Какой праздник у иудеев 31 декабря

Новый год!.. Тот ли новый год? Откуда произошел нееврейский праздник нового года и его обычаи?

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана. Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» не религиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

На новый год все ждут подарков

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых — начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние — особенно. Ой сколько же их было! Главная — «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно не спеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января — выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда — какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантства, новогодний праздник также называют «Сильвестр» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднества — фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения — просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев — на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчисления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н.э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н.э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января — в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н.э. — 14 н.э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313—315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304—335 н.э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», — днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Пост-средневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма: сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еще один день начала года — 25-е марта — «День Возвещения» — день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502—1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличающийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса — январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» — места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спец-распоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, — как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически «ненагруженным» праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую — может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» — день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сами же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января — выходной — или стыдливо именуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в действительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую — довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка приобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, — было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне — березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди главных языческих праздников у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связанные с поклонением солнцу и культом деревьев, единственно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегодняшнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютеранской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы — это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря — издал указ о праздновании 1 января Нового года, — 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромиссно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го — начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голландия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распространения движения Аскала («Просвещение»), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному революционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прoсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг — всемирная революция грядет! Скоро не будет границ, и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я — не еврей! Я — интернационалист!» На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлялять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т.д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин — только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке — пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду — в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название — теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей — первый на очереди на увольнение и т.д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Новый год стал самым веселым и любимым из Советских праздников, наиболее популярным среди всего населения — включая евреев. Духовная пустота от выброшенных «на помойку истории» многовековых традиций не могла долго оставаться не заполненной. Новый Год и елка быстро заполнили часть освободившегося пространства, а новогодние подарки заменили детям «Ханука Гэлт».

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» — кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, — еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы — те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празднующим рождение Йешу (Иисуса) — главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочкой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников — маскарад в Пурим (в первую очередь — для взрослых, а не для детей!), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах, — можно легко это почуствовать…

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: «Не учитесь от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались… И нет в них никакого проку» (Иеремия 10:2—5).

January 3 2014, 09:47

Categories:

  • История
  • Праздники
  • Общество
  • Религия
  • Cancel

Евреи и Новый год

В начале 90-х прошлого века, когда в Израиль тысячами приезжали новые репатрианты из бывшего нерушимого союза, им нашептывали, чтобы забыли про Новый год, и про елочку и деда Мороза. Тогда я впервые услышала про Сильвестр, который почему-то празднуют 31 декабря. Много позже узнала я о том, что 31 декабря это праздник обрезания Христова, связанный и с еврейской традицией и с  Рождеством.

mesibaggg

Христиане празднуют Рождество, а Новый год стал праздником всенародным. То есть праздником всех народов. А евреи, как всегда… и нашим и вашим.

А вот Сильвестр евреи праздновали только в двух европейских странах, в Польше и Германии. Но как праздновали! Раввины это не одобряли, взывая к национальному самосознанию, но кто их спрашивал.
Газеты печатали объявления на идиш и иврите, приглашая евреев на празднование Сильвестр в театрах и частных домах. Пиршество и веселье, танцы, цирковые представления и обильные возлияния сопровождали этот праздник. В Варшаву приезжали цирковые акробаты из самого парижского Мулен Руж, да и не только из Парижа.
3012a

unzer1928

1931

А в 1931 было получено даже разрешение раввина! «Ребе приказал танцевать! Ребе приказал радоваться!» И все это было в газетах!
В 1933 году Гитлер пришел к власти, и тучи начали сгущаться над Европой. Но в Варшаве продолжали веселиться в новогоднюю ночь.
А что же происходило в это время на земле Израиля? Да в общем то же самое. Начиная с 1933 года буржуазная алия из Германии ломала все устои и продолжала праздновать 31 декабря. Не удивительно, что это раздражало местных чиновников.

hasata

27 декабря 1935 года газета «Давар» опубликовала предупреждение: «Новый год это праздник язычников и он наносит ущерб нашему национальному образу жизни. Мы, евреи, не должны праздновать христианские праздники. Евреи -народ , который живет в одиночку и не должен смешиваться с другими народами. Более того, как вы можете забыть наш, еврейский Новый Год ? У нас уже есть наш собственный еврейский календарь, традиции нашего народа. Евреи празднуют Рош Ха-Шана . Этот еврейский праздник указывает количества лет с момента создания мира».
Имя Сильвестра стали связывать с Холокостом.

silvester

Чего только не приписывали бедному Сильвестру, сжигание и обжаривание евреев в кипящем масле и прочие ужасы, но ничего не помогало. Праздновать Сильвестр продолжали и после победы в войне за независимость Израиля. Накануне 31 декабря проповеди читались перед солдатами ЦАХАЛа и синагогах. Однако, и в элитных кафе Тель-Авива в эти дни играли джаз-бандиты, и танцевали нарядные девушки свободных нравов.
Даже я, в далеком 1995 году попала на такую закрытую вечеринку в промышленной зоне захолустного Кацрина . Из «русских» там были только мы с подругой, да стриптизерша. Странная это была вечеринка, еврейский Сильвестр.
В этом году все было по другому. Новый год 2014 в русско-еврейской общине города Хайфа.
P1070818

Еврейские новогодние войны

Еврейские новогодние войны

Папа Сильвестр и император Константин

К Новому году люди готовятся по-разному. Одни наряжают елку и покупают подарки. Другие каждый год ходят с друзьями в баню. А некоторые правоверные русскоязычные евреи, более или менее недавно обратившиеся в веру предков, начинают убеждать своих соплеменников ни в коем случае не отмечать этот радостный день.

Чем же провинился веселый зимний праздник перед нашей кошерной публикой? Ответов на этот вопрос существует немало, однако чаще всего в ход идут три основных аргумента, которые используются то вместе, то порознь, а то попеременно:

1. НГ – «на самом деле» исконно православный праздник, установленный в честь обрезания Иисуса. А праздновать христианские праздники евреям негоже.

2. НГ – «на самом деле» есть праздник «Сильвестр», установленный в память о Св. Сильвестре (папе римском Сильвестре I), который был известным антисемитом и врагом евреев. Хорошо ли евреям веселиться в такой день?!

3. НГ – нееврейский, «гойский» праздник. А нееврейские праздники евреям отмечать не след.

Первую точку зрения в свое время озвучил Элиягу Эссас – в прошлом московский отказник, а ныне – известный русскоязычный раввин из Иерусалима:

«То, что празднуют в ночь с 31-го декабря на 1-е января – не просто смена календарного года. Согласно вере христиан, 25-го декабря родился человек, который стал впоследствии основателем христианства… еврейскому мальчику делают обрезание на восьмой день. То есть тому человеку сделали обрезание 1-го января. Это и стало поводом для того, чтобы считать этот день первым днем года».

Еврейская традиция требует от нас судить человека «ми-кав зхут», т.е. веря в исходную доброту его намерений. Попробуем подойти с этой позиции к версии р.Эссаса. Во-первых, как мы могли убедиться, почтенный раввин знает, когда еврейским мальчикам делают обрезание; во-вторых, знает, сколько получится, если к 25 прибавить 8. Все это не может не радовать. Ибо все остальное в этой версии, увы, – чушь и нонсенс. Новый год, который празднуют русские евреи, – праздник русский, российский. Россия же – страна православная, т.е. отмечающая все церковные праздники не по григорианскому, но по юлианскому календарю. Рождество в России празднуют 7 января. И, следовательно, никакого отношения к 1-му января обрезание Иисуса не имеет.

Более того, НГ выпадает на Рождественский пост, один из главных постов в православии. Так что многие священники не только не считают этот праздник своим, но напротив, назначают епитимьи тем, кто его празднует.

Кроме того, не будем забывать, что государственным и общенародным праздником Новый год стал только в советское время, при Сталине. Причем «советский» Новый год явно задумывался в качестве светской альтернативы христианскому Рождеству. Каким же образом этот праздник мог оказаться «христианским»?

Теперь перейдем к аргументу номер два. В Израиле «Сильвестром» называют молодежные вечеринки, которые устраивают в ночь с 31 декабря на 1 января. Скорее всего, это связано с тем, что в западной церкви последний день декабря считается днем Св. Сильвестра. Как нетрудно догадаться, до приезда в Израиль никто из советских евреев ни про какой «Сильвестр» никогда не слышал. Кроме того, русская церковь поминает Св. Сильвестра в совершенно другой день, 2 января. Так что решительно неясно, какое отношение это имеет к НГ. Однако предположим даже, что какая-то связь между НГ и Св. Сильвестром действительно есть – почему это должно помешать нам веселиться в этот день?

Ответ на этот вопрос можно найти, к примеру, в писаниях хабадского литератора Моше Резника:

«Жил некогда в Риме кардинал по имени Сильвестр. День его рождения выпадал как раз на 31 декабря. И однажды он решил сделать себе подарок ко дню рождения: покончить с еврейским вопросом в Риме. Всех евреев согнали к реке, к Тибру, и приказали креститься. Тех, кто отказывался, топили в реке. 30-тысячная еврейская община Рима перестала существовать в один день».

В этой страшилке ложь стоит на лжи и ложью погоняет. Начнем с того, что «кардинал» Сильвестр, родившийся 31 декабря, был не кардиналом, а римским папой (314 – 335 гг.), кардиналов же в то время не было вовсе. Но это, право слово, мелочи. Что же касается главного – не знаю, любил св. Сильвестр евреев или нет. Возможно, что и не любил. Однако при этом он никак не мог казнить не только целую общину, но даже одного-единственного еврея! Просто потому, что в Риме тогда правил не папа, но римский император Константин. А Сильвестр, соответственно, мог кого-нибудь казнить не намного больше, чем какой-нибудь нынешний епископ рязанский или верхотурский (так что ни один минимально серьезный источник об уничтожении тогдашней римской общины не упоминает).

И, наконец, третий аргумент – о том, что еврею негоже праздновать нееврейские праздники. Новый год – не наш праздник. Более того, он не имеет к нам никакого отношения. У нас своя вечеринка – Ханука. Праздник, наполненный глубоким смыслом для каждого еврея, вполне может восполнить нашим детям вакуум зимних каникул.

С тем, что НГ изначально еврейским праздником не является, спорить трудно. Однако действительно ли евреям запрещено отмечать светские праздники других народов? В свое время этот вопрос встал перед евреями США, которым потребовалось определить свое отношение к американскому Дню Благодарения. Споры о том, можно ли отмечать этот праздник или нет, продолжаются до сих пор. Однако значительная часть ортодоксальных раввинов Америки ответила на этот вопрос утвердительно. Как пишет раввин Михаэль Бройде, «Галаха разрешает отмечать День Благодарения вместе с еврейскими или нерелигиозными друзьями в кругу семьи. Кроме того, учитывая, что мы являемся гражданами США, а также нашу признательность властям Соединенных Штатов, я полагаю подобное поведение достойным и мудрым».

Поэтому представляется, что враждебное отношение многих ортодоксов к Новому году связано не с религией, но, скорее, с идеологией и даже с психологией.

Во-первых, далеко не все «новообращенные» хорошо разбираются как в еврейском законе, так и в истории и культурологии. Поэтому, если уважаемый человек, да еще носящий титул раввина, говорит, что праздновать НГ нельзя, так как это «христианский праздник», они верят и не задают вопросов.

Bо-вторых, для многих русскоязычных иудеев собственное возвращение к вере предков видится радикальной трансформацией и полным отречением от старого мира. В подобной ситуации огромное значение приобретают символические, демонстративные жесты. Именно таким жестом для многих русскоязычных неофитов стал отказ от празднования Нового года. Решительно отвергая любимый с детства праздник, вернувшийся к вере предков русский еврей тем самым демонстрирует другим (и, прежде всего, себе) серьезность и необратимость собственного решения. Воинственность же, с которой он при этом обрушивается на евреев, продолжающих праздновать Новый год, способствует притуплению чувства психологического дискомфорта, связанного с невозможностью в полной мере отречься от старого мира.

И, наконец, самое главное: для многих еврейских общин иудаизм является замкнутой и самодостаточной системой, а серьезный диалог с другими культурами здесь полагают ненужным или даже вредным. Естественно, что для представителей этих общин легитимация нееврейского праздника является не чем иным, как профанацией «святая святых» еврейской религии. Поэтому не удивительно, что те русские евреи, кто громче всех гонит Новый год с еврейской улицы, в большинстве своем представляют общины с ярко выраженной тенденцией к самоизоляции. А те религиозные евреи, которые продолжают праздновать Новый год (или, по крайней мере, спокойно относятся к этому празднику), обычно настроены на активное полноценное участие в современной интеллектуальной и культурной жизни.

Booknik.ru

..Это — много и интересно.. Но торописса нету.. — Л.А.

«Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом случае, человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января.»

Date: Sat, 26 Dec 2015 04:47

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ПРАЗДНУЕТ В НОВЫЙ ГОД,

И О СВЯЗИ ЭТОГО НЕЗНАНИЯ С НАЦИЗМОМ, НАЦИОНАЛИЗМОМ, РАСИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

Это цитата сообщения Юлия_Петров Оригинальное сообщение

[600×480]

Казалось бы, каждый знает, что празднуется с приходом Нового Года.

Приход Деда Мороза с Снегурочкой. Или – как в странах Западной Европы и США – Санта Клауса.

Ну и, разумеется, сам Новый Год. Новая цифра на календаре, которая человечество не может не радовать.

Даже если отмечается какая то заведомая чепуха – вроде чуда зажжения елки рубильником, Змея Горыныча и Бабы Яги. Веру в которых дети теряют лет в восемь.

Так, да не так.
Зададимся казалось бы самым очевидным вопросом.

1 января 2016 года наступит Новый 2016 год от… от чего? От какого события? От какой даты берет начало Новая Эра? От Рождества Христова – дружно ответит цивилизованный мир. А коль это так – а по убеждению миллиардов людей на Земном шаре это бесспорно так, не зря же Новая эра обозначается буквами: от Р.Х. – ответьте на следующий вопрос: Если Новая Эра отсчитывается от Рождества Христова, то почему же Рождество приходит на неделю раньше, чем Новый Год – причем на один и тот же временной интервал, восемь дней – и в Католическом, и в Православном мире (то есть и по Григорианскому, и по Юлианскому календарям)??!

 Почему Рождество наступает не в Новый Год, коль скоро от него отсчитывается Новая Эра, а, как сказали бы коммунисты, досрочно?

Ответ, который дает подавляющее большинство во всех странах: «сдвиг приблизительно на неделю связан с високосными годами» – абсурден: за 20 веков сдвиг между календарями произошел на 13 дней, а не на восемь – как известно со школы каждому, даже не очень образованному, человеку. Ну и в чем же дело? – меланхолично спрашивает практически каждый, кому я задавал это вопрос.

С подчеркнутым равнодушием, которое само по себе знаменательно и требует самоанализа. Елико далеко не случайно, а уходит в глубину подсознания. Индивидуального и коллективного.

Что ж, напомню и расскажу.
Дело было, само собой разумеется, в древнем Риме. Где главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В это непохожее на никакое другое время Сатурна-Времени господа садились за один стол с рабами, школьники прерывали учебу, устраивались карнавалы, люди обменивались подарками, преступников запрещалось казнить…

[600×450]
Это был самый любимый праздник. За которым следовал Новый Год, отождествлявшийся с Янусом. Который был богом двуликим не потому что двуличный, а потому что у него, согласно верованиям римлян, было два лица: старым, бородатым лицом Янус смотрит в прошлое, а молодым – в будущее. ..Янус — бог ВРЕМЕНИ..

Замечательный символизм! Куда мудрее, чем вера в деда Мороза и бабу Ягу в наше время. Не так ли?

 С приходом христианства традиционные праздники менялись на праздники новой религии.

При этом, для того чтобы не отвратить римлян от новых верований и тем более не разгневать, старались совместить новые праздники с традиционными, а не просто отменить те, которые имели тысячелетнюю привычку отмечать их. Именно поэтому самый светлый праздник Новой Веры – Рождество – был перенесен на Зиму (хотя из Евангелий очевидно, что Христос родился весной). Праздники начинавшиеся Рождеством, в Христианстве тоже длились неделю – а заканчивались непосредственно в Новый Год! Казалось бы, все возвышенно и логично. Все да не все. Почему же в таком случае Рождество было решено отмечать 25 декабря, а не начинать с него Новый Год? Получается, что Христос родился на восемь дней раньше Эры, начавшейся – как сегодня известно каждому – с Его рождения. Абсурдно, не правда ли? Или как минимум, странновато.

 Да в том то и дело, что Новая Эра – как ее предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не с Рождества Христова.

А с другого праздника Христианства. Который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него. С ДНЯ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДА.

Иисус, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой день, и «кама ху бен» — определялось не рождением, а заключением Завета с богом..
Согласно иудейской традиции (почитаемой и первохристианами, и Отцами Церкви, и христианами первого тысячелетия Христианства) в этот момент мальчик, принадлежащий к Народу Книги, объединяется с Господом.

Что, в случае Иисуса означало единение Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее) отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика! Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! Во время Крестовых походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня (как и должно было быть!). В книгах и летописях так и писали: то то и то то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня. И это правильно. Потому что именно со дня Обрезания Иисуса ведет начало Новая Эра!

 Восемь дней от Рождества до дня Обрезания Господа считались священным временем.

По возвышенности и духовности не только не уступая, но и (говоря объективно, без религиозных пристрастий) превосходя Сатурналии. Почему же это переменилось? Как человечество могло позабыть – и активно, сознательно позабыть – что именно празднует под Новый Год и с чего берет начало Новая Эра? Почему время от Рождества до Нового Года перестало быть священным, сакральным? Почему церковь разрешила в этом, единственном (!) случае заведомо языческие обычаи?

Елочки, веточки, Дед Мороз, Санта Клаус с Подарками, Баба Яга с Змеем Горынычем, пляски снегурочек и снежинок, шар падающий на Таймс Сквер – все что угодно, лишь бы забыть то, что именно празднуется в – не побоюсь этого утверждения – самый любимый праздник всего человечества: и религиозного, и не очень! Как могло позабыться – и позабыться активно, по формуле не знаю и не хочу знать – с чего отсчитывается не что-то второстепенное, а Новая Эра! Вопрос требующий тщательного изучения историками ввиду колоссальной важности для современности.

 Но и без профессионального анализа ясно: сокрытие столь важного факта – и не от кого то, а от миллиардов людей! – могло быть обусловлено только одним: антисемитизмом.

Проявившимся в отдалении (из века в век далее) первой части Священного Писания (в переводе на русский именуемой Ветхий Завет) от Завета Нового в сознании верующих и клира. Вдумайся, читатель. Если Отцы Церкви, христиане первого тысячелетия христианства и даже Крестоносцы (либерализмом вообще и любовью к народу Книги в частности не отличавшиеся) знали, что Новая Эра отсчитывается от Обрезания Господа, почитали и уважали этот Великий День, то почему же современное человечество не знает, что празднует? И даже еще того удивительнее: активно не хочет знать!

 Независимо от политических убеждений и вероисповедания читателя, размышляя об этом, он шаг за шагом неизбежно придет к выводу о связи между нацизмом и национализмом любого рода с антисемитизмом как его первоосновой.

Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости.

Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма.

Человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И от того, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее. 
Юрий Магаршак. Предновогоднее время. Конец 2015 года от О.Г.

= От Обрезания господня — Л.А.

***

И.Г. Яковенко:

 Статья Юрия Магаршака нуждается в комментариях.

Прежде всего, она предполагает читателя, обладающего некоторой общей культурой. Постсоветский «интеллигент», как правило, ничего или почти ничего не знает. А потому, поведанная автором история производит на него ошеломляющее впечатление. Между тем, в плане изложения фактического материала здесь все правильно.

 Впрочем, можно дополнить.

Празднование Рождества устанавливается в IV веке и смыслово связано с зимним солнцестоянием..

— То есть, имеет основы  еще гораздо более древние, на порядок более древние, чем иудаизм. — Л.А.

Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. В то время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов.

Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры, который праздновался 25 декабря, в день зимнего равноденствия.

 В любом случае, обряд обрезания падает на первое января.

Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.

Обрезание Господе празднуется, хевры ! — Л.А. ..Но, как бы это сказать, празднуется тихо.
Если из Рождества и Нового года сделаны шумные празднества, захватывающие и объединяющие все общество от атеистов до кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания.

 Мотивы, по которым сюжет Обрезания Господня очевидно отошел на второй план, заслуживают специального обсуждения.

В таком обсуждении имеет право на существование позиция Юрия Магаршака.

 Сделаем лишь одно замечание.

Заданная идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это – печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир. Политеисты толерантны. Вера в иных богов не затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием секуляризации и снижением накала религиозного горения.

Что же касается национализма, то нации очевидным образом пришли на смену религиозным идентичностям. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Кто знает, что лучше: ненавидеть другого, видя в нем инаковерующего, или иноплеменника? Как говорил в подобной ситуации Отец народов «оба хуже». Tertium datur est.. — Л.А.

 Все это так, тем не менее, Магаршак уловил нерв проблемы: христианский мир не склонен вспоминать о том, что Спаситель был рожден в еврейской семье.

Эта проблема не имеет отношения к Спасителю. Эта – наша проблема.

 ***

 Википедия об авторе комментария: Яковенко, Игорь Григорьевич – российский культуролог, философ, правозащитник.

Кандидат культурологических наук, доктор философских наук. Преподает в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (курс лекций по Теории локальных цивилизаций на Факультете Мировой Политики), профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Автор ряда монографий, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое raquo..»

Источник: https://mail.google.com/mail/u/0/?tab=wm#inbox/151dc75caf89a929


15


1890

Кто не любил таинство и неистовое веселье новогодних праздников, свободных от коммунистической пропаганды, дававших отдохновение стесненной душе советского человека? Но задумывался ли кто-нибудь о происхождении этих праздников?

Христианские праздники и Судьба евреев

Жил некогда в Риме кардинал по имени Сильвестр. День его рождения выпадал как раз на 31 декабря. И однажды он решил сделать себе подарок ко дню рождения: покончить с еврейским вопросом в Риме. Всех евреев согнали к реке, к Тибру, и приказали креститься. Тех, кто отказывался, топили в реке. 30-тысячная еврейская община Рима перестала существовать в один день. Как отреагировал на сообщение об этом папа римский? Приказал возвести Сильвестра при жизни в сонм святых. А день рождения этого «святого» христиане празднуют в качестве «нового года», «счастливого года», года, начатого решением еврейского вопроса!

Юлий Цезарь растянул календарь, чтобы приспособить его к движению солнца, римский сенат объявил 1 января днем Нового года. А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам. А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

2) Январь был назван по имени их бога Януса, изображенного с двумя головами: одна заглядывает в будущее, а другая — в прошлое, знаменуя собой разрыв между новым и старым. Что, между прочим, было также символом гомосексуализма, широко распространенного в Греции.

3) Греки несли на новогодних празднествах маленького ребенка в корзинке, который символизировал собою дух плодородия. Христиане позаимствовали этот символ и сегодня новый год изображают в виде новорожденного, а год уходящий — в виде старого человека.

4) Христианское Рождество 25 декабря, скорее всего, произошло от «дня рождения» сына языческого бога Митры, чье религиозное влияние стало распространяться в Римской империи в первые века н.э. Митра был сродни семитскому богу Шамашу и этот культ попал через Азию в Европу.

5) Рим предпочитал абсорбировать религии со всех концов своей империи и превратил этот языческий ритуал в Сатурналии (в честь бога Сатурна), — возрождение бога Солнца в период зимнего солнцестояния, длившиеся с 17 декабря по 1 января и характеризовавшиеся весельем, подарками и пышными оргиями.

6) Возложив вину за убийство их бога на евреев, церковь создала образ «народа-богоубийцы». Поскольку распятие бога ассоциировалось с его участием в последней трапезе (пасхальный Седер), в народе сложилось прочное представление о ритуальном употреблении евреями христианской крови.

7) Вдохновители первого, известного нам, обвинения в ритуальном убийстве в Англии в 1144г. утверждали, что евреи Европы составили заговор против всего христианского мира и обязались приносить в ежегодную жертву христианского ребенка.

8) К вылепленному церковью образу посланца Сатаны и изувера, занимающегося черной магией и распинающего христианских детей из ненависти к христианскому богу, теперь прибавился миф о необходимости крови для еврейских праздников.

9) 1 января 1234г. — Лауда ан дер Таубер, евреев обвинили в убийстве христианского мальчика — первое подобного рода обвинение в Германии.

10) 25 декабря-1января 1235г. — Фулда, обвинение в убийстве пятерых мальчиков, кровь которых была собрана в мешки с восковым покрытием. С помощью крестоносцев в Фулде было убито после этого 34 еврея и т.д.

11) Во время новогодних праздников евреев Европы ожидали бесчисленные несчастья, жажду убить врага христианства да еще с поживой не могли остановить даже крепкие стены гетто. А когда исчезли гетто, продолжались новогодние погромы, подстегиваемые теми же древними стимулами, будь то банды Петлюры (Овруч в 1918г.) или «батальоны смерти» Павленко (Бердичев 1919г.). Нацисты обязательно отмечали новогодние праздники страшными убийствами.

12) В Германии, на родине лютеранского протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно.

13) Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев — на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

14) В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма: сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

15) Традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

16) 21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304-335 н. э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

17) Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

18) Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых».

19) Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», — днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

20) Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502-1585), В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, в Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» — места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

21) Как

известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников.

22) По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

23) Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую — может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» — день памяти римского папы? Oбрезание Йешу (Иисусa)? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сами же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января — выходной — или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в дествительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ И ДЕНЬ СВ. ВАЛЕНТИНА.

14 февраля принято праздновать Valentain Day или «День влюбленных», «День Любви», в который принято дарить цветы и шоколад как символ любви и привязанности. Однако евреям нельзя отмечать этот праздник по религиозным, историческим и этическим принципам. В 1349г. 2 тысячи евреев были сожжены именно в этот христианский день «всеобщей любви».

В 5 в. в древнем Риме в подражание язычникам февраль посвящался Люперсиану (богу плодородия), плотским наслаждениям и любовным ухаживаниям. В 496г. римский папа Целарий запретил этот языческий праздник и заменил его более «моральным» христианским в честь погибшего мученика, св.Валентина, обезглавленого за помощь влюбленным, желавшим пожениться вопреки указу императора Клавдия.

—————————————————-

Рабби Меир Кахане: «Еврейский народ сумел найти в себе жизненные силы и в ответ на наше бессилие перед лицом крестоносцев, инквизиции, погромов и Катастрофы и на нашу унизительную зависимость от великодушия других народов создал Государство Израиль».

a.kras.cc

Почему евреи не празднуют Новый Год?

Такой вопрос частенько возникает в канун оного «Нового Года». Мол, такой хороший праздник. Не коммунистический, не социалистический, не крестианский, вообще никакой. Просто ПРАЗДНИК.
Обычно на это пытаются ответить, что это связанно с распятым и отчего, собственно говоря, отсчёт и какое мы имеем к этому отношение и негоже нам праздновать чужой праздник.

Это конечно верно и тем не менее хочу дать другое объяснение.

Причина более глобальна. И заключается она в том, что у евреев нет праздников. Вобще нет праздников. Мы вообще ничего не празднуем. Поэтому и для вопроса такого нет места.

— То есть как? — спросите Вы. — А Песах, Шавуот, Суккот, Рош hаШана? Это Вам не праздники?
— А Вы продолжьте списочек, — скажу я. — Йём Кипур не упомянули. Это Вам тоже праздничек? Сутки ничего не есть, ничего не пить, целый день молиться «грешки замаливать» — поднимится у Вас рука назвать это праздником?

— А что, у евреев это тоже называется праздником? — возможно спросите Вы.
— Да. В том плане, что в Торе нет разных слов для обозначения Песаха, Шавуота, Суккота и Рош hаШаны с одной стороны и Йём Кипура с другой стороны. Все эти дни называются «хаг«. А вот что такое «хаг» и что такое «праздник», что такое «хорошо» и что такое «плохо» — вот в чём вопрос. UPD Все эти дни называются «моед» — дата, время соединения!

Для начала давайте посмотрим на этот плакат.

 Насколько тождественны объявления на английском и на русском? Есть ли вообще между ними что-то общее? На английском написано пожелание «Увидимся снова», а на русском нет на это ни малейшего намёка на это — можно пожелать человеку счастливого пути без малейшего жалания увидить его снова.

Слово «праздник» означает ПРАЗДНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ. Это В ПРИНЦИПЕ не имеет никакого отношения к евреям. К Песаху, Шавуоту, Рош

hаШане, Суккоту начинают готовиться за месяц. Перед Песахом всё выдраивают, в сам Песах ничего квасного не едят (подумайте что остаётся), дрожат что-то нарушить, всю ночь стараются не спать и рассказывают про Исход из Рабства (подумайте какого). С некоторым облегчением вздыхают-отдыхают после Песаха. В Шавуот не спят ночью, учат Тору. Отсыпаются, отдыхают потом. В Суккот можно есть квасное, но на улице, можно спать, но на улице. Отдыхают после Суккота. В Рош hаШана длиннющие молитвы. День суда. Отдыхают потом. Поэтому назвать эти дни «праздником» совершенно абсурдно. Песах, Шавуот, Суккот, Рош hашана — это дни в которые определяется вся жизнь еврея. Каждый год и каждый раз. Это когда не развиваешься все «праздники» одинаковы. Тогда они действительно ПРАЗДНики. Можете ли Вы себе представить длиннобородого еврея который ценит каждую минуту своей Жизни, сидящим около ёлочки (или пальмы), пьющим шампанское и жующим оливье и слушающим Филлипа Киркорова и ковыряющим пальцем в носу? Вы думаете так ведёт себя еврей в свои еврейские «праздники» Песах, Шавуот, Суккот, Рош hаШана? В субботу? Будете ли Вы «ковырять пальцем в носу» на приёме у царя, главы правительства или, хотя бы, мэра города?

Есть несравнимо более важные вещи чем непразднование (без кавычек) Нового Года. И тем не менее отстраняясь от того в чём нет смысла, уже есть шажок очищения, облегчающего поиск того в чём есть смысл. «Отстранись от плохого и делай хорошее» (царь Шломо).

 Шабат Шалом.

P.S. Слово «хаг» означает нечто вроде того что часы подошли к определённому пункту, некоторому событию. Таким образом слово «хаг» нейтрально и применимо и к Песаху и к Йём Кипуру, и к шампанскому и к посту, и никакого отношения к праздности не имеет.

——————————————————————————————

 Одна дама написала, что этот текст отобьёт у евреев быть религиозными. Я был ошарашен и мне потребовалась минута-другая чтобы понять в чём дело. Нижеследующий текст является продолжением статьи.

Как-то я сидел и смотрел телевизор. Шёл баскетбольный матч. Была наверно ханука. Потому что сидящий рядом израильский подросток неожиданно сказал: «Когда Маккаби играет с греками я всегда болею за Маккаби». Мои познания в иудаизме были не намного сильнее, чем в крестианстве и верованиях древних инков, но и их (вместе с толикой здравого смысла) было достаточно, что бы подумать: «Какая глупость. Всё, что хотели греки — это духовного изменения евреев, а не их физического уничтожения. Те евреи-маккабеи готовы были жизнь отдать чтобы быть евреями и не быть греками. А эти «маккабеи» живут совершенно греческой жизнью. Как и хотели греки. Так что даже победив в матче над греками, они всё равно проиграли».

Как известно, в Голливуде ежегодно происходит помпезная церемония награждения лучших представителей Фабрики Грёз. Награждают статуей греческого божка. Имеет ли это какое-то отношение к иудаизму? Конечно нет.

А теперь скажите. Когда в Кремлёвском Дворце также помпезно (ну или по крайней мере, подражая) нерелигиозные евреи проводят церемонию награждения нерелигиозных деятелей еврейских общин России и вперемежку с выступлением нерелигиозных артистов, ИЗОБРАЖАЮЩИХ, ИММИТИРУЮЩИХ (как им кажется) еврейскую жизнь/песни/танцы-жманцы-отжиманцы и делается это каждый год именно в Хануку — имеет ли это лицедейство хоть какое-то отношение к Хануке, к жертвоприношению во имя того, чтобы быть евреем, читай: соблюдать субботу, ниду… — то, что запретили греки. Хоть кто-то из награждающих и награждаемых, поющих и танцующих имеет отношение к субботе, ниде…? Это ведь не просто лицемерие и извращение, но и совершеннейшая противоположнось Хануке, совершенно греческий образ жизни а ля жюиф («с еврейским фантиком»), именно то, против чего тогда восстала группка «фанатиков, супер-пупер-ортодоксов». И устраивать это именно в Хануку — нет лучшего плевка, идиотства и издевательства над здравым смыслом. Напоминает как,להבדיל, самая известная своей развратностью особа носит псевдоним «мадонна».

Когда-то, ещё не имея ни малейшего представления об иудаизме, я прекратил праздновать Новый Год. Мне просто обрыдло делать действие, лишённое какого-либо смысла и не имеющее ко мне никакого отношения. И тем не менее, основной смысл который я хотел бы донести в этой статье не то, что не надо праздновать Новый Год, а то, что Песах/Шавуот/Суккот… не имеют НИЧЕГО общего с пустым новогодним увеселением с Киркоровым и Голубым Огоньком. Намного важнее правильно действовать в еврейские «даты», чем непраздновать Новый Год. Еврейские даты — это кровеносные узлы, от которых зависит всё кровоснабжение всего организма, всей «матрицы», самого человека, его семьи, всего народа, всего человечества, всего мироздания. Проводя эти дни ПРАЗДНо, мы не только не реализуем себя, не только не обеспечивает должного «кровообращения» «матрицы», но и невольно способствуем собственному кровопусканию.

«Встретить праздник в кругу семьи» — таков стереотип нормального, всем нам знакомого, праздника. На примере Песаха, Шавуота и Суккота можно воочию убедиться, что этот стереотип здесь СОВЕРШЕННО НЕ ПРИМЕНИМ. Оставить, «бросить» жену одну дома с детьми, а самому ещё перед праздником уйти в Храм и не быть дома несколько дней. Самых святых, самых весёлых. Как же так? Что поделаешь, НАША ЖИЗНЬ УСТРОЕНА ИНАЧЕ. И непонимание этого, автоматическое копирование нашешего гойского опыта на еврейскую жизнь — это геноцид по отношению ко всей «матрице» и к самим себе:
— те евреи, которые не знают что такое еврейская жизнь думают: «Зачем мне вся эта кутерьма, если я и так могу курицу поесть?» и соответственно лишают себя своим непониманием возможности всмотреться/понять/
приблизиться;
— те евреи, которые уже «внутри», думают, что они уже внутри, в то время как это ещё совершенно снаружи-от-внутри. И тем самым лишают себя возможности развития. И не только себя, но и тех кто ещё и этого не удостоился.

Не об»геюривайте» еврейские даты. Не делайте из них греческое посмешище «на еврейский манер». Не делайте из них «еврейские праздники с человеческих (читай греческим курносым) лицом». Не понимаете — потом поймёте. А если подстроите под себя, то уже и не поймёте.

Человеческая потребность отдохнуть, расслабиться существует и нет никакой причины её не удовлетворить. Можно пойти в кафе или ресторан. Можно пойти/поехать погулять-проветриться. Но только нет никакой необходимости делать это в New Year или в еврейские «даты».

Что касается дамы.
אומנם נשים חייבות בקידוש (זכורזכרהו על היין), אבל בכל זאת נשים — דעתן קלות וצ»ע
Работа эта возложенна в основном на мужчинах. Мужчины ходили в Храм тогда. На мужчинах возложенна основная духовная работа сейчас. И делается это в первую очередь в «даты». На то они, мужчины и «даты», и предназначенны. Для исправного «кровообращения» всей «матрицы». А немножко поПРАЗДНовать можно потом.

На женщинах в первую очередь лежит домашнее хозяйство и дети (так что особенно напрягаться им по поводу вышесказанного не стоит. Это к ним не очень-то относится). Если они это не сделают, то кто их заменит? Мужчины? Впрочем, это то, что мы и видим в последнее время всё отчётлевее и невооруженным глазом: процесс вырождения мужчин и захват радио, телевидения, газет, власти голожо…стью, «модельерами» одежды и причёсок, голубыми огоньками и киркоровыми.

Для желающих понастальгировать ГОЛУБЫМ экраном:

Ну а это «голубой экран» по-еврейски, когда есть еврейская внешность без еврейского наполнения:


Хусейн Обама на пасхальном седере. Интересно что он празднует и чью кровь проливает? :) Ответ: он ПРАЗДНо проводит время. Было бы что выпить, а повод всегда найдётся.

На главную страницу блога

счетчик посещений

Скоро Новый год. Мои родители, в отличие от меня, не соблюдают еврейские традиции, отмечают Новый год и говорят, что обидятся, если я не приеду на праздник. Можно ли соблюдающему еврею отмечать этот праздник и как правильно на нем себя вести?

«Новый год, который принято отмечать с 31 декабря на 1 января, не является еврейским праздником. Он — государственный праздник, и очень популярен на территории бывшего Советского союза. Из основных ритуалов этого праздника можно выделить два: слушать поздравление Президента и поздравлять близких с наступающим Новым годом.

Евреи живут по своему календарю, но также учитывают и светский календарь. И часто отмечают как национальные, так и государственные праздники. В этом смысле сам Новый год не является запретным, потому что не несет в себе никаких ритуалов идолопоклонства и не является альтернативой еврейскому празднику Рош а-шана.

Но вместе с тем отдельные атрибуты Нового года являются элементами, которые запрещены иудаизмом. Например, елка, персонажи Дед
Мороз и Снегурочка «пришли» в светский мир из христианских преданий и языческой культуры. Поэтому ставить дома елку или использовать изображение Деда Мороза запрещено.

Можно ли евреям поздравлять друг друга и друзей других национальностей с Новым годом? Да, можно, в этом нет ничего плохого. Если вы поздравляете, желаете всех благ, дополнительно говорите приятные слова друг другу, то в этом точно нет ничего запретного.

Обобщая, можно сказать, что атрибуты, которые связаны с елкой, Дедом Морозом, не приветствуются и даже запрещены. А вот слушать речь Президента, поздравлять семью и друзей с Новым годом не является проблемой с точки зрения еврейского закона. Вместе с тем ни в коем случае не надо пытаться подменять и путать праздник Рош а–Шана со светским Новым годом».

Можно ли евреям праздновать Новый год? Отвечает раввин

В нашей постоянной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами самых разных общин и течений волнующие нас темы. Сегодня задали главному раввину Орловской области, руководителю еврейской общины «Центр Шалом» Аврааму-Александру Гришину главные вопросы недели: могут ли евреи праздновать Новый год? А наряжать дома ёлку и ждать подарков от Деда Мороза? И допускается ли оливье?

— Это звучит почти анекдотично, но в иудаизме так повелось издавна: если вы не знаете ответа на какой-то практический вопрос, говорите, что на этот счёт есть два мнения. Почти наверняка вы окажетесь правы. 

Так обстоят дела и с Новым годом: есть раввины, которые считают, что если праздник носит исключительно светский характер — вы просто собираетесь с друзьями или семьёй на поздний ужин и обмениваетесь подарками, — то отмечать не запрещено. Другие же учитывают историю этого праздника, вспоминают его религиозную основу — и запрещают отмечать Новый год любым способом. Ведь в такой интерпретации это верный признак «измены» Творцу.

Так или иначе, что бы ни происходило, отмечаете ли вы Новый год, Девятое мая или Восьмое марта, следует всегда задаваться вопросом: что мне это принесёт как еврею?

Насколько поможет в моих отношениях с Б-гом? Насколько происходящее «кошерно» во всех значениях этого слова? Ответы станут вектором, определяющим, какому из упомянутых выше раввинских мнений следовать.

Совсем другое дело — Дед Мороз со Снегурочкой и новогодней ёлкой. Тут двух мнений быть не может, ведь речь идёт о персонажах и атрибутах, изначально и однозначно порождённых преданиями и верованиями языческих народов и со временем ставших частью культурно-религиозного наследия христиан. Вспомним, что в язычестве ёлка, как и любые другие деревья, — это символ продолжения жизни. Очевидно, что иудаизм к этим неотъемлемым составляющим празднования Нового года относится отрицательно и категорически такие вещи запрещает. 

И напоследок. В этом году Вс-вышний будто посылает нам недвусмысленные намёки: 31 декабря евреи всего мира соберутся в тёплом семейном или дружеском кругу, но поводом для встречи станет не только Новый год.

Нам впервые за долгое время даётся уникальная возможность, этакий бонус свыше: в этот же вечер наступит Шаббат.

И тут нам все карты в руки: пусть на столе появится кошерный оливье, мандарины и «Мимоза» — на здоровье. Но давайте не упустим главное: пусть это будет в честь Шаббата.

Так что Шаббат шалом, дорогие друзья!

Крепкого здоровья, мира и процветания всем нам в новом, 2022 календарном году!

Подготовила Арина Крючкова 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник у езидов 17 декабря
  • Какой праздник у евреев вместо рождества
  • Какой праздник у афганцев сегодня
  • Какой праздник у армян 5 января
  • Какой праздник у армян 28 мая