Какой у евреев праздник вместо нового года

Четыре еврейских Новых года

Праздники, которые отмечает население Израиля, отличаются от праздников других стран не только тем, что здесь для каждого важного события установлен определённый ритуал, который строго и до мелочей соблюдается, но и особое отношение к работе в эти дни.

Праздники, которые отмечает население Израиля, отличаются от праздников других стран не только тем, что здесь для каждого важного события установлен определённый ритуал, который строго и до мелочей соблюдается, но и особое отношение к работе в эти дни. В еврейские праздники запрещается любая работа, так как праздники всегда противопоставлялись трудовым будням с их обыденными занятиями. Именно поэтому характерной чертой большинства еврейских праздников является «ничегонеделание», то есть отказ от совершения обыденных повседневных дел и даже от приготовления пищи. Кстати, субботние дни в Израиле тоже считаются праздничными, поэтому очень многие магазины, развлекательные центры и даже городской транспорт прекращает работу с заката в пятницу и до заката в субботу, так как считается, что новый день зарождается именно на закате. Что касается новогодних праздников, то их в Израиле несколько и, кстати, ни одни из них не приходится на 1-е января.

Новогодние праздники в Израиле

Говоря о праздновании Нового года в Израиле, стоит сказать, что во времена, которые предшествовали рассеянию еврейского народа, существовало некоторое количество важных годичных циклов, отсчёт которых начинался с определённых дней в календаре. В дальнейшем, правила, устанавливавшие эти циклы, обрели статус заповедей. Всего таких цикла существовало четыре, в связи с чем, праздновалось и четыре особых Новых года. Один из них был связан с отсчётом правления царей, второй Новый год был связан с тем, что во времена Храма каждый из жителей Израиля должен был отделить одну десятую часть своего скота, чтобы отдать его в дар церкви и бедным. Отсчёт года, в течение которого, полагалось отделить эту десятину, и считался очередным Новым годом. Однако на сегодняшний день, в Израиле празднуются лишь два Новых года — Новый год деревьев и Новый год для счёта лет от сотворения мира.

Что до традиционного «европейского» Нового года, то он не считается в этой стране государственным праздником и ни 31-е декабря, ни 1-е января не являются выходными днями. Однако это не означает, что в Израиле не отмечают этот праздник — многие израильтяне веселятся в этот день вместе с остальным миром, а новогодние традиции активно поддерживаются здесь «русскими» израильтянами, живущими в стране, а также отдыхающими здесь в этот период туристами. Кто-то отмечает праздник в тишине и по-семейному, кто-то отправляется в клуб или ресторан. Кстати, столики на новогоднюю ночь лучше заказывать заранее, так как традиционно желающих повеселиться в эту ночь бывает очень много. Кроме того, с большим энтузиазмом в ночь с 31-го на 1-е веселятся и арабы-христиане, которые обычно готовят шашлыки, пьют вино, пиво и танцуют под зажигательные арабские мелодии, а в полночь утраивают великолепные красочные фейерверки. 

Новый год деревьев

Одним из наиболее важных и значимых праздников для израильтян является Новый год деревьев или как его называют на иврите Ту би-Шват. В древнем государстве было предписано каждый год отделять десятую часть своего урожая для того, чтобы отдавать её священникам и левитам, занятым в храме, и не имевших земельных участков, а также бедным. Такое действие предполагалась совершать ежегодно и также запрещаюсь отделять десятину от урожая одного года в счёт урожая следующего. Именно для этого и был учреждён праздник Ту би-Шват — Новый год деревьев. Таким образом, раньше этот день был последним в еврейском «налоговом» году. Плоды, которые созревали после этой даты, уже считались урожаем следующего года и относились к следующему налоговому сезону, когда жители обязаны были платить десятину. Относительно деревьев в Израиле существовало ещё одно обстоятельство, а именно закон запрещавший срывать плоды в первые три года после начала плодоношения дерева. Для того, чтобы можно было определить возраст деревьев, нужно было установить дату его рождения, которой и признаётся Ту би-Шват. 

Это праздник приходится на 15-й шват — пятый пятого месяца еврейского года, соответствующего обычно январю-февралю. Как гласит история, важную роль в становлении этого праздника сыграл город Цфат, находящейся в Верхней Галилее. Когда в 16-ом веке евреи были изгнаны из Испании, многие из них осели именно в Цфате, сделав город центром каббалистов, изучавших священную Тору и искавших в её заповедях скрытый смысл. Именно каббалисты и переосмыслили Ту би-Шват, введя новые обычаи, некоторые из которых соблюдаются и по сей день. Например, в этот новогодний праздник принято вкушать 15 разных видов фруктов, а многие также произносят один из 15-ти псалмов после каждого фрукта. Восточные евреи следуют мнению каббалистов Цфата, которые определили, какие именно фрукты нужно есть в этот день. Кстати, по одному из обычаев, фруктов на столе должно быть даже не 15-ть, а 50 видов. В любом случае, на сегодняшний день в большинстве израильских семей в день Ту би-Швата на стол ставят самые лучшие плоды израильской земли, среди которых обязательно бывает семь видом плодов, которые упоминаются в Писании, а именно виноград, ячмень, пшеница, финики, инжир, оливки и гранаты, есть которые, кстати, полагается в строго установленном порядке. 

Помимо этого, сохранилась традиция в этот Новый год сажать деревья. Занимаются посадкой обычно дети и новые репатрианты, которые исполняют особые, посвящённые празднику песни. В современном Израиле появилась ещё одна традиция по празднованию Ту би-Шват — в эту праздничную неделю многие семьи отправляются в массовые походы на природу, где устраивают пикники и сажают деревья. Это происходит не только в Израиле, но и среди евреев, проживающих в США.

В праздничные дни торговые площадки израильских городов заполняются не только сосредоточенными покупателями, но и актёрами местных театров в соответствующих костюмах. Кроме того, в городе выставляются многочисленные прилавки с традиционными фруктами, сухофруктами и прочими приличествующими празднику товарами. Также во всех городах проходят акции и мероприятия, вязанные с посадкой деревьев, когда каждый желающий может принять в них участие и сделать благое дело, посадив хотя бы один саженец или пожертвовав средства на восстановление лесов и озеленение Израиля.

Новый год Рош ха-Шана

Рош ха-Шана является наиболее приближенным Новым годом к европейскому пониманию этого праздника, несмотря на то, что не существует закреплённой даты еврейского начала года. Традиционно его отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей, который обычно приходится на сентябрь или октябрь. Именно с Рош ха-Шана и начинается отсчёт дней наступившего нового года. Считается, что в эти дни определяется будущая судьба человека на грядущий год, поэтому в первый вечер празднования в Израиле принято приветствовать друг друга искренним пожеланием буквально «быть вписанными в Книгу Жизни и подписанными на хороший год». 

Считается, что в Рош ха-Шана означает начало новой жизни, поэтому накануне этого праздника во всех израильских домах начинается грандиозная уборка, чтобы привести жильё в идеальный порядок и избавиться от старых и ненужных вещей. Кроме того, здесь верят, что важно привести в порядок и своё внутреннее состояние, поэтому стараются перед наступлением нового года помириться после ссоры или искупить свою вину пред кем-то. Ни в коем случае в эти дни нельзя обижать кого-то, ругаться или злиться, так как этот поступок будет преследовать человека весь следующий год. Считается, что в дни Рош ха-Шана вершится высший суд над всеми людьми и выносится вердикт о дальнейшей жизни или смерти. 

Помимо этого, накануне праздника принято расторгать данные и неисполненные обеты. Избавить человека от такого греха может лишь знаток Торы, но на практике в канун праздника каждый человек выбирает для себя трёх знакомых и говорит им, что раскаивается в своих обетах, принятых за прошедший год. Эти люди должны ответить ему, что его грехи отпускаются. С этим верованием связан ещё один обряд очищения, когда иудеи отправляются к водоёмам, где читают соответствующую молитву и каются в совершённых грехах. Символом сбрасываемых в воду грехов становятся кусочки хлеба, которые принято кидать в воду. Некоторые также выворачивают карманы, как бы избавляясь от всего ненужного и греховного.

Важным ритуалом праздничного обеда является обмакивание хлеба, над которым до этого читалось благословение, в мёд. Считается, что после этого наступающий год будет сладким и счастливым. Помимо этого, в Израиле существует обычай есть на праздник яблоки с мёдом. Кроме яблок, хлеба и мёда, на праздничном столе, как правило, бывают фрукты и овощи в изобилии в знак надежды на хороший урожай в будущем году, морковь, нарезанная кружочками, символизирующая богатство, а также баранья или рыбная голова для того, чтобы всегда быть «во главе». Естественно, что в новогодние дни никто из израильтян не работает, а совершают жертвоприношения, облачаются в светлые одежды и всячески радуются наступлению Нового года.

В честь Рош ха-Шана в Израиле принято дарить небольшие подарки и открытки с пожеланием счастья. Традиционным подарком, который можно преподнести, отправляясь в гости в праздничные дни, станет сувенирный бочонок с мёдом, символизирующий благополучие, процветание и удачу.

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана. Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» не религиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

На новый год все ждут подарков

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых — начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние — особенно. Ой сколько же их было! Главная — «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно не спеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января — выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда — какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантства, новогодний праздник также называют «Сильвестр» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднества — фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения — просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев — на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчисления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н.э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н.э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января — в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н.э. — 14 н.э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313—315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304—335 н.э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», — днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Пост-средневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма: сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еще один день начала года — 25-е марта — «День Возвещения» — день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502—1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличающийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса — январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» — места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спец-распоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, — как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически «ненагруженным» праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую — может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» — день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сами же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января — выходной — или стыдливо именуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в действительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую — довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка приобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, — было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне — березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди главных языческих праздников у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связанные с поклонением солнцу и культом деревьев, единственно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегодняшнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютеранской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы — это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря — издал указ о праздновании 1 января Нового года, — 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромиссно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го — начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голландия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распространения движения Аскала («Просвещение»), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному революционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прoсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг — всемирная революция грядет! Скоро не будет границ, и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я — не еврей! Я — интернационалист!» На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлялять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т.д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин — только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке — пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду — в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название — теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей — первый на очереди на увольнение и т.д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Новый год стал самым веселым и любимым из Советских праздников, наиболее популярным среди всего населения — включая евреев. Духовная пустота от выброшенных «на помойку истории» многовековых традиций не могла долго оставаться не заполненной. Новый Год и елка быстро заполнили часть освободившегося пространства, а новогодние подарки заменили детям «Ханука Гэлт».

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» — кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, — еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы — те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празднующим рождение Йешу (Иисуса) — главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочкой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников — маскарад в Пурим (в первую очередь — для взрослых, а не для детей!), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах, — можно легко это почуствовать…

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: «Не учитесь от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались… И нет в них никакого проку» (Иеремия 10:2—5).

Рош ха Шана – еврейский новый год, который начинается в определенный день (в 2019 это было 30 сентября) с заходом солнца и продолжается двое суток. Также называется Рош ха-Шана, Рош хашана. В переводе с иврита означает «голова года». Относится к числу самых важных еврейских праздников, поэтому отмечают его с размахом. Согласно верованиях иудеев, именно в это время предопределяется судьба и события следующего года.

Содержание

  1. История праздника
  2. Как евреи отмечают Рош ха Шан
  3. Шофар
  4. Облачение
  5. Праздничный стол

История праздника

Для того, чтобы понять суть этого древнего иудейского праздника, нужно отбросить все ассоциации, которые приходят в голову, когда в памяти всплывает понятие Новый Год.

Во-первых – наступающий еврейский Новый Год будет 5780-м. по исчислению лунно-солнечного календаря, в связи с чем дата праздника всегда “плавающая”. Во-вторых: праздник Головы Года, а именно так переводится название Рош ха Шан с иврита, не совсем праздничное событие в буквальном понимании. Это, скорее, подведение итогов предыдущих дней. И не просто подсчёт достигнутого или упущенного в течение прошедшего периода. Это день Высшего Суда, когда Бог огласит человеку приговор на весь следующий год, основываясь на его деяниях.

Первый месяц года у евреев приходится на март—апрель и называется Нисан. Празднование Рош ха Шан обычно выпадает на седьмой месяц года – тишрей, соответствующий привычным нам сентябрю-октябрю. Месяц, когда Бог создал Землю. Окончание Всемирного потопа, создание первых людей и их искушение запретным плодом, избавление Исаака от необходимости принести в жертву собственного сына, освобождение евреев царем Египта – лишь часть библейских событий, которые связаны с этим древним праздником.

Самое главное событие, которое когда-нибудь обязательно произойдет в этот день – второе пришествие Мессии и Страшный Суд. Поэтому за два дня до начала празднования евреи молятся, прося прощения у Бога за все прегрешения, допущенные ими в ушедшем году.

Основная задача верующего во время Рош ха Шан: вспомнить всё, что с ним происходило, принять и осознать все свои неблаговидные поступки, прислушавшись к голосу совести, и, самое главное, искренне во всем раскаяться. Тогда каждый может без страха ждать Дня Назначенной Встречи с Богом.

В чем смысл дня Рош-аШана (Еврейского Нового Года)? Об этом смотрите в видео:

Еврейский Новый Год открывает десятидневный период, носящий название “Дни трепета”, итогом которых становится “День Примирения”. В эти особенные дни Бог принимает на себя обязанность Справедливого Судьи и рассматривает деяния каждого человека. Потом он наполняется милосердием и даёт каждому ещё один шанс на исправление. Так кто же имеет наибольшие шансы на Божью милость? Те, чьи неблаговидные поступки находятся в равновесии с делами добрыми и богоугодными.

Как евреи отмечают Рош ха Шан

Отмечают евреи праздник 2 дня. Все это время они строго придерживаются традиций и используют важные для них символы.

Шофар

Самой важной деталью празднования Рош ха Шана, его основной традицией является шофар. Это духовой инструмент, который выполнен из бараньего рога. Он очень символичен. Бараний рог напоминает о самом известном жертвоприношении в библейской истории – когда отцу, по милости Божьей, в силу безграничной своей веры, удалось избежать принесения в жертву собственного сына. Взамен него он пожертвовал Господу ягненка.

Ещё одно предназначение шофара – своим трубным голосом заглушать речь самого главного обвинителя на Страшном Суде – Сатану. Он перечисляет Богу все грехи, что совершили люди, но из-за громких звуков, оглушающих его, не может закончить свою речь. В праздничные дни шофар призывают верующих к покаянию и молитве. Поэтому у Нового Года есть ещё одно название – Праздник Труб.

Призыв к молитве

Следующая важная еврейская традиция – выйти на берег любого водоёма и  накормить рыб своими грехами, т. е. вытряхнуть в воду крошки из карманов. Это действо также сопровождается молитвой.

Облачение

В дни праздника еврейский народ должен носить белую одежду, как символ очищения. В синагогах читают молитвы, в которые входят по 10 библейских текстов:

  • восхваляющих Бога как Царя;
  • напоминающих верующим, что Господь помнит всё;
  • о шофаре, как о неизменном атрибуте праздника.

Праздничный стол

Единственное, что роднит Рош ха-Шан с традиционным празднованием Нового Года, это богатый праздничный стол и обычай дарить подарки. Главное блюдо на празднике – гранаты. Согласно легенде, число зернышек в 1 плоде совпадает с числом заповедей в иудаизме – 613. В регионах, где гранат не растёт, его заменяют яблоками.

Гранат и мёд – традиционные блюда на Рош ха Шан

Обязательным блюдом считается круглый сдобный хлеб – хала. Кусочки яблок и хлеба макают в мед, чтобы будущий год был сладким. Пожелания такого же удачного и сладкого года – тоже важная традиция.

В качестве угощения на стол подают рыбу, обязательно с головой, морковь, нарезанную кружочками, как символ золотых монет.

Во время праздничного застолья нельзя есть кислое и горькое, чтобы не привлечь в свой дом болезни и бедность. Орехи тоже нежелательные гости на новогоднем столе. Число букв в слове орех, равно такому же числу, что и в слове грех.  А любое упоминание греха в дни Нового Года строго запрещено.

Что же касается подарков, то они весьма разнообразны. Приветствуются любые презенты для дома – от кухонной утвари до текстильных изделий, создающих уют. Также люди дарят религиозную атрибутику и, конечно же, сладости.

Для иудеев Рош ха Шан — не просто праздник. Это еще один способ общения с Богом. Время обращения к нему с просьбой о помиловании. Поэтому к его празднованию иудеи относятся очень серьезно. Строго соблюдают все традиции и особое внимание уделяют молитве.

Что едят в еврейский Новый год Рош ха Шана смотрите и видео:

О признаках, которыми отличаются мировые религии можно прочитать в нашей статье по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой тип праздника пасха
  • Какой теперь праздник 7 ноября
  • Какой там праздник завтра
  • Какой там праздник был
  • Какой сценарий разрешения школьного конфликта лучше