Какой сего церковный праздник 26 сентября

Православный Церковный календарь за 26 Сентября 2022 года - Седмица 16-я по Пятидесятнице. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335). Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Тропарь обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4

Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие,/ и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свята́го селе́ния сла́вы Твоея́, Го́споди,/ утверди́ сие́ во век ве́ка/ и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею,// всех Животе́ и Воскресе́ние.


Перевод:

Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение.

Кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 2

Обновле́ния ду́ха в сердца́х/ и просвеще́ние вну́тренним да́руй,/ ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́,/ ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя,// Еди́не во святы́х прославля́емый.


Перевод:

Обновление Духа в сердцах, и просвещение внутренним чувствам даруй, с верою совершающим священное обновление здания храма Твоего, которому благоволил Ты быть воздвигнутым во Имя Твое Божественное, Единый, во святых прославляемый.

Ин кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4

Не́бо многосве́тлое це́рковь показа́ся,/ вся просвеща́ющая ве́рныя, в не́йже стоя́ще зове́м:// сей дом утверди́, Го́споди.


Перевод:

Небом многосветлым явилась церковь, просвещающая всех верующих, в ней же стоя взываем: «Утверди этот дом, Господи».

Предпразднству Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Тропарь предпразднству Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, глас 4

Животворя́щий Кре́ст Твоея́ бла́гости, Его́же дарова́л еси́ на́м недосто́йным, Го́споди, Тебе́ прино́сим в моли́тву: спаси́ лю́ди и гра́д Тво́й моля́щийся, Богоро́дицею, Еди́не Человеколю́бче.


Перевод:

Животворящему Кресту Твоих благодеяний, Который даровал Ты нам, недостойным, Господи, приносим молитву: «Спаси людей и город Твой, молящийся Богородице, Единственный Человеколюбец».

Священномученику Корнилию Сотнику

Тропарь священномученику Корнилию Сотнику, глас 4

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Корни́лие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Корнилий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Корнилию Сотнику, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́в,/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы,/ и побо́рник быв твоему́ ста́ду богому́дре./ Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами,// о́тче наш Корни́лие.


Перевод:

В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы и стал защитником твоего стада, богомудрый. Потому, почитая тебя, таинственно взываем тебе: «От бед избавляй нас всегда твоими мольбами, отче наш Корнилий!»

Ин кондак священномученику Корнилию Сотнику, глас 4

Нача́ток святы́й тя́ Це́рковь от язы́к прия́т,/ просвеща́ющаго сию́ доброде́тельными твои́ми дея́нми,// священнотаи́нниче богому́дре Корни́лие.


Перевод:

Как первый святой плод от язычников приняла тебя Церковь, которую ты просветил своими добродетельными делами, совершающий священные Таинства богомудрый Корнилий.

Молитва священномученику Корнилию Сотнику

О, вели́кий Христо́в уго́дниче, о́тче на́ш Корни́лие! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й, триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на земли́ в Боже́ственных хра́мех почива́яй и да́нною ти́ свы́ше благода́тию разли́чная чудеса́ источа́яй. При́зри ми́лостивным твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди, честне́й твое́й ико́не уми́льно моля́щияся и прося́щия от тебе́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния, простри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плыя твоя́ моли́твы и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний. Се́ бо мы́, за беззако́ния на́ша не сме́юще возвести́ очеса́ на́ша к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ гла́с моле́бный к Его́ в Божестве́ непристу́пней сла́ве, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны́ гре́шныя призыва́ем, я́ко ты́ прия́л еси́ благода́ть от Него́ неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебе́ у́бо про́сим, не пре́зри на́с, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твое́й по́мощи тре́бующих. Бу́ди на́м в печа́лех уте́шитель, в неду́зех стра́ждущим вра́ч, напа́ствуемым ско́рый покрови́тель, в ско́рбех гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй все́м на́м, я́же ко спасе́нию поле́зная, я́ко да твои́ми Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Великомученице Кетеване, царице Кахетинской

Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Кетева́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.


Перевод:

Агница Твоя, Иисусе, Кетевана взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Кетеване, царице Кахетинской, глас 2

Храм твой всечестны́й/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Кетева́но, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.


Перевод:

Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетевана, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской

О, светоза́рное свети́ло Це́ркве И́верския, страстоте́рпице сла́вная, великому́ченице цари́це Кетева́не! Освети́ ду́шу мою́, мно́гими грехми́ потемне́нную, утверди́ и наста́ви мя́, благоуха́ние ра́йское, похвало́ и украше́ние и́верское, приведи́ мя́ моли́твами твои́ми и всеси́льным хода́тайством ко Престо́лу Отца́ Небе́снаго, немощны́х ча́д свои́х лю́бящаго, и соде́лай мя́, о чадолюби́вая ма́ти, граждани́ном Го́рняго Иерусали́ма! Раствори́ ча́шу го́рестей мои́х утеше́нием небе́сным и приими́ от мене́, све́те оче́й мои́х и ра́досте души́ моея́, сладкопе́ние сие́: Ра́дуйся, же́мчугом небе́сным благода́ти Бо́жией украше́нная; ра́дуйся, кре́пкая засту́пнице и хода́таице наро́да твоего́! Ра́дуйся, все́м па́дшим бы́строе услы́шание и подая́ние по́мощи; ра́дуйся, цари́це, за пресла́дкое и́мя Го́спода Иису́са в темни́це заключе́нная! Ра́дуйся, зако́на и обы́чая Магоме́това посрами́тельнице; ра́дуйся, уничтожи́тельнице кова́рных за́мыслов христобо́рцев! Ра́дуйся, подо́бно А́нгелу ко Престо́лу Жениха́ твоего́ возлете́вшая; ра́дуйся, сожи́тельнице небожи́телей! Ра́дуйся, ро́зо ра́йская, Це́рковь Правосла́вную благоуха́ющая; ра́дуйся, ка́меню драги́й, украша́яй коро́ну и престо́л и́верский! Ра́дуйся, порфи́ро злата́я, похвале́ние царе́й и наро́да и́верскаго; ра́дуйся, души́ моея́ утеше́ние! Ра́дуйся, пресла́дкая наде́ждо моя́ на спасе́ние; ра́дуйся, ю́ности моея́ украше́ние! Ра́дуйся, освяще́ние ста́рости моея́; ра́дуйся, сопу́тнице души́ моея́ посреде́ го́рьких возду́шных мыта́рств! Ра́дуйся, сладкоимени́тая Кетева́не, вели́кая засту́пнице и ско́рая помо́щнице!

В понедельник, Небесным чинам бесплотным

Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.


Перевод:

Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.


Перевод:

Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Гал.4:28–5; Мк.6:54–7:8)

Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их. 

Но опять же очевидно, что одно внешнее – ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что, коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что, исполнив внешнее, мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому. 

Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование – это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.

Развернуть

Притча дня

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
…Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому подняться немного выше. Таким образом вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Развернуть

Основы православия

Тема 269.  Отличие ереси от заблуждения.

Далеко не всякое уклонение от истины следует определять как злонамеренную ересь. Положим, ещё только изучая основы вероучения, человек может что-то неверно осмысливать, неверно трактовать. Это не означает автоматически, что он – еретик. 

Еретик – это тот, кто упорно сопротивляется истине, упорно отстаивает ложь, принимая и/или выдавая её за правду. Соответственно, еретическим учением мы называем то, которое стоит в оппозиции, противопоставляется учению Церкви.

Нередко авторами такого рода учений оказываются «хорошо» образованные люди, осознанно выдвигающие свои детища – новоявленные учения – в плоскость публичного богословия.

Практические советы

Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать свои грехи в Таинстве Покаяния, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушаться о тех, которые были прежде сделаны, и не только сокрушаться, но и заглаживать их делами, трудами покаяния, и желательно такими трудами, которые бы не только «равнялись» содеянным нами грехам, но и превосходили их.

Самая распространённая ошибка исповеди состоит в самооправдании вместо самоукорения. Даже, если другой человек явился детонатором нашего греха, то это не оправдывает нас, ведь вскипели-то наши страсти.

См. Ошибки на исповеди.

Случайный тест

26 сентября православная церковь чтит память священномученика Корнилия Сотника, а также празднует Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Обновление храма Воскресения Христова — Воскресение Словущее

Храм Воскресения Христова — это место, где находится пещера (гроб), в которую было положено тело распятого Христа. Стены этого обширного храма заключают в себе место распятия Спасителя — гору Голгофу, и место Его погребения — Гроб Господень. Именно там Иисус воскрес из мертвых, а после на этом месте был найден и воздвигнут ко всеобщему поклонению Его Крест.

В I веке римский император Тит напал на Иерусалим и стер город с лица земли. Еще через 60 лет уже другой правитель — Адриан — воздвиг на руинах Иерусалима римскую колонию, а на горе Голгофа — храм Венеры. В храме приносились жертвы языческим богам — так Адриан хотел стереть саму память о Христе.

В начале IV века император Константин Великий отправил свою мать, равноапостольную царицу Елену найти в Иерусалиме место погребения Иисуса. В течение 10 лет языческий разобрали, а на его месте построили и освятили церковь Воскресения Христова — в 335 году.

Праздник по случаю освящения попал в церковный календарь. Второе название, Воскресение Словущего, означает, что праздник слывет Воскресением в честь обновления самого знаменитого христианского храма.

Святой Корнилий Сотник

Святой Корнилий жил в I веке в Кесарии Палестинской и был римским сотником. Язычник по рождению, Корнилий отличался благочестием и, сам того не осознавая, вел жизнь, соответствующую христианской морали и ценностям.

В житии описано, как Корнилию во время молитвы явился Ангел Божий и передал, что его молитвы услышаны и приняты Богом, и повелел послать людей в Иоппию за Симоном, называемым Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Корнилий тотчас исполнил просьбу. Когда апостол Петр в сопровождении посланных пришел в дом Корнилия Сотника, то был с большой радостью и почетом принят хозяином и его родственниками. Петр начал проповедь о жизни и деяниях Спасителя, после чего Корнилий уверовал во Христа и крестился вместе с родственниками. Он стал первым из язычников, принявшим Крещение и перешедшим в христианство.

Бывший сотник оставил мирскую жизнь и отправился с апостолом Петром проповедовать Евангелие. Как сказано в житии, Корнилий Сотник «ревностно трудился, проповедуя о Христе». Согласно церковному преданию, Петр рукоположил Корнилия в епископы Кесарии Палестинской и позже направил в город Скепсию бороться с идолопоклонством.

Зайдя в языческий храм, Корнилий стал молиться Богу. И тут началось землетрясение, в результате которого храм разрушился. После данного события князь и все жители города приняли христианство. Этим Корнилий и стал известен во всем мире.

До своего последнего дня святой неустанно заботился о духовном просвещении своих последователей. Он скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.

Корнилье или осенняя Пасха — традиции 26 сентября

В народе имя святого Корнилия ассоциировалось со словом «корень». Поэтому христианский подвижник считался покровителем всех овощей-корнеплодов, а праздник назвали Корнильем, пишет utro.ru. А осенней Пасхой праздник называли, потому что в Воскресение Словущего во всех православных храмах, посвященных этому событию, служили. По церковной традиции, в храмах, посвященных празднику обновления храма Воскресение Христова в Иерусалиме, положено совершать богослужение Пасхальным чином.

26 сентября крестьяне собирали корнеплоды: морковь, брюкву, свеклу, картофель, редьку. Перед уборкой огорода обязательно молились, обращаясь к святому. А кто не успел завершить все огородные работы, рисковал по поверьям лишиться урожая в будущем году.

Из собранных овощей хозяйки готовили разнообразные блюда. В особом почете у крестьян числилась редька: ее резали на салат, парили, варили, сушили. Также соком редьки лечили простудные заболевания как природным антибиотиком.

На Корнилия не гуляли свадьбы и не сватались, так как считали, что брак окажется несчастным. Если девушке не нравился жених, она не выносила ему сладкую тыкву, а кормила блюдом из редьки, чтобы отвадить от себя.

Что нужно делать в праздник 26 сентября в Воскресение Словущее

Освящение храма и Иерусалима символизирует новую жизнь для человека: на праздник следует отпустить злые умыслы, чтобы совершать добрые дела. 26 сентября — хороший день для духовного развития.

www.globallookpress.com / Dmitry Chasovitin

В народе считалось, что Корнилье — прекрасный день для проведения ритуалов и обрядов, чтения заговоров на счастливую дорогу. Для этого 26 сентября надо было подпоясаться белой веревочкой и пойти в храм, отстоять службу. Следовало никому не давая подаяния и ни с кем не разговаривая, вернуться домой. Переступив порог, надо было трижды сплюнуть через левое плечо. Снять с себя веревочку и сказать такие слова заговора: «Тобой, веревочка, пояс обмотал (а), дорогу счастливую заказал (а). Помоги, от врагов меня в пути огради. Аминь». После этого веревочку сбрызгивали святой водой и клали ее в потайное место, где она лежала до нужного времени.

На Руси на Корнилье обязательно готовили что-то из корнеплодов. Считалось, что такие блюда принесут мир в семью. Тот, кто вкусит сегодня репу, станет счастливым, богатым и не будет болеть. В особом почете в этот период находилась редька, которую в народе прозвали королевой овощей. Этот корнеплод, обладающий интересным вкусом, является кладезем полезных веществ и витаминов, необходимых для человеческого организма. Также редька, по сути, является природным антибиотиком. Ее регулярное употребление позволяет активировать практически все обменные процессы в организме.

Что нельзя делать в праздник 26 сентября в Воскресение Словущее

В Воскресение Словущее не следует приступать к уборке, чтобы не избавиться от духов благополучия в доме. Желательно отказаться от праздного просмотра телевизора или развлекательного контента в интернете. Также не стоит затевать скандалы и конфликты, ругаться и совершать грехи, поддаваться мирским соблазнам и искушениям.

Нельзя высказываться или изливать душу человеку, лучше выбрать для откровений другую дату. Также в этот день нельзя переедать, запрещается совершать крупные покупки и делать что-то важное в одиночку — все это может завершиться крахом.

Нельзя 26 сентября гадать с зеркалом — случится большое несчастье.

На Корнилия старались не веселиться, чтобы потом не пришлось плакать.

Приметы 26 сентября

  • На Корнилье идет дождь — это последние осадки в текущем году.
  • Красная луна — к ветряной погоде.
  • Дождь пошел — к хорошему урожаю.
  • Куры линять начали — придет теплая зима.
  • Увидеть стаю птиц — к неприятностям.
  • Грачи уже улетели — скоро наступит зима.

26 сентября по православному день:

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

День памяти священномученика Корнилия Сотника, епископа

26 сентября в православных храмах вспоминают Обновление (освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). От того что по церковной традиции положено в этот день совершать богослужение Пасхальным чином, такое богослужение еще называют «осенней Пасхой».

✝ В православном календаре установлены два взаимосвязанных между собой праздника: Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (26 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Эти праздники важны для Церкви как свидетельство о том, что Распятие и Воскресение Христовы – это реально произошедшие исторические события, чему есть подтверждения, обнаруженные в ходе раскопок в Иерусалиме во времена императора Константина Великого.

✔В праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой, в 335 году, на Голгофе-горе на Святой Земле, где был распят Спаситель.

Храм Воскресения строился около 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства.

В народе этот праздник ещё называется «Воскресением Словущим», что означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения, слывет (считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Освящение храма Воскресения проходило торжественно. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы Тирского собора, проходившего в это время. В тот же день был освящен и весь город Иерусалим. Иерусалимские церковные поэты написали для службы этого праздника различные песнопения, которые исполняются во время освящения всех храмов.

Традиции и запреты этого дня

Освящение храма в Иерусалима символизирует новую жизнь для человека: на праздник надо отпустить злые умыслы для совершения добрых дел. Следует в этот день, обязательно, помолиться Господу о здравии родных, о защите от врагов, неприятностей и бед.

Благодатный день и для духовного развития.

26 сентября в народе занимались уборкой корнеплодов: моркови, брюквы, свеклы, редьки. По поверью, кто не успел завершить все огородные работы, рисковал лишиться урожая в будущем.

Из этих овощей хозяйки готовили в эту дату разнообразные блюда. В особом почете была редька: ее резали на салат, парили, варили. Также соком редьки лечили простудные заболевания.

⚡ Не стоит в этот день затевать скандалы, конфликты, ругаться и совершать грехи, поддаваться искушениям.

⚡На Осеннюю пасху не планировали сватовство, свадьбу, так как считали, что брак окажется несчастливым.

Тропарь обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение.

Спаси и сохрани, Господи!

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Что за праздник — «Воскресения Словущего»?

«Словущий» значит «слывущий», называемый в народе. То есть праздник Воскресения Словущего — это день, называемый в народе Воскресением, а не сам праздник Воскресения Христова. Полное название праздника — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Это торжество установлено в честь освящения храма, который построил равноапостольный Константин Великий в 335 году. Располагался этот храм на Голгофе — горе на Святой Земле, где был распят Спаситель. В Русской Православной Церкви это событие празднуется 26 сентября по новому стилю. Часто этот праздник еще называют Осенней Пасхой.

По церковной традиции, в храмах, посвященных празднику обновления храма Воскресение Христова в Иерусалиме, положено совершать богослужение Пасхальным чином. Именно поэтому такое богослужение еще называют «осенней Пасхой». В этот день престольный праздник отмечают все храмы Воскресения Христова.

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

26 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

  • Церковные православные праздники 26 сентября
  • Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)
  • Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
  • Корнилье

Церковные православные праздники 26 сентября

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Воспоминание церковью торжественного освящения в 335 году храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью. Народное название праздника – Воскресение словущее.

В день памяти Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения Храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению Храма в честь Воскресения Христова.

История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1 — 2).

Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями, на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 — 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313 — 323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:

«На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41 — 42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Подготовка к великому празднику – Воздвижение Креста Господня. В этот день в церквях проходит служба, читаются молитвы.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году после победы над персами и заключения мира Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т. е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре Храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Корнилье

Священномученика Корнилия Сотника, епископа. Церковь чествует святого Корнилия, бывшего язычника. После крещения вел проповедническую деятельность.

Священномученик Корнилий Сотник жил в Кесарии. Хотя он и был язычником, он был благочестив, милостив и праведен. Однажды во время молитвы явился ему ангел Господень и сказал:

«Корнилий! Господь призрел на твою милостыню и молитву. Пошли в город Иоппию; там, на берегу моря, в доме Симона кожевника, живет Петр, позови его к себе. Он скажет тебе, как спасти себя и весь свой дом».

Корнилий исполнил приказание ангела и послал своих слуг позвать Петра. На другой день, когда посланные подходили к Иоппии, апостол Петр перед обедом взошел на верх дома помолиться.

В это время ему было видение: отверзлось небо, и с неба спустился к нему большой сосуд в виде скатерти, привязанный за четыре угла, и в нем находились всякие нечистые звери, гады и птицы, и был голос с неба:

«Петр, заколи и ешь!» Но Петр отвечал: «Господи! Я никогда не ел ничего нечистого». Тогда снова был голос к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым».

И это повторялось три раза, после чего сосуд был взят на небо. Когда Петр размышлял о видении, то посланные от Корнилия пришли к нему, и он, по внушению Святого Духа, отправился к ним.

Корнилий принял Петра с радостью и почтением, созвал к себе всех родных и знакомых, которые слушали проповедь апостола с такой любовью и верой, что во время проповеди Дух Святой сошел на них и они, подобно апостолам, стали прославлять Бога на разных языках. Апостол Петр, видя все это, сказал:

«Кто может запретить креститься водой тем, которые, как мы, получили Святого Духа?» — и крестил их во имя Господа Иисуса Христа.

После обращения святой Корнилий оставил свой дом, пошел за апостолом Петром и был рукоположен им в епископы. Корнилий много потрудился вместе с апостолами и проповедниками для распространения веры Христовой. По жребию ему пришлось идти с проповедью в Скепсию (Геллеспонт). Здесь молитвой он сокрушил капище, чудесами обратил князя и многих из его подданных ко Христу и мирно скончался.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой сего праздником у мусульман
  • Какой сеги дня праздник
  • Какой сегmuz праздник
  • Какой сег3 праздник
  • Какой сег церк праздник