Какой праздник 4 декабря христианский праздник

Православный Церковный календарь за 4 Декабря 2021 года - Седмица 24-я по Пятидесятнице. Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


Перевод:

В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

В субботу, всем святым

Тропарь в субботу, всем святым, глас 2

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.


Перевод:

Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Кондак в субботу, всем святым, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.


Перевод:

Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

В субботу, за умерших

Тропарь в субботу, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.


Перевод:

Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Кондак в субботу, за умерших, глас 8

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.


Перевод:

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство воплоще­ния Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, – перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, – и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необык­новенного проявления Божеского смотрения о людях. 

Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти – то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.

Притча дня

К одному монаху-отшельнику ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор удивленно спросил:
– Где же все твое имущество?

– Я все припрятал в верхнем доме, – сказал монах, показывая на небо.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 338.  Первое опровержение материализма: свободная воля.

Материализм – философское воззрение, характерное для атеизма, – ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля – это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.

Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.

Это ставит нас перед лицом забавного противоречия – чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, – и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.

Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.

Практические советы

Когда нападают на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе пред Кем ты предстоишь или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».
праведный Алексий Мечёв

Случайный тест

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Главным событием воскресного дня 4 декабря 2022 является праздник, посвященный Божией Матери. Церковь вспоминает, как Богородицу впервые привели в Храм, и полное название праздника звучит так: «Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Это двунадесятый праздник, последний из установленных Церковью. У него существует предпразднство (3 декабря) и попразднство (до 8 декабря).


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями воскресного дня 4 декабря.


Воскресенье, 4 декабря 2022 года, Введение Пресвятой Богородицы во Храм

В четырех Евангелиях, входящих в Новый Завет, нет упоминания о событиях Введения во Храм. Богословы ссылаются на более поздние апокрифические тексты. Именно по ним воссоздаются события праздника.

Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, решили исполнить обет и посвятить Ее Богу, когда ей исполнилось три года. Они пришли в иерусалимский храм, около входа в который стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. На многих иконах праздника запечатлен именно тот момент, когда Пресвятая Дева легко поднимается по крутым ступеням храма, где Ее встречает и благословляет первосвященник. Согласно Преданию, им был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. По особому откровению Она вошла во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Таким образом проявилась Ее особая роль в судьбе человечества. С момента Введения жизнь Богородицы изменилась: до 12 лет она находилась при иерусалимском храме, молилась, изучала Священное Писание и рукоделие. Затем Ее поручили заботам престарелого Иосифа Обручника.

Пресвятую Богородицу почитают в Православной Церкви превыше всех святых и даже ангелов. Праздник Введения Ее во Храм установлен с Х века 20 ноября, то есть 4 декабря по новому стилю. В этом году чествование Божией Матери приходится на воскресенье, и значит у верующих, которым сложно попасть на церковные праздники в будние дни, есть возможность помолиться придя на воскресную литургию.

Подробнее о празднике читайте в наших материалах:

• История праздника

• Храм, в который вошла Богородица, или место встречи Ветхого и Нового Заветов

• Знаменитые картины на тему праздника

• Древние иконы праздника Введения

Введение Богородицы во храм картины
Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод: В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она — скиния Небесная.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея в храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты в храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.


Особенности богослужения в праздник Введения во чрам Пресвятой Богородицы

Праздничное богослужение в в воскресенье 4 декабря немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы (21 сентября) и Успения (28 августа). Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз, разбирая происходящее вао время всенощного бдения, мы остановились на воскресных тропарях, Сегодня мы расскажем о малой ектинье и ее прошениях, которые обычно произносит диакон, стоя перед Царскими вратами. Если же священник служит один, без диакона, то он сам возглашает эти просьбы к Богу от имени всех молящихся.

Мы просим о милости Бога, о защите Его благодатью. Обращаемся к Божией Матери и всем святым, чтобы они помогли нам посвятить, доверить всю нашу жизнь Богу. Прошение звучит не только о самих себе, но и друг о друге. В конце ектиньи мы прославляем Святую Троицу.

Между прошениями хор поет «Господи, помилуй», а завершает ектинью «Аминь», то есть «да будет так».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». 18 И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». 20 Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 28 — 32, глава 11, стихи 27 — 28

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 4, стихи 1 — 6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Послание апостола Павла к евреям, глава 9, стихи 1 — 7

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «Святое». 3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Павел Великанов


Редакция «Фомы» поздравляет вас с двунадесятым праздником и желает доброго воскресного дня в храме!

"Введение Марии в храм". Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

«Введение Марии в храм». Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

Сегодня поэтическими строчками русского классика о том, что на Введение Рождество уже засветилось, и в сердце свет зажигается, статью, — увы! — не назовешь. В топы выходят заголовки типа: «Праздник Введения, что можно, а что никогда делать нельзя», и это отражение нашего формального отношения к церковному торжеству как к системе запретов, или, наоборот, обязательных ритуалов с магическим душком. Но, нет, все не так. Хотя про то, что можно, а что нельзя делать на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, я, конечно, скажу. Просто дело-то не в этом. А в чем? Давайте разбираться.

Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют «знамениями», то есть чудесными, необычными явлением, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням — отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

«Введение Марии в храм», фрагмент. Тициан Вечеллио. 1485-1490 гг.

В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному «лестница», синоним ему. Это слово «лествица», означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Введение Марии во храм». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, каким было рождение Матери Христа. А оно было необычным, чудесным. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета (сейчас север Израиля). Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву — свой дар Богу. Книжник — то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона — публично отверг ее. Дело в том, что в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких «греховных» людей было бы неверно.

Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». На древнееврейском Мария означает «возвышенная, превознесенная».

Согласно данному обету Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Мария и старец первосвященник Захария». Якопо Тинторетто. 1555 г.

Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год — когда приносили в «Святая Святых» жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены — девочку, столь отзывчивую к Святыне, оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет. Встреча с Богом — это всегда не только Его призыв к нам — часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом — это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.

«Введение Марии во храм», фрагмент «Страждущие». Якопо Тинторетто. 1555 г.

«С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности». До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя. оставались считаные годы… А пока в «таинственной глубине» Божьего дома — храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…

День Введения во храм Пресвятой Богородицы, часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. «Привести в Храм — это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта», — говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает много искренности, чистоты и ясности.

«Введение Марии во храм». Николо Дипр, ок. 1500 г.

И наконец, про «можно и нельзя». Хотя праздник Введения выпадает на Рождественский пост (28 ноября — 6 января), в честь него пост отменяется, но только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут рыбные праздничные блюда.

4 декабря в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Продолжается Рождественский пост. Согласно церковному Уставу на трапезе благословляется постная пища с рыбой.

Маленькая девочка идёт по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка – посвящённая родителями Богу Пресвятая Богородица, старец – первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. 

Именно он, по откровению свыше, ввёл трёхлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма – место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Из истории праздника

Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов – Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия Псевдо-Матфея века IX.

Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своём воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:

Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении…

(Из Евангелия Псевдо-Матфея, IV)

Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.

Введенские святыни

На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с «вратами зимы» было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.

Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москву-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка). 

На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционные святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия – старообрядчества в лоне Русской Церкви, и Введенская церковь в Барашах – яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.

Христианский смысл праздника

Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только потому, что «Введенье пришло – зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:

Вспоминая торжественное и символическое событие – Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, – мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие…

Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни – спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

4 декабря во всех православных храмах отмечают торжественный праздник, посвящённый важному событию в жизни Богородицы.

Согласно верованиям предков, начиная с 4 декабря и вплоть до Благовещенья нельзя было тревожить землю, кроме исключительных скорбных случаев. Считалось, что она отдыхает в этот период и набирается сил для нового урожая. 
Принято отмечать этот праздник в семейном кругу за скромной трапезой, ведь сейчас идет Рождественский пост. 

Что нельзя делать в день введения во храм Пресвятой Богородицы:

  • Брать и давать деньги в долг. Считается, что вернуть свои вложения или займ будет трудно.
  • Ругать домашних животных, даже если они нахулиганили. Хорошее, доброе отношение к питомцам продлевает им жизнь и улучшает здоровье.
  • Гадать, заниматься магией и прочими подобными вещами. Можно навредить собственной семье и навлечь на нее порчу.

Что можно делать в день введения во храм Пресвятой Богородицы:

  • Следует посетить храм и отстоять праздничную службу. Если такой возможности нет, то нужно помолиться дома.

Кроме того, в этот праздник все любители рыбалки старались отправиться на промысел. Считалось, что после праздника введения во храм Пресвятой Богородицы, рыба до весны теряла свои вкусовые качества и становилась более жесткой. 

  • Если на праздник устанавливалась морозная погода, то лето стоит ожидать засушливым и жарким,
  • Если погода будет пасмурной, то летом можно ждать богатый урожай,
  • Если погода будет снежная, то и зимой будет много снега. 

У православных верующих сейчас идет Рождественский пост, который продлится до Сочельника 6 января. Есть ряд важных аспектов, которые нужно соблюдать в этот период. Протоиерей Максим Кокарев рассказал, как пользоваться соцсетями и гаджетами в этот светлый период.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой праздник 31 октября на английском
  • Какой праздник двадцатого ноября
  • Какой праздник гуфсин сегодня
  • Какой праздник был вчера или сегодня
  • Какой праздник был вчера во франции