Какой праздник через 12 дней после рождества

Оказалось, что язычники не торопятся приходить к вере в единого Бога. А проходившие в конце декабря гуляния, посвященные богу Непобедимое Солнце, по своему масштабу настолько превосходили праздник Явления, что некоторые христиане не гнушались конец года отметить в компании язычников, а в начале следующего пойти в церковь.

Оказалось, что язычники не торопятся приходить к вере в единого Бога. А проходившие в конце декабря гуляния, посвященные богу Непобедимое Солнце, по своему масштабу настолько превосходили праздник Явления, что некоторые христиане не гнушались конец года отметить в компании язычников, а в начале следующего пойти в церковь.

У православных, отмечавших Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января, 18 января наступил сочельник следующего большого христианского праздника, которые имеет сразу два названия – Крещение или Богоявление.

Почему Крещение Господне называется именно так догадаться просто. Немного сложнее ответить на вопрос, почему этот же праздник называется Богоявление. Но самым интересным представляется найти верный ответ на вопрос, как вышло, что Крещение и Рождество разделяют 12 дней? И почему именно 12?

Кстати, если задать этот вопрос на просторах православных форумов, ответы придется прочесть такие: «Крещение проходит 19 января, потому что это день, когда крестился Иисус Христос». «Потому что тогда младенцев крестили на 13-й день». «По преданиям, Иисусу в момент выхода на плечо опустился голубь, это был Святой дух. С тех пор 19 января люди окунаются в прорубь». «Почему через 12 дней после рождества? Вроде ж Христа крестили на сороковой день после рождения». «Крещение отмечают 19 января, потому что в этот день (по юлианскому календарю это 6 января) было совершено крещение Христа Иоанном Предтечей (Крестителем)». (Авторские орфография, пунктуация и стиль сохранены).

Как всегда придется разбираться самим.

Итак, в день Крещения христиане вспоминают о событии, произошедшем с Иисусом не на тринадцатый или сороковой день после рождения, а во взрослом возрасте. Евангелист Лука об этом говорит без малейших сомнений: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:11). Первым делом Христос пришел на берег Иордана – креститься.

Крестился он не самостоятельно, попросил об этом пророка Иоанна Предтечу: тот после поста совершал принятое у евреев омовение и, как было свойственно пророкам, проповедовал: рассказывал остальным, что им нужно покаяться в грехах и очиститься от них, совершив омовение в реке. Убежденность Иоанна была настолько искренней, что кое-кто, поверив его словам, так и поступал.

Но это все люди. Обычные. А тут Христос подошел – о крещении просит. Иоанна же не случайно назвали пророком, он сразу догадался, кто перед ним и и попытался уклониться: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Иисус, конечно, нашел правильные, убедительные слова, после которых Иоанн не мог отказаться.

В момент Крещения Иисус погрузился и воду, Святой Дух (в виде голубя) спустился к нему. Одновременно люди услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13-17). Именно это событие дало празднику Крещение второе название — Богоявление.

Богоявление — буквальный перевод греческого слова Теофания. Но у этого события есть более древнее название, и оно называется Явление, а на греческом – Эпифания. Явлением сначала называли день, когда Бог появился на земле, родившись младенцем Иисусом.

Как известно первые века для христиан были суровые: за веру их постоянно преследовали, пытали и убивали. Словом, не до отмечаний. Поэтому в одном дне соединили сразу три близких по смыслу евангельских события: Рождество Иисуса, поклонение ему волхвов и Крещение. Но еще и от того, что согласно Ефрему Сирину, Богоявление – это праздник второго (духовного) рождения Христа.

Датой празднования назначили 6 января. День вычислили греки. Как пишет в своем исследовании «Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов» игумен Дионисий (Шленов): «Празднование 6 января очень хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории – с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в 6 день творения, так и Христос, Новый Адам, в 6 день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. 6 января соответствовало 6 нисану – дню творения первого Адама согласно иудейской традиции. В то же время оно достаточно органично вписывалось в римский календарь».

Тут бы и остановиться христианам, но чем дальше, тем больше они убеждались, что язычники не торопятся приходить к правильной вере в единого Бога. Что хуже, проходившие в конце декабря гуляния, посвященные богу Непобедимое Солнце и другим богам, по своему масштабу настолько превосходили праздник Явления, что некоторые христиане не гнушались конец года отметить в компании язычников, а в начале следующего — сообразно христианской традиции — пойти помолиться в церковь.

И праздник перенесли. Вернее разделили. Первую часть — Рождество — в противовес язычникам решили праздновать 25 декабря (7 января по новому стилю), а Богоявление и Крещение оставили 6 января (19 января).

Опустим долгую историю перенесения праздников (она действительно была долгой) и толкования смыслов этих действий с точки зрения всяких философов и богословов и зададим очередной вопрос. Вернее, два. Первый уже прозвучал в самом начале: почему между Рождеством и Крещением 12 дней? И второй вопрос. Живший во II-III веках философ Ориген писал, что Крещение как отдельное, самостоятельное торжество отмечалось христианами 5 января. Насколько правдоподобна эта версия?

Начнем со второго пункта. Как пишет игумен Дионисий, «в древнем Армянском лекционарии (иерусалимский армянский кодекс нач. V в. под № 121) отражена ситуация Иерусалимской Церкви времен Эгерии: «5 января – Собрание на месте пастухов. Бдение в церкви в Вифлееме. Собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме». Восьмидневный цикл служб завершается празднованием обрезания в храме Воскресения. Современный католический ученый А. Рену, подробно проанализироваший текст, вопреки мнению некоторых других отметил, что здесь идет речь именно о Рождестве, а не о Крещении».

Получается, что дата хотя и непонятная, тем не менее, относилась она к Рождеству. Однако значительно позже, в XI веке веке, Афанасий Великий, написав, что Богоявление празднуется в Новом году, когда отмечается сбор урожая, даст другую подсказку. Игумен Дионисий считает, что «хотя точная дата Крещения здесь не указана, несомненно имеется в виду уже известное нам 5-6 января».

Вероятнее всего Шленов прав. Первые даты христианских праздников были условны и вполне могли быть привязаны к намного более важным событиям в жизни христиан. И сбор урожая был несомненно важнее дня, в который надо пойти в храм, чтобы поздравить Христа с рождением или крещением. То же касается и даты, указанной Оригеном, — вполне возможно, что при его жизни в Александрии, где он проживал, Крещение (и окончание сбора урожая) действительно отмечали 5 января.

Вернемся к 12 дням. Помощь в решении этой загадки предложили несколько человек. Однако все их ответы, как, в частности такой: «Потому что на столько дней отличается лунный и солнечный календарь в определении даты Рождества Христова» не выглядели убедительными.

Кроме очевидного и самого простейшего: первоначально в рамках Явления Рождество праздновалось 6 января. Потом его отделили и перенесли на 25 декабря, а Крещение и Богоявление оставили 6 января. Разница между этими датами составляет 12 дней.

С тех пор как Русская Православная Церковь стала жить по Юлианскому календарю, в датировании ничего не изменилось – Рождество Христово приходится на 7 января (25 декабря по старому стилю), а Богоявление празднуется 19 (6 по старому стилю) января.

Когда принималось решение перенести Рождество с 6 января на другой день, а Крещение оставить, разница между ними могла оказаться любой,. Но обязательно равной числу дней, отделявших праздник Явления от Дня рождения бога Непобедимое Солнце. Волею случай их оказалось 12.

Поэтому 12 дней между Рождеством и Крещением не означают ничего, кроме естественного хода событий.


Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января)

Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. К слову, именно потому что мертвые в этот период приходят в наш мир, святочные гадания считались самыми верными. Ведь кто еще может знать правду, как не духи. Православная церковь, суровая к гадальщикам, в эти дни меняет свой гнев на милость. Считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).

Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, «в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь» (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, «издержкой» которого является проникновение в мир людей существ «иной» природы.

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.

Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Развлечения и игры этого периода носили ярко выраженный эротический характер. Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы погреть умерших, якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. Умерших приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.

На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, то есть блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что умершие, обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок. Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни.

Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу. К крещенскому сочельнику и Крещению приурочивались обряды проводов умерших предков и изгнания нечистой силы. Это могло проходить по-разному. Например, в некоторых губерниях парни выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и ударяя кнутами по заборам. Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики, по народным представлениям, из всех социовозрастных групп общины были наиболее близки к «иному» миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.

Святки — это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января. В христианской традиции Святки — это празднование Рождества Христова. В эти дни на Руси гадали и пели коляды. На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего. А если вы хотите, чтобы в доме всегда царили мир и любовь, тогда говорите друг другу ласковые и нежные слова в течение всей недели.

Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием. Весёлых вам выходных! :)

Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких… А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Автор статьи

Задать вопрос эксперту

— Наталья Сазонова религиовед, доктор философских наук

Заканчивается Рождественский пост, которым христиане готовились встретить Рождение Спасителя, наступает долгожданный праздник, начинаются особые дни, которые наши предки именовали святыми — зимние Святки. Как провести их с пользой для души и можно ли причащаться в святые дни, когда пост Церковь не отменяет — объясняем.

Какого числа Рождественские Святки в 2023 году

Рождественские Святки всегда продолжаются с 7 по 18 января, то есть 12 дней. При этом окончание Святок, Крещенский Сочельник – день строгого поста, в отличие от всех предыдущих, когда был отменен в среду и пятницу. Он уже готовит христиан к другому великому празднику, Крещения Господня. Так отмечают Святки в тех странах, где Рождество празднуют по древнему «юлианскому» календарю. Это, кроме России, также:

  • Грузия,
  • Сербия

а также православные христиане:

  • Иерусалимской Патриархии,
  • Чехии,
  • Словакии,
  • Польши,
  • Японии,
  • Китая

Сколько дней длятся

Святками иногда называют период с 8 по 17 января, ввиду того, что 7 января — Рождество Христово, а 18 — день строгого поста Крещенского Сочельника. Есть также мнение, что в число дней Святок не включается только 18 января, как постный день.

Итак, святить именно двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен: первый день — 7 января, последний день Святок — 18 января.

Источник: сайт Азбука.ру

Как причащаться в Святки

Ради Рождества Христова — большого праздника запрещаются как земные поклоны, так и продуктовый пост в среду и пятницу.

Пост перед причастием

Как же причаститься в святые дни без положенного трехдневного поста? Ответ содержит документ «Об участии верных в Евхаристии», который был принят на  Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года.

Держать нужно только евхаристический пост – с 12 часов ночи до момента причащения ничего не кушают и не пьют.

  • Чуть подробнее — 18 января: «Как поститься, чтобы причаститься на Крещение Господне»

Молитвенная подготовка ко причастию обычная:

  1. Три канона и Последование ко Святому Причащению читаются обязательно.
  2. Утреннее и вечернее молитвенное правило — как обычно.
  3. Исповедь перед причащением также необходима.

Читайте также: Первое причастие: как подготовиться — пошаговая инструкция

Так что отлучать себя от Чаши в дни Святок не стоит. Если есть желание,  возможность и готовность, то причаститься можно не только в воскресные дни, но и на большой праздник Обрезания Господня — 14 января и день преставления прп Серафим Саровского чудотворца — 15-го. А затем 18 января — в Крещенский сочельник и сам день Богоявления — 19 числа.

Хорошо говорит об этом священник Андрей Чиженко:

«Рождественские святки — время, когда небеса отверсты, Церковь небесная Ангельская вместе с Церковью земной человеческой соединяется в едином порыве ликования-славословия Богу за все те Его неизреченные блага, которые Он подарил миру и людям в частности.  И что может быть выше в очах Бога, как не наше благодарение Ему в Евхаристии? И что может быть полезнее для нас, как не единение со Христом в Таинстве Причастия».

!!!Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это – оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником.

Что празднуем 14 января — смысл праздника ОбрЕзание Господне 

Значение слова

Оно значит буквально «святые дни», причем под «святостью», прежде всего, понимается выделенность их из череды обычных, будничных как связанных с особой радостью о Боге. Для христиан это – время, когда люди радуются приходу в мир Спасителя, особенно легко идет молитва, ощущается таким близким духовный мир, Царство Небесное.  Установленный на среду и пятницу пост отменён…

Святки

Рождественские Святки

Но слово «Святки» имеет не только христианскую историю. Языки разных народов сохранили не только названия «святые вечера» или «святые ночи», но и такие, как:

  • «некрштены дни» (сербский и хорватский),
  • «погани дни» (болгарский),
  • «кудеса» (так говорили жители Новгородской и Вологодской земли).

Язычники в эти дни славили будущую весну, прошедший «зимний солнцеворот», когда дни начинают удлиняться, и, конечно, вопрошали своих «богов» о будущем.

А у современных людей, пытающихся узнать об исторических корнях народных традиций, зачастую возникает та же путаница.

Что такое «Зеленые святки»

Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. Его также называли «Семиком» и «Русальной неделей». Смысл языческих по сути обрядов, которые практиковались в этом время, был в поминовении душ предков.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Родительская суббота

Именно эту традицию пытались воцерковить христиане, когда была установлена Троицкая Родительская Суббота – накануне этого великого праздника.

Зимние Святки – история празднования

Есть мнение, что само установление празднования Рождества 25 декабря (7 января н.ст.) в середине IV в. связано с традициями язычников Рима, которые как раз в эти дни отмечали «день непобедимого солнца».

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Деревянный щит, украшенный изображением солнечного божества в римском доспехе и военной одежде датируют 256 годом. Найден в 1920-х гг при раскопках римской крепости Дура-Европос (современная Салихия). Экспонируется в Национальном музее Дамаска, Художественной галерее Йельского университета и парижском Лувре.

Однако, это, конечно, не значит, что христиане переняли языческую традицию – скорее, они ее воцерковили, встроили в уже имевшуюся свою. «День непобедимого солнца» стал временем, когда славу воздавали Тому, Кто действительно является «светом разума» и «Солнцем правды» для всего мира, Христу:

  • уже в первые десятилетия по установлении праздника он, как говорят исторические источники, отмечался очень торжественно; ему посвящали свои проповеди, например, жившие в IV в. прп. Ефрем Сирин, свт. Амвросий Медиоланский;
  • а вот цитата из монашеского Устава прп. Саввы Освященного (он создан в VI в., ныне известен как Иерусалимский, по которому живет и нынешняя Русская Церковь): во время Святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях»; таким образом, к VI в. Рождественские дни осмысливались как время всеобщей радости, так что и инокам не благословлялись не только посты, но даже – земные поклоны, включая даже традиционно постные для христиан дни, среду и пятницу;
  • кроме того, в Византии VI в., как свидетельствует «Кодекс» императора Юстиниана, на святках также не совершалось таинство брака – это говорило об особом статусе этих дней, полностью посвященных духовной радости о Господе Родившемся.

Народные обычаи и традиции на Руси

По данным современных этнографов, в древности «святые дни» у славян язычников начинались примерно за неделю до Рождества.

Вероятно, потребовалось не одно десятилетие, прежде, чем новокрещенные бывшие язычники пришли к празднованию Святок начиная с Рождества Христова и сложились благочестивые обычаи.

Сочельник

Сочельник — предпразднество Рождества, 6 января, у русских крестьян было строжайше постным днем: они буквально следовали церковному Уставу, не вкушая пищи и воды «до первой звезды», то есть до наступления темноты. В течение дня тщательно прибирали дом, готовясь к празднику, женщины готовили угощение для будущей праздничной трапезы.

Когда темнело, семья садилась за стол – все еще постный, главным блюдом было сочиво. Это каша из пшеницы, сваренная на воде с добавлением меда. Кроме того, существовали еще постные «сочни», лепешки, которые также пекли под Рождество.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

В ночь перед Рождеством

После этого ужина семья пораньше ложилась спать: ночных литургий по селам, как правило, не было, так что посещение богослужения почти всегда было утром праздника.

После этого начиналось собственно празднование Рождества Христова.

Какими действиями сопровождаются Святки

У русских крестьян существовали как благочестивые обычаи, так и те, что сохранились и продолжали существовать с языческих времен.

Даже сам период Святок делили на «святые вечера» (до 1 января) и «страшные вечера», с начала гражданского Нового года до Крещенского Сочельника, когда, как считали крестьяне, происходит особый разгул нечистой силы, и потому самое время… погадать о будущем!

Богослужения и молебны

С этого начиналось празднование: после торжественной литургии священники обходили дома крестьян, в каждом семействе служили краткий молебен на Рождество, прихожане же  по силе жертвовали служащим кто деньги, кто продукты.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Праздничная литургия. В алтаре

В Рождественский и Крещенский сочельники + еще 7 раз в год в храмах служится литургия Василия Великого: узнайте особенности 

Колядование

Первый день Рождества был также временем когда дети и молодежь (иногда и взрослые) после праздничной литургии и обеда ходили по домам – «славить Христа».

Обычно колядовщики собирались по 10-15 или даже больше человек и обходили односельчан в преднесении «Вифлеемской звезды», как бы уподобляясь волхвам, которые пришли поклониться Рожденному Мессии.

Святки и Вифлеемская звезда

«Звезду» делали из обруча сита, к которому приделывали лучи, затем обтягивали фольгой, а внутрь вставляли горящую свечу. Получившуюся «звезду» водружали на шест, и носили, обходя село.

Войдя в дом, молились, пели тропарь и кондак праздника, затем – особые народные духовные песнопения, посвященные Рождеству. В благодарность хозяева одаривали колядовщиков пирогами, сладостями.

Вертеп

Это святочное представление, посвященное евангельским событиям, тоже было популярно как в деревнях, так и у горожан. Сюжет кукольного спектакля был посвящен народному осмыслению евангельской истории о царе Ироде, который, узнав о Рождестве Христовом, задумал убить «Царя Иудейского», за что и был наказан Богом.

Обычно «вертеп», представлявший пещеру (по-славянски «вертеп») Рождества, делался картонным или деревянным. Среди действующих лиц, кроме Ирода, были Рахиль, образ еврейской жены, плачущей о своих чадах (ведь Ирод, желая убить Мессию, погубил младенцев в Вифлееме), Ангелы, черти, увлекающие нечистивого царя в преисподнюю.

Зимние Святки

Играли вертепное представление в первые три дня праздника. После этого крестьяне в основном возвращались к обычным хозяйственным делам, а молодежь продолжала «гулять Святки».

«Святочные посиделки»

На них собиралась молодежь по вечерам. Основой для таких собраний было зародившееся еще во времена господства язычества представление, что после зимнего «возрождения солнца» хорошо начинать и новую жизнь, включая брачную. Так что на посиделки приходили девицы и парни, присматривались друг к другу, водили хороводы, играли. Бывало, что в это время возникали взаимные симпатии, которые позже действительно оканчивались браком.

При этом, хотя нравы деревенские были строги, на посиделках поощрялись двусмысленные шутки, вольное поведение, даже поцелуи в темноте, хотя дальше этого дело никогда не шло. Но именно поэтому Церковь без одобрения смотрела на традицию, как имеющую нехристианские корни. Впрочем, она, разумеется не шла ни в какое сравнение с повсеместно распространенными гаданиями.

Гадания на Святки

Строго говоря, они начинались уже с первого дня празднования: девушки не видели совершенно ничего предосудительного в том, чтобы:

  • смотреть на улицу через отверстия в лепешке-сочне, которой трапезовали в сочельник – верили, что так увидят будущего жениха;
  • гадать о его имени, попросив первого вошедшего в дом колядовщика назвать любое мужское.

И даже старшее поколение придирчиво рассматривало… ложки членов семьи, оставшиеся после трапезы Сочельника – по ним гадали о будущем каждого. Кстати, сами ложки не мыли, равно, как и другую посуду: считалось, что в святой день к столу обязательно придут умершие родные.

Читайте также: Что делать нельзя 6 января — Сочельник — Навечерие Рождества

На суженого

Но своей кульминации гадания достигали после старого Нового года, когда наступали «страшные вечера».

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Именно тогда увидеть будущее пытались самыми разными способами, включая рискованные и небезвредные для нервов:

  • в зеркале; сесть следовало с зажженной свечой; тогда в глубине стекла проявится образ будущего супруга;
  • в бане, куда девушка заходила совсем одна, в полной темноте, ожидая… прикосновения «банника», банного «домового»; по тому, каким оно было, определяли будущность в наступившем году – выйдет замуж или еще останется с родителями.

Было и гадание, на которое решались очень немногие, ведь, по поверью, оно сопровождалось прямо явлением беса. Девушка, заперев дом изнутри, мела пол на две стороны – на правую с молитвой, на левую – с нецензурной бранью. Затем проводила углем черту, становилась на правой стороне горницы – а на левой должна была увидеть нечистого в образе будущего мужа.

Реальная история из жизни неофитки: Три добрых дела на Рождество, или 103 способа изменить мужа — 

Зачем кидать валенок за ворота

Чтобы, согласно народным верованиям, посмотреть, в какую сторону он упал носком: оттуда и придет жених. Очень плохой приметой было, если валенок указал на лес. Оттуда мог прийти не жених, а нечистая сила.

Если же говорить серьезно, кидать валенок, гадать со свечой, в бане, совершать прочие нечестивые обряды христианам незачем. Согласно 61 Правилу VI Вселенского Собора, совершающие такие дела подлежат отлучению от Причастия на 6 лет. А «коснеющие», то есть упорствующие в следовании «народным традициям» и вовсе – церковной анафеме:

Дух нынешних Святок в современной России

В последние десятилетия «религиозного возрождения» Святки вернулись после семи десятилетий безбожия, но, конечно, вернулись вместе с языческими традициями, которыми были «отягощены» до 1917 г. Причем смысл их большей части современных горожан на сегодняшний день непонятен.

Желание многих обязательно «погадать на Святках» спешат удовлетворить не только сомнительные шарлатаны и вполне настоящие колдуны, но и… например, профессионалы музейного дела. Зачастую можно увидеть, как святочными гаданиями «зарабатывают деньги», согласно указаниям руководства, даже государственные музеи, «играющие» в эту практику на разного рода «Рождественских (Рождественских ли?) программах».

Вот, например, типичное объявление уважаемого музейного заповедника Коломенское (село было резиденцией благочестивых русских царей):

В Сети можно встретить также немало «игровых программ» за авторством учителей, где детям также предлагается поиграть в гадания, тем самым приобщившись к «русской традиции».

Впрочем, к счастью, по крайней мере,никто принуждает христианина к участию в подобных действах. Православная христианская культура по-прежнему жива – и живет она в храме, богослужении. Убедиться в этом можно каждый день Святок.

  •  Крещенска вода: свойства и научное объяснение

Как Православная Церковь празднует

Прежде всего – праздничными службами. Сейчас есть как и ранние (с полуночи Рождества), так и поздние литургии. В больших храмах они совершаются также всякий день недели. Не чуждается православие и благочестивых народных традиций: например, в исполнении церковных хоров после литургии нередко можно услышать колядки.

Святки

Святки — всякое дыхание да славит Господа

Постепенно возрождается также практика колядования с обходом домов верующих – там, где это возможно. Наконец, именно на Рождество даже пока не решающийся переступить церковный порог человек во дворе храма может увидеть Рождественский вертеп: подобие пещеры, в которой родился Господь.

Здесь, как правило, перед иконой праздника можно поставить свечи, постоять в тишине, помолиться.

Сценарий

Множество сценариев праздников, включая Святки, можно найти в сборнике, составленном преподавателем Ряшенской воскресной школы Г. Ю. Низовой. Он размещен на сайте поддержки начального богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 

Картины

Тема Святок не раз привлекала внимание русских художников. На их картинах – суета ёлочных базаров, развлечения сельской детворы и молодежи. Но все же лучше всего удается русским художникам изображение… гаданий.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

«Гадающая Светлана»» 1836 Холст, масло. 94 × 81 см Нижегородский государственный художественный музей Единственное произведение К.П. Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А. Жуковского «Светлана»

Вот, например, картина К. Брюллова «Гадающая Светлана» показывает прекрасную девушку перед зеркалом со свечой. Разумеется, картина навеяна поэзией В.А.Жуковского.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Гадалка со свечой» Орест Адамович Кипренский(1782-1836)
Русский музей Год: 1830 Написан портрет в Неаполе. Сам художник в письмах называл картину то «Ворожеей при свече», то «Молодой цыганкой при свечах, гадающей на картах».

Еще одно подобное изображение принадлежит О. Кипренскому. А вот А. Венецианов изобразил девушек, гадающих «на суженого» на картах.

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

А. Г. Венецианов » Гадание на суженого «, 1842

И лишь «молящихся Светлан» художники, тяготевшие ко всему «таинственному» почему-то не писали…

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

Молящаяся Светлана. Фото Наталии Ветошкиной

Значение для православных

Так что же это – Святки? Как Христос «вчера, сегодня и во веки Тот же», так и праздник Его Рождения на земле – неизменен с первых веков Церкви. Радость о нем изливается в домашней молитве, звучит в богослужебных песнопениях. Это и есть то, чем живут верующие в эти святые дни.

Наталья Сазонова

Песни и колядки: текст + видео

Посмотрите видео: Необыкновенно поёт необыкновенную колядку обыкновенная (НЕТ?) ученица Дивеевской Православной школы:

🎵В темную нічку Над Вифлеємом
Ясна зоря зійшла,
Світом землю покрила
Пречиста Діва, Свята Невіста…

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля

Ныне торжествуют.

Ангелы, люди, Ангелы, люди

Весело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился,

Ангелы поют, славу воздают.

Пастухи играют, Пастыря встречают,

Чудо, чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,

Радость наступила!

Чистая Дева, чистая Дева,

Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,

Ангелы поют, славу воздают.

Пастухи играют, Пастыря встречают,

Чудо, чудо возвещают.

Эта ночь святая, эта ночь спасенья

Эта ночь святая, эта ночь спасенья

Возвестила всему миру

Тайну Боговоплощенья.

В эту ночь у стада пастухи не спали.

Светлый ангел прилетел к ним

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий тех детей пустыни,

Он сказал им: о, не бойтесь, –

Всему миру радость ныне.

Где Христос родился людям на спасенье,

Вы пойдите, посмотрите

На великое смиренье.

И с высот небесных раздалось вдруг пенье:

Слава, слава в вышних Богу,

На земли благоволенье.

Еще больше колядок: самые красивых и аутентичные

6 Января — Крещение Господне. Сегодня следует запасаться святой водой, хотя бы из крана. Вся вода святая.
Крещение отмечается ровно через 12 дней, после Рождества Христова, а Рождество на Руси даже после Революции праздновали 25 Декабря.(см Календарь) И именно в этот момент в Санкт-Петербурге начались Крещенские морозы. Сейчас -26 градусов. потом будет потепление.

Зачем нам намеренно путают даты, трудно сказать. Хочется посмотреть сейчас в глаза и спросить, сколько будут ещё нас за нос водить?
Слово «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду»
Крещение – христианский праздник, отмечается каждый год именно 6 января (19 января, по старому стилю Крещение отмечается только в России, по новому календарю РПЦ).

Праздник был связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. В Санкт-Петербурге Иордан был на Неве. Именно там и делали прорубь в виде креста. Раньше и святую крещеную воду набирали, прямо из нашей святой реки , открывая во льду полынью в форме креста, в которую опускали серебряный крест. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой, очищенной. Эту воду, как и потом, в Блокадном Ленинграде набирали в сосуды и несли домой.

Предки знали, что в этот день небеса открываются и вся вода становится святой. Наши бабушки и дедушки верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому у нас и сохранился обычай окунаться в этот день в прорубь. Теперь святую воду разливают в храмах, а полыньи остались и Моржи в этот день всегда устраивают заплыв на Неве. Воду берут с собой домой. Чтобы выгнать из углов дома нечистую силу, предки окропляли все углы комнаты принесенной святой водой.

Крещение 6 января совпадает с праздником Трёх Королей у католиков, а у православных отмечается праздник Богоявления (тоже, именно 6 января). поклонение трем Волхвам, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.
Иорданская Лестница

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.

По погоде, которая стояла на Крещение, люди определяли погоду следующего лета: если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): “На крещении день теплый — хлеб будет добрый».

‪#‎Крещение‬ ‪#‎Санкт_Петербург‬ ‪#‎Иордан‬ ‪#‎Россия‬ ‪#‎St_Petersburg‬ ‪#‎Russia‬.
‪#‎Великая_Греко_Российская_Восточная_Империя‬
‪#‎Биржа‬. ‪#‎Стрелка_Васильевского_острова‬ Иорданская Лестница Санкт-Петербург ‪#‎Иорданская_Лестница‬ #Санкт_Петербург ‪#‎Эрмитаж‬
#Иордан ‪#‎6_Января‬ ‪#‎Николай_II‬ ‪#‎Nikolas_II‬ ‪#‎Крещение_Господне‬

Водосвятие на Неве 6 января . Иллюстрация из книги Дж. Добсона «Санкт-Петербург», изданной в Лондоне в 1910 году

Исследуем дневники императора Николая II в бытность его цесаревичем. Мы остановились в тот январский день 1890 года, когда по старому стилю отмечали Крещение Господне. Торжественное крещенское водосвятие у «иордани» на Неве обязательно проходило в присутствии монарших особ.

Николай II записал:
«6 января. Суббота. Очень хотелось в строй с гусарским взводом, но забыл спросить Папа… Выходили на Иордан в пальто, было 6 градусов. Завтракали в Малахитовой. Воронцовы и тетя Элла были на катке. Веселились и бегали как угорелые».
Николай жалел, что не попросился в почетный конвой и не смог на глазах родных и знакомых гарцевать на коне в гусарском ментике. Пришлось чинно простоять всю службу вместе с семьей. После праздничного завтрака — снова каток и веселая компания… А вечером наследник опять отправляется в театр, на этот раз в Михайловский — «Шла «M-le Eve» — очень мило».

«7 января. Воскресенье. На катке собрание было большое. Покалечились от падений… Через час поехали к графу Шереметеву — давали «Бориса Годунова» чрезвычайно хорошо».
«8 января. Понедельник. После вчерашнего разговора с Папа о предстоящем моем плавании весь день думал об этом».
Ну еще бы не думать! Батюшка решил отправить сына в далекое морское путешествие, чтобы мир посмотрел и себя показал. Какое событие для человека столь юного возраста!
«Завтракал у себя, в час было заседание в Государственном Совете. Погода была холодная, но ясная. Немного катались на катке. Посетил выставку ремесленных изделий. После обеда поехал с Мама и тетей Мари в «Руслана и Людмилу». Шло очень хорошо».
Записи делаются для собственной памяти, и Николай опускает все «лишнее» — вместо громоздкой фразы «поехал в Мариинский театр на оперу «Руслан и Людмила», он в обход грамматических правил помечает: «поехал в «Руслана и Людмилу». Ему, как автору дневника, и так все понятно.
«9 января. Вторник. Утром много читал».
Потом у Николая был прием — генералы, дипломаты, губернаторы представлялись цесаревичу. Как только удалось справиться с этой утомительной обязанностью — легкий завтрак и каток. А на вечер снова интеллектуальные планы:
«Шел снег и санный путь установился. Поехали в чудный «Евгений Онегин».
Опять любимая музыка Чайковского!
«10 января. Среда. Занимался с Пузыревским».
После занятий программа обычная — каток и поздним вечером вечеринка с танцами…
«11 января. Четверг. Был дежурным [по полку]. Занимался с Леером, чуть-чуть не заснул от усталости. (…) Возились по-прежнему на катке. Забавно пили чай со всеми у Ксении».
Но, несмотря на усталость, вечером снова в театр: «Поехали в «Мефистофель», который шел отлично. Уж год, что не слышал!»
«12 января. Пятница. Встал в 10 1/2; я уверен, что у меня сделалась своего рода болезнь — спячка, т.к. никакими средствами добудиться меня не могут».
Да какая там болезнь, просто все та же усталость. Каждый вечер приходилось поздно ложиться, а вставать в императорской семье было принято очень рано. Единственный день на Святках, когда Николай позволил себе проспать до 10, и то ему неловко. Но вечером Николай снова мчится в театр: объявлен бенефис известной актрисы.
«После закуски поехали в Александринский театр. Был бенефис Савиной «Бедная невеста».
ал.т

Я думаю все праздники надо проводить во время, а не с опозданием на 2 недели, тогда и в стране у нас все будет хорошо.

И после разговения за неделю, после Рождества Наступит сытый Новый год

18 января заканчиваются святки и наступает время Крещенского сочельника — на церковном языке этот праздник называется Навечерие Богоявления и Крещения Господня. В этот день верующие готовятся к встрече одного из главных христианских праздников — Крещения Господня (Богоявления), который приходится на 19 января.

Слово «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, приготовление к нему, а слово «сочельник» происходит от традиции готовить в этот день особое кушанье — сочиво. Это сладкое блюдо наподобие каши, приготовленное из пшеницы, риса или других злаков и заправленное медом, а иногда еще и изюмом, яблоками, черносливом или орехами.

О других традициях Крещенского сочельника — в материале РЕН ТВ.

История праздника

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января, и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских.

Фото: © ТАСС/Сергей Бобылев

Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Традиции Крещенского сочельника

Крещенский сочельник отмечается в христианских странах с давних времен, хотя и называется у разных народов по-разному.

Через двенадцать дней, а, вернее, в двенадцатую ночь после Рождества Христова, с 18 на 19 января по новому стилю, взрослые и дети выбегали из домов, чтобы увидеть «разверзающиеся небеса». Увидел — загадывай любое желание, все сбудется.

В названии пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» звучит английский вариант наименования Крещенского сочельника — Двенадцатая ночь, исполнение мечты. И она непременно исполнится! Потому что когда-то, две тысячи лет назад, примерно в это самое время года людям была явлена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Именно тогда разверзлись небеса и раздался голос Отца Небесного: «Это Сын Мой Возлюбленный», и Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя.

Фото: © Известия/Артем Коротаев

Пост в день Крещенского сочельника

Из-за важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошел обычай варить сочиво, который не является обязательным, но настолько удобен, что вошел в традицию повсеместно.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. Некоторые христиане не едят вообще, а пьют только немного воды — вплоть до того, как примерно в пять-шесть часов вечера в храме пропоют крещенский тропарь (особое праздничное песнопение). По времени это приблизительно совпадает с появлением на небе первой яркой звезды.

Когда набирают святую воду

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Фото: © ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов

Вода эта именуется по-гречески «агиасмой», то есть — великой святыней, а в народе — крещенской или богоявленской. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Как употребляют крещенскую воду

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

При этом читается молитва:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Что нельзя делать в крещенский сочельник

Нельзя встречать Крещенский сочельник в неубранном доме — это плохая примета, поэтому до 18 января обязательно нужно навести порядок.

Фото: © Global Look Press/CHROMORANGE

Запрещено 18 января топтать свежий снег, поскольку в Крещенский сочельник он считается целебным. В старину им умывались, чтобы защитить себя от болезней, собирали его для хозяйственных нужд, а девушки умывались талой водой, чтобы всегда быть красивыми. Также кидали снег в колодец, чтобы в нем не портилась и не пересыхала вода.

В Крещенский сочельник нельзя ссориться, злиться и выяснять отношения — считается, что помириться с родными не удастся как минимум три месяца. В этот день нужно заботиться о своих близких и делать добрые дела.

Не разрешается в сочельник ставить на стол четное количество блюд — это примета к неприятным новостям.

Венчаться и проводить любые другие светские праздничные мероприятия в Крещенский сочельник не рекомендуется.

Нельзя в этот день плакать. Пролитые в сочельник слезы могут притянуть сорок бед.

В Крещенский сочельник не рекомендуется вспоминать умерших, поскольку существует поверье, что они потом каждую ночь будут во сне приходить. Поэтому тому, кто вдруг все-таки упомянул покойника 18 января, нужно тут же прикусить язык.

Фото: © Global Look Press/Tibu/imageBROKER.com

Нельзя отказать кому-либо в просьбе дать воды напиться — иначе лихорадка нападет.

Нельзя 18 января брать и давать в долг как деньги, так и хлеб — иначе весь год пройдет в голоде и бедности.

Нельзя с дурными мыслями набирать крещенскую воду — святая вода от этого теряет свою чудодейственную силу.

Что можно делать в крещенский сочельник

Подмечать сновидения. Считается, что Крещенский сочельник — лучшее время для гаданий. Церковь к подобному относится негативно, такого рода ритуалы считаются грешным делом. Поэтому верующие люди, которые опасались в этот день гадать, присматривались к своим сновидениям — считалось, что крещенские сны способны подсказать, что ждет в будущем.

Загадывать желание. Древняя крещенская примета была связана с водой. С вечера сочельника наполняли таз. Ровно в полночь смотрели на воду — если она колыхнулась или пошла рябью, бежали на улицу и загадывали желание, обращаясь к небу. Верили, что в крещенскую ночь небеса разверзаются и внемлют просьбам, а значит все, что загадано таким образом, обязательно сбудется.

Фото: © Global Look Press/John Knill/moodboard

Приметы в крещенский сочельник

Множество примет в Крещенский сочельник связано с погодой. Например, год будет урожайным, если в этот день поднимется метель.

Также ожидается богатый урожай, если в сочельник ветви деревьев погнутся от снега, а если снега мало — значит, летом будет мало ягод и грибов.

Какая погода в Крещенский сочельник — такая и на Масленицу будет.

Сильный ветер дует с юга — летом будут частые грозы.

Полнолуние в этот день к сильному половодью, а новолуние — к сохранению крещенской погоды в ближайший месяц.

Утренний снегопад 19 января обещает, что грядущий год будет богатым. И это касается не только урожая, но любых видов прибыли.

Фото: © Global Look Press/Svetlana Vozmilova

Древние славяне верили, что люди, крещенные 18 и 19 января, будут под особой защитой Господа.

Сватовство в крещенские дни сулило паре счастливую жизнь в будущем.

Любые сделки и договоренности, заключенные в эти дни, принесут успех и прибыль.

Обряды в крещенский сочельник

Многие люди верят, что в Крещенский сочельник и, конечно, на следующий день, в Богоявление, вода приобретает целебную силу, что она способна очистить душу и тело от негатива, вернуть душевное спокойствие, придать человеку жизненную силу.

Поэтому купание и обряды, проводимые на Крещение, приобретают особенную силу, помогая людям достичь здоровья и желанных благ.

Считается, что вся вода, даже в любом ручье или реке, будет в эти два дня святой, наделенной чудодейственными свойствами.

Фото: © Global Look Press/Meinrad Riedo/imageBROKER.com

В ночь с 18 на 19 января люди просят у Высших сил любви, здоровья, удачи, благосостояния. Этот обряд надо проводить на улице, глядя на небо. Направленные к Богу молитвы наделены огромной силой, народ считает, что именно в эту ночь «открываются» небеса.

Гадания в Крещенский сочельник

Крещенский сочельник — последний день святочных гаданий, поэтому молодые люди в ночь на Крещение проводили последние посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки по традиции гадали на суженого и будущее. Гадания на башмачках, свечах, тенях, с зеркалом и многие другие проводят и в наши дни.

Поскольку церковь называет это занятие большим грехом, то считается, что после него надо обязательно окунуться в крещенской проруби.

Гадание на суженого

Незамужние девушки во все времена были готовы на все, чтобы узнать, за кого выйдут замуж. Многие совершали этот простой ритуал. Прежде чем лечь спать в Крещенский сочельник, расчесывали волосы с одной стороны головы и произносили фразу: «Суженый, ряженый, приди и расчеши меня», после этого клали расческу под подушку. Наутро должен присниться жених. Сразу после пробуждения нужно постараться вспомнить, кого видели во сне.

Фото: © commons.wikimedia.org

Есть еще один способ. Поздно вечером выходили на улицу и спрашивали имя у первого встречного мужчины. Многие девушки верили, что именно так и будут звать их будущего мужа.

Гадание на желание

В Крещенский сочельник пишут на маленьких листочках 12 заветных желаний, а затем кладут их под подушку. Проснувшись, вытягивают три листочка. Те желания, которые на них написаны, должны непременно сбыться.

Есть и такой вариант: рассыпают на стол фасоль или орехи, загадывая при этом желание, а затем пересчитывают их. Если получится четное число, то желание обязательно исполнится.

Гадание по звукам

Несколько девушек в ясный лунный крещенский вечер ходили к дверям запертой церкви и прислушивались к звукам: кому-то мерещился или венчальный хор, или заупокойная служба. Замужество означал звук колокольчика, а глухой стук — скорую смерть.

Гадание по башмачку

«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали» — классические строки из баллады Василия Жуковского знает, наверное, каждый. Гадание с башмачком (туфелькой, валенком) — самое распространенное Крещенское гадание. Считалось, в какую сторону смотрит носок упавшего наземь башмачка, в такую сторону уведет невесту суженый. Башмачок нужно снять непременно с левой ноги. Если башмачок упадет в сторону дома — замужества в этом году не предвидится.

Фото: © commons.wikimedia.org

Гадание на булочках

Девушки гадали на булочках, кто скорее замуж выйдет, при помощи собаки. Каждая из дома приносила булочку, их выкладывали в ряд, а потом запускали голодного пса. Чью булку он хватал первой — та первой и замуж выйдет.

Гадание по теням о судьбе

Для этого гадания нужно смять лист бумаги, положить его на блюдце и поджечь. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Рассматривая тень от сгоревшей бумаги, можно попытаться узнать свое будущее.

Фото: flickr.com/spbpda
Фото: flickr.com/spbpda

    

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших
праздников. Первейшие по значению среди них – Пасха,
то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих
двунадесятых» и еще пять «великих
недвунадесятых». Кроме них с большой
торжественностью празднуются дни поминовения особо
почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен
день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого
цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища
позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо
Пасхи, не существовало. А позднее они
«бродили» от одной даты к другой, то
сливались, то оказывались разделены, да и традиции
отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря,
церковные праздники устоялись и приняли современную форму
далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и
согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или
даже веками. Всё это происходило, главным образом, между
IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране.
Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще,
Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу
праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня – сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую
правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь
празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому
стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего.
Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как
Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и
попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот,
прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли
ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил
во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов
существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да
и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На
это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить
всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову
перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные
воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой.
Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал
прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке
Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна,
Христос исполнил “правду”, т.е. верность и
послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял
от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов.
Как человек, Христос должен был “исполнить”
эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим
Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а
христианам на вечное время дал пример послушания воле
Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух
святой в обличии голубя, «и был глас с небес,
глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое
благоволение!»
(Лк 3:21-22). Так всему народу
было явлено, что Иисус – не только Сын Человеческий,
но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе
название – Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера,
сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали
Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых,
по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не
замерзает, а все же православный человек различает ее
где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в
двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных
вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает
пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются
в единый символ иорданской воды, освященной присутствием
Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро –
еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому
называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались
воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог,
как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял
суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три
разных события — воплощение Бога в теле человека
(Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его
истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их
представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям,
праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально
общее название этого тожества было «Епифания»
(по-гречески, — «Явление»), позднее
возобладал другой, ныне всем известный, вариант –
«Теофания» (то есть
«Богоявление»). В древних Апостольских
Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом
уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Духовенство – наследники истинных свидетелей
Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот
день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения
едва различимы. Например, у обоих праздников есть
Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое
сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и
Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый
праздник.

«Почерпнув воды в
полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало
самостоятельным праздником. Это произошло по всему
огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй
полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как
отдельный праздник, а слово «Богоявление»
становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12
дней между Рождеством и Крещением праздничными – с
25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже
различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение
воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени
превратился в своего рода «визитную» карточку
праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить
водосвятие – один или два? Так, например, Русская
церковь только в 1667 году окончательно постановила
святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам
праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение
совершается в храмах, а во второй – на реках,
озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным
традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних
христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника.
Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его
называли «днем Просвещения» — в знак
того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и
просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру,
стало так много, что одного дня для этого оказалось явно
недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам.
Обычай же святить воду в Навечерие – даже если
никого из новообращенных нет в храме – сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV
веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так:
«Христос крестился и освятил естество вод; и
потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь,
приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в
существе своем не портится от продолжения времени,
почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года
остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени
не уступает водам, только что почерпнутым из
источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на
Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там
второе освящение воды начали совершать в IV — V
веках, поскольку существовал обычай выходить на реку
Иордан для водосвятия в память о Крещении самого
Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно
распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить
крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме
– для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай:
«На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус
Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для
очищения от греха, но для того, чтобы освятить их,
преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские
Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и
водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор
ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой
святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог,
освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от
болезней».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник характеризует индустриальное общество
  • Какой праздник флаг россии
  • Какой праздник учредил ельцин
  • Какой праздник устроить сыну на 18 лет
  • Какой праздник устроить ребенку на 10 лет