Какой праздник у шиитов

Шииты – это последователи одной из основных ветвей ислама (т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают […]

Шиитские праздники

Шииты – это последователи одной из основных ветвей ислама (т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные старообрядцы ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.

В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты.

1. Шиитские праздники
2. Траурные дни
3. Ашура
4. Навруз

Шиитские праздники

Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.

* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».

Траурные дни

Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.

* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.

Ашура

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).

Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.

Навруз

Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.

В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху. Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому (т.е. как у нас Коляда, только весной). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.

К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр. Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — 9 тел.

Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С», например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.

Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.

Following page lists various days of celebration/mourning/remembrance of Shi’a Muslims.

The following is a list of days of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shia Muslims:

List of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shi’a Muslims Date Type Event Remark/Notes 1 M Mourning of Muharram starts continues for 2 months and 8 days until the 8th of Rabi-al-awwal 2 M Arrival of Husayn ibn Ali in Karbalā, 61 AH 3 M Water supply to the camp of Husayn ibn Ali was stopped 7 M Stored water in the tents of the camp of Husayn ibn Ali runs out 9 M Eve of Ashura Called «Tāsūʿā» in Arabic 10 M Day of Ashura Martyrdom of Husayn ibn Ali & his companions in 61 AH M Night of ʿĀshūrāʾ Called «Shaam-e-Ghariba» in Persian and Urdu 12 M Burial of the martyrs of Karbala by Bani Asad Aided by Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin according to mystic belief 17 R Abraha attacked the Kaʿbah in the Year of the Elephant 18 R Changing of the Qibla From Al-Aqsa Mosque to the Kaʿbah, 2 AH 20 M 10th day after ʿĀshūrāʾ 25 M Martyrdom of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin, 95 AH 30 M 20th day after ʿĀshūrāʾ 1 R Battle of Siffin, 37 AH M Prisoners of Karbalā reach Yazid’s palace in Syria 7 R Birth of Imam Musa al-Kadhim, 128 AH Due to the mourning of Karbala it is not celebrated 10 M Martyrdom of Ruqayyah bint Husayn, youngest daughter of Husayn ibn Ali and a prisoner of Karbalā 13 Safar is most authentic M 30th day after ʿĀshūrāʾ R Victory to Ali in the Battle of Nahrawan 12 R Birth of Salman the Persian 17 M Martyrdom of Ali ar-Ridha, 203 AH According to some scholars 29 Safar or 23rd Dhu al-Qi’dah 20 M Ar’baeen / Chehlum 40th day after ʿĀshūrāʾ 28 M Martyrdom of Muhammad, 11 AH M Martyrdom of Hasan ibn Ali, 50 AH 1 R Hijrah The migration of Muhammad 4 M Martyrdom of Fatimah bint Musa 8 M Martyrdom of Hasan al-Askari, 260 AH 9 C Eid-e-Zahra 14 C Death of Yazid 15 R First mosque (Quba Mosque) was established, 1 AH 17 C Birth of Muhammad, 53 BH popular opinion is 12 Rabi al Awwal C Birth of Ja’far al-Sadiq, 83 AH 6th Imam of Twelve Shia Muslims 18 C Birth of Umm Kulthum bint Ali 8 C Birth of Hasan al-Askari, 232 AH 11th Imam of Twelver Shia Muslims 10 R Battle of the Camel 13 M Martyrdom of Fatimah bint Muhammad, 11 AH According to some scholars on the 3rd of Jamadi al-Thani 15 C Birth of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin, 37 AH Popular opinion is 5th of Shaʿbān 3 M Martyrdom of Fatimah bint Muhammad, 11 AH According to some scholars on the 13th of Jumada al-Awwal 13 M Death of Umm ul-Banin (mother of Abbas ibn Ali) 20 C Birth of Fatimah bint Muhammad, 8 BH 26 M Martyrdom of Ali al-Hadi According to some scholars on 3rd of Rajab 1 C Birth of Muhammad al-Baqir, 57 AH 5th Imam of Twelver Shia Muslims 7 C Birth of Abbas ibn Ali, 36 AH Popular opinion is 4th of Shaʿbān 10 C Birth of Muhammad al-Taqi, 195 AH 9th Imam of Twelver Shia Muslims 13 C Birth of Ali ibn Abi Talib, 23 BH 1st Imam of Twelver Shia Muslims 15 M Martyrdom of Ja’far al-Sadiq 18 R Death of Abraham According to one narration 20 C Birth of Sukaynah bint Husayn Teenage daughter of Husayn ibn Ali who was present at the Battle of Karbala 22 C Koo’nda (table cloth dinner) Cultural Indo-Pak and Iranian day of feasting based on one narration of Ja’far al-Sadiq 24 C Birth of Ali al-Asghar ibn Husayn 25 M Martyrdom of Musa al-Kadhim 26 M Martyrdom of Abu Talib 27 C Miʻrāj & day of Mabʻath 28 M Believed to be the day that Husayn ibn ‘Alī started his journey to Karbalā from Madinah in 60 AH 1 C Birth of Zaynab bint Ali, 6 A.H. 3 C Birth of Husayn ibn Ali, 4 A.H. 3rd Imam of Twelver Shia Muslims 4 C Birth of Abbas ibn Ali 5 C Birth of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin 4th Imam of Twelver Shia Muslims 11 C Birth of Ali al-Akbar ibn Husayn 14 C Birth of Qasim ibn Hasan 14 R Laylat al Bara’at 17 C Birth of Ruqayyah bint Husayn Infant daughter of Husayn ibn Ali who was present at the Battle of Karbala 4 R Descending of the Torah (according to one narration) The Torah (Tawrat) was bestowed on Moses (Musa) 10 M Death of Khadijah bint Khuwaylid First wife of Muhammad 12 R Descending of the Gospel (according to one narration) The Gospel (Injil) was bestowed on Jesus (Isa) 14 M Martyrdom of Mukhtar ibn Abi Ubayd Al-Thaqafi 15 C Birth of Hasan ibn Ali 2nd Imam of Twelver Shia Muslims 17 R Battle of Badr 18 R Descending of the Psalms (according to one narration) The Psalms (Zabur) were bestowed on David (Dawood) 19 M Laylat al-Qadr & «Day of Striking» Ali ibn Abi Talib was struck on the head by a sword and fatally wounded, 40 AH 20 R Victorious Conquest of Mecca 21 M Laylat al-Qadr & Martyrdom of Ali, 40 AH Ali ibn Abi Talib dies due to injuries sustained by the sword 23 R Laylat al-Qadr xx R Last Friday of Ramadhan 1 C Eid ul-Fitr 2 R Battle of the Trench 8 M Day of Sorrow destruction of Janat-ul-Baqi by Ibn Saud 9 R Marriage of Khadijah bint Khuwaylid to Muhammad 10 R Major Occultation of Muhammad al-Mahdi begins 15 R Martyrdom of Hamzah in the Battle of Uhud, 3 AH According to Mafatih Al-Jinan & Allama Syed Zeeshan Haider Jawadi 29 R Birth of Abu Talib 1 R Birth of Fatimah bint Musa 6 R Treaty of Hudaybiyyah was executed, 6 AH 11 C Birth of Ali ar-Ridha, 148 AH 8th Imam of Twelver Shia Muslims 25 R «Dahwul Ardh» «Spreading of the Earth», also believed to be the day that the Ka’bah was established, and that Ibrahim and Isa were born according to some narrations 29 M Martyrdom of Muhammad al-Taqī, 220 AH 1 R Marriage of Fatimah bint Muhammad to Ali, 2 BH 3 R Renunciation of Adam accepted 7 M Martyrdom of Muhammad al-Baqir, 114 AH 8 M Husayn ibn Ali leaves Makkah for Karbala, 60 AH 9 R Day of Arafah It is also a day of supererogatory fasting. M Martyrdom of Muslim ibn Aqeel & Hani ibn Urwa in Kufa, 60 AH 10 C Eid al-Adha 15 C Birth of Ali al-Hadi, 212 AH 10th Imam of Twelver Shia Muslims. According to some scholars on 2nd Rajab or 5th Rajab 16 M Martyrdom of Zaynab bint Ali 18 C Eid al-Ghadeer 19 R Fatimah went to Ali’s house after their marriage 23 R Martyrdom of the children of Muslim ibn Aqeel, 60 AH Buried in Musayyib, Iraq 24 C Eid al-Mubahila 27 R Martyrdom of Maytham al-Tammar, 60 AH Type symbols: C = Celebration, M = Mourning, R = Remembrance;

Source: Jaffery Welfare Trust: 2009 Islamic calendar & various other calendars and almanacs.

Following page lists various days of celebration/mourning/remembrance of Shi’a Muslims.

The following is a list of days of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shia Muslims:

List of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shi’a Muslims Date Type Event Remark/Notes 1 M Mourning of Muharram starts continues for 2 months and 8 days until the 8th of Rabi-al-awwal 2 M Arrival of Husayn ibn Ali in Karbalā, 61 AH 3 M Water supply to the camp of Husayn ibn Ali was stopped 7 M Stored water in the tents of the camp of Husayn ibn Ali runs out 9 M Eve of Ashura Called «Tāsūʿā» in Arabic 10 M Day of Ashura Martyrdom of Husayn ibn Ali & his companions in 61 AH M Night of ʿĀshūrāʾ Called «Shaam-e-Ghariba» in Persian and Urdu 12 M Burial of the martyrs of Karbala by Bani Asad Aided by Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin according to mystic belief 17 R Abraha attacked the Kaʿbah in the Year of the Elephant 18 R Changing of the Qibla From Al-Aqsa Mosque to the Kaʿbah, 2 AH 20 M 10th day after ʿĀshūrāʾ 25 M Martyrdom of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin, 95 AH 30 M 20th day after ʿĀshūrāʾ 1 R Battle of Siffin, 37 AH M Prisoners of Karbalā reach Yazid’s palace in Syria 7 R Birth of Imam Musa al-Kadhim, 128 AH Due to the mourning of Karbala it is not celebrated 10 M Martyrdom of Ruqayyah bint Husayn, youngest daughter of Husayn ibn Ali and a prisoner of Karbalā 13 Safar is most authentic M 30th day after ʿĀshūrāʾ R Victory to Ali in the Battle of Nahrawan 12 R Birth of Salman the Persian 17 M Martyrdom of Ali ar-Ridha, 203 AH According to some scholars 29 Safar or 23rd Dhu al-Qi’dah 20 M Ar’baeen / Chehlum 40th day after ʿĀshūrāʾ 28 M Martyrdom of Muhammad, 11 AH M Martyrdom of Hasan ibn Ali, 50 AH 1 R Hijrah The migration of Muhammad 4 M Martyrdom of Fatimah bint Musa 8 M Martyrdom of Hasan al-Askari, 260 AH 9 C Eid-e-Zahra 14 C Death of Yazid 15 R First mosque (Quba Mosque) was established, 1 AH 17 C Birth of Muhammad, 53 BH popular opinion is 12 Rabi al Awwal C Birth of Ja’far al-Sadiq, 83 AH 6th Imam of Twelve Shia Muslims 18 C Birth of Umm Kulthum bint Ali 8 C Birth of Hasan al-Askari, 232 AH 11th Imam of Twelver Shia Muslims 10 R Battle of the Camel 13 M Martyrdom of Fatimah bint Muhammad, 11 AH According to some scholars on the 3rd of Jamadi al-Thani 15 C Birth of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin, 37 AH Popular opinion is 5th of Shaʿbān 3 M Martyrdom of Fatimah bint Muhammad, 11 AH According to some scholars on the 13th of Jumada al-Awwal 13 M Death of Umm ul-Banin (mother of Abbas ibn Ali) 20 C Birth of Fatimah bint Muhammad, 8 BH 26 M Martyrdom of Ali al-Hadi According to some scholars on 3rd of Rajab 1 C Birth of Muhammad al-Baqir, 57 AH 5th Imam of Twelver Shia Muslims 7 C Birth of Abbas ibn Ali, 36 AH Popular opinion is 4th of Shaʿbān 10 C Birth of Muhammad al-Taqi, 195 AH 9th Imam of Twelver Shia Muslims 13 C Birth of Ali ibn Abi Talib, 23 BH 1st Imam of Twelver Shia Muslims 15 M Martyrdom of Ja’far al-Sadiq 18 R Death of Abraham According to one narration 20 C Birth of Sukaynah bint Husayn Teenage daughter of Husayn ibn Ali who was present at the Battle of Karbala 22 C Koo’nda (table cloth dinner) Cultural Indo-Pak and Iranian day of feasting based on one narration of Ja’far al-Sadiq 24 C Birth of Ali al-Asghar ibn Husayn 25 M Martyrdom of Musa al-Kadhim 26 M Martyrdom of Abu Talib 27 C Miʻrāj & day of Mabʻath 28 M Believed to be the day that Husayn ibn ‘Alī started his journey to Karbalā from Madinah in 60 AH 1 C Birth of Zaynab bint Ali, 6 A.H. 3 C Birth of Husayn ibn Ali, 4 A.H. 3rd Imam of Twelver Shia Muslims 4 C Birth of Abbas ibn Ali 5 C Birth of Ali ibn Husayn Zayn al-Abidin 4th Imam of Twelver Shia Muslims 11 C Birth of Ali al-Akbar ibn Husayn 14 C Birth of Qasim ibn Hasan 14 R Laylat al Bara’at 17 C Birth of Ruqayyah bint Husayn Infant daughter of Husayn ibn Ali who was present at the Battle of Karbala 4 R Descending of the Torah (according to one narration) The Torah (Tawrat) was bestowed on Moses (Musa) 10 M Death of Khadijah bint Khuwaylid First wife of Muhammad 12 R Descending of the Gospel (according to one narration) The Gospel (Injil) was bestowed on Jesus (Isa) 14 M Martyrdom of Mukhtar ibn Abi Ubayd Al-Thaqafi 15 C Birth of Hasan ibn Ali 2nd Imam of Twelver Shia Muslims 17 R Battle of Badr 18 R Descending of the Psalms (according to one narration) The Psalms (Zabur) were bestowed on David (Dawood) 19 M Laylat al-Qadr & «Day of Striking» Ali ibn Abi Talib was struck on the head by a sword and fatally wounded, 40 AH 20 R Victorious Conquest of Mecca 21 M Laylat al-Qadr & Martyrdom of Ali, 40 AH Ali ibn Abi Talib dies due to injuries sustained by the sword 23 R Laylat al-Qadr xx R Last Friday of Ramadhan 1 C Eid ul-Fitr 2 R Battle of the Trench 8 M Day of Sorrow destruction of Janat-ul-Baqi by Ibn Saud 9 R Marriage of Khadijah bint Khuwaylid to Muhammad 10 R Major Occultation of Muhammad al-Mahdi begins 15 R Martyrdom of Hamzah in the Battle of Uhud, 3 AH According to Mafatih Al-Jinan & Allama Syed Zeeshan Haider Jawadi 29 R Birth of Abu Talib 1 R Birth of Fatimah bint Musa 6 R Treaty of Hudaybiyyah was executed, 6 AH 11 C Birth of Ali ar-Ridha, 148 AH 8th Imam of Twelver Shia Muslims 25 R «Dahwul Ardh» «Spreading of the Earth», also believed to be the day that the Ka’bah was established, and that Ibrahim and Isa were born according to some narrations 29 M Martyrdom of Muhammad al-Taqī, 220 AH 1 R Marriage of Fatimah bint Muhammad to Ali, 2 BH 3 R Renunciation of Adam accepted 7 M Martyrdom of Muhammad al-Baqir, 114 AH 8 M Husayn ibn Ali leaves Makkah for Karbala, 60 AH 9 R Day of Arafah It is also a day of supererogatory fasting. M Martyrdom of Muslim ibn Aqeel & Hani ibn Urwa in Kufa, 60 AH 10 C Eid al-Adha 15 C Birth of Ali al-Hadi, 212 AH 10th Imam of Twelver Shia Muslims. According to some scholars on 2nd Rajab or 5th Rajab 16 M Martyrdom of Zaynab bint Ali 18 C Eid al-Ghadeer 19 R Fatimah went to Ali’s house after their marriage 23 R Martyrdom of the children of Muslim ibn Aqeel, 60 AH Buried in Musayyib, Iraq 24 C Eid al-Mubahila 27 R Martyrdom of Maytham al-Tammar, 60 AH Type symbols: C = Celebration, M = Mourning, R = Remembrance;

Source: Jaffery Welfare Trust: 2009 Islamic calendar & various other calendars and almanacs.

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.

В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

В мусульманском понимании праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра, а не  причина или же повод к беззаботной радости. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.

Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д. (источник)

Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — «Хиджрой» и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. В мире ислама счет годам ведется от события, которое положило начало первой мусульманской общине. Она сформировалась после переселения пророка Мухаммеда и небольшого числа его сподвижников из Мекки, где их преследовали, в Медину, где их признали. По-арабски «переселение» — «хиджра», отсюда и название мусульманского календаря.

Событие Хиджры произошло в 662 году, по Юлианскому летоисчислению. И начало календаря установлено на первое число первого месяца — мухаррама — в бытовавшем тогда арабском календаре (солнечно-лунном). Хиджра — лунный календарь, и год в ней — это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли. То есть в нем 354(355) дня; 33 года Хиджры примерно равны 32 солнечным годам. Месяц в Хиджре — период между двумя новолуниями. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12.

Их названия сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:

  1. Мухаррам (вмесяц года не разрешалось вести военные действия и походы)

  2. Сафар («желтый». Это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают)

  3. Раби-аль-авваль (первый Раби. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним)

  4. Раби-ассани — второй Раби

  5. Джумада-аль-уля (слово «джумада» происходит от глагола «застывать, замерзать». Это был зимний месяц)

  6. Джумада-аль-ахира — вторая джумада

  7. Раджаб — «воздержаться от насилия». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий

  8. Шаабан — от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы

  9. Рамадан (рамазан) – Рамадан (по-персидски) или Рамазан(по-тюркски) — от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность

  10. Шавваль — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц кочевий

  11. Зуль-каада — название происходит от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада — месяц стоянок

  12. Зуль-хиджжа — от глагола «совершать паломничество»

Прежде, в доисламские времена, месяцы сохранялись на своих местах в течение солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления «лишних дней» к лунному году добавлялся 13-й месяц — «наси». Однако в 631 году Мухаммед запретил мусульманам добавлять эти дни (запрет отражен в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени), и мусульманский год стал чисто лунным (и на 11 суток короче солнечного). Так что теперь месяцы не привязаны к сезонам. И потому, например, месяц рамадан, название которого в переводе с арабского означает «жгучий», может быть и зимой.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника:

  • Ид уль-адха (Курбан байрам)

  • Ид уль-фитр (Рамадан байрам)

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья.

Ид аль-адха

Ид аль-адха (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир, Эйде-курбан — перс., Курбан-байрам — тюркск.) — праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку.

Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо …»(22:37). Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками.

Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Серат над адской пропастью. У входа на мост Серат в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид-Курбан, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения.

наверх

Ид аль-фитр

Ид аль-фитр или Ид ас-сагир (Эйде-фетр — перс., Ураза-байрам, Кучук-байрам, Шекер-байрам — тюркск.) — праздник разговения знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику — празднику жертвоприношения. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. — рамазан), называемый по-арабски саум (перс. — руза, роузе, тюркск. — ураза) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей.

Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом.

По окончании поста в первые три дня месяца шавваль радостно отмечается Ид аль-фитр — праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни — так называемое «очищение праздника перерыва».

Чтобы обеспечить получение этой подати, богословы ссылаются на особый хадис пророка: «Пост рамазана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших.

В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках — намазгах. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане.

наверх

Мухаррам

Мухаррам — священный месяц, начало нового года, отмечаемый торжественно мусульманами-шиитами. Месяц Мухаррам мусульманского лунного календаря имеет особое значение в жизни мусульман. Это месяц начала Нового года по лунному исчислению, а потому он называется «священным». В месяце Мухаррам, когда Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение — хиджру из Мекки в Медину (первоначально Ясриб) вместе с семьей и близкими.

Эта дата — 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю считается началом мусульманской эры, поэтому месяц мухаррам так почитаем мусульманами. Хотя весь месяц мухаррам является священным, но для суннитов десятый день считается особенным, потому что в этот день, согласно преданию, Пророк произнес памятные слова: » о люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный.

Аллах благословил в этот день Адама». Во времена Омейядов (661-750) в этот день сунниты одевались во все новое, наряжались, подводили глаза сурьмой, устраивали празднества и угощения, вкушали различные сладости. Однако впоследствии в отношении к месяцу Мухаррам у мусульман суннитов и шиитов проявились некоторые различия.

наверх

Маулид

Маулид — день рождения пророка Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль. Рождество Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновение ислама. исламе дни рождения отмечаются весьма скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, обычно трактуемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздается милостыня, Праздник включает в себя декламацию стихов Корана, восхваляющих Мухаммеда (мавалид). В некоторых странах проходят торжественные процесс с зажженными фонарями и факелами, мусульмане несут изображение матери пророка — Амины.

наверх

Лейлат аль-Кадр

Лейлат аль-Кадр — ночь предопределения. Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль — кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду.

Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

наверх

Мирадж

Мирадж — ночь чудесного вознесения пророка на небеса. Праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха стал одним из самых популярных сюжетов мусульманских преданий. Это событие произошло 27 раджаба 621 года, оно отмечается во многих мусульманских странах, ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.

Согласно преданию, Мухаммед, уснув возле мекканской мечети, чудесным молниеносным способом при помощи Архангела Джабраила на крылатом коне Бураке совершил путешествие в Иерусалим, а затем, оставив там Бурака, в сопровождении Джабраила прошел семь небес. На первом сам Адам открыл ему «небесные ворота», на втором — встретились ему пророки Яхья и Иса, на третьем — Иосиф, на четвертом — Идрис, на пятом — Харун (Аарон), на шестом Муса, на седьмом же небе восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим.

А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, сказав 99 тысяч слов… Затем Мухаммед был возвращен на землю, обратно в Мекку. Вернувшись, Мухаммед убедился, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого при отправлении в путь кувшина не успела вытечь вода.

наверх

Ноуруз

Ноуруз (Нооруз, Навруз) — праздник нового года. Его широко отмечают в мусульманском мире, но он не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов. Ноуруз празднуется не по лунному, а по солнечному календарю — в день весеннего равноденствия. Праздник символизирует весеннее пробуждение природы и связан с началом полевых работ.

Празднуют Ноуруз очень весело. На улице можно встретить Аму Навруза — дядюшку Навруза в яркой одежде и остроконечной шапке. Он играет на накоре, поет песни, декламирует стихи. Люди ходят друг другу в гости, на улицах и площадях устраиваются массовые народные гуляния, на ярмарках выступают певцы, силачи, канатоходцы.

Праздники Шиитов

У шиитов знаменательными днями являются траурные дни, связанные со смертью пророка и гибелью шиитских имамов:

  • 28 сафара отмечается день смерти пророка Мухаммеда;

  • дни Ашура (с 1 по 10 мухаррама) связаны с гибелью Хусейна;

  • 19 рамадана — день ранения Али, зятя Мухаммеда, четвертого и последнего из «праведных халифов»;

  • 1 шавваля — день смерти шестого имама Джафара Садика;

  • особые моления происходят 20 сафара — в сороковой день после мученической смерти Хусейна,

  • 13 джумада аль-уля — в день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Али

Одна из дат имеет косвенное отношение к священному смыслу месяца рамадан.  Хадиджа бинт Хувайлид — жена пророка Мухаммеда — недаром считается первой мусульманкой: именно она сразу поверила в истинность откровений, ниспосланных Мухаммеду, в его посланническую (расул) и пророческую (наби) миссию. Хадиджа морально и материально помогала Мухаммеду вести проповеди, когда жители Мекки были враждебно к нему настроены.

Хадиджа родила Мухаммеду сына Касыма (умершего в младенчестве) и четырех дочерей (Рукайа, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатима). Образ Хадиджи в предании несколько заслонен образами жены пророка Лиши и дочери Фатимы; вместе с тем Хадиджу высоко чтят в суфийской традиции. Суфиями Хадиджа воспринимается как воплощение одного из этапов восхождения души к Богу (воплощение «вдохновенной души» — «нафс аль-мулхима», третьего этапа восхождения)диджа родила Мухаммеду сына Касыма (умершего в младенчестве) и четырех дочерей (Рукайа, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатима).

Образ Хадиджи в предании несколько заслонен образами жены пророка Лиши и дочери Фатимы; вместе с тем Хадиджу высоко чтят в суфийской традиции. Суфиями Хадиджа воспринимается как воплощение одного из этапов восхождения души к Богу (воплощение «вдохновенной души» — «нафс аль-мулхима», третьего этапа восхождения).

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 28 июля

День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха (Фото: hamdan, по лицензии Shutterstock.com)

Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.

Десятый день первого месяца Мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда — Хусейн (626—680).

Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению. Язид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Ефрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Язида халифом.

В этот день в самых больших городах штата Гуджарат на улицы выходят длинные процессии верующих, сопровождающие «тазии» — уменьшенные копии гробницы Хусейна и ведут коня (в память о коне Хусейна). Такая практика была начата Амиром Тимуром, который вторгся в Индию в 1398 году. Тимур построил первую модель гробницы после возвращения в Самарканд из паломничества в Кербелу.

День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-хдневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626—680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение.

Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.

Изначально же, на день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса и его последователи спаслись от преследования фараона).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник у узбеков скоро
  • Какой праздник у турков 29 октября
  • Какой профессиональный праздник отмечается 10 февраля
  • Какой профессиональный праздник завтра отмечается
  • Какой святой праздник 14 января