленица.

Вывод. Масленица – праздник старинный, уходящий корнями в незапамятные времена. Сейчас Масленицу празднует вся страна, вне зависимости от веры – праздник стал народным. Однако до революции, когда православие было распространено широко, справляли Масленицу по православной традиции, это был религиозный праздник. Особенно это отразилось в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина.

2.5. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района

Храм построен в 2011 году. При храме есть воскресная школа, которую я посещаю уже 5 лет. В воскресной школе мы изучаем Закон Божий. Педагоги воскресной школыпрививают нам основные нравственные ценности. Учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.
Мы знакомимся с традициями и обрядами празднования православных праздников. Проводим их ежегодно. На эти праздники собираются не только дети из воскресной школы, но и все жители посёлка. (Приложение 1). 

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские Богослужения. В нашем храме тоже прошло это торжественное Богослужение. Храм был украшен живыми елями и еловыми ветками. (Приложение 2). 

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, воскресная школа прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского п. Солнечный Сургутского района организовала праздничный концерт для детей и наших родителей.

Мероприятие проходило в зале КСК «Солнечный». Мы представили театрализованную постановку «Рождественский сочельник», а также исполнили песни и хореографические постановки. После концерта с нами провели игровую программу артисты театральной студии «Пилигрим». Все дети активно участвовали в хороводе, играли со Снегурочкой, рассказывали стихи и получили Рождественские подарки. Гостями праздника были воспитанники КОУ «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и ребята из КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа № 2». А также на праздник пришли дети из многодетных семей и жители посёлка. С праздником Рождества Христова нас и гостей поздравил настоятель храма иерей Глеб Перфилов. (Приложение 3). 

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

Есть ещё одна интересная традиция: кукольный театр, или маленький вертеп, в котором представляли сцены Рождества. В храме в честь святого благоверного князя Александра Невского есть вертеп из дерева, его под Рождество устанавливают в снег и украшают целыми ворохами еловых ветвей, волхвами, иконами с изображением святых родителей, яслями с младенцем, животными, ставят подсвечник для зажигания свечей.

А фигура Ангела Хранителя возвещает о рождении Христа. (Приложение 4)

В нашей школе среди учащихся проводился мастер – класс: кукла-оберег «Рождественский Ангел». Непременной рождественской куклой был ангел. Рождественский ангел обязательно присутствовал в вертепе. Ведь ангелы своими песнями и трубами возвестили в рождественскую ночь, что на земле родился  Иисус Христос. Слово ангел в переводе с греческого означает вестник. Вот и дети воскресной школы изготавливали куклу-ангелочка и дарили своим родным и близким.
Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20см х 20см. В идеале, народная кукла изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки. Замечательна эта кукла простотой, быстротой изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична. (Приложение 5)

Ещё одной ежегодной традицией среди учащихся нашей школы является проведение конкурса вертепов, сделанных своими руками. В котором мы с ребятами ежегодно принимаем участие. (Приложение 6)

Святки

Святки – это не пора гаданий и суеверий, а святые дни, как сказал Достоевский, «дни семейного сбора, дни милосердия и примирения».

Радостную весть о Рождении Богомладенца принесли в дома жителей п. Солнечный Христославы прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с ребятами из приходской воскресной школы мы посетили многодетные семьи, пожилых людей, семьи с тяжело болящими детьми и других жителей поселения. Славословили Рождение Христа в тропаре и колядках. Детям дарили сладкие подарки. Не остались без угощения и колядующие. Надеемся, что у нас получилось оставить добрый след и тепло Рождественской звезды, указывающей путь ко Христу, в каждом сердце. (Приложение 7)

Масленица

18 февраля 2018 года, в прощенное воскресенье, (воспоминание Адамова изгнания), по совершении Божественной Литургии в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района, на территории прихода воскресная школа организовала проводы масленицы. Мы под руководством преподавателей провели игры и спортивные соревнования. Это были состязания между командами по перетягиванию каната, прыжки в мешках, перенос «блинов на сковороде». По окончании соревнований в воскресной школе, традиционно, состоялся чай с блинами. (Приложение 8)

Вывод. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района всегда проходят с торжеством и песнопениями и соответствуют православному календарю. Жители нашего посёлка унаследовали от своих предков многие традиции, дошедшие до наших дней.

Заключение

Изучив традиции и обычаи православных праздников на примере рассказов, в которых описывается празднование православных праздников в дореволюционной России мы видим, что тема милосердия и добра в праздники проходит золотой нитью через творчество многих писателей (от Достоевского до современных авторов). Скорее всего, это происходит потому, что милосердие для народа – от простых людей до самых творческих и талантливых людей — так естественно. Праздники играют в жизни человека важную роль. Но православные праздники – необычные. Люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел.

Все эти праздники сохранились с давних времён и до наших дней. Большинство людей поддерживают традиции и празднуют православные праздники.

Цель достигнута, задачи решены. Результаты данного исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства людей.

Таким образом гипотеза исследования подтверждается. В результате исследования мы пришли к выводу, что семьи православных христиан поддерживают традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков. И с каждым годом количество людей, с интересом относящихся к празднованию православных праздников возрастает. Из этого можно сделать вывод, что в Россию православные праздники возвращаются.

Список использованной литературы

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. — М.: Правда, 1982 г.

2.Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Из.: АСТ, 2006 г.

3. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу». Издание А. Ф. Девриена , 1888 г.

4.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник». Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

5. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная. Изд.: «Благословение», 2008 г.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд.: Мир и образование 2014 г.

7. Победоносцев К. П. «Рождество Христово». Изд.: Наука, 1996 г.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Изд.: Дом славянской книги, 2004 г.

9. Свободная энциклопедия – Википедия.

10.Черный С. «Рождественский ангел» — Изд.: Нигма, 2017 г.

11.Чехов А.П. «Ванька». Изд.: Нигма, 2015 г.

12. Шмелев И. С. «Рождество» — Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

13.Шмелёв И.С. «Лето Господне». М.: Московский рабочий, 1990 г.

14.https://schci.ru/Rojdestvo.html

15.adychef.ru/prazdniki/rozhdestvenskie-svyatki-istoriya-i-traditsii-prazdnika/

16.http://rosregistr.ru/raznoe/98737.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского

с.п. Солнечный Сургутского района

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Кукла-оберег «Рождественский Ангел»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конкурс Рождественских вертепов в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Святки

(поздравление малоимущих и требующих особого ухода прихожан храма)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Масленица на территории храма

Просмотров работы: 152

Слайд 1

Описание слайда:

Проект на тему
«Православные праздники»



Слайд 2

Описание слайда:

Цель:
1. Выяснить, какие православные праздники есть.
2. Узнать, всё о православных праздника.
3.Узнать, как празднуют их.


Слайд 3

Описание слайда:

Какие праздники есть?
Пасха — переходящий праздник;
Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
Рождество Христово — 7 января;
Крещение Господне — 19 января;
Сретение Господне — 15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
Преображение Господне — 19 августа;
Успение Богородицы — 28 августа.


Слайд 4

Описание слайда:

Православные праздники
Православные праздники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовыми седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.


Слайд 5

Описание слайда:

Как празднуют их?
Первые христианские праздники (например, Пасха) установлены по аналогии с еврейскими. Постепенно литургическое творчество церкви создает целый ряд праздников. Число их особенно умножилось в 4 в., поскольку возникла настоятельная необходимость заменить языческие праздники христианскими, утоляя естественную потребность людей в праздновании главных моментов природной жизни. Каждый отдельный праздник стал выражением определенной богословской идеи и нес в себе догматическое содержание. 


Слайд 6

Описание слайда:

Вывод:
1.Пасха,Рождество Пресвятой Богородицы,Воздвижение Креста Господня,Введение во храм Пресвятой Богородицы,Рождество Христово,Крещение Господне,Сретение Господне,Благовещение Пресвятой Богородицы,Вербное воскресенье,Вознесение Господне,Праздник Святой,Троицы,Преображение Господне, Успение Богородицы.
2. общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери.
3. Каждый отдельный праздник стал выражением определенной богословской идеи и нес в себе догматическое содержание. 


21 районная краеведческая
конференция школьников по этнографии

«Народные традиции – моя история и
моя культура»

             Номинация: «Традиционный праздник – духовная основа жизни
предков»

Исследовательская
работа

«РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ и  ОБРЯДЫ»

Работу
выполнила Третьякова Юлия,

Учащаяся 5 а
класса МОАУ «Покровская СОШ»

Руководитель

Болгарова
Раиля Раисовна,

учитель истории,

I квалификационная категория

2016 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..с.3

План исследования…………………………………………………………….с.4

Глава 1. Теоретическая  часть.  

1.1       Из истории праздников……………………………………………………..с.5                                                                               

Глава 2. Практическая часть

2.1  Результаты исследования.………………………………………………..с.11

2.2. Праздник  Масленицы в селе
Покровка………………………………….с.11

Заключение…………………………………………………………………… с.
12                                                                                              

Литература ………………………………………………………….…………с.13

Приложение ………………………………………………………………….с.14

Введение

     В нашем
селе проводится различные  праздники.  И я с раннего детства люблю ходить с
мамой  на эти праздники. А иногда и   принимаю участие в них. Больше всего
нравится праздник  Масленица, потому что он проходит на улице, где собирается
много народу, у всех хорошее настроение и начинает ярче светить солнце.  Мне
стало интересно узнать, знают ли мои сверстники о народных праздниках. Для
того,  чтобы ответить на эти вопросы, я   изучила  несколько  книг и материалы
Интернета, посвящённые традициям и обычаям русского народа.

В данной работе изучены
русские народные обычаи, обряды. Проведено социологическое исследование среди 
учащихся средних классов, а также их родителей, знают ли они что-либо об
обрядах и праздниках. Особый интерес вызвали несколько  семейных традиций
(родины, день летнего солнцестояния, поход на рынок (в старину) и т.д.), о
которых не было известно учащимся. Предполагается дальнейшее исследование
проблемы.

  Цель исследования: изучение значения и символики
обрядовых  праздников  с древних времён и их проявления сегодня.

        Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:

ü изучить литературу по теме;

ü провести анкетирование, что знают о
празднике ученики.

ü изучить историю возникновения
праздников, традиции празднования

ü принять участие в праздновании
праздника Масленицы

ü полученную информацию
проанализировать и обобщить.

                 
Объект исследования: обрядовые праздники

        Предмет исследования: – символика  обрядовых праздников

        Для решения поставленных задач были
использованы следующие формы и методы работы:  наблюдение,
анкетирование, практическая часть, анализ работы.

   
Теоретическая значимость
исследования в том, что его результаты позволяют расширить и углубить
знания о традициях и обычаях своего народа.

        Практическая
значимость
исследования заключается в том, что собранный материал может
быть использован для составления различных сценарий   празднования 
«Масленицы», Ивана Купала.

 

План исследований

Проблема: Подавляющее большинство
современных детей не знают, какие праздники являются народными и когда они
появились.

Гипотеза: Я предполагаю, что
народных  праздников было много, но сегодня сохранились лишь некоторые из них.

План исследования

1.     Изучить литературу

2.     Провести анкетирование учащихся

3.     Принять участие в праздновании
Масленицы и других праздниках.

4.     Проанализировать и обобщить
информацию о праздновании.

5.     Оформить исследовательскую работу в
бумажном и электронном варианте.

6.     Защитить исследовательскую работу.

Описание работы

Глава 1. Теоретическая часть

РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

 
Для начала нужно вспомнить некоторые из обычаев, праздников и обрядовую поэзию,
с ними связанную.

 Обряд
это
особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. Насчитывается
множество самых разных русских обрядов. Некоторые из них языческие, о некоторые
христианские. Все они сопровождались песнями.

Обрядовые
песни делятся на календарные (связанные с календарем), поблюдные (сопровождали
святочные гадания) и свадебные. Но жизнь человека начиналась с рождения,
поэтому первые обряды – это родины и крестины.

Родины
и крестины.

  
Семейные события всегда сопровождались пирами и увеселениями. Рождение младенца
ознаменовывалось домашним торжеством. Зажиточные люди учреждали родинные столы,
а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для этого разрешение от
начальства. Родители от гостей получали подарки, обычно деньгами.

  
Имя ребенку давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого
была в этот день.

  
Русские люди спешили крестить младенца. Обычно они делали это на восьмой день
после рождения малыша, иногда на сороковой, так как эти числа напоминали о
младенческой жизни Иисуса Христа   Духовное рождение считалось значительнее
телесного. Поэтому день рождения оставался незаметным, а день ангела или
именины всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло здоровье.

 Брак.

  
Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, и никогда семейная жизнь не
была такой веселой, интересной и запоминающейся, как в эти торжественные минуты
жизни.

  
Русские женились вообще очень рано. Бывало, что жених был в возрасте от 12 до
13 лет. Редко случалось, чтоб русский долго оставался неженатым, если только не
болезнь была тому причиной. При ранней женитьбе жених и невеста не знали друг
друга до брака. И это было совершенно естественно, ведь будучи детьми, они
находились под полной властью родителей и были скрыты от людей.

  
Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его
судьбой. Только когда жених вступал в брак во второй раз и уже не имел
родителей, то выбор делался им самим.

Венчание.

  
Венчание происходило большей частью вечером. Утром в день торжества сваха
невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Сваха обходила
кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество с рябиною в руках, на
которой нарезывались символические знаки. Её шествие совершалось церемонно.
Между тем у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили
стол.

  
После того, как в доме невесты все было готово и сама невеста одета, ей на
голову возлагали венец – символ девичества и вели с торжественным шествием в
залу, где было устроено место для неё с женихом. А жених, убравшись в
венчальный наряд , ожидал, как ему дадут знать, что пора ехать за невестою. С
гостями его непременно находился священник, который должен был их венчать.

  
Две свахи вели невесту в венце, под покрывалом. За невестой следовали сидячие
боярыни, составлявшие её свадебный чин; две из них держали по блюду. На одном
лежала кика – головной убор замужней женщины. На другом лежали убрусы,
предназначенные для раздачи гостям. Блюдо  с осыпалом и убрусами ставилось на
столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром.

  
Когда все усаживались, отец и мать невесты, посылали дружку к жениху. Приходя,
он извещал, что время ему идти по невесту.

  
Священник первый вставал с места провозглашал: «Достойна есть!». Вставали
родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им в ноги,
целовал образ и получал родительское благословение. В торжественном шествии
впереди шли каравайщики с караваями, свечники и фонарники со своими
принадлежностями, потом священник с крестом, потом бояре, а за ними жених,
которого вел под руки тысяцкий, а за ним поезжане, то есть все, составлявшие
чин жениха. Они садились на лошадей верхами или в сани. Когда такое шествие
доходило до двора невесты, родители невесты выходили к ним навстречу. Они
входили в приготовленный покой, где уже сидела невеста. Жених молился,
знаменуясь крестом, и кланялся образам на все четыре стороны, потом вместе с
дружком подходил к своему месту. Жених садился возле невесты на одну подушку с
ней.

  
После венчания в церкви, все гости отправлялись в дом мужа. Вероятно, на
свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные
разъезжались по своим домам, а уже к вечеру жену привозили в дом мужа, и там
происходило брачное торжество.

  
Свадьба.

  
Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль  с
множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная
роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, — так
называемые чины, каравайщики, свечники, которые шли впереди свадебных поездов
невесты и жениха с караваями и свечами. Специальный человек должен был следить,
чтоб никто не прошел между женихом  на коне и возком невесты – это было дурной
приметой. Немаловажной была роль знахарей на свадьбах: они должны были отвести от
новобрачных злых духов, защитить их от сглаза.

В составе свадебного
обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне
обряда не исполняются. Их функция— обрядовая, они придают гласности
начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё
назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала.
Отличительной особенностью свадебных песен является эпический,
повествовательный стиль.

Новоселье.

  
Новоселье в старой русской жизни было торжественным событием; хозяин, входивший
в новопостроенный дом, приглашал духовенство освящать его и созывал родных и
знакомых. Гости являлись непременно с хлебом и солью – символами желания обилия
и благополучия; русские верили, что приносимый хлеб с солью в новом доме
изгонял влияние злого духа. Надо было умело выбрать подходящее место, на
котором строить новый дом. Для того, чтобы узнать хорошее или плохое это место,
у людей были разные гадания: например, клали дубовую кору и оставляли ее на три
дня; на четвертый поднимали и замечали, что же под корой; если там находили
паука или муравья, то считали место плохом, а если находили  червяков или
черную мурашку, то можно было смело ставить дом.

  
Во время пиршества на новоселье, комната устилалась травой, и на большом столе,
покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили  в солонницах соль. После
пиршества каждый из гостей должен был что-нибудь подарить хозяевам.

Масленица

В конце
марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица —
праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце.
Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому
изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама
Масленица — олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние
начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным
захоронением Масленицы — чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям,
закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна
была теперь успокоиться до следующего года.

Дорога наша гостья
Масленица

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная,триаршинная,

Лента алая,двуполтинная,

Платок
беленький,новомодненький,

Брови чёрные,наведённые,

Шуба синяя,ластки
красные,

Лапти частые,головастые,

Портянки
белые,набелённые!

           Сброки. Встреча птиц (22
марта)

        22 марта, в день
весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие
печенья в форме птиц. В Каргополье 22 марта называют тетерочным днем: детям
пекли тетерок — хрупкое, как кружево, печенье с узорами. В православии день 22
марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками.
Говорят, что на Сброки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот
день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

            Вербница

           Это большой
праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи.
Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением
вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь
детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные
шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и
сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать
детей для здоровья освященной веткой вербы.

В
современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения
Иисуса и схождения его с креста. В этот день, Распятый спаситель покинул лона
своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято
печь куличи и пасху, а также красить яйца.

Радоницей называют Пасхой
усопших. Радоница отмечается на девятый день, во вторник после Пасхи, в Фомину
неделю. Это поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии Иисуса
Христа к душам умерших. Издревле поминовение в Фомину неделю называли
Радавницей или Радуницей. Название праздника отожествляется с тем, что умершие
в этот день радуются. Это первое поминовение усопших после Пасхи. Также, раньше
в старину Радоницу еще называли Навием днем, что в переводе с древнеславянского
– навий – мертвец.

            Красная горка

        С Пасхальной
недели повсюду начинались первые весенние гулянья с качелями, играми,
хороводами. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Любимая
весенняя игра — «В горелки». В давние времена эта игра посвящалась весеннему
солнцу. Ее разыгрывали между кострами ранним утром на высоких холмах.

            День Ивана
Купалы.

        В этот день, день жатвы,
зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и
возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале
приносили своеобразную жертву: купание.

        Купала
— божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника
оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и
символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана
Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший
место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и
открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные
отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о
таких простаках.
Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках
и озерах.Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили
на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом —
трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали
песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой
были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали
через огонь.  Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся.

          1 сентября — старинная
встреча Нового года

        Эту дату теперь
принято отмечать как День знаний. Кажется, что так было всегда. Однако в давние
времена все было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к
1 сентября были приурочены важные события. С середины XIV в. и до 1700
г. в Московском государстве существовал особый ритуал встречи . 1 сентября:
ровно в полночь, в глубокой тишине, со стены Московского Кремля раздавался
грохот, заревой (то есть вестовой) пушки, вслед за тем гудел самый большой
колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во
всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась
служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так
хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала
нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного
Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

           Покров Богородицы (14 октября)

      Это один из любимых осенних праздников. В
этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!»
Топили печь и шли за дожиночным снопом — тем, что был сжат последним. Его
хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп
хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю
скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.

Календарные ритуалы
по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для
крестьянина па хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить
саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия. А
те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от
которой этот быт зависел.

Глава 2. Практическая часть.

       Меня заинтересовало, знают ли
мои сверстники о народных традициях и обрядах.

Я провела анкетирование и  вот, что
выяснилось: что знания моих сверстников об этих русских праздниках очень приблизительные
и неточные.

В анкетировании принимали участие
учащиеся  и родители.

2.1  Результаты
исследования
.

  На основе данных,
полученных в результате исследования, можно сделать вывод, что из 40 опрошенных
человек (в том числе учеников и их родителей) знают об обрядах – 100%.

  Наибольшей
популярностью среди учеников 5-6 классов пользуются такие обряды, как
Масленица, свадьба, крестины, праздник Пасхи, день Ивана Купалы, Радоницу
(знают эти обряды 98% всех опрошенных). Взрослым людям, помимо перечисленных
обрядов, известны также сватовство, смерть, погребение (из всех опрошенных эти
обряды знают 80%).

Меньше знают и взрослые,
и дети о таких обрядах, как проводы в армию, новоселье, родины, погребение по
языческому обряду (30%). А про обряд, который проводится в день летнего
солнцестояния, Крапивное заговенье, Матушка Улита, Макрида, Давид-земляничник,
Афанасьев день, Перунов день, знают  9% опрошенных, да и то только взрослые.

2.2. Праздник 
Масленицы в селе Покровка.

           Я спросила бабушку и узнала
о том, что «Масленица» празднуется в селе  давно. В нём принимают участие
творческие коллективы Дома культуры, школа, детский сад, коррекционная школа,
ими проводятся театрализованные представления и игры. Проводят спортивные
состязания: «Залезание на столб», «Кулачные бои», «Перетягивание каната» и
другие, а также конкурсы на лучшую частушку.  На  площади организовывается
выездная торговля, где можно купить много вкусной еды. А также полакомиться бесплатными
вкусными  блинами,  и горячим чаем.

       В этом году масленичная неделя
длилась с 7 марта  по 13 марта. В течение всей недели в детских садах, школах и
досуговых учреждениях проходили различные мероприятия, посвящённые этому
старинному празднику. 13 марта в «Прощёное воскресение» состоялось массовое
гуляние, где я принимала участие. Мы зазывали Весну — Красну, загадывали
загадки, проводили игры и конкурсы. Праздник прошёл весело, а в конце
мероприятия был хоровод вокруг чучела Масленицы и прощание с ней. Он надолго
запомнится мне, потому что я впервые так близко познакомился с обрядами и
традициями этого праздника.

    Заключение

        Проведённая мною работа дала
мне много полезной информации о праздниках. Я нашла ответы на все поставленные
вопросы.

        Выдвинутая мною гипотеза о
том, что народ придумал эти праздники, опираясь на обряды и традиции предыдущих
поколений, подтвердилась. И многие праздники сохранились до наших дней. Праздник
наполняет жизнь народа духовным содержанием. Проходили века, менялись люди.
Например, Масленица частично утрачивала мистический смысл, обрастала новыми
традициями, но оставалась всё — же одним из самых любимых народных праздников.
В этом я убедился, принимая участие в сельском празднике. На праздник я надела
красивый платок. До сих сохранилась традиция  провожать зиму, сжиганием чучела
и встречать весну криком гармошек, шумом балаганов, танцами и хороводами,
частушками и прибаутками, радостным звоном бубенцов.

 Мне и моим
одноклассникам очень понравилось участвовать в праздновании Масленицы.

       Вывод:
проведённая  работа позволяет сделать вывод о том, что народные праздники
сохранились и до наших дней: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и
играми.

   Мне очень
понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал,
сравнивать, участвовать в играх и  конкурсах. На следующий учебный год я
собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные
праздники».

                                  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гавришина Т.В.. Через игру в народную
традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995.

 2 . Жук Л.И.Традиции.
Обычаи. Обряды. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.

 3.
Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа (Сост.
А.И.Уткин; Авт. очерка о Н.И. Костомарове и И.Е.Забелине С.О.Шмидт. – М.:
Просвещение. – АО «Учебная литература», 1996.

 4. Куфтина О.В., 
Власенко О.П.- Русские фольклорные традиции. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.

5.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

6.
Русский фольклор. (Сост. и примеч. В.Аникина). – М,: Худож. лит., 1985.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ: «Знаете ли вы
народные  обряды и праздники?»

1. Родины
—                                                         13. Масленица –

2.Новоселье
—                                                      14.Погребение (по
христ.)

3. Пасха
—                                                             15.Погребение (по
языч.)

4. День летнего
солнцестояния —                      16.Крестины –

5. Рождество
—                                                     17. Свадьба –

6.Смерть
—                                                            18. Сватовство –

7. Проводы в армию
—                                        19. Поход на рынок –

8.Радоница
—                                                         20.Русальная нед.-

9. День Ивана Купалы
—                                      21.Давид-земляничник

10.Крапивное заговенье
—                                    22.Афанасьев день –

11. Матушка Улита
—                                            23. Макрида –

12. Перунов день —

Масленица в с. Покровка
13 марта 2016 г.

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исследовательская работа праздники татарского народа
  • Исследовательская работа праздники нашей семьи
  • Исследовательская работа праздники народов россии
  • Исследовательская работа праздники англии
  • Исследовательская работа праздник ивана купала