Какой праздник после 4 ноября

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и...

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Праздники 4 ноября

День народного единства России

День народного единства России

День народного единства России

День народного единства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ, начиная с 2005 года, 4 ноября стало выходным днем; одновременно день 7 ноября перестал быть выходным днем.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

Попытки сделать этот день праздничным предпринимались еще в 1649 году. Почти пятьсот лет назад! Тогда царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) — день Казанской иконы Божией Матери — государственным праздником. В народе жила уверенность, что победа в 1612 году (об этом см. ниже) была одержана именно благодаря этой иконе.

Всемирный день мужчин

Праздник отмечается каждую первую субботу ноября

С легкой руки Михаила Горбачева в 2000 году с мужской «дискриминацией» было покончено, и мировая общественность стала отмечать Всемирный день мужчин (World Men’s Day) ежегодно в первую субботу ноября.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

Интересно, что существует еще и Международный мужской день (International Men’s Day), отмечаемый ежегодно 19 ноября. Этот День был впервые отмечен 19 ноября 1999 года в Республике Тринидад и Тобаго, и с тех пор его празднуют также в США, Великобритании, Ямайке, Австралии, Индии, Сингапуре, Мальте и в Южной Африке.

Праздник Казанской иконы Божией Матери

День Казанской иконы Пресвятой Богородицы (или Казанской Божией Матери) отмечается верующими 21 июля и 4 ноября. Данная икона — одна из наиболее почитаемых в православном мире.

День государственности Удмуртской Республики

День Государственности Удмуртской Республики (удм. Удмуртилэн кунлык басьтон нуналэз) — национальный праздник Удмуртии, отмечается 4 ноября совместно с Днем народного единства.

День железнодорожника Украины

День железнодорожника Украины

День железнодорожника Украины

Ежегодно 4 ноября работники железнодорожного транспорта Украины отмечают свой профессиональный праздник. День железнодорожника (укр. День залізничника) установлен Указом Президента Украины № 1140/2002 от 11 декабря 2002 года.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

После провозглашения Украиной независимости в 1991 году, имущество железных дорог, которое было на тот момент в пределах границы государства, стало его собственностью. 14 декабря 1991 года Кабинет Министров принял Постановление «О создании Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины», что позволило согласовать работу всех структурных подразделений, причастных к перевозочному процессу, и организовать четкую, бесперебойную работу железнодорожного транспорта.

Осенняя Казанская

Осенняя Казанская

Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и по другому поводу — встречали мужчин, вернувшихся с работ из города

В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Богородицкий девичий монастырь. Его первой монахиней стала сама Матрона.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

К празднику Казанской иконы приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», — верили люди. Об удачном браке складывали поговорки и приметы: «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям)»; «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи»; «Жениться скорее — в дому прибыльнее». Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. На Казанскую она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов.

День кекри в Финляндии

Праздник отмечается каждую первую субботу ноября

Согласно древней финской религии и народному календарю Финляндии, Кекри — это праздник в честь окончания всех сельскохозяйственных работ и времени, когда коров с пастбищ загоняют в хлева на зимнее стойло. Кекри — это период перехода от осени к зиме.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

Первоначально праздник отмечался 29 сентября в День святого архангела Михаила (Michaelmas / Saint Michael the Archangel), но позднее был перемещен на 1 ноября — День всех святых (All Saints’ Day). Также в некоторых местностях Кекри отмечают в первую субботу ноября.

День бизона (National Bison Day) в США

Праздник отмечается каждую первую субботу ноября

День бизона (National Bison Day) в США

День бизона

Национальный день бизона в США отмечается ежегодно в первую субботу ноября. Этот праздник был основан в 2012 году благодаря американским индейцам, заводчикам бизонов и всем тем, кому не безразлична судьба этих удивительных млекопитающих, а в 2016 году президент США Барак Обама подписал резолюцию, которая признала бизона национальным достоянием Америки.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

Американский бизон («буйвол», как принято именовать бизонов в США и Канаде) был многочисленно распространен по большей части Северной Америке, но на рубеже 19 и 20 веков он практически исчез из-за массового истребления. Но во второй половине 19 века они были почти полностью истреблены. Конечно, в первую очередь уничтожали бизонов в коммерческих целях, но главная причина истребления была иной. В том же столетии шла массовая колонизация прерий – плодородных травянистых равнин, где еще жили примерно 250 тысяч кочевых индейцев, существовавших за счет охоты на бизонов. Поэтому тогдашнее руководство США расширяло истребление бизонов, чтобы принудить индейцев перейти в резервации и тем самым «освободить» для переселенцев колоссальные пространства прерий.

День заботы о себе

День рождения кассового аппарата

Приходится он традиционно на 4 ноября и известен как День рождения кассового аппарата. Именно в этот ноябрьский день в 1879 году американец Д. Ритти получил патент на первый кассовый аппарат, который помог ему разбогатеть и прославил своего изобретателя далеко за пределами страны.

День конфет (National Candy Day) в США

День любви в Египте

День использования здравого смысла (Use Your Common Sense Day) в США

День куриной леди (National Chicken Lady Day) в США

День студентов Ирана

День Конституции Тонга

День национального единства и вооруженных сил Италии

День национального единства и вооруженных сил Италии

День национального единства и вооруженных сил Италии

В Италии ежегодно 4 ноября отмечается День вооруженных сил, ранее известный также как День национального единства. Этот государственный праздник посвящается памяти всех павших за Родину. День вооруженных сил был учрежден в Италии в 1922 году, он тогда назывался Праздником победы в Первой мировой войне. Дата для празднования Дня вооруженных сил Италии была выбрана в честь годовщины победы Италии над Австро-Венгрией в Первой мировой войне.

ФАКТ О ПРАЗДНИКЕ:

Победоносные итальянские войска 4 ноября 1918 года вошли в Тренто и Триест, что ознаменовало окончание «Великой войны». Австро-венгерская армия была полностью деморализована и отступала по всему фронту. Австро-венгерские войска были полностью разгромлены, потеряв 30 000 убитыми, 100 000 ранеными 300 000 пленными. Итальянские войска потеряли 5 800 убитыми и 26 000 ранеными.

День флага Панамы

День флага Панамы

Флаг Панамы

Синий и красный цвета представляют Консервативную и Либеральную партии Панамы. Кроме того, синий цвет символизирует Тихий океан и Карибское море, а красный — пролитую при защите страны кровь. Белый цвет олицетворяет мир. Синяя звезда — символизирует гражданские качества чистоты и честности, красная — власть и закон.

День социального работника в Армении

День гражданства на Марианских островах

День трудовой благодарности (Job Action Day) в США

День служения обществу в Доминике

День работников таможенных органов Туркменистана

День памяти святого Карло Борромео в Андорре

В этот день именины празднуют: Иван, Феодотия, Павел, Константин, Федор, Александр, Руф, Мартиниан, Карл, Денис, Анна, Антонин, Аверкий, Ираклий, Елизавета, Анфиса, Максимилиан, Иамвлих, Лот, Гликерия, Ексакустодиан

Сколько дней мы отдыхаем по случаю Дня народного единства?

В ноябре россиян ждут последние длинные выходные в году

03 ноября 2022, 11:05, ИА Амител

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

4 ноября в России празднуют День народного единства. По случаю этого торжества в стране ежегодно объявляют официальный выходной. А в этом году совпало так, что будут ещё и длинные выходные — последние до конца 2022-го.

О том, сколько дней мы будем отдыхать на День народного единства и будет ли 3 ноября коротким днём, — в материале amic.ru.

Сколько дней мы отдыхаем по случаю Дня народного единства в 2022 году?

В связи с Днём народного единства россиян ждут три выходных дня подряд. Между прочим, это последние длинные выходные в 2022 году. Следующий большой праздник, когда мы сможем отдохнуть от работы дольше обычного, — Новый год.

Какие дни будут выходными?

Отдыхать мы будем 4, 5 и 6 ноября. Это будут пятница, суббота и воскресенье.

Когда нужно выходить на работу после Дня народного единства?

На работу нужно будет выходить в понедельник, 7 ноября.

3 ноября — это короткий день?

Да. Сегодня короткий день для тех, кто работает по пятидневке и шестидневке. Как это обычно бывает, предпраздничный рабочий день сокращается на один час.

Впрочем, в первую очередь это касается бюджетных организаций. Так что не советуем молча уходить с работы на час раньше. Лучше обсудите это со своим начальством.

Фото: amic.ru

Гуляния в День народного единства, 4 ноября, стали частью современной культуры не так давно. Всего лишь в 2005 году Кремль одобрил инициативу о проведении праздника, который продлится до 6 ноября.

К этой знаменательной дате местная администрация ежегодно готовит массу развлечений: концерты, торжественные парады, выставки, спектакли, открытые лекции и выступления в парках.

Какое историческое событие будет отмечать вся страна? Что следует знать о его главных действующих лицах прошлого? Почему этот день имеет важность для Русской православной церкви и к какой иконе принято обращаться по этому случаю? Вместо какого известного праздника теперь отмечают День народного единства?

Чтобы проникнуться патриотическим духом и полноценно ощутить значимость мероприятия, 5-tv.ru собрал самые главные и интересные факты о Дне народного единства.

Что празднуют в День народного единства и почему эта дата так важна

Исторические события Дня народного единства отсылают на несколько веков назад в 1612 год, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. С изгнанием иностранцев из Кремля завершился долгий период Смутного времени и открылась новая страница в истории России.

Современникам Смуты казалось, что настал конец Московского царства. После кончины Ивана IV Грозного, не оставившего наследников, российский престол переходил из рук в руки. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. В итоге русские земли заняли польские захватчики, а исконный народ страдал и был замучен до крайности.

Впервые патриотическое движение за освобождение столицы возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который был убит по ложному обвинению в результате распрей между дворянами и казаками. После его смерти ополчение распалось. Первое ополчение в 1611 году потерпело поражение. Вскоре патриарх Гермоген призвал россиян встать на защиту Отечества и объединиться под знаменами Минина и Пожарского — и в итоге им удалось штурмом взять Китай-город, повергнуть врагов и вернуть суверенитет государства.

Ведь через несколько месяцев после освобождения столицы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны, включая дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцов, делегатов от русских городов и обычных крестьян, избрал нового царя — Михаила Федоровича из династии Романовых.

Сколько дней отдыхаем на День народного единства 2022

www.globallookpress.com / Komsomolskaya Pravda

День народного единства является официальным государственным праздником. Поэтому пятница 4 ноября объявлена нерабочим днем. Таким образом в начале ноября россияне получат дополнительный выходной к 5 и 6 ноября.

Владельцев автомобилей обрадует то, что в период народных гуляний с 4 по 5 число парковка станет бесплатной, даже там, где действует повышенный тариф.

«В честь Дня народного единства, 4 и 5 ноября парковаться на всех улицах Москвы можно будет бесплатно. В праздники на дороги выезжает меньше машин, а загруженность улиц ниже, чем в будни. Просим автомобилистов соблюдать правила и быть внимательными — это позволит избежать аварийных ситуаций и сделать дорожное движение еще безопаснее для всех», — сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

6 ноября парковка в столице будет работать по тарифу воскресенья. Бесплатно можно будет припарковаться на улицах, входящих в зону городского парковочного пространства. Исключение составят улицы, включенные в зоны повышенных тарифов (цена составит 380-450 рублей в час в дневное время). Парковки со шлагбаумом останутся платными все дни.

Каких исторических личностей чтут 4 ноября

Нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский — национальные герои, имена которых напрямую связывают с освободительным движением 1612 года.

Еще в 1610-м Минин боролся с приспешниками Лжедмитрия II, а спустя год он стал земским старостой и по сути занимался финансированием народного восстания против польских войск. Неудачный опыт Первого ополчения позволил Минину понять, что жалеть денег не стоит — поэтому он придумал взимать с новгородцев треть имущества на создание и вооружение сильного войска. Высокое жалование позволило привлечь не только людей всех сословий, но и солдат из соседних стран — и в итоге на столицу двинулась внушительная по тем временам армия из 10 тысяч дворян, 3 тысяч казаков, около тысячи стрельцов и множество крестьян.

В боях за Москву отряд Минина разгромил литовские войска у Крымского двора и обратил в бегство воинов противника Яна Ходкевича. Отступление Ходкевича помогло добраться до поляков и в октябре заставить их покинуть Москву.

Князь Дмитрий Пожарский состоял на службе задолго до освобождения столицы. Он был в числе тех, кто примкнул к Первому ополчению и защищал Москву во всеобщем восстании. Ему удалось отразить атаку врагов, но во внезапном столкновении с поляками он был тяжело ранен и был вынужден отступить. Поправив здоровье в селе Юрине, Пожарский в октябре в 1611-го узнал, что народ избрал его военачальником Второго народного ополчения. Поначалу он думал отказаться, но, узнав, что войско вооружил Минин, поверил в успех дела.

Еще одним главным действующим лицом, сыгравшим роль в событии 1612-го, стал боярин Дмитрий Трубецкой. Он также участвовал в двух ополчениях против польских войск и семибоярщины. Фактически он вместе с Мининым и Пожарским после освобождения столицы руководил Россией до собрания Земского собора и провозглашения нового царя.

Не менее вдохновляющим стал подвиг Патриарха Московского и всея Руси Гермогена, который в 1610-м рассылал призывы к восстанию по городам и селам, вдохновляя жителей объединиться против царя польского Владислава IV. Когда москвичи подняли восстание в 1611-м, поляки подожгли город, а сами укрылись в стенах Кремля. Правда, выдержать осаду русских им не удалось. Узнав о его деятельности, интервенты заключили Гермогена в Чудов монастырь, где под угрозой казни потребовали отозвать ополченцев. Он в ответ вышел к народу, чтобы благословить на борьбу. Дожить до триумфа русских ему не удалось совсем немного: в феврале 1612-го Гермоген скончался от голода.

© РИА Новости / Владимир Песня

В эпоху Смуты Михаил Федорович Романов находился в Костроме. После того, как польско-литовские войска были повержены, представители Земского собора объявили 16-летнего юношу царем. Его сочли идеальным претендентом из-за родства с Иваном IV Грозным. Кроме того, его сторонники верили, что легко смогут влиять на его решения. Поначалу действительно так и было, пока в страну не вернулся освободившийся из плена патриар Филарет — отец родоначальника новой царской династии. Научившись грамоте и получив опыт, Михаил Романов окончил русско-шведскую войну, вернув ранее принадлежавшие стране территории — Новгород, Ладогу и Порхов (Псковская область). Правда, взамен пришлось уступить Швеции выход к Балтийскому морю. Условия мирного договора между странами соблюдались вплоть до Северной войны в XVIII веке.

Какая икона связана с историей освобождения Москвы 4 ноября

Согласно преданию, именно Казанская икона Божией Матери стала покровительницей народного ополчения. Святыню специально прислали из Казани князю Дмитрию Пожарскому, чтобы воодушевить народ.

История гласит, что в день выступления народного ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал попутным. В летописях сказано, что благодаря чудотворной иконе «крылатые гусары» Европы были разбиты у стен Новодевичьего монастыря и отброшены за пределы Москвы.

В честь победы в 1625-м на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. В 1637-м его освятили в память о героях-освободителях. В 1936-м здание снесли в период сталинской реконструкции, но в 1930-м его восстановили.

4 ноября (22 октября по юлианскому календарю) священнослужители РПЦ (Русской православной церкви) называют также Днем Казанской иконы Божией Матери и по этому случаю проводят службу.

Вместо какого известного праздника появился День народного единства

Сегодня о Дне народного единства говорят, как об официальном государственном празднике, который сплотил многонациональный народ России. 

До этого в советский период в одиннадцатом месяце года был другой праздник: 7 ноября — День согласия и примирения, более известный как день годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня он сохранил статус памятной даты, но не празднуется и не является выходным.

Что же касается Дня народного единства, то впервые идею его внедрения озвучил Межрелигиозный совет России в 2004-м. Сначала инициативу одобрил думский Комитет по труду и социальной политике, затем — Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Уже 23 числа законопроект внесли на рассмотрение Думы, где он находился в пакете документов внесении поправок в Трудовой кодекс. Среди пунктов числилось предложение об отмене празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В первом чтении оно было принято.

Какое значение 4 ноября имеет для россиян сегодня

В действительности День народного единства был учрежден еще в 1613-м волей царя Михаила Федоровича. Тогда праздник назывался День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649-м указом царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником.

Прекратили отмечать праздник в советские годы. Во-первых, по религиозной причине, во-вторых, потому что более торжественной датой стал считаться День Великой Октябрьской социалистической революции.

После развала СССР восстановить памятный день предложила РПЦ. Так что теперь справедливое отношение ко Дню народного единства восстановлено.

По данным опроса ВЦИОМ на 2005 год, только 8% россиян правильно смогли объяснить празднование и историческое значение Дня народного единства, а 63% респондентов и вовсе отнеслись к отмене 7 ноября негативно. Тем не менее, уже после первого праздника, во время которого президент России Владимир Путин, возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, настроения граждан стали меняться.

Сегодня этот праздник является отличным поводом собраться с семьей и друзьями, чтобы пройтись в одном ряду со своими соотечественниками на мирных демонстрациях, посвященных единству страны.

Куда пойти на День народного единства 2022

В каждом городе местная власть подготовит для граждан уникальну развлекательную программу, включающую торжественные шествия, митинги различных политических партий, спортивные мероприятия, музыкальные концерты, театральные представления и благотворительные акции. Особенно с большим размахом праздник будут встречать в Москве и Санкт-Петербурге. 

Официальный сайт мэра Москвы

Красная площадь

В самом сердце столицы, на Красной площади, с 5 по 7 ноября будет работать интерактивный музей под открытым небом, посвященный истории обороны Москвы. На обозрение будет представлена военная техника, а также тематические инсталляциии и показа кинохроники. Отдыхающие россияне смогут послушать песни и стихи военных лет, а также посмотреть театральные постановки, посвященные ноябрю 1941-го. 

На платформе инсталляции «Белорусский вокзал» гости увидят зенитку и вагон-теплушку. Внтури вагона и на перроне им покажут театральные сцены проводов ополченцев. 

На экране будут представлены архивные фото и письма солдат времен Великой Отечественной войны, а также кадры трудовых будней женщин в тылу: на стройке, у фабричных станков, при сборке знаменитого ППШ (пистолета-пулемета Шпагина). 

Инсталляция «Окна времени» расскажет истории участников обороны столицы, сопровожденную фотографиями из архива ТАСС. 

Одним из главных событий станет показ фильма «Разгром немецких войск под Москвой», который с трицмфом прошел по всему миру в 1942-м.

ВДНХ

С 4 по 6 ноября на ВДНХ пройдет патриотический фестиваль «День народного единства», на котором гости смогут ознакомиться с продукцией и угощениями российских регионов, в том числе новых территорий, вошедших в состав страны. У пришедших будет возможность поздравить военнослужащих Российской армии, записав видеообращение или отправив открыткку.

Часть выручки будет отправлена с мероприятия будет отправлена на помощь жителям новых территорий. 

Акция «Ночь искусств»

Традиционная акция «Ночь искусств» вновь состоится 4 ноября и будет посвящена Году культурного наследия народов России. В учреждениях культуры пройдет более 200 кинопоказов, концертов и театральных постановок, большинство из которых бесплатные.   

Фестиваль «Чудо света»

В Санкт-Петербурге культурная программа не менее насыщенная. С 4 по 6 ноября пройдет фестиваль «Чудо Света», сделав на три дня  Петропавловскую крепость гигантским мультимедиа-пространством под открытым небом. Праздничные мероприятия будут проходить с 19:00 до 22:00.

Театральные спектакли по произведениям Шолохова

4 ноября петербургском театре «Мастерская» пройдет два спектакля: «Тихий Дон. Истоки. Берега» и «Тихий Дон. Пучина. Исход». Первый спектакль по одноименному роману Михаила Шолохова продлится 4 часа с антрактом, а второй — 3,5 с антрактом. 

Фестиваль анимации «Главный кадр»

С 4 по 5 ноября в Доме культуры «Суздальский» состоится IV Фестиваль анимации «Главный кадр». Тема фестиваля — «Созвездие сказок» посвящена Году культурного наследия народов России.

На мероприятии будут представлены более 100 анимационных работ от 50 студий из разных городов нашей страны. Увидеть их могут все желающие, вход свободный. Открытие пройдет в День народного единства в 14:00.

Спортивные эстафеты

Специальную программу петербургские власти подготовили для спортсменов. В 10:00 в Пискаревском парке стартует традиционный массовый легкоатлетический пробег, посвященный Дню народного единства. На Елагином острове в 12:00 в честь праздника состоится турнир по волейболу.

Но и это еще не все — на Савушкина, 37, под названием «Когда мы едины, мы непобедимы!» пройдет турнир по настольному теннису. Начало — в 13:00.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник получается
  • Какой праздник повлиял на традиции народно католического праздника хэллоуин
  • Какой праздник поблизости
  • Какой праздник перенесли на 4 ноября 2021
  • Какой праздник перед крещением господним