Какой колокольный звон призывал людей на праздник

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

  Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

  1. Благовест

  2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

  Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

  Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

  Благовест в свою очередь делится на два вида:

  1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

  2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

  Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

  Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

1424282947_kolokol2

СОБСТВЕННО ЗВОН

  Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

  Звон во все колокола различается на:

  1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

  Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

  В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

  2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

  3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

  4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

  Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

  Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

  Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

   «Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

  Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

  Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

  Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

  (В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви). 

Источник: simblago.com

Колокольные звоны России

Запиши тему в тетрадь

Колокольные звоны России.

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

Спиши три определения в тетрадь.

Набат — сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола.

Трезвон — праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.

Благовест (то есть Благая весть) — мерные удары в один большой колокол (в отличие от перезвона или трезвона), извещающие о начале богослужения.

Послушай пасхальный трезвон колоколов Бутовского полигона (короткий)

Послушай Великий праздничный звон в Храме Христа Спасителя в Москве

Послушай знаменитые Ростовские звоны…

Многие композиторы изображали колокольный звон с помощью инструментов симфонического оркестра.

Послушай, как звучит «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского.

Рассмотри картины русских художников. Какую музыку ты слышишь, глядя на эти картины?

Исаак Ильич Левитан. Вечерний звон

Аристарх Лентулов. Небосвод

Домашнее задание:

Какие знаменитые колокола России ты знаешь?

Выпиши об одном из них 2-3 предложения в тетрадь.


Рубрика: Церковный этикет

Колокольный звон — зачем звонят колокола?

Колокольный звон: история и традиция

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

колокольный звон
Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с  9 века.

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Что такое колокол?

Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству. 

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

«Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом» (протоиерей Серафим Слободской).

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют,  когда совершается полиелейная служба.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре). 

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

Колокольный звон: различные виды

Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.

Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines  — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».

Колокольный звон: мифы и суеверия

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.

«Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен» (звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, биолог по образованию Константин Мишуровский).

Первая молитва звонаря

Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!

Вторая молитва звонаря

Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.

Содержание статьи

  • Колокольный звон: виды
  • Очищение и исцеление колокольным звоном
  • Слушать колокольный звон
    • Вальс колоколов
    • Русь деревянная
  • Читайте также о колокольном звоне:
  • Видео о колокольном звоне

Колокольный звон: виды

Колокольный звон называют «молитвой без слов», о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов:

  1. обыкновенный, или частый;
  2. постный, или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Колокольный звон в храме

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае. В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол. Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль. Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созывали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы. В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией. Родина колоколов — Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колокололитейное искусство.

Читайте также — На одной из алтайских часовен появится электронный звонарь

Колокольный звон исцеляющий и очищающий

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это — еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная.
  2. Оповещение о важной части богослужения.
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теорий, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • излечения от недугов;
  • изгнания злых духов;
  • помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве «лекарственного средства» следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция, и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона — не более чем суеверия.

Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храме.

Красота колокольного звона

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, — это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут, не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Читайте также — Романовский колокол

Слушать колокольный звон

Вальс колоколов

Русь деревянная

Читайте также о колокольном звоне:

  • Когда звонит звонарь… (+ Аудио + Видео)
  • Слышал звон?

Видео о колокольном звоне

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЗВОНЫ

Николай Завьялов
13.07.2016
37897

Великий Пост и Пасха как совершенно особое время церковной жизни сопровождается и особыми колокольными звонами. Но вот Пост позади, как и Пасхальная полунощница, и Светлая седмица, и мы вступаем в более «прозаический» период – период служб из книги «Октоих». Это совсем не значит, что правила звона становятся проще! Что необходимо помнить и какие нюансы учитывать звонарю в этот период – об этом настоящая статья.

Период пения Октоиха – наиболее продолжительная часть годичного круга богослужений. Некоторые звоны, совершаемые в этот период, носят характер необязательный, поскольку практика совершения служб очень разнится. Например, в монастырских храмах богослужения совершаются практически без сокращений, включая службы седмичного и суточного круга, а в некоторых мирских церквях – лишь воскресные или «от полиелея и выше». Богослужебные звоны совершаются по благословению настоятеля в соответствии со сложившейся традицией или специальным правилом, прописанном в виде местного уставного порядка в специальном документе. Мы рассмотрим весь порядок совершения звонов, насколько подробно он изложен в богослужебной литературе и в каком виде может быть употребяем в современной практике.

Двузвон, иначе говоря, трезвон в два приема, знаменует начало утрени

Сначала рассмотрим порядок звонов в контексте воскресного богослужения, поскольку это наиболее удобная для объяснения схема. В дни великих праздников богослужения во многом похожи на воскресную службу, и рассматривать звоны в этом случае легче, поскольку речь идет уже не столько о символике звонов как таковой, а, скорее, о разнице между воскресным и великопраздничным чином.

Звоны воскресные 

Поскольку суточный круг богослужений, или, иначе говоря, церковный день, начинается с вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня.

Перед воскресным днем, в субботу вечером, звонарь, получив благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, затем начинают равномерные удары. В конце благовеста – трезвон в один прием. Во второй главе Типикона об этом сказано: «По еже зайти солнцу мала, отходит кандиловозжигатепь, и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или глаголя псалом 50-и, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны».

Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приема, иначе говоря – два трезвона через небольшой промежуток времени. Двузвон означает начало утрени («По чтении же великом святых апостол, исходит параекклесиарх и клеплет в великий и прочих кампаны…», Типикон, гл. 2).

Как видим из текста Типикона, между вечерней и утреней совершалось чтение. В это время была трапеза, поскольку предстояло бдение, и те, кто собирался причащаться, должны были подкрепиться «труда ради бденного». В настоящее время трапезы во многих храмах не происходит, однако звон в это время не упразднился и теперь символически отмечает начало утрени как начало нового времени в жизни человечества – утра жизни вечной.

При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее – до возгласа священника в начале утрени.

9 ударов в колокол означают 9 ангельских чинов, с которыми сравнивается в песнопении Матерь Божия

Звон к Евангелию– это трезвон в один прием, совершаемый во время пения степенных антифонов в момент выноса из алтаря Евангелия. «Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в кампаны» (Типикон, гл. 2). Поскольку Евангелие символизирует самого Господа, то и трезвон в этом месте – приветствие сошедшему к нам в виде учения Сына Божия. Начинать трезвон принято на «славу» антифона, а заканчивать после 1-го прокимна, на «Господу помолимся…» , т. е. перед 2-м прокимном «Всякое дыхание…»

Звон на «Честнейшую» именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, в начале которой поется песнопение «Величит душа моя Господа…», а в припеве повторяются слова: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…». Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь неслучайна – она обозначает 9 ангельских чинов, с которыми сравнивается в этом песнопении Матерь Божия. Удары в колокол в момент исполнения песнопения совершаются равномерно, через одинаковые временные интервалы.

В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае, указаний в Типиконе на этот счет нет, однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей совершать трезвон.

К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и ко Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста в практике некоторых храмов совершают в три приема. К ранней Литургии совершают благовест в меньший колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.

Звон к «Достойно…» представляет из себя 12 ударов в большой колокол. Количество ударов содержит в себе символ числа апостолов, присутствовавших на Тайной Вечери Господней. Совершается этот звон во время произнесения священником евхаристических молитв и помогает верующим обратить свои сердца к Богу.

«Горе имеем сердца!» –возглашает священник.

«Имамы ко Господу» –отвечает лик предстоящих.

Священник: «Благодарим Господа!»

Хор: «Достойно и праведно есть».

С этого момента начинают удары в большой колокол.

Здесь, как и на Всенощной, желательно равномерно распределить удары на время пения и закончить звон к концу прочтения евхаристических молитв, т.е. к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…».

Если служба полиелейная, то благовест и трезвон совершаются с полиелейным колоколом, а если бденная – с воскресным

По окончании Воскресной Литургии звонов, как и после Всенощной, совершать по Уставу не положено.

В монастырской практике после окончания Воскресной Литургии следует шествие братии в трапезную, где после трапезы совершается специальный чин, именуемый «Чин о Панагии». Во время шествия совершается трезвон. В некоторых монастырях перед началом шествия, когда в храме читаются молитвы по Святом Причащении, звонят в воскресный колокол, так же, как и в начале службы, т.е. совершают благовест.

Указом Святейшего Синода (1886 г., 29 марта, № 4) предписано, чтобы по воскресным и праздничным дням во всех приходских церквах вечерня отправлялась по уставу со звоном в большой колокол. Трезвон к этой службе должен быть без большого колокола (Типикон, Храм, гл. 1).

Звоны праздничные 

Православные праздники делятся на три основных вида: великие, средние и малые. В соответствии с этим в книге, именуемой Месяцеслов, помещены специальные знаки. 

   — Великие праздники      

   — Средние (бденные и полиелейные)

       — Малые (славословные, шестеричные)

Почти все они обозначаются красным цветом. По этим графическим символам определяется праздничный статус служб. Мы рассмотрим все виды служб и влияние статуса службы на совершение в их контексте колокольных звонов.

Звоны великих праздников 

 Великие праздники могут быть двунадесятыми, а они, в свою очередь, бывают Богородичными
(Введение во храм Пресвятой Богородицы) или Господскими (Преображение Господне). Праздник также может быть приравнен к двунадесятому. Таковыми являются, например, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы.

Есть праздники, которые по статусу формально не являются великими, но празднуются очень торжественно. В качестве примера можно привести дни памяти Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Николая Чудотворца. Это особые, очень почитаемые, всенародно любимые святые. В эти дни совершаются богослужения по чину великих праздников, несмотря на то, что официальные статусы этих дней не являются таковыми. Конечно, и звоны в эти дни совершаются с участием самого большого, праздничного колокола. Перед началом службы, а лучше заблаговременно, звонарю следует уточнить у настоятеля, по какому чину будет совершаться богослужение. Например, служба Сергию Радонежскому 25 сентября (8 октября по новому стилю) по статусу является полиелейной, однако празднуется очень торжественно, как великий праздник.

Кроме тех праздничных дат, которые являются общими для всех храмов, у каждого храма существуют свои знаменательные даты, в дни которых совершаются службы по чину великих праздников. Это дни престольных праздников, почитаемых образов, памятных событий, дни посещения прихода правящим архиереем.

Благовест в дни великих праздников совершается в праздничный колокол.
Так же, как и в другие дни, вначале совершаются два удара с большим временным интервалом – как предупреждение о начале звона, затем звонят ровно, просчитывая интервалы между ударами с учетом того, чтобы звон был неторопливым, но связным, и воспринимался не как цепь отдельных ударов, а как единая звуковая последовательность. Есть примеры произнесения в качестве интервала между ударами молитвы «Господи, помилуй» или «Святый Боже…». Многие (особенно начинающие звонари) признают, что это значительно облегчает задачу соблюдения равномерности звона, поскольку моторная память, опираясь на знакомую ритмическую фигуру, работает гораздо стабильнее. Темп благовеста должен быть такой же, как и темп следующего за ним трезвона.

В дни средних праздников звонят только перед началом службы и «к Евангелию»

Трезвон, следующий за благовестом, может быть совершаем из-под затравки (когда первую фразу звона начинают самые маленькие, зазвонные колокола); может быть и как логическое развитие перезвона, начинающегося от основных колоколов, ритмически «переплетающихся» затем со средними. В некоторых случаях трезвон начинается сразу во все колокола после небольшой паузы от благовеста. Традиции начала трезвона в каждом месте свои. Канонических указаний на этот счет автору не встречалось, но считается хорошим тоном, если трезвон и благовест гармонично сочетаются.

Двузвон, как и на воскресной Всенощной, совершается в конце вечерни, но во главе трезвона звучит уже не воскресный, а праздничный колокол. То же относится и к звону на вынос Евангелия.

Звон на «Честнейшую» совершается только в том случае, если это песнопение входит в чин службы. Как известно, двунадесятые праздники отличаются от других великих праздников. Мы обратим внимание только на наличие запевов на 9-й песни канона. Запевы возглашаются, как правило, диаконом перед началом чтения тропарей канона вместо возгласа: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим…».  В этом случае перед каждым тропарем канона звучит запев, а «Честнейшую…» не поют, следовательно, и звона в этом месте не совершают. Впрочем, в тех случаях, когда двунадесятый Богородичный праздник совпадает с воскресным днем, запевы на 9-й песни канона не совершаются, вместо них полагается пение «Честнейшую…». В таком случае, как и на воскресной службе, совершается 9 ударов в большой колокол.

По окончании Всенощной совершается праздничный трезвон. В отличие от воскресного богослужения, совершение праздничного трезвона здесь является предписанием.

Звоны к Литургии в дни великих праздников также очень похожи на звоны в воскресные дни. Разница состоит в том, что используют праздничный колокол и по окончании службы совершается трезвон по указанию Устава.

В дни престольных праздников звонарям следует заранее обсудить с настоятелями порядок звонов, поскольку в эти дни возможны прибытия  архиерея, важных гостей, совершаются крестные ходы, водосвятные молебны.

Звоны средних праздников 

Средние праздники делятся на — бденные и полиелейные.

В дни средних праздников звоны могут совершаться и с воскресным, и с полиелейным колоколом. Это также зависит от местных традиций или совершается по специальному благословению.

Звонарю, как и регенту или чтецу, необходимо заранее уточнить, по какому чину будет совершаться служба. «...Аще изволит предстоятель – творим бдение» –такая приписка часто присутствует в Минеях. Это типичный пример ситуации, когда меняется статус службы, если празднуемый святой особо почитается в этом храме или обители. Иногда используются такие положения: если служба полиелейная, то благовест и трезвон совершаются с полиелейным колоколом, а если бденная – с воскресным. Практика эта обусловлена местными традициями, и строгих указаний на этот счет в Типиконе не встречается. Здесь важно обратить внимание на то, что в средние праздники (даже со статусом «бденные») не совершают двузвона, нет 9 ударов на «Честнейшую…» и по окончании службы трезвона тоже не полагается. Упомянутые звоны должны быть только в составе великого праздника. Таким образом, в дни средних праздников звонят только перед началом службы и «к Евангелию».    

Одинаково трезвонить в будни и праздники нежелательно!

Звоны малых праздников, или звоны будничные 

Будничные дни – это все дни недели, кроме субботы и воскресенья. Они называются будничными в обычном, гражданском смысле. В церковном календаре праздники приходятся и на воскресные дни, и на дни седмичные. Здесь они разделяются, как уже было сказано, на праздники великие, средние и малые. Существует определенный порядок сочетания служб, когда, например, день памяти святого помечен полиелейным знаком, но пришелся на воскресный день.

В настоящее время будничные колокольные звоны – явление нечастое. Во многих храмах звоны в эти дни практически отсутствуют. Реальная необходимость использования колоколов для оповещения о богослужении невелика – многие привыкли ориентироваться по часам. Звоны в данном случае – более украшение службы, нежели практическая необходимость.

Звонарям следует обсудить все виды будничных звонов со своими настоятелями и весьма осторожно использовать трезвоны, особенно там, где наборы колоколов небольшие. Одинаково трезвонить в будни и праздники нежелательно.

Малые праздники по названиям разделяются на славословные и шестеричные.

 Славословной служба именуется потому, что в ее состав входит пение Великого Славословия. Если на колокольне достаточно много колоколов, то для этого богослужения существует специально назначенный славословный колокол. Если  же такого колокола нет, то благовестят в будничный, или, как его еще именуют, простодневный колокол. Трезвон совершается в малые колокола под его же началом.

Шестеричной службу называют за то, что при совершении вечерни на пении «Господи воззвах…» стихиры Октоиха не используются, а все шесть стихир посвящены святому или святым (в случае соединения служб). Благовест к этой службе совершается в простодневный колокол, а трезвон происходит только в малые колокола, без простодневного. Обычно к вечерне примыкает 9-й час, поэтому благовестят перед началом 9-го часа, а перед вечерней трезвонят. «И по конце 9-го часа знаменует в 2 или 4 кампана по уставу» (Типикон, гл. 9).

При совершении службы без праздничного знака принято совершать только благовест.

К повечерию будничному там же, в главе 9 Типикона, указано звонить только в било. На практике била почти не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол.

К повечерию после великой вечерни, если не положено по каким-либо причинам бдение, «клеплет в малый кампан или в ручное клепало по обычаю» (Типикон, гл. 7). В то время, когда составлялся Типикон, еще было в обычае употребление клепал, которые использовались наряду с колоколами. В настоящее время это просто звон.

К полунощнице вседневной благовест совершается редкими ударами в малый колокол.

К утрени, следующей за полунощницей, в Типиконе указано: «по скончании же полунощницы… параекклесиарх…благословивсяу предстоятеля и клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50-й весь».

В данном случае, как видим, указывается звонить редким ударением, т.е. с увеличенными временными интервалами, недолго, около двух минут, по мере прочтения 50-го псалма.

К Литургии (если она совершается отдельно, а не сразу вслед за утреней) – звон такой же, как и перед вечерней. На Евхаристический канон и по окончании службы звона не совершается.      

Звоны архиерейские 

При ожидании к службе архиерея благовест начинают по указанию настоятеля. Как правило, в этот день начинают звонить несколько раньше, чем обычно. При приближении к храму архиерея (при въезде в ворота на территорию храма или обители) должен звучать трезвон. После входа архиерея в храм звон прекращают не сразу, а спустя некоторое время, поскольку шествие в храм происходит степенно, сопровождается преподаванием благословений, прикладыванием к образам, и только затем уже начинается облачение. В тех случаях, когда к службе ожидают не одного, а нескольких архиереев, по прибытии и прошествии в храм одного из них после встречного трезвона возобновляют благовест и дожидаются следующего архиерея; по прибытии оного все повторяется, как было описано ранее.

По окончании богослужения дожидаются выхода архиерея из храма. Его шествие в дом причта, в трапезную или отъезд с территории храма сопровождают трезвоном.

Если архиерей в «своей» церкви, его въезды и отъезды на территорию храма не сопроводаются звоном

В случае если архиерей уходит до окончания службы боковым или служебным выходом (т.е. не торжественно), проводного трезвона не совершают. Если архиерей «в гостях» у прихода, то дожидаются его окончательного отбытия с территории храма и сопровождают его отъезд трезвоном.

Если архиерей находится в «своей» церкви или обители, то по окончании богослужебных звонов въезды и отъезды его на территорию храма звонами не сопровождаются. При встрече архиерея на обозрение им церкви совершают благовест в праздничный колокол. Так же, как и на встрече к службе, трезвонят при приближении архиерея к территории храма и так же, как и после богослужения, провожают отъезд его с территории церкви или обители проводным трезвоном.

Николай Иванович Завьялов

Новости по теме


«МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ» О строящемся на Русском Севере храме «без единого гвоздя»

О том, как нелегко силами одного поселка построить храм – беседа с иеромонахом Антонием (Ласточкиным) – священником в п. Савинском, благочинным Плесецкого округа Архангельской епархии и полковником, отслужившим 20 лет на космодроме Плесецк.


ЗАВЕТЫ ЖИЗНИ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
Священномученик Иоанн Восторгов
Кто из православных христиан не слышал имени святого Иоанна Златоустого? Едва ли есть другой из чтимых святых, кого бы Церковь Христова поминала так часто, — почти каждый день во всех своих священных храмах. Ему мы обязаны составлением божественной литургии, чаще всего совершаемой в нашей Церкви; ему мы обязаны многими чудными и доселе трогающими всякое сердце молитвами.


«Я ВЕРИЛ, ЧТО БОГ МЕНЯ СОХРАНИТ»
Сретенская академия
Беседа с ветераном Василием Алексеевичем Поповым
На войне я особенно не скорбел. Если умирать, так я считал: умру за православную веру. Бог меня хранил, потому что я не только крест на себе носил, но и молился. Святых знал, им молился, чтобы Бог сохранил и помог одержать победу.

Комментарии (1) добавить

Владимир
19.12.2016

Ответить

Разновидности колокольных звонов в православном мире отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Очищение

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

Разновидности колокольных звонов обладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Читайте также:

Умиление (икона Божьей Матери): о чём молятся?

Молитва Святой Марте на исполнение желания: божественная помощь в достижении мечты

Колокольные звоны

На протяжении веков колокольные звоны составляли органичную часть жизни городов и сёл России. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения и отмечали его важные моменты. В праздники, воскресенья, будни, постные дни звучали свои, регламентированные церковным Уставом (см. Типикон) и местными традициями виды звона. Искусство звона традиционно передавалось устным путём, при некоторых соборах и монастырях существовали звонарские артели. Уникальный документ, в котором объясняются приёмы и техники исполнения колокольного звона, – Звонарский устав Оптиной пустыни (опубликован А. С. Никаноровым). Наиболее достоверные сведения о видах звона относятся к 19 – нач. 20 вв., когда были опубликованы его описания и нотации фрагментов.

Обычно при православном храме имеются 3 группы колоколов разной величины, разного назначения и с разными названиями: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые). В кон. 19 – нач. 20 вв. число больших колоколов составляло 1–3, средних –2–6 (реже 8–9), численность малых обычно была кратна 2 или 3. Общее число колоколов на колокольнях приходских храмов – от 5–7 до 9–10 (иногда более), а на крупных соборных и монастырских колокольнях – от 9 до нескольких десятков.

Различаются несколько видов канонических звонов, которые могут применяться отдельно или в комбинациях. Древнейший из них – благовест (мерные удары в большой колокол – благовестник), исполняется перед службой, а в некоторых случаях и во время неё, оповещая о начале или совершении важных богослужебных действий). По Уставу, благовест ко Всенощному бдению исполняется «поя Непорочны [Пс. 118] или глаголя псалом 50, тихо 12‑ю» (т. е. 12 раз; продолжительность его составляет около получаса). Перезвон и перебор – поочерёдные удары в несколько колоколов в последовательности, определённой Уставом и местной традицией. Исполняются при совершении чина отпевания, чина погребения, во время выноса плащаницы в Великую субботу, при выносе креста и водосвятии. В Уставе и некоторых описаниях различаются перебор как погребальный звон (медленные удары в каждый колокол, начиная с самого малого, и удар «во вся») и перезвон (поочерёдно во все колокола начиная с самого большого). Трезвон – звон во все колокола (по форме не регламентирован), завершает благовест перед началом всенощного бдения, исполняется во время пения полиелея. Им завершается и литургия в Великие праздники и при архиерейском богослужении. Трезвон исполняется в праздники Рождества Христова – в течение всего дня (от литургии до вечерни) и Пасхи – во время Крестного хода. Упоминающийся в источниках 16–19 вв. «красный звон» (в значении «искусный, красивый») предположительно относился к типу трезвона. В Типиконе он определяется как «звон на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех святых во все колокола без большого». В широком смыле «красным звоном» называют праздничные звоны во все колокола, исполняемые при кафедральных соборах, лаврах в Великие праздники и по случаю торжественных событий.

Собственно трезвон стал основой художественного явления, известного как «колокольные звоны», – отдельного вида русского церковного искусства, сложившегося к 17 в. и образовавшего региональные традиции, а в кон. 20 в. влившегося и в светскую концертную традицию. Звонить могут один или несколько звонарей, что зависит от веса и расположения колоколов. В прошлом существовали региональные и локальные традиции колокольного звона: новгородские, московские и др. Со временем они утрачивались, и ныне исследователи отмечают существование двух традиций: ростовской (звонница кремля в Ростове с хорошо сохранившимися историческими колоколами) и псковско-новгородской (Псково-Печерский Успенский монастырь; здесь традиция звона не прерывалась с 15 в.).

Кроме богослужебного употребления, звон церковных и монастырских колоколов служил как набатный при пожаре (частые удары в большой или средний колокол), как путевой в метель и бурю (ряд ударов с промежутками); по случаю коронований, царских свадеб, военных побед, прибытия знатных гостей производился торжественный звон (трезвон).

Распространение колоколов на Руси связано с принятием христианства. Возможно, они были завезены вместе с церковными билами из Византии, однако более вероятно, что колокола пришли на Русь из Западной Европы. Первое упоминание о колоколах датируется 1066 (3‑я Новгородская летопись), первое летописное свидетельство об отливке колокола на Руси относится к 1259. В домонгольский период колокола на Руси были редки (с тех времён сохранилось всего два целых колокола) и, как и западные колокола, невелики по размерам. Со 2‑й пол. 14 в. колокола начали постепенно распространяться по всей Руси, первыми литейщиками были мастера из Западной Европы. Колокола стали размещать в звонницах (Псков, Новгород и др.) и колокольнях. Первоначально звон осуществлялся раскачиванием самого колокола (т. н. очепный звон). В сер. 16 в. на Руси начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе. С увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык. Древний способ звона ныне используется на большой звоннице Псково-Печерского Успенского монастыря (применяется для трёх самых больших колоколов). Нередко большим колоколам давались собственные имена: например, колокола звонницы Ростовского кремля – «Сысой», «Голодарь», колокол-благовестник Троице-Сергиевой лавры – «Лебедь». В 16–17 вв. сформировались многосоставные колокольные наборы (подборы, или звоны). Прежде чем быть помещённым на колокольню, каждый колокол освящается по особому чинопоследованию («Чин благословения кампана, сие есть колокола или звона»; в молитве благословения и освящения архиереем или священником испрашивается сила Божьей благодати для колокола).

Русское колокололитейное дело достигло расцвета ко 2‑й пол. 17 в. Наибольший из когда-либо отливавшихся колоколов – Царь-колокол (св. 200 т; отлит в 1735, мастера И. Ф. и М. И. Маторины; сохранился в повреждённом виде, находится в Московском Кремле). Наибольший из целиком сохранившихся колоколов – Большой Успенский (64 т; отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница Московского Кремля). Самым благозвучным из русских колоколов считался Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес 34 т; 1668, мастер А. Григорьев; не сохранился); слушать колокола сюда приезжал С. В. Рахманинов.

Благодаря важным общественным функциям колокол приобретал значение государственного символа. Исстари главный колокол покорённого города был желанным трофеем для победителя, увоз колокола означал утрату независимости города. Колокол изображён на гербах Звенигорода, Далматова, Макарьева.

В кон. 19 в. в России колокололитейным делом было занято 25 заводов, лучшие из них находились в Москве, Ярославле, на Валдае, в Слободском. Запрет на колокольные звоны (первоначально неофициальный), сопровождавшийся массовым разрушением тысяч колоколов, последовал в кон. 1920‑х гг. С 1930 церковные колокола не отливались. Традиция звона сохранялась лишь в некоторых храмах и монастырях, что впоследствии послужило основой для современной реконструкции звонов. Официально церковный звон был разрешён осенью 1945, но большинство храмов уже не смогло восстановить свои традиции. В 2002 РПЦ принят Устав церковного звона.

Исследования колокольных звонов начали появляться в кон. 19 в. В 1880‑е протоиерей А. А. Израилев проводил эксперименты с колоколами Ростовского кремля, стремясь к созданию «гармонически настроенных» (т. е. подобранных по камертонам, с ясной высотой звука) колоколов; его инициатива в то время не получила развития. Отдельные фундаментальные публикации относятся к нач. 20 в., в них были зафиксированы особенности звучания отдельных колоколов (Н. С. Померанцев, Е. Н. Лебедева) и целых наборов (П. Ф. Гедике, А. В. Кусакин, К. К. Сараджев). Зимой 1913/14 в Москве сделана первая грамзапись звучания колоколов (по инициативе звукорежиссёра Ф. Гайсберга, британская фирма «Grammophone»). В 1932 Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд осуществили фонограмму звонов новгородского Юрьева монастыря (колокола не сохранились). Значительный общественный резонанс в СССР и за рубежом вызвало издание в 1960‑е гг. грампластинки «Ростовские звоны» (записаны фирмой «Мелодия», пластинка экспонировалась на Всемирной выставке ЭКСПО‑67 в Монреале, 1967). С 1980‑х гг. в России наблюдается широкое увлечение колокольными звонами. Проводятся концерты и фестивали колокольной музыки, один из центров возрождения колокольного звона – Музей деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом «Малые Карелы» в Архангельской области. В 1995 основан Московский колокольный центр для подготовки церковных звонарей. Ныне функционируют школы и центры обучения колокольному звону в Москве, Архангельске, Новгороде Великом, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Ярославле и др. С кон. 1980‑х гг. возобновлено литьё колоколов (в Воронеже, Москве, Каменске-Уральском, Тутаеве), однако современные мастера-литейщики не всегда достигают необходимого результата: многие новые колокола не имеют традиционного сложного звукового спектра и обладают неприятным дребезжащим звуком.

Наряду с собственно колокольными звонами, на территории России распространяется искусство игры на карийоне. Колокола карийона, типичного для Западной Европы, в отличие от русских колоколов с их трудноуловимой на слух звуковысотностью, дают диатонический или хроматический звукоряд и способны производить мелодии и даже отдельные музыкальные пьесы. В комплект колоколов концертного карийона, в 2001 установленного на колокольне собора Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, входят несколько колоколов, привезённых Петром I из Голландии.

В 2009 на территории дацана Ринпоче Багша в Улан-Удэ (Бурятия) установлен первый в России большой буддийский колокол: колокол Четырёх Печатей (вес 700 кг, диаметр основания 1,03 м).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой католический праздник 8 сентября
  • Какой завтра религиозный праздник у мусульман
  • Какой калмыцкий праздник сегодня
  • Какой завтра религ праздник
  • Какой иудейский праздник был вчера