Какой сегодня церковный праздник родительский день

В какие числа будут Родительские субботы в 2023 году по православному календарю? Как нужно поминать усопших, нужно ли ездить на кладбище, основные традиции и молитвы поминовения усопших в дни Родительских суббот.

Родительские субботы

  • Раздел «Жизнь после смерти»
  • Роди­тель­ская суб­бота диакон Андрей
  • Зачем поми­нать усоп­ших? Алек­сандр Тка­ченко
  • Таин­ство смерти Н. Васи­лиа­дис
  • О поми­но­ве­нии усоп­ших по уставу Церкви свт. Афа­на­сий (Саха­ров)
  • Роди­тель­ская суб­бота (рас­сказы разных лет) Б.П. Екимов
  • Хри­стос Вос­кресе! Дер­зайте!
  • Дни поми­но­ве­ния усоп­ших

Роди́тельские суббо́ты – дни сугу­бого поми­но­ве­ния усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан. Всякая суб­бота (кроме тех слу­чаев, когда в суб­боту слу­ча­ется празд­ник: поли­е­лей­ный, бден­ный или вели­кий) посвя­щена в цер­ков­ном кален­даре поми­но­ве­нию усоп­ших, но есть и особо выде­лен­ные суб­бот­ние дни. Роди­тель­скими они име­ну­ются потому, что роди­тели — самые близ­кие нам люди, однако молятся в эти дни не только за род­ствен­ни­ков.

Суб­бота Опи­са­ние
Все­лен­ские роди­тель­ские суб­боты

Тро­иц­кая суб­бота

В суб­боту перед празд­ни­ком Святой Троицы

В Тро­иц­кую и Мясо­пуст­ную суб­боты совер­ша­ется поми­но­ве­ние всех усоп­ших хри­стиан, когда-либо живших на земле. Именно поэтому эти две суб­боты назы­ва­ются все­лен­скими; по ста­тусу они выше других дней осо­бого поми­но­ве­ния усоп­ших.

Мясо­пуст­ная суб­бота

За сед­мицу до Вели­кого поста

Мясо­пуст­ной она назы­ва­ется, потому что пред­ше­ствует Мясо­пуст­ной Неделе (вос­кре­се­нью перед Мас­ле­ни­цей).
Роди­тель­ские суб­боты Вел. поста

Три суб­боты Вели­кого поста

Суб­боты 2, 3, 4‑й седмиц ВП

Во время будних дней Вели­кого поста обыч­ная Литур­гия не совер­ша­ется (кроме празд­ника Бла­го­ве­ще­ния). Сле­до­ва­тельно и глав­ное литур­ги­че­ское поми­но­ве­ние усоп­ших тоже совер­ша­ется реже. Чтобы не лишать умер­ших молит­вен­ного пред­ста­ви­тель­ства о них, Цер­ковь уста­но­вила эти три особых дня для молитвы о них.

Кроме того, заупо­кой­ные службы во 2‑ю – 4‑ю суб­боты Вели­кого поста имеют другое, «треб­ное» обос­но­ва­ние. Если кто из хри­стиан умирал нака­нуне или в тече­ние Вели­кого поста, то поло­жен­ные особые поми­но­ве­ния в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не сле­до­вало совер­шать посреди сед­мицы (когда не бывает полной литур­гии), а пред­пи­сы­ва­лось пере­не­сти на бли­жай­шую суб­боту, в кото­рую совер­ша­лась «пан­ни­хида его, подобне и в суб­боту литур­гиа его». Так как поми­но­ве­ние на литур­гии имеет особую важ­ность, то и моле­ние о ново­пре­став­лен­ном стали соеди­нять с бли­жай­шей полной литур­гией, то есть в одну из ука­зан­ных суббот Четы­ре­де­сят­ницы. Посте­пенно поми­но­ве­ния ново­пре­став­лен­ных стали соеди­нять с моле­ни­ями за их усоп­ших род­ствен­ни­ков, а затем и за всех усоп­ших хри­стиан. Так сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция совер­ше­ния во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты заупо­кой­ных служб.

Част­ные роди­тель­ские суб­боты

Радо­ница

9‑й день после Пасхи, втор­ник

Радо­ница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпа­дает на пас­халь­ный период. Обычно в этот день совер­ша­ется пани­хида, в кото­рую вклю­ча­ются и пас­халь­ные пес­но­пе­ния. После службы веру­ю­щие посе­щают клад­бище – помо­литься об усоп­ших.

Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота

Суб­бота перед днём памяти вмч. Димит­рия Солун­ского (8 нояб.)

Впер­вые упо­ми­на­ется в памят­нике XV века, хотя тра­ди­ция поми­но­ве­ния усоп­ших в этот день древ­нее. Основ­ная при­чина – воцер­ко­в­ле­ние язы­че­ского обычая осен­него поми­но­ве­ния умер­ших, совер­шав­ше­гося в рамках культа пред­ков. В мона­сты­рях XVI–XVII вв. в этот день поми­нали усоп­ших мона­хов, в мир­ских храмах – всех хри­стиан. В XVIII–XIX вв. появи­лось исто­ри­че­ски без­осно­ва­тель­ное объ­яс­не­ние, будто Димит­ри­ев­ская суб­бота уста­нов­лена святым бла­го­вер­ным князем Димит­рием как день поми­но­ве­ния воинов, павших на Кули­ков­ской битве.

День поми­но­ве­ния погиб­ших в ВОВ

9 мая

После Литур­гии слу­жится пани­хида.

Особое поми­но­ве­ние всех погиб­ших в годы гоне­ний за веру во Христа совер­ша­ется в день памяти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских (первое вос­кре­се­нье после 25 января)

После Литур­гии слу­жится пани­хида.

Все роди­тель­ские суб­боты, кроме одной (9 мая), имеют пере­хо­дя­щую дату.

В эти дни совер­ша­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния — парас­тасы, пани­хиды, заупо­кой­ные литии. Необ­хо­димо иметь в виду, что цер­ков­ные бого­слу­же­ния могут начи­наться нака­нуне вече­ром (т.е. в пят­ницу), т.к. бого­слу­жеб­ный день начи­на­ется с вечера.

Из дней сугу­бого поми­но­ве­ния усоп­ших, выде­ля­ются две Все­лен­ские поми­наль­ные суб­боты: Мясо­пуст­ная и Тро­иц­кая. Основ­ной смысл этих «все­лен­ских» (общих для всей Пра­во­слав­ной Церкви) заупо­кой­ных бого­слу­же­ний – в молитве за всех почив­ших пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах, неза­ви­симо от их личной бли­зо­сти нам.

roditelskie subboty - Родительские субботы

***

Роди­тель­ская суб­бота – обоб­щен­ное наиме­но­ва­ние дня осо­бого поми­но­ве­ния усоп­ших. В этот день вся пол­нота Церкви молится об упо­ко­е­нии душ усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близ­ких и люби­мых сле­дует, по воз­мож­но­сти, про­ве­сти в молитве. Лейт­мо­тив всех молитв об упо­ко­е­нии – про­ще­ние грехов. Мерт­вым уже неко­гда каяться и про­сить про­ще­ния, зато мы можем при­ло­жить все силы и про­сить Бога о мило­сти к ним. И Гос­подь, видя наше усилие, при­ни­мая во вни­ма­ние наши подвиги молитвы и мило­стыни (а за усоп­ших можно пода­вать мило­стыню) может улуч­шить их загроб­ную участь.

В роди­тель­ские суб­боты пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину сле­дует посе­тить заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, молиться во время бого­слу­же­ния не только за наших близ­ких, но и за все умер­ших пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах (по цер­ков­но­сла­вян­ски – «от века усоп­ших»), после этого можно и клад­бище посе­тить и там совер­шить уже част­ную молитву – пани­хиду, литию или, если поз­во­ляет время, про­чи­тать 17 кафизму Псал­тири. Это самое глав­ное. А насчет тра­пезы – цер­ков­ными пра­ви­лами эта сто­рона жизни никак не регла­мен­ти­ру­ется. Пра­вило одно – уме­рен­ность. И не забы­вайте: глав­ное в этот день – молитва.

Когда в храме совер­ша­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния роди­тель­ских суббот?

Бого­слу­жеб­ный день начи­на­ется с вечера, поэтому заупо­кой­ные службы часто начи­на­ются с вечера преды­ду­щего дня. Самое важное поми­но­ве­ние — на Литур­гии (обычно слу­жится утром).

Нужно ли ездить на клад­бище в роди­тель­скую суб­боту?

Молит­вен­ное поми­но­ве­ние в храме несрав­ненно важнее для усоп­ших, чем посе­ще­ние могилы, однако первое не исклю­чает вто­рого. Важно соблю­сти иерар­хию: бого­слу­же­ние в первую оче­редь, поездка на клад­бище — во вторую. На могиле хри­сти­ане совер­шают поми­но­ве­ние мир­ским чином или при­гла­шают свя­щен­ника.

Зачем в храм при­но­сят еду?

Изна­чально про­дукты при­но­сили для сов­мест­ной поми­наль­ной тра­пезы. В наше время — в каче­стве жертвы свя­щенно- и цер­ков­но­слу­жи­те­лям на помин души.

Сле­дует трезво отно­ситься к тра­ди­ции при­но­сить еду “на канун”, исходя из совре­мен­ных реалий. Батюш­кам при всём усер­дии не ску­шать 30 бато­нов хлеба или 20 пачек пря­ни­ков, поэтому из про­дук­тов имеет смысл при­но­сить то, что дли­тельно сохра­ня­ется. Пожерт­во­ва­ние можно совер­шить и в цер­ков­ную кружку, у храма много нужд, не только пище­вых.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у Роди­тель­ских суббот в Вели­кий пост?

Вели­ким постом парас­тас совер­ша­ется в пят­ницу вече­ром 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему ста­тусу эти суб­боты усту­пают двум Все­лен­ским роди­тель­ским суб­бо­там: Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой. Вот как об этом раз­ли­чии заупо­кой­ных суббот гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров): «В суб­боты 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Вели­кого Поста совер­ша­ется также наро­чи­тое поми­но­ве­ние усоп­ших. Это также «роди­тель­ские» суб­боты. Но здесь заупо­кой­ных моле­ний зна­чи­тельно меньше и харак­тер их не столь исклю­чи­тель­ный и все­объ­ем­лю­щий, как там. Те две суб­боты — все­лен­ские, эти три просто роди­тель­ские. Там на первом месте поми­но­ве­ние всех пре­жде­по­чив­ших и вместе с ним, как бы в допол­не­ние к нему, поми­но­ве­ние наших срод­ни­ков. Здесь поми­но­ве­ние срод­ни­ков выдви­га­ется на первое место, сопро­вож­да­ясь, как и всегда, поми­но­ве­нием всех усоп­ших».

Если в одну из ука­зан­ных суббот слу­чится какой-либо празд­ник (поли­е­лей­ный, бден­ный, хра­мо­вый или Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы), а также пред­праздн­ство или отда­ние Бла­го­ве­ще­ния, то заупо­кой­ная служба просто отме­ня­ется (о ее воз­мож­ном пере­не­се­нии нет и речи). Такая отно­си­тельно легкая отмена Уста­вом этих заупо­кой­ных служб при сов­па­де­нии с любым празд­ни­ком Минеи объ­яс­ня­ется их срав­ни­тельно мень­шим ста­ту­сом, о чем ска­зано выше. Впро­чем, хотя отме­ня­ется само заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, суб­бот­ний чет­ве­ро­пес­нец Триоди не опус­ка­ется совер­шенно. В случае сов­па­де­ния суб­боты с днем пред­праздн­ства Бла­го­ве­ще­ния он оста­ется на утрене на «своем месте», во всех других слу­чаях чет­ве­ро­пес­нец должен быть пере­не­сен на пове­че­рие. При этом в случае поли­е­лей­ного свя­того он выно­сится на пове­че­рие этого же дня, в случае Бла­го­ве­ще­ния или пре­столь­ного празд­ника – на пове­че­рие преды­ду­щего дня (в чет­верг вече­ром), а если слу­чится отда­ние Бла­го­ве­ще­ния в 3‑ю или 4‑ю суб­боту – на пове­че­рие одного из дней, пред­ше­ству­ю­щих празд­нику.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у все­лен­ских роди­тель­ских суббот?

Все­лен­ские роди­тель­ские суб­боты – мясо­пуст­ная и Тро­иц­кая – самые древ­ние и важные заупо­кой­ные бого­слу­же­ния годич­ного круга. Эти два дня имеют сход­ные, почти иден­тич­ные бого­слу­же­ния: их можно назвать службами-«двойняшками». Пояс­ним послед­нее слово: тексты заупо­кой­ных пес­но­пе­ний сов­па­дают, кроме хва­лит­ных стихир: сти­хиры на «Хва­лите…» в Пост­ной и Цвет­ной Три­о­дях раз­лич­ные. Службы совер­ша­ются по Окто­иху и Триоди (в Тро­иц­кую суб­боту Октоих всегда 6‑го гласа, потому его пес­но­пе­ния уже вклю­чены в Триодь). Минея нико­гда не исполь­зу­ется, службы Минеи пере­но­сятся на преды­ду­щий день.

Пере­нос заупо­кой­ного бого­слу­же­ния все­лен­ской роди­тель­ской суб­боты воз­мо­жен только на преды­ду­щую суб­боту и в редких слу­чаях: если на мясо­пуст­ную суб­боту выпа­дет Сре­те­ние Гос­подне или в любую из этих суббот слу­чится пре­столь­ный празд­ник (в этом случае заупо­кой­ная служба пере­но­сится только в данном храме).

Основ­ные бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой суббот сле­ду­ю­щие:

  • На вечерне вместо про­ки­мена поется «Алли­луиа» с заупо­кой­ными сти­хами (это – уни­каль­ная осо­бен­ность ука­зан­ных двух дней, больше в цер­ков­ном году подоб­ной замены про­ки­мена на вечерне не бывает).
  • На утрене вместо «Бог Гос­подь…» поется «Алли­луиа» с заупо­кой­ными сти­хами (это осо­бен­ность всех заупо­кой­ных суббот).
  • Тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти…» с Бого­ро­дич­ным «Тебе и стену и при­ста­нище…»; оба эти пес­но­пе­ния нам «зна­комы» по их исполь­зо­ва­нию в пани­хиде.
  • 17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псал­тири) и чита­ется духо­вен­ством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупо­кой­ная екте­ния, после 2‑й статии – заупо­кой­ные тро­пари по «Непо­роч­ных» «Святых лик обрете…», при пении кото­рых совер­ша­ется полное каж­де­ние храма. После этого еще одна заупо­кой­ная екте­ния. Так 17‑я кафизма совер­ша­ется во все заупо­кой­ные суб­боты.
  • Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, ката­ва­сия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обра­тим на это особое вни­ма­ние!) поется только по Триоди (ирмос и ката­ва­сия у этой песни сов­па­дают).
  • По 6‑й песни: Екте­ния заупо­кой­ная с молит­вой «Боже духов…» и воз­гла­сом «Яко Ты еси вос­кре­се­ние…». Кондак «Со свя­тыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На прак­тике во время 6‑й песни диакон отвер­зает цар­ские врата, свя­щен­ник и диакон выхо­дят цар­скими вра­тами в центр храма, где диакон про­из­но­сит малую екте­нию перед тет­ра­по­дом. Далее при пении кондака и икоса свя­щен­ник совер­шает малое каж­де­ние, начи­ная с тет­ра­пода (тет­ра­под, ико­но­стас, хор и народ с амвона, завер­ше­ние каж­де­ния на амвоне и вновь тет­ра­под спе­реди). По окон­ча­нии каж­де­ния духо­вен­ство уходит в алтарь и цар­ские врата закры­ва­ются.
  • На литур­гии корот­кая схема пения тро­па­рей и конда­ков по входе: «Глу­би­ною муд­ро­сти…», «Слава»: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
  • Про­ки­мен чита­ется один (заупо­кой­ный), чтения два: рядо­вое и заупо­кой­ное (это каса­ется и апо­столь­ских и еван­гель­ских зачал).

Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год

Публикуем календарь православных праздников, поминальных дней и постов на 2023 год.

Январь

7 января — 17 января. Святки (святые дни). Святками называют праздничные дни между Рождеством и Крещением. Первые упоминания о них относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния, пели и танцевали, устраивали обряды и гадали, переодевались и ходили по домам. Хозяйки накрывали праздничные столы, угощали родных и друзей. Также было принято ходить в церковь. Не изменились эти обычаи и сегодня.

14 января. Обрезание Господне. Ежегодно этот праздник отмечается на восьмой день после Рождества Христова. Обрезание Господне символизирует, что Иисус Христос, хоть и был Божественным Младенцем, всё же являлся человеком и потому принял обрезание, как обычные люди. Также этот день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии. Многие отмечают Новый год по старому стилю.

18 января. Навечерие Богоявления Господня или Крещенский сочельник. В этот день православные соблюдают пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду. В Навечерие Богоявления Господня  в храмах проходят праздничные богослужения. В ночь на Крещение совершается Великое водоосвящение.

19 января. Богоявление, или Крещение Господне. Это событие является самым древним праздником в христианском мире. Он опирается на священные писания, которые гласят о событии, произошедшем в период земной жизни Христа. Речь идет о крещении пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. С давних времен считается, что вода в эти сутки может исцелять и смывать все грехи. Именно поэтому делают иордани и погружаются в них, также набирают воду на будущий год.

Февраль

15 февраля. Сретение Господне. Этот праздник установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40 день после рождения для совершения установленной жертвы. В этот день верующие освящают в храмах свечи и хранят их весь год, сжигая по очереди во время домашней молитвы.

18 февраля. Вселенская родительская суббота. День, когда поминают усопших за всю историю человечества.

20 — 26 февраля. Масленица, или Сырная седмица. Один самых ярких и любимых праздников в народе. Народные гулянья на Масленицу напрямую связаны с поверьями, что в эту неделю веселиться нужно как можно больше — это принесет благополучие и изобилие в дом. В масленичную неделю традиционно пекут блины, устраивают народные гуляния и сжигают чучело. При этом каждый день праздничной недели со временем приобрел свое название и особые традиции.

26 февраля. Прощеное воскресенье. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста перед светлым праздником Пасхи. Сразу за ним начинается 40-дневный строгий пост. Церковь призывает верующих перед тем как вступить в Великий пост со всеми помириться и всех простить.

27 февраля — 15 апреля. Великий пост является самым длительным и строгим в церковном календаре. Под полным запретом: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т. п., под частичный — растительное масло и рыба.

Март

11 и 18 марта. Вселенские родительские субботы 2-й и 3-й недели Великого поста. Дни, когда поминают усопших. 

19 марта. 3-я неделя  Великого поста, Крестопоклонная. В третье воскресенье Великого поста для поклонения верующим на середину храмов выносят Святой Крест. Делается это для того, чтобы напомнить о страдании и смерти Господней и укрепить людей к продолжению поста.

25 марта. Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста. 

Апрель

7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают о возвещении Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же день.

8 апреля. Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста). Дата праздника зависит от того, в какой день празднуется Пасха. В Лазареву субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря через четыре дня после смерти. Именно благодаря этому событию многие уверовали в Спасителя и его удивительные способности. Также праздник именуют «малой Пасхой».

9 апреля. Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим). Этот праздник посвящен въезду Иисуса Христа в Иерусалим после воскрешения Лазаря накануне иудейской Пасхи. День символизирует появление надежды людей на искупление греха, укрепление веры. Вербное воскресенье предшествует Страстной неделе, когда вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса.

10 — 15 апреля. Страстная неделя — последняя неделя Великого поста, которая предваряет один из главных христианских праздников — Пасху. Для православных верующих это самый важный период в году, знаменующий последние дни земной жизни Христа.

14 апреля. Великая пятница.  Посвящается памяти о страданиях Иисуса Христа, которого распяли в этот день. Вспоминают осуждение на смерть Христа, его крестные страдания и смерть. День самого строгого поста в году.

16 апреля. Светлое Христово Воскресение, Пасха. Один из самых великих религиозных праздников посвящён евангельской истории о чудесном воскрешении Сына Господнего Иисуса Христа из мёртвых. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

23 апреля. Антипасха или Фомино воскресенье. Этот день назван в честь одного из апостолов Иисуса, который позволил себе усомниться в воскресении своего учителя. Отсюда пошло расхожее выражение «Фома неверующий». С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

25 апреля. На девятый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу. В этот день принято посещать кладбища и поминать усопших.

Май

25 мая. Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется на 40-й день после Пасхи.

Июнь — июль

3 июня. Троицкая родительская суббота.  День, когда поминают усопших накануне Троицы, особо поминают не получивших христианского погребения.

4 июня. День Святой Троицы, Пятидесятница. Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на 50-й день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.

12 июня — 11 июля. Петров пост. Продолжительность поста всегда разная, она зависит от даты Пасхи. Он не такой строгий, как другие посты. Из рациона исключают мясо, молочные продукты и яйца.

Август

14 августа — 27 августа. Успенский пост. Он связан с одним из важнейших событий христианской истории — Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, в этот день Дева Мария окончила свое земное существование. Успенский пост считается самым коротким постом из числа многодневных. Строгий пост, запрещена даже рыба.

19 августа. Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам. В народе его называют Яблочным Спасом, освящают яблоки и груши, которые до того не едят.. Он посвящен событию, произошедшему на горе Фавор при земной жизни Иисуса Христа. Считается, что Иисус в этот день явил ученикам свою божественную природу для того, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере. 

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. Великий христианский праздник, входящий в число двунадесятых. Это день, когда православные верующие вспоминают Успение (усыпание) Божией Матери — Ее переход из земной жизни в мир небесный.

Сентябрь

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — большой христианский праздник. Богородица считается покровительницей женщин и семейного очага. В день праздника женщины молятся о продолжении рода, здоровье детей и благополучии семьи.

27 сентября. Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в честь обретения в 326 году распятия Иисуса Христа. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос.

Октябрь

14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память явления Богородицы в X веке во Влахернском храме в Константинополе. С тех пор это стало пониматься как знак покровительства Богородицы всем молящим и прибегающим к ее заступничеству.

28 октября. Дмитриевская родительская суббота. День, когда вспоминают и поминают усопших. Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой:  дескать,  благоверный князь Димитрий Донской  просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище.

Ноябрь

18 ноября. Михайловская суббота. День, когда поминают усопших. Названа в честь Архангела Михаила.

28 ноября — 6 января 2023 г. Рождественский пост длится 40 дней и является последним в уходящем году. В период поста нельзя принимать в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца.

Декабрь

4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это один из главных праздников церковного календаря. По преданию, в этот день родители привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм, исполнив свой обет – посвятить долгожданного ребенка Богу.

Фото: из архива редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu

Содержание статьи

  • Родительские субботы в 2023 году
    • Родительские субботы в 2023 году выпадают на следующие даты:
    • Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
    • Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2023 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2023 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

  • Родительские субботы в 2023 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 18 февраля 2023 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 11 марта 2023 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 18 марта 2023 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 25 марта 2023 года.
    • Радоница — 25 апреля 2023 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2023 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2023 году — 3 июня 2023 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 4 ноября 2023 года.
    • Михайловская родительская суббота — 18 ноября 2023 года.

Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Родительские субботы

Фото: tatmitropolia.ru

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

Родительские субботы в 2023 году

Фото: spbda.ru

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».


Вы прочитали статью Родительские субботы в 2023 году | Поминальные дни. Читайте также:

  • Радоница: о тайне, требующей уважения
  • Радоница: слово после панихиды

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Одна из двух вселенских поминальных суббот выпадает на канун Святой Троицы — 3 июня 2023 года. Отсюда и название — Троицкая родительская суббота.

Православные молятся об упокоении всех усопших, живших на земле, начиная со «времен Адама», о прощении их грехов. Особенно тех, кто не успел покаяться перед смертью и, возможно, не был погребен по христианским обычаям — трагически погибших, пропавших без вести, павших в боевых действиях. Согласно учению святителя Василия, в этот день молитвы принимаются даже за тех, кто «томится в аду».

Такое особое поминание умерших установлено накануне дня Святой Троицы по определенной причине. Верующие вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов, говорят о его животворящей силе, о том, что он не имеет границ, действует на живых и на мертвых.

В храмах проходит Божественная литургия. Усопшие уже не могут сами покаяться, поэтому живые просят у Бога милости к ним.

После службы приветствуется помин родных и близких на кладбище. Могилы в этот день принято устилать цветами и травами. Наши предки считали, что душа накануне Троицы возвращается в этот мир, и встретить ее нужно с особыми почестями.

Если по каким-то причинам нет возможности посетить храм и погост, допускается дома прочитать молитву об упокоении душ усопших. Более того, даже не зная молитв, можно попросить у Господа прощения для близких своими словами. Главное в обращении, утверждают священнослужители, — искренность.

Специально для наших читателей — календарь церковных праздников на 2023 год.

Также публикуем даты всех родительских суббот в 2023 году.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой сегодня церковный праздник пронедра
  • Какой сегодня церковный праздник празднуют христиане
  • Какой сегодня церковный праздник поздравительные открытки
  • Какой сегодня церковный праздник ответь
  • Какой сегодня церковный праздник народные приметы