Какой праздник на руси был знаменит кулачными боями

Сейчас масленичная неделя, и мы хотим рассказать о главном мужском развлечении Масленицы — кулачных боях

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу — кулачные бои. 

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 1.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.

 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 2.

«Кулачный бой»

В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

 

Больше всего боев происходило в масленичную неделю —
перед постом люди стремились
не только напиться-наесться,
но и, насколько возможно,
дать волю кулакам.

 

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.


Три основных категории боя

1САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 3.

Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами». 

3МАССОВЫЕ БОИ

Третья категория, о которой сегодня и пойдет речь, — массовые бои, в которых по праздникам или для «решения вопросов» сходились жители соседних улиц, районов или деревень или представители разных профессий. 

Массовые бои делились на два типа

1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

2СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику. 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 4.

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». 

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. 

 

До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу.

 

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 5.

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой. 

 

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

 

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “…земля наша велика…” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Любой культуре присущи военные игры, участники которых соревнуются между собой в силе, ловкости и удали. У русских одной из таких игр был кулачный бой. Он мог принимать различные формы — от боя один на один до столкновения групп бойцов («стенка на стенку»). В XVIII в. это явление было одной из традиций не только сельской, но и городской жизни.

Сражения на городских улицах

«Каких вы, зрители, тут ищете утех, где только варварство — позорища успех?» — задавался вопросом А.П. Сумароков в своей притче «Кулашный бой». Поэт недоумевал: «За что они дерутся? За что? Великой тайны сей не ведает никто». Наблюдая воочию за людьми, которые «посредством кулака расквашивают губы и выбивают зубы», Сумароков искренне изумлялся, почему они это делают без всякого принуждения1.

Внешне кулачные бои действительно походили на потасовку, а порой и на самую настоящую битву. «Со стороны может показаться, что драка идет не на живот, а на смерть», — отмечал в 1722 г. в своем дневнике Ф.В. Берхгольц, находившийся в России в составе свиты голштинского герцога Карла Фридриха2.

«Не пулей и не бомб тут раздается звук, но крепких кулаков ужасной слышен стук», — вторил в 1790 г. Н.И. Страхов, описывая масленичные народные гуляния в своем «Сатирическом вестнике»3. Окровавленные лица, разбитые носы, сломанные ребра — обыкновенные последствия подобных «развлечений». На сопутствовавшие этому человеческие жертвы обыватели смотрели хладнокровно.

В указе 1726 г., регулировавшем проведение кулачных поединков в Санкт-Петербурге, подчеркивалось, что убийство во время боя не считалось в народе преступлением: «и в убийство, и в грех не вменяют»4.

В городах биться «стенка на стенку» выходило одновременно несколько сотен и даже тысяч человек5. Тульский мещанин А.А. Булыгин, живший во второй половине XVIII в., на страницах своей «автобиографии» хвастал, что он, руководя группой бойцов, «пятьюстами двух тысяч побивал»6. На кулаках бились даже «самые маленькие ребята»7. Во время боев стоял оглушительный шум. Один из иностранцев отмечал, что бойцы «так страшно и дико вопят, что слышно с расстояния в четверть мили»8. Поединки зачастую затягивались не на один час, причем иногда применялись даже палки9. Если прибавить, что бои нередко предварялись активным употреблением спиртного10, то картина общего разгула выходит крайне выразительной.

Современные кулчные бои — элемент праздничной программы. Фото: ТАСС

В атмосфере праздника

Кулачные бои отличались от обыкновенных драк и военных баталий праздничным антуражем. Люди выходили «драться на кулачки» на Масленицу, Ивана Купалу и даже обычными воскресными днями11. В непосредственной близости от дерущихся кипела праздничная суматоха: шла бойкая торговля, люди пили водку и пиво, плясали. Колоритное описание оставил воронежский епископ Тихон (св. Тихон Задонский), в 1765 г. своими глазами видевший, как рядом с ранеными и окровавленными жертвами «драк» люди пьянствовали, пели «скверные песни» и плясали. Тут же продавался всякий съестной харч, а в размещенном в палатке кабаке — выпивка12.

Некоторые богачи устраивали кулачные бои на потеху себе и гостям. Граф А.Г. Орлов-Чесменский (1737-1807) собирал в манеже собственных крепостных, которые делились на две партии и по очереди боролись друг с другом. По словам наблюдателя, крестьяне то и дело порывались броситься стенка на стенку, но граф каждый раз словом или жестом остужал их пыл13. В 1722 г. голландский купец И.П. Тамес (Тамсен) заставлял работников принадлежавшей ему в Москве полотняной фабрики «драться на кулачки» на свадьбе своей экономки. Интересно, что при этом присутствовали только иностранцы, включая дам из Немецкой слободы14.

Будучи элементом праздника, кулачные бои обыкновенно проходили во вполне дружелюбной атмосфере. Берхгольц проницательно подметил: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц; а все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено»; даже когда люди «разбивают себе в кровь носы и физиономии», они «вовсе не сердятся» друг на друга15.

Борис Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке» 1897 год.

Моральный кодекс кулачного бойца

Поединки регламентировались освященными традицией правилами. «Если кто-нибудь из участвующих в бою упадет, никто не смеет его трогать, пока он опять не встанет», — писал Берхгольц16. Использование «жестких кожаных варежек» (рукавиц), не позволявших легко сжать руку в кулак, также снижало вероятность нанесения увечья17. Еще одно неписаное правило запрещало бойцам прятать в рукавицу или сжимать в кулаке «закладки» (например, камни, кости или металлические гирьки), которыми можно было убить соперника.

Тем не менее данное правило, судя по всему, регулярно нарушалось, что привело к появлению специального именного указа 1726 г. С этого времени жители Санкт-Петербурга были обязаны предварительно выбирать из своей среды лиц, на которых полицией возлагалась ответственность за соблюдение правил боев18.

Впрочем, самих бойцов-шулеров, несомненно, гораздо больше страшила не перспектива оказаться под арестом, а угроза народной расправы. По материалам XIX-XX вв. известно, что таких людей толпа избивала до полусмерти «с драконовской беспощадностью»19.

А. Шохин. Кулачный бой в Торопце. Середина 1840-х гг.

В лучах народной славы

Наиболее сильные кулачные бойцы пользовались почетом и уважением (что, вероятно, и побуждало некоторых использовать «закладки»). Еще С. Герберштейн, оставивший первое подробное описание кулачного боя, писал, что «всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается на месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем»20.

Один из наиболее известных бойцов рубежа XVIII-XIX вв., московский фабричный Семен Трещала, был даже увековечен А.Е. Измайловым в сказке (стихотворной новелле) «Кулачные бойцы». После очередного «сражения» восторженная толпа настолько усердно угощала Семена вином, что тот на следующий день очнулся, лежа в канаве. Сей народный любимец обладал поистине богатырской силой: «зараз из печи изразец своею вышибал железной пятернею»21. Рассказы о похождениях Трещалы бытовали в Москве и много десятилетий спустя22.

Д. Аткинсон. Кулачный бой. 1804 г. Фрагмент.

Дворяне — кулачные бойцы

В XVIII столетии на кулаках бились отнюдь не только простолюдины. «Здесь есть много знатных людей, которые не только с удовольствием смотрят на эту забаву, но и сами принимают в ней участие», — писал Берхгольц23. В начале века это еще не считалось зазорным. То же можно сказать и об обычной борьбе, изображенной, например, на лубочной картинке «Удалые молодцы — славные борцы» 24, показывающей схватку бородатого мужика в лаптях с одетым по-европейски дворянином25.

Впрочем, даже в екатерининское время эта традиция еще не угасла. А.А. Чесменский, незаконнорожденный сын графа А.Г. Орлова-Чесменского, рассказывал, что его отец любил биться на кулачках и выписывал в свою московскую усадьбу знаменитых бойцов. Однажды во время боя с каким-то рязанским мясником он промахнулся и попал кулаком в печку, отчего будто бы вылетела одна из кафельных плиток (похожие истории, как мы помним, рассказывали о Семене Трещале)26. Некоторые современники Орлова-Чесменского разделяли его любовь к кулачному бою. В усадьбе графа бились не только простолюдины, но и охотники «из господ»27.

Кто кого? Нижний Новгород. 1900 г. Фото: ТАСС

Традиция против закона

Кулачные бои неизменно вызывали неприятие церковных иерархов — ведь бойцы часто наносили друг другу тяжелые травмы, иногда приводившие к смертельному исходу. Многие умирали, не принеся покаяния за грехи, что по христианским представлениям обрекало их души на вечные страдания. В середине XVII в., на фоне жарких споров о неустройствах в церковной жизни, на кулачные бои обратила внимание и светская власть. В ряде указов проведение боев было запрещено.

Впоследствии запрет кулачных боев был подтвержден соответствующими статьями «Свода законов Российской империи» 1832 г. К тому времени религиозный аспект утратил былую актуальность, и на первый план вышло стремление не допустить гибели людей. Но, несмотря на все усилия, уничтожить древний обычай государству было не под силу.

1. Сумароков А.П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе. М., 1781. Ч. 7. С. 243; Он же. Стихотворения. Л., 1935. С. 259.

2. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721-1725. М., 1902. Ч. 2. С. 169.

3. Страхов Н.И. Масленица // Сатирический вестник. М., 1790. Ч. 6. С. 75.

4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ): Собрание первое. СПб., 1830. Т. 7. N 4939. С. 682.

5. Weber F.C. Des vernderten Rulandes zweyter Theil… Hannover, 1739. S. 163; Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем польского посольства в 1720 году // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 145.

6. Юркин И.Н. Абрам Булыгин: Чудности, веселости, «непонятная философия»… Тула, 1994. С. 82.

7. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. С. 169.

8. Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 118.

9. Weber F.C. Des vernderten Rulandes zweyter Theil… S. 163.

10. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. С. 168; Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия». С. 118; Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем польского посольства в 1720 году. С. 145.

11. Weber F.C. Des vernderten Rulandes zweyter Theil… S. 163; Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия». С. 117.

12. Тихон Задонский. Творения. М., 1889. Т. 1. С. 90-91; Он же. Собрание творений. М., 2008. Т. 1. С. 512-513.

13. Белозерская Н.А. Россия сто лет тому назад, 1778 г.: Путешествие Уильяма Кокса // Русская старина. СПб., 1877. Т. 18. С. 319-320.

14. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. С. 160-161.

15. Там же. С. 168-169.

16. Там же. С. 169.

17. Белозерская Н.А. Россия сто лет тому назад… С. 319-320; Аткинсон Д.О. Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских. М., 2016. С. 196.

18. ПСЗ. Т. 7. N 4939. С. 682.

19. См., напр.: Покровский Д.А. Очерки Москвы // Исторический вестник. СПб., 1893. Т. 53. С. 137-138; Фомин Г.И. Кулачные бои в Воронежской губернии. Воронеж, 1926. С. 6-7.

20. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 2008. Т. 1. С. 252-253.

21. Измайлов А.Е. Полное собрание сочинений. М., 1890. Т. 1. С. 207-209.

22. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 5. С. 222; Он же. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 2. Стб. 356.

23. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. С. 161.

24. Гравюра происходит из собрания статс-секретаря Екатерины II А.В. Олсуфьева (1721-1784).

25. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 1. N 201. С. 434. Лубок опубликован: Он же. Русские народные картинки: атлас. СПб., 1881. Т. 1. N 201.

26. Стахович А.А. Несколько слов о графе А.Г. Орлове-Чесменском, орловской школе езды и Орловском конном заводе // Коннозаводство и коневодство. 1896. N 27. С. 408.

27. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 5. С. 221-222; Он же. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 2. Стб. 355.

  

 

РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ


Будет
и на нашей улице праздник.
(Русская пословица.)

 




Праздничный календарь




Викторина «Наши
праздники»





Стихи к Дню народного
единства (4 ноября)




Стихи к Дню Татьян,
Дню студента (25 января)




Стихи, загадки и
пословицы о Масленице




Стихи и поздравления к Вербному воскресенью




Стихи о вербе





Стихи о Пасхе




Поздравления с Пасхой в
стихах




Стихи к 1
мая – Празднику Весны и Труда




Стихи, поговорки и
приметы на Троицу




Поздравления
и пожелания на Троицу




Стихи к
Дню защиты детей (1 июня)






Стихи, загадки,
пословицы, викторина к Медовому Спасу






Стихи,
загадки, пословицы, викторина к Яблочному Спасу







Стихи, загадки, пословицы, викторина к Ореховому Спасу

ВИКТОРИНА «НАШИ ПРАЗДНИКИ»


Какой праздник отмечается в России 22 августа?
(День Флага. Пётр I в этот день 1705 года утвердил триколор.)



Какой праздник в нашей стране отмечается на
день позже, чем в Европе, из-за разницы во времени?
(День Победы.)



О каком празднике праздников написал А.С.
Пушкин?

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

(Пасха.)



К какому христианскому празднику в советских
семьях загодя запасали луковую шелуху?
(К Пасхе, чтобы красить яйца.)



Что делают люди, которые «христосуются»:
молятся, целуются или отсыпаются после всенощной?
(Целуются.)



Христианские праздники Пасха, Троица и
Рождество приурочены Русской Церковью соответственно к языческим
праздникам Яриле, Купале и … Назовите третий.
(Коляда.)



В этот день всякая работа считается величайшим
грехом. Народ говорит, что в этот день «и птица гнезда не вьёт, и
девушка косу не плетёт». Что же это за праздничный день, которому
присуще не веселье и разгул, а совершенный покой, свобода от дел?
(Благовещенье. Отмечается 7 апреля и посвящён благой вести, которую
получила Дева Мария от Архангела Гавриила, что она родит сына.)



Верно ли, что 1 апреля на Руси отмечали день
Марьи Вральи?
(Да, верно.)



На какой месяц приходятся три православных
Спаса?
(На август: Медовый, Яблочный, Ореховый.)



26 мая на Руси поминали Лукерью-комарницу. По
какой причине она получила это прозвище?
(В этот день появляются комары.)



Как назывался праздник, ежегодно отмечавшийся в
Вятской губернии в честь победы над врагом с помощью свистулек?
(Свистопляска или Вятская свистунья — самобытный вятский народный
праздник.
Первые документированные упоминания о Свистунье и её описания относятся
к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день
поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между
вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям
сопровождался свистом и плясками. Изначально Свистунья праздновалась в
четвертую субботу после Пасхи.
Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды.
Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в
окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в
свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались
разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые
балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные
шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей,
коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевых свистулек. Последняя
Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. В 1979 году элементы
праздника — ярмарка, массовые гуляния — были возрождены ко Дню города
Кирова. От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан
—свистоплясы.)



Первый сборник стихов Сергея Есенина назывался
«Радуница». Что это означает?
(Радуница


это один из старых праздников, который отмечается после Пасхи в честь
радостного события воскрешения Христа, тогда же поминают близких и
родных.)



Этот великий праздник и всю последующую седмицу
издревле называют «зелёными Святками», поскольку наступает время
хороводов и особых цветочных гаданий. О каком празднике речь?
(О Троице.)



По какому знаменательному поводу в 1721 году
Петром I, инициатором маскарадов и массовых общественных увеселений в
России, было устроено пышное уличное костюмированное шествие?
(В ознаменование Ништадтского мира, завершившего Северную войну. 30
августа 1721 г., г. Ништадт, Финляндия.)



Какие праздники россияне отмечают по два раза:
по старому и новому стилю?
(Рождество


25 декабря и 7 января. Новый год


1 января по новому стилю и 14 января по старому стилю. Словосочетание
старый Новый год


это наше отечественное изобретение и российская традиция.)



Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в
масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы


долгую жизнь, лисы


хитрость. А что символизировала маска козы?
(Плодородие.)



На Руси, когда вся семья собиралась за
новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что
символизировал этот новогодний обычай?
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна
разлучаться.)



Почему в 1699-1700 году россияне праздновали
Новый год два раза с интервалом в четыре месяца?
(В 1699 году, через несколько месяцев после того, как 1 сентября
россияне уже отпраздновали Новый год, им пришлось празднование
повторить. Потому что 19 декабря Пётр Первый издал указ о реформе
календаря в России. Согласно этому документу, Новый год стал отмечаться
1 января и было принято христианское летоисчисление


от Рождества Христова. Первый январский праздничный Новый год в России
отмечали очень широко почти сутки.)



Издавая указ о праздновании Нового года, Пётр I
писал, чтобы в этот день, 1 января, «учинить украшения домов от древ и
ветвей сосновых, еловых. Каждому на своём дворе учинить пальбу, а
многопития и мордобоя в сей день не учинять…». Почему же в этот день
он запретил пьянствовать и драться?
(По мнению Петра, для этого «других дней достаточно».)



Почему 31 декабря во времена Петра I в народе
называли «щедрый вечер» и Васильев вечер?
(«Щедрым» новогодний вечер называли потому, что накрывался богатый
стол, за которым угощали всех, кто приходил с пожеланием щедрого года.
Этот же день отмечали как день памяти Святого Василия.)



Почему у будущего поэта Пушкина в детские годы
новогодней ёлки не было?
(Ёлку в России стали использовать как новогоднее дерево только с
середины XIX века.)



С приходом Советской власти обычай наряжать
ёлку на Рождество был отменён как религиозный. А когда же он был
восстановлен?
(Только в 1935 году, украшать ёлку стали на Новый год.)



Когда 1 января стал в России нерабочим днём?
(Решение об этом было принято в декабре 1947 года.)



Какое преимущество имеют жители чукотского
посёлка Уэлен перед остальными россиянами?
(Они встречают Новый год первыми.)



Сколько раз в России можно встречать Новый год?
(Одиннадцать


по количеству часовых поясов, проходящих по территории России.)



Какой древний российский город считается
родиной Деда Мороза?
(Великий Устюг, Волгоградская область.)



Когда у российского Деда Мороза появилась
внучка Снегурочка?
(С недавних пор, её придумал русский драматург А.Н. Островский,
который в 1873 году написал пьесу в стихах


поэтическую «весеннюю сказку» «Снегурочка».)



Когда появилась песня «Ёлочка» («В лесу
родилась ёлочка…»), которую поют все дети и взрослые в нашей стране на
новогодних праздниках?
(Впервые стихотворение «Ёлочка», было опубликовано в 1903 году в
детском журнале «Малютка» с псевдонимом из двух букв. Композитор Л.К.
Бекман написал к стихам музыку. Только в 1941 году был установлен
настоящий автор слов


Раиса Адамовна Кудашева, русская писательница.)



По московскому поверью, сделав это на праздник
Крещения, весь год будешь здоровым. Что же нужно сделать?
(Искупаться в проруби.)



Какой праздник отмечается по всей России 24
мая?
(День славянской письменности и культуры. Он считается днём памяти
первоучителей славянских народов


святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти люди положили свою жизнь,
чтобы обучить грамоте всех славян.)



В июле 2004 года в Музее деревянного зодчества
Суздаля состоялся IV Международный праздник. Отчество героя праздника


Рассолович, фамилия


Суздальский. Назовите имя героя праздника.
(Огурец.)



В Петергофе традиционный осенний праздник в их
честь проводится перед закрытием сезона и заканчивается великолепным
фейерверком. Назовите виновников праздника.
(Фонтаны.)



Зимой или летом российские студенты отмечают
Татьянин день?
(Зимой.)



Какой подарок всем российским студентом сделал
Президент РФ В.В. Путин в Татьянин день 2005 года, когда отмечалось
250-летие МГУ?
(Президент подписал Указ об учреждении 25 января Днём российского
студенчества. Теперь Татьянин день из неформального студенческого
праздника превратился в официальный государственный.)



В каком веке состоялось празднование 1000-летия
принятия христианства на Руси?
(В ХХ веке.)



наверх


В допетровской Руси на придворные пиры их не
допускали. Пётр I своим указом велел им присутствовать на
Санкт-Петербургских ассамблеях. Кто же это?
а) Монахи;

б) Иностранцы;

в) Моряки;

г) Женщины.


Каким праздником на Руси заканчивался купальный
сезон?
а) Иван Купала;

б) Петров день;
в) Ильин день;

г) Калинов день.
Как называется канун Рождества, а также
Крещения?
а) Сотейник;

б) Сочельник;
в) Сретение;

г) Покров.
(Происходит от слова «сочень»


лепёшка на конопляном масле, которым должны по предписанию церкви,
питаться верующие.)

Как называются 12 дней между Рождеством и
Крещением?
а) Святки;

б) Масленица;
в) Колядки;

г) Карнавал.
Какой праздник на Руси был знаменит кулачными
боями?
а) Святки;

б) Новый год;
в) Масленица;

г) Пасха.


Какой праздник православные отмечают накануне
Великого поста?
а) Троица;
б) Масленица;
в) Яблочный Спас;
г) Рождество Христово.
 


Какой русский праздник в старину называли «обжорой»?

а) Новый год;

б) Масленицу;

в) Радуницу;

г) Яблочный Спас.

(Поскольку надо было наесться перед Великим
Постом.)


Какой из этих православных праздников отмечают
в августе?
а) Крещение;
б) Пасха;
в) Преображение;
г) Троица.


Какой Спас НЕ отмечали на Руси?

а) Яблочный;

б) Медовый;

в) Пшеничный;

г) Ореховый.
 


Какой из перечисленных праздников Россия
встречает «впереди планеты всей»?
а) Рождество;
б) Новый год;
в) День Победы.
 


Как называется один из праздников, отмечаемых
только россиянами?
а) Старый Новый год;
б) Самое Первое мая;
в) Мужское 8 Марта;
г) Снежное бабье лето.

В каком месяце в истории России никогда не
праздновался Новый год?
а) Март;

б) Сентябрь;
в) Январь;

г) Ноябрь.
(Древние славяне праздновали Новый год 1 марта с наступлением тепла и
начала полевых работ. В 1492 году начало года на Руси было официально
перенесено на 1 сентября. С 1699 года Новый год стал отмечаться 1
января.)

Когда встречали Новый год в допетровской Руси
XVIII века?
а) 1 января;

б) 1 марта;
в) 1 июня;

г) 1 сентября.
Когда по новому стилю празднуют день Святой
Маланьи?
а) 1 января;

б) 13 января;
в) 19 января;

г) 25 января.
Каждый день масленичной недели имеет своё
название. Какого названия нет ни у одного из этих праздничных дней?
а) «Встреча»;

б) «Розыгрыш»;
в) «Лакомка»;

г) «Золовкины посиделки».
(Не «розыгрыш», а «заигрыш». Такое название получил вторник в
масленичной неделе. В этот день добры молодцы приглашали красных девиц
на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под
гармошку поплясать.)

В каком месяце в СССР праздновали годовщину
Великой Октябрьской социалистической революции?
а) Февраль;

б) Сентябрь;
в) Октябрь

г) Ноябрь.
(7 ноября. В ночь с 24 на 25 октября по старому стилю, 6-7 ноября
по-новому, вооруженными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и
матросами Балтийского флота был захвачен Зимний дворец и арестовано
Временное правительство. Теперь 7 ноября


это Памятная дата России.)

Какое событие увековечено в Дне воинской славы
России, отмечаемом 8 сентября?
а) Ледовое побоище;

б) Куликово поле;
в) Полтава;

г) Бородино.
В последнее воскресенье какого месяца в РФ
отмечается День матери?
а) Февраль;

б) Март;
в) Сентябрь;

г) Ноябрь.
Кто в нашей стране чаще всего отмечает именины
в течение года?
а) Александры;

б) Иваны;
в) Николаи;

г) Григории.
(107 раз в году!)

Какой праздник отмечается в нашей стране 10
ноября?
а) День Милиции;

б) День Железнодорожника;
в) День Строителя;

г) День Рыбака.


Название какого мыса НЕ встречается в Днях
воинской славы России?

а) Мыс Гангут;

б) Мыс Тендра;

в) Мыс Синоп;

г) Мыс Лопатка.


В каком месяце отмечается День Петра и Февронии


Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль;
г) Март.
(8 июля.)

Какой цветок является символом нового праздника


Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка;
г) Лилия.
(Дарите ромашки своим любимым в этот замечательный день.)


Какой из этих российских праздников отмечается
раньше других?
а) День защиты детей;
б) День учителя;
в) День железнодорожника;
г) День космонавтики.


День рождения какого российского классика в
2011 году Указом Президента был объявлен праздничным днём — Днём
русского языка?

а) А.С. Пушкина;

б) М.Ю. Лермонтова;

в) Л.Н. Толстого;

г) А.П. Чехова.

(Из текста Указа: «В целях сохранения,
поддержки и развития русского языка как общенационального достояния
народов Российской Федерации, средства международного общения и
неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации
постановляю:  Установить День русского языка и отмечать его
ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта,
основоположника современного русского литературного языка А.С.Пушкина.»)



наверх

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

4 года назад · 2709 просмотров

Русская народная потеха — кулачный бой — своим происхождением обязан боевым приемам пеших воинов древней Руси. То, что кулачные бои много раз запрещали, не остановило русский народ в желании продемонстрировать свою удаль.
Бои устраивались чаще всего по праздникам, а на Масленицу — обязательно. В понедельник первой недели Великого поста (чистый понедельник) в некоторых местностях бои начинались с раннего утра. Обычно выбиралось место за городом.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Издавна на Руси любимой мужской потехой на Масленицу были кулачные бои. Участников делили в первую очередь по возрасту. Подростки, не женатые парни и взрослые мужчины

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Так же было три основных типа боев :
сцепка- все против всех, её предпочитали подростки.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Второй тип стенка на стенку, уже требовал стратегии, среди кулачников каждой команды выбирались сотенные и десятые командиры которые и разрабатывали рисунок боя, как лучше смять строй противника, как обойти с флангов, кого в первую, вторую, третью линию.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Конечно же были правила:
Фразе » лежачего не бьют » более тысячи лет, именно её кричали зрители на боёвках ( места проведения кулачных боёв) , если один или другой кулачник в горячке боя забывал об этом.
В сцепках все против всех нельзя было нападать с боку и со спины, с противником ты бился исключительно лицом к лицу не боясь нападения сзади.
Конечно же запрещено было использовать любые способы утяжеления кулака- брать в него камень, кастет, и уж темболее использовать подручные средства , с такими умниками расправлялись свои же товарищи

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Женатые мужчины предпочитали стенка на стенку или один на один

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Вот пример хорошо организованных кулачных боев в наши дни

Источник:

Считаю эту забаву очень полезной для воспитания духа. Всех с праздником

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Это интересно

Театр и кулачные бои: ярмарочные развлечения на Руси

Ярмарки были важным культурным событием жизни на Руси. Они стали настолько популярными в XVIII-XIX веках, что до сих пор проводятся в разных уголках России. Их всегда очень ждут, поскольку это мероприятие собирает истинных мастеров своего дела, которые готовятся не один месяц. 

Театр и кулачные бои: ярмарочные развлечения на Руси

Каждая такая ярмарка была крупным событием, и их старались посетить все люди, живущие рядом. Сегодня мы расскажем, какие развлечения были на таких ярмарках и почему они были так популярны у людей.

Крупное событие

Ежегодно, по подсчетам историков, проводилось около 3000 разных ярмарок по всей стране. Самые крупные из них — Нижегородская, о которой мы писали, Мологская, проводившаяся в Поволжье, и Ирбитская, которую проводили на Урале. Иностранные купцы всегда старались попасть хотя бы на одну ярмарку, чтобы показать свои товары, подивить людей и заработать. На Мологской было всегда много европейцев, а на Ирбитской — восточных торговцев.

Ярмарки были привлекательны не только тем, что на них свозили самые интересные вещи со всего мира, но и тем, что на них проводили особые мероприятия, направленные на то, чтобы развлечь людей, и такое времяпрепровождение было весьма распространено. Многие приезжали на ярмарки, чтобы проникнуться атмосферой, которая на них царила.

Л. Похитонова «Масленица». Фото: prishvinka.ru

Л. Похитонова «Масленица». Фото: prishvinka.ru

Театр

Вместе с крупной ярмаркой на место проведения также прибывал небольшой театр, который устраивал разные представления. Почти у всех постановок была общая тема: главным героем был персонаж по имени Петрушка. Его нельзя было назвать красивым: часто его изображали с большим носом и горбом на спине, но на самом деле он обладал острым умом и чувством юмора, выручавшие героя в его приключениях, о которых рассказывали актеры.

Помимо приключений Петрушки, театры демонстрировали также совершенно разные спектакли на самые разные темы. Театр мог выступать и как цирк: зачастую на ярмарку приезжали дрессировщики с медведями, которые своими умениями поражали публику.

Борис Кустодиев «Балаганы», 1917 год. Фото: schci.ru

Борис Кустодиев «Балаганы», 1917 год. Фото: schci.ru

Кулачные бои

Особенно ярмарки любили мужчины, потому что обязательной их частью были кулачные бои, в которых мог принять участие любой мужчина, вне зависимости от его социального статуса. Это был способ похвастаться своей силой, продемонстрировав ее перед зрителями. Можно было вызвать на бой любого соперника. Бой мог быть как один на один, так и парами, или это могло быть «стенкой на стенку». Такие зрелища очень полюбились людям, и за этими боями всегда наблюдала неравнодушная толпа. Сами же мужчины мотивировали свое участие тем, что они хотели доказать свою ловкость, а кто-то хотел «выбить из себя дурь».

Современная реконструкция кулачных боев. Фото: samara.vibirai.ru

Современная реконструкция кулачных боев. Фото: samara.vibirai.ru

Ярмарку всегда ждали как праздник, потому что эти дни всегда становились выходными, и на там всегда происходили разные интересные события. Люди ходили между рядами и пели частушки на потеху публике. Можно было своими глазами увидеть самые необычные вещи со всего мира и, конечно, просто приятно провести время с семьей и друзьями. Таковым этот досуг остается до сих пор.

Мы рассказывали вам о том, почему на Руси было принято угощать хлебом с солью.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник мы будем отмечать 4 ноября
  • Какой праздник мусульманский пятница
  • Какой праздник мусульмане отмечают осенью
  • Какой праздник можно устроить дома
  • Какой праздник можно устроить девушке