Какой праздник сегодня празднуют осетины

В Календаре праздников Южной Осетии 11 дат, среди них - День победы в Южной Осетии, день осетинского языка и литературы, День миротворца и День молодежи, а также памятные даты, например День памяти жертв Ередской трагедии в Южной Осетии.

Праздники Южной Осетии Флаг Южной Осетии

Республика Южная Осетия (осет. Республикӕ Хуссар Ирыстон) — частично признанное государство в Закавказье. Не имеет выхода к морю. Столица страны — город Цхинвал.

Республика расположена на южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 квадратных километров. Это край гор и живых, стремительных рек, край, овеянный романтикой сказаний и легенд древности. Природа Южной Осетии отличается особым великолепием: строго-стройные дубравы, вечнозеленые кустарники, субальпийские и альпийские луга, разнообразные представители животного мира…

Осетины являются прямыми потомками индоевропейских скифо-сармато-аланских племен. Индоевропейская языковая традиция на центральном Кавказе существовала на протяжении тысячелетий, и ныне продолжается ее носителями.

Со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры территория Южной Осетии входила в Иберийское (Картлийское) государство. У предков осетин — аланов на Северном Кавказе в 9—12 веках сложилось раннефеодальное государство, поддерживавшее торговые и культурные связи с Грузией, русскими княжествами, Византией.

Нашествия монголо-татар (конец 30-х годов 13 века) и Тамерлана (конец 14 века) вынудили осетин переместиться в горные ущелья Кавказа, откуда они начали заселять южные склоны гор. Осетины, вначале занимавшие высокогорную часть Центральной Грузии, в 17—18 веках распространились в предгорной и равнинной зоне. Столетия Южная Осетия входила в состав феодальной Грузии: большая часть южных осетин жила в Картлийском царстве со столицей в Тбилиси, меньшая — в Имеретинском, главным городом которого был Кутаиси.

В 1801 году Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 года, добровольно присоединилась к Российской империи. После Октябрьской революции 1917 года на территории Грузии, в 1918 году, была провозглашена Грузинская Демократическая Республика.

Во время Советского Союза осетинский народ был искусственно разделен на две части. С 1922 года, одна часть осетинского народа (Южная Осетия), как автономное образование была в составе Грузинской ССР, а другая часть (Северная Осетия) в составе России.

В 2008 году Южная Осетия признана как независимое государство Российской Федерацией, Никарагуа, а также другими непризнанными государствами: Нагорно-Карабахской республикой и Приднестровской Молдавской республикой.

Всего в разделе — 12 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

У Вас есть дополнительная информация по теме
«Праздники Южной Осетии»? Напишите нам

Кадр: «Архыз 24» / YouTube

В Северной Осетии начался национальный праздник Джеоргуыба в честь самого почитаемого дзуара Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных. Он продлится неделю, а понедельник, 21 ноября, объявлен выходным днем. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу правительства республики.

Закон, согласно которому первый день праздника Джеоргуыба является нерабочим, действует в Республике Северная Осетия-Алания с 2018 года. Его учредил Вячеслав Битаров, находящийся в то время на посту главы республики. Таким образом, в 2022 году этот день станет выходным в пятый раз.

Глава республики Сергей Меняйло поздравил осетин с праздником отметил, что Джеоргуыба объединяет народ. «У этой традиции древние корни. И сегодня Уастырджийы бонт (Дни Уастырджи — прим. «Ленты.ру») объединяет нас в стремлении к согласию и взаимопониманию, несет огромный нравственный и духовный заряд», — написал он в своем Telegram-канале.

Джеоргуыба, приуроченный к концу сельскохозяйственных работ, отмечается в Северной и Южной Осетии и является самым большим праздником у осетин. В первую очередь его отмечают мужчины. По традиции в первый день жители республики накрывают стол, основные блюда которого — три пирога и мясо. При этом свинина, мясо птицы и яйца на столе отсутствуют, их запрещается употреблять в пищу в течение недели. Во время застолья в семьях звучат молитвы к Всевышнему и его посланнику — Уастырджи. Накануне праздника, в воскресенье, каждая семья приносит в жертву какое-либо животное, как правило, быка или барана. Этот день называется «днем закалывания быка».

Ранее сообщалось, что во Владикавказе впервые прошел фестиваль колокольных звонов, приуроченный к празднованию 1100-летия крещения Алании. Мероприятие, которое проходило в столице Северной Осетии с 20 сентября, собрало более двух тысяч участников.

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

Ежегодно, в первый вторник после Рождества жители Осетии отмечают праздник покровителя жилища – «Бынаты хицауы æхсæв».  Многие в этот день отмечают и «Хæйрæджыты æхсæв». Можно ли совмещать два праздника? Этот вопрос каждый год вызывает споры и обсуждения. Мы обратились за комментарием к доктору филологических наук, научному сотруднику СОИГСИ Федару Таказову.

«Сегодня отмечают «Бынаты хицауы æхсæв». Если переводить название праздника, то оно будет ближе к понятию домового. Это исключительно семейный праздник. Не принято никого приглашать и даже угощать тем, что приготовлено к столу. На всякий случай отдельно готовили блюда, если зайдет гость. На стол ставят два пирога и сверху, так называемый «гуыл». Именно этот «гуыл» и посвящается покровителю жилища. Люди обращаются к нему, чтобы он относился с добром к домочадцам и не проявлял никакого негатива. Когда-то резали исключительно черного петуха. Теперь режут любую курицу. Даже остатки костей нельзя просто так выбрасывать. Их закапывали. Некоторые выбрасывали их в реку. Чтобы ни одно животное не попробовало их. Обязательное условие на столе – молоко. Когда выходили в полночь на улицу, оставляли на столе молоко. И по нему потом гадали, пришлось ли по душе угощение покровителю жилища», – пояснил собеседник.

По словам Федара Таказова, в один период «Бынаты хицауы æхсæв» и «Хæйрæджыты æхсæв» совпали. Люди стали их совмещать, путать и отмечать одновременно.

«Между этими двумя праздниками было несколько дней. «Бынаты хицауы æхсæв» был приурочен к вечеру вторника или среды, между Рождеством и старым Новым годом. А «Хæйрæджыты æхсæв» справляли в один и тот же день. Получилось так, что они совпали. И их стали ассоциировать как один праздник. Когда в конце 19 века шла пропаганда церковная, домового тоже представляли как черта и беса. Это тоже, видимо, повлияло», – рассказал Таказов.

«Хæйрæджыты æхсæв» отмечали тоже двумя пирогами. Данных о том, как праздновали в 19 веке, не сохранилось. Но, по тем сведениям, что есть, когда стали два праздника отмечать вместе, различий уже не наблюдается. Для современных осетин это фактически один праздник.

«Хæйрæджыты æхсæв» — это больше оберег, откуп перед злыми силами, чтобы они не доставляли неприятностей семье и дому. Это исходит из осетинских верований. Что нельзя бороться со злом, потому что, когда ты с ним борешься, ты его лишь усиливаешь. Положительное отношение снижает его уровень. Уже больше 100 лет эти праздники отмечают вместе. И накрывают один стол. Было бы правильнее накрывать два стола. И главное отличие в том, что для «Хæйрæджыты æхсæв» на стол кладут два пирога. Тогда как для покровителя жилища это два пирога и сверху «гуыл»,  – пояснил Таказов.

Так как же быть тем, кто хочет отмечать праздники отдельно? «Хæйрæджыты æхсæв», по словам Федара Таказова, справляют в ночь со вторника на среду. «Бынаты хицауы æхсæв» возможно отмечать в среду, но, до 2 часов дня, так как позже это будет следующий день.

После свадеб начинаются морозы

Писателю, публицисту Хазби Цгоеву – 79. Но до сих пор в его памяти свежи детские воспоминания: как женщины готовили пироги, мужчины занимались разделкой мяса, как радовались всем селом целую неделю.

«Начинается Джеоргуыба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю, — рассказывает он. — Его не просто так отмечают в конце осени. У крестьян, у пастухов (земледельцев и скотоводов) в это время меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность добрым молитвенным словом вспомнить имя самого почтенного святого Уастырджи и отдохнуть. Нередко в эти дни справляли и свадьбы. Примечательно, что после проводов Джеоргуыба обычно погода меняется, наступают морозы, и в народе бытует поговорка «Скажи мне «Джеоргуыба», и я скажу тебе «зима».

Упоминаний об этом празднике  много в фольклорных текстах. Название состоит из имени христианского святого — воина Георгия и грузинского слова «оба» — праздник Джеорг (Георг) + уыба (оба) —  Джеоргуыба.

День, когда режут быка

В воскресенье мужчины, которые резали жертвенное животное — быка, начинают праздновать. Этот день в народе так и называется — «воскресенье, когда режут быка». И сейчас этот обычай сохраняется, но ввиду того, что продукты стали доступнее, многие покупают уже готовое мясо, как правило, это «три ребра», в вареном виде говядина подается на стол с пирогами.

Женщины пекли пироги.

Женщины пекли пироги. Фото: Из личного архива/ Анна Кабисова

Процесс приготовления теста проходил в молчании, обязательно с чистыми помыслами. Кроме того, женщина обязательно повязывала на голову платок, многие представительницы прекрасного пола и сегодня не позволяют себе готовить пироги с непокрытой головой. Ещё одно непременное условие — начинка делалась только из сыра. Но XIX  век вносит свои коррективы, и, конечно, многие хозяйки предпочитают покупать готовые пироги, вместо того, чтобы часами стоять у печки.

Тем не менее есть и те, кто чётко соблюдает каноны, и их большинство. Хорошие хозяйки умеют и пиво осетинское сварить, и дзыкку приготовить. В осетинском пиве — пшеница, ячмень, хмель и вода. Слабоалкогольный продукт получается сладковатым и подаётся на стол холодным. Секреты приготовления передаются из поколения в поколение, а ингредиенты не меняются веками. Уже не раз в республике проводились фестивали осетинского пива, где хозяйки демонстрировали своё мастерство по приготовлению нартского напитка. В этом году знание старинных рецептов демонстрировали участницы из пяти стран.

Чтобы получилась вкусная дзыкка, сыр пропускают через мясорубку или разминают руками, добавляют жирную сметану и растапливают массу, постоянно помешивая. Как только появляются пузырьки, небольшими горстями добавляют пшеничную муку. На стол это блюдо подается горячим, в холодном виде оно похоже на запеканку. А ещё на стол ставят соленья — огурцы, помидоры, перец. Несмотря на обилие еды и выпивки, объедаться и напиваться за столом у осетин всегда считалось дурным тоном.

В понедельник вечером мужчины собираются за щедро накрытым праздничным столом. В этот день в каждом осетинском доме возносят молитвы к Уастырджи, покровителю мужчин и путников. Молодые парни обычно находятся тут же, присматривают за порядком, подают и наливают старшим. Женщины за одним столом с мужчинами обычно не сидят.

В течение недели соседи и родственники ходят друг к другу в гости и поздравляют.

Нельзя называть по имени

Право первого слова предоставлялось «старшему».

Руководитель общественной организации «Иудзинад» Батраз Кучиев вспоминает, что «старшего» находили заранее, иногда даже за месяц до праздника, предупреждали о том, что он должен будет вести застолье. Причем от этой роли освобождался хозяин дома. Как правило, ответственную миссию возлагали на уважаемого в обществе, умудренного жизнью старца, хорошо знающего не только последовательность произнесения тостов, но и национальный этикет. За столом нельзя было сквернословить, покидать застолье, не предупредив и не получив на это разрешение. Обслуживала пирующих группа молодых людей. Словом, все роли были заранее распределены, и каждый знал своё место.

Мужчины разделывали мясо.

Мужчины разделывали мясо. Фото: Из личного архива/ Анна Кабисова

Первый и главный тост осетины произносят, обращаясь к Всевышнему. Второй тост всегда связан с именем Уастырджи, а третий тост произносится непосредственно за сам праздник Джеоргуыба. Всю неделю люди молятся Уастырджи. Женщинам его по имени называть было нельзя.

Джинсы традициям не помеха

За время существования праздника многое изменилось. Осетины, как и весь мир, носят джинсы, любят рубашки в клетку, толстовки и спортивные костюмы. Но народная любовь к пирогам и национальным праздникам остаётся неизменной.

Куда бы ни заносила судьба осетин, именно Джеоргуыба они празднуют всегда и везде. Подтверждение тому можно отыскать на просторах Интернета — это многочисленные видеоролики и фотографии, причём нередко тосты с чашей осетинского пива в руках говорят и дети, а за столом оказываются женщины — словом, с течением времени некоторые строгие правила канули в Лету. Но в Осетии за праздничным столом почти в каждой семье, как и много лет назад, вы увидите только мужчин.

На мастер-классах учат делать войлочные игрушки

«В 2018 году главой республики Северная Осетия-Алания Вячеславом Битаровым был подписан указ о признании первого понедельника праздника Джеоргуыба нерабочим днем, с такой инициативой выступил «Высший совет осетин», — рассказал министр РСО-А по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев. — Джеоргуыба давно перестал быть просто праздником собранного урожая, а стал для всей Осетии самым важным, самым любимым в народе. Вместе с осетинами его сегодня отмечают люди разных национальностей. Хочется, чтобы все молитвы и пожелания, прозвучавшие в течение всей священной недели, исполнились. Этот праздник, по-моему, самый важный для осетин, объединяет всех от мала до велика. В этом году наши земляки отмечали Джеоргуыба в Казахстане, в Турции, Америке, Франции, Бельгии, Вьетнаме, Воронеже, Петербурге, Москве — словом, везде, где живут осетины. Мы, как и всегда, по доброй традиции разослали поздравления от имени нашего министерства по всем диаспорам и общинам в разные концы света. Казалось бы, это мелочь, но для осетин, живущих вдали от родины, так важно внимание. Они, в свою очередь, всегда с большой благодарностью звонят, присылают фото и видео и радуются, что их помнят на малой родине».

Смотрите также:

  • Как это по-русски? Что думают иностранцы о новогодних традициях россиян →
  • На белом коне. В Северной Осетии отметили праздник Джеоргуыба →
  • Особенности кавказского стола →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник сегодня празднуют католики
  • Какой праздник тридцатого ноября
  • Какой праздник сегодня празднуют евреи
  • Какой праздник считается семейным
  • Какой праздник считается религиозным