Какой сценарий разрешения школьного конфликта лучше

Классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам. В статье автор делится опытом разрешения межличностного конфликта в детском коллективе.

Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и
мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися
ситуациями, что, в свою очередь, может привести к
возникновению конфликтов. Как только возникает
конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди
испытываем напряжение, дискомфорт, что может
нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь
элементарные представления о конфликтах, о том,
как предотвратить конфликт, грозящий погубить
добрые отношения между детьми, как вести себя в
ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как
завершить конфликт с наименьшими потерями или
разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является
формирование у детей умения строить
взаимоотношения в процессе взаимодействия с
окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других
людей, их взгляды, привычки такими, какие они
есть. Важно обучать детей навыкам общения и в
случае необходимости корректировать их
поведение, иначе у ребенка могут закрепиться
такие формы поведения, которые станут помехой в
его отношениях с окружающими и окажутся
деструктивными для его собственного развития

Для современной психологии характерно
признание двойственной природы конфликта, в том
числе и его позитивной роли. Самая главная
позитивная функция конфликта состоит в том, что
он может являться сигналом к изменению,
возможностью сближения, разрядки напряжения,
«оздоровления» отношений и источником
развития, то есть конфликты — при правильном к
ним подходе — могут стать эффективным фактором
педагогического процесса, воспитательного
воздействия на детей, но при этом необходимо
обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Я хочу поделиться опытом разрешения одного из
школьных конфликтов. Когда я была классным
руководителем 5 класса, в начале учебного года в
классе возник конфликт, с которым, полагаю,
встречаются многие классные руководители.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с
обострением межличностных отношений: постоянные
жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и
не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на
них кричат, появились взаимные обиды, претензии
друг к другу, прослеживались отдельные случаи
драк, также на почве недопонимания. Все эти
действия представляют собой цепочку (эскалацию)
конфликтогенов, которые сыграли главную роль в
возникновении конфликта. Присутствовали
следующие типы конфликтогенов: это и стремление
к превосходству (7 человек в статусе «крутых»),
проявление агрессии (в некоторых случаях
происходили драки) и проявление эгоизма (каждый
считал, что не слушают именно его, хотя сам и не
пытался прислушиваться к мнению окружающих).
Было ясно, что в классе возникла конфликтная
ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные
жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками
возникновения
конфликтных отношений явились потребности
детей в безопасности, общении, контактах,
взаимодействии, уважении, самовыражении и
самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они
резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в
свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят
находились на грани «психологического срыва»,
они не могли спокойно разговаривать друг с
другом, кричали, а когда я начинала с ними
беседовать с целью разобраться в ситуации (это
происходило каждый день), то большинство из них
«срывались», начинали плакать, а обиды друг на
друга не проходили, а только усиливались. На
данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить
надвигающийся конфликт
. С этой целью я каждый
день проводила индивидуальные, групповые беседы,
в которых использовала метод убеждения. Я
старалась проявлять внимание и уважительное
отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию,
мысленно ставила себя на его место, давала
каждому выговориться, упор делала на его
положительные качества. Но было время, когда я
использовала авторитарные методы во время
«разборок» с детьми. И, казалось бы, разрешили
противоречие, но во время проведения следующего
мероприятия, обязательно возникала ссора.
Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно,
что такими отношения оставлять дальше нельзя.
«Последней каплей» моего терпения стал конкурс
на «природе», который был просто «сорван» из-за
разногласий между командами. Все ребята снова
рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт,
поскольку произошло столкновение
противоположно направленных, несовместимых друг
с другом позиций в межличностных отношениях
детей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт,
так как он возник между учащимися класса из-за
несовместимости взглядов, интересов, целей,
потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное
понимание
в процессе общения, индивидуально-личностные
особенности
детей класса (60% детей класса имеют
способности и стремление быть лидерами, эта
группа ребят стремится доминировать, быть
первыми, сказать свое последнее слово; командир
класса, девочка, настолько принципиальна, что
иногда это подталкивает других ребят к
«враждебным» действиям, многим детям данного
класса присуща излишняя прямолинейность в
высказываниях, суждениях, стремление сказать
правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти
качества импонирует в ребятах), но это нравится
далеко не всем, повышенная эмоциональность,
недостаточно развитое качество личности —
толерантность, неумение контролировать свое
эмоциональное состояние бестактность отдельной
группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины
конфликта в этом изумительном классе. Пятый
класс — это период адаптации к новым
условиям обучения. Дети включаются в новую
систему отношений и общения со взрослыми и
товарищами. Кроме того, это ранний подростковый
период. Дают о себе знать физиологические
факторы в развитии, начинается перестройка
гармональной системы, что приводит к перепадам
самочувствия, настроения. Становясь подростком,
ребенок часто теряют психологическое
равновесие. Эти факторы способствуют обострению
межличностных отношений в коллективе.
Доминирующим становится потребность в
самоутверждении
, которая может проявляться в
увеличении требовательности к другим,
чувствительности к несправедливости других, в
повышенной потребности в признании, внимании
уважении со стороны сверстников и взрослых.
Более того, у подростка появляется неадекватная
самооценка
, комплексы неполноценности,
связанные с переживанием своих недостатков, в
отношении которых они болезненно ранимы.
Завышенная самооценка ведет к проявлению
нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости,
а заниженная — рождает тревожность,
неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на
котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в
    классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в
    конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий
    использования деструктивной стратегии, которая
    преобладала в их взаимоотношениях и важности
    использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили
    причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения
    конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный
    конфликт послужил способом выявления и
    разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении
межличностных отношений в классе. Кроме
наблюдения за детьми, беседы с каждым в
отдельности, я провела социометрическое
исследование, которое дополнило мое
представление об эмоциональной структуре
класса. Я провела анкету, которая включала в себя
такие вопросы, как «Всегда ли тебя устраивает то,
как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не
устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе
нравится в общении с одноклассниками? О каком
общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда
тебя не поняли?»

Для проведения классного часа мною была
создана презентация, в которую вошел небольшой
сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из
родителей «снимал» на телефон отдельные
моменты отдыха детей в том самом однодневном
походе и небольшая часть конкурса, где произошла
ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это
был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем
не менее, данный сюжет явился удачным материалом
для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был
выбран конструктивный способ, отдав
предпочтение двум стилям разрешения данного
конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает
поиск решения, удовлетворяющего интересы всех
детей класса. Оно предполагает умение сдерживать
свои эмоции, объяснять свои решения и
выслушивать другую сторону. При сотрудничестве
происходит приобретение совместного опыта
работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс — это урегулирование
разногласий через взаимные уступки. Партнеры по
общению сходятся на «золотой середине», то есть
на частичном удовлетворении интересов каждого
ребенка. Я предположила, что такая стратегия
также будет эффективной, т.к. было ясно, что все
дети желают одного и того же — улучшения
отношений. Как правило, компромисс позволяет
хоть что-то получить, чем все потерять, и дает
возможность выработать временное решение, если
на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были
использованы приемы конструктивного
взаимодействия
: убеждение, аргументация,
попытка договориться.

Использовала метод аргументативной
дискуссии, ц
ель которой содействовать
разрешению конфликта во мнениях. Я использовала
все положительные стороны такого известного приема
в
заимодействия, как конструктивный спор по
С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы
речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось
конкретное поведение ребят (конкретность).
Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность).
Демонстрировалась
ясная, открытая коммуникация,
где каждый говорил за себя и думал то, что
говорил, была хорошая «обратная связь». Это была
«честная игра».

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным
выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта,
следует отметить, что, частным последствием
конфликта явилось усиление группового
взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные
последствия, которые определили выход из сложной
ситуации, конфликт привел к разрешению проблем,
усилил групповую сплоченность, привел к
взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С.
Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то
научился новому (информативность), исчезла
напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили
претензии (отреагирование), обсуждение
ситуации привело к взаимопониманию, некоторому
сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая
проблема их волнует, было сохранено чувство
собственного достоинства каждого участника
беседы (сближение). Ситуация была разрешена,
проблема понята и практически разрешена, были
извинения (совершенно неожиданно для всех в
конце классного часа командир класса извинилась
перед своей одноклассницей, оправдалась за свое
поведение) и, наконец, были составлены правила
взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной
теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в
шуточной форме «проигрывали» разные
«конфликтные ситуации из их жизни» и научились
сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне
было важно «донести» до них идею о том, что в
конфликте у человека доминирует не разум, а
эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание
просто отключается и человек не отвечает за свои
слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии
разработали кодекс поведения в конфликте.
(Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология
управления. — Ростов — на Дону, 1997. — с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы
проигрывали на классных часах. Все это было
представлено в юмористической форме, причем,
разные приемы поведения были детьми
подготовлены заранее. Было смешно и весело. А
дети обучались очень важным навыкам
взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру » выпустить пар». Если партнер
    раздражен и агрессивен, договориться с ним
    зачастую невозможно, поэтому постарайтесь
    помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во
    время его «взрыва» рекомендуется вести себя
    спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
    Например, задайте неожиданный вопрос совсем о
    другом, но значимом для партнера деле или
    доверительно попросите у конфликтующего
    собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а
    говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня
    обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя
    обманутым».
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный
    результат и проблему как цепь препятствий.
    Проблема — это то, что надо решать, а отношение к
    человеку — это фон, условия, в которых приходится
    принимать решение. Не позволяйте эмоциям
    управлять вами. Вместе с собеседником определите
    проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите
    проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения
    по разрешению возникшей проблемы и свои варианты
    решения. Не надо искать виновных и объяснять
    создавшееся положение. Ищите выход из него.
    Вариантов должно быть много, чтобы выбрать
    лучший, который сможет удовлетворить интересы
    обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое
    лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию
    и задевать достоинства партнера. Давайте оценку
    поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и
    претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли
    я Вас понял?», «Вы хотели сказать:» устраняет
    недоразумения и демонстрирует внимание к
    собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою
    вину. К извинениям способны уверенные и зрелые
    люди, поэтому это обезоруживает партнера по
    общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто
    никогда и никому ничего не смог доказать, так как
    отрицательные эмоции блокируют способность
    понимать и соглашаться. Это пустая трата времени
    и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника —
    «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати»,
    а от себя. Но молчание не должно быть окрашено
    злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие
    фразы отрицательного эмоционального состояния
    партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/
    бесишься», только укрепляют и усиливают
    конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения
    противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были
выработаны на классном часе, мы с детьми
доработали и поместили их в наш классный уголок.
(Кстати, название нашего класса — города
«Волшебники». В форме звезд эти правила
расположены над нашим «городом»). В конце каждой
недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик
«оценивает» свое поведение, учитывая то, как он
выполнял «законы города «Волшебники», после
своей оценки, идет обсуждение в «звездочках»,
если возникают разногласия, тогда
«подключается» коллектив всего класса. Думаю,
что это хороший опыт, т.к. такой прием «работает»
на развитие толерантности, и, в результате, на
предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не
остается незамеченным. Мы «разбираемся» на
месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с
детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению
детей навыкам эффективного поведения в
конфликтах и их конструктивного разрешения.
Сейчас
накоплен большой опыт по работе с детьми в данном
направлении. (Так, например, книга под названием
«Как научить детей сотрудничать?» (1998, автор — К.
Фопель) содержит большое количество
интерактивных игр, направленных на развитие
«эмоционального» интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют
восстановительные технологии, которые включает
в себя обучение школьников навыкам медиаторской
деятельности. В нашей школе имеется сборник
методических материалов «Организация работы
школьной службы примирения» (г. Пермь, 2007),
который содержит материалы по организации служб
примирения в образовательном учреждении. Одной
из целей работы школьной службы примирения (ШСП)
является социальная реабилитация участников
конфликтных ситуаций на основе принципов
восстановительного правосудия. Задачами ШСП
является проведение примирительных программ для
участников школьных конфликтов; обучение
школьников методам урегулирования конфликтов. В
скором времени, надеюсь, такая служба появится и
в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин
конфликтов может быть недостаточно развитое
качество личности — толерантность. Авторы книги
«Воспитание толерантности у школьников»
предлагают программы работы с детьми разного
возраста, методические разработки различных
форм воспитания толерантности у детей. В своей
работе я буду продолжать пользоваться
материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование
среди детей, которое показало, что конфликт
разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе,
дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им
приятно, что появился запрет на фамилии (без
имени) и клички. Дети стали более
уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких
случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь
останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер,
    2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для
    абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева
    и др.) — М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической
    конфликтологии. — М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении.
    — М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения
    (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.
    Воспитание толерантности у школьников. —
    Ярославль: Академия развития Академия Холдинг,
    2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в
    педагогическом процессе. — М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации
    самовоспитания школьников. «Школьные
    технологии» 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология
    общения. — М.: Academa, 2004.
  12. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября,
    2007, № 13.
  13. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября,
    2008, № 10.

Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.

Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?

Оглавление:

  1. Виды школьных конфликтов между учениками
  2. Плюсы и минусы конфликтов в школе
  3. Отличие конфликта от травли (буллинга)
  4. 9 основных причин конфликтов между учениками
  5. Как решить конфликт между учениками в школе

Виды школьных конфликтов между учениками

Конфликт между учениками – нормальное явление. Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.

Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.

Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:

  • стороны конфликта;
  • предмет конфликта.

Виды школьных конфликтов

По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:

  1. Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
  2. Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.

Плюсы и минусы конфликтов в школе

Что положительного в конфликтах между учениками

  • Конфликтные ситуации позволяют выявить слабое место во взаимоотношениях.

  • Конфликты вскрывают «невидимые» моменты взаимоотношений (человек демонстрирует хорошее отношение, но «за спиной» способен говорить и делать плохие вещи).
  • Происходит выход негативных эмоций, снимается напряженность в отношениях. При наличии скрытого конфликта накапливается негатив внутри человека. После того как накопленное выплескивается, наступает облегчение.
  • Конфликтная ситуация заставляет пересматривать свои взгляды, мнения, привычки.
  • Нередко конфликты способствуют сплочению коллектива. К примеру, на его участников производится внешнее давление, в результате которого они объединяют усилия для совместного противостояния.

Конфликтные ситуации в школе

Негативные составляющие конфликта между учениками

  • Сильные переживания и отрицательные эмоции.
  • Ухудшение взаимоотношений.
  • Нарушение микроклимата в классе.
  • Снижение успеваемости и качества учебы.
  • Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).

Отличие конфликта от травли (буллинга)

Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться. Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.

Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.

Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.

Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.

9 основных причин конфликтов между учениками

Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:

  • борьба за лидерство;
  • соперничество;
  • ложь, сплетни;
  • оскорбления;
  • нанесенные обиды;
  • враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
  • неприязнь к конкретной личности;
  • детская влюбленность при отсутствии взаимности;
  • борьба за внимание девочки/мальчика.

конфликты между учениками

В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.

С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.

Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.

Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.

Скачайте пошаговый план «Как выйти на дополнительный доход до 30 000 рублей
без вреда основной работе»


Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.


С чего начать репетиторство


Поиск учеников


Техника и рабочее место


Программы для онлайн-образования


Уже скачали 8673 человека


Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.

конфликты в школе между учениками

Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.

Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.

Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т.д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.

Как решить конфликт между учениками в школе

Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:

  • в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
  • нередко возникают неловкие паузы;
  • появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.

Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:

  1. В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
  2. Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
  3. Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.

Профориентация для детей: как помочь ребенку определиться

Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:

  • Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
  • После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
  • Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
  • В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
  • Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т.д.

Конфликт между ученикамисчитается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.

Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.

Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций

   В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

   Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

   Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.

   Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

   Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

   Конфликт в школе явление многоплановое. Причины возникновения конфликта и способы решения конфликтных ситуаций довольно различные. При общении с участниками школьной жизни учителю приходится быть еще и психологом. Рассмотрим некоторые варианты конфликтных моментов в жизни школы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться учителю в работе..

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

   Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

   После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

   Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину  конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

   Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

   После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

   Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

   Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

   Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

   Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

 Пример.

Ученица шестого класса, допустим Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

   Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

   Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки. После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

   Хочется закончить свое выступление словами Б.Пастернака:

«Верю я: придет пора,

  Силу подлости и злобы

  Одолеет дух добра».

Желаю всем педагогам успешной работы в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций.

Почему это происходит? Конфликты в школе могут быть разными. Ведь здесь могут возникать ссоры между учениками, между детьми и педагогами и даже между учителями и родителями. Но что бы ни стало причиной, игнорировать ситуацию нельзя.

Почему важно с этим бороться? Если не получается предотвратить развитие конфликта в школе, самое главное – как можно раньше предпринять все необходимые меры. Иначе он может иметь очень серьезные последствия, вплоть до вмешательства сотрудников МВД.

В статье мы расскажем:

  1. Понятие конфликта в школе
  2. 4 мифа о конфликтах в школе
  3. Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения
  4. 5 шагов решения конфликта в школе
  5. Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе
  6. Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Понятие конфликта в школе

Что мы называем конфликтом? Существует два полюса понимания этого явления. Часто, говоря о конфликте, подразумевают вражду, которую вызвали столкновение интересов, противоположные цели, взаимоисключающие нормы поведения людей.

Другой подход – это определение конфликта как нормального явления, без которого невозможна общественная жизнь. При этом конфликт должен не приводить к отрицательным результатам, а являться фактором, стимулирующим дальнейшее развитие взаимодействий в обществе.

Конфликт может быть деструктивным или конструктивным, это будет зависеть от последствий его разрешения.

  • Деструктивный конфликт – тот, в результате которого одна или обе стороны не остались удовлетворены результатом, вызывает непонимание, обиды, негативно сказался на отношениях.

  • Конструктивный конфликт – завершившийся с пользой для участвовавших сторон, принёсший ценный опыт, его результат всех удовлетворяет.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 1. В хорошей группе не может быть конфликтов

Когда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения. Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.

Бесплатно только до 4 февраля

5 критических ошибок
в отношениях
, о которых
должен знать каждый

Аника Снаговская
ТОП-5 по РФ среди авторов и ведущих женских тренингов

Из-за этих ошибок распадается 90% отношений. Мы подготовили подборку материалов, которая поможет их избежать и сделать ваши отношения лучше.

  • 5 критических ошибок в отношениях
    Ошибки, которые совершают все женщины в отношениях
  • 7 вещей, которые нельзя требовать от мужчин
    Что нельзя требовать у мужчины, чтобы сохранить любовь
  • 4 правила идеальных отношений
    Основные принципы, которые помогут построить идеальные отношения

Скачать их вы можете совершенно бесплатно:

Скачать материалы бесплатно

Уже скачали

Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.

Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.

Важно то, как выглядит конфликтная ситуация и как к ней относятся участники. Причиной конфликта может быть многое: конкуренция за различные ресурсы (например, статус или внимание сверстников), отстаивание своей позиции в каком-либо вопросе, столкновение интересов. Конфликт может быть как открытым, так и скрытым, когда дети не высказывают своё мнение, но в классе явно чувствуется напряжение.

Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные

Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.

Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.

4 мифа о конфликтах в школе

Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно

Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.

У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.

Только до 1.02

8 судьбоносных событий в 2023 году, о которых важно знать каждому

Павел Андреев

Основатель крупнейшей онлайн-школы астрологии «Лаборатория жизни»

Эти даты могут привести к разрушению вашей жизни во всех сферах: в отношениях, карьере, здоровье, саморазвитии.

Мы подготовили подборку материалов по астрологии, которая позволит заглянуть в будущее, предотвратить проблемы и изменить вашу жизнь в лучшую сторону!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

8 значимых дат в астрологии в 2023 году

Знание этих событий поможет избежать краха в личной жизни

3 знака зодиака, которые находятся под покровительством Высших сил

Знаки зодиака, которые всю жизнь находятся под защитой Высших сил

Точный прогноз для каждого знака зодиака на 2023 год

Для каких знаков 2023 год станет удачным в карьере, в любви и отношениях

Скачать подборку бесплатно

Уже скачали

Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта

На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.

Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Школьная жизнь становится полем для произрастания разных видов конфликта, он может произойти даже между учителями. В статье разбираются случаи противодействия между разными участниками образовательного процесса. Зачастую учителю бывает необходимо взять на себя роль психолога во время общения с учениками и коллегами.

Разберём ниже, с какими вариантами противостояния участников учебного процесса можно встретиться. Это может помочь педагогам при столкновении с конфликтами в школе.

«Ученик — ученик»

Ссоры среди детей являются обычным событием, и в школе тоже. Хотя в этой ситуации педагог не участвует в конфликте в качестве одной из сторон, но зачастую ему нужно вмешаться в детские разногласия.

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Причиной конфликта «ученик-ученик» в школе может стать:

  • борьба за лидерство;

  • конкуренция;

  • ложь, распускание слухов;

  • обзывания и оскорбления;

  • обиды;

  • неприязнь к «любимчикам» учителя;

  • личная антипатия к человеку;

  • интерес к девочке/мальчику без взаимности;

  • соперничество за девочку/мальчика;

«Учитель — родитель ученика»

Инициатором конфликта может быть как родитель, так и учитель. Могут быть и обоюдные претензии.

Что может стать причиной столкновения между учителем и родителями:

  • несовпадение мнений о воспитании ребёнка недовольство родителя методами обучения педагога;

  • личная неприязнь;

  • несправедливое, по мнению родителей, выставление низких отметок ученику.

«Учитель — ученик»

Конфликты в школе «учитель – ученик» происходят нередко, так как ученики проводят время в обществе учителей не меньше, чем в кругу своей семьи.

Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения

Конфликты с учителями в школе могут произойти по таким причинам:

  • отличающиеся требования разных учителей к детям;

  • чрезмерное количество требований к ученику;

  • отсутствие стабильности в требованиях учителя;

  • нарушение условий самим учителем;

  • мнение ученика об оценке учителя, как недостаточной;

  • непримиримость учителя по отношению к несовершенствам ученика;

  • черты характера учителя или ученика (вспыльчивость, равнодушие, грубость).

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 1. Прислушаться к себе

Чтобы не пропустить начало конфликтной ситуации, необходимо уделять внимание своему внутреннему состоянию и прислушаться к чувствам. Другие способы на данном этапе вряд ли помогут.

Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:

  • у вас возникает нежелание идти на урок в этот класс;

  • иногда у детей возникает неловкая пауза в разговоре;

  • появляется чувство, что дети хотят что-то скрыть, и это явно не сюрприз к празднику;

  • учащиеся как бы избегают определённой темы или человека, переводят разговор либо «засмеивают».

Последний пункт является наиболее сложным. Когда у учителя много нагрузки и он работает в нескольких классах, может возникнуть отстранённость. Человек перестаёт осознавать своё состояние, настроение, работает «на автомате».

Если педагог искренне и живо включается во взаимодействие с детьми, он может почувствовать проблему, когда она только начинает формироваться. Можно рассказать о своих ощущениях коллегам, попросить понаблюдать за группой школьного психолога: совместно легче определить, не возникла ли ситуация в школе, которая выльется в конфликт.

Шаг 2. Открыто высказывайте своё мнение

Используя слова о своём отношении к ситуации, можно исправить её, при условии что она находится на начальном этапе развития. Можно сказать детям, что вам неприятно слушать оскорбления в адрес кого-либо из них, что вы сожалеете, что ребята ругаются, вместо того, чтобы договориться. Можно выразить своё нежелание наблюдать несправедливость или жестокость. При этом важно говорить искренне.

Это помогает по нескольким причинам. Для многих школьников важно, как к ним относится педагог, им хочется быть в хороших отношениях с учителем. Зачастую дети не могут определиться в своём отношении к происходящему в классе, а мнение взрослого может помочь им правильно оценить ситуацию.

Если учитель обозначает свою позицию и интересуется мнением учеников, то у них появляется возможность разобраться в своих чувствах. Зачастую непростые моменты следуют друг за другом, и дети, вовлечённые в конфликт, просто не успевают распознать своё состояние и чувства. Для этого необходима пауза.

5 шагов решения конфликта в школе

Шаг 3. Предлагайте разные способы решения

В случае хороших, доверительных отношений с учениками, столкнувшись с конфликтом в школе между детьми, учитель может предложить им различные пути разрешения. Можно обсудить вместе с учениками данную ситуацию или тему в целом. Для этого можно использовать беседу на классном часе или дискуссию с обсуждением спорных утверждений. А можно просто подать детям идею и спросить, не хотят ли они попробовать такой выход.

Даёт хорошие результаты метод, когда в качестве эксперимента ученикам предлагают на короткое время какое-то новшество. Например, один день при разговорах называть друг друга по имени и отчеству и обращаться на «вы», а в конце провести краткое обсуждение результата.

Шаг 4. Когда все ваши действия не помогают решить ситуацию

Традиционно наша культура предполагает самостоятельное решение проблем. Но существуют ситуации, когда человек не может справиться в одиночку, даже если он действует умело. Тогда надо обратиться за помощью к другим учителям, психологу, администрации школы. Может быть, вместе с коллегами вы придёте к выводу, что нужно привлечь специалистов извне. Например, пригласить психологов, которые проведут работу с детьми и родителями конфликтующего класса.

Шаг 5. «Круг сообщества»

Когда ситуация зашла в тупик, разовые воздействия не принесут результатов. Кроме того, если всё сложно, недостаточно будет действий одного учителя и даже совместных усилий работников школы. Различные методики предлагают разные способы разрешения конфликтов в школе. Пример такой технологии, дающей хорошие результаты – «Круг сообщества».

Используют эту технологию, когда необходимо сформировать переломный момент в ситуации конфликта, если возникла необходимость системного вмешательства и проводить работу только с одной группой недостаточно. Здесь необходимо не только привлечь психологов для работы с классом. Консультации психологов понадобятся и педагогам, и родителям.

Применяя технологию «Круг сообщества», специалисты помогают коллективу работать результативно и аккуратно, способствуют принятию нужных решений, опираясь на систему ценностей членов группы.

5 шагов решения конфликта в школе

Так как это сложная и серьёзная работа, для неё предпочтительно пригласить психологов со стороны, которые не будут заинтересованы в конкретном решении и останутся беспристрастны. Несомненно, что и от школы потребуется много затрат, в первую очередь это время. Поэтому иногда школьное руководство самоустраняется и не обращает внимания на конфликтную ситуацию.

Но в этом случае проблема только разрастается, и в результате приводит к тяжёлым последствиям или к решению проблемы более затратными методами.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

Комплекс классных часов, посвящённых конфликтам

Основная цель состоит в том, чтобы в игровой форме отработать различные ситуации, возникающие в школе, и научить детей держать свои эмоции под контролем во время конфликта. Необходимо, чтобы школьники поняли важную мысль: если в сложной ситуации человека ведёт не разум, а эмоции, это приводит к аффекту, и мы перестаём осознавать свои слова и поступки. Это может произойти во время конфликта детей в школе и усугубить его последствия.

Существует кодекс поведения в ситуации конфликта, разработанный специалистами:

  • Дайте время партнёру, чтобы выплеснуть эмоции. Когда человек находится во власти агрессии и раздражения, диалог с ним невозможен. Поэтому пусть он снизит уровень внутреннего напряжения. Реагировать на выброс переживаний нужно, сохраняя спокойствие, но не проявляя высокомерие.

  • Погасите агрессию непредсказуемыми способами. Например, можно задать вопрос на тему, не связанную с конфликтом, но значимую для собеседника. Или попросите у противника совета в деле, не имеющем отношения к конфликтной ситуации.

  • Используйте «Я-сообщения» вместо отрицательной оценки партнёра. То есть вместо фразы «Вы обидели меня своими словами» используйте формулировку «Я чувствую обиду, слыша такое».

  • Попросите обозначить конечную цель, к которой стремится собеседник и преграды к её достижению. Проблема – это ситуация, требующая решения, а ваше отношение к партнёру – всего лишь одно из условий, в которых нужно действовать. Возьмите эмоции под контроль, совместно с оппонентом определите проблему и сфокусируйтесь на её решении, не принимая во внимание личную неприязнь.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

  • Предложите противнику высказать свои варианты решения возникшей проблемы. Вместо того чтобы искать виновника и причины возникновения конфликтной ситуации, нужно найти путь выхода из неё. Способов решения должно быть несколько, это даст возможность выбрать наиболее приемлемый из них, чтобы были удовлетворены интересы обеих сторон.

  • Дайте противнику возможность «сохранить лицо». Не стоит выдавать ответную агрессию и оскорблять собеседника. Оценивайте не личность, а действия.

  • Давайте обратную связь. Такие фразы, как «Вы хотите сказать, что…», «Если я верно Вас понимаю…» или «Вы имеете в виду..», показывают, что вы вникаете в смысл высказываний и претензий партнёра и снижают уровень его агрессии.

  • Если чувствуете свою вину, открыто признайте это и извинитесь. На это способна только зрелая и уверенная в себе личность. Такие действия вызывают уважение собеседника и настраивают его на сотрудничество.

  • Не пытайтесь ничего доказать. Во время конфликта это бесполезно, так как накал эмоций не позволяет слышать доводы и соглашаться с ними. Тратить время на доказательства – бессмысленное занятие.

  • Прекратите спор первым. Не требуйте замолчать своего оппонента, а сделайте это сами. Помните, что ваше молчание не должно быть вызывающим или злорадным.

  • Не давайте характеристику эмоциональному состоянию собеседника. Ваши фразы, содержащие отрицательную оценку («Что ты бесишься?», «Не нервничай», «Не надо злиться»), наоборот, усилят конфликт.

  • Каким бы ни был результат спора, постарайтесь не разрушить отношения.

Те правила доброжелательного общения, которые были составлены во время классного часа, можно коллективно доработать и разместить в классном уголке

Подводя итоги школьной жизни в конце недели, каждый из детей может оценить, насколько его поведение соответствовало этим правилам. В случае разногласий используется обмен мнениями всего класса. Этот приём развивает умение прислушиваться к мнениям других и в итоге помогает предотвратить межличностные конфликты в школе.

Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе

Не оставляйте без внимания ни один случай спора, недовольства или ссоры

Сразу же проанализируйте ситуацию, разберитесь в причинах, обсудите совместно с детьми.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Привлечение родителей к разрешению конфликтной ситуации, конечно же, необходимо. При этом нужно умело настроить их на объективность, иначе может получиться так, что родители эмоционально встают на защиту своего ребёнка и не могут разобраться в сути проблемы. Иногда ссора детей в школе перерастает в конфликт между родителями.

Важно донести до родителей правильное отношение к конфликтам, в которые может быть вовлечён их ребёнок.

С каждым случаются конфликтные ситуации

Возникновение конфликтов в школе неизбежно: дети ссорятся друг с другом, у них возникают противоречия с учителями, могут возникнуть проблемы со старшими учениками. Невозможно полностью исключить столкновения интересов. Оно может вылиться как в вербальный конфликт, так и привести к драке, может ограничиться одним спором, а может превратиться в длительное противостояние.

В любом случае, если решение конфликта будет конструктивным, это станет основой для развития отношений и приобретения опыта в социальной сфере.

Помощь ребёнку не заключается в том, чтобы действовать вместо него

Родителям, конечно, хочется поддержать своего ребёнка и уберечь его от негативных переживаний. Но если самим решать его проблемы, договариваться вместо ребёнка с его учителями, разговаривать с обидчиками, то маленький человек лишится возможности получить жизненный опыт. В следующий раз он снова окажется неспособен найти выход из сложной ситуации.

Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы выслушать ребёнка, обсудить с ним возможные пути решения, но предоставить ему решать проблему самому. Особенно важно это при конфликте подростков в школе, здесь прямое вмешательство родителей на раннем этапе может навредить

Невозможно оградить ребёнка от всех проблем

Жить в обществе нелегко, и нельзя заранее предвидеть, с какими именно сложностями столкнётся ребёнок во внешнем мире. Родители в силу жизненного опыта понимают, что последствия конфликтов могут быть очень серьёзными, и их тревогу и волнение легко объяснить. Но, стараясь каждый раз защитить своего ребёнка, иногда даже вопреки его мнению, родители оказывают ему плохую услугу. Школьник в этом случае не имеет возможности научиться противостоять трудностям жизни.

Взрослые могут переоценить серьёзность конфликта

Рассматривая ситуацию с позиции опыта взрослой жизни, можно увидеть в детской ссоре то, о чём дети даже не задумывались. Взрослые добавляют в конфликт дополнительный смысл на основе своих переживаний.

Это в первую очередь такие примеры:

  • родители находят сексуальный оттенок в общении детей в тех случаях, когда сами дети (если даже конфликт произошёл в средней или старшей школе) об этом не думали;

  • взрослые боятся закрепления вражды между детьми, которые вступили в ссору или подрались;

  • родители или педагоги считают последствия бездумных поступков детей умышленным членовредительством (например, если ребёнок сильно толкнул другого и тот получил ушиб).

Иногда действительно подобное толкование может оказаться верным, но в первую очередь нужно проанализировать свои подозрения. Такие необоснованные обвинения пугают и родителя, и ребёнка.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Разделить зоны ответственности

В случае, когда конфликт детей в школе находится в такой стадии, что требуется включение родителей и учителей, разрешить его возможно, только если действовать сообща. Каждая из сторон при этом отвечает за свою часть работы и имеет свои механизмы воздействия на других участников.

Зона ответственности учителя – это безопасность всех участников учебного процесса. Он должен вовремя информировать родителей о возникающих проблемах, организовать взаимодействие между детьми, регулировать конфликт с помощью дисциплинарных методов.

Ответственность родителей включает в себя охрану жизни и здоровья своего ребёнка, его степень воспитанности, привитие навыков поведения в обществе. Также родитель является официальным представителем ребёнка в случае рассмотрения конфликта на уровне администрации школы.

Ребёнок должен отвечать (или учиться это делать) за свои действия. Но у школьника, особенно начальных классов, не всегда есть для этого ресурсы. Обдуманная реакция взрослых на нарушение детьми норм поведения помогает формировать у ребёнка чувство ответственности за свои действия.

Важна любая информация

Для того чтобы своевременно и правильно отреагировать на возникшую опасную ситуацию, родитель должен быть полностью информирован. Прежде чем вмешаться и начать защищать ребёнка или наказывать его за что-то, нужно владеть всеми подробностями. Для этого необходимо поговорить с учителями ребёнка и с родителями других детей.

Не путайте разговор с разборками. В случае педагогической ситуации конфликта в школе наиболее подробную информацию сможет дать классный руководитель.

Встаньте на сторону ребёнка

Чаще всего ребята сами выходят из конфликтных ситуаций, и родители просто не ставятся об этом в известность. Но если ситуация настолько серьёзна, что потребовала вмешательства взрослых, помните, что ребёнку нужна поддержка близкого человека.

Это вовсе не значит, что нужно оправдывать своего ребёнка в случае его вины. Но обсуждение неправильных поступков, вынесение наказания и прочие воспитательные моменты не должны происходить прилюдно. Отложите это до прихода домой и говорите наедине.

Родители должны быть для детей надёжным тылом. Не поддавайтесь эмоциям и действуйте спокойно, даже когда ребёнок виноват.

Существует важная заповедь для родителей: нельзя осуждать личность ребёнка, оценивать нужно его поступок. Иначе дети начинают сомневаться в безусловной родительской любви, которая является основой доверия к миру.

Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе

Выберите для беседы диалог и основывайтесь на фактах

После завершения конфликтной ситуации, в которой принимал активное участие ребёнок, у родителей возникает желание высказать своё мнение. Разобрать ситуацию с ребёнком полезно, но важно, чтобы он услышал родителя. Зачастую взрослые высказывают все свои эмоции, страхи, перечисляют возможные опасности в виде длинного монолога. При этом часто повторяется одна и та же основная мысль.

Несмотря на то, что эта мысль может быть абсолютно верной и справедливой, при её многократном повторении ребёнок «отключается» от смысла слов, воспринимая речь взрослого как некий звуковой фон.

Чтобы не потерять внимание ребёнка, используйте диалог. Обсуждая ситуацию на равных с ребёнком, вы получите больше информации, узнаете его мысли и чувства касательно произошедшего, сможете заключить договор о дальнейших правилах поведения и заложите фундамент для будущих доверительных отношений.

Социальные конфликты в школе наверняка будут ещё происходить, а доверие ребёнка, его готовность делиться с родителями и желание рассказывать о сложностях и проблемах помогут вовремя изменить ситуацию и не доводить конфликт до критического состояния.

Чтобы успешно решать конфликты любого рода в общеобразовательной школе, важно не забывать о том, что их причина заключается не в самой ситуации, а в межличностных взаимодействиях участников.

Иными словами, возникновение конфликта – признак неблагополучия в коллективе. Поэтому при выборе путей решения нужно стремиться не к выигрышу какой-то одной из сторон, а стараться, чтобы интересы всех участников оказались удовлетворены. Такой подход помогает улаживать конфликты любого происхождения.

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

  • вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

  • в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

  • может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

  • ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

Это один из самых сложных пунктов. Когда большая нагрузка, много разноплановых задач, много классов, очень легко немного «заморозиться», перестать чувствовать усталость и в целом свои настроения и состояния. О том, как заботиться о себе в ситуации постоянных цейтнотов, мы еще будем говорить. Здесь пока речь о том, что если у вас получается быть живым и чувствительным в группе, – вы на шаг впереди и можете застать проблемы на этапе формирования. Своим подозрением вы можете поделиться с другими учителями или со школьным психологом, тогда у вас будет команда «наблюдающих».

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой сценарий описывает одноранговую сеть
  • Какой сценарий описывает использование публичного api
  • Какой сценарий можно придумать на день рождения
  • Какой сценарий ждет украину
  • Какой сценарий ждет россию