Какой праздник на руси день влюбленных

Когда стали отмечать День святого Валентина в России? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в спецпроекте «Культурный вопрос»

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ НАЧАЛИ ОТМЕЧАТЬ 14 ФЕВРАЛЯ?

По православному календарю в этот день поминали святого Трифона-мученика.

Праздновать День всех влюбленных так масштабно в России начали только в 1990-х годах. Однако еще в Российской империи отмечали этот традиционный для Европы католический праздник, несмотря на запреты Православной церкви. Особенно популярен он был среди дворян, следующих заграничной моде. Как и в наши дни, молодые люди отправляли друг другу валентинки — сердечки из шелка или кружева, украшенные цветами. А еще в этот день часто устраивали балы, особенно в домах, где были юные девушки на выданье.

Еще раньше, на Руси, 14 февраля девушки тоже просили о женихах, гадали на суженого. По православному календарю в этот день поминали святого Трифона-мученика. Этому святому молились о покровительстве семье, о мире и любви между супругами. А еще у него просили помощи в борьбе с грызунами, уничтожающими посевы, и даже в избавлении от храпа и глазных болезней.

Февраль на Руси традиционно был свадебным месяцем. Молодые женились в так называемый мясоед — период между Рождественским и Великим постами, во время которых венчаться было запрещено. На День святого Трифона девушки гадали, каким будет их жених. Существовало множество народных примет: например, если в этот день над головой девушки пролетит воробей, — то она выйдет замуж за бедного, но хорошего парня, а если увидит снегиря — то за человека состоятельного. Также 14 февраля раньше называли «Птичьей свадьбой», потому что считалось, что именно в этот день птицы выбирают себе пару.

О происхождении праздника рассказывают несколько легенд. По одной из них, христианский священник Валентин, будучи епископом, обвенчал римского легионера с возлюбленной. А браки для легионеров были запрещены, чтобы семейная жизнь не отвлекала их от службы. За это Валентин был пленен и казнен и после смерти стал покровителем всех влюбленных. По другой версии, в языческом Риме Валентина заточили в тюрьму за его христианскую веру. Там он исцелил слепую дочь тюремщика, за что его приговорили к смерти, и накануне казни, 13 февраля, он написал ей трогательное прощальное письмо.

В России, помимо Дня святого Валентина, как и во многих странах, есть еще и свой праздник всех влюбленных — 8 июля. В этот день отмечают День Петра и Февронии, покровителей брака, — День семьи, любви и верности.

Праздновать День всех влюбленных так масштабно в России начали только в 1990-х годах. Однако еще в Российской империи отмечали этот традиционный для Европы католический праздник, несмотря на запреты Православной церкви. Особенно популярен он был среди дворян, следующих заграничной моде. Как и в наши дни, молодые люди отправляли друг другу валентинки — сердечки из шелка или кружева, украшенные цветами. А еще в этот день часто устраивали балы, особенно в домах, где были юные девушки на выданье.

Еще раньше, на Руси, 14 февраля девушки тоже просили о женихах, гадали на суженого. По православному календарю в этот день поминали святого Трифона-мученика. Этому святому молились о покровительстве семье, о мире и любви между супругами. А еще у него просили помощи в борьбе с грызунами, уничтожающими посевы, и даже в избавлении от храпа и глазных болезней.

Февраль на Руси традиционно был свадебным месяцем. Молодые женились в так называемый мясоед — период между Рождественским и Великим постами, во время которых венчаться было запрещено. На День святого Трифона девушки гадали, каким будет их жених. Существовало множество народных примет: например, если в этот день над головой девушки пролетит воробей, — то она выйдет замуж за бедного, но хорошего парня, а если увидит снегиря — то за человека состоятельного. Также 14 февраля раньше называли «Птичьей свадьбой», потому что считалось, что именно в этот день птицы выбирают себе пару.

О происхождении праздника рассказывают несколько легенд. По одной из них, христианский священник Валентин, будучи епископом, обвенчал римского легионера с возлюбленной. А браки для легионеров были запрещены, чтобы семейная жизнь не отвлекала их от службы. За это Валентин был пленен и казнен и после смерти стал покровителем всех влюбленных. По другой версии, в языческом Риме Валентина заточили в тюрьму за его христианскую веру. Там он исцелил слепую дочь тюремщика, за что его приговорили к смерти, и накануне казни, 13 февраля, он написал ей трогательное прощальное письмо.

В России, помимо Дня святого Валентина, как и во многих странах, есть еще и свой праздник всех влюбленных — 8 июля. В этот день отмечают День Петра и Февронии, покровителей брака, — День семьи, любви и верности.

Иван Лучанинов. Дорогой гость. Около 1820

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Степан Бакалович. Античная весна. Свидание. 1884

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фирс Журавлев. Замечталась. 1884

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Владимир Маковский. Перед объяснением (Свидание). 1898–1900

Самарский областной художественный музей, Самара

Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ярошенко. Девушки с письмом. 1892

Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

Николай Богданов-Бельский. В лодке. 1930-е

Частное собрание

Владимир Маковский. Объяснение. 1889–1891

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жюль Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва

Константин Трутовский. Свидание. 1870

Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

Леонид Соломаткин. Свидание. 1880

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Фирс Журавлев. «Отгадай, кто пришел». 1862

Самарский областной художественный музей, Самара

Николай Кузнецов. После обеда. 1888

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ярошенко. На качелях. 1888

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Малышев. Кухня. XIX век

Частное собрание

Евграф Сорокин. Свидание. 1858

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Русские празднуют День Влюблённых 8 июля. В этот день пересекаются три культурные национальные традиции: православная — день памяти святых Петра и Февронии; языческая — день Ивана Купалы, праздник восточных славян; государственная — день семьи, любви и верности. Сложно представить себе более важный праздник для русского народа и всей страны.

Русские празднуют День Влюблённых 8 июля

Русский день влюблённых замечательно сочетает в себе наиболее важные черты национального характера нашего народа: православные: единство, нравственность и целомудрие; языческие: смелость, бесшабашность и настырность; государственные: служение, жертвенность и целеустремлённость

Русский день влюблённых

Русский День влюбленных — 8 июля. Помни свои традиции, русский народ!

Иван Купала — общеславянский языческий русский праздник влюбленных

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

День Петра и Февронии — народно-православный русский праздник влюбленных

Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . День памяти святых Петра и Февронии. Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности.

Материал создан: 15.02.2016


За последние годы список праздничных дат в нашей стране значительно расширился. Появляются новые праздники, вспоминаются и возрождаются старые. А некоторые, придя к нам из заграницы, достаточно быстро завоевывают сердца и получают преданных поклонников. Но прежде чем поддерживать зарубежные традиции, следует обратить внимание на свои, исконные, уходящие своими корнями глубоко в историю нашей страны. Так произошло с западным праздником всех влюбленных, отмечающимся во всем мире 14-го февраля. Он достаточно быстро пришелся по душе российской молодежи. Однако далеко не все знают о существовании русского «аналога» Валентинова дня. Возможно потому, что учрежден он был всего несколько лет назад, но отмечается нынче с не меньшим размахом. Этот русский день влюбленных, закрепленный за датой 8-ое июля, именуется Днем Петра и Февронии, в который чтят семью, любовь и верность.

Святые Петр и Феврония

На заметку! Праздник имеет очень глубокие корни, берущие начало в древнерусских летописях и легендах, рассказывающих о жизни двух святых, проживших долгую, праведную жизнь и умерших не просто в один день, а в один час и минуту.

Ниже мы расскажем, как появился этот праздник, откуда он, и когда был официально учрежден.

Легенда и ее исторические прототипы

Русский день влюбленных, приходящийся на 8-ое июля — дата, когда вспоминают православных святых, носящих имена Февронии и Петра. Официально (в государственном, светском смысле) он называется Днем семьи, любви, верности. Самое интересное состоит в том, что, если обратиться к официальным документам – летописям – в них нет никакого упоминания о князе по имени Петр. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что у двух святых, героев повести, есть-таки реальные прототипы — князь, правивший в Муроме, по имени Давид Юрьевич и его жена (ее имя вообще не сохранилось). Его правление приходилось на период с 1205 по 1228 годы. Давид принял постриг в монахи и взял себе имя Петр. А канонизировали пару в 1547 году. Позднее в древнерусской литературе появилась повесть, рассказывающая о чудесной любви Февронии и Петра с достаточно поэтическим, даже сказочным содержанием. В ней слились два сюжета: один рассказывает о сражении князя со змеем, изрыгающим пламя, а другой — о деве–чудотворице, исцелившей его после битвы. Вкратце коснемся этих легенд и расскажем сюжет сочинения о людях, жизнь которых дала начало такому празднику, как русский день влюбленных.

Сражение князя Давида со змеем

Во времена, когда Петр еще не принял княжество, ему пришлось сражаться с огромным огненным змеем. Тварь он победил, но был запачкан кровью монстра, которая заразила его проказой. Ни один из лекарей не мог его излечить. Спасение пришло во сне, из которого Петр узнал, что в Рязанских землях, в деревне Ласково живет некий древолазец (по-другому бортник или тот, кто знает, как добывать дикий мед), у которого дочь — чудотворица по имени Феврония. И только она сможет его излечить. Поэтому можно считать, что будущие покровители всех российских семей, чьи имена носит  русский праздник День влюбленных, познакомились во сне.

Гонец Петра у Февронии
Лечение Петра Февронией

Петр обратился к Февронии, но та потребовала плату, а именно: в случае хорошего исхода, женитьбу на себе. Петр, естественно, согласился, но когда пошел на поправку, не сдержал своего слова, поскольку княжна–простолюдинка ему была не нужна. Целительница же пошла на хитрость и не вылечила до конца одну из ран князя. Вскоре болезнь вернулась, Петр снова обратился к Февронии за лечением, по окончании которого все же женился на девушке.

Отказ от даров Февронией

Когда настал черед Петра принять княжество, бояре Мурома не захотели княжну не знатного рода, поскольку расценили это, как оскорбление положения их женщин. Они поставили ультиматум: либо откажись от жены, либо от княжества. Петр не оставил Февронию, и они вместе уехали из Мурома. Оставшись без правителя, княжество погрузилось в смуту. Начались убийства, изнасилования, грабежи. Бояре одумались и вновь призвали Петра на княжение. Пара вернулась в город, а через какое-то время горожане начали искренно уважать Февронию за ее качества и поступки. Дожив до преклонных лет, Петр постригся в монахи в одном монастыре, взяв имя Давид, а Феврония — в другом, взяв имя Ефросинья. И до самого последнего дня оба просили Бога, чтобы он даровал им смерть в один час и день, а окружение – чтобы их похоронили в одном гробу, который даже заранее был изготовлен. Они действительно умерли в один и тот же день. Но лежать в одном гробу им не позволило монашеское положение. Но будучи погребенными в разных могилах и обителях, буквально через день они оказались в одном гробу и могиле.

Как был учрежден праздник

Святая Феврония и святой Петр считались покровителями семьи с древних времен. Однако день их смерти приобрел статус всероссийского праздника лишь в 2008-ом году. Этому событию предшествовала многолетняя работа жителей Мурома во главе с их мэром, чтобы этот праздник сменил статус с муниципального на общероссийский. По мнению жителей города, в Троицкой женской обители которого хранятся мощи святых, пара, останки которой были чудотворными, более чем достойна, чтобы покровительствовать любви и семье на уровне государства.

Памятник Святым Петру и Февронии в Муроме
Первый памятник Святым Петру и Февронии находится в Муроме у стен Свято-Троицкого женского монастыря, где захоронены мощи этих святых.

Фото 26: Памятник Святым Петру и Февронии В Иркутске

Иркутск

Фото 27: Памятник Святым Петру и Февронии в Ростове-на-Дону

Ростов-на-Дону

Фото 28: Памятник Святым Петру и Февронии в Самаре

Самара

Фото 29: Памятник Святым Петру и Февронии в Ярославле

Ярославль

Фото 30: Памятник Святым Петру и Февронии в Нижнем Тагиле

Нижний Тагил

Фото 31: Памятник Святым Петру и Февронии в Омске

Омск

Фото 32: Памятник Святым Петру и Февронии в Сочи

Сочи

Фото 36: Памятник Петру и Февронии в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург

«Борьба» за русский день влюбленных началась в 2001-ом году, когда тогдашний мэр принял решение о проведении дня города Мурома 8-ого июля. Таким образом, он заботился о соблюдении исторических традиций. Следующие пять лет администрация Мурома предпринимала различные шаги, чтобы их городской праздник стал-таки общероссийским. В 2006-ом петиция (прошение), подписанное пятнадцатью тысячью горожан, была направлена в Государственную Думу. И 26-ого марта 2008-ого года праздник был учрежден единогласно, получив название День супружеской любви и внутрисемейного счастья. А символом этого праздника стал летний цветок ромашка, к которому россияне традиционно относятся с большой любовью и теплотой.

На заметку!  Кстати, одной из причин утверждения праздника стала необходимость иметь альтернативу Дню Валентина. И это было подтверждено на официальном уровне.

Чтобы популяризировать праздник, укрепить его статус, с 2008-ого года практически в каждом российском городе начали устанавливать памятники канонизированной паре.

Традиции и приметы даты 8 июля

Венчание

Русский день влюбленных 8 июля был учрежден не зря. Издавна этот день назывался Петровым днем, и с ним были связаны следующие традиции:

  • браки, заключенные восьмого июля, считались самыми крепкими;
  • Петров день был началом покосов;
  • если семья жила торговлей, 8-ого июля мужу и жене полагалось торговать вместе, тогда и в семье, по поверью, будет полный достаток;
  • в этот день предсказывали погоду: жара сулила сорок дней жары, дождь — сорок дней ненастья;
  • купаться 8-ого июля запрещалось, поскольку одинокие русалки могли затянуть человека к себе;
  • на 8-ое июля было принято дарить водяным девам ленты красного цвета, чтобы они помогли обрести любовь.
Русалка

Сегодня эти приметы вряд ли соблюдаются всерьез. Несмотря на то, что русский день влюбленных относительно молодой праздник, определенные традиции с ним уже связаны.

На заметку! В этот день на краевых и федеральных уровнях проходят различные торжественные собрания, где вручаются премии и медали семьям, прожившим вместе не один десяток лет.

Внутри семьи же 8-ого июля принято собираться на праздничный ужин, чтобы провести вечер вместе и сказать друг другу много искренних, радостных и теплых слов!

Присоединяйтесь к обсуждению!

Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼

Ежегодно, 14 февраля по всему миру с шумом прокатывается День святого Валентина. В этот день влюбленные одаривают друг друга подарками, шлют друг другу «валентинки», делают предложения руки и сердца и т.д.

В православной среде часто можно услышать, что День святого Валентина – это не наш праздник, а католический. Мол, это все на западе придумали, а нам, православным, негоже чужие праздники перенимать, и вообще – стыд и срам этот День влюбленных. Нельзя не согласиться с тем, что порой то, как интерпретируется праздник – действительно, стыд и срам. Например, в последние годы в интернете стала часто появляться информация, что якобы святой Валентин венчал воинов-геев, а посему он еще и покровитель представителей ЛГБТ сообществ. Конечно, ничего подобного со святым не происходило, а эти деяния ему приписывают ради поддержки так называемых «однополых браков».

Про «чужие» праздники

Но вот с тем, что негоже нам чужие праздники перенимать, согласиться нельзя. Христианство на протяжении всей своей истории неоднократно перенимало языческие праздники, придавая им новый вид и осмысление. Так, Рождество Христово впервые стало праздноваться 25 декабря на западе при папе римском Юлии (337-352 гг.), а на востоке – в 386 году, о чем писал свт. Иоанн Златоуст. В Риме, откуда пошла традиция празднования Рождества Христова, в дни, предстоящие зимнему солнцестоянию (25 декабря), совершали сатурналии – праздник в честь бога Сатурна, которого римляне считали покровителем земледелия. Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря, а сразу же за ними, 25 декабря, следовал праздник Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца, официально узаконенный около 274 года императором Аврелианом. Он праздновался в Риме и раньше, но III в. был эпохой торжества солярных культов, а Аврелиану очень льстила идея уподобления правителям Азии и Египта, которые считали себя родней солнца. Аврелиан пошел дальше, он объявил себя Dominus et Deus – Господин и Бог, а Sol Invictus (Непобедимое Солнце) – главным божеством Рима. Проникший в Рим за век до начала христианской эры культ бога Митры в правление Аврелиана фактически слился с солярным культом Рима, а день рождения Митры и стал Dies Natalis Solis Invicti. Именно митраизм был серьезным конкурентом христианству. И когда, благодаря равноапостольному императору Константину, христианство стало господствующей религией Рима, Церковь решила христианизировать празднество Непобедимому Солнцу и Митре, объявив 25 декабря днем рождения Христа. Церковь вложила в праздник свой смысл – Рождество Солнца Правды, что позволяло легче проповедовать христианство язычникам-солнцепоклонникам. Таким образом, христианизация языческого праздника дала новый толчок для проповеди Евангелия.

Другой пример, уже в русском православии – христианизация славянской языческой Масленицы. У славян праздник Масленица, длившийся неделю, символизировал начало весны. В русском православном календаре под этим названием обозначена последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, когда уже не вкушается мясо, но все еще можно вкушать молочные продукты. Традиционно все также пекут блины и ходят друг к другу в гости.

Если говорить о праздниках, пришедших к нам с запада, то уместно вспомнить празднование в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Интересна история праздника. Святитель Николай всегда был весьма почитаем во всем христианском мире. Мощи его долгое время покоились в г. Мира, где он был епископом и умер в 343 г. Православная Византийская империя претерпевала в XI веке не лучшие времена, случались частые нападения и разрушения святынь. В 1087 г. венецианские и барийский купцы задумали забрать из Мир мощи святителя Николая и перенести в свои города. Барийцы успели первыми. 47 вооруженных человек отправились в храм и связали 4 монахов, которые были в тот момент там и отказались за выкуп отдать мощи святого. Бирийцы вскрыли гробницу святого, забрали мощи и поспешили отплыть из города. Когда в городе стало известно о случившемся, горожане с оружием поспешили к пристани, но корабли уже успели отплыть. 8 мая корабли прибыли в Бари, а 9 мая мощи были торжественно перенесены в храм святого Стефана, а позже был устроен и храм в честь святителя Николая. Несомненно для барийцев это был большой праздник, а в 1090 г. папой Урбаном II было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя в г. Бари. Византийский восток этот праздник не принял, потеря мощей для греков была печальным событием. Но на Руси праздник прижился довольно быстро и совершался уже в 1092 г., празднуется и поныне.     

Таким образом, принятие «чужих» праздников никогда не было для Православной Церкви непреодолимой проблемой. Это происходило на протяжении всей истории.

Святые мученики и языческий праздник

Однако, вернемся к святому Валентину. А если быть более точным – как минимум, к трем святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. и оба были похоронены на Фламиниевой дороге, но на разном расстоянии от города. Один из них был епископом г. Интерамна, сейчас это г. Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене.

Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг. Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо.

Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка (Луперк – одно из прозвищ Фавна). Совершалось празднование 13-15 февраля. Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством. Также «задачей» Луперка было оберегать стада от волков и прочих неприятностей. Его святилище было одним из самых древних в Риме, находилось в гроте на Палатинском холме. В этом гроте-святилище в день праздника (он назывался dies Februtus, т. е. день очищения, умилостивления, от него же произошло название месяца – фебруарий, февраль) приносились в жертву молодые козлы и собаки. После жертвоприношения двое знатных юношей приводились к месту заклания козлов, один из жрецов касался их лба жертвенным окровавленным ножом, другой отирал кровь шерстью, намоченной молоком. Затем следовала ритуальная трапеза, по окончании которой жрецы-луперки разрезали шкуры жертвенных козлов на ремни. После луперки, обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, брали в руки связки ремней, окунали их в жертвенную кровь и начинали ритуальных бег вокруг Палатинского холма. По дороге они наносили удары этими ремнями всем встречным, преимущественно женщинам, которые к тому же охотно подставляли себя под эти удары. Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т.д.

Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя – святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля. Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем – нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г. папа Геласий выступил против сенатора Андромаха, намеревавшегося снова разрешить языческое празднество луперкалий. В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника. Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным.

Позже упоминания о двух римских мучениках Валентинах, память которых совершается 14 февраля, появляются мученических Актах V-VI веков и в мартирологе Беды Достопочтенного (VIII в.). Еще в IX в. святые Валентины упоминаются раздельно, хоть и в один день. Далее, видимо, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин, как, например, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского (около 1255 г.). Именно в этом известном агиографическом произведении святой Валентин предстает перед императором Клавдием и, за отказ предать Христа, принимает мученическую кончину.

Рождение Дня святого Валентина

Впервые романтические ноты в день памяти святого Валентина вносит английский поэт, отец литературного английского языка, Джеффри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он озвучил английские и французские народные поверья того времени о том, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, т. е. наступает период их размножения. В основе поэмы лежит то самое народное поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии – сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской. «Чосер ассоциировал весну с началом новой жизни, брачным периодом и так далее. Поэтому культ святого Валентина как покровителя влюбленных начинается с его подачи», — пишет известный британский филолог Генри Келли. Позже предложенная Чосером идея была растиражирована в произведениях других авторов.

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина так же возник в Средние века. Самой первой «валентинкой» в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Письмо Чарльза из Тауэра, сохранилось и находится в Британской библиотеке.

Однако Дня святого Валентина в форме, приближенной к нынешней, несмотря на средневековый романтизм, в то время не существовало. Окончательно культ в известную нам форму сложился позже в Англии, откуда был занесен в США, где получил широкую популярность.

Легенда

Со святым Валентином связывают легенду о том, что он венчал воинов с их возлюбленными вопреки запрету императора Клавдия II. На самом деле такого не могло быть. Запрет, действительно, существовал, но гораздо раньше – его ввел еще в I в. император Октавиан Август. Фактически именно Октавиан создал регулярную римскую армию, где срок службы составлял 20-25 лет. Легионерам запрещалось вступать в брак, их жизнь была строго регламентирована и проходила в постоянной подготовке к войне. Отношения с женщинами, впрочем, не возбранялись, но максимум на что мог рассчитывать легионер – это конкубинат, т. е. сожительство и то за пределами военного лагеря. Запрет просуществовал 180 лет, был отменен в 197 г. императором Септимием Севером. Таким образом, никаких императорских запретов святой Валентин не нарушал. Да и не мог нарушать – венчаний, как законной формы брака в Римской империи, тогда еще попросту не существовало. Христиане вступали в брак с благословения епископа, это и было формой заключения христианского брака. При этом они вступали в брак и согласно государственным законам Рима. Если даже предположить, что мученик Валентин Интерамнский, будучи епископом, мог благословлять легионеров-христиан на брак, то и это все равно не могло никак досадить императору Клавдию.

«Свой» или «чужой» – примирение

В Россию праздник пришел с запада и, несмотря на запрет, был популярен в XIX в. среди дворян. Интересно, что католическая церковь более не совершает память святого Валентина 14 февраля. В 1969 г., во время календарной реформы, день памяти святого был изъят из календаря для общецерковного почитания, в связи с отсутствием точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом. Тем не менее, сейчас праздник довольно широко празднуется, имеет солидную коммерциализацию, на традициях праздника построена серьезная индустрия.

Так что же делать православным – праздновать или не праздновать? Наш он или не наш? В первую очередь надо понимать, что праздник этот – не церковный, хоть и несет в своем названии имя святого. А святой – наш! Память святых мучеников Валентинов, пострадавших в Риме, Православная Церковь совершает 6 и 30 июля. Но вряд ли кому-то придет в голову в эти дни рассылать друг другу «валентинки» и дарить подарки. Если уж и делать, то в общепринятый день – 14 февраля. При этом осознавая, что никакого отношения к благословению влюбленных святой Валентин не имеет. А широкий размах праздника обусловлен лишь его коммерциализацией. День святого Валентина – это лишь очередной повод что-то кому-то продать. Такой же повод, как и Рождество Христово, Новый Год и другие глобальные или локальные праздники. Нельзя при этом не отметить, что праздник этот в определенной степени опошлен, и часто его празднование сопровождается пропагандой греха. Но каждый имеет свою голову на плечах и вовсе не обязательно разделять подобную идеологию празднования. Если молодые люди ведут себя пристойно и целомудренно, то от подарка или «валентинки» их отношения никак не станут греховными. Люди, давно живущее в браке, также имеют обычай оказывать друг другу знаки внимания в этот день. Ничего дурного в этом нет, как нет ничего дурного в праздновании любого другого светского праздника, если только он не несет в себе элементов язычества или богоборчества.

В России Дню святого Валентина противопоставили «свой» День семьи, любви и верности – такой же светский праздник, но приурочили к дню памяти святых Петра и Февронии. Отмечается праздник 8 июля, с 2008 г. Вряд ли можно сказать, что за годы своего существования этот праздник стал столь же популярен в России, как День святого Валентина. Хотя пропагандируется он на государственном и церковном уровне – проводятся фестивали, концерты, вручаются медали, есть даже свой символ – ромашка. Есть все предпосылки сделать из него действительно хороший всенародный праздник. Для этого надо перестать противопоставлять его другому празднику, защищая «свое» при очевидной схожести с «чужим». Ведь любое сравнение или противопоставление всегда подразумевает выявление лучшего или худшего. Разве есть необходимость делать это? Нет. Многие, наверное, помнят стишок Сергея Михалкова «А что у вас?». В нем дети от безделья наперебой хвалятся тем, что у них есть, и быстро переходят на профессии своих мам, сравнивая их. В итоге приходят к выводу:

Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего. 

Так вот, в данном случае и не нужны споры, не нужно ничего противопоставлять. Все нужно и все важно, если подойти с умом. У Дня святого Валентина нет явно греховного смысла или подтекста, зато он дает возможность поговорить о любви, рассказать молодежи в чем разница между любовью и блудом. Не поучать свысока, а рассказать, на примере тех же Петра и Февронии, что такое любовь и верность. Можно поговорить и о святости, о мучениках за Христа. Можно найти уйму тем, было бы желание, а повод всегда найдется. Впрочем, он уже есть и грех им не воспользоваться.  

протоиерей Дионисий Свечников

Сегодня праздник всех влюбленных – День святого Валентина

14 февраля 2008, 06:25, ИА Амител

Сегодня, 14 февраля, во многих странах мира отмечают День всех влюбленных, иначе именуемый Днем святого Валентина. Как утверждает «Календарь праздников», официально День всех влюбленных существует уже больше 16 веков, но праздники любви известны еще со времен древних языческих культур. Например, римляне в середине февраля праздновали Lupercalia — фестиваль эротизма в честь богини любви Juno Februata.

И на Руси был свой праздник влюбленных, вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии и посвящен Купале — языческому славянскому богу, сыну Перуна.

Однако, язычество язычеством, но есть у праздника и конкретный «виновник» — христианский
священник Валентин. Эта история датируется примерно 269 годом. В то время Римской Империей правил император Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его «наполеоновских» планов — браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как семью прокормить. И, дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться.

Но влюбляться-то солдаты от этого не стали меньше. И к их счастью нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Видимо, он был настоящим романтиком, так как его любимыми развлечениями было мирить поссорившихся, помогать писать любовные письма и дарить по просьбе легионеров цветы предметам их страсти.

Ясное дело, как только об этом узнал император, он решил его «преступную деятельность» прекратить. Валентина приговорили к казни. Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин«. Прочитано оно было уже после того, как его казнили.

Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

С 1969 года в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Впрочем, и до 1969 г. церковь не одобряла и не поддерживала традиций празднования этого дня.

Так ли это было или иначе, но, по всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». А еще в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви.

Массово День святого Валентина отмечается с ХIII века в Западной Европе, с 1777 года в США.

Традиция дарить в этот день подарки крепла с каждым годом и для некоторых стала достаточно успешным бизнесом. Например, в начале прошлого века у американцев было принято посылать своим невестам марципаны, которые были довольно дороги.

В Японии традиция дарить в этот день сладкое появилась с подачи одной крупной фирмы по производству шоколада. Там начали праздновать День святого Валентина в 30-е годы, и до сих пор шоколад остается самым распространенным подарком. Кстати, там День святого Валентина слегка напоминает «8 Марта для мужчин», так как японские мужчины получают, пожалуй, даже больше подарков, чем женщины. Обычно это всяческие мужские аксессуары типа бритвы, лосьона, бумажника и так далее.

У страстных французов же в День святого Валентина принято дарить драгоценности, а в романтичной Дании люди посылают друг другу засушенные белые цветы.

В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца, становятся возле окна и смотрят на проходящих мужчин. Согласно поверью, первый мужчина, которого они увидят, и есть суженый.

Но есть в мире некоторые страны, которые особенно отличились в праздновании Дня святого Валентина. В первую очередь это Саудовская Аравия, которая является единственной в мире страной, где этот праздник… официально запрещен, причем под страхом больших штрафов.

Ежегодно 14 февраля во многих странах мира отмечают День влюбленных. Народная дата имеет религиозные корни, так как связана с католическим священником святым Валентином, а потому православные очень часто выступают против нее. Выбрать для чествования любви можно и другую дату, например, в церковном календаре, или в календарях славянских и древних языческих праздников.

Когда День влюбленных отмечают в России православные верующие

В православии, как и в католицизме, есть свои покровители любви. И это святые Петр и Феврония Муромские. В церковном календаре днем памяти праведной пары, которая смогла пронести любовь друг к другу сквозь множество испытаний, является 8 июля. Называют праздник Днем семьи, любви и верности, и смысл у него немного не тот, который несет в себе День святого Валентина.

Католический святой покровительствует всем, кто испытывает нежные чувства, взаимные и безответные. Этот день прекрасно подходит для признания тому человеку, о любви к которому другой человек долго молчал. Отмечают торжество как влюбленные пары, так и люди одинокие, еще не встретившие свою вторую половинку.

Российский День влюбленных посвящен тем, кто состоит в серьезных отношениях. Петр и Феврония покровительствуют тем парам, которые уже создали или собираются создать семью. Торжество призвано напомнить супругам о значимости чувств друг к другу для сохранения создавшегося союза. И речь здесь не только о любви, но и об уважении друг к другу, о честности, о верности и самопожертвовании.

Многие россияне Днем любви считают и 14 февраля, День святого Валентина, и 8 июля, День Петра и Февронии. При этом стоит помнить, что для проявления чувств к своей второй половинке вовсе не стоит ждать особой даты календаря церковных или народных праздников.

Когда славяне отмечали День влюбленных

День влюбленных у славян также отмечался 8 июля. Только после он стал Днем святых Петра и Февронии. Как и во многих случаях, церковный календарь «подстраивается» под верования того народа, который добровольно принял христианство.

8 июля считался у славян особым днем, так как идет он после 7 июля, праздника Ивана Купалы. На Купалу молодые девушки и парни могли найти себе пару во время массовых гуляний, связанных с поклонением силам природы. И 8 июля многие из них просыпались уже не одинокими людьми.

На Ивана Купалу сформированные пары прыгали через костер, чтобы чувства друг к другу не остывали. И на следующий день, 8 июля, они могли в полной мере ощутить вдохновение, полученное в обществе друг друга, уверенность в том, что с этим человеком хочется прожить всю оставшуюся жизнь.

Официально Днем влюбленных у славян 8 июля не был, но день в той или иной мере был посвящен полученным на Купалу впечатлениям. Влюбленные, признавшиеся друг другу накануне в своих чувствах, проводили время вместе. А те, кто любовь еще не встретил, наполнялись верой о скором «свидании», ведь на Ивана Купалу пускали венки по воде, которые должны указать дорогу суженому.

День влюбленных у язычников 

День святого Валентина в католичестве, как и День семьи, любви и верности в православии, «занимает» дату языческого праздника, который был очень почитаемым в Риме до развития христианства.

Именно 14 февраля отмечали так называемый праздник Луперкалии в честь бога Фавна, которого также называли Луперком. В Древнем Риме в период с 13 по 15 февраля отмечались дни «хаотичной и дикой» любви. Во время праздника прямо на улицах поселений можно было встретить настоящие оргии, так как все моральные и социальные запреты в эти дни фактически не работали.

Традиционно в эти дни мужчинам разрешалось изощряться в жестокости по отношению к женщинам. Им разрешались всякие бесчинства, если те можно было оправдать испытываемой к даме страстью. Разрешалось воровать «на время» чужих жен, лишать чести дочерей и подобное.

Главным ритуалом праздника считалась порка хлыстом. Женщин били с особой жестокостью, чтобы после им было проще родить здоровых наследников бравым воинам Рима.

День влюблённых в России и на Руси

Содержание статьи:

  • Всероссийский день семьи, любви и верности, память благоверных князей Петра и Февронии Муромских
  • История русского (православного) праздника Дня влюблённых
  • Как праздновали славянский День влюблённых на Руси и как нужно праздновать его в России
  • Подарки в День влюблённых на Руси и в России

Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её. Если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. (Пес. 8:7, Библия)

Эти и многие другие слова о прекрасном чувстве можно прочесть в величайшей книге всех времён. Православные христиане знают, что «Бог есть любовь», поэтому с радостью поздравляют близких с Днём влюблённых.

Всероссийский день семьи, любви и верности, память благоверных князей Петра и Февронии Муромских

Многие слышали о католическом покровителе любящих сердец Святом Валентине, но не каждому известно, что в России существует исконно славянский праздник влюблённых, и выпадает он на восьмое июля. В тёплый летний день по православным канонам принято вспоминать о святых чудотворцах князьях Петре и Февронии Муромских. Их чтут как образец истинно христианской семьи и считают покровителями молодожёнов.

История русского (православного) праздника Дня влюблённых

В старинном граде Муроме правил князь Юрий, у которого был сын Пётр. Молодого княжеского наследника поразила страшная болезнь проказа, от чего всё его тело покрылось ужасными язвами. Будущий князь очень страдал от своего недуга, но Бог открыл ему во сне, что выздоровление придёт от благочестивой девицы Февронии, которую Пётр должен взять в жёны.

Девушка оказалась дочерью простого пчеловода, но была известна своим умением лечить тяжкие болезни, и не отказала в помощи Петру, который пообещал жениться на ней сразу после выздоровления. Молодой человек слукавил и не сдержал слова, за что Бог покарал его, и проказа возобновилась с прежней силой. Феврония и во второй раз вернула здоровье будущему князю, показав истинно христианскую кротость и человеколюбие. Пётр полюбил девушку и взял в жёны.

Бояре не одобрили союза княжеского сына и простолюдинки. После смерти Юрия власть перешла к Петру, но знать собралась и попросила неугодную княжескую жену покинуть Муром, а Пётр последовал за нею. Изгнание длилось недолго, так как среди бояр начались страшные распри и даже убийства из-за власти. С гонцами к Пётру и Февронии послали просьбу о возвращении, на которую они смиренно и благосклонно откликнулись, снова заняв законное место правителей в Муроме.

Прожив долгую счастливую жизнь по законам Божьим, в конце пути супруги обратились в монашество и просили Господа послать им смерть в один день. Верные муж и жена не хотели разлучаться даже после ухода из жизни и приготовили гроб со специальной перегородкой, где надеялись упокоиться вдвоём.

Скончались Пётр и Феврония в 1228 году, в июне 25го числа (старый стиль), что соответствует 8 июля по современному стилю. Священнослужители посчитали неправильным класть тела мужа и жены в общий гроб и провели обряд по привычным канонам, но два раза происходило чудо – утром тела любящих и верных супругов лежали вместе.

В итоге их последнее желание пришлось исполнить, и супруги упокоились так, как мечтали при жизни. Захоронили гроб рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Тремя столетиями позже Петра и Февронию причислили к лику святых. Теперь же мощам покровителей семьи можно поклониться в Свято-Троицком монастыре в Муроме, а день восьмого июля стал праздником любви, семьи и верности у православных христиан.

Как праздновали славянский День влюблённых на Руси и как нужно праздновать его в России

Несколько веков назад славяне начали поклоняться Святым Петру и Февронии, прося у божьих угодников благополучия в семейной жизни. В день 8 июля христиане стояли на праздничной службе в храмах, а будущие молодожёны просили у священников и родителей благословения на вступление в брак.

Старинная примета говорит, что в этот день супругам полезно поработать вместе, чтобы благосостояние семьи умножалось, и раздать щедрую милостыню обездоленным, в знак благодарности господу за Его милость.

Сегодня праздничный поход в храм по-прежнему остаётся главным действием в жизни христиан, но появились и светские традиции встречи Дня семьи, любви и верности. Теперь влюблённые и супруги вручают друг другу букеты из ромашек, устраивают романтические ужины, обмениваются сюрпризами и открытками.

Подарки в День влюблённых на Руси и в России

На Руси в день памяти Петра и Февронии супругам и влюблённым дарили иконы. Девушки получали в подарок украшения и домашнюю утварь, а мужчины – одежду, вышитую руками невест и жён.

В России икона по-прежнему остаётся традиционным подарком на 8 июля, наравне с символичными сувенирами, цветами, украшениями и предметами домашнего обихода.

Празднуя Всероссийский день семьи, любви и верности, православные христиане помнят о том, что самый ценный подарок – это забота, уважение, искренность и благодарность.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник мы будем отмечать 4 ноября
  • Какой праздник мусульманский пятница
  • Какой праздник мусульмане отмечают осенью
  • Какой праздник можно устроить дома
  • Какой праздник можно устроить девушке