Какой осетинский праздник завтра

В Календаре праздников Южной Осетии 11 дат, среди них - День победы в Южной Осетии, день осетинского языка и литературы, День миротворца и День молодежи, а также памятные даты, например День памяти жертв Ередской трагедии в Южной Осетии.

Праздники Южной Осетии Флаг Южной Осетии

Республика Южная Осетия (осет. Республикӕ Хуссар Ирыстон) — частично признанное государство в Закавказье. Не имеет выхода к морю. Столица страны — город Цхинвал.

Республика расположена на южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 квадратных километров. Это край гор и живых, стремительных рек, край, овеянный романтикой сказаний и легенд древности. Природа Южной Осетии отличается особым великолепием: строго-стройные дубравы, вечнозеленые кустарники, субальпийские и альпийские луга, разнообразные представители животного мира…

Осетины являются прямыми потомками индоевропейских скифо-сармато-аланских племен. Индоевропейская языковая традиция на центральном Кавказе существовала на протяжении тысячелетий, и ныне продолжается ее носителями.

Со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры территория Южной Осетии входила в Иберийское (Картлийское) государство. У предков осетин — аланов на Северном Кавказе в 9—12 веках сложилось раннефеодальное государство, поддерживавшее торговые и культурные связи с Грузией, русскими княжествами, Византией.

Нашествия монголо-татар (конец 30-х годов 13 века) и Тамерлана (конец 14 века) вынудили осетин переместиться в горные ущелья Кавказа, откуда они начали заселять южные склоны гор. Осетины, вначале занимавшие высокогорную часть Центральной Грузии, в 17—18 веках распространились в предгорной и равнинной зоне. Столетия Южная Осетия входила в состав феодальной Грузии: большая часть южных осетин жила в Картлийском царстве со столицей в Тбилиси, меньшая — в Имеретинском, главным городом которого был Кутаиси.

В 1801 году Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 года, добровольно присоединилась к Российской империи. После Октябрьской революции 1917 года на территории Грузии, в 1918 году, была провозглашена Грузинская Демократическая Республика.

Во время Советского Союза осетинский народ был искусственно разделен на две части. С 1922 года, одна часть осетинского народа (Южная Осетия), как автономное образование была в составе Грузинской ССР, а другая часть (Северная Осетия) в составе России.

В 2008 году Южная Осетия признана как независимое государство Российской Федерацией, Никарагуа, а также другими непризнанными государствами: Нагорно-Карабахской республикой и Приднестровской Молдавской республикой.

Всего в разделе — 12 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

У Вас есть дополнительная информация по теме
«Праздники Южной Осетии»? Напишите нам

Кадр: «Архыз 24» / YouTube

В Северной Осетии начался национальный праздник Джеоргуыба в честь самого почитаемого дзуара Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных. Он продлится неделю, а понедельник, 21 ноября, объявлен выходным днем. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу правительства республики.

Закон, согласно которому первый день праздника Джеоргуыба является нерабочим, действует в Республике Северная Осетия-Алания с 2018 года. Его учредил Вячеслав Битаров, находящийся в то время на посту главы республики. Таким образом, в 2022 году этот день станет выходным в пятый раз.

Глава республики Сергей Меняйло поздравил осетин с праздником отметил, что Джеоргуыба объединяет народ. «У этой традиции древние корни. И сегодня Уастырджийы бонт (Дни Уастырджи — прим. «Ленты.ру») объединяет нас в стремлении к согласию и взаимопониманию, несет огромный нравственный и духовный заряд», — написал он в своем Telegram-канале.

Джеоргуыба, приуроченный к концу сельскохозяйственных работ, отмечается в Северной и Южной Осетии и является самым большим праздником у осетин. В первую очередь его отмечают мужчины. По традиции в первый день жители республики накрывают стол, основные блюда которого — три пирога и мясо. При этом свинина, мясо птицы и яйца на столе отсутствуют, их запрещается употреблять в пищу в течение недели. Во время застолья в семьях звучат молитвы к Всевышнему и его посланнику — Уастырджи. Накануне праздника, в воскресенье, каждая семья приносит в жертву какое-либо животное, как правило, быка или барана. Этот день называется «днем закалывания быка».

Ранее сообщалось, что во Владикавказе впервые прошел фестиваль колокольных звонов, приуроченный к празднованию 1100-летия крещения Алании. Мероприятие, которое проходило в столице Северной Осетии с 20 сентября, собрало более двух тысяч участников.

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

Ежегодно, в первый вторник после Рождества жители Осетии отмечают праздник покровителя жилища – «Бынаты хицауы æхсæв».  Многие в этот день отмечают и «Хæйрæджыты æхсæв». Можно ли совмещать два праздника? Этот вопрос каждый год вызывает споры и обсуждения. Мы обратились за комментарием к доктору филологических наук, научному сотруднику СОИГСИ Федару Таказову.

«Сегодня отмечают «Бынаты хицауы æхсæв». Если переводить название праздника, то оно будет ближе к понятию домового. Это исключительно семейный праздник. Не принято никого приглашать и даже угощать тем, что приготовлено к столу. На всякий случай отдельно готовили блюда, если зайдет гость. На стол ставят два пирога и сверху, так называемый «гуыл». Именно этот «гуыл» и посвящается покровителю жилища. Люди обращаются к нему, чтобы он относился с добром к домочадцам и не проявлял никакого негатива. Когда-то резали исключительно черного петуха. Теперь режут любую курицу. Даже остатки костей нельзя просто так выбрасывать. Их закапывали. Некоторые выбрасывали их в реку. Чтобы ни одно животное не попробовало их. Обязательное условие на столе – молоко. Когда выходили в полночь на улицу, оставляли на столе молоко. И по нему потом гадали, пришлось ли по душе угощение покровителю жилища», – пояснил собеседник.

По словам Федара Таказова, в один период «Бынаты хицауы æхсæв» и «Хæйрæджыты æхсæв» совпали. Люди стали их совмещать, путать и отмечать одновременно.

«Между этими двумя праздниками было несколько дней. «Бынаты хицауы æхсæв» был приурочен к вечеру вторника или среды, между Рождеством и старым Новым годом. А «Хæйрæджыты æхсæв» справляли в один и тот же день. Получилось так, что они совпали. И их стали ассоциировать как один праздник. Когда в конце 19 века шла пропаганда церковная, домового тоже представляли как черта и беса. Это тоже, видимо, повлияло», – рассказал Таказов.

«Хæйрæджыты æхсæв» отмечали тоже двумя пирогами. Данных о том, как праздновали в 19 веке, не сохранилось. Но, по тем сведениям, что есть, когда стали два праздника отмечать вместе, различий уже не наблюдается. Для современных осетин это фактически один праздник.

«Хæйрæджыты æхсæв» — это больше оберег, откуп перед злыми силами, чтобы они не доставляли неприятностей семье и дому. Это исходит из осетинских верований. Что нельзя бороться со злом, потому что, когда ты с ним борешься, ты его лишь усиливаешь. Положительное отношение снижает его уровень. Уже больше 100 лет эти праздники отмечают вместе. И накрывают один стол. Было бы правильнее накрывать два стола. И главное отличие в том, что для «Хæйрæджыты æхсæв» на стол кладут два пирога. Тогда как для покровителя жилища это два пирога и сверху «гуыл»,  – пояснил Таказов.

Так как же быть тем, кто хочет отмечать праздники отдельно? «Хæйрæджыты æхсæв», по словам Федара Таказова, справляют в ночь со вторника на среду. «Бынаты хицауы æхсæв» возможно отмечать в среду, но, до 2 часов дня, так как позже это будет следующий день.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой нынче праздник у нас
  • Какой нынче праздник у мусульман
  • Какой никакой праздник
  • Какой нибудь хороший праздник
  • Какой нибудь тупой праздник