Какой цвет у праздника троицы

День Святой Троицы: что за праздник и как его отмечать. Блог Порядок.ру: лайфхаки, советы по подбору материалов, инструмента.

День Святой Троицы: что за праздник и как его отмечать

Троицу в 2022 году празднуют в начале лета: православные — 12 июня, у католиков праздник приходится на 5 июня.

Официально праздник был введен в церковный календарь в четвертом веке. Если углубиться в историю, то праздник Троица был утвержден на Вселенском соборе в Константинополе одновременно с принятием догмы о том, что все Божеские лица единосущны. Событие сопряжено с библейскими писаниями. В соответствии с ними, Иисус предвещал сошествие Святого Духа, что и произошло на 50 день после распятия. Святой Дух спустился к апостолам, непрерывно молящимся в горнице со дня Воскресения Христова. Им было дано священное знание, они научились исцелять и стали проповедовать о жизни Господа. 

Праздник входит в число 12 самых важных православных праздников и символизирует единство и равенство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына. Празднуется он три дня и дает возможность каждому верующему человеку спасти свою бессмертную душу. 

Какого июня празднуют Троицу в 2022 году?

Почему Троицу называют Пятидесятницей?

Праздник не привязан к конкретной дате, он отмечается на 50 день после Пасхи. Отсюда и название Пятидесятница. Он всегда приходится на воскресенье и начинается с утренней молитвы. Прихожане в церкви совершают коленопреклоненную молитву, освящают веточки березы и после уносят их домой (они выступают в качестве оберега жилища). То есть Пятидесятница в православии – иное название праздника Троица. 

Что такое Пятидесятница в православии?

Это важный день в православном календаре, и еще он считается днем рождения церкви. Поэтому он несет в себе двойной смысл и занимает такое важное место в сердцах верующих.

Ввел традицию отмечать эту дату и почитать Святую Троицу преподобный Сергий Радонежский. 

Что такое Пятидесятница в православии?

Как отмечают Троицу православные?

У католиков и православных несколько различаются обычаи празднования Пятидесятницы. 

Православные отмечают ее три дня (начиная с пятницы). Храмы украшают веточками деревьев (исключение – осина), духовенство меняет облачения на одежду зеленого цвета (это символизирует вечную жизнь). В субботу проводят всенощное бдение, а в воскресенье посещают церковь, приглашают близких на обед. Накануне в домах наводят порядок, пекут хлеб, вспоминают покойных родственников. После воскресной службы, как правило, устраивают посиделки дома, уличные гуляния. 

Как отмечают Троицу православные?

Как празднуют Троицу в России?

Так как в нашей стране достаточно большой процент православных, данный праздник носит массовый характер. В каждой 5-6 семье в России праздник Троица отмечают по всем традициям и обычаям. Накрывают на стол, приглашают близких, проводят гуляния в полях и лесах (если позволяет погода), гадают, плетут венки, собирают целительные травы. Религиозный праздник включает проведение Божественной литургии и Великой вечерни.

Следует иметь в виду, что есть церковные каноны, а есть обычаи и обряды, которые не имеют отношения к православию. Но они настолько прочно вошли в жизнь и привычный уклад славян, что для многих отождествляются с Троицей. Церковь не осуждает отклонение от религиозных догм, при этом советует всё же придерживаться традиционного подхода к празднованию.

Как празднуют Троицу в России?

Народные приметы и обычаи

Основные приметы и обычаи Троицы:

  • Поцелуй влюбленных под березой – быть свадьбе.

  • Если пойдет дождь, ожидается осенью много грибов (эта примета дает возможность грибникам предугадать будущий урожай).

  • По обычаю, многие устраивали сватовство. Именно сватовство, саму свадьбу в праздник не играют.

  • В этот день поют песни и водят хороводы в кругу близких друзей и родственников. В деревнях эта традиция соблюдается в большей мере, чем в городах.

  • Прежде чем отмечать день святой Троицы, многие украшают жилище веточками березы. А также наряжают сами березы: вешают ленточки, цветы, угощения.

  • Если утром будет роса на траве, можно ожидать ранних заморозков.

  • Если на небе не будет облаков, это сулит ненастное лето.

  • Хороший знак – появление радуги. Это сулит здоровье и благополучие.

Приметы и обычаи Троицы

Как гадать в день Троицы?

Некоторые обряды, которые девушки проводят в Святой церковный день, церковь не приветствует. В частности, это касается девичьих гаданий. Но они испокон веков проводились на Руси на Троицын день, поэтому даже служители смиренно к ним относятся, не ставя жесткого запрета. Исключение – гадания с использованием крови, волос, ногтей, с нотами «бесовщины» (к примеру, если нужно сооружать соломенные куклы, применяются фотографии людей и др.).

Гадания:

  • Девушки собирали зверобой, выкручивали его, произнося имя любимого человека. Если шел красный сок, то любовь будет взаимной. Если прозрачный – мужчина не испытывает чувств к девушке.

  • Пускание по реке плетеных венков. Та, чей венок проплывет дольше, выйдет раньше всех замуж.

  • «Скажи кукушка». Девушки ходили в лес и кликали кукушку. Сколько она кукует, столько лет еще томиться в отчем доме.

Считается, что эти гадания не имеют под собой никаких «черных» смыслов: их можно проводить не только на Троицу, но и в другие православные праздники, предполагающие уличные гуляния.

Обряды в Троицын день

Что готовят и едят на Троицу?

Что готовить на стол в святую Троицу? Верующие, согласно обычаям и традициям, собираются узким семейным кругом за домашним столом и проводят время за разговорами.

Праздник должен проходить скромно, блюда должны быть легкими. Можно включить в праздничный обед овощи, фрукты, диетическую рыбу, нежирное мясо, блинчики с начинками, пироги с зеленью, творожные блюда. Разрешается выпить бокал красного или белого вина. 

Что готовить на стол в святую Троицу?

Что нельзя делать в Троицу?

Итак, мы с вами разобрались с тем, что нужно делать в Троицын день. А что нельзя делать в этот праздник?

Основные моменты:

  • Не стоит посещать кладбище. Для памятных мероприятий предусмотрена Троицкая родительская суббота, она отмечена в календаре перед Троицей.

  • Не стоит проводить земельные работы и заниматься сельским хозяйством. Считается, что земля «отдыхает» в этот период (допускается покос травы).

  • Не рекомендуется купание в природных водоемах. Согласно поверьям русалки в период праздника зазывают к себе молодых ребят, в связи с этим повышаются риски утопления и других чрезвычайных ситуаций на воде.

  • Не стоит ссориться с близкими, провоцировать конфликты с окружающими.

Не стоит бурно праздновать Пятидесятницу, предаваться пьянству и обжорству, затевать громкие вечеринки.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Зеленый – цвет жизни юной и непрестающей. В этот день он – в облачениях духовенства, храмах, изукрашенных ветвями деревьев, в лесах, покрытых молодой листвой. Таков праздник жизни – Пятидесятница — День Святой Троицы. 

Читайте также: Пасха и Троица в 2022 году

Троица в храме

Береза стала символом праздника на Руси

Содержание страницы

  • Немного истории
  • Можно ли ходить на кладбище и поминать сродников?
  • Береза стала символом торжества на Руси
  • Традиции: как провести этот день достойно 
  • Можно ли креститься самому, или покрестить детей? 
  • Можно ли играть свадьбу и венчаться?
  • Застолье: какие блюда готовить и что можно есть?
    • Иконы
    • Молитва 
  • День Святого Духа 
  • Как относиться к народным приметам и языческим обычаям, описания которых встречаются в интернете 
    • Римский обряд
    • Похожие статьи

Немного истории

Появление этого празднования точно известно с апостольских времен. А писание одного из них, св. Луки, донесло до нас обстоятельства появления этого праздника.

Читайте также: Что такое Святая Троица 

По Вознесении Господнем, рассказывают «Деяния Апостолов», все ученики Христовы пребывали вместе, ожидая исполнения обетования, ради которого им повелено было остаться в Иерусалиме. 

«Огонь неопаляющий» 

Согласно Луке, на 50 день по Воскресении и на 10 после Вознесения Господа Апостолам произошло чудесное. Даже спустя годы св. Лука с трудом находит человеческие определения случившемуся. Он пишет, как «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» — но ветра, как замечает толкователь, архиеп. Аверкий (Таушев), не было. А затем «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2-3). Но и это «как бы огонь», но в то же время нет. 

Свт. Кирилл Иерусалимский пишет:

«Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный, огонь — терние грехов истребляющий, а душу просвещающий». 

С этого момента ученики, не всегда понимавшие своего Учителя, иногда по-человечески сомневавшиеся, стали действительно Его Апостолами. Их преобразившиеся души засияли Благодатью так, что после первой проповеди Петра у слушавших иудеев, умилившихся сердцем, был лишь один вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Только в тот день приняли Крещение около 3000 человек.

Так родилась Христова Церковь. И Дух, сошедший на Апостолов, пребывает с верными вот уже более 2000 лет, ибо:

«Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). 

Когда появился праздник? 

В Деяниях Апостолов, посланиях Апостола Павла «Пятидесятница» упоминается не раз. Поэтому некоторые святые отцы, например, блаженный Августин (IVV вв.), полагали, что празднование существовало уже при Апостолах. Более осторожны позднейшие богословы, думающие, что св. Павел все же почитал одноименный иудейский праздник (связанный с дарованием народу Божию 10 заповедей на Синае). 

Самые ранние документальные известия о празднования относятся к III в. Богослов этого времени Тертуллиан пишет:

«Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» (настолько велико это торжество). 

Это интересно: Кто объяснил значение Святой Троицы с помощью трехлистного клевера

Можно ли ходить на кладбище и поминать сродников?

В сам день празднования СВятой Троицы на кладбище ходить не принято, а сделать это следует накануне. Пятидесятница – день рождения Церкви, включающей как живущих на земле, так и находящихся в Царстве Небесном верных, накануне, в субботу, принято совершать особое поминовение усопших. Этот день поминовения считается Вселенским, когда воспоминаются все когда-либо умершие православные. 

Накануне вечером совершается Парастас – Великая Панихида. Есть также благочестивый обычай при невозможности лично прийти на службу совершать его дома, но по чину мирян. В саму Субботу служится литургия с поминанием усопших, а затем – еще одна панихида. 

Обычно принято: 

  • поминать усопших в храме: имена пишут в записках, кроме того, приносят милостынюона, как и церковная молитва, полезны, спасительны для души усопшего; 
  • посещать кладбище; здесь, после уборки на могиле, можно прочитать литию или краткие заупокойные молитвы. 

Береза стала символом торжества на Руси

Обычай этот восходит ко временам первых веков существования Церкви. Он упоминается в V в. еще свт. Иоанном Златоустом. Так, святитель говорит о венках, которые жители Византии вешали на ворота дома, о неких «покровах», возможно, ярких тканях, которыми устилали площади Константинополя. 

Почему зелень? 

Есть также более простая символика: жизнь, вступающая в свои права после времени холодов – как предвестник жизни вечной, неперестающей весны, Царства НебесногоНаконец, та же яркая зелень – символ обновления души. 

Это особенно остро понимали на Руси, где радость пробуждения природы после суровой зимы соединялась с духовным ликованием. Особенно часто для украшения домов, церквей использовались молодые березы – одни из первых, оживающие в нашем климате после зимы, обычно – именно к Троице.

Помимо них, полы храма непременно устилали свежей травой, цветами. А иные прихожане даже на службе стояли в зеленых венках. Ведь речь не просто об обновлении душ: в этот день, как говорили крестьяне, «земля — именинница», вся она освящена, омыта благодатью. Потому траву со службы несли на благословения домой, разбирали и ветви дерев. 

Символ праздника или суеверие? 

Одно время священноначалие посчитало эту народную радость суеверием. 

 Святейший Синод своим указом запретил использовать молодые березки для украшения, ограничившись травой, цветами.

Запрещение не сработало. Так, Новгородская духовная консистория разъяснила своим священнослужителям:

«Распоряжение Святейшего Синода «О сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев».

Одним словом «заботы о природе» верующие не поняли, предпочитая праздновать «именины земли», освящаемой Духом. 

Традиции: как провести этот день достойно 

Впрочем, уже во время свт. Иоанна Златоуста верующим приходилось напоминать о более широком духовном значении празднования. Этому святому принадлежит  одно из самых точных высказываний о том, кто духовно   отпраздновать  день:

«… Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей, дабы таким образом мы могли и принять благодать Духа, и собрать происходящие от Него плоды». 

Сейчас верующие стараются: 

  • посетить богослужение накануне торжества и, конечно, на сам день праздника; оно продолжительнее обычного. так как после литургии совершается вечерня, во время которой читаются особые коленопреклоненные молитвы; 
  • по возможности причаститься Св. Таин, подготовившись молитвой, постом, исповедью накануне. 

Можно ли креститься самому, или покрестить детей? 

Церковь, не отметая народных обычаев, всегда осознавала, что День Троицы – особый. Например, к нему старались приурочить Крещение новообращенных, о чем свидетельствует свт. Григорий Богослов, ибо это таинство дает дары Духа. 

Можно ли играть свадьбу и венчаться?

На Руси всегда было непринято играть свадьбы в такие великие праздники, к которым относится Троица, Пасха, Рождество и др. Это всегда считалось неуважением к празднику, так как этот день мы должны посвятить Богу, а свои земные дела, пусть даже такие значимые как женитьба, совершать в другие дни.

Что касается венчания, то совершить его в день Святой Троицы не получиться, т.к. в двунадесятые праздники (12 главных праздников в Церкви) венчание не совершается.

Застолье: какие блюда готовить и что можно есть?

 

Семейное празднование отличалось у наших предков тем, что горницу, где проходило застолье, украшали зеленью, пол устилали травой. Иногда на столе могла быть скатерть зеленого цвета. 

Особых блюд именно для этого торжества не предусмотрено ни Уставом, ни народными обычаями. Разрешена любая пища, так как это – не только великий праздник, но также воскресенье, когда Церковью не предусмотрено поста. 

Иконы

Первые сюжеты с изображением Триединого Бога появились с I в.: они известны по римским катакомбам, где совершали богослужения гонимые христиане. 

«Филоксения» 

Иконография начинается с ветхозаветного сюжета «Гостеприимства Авраамова», по-гречески – «Филоксения». На первых таких изображениях Ангелы еще представлены в образе людей, не имеют нимбов. К VVI вв. иконография полностью складывается. На иконах, фресках, мозаиках: 

  • Ангелы, восседающие за трапезой; 
  • Авраам и Сарра. подносящие им угощение; 
  • слуга, держащий блюдо с головой тельца; 
  • обязательный элемент образа – древо, Мамврийский дуб. 

С XI в. иконописцы начинают более глубоко осмысливать сюжет: все чаще на образах появляется надписание «Святая Троица». 

При этом Ангел, находящийся по центру изображения, имеет особый нимб с крестом, то есть отождествляется с Сыном Божиим. 

Троица прп. Андрея 

Святая Троица

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр:  Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 141,5 см, ширина 114 см Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115.

Общепризнана уникальность образа, созданного в XIV в. прп. Андреем Рублевым, хотя, по мнению историков, иконы с изображением Ангелов без Авраама с Саррой встречались и ранее. 

Прп. Андрей осмысливает явление Ангелов праотцу не просто как исторический сюжет Ветхого Завета, но богословски. Его  икона – не  изображение Господа, Который не может быть написан красками. Ангелы – только символы Ипостасей Творца. Единство их подчеркивается композицией иконы: сидящие у стола образуют отчетливо видимый круг, символ единения и Вечности. 

Интересно, что на образе – только надпись «Святая Троица», но не обозначено, какую из Ипостасей означает каждый Ангел. Поэтому существуют различные толкования, особенно изображения Ангела, благословляющего чашу с жертвенной кровью. Его понимают: 

  • как символ Сына Божия; ведь его одежды – традиционных для изображения Христа цветов; 
  • как Бога Отца, благословляющего Сына на Жертву: его глава обращена к левому Ангелу, держащему посох, символ посланничества – тогда символ Христа именно он. 

Но каким бы ни было понимание каждого из изображенных на иконе, очевидно, что никому, кроме прп. Андрея, столь полно не удавалось вещественно изобразить слова Христа: «Я и Отец — Одно» (Ин. 10:30). 

«Новозаветная» 

Существует еще одно изображение, которое считается неканоническим. На некоторых иконах, появившихся под влиянием западной живописи в XVI в., изображены: 

  • восседающие на престолах Бог Отец и Христос, причем Отец представлен как старец, «ветхий денми»; 
  • Дух Святой в виде белого голубя, парящего над Ними. 

Еще Стоглавый собор (1551 г.) признал такие иконы богословски неверными, так как изображения Бога Отца не приняты: Господь не благоволит открыть людям образ Первой Своей Ипостаси. Несмотря на решения Собора, иконы, однако получили некоторое распространение, особенно с XVIIIXIX вв. 

Молитва 

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь. 

День Святого Духа 

 Следующий день после Троицы посвящен Святому Духу. Этот праздничный день известен с IVV вв., он установлен для особого почитания Духа Святого, в противовес ереси Македония, мнившего Его творением, а не Богом. 

Празднование Святому Духу по нынешней богослужебной практике начинается уже на сам день Пятидесятницы, когда после литургии служится праздничная вечерня этого дня. Она начинается молитвой Третьей Ипостаси Троицы. 

Молитва Святому Духу 

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». 

Это моление ныне находится в составе домашнего утреннего, вечернего молитвенных правил, многократно повторяется на всех богослужениях. Но изначально оно является стихирой вечерни на День Святого Духа. Дух именуется Царем Небесным, Утешителем, исполняющим мир. 

Как относиться к народным приметам и языческим обычаям, описания которых встречаются в интернете 

Издревле Троицын день был связан у славян и других народов со множеством обрядов, ведь торжество приходится на позднюю весну, или первые дни лета, когда пробуждается природа. Для язычника это означало множество ритуалов, связанных с будущим урожаем, семейной жизнью, например, замужеством девушек. 

По принятии Русью христианства многие из старинных ритуалов продолжали бытовать. Часть из них были переосмыслены. Например, обычное у славян поминовение предков, приходившееся на эти дни, сменилось Родительской Субботой, когда Церковь молится о всех усопших, в общей радости празднования соединяются живые и умершие в Боге христиане.

Разумеется, это уже не имеет отношения к славянским поверьям о том, что в эти дни умершие приходят на землю, и другим языческим представлениям. Но все же в традиционной культуре Руси сосуществовали вера в Истинного Бога с остатками язычества. 

Большинство обрядов, ритуалов, которые предлагают совершить различные неоязыческие сайты к этой, уже ушедшей традиционной культуре, отношения не имеют. Чаще всего они представляют собой не всегда грамотную историческую реконструкцию с большим количеством неточностей, грубых ошибок, идущих от незнания этнографического материала. Иногда же за ними стоят реальные духовные практики, к христианству отношения не имеющие. 

В отличие от язычества, христианство ныне, как 2000 лет назад, живо и действенно. Как века назад, оно продолжает нести миру радость о спасении, мире, любви, и Истинном Триедином Боге. 

Римский обряд

В отличии православных, католики отмечают раздельно Пятидесятницу (день Схождения Святого Духа) и Троицу. Празднование Бога Троицы Римо-католическая Церковь  совершает через неделю после Пятидесятницы.

Читайте также: Тайна Святой Троицы

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Троица! Входишь в храм — и с порога попадаешь в густой аромат медового луга, наполненный торжествующими песнопениями. Полной грудью вдыхаешь — и ликующе подхватываешь церковную молитву. Воистину – всякое дыхание да хвалит Господа! У алтаря молодые берёзки с нежными листьями.

Перед иконами в вазах теснятся охапки цветов — всего садового разноцветья, с любовью принесенного верующими к Святой Троице. Пол устлан травами. И как же прекрасно на этом зелёном ковре возносить коленопреклоненные молитвы, в земном поклоне челом касаясь душистых стебельков.

 Трижды вся церковь продолжительно молится на коленях, но это стояние для верующего человека – радостный труд, благодатный. Тут-то и ощущаешь значение слов Христа: «Бремя Моё легко». Умом и сердцем «устремившись Горе?», в высь Духа, в какой-то миг всем существом своим прикасаешься к непостижимому – как Дух Святой с Богом Отцом и Сыном являют в полноту Триединого Бога! Торжество жизни, полнота жизни! Все пронизано любовью Бога и его Животворящим Духом! И радостно, со слезами на глазах, впервые спустя семь недель после Пасхи, верующие выдыхают гимн Святому Духу:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

Сошествие Святого Духа; XII в.; Византия.

Сошествие Святого Духа; XII в.; Византия.

Богослужение продолжительное, но величие праздника Пятидесятницы каждого участника этой церковной молитвы окрыляет, соделывает как бы причастником евангельского события, произошедшего в Сионской Горнице с апостолами через 10 дней после Вознесения Иисуса Христа. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2:2-4).

Православные люди в этих евангелистских строках не ищут для себя особых знамений иноязычья. Но мы знаем, что когда Бог Творец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Святой Дух в полноте Триединства явил Себя человечеству, именно в тот день было положено начало Христовой Церкви (о чем говорил в своей праздничной проповеди о.Михаил, настоятель храма), которую, по обетованию Христа, «не одолеют врата адовы». В день Святой Троицы мы особенно чётко понимаем слова «Символа Веры», читаемые всей церковью во время Литургии: «Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мы – едины в вере в Святую Троицу, которую преподал человечеству Христос через апостолов.

В нашей стране сложилась традиция на Троицу посещать кладбища, поминать усопших. Церковь говорит, что делать это нужно не в воскресный день, когда прославляется Бог Троица и созданная Им жизнь во всей полноте Духа. Но для этого есть особый день — Троицкая суббота, канун Пятидесятницы. Вселенская родительская суббота — день общерусского поминовения усопших. В этот день во время Вселенской панихиды Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Ребенок со свечей перед кануном

Долг каждого христианина молиться о своих усопших сродниках, поэтому церковь призывает каждого прийти в субботу в храм и соборно помолиться, а уж затем посетить могилы. Большим грехом считается распитие спиртного за помин души усопшего. Бессмысленно устраивать возле могил тризны с обилием съестного с праздными разговорами и тостами. Лучше помолиться за души усопших и сотворить дела милосердия в их память. Это будет лучшей помощью нас, живых, нашим любимым, о чьей загробной участи мы не ведаем, но можем изменить её в лучшую сторону своей горячей молитвой.

Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому.

Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому.

Вся следующая неделя называется Троицкой, или Зелёной. В понедельник церковь празднует Духов день. В этот день церковь прославляет Святого Духа «Подателя жизни», поддерживающего Вселенную в её существовании; в Его лице Бог, как учит Церковь, «изливает благодать на чад своих». В понедельник по окончании Божественной Литургии из церкви выносят освященные берёзки. Верующие отламывают от них ветки и несут их домой, ставят к иконам.

С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя). День всех Святых празднуется в этом году 15 июня, молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан. Так что Мать-церковь ждёт своих чад, помните об этом, люди крещёные. Приходите в храмы!

Икона всех святых

О Пресвятой и Животворящей Троице.

Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущая и нераздельная, Существо Божественное не разделяется, и Лица Божества не сливаются. Одно Божество Отца и Сына и Святого Духа; потому все совершенства Божеские равно принадлежат Отцу и Сыну и Святому Духу. Отец есть истинный Бог, и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, и при том так, что в трех Ипостасях, или Лицах, есть един только Триипостасный Бог. Ипостаси, или Лица, Святой Троицы различаются так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно от Отца рождается; Дух Святой предвечно от Отца исходит.

Обращаясь к Новому Завету, мы замечаем, что Сам Спаситель наш, Второе Лицо Святой Троицы, Единородный Сын Божий, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь, так заповедал им: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 18, 9). В словах «крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Господь даровал Своей Церкви самый краткий Символ веры, предлагающий сокращенное учение о Святой Троице.

«Трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух» (1 Ин. 5, 7).

Три Божественные Лица дали Свои свидетельства о том, что обещанное миру спасение в последнее время совершилось на земле чрез Иисуса Христа, и каждое Божественное Лицо тем же свидетельством явило и Само Себя.

Бог Отец послал в мир единородного Сына Своего, и свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3,17).

Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воспринявший естество человеческое, многократно и различно свидетельствовал об Отце Своем и о Себе как Сыне Божием.

Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа при Крещении Его в Иордане (Мф. 3, 16); Духа Святого, как Утешителя или Помощника, Иисус Христос обещал послать от Отца ученикам и апостолам Своим (Ин. 14, 16); Дух Святой, согласно с обетованием Иисуса Христа, в день Пятидесятницы сошел на святых апостолов Христовых в виде огненных языков (Деян. гл. 2) и укрепил их на подвиги апостольского служения. Так в пришествие Иисуса Христа на землю все три Лица Единого Божества Своими Божественными делами показали Себя миру.

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

День святой Троицы

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.

Когда празднуется Пятидесятница

Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.

События Пятидесятницы

Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)

Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях.
Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Икона Пятидесятницы

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота — избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа. 

Смысл дня Святой Троицы

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Молитвы праздника Святой Троицы

Тропарь Пятидесятницы
глас 8
Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Перевод:
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак Пятидесятницы
глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Перевод:
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Величание Пятидесятнице
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.
Перевод:
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в  тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкая родительская суббота

О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.

Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.

Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».

Стихи о Троице

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Сергей Есенин. Троица

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Нонче на закате с Божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.
Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас. 
Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,
Без любви погинет девичья краса.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.

Иван Бунин. Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

* * *

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!

Николай Некрасов. Зеленый Шум

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — все зелено:
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!..

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

На анонсе фото www.flickr.com

Загрузка…

В Троицу верующие празднуют обещанное Иисусом Христом сошествие Святого Духа на апостолов и прославление Святой Троицы.

В чем смысл праздника Святой Троицы

Учение о Святой Троице — одно из центральных в христианстве. По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимым духом, живым, вечным, вездесущим и всеблагим. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Бог существует в трех нераздельных ипостасях:

  • Бога Отца — безначального первоначала;
  • Бога Сына — в образе явившегося к людям Иисуса Христа, совершенного богочеловека;
  • Бога Святого Духа — животворящего начала.

Когда Спаситель воскрес из мертвых, он сказал, что уйдет к Отцу небесному, в мир иной. И никто больше не сможет его увидеть, хотя он и будет являться им и присутствовать во время таинств, во время причастия. Иисус Христос пообещал послать своим ученикам Святого Духа — Божию силу, которая всегда будет с ними.

Апостолы ждали великого чуда, собираясь ежедневно для чтения молитв и Святого Писания. Случилось оно через десять дней после Воскресения. Ученики Иисуса услышали шум, и над их головами вспыхнули яркие языки огня. После сошествия Святого Духа апостолы заметили, что теперь могут исцелять и пророчествовать. Также они получили возможность говорить на разных языках, чтобы обращаться с проповедями к разным народам. Для этого ученики Иисуса отправились по миру, несли слова о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества.

«Суть праздника вот в чем: Иисус Христос воскрес из мертвых, и он сказал: „Я уйду от вас к Отцу небесному, уйду в мир иной. Естественно я буду вам являться оттуда, я буду присутствовать во время таинств, во время причастия буду присутствовать. Но все-таки я уйду, вы видеть меня не будете. Но я, когда я уйду на небо, я пошлю вам Святого Духа — это сила Божия, которая всегда будет пребывать с вами“. Вот когда Ииусус ушел, ученики с грустью думали, когда же это случится. И вот действительно, через десять дней после Вознесения это случилось», — поделился в интервью 5-tv.ru протоиерей Свято-Троицкого Измайловского собора Константин Пархоменко.

Считается, что создание христианской церкви произошло именно в день сошествия Святого Духа. Вера начала распространяться среди людей благодаря усилиям этих апостолов.

Какого числа празднуется Троица в 2022 году

Троица — один из переходящих церковных праздников, у которого нет точной даты. Она отмечается на 50-й день после Пасхи.

В 2022-м Троица выпадает на 12 июня. В католичестве данное торжество в этом году празднуют 5 июня.

Храмы к празднику Троицы заранее украшают зеленью: свежескошенной травой, весенними цветами и молодыми ветвями деревьев.

Верующие приносят с собой ветви березы, а церковнослужители освящают их. Это растение — главный атрибут праздника. Ветви березы являются символом силы Святого Духа и после освящения их принято ставить дома возле икон.

История празднования Троицы

В качестве праздника Троица появилась в 381 году. Это произошло на II Вселенском соборе в Константинополе. Во время его проведения сформулировали учение о Троице. Именно с тех пор утвердился догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.

На Руси этот праздник стали отмечать намного позже: лишь через 300 лет после крещения, в конце XIII — начале XIV веков.

Что изображено на иконе «Троица» Андрея Рублева

Андрей Рублев написал свою знаменитую икону «Троица» или «Гостеприимство Авраама» в первой половине XV века. Она считается одним из самых важных произведений русской иконописи.

www.globallookpress.com / Russian Look

В центре сюжета иконы — три ангела. Они сидят за жертвенником, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву. На заднем фоне Рублев изобразил дом Авраама, дерево (дуб Мамврийский) и гору (Мориа). Особенное расположение линий фигур ангелов образует подобие замкнутого круга. Левый и средний вестники благословляют чашу. На иконе «Троица» отсутствуют активные действия и движения. Наблюдатель видит ангелов в неподвижном созерцании с взглядом, устремленным в вечность.

Что можно и нельзя делать в Троицу

В День Святой Троицы верующие должны постараться пойти в храм на литургию, исповедоваться и, возможно, заранее подготовившись, причаститься.

«Когда мы стараемся жить церковной жизнью: исповедуемся, причащаемся, стараемся жить по заповедям — то мы чувствуем эту особую благодатную помощь Господа, Духа Святого. Когда нам плохо, мы можем обратиться к Богу — Бог пошлет в наши сердца утешение, радость. В нашу жизнь постоянно вторгаются маленькие и большие чудеса — это тоже явления Духа Святого», — пояснил священник.

В этот день верующие направляют Богу свою искреннюю благодарность за то, что имеют. При этом просьбы к Нему стоит отложить на другое время. Мысли человека нужно направить в доброе русло. Например, можно заниматься благотворительностью, но только если она от чистого сердца.

Следует помогать людям и совершать добрые поступки. При первой возможности нужно протянуть руку нуждающемуся и наполнить чужую жизнь добром, отмечает священнослужитель.

На Троицу люди традиционно устраивают застолья с родственниками и близкими, но они не должны быть слишком шумными. Обычно для праздника готовят простые, но сытные блюда: пироги, курицу, кисели, блины. Перед обедом нужно не забыть постелить новую скатерть, которая послужит символом обновления и достатка.

На Троицу запрещается заниматься тяжелой работой, а также шить, печь и работать в огороде, отмечает utro.ru. Как и в случае с другими церковными праздниками, в этот день нужно избегать ссор, зависти, сквернословия, помыслов о дурном и венчания. Также нельзя стричься и красить волосы.

Приметы в День Святой Троицы — 2022

В старину люди подмечали разные события, которые связывали с данным торжеством. Многие народные приметы передавались из поколения в поколение.

  • Дождь — к теплому лету и богатому урожаю.
  • Жара на Троицу — к засушливому лету.
  • Попасть под дождь — к добру и исполнению желаний.
  • Радуга на небе — к здоровью и достатку.
  • Чтобы приманить богатство, нужно разложить на подоконнике травы и ветки.
  • Верующие убеждены, что для долгого и счастливого брака нужно свататься на Троицу и отмечать свадьбу на Покров.
  • Сколько раз прокукует кукушка, столько еще дней молодой девушке жить в отцовском доме.
  • Умыться утренней росой — к сохранению красоты и свежести.

Христианские праздники, которые отмечаются летом, особенно любимы нашим народом: кажется, сама природа своим цветением и спелыми плодами украшается к торжествам и дарит всем радостное, приподнятое настроение.

Дата празднования Святой Троицы

Одним из первых летних праздников является Троица. Он отмечается на 50-ый день после праздника Пасхи. Её также называют Пятидесятницей. В 2023 году это будет 4 июня, воскресенье.

Религиозный смысл праздника

Троица отражает религиозный смысл христианского учения о триединстве бога, об одновременном его существовании в трёх лицах: Бог — отец, Бог — сын и Бог — святой дух.

  • Бог — отец существует всегда, ни от кого не рождён;
  • Бог — сын рождается предвечно от отца;
  • Святой дух исходит от святости Бога- отца.

Все ипостаси этой Троицы существуют в гармонии триединства, творя мир, заботясь о всём сущем и освящая его. Верующие всегда обращаются в своих молитвах к Богу «Ты». «Защити», «сохрани», «избавь», и никогда на «Вы», в этом проявляется единство сущностей.

Источником божественной воли является Бог-отец, вершит же волю Бог-сын посредством Святого духа.

В это время христиане вспоминают схождение Святого Духа на Апостолов, учеников Христа, которое было на пятидесятый день после Воскресения. В народе говорят: «Троица – когда лес листвой покроется». В это время храмы украшают березками или березовыми ветвями, пол устилают свежей травой, повсюду стоят вазы с цветами.

Глядя на эти растения, православные вспоминают событие, изображенное на иконе «Троица», когда в Мамвре, под дубом, Аврааму явился Господь и Святой Дух в виде трех ангелов. При этом Авраам обращался к трём Фигурам, явившимся к нему, как к единому существу: «Владыка! Ежели я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».

В Библии Вы нигде не отыщете термина «Троица», в ней встречаются только упоминания о трёх ипостасях Бога: «…Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино…» и «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Символический смысл этой традиции связан со словами Христа, обращенными к апостолам: «Я лоза, а вы ветки». При этом Господь говорит о необходимости постоянной связи, живого общения души человека с Богом. Как лоза наполняет питательными соками ветви, так и душа человека полноценно живет, наполняясь лучами Божественной благодати.

Троица, икона

XV век, Андрей Рублёв, икона «Троица»

На этой общепризнанной иконе Андрея Рублёва, изображающей Троицу, мы можем увидеть, что лица всех фигур — Отца, Сына и Святого Духа идентичны и различаются только их одеждами. В это иконописец вложил смысл триединства и нераздельности сущностей Бога.

Традиции и обычаи праздника

На Троицу было принято украшать не только храм, но и дом ветками березы, девушки в лесу заплетали березам косички, повязывали на ветви цветные ленточки. На Троицу плели венки, гуляли в березовых рощах, присматривали невест или даже играли свадьбы. Считалось это хорошей приметой, обещанием счастья для молодых.

Суббота перед Троицей – важный в православном календаре день поминовения усопших. В это время наводили порядок на могилах, за домашней трапезой вспоминали ушедших родственников.

Традиционным угощением на Троицу у наших предков были блюда из яиц, которые своим золотистым цветом напоминали солнце. С яйцами пекли круглые лепешки, из них делали яичницу и ели всё это с квасом.

После Троицы начинался сбор лекарственных трав, ведь наступала пора, когда в самые долгие и теплые дни года все растения набирали свою максимальную силу, цвели.

Время от Троицы до Петрова дня в старину называли «зелеными святками». И так же, как в зимние святки, в это время гуляли и водили хороводы, гадали о будущем по венкам, опущенным в воду. Это время называли также русалочьими днями: запрещалось купаться в открытых водоемах, так как русалки могут утащить в омут.

По поводу празднования дня Святой Троицы существуют чётко определённые церковные наставления, но существует также ряд народных обычаев и традиций, которые исполнялись православными христианами на Руси на протяжении многих веков.

  • Народное название дня Троицы — «зелёные святки». Перед праздником принято наводить в доме порядок и чистоту. Образа украшают ароматными луговыми травами, полевыми цветами и веточками деревьев.
  • Среди деревьев главным символом праздника принято считать берёзу. Белая береста символизирует чистоту помыслов, а зелёные листья — молодость, обновление, жизнь.
  • Кроме берёзы дом украшали также ветвями других деревьев — дуба, клёна, рябины, липы. Они, согласно народной традиции также дают защиту от зла и символизируют праздник жизни на Земле.
  • Верующие плели венки из лесных и луговых трав — чабреца, мяты, папоротника, васильков, и вешали эти венки на дверь дома. Можно поставить букет из трав на стол. Молодые девушки клали пучки и венки из трав под подушку, чтобы удачно выйти замуж.
  • Принято было печь хлеб, пряники, караваи. Они символизируют достаток и благополучие.

Не только дома, но и церкви принято украшать растениями. Этот обычай связан с ветхозаветным обрядом Пятидесятницы, когда Богу подносили зеленеющие ростки жатвы. Пол церкви в день Троицы устилают свежескошенными травами, а иконы украшают ветками берёзы. Служители церкви облачаются в зелёные одежды. Этот цвет символизирует созидающую и животворящую силу Троицы. Пришедшие на службу прихожане часто держат в руках луговые цветы.

  • Травы с пола храма после службы старались захватить с собою. Считается, что она святая и оберегает от бед и болезни. Траву сушат и хранят, обычно за иконами. Крестьяне использовали её для разных случаев. Например, клали пучок в хранилища и в овин, чтобы не заводились мыши, под крышу, чтобы уберечь дом от пожара. Её заваривали и использовали как целебный напиток, если заболел скот- подмешивали в сено.
  • Ветви деревьев, оставшиеся после праздника Троицы, тоже не выбрасывали. Из них делали венки, которые использовали как домашний оберег.
  • После службы верующие идут домой, чтобы отведать праздничные яства. Принято приглашать в гости близких и дорогих людей, обмениваться подарками.

Непосредственно сам день Троицы именовался в народе «зелёное воскресенье». Дома и храмы украшались растениями, на природе устраивались гуляния, игры, хороводы.

День после праздника назывался «печальным понедельником» или «духовым днём». Вспоминают родителей и других усопших, в церквах проводятся поминальные службы. А по окончании богослужений служители церкви благословляли поля для защиты от природных невзгод и неурожая.

Следующий день, вторник — «богодухов день». Принято было собирать утреннюю росу, которая считалась средством от болезней.

В день Святой Троицы нет поста, можно вкушать любую пищу. Считается хорошей традицией свататься в этот день, особенно если последующая свадьба произойдёт на Покров. В этом случае семью ждёт счастье и богатство.

Особенно важным в праздник считается уделить внимание нищим и нуждающимся.

Чего нельзя делать на Троицу

Святая Троица — великий праздник. Нельзя в этот день заниматься домашним хозяйством и делать тяжёлую физическую работу. Нельзя стричь, мыть и красить волосы, возбраняется шитьё. Не нужно ремонтировать забор, по народным приметам это повлечёт за собой рождение нездорового скота. Нельзя делать из берёзы мётлы, в этот день следует отнестись к берёзе с почтением. Не следует злиться и ссориться, говорить о людях плохое и думать о нехорошем. День лучше посвятить заботе о близких и молитве. Вся неделя Троицы называется «русалочьей», или «русальной». В эти дни нельзя купаться, по поверьям русалки могут заманить к себе.

Духов день

Следующий за Троицей день называется Духовым. Он считается именинами земли, поэтому строго запрещается заниматься любыми работами на земле, нельзя и наводить чистоту в доме. В этот день посещают церковь и могилы предков, умываются чистой ключевой водой, произнося молитвы Святому Духу, приносят после богослужения веточки березы и хранят их в доме в течение года.

Многие из традиций наших предков давно ушли в прошлое, но, присутствуя на праздничной литургии, принося домой веточки березы, радуясь летнему обновлению природы, каждый может почувствовать себя наследником великой русской культуры.

Видео

Волоколамский митрополит Иларион в доступной форме рассказывает о сути Святой Троицы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой христианский праздник сегодня 24 октября
  • Какой христианский праздник празднуется сегодня
  • Какой христианский праздник отмечают после нового года
  • Какой христианский праздник отмечают на сороковой день после рождества
  • Какой христианский праздник отмечается 4 ноября