Какой праздник называется святки

Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника. Они называются также святыми вечерами.
  • Бого­слу­же­ния
  • Святки Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Святки Г.И. Шиман­ский
  • Святки схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Можно ли в святки молиться за усоп­ших? иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)
  • Святки прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Тра­ди­ции
  • Как хри­сти­ане святки про­во­дят, и как надо про­во­дить их прот. Нико­лай Успен­ский
  • Как про­ве­сти Святки? прот. Алек­сандр Илья­шенко
  • Поз­во­ли­тельно ли рядиться в святки? прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • О буйном весе­лье на свят­ках и мас­ля­нице прп. Стефан Филей­ский
  • Что нужно знать о гада­ниях на святки? свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура
  • Свя­точ­ные рас­сказы Н.С. Лесков
  • Свя­точ­ные рас­сказы В.И. Неми­ро­вич-Дан­ченко
  • Дары волх­вов О. Генри
  • Чудес­ный доктор А. И. Куприн
  • Стихи о Рож­де­стве Хри­сто­вом

Свя́тки (святые дни) – период от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до Кре­щен­ского сочель­ника (7–17 января вклю­чи­тельно). Они назы­ва­ются также свя­тыми вече­рами.

svjatki 1 - Святки

Свя­тить период между Рож­де­ством Хри­сто­вым и Бого­яв­ле­нием Цер­ковь начала с древ­них времен. Ука­за­нием на это могут слу­жить 13 бесед св. Ефрема Сирина, про­из­не­сен­ных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвро­сия Медио­лан­ского и св. Гри­го­рия Нис­ского.

Про­дол­жи­тель­ность Святок

Какова про­дол­жи­тель­ность Святок? Когда они начи­на­ются и когда закан­чи­ва­ются? На эти, каза­лось бы, про­стые вопросы в цер­ков­ной лите­ра­туре даются разные ответы. Фак­ти­че­ски суще­ствует 4 (!) точки зрения на про­дол­жи­тель­ность Святок:

I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отра­жена на нашем сайте, часто такая про­дол­жи­тель­ность ука­зы­ва­ется в кален­да­рях как сплош­ной период, в тече­ние кото­рого нет пост­ных дней. Такая точка зрения лишена недо­стат­ков: во все дни пери­ода совер­ша­ются бого­слу­же­ния с празд­нич­ными осо­бен­но­стями, поста нет.

II. 8–19 января (12 дней). В лите­ра­туре очень попу­лярно утвер­жде­ние о 12 дней про­дол­жи­тель­но­сти Святок; веро­ятно, это объ­яс­ня­ется при­вер­жен­но­стью сим­во­ли­че­скому зна­че­нию числа 12. В част­но­сти, извест­ный литур­гист сере­дины XX века Г. И. Шиман­ский ука­зы­вает для Святок период от Собора Бого­ро­дицы до Кре­ще­ния Гос­подня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник; 2) почему-то Кре­ще­ние Гос­подне вклю­ча­ется в период Святок, тогда как равный ему по сте­пени тор­же­ствен­но­сти празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – нет.

III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отра­жа­ется на неко­то­рых элек­трон­ных ресур­сах (как пра­вило, нере­ли­ги­оз­ных). Эта точка зрения – фак­ти­че­ски вари­а­ция преды­ду­щей, имеет те же недо­статки: в период Святок вклю­ча­ется Кре­щен­ский Сочель­ник, а из двух Гос­под­ских празд­ни­ков один (Рож­де­ство Хри­стово) счи­та­ется, тогда как другой – нет.

IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Свят­ками счи­та­ется весь период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния, такую пози­ция отра­жена в книге схи­ар­хи­манд­рита Иоанна (Мас­лова). (Впро­чем, сам автор допус­кает ошибку: гово­рит о 12 днях Святок, хотя по факту ука­зы­вает период в 13 дней). В таком под­счете только один недо­ста­ток: в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник.

Три пери­ода святок их бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти

Хотя термин «святки» обо­зна­чает единый 11-тиднев­ный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно раз­де­лить на три вре­мен­ных отрезка на осно­ва­нии бого­слу­жеб­ного содер­жа­ния:

7–13 января – празд­ник Рож­де­ства Хри­стова и его попраздн­ства;

14 января – Обре­за­ние Гос­подне по плоти и свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого;

15–17 января – пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния.

Бого­слу­жеб­ные  и устав­ные осо­бен­но­сти всего пери­ода Святок

  • Пост в среду и пят­ницу отме­ня­ется;
  • Коле­но­пре­кло­не­ние не совер­ша­ется;
  • Вен­ча­ние брака не совер­ша­ется;
  • Октоих в сед­мич­ные дни не поется;

Свя­точ­ные обычаи и тра­ди­ции

С пери­о­дом Святок свя­заны сле­ду­ю­щие обычаи, рас­по­ло­жим их в порядке от более нор­маль­ных и при­ем­ле­мых к спор­ным и нецер­ков­ным:

Хож­де­ние в гости

Празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово, делиться друг с другом этой радо­стью, поз­во­лить себе опре­де­лен­ное уте­ше­ние после дол­гого поста – не только закон­ный, и но вполне похваль­ный образ про­ве­де­ния этих дней. Гос­подь в Пяти­кни­жии пове­ле­вает: «Семь дней празд­нуй Гос­поду Богу твоему, на месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой; ибо бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой, во всех про­из­ве­де­ниях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только весе­литься» (Втор. 16:15). И хотя бук­вально это ска­зано о празд­нике Кущей, можно вполне рас­про­стра­нить эти слова на празд­нич­ные пери­оды Церкви, в первую оче­редь на Свет­лую сед­мицу и на Святки.

Рож­де­ствен­ские сценки, меро­при­я­тия в вос­крес­ных школах

Понятно, что раз­лич­ные поста­новки и рож­де­ствен­ские сценки осно­ваны на нека­но­ни­че­ских и подчас фан­та­сти­че­ских реа­лиях, все же опре­де­лён­ный про­све­ти­тель­ский и бла­го­твор­ный эффект они имеют.

Коля­до­ва­ние

Есть обычай ходить по домам и рас­ска­зы­вать раз­лич­ные рож­де­ствен­ские колядки. При этом ходят как пра­вило дети (под руко­вод­ством и при­смот­ром взрос­лых), поздрав­ляют с Рож­де­ством Хри­сто­вым, поют песни и рас­ска­зы­вают сти­хо­тво­ре­ния, а хозя­ева жилищ ода­ри­вают сим­во­ли­че­скими уго­ще­ни­ями. Здесь оценка должна быть взве­шен­ной: есть колядки по содер­жа­нию вполне хри­сти­ан­ские, но немало и совер­шенно свет­ских, в кото­рых нет ника­кого рели­ги­оз­ного смысла. В послед­нем случае коля­до­ва­ние пре­вра­ща­ется в обыч­ное попро­шай­ни­че­ство и вряд ли может быть одоб­рено хри­сти­ан­ским созна­нием.

Пред­став­ле­ния, гуля­ния

Есть обычай наря­жаться в раз­лич­ные шутов­ские наряды и устра­и­вать пред­став­ле­ния, гуля­ния. Эта прак­тика явля­ется руди­мен­том язы­че­ских веро­ва­ний, согласно кото­рым начало года счи­та­лось вре­ме­нем, когда у богов можно выпро­сить хоро­ший урожай. Также важно, что в Древ­нем Риме и в Визан­тии подоб­ные меро­при­я­тия были свя­заны с празд­но­ва­нием январ­ских календ. В России свя­точ­ные гуля­ния были рас­про­стра­нен­ными вплоть до XVIII века. Известно, что импе­ра­тор Петр I сам любил эти гуля­ния и застав­лял при­ни­мать в них уча­стие своих при­бли­жен­ных. Однако во 2‑й поло­вине XVIII века многие обычаи, свя­зан­ные со свя­точ­ными гуля­ни­ями, были запре­щены. Причем при­чины запрета были не столько бого­слов­скими, сколько вызваны прак­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­стью: сами гуля­ния и свя­зан­ные с ними раз­нуз­дан­ность, анар­хия рас­смат­ри­ва­лись как обще­ственно опас­ные. Для нас осо­бенно важно, что подоб­ного рода дей­ствия запре­ща­ются 61‑м и 62‑м пра­ви­лами VI Все­лен­ского Собора. Осо­бенно обра­тим вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие слова: «Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гати и тех, кото­рые водят мед­ве­диц, или иных живот­ных, на посме­шище и на вред про­стей­ших, и, соеди­няя обман с безу­мием, про­из­но­сят гада­ния о щастии, о судьбе, о родо­сло­вии, и мно­же­ство других подоб­ных толков» (пра­вило 61) и «Так назы­ва­е­мые календы, вота, вру­ма­лиа, и народ­ное сбо­рище в первый день месяца марта, желаем совсем исторг­нути из жития верных. Такожде и все­на­род­ныя жен­ския пля­са­ния, вели­кий вред и пагубу нано­сити могу­щия, равно и в честь богов, ложно так елли­нами име­ну­е­мых, муже­ским или жен­ским полом про­из­во­ди­мыя пля­са­ния и обряды, по неко­ему ста­рин­ному и чуж­дому хри­сти­ан­скаго жития обычаю совер­ша­е­мые, отвер­гаем, и опре­де­ляем: ника­кому мужу не оде­ва­тися в жен­скую одежду, ни жене в одежду мужу свой­ствен­ную; не носити личин коми­че­ских, или сати­ри­че­ских, или тра­ги­че­ских» (пра­вило 62).

Гада­ния

Рас­про­стра­нен предо­су­ди­тель­ный обычай гада­ний во время Святок о судьбе, о буду­щем супруге и пр. Понятно, что любые гада­ния явля­ются язы­че­скими обы­ча­ями, свя­зан­ными с вол­хо­ва­нием и обще­нием с нечи­стыми духами, потому ни в коем случае не при­ем­лемы для хри­стиан.

Цитаты о свят­ках

«Дух Хри­стов, – по заме­ча­нию свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), – не враг бла­го­за­кон­ных радо­стей»; в невин­ных играх и заба­вах отды­хает душа, истом­лен­ная: шумом суеты, под­дер­жи­ва­ется и пита­ется чув­ство дружбы среди людей; с хри­сти­ан­ской точки зрения доз­во­ли­тельны игры и раз­вле­че­ния, кото­рые не нару­шают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорб­ляют слуха и очей, не уни­жают чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Но нужно твердо пом­нить, что «где нега и рос­кошь, как учит св. Иоанн Зла­то­уст, где пьян­ство и всякие забавы, там нет ничего твер­дого, а все шатко, непо­сто­янно. Слу­шайте это вы, кото­рые любите смот­реть на пля­шу­щих и тем рас­тле­ва­ете свое сердце».
В «святые дни» должно уси­лен­нее ста­раться не отвле­кать ума и сердца своего от святых помыс­лов, чув­ство­ва­ний и деяний; а это обя­зы­вает каж­дого устра­нять себя от вся­кого шума буй­ного весе­лия. Не разгул и шумное мир­ское весе­лие делает празд­ник Хри­стов радост­ным и при­ят­ным для нас, а уте­ша­ю­щая душу, услаж­да­ю­щая и весе­ля­щая сердце бла­го­дать Божья, дару­е­мая свыше лишь тем, кото­рые уда­ляют себя от всего того, чем оскорб­ля­ется любовь Божья, что отвра­щает от нас бла­го­во­ли­тель­ный взор Отца Небес­ного, чем бес­че­стится святое и досто­по­кло­ня­е­мое имя Хри­стово, чем нару­ша­ется свя­тость празд­ника».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля

Содержание статьи

  • Святки в 2023 году
  • Что такое святки?
  • Сколько лет святкам?
  • Святки на Руси. О традиции празднования святок
    • Хулиганство, освященное традицией

Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2023 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

Святки в 2023 году

Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

  • Даты в 2023 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2024 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2025 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2026 году: с 7 по 17 января.

Что такое святки?

С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Святки в 2021 году - какие числа?

Святки

Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Читайте также — Фильмы про Рождество, мультфильмы про Рождество

Святки на Руси. О традиции празднования святок

Хулиганство, освященное традицией

Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Святки в 2021 году: даты

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди

Продолжение следует

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца.

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.

Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания — это отнюдь не баловство, они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей. «Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил народ, хватило на всех», — говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут пироги, закупают конфеты».

Толпу колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример — обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам — петь песни. Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей, заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим ОРЕХАНОВ

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рожества Христова 7 января (25 декабря ст. ст.) до торжества Крещения Господня 19 января (6 января ст. ст.). Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В этот период православный народ, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Христа. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рожества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале.

***

Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря (7 января по новому стилю — прим. ред.) и оканчивавшегося обыкновенно 5 (18 по новому стилю — прим. ред.) января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев (Weihnaechen). По другим наречиям, «святки» (swiatki) означают праздники.

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходствует с римскими Kalendae от греческого глагола μa λειν — «сзывать», также от санскритского kala. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов (греков); то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» (Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. — прим. ред.). Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям.

История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр (календ), — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.

Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне

Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне

У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника (Iuul, Ioel) как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней.

В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р. Х. кормят последнею горстью сжатого хлеба с целью предохранить его от болезни.

В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству. Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне.

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими (будет сказано).

В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.

29 декабря, когда празднуется память избиения младенцев Царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей такое кровопролитное событие; самый день, в который приходился этот праздник, считался черным. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню.
 

Коляда

Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н.М. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские  праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах.

А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.

Значение слова Коляды у разных народов различно: у виндийцев Kolе́da (коледа) почитается за божество празднеств и так же называются некоторые церковные обряды, a koledowati (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У чехов, болгар и сербов Kolе́da, а также wanoёnj pisniе́ky значит свя́точная песнь, choditi ро Kolе́de (ходить по коледу) значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества.

Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от ColendoColedei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. χόλαδεις (кишки) колбасы, которой кольцо выпрашивали себе колядовщики в Малороссии. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала (митрополит Ростовский) в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.

К. Трутовский. Колядки в Малороссии, 1864 г.

К. Трутовский. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов.

Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.

Иван Федотов. Ряженые

Иван Федотов. Ряженые

В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. 
 

Гадание

В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad – так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad – исследовать, по третьим – Gadam – испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

К.Е. Маковский. Святочные гадания, 1890-ые гг.

К.Е. Маковский. Святочные гадания, 1890-ые гг.

Святочные вертепы и звезды

Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа.

Н. Пимоненко. Колядки, 1880-е гг.

Н. Пимоненко. Колядки, 1880-е гг.

В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.
 

Славление наших царей

Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. «Московские Государи посещают знатнейших своих подданных и чужестранцев пред праздником Богоявления. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. января 3. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные». Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача (жалование) под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г. установил праздновать новолетие по европейскому обычаю, велел украшать дома зелеными ветками, освещать улицы и т. п. Но это был уже гражданский праздник.

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые

Несколько слов о Васильевом вечере

Васильев вечер, канун Нового года, слившийся вместе со Святками или каледою в наше время, в прежнее время именовался то богатым вечером, то авсенем, то овсенем, то таусеном, то усеном, то иногда говсенем или бауценем в губерниях Рязанской, Симбирской, Владимирской, Нижегородской и отчасти в Пензенской, а в некоторых губерниях каледой и таусенем, так как эти два праздника ныне безразлично сливаются в одни Святки. Под влиянием христианства если народ забывал своих главных богов, то припоминал своих второстепенных, и особенно те мифы физические, которые имели предметом олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей, сюда относят Авсеня или Таусеня как божество. Если у нас год начинался с марта, то понятно, что Авсень было божество, покровительствовавшее первым весенним посевам, сравнивая с нем. словом awsten — посев или со словом avena (лат.) — овес, со слов. owsen — овес. Но как Петр I изменил наше древнее счисление и предписал считать начало года с 1 января, то празднование Авсеня перешло на Васильев вечер. Однако же темные предания об Авсене бессознательно сохранились в народе, что можно заключить уже из того, что деревенские славильщики, ходя по избам своих односельчан с песнями, при входе в каждый дом бросают на пол по нескольку хлебных зерен; и эти зерна собираются старухами и хозяйками дома и сберегаются до весеннего посева. Может быть, овсень происходит от выражения «О весне».

———————————

Источник: М. Забылин. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Пришло время узнать про них и нам. За новыми знаниями о Святках мы обратились к книгам и архивам. Одним из главных источников стали произведения Ивана Николаевича Божерянова, русского искусствоведа и автора популярных исторических изданий второй половины XIX в.

Содержание материала:

Святки, что значит это слово и почему у него нет единственного числа

Святки – слово древнерусское, означающее «святой». Святки также называли святыми вечерами. В это время был воспрещён пост и совершение таинства брака, то есть венчание.

У слова нет единственного числа – а как иначе, если это не один день, а праздничное время, «связанное с празднованием Рождества и Крещения и сопровождающееся гаданием, пением колядок, переодеванием» (согласно толковому онлайн-словарю Т. Ф. Ефремовой).

Святки 2023, когда проходят

В 2023 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Они захватывают два зимних праздника – Рождество (7 января) и Старый Новый год или Васильев день (14 января), а заканчиваются ночью с 18 на 19 января.

Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи

Само празднование Святок, вероятно, пришло к нам из Древней Греции. При переходе старого года в новый, мужчины переодевались в женские платья, а женщины – в мужские. Византийский император Константин VII Багрянородный, правивший в конце I в. писал, что такие развлечения происходили в его присутствии и с его одобрения. Участники зимних празднеств в масках и вывернутых наизнанку шубах бегали, прыгали, шумели, ударяя жезлами в щиты под исполнение звучных песен. Всё это продолжалось до самого крушения Византии в 1204 г. 

Позже празднества перешли в Италию и дополнили, а потом и сместили древнеримский праздник в честь рождения солнца, который справлялся в Риме именно 24-25 декабря и тоже отличался общим весельем, переодеваниями и разнообразием масок.

Такие маскарады не одобрялись представителями христианской церкви, которые считали маски изобретением язычества. Возможно, что праздник Рождества Христова был назначен на 25 декабря (по юлианскому календарю и по старому стилю) именно для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому рождению солнца.

О Святках на Руси было известно давно. Упоминания о Святках встречаются, например, в «Кормчей книге», сборнике церковных и светских законов издания XIII в. А в церковном сборнике «Стоглав», составленном в 1551 г. святочные гадания и суеверия обличались как языческие обычаи.

Интересно, что Иван Грозный вместе с опричниками одобрял зимний «маскарад». Известен случай, когда князь Михаил Репнин отказался надеть маску и растоптал её ногами, в ответ на это разгневанный царь приказал казнить князя. У Ивана Васильевича при дворе была даже специальная должность – мастер рожечник, готовивший для зимних забав маски, которые в то время называли рожами. По расходным книгам Казённого приказа 1584 г. мастерам рожечникам даже отпускалось сукно и деньги.

Под влиянием Лжедмитрия I и поддерживающих его поляков январские маскарады сделались обычным явлением при дворе и в народе. Главную роль в них играли скоморохи, называемые также плясцами-сквернословами. Во второй половине XVI в. скоморохов было так много, и они набрали такую силу, что некоторые объединялись в ватаги разбойников по 30, а иногда и 100 человек. С этими безобразиями удалось справиться только митрополиту – и возвеличивание скоморохов сменилось гонениями на них. В 1648 г. во времена царствования Алексея Михайловича (отца Петра I) был принят указ об уничтожение скоморохов и их бесчинств. Тех, кто приглашал скоморохов на Святки, даже домашние, отлучали от церкви.

Последний раз против масок на Святки восстал патриарх Московский Иоаким. В его указе от 24 декабря 1684 г. говорится, что многие «применяют косматые и иные бесовские ухищрения и образы на себя одевающиеся».

Святки, кулинарные правила и особое праздничное меню

Поскольку начало Святок связано с появлением первой звезды на Рождество, уместно вспомнить исторический анекдот, который лёг в основу знаменитого в 90-е года рекламного ролика. Итак, Александр Васильевич Суворов, известный своей набожностью, был приглашён на ужин Императрицей Екатериной II. Он сел за накрытый стол и ничего не ел – до первой звезды. Императрица заметила это и что-то шепнула стоявшему за ней камер-лакею. Спустя минуту на золотом подносе принесли бриллиантовую звезду св. Александра Невского, снятую с одного из платьев Её Величества. Екатерина II пожаловала её Суворову, сказав: «Видишь-ли звезду?! Вот теперь кушай». Бывший на ужине князь Потёмкин воскликнул: «Так просветится свет твой пред людьми!».

На само Рождество, согласно «Домострою» подавали лебедей, потрохов лебяжьих, гусей верчёных, куропаток, поросят, баранину печёную, уху курячью, солонину с чесноком, лёгкое лося в рассоле, лапшу, колдуны и щи. В ходу было и много выпечки. Известно, что в 1663 г. на рождественский стол царице Марьи Ильиничне, жене Алексея Михайловича, было подано 426 перепечей. На Святки был также обычай на следующий день после Рождества носить в церковь пироги.

В XVII столетии в Москве и по другим городам накануне Рождества славили плуг, а в Васильев вечер – накануне Нового года – заговаривали каши и засевали зерно.

Кашу варила обычно старшая женщина в доме, приносившая для неё из амбара крупу. Воду приносил старший мужчина. Затирание (приготовление) каши сопровождалось символическим причитанием и потому, какой она получилась, судили об урожае будущего года и вообще о счастье. Красная (с запечённой корочкой) каша предвещала счастье, белая – беды.

Обряд засеивания (посеивания) зерна совершали обычно мальчишки. В Малороссии по дому или по улицам с мешками, наполненными зерном, они шли, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок (год)! Роди, Боже, жито, пшеницу». В Центральной России с лукошками или мешками, полными зёрен, ходили дети, а иногда взрослые парни и девушки. Они пели песни, рассеивал по домам зерно и получали в подарок начинённые кишки, желудки и свиные ноги, специально приготовленные к этому дню. В костромской губернии поющие исполняли: «свинку да боровка выдай для васильева вечерка».

Зёрна, полученные во время святочного обряда, берегли до весны. Славяне верили, что они обладали особой природной силой и станут началом отличного урожая.

Святки, хождение по гостям, пирушки, смотрины и девичье веселье

В городах и сёлах святочные ночи посвящались разъездам по гостям и пирушкам для поддержания родственных отношений, поиска невест и суженных. Бояре праздновали Святки особо торжественно. Для празднования «девичьего веселья» выбирали дом побогаче, где была девушка, вступившая в возраст невесты. Хозяйка выбранного дома начинала посещать родных, а потом принимала старых и малых – всех, у кого были просьбы, и старалась их выполнить или как-то иначе отметить приходящих. В первый святочный вечер к выбранному дому тянулись «поезда» (украшенные повозки/сани), в которых везли девушек погостить. В первых санях ехала матушка с дочкой и её лучшей подругой, во вторых – нянюшки, подарки и домашний скарб на время прибывания в гостях. Чем длинней был «поезд», тем большего почёта заслуживали гости. Матушки оставляли своих дочерей в доме, и съехавшиеся девушки и дочка хозяйки сразу признавались подружками. После приезда, на следующий день они спали до обеда, а потом рассказывали всем виденные сны и просили их отгадывать и трактовать. Затем все вместе пили взвар или «изварец» (особый горячий напиток, похожий на сбитень). Чуть позже на завтрак столы накрывались разными яствами. Девушки, согласно правилам, могли еду только пригубить, боясь зорких глаз нянюшек, которые могли разнести сплетни об обжорстве и прожорливости девиц.

Днём ворота дома запирались, чтобы никто не мог помешать девичьему веселью: катанию с горок и снежкам. Потом были святочные игры, на которые приглашали братьев. Всякая гостья предполагала в чужом брате суженого, поэтому особым успехом пользовалась игра «сижу посижу». В ней нередко девушкам приходилось – по правилам игры – сидеть на коленях у чужого брата, а также была популярна игра «коза и слепой козёл» – вариация жмурок, тоже включающих прикосновения.

Вечером за одним столом собирались гости разных возрастов и социального статуса. Угощать гостей начинали сразу, как только они приезжали. Хозяин на деревянных подносах выносил наливки: на смородине, яблоках, рябине. Он называл каждого гостя по имени и просил его откушать, а хозяйка стояла сзади и кланялась гостям в пояс. Молодые девушки пили квас, вишнёвку или «годовалый мёд». Вслед за напитками хозяйка обносила гостей закусками. В это время в доме появлялись ряженые, часто среди них были молодые мужчины, которых не приглашали в гости – им тоже хотелось увидеть самых завидных невест. Они украшали себя уборами медведей или коз, за неимением масок парни натирали лица сажей. 

Когда ряженные отплясали «камаринского», поучаствовали в шуточных боях, в центр гостиной вносили стол, и старая нянюшка ставила на него блюдо с водой. Гости усаживались, напротив блюда обязательно устраивалась сваха. Нянюшка клала на стол кусочки хлеба, соль и угольки – так начиналось пение святочных песен, и девушки приступали к гаданию.

Святки, время разгульное, праздное и предназначенное для гаданий

В целом, время святок на Руси не бывало спокойно – об этом сообщают сохранившиеся жалобы шуян, жителей города Шуя, находившегося сейчас в Ивановской области. Так в одном из прошений к царскому двору говорится, что после Рождества Христова в первое воскресенье Потеха Васильев, Курдюк, сын Иванов, Семён Микулин да Савелий с товарищами на кобылках ходили и с крестьян шапки срывали. В послании к Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых, сообщалось, что «25 декабря разбили нас, сирот твоих, разбойники; деньги, платье, лошадей, свиные туши и всякую рухлядь – всё поймали и нас мучили; в лицо, государь, их не знаем».

До конца XIX в. в шуйском уезде в народе ходили рассказы о старинных страшных разбойниках.  Бедун, Рудак и Пуг особо свирепствовали на Святки. В то время хотя разбойники и чародеи остались только в русских сказках, знахари, ворожеи и гадалки всё ещё были очень популярны. Кстати, некоторые исследователи полагают, что слово «гадание» произошло от слова «гад». Так назывался персонаж семитской мифологии, бог удачи, которому поклонялись иудеи, сирийцы, арабы, вавилоняне и другие жители Северной Африки и Юго-Западной Азии. Под именем этого бога мог быть почитаем Юпитер. В арабской астрологии считалось, что именно он приносит человеку большую удачу.

Считалось, что на Святки черти бегают по ночам, поэтому в старину это время считалось удобным для гадания. Александр Сергеевич Пушкин написал в «Евгении Онегине»: «Настали Святки. То-то радость! Гадает ветреная младость». Гадать можно было в любой день Святок, но самыми лучшими считается крещенский Сочельник и канун Васильева дня (сейчас это день перед Старым Новым годом). Даже сами Святки делились на две части: «добрые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения).

Поскольку Святки проходят в зимнее холодное время, для гаданий использовали предметы, которые всегда были под рукой – в доме, а не на улице: женские украшения, детали одежды и убранства дома (зеркала, полотенца, скатерти), кухонную утварь. Венки, облака, птицы, цветы оставались для гадания до тёплого времени года. Девушки бытовые предметы использовали в качестве «жребия». Они складывали в какую-нибудь ёмкость или мешок кусочек хлеба, деревянную щепку и головной женский убор. Закрыв глаза, вытаскивали одну вещь, предсказывая свою судьбу в наступившем году. Головной убор означал замужество, хлеб – ещё один год в отцовском доме, дерево – болезнь или даже смерть.

Вообще самая актуальная тема для гадания – замужество. Выйдя на улицу в один из святочных вечеров, девушки стучали ложкой в окно чужого дома. Если на этот звук отзывался мужчина, значит девушка станет женой, если более любопытной будет женщина, значит ей быть при папе и маме ещё год.

Девушки на выданье узнавали имя будущего жениха, спрашивая, как зовут одного из мальчишек, которые участвовали в обряде засеивания зерна. У них будущие невесты даже могли своровать горсть пшеницы или овса. Зерном они посыпали крыльцо дома, чтобы во сне увидеть своего суженого, пришедшего его собирать.

В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды)  до Богоявления включительно.

Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию.

Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.

святки

Содержание:

  • Святки — что это за праздник и как его отмечают
  • История праздника Святки кратко
  • Что можно и нельзя делать на Святки
  • Какого числа Святки в 2021 году
  • Традиции и обряды на Святки по дням
    • 6 января
    • 7 января
    • 13 января
    • 14 января
    • 18 января
    • 19 января
  • Народные приметы и поверья на праздники Святки
  • Старинные святочные гадания

Святки — что это за праздник и как его отмечают

Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.

В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями.

К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду,  накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей.

праздник

Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями.

Коляда и Овсень, персонажи славянских песен, должны были дать крестьянам богатый урожай и семейное счастье, а также изгнать из поселения злых духов. Поэтому раньше колядники старались обойти как можно больше домов, исключая те дома, где кто-либо умер.

Также люди устраивали шумные мероприятия, разводили костры, играли в различные игры. У девушек раньше в это время было принято гадать.

гадание на рождество

Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути.

Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.

Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года.

Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием.

Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной».

Рождество Христово

Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе.

Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях.

Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т.д.

История праздника Святки кратко

Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков.

Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).

святки

Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков».

Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда (древний языческий бог) символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его.

В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы (она символизировала восходящее солнце) по деревням.

Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки.  У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.

Что можно и нельзя делать на Святки

В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.

Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием.

Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит.

шить

Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.

Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки. Это поможет привлечь в свою семью достаток.

Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок – это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.

гадания на святки

Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй.

Какого числа Святки в 2021 году

По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю).

святочные гадания

Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период.

Традиции и обряды на Святки по дням

Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.

6 января

Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.

12 блюд на рождество

При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно.

сочиво на рождество

В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.

После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.

7 января

День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста.

рождественский калач

Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.

13 января

Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.

12 блюд на рождество

14 января

В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».

посевания

Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.

18 января

«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.

купание в проруби на крещение

В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.

19 января

Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.

Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.

купания в душе мыться купаться

Народные приметы и поверья на праздники Святки

Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.

Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение – знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.

Святая вода на Крещение

Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.

Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.

Старинные святочные гадания

В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания.

Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.

Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.

святки гадания

Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья.

Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.

Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.

святочные гадания

Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла (и до сих пор не одобряет) подобные действия.

Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник на этой неделе у мусульман
  • Какой праздник на этих выходных церковный
  • Какой праздник на следующей недели
  • Какой праздник на следующей неделе православный
  • Какой праздник на след недели