Какой праздник 4 декабря божественный праздник

Православный Церковный календарь за 4 Декабря 2022 года - Неделя 25-я по Пятидесятнице. Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Воскресный

Тропарь воскресный, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.


Перевод:

С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.


Перевод:

Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


Перевод:

В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Еф.5:9–19; Лк.12:16–21)

Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертию, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: «Тако собираяй себе, а не в Бога богатея». «Тако» – то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть «собирают не себе, а богатеют только в Бога». А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. 

Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который «верного вмале поставляет над многими» (Мф.25:21); богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

Развернуть

Притча дня

К одному монаху-отшельнику ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор удивленно спросил:
– Где же все твое имущество?

– Я все припрятал в верхнем доме, – сказал монах, показывая на небо.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 338.  Первое опровержение материализма: свободная воля.

Материализм – философское воззрение, характерное для атеизма, – ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля – это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.

Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.

Это ставит нас перед лицом забавного противоречия – чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, – и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.

Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.

Практические советы

Когда нападают на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе пред Кем ты предстоишь или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».
праведный Алексий Мечёв

Случайный тест

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Главным событием воскресного дня 4 декабря 2022 является праздник, посвященный Божией Матери. Церковь вспоминает, как Богородицу впервые привели в Храм, и полное название праздника звучит так: «Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Это двунадесятый праздник, последний из установленных Церковью. У него существует предпразднство (3 декабря) и попразднство (до 8 декабря).


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями воскресного дня 4 декабря.


Воскресенье, 4 декабря 2022 года, Введение Пресвятой Богородицы во Храм

В четырех Евангелиях, входящих в Новый Завет, нет упоминания о событиях Введения во Храм. Богословы ссылаются на более поздние апокрифические тексты. Именно по ним воссоздаются события праздника.

Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, решили исполнить обет и посвятить Ее Богу, когда ей исполнилось три года. Они пришли в иерусалимский храм, около входа в который стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. На многих иконах праздника запечатлен именно тот момент, когда Пресвятая Дева легко поднимается по крутым ступеням храма, где Ее встречает и благословляет первосвященник. Согласно Преданию, им был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. По особому откровению Она вошла во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Таким образом проявилась Ее особая роль в судьбе человечества. С момента Введения жизнь Богородицы изменилась: до 12 лет она находилась при иерусалимском храме, молилась, изучала Священное Писание и рукоделие. Затем Ее поручили заботам престарелого Иосифа Обручника.

Пресвятую Богородицу почитают в Православной Церкви превыше всех святых и даже ангелов. Праздник Введения Ее во Храм установлен с Х века 20 ноября, то есть 4 декабря по новому стилю. В этом году чествование Божией Матери приходится на воскресенье, и значит у верующих, которым сложно попасть на церковные праздники в будние дни, есть возможность помолиться придя на воскресную литургию.

Подробнее о празднике читайте в наших материалах:

• История праздника

• Храм, в который вошла Богородица, или место встречи Ветхого и Нового Заветов

• Знаменитые картины на тему праздника

• Древние иконы праздника Введения

Введение Богородицы во храм картины
Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод: В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она — скиния Небесная.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея в храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты в храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.


Особенности богослужения в праздник Введения во чрам Пресвятой Богородицы

Праздничное богослужение в в воскресенье 4 декабря немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы (21 сентября) и Успения (28 августа). Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз, разбирая происходящее вао время всенощного бдения, мы остановились на воскресных тропарях, Сегодня мы расскажем о малой ектинье и ее прошениях, которые обычно произносит диакон, стоя перед Царскими вратами. Если же священник служит один, без диакона, то он сам возглашает эти просьбы к Богу от имени всех молящихся.

Мы просим о милости Бога, о защите Его благодатью. Обращаемся к Божией Матери и всем святым, чтобы они помогли нам посвятить, доверить всю нашу жизнь Богу. Прошение звучит не только о самих себе, но и друг о друге. В конце ектиньи мы прославляем Святую Троицу.

Между прошениями хор поет «Господи, помилуй», а завершает ектинью «Аминь», то есть «да будет так».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». 18 И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». 20 Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 28 — 32, глава 11, стихи 27 — 28

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 4, стихи 1 — 6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Послание апостола Павла к евреям, глава 9, стихи 1 — 7

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «Святое». 3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Павел Великанов


Редакция «Фомы» поздравляет вас с двунадесятым праздником и желает доброго воскресного дня в храме!

"Введение Марии в храм". Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

«Введение Марии в храм». Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

Сегодня поэтическими строчками русского классика о том, что на Введение Рождество уже засветилось, и в сердце свет зажигается, статью, — увы! — не назовешь. В топы выходят заголовки типа: «Праздник Введения, что можно, а что никогда делать нельзя», и это отражение нашего формального отношения к церковному торжеству как к системе запретов, или, наоборот, обязательных ритуалов с магическим душком. Но, нет, все не так. Хотя про то, что можно, а что нельзя делать на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, я, конечно, скажу. Просто дело-то не в этом. А в чем? Давайте разбираться.

Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют «знамениями», то есть чудесными, необычными явлением, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням — отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

«Введение Марии в храм», фрагмент. Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному «лестница», синоним ему. Это слово «лествица», означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Введение Марии во храм». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, каким было рождение Матери Христа. А оно было необычным, чудесным. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета (сейчас север Израиля). Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву — свой дар Богу. Книжник — то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона — публично отверг ее. Дело в том, что в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких «греховных» людей было бы неверно.

Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». На древнееврейском Мария означает «возвышенная, превознесенная».

Согласно данному обету Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Мария и старец первосвященник Захария». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год — когда приносили в «Святая Святых» жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены — девочку, столь отзывчивую к Святыне, оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет. Встреча с Богом — это всегда не только Его призыв к нам — часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом — это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Страждущие». Якопо Тинторетто. 1555 г.

«С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности». До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя. оставались считаные годы… А пока в «таинственной глубине» Божьего дома — храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…

День Введения во храм Пресвятой Богородицы, часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. «Привести в Храм — это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта», — говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает много искренности, чистоты и ясности.

«Введение Марии во храм». Николо Дипр, ок. 1500 г.

И наконец, про «можно и нельзя». Хотя праздник Введения выпадает на Рождественский пост (28 ноября — 6 января), в честь него пост отменяется, но только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут рыбные праздничные блюда.

4 декабря (21 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Маленькая девочка идёт по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка – посвящённая родителями Богу Пресвятая Богородица, старец – первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. 

Именно он, по откровению свыше, ввёл трёхлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма – место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Из истории праздника

Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов – Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия Псевдо-Матфея века IX.

Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своём воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:

Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении…

(Из Евангелия Псевдо-Матфея, IV)

Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.

Введенские святыни

На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с «вратами зимы» было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.

Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москва-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка). 

На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционных святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия – старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах – яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.

Христианский смысл праздника

Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только потому, что «Введенье пришло – зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:

Вспоминая торжественное и символическое событие – Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, – мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие…

Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни – спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

  • Главная
  • Церковь
  • Праздники и посты
  • Распечатать

21 ноября / 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Этот праздник установлен в память введения Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу, согласно данному Ее родителями обету. Пресвятой Деве в это время исполнилось только три года. Она была приведена в храм родителями, в сопровождении девиц, с возжженными светильниками и пением священных песней. Первосвященник встретил Ее при входе во храм и, по особенному вдохновению Божию, ввел Ее во Святая Святых, куда и сам мог, по закону, входить только однажды в год, как бы предрекая, что эта Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон     

О празднике

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы. Песнопения
  • Георгий Битбунов. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Владимир Немыченков. Церковный год. Сентябрь-январь. Назидательное чтение для новоначальных

Иконография праздника

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконы, фрески, мозаики

Введение во храм Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы Проповеди

  • Святитель Филарет Московский. Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дом Божий. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Епископ Иларий (Шишковский). Введение в храм Пресвятой Богородицы – вхождение в Рай всего человечества
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Иеромонах Игнатий (Шестаков). Начальная школа Ииусуса Христа. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Иеромонах Симеон (Томачинский). Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Толкования

  • Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Статьи

  • Диакон Георгий Максимов. Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося
  • Иерей Александр Пикалев. Православный родительский день
  • Евгений Поселянин. Мир веры. Об участии в жизни Церкви и о церковных праздниках
  • Валентина Куколевская. Божьи детки, или Праздник Введения глазами православной многодетной мамы

Записи богослужений

  • Богослужение на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Всенощное бдение накануне Недели 25-й по Пятидесятнице в Сретенском монастыре

4 декабря 2021 г.


Входила ли Богородица во Храм?


Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Толкование Евангелия на каждый день года. 
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Песнопения

Дом Божий. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Православный родительский день


Церковный год. Сентябрь-январь


Начальная школа Иисуса Христа


Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконы, фрески, мозаики


Божьи детки, <BR>или Праздник Введения глазами православной многодетной мамы

Введение в храм Пресвятой Богородицы – вхождение в Рай всего человечества

Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Всенощное бдение накануне Недели 25-й по Пятидесятнице в Сретенском монастыре

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем замечательный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна привели Богом избранную Отроковицу в храм Божий, где Ее встретил первосвященник Захария, ввел Ее во Святая Святых. И Матерь Божия, эта маленькая девочка, избранная на особое служение, осталась жить при храме, посвятив Себя молитве, богопознанию, рукоделию, труду.

Богослужение на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Рейтинг: 3.2|Голосов: 5

Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Иеромонах Иов (Гумеров)

Все великие праздники, посвященные Матери Божией, имеют особую радость, в них какое-то особое благоухание этой радости, и мы это сегодня почувствовали, испытывали. Еще день продолжается, и мы будем жить этой радостью. Чтобы нам глубже пережить это событие, нам нужно попытаться проникнуть в духовный смысл того, что мы сегодня торжествуем, того, что мы празднуем. (MP3 файл. Продолжительность 12:50 мин. Размер 6.2 Mb)

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Мир веры. Об участии в жизни Церкви и о церковных праздниках

Рейтинг: 9.9|Голосов: 93

Мир веры. Об участии в жизни Церкви и о церковных праздниках

Евгений Поселянин

Где мы можем быть вполне спокойны, благонадежны и счастливы? Только там, где наша настоящая сфера, наше постоянное призвание. А где же наше истинное призвание, где то дело, к которому призваны мы всегда, которому мы будем служить и тогда, когда и мир разрушится, и останутся только души человеческие с создавшим их Богом? В чем же наше вечное дело, как не в прославлении Христа? А ведь храмы для того только и существуют, и все в них происходящее одну цель только и имеет — это постоянное славословие Христа.


Лестница духовного возрастания


Неизреченный Божий зов


Панегирик на Введение во храм Пресвятой Богородицы


Исполнение замысла Творца


Введение во храм Пресвятой Богородицы


«Главная наша семья» (+ФОТО)


Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы


Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы


Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Введения во храм Пресвятой Богородицы


Введение во храм Пресвятой Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы


Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Введения во храм Пресвятой Богородицы


Вхождение в удел Божий


Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы


Какой главный вопрос мы должны задать себе в праздник Введения Пресвятой Богородицы?


Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 25-й по Пятидесятнице и Введения во храм Пресвятой Богородицы


Дар, что становится Храмом


Введение во храм Пресвятой Богородицы: встречаем праздник вместе с детьми


Самый детский праздник


Введение во Храм — было!

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы


Привести ребенка к Богу (+ВИДЕО)

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Введения во храм Пресвятой Богородицы


Введение во храм Новомучеников


Чтобы сердце жило в храме


Введение во храм Пресвятой Богородицы и подвиг веры Ее родителей


Благословенная бедность новоначальных

Православие.Ru
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Комментарии

Николай Усов 3 декабря 2015, 14:11

С праздником поздравляю ! Ведение во храм Пресвятой Богородицы . Пресвятая Богородица не остави нас!

Владимир11 декабря 2014, 23:39

С Праздником! Ососзнание праздника — вхождение в храм своей души.

светлана 4 декабря 2014, 14:05

Прости нас грешных на этой земле пресвятая богородица. И даруй нам мирную и светлую жизнь. Спасибо .

Надежда Торлопова 4 декабря 2014, 07:55

Пресвятая Богородица, спаси нас !!!

4 декабря 2013, 12:13

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Мария 3 декабря 2013, 23:09

аня 3 декабря 2013, 20:00

напишите пожалуйста по подробней а то очень коротко!

Анна 5 декабря 2011, 10:13

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Нет, наверное, на Руси другого такого человека, который почитался бы так, как Богородица. Её называют матушкой-заступницей, надеждой ненадеямых, утешительницей плачущих, целительницей душ и телес и верят, что она хранит Святую Русь, укрыв её от врагов своим белоснежным покрывалом — омофором.

Сама выбрала Бога

"Рождение Девы Марии". Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460. Фото © Wikipedia

«Рождение Девы Марии». Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460. Фото © Wikipedia

Дева Мария родилась у престарелых родителей Иоакима и Анны и с самого начала была обещана Богу. До её зачатия Иоаким на 40 дней удалился в пустыню и жил в палатке. Постясь и молясь, умоляя Бога дать ему потомство, ведь до рождения Христа бездетность была проклятием. Анна оставалась дома и тоже оплакивала свою бездетность. Когда она гуляла в саду, к ней явился ангел и сообщил весть о том, что у неё родится ребёнок и о её потомстве будет знать весь мир. Женщина так обрадовалась, что дала обет посвятить дитя Богу. Однако отвести подросшую девочку в храм, где воспитывались другие девочки, было мало, нужно было, чтобы малышка сама сделала выбор. Так и случилось, когда Марии было всего три года: из Назарета родители привели дочь в Иерусалим.

По преданию, Анна сама поставила ребёнка на первую ступень крутой лестницы, ведущей в храм. Остальные 14 ступенек девочка преодолела сама. Наверху её встретил священник Захария — отец Иоанна Предтечи. Уже зная, что стоявшая перед ним девочка из бедной семьи — будущая Богородица, Захария на глазах у поражённых иудеев не просто завёл её в храм, но и провёл в святая святых — в алтарь и таким образом указал ей место постоянной молитвы. Во время своего пребывания в храме — примерно до 14 лет — Мария молилась в алтаре, а иногда священники видели, как она разговаривала с ангелами.

Надо признать, что в ранних апокрифах нет стольких подробностей о Введении Богородицы во храм. В некоторых из них не упоминается Захария, в других его роль исполняет иерей Авиафар, а в третьих, не говорится об алтаре, но говорится о том, что священник посадил Марию на третью ступеньку жертвенника, стоявшего во дворе храма. Но все произведения упоминают о том, что девочка не плакала и не оглядывалась на родителей, как это обыкновенно бывает с маленькими детьми, а, принимая свою судьбу, прыгала от радости. Есть разница и в возрасте Марии. В одних преданиях ей три года, а в других — 10 или даже 12 лет. В православной традиции Введение во храм Богородицы — это духовное рождение Марии, поэтому праздник по торжественности и значимости сравним с её Рождеством.

Любопытно, что составленный в XIV веке патриархом Константинополя Никифором Ксанфопулом образ рисует Богородицу как светлоликую деву ростом чуть выше среднего с лицом пшеничного цвета, со светло-русыми волосами, густыми чёрными бровями и глазами цвета оливок. «Во всех вещах, — указывал патриарх, — была честна, говорила немногое и необходимое; была внимательна и приветлива… скромна, не притворна, не предавалась изнеженности, предпочитала смирение. Одежды естественных цветов носила с любовию, о чём и доныне свидетельствует её покрывало».

Праздник в честь Введения Богородицы во храм был известен уже в первые века христианства. А первый храм в честь этого события построила равноапостольная императрица Елена, мать византийского императора Константина.

Почему считается, что Русь — дом Богородицы

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Любопытно, что празднование Введения получило широкое распространение лишь в IX веке, когда была крещена Русь. У нас Богородицу почитали не только простые люди, но и князья. Первой каменной церковью в Киеве была Десятинная церковь — храм во имя Богородицы. Богородице был посвящён первый храм Андрея Боголюбского, воздвигнутый на Ростово-Суздальской земле. Самым древним храмом Суздальского кремля был Богородице-Рождественский — его возвели в начале XIII века. Во Владимире в XII веке был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы. И, наконец, главный кафедральный собор Москвы-столицы — это Успенский собор Кремля.

Народ почитал Богородицу, сочиняя о ней множество апокрифов и сказаний. Например, ель считалась на Руси священным деревом, потому что под её густыми нижними ветвями однажды спаслась Богородица с младенцем-Христом и Иосифом-обручником. Они убегали от стражников царя Ирода, который отдал приказ убить в Иудее всех младенцев, а ель, увидев это, позволила беглецам спрятаться у её ствола и опустила ветви, чтобы скрыть святое семейство.

Народная эсхатология представляла Русь как дом Пресвятой Богородицы. Греховный мир всё ещё жив был только Русью, которой правил «белый царь» — всем царям царь, потому что он «держит веру крещёную, богомольную, стоит за веру христианскую и за дом Пречистыя Богородицы».

Пресвятая Дева была заступницей каждого бедняка и обиженного. В народе ходил апокриф «Хождение Богородицы по мукам», который описывал, как Богородица спускается в ад и своими молитвами избавляет даже самых лютых грешников от мук на время от Великого четверга до Троицы.

Очень популярны были сказания об обретениях чудесных икон Богородицы (например, Тихвинская икона, по преданию, явилась людям сама, чудесным образом путешествуя «по воздуху»), от икон Богородицы происходило множество чудес, их находили чудом уцелевшими на пожарищах, рассказывали о самовозгорании свечей возле её икон и, конечно, говорили о чудесных явлениях Богородицы по всей Руси. Народ верил, что Матерь Божия не оставляет их, путешествуя по стране и являя множество чудес.

Что нужно и что не рекомендуют делать в этот день

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Фото © ТАСС / Михаил Терещенко

Мало кто знает, но в XIX веке особое распространение в народе получила стихотворная молитва Богородице, сочинённая Николаем Гоголем: «К Тебе, о Матерь Пресвятая! Дерзаю вознести мой глас, лице слезами омывая: услышь меня в сей скорбный час. Прими теплейшие моленья, мой дух от бед и зол избавь, пролей мне в сердце умиленье, на путь спасения наставь…». Её наизусть знали монахи, старец Исидор Грузинский посылал её императору Александру III, Бисмарку и британскому премьеру Гладстону. Молитва попала даже на Афон и вошла там в сборники молитв. По преданию, Гоголи были непосредственно связаны с Богородицей: она якобы явилась во сне отцу Гоголя Василию Гоголю-Янковскому и указала ему на будущую жену.

С почитанием Богородицы был связан ряд обычаев. Например, накануне пятницы на Руси особенно чисто мыли полы: верили, что по пятницам в гости может заглянуть Богородица. По этой же причине по пятницам не пряли лён, «чтобы не было пыли», зато можно было прясть шерсть. В лечебных заговорах Богородицу упоминали как обладательницу ключа от покоев, в которых почивает Христос.

Над роженицею, которая испытывала трудности, читали апокрифический рассказ «Сон Пресвятой Богородицы». А на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нельзя было чесать голову, потому что «в Евангелии сказано: Марфа, Марфа, не чешись…».

В ночь на праздник девицы, не вышедшие в этом году замуж, молились Богородице и просили её показать им во сне жениха или хотя бы дом, в котором они будут жить с мужем. Бездетные пары ходили в храм и ставили свечи перед иконой Богородицы в надежде, что она поспособствует деторождению.

Люди верили, что с Введения до Благовещения нельзя копать землю: мертвецы разозлятся и будущий урожай сгниёт на корню. Обычно в этот день крестьяне прокладывали санные пути, ездили в храмы на литургию, а после обеда устраивали праздничный стол, ведь несмотря на пост, дозволялась рыба и можно было выпить немного вина.

Комментариев: 0

avatar

Для комментирования авторизуйтесь!

4 декабря во всех православных храмах отмечают торжественный праздник, посвящённый важному событию в жизни Богородицы.

Согласно верованиям предков, начиная с 4 декабря и вплоть до Благовещенья нельзя было тревожить землю, кроме исключительных скорбных случаев. Считалось, что она отдыхает в этот период и набирается сил для нового урожая. 
Принято отмечать этот праздник в семейном кругу за скромной трапезой, ведь сейчас идет Рождественский пост. 

Что нельзя делать в день введения во храм Пресвятой Богородицы:

  • Брать и давать деньги в долг. Считается, что вернуть свои вложения или займ будет трудно.
  • Ругать домашних животных, даже если они нахулиганили. Хорошее, доброе отношение к питомцам продлевает им жизнь и улучшает здоровье.
  • Гадать, заниматься магией и прочими подобными вещами. Можно навредить собственной семье и навлечь на нее порчу.

Что можно делать в день введения во храм Пресвятой Богородицы:

  • Следует посетить храм и отстоять праздничную службу. Если такой возможности нет, то нужно помолиться дома.

Кроме того, в этот праздник все любители рыбалки старались отправиться на промысел. Считалось, что после праздника введения во храм Пресвятой Богородицы, рыба до весны теряла свои вкусовые качества и становилась более жесткой. 

  • Если на праздник устанавливалась морозная погода, то лето стоит ожидать засушливым и жарким,
  • Если погода будет пасмурной, то летом можно ждать богатый урожай,
  • Если погода будет снежная, то и зимой будет много снега. 

У православных верующих сейчас идет Рождественский пост, который продлится до Сочельника 6 января. Есть ряд важных аспектов, которые нужно соблюдать в этот период. Протоиерей Максим Кокарев рассказал, как пользоваться соцсетями и гаджетами в этот светлый период.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник 31 октября на английском
  • Какой праздник двадцатого ноября
  • Какой праздник гуфсин сегодня
  • Какой праздник был вчера или сегодня
  • Какой праздник был вчера во франции