Какой сегодня мордовский праздник

ЯНВАРЬ«Рождественская изба»( «Роштувань куд» (м.) , Роштовань кудо» (э.) )       Праздник был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещ

Народный календарь

«Праздники мордовского народа»

ЯНВАРЬ

«Рождественская изба»

( «Роштувань куд» (м.) , Роштовань кудо» (э.) )

       Праздник был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались святками. Большое участие принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали.


Колядка

А каляда, каляда,

Тячинь шись каляда!

Каляда, каляда,

Вандынь шись роштува!

Каляда, каляда,

Лама перякада валяда (м.).

 Каляда, каляда,

Ламо прякат валядо!

Коля максат пряка,

Чачтат цера тяка (э.) .      

Ой, коляда, коляда,

День сегодня коляда!

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Дайте нам пирожка.

Коляда, коляда,

Испеките пироги!

Если дашь пирожок,

Родится у тебя сынок.

   ПРИМЕТЫ:

На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если звезды редки, то и ягод мало будет.        

ФЕВРАЛЬ

«Масленица»

( «Масланця» (м.), «Мастя» (э.))

       В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы.  Блин – символ возрождённого солнца.

Закличка

Мастян чи, паро чи!
Саик, саик якшамонть!
Паник, паник якшамонть!
Вай шубинем каладсь,
Вай шапкинем каладсь,
Вай варьгинем каладсь,
Вай кеминем каладсь! (э.)

Масленичный день, хороший день!

Возьми, возьми холод!

Прогони, прогони холод!

Вай шубка износилась,

Вай шапка износилась,

Вай варежки износились,

Вай валенки износились!

Прибаутка

Пачкалга, пачкалга,

Мес аф пицят пачат?

 Аяш вайса ваденди.

Вайса пачкалгть вадине,

Шапакскять каяйне.

 Ваймонезень идезе –

Пачкалгсь пачать пидезе (м.)

Сковородка, сковородка,

Что блинов не печешь?

Меня маслом не мажут.

Маслом я намазала.

Тесто налила.

Она меня спасла –

Блинчик испекла.

Заигрыш

Чине листь, листь, листь, 

Пачалкситне пидсть, пидсть!

Ожу вайса вадьсайне. 

Эйкакштненень кандсайне!

Солнышко, взойди, взойди,

Блины уж испеклись, испеклись!

Погоди, их маслицем обмажу,

И детишкам отнесу!

ПРИМЕТЫ:

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

МАРТ

Призыв весны с 22 марта «Жаворонки»

(«Цигунянь ши» (м.),  «Норовжорчонь чи» (э.))

        В мордовской культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей.  Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков.  Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Закличка

Жаворонкат, кулемасть,

 Сяда курок няемасть!  

Сяда курок лиеда,

Тундань лямбе тиеда.

Тялось мяленьконь ни мольфтьсь, 

Сон кшибяленьконь ни порьфтьсь.

Тялонь щамоньке ни каладсть, 

Жаворонкат, лиеда, 

Тяза пизот лиеда, 

Лама алнят нарвада, 

Ламонь лефскат касфтода (м.).

Жаворонки, услышьте нас,

Скорее заметьте нас!

Скорее прилетайте,

Весеннее тепло делайте.

Нам зима уж надоела,

 Все запасы хлеба съела.

 Зимняя одежда уже износилась, 

 Жаворонки, прилетайте,

Гнездышко свивайте,

 Много яиц насидите,

 Много птенцов вырастите.

Потешка

Чики-чики, сорока,

Очко пеке онока!

Шукшт-шукшт толганзо,

Карандушка шубазо,

Ленчень локшо кедьсэнзэ,

Кшнань карькске перьканзо,

Сиянь повне песэнзэ (э.).

Чики-чики, сорока,

Гладкие у нее перышки!

Искусно сшита ее шуба,

Хлыст в руках ее из дуба,

Вокруг нее красивая веревка,

На конце золотая пуговка.

ПРИМЕТЫ:

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

АПРЕЛЬ

«Пасха»

( «Очижи или Оцюши» (м.), «Инечи» (э.) ) 

        Пасха — Светлое Христово Воскресение. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения.

        Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением.

Закличка

Позяра, позяра! 

Пандо боксо лов солы!

Позяра, позяра! 

Ловонть олга ведь чуди!

Позяра, позяра! 

Блидинесэнть мазы ал!

Позяра, позяра! 

Тюжинесэнть Ине Чи! (э.)

На горе снег тает!

Подо льдом течет ручей!

Блидинесэнть мазы ал!

В нашем доме пасха!

Пестушка

Тинць, тинць карьседа,

Щавань, пяли якада.

Щавась максы коку,

Батькась максы ляли,

Олять пекоц кели (м.).

Тинць, тинць карьседа,

Щавань, пяли якада.

Щавась максы коку,

Батькась максы ляли,

Олять пекоц кели (м.).

ПРИМЕТЫ:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

МАЙ

«Троица»

( «Троицянь чи» (э.) , «Троцянь ши» (м.) )

       Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны. До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.  

Закличка

Кизоня, сак, сак!

Лямбе тунда, тук, тук!

Сетьме пизем кантт, кантт!

Сери сёрот макст, макст! (м.).

Лето, приди, приди!

Весна, уйди, уйди!

Принеси нам теплый дождь!

Вырастет густая рожь!

Лето, приди, приди!

Весна, уйди, уйди!

Принеси нам теплый дождь!

Вырастет густая рожь!

Солнышко, выйди, выйди,

Получтшь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!

ПРИМЕТЫ:

Май холодный – не будет год голодный.

Придет май – о долгом сне не вспоминай.

ИЮНЬ

«Моление на меже»

(«Межань ознома» (э.),  «Грань озкс» (м.))

        В последующее после Троицы воскресенье мордва проводила игрища: детей возили на ярмарку и покупали им народные игрушки, сладости. Катали их на каруселях. Взрослые состязались в пение частушек и песен. Июнь — начало лета, в народе его называют еще «хлеборостом». В лесу появляются первые ягоды и грибы. Мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье людей и животных.

Загадки

Красненькая, сладенькая,
На солнышко поглядывает.

                            (Земляника)

Хоть и ясно, хоть и дождь,
Из-под зонтика не выходит.

                                       (Гриб)

Не столяр, не плотник,
А хороший на селе работник.

                                    (Лошадь)

Борода есть, но не старик,
Рога есть, но не корова.

                                   (Коза)

ПРИМЕТЫ:

Пришел июнь — разноцвет – отбою от работы нет.

В июне день – с год.

ИЮЛЬ

«Моление о дожде»

(«Пиземе озкс» (э.), «Пиземонь анама озкс» (м.))

       Июль — самый жаркий летний месяц. Наступает время созревания хлебов. В июле обычно начинают косить и заготавливать на зиму сено для скота. Перед началом сенокоса проводились моление «Лаймо озкс». Люди просили богов помочь вовремя скосить сено, сметать его в стога и, чтобы оно пошло на пользу животным. Также просили богиню поля (Пакся-ава) помочь в прополке полей. Но самым важным молением мордвы было моление о дожде («Пиземе озкс»). Проводились моления у родников, рек и озёр. После моления участники обливались водой.

Закличка

Пиземня, тук пяконя!

Модась ули ляпоня,

Модась ули ляпоня!

Ласьконттяма кяпоня! (м.)

Пиземня, тук пяконя!

Модась ули ляпоня,

Модась ули ляпоня!

Ласьконттяма кяпоня! (м.)

Загадки

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

                      (Дождь)

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

                      (Дождь)

Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.

                      (Дождь)

ПРИМЕТЫ:

Июль — месяц прибериха, припасиха.

Утром туман стелется по воде – будет хорошая погода.

АВГУСТ

«Яблочный Спас»

(«Умарь Спас» (э.), «Марень спас» (м.) )

        Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся короче. Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы; в огородах – морковь, свекла, лук, картофель. Август – праздник жатвы. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. В деревнях мордва праздновали праздник «Умарь Спас» — Яблочный спас. В этот день хозяин нес яблоки в храм. В храме яблоки освещались. Дома совершали моленья в честь покровителя яблонь, чтобы тот хранил яблони от бурь, ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродилось сладкие. Яблоки ели всей семьей.

Загадки

Ты этот месяц знаешь

В нем делают запасы,

Попутно отмечая

И три различных спаса.

                                       (Август)

На дереве краснеют девичьи щеки.

                                                 (Яблоня)

Не в небесах, не на земле,

А всеми славятся.

                                      ( Яблоки)

Пословица:

Кодамо умаринась, истямо умареськак. (э.)

Какова яблоня, таково и яблоко.

ПРИМЕТЫ:

Месяц август яблоком пахнет.

В августе до обеда – лето, а после обеда – осень.

СЕНТЯБРЬ

«Моление серпа»

(«Тарваз озкс»  (э.) , «Тарвазонь озондома» (м.) )

      Праздник тарваз озкс, посвящен богине поля – Пакся-аве. Пакся-ава, по представлениям мордвы жила во ржи. Поэтому каждый хозяин связывал ржаные колосья на небольшом клочке своего загона, около связки колосьев стелил белое полотенце с хлебом и солью, втыкал в землю серпы, и все присутствующие при этом садились на снопы. Старшая из женщин-жниц благодарила Пакся- аву за хороший урожай:

«Милостивая Пакся-ава

Дала ты нам много зерна.

Не обижай наши сердца.

Колосья ржи полны

Серебряным золотым зерном».

Загадки

Летом в одежде,
Зимой без одежды.

                      (Поле)

Среди усов золотые зубы.

                             (Рожь)

Дерево, на нем много гнезд,
В каждом гнезде — яйцо.

                                    (Колос)

ПРИМЕТЫ:

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

ОКТЯБРЬ

«Покров»

(«Покрав» (э.), «Покрусь» (м.) )

       Покров день – празднуется 14 октября. Значение праздника – окончательное наступление осени. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лесные хозяева.

        Начиная с праздника Покрова мордва праздновала девичий праздник: «Тейтерень пия кудо» (девичий дом пива). Молодые девушки варили брагу, готовили вкусное угощение, вышивали подарки. Весёлым праздником с песнями, танцами и сценками из девушки благодарили богов за собранный хороший урожай хлеба, овощей.

Прибаутка

А Любава, Любава

Яки пиже лугава:

Сэнь сарафан лангсонзо,

Ниленьгемень панксонзо.

Ушов лиссь – начтынзе,

Кудось совась – костинзе (э.).

Ах, любушка, Любушка,

 Ходит Люба по лужку:

 На ней новый сарафан,

На ней платье новое.

На улице намочит,

 Домой зайдёт – высушит.

ПРИМЕТЫ:

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся.

Каков Покров – такая зима.

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

НОЯБРЬ

«Бабушкино моление»

(«Бабань озкс» (э.), «Бабань озондомат» (м.) )

     Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Вечерами собирались на посиделки – пели песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, здоровье людям, благополучие в хозяйстве. Женщины готовили вкусное угощение и справляли праздник всем селом (общее сельское гуляние).

Потешка

Ушеняса вармась вяшки,

Якшамсь лямботь эса сяськи.

Курок оцюста  тон касат,

Молят вире – пенгат ускат,

Минцень печканяньконь уштат,

Сире пакарнянень эждят,

Тядяцти тон ведь лездат (м.) .

Ветер свищет за окном,

Пробирается он в дом.

Скоро будешь ты большим,

В лес поедишь ты один.

Нашу печку ты истопишь,

Матери во всем поможешь.

Прибаутка

Пянаклангса катоня,

Ащи, уды, мторды,

Эсь усанзон пстерьфни.

Мес, катоня, мтордат,

Мес шеернят аф кундат?

Пелян, стирня, кельмода,

Палы тяштень сельмода.

Пянаклангса лямбоня,

Лямбось кельговсь сембонди (м.).

На печке котеночек,

Спит себе, мурлыкает

И усами шевелит.

Что, котик, мурлыкаешь,

Что не ловишь мышей?

Ой, боюсь я холода,

Боюсь ярких звездочек.

А на печке тепло,

И всем нам хорошо.

ПРИМЕТЫ:

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борются.

ДЕКАБРЬ

Празднование Нового года, подготовка к Рождеству

        На Новый год комплекс рождественских обрядов повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодежью участвовали старики; гадали не только о женихах, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. Накануне Рождества проводили обряд колядования (Калядань чи) – день колядок. Пекли специальные пирожки с овощной начинкой (калядань прякат). Чем лучше угощали колядовщиков, тем обильнее были их пожелания для хозяев.

Колядка

Ай, каляда, каляда!

Конась максы пяшьтенге

Тонань, сюро шачозо.

Межань троке празо,

Капа юрс ёмазо.

Сянго сюро сивеза.

Таусинь, таусинь,

Кишки-лепешки,

Просячьи головушки,

Свиные ножки.

Бабай, давай пяштеньге! (э.)

Ай, коляда, коляда!

Кто (нам) даст орешков,

У того хлеб уродится.

Сено в стог уложится,

Даже вилы от тяжести погнутся.

Таусинь, таусинь,

Кишки – лепёшки,

Поросячьи головушки,

Свиные ножки.

Бабушка, дай орешков!

ПРИМЕТЫ:

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля —
это к урожаю.

В 2004 году в Мордовии были учреждены республиканские национально-фольклорные праздники: мокшанский — «Акша келу» [Белая береза], эрзянский — «Раськень озкс» [Родовое моление], татарский — «Сабантуй» [Праздник плуга] и русский «День славянской письменности». Их цель — сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, национальных видов спорта и укрепление межнациональных отношений. Национальные праздники проводились в Мордовии и раньше, однако сегодня они имеют более высокий статус и финансирование.

Праздник «Акша келу». Фото — «Диагональ»

«Акша келу» традиционно проводится в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района на праздник Троицы. На правом берегу реки Вад устраиваются народные гуляния, дегустация блюд мордовской кухни и концертная программа. На праздник съезжаются гости из Мордовии и регионов России. Изюминкой «праздника белой березы» является мордовская борьба на поясах. Отличий мордовской борьбы от похожих состязаний несколько: весовая категория борцов значения не имеет, противники не могут отрывать рук от кушака друг друга. Побеждает тот, кто сможет три раза уложить противника на землю [если один из борцов производит бросок через себя и первым касается земли — он проиграл]. Раньше эти соревнования назывались «борьба медведей», теперь — «Акша келу» в честь республиканского праздника.

Борьба «Акша келу». Фото — «Диагональ»

«Раськень (Велень) Озкс» проходит в селе Ташто Кшуманця Большеигнатовского района во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень Озкс [Сельское моление], а раз в три года — более крупный праздник — «Раськень Озкс» [Родовое моление]. На празднике гостей встречают не традиционным хлебом-солью, а хлебом с медом: чтобы дальнейшая жизнь была сладкой и сытной. Особенностью праздника является заседание Совета старейшин, на котором подводятся итоги работы за год. Праздник начинается с зажжения штатола [свечи]. На молениях звучит основная просьба присутствующих — о сохранении мокшанского и эрзянского народов, чтобы родной язык, традиции, культура жили на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Главное угощение на празднике — Букань ям [суп из говядины]. Суп на празднике варят в десяти котлах, чтобы никто из гостей не остался без традиционного угощения.

Национальный театр на празднике «Раськень Озкс». Фото — МГНДТ

Праздник «Сабантуй» проводится в Лямбире в конце мая — начале июня. Раньше праздник проходил на центральной площади райцентра, но площадь перестал вмещать всех гостей. Поэтому уже три года подряд Сабантуй проходит на территории центрального аэроклуба ДОСААФ России имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Сабантуй знаменует окончание весенне-полевых работ, поэтому на празднике награждают лучших работников в отрасли сельского хозяйства.

Для Сабантуя характерно выступление самодеятельных артистов, блюда татарской кухни и выступления парашютистов, мотоциклистов и конно-спортивного клуба. Традиционно Сабантуй изобилует спортивными состязаниями, на которые приезжают спортсмены не только из многих районов нашей республики, но из соседних регионов. Больше всего зрителей собирает «көрэш» [борьба на поясах]. Победитель получает звание «батыра» [силач, богатырь] и живого барана в подарок.

Сабантуй. Фото — Евгений Птушка

День славянской письменности и культуры отмечается в Саранске 24 мая. В этот день проходит тематический концерт, в котором принимают участие студенты музыкального училища и детские коллективы. В 2017 году праздничные мероприятия прошли возле Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, где выступили 15 хоровых коллективов.

В 2018 году в Саранске впервые пройдет межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Шумбрат» — идея учреждения республиканского мордовского фольклорно-этнографического праздника зрела уже давно. Сразу на нескольких площадках в городе пройдут концерты творческих коллективов, театрализованное шествие народов Мордовии «Все мы — Россия!», выставка изделий мастеров народных художественных промыслов, конкурс национального юмора и частушек «Кулдор-калдор» и этнодискотека. Республиканские праздники «Раськень озкс» и «Акша келу» сохранят свой статус.

Мордва является девятым по численности народом России, большинство его представителей проживают в Республике Мордовия. Традиции мордвы следует рассматривать с учётом разделения народа на два субкультурных этноса – обычаев эрзян и мокшан.

Многие культурные элементы этих народностей схожи, однако есть заметные различия, что выражены в зависимости от территории проживания племён. Традиции морды тесно переплетаются с русскими обычаями, ведь многие годы эти народы тесно сосуществовали и влияли друг на друга, но есть и самобытные элементы. Что же собой представляет мордовская культура?

Мордва – мокша и эрзя

Мордовский народ – хранитель богатой истории и культурного наследия. Если прежде разделение между мокша и эрзя было весьма заметным, то сегодня оно часто выражается лишь по внешним признакам. Темноглазых и темноволосых причисляют к эрзянам, а светлокожих – к мокшанам.

В старину значительную роль в жизни каждого из племён играл и национальный костюм. У мокшанок было принято носить широкие шаровары и рубаху, которую перевязывали на талии поясом.

А вот эрзянские женщины предпочитали длинные рубашки, напоминающие платья. Головные уборы женщин эрзя украшают узоры, некоторые отдаленно напоминают русские кокошники, а вот мокша более тяготели к подобию восточных тюрбанов.

Эрзяне на фестивале мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря» / mordovochka.blogspot.com

Эрзяне на фестивале мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря» / mordovochka.blogspot.com

Свадебные традиции мордвы

Даже в наше время мордовский народ придерживается старинных обычаев. Одним из самых главных событий в жизни человека является свадьба. Ещё пару веков назад бракосочетание совершалось разными способами: уходом или самокруткой, сватовством.

Первый вариант подходил для представителей низших социальных слоёв, бедняков, что не могли позволить себя расходы на праздник. Второй вариант у мордвы был более распространён. Он предполагал проведение важных обрядов, отправление сватов, предварительные переговоры между будущими родственниками.

Девичья баня свадебный обряд мордвы

Девичья баня – свадебный обряд мордвы / © Laurence Griffiths

Накануне свадьбы невеста должна была пройти ритуал очищения. Называли его “девичьей баней”. Для мордвы особую священную силу имела вода, почитание которой сохранилось с языческих времён до нашего дня. Перед бракосочетанием невеста должна была очиститься от грехов и недобрых сил, что могли подойти к ней.

Не менее важным обрядом было “причитание над кашей”. Он заключался в подношении родственницами каши (иногда её заменяли лепёшками). Получая их, невеста благодарила и начинала жаловаться на свою судьбу. Да, это было обязательным аспектом подготовки, даже если девушка с нетерпением ждала праздничного дня и была влюблена в своего жениха.

В старину такие причитания могли продолжаться около недели, а позднее сократились до нескольких дней. Сегодня подобной традиции мордвы практически нельзя увидеть, однако путешественники рассказывают, что в отдалённых селениях ещё сохранился однодневный обряд жалоб и плача. По его завершению невеста дарит своей лучшей подруге кольцо или гребень, перевязанный лентой. Такой подарок символизирует прощание с девичеством.

Финальной и самой торжественной частью свадьбы является забирание невесты. В этом обряде участвуют крёстные мать и отец жениха и уредев (человек, который должен охранять повозку). Интересно, что свадьба у мордвы представляет собой сложную структуру, где есть даже свои “чины”.

Свадебная традиция мордвы - забирание невесты / penza-press.ru

Свадебная традиция мордвы – забирание невесты / penza-press.ru

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

праздник мордвы

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

А вы знали, что Ульяновская область — это единственный регион страны за исключением собственно Мордовии, где каждый год проходит национальный праздник мордовского народа? Стать участником «Шумбрата» можно будет уже в эти выходные, а пока «Народная газета» рассказывает о том, почему это действительно интересно.

Это не шутка: наиболее раннее употребление этнонима «мордва», предположительно, фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. Конечно, пятнадцать веков назад мордва была совсем иной; самобытный дух этой культуры, к которой относятся до 178 тысяч жителей нашего региона, формировался столетиями. Уникальные костюмы и блюда, обряды, песни, резьба по дереву — все это эрзя и мокша пронесли через свою тысячелетнюю историю. Прикоснуться к ней — все равно что прикоснуться к самой истории Российского государства.

Три праздника

— Этот праздник проводится в Ульяновске уже в восьмой раз, а создавался он нашей автономией с нуля, по образу и подобию Акатуя и Сабантуя, которые мы взяли за основу, — рассказал руководитель региональной мордовской национально-культурной автономии Владимир Софонов, в преддверии праздника давший интервью «Народной». — Сейчас, оглядываясь назад, уверен: мы находимся на верном пути. Большую помощь нам оказывает министерство культуры и министерство образования. Мы привлекаем много детей из детских садов, школ. В итоге совместными усилиями у нас получается неплохой праздник.

Акатуй, Сабантуй и «Шумбрат» — это действительно три главных национальных праздника многонациональной Ульяновской области. История у них разная, разные и традиции, объединяет их общий дух дружбы народов, которые с удовольствием ходят друг к другу в гости. Их, гостей, с каждым годом становится все больше, в том числе и на самом «молодом» из тройки праздников — «Шумбрате».

— Праздник действительно с каждым годом набирает все большую популярность, — поясняет Владимир Софонов. — Участвуют все районы Ульяновской области, привозят свои делегации, выставляют подворья, рассказывают о своих достижениях в районах: где-то больше развита кухня, а где-то — резьба по дереву. 

Называть праздник исключительно региональным будет в корне неверно: в этом году, к примеру, на «Шумбрат» приезжают гости из 12 регионов — и эрзя, и мокша, два субэтноса мордовской культуры. Приедут не просто делегации — целые творческие коллективы из Нижнего Новгорода, Татарстана, Чувашии, разумеется, Мордовии.

— Такое количество гостей позволит сравнить особенности коллективов из разных регионов, увидеть, кто и в чем интереснее. А в целом масштабный праздник подобного рода проводится практически только в Ульяновской области, — делится лидер автономии. — И нам много помогает администрация города Ульяновска и Ульяновской области. Это тоже хороший показатель, что мы выбрали правильный путь.

Три героя

Всего на «Шумбрате» этого года будет организовано 15 тематических площадок, они будут посвящены трем героям мордовского народа — скульптору Степану Эрьзе, известному педагогу, просветителю Авксентию Юртову и летчику с позывным «Мордвин» Михаилу Девятаеву, который в годы Великой Отечественной войны угнал фашистский самолет и совершил настоящий подвиг.

О творчестве Эрьзи, сфор-мировавшемся на рубеже ХIХ — ХХ веков, будет рассказывать выставка под открытым небом. Организаторам «Шумбрата» удалось договориться с музеем его имени: для жителей нашего региона привезут настоящие экспонаты и проведут экскурсии. Да, кстати, в этом году знаменитому скульптору в этом году бы исполнилось 145 лет. Один из немногих памятников ему находится в Ульяновске — в Новом городе.

Именем Авксентия Юртова в Ульяновске назван один из скверов, который, к слову, благоустроили только в 2020 году.

— Я один раз вечером прошелся по этому скверу — все скамейки заняты, и люди не просто отдыхают, они знают, что отдыхают в сквере знаменитого мордовского просветителя, автора первого эрзянского букваря, — пояснил Владимир Софонов. — К лету там будут разбиты клумбы. 

По Михаилу Девятаеву: о нем горожанам расскажут гости из Саранска, которые привезут материалы о его жизни, литературу, отдельные экспонаты. 

Что касается других площадок: площадка «Серебряные колокольчики» — для детей дошкольного возраста, с творческим конкурсом. Конкурс будет проводиться по четырем номинациям, участники — более ста ребят, которые стали победителями предыдущих этапов (шли всю весну).

Площадка «Литературный микрофон» вновь проводит областная библиотека. Акцент будет делаться на мордовской литературе, но читать ее будут, разумеется, горожане любой национальности, включая гостей праздника. Пригласили и авторов из Мордовии, которые будут читать стихи на национальном языке.

Еще одна площадка для детей — «Серебряный бисер». На ней дети будут показывать свои поделки, площадка тоже традиционная. 

…как и пленэр для художников — на него приедут 13 юных живописцев из Карсунской детской школы искусств. Еще 15 авторов выставит областная школа искусств.

Трудиться — так весь год

Областная мордовская автономия не ограничивается проведением «Шумбрата» раз в год: в феврале, к примеру, каждый год они отмечают день рождения просветителя Юртова и проводят областную или межрегиональную конференцию его имени. 

— Местом проведения всегда был Новомалыклинский район, — пояснил Владимир Софонов. — Потом мы решили, что эту конференцию надо проводить по кустам Ульяновской области. В прошлом году проводили конференцию в Кузоватовском районе. Собралось около 120 преподавателей — исследователей эрзянского народа. 

8 ноября отмечают день рождения Степана Эрьзи. Ежегодно проводятся детские конкурсы — сначала районного масштаба, потом — областной этап. Отдельно организуют конкурс мордовского костюма, в нем тоже принимают участие ребята из всех районов области.

— Еще традиционно мы пристально следим, как изучается родной эрзянский язык в школах Ульяновской области, — рассказал лидер автономии. — Всего у нас восемь школ, где он преподается, это около 400 учеников в четырех районах. Раньше было на 20% меньше. Но у нас есть резервы, надеемся, что изучающих будет становиться год от года больше. К примеру, село Кивать сможет перейти на изучение родного языка. Ульяновская область — единственная, за исключением Мордовии, где преподается в качестве предмета мордовский язык. 

Хотите узнать больше — отправляйтесь на «Шумбрат»!

КСТАТИ

Единение — наше всё!

На прошлой неделе врио губернатора Алексей Русских провел объединенное заседание президиума Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями. 

— Сегодня вопрос сохранения в обществе чувства единения, милосердия и неравнодушия к судьбе Родины приобретает особую важность, — пояснил глава региона. — Это неоднократно подчеркивал президент Владимир Путин. По его словам, именно духовно-нравственные ценности и традиции сделали нас сильнее, и мы должны их отстаивать и защищать. Рад отметить, что именно так и живет Ульяновская область. Для нее характерны атмосфера мира и абсолютного доверия, сейчас дружба народов — это визитная карточка нашего региона.

В регионе действует 31 национальное общественное объединение и 385 религиозных организаций: 221 православная и 138 мусульманских. Проживают представители более 120 национальностей. Около 89% жителей проповедуют христианство, 9,6% причисляют себя к исламу, 1,5% относятся к иным христианским течениям.

— В прошлом году на территории региона проведено почти 1,5 тысячи различных мероприятий с охватом более 100 тысяч человек. Согласно опросу, 99% жителей региона в прошлом году не отмечали неприязненного отношения к себе по национальному признаку, — заявил и. о. первого заместителя губернатора Ульяновской области Александр Костомаров.

Анатолий МАРИЕНГОФ

12 июня Мордовия будет отмечать сразу три праздника День России, День рождения Саранска, День Святой Троицы. Отдыхаем мы тоже целых три дня 11,12, 13 июня.

День России
За свою недолгую историю этот праздник несколько раз менял название. Давайте разберемся, по какому поводу 12 июня мы отмечаем День России и отдыхаем целых три дня.

Все началось в 1990 году. СССР был на грани распада — руководители союзных республик отказывались подчиняться центральному аппарату. Начался «парад суверенитетов»: республики одна за другой провозглашали приоритетность своих законов над общесоюзными.
12 июня 1990 года Съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, в составе СССР) принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

В документе говорилось о том, что Декларация станет основой для разработки новой Конституции. Документ подписал председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин. Ровно год спустя Борис Николаевич одержал победу на первых президентских выборах РСФСР, набрав 57% голосов. Поэтому 12 июня одновременно началась новая эпоха современной России.
До начала 2000-х праздник часто называли Днем независимости России. Неофициальным «ребрендингом» праздника занялись в 1997 году, когда он стал Днём России.

День города
12 июня столица Мордовии отмечает День Рождения! Вы не задавались вопросом: «Почему?»
По словам заместителя директора по научной работе Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина Дмитрия Фролова, исторических документов, в которых упоминалась бы точная дата основания Саранска, до наших дней не сохранилось.

— Как правило, в 17 веке деревянная крепость — кремль — строилась за один летний сезон. В апреле или мае расчищали площадку под строительство и рубили лес, рабочие начинали копать рвы и насыпать валы. В июне 1641 года у основателей Саранского кремля был самый разгар работ. Строитель города-крепости, воевода Савелий Иванович Козловский, едва ли завершил кремль раньше конца августа или начала сентября, — пояснил Дмитрий Фролов.

Было отмечено, что деревянное зодчество на Руси к тому времени достигло пика своего расцвета. Технология была тщательно отработана, поэтому даже большие крепости удавалось поставить за одно лето. Была у наших предков даже особая специальность: мастер — «городник» — строитель крепостей.

Именно поэтому датой основания Саранска принято считать июнь 1641 года.
С месяцем определились. Но вот число! Почему же День Рождение Саранска отмечают 12 июня? Долгое время у дня города была плавающая дата. Журналисты «Известий Мордовии» присутствовали на исторической сессии городского совета депутатов в конце 90-х годов 20 века, которая всё изменила. Народные избранники долго колебались между 1 и 12 июня в качестве дня, который будет считаться Днём Рождения Саранска. На сессии парламентарии единогласно поддержали Ивана Ненюкова, который в то время был мэром. С тех пор День города в Саранске совпадает с Днём России!

Интересно, что праздник города в этот день отмечается ещё и в Рузаевке, Новгороде, Ульяновске, Коломне, Кемерово, Перми, Кирове, Красноярске, Ханты — Мансийске, Уфе, Киров, Тамбове, Белогорске (расположен в Амурской области), Гагарине (это Смоленская область), Комсомольске-на-Амуре, Сыктывкаре, Ижевске, Пензе и других городах.

Троица
На 50-й день после праздника Христова Воскресения православные христиане отмечают День Святой Троицы. В этом году Пятидесятница приходится на 12 июня.
Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед Вознесением в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от Своего Отца Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.
Для Мордовии Троица – особенный праздник. В этот день принято приезжать на свою малую Родину, общаться с родными и близкими в глубинке. На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновление людей благодаря Святому Духу.

На улицах сел и деревень в Пятидесятницу устраиваются народные гуляния с хороводами, песнями, плясками и щедрыми угощениями.

Александр Ефремов, Ирина Злобина.

Большинство мордовских праздников соответствуют русским православным праздникам. Весенние и летние праздники группировались вокруг христианских, хотя обставлялись явно языческими обрядами, смыслом которых была встреча весны, новой жизни, надежда на благополучие.

В Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи, ранним утром молодежь ходила по селу с ветками вербы и у ворот дома пела:

Вставай невестушка, вставай,
Широкие ворота открывать
Девиц молодых впускать,
Ты не бойся, невестушка,
Вербой мы тебя похлещем,
До другого года здоровья дадим!

Мордовский народ верил, что на каждой вершинки вербной веточки таится божья сила. Помогает она от порчи, сглаза, болезней, способствует получению высоких урожаев хлеба, овощей, фруктов.

Инечи (Ине Чи — Великий день)

Этот праздник в дохристианскую эпоху был сввязан с днем весеннего равноденствия. Отмечали  встречу и проводы Инечи, в ее роли выступала нарядно одетая девушка (в некоторых места это был обеленный сединами старик), которая появлялась с восточного края деревни. Вместе с ней шли её подруги. Они всю неделю ходили по деревне, обходили дома, желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая, много скота. «Провожали» Инечи всем селом. Она уходила на запад. Взрослые провожали её до околицы, а девушки,  парни и дети провожали её дальше, до леса, рощи или до речки. Здесь все останавливались, угощали друг друга яйцами, блинами, пирогами,  украшали полюбившуюся березку разноцветными ленточками. А потом все возвращались домой.

Во время проводов Инечи часто совершались обряды, связанные с огнем. Сбрасывали в реку копны горящего сена, спускали с гор горящие колеса.

После принятия христианства, праздник Инечи стал ассоциироваться с Пасхой.

Тундонь ильтямо Чи (Проводы весны)

Этот народный праздник также имеет языческие корни, он отмечается в последний день Троицы. В этот день девушки наряжались парнями, парни — девушками, были персонажи, наряжавшиеся в костюмы медведя, коня  и т.д. Они ходили вдоль села  с песнями и плясками, затем шли к речке или к роднику бросали в воду венки, девушки гадали.

Шумбрат (Здравствуйте)

Шубрат — молодой праздник, отмечается последние 20 лет. Основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа, развитие самодеятельного художественного творчества.  У мордвы сохранилась древняя традиция перед началом всякого важного дела, а также перед началом любого народного праздника проводить обряд священной родовой свечи «Штатол». Именно с зажжения миниатюрной копии такой родовой свечи и начинается праздник «Шумбрат».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой сегодня молдавский праздник
  • Какой сегодня мини праздник
  • Какой сегодня ментовской праздник
  • Какой сегодня международный праздник 5 мая
  • Какой сегодня международный праздник 19 ноября