Какой христианский праздник 23 февраля

Православный Церковный календарь за 23 Февраля 2022 года - 2-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица о блудном сыне. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

2-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица о блудном сыне

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому

Тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, глас 4

Я́ко столп избра́нный Це́ркве Христо́вой/ и свети́льник присносве́тлый всея́ вселе́нныя,/ прему́дре показа́ся, Харала́мпие,/ возсия́ в ми́ре муче́нием,/ разруши́ и́дольское мракобе́сие, блаже́нне,/ сего́ ра́ди яви́ся предста́тель Христу́,// моли́ся спасти́ся нам.


Перевод:

Как столп избранный Церкви Христовой и светильник всегда светящий всей вселенной явился, премудрый Харалампий, воссиял в мире мученичеством, разрушил идольское мракобесие, блаженный, потому стал нашим ходатаем ко Христу, молись о спасении нашем.

Кондак священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, глас 8

Подо́бствовав благода́тию свяще́нства, сла́вне,/ Це́рковь све́тло укра́сил еси́ Боже́ственным страда́нием,/ е́же за Христа́ прия́л еси́ до́блественно, ра́дуяся, Харала́мпие,/ честны́й свети́льниче всеми́рный, осиява́яй концы́,// я́ко непобеди́мый.


Перевод:

Удостоившись благодати священства, прославляемый, Церковь ярко украсил ты священномученичеством, которое за Христа принял доблестно, радуясь, Харалампий, почтенный светильник всемирный, сияющий во всех концах вселенной, как непобедимый.

Молитва священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому

О, свяще́нная и многострада́льная главо́, па́стырю до́брый слове́сных ове́ц Христо́вых, священному́чениче Христо́в Харала́мпие. Магниси́йская похвало́ и сла́во вселе́нныя, всеми́рный свети́льниче и вели́кий на́ш засту́пниче и помо́щниче в ско́рбех, беда́х и вся́ких ну́ждах! Услы́ши на́с гре́шных, к тебе́ прибега́ющих и моля́щихся, и изба́ви на́с от вся́каго зла́го обстоя́ния. Ты́ бо прия́л еси́ от Го́спода благода́ть и си́лу вели́ку за мно́гия и ну́жныя страда́ния твоя́ и терпе́ние, е́же всю́ду и во все́м на́м помога́ти, и наипа́че иде́же па́мять твоя́ почита́ема бу́дет бде́нием, пе́нием и усе́рдным моле́нием. Сицева́я благода́ть даде́ся ти́, священному́чениче Христо́в, от я́вльшагося ти́ Го́спода Царя́ сла́вы по твоему́ испроше́нию. Егда́ на ме́чное тя́ усече́ние осуди́ша, услы́шал еси́ превожделе́нный и сладча́йший о́ный гла́с, глаго́лющий тебе́: “Прииди́, Харала́мпие, дру́же Мо́й, мно́гия му́ки и́мене ра́ди Моего́ претерпе́вый, и проси́ у Мене́, е́же хо́щеши, и А́з да́м ти́”. Ты́ же, вели́кий свети́льниче, ре́кл еси́ Христу́ Го́споду усты́ свои́ми: “Го́споди мо́й, вели́ко у́бо мне́ е́сть от Тебе́, Све́та невече́рняго, дарова́ние сие́. А́ще уго́дно е́сть вели́честву Твоему́, молю́ Тя́, благоволи́ дарова́ти мя́ сицеву́ю ми́лость Свою́: да иде́же положены́ бу́дут мо́щи моя́ и почита́ема бу́дет па́мять страда́ния моего́, не бу́дет на ме́сте то́м ни гла́да, ни мо́ра, или́ тлетво́рнаго возду́ха, погубля́ющаго плоды́, но да бу́дет па́че на ме́сте о́ном ми́р, здра́вие телесе́м и душа́м спасе́ние, изоби́лие пшени́цы, вина́, и еле́а и умноже́ние ското́в, я́же на потре́бу челове́ком”. Ты́ же па́ки, уго́дниче Христо́в Харала́мпие многострада́льниче, гла́с Госпо́день услы́шал еси́, веща́ющий тебе́: “бу́ди по проше́нию твоему́, пресла́вный Мо́й во́ине”. И а́бие, по глаго́лании се́м Госпо́днем пре́дал еси́ ду́шу свою́ без ме́чнаго посече́ния, и по́йде во сле́д Христа́ Го́спода со сла́вою мно́гою, А́нгелом у́бо срета́ющим и провожда́ющим ю́ до престо́ла Госпо́дня с ра́достию вели́кою. И та́ко прия́л еси́ вене́ц сла́вы от Боже́ственныя руки́ Его́ с ли́ки святы́х, ве́чно сла́вящих пресвято́е и́мя Го́спода. И та́мо, во сла́ве небе́сней пребыва́я, при́зри, уго́дниче Бо́жий, и на на́с гре́шных, моля́щихся тебе́, и воспомяни́ на́с пред Го́сподем, е́же дарова́ти на́м на потре́бу ве́лия Его́ ми́лости в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва 2-я священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому

О, свяще́ннейшая главо́, па́стырю до́брый слове́сных ове́ц Христо́вых, священному́ченниче Христо́в Харала́мпие, вели́кий о нас засту́пниче в ско́рбех и беда́х и во всех ну́ждах! Услы́ши нас, гре́шных и недосто́йных раб твои́х, моля́щихся тебе́, да твои́ми всеси́льными моли́твами Всеблаги́й Госпо́дь изба́вит ны от вся́каго зла́го обстоя́ния, прости́т вся согреше́ния, во́льная и нево́льная, сподо́бит ны про́чая ле́та жи́зни на́шея сконча́ти в соблюде́нии за́поведей Его́ и покая́нии. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, да пребу́дет благослове́ние Царя́ Небе́снаго над благослове́нною Им Росси́ею. Ты бо прия́л еси́ еще́ в житии́ свое́м от Го́спода си́лу всем притека́ющим к тебе́ с мольбо́ю подава́ти потре́бное, те́мже и ста́рцы, и во́зрастнии, и де́ти приима́ху исцеле́ния ра́ди хода́тайства твоего́, уго́дниче, пред Престо́лом Го́спода. Егда́ на ме́чное тя усече́ние осуди́ша, слы́шал еси́ превожделе́нный и сладча́йший глас Го́спода, глаго́лющ к тебе́ сицева́я: прииди́, Харала́мпие, дру́же Мой, мно́гая му́ки ра́ди и́мене Моего́ претерпе́вый, проси́ у Мене́, чесо́ хо́щеши, и дам ти. Ты же, вели́кий свети́льниче, рекл еси́ Ему́ усты́ свои́ми: Го́споди, а́ще уго́дно Тебе́ есть, молю́ Тя, даждь сла́ву и́мени Твоему́, иде́же положены́ бу́дут моя́ мо́щи и па́мять моя́ и́мать почита́тися, да не бу́дет на ме́сте том глад и мор или́ тлетво́рный возду́х, погубля́ющ плоды́, но да бу́дет па́че на ме́стех тех мир, телесе́м здра́вие и душа́м спасе́ние, изоби́лие же пшени́цы и вина́, и ското́в умноже́ние на потре́бу челове́ком. И та́ко по проше́нию твоему́ прия́л еси́ от Го́спода ве́лию благода́ть. На твоя́ моле́ния, на тя, священному́чениче Христо́в Харала́мпие, упова́ем, получи́ти ве́лию ми́лость от Го́спода в безконе́чный век. Ами́нь.

Священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, поемый на молебне

Тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, поемый на молебне, глас 4

Страстоте́рпцу Харала́мпию присту́пим/ и о́бразу его́ поклони́мся, от се́рдца вопию́ще:/ му́чениче Харала́мпие и о́тче,/ от вся́каго обстоя́ния и всех бед свои́х раб изба́ви нас,// в це́ркве твоея́ вы́ну пребыва́ющих.


Перевод:

К страстотерпцу Харалампию обратимся и образу его поклонимся, от сердца взывая: «Мученик Харалампий и отче, от всяких невзгод и всех бед избавь нас, рабов своих, в церкви твоей всегда пребывающих».

Ин тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, поемый на молебне, глас 4

Пострада́вый му́жески и му́ченический наде́вый вене́ц,/ священному́чениче пресла́вне Харала́мпие,/ свободи́ раб твои́х от губи́тельства и вся́каго зла,/ напа́стей и бед, свя́те,// с любо́вию твое́ призыва́ющих чу́дное и́мя.


Перевод:

Пострадавший мужественно и мученический надевший венец, священномученик славный Харалампий, освободи рабов твоих от болезней и всякого зла, искушений и бед, святой, с любовью призывающих твое удивительное имя.

Ин тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, поемый на молебне, глас 2

Моли́твами твои́ми ко Го́споду/ от зол, бед, напа́стей свободи́/ ве́рно к тебе́ прибега́ющих/ и сете́й изба́ви вра́жиих,// ве́лий страстоте́рпче Харала́мпие.


Перевод:

Молитвами твоими ко Господу от зла, бед, искушений освободи с верой к тебе обращающихся и избавь от вражеских сетей, великий мученик Харалампий.

Кондак священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, поемый на молебне, глас 6

Я́ко му́ченик и испове́дник цвет,/ двойны́м венце́м Христо́с тя увенча́,/ возвели́чив безчи́сленными чудесы́ на земли́,/ но я́ко благода́ть Госпо́дню явля́я нам,/ ве́рно к тебе́ прибега́ющим,/ да́руй мир, помози́ в напа́стех и лю́тых беда́х,// святе́йший Харала́мпие.


Перевод:

Как цвет мучеников и исповедников, двойным венцом Христос тебя увенчал, возвеличив бесчисленными чудесами на земле. Благодать Господа являя нам, с верой приходящим, даруй мир, помоги в искушениях и жестоких бедах, священномученик Харалампий.

Благоверной княгине Анне Новгородской

Тропарь благоверной княгине Анне Новгородской, глас 1

От за́пада возсия́вши, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ прия́ти Правосла́вную ве́ру сподо́билася еси́,/ в не́йже плод благосла́вный Ру́сской земле́ прине́сши,/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́ла еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи;/ те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в оставле́ние моли́твами твои́ми прие́млем.


Перевод:

На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять Православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

Кондак благоверной княгине Анне Новгородской, глас 4

Днесь в све́тлой па́мяти твое́й/ Вели́кий Но́вград весели́тся,/ созыва́я всех ве́рных све́тло пра́здновати па́мять твою́,/ и мы ны́не, духо́вно ликовству́юще,/ ра́достно сла́вим тя и мо́лим:/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую// от вся́ких бед и обстоя́ний и всем нам спасти́ся.


Перевод:

В день светлой памяти твоей Великий Новгород радуется, созывая всех верующих светло праздновать память твою, и мы сейчас, духовно торжествуя, радостно славим тебя и молим: «Святая благоверная княгиня Анна, предстоя Святой Троице, моли об избавлении Великого Новгорода и всей земли Русской от всяких бед и невзгод, и о спасении всех нас».

Преподобному Прохору Печерскому, Лебеднику

Тропарь преподобному Прохору Печерскому, Лебеднику, глас 4

Преподо́бне и чудотво́рче, о́тче Про́хоре,/ препита́вый во гла́де а́лчущия хле́бом от бы́лия и со́лию от пе́пела,/ напита́й и нас пи́щею духо́вною,/ моля́ Христа́ Бо́га// о душа́х на́ших.


Перевод:

Преподобный чудотворец, отче Прохор, накормивший страдающих от голода хлебом из травы и солью из пепла, накорми и нас пищей духовной, моля Христа Бога о душах наших.

Кондак преподобному Прохору Печерскому, Лебеднику, глас 2

Ве́лиим воздержа́нием удруча́я плоть свою́, свя́те,/ лиши́вся пи́щи челове́ческия,/ зе́лием и траво́ю вме́сто хле́ба, пе́пелом же, а́ки со́лию, пита́лся еси́,/ чудоде́йственне Про́хоре./ Е́же ви́дя, Госпо́дь преложи́ зе́лие во хлеб и пе́пел в соль,/ и́миже ты мно́жество гла́дных препита́л еси́,// тем тя чтем и ублажа́ем.


Перевод:

Великим воздержанием отягощая плоть свою, святой, лишившись пищи человеческой, лебедой и травами вместо хлеба, пеплом же, как солью, питался ты, чудотворец Прохор. Видя же это, Господь превращал травы в хлеб и пепел в соль, которыми множество голодающих ты накормил, потому тебя почитаем и прославляем.

Преподобному Лонгину Коряжемскому

Тропарь преподобному Лонгину Коряжемскому, глас 1

От мяте́жа мирска́го удали́вся,/ к немерца́ющему Све́ту прите́кл еси́,/ преподо́бне о́тче Ло́нгине,/ и ны́не чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу,/ Ю́же моли́ за ны недосто́йныя,// да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

От суеты мирской удалившись, к немеркнущему Свету пришел ты, преподобный отче Лонгин, и сейчас ясно созерцаешь Святую Троицу, Ее же моли о нас недостойных, да спасет души наши.

Кондак преподобному Лонгину Коряжемскому, глас 8

По словеси́ Учи́теля Христа́,/ крест на ра́мо твое́ прия́л еси́,/ вся жите́йская отри́нув,/ и о́браз Животворя́щаго Дре́ва в пусты́ню прине́сл еси́,/ иде́же доны́не исцеле́ния неоску́дно источа́ются// с ве́рою приходя́щим к тебе́.


Перевод:

По слову Учителя Христа крест на плечо твое взял ты (Мф.16:24), все житейское отринув, и образ Животворящего Древа в пустынь принес, где до сих пор исцеления обильно изливаются с верой приходящим к тебе.

Молитва преподобному Лонгину Коряжемскому

О, вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче и оби́тели на́шея Богодохнове́нный наста́вниче, Ло́нгине преблаже́нне, душе́ю на Небеси́ Престо́лу всех Царя́ предстоя́й, те́лом же во святе́й оби́тели сей почива́яй и разли́чная чудеса́ повсю́ду моли́твами твои́ми соверша́яй! При́зри ми́лостивно на лю́ди предстоя́щия и твоего́ ко Го́споду Бо́гу хода́тайства во обдержа́щих ну́ждах прося́щия, вси бо мы по мно́жеству грехо́в на́ших не сме́ем ниже́ возвести́ оче́с на́ших на не́бо. Ты же, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, принеси́ за всех, к тебе́ притека́ющих, те́плыя моли́твы ко Го́споду, е́же изба́витися нам от гла́да, пото́па, тру́са, огня́, меча́ и бра́ни, от люде́й и от диа́вола быва́ющия, и от вся́кия душе́вныя и теле́сныя боле́зни, да сих избежа́вше и Го́споду, Ему́ же предстои́ши, рабо́тающе, вни́дем в неконча́емый поко́й и просла́вим та́мо с тобо́ю всех благи́х Пода́теля Бо́га, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Константину Верецкому

Тропарь священномученику Константину Верецкому, глас 4

Зако́на Бо́жия учи́телю/ и заповедей евангельских верный исполни́телю,/ священномучениче Константи́не,/ му́ченичества кровьми́ зе́млю Донску́ю ороси́л еси,/ темже моли́твами твои́ми/ в лю́дех любо́вь к Це́ркви Христо́вой возрасти́// и в житии доброде́тельнем утверди.


Перевод:

Закона Божия учитель и заповедей евангельских исполнитель, священномученик Константин, мученической кровью землю Донскую оросил, потому молитвами твоими в людях любовь к Церкви Христовой возрасти и в жизни добродетельной укрепи.

Кондак священномученику Константину Верецкому, глас 3

Равноапо́стольному царю́ тезоимени́тый,/ постоя́нство в ве́ре Христу́ да́же до сме́рти яви́л еси́,/ те́мже и нам, на моли́твы твоя́ упова́ющим,/ тве́рдое стоя́ние в ве́ре испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Перевод:

Равноапостольному царю соименный, постоянство в вере Христу даже до смерти показал, потому и нам, на молитвы твои надеющимся, твердое стояние в вере испроси и душам нашим великую милость.

Молитва священномученику Константину Верецкому

О, преблаже́нне о́тче Константи́не, пресла́вный уго́дниче Божий, до́брый па́стырю Росто́вский и пе́рвым му́чеником Церкве Христовой подража́телю!

В среду, св. Кресту

Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.


Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в среду, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.


Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Ин.3:21–4:6; Мк.14:43–15:1)

Нужна помощь – проси. Просил, говоришь, не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не дает, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины ведомые, всякому самому видные.

Одну из таких – и не главнейшую ли? – указывает св. Иоанн в отсутствии дерзновения, а отсутствие дерзновения производит из осуждения сердца или совести. «Возлюбленные, – говорит, – если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин.3:21–22). К этим словам нечего прибавлять. Все ясно само собою. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику? А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, когда, может быть, тут-то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!

Развернуть

Притча дня

Пощечина и милостыня

Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню.

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 241, паломнику Савватию Н., о новых и старых ревнителях

Основы православия

Тема 54.  Что есть зло?

 Грех – это религиозно-богословское понятие, в этике грех нередко называется «злом».

 Зло и добро не являются равносильными началами. Зло не совечно Богу, и хотя оно реально существует, оно не имеет собственной сущности. Зло – недостаток, отсутствие добра, подобно тому как болезнь – не что-либо существующее само по себе, но недостаток здоровья, тьма – отсутствие света, ржавчина – результат коррозии, порчи металла.

 Зло – это и злоупотребление свободой нравственного выбора, нарушение благой воли Божьей. Синонимы слова «зло» в молитвах – ложь, лукавство, беззаконие, грех.

 Распространение зла в мире связано с богопротивной деятельностью падших ангелов (демонов), под влияние которых подпадают люди, а также с богопротивной деятельностью самих людей.

 Бог попускает зло, но не инициирует его, Он свят по Своей природе. Зло – следствие отпадения от Бога разумно-свободных существ (ангелов, людей), нарушения Его заповедей. На вопрос, почему Бог не возьмёт да и просто не уберет зло из мира, есть ответ: для этого пришлось бы или убрать из мира тех, кто создаёт зло (всех демонов и всех нас), или лишить их свободы воли. 

 Стихийные бедствия, болезни – по своей сути не зло, а его последствия, последствия грехопадения.

Практические советы

Существует традиция: на большие праздники приходить в храм в одежде с элементом соответствующего богослужению цвета. Например, рубашка у мужчин, блуза, кофточка или платок у женщин на Пасху – красного цвета, в День Святой Троицы – зелёного, на Богородичные праздники – голубого, в Великий Пост — фиолетового, а в остальное время – белый (без рисунка).
Это же касается и Церковных Таинств. На отпевании и погребении принят белый цвет, не чёрный!

Случайный тест


На сегодня эта публикация уже заработала 11,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На 23 февраля приходится пять православных торжеств, которые ежегодно отмечают верующие со всего мира. В этот день принято вспоминать о святом Прохоре Печерском, который при жизни помогал людям.

Какой церковный праздник отмечают верующие 23 февраля 2022 года. ЧТо можно, а что нельзя делать 23 февраля?

Церковный праздник: что отмечают верующие 23 февраля

В церкви 23 февраля принято праздновать день памяти мученика Харалампия, который был епископом Магнезийским. Также почитают память мучеников Ваптоса, Порфирия и трех женщин. За свою веру во Всевышнего они поплатились жизнями в 202 году.

Празднование в честь княгини Анны Новгородской выпадает на 23 февраля. Женщина была женой великого Ярослава Мудрого. При жизни построила женский монастырь.

Верующие празднуют день памяти преподобного Прохора Печерского. Он вел аскетический образ жизни, кроме хлеба и воды, ничего не ел и не пил. В народе торжество в честь святого прозвали Прохором Весновеем, так как с 23 февраля люди уже ждали, когда придет весна.

О жизни преподобного Лонгина Коряжемского принято вспоминать 23 февраля. При жизни он возвел монастырь неподалеку от реки Коряжемки, и был там монахом.

В православном мире 23 февраля отмечают праздник Иконы Божией Матери “Огневидная”. Верующие обращаются к святому лику с просьбой о заступничестве и помощи в любых делах. Также люди просят об исцелении от недугов.

23 февраля свои именины празднуют Прохор, Григорий, Иван, Валентина, Анна, Геннадий.

Праздники в России и мире: что празднуют 23 февраля 2022 года

Россияне 23 февраля отмечают официальное торжество — День защитника Отечества. В этот праздничный день принято поздравлять мужчин, дарить им подарки.

Также в праздничном календаре 23 февраля значатся:

День сражений подушками;

День дизельного двигателя;

Всемирный день взаимопонимания и мира.

В Америке 23 февраля празднуют День бананового хлеба, а также День кёрлинга. В Гайане отмечают День Республики, а в Канаде — День борьбы с хулиганством.

Что категорически запрещено 23 февраля

Согласно народным поверьям, мужчинам в этот праздничный день нельзя было заниматься любым физическим трудом. Это могло привести к неудачам и неприятностям. Конфликтные ситуации лучше сглаживать, чтобы в дальнейшем не было недопониманий.

Нельзя одалживать и брать денежные средства в долг. Путешествия 23 февраля также лучше перенести на другую дату, так как в дороге могут возникнуть неприятности. Нельзя думать о плохом, так как мысли материальны.

Известно, что святой Прохор был родом из Смоленска, но позднее подвизался в Киево-Печерской лавре. Он прославился великим подвигом — не стал есть обычный хлеб, собирал лебеду, делал из нее лепешки и питался этим до конца жизни. Господь наградил Прохора даром чудотворений — он умел превращать золу в соль, а растительные лепешки из лебеды делать вкуснее обычного хлеба.

В честь памяти святого сегодня отмечается народный праздник 23 февраля — Прохор Весенний.

Православный праздник 23 февраля — день памяти священномученика Харлампия

Харлампий жил в II веке, был епископом города Магнизии. Проповедовал христианство, многих обращал к истинной вере, за что и был отдан под суд. Его подвергли страшным пыткам, заставляя отказаться от Господа, но Харлампий был непреклонен.

23 февраля отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 23 февраля

Благоверной княгини Анны Новгородской

Почитание княгини Анны Новгородской (имя до крещения — Ингигерда) — супруги великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Основала в Киеве первый женский монастырь. Умерла в 1051 году. День памяти святой церковь установила в 1439 году.

Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц

Церковь чтит память епископа города Магнезии (Греция) Харалампия и еще 5 мучеников, которые пострадали за веру в Иисуса Христа в 202 году.

Прохор Весновей

Преподобного Прохора Печерского

День святого Прохора. Его постригли в монахи в Киево-Печерском монастыре. Прозвище Лебедник получил за то, что кушал лебеду вместо хлеба. Имел дар чудотворения. Умер в 1107 году.

Преподобного Лонгина Коряжемского, иеромонаха

День памяти святого Лонгина. Основал монастырь в устье реки Коряжемки и был его игуменом. Умер в 1540 году.

Масленица

4 день праздника

Сплошная седмица. Неделя перед Великим Постом. Название праздника говорит о том, что в этот период можно употреблять в пищу молочную продукцию, яйца.

Пища без мяса – запрещается только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу.

23 февраля в России отмечают День защитника Отечества. Как этот светский праздник связан с Православием? Какие были православные воины? Ответы − в нашем сегодняшнем материале.

Может
ли христианин быть воином?

В Евангелии есть слова Христа:

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»

(Ин. 15:13)

С древних времен эта фраза Спасителя стала лозунгом воинов-христиан. Ведь они призваны защищать мирных граждан своего государства и всегда готовы пожертвовать жизнью ради других.

Среди великих святых Церкви
немало воинов: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Иоанн Воин, князь
Владимир, Илия Муромский, Александр Невский, Димитрий Донской, Федор Ушаков. И
это − самые известные христиане, посвятившие свою жизнь военному ремеслу.
Подлинное количество святых защитников Отечества, ставших жителями Небесного
Царства, известно только Богу.

православные воины
Икона преподобного Илии Муромского

На Руси помимо дружинников князей, считавшихся регулярной армией, во время вторжения неприятеля оружие в руки брали все мужчины. Церковь с первых веков христианства благословляла воинов, активно участвуя в жизни государственных армий.

В воинских подразделениях и в Византии, и в Древней Руси, и в Царской России священники были их неотъемлемой частью. Они совершали богослужения в походных храмах, исполняли требы и оказывали духовную помощь воинам. Военные священники благословляли солдат перед боем, исповедовали и причащали умирающих, совершали поминовение павших.

Не раз случалось, что в ход
важнейших сражений с участием воинов вмешивался Сам Бог, предрешая исход битв.

православные воины

4 знаменитых сражения, в которых воинам-христианам помог Бог

Святой равноапостольный император Константин, став соправителем Римской империи, принял решение положить конец преследованиям христиан в других частях страны. Правителю северных провинций Рима предстояло сразиться с армиями цезарей-язычников Максимиана Галерия и Максентия. Константин еще не был крещен, но с уважением относился к христианству, поскольку верующей была его мать.

Накануне одной из решающих битв император обратился к Богу с просьбой дать знамение, которое бы подняло боевой дух всей армии. В ночном небе над лагерем войска Константина появился сияющий крест с надписью «Сим победиши». Армия императора после одержала победу, а новый правитель прекратил гонения на христиан в Римской империи.

православные воины

В 1239 году отряды татаро-монгольского хана Батыя подошли к Смоленску. Горожанам предстояло отражать натиск войск, во много раз превосходящих численность гарнизона крепости. Поражение было неизбежным.

Икона Меркурия Смоленского

Среди защитников Смоленска был
воин по имени Меркурий. Он усиленно молился в храме на всенощном бдении, и ему
явилась Пресвятая Богородица. Божья Матерь благословила Меркурия и повелела ему
напасть на лагерь неприятеля в одиночку.

Воин беспрекословно выполнил
приказ: ночью он пробрался в стан кочевников и перебил множество врагов.
Меркурий погиб, но татаро-монголы бежали, объятые необъяснимым страхом.

Молодой новгородский князь Александр Ярославич летом 1240 года был вынужден отражать вторжение в свои земли шведских рыцарей. Ему было меньше 20 лет, а войско князя значительно уступало в численности захватчикам. Перед боем Александр усиленно молился в храме, а после вместе с дружиной получил благословение на битву архиепископа Спиридона.

Отряд подошел к реке Неве и
организовал засаду рядом с лагерем шведов и заночевали там. На рассвете один из
дозорных увидел плывущую по воде лодку со святыми мучениками Борисом и Глебом.
Ободренные знамением, воины Александра Ярославича вступили в бой с рыцарями и
одержали победу. Молодой князь за военные успехи получил прозвище «Невский».

православные воины

Николай Константинович Рерих.  «Александр Невский побеждает ярла Биргера».

В праздник Успения Богородицы 1395 года москвичи встречали Владимирскую икону Божьей Матери. Святыню доставили в столицу по просьбе великого князя Василия. Правитель готовился к неминуемому сражению с войсками хана Тамерлана, который шел с армией в сторону Москвы.

Во время встречи иконы
Тамерлану, находившемуся в рязанских землях, явилось видение. Во сне ордынский
хан увидел высокую гору, с которой к нему спускались святые, а над ними
возвышалась Пресвятая Богородица. Она приказала полководцу развернуть войско и
покинуть русскую землю. Проснувшись, Тамерлан в страхе развернул свою армию и
покинул пределы Руси.

История
праздника 23 февраля

День защитника Отечества
родился в 1922 году как дата чествования Красной армии большевиков. Но 1946
года, после Великой Отечественной войны, значение праздника было переосмыслено.
На протяжении всей советской истории 23 февраля воспринималось как день всех мужчин,
прошедших службу в частях армии и флота.

В наши дни День защитника
Отечества стал гораздо шире, и имеет статус «мужского дня», но с важным
оттенком: каждый мужчины − защитник семьи, близких и страны. Среди православных
христиан наших дней немало солдат и офицеров, несущих службу и сполна отдавших
долг Родине. Некоторые из них прямо в эти минуты выполняют боевые задачи или
несут бдительное дежурство на ответственных рубежах нашей страны.

23 февраля − прекрасная дата, чтобы помолиться о всех христианах-защитниках Отечества и попросить Бога и Его святых о помощи, укреплении и сохранении их жизней.

«Не в силе Бог, а в правде» – говорил князь Александр Невский. Православный воин и святой ставил веру в Бога выше земных ценностей. Таким девизом руководствовались и другие православные воины. Они побеждали, потому что в каждом сражении своей жизни вставали на сторону Бога.

Владимир Басенков

Православный старообрядец (единоверец), директор Центра древнерусской богослужебной традиции Симбирской епархии. Публицист, общественный деятель.

23 февраля 2022 года православные верующие отмечают праздник иконы Божией Матери под названием «Огневидная».

История

О создании знаменитой «Огневидной» иконы Богородицы известно довольно мало. Эксперты сходятся во мнении, что святыня была создана примерно в 845 году – более чем за сто лет до крещения Руси. Считается, что лик первоначально был написан в Греции, а уже после переписан нашими иконописцами. Божья Матерь изображена на полотне со свитком в руках, на котором начертаны прошения Господу о роде человеческом. Богородица облачена в одежды красного цвета, символизирующие кровь Христа. Огненный оттенок полотна напоминает очистительный огонь, сжигающий в людях все проявления зла.

ПО ТЕМЕ

Как и многие другие христианские святыни, «Огневидная» икона Божией Матери считается чудотворной. К сожалению, оригинал иконы давно утрачен, однако в православных храмах имеется множество достоверных копий. В этот церковный праздник люди молятся «Огневидной» Божией Матери о защите от всяких бед, женщины часто просят легких родов и счастливого материнства.

Что нельзя делать 23 февраля

Зная о том, какой сегодня православный праздник, веряне старались ничего не бояться – любые страхи в этот день под запретом. В борьбе со страхами людям помогала самая простая и будничная работа по дому. Также по народным поверьям, в этот день нельзя было есть рыбу и морепродукты, давать хлеб или соль взаймы, одеваться в черное и смотреться в чужое зеркало. Строго-настрого в такой церковный праздник запрещалось врать.

Приметы и традиции

23 февраля православные верующие также чтят память преподобного Прохора Печерского. С его именем в народном сознании оказались связаны различные приметы и традиции. Например, мужчин на Прохора освобождали от физической работы, считая, что дело в любом случае не заладится. Также в народе говорили: раз пришел Прохор, то весна уже заглянула во двор.

  • Если в этот день стоит мороз, то март будет теплым.
  • Если на деревьях появился иней, то лето будет сырым.
  • Если в этот церковный праздник на небе ясный месяц, то стоит ждать грозовых дождей.

23 февраля отмечается народный праздник — день Прохора Весновея. Такое прозвище дали преподобному Прохору, отцу Печерскому. Еще одно название праздника — Прохоров день. Православные в этот день чтут память преподобного Прохора Печерского и священномученика Харлампия.

весновей

Из истории Прохора Печерского

В XI веке в Киево-Печерский храм пришел Прохор, и изъявил желание служить Господу. Когда Прохор стал монахом. Прохор придерживался скромного образа жизни, пил обычную воду и ел лебеду, из которой приспособился готовить хлеб. Когда настал голод, Бог послал большой урожай лебеды. Прохор с благословения Божьего пек хлеб из лебеды и раздавал его нуждающимся. Вскоре монаха стали называть Лебедником.

Из истории священномученика Харлампия 

В народной традиции Харлампий считается охранителем от внезапной смерти, гибели без покаяния. Святому молятся об избавлении от такой беды для себя и своих родных.

Приметы на 3 февраля

На Прохора Весновея нельзя ходить к воде, так как духи, решившие пошалить, могут заплутать или затянуть в трясину. Мужчинам на время следует отказаться от работы. 

Массовые гулянья и застолья обычно не устраиваются. 

Люди верили, что на Прохора хорошо начинать лечить болезни, тогда от хвори можно избавиться навсегда. На Прохора обычно не ели раков и рыбу, потому так как считалось, что это приведёт к серьёзной болезни.

Нельзя трясти и звенеть мелочью — к бедности. А вот если пошуршать в кармане или в руках бумажными купюрами — к прибыли.

Нельзя играть свадьбу — к скорому расставанию молодожёнов.

Нельзя мести полы — вместе с мусором из дома можно вымести удачу, благополучие, частичку семейного счастья.

Нельзя врать, обманывать, вводить в заблуждение, преувеличивать — нечисть слетится на враньё, чтобы напакостить такому человеку, так как он становится для них лёгкой добычей.

Приметы на 23 февраля

Считается, что с этого дня год поворачивает на весну. 

► Ясный месяц — весной будут идти дожди с грозами

► В этот день мороз — март будет тёплый

► С крыш свешивается снег и не падает — будет урожай хлебов

В субботу, 23 февраля, отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

  • Церковные православные праздники 23 февраля
  • Мытаря и фарисея
  • Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц
  • Благоверной княгини Анны Новгородской
  • Прохор Весновей
  • Преподобного Лонгина Коряжемского, иеромонаха

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 23 февраля

Мытаря и фарисея

6-й день

Сплошная седмица. Подготовка к строгому Великому Посту. Седмица названа в честь библейской притчи про мытаря и фарисея.

Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.

Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет.

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10).

Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит:

«Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».

Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку.

Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.

Как научиться молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали. Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма . Подлинно, молитва – всегда молитва покаяния.

«Покаяние человека – Божий праздник», – говорит преподобный Ефрем Сирин.

Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

«Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды».

Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.

Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа:

«Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.

Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.

Самое важное, что происходит сегодня в мире – это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.

И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.

И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит:

«Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый».

Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа.

«А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20).

Никогда, может быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.

Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц

Церковь чтит память епископа города Магнезии (Греция) Харалампия и еще 5 мучеников, которые пострадали за веру в Иисуса Христа в 202 году.

Святой Харалампий обратил в православную веру многих язычников. Новости о его миссионерской деятельности дошли до военного начальника Лукина, который управлял территорией Римской империи в Греции. По его приказу епископа доставили на суд и требовали принести жертву языческим богам, но он отказался.

Святого подвергали страшным пыткам, рвали кожу крюками на теле, сорвали ее с головы. На то время ему было уже 113 лет. Присутствующие воины и женщины, видя такие страдания, поверили в Господа, но были сразу убиты.

Когда Лукий стал пытать орудием Харалампия, у него отказали руки. Тогда он плюнул ему в лицо. Его голова повернулась назад. Он стал просить о пощаде. Лукиан доложил о происшедшем императору Септимию Северу, который велел доставить святого Харалампия к нему. Император прославился тем, что издал указ, который запрещал римлянам обращаться в христианство или иудаизм.

Стражники выполнили приказ с особой жестокостью. Они тащили святого по земле, привязав веревку к бороде, били его камнями. Молитва помогла святому Харалампию, когда сам император Септимий Север вогнал в грудь кол, а затем велел сжечь тело. Он не выдержал мук до казни и скончался. Дочь императора Галина поверила во Христа и похоронила святого с почестью. Левая рука священного мученика находится в обители Мега Спилеон Греция, а голова – в одном из Метеорских монастырей.

Благоверной княгини Анны Новгородской

Почитание княгини Анны Новгородской (имя до крещения – Ингигерда) – супруги великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Основала в Киеве первый женский монастырь. Умерла в 1051 году. День памяти святой церковь установила в 1439 году.

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.

Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату. Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать.

Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини. Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру (+1015г., память 15 июля) — крестителю Руси:

«Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!».

Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский ( +1052 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины.

Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни.

Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Здесь же, в Великом Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1050 года и была погребена в Софийском соборе. Почитание святой Анны было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию II в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена и соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.

Прохор Весновей

Преподобного Прохора Печерского

День святого Прохора. Его постригли в монахи в Киево-Печерском монастыре. Прозвище Лебедник получил за то, что кушал лебеду вместо хлеба. Имел дар чудотворения. Умер в 1107 году.

Святой Прохор жил в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Его прозвали Лебедником, то есть питающимся лебедой, потому что на протяжении всей своей подвижнической жизни он вместо хлеба готовил себе еду из этой травы, которая росла рядом на холмах. Если он с благословением давал кому-нибудь эту пищу, она тут же делалась слаще меда. Если же кто-то осмеливался похитить хоть кусочек, она становилась горькой, словно полынь.

Когда на Руси не хватало соли, святой Прохор раздавал людям золу. По его благословению она превращалась в соль, но если кто-то пытался завладеть ею для собственного обогащения, она оставалась золой. Князь Святополк отдал приказ забрать всю золу, которая была в келье, без разрешения святого. Привезенная ко двору, она, к досаде правителя, так и осталась золой. Тогда люди пришли к святому с прошением. Он сказал: «Идите к князю, и когда он бросит перед вами золу, забирайте соль». Так они и сделали: зола по благословению Прохора превратилась в соль, как только они ее собрали. Князь раскаялся и с тех пор проявлял всяческое уважение и сыновнюю любовь к подвижнику.

Когда в 1107 году святой Прохор преставился, князь сам похоронил его рядом со святыми Антонием и Феодосием.

Преподобного Лонгина Коряжемского, иеромонаха

День памяти святого Лонгина. Основал монастырь в устье реки Коряжемки и был его игуменом. Умер в 1540 году.

Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой христ праздник сегодня
  • Какой утром праздник
  • Какой устроить праздник маме на день рождения
  • Какой узбекский праздник 14 января
  • Какой у тебя самый любимый праздник