Поста
нет.
Глас
5-й
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV).
Мчч. Евдокси́я, Зино́на и Макария (311–312).
Прп. Архи́ппа Херотопского (IV); мч. Роми́ла Римского и с ним многих других (107–115); сщмч. Кирилла, епископа Гортинского (III–IV); сщмчч. Фавста, пресвитера, Ави́ва, диакона, и с ними 11-ти мучеников: Кириа́ка и иных (ок. 250); прп. Дави́да Ермопольского (VI).
Сщмч. Дими́трия Спасского, пресвитера (1918); сщмчч. Иоа́нна Павловского и Все́волода Потеминского, пресвитеров (1937).
Икон Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати); Киево-Братская (1654).
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Архангелу Михаилу
Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиг, непрестанно молим тебя мы, недостойные, чтобы ты оградил нас твоими молитвами под кровом крыл невещественной твоей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавь нас, как начальник Вышних Сил!»
Кондак Архангелу Михаилу, глас 2
Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.
Перевод:
Архистратиг Божий, служитель Божественной славы Ангелов начальник и людей наставник, полезное нам испроси и великую милость, как бесплотных Архистратиг.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, раб Бо́жиих (имена), от все́х ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.
Молитва 2-я Архангелу Михаилу
Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я. Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная. Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия. Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.
Священномученику Кириллу, епископу Гортинскому
Тропарь священномученику Кириллу, епископу Гортинскому, глас 3
Гла́сом боже́ственным от темни́цы изведе́н,/ в Ри́ме бра́тию в боже́ственней ве́ре утверди́л еси́,/ и, от А́нгела глаго́лы прии́м о святи́тельстей па́стве,/ во страда́нии свое́м па́ки гла́су с Небесе́ сподо́бися,/ богоповеле́нный святи́телю и страда́льче Кири́лле,// моли́ за ду́ши на́ша.
Перевод:
Голосом Божественным освобожден из заключения, в Риме ты укрепил братию в вере в Бога и, получив от Ангела весть о призвании к святительству и пастве твоей, в мученичестве своем снова удостоился слышать голос с Небес, святитель повелением Бога и мученик Кирилл, молись о душах наших.
Кондак священномученику Кириллу, епископу Гортинскому, глас 3
Ви́дев себе́ ра́ди темни́чныя две́ри отве́рсты в полу́нощи/ и и́долы сокруше́ны,/ и Горти́нскую па́ству святи́тельскую,/ от Бо́га повеле́нную, до́бре упа́с,/ и по Христе́ наде́ждно пострада́в,/ священному́чениче Кири́лле,// моли́ся за чту́щия тя.
Перевод:
Видя открытые ради тебя тюремные двери в полуночи и сокрушенных идолов, ты как святитель хорошо упас Гортинскую паству, назначенную тебе Богом, и стойко претерпев мученичество за Христа, священномученик Кирилл, молись о почитающих тебя.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В понедельник, Небесным чинам бесплотным
Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Перевод:
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Показать все
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
(Гал.2:11–16; Мк.5:24–34)
У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, «тотчас иссяк у ней источник крови» (Мк.5:29). Кровотечение – образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том и ищут врачевания себе.
Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда, говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, «что исцелена от болезни».
Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением…
Развернуть
Притча дня
К одному старцу-пустыннику пришел молодой инок.
— Авва, — сказал он, — когда я делаю добро, помысел говорит мне, что я хорошо делаю, и это меня смущает. Я боюсь, как бы не развился дух гордости.
— Сын мой, — отвечал старец, — было два земледельца, у которых для посева была только плохая пшеница, смешанная с разным мусором и семенами сорных трав. Один из них совершенно отказался сеять, не желая свой труд тратить для плохого урожая, который неизбежно должен был получиться от посева такого зерна. Другой посеял и собрал немного пшеницы, хотя и плохого сорта и засоренной. Был голодный год; он все-таки пропитался, хотя и с трудом. Первый же оказался в безвыходном положении. Который из них поступил лучше?
— Думаю, что тот, который посеял, — сказал инок.
— Так и мы, — заключил старец, — будем сеять пшеницу добрых дел, хотя бы к ней и был примешан мусор дурных побуждений!
Основы православия
Тема 262. Любовь как добродетель Христа. Любовь как христианская добродетель.
Любовь – высочайшая христианская добродетель. Согласно Писанию, она «покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). К любви к Богу и ближнему Господь свел весь «закон» и «пророков» (ветхозаветные заповеди). Но в принципе, только на более глубоком и возвышенном уровне, эти заповеди составляют ядро нравоучения, преподанного Христом.
Образцом любви является для нас любовь Господа Иисуса Христа. Его любовь к людям проявилась неоднократно во время осуществления Им общественного (земного) служения: в частности, она обнаруживалась, когда Он проповедовал, когда помогал страждущим и больным. Но наиболее ярко она проявилась в том, что «Он положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16).
Взирая на Его жертвенную любовь, и мы должны любить своих ближних, «и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). Не имея любви к Богу, невозможно Его познать: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Но и без любви к ближнему нельзя сделаться подлинным боголюбцем: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12).
Практические советы
Как мне быть, когда я не знаю, Крестили ли меня в детстве или нет?
После прохождения катехизации Вы можете быть Крещены. То есть мы оставляем на волю Божью те обстоятельства, которые нам неведомы. Если Крещение не было совершено, то мы его совершаем, а если было, мы снимаем недоумения о возможном состоянии данного человека.
Подробнее: НКС, «О совершителе Крещения.»
Случайный тест
Приблизительное время чтения: 19 мин.
Ежегодно в течение многих веков 19 сентября совершается память преподобного Архипа Херотопского и Давида Ермопольского. В ХХI веке в неделю тринадцатую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к новомученикам — священникам Димитрию Спасскому, Иоанну Павловскому и Всеволоду Потемкинскому, и также к древним святым: мученикам Евдоксию, Зенону и Макарию; Ромиллу Римскому, Кириллу Гортинскому, Фавсту и с ним и пострадавших в первые века христианства.
С 1992 года мы празднуем всей Церковью перенесение мощей благоверных князей Петра и Февронии — покровителей семьи и супружества — в 2021 году этот праздник совершается в воскресенье 19 сентября.
Но особенно 19 сентября выделяется воспоминанием чуда архангела Михаила в Хонех. Архистратигом его называют, потому что он возглавил небесное воинство против отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу.
Предание Церкви говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтянам во время исхода из Египта — днем в виде облачного столпа днем, а ночью — огненного столпа. Он открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума в Вавилон, чтобы дать пищу пророку Даниилу.
Архангелу Михаилу молятся о помощи в избавлении от скорби, о покровительстве дома и спасении государства.
Подробнее об архангеле Михаиле читайте в наших материалах:
• Что мы знаем о «небесных силах»?
• Чудо архангела Михаила в Хонех
• Михаил: значение имени, известные святые и знаменитые люди, интересные факты
Тропарь Архистратигу Михаилу
Небесных воинств Архистратиже, молим ты присно мы, недостойнии, да твоими молитвами огради нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних сил.
Перевод: Небесных воинств Архистратиг, непрестанно молим тебя мы, недостойные, чтобы ты оградил нас твоими молитвами под кровом крыл невещественной твоей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавь нас, как начальник Вышних Сил!»
Кондак Архистратигу Михаилу
Архистратижи Божии, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.
Перевод: Архистратиг Божий, служитель Божественной славы Ангелов начальник и людей наставник, полезное нам испроси и великую милость, как бесплотных Архистратиг.
Молитва Архистратигу Божиему Михаилу
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Воскресенье, 19 сентября 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 19 сентября.
День памяти святых
Мученик Ромил Римский и с ним многих других (107–115)
Краткое житие святого, обличившего императора, слушайте на радио «Вера».
Священномученики Фавст, Авив и с ними 11 мучеников Кириака и иных (около 250)
Во время гонений на христиан все они твердо исповедали свою веру в Спасителя и были усечены мечом. Тела их были погребены христианами в Александрии.
Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (311–312)
Больше тысячи человек признали себя христианами вслед за своим полководцем Евдоксием. Краткое житие знатного сановника, его друга Зинона и домоправителя Макария слушайте на радио «Вера».
Священномученик Кирилл Гортинский (III–IV)
Святой Кирилл многих язычников привел ко Христу, но в свои 80 лет скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Когда правителю донесли, что святой Кирилл продолжает успешно обращать народ, он приказ умертвить старца. Узнав о приговоре, святой возрадовался мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч.
Подробнее
С юных лет Кирилл отличался добродетелью. Как христианин он однажды предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу. Освобожденный чудесным образом по повелению свыше он прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, пятидесятилетний подвижник отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан (согласно другим данным, было ему 60 лет). По дороге он получил повеление в видении не миновать Крит. На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы он многих обратил от тьмы язычества.
В глубокой старости святой Кирилл был взят на суд за свою проповедь среди язычников. Приведенный на суд к правителю, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец твердо исповедал свою веру во Христа и отказался подчиниться. Правитель приговорил епископа к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а правитель, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил епископа на свободу.
Свернуть
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV)
Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».
Краткий рассказ о знаменитом чуде слушайте на радио «Вера».
Преподобный Архипп Херотопский (IV)
Архиппу было 10 лет, когда он пришел на поклонение в храм Святого Архистратига Михаила и остался при храме навсегда.
Читать житие
Он постоянно пребывая в посте и молитвах. Многих язычников, приходивших ко святому источнику, убедил принять Святое Крещение. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить святого Архиппа, но Господь каждый раз спасал его из их рук.
Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить и Архиппа, затопив местность, где стоял храм и где истекал целебный источник. Видя приготовления к этому злодеянию, преподобный твердо решил не покидать святое место и усердно молился Богу и Архистратигу Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его молитву, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Чудесно избавленный от смерти, святой Архипп прожил неотлучно при храме до старости и мирно скончался 70-ти лет.
Похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.
Свернуть
Преподобный Давид Ермопольский (VI)
Преподобный Давид до поступления в монастырь был предводителем шайки разбойников Ермопольской пустыне Египта, совершил много убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам.
Подробнее
Оставив шайку разбойников, он ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число братии для покаяния. Игумен отказывался, объясняя Давиду, что жизнь монашеская очень сурова и ему будет не по силам. Давид настаивал и, наконец, открыл игумену, что он известный разбойник. Пригрозил, что если ему не будут открыты двери монастыря для покаяния, он разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен допустил его в монастырь, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом.
Своими подвигами Давид превзошел всю братию. Через некоторое время к Давиду был послан Господом Архангел Гавриил с извещением, что Господь его простил. Однако преподобный Давид по своему смирению не мог поверить, что такому великому грешнику, как он, Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел сказал ему, что за свое маловерие Давид останется немым. Давид взмолился, чтобы способность говорить была ему оставлена для молитвы, чтения правил и участия в церковных службах. Это было ему даровано, а в остальное время он оставался немым.
В конце жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: он исцелил многих больных и изгонял из бесноватых злых духов.
Прожив таким образом много лет, он преставился ко Господу.
Свернуть
Перенесение мощей благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1992)
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины. Читайте житие и акафист святым в нашем материале.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) был одним из самых страшных подразделений ГУЛАГа, а АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) в Акмолинской области — крупнейшим женским концлагерем на территории Казахстана, где содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных как «враги народа» и «изменники Родины».
В 30-х — 50-х годах прошлого века среди заключенных в Казахстане были десятки архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа.
В феврале 2008 года патриарх Алексий II благословил установить отдельный день празднования Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Его решили проводить в первое воскресенье после 16 сентября — дня памяти первомученика Казахстанской земли — епископа Верненского Пимена.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Димитрий Спасский (1877 — 1918)
На могиле отца Димитрия, расстрелянного карательным отрядом красных после 4х дней пыток, односельчане установили крест, но из-за боязни не написали его имя. Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Священномученик Иоанн Павловский (28 января 1876 — 19 декабря 1937)
30 июня 1937 года священник был арестован, содержался в Ижемской тюрьме (Коми). Он обвинялся в том, что «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, высказывая о скорой перемене существующего строя и падения советской власти, восхваляет Гитлера». Отец Иоанн Павловский был осужден и приговорен к высшей мере наказания.
Читать житие
Священномученик Иоанн Петрович Павловский родился в селе Поповонаволоцком Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье священника.
В 1892 году он окончил Шенкурское Духовное училище, а в 1893 году был уволен из I класса Архангельской Духовной семинарии.
14 августа 1893 года Иван Петрович был определен псаломщиком к Усть-Кожвинской Петропавловской церкви, а 13 сентября 1894 года переведен в Бакуринскую Спасскую церковь.
В 1900 году будущий священномученик в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии сдал экзамен на диакона и 19 марта 1900 года был рукоположен во диакона, за прилежание был оставлен на должности псаломщика Бакуринской Спасской церкви.
В июле 1901 году отец Иоанн был отрешен от места, но зимой — 19 декабря 1901 года был назначен псаломщиком Замеженской Зосимо-Савватиевской церкви.
9 августа 1908 года отец Иоанн был допущен и до диакона, а 15 февраля 1910 года утвержден в должности диакона Усть-Цилемского Никольского собора.
23 июля 1912 года в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии диакон Иоанн сдал экзамен для принятия сана священника. Выдержав серьезный экзамен, 25 августа 1912 года он был рукоположен во священника к Мошьюгской церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы.
В 1894-1901 годах он состоял законоучителем Бакуринской Церковно-приходской школы, а 1912-1918 годах работал законоучителем Мошьюгского одноклассного сельского училища. После 1918 году предположительно служил священником Мошьюгской Богородицкой церкви.
В 1933 году отец Иоанн Павловский находился под следствием органов НКВД по подозрению в укрывательстве ценностей, но к суду не привлекался.
С 1935 года проживал в деревне Большое Галово Ижемского района Коми АО, служил священником, но недолго.
Мученическую кончину через расстрел принял в селе Ижме 19 декабря 1937 года.
Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Иоанна Павловского к лику святых и в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Свернуть
Священномученик Всеволод Потеминский (30 марта 1870 — 1937)
Отец Всеволод был судим в 1928, 1934, 1936 годы, лишен избирательных прав и выселен с семьей из дома. Зимой 1937 года церковь в Семукове закрыли, в здании хотели открыть клуб и неоднократно пытались уничтожить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты чудесным образом появлялись вновь.
Подробнее
Всеволод Иоаннович Потёминский родился в городе Никольске Вологодской губернии в семье пономаря ляменской Благовещенской церкви, окончил 3 класса Вологодской Духовной семинарии. С 1890 года Всеволод Иоаннович — диакон Симоноволомской церкви в Устюжском уезде, а с 1900 года — Введенской церкви в Никольском уезде.
В 1891–1900 годы отец Всеволод работал учителем в школе в селе Симоноволомская Пустыня Устюжского уезда. В 1903 году епископом Вологодским и Тотемским Алексием (Соболевым) он был рукоположен во иерея к Никольской церкви села Семукова, одновременно был законоучителем в местной народной школе. С 1910 года иерей Всеволод преподавал в начальной школе села Кырс.
Известно, что он имел большую библиотеку, в том числе много книг по агрономии, открыл в своем селе школу, где преподавал по собственным учебникам и пользовался авторитетом у прихожан, которые несколько раз защищали его от ареста.
Арестовать отца Всеволода удалось лишь обманом, вызвав его якобы на крестины. 7 августа 1937 года он был заключен в сыктывкарскую тюрьму. Священник обвинялся в том, что «систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий сов. власти. В июне месяце 1937 г. распространял провокационные слухи о войне и падении сов. власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуры из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур».
Дело иерея Всеволода Потёминского было проведено с грубейшими нарушениями: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено. Отец Всеволод виновным себя не признал. Священномученик был расстрелян 19 сентября 1937 года по приговору тройки НКВД Коми АССР от 16 сентября в районе В. Чова.
Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года.
Свернуть
Иконы Божией Матери:
Арапетская («О Всепетая Мати», Арапская, Аравийская) (I или начало IV века)
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени — I веку, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Подробнее
Наименование иконы «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковнославянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых…». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII века.
Иконографический тип Одигитрия (Богомладенец Христос на левой руке Богоматери), облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты. Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, украшенная изображениями облаков ткань мафория. Три межальона на плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц — символов девства — иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы.
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
Свернуть
Киево-Братская (1654)
Во время войны с Польшей (1659–1667) городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Но чудотворная икона Божией Матери была сохранена — ее вынесли из храма и пустили по Днепру. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени.
Подробнее
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 году на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 году эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.
Свернуть
Особенности богослужения
Если прийти к началу литургии, то Царские врата в центре иконостаса будут закрыты. Людей (и особенно детей) еще мало. После прославляющего возгласа священника чтец негромко читает Часы (третий и шестой, состоящие из псалмов и молитв). Схождение Святого Духа на апостолов и распятие Спасителя — таковы темы этой части богослужения.
Что происходит в это время внутри алтаря? Священник на жертвеннике (столике в северной части алтаря) вырезает из большой просфоры особым ножом (копием) куб, называемый Агнцем, символизирующим и пасхального ягненка Ветхого Завета, и Христа, и кладет его на дискос (металлическое блюдце на ножке). Совершается это не молча, а при чтении особых молитв. Затем вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Эти священнодействия символизируют единство нашей Церкви. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. И только тогда открывается завеса у Царских врат, а алтарь и весь храм наполняется благоуханием ладана.
Священник в алтаре продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших. По окончании чтения часов священник начинает вторую часть литургии — Литургию оглашенных.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33 — 42
Читать отрывок
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:»камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
Свернуть
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 16 — 21
Читать отрывок
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 16, стихи 13 — 24
Читать отрывок
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. 3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. 5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. 6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. 10 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. 11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. 12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. 13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Свернуть
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Послание апостола Павла к евреям, глава 2, стихи 2 — 10
Читать отрывок
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его». Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. 10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Свернуть
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Словно для нас записаны слова епископа Виссариона (Нечаева) изданных в 1900 году «Костромских поучениях». В проповеди на сегодняшнее чтение из апостола Павла он пояснил:
«Не одни дела благочестия и добродетели, но все дела вообще должны быть совершаемы с любовию к ближнему, не исключая дел мирских и житейских.
…Хлебосольство, которым так славится русский народ, есть обычай достойный уважения потому, что в основании его лежит христианская любовь. Вообще всякое дело должно быть соединяемо с любовию к ближнему. Земледельцы, торговцы, промышленники должны заботиться об умножении своих стяжаний не для самих себя только, но вместе для блага ближних. Лица высокопоставленные, облеченные тою или другою властию, должны дорожить своим высоким положением не потому, что оно соединено с почетом и материальными выгодами, но потому, что дает им возможность проявлять христианскую любовь к ближним служением духовным и телесным нуждам их. Люди, живущие трудами рук своих, не должны завидовать тем, в услужении которым находятся, а любить их, как своих благодетелей, как своих братьев о Христе Иисусе.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!
Православные верующие 19 сентября вспоминают Михайлово чудо, праздник названный в честь Архангела Михаила — одного из высших ангелов.
Архангел Михаил
Архангел Михаил — главный архангел, предводитель небесного воинства. Одним из самых почитаемых Архангелов в православии. Его имя переводится с древнееврейского языка как «Кто как Бог?» в значении «Никто не равен Богу».
Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Приставка «архи» указывает более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Михаил несколько раз упоминается в Библии. Причем он единственный, кто назван по имени, а также, кто упоминается в пророчестве о Страшном Суде — там он называется князем великим, стоящим за сынов народа.
Так, он явился Иисусу Навину в помощь при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. Также он перенес пророка Аввакума в Вавилон. И Михаил же запретил дьяволу отдать тело святого Моисея для уподобления Богу. Михаил уничтожил 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба, бросившего вызов Богу. Также он явился провидцу Валааму и потребовал не проклинать израильтян, а трижды благословить их.
На иконах Михаил изображается в виде крылатого юноши или молодого мужчины в доспехах и мечом или копьем, с помощью которого он низвергает дьявола.
В православной традиции Архангела Михаила дважды в год:
- 19 сентября — Воспоминание чуда в Хо́нех
- 21 ноября — Собор Архангела Михаила
Почему Архангела Михаила называют Архистратиг
В православии Архангела Михаила называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».
В небесной иерархии пресвятой Архистратиг Михаил стоит над всеми Ангелами. Он самый верный служитель Господа, свергнувший Денницу и других падших ангелов.
Согласно преданию, когда Бог сотворил ангелов и установил между ними порядок, самый близкий к Господу, глава всех ангелов взбунтовался против Бога, возгордившись своим положением. И именно Михаил поверг его с небес. Поверженный же стал дьяволом.
В связи с этими сюжетами в христианской традиции Михаила приписывается победа над Сатаной и роль судьи на Страшном Суде. Он будет взвешивать на весах души умерших (отсюда, кстати, пошла традиция считать Михаила покровитель мертвых).
Михайлово чудо 19 сентября
19 сентября православные вспоминают Михайлово чудо. Второе название этого события — чудо в Хо́нех или Коллосах.
В IV веке во Фригии (Малая Азия) близ города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила. Недалеко от храма проистекал целебный источник. Местный житель возвел церковь в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери.
Архистратиг Михаил явился мужчине во сне и открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девочка выпила воду и действительно начала говорить. После этого чуда вся семья приняла крещение.
Слава о чуде Архангела Михаила распространилась по округе. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники. Многие отрекались от идолов и обращались в христианство.
В храме святого Архистратига Михаила 60 лет служил пономарем благочестивый Архипп. Язычники затаили на него злобу и решили уничтожить церковь и заодно погубить Архиппа. Они соединили в одно русло две горные реки и направили мощный поток на храм. Завидев приближающееся бедствие, пономарь стал молиться Архангелу Михаилу. Тот явился перед храмом, ударил жезлом, открыл в горе широкую расселину и повелел бурлящим водам устремиться в нее.
Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
О чем молятся Архангелу Михаилу
К Архангелу Михаилу принято обращаться с молитвами об исцелении от всяческих недугов. Это связано с почитанием Архангела как победителя злых духов, которых считали источником болезней. Именем святого Михаила нередко называли целебные источники.
www.globallookpress.com / Russian Look
Архангела Михаила просят о о защите от темных сил, злых людей и укреплении духовной силы. Он также считается покровителем кораблей и полков, поэтому ему молятся о защите во время длительного путешествия.
В России и мире насчитываются сотни храмов в честь Михаила. Ему посвящены многие литературные и живописные произведения, а также фильмы и сериалы. Город Архангельск назван в его честь, а изображение Михаила есть на гербах Киева и Брюсселя. Скульптура Архангела Михаила венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Что нельзя делать 19 сентября
В день памяти Архангела Михаила запрещено работать. В народе говорили, что если нарушить этот запрет, потом поплатишься. Даже сохранилась поговорка: «На Михайлу работать нельзя — Бог накажет». Особый запрет касается режущих предметов — не стоит в Михайлов день резать, рубить, колоть.
Поскольку Архангел Михаил не терпит ереси и зла, 19 сентября категорически нельзя ругаться, скандалить, обманывать, сквернословить, пишет utro.ru.
На Руси считалось, что с Михайлова чуда начинаются осенние заморозки. Отсюда еще одно название — Михайловский заморозки. Проводили 19 сентября осеннюю братчину — общий пир, который устраивали вскладчину всем селением. На таких праздниках не только отдыхали, но и решали вопросы, важные для всей общины, не забывали и о делах семейных. Все вместе селяне ставили в церкви большую свечу и служили молебен.
Что можно делать 19 сентября
Желательно обратиться к Архангелу Михаилу с молитвами об исцелении от всяческих недугов — физических и душевных. Хорошо бы примириться с теми, на кого долго держится обида.
Существует традиция девушкам печь пирог большой компанией и прятать в нем кольцо. Кому попадется кусок праздничного пирога с кольцом, того ожидает скорое замужество.
Народные приметы в Михайлово чудо
В Михайлов день обращали внимание на погоду. Начинались первые морозы. «Михаил заморозком прихватил», — говорили люди.
- После 19 сентября и Михайловских морозов на деревьях появлялся иней — жди обильного снега зимой.
- Листья осины ложатся на землю тыльной стороной вниз — зима будет теплая.
- Новорожденная луна, закрыта туманом и перекошена — к ненастной погоде.
- Утром туман — к потеплению.
- Березовые ветки на верхушке зеленые, а внизу голые — зима будет ранняя, а весна теплая.
- Утренние заморозки — к доброй жизни. Принято считать, что сам Архистратиг Михаил спустившись на землю, убивает морозом всякую нечистую силу.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Михайлов День – это народное название Церковного торжества, при чем это не один, а два разных праздника. Оба выпадают на осень и отмечаются 19 сентября и 21 ноября. Но, хотя за ними закрепилось одно «народное» название, эти праздники имеют разную историю.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска начала 12 века, созданная византийским мастером — Архангел Михаил
Содержание страницы
- Когда Михайлов день в 2022 году – 19 сентября или 21 ноября?
- 19 сентября – какой праздник?
- Чудо в Хонех
- Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- История праздника, установленного 21 ноября
- Битва: Архангел Михаил против Денницы
- Что нельзя делать в этот день, а что можно?
- Народные приметы, традиции и обычаи
- О чем молятся Архангелу Михаилу
- Молитвы в Михайлов день
- Похожие статьи
Оба праздника – и сентябрьский, и ноябрьский – посвящены Архистратигу Михаилу. Первый напоминает о чуде, а второй – вспоминает победу небесного воинства под предводительством Архангела Михаила над павшими духами. Кстати, именно благодаря победе над злыми духами считается, что молитва Архангелу Михаилу помогает в защите от всякого зла.
Об этом говорит Иоанн Богослов в своем Откровение : «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе»
(Откр. 12:7-8)
19 сентября – какой праздник?
В православном календаре 19 сентября записано как Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
Читайте также:
День Архангела Михаила
Чудо в Хонех
Слово «хонех» дословно переводится как «трещина». Колоссы — так называли это место до того как Архангел Михаил явил там свое чудо. Недалеко от современного Памуккале (Турция) в окружении высоких гор, стоял храм, освященный в честь Архистратига. Рядом с ним проистекал целебный источник, избавивший многих от страшных недугов. Случилось это на заре христианства, в IV веке…
Сохранилось предание об язычнике, дочь которого была нема от рождения. Архангел явился ему во сне и сказал, что девушка обретет дар речи, если выпьет воды из источника. Так и случилось. Язычник отрекся от ложных богов, и вместе с дочерью они обратились в христианство. И многие пошли по его пути, обретя телесное здоровье и веру в этих местах.
Приходской священник, которого звали Архиппом, вел жизнь исключительно праведную. Но святое место мозолило глаза язычникам, не желавшим оставлять своих идолов. И сговорились они разрушить храм. Для этого они объединили русла двух бурных горных рек и направили бурлящий поток в низину, прямо к святилищу. Узнав об этом, священник пал на колени и просил небесного покровителя, чтобы беда обошла Божий дом стороной. Тогда сошел на землю Архангел Михаил, и от удара огненного жезла гора разошлась и поглотила реку.
Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех
Христиане возблагодарили Бога и Архистратига за помощь.С тех пор селение стало называться Хонех, а в память о том дне стали отмечать праздник в честь чуда Архангела Михаила.
Что празднуют православные по Церковному календарю 21 ноября?
21 ноября — празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
В этот день верующие воздают хвалу всему Воинству Небесному. Праздник поставил точку в борьбе с раннехристианской ересью, когда люди считали Ангелов творцами мироздания. Он призван напомнить верующим не только о величии Ангельского мира, но и то том, что Ангелы, вне зависимости от чина – всего лишь служители Божии, так же, как и люди.
Собор архангела Михаила
XVIII в. Начало XVIII века.
Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов
Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 155,5 см, ширина 97,5 см
Икона ‘Собор Архангела Михаила’ представляет собой многофигурную композицию, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил.
История праздника, установленного 21 ноября
Еще живы были апостолы, а в мир уже проникла опасная ересь. Лаодикийский Собор положил ей конец, постановив: никого нельзя почитать превыше или наравне с Богом. Тогда и была установлена дата.
Интересный факт
В Юлианском календаре она выпадала на 8-й день 9-го месяца, так как время отсчитывали не от января, а от марта. Дату выбирали со смыслом: девять чинов ангельских и предсказанный пророками 8-й день, когда должен состояться Страшный Суд. В этот день ангелы будут свидетельствовать перед Ним о делах человеческих. Когда летоисчисление изменилось, символизм был утрачен.
С того памятного события Ангелов небесных стали почитать правильно, как охранителей и заступников человечества. Но Архистратиг Михаил среди других почитается особо, ведь, как гласит Писание, именно он одержал победу над тем, чье имя было Денница.
Битва: Архангел Михаил против Денницы
Иезекииль, бывший одним из главных ветхозаветных пророков, писал о Враге рода человеческого так:
«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»
(Иезек. 28:12-19)
Герб Архангельской губернии, утверждённый 5 июля 1878 года: «В золотом щите, Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.
Денница был самым красивым из всех Ангелов. Имя его означало «несущий свет», и был он воплощением этого самого света. Но первые создания Божии не были безвольными рабами, Он даровал им свободу выбора.
Мятежный ангел был херувимом, а это один из самых высоких чинов. Херувимы приближены к Богу. И все-таки они не обладают божественным совершенством. И вот Денница ступил на темный путь:
«От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезек. 28:17)
Тщеславие и гордыня заставили его пойти против Бога. Многих ангелов Денница совратил искусительными речами, и они последовали за ним. Они вознамерились свергнуть Создателя и занять Его место.
Но Архистратиг Михаил выступил против темного воинства. Он собрал армию Ангелов, оставшихся верными Богу, и обратился к ним с призывом: «Никто как Бог!», утвердив, тем самым, что никто не может быть выше Господа. В тяжкой борьбе воинство Архангела Михаила одержало верх. А мятежников сбросили с Небес в Ад, где и пребывают они по сей день.
Предводителя Воинов Господних изображают с огненным мечом. И почитают его, как победителя всех ересей. Поэтому символично, что праздник во славу его и всех Ангелов установили именно в день разгрома опасной ереси.
Что нельзя делать в этот день, а что можно?
Раньше в ноябрьский Михайлов день часто играли свадьбы, потому что уже через неделю, 28 ноября, наступал Рождественский пост, который заканчивался в самом конце года. А в посты венчания не совершаются. Поэтому и спешили те, кто хотел успеть обвенчаться в уходящем году.
«Явление Михаила Иисусу Навину», миниатюра из «Менологий Василия II»
С Михайловыми днями, к сожалению, связано множество полуязыческих обычаев и традиций. Например, дабы не рассердить Архангела вводился строгий запрет на работы, а непогода считалась проявлениями его гнева.
Работать не запрещено, если день не выпадает на воскресный. «Запрет» на работы у христиан касается 4-й заповеди: День седьмой — день покоя — посвящен Господу. Таким образом, Церковь не благословляет работать в воскресные дни и в Двунадесятые праздники. Их 12. Ни Собор Архистратига Михаила, ни Чудо в Хонех к ним не относятся
Объяснить языческие предрассудки можно лишь таинственностью ангельского мира. Отсюда и дерзкие попытки проникнуть туда, куда человеку заглядывать запрещено. Для его же пользы. Они всегда приводили лишь к тому, что совершающие их «познавали» не горний мир, но область падших духов – бесов.
Народные приметы, традиции и обычаи
Наши предки были людьми наблюдательными. Они обращали внимание на закономерности природных явлений, составляя собственные прогнозы. Ведь погода играла огромную роль в крестьянской жизни. И люди хотели заранее знать, что будет с урожаем, и не принесет ли зима голод. А такие праздники как Михайлов день особо выделись из общей чреды будней из-за погодными изменениями наши боголюбивые предки наблюдали внимательно:
- увидел изморозь на траве поутру – зимой жди обильных снегопадов;
- на рассвете появился туман – начало декабря будет теплым;
- солнце встало раньше, чем обычно – наоборот, нужно готовиться к морозам;
- день выдался не дождливым – зима будет очень холодная;
- идет дождь да еще со снегом – такой же будет и следующая весна.
День начинали с посещения праздничного богослужения. Это самая главная традиция. Но, конечно, это не значит, что в другие дни ходить в церковь не обязательно.
Разрушенный храм Михаила Архангела в Тихоновке. Общий вид в ландшафте
Также батюшки посещали тех, кто не мог прийти к литургии. Крестьяне потчевали их пирогами, хлебом и медом, а иногда благодарили мелкой монетой.
Кроме того, в этот праздник было принято:
- приглашать гостей и самим наносить визиты;
- богато накрывать на стол;
- печь пироги.
Часто гуляния, приуроченные к Михайлову дню, продолжались целую неделю. Ведь в конце ноября начинается многодневный Филиппов пост.
Михаил, Архангел. XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 147 см, ширина 104 см Изображение поясное, фигура обращена вправо. Архангел слегка склоняет голову, жестом правой руки обращается к Спасу, левой сжимает, как бы опираясь на него, ярко-красный посох-мерило.© Государственная Третьяковская галерея.
О чем молятся Архангелу Михаилу
Каждый ангельский чин наделен собственными «полномочиями». Так, Архангелы, призваны являть человечеству Божию Волю, а также нести Благую Весть.
Архистратиг Михаил, будучи начальником над Воинством Небесным, помогает не только отдельным людям, но и целым государствам, поэтому ему часто молятся о:
- защите родной земли от вражеских сил;
- покровительстве воинам, отправляющимся на войну;
- благоденствии земных правителей.
Но, разумеется, можно обратиться к Архангелу и с личной просьбой и помолиться о:
- защите в дороге;
- защите жилища от грабителей и злых людей;
- избавлении от искушений или душевной тоски;
- освящении нового дома при новоселье;
- исцелении от телесных и душевных болезней.
Считалось, что все недуги вызваны проделками вредоносных духов. А поскольку Архангел Михаил низверг Денницу и его приспешников в преисподнюю, он поможет победить этих существ и, тем самым, избавиться от болезней. При больницах строили часовни Архистратига Михаила. И сами больницы старались располагать поближе к храмам, освященным во славу его.
Читайте также:
Очень сильная защита — молитва Архангелу Михаилу
В день, когда мы ч очень явственно ощущается духовная связь между земным и небесным. Ангелы всегда присутствуют в нашей жизни, ограждая, наставляя, утешая. Стоит поблагодарить их за это в своих молитвах. А еще – попросить заступничества для тех, кто уже отошел в мир иной или пребывает на смертном одре. Ведь Ангелы пекутся обо всех душах: и живых, и тех, кто уже ожидает Пришествия Его.
Арина Зубкова
Молитвы в Михайлов день
Молитва Архангелу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́!
Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Архангелу Михаилу
Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́!
К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я.
Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная.
Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия.
Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
19 сентября 2022 года православные верующие отмечают Михайлово Чудо. Это важный христианский праздник.
ИСТОРИЯ
В этот православный праздник христиане вспоминают святого Архангела Михаила, которого считают покровителем сильных и доблестных. В Священном Писании архангел Михаил зовется князем и вождем воинства Господня, основным борцом с дьяволом и беззаконием на Земле. Церковь называет Архангела Архистратиг, что означает старший воин или вождь.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ 19 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА
В этот день нельзя есть тяжелую пищу, а остатки еды стоит не выбрасывать, а припасти и отдать обездоленным животным. Нельзя также мыть голову, чтобы не смыть ум.
В этот церковный праздник следует остерегаться всего острого, чтобы не порезаться. Именно поэтому не стоит шить и штопать вещи, резать ткань. Следует помогать всем, кто просит о помощи. Люди верили, что если исполнить это предписание, то Архангел Михаил одарит семью счастьем на целый год.
Нельзя в этот день ссориться с близкими. Если же это произошло, конфликт может затянуться на долгие годы. Также запрещается выполнять тяжелую работу дома и на земле. Также нельзя собирать чернику и печь хлеб.
ПРИМЕТЫ И ТРАДИЦИИ
В день Михайлова чуда стоит провести время за молитвой и добрыми помыслами. Лучше простить старые обиды и отпустить ситуацию. Если попросить у Архангела здоровья со светлыми помыслами, то он обязательно поможет.
В народе считается, что если в этот церковный праздник березы еще стоят зеленые, то зима будет ранняя и холодная. Если в сумерках по небу плывут синие облака, скоро погода изменится. Если на улице все еще тепло, то осень будет долгая.
Подробнее
Церковь. Фото: Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press/ Globallookpress.com