Какой колокольный звон звучал переливами радостно звал людей на праздник

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:  

        Конспект урока по предмету музыка учителя ГБОУ школы № 362

Гуриной Екатерины Германовны

г. Санкт-Петербург

Тема урока: «Великий колокольный звон. Звучащие картины.»

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь — что в храм стремиться».

Цели:

     Обучающие: 

  • знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России
  • Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси

    Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки
  • Воспитание уважения культурных традиций своего народа
  • воспитание исполнительской и слушательской культуры.

    Развивающие:

  • развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов
  •  развитие внимания, памяти

Оборудование:

  • CD-проигрыватель
  • фотографии храмов, церквей и колоколен России
  • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»
  • фото «Катание на тройке»
  • колокольчики

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

Звоню в колокольчик

Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.

– Доброе утро! Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей  Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?

–Россия.

– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия — это  не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!

Что же это за произведение и кто его автор?

– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве.

 Правильно, в этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают ее как живую девушку.

Давайте  и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.

 Исполнение песни Г.Струве «Моя Россия»

— Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?

— Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…

— Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.

Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

– Наверное, о том, что на Руси много колоколов.

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН.  ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)

     Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

     В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

— А знаете ли вы, где живут колокола?

— В храмах, церквях…

— А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

— Наверху, в башнях…

— Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» Левитана)

— А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?

 — Чтобы звон разносился далеко по округе

— Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях — хороших или плохих?

Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.

Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…

– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона?

Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).

— Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…

– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

— Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…

— Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время  в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.

— А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?

— У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…

— Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!

-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?  

( Ответы детей)

-Да, колокольный звон для  русских людей — это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!

Дети выходят из класса под «Песню о колоколах» из к/ф «Приключения Электроника»

  Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

  1. Благовест

  2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

  Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

  Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

  Благовест в свою очередь делится на два вида:

  1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

  2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

  Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

  Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

1424282947_kolokol2

СОБСТВЕННО ЗВОН

  Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

  Звон во все колокола различается на:

  1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

  Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

  В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

  2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

  3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

  4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

  Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

  Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

  Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

   «Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

  Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

  Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

  Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

  (В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви). 

Источник: simblago.com

Итоговые тесты по музыке

2 класс

1вариант

1. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?

а) динамика

б) темп

в) мелодия

2. Главная песня страны, музыкальный символ России:

а) герб России

б) флаг России

в) гимн России

3.Что обозначает слово: «пиано»?

а) громко

б) тихо

в) не очень тихо

4. Автор «Детского альбома»:

а) П. Чайковский

б) С. Прокофьев

в) М. Глинка

5. Выбери автора (ов) пьесы «Прогулка»:

а) С. Прокофьев

б) М. Мусоргский

в) П. Чайковский

6. Эти ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ все подряд образуют:

а) нотный стан

б) звукоряд

в) песню

г) алфавит

7. Найди лишнее — названия колокольных звонов России:
а) благовест
б) праздничный трезвон
в) громкий
г) набат

  1. 8. Назовите Святых земли русской:

 а) Александр Невский

б) Сергей Прокофьев

в) Сергий Радонежский

9. Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:

 а) Новый год

б) Рождество Христово

в) Пасха

10. Какие музыкальные инструменты относятся к народным?

а) балалайка

б) арфа

в) рояль

11. Балет — это музыкальный спектакль, где все действующие лица…

а) поют

б) танцуют

в) разговаривают

12. Руководитель хора или оркестра:

а) дирижер

б) солист

в) поэт

13. Назовите композитора оперы «Руслан и Людмила»:

а) П. И. Чайковский

б) М. И. Глинка

в) А. С. Пушкин

14. Выбери автора симфонической сказки для детей “Петя и волк”:

а) С. Прокофьев

б) М. Мусоргский

в) М. Глинка

15. Найди лишнее: в произведение «Картинки с выставки» входит

а) «Балет невылупившихся птенцов»

б) «Лиможский рынок»

в) «Песня о картинах»

г) «Избушка на курьих ножках, Баба-Яга»

д) «Богатырские ворота»

 Критерии оценки:

Ошибки: 2 — 3 («5»)

4 – 5 («4»)

6 – 7 («3»)

8 – 9 («2»)

Ответы к итоговому тесту 1 вариант

1.в

2.в

3.б

4.а

5.а, б

6.б

7.в

8.а, в

9.б

10.а

11.б

12.а

13.б

14.а

15.в

2 вариант

1.Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?

а) ритм

б) тембр

в) мелодия

2. Назови музыкальный символ России:

а) флаг России

б) герб России

в) гимн России

3.Что обозначает слово «форте»?

а) тихо

б) громко

в) не очень громко

4. Автор «Детской музыки»:

а) П. Чайковский

б) С. Прокофьев

в) М. Глинка

5. Два композитора М. Мусоргский и С. Прокофьев сочинили пьесу с одинаковым названием. Каким?

а) Вечер

б) Прогулка

в) Гном

6. Четвертая нота звукоряда?

а) Ми

б) Фа

в) До

7. Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

а) благовест

б) праздничный трезвон

в) набат

8. Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:

 а) П. И. Чайковский

 б) С. С. Прокофьев

 в) М. П. Мусоргский

9. На каком народном празднике исполняется колядка ?

а) Рождество

б) Новый Год

в) Пасха

10. Какой музыкальный инструмент не относится к ударным?

а) треугольник

б) тарелки

в) рояль

11. Опера — это музыкальный спектакль, где все действующие лица…

а) поют

б) танцуют

в) разговаривают

12. Человека, который руководит хором или оркестром, называют:

а) руководитель

б) дирижер

 в) композитор

13. Что такое увертюра?

а) вступление к спектаклю

б) середина спектакля

в) окончание спектакля

14. В симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева персонажи говорят голосами:

а) музыкальных инструментов

б) актеров

в) звуками природы  

15. Кто композитор сюиты «Картинки с выставки»?

а) С. Прокофьев

б) Д. Шостакович

в) М. Мусоргский

Критерии оценки:

Ошибки: 2 — 3 («5»)

4 – 5 («4»)

6 – 7 («3»)

8 – 9 («2»)

Ответы к итоговому тесту 2 вариант

1.в

2.в

3.б

4.б

5.б

6.б

7.в

8.б

9.а

10.в

11.а

12.а

13.а

14.а

15.в

Цель урока: раскрыть значимость
колокольных звонов в истории и культуре русского
народа. Познакомить учащихся  с видами
колокольного звона, с историей возникновения
колоколов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и
      разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах
      и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить
      учащихся к разговору о колокольных звонах в
      композиторской музыке.
  • Развивающие:
    • формировать умение различать колокольные
      звоны;
    • способствовать развитию целостного
      музыкального мышления на основе сотворческого
      восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через
      организацию разных видов музыкальной
      деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию слушательской
      культуры учащихся на основе приобщения к
      вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским
      традициям и исторически сложившемуся уважению
      русского народа, почитающего колокол, как символ
      русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности
      учащихся.

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции  к
прослушанному музыкальному произведению,
аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой
личностный субъективный опыт, на свои интересы,
склонности, устремления, индивидуально значимые
ценности и учиться максимально использовать его,
а не просто безоговорочно принимать, что говорит
учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
–  анализировать музыкальное произведение на
основе средств музыкальной выразительности;
– оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из 
музыкальных,  художественных и поэтических
иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального
произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления новых знаний и способов действий.

Форма урока:  фронтальная,
групповая.

Методы: словесный, сравнения,
эмоциональной драматургии, слуховой
наглядности, зрительской наглядности,
музыкальное обобщение.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, музыкальный центр,
фортепиано.

Виды деятельности: слушание,
исполнение, размышление.

Формы организации познавательной
деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:

  • М.Мусоргский «Великий колокольный
    звон».
  • Колокольный звон «Благовест».
  • Колокольный звон «Набат».
  • Колокольный звон «Трезвон».
  • Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний
    звон».
  • Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте
    материал у автора статьи. Прим. ред.)

Литературный ряд:

  • Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
  • С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.

Дидактический материал:

  • Текст  стихотворения Ю.Сомова «Звон
    колоколов».
  • Текст  стихотворения С.Есенина «Колокол
    дремавший».
  • Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская,
    Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
  • Карточки с определением колокольного звона.
  • Колокольчики разного цвета.

Урок музыки – урок искусства и
импровизационность, вариативность,
индивидуальность – неотъемлемые и необходимые
его качества. При организации материала учитель
стремится к тому, чтобы учащиеся не просто
усвоили знания, а вывели их в процессе
постигающего мышления, реального и мысленного
эксперементирования, выявления существенных
связей и отношений между элементами своей
деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

Ход урока

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас
необычный урок, тему которого мы определим
вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение
Ю.Сомова

Презентация. Слайд 1
/Текст стихотворения/
«Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!

– Так о чем мы  с вами будем говорить на
уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о
 колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего
сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить
одно слово –  «Великий колокольный звон».

Слайд 2 /Тема урока/

– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне
колоколов, колокольчиков и выяснять, когда
появился колокольный звон, где его можно
услышать, а также поговорим о его разновидностях
и о том, какое место он занимал и занимает в жизни
человека. Мы сегодня научимся различать виды
колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис
Годунов», автором которого является
М.П.Мусоргский.

Слайд 3 / «Великий колокольный
звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к
опере М.Мусоргского «Борис Годунов»

У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или
что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов,
которые подражают колокольному звону.
У. Какие инструменты или группы
инструментов имитировали колокольный звон?
Д. Колокольный звон передали духовые
инструменты, струнные смычковые, оркестр.
У.Как вы думаете, какие по размеру
колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола,
высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам
колокола?
Д. Колокола предали настроение радости,
праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в
древние времена. Выглядели они по-разному.

Слайд 4 /Колокола/

По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес
за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и
задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную
музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не
музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от
этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он
начинает выздоравливать. Когда же он открыл
глаза, то увидел, что возле самого его уха
качается знакомый цветок. Какой?

Слайд 5 /Колокольчик/

Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка
помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию
этого цветка, отлив его из металла.

Слайд 5  /Колокольчик и колокол/

У. Про колокола и колокольные звоны в
старину говорили много добрых,   красивых
слов. Так, например, колокола называли русским
чудом, а про колокольный звон говорили, что это
голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины –
колокольный звон?
Д. Колокольный звон может говорить  о
добре, о любви, о горе, о печали.
У. Когда нам может говорить колокол о
печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и
громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о
радости и любви?
Д. Когда победа, хорошая новость,
радость.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о победе и хорошей
новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным,
тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику
каждому колокольному голосу. Другими словами, вы
назвали ТЕМБР голоса. Тембр –
окраска звука
. У большого колокола тембр
будет низким, у маленького колокола тембр будет
высоким.

Слайд 6 /Колокола/

У. У колоколов, как у людей, есть свои
имена, своя судьба. Их даже одушевляли,
сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово,
ухо и
язык. И его голос, как у
человека – поет и в нем есть душа.

Существует несколько видов колокольных звонов.
С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем
учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста
С.Есенина, они вам помогут узнать вид
колокольного звона.

Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол
дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.

У. О каком колокольном звоне идет речь
в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне –
 Благовест.
У. Благовест – название этого
звона происходит от двух слов «Благая
весть».

Что означают эти слова?
Д.  Радостная, добрая новость.

Слайд 7 /Благовест/

У. Благо = добро, радость, праздник
    Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о
победе над врагом, о празднике, о торжественном
событии. Звучит при помощи одиночных редких
ударов в один колокол. Послушайте колокольный
звон Благовест и определите его характер.

Слушание:  Колокольный звон
«Благовест»

У.  Какой характер колокольного
звона «Благовест»?
Д.  Характер полетности, радости,
светлый звон.

Повторное слушание: Колокольный  звон
«Благовест».

У. Сейчас прозвучит еще один вид
колокольного звона. Послушайте и определите
характер его звучания.

Слушание: Колокольный  звон
 «Набат»

У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает характер
тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

Слайд 8 /Набат/

У. Этот колокольный звон называется Набат
– вид колокольного звона, который
представляет собой тревожные сигналы о бедствии
(о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи
частых ударов в один колокол.

Повторное слушание: Колокольный звон
«Набат»

У. И еще один вид колокольного звона, с
которым мы сегодня познакомимся. Давайте
послушаем, как звучит этот вид колокольного
звона, и  какой характер этого звона.

Слушание: Колокольный звон
«Трезвон»

У. Какой характер звучания этого
звона?
Д.  Колокольный звон передает
характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от
 Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много
колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.

Слайд 9 /Трезвон/

У. Этот колокольный звон называется
Трезвон
– самый сложный вид колокольного
звона – звонят во все колокола, которые мы можем
услышать во время радостных событий и
праздников.

Повторное слушание: Колокольный 
звон  «Трезвон»

У.  Итак, ребята, с какими видами
колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

У.  А чтоб дальше продолжить
заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды
колокольного звона, которые мы с вами изучили. И
при помощи движений, мимики и пластики попробуем
передать особенности их звучания.

Слайд 10  /Физминутка/

Физминутка:

Вот звонит колокольный звон:
Бом-бом, бом-бом.
Созовет он весь народ –
Бом-бом, бом-бом.
Зазвучал Благовест:
Динь-дон, динь-дон,
О победе над врагом
Динь-дон, динь-дон.
А теперь Трезвон:
Дили-дон, дили-дон.
Колокольный перезвон –
Дили-дон, дили-дон.

 У. Молодцы! Мы с вами сумели при
помощи мимики, движений и пластики передать
главные особенности колокольных звонов: Благовеста,
Набата и
Трезвона.

Слайд 11 /Колокола/

У. В народе по особому, с любовью и
гордостью относились к колоколам – что даже
давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь,
Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола
тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык.
Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая –
колокола подвергались наказанию: их били кнутом,
зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана
Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

Слайд 12 /Звонница/

У. Ребята, вы видите на слайде дом, в
котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе
название – ЗВОННИЦА. Почему его так
называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим
колокольные звоны.
У.А кто руководит этим чудным ансамблем
колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино
называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.

Слайд 13 /Звонарь/

Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот
ансамбль, необходимо учиться в специальной школе
звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что
находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед
вами на каждой парте находятся
карточки-определения  услышанной колокольной
музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит
слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме
колокола.

Работа парами. Проверка определений.

Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/

У. Тема колоколов волновала и
интересовала поэтов, музыкантов, художников.
Сможем ли мы услышать колокольный звон в
картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин
русского художника Исаака Левитана «Вечерний
звон».  Давайте внимательно рассмотрим, что
изображено на  картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви,
вечер, наверное художник слышал колокола, когда
писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать
колокольные звоны. А помогут нам в этом
слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на
цветных плашках.
Д.  На картине  «Вечерний звон»
колокольный звон будет задушевным, нежным,
радостным, задумчивым. 
У. А сейчас прозвучит песня, написанная
на народную музыку и стихи И.Козлова.

Слушание песни  «Вечерний
звон»

У. Как вы думаете – как называется
песня?
Д.  Песня называется  «Вечерний
звон»
У. Эти произведения появились на свет
отдельно друг от друга, но если совместить два
«Вечерних звона», то можно найти много
интересных совпадений. В чем заключаются эти
совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о
колокольном звоне.
У.  Какое внутренне ваше душевное
состояние, когда вы смотрите на картину и
слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты,
покоя.
У.  Но главная общая черта этих двух
произведений в их содержании. Что воспели в своих
творениях: художник в картине, поэт в стихах,
народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.

Слайд 15 /Колокола/

У. Люди всегда с большим уважением и
любовью относились к колоколам. Послушайте, как
это сказано в стихах:

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Мы тоже с вами знаем песню, в которой
прославляется наша Родина.

Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте
материал у автора статьи. Прим. ред.)

У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему
он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У.  С какими видами колокольного
звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат
колокольчики разных цветов – красный, зеленый,
синий. Если вам очень понравился урок – возьмите
красный колокольчик; если не очень понравился
урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам
урок не понравился – возьмите синий колокольчик.
На выбранном колокольчике напишите, как он
звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких 
колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой
колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол
(проговариваются слова, которые написали дети).
Какой звон получился?

Ответы детей.

У. Ребята, вы сегодня хорошо
поработали на уроке, узнали  много нового и
интересного о колокольном звоне и его
разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили
отличное усвоение знаний, полученных на уроке,
домашнее задание будет таким: выразить знания,
полученные на уроке в рисунке – изобразить, на
ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком
колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

У. Итак, мы сегодня познакомились с
колокольными звонами. Колокольные звоны – голос
Родины, народа, подлинное духовное творчество.
Колокола – сама жизнь, история, часть
музыкальной культуры России.

Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!

Сохраним это состояние души до следующего
урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей
душе и жизни Благовест!

Колокольные звоны в творчестве русских композиторов Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.  С. В. Смоленский (исследователь)

Колокольные звоны в творчестве русских композиторов

Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире.

У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.

С. В. Смоленский (исследователь)

Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ.

Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни — прибаутки «Бом — бом, тили — бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание.

Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.  

Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию — от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали — колокол.

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном, хотя имеются сведения, что применялись и ранее. Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру.

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном, хотя имеются сведения, что применялись и ранее. Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру.

Вместе с тем в оркестре, несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола.

Вместе с тем в оркестре, несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола.

Колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни»  (Г. Берлиоз)  

Колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни» (Г. Берлиоз)  

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В их творчестве можно услышать все разновидности звона.

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В их творчестве можно услышать все разновидности звона.

В русскую оркестровую музыку колокольный звон впервые введён Михаилом Ивановичем Глинкой в финале оперы «Жизнь за царя»: «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу» https://www.youtube.com/watch?v=5T1iOTg32iQ

В русскую оркестровую музыку колокольный звон впервые введён Михаилом Ивановичем Глинкой в финале оперы «Жизнь за царя»: «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу»

https://www.youtube.com/watch?v=5T1iOTg32iQ

В творчестве М.П.Мусоргского особое место занимает опера «Борис Годунов». Гениальная музыка, рисующая допетровскую Русь, пронизана колокольными звонами. Звоны привносят историческую достоверность в сцены из оперы: Пролог «Венчание на царство», в Чудовом монастыре «В келье монаха Пимена», разговор Пимена и Григория, В царском тереме Бориса Годунова,сцена под Кромами. https://www.youtube.com/watch?v=iQrSmvyvoZ8

В творчестве М.П.Мусоргского особое место занимает опера «Борис Годунов». Гениальная музыка, рисующая допетровскую Русь, пронизана колокольными звонами. Звоны привносят историческую достоверность в сцены из оперы: Пролог «Венчание на царство», в Чудовом монастыре «В келье монаха Пимена», разговор Пимена и Григория, В царском тереме Бориса Годунова,сцена под Кромами.

https://www.youtube.com/watch?v=iQrSmvyvoZ8

В композиции «Богатырские ворота», завершающей сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки » и поражающая слушателей своим мощным звучанием, отражается великая сила могучего государства. Восторженный гимн, наполненный колокольным звучанием прославляет непобедимый и гордый народ. https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w  

В композиции «Богатырские ворота», завершающей сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки » и поражающая слушателей своим мощным звучанием, отражается великая сила могучего государства. Восторженный гимн, наполненный колокольным звучанием прославляет непобедимый и гордый народ.

https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w

В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – тревожный набат в сцене пожара Путивля. https://page.ligaudio.ru/mp3/князь%20игорь%20бородин%20площадь%20в%20путивль

В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – тревожный набат в сцене пожара Путивля.

https://page.ligaudio.ru/mp3/князь%20игорь%20бородин%20площадь%20в%20путивль

Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распроостранено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распроостранено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Колокольный перезвон бывает разным: спокойный - благовест , печальный - перезвон , праздничный – трезвон , сообщающий тревожные вести – набат . Праздничный колокольный звон внес Н.А.Римский-Корсаков в последнем действии своей оперы «Китеж». Звон сопровождает венчание князя Всеволода с простой русской девушкой Февронией. Во время колокольного звона раздаются голоса райских птиц Сирина и Алконоста. https://my.mail.ru/mail/ira.login.1966/video/162/9727.html

Колокольный перезвон бывает разным: спокойный — благовест , печальный — перезвон , праздничный – трезвон , сообщающий тревожные вести – набат . Праздничный колокольный звон внес Н.А.Римский-Корсаков в последнем действии своей оперы «Китеж». Звон сопровождает венчание князя Всеволода с простой русской девушкой Февронией. Во время колокольного звона раздаются голоса райских птиц Сирина и Алконоста.

https://my.mail.ru/mail/ira.login.1966/video/162/9727.html

Великий русский композитор С.В. Рахманинов родился недалеко от Новгорода. Древний город был полон старинных храмов. Еще ребёнком С.В.Рахманинов любил слушать голоса новгородских церковных колоколов. В своём творчестве он много раз возвращался к воспоминаниям детства, воспроизводил в музыке звучание колоколов. Одно из таких произведений называется «Светлый праздник», написано для двух фортепиано. Финалу этого произведения предпослан стихотворный эпиграф: И мощный звон промчался над землёю, И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества… https://www.youtube.com/watch?v=3R_6Wo_3Sw4

Великий русский композитор С.В. Рахманинов родился недалеко от Новгорода. Древний город был полон старинных храмов. Еще ребёнком С.В.Рахманинов любил слушать голоса новгородских церковных колоколов. В своём творчестве он много раз возвращался к воспоминаниям детства, воспроизводил в музыке звучание колоколов. Одно из таких произведений называется «Светлый праздник», написано для двух фортепиано. Финалу этого произведения предпослан стихотворный эпиграф:

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

https://www.youtube.com/watch?v=3R_6Wo_3Sw4

В изумительную по широте и напевности первую часть своего фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинов тоже включил колокольный звон. Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего, кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком. https://www.youtube.com/watch?v=o3yIdRtIcrA

В изумительную по широте и напевности первую часть своего фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинов тоже включил колокольный звон. Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего, кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком.

https://www.youtube.com/watch?v=o3yIdRtIcrA

В России ее бескрайние просторы, её дороги без конца и края, равнинный пейзаж влияют на характер колокольной музыки. Звон колокола объединяет пространство, связывает человека с окружающим миром. В России как нигде благоговейно относятся к колоколу, как к живому существу, самым любимым дают имена.

В России ее бескрайние просторы, её дороги без конца и края, равнинный пейзаж влияют на характер колокольной музыки. Звон колокола объединяет пространство, связывает человека с окружающим миром. В России как нигде благоговейно относятся к колоколу, как к живому существу, самым любимым дают имена.

Итоговый тест по музыке 2 класс

1 вариант

1 уровень

1. Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России б) Флаг России в) Гимн России

2. Любимый инструмент И.С.Баха:

а) орган б) клавесин в) скрипка

3. Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

а) благовест б) праздничный трезвон в) набат

4. Композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.П.Мусоргский

5. Найди лишнее:

а) флейта б) гусли в) балалайка

2 уровень

6. Опера М.И. Глинки по произведению А.С.Пушкина?

7. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки»?

8. Русский народный праздник встречи весны?

9. Музыкальный спектакль, в нём действующие лица поют в сопровождении оркестра?

10. Автор балета «Золушка»?

3 уровень

11. Приведите в соответствие:

1) «Марш деревянных солдатиков» а) С. Прокофьев

2) «Шествие кузнечиков» б) П. Чайковский

12. Назови композиторов:

а) б)

Итоговый тест по музыке 2 класс

2 вариант

1 уровень

1. Автор симфонической сказки «Петя и волк»:

а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.П.Мусоргский

2. Инструмент, название которого переводится громко-тихо:

а) орган б) клавесин в) фортепиано

3. Какой колокольный звон призывал людей на праздник?

а) благовест б) праздничный трезвон в) набат

4. Композитора, который сочинил «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.П.Мусоргский

5. Найди лишнее:

а) флейта б) скрипка в) балалайка

2 уровень

6. Опера М.И. Глинки по произведению А.С.Пушкина?

7. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки»?

8. Русский народный праздник встречи весны?

9. Музыкальный спектакль, в нём действующие лица поют в сопровождении оркестра?

10. Автор балета «Золушка»?

3 уровень

11. Приведите в соответствие:

1) «Марш деревянных солдатиков» а) С. Прокофьев

2) «Шествие кузнечиков» б) П. Чайковский

12. Назови композиторов:

а) б)

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОМУ ТЕСТУ ПО МУЗЫКЕ 2 КЛАСС

1 вариант

1

2

3

4

5

в

а

в

б

а

6. «Руслан и Людмила»

7. М.П.Мусоргский

8. Масленица.

9. Опера.

10. С.С.Прокофьев.

11. 1Б 2А.

12. а) С.С.Прокофьев, б) П.И.Чайковский.

2 вариант

1

2

3

4

5

в

в

а

а

в

6. «Руслан и Людмила»

7. М.П.Мусоргский

8. Масленица.

9. Опера.

10. С.С.Прокофьев.

11. 1Б 2А.

12. а) С.С.Прокофьев, б) П.И.Чайковский.

Гореловой Марии

4 класс

Тема урока: 
«Родной обычай старины. Светлый праздник»

Продолжительность урока:
45 минут

Цели: раскрывать высокий
духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд
нравственности, добра и любви; бережное введение учащихся в художественные
образы духовной музыки.

Задачи:

  •  расширить знания об истории появления и создания
    колоколов;
  • основные виды колокольных звонов;
  • конкретизировать слуховые представления о
    тембровой окраске звучания колоколов.

·        
воспитание
чувства патриотизма, духовно-эстетических чувств учащихся, формирование
устойчивого интереса к духовным традициям народа, к духовному музыкальному
искусству как части жизни.

Ход урока.

1.Организационный  момент (2 минуты)

П: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу
и начнем наш урок.

Д: Готовятся к уроку.

2.Мотивация  к  учебной  деятельности (3
минуты)

П: Ребята, что вы видите на экране?(изображение
колокола)

Д: Колокол.

П: Верно, а где вам приходилось его слышать?

Д: Отвечают.

П: Давайте посмотрим видео, а вы внимательно слушайте.
(видео колокольных звонов)

П: Ребята, вы слышали один колокол, или несколько?
Одинаковый у них звон?

Д: Верно, у них разный звон.

П: Давно, еще на Руси колокол звучал в разных
ситуациях, и в праздники, и предупреждая о какой-то беде. Соответственно, и
звон у них разный, так же и разные названия, давайте посмотрим, как они
назывались.

Благовест  звонил
медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи.

Переливался, радостно звал на праздник трезвон. Трезвон
звучит после Благовеста.

Великий звон
– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по
особым случаям.

Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат,
когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.

Существует также целительный звон. В
народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные
болезни. Представляете, учёные установили реальный факт, что в волнах
колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

П: Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до
самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время
труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал
о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву
и встречал их с победой.

3.Изучение  нового  материала. (15 минут)

П: Многие композиторы использовали звучание колоколов
в своих произведениях, а некоторые пытались имитировать звучание колокола на
других инструментах. Один из таких композиторов это Сергей Васильевич
Рахманинов, он был вынужден жить за границей. Он очень скучал по своей Родине,
где каждый день мог слышать колокольный звон, свою тоску он переложил в музыку,
он попытался сымитировать колокольный звон на другом инструменте — на
фортепиано. Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент из Сюиты для двух фортепиано
под названием «Светлый праздник» Внимательно прослушайте, и подумайте, почему
произведение называется именно так.

Слушаем: Рахманинов – сюита для двух фортепиано
«Светлый праздник»

П: Почему произведение называется «Светлый праздник»?»
Какое настроение передаёт музыка? Как вы думаете, какой колокол хотел
изобразить композитор?

Д: Отвечают на вопросы.

П: Как вы думаете, о каком празднике идёт речь?

Д: Праздник Пасхи.

П: Первая неделя после Пасхи называлась – светлой.

Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый
может подняться туда и звонить в колокола.

Светлый праздник Пасхи – это символ весны, пробуждения
природы.

П: А знаете ли вы, где живут колокола?

Д: В храмах, церквях.

П: А в каком конкретно месте в церкви располагаются
колокола?

Д: Отвечают на вопрос.

П: Да, эти башни называются колокольнями или
звонницами.

Звонница  —
сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви. В отличие
от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного
типа, звонница может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться
стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.

П: Как вы думаете, зачем колокола подвешивают так
высоко?

Д: Отвечают.

П: Мы уже говорили, что для России колокола стали
частью истории. В разные времена выливались разные колокола.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве
загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать
горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать
водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения
колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700
пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился
около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился. Этот колокол вы все
знаете  — Царь колокол. На Руси к колоколам относились с особым почтением. Над
ними проводили обряд крещения, и как живым созданиям давали имена. У каждого
колокола был свой узнаваемый голос и своя судьба.

П: Люди, которые играют на колоколах, называются
звонари, этому делу нужно специальное обучение.
Звонари
для каждого события придумывали свой звон. Звон, который торжественно
рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в
небе «красный звон», т.е. красивый, а ежедневный звон – будничный перезвон.

4.Распевка. (3 минуты)

П: Ребята, как вы думаете, что в этой распевке
«дон-дон»?

Д: Это звуки колокола, оповещающем о пожаре.

5.Вокально-хоровая  работа (10 минут)

Текст  песни «Если с другом вышел в путь»

Если с другом вышел в путь, 
Если с другом вышел в путь — 
Веселей дорога! 
Без друзей меня — чуть-чуть, 
Без друзей меня — чуть-чуть, 
А с друзьями много! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

Там, где трудно одному, 
Там, где трудно одному, — 
Справлюсь вместе с вами! 
Где чего-то не пойму, 
Где чего-то не пойму — 
Разберем с друзьями! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

На медведя я, друзья, 
На медведя я, друзья, 
Выйду без испуга, 
Если с другом буду я, 
Если с другом буду я, 
А медведь — без друга! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

6.Рефлексия (5 минут)

П: О каком празднике мы сегодня говорили?

— Какие вы соблюдаете традиции этого праздника?

— О каком композиторе мы говорили?

— Какие названия колоколов вы знаете?

7.Домашнее  задание (2 минуты)

Эссе «Первые впечатления о колокольном звоне»

Колокольные звоны России

Запиши тему в тетрадь

Колокольные звоны России.

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

Спиши три определения в тетрадь.

Набат — сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола.

Трезвон — праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.

Благовест (то есть Благая весть) — мерные удары в один большой колокол (в отличие от перезвона или трезвона), извещающие о начале богослужения.

Послушай пасхальный трезвон колоколов Бутовского полигона (короткий)

Послушай Великий праздничный звон в Храме Христа Спасителя в Москве

Послушай знаменитые Ростовские звоны…

Многие композиторы изображали колокольный звон с помощью инструментов симфонического оркестра.

Послушай, как звучит «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского.

Рассмотри картины русских художников. Какую музыку ты слышишь, глядя на эти картины?

Исаак Ильич Левитан. Вечерний звон

Аристарх Лентулов. Небосвод

Домашнее задание:

Какие знаменитые колокола России ты знаешь?

Выпиши об одном из них 2-3 предложения в тетрадь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой католический праздник 8 сентября
  • Какой завтра религиозный праздник у мусульман
  • Какой калмыцкий праздник сегодня
  • Какой завтра религ праздник
  • Какой иудейский праздник был вчера