Какой христианский праздник отмечают на сороковой день после рождества

верующие отмечают один из главных христианских праздников.

Сретение Господне входит в список 12 самых значимых двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. С древнецерковного языка «сърѣтение» переводится как «встреча». ТАСС рассказывает, почему этот праздник считается символической границей между Ветхим и Новым Заветами.

Почему Сретение празднуют на 40-й день после Рождества?

У древних иудеев была традиция: мать, у которой родился мальчик, приходила с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после родов, чтобы принести очистительную жертву. Если рождалась девочка, то появиться в храме женщина могла только на 80-й день до этого она считалась еще «нечистой».

В жертву приносили годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя. Так как семья Иосифа испытывала нужду, Мария принесла в храм двух птиц. Несмотря на то, что, согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось, Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю и соблюла его.

На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства.

«Сретение» означает «встреча». Кто с кем встретился?

В Евангелии от Луки описывается, как после совершения обряда в храме к родителям Иисуса подошел глубокий старик по имени Симеон. Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий. По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и собрался исправить «дева», то есть «непорочная девушка», на «жена», что означало «женщина». Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью.

Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…».

Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.

Какой смысл вкладывают в праздник Сретения верующие?

Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.

Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой.

Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя.

Эта история также несет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм.

Как празднуют Сретение в России?

Сретение стало государственным праздником в Византии в VI веке. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. Известны сретенские проповеди Иоанна Златоуста, Григория Богослова, младшего брата Василия Великого — Григория Нисского.

В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении (цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии), и в белом (символ божественного света).

Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (ее еще называют «Симеоново проречение»), на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.

Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.

Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. А на иконе Сретения Господня Симеон принимает Иисуса из рук Марии.

На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.

Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.

Карина Салтыкова

Во время загрузки произошла ошибка.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о главных праздниках Русской Православной Церкви.

Дата (новый стиль): 15 февраля.

Статус: двунадесятый праздник.

Событие:

Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской.

В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля.

Икона праздника:

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Сретение Господне: коротко о празднике

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя.

Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Сретение Господне: коротко о празднике

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одеж­ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта» — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…».

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы. Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».

Сретение Господне: коротко о празднике

Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. Этот день каждый год приходится на 15 февраля. На сороковой день после Рождества праведные Иосиф и Мария принесли Иисуса Христа в храм Иерусалима. С церковнославянского языка название этого праздника переводится как «встреча». В Евангелии сказано, что Христа встретил в храме старец Симеон, который пообещал, что не умрет, пока не встретит Спасителя.

Содержание

  • 1 Описание праздника
  • 2 История возникновения
  • 3 Религиозные обряды
  • 4 Обычаи и традиции
  • 5 Народные приметы
  • 6 Празднуется ли сретение у католиков

Описание праздника

На церковнославянском языке само слово «сретение» означает «встреча». Этот праздник был установлен как дань памяти уникальной встрече, описанной в Евангелии от Луки. Она случилась на 40 сутки после появления Иисуса Христа на свет. В этот день Иосиф и Мария принесли Иисуса в храм для совершения благодарственной жертвы Господу за первенца.

Согласно законам Ветхого Завета, женщине, которая родила мальчика, в течение 40 дней нельзя было посещать храм. Его требовалось принести Богу очистительную и благодарственную жертву, функции которой выполнял годовалый ягненок. Чтобы избавиться от грехов, требовалось принести голубку. Бедные семьи вместо ягненка жертвовали голубку.

Также при рождении мальчика родители приходили с ним на сороковой день в храм, чтобы провести обряд посвящения Богу. Это была не обычная традиция, а закон Моисея, который установили в качестве дани памяти исхода евреев из Египта. Таким образом им удалось освободиться от рабства, которое продолжалось в течение 4 веков.

Пресвятой Деве Марии очищение не требовалось, так как Иисус родился вследствие непорочного зачатия. Но из смирения и для выполнения закона женщина все же посетила храм. Так как семья была бедной, в качестве очистительной жертвы она принесла двух голубков.

История возникновения

Этот праздник считается одним из древнейших. Уже в четвертом веке его отмечали в Иерусалимской церкви, заканчивая сорокадневную праздничную череду от Богоявления, которое также называлось Эпифанией. Сведения об этом празднике приводит и Этерия, которая совершала паломничество из современной Европы на Святую Землю в конце четвертого века.

Она говорила, что сороковой день от Эпифании тут отмечается весьма торжественно. В этот праздник шествует процессия в Анастасис. При этом все идут торжественно и величественно, как на Пасху. Проповеди читают пресвитеры и епископ. Затем проводится литургия.

Сретение Господне

Впоследствии праздник получил распространение в любых поместных церквях. Его начали отмечать в Риме и Константинополе. Хотя праздник имел древнее происхождение, его не причисляли к великим и торжественным. Сретение стало двунадесятым праздником лишь в 544 году.

В шестом веке, когда правил Юстиниан, Византия пострадала от большого количества бедствий. Вначале в Антиохии случилось землетрясение, которое привело к множеству жертв. Затем появилась моровая язва. Она представляла собой эпидемию оспы, которая была занесена из африканских стран.

Согласно Преданию, в самые сложные дни, когда все люди столкнулись со страшными болезнями и бедами, благочестивый христианин увидел видение. Он сказал, что праздник Сретения Господня требуется отмечать более торжественно. В этот день была проведена служба с крестным ходом и всенощным бдением.

Этот праздник упоминается в проповедях различных святых – Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Амфилохия Иконийского. Также о нем говорили Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Сретение Господне фото

Религиозные обряды

Во время православной службы на праздник обязательно требуется вспомнить о Симеоне Богоприимце. В память о важной встрече исполняется песнь «Ныне отпущаеши». В сущности, она включает слова, произнесенные Симеоном в тот момент, когда он взял Спасителя на руки. Старец выражал радость избавления и славил будущее, предначертанное израильскому народу.

Песнь является частью торжественной службы всех церквей, которые исповедуют христианскую религию. Этот текст написан на разных языках – церковнославянском, греческом и русском. Также есть слова на английском и на латыни. В православной религии песнь используется во время проведения обряда крещения мальчиков. Ее исполняют, когда младенца вносят в алтарь и делают круг вокруг престола.

В первые столетия зарождения христианской религии Сретение представляло собой праздник Пресвятой Девы Марии. Эта дата была приурочена к обряду очистительных жертв, которые требовалось приносить женщинам после рождения детей. Впоследствии в центр праздника поставили Богомладенца, поскольку основными лицами были Иисус и Симеон Богоприимец.

Именно поэтому название праздника полностью звучит как «Сретение Господне». Его официальное наименование было утверждено в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. В православной религии праздник считается двойственным. Он посвящается Деве Марии и Богомладенцу. Это можно увидеть по праздничной одежде священников. Белый цвет символизирует Христа, а голубой – Богородицу.

В православии служба начинается накануне перед праздником. После этого проводится всенощное бдение, во время которого читается целый набор молитв. В 6 часов утра освящаются свечи. Они символизируют свет, который Иисус несет в мир.

Сретение Господне икона

Обычаи и традиции

Подобно прочим народным праздникам, тут древние обычаи тесно сплетаются с христианскими традициями. В этнографических записях можно найти символический русский обряд, который заключался в продаже ребенка. Родители через окно дома передают младенца пожилой женщине. Она платит им символическую сумму денег, после чего возвращает ребенка, произнося слова «живи на мое счастье». Обрядовые деньги мать малыша использовала для покупки свечей. Она хранила их за иконами и зажигала во время болезней. Также женщина использовала свечи для очищения жилья от болезней и неприятностей.

Действия, совершаемые участниками ритуала, во многом напоминают иудейский обряд посвящения младенца. Однако при этом ребенка посвящают не Господу, а как бы вводят в жизнь.

Вода в этот праздник считалась лечебной. На Руси ее было принято набирать ночью из колодца и держать в темном месте. Обычно этой водой было принято поить младенцев или больных родственников. При этом по силе воздействия ее сопоставляли с крещенской.

Также на праздник Сретения было принято готовить блины. Это было связано с тем, что по форме они напоминали солнце. У восточных славян праздник, посвященный встрече весны и зимы, назывался Громницы. Считается, что он посвящался богу-громовержцу. Люди верили, что его стрелы способны уничтожить нечистую силу.

Сретение Господне религия

Белорусские крестьяне во время подготовки к празднику запасались большими свечами. Их освящали в церкви и применяли в защитных заговорах. Такую свечу было принято давать в руки умирающему человеку. Считалось, что она способна отогнать злых духов. Также эту свечу зажигали в доме человека, который умер. Она должна была сделать переход души в мир иной легче. Помимо этого, свечу жгли в сильную грозу. Люди полагали, что это поможет защитить дом от стрел громовержца. Накануне праздника Сретения у белорусов было принято поминать предков. Этот день назывался Сретенскими дедами.

В Украине на праздник тоже было принято освящать свечи и приносить их в дом. При этом первую из них зажигали тут же. Считалось, что ее пламя обеспечит защиту садов от заморозков. Потому в некоторых областях с такой свечой обходили весь участок. Остальные же хранили целый год за иконами, считая, что это станет надежной защитой от пожара и молний.

С 13 на 14 февраля армяне отмечают Терендез. Название этого праздника переводится как «Бог с тобой». Церковная составляющая праздника совпадает с общей схемой служб, которые проводятся в православии. При этом в Армении имеется и народный праздник, который совпадает по времени с церковным. Он появился благодаря традициями персидского зороастризма и является сочетанием гуляний, которые устраивались на Масленицу, и Дня святого Валентина. В селах на площадях было принято жечь костры, чтобы солнечный свет мог возвратиться на землю.

Молодые пары в этот праздник брались за руки и прыгали через костер. При этом держаться требовалось надежно. Если влюбленные не разнимали рук, это означало, что семья будет крепкой и счастливой. Затем через костер требовалось прыгать бесплодным женщинам. Считалось, что это поможет им зачать ребенка. В конце празднования устраивался общий хоровод. Пеплом от сгоревшего костра было принято удобрять огороды. Люди верили, что это обеспечит обильный урожай.

Сегодня в городах костры разжигают редко. Потому давняя традиция претерпела некоторые изменения. Теперь молодые люди гуляют по городу и держат в руках стаканчики с горящими свечами.

Сретение Господне

Народные приметы

Согласно астрономическому солнечному календарю, на 15 февраля приходится половина интервала между зимним и летним солнцестоянием. В этот период на смену холодам приходит теплая погода. В славянском народном календаре Сретение тоже обозначает встречу. При этом данный праздник означает встречу двух времен года – зимы и весны.

Считалось, что в этот день боги спорят. Если весна одержит верх, начинается таяние снега и весенне-полевые работы. При победе зимы морозы еще продлятся. Потому в этот день было принято следить за погодными изменениями и делать предсказания.

К основным народным приметам, которые люди использовали в этот праздник, относят следующее:

  • если ожидается оттепель, это сулит плохой урожай и дождливую весну;
  • появление больших сосулек предрекает хороший урожай кукурузы;
  • капель означала, что вначале будет посеяна пшеница, а после этого – просо;
  • солнечный день говорит о победе весны и отсутствии сильных морозов, а также предрекает высокий урожай льна;
  • облачная или морозная погода говорила о победе зимы и ожидании похолодания;
  • ветреная погода сулила большое количество плодов на фруктовых деревьях;
  • если с утра шел небольшой снег, стоило ожидать раннего урожая хлеба;
  • если на праздник снег выпадал вечером, это сулило неурожай хлеба;
  • звездное небо говорило о том, что зима продолжится, а весна наступит поздно.

Последние морозы получили название сретенских. После праздника крестьяне начинали готовиться к весенним работам. Они занимались подготовкой семян к посадке, ремонтировали инструменты, перегоняли скот в загон.

Также праздник связан с другими правилами. К примеру, было принято обильно кормить домашнюю птицу. Благодаря этому ее удавалось стимулировать к возобновлению яйцекладки.

В этот день было запрещено следующее:

  1. Скучать, поскольку встреча весны считается праздником. Ссориться или ругаться в такой день нельзя.
  2. Планировать или ехать в далекое путешествие. Если сделать это в данный праздник, возвращение будет нескоро.
  3. Делать работу, направленную на удовлетворение своих интересов. Можно было заниматься трудом, который приносит пользу другим.
  4. Мыться в бане.

Сретение Господне фото

Празднуется ли сретение у католиков

В англиканской и римско-католической церквях в конце службы на праздник проводится освящение свечений. Они являются символом Христа, который несет в мир свет истины. После праздника их требовалось приносить домой и зажигать в непогоду.

Французы в этот день отмечают народный праздник, который называется «День блинов». Эта дата считается родственной Масленице. В этот день нужно готовить блины. Во время приготовления первого его нужно подбросить на сковороде, а другой рукой – зажать монету. Если удастся поймать блин, год в семье будет счастливым.

Сретение представляет собой важный праздник, который отмечается в разных религиях, и православие не является исключением. С давних времен эта дата связана со множеством обрядов и обычаев.

15 февраля (2 февраля по старому стилю) — Сретение Господне — в православии праздник входит-в список 12 самых значимых (двунадесятых) и отмечается ежегодно в эту дату.

«Сретение»— церковно-славянское слово в переводе на русский язык «встреча». Встреча Заветов Нового со старым. Встреча с Господом Иисусом Анны пророчицы и Симеона Богоприимца. Это не просто событие — это встреча меньшего человека с Богом.

Из википедии:

Согласно Евангелию от Луки, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Содержание:

  • Сретение Господне — история и значение праздника
  • Сретение: приметы, традиции празднования, обряды и обычаи
  • Видео, в чем смысл праздника Сретение Господне?

Сретение Господне — история и значение праздника

Почему Сретение празднуют на 40-й день после Рождества?

По древней традиции иудеев: мать, у которой родится мальчик, через 40 дней после родов, приносила младенца в Иерусалимский храм, для очистительной жертвы приносили ягненка и голубку. При рождении в семье девочки, то в храме женщина могла появиться на 80-й день (до этого она считалась еще «нечистой»).
Бедным семьям разрешалось принести двух голубей (заменив ягненка на второго голубя). Мария принесла в храм двух птиц (так как семья Иосифа испытывала нужду). Хотя , Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось согласно Писанию, Богородица проявила к иудейскому обычаю смирение и уважение.

Из википедии:

Старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание») навстречу ей вышел. Старец (по преданию) 360 лет прожил: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…»

Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.

Мальчиков-первенцев по закону Моисея на 40-й со дня рождения иудеи посвящали Богу (Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства).

Сретение в традиционном представлении славян

В настоящее время христиане воспринимают Сретение — как долгожданная встреча зимы с наступающей весной. Световой день постепенно увеличивается (уходят ранние темные вечера и холода), а это признаки приближения весны.

Какой смысл вкладывают в праздник Сретения верующие?
Философское значение праздника Сретения — встреча христианства и старого языческого мира, Ветхого и Нового Завета.

Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Для христиан являются примером того, как со смирением и радостью праведные Анна и Симеон приняли Иисуса.

Симеон после встречи с Младенцем вскоре преставился: произошло столь желаемое обретение покоя и избавление от бремени земной жизни.

Эта история также несет философский смысл:

Встреча с Богом несет радость и освобождение и случается в жизни каждого верующего человека (когда он приходит впервые в храм).

Государственным праздником Сретение стало в VI веке в Византии.

В этот день славили Богоматерь в первые века, Иисуса Христа — уже начали славить позже.

До сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть в белом (символ божественного света) и в голубом облачении (цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии).

Сретению посвящено несколько икон: — икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (ее еще называют «Сименово проречение», на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук).

Верующие молятся перед этим образом:

  1. О прекращении раздоров в семье, вражды (между супругами и родственниками);
  2. Во время войны о защите от нападения;

Икона — Симеона Богоприимца — Святой изображен с Младенцем.

На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.

Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.

Цитаты слов Митрополита Антония Сурожского о Сретении:

…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу…Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Самое главное, что нужно сделать на Сретение, впрочем, как и в другие православные праздники, — это пойти на богослужение в церковь.

Сретение: приметы, традиции празднования, обряды и обычаи

Языческие обычаи часто перешиваются с церковными и формируют народные поверья и традиции. Одним из праздников как раз Сретение Господне, где есть оба начала.

Нашлась простая календарная аналогия встрече Святого Семейства со старцем Симеоном — в простонародье в этот день стали отмечать встречу зимы с весной. Поговорки «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила» — как раз отсюда пришли.

Сретенскими морозами называют перед началом весны последние зимние морозы.  Погода начинала налаживаться обычно после праздника и у крестьян начинались подготовительные работы.
Люди в это время следили за погодой ( в зависимости того, кто победит — зима или весна— будет определяться урожайность всего следующего года).

  1. На Сретение сильные морозы — то весна будет затяжная и холодная, если тепло и оттепель — весна ранняя и теплая, что сулило хорошую жатву.
  2. Ветреная погода — к хорошему урожаю плодовых деревьев.

На Сретенье, хоть и говорили — «кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает», но все равно морозов ждали. После трескучих морозов наступала оттепель (напоминающая рачительному хозяину, что пришло время заняться починкой сельскохозяйственного инвентаря). Для этого отведен в календаре специальный день — 16 января — этот день называли Починки — по сохе поминки

  • По поверью — на Сретение нельзя ездить в дальний путь (т.к. в дороге с человеком могут приключиться всякие неприятности).
  • В этот день хозяйки старались задобрить домового (после ужина выставлялся горшок каши, обкладывая его горячими угольями или, чтобы усмирить домового, приглашали знахаря-ведуна, который во дворе резал петуха и, обмочив кровью веник, обметал им все углы на дворе и в доме. После такого обряда домового можно было не бояться).
  • В этот день рекомендуется всячески избегать конфликтов и ссор.
  • Венчание в этот день считалось доброй приметой (к крепкому браку).
  • В этот день кур кормили овсом — мясо и яйца будут вкусными.

Что можно делать 15 февраля?

Сходить в церковь на службу, принести свечи и освященную воду. 15 февраля зародилась в 1646-м и была перенята Киевским святителем Петром от католиков традиция освящать свечи (к ним относятся особо бережно, их хранят на протяжении всего года и зажигают во время молитвы. В народе верили, что эти свечи защищают дом от пожара, а человека — от болезней).

Видео, в чем смысл праздника Сретение Господне?

Предлагаю посмотреть видео.

С праздником. Желаю всем здоровья.

Skip to content

Приход храма святого праведного Лазаря Четверодневного в Красном Селе г. Санкт — Петербурга Логотип

Сретение Господне (40 дней от Рождества Христова)

Сретение Господне (40 дней от Рождества Христова)

Основные православные праздники
Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                      

Сретение Господне

Празднуется: 15 февраля

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса — на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей — для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи — там, в храме, — старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии — в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии. Так оно и стало.

Историко-литургическая заметка о празднике Сретения

Наиболее древними сведениями о торжестве Сретения Господня можно считать упоминания римской паломницы Этерии (IV в.). Она свидетельствует, что в практике Иерусалиской Церкви было особое выделение 40-го дня после Богоявления, отмечаемого на Востоке 6 января по ст. ст. Этот день не имел ещё привычного для нас сегодня именования и не был вполне самостоятельным, являясь как бы отданием общего праздника Богоявления. На этот день были предусмотрены особые процессии со светильниками, как бы во исполнение Евангельских слов, что Христос пришел как «Свет во откровение языков».
В практике Константинополя праздник с названием «Сретение» прочно обрел свое место и стал активно распространяться в VIв. Он имеет наименование, знаменующее собой встречу младенца Христа с Симеоном и Анной, как представителями ветхозаветного народа Божия, чающего избавления Израиля (на следующий день после Сретения Церковь воспоминает отдельно Симеона и Анну). Но бытовало и другое название праздника — «Очищение Марии», подчеркивающее собой идею ветхозаветного очищения Матери после родов. Согласно типикону, Сретение закрепилось как праздник Богородичный, но с элементами Господского.
Во времена имп. Юстиниана в Византии произошли не менее двух сильных землетрясений, к тому же на Константинополь обрушилась сильнейшая моровая язва. Прекращение всех этих бедствий связали с молебствиями на праздник Сретения, как Очищения в 542г. Результатом этого стало предписание о совершении молебных шествий в день праздника, наподобие процессий со светильниками в практике Иерусалимской Церкви, в воспоминание «избавления Антиохийской и Константинопольской Церкви от бедствий, коих зло простиралось и на прочия Церкви страны». К концу VI в., папа Григорий Двоеслов (+604) подхватил традицию процессий в день Сретения и учредил её в Риме. В уставах русских монастырей также сохранялись ремарки о совершении молебствий (литаний) вне монастыря в день праздника Сретения между богослужениями Утрени и Литургии.

Особенности богослужения в праздник Сретения Господня

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называет¬ся «Очищение Марии», Пресвятой Девы.
По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом вхо¬де произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.
На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вто¬рая (ис., 6 гл.) — о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис. 10, 1-21) — о видении пророком Исаией Египта, куда «придет Гос¬подь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господне действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Ма¬терью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.
На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце ут¬рени, тропарь праздника (гл. 1-й): «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…». На полиелее величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Госпо¬день».
Прокимен: «Помяну имя Твое…», Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы…», «И ныне»: то же, «По¬милуй мя, Боже»…
Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари — на 12. Катавасия — праздника. Припев к праздничному канону поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни — седален, по 6-й песни — кондаки икос.
Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздни¬ка (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний…»; после каждых следующих четы¬рех — читается тропарь песни. В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний…».
На литургии — входный стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя…». Апостол о Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму…».
Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскрес¬ным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не¬деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между II января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Пост¬ной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. «Покаяния отверзи…» во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо «Покаяния…» следует петь: «Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же и «Помилуй мя. Боже…». А псалом 136, «На ре¬ках Вавилонских…», следует петь в Недели — блудного, мясо¬пустную и сыропустную .
Зри: Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, ут¬рени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни — паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой ве¬черни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира са-могласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех — тоже на «Слава».
Зри: Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.
Зри: Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскре¬сенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.
Зри: Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника пере¬носится на Неделю (воскресенье) сыропустную (см. Марковы главы в Типиконе), т.е. служится 1 февраля по старому стилю
Зри: Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего праздно¬вания 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.
Зри: Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.
Зри: Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февра¬ля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскре¬сенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если празд¬ник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.
Зри: В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случит¬ся на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно — в четверг, пятницу или субботу.
Зри: Если праздник Сретения случится:
1) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;
2) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной сед¬мицы, то отдание празднуется в сырный четверг;
3) во вторник или среду сырной седмицы — отдание в сырную субботу;
4) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;
5) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства но имеет.
Второй день праздника — 3 февраля — Церковь посвящает памяти участников события — святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная).

Похожие записи


Сретение Господне, Принесение во Храм

(греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου также συνάντησις — встреча, лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве.

Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания

. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил

Симеон Богоприимец

.

В Православии Сретение Господне принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 15 февраля по современному григорианскому календарю . Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей — 2 февраля по григорианскому календарю; Армянская апостольская церковь — 14 февраля.


Симеон Богоприимец

(картина Рембрандта, 1627-1628 гг.)

Если говорить об истории праздника, то согласно евангельскому повествованию,

на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных

.


Сретение Господне, XII век.

Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».

Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом

. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. 2:29—32)». Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.


Икона. Святая Анна Пророчица

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.

В

Православии

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, относящиеся ко всему служению Спасителя.

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

В

Римско-католической церкви

Сретение имеет статус праздника, более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.




Сретение. Рогир ван дер Вейден

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой христианский праздник 4 декабря 2021
  • Какой христианский праздник 23 февраля
  • Какой христианский праздник 21 ноября 2021 года
  • Какой христианский праздник 14 мая
  • Какой христ праздник сегодня