Какой языческий праздник на покров

14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день именуют как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

славянский праздник покрова, встречи осени и зимыДревнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить поклонение языческим идолам. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников.

Довольно много всеми известных церковных праздников берут свое начало еще у славянского календаря. Но, конечно же, церковь и православные батюшки отвергают любые заимствования и тем более полное дублирование праздников. Несмотря на такие заявления, при первом же изучении славянского календаря и праздников некоторые заимствования очевидны. Хотя все же найти объяснение такому феномену довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными.

Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день празднуется как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы, а в народе именуется как Покрова. Но мало кто знает, что Покрова древний славянский праздник, имеющий сакральный смысл для наших предков.

Покрова это не просто языческий праздник, это время встречи осени и зимы. Непосредственное название «Покрова» незамысловатый смысл – его связывали с первым инеем, покрывавшим землю, оповещая всех о наступлении первых заморозков. Покрова для древних славян это день завершения всех работ в поле и окончание подготовительных работ к зимним месяцам. В этот день впервые протапливать избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью теплую одежду.

Как проводили Покрова наши предки?

Покрова древний славянский праздник. Обряд запекания углов для домовогоСуществовало несколько строгих ритуалов в этот день, одним из них был обряд «Запекания углов». Древние предки верили, что охранник Домовой в этот день впадает в спячку и для того чтобы задобрить его на это время его угощали специальными блинами. И просили сберечь тепло в доме в суровое зимнее время.

Блины подавались по особенному, первый блин разделяли на 4 куска и клали в четыре угла дома в качестве дани духу дома, дабы он был сыт и спокоен. А после накрывали на стол различные вкусности и приглашали Домового угоститься.

День домового 10 Февраля славянский праздник День Кудесы или Велесечи

Юные девушки же в этот день молили богиню Ладу об удачном замужестве (после

принятия христианства стали об этом молить Богородицу). Со дня Покрова начинались постоянные посиделки девушек, а также начинался период зимних свадеб.

После этого вечером вся семья должна была собраться за одним столом и начать пировать, в основном в этот день собирались не только родственники за одним столом, но и соседи ближайших домов, так как наши предки были очень дружные, и не было ничего ценнее связи с богами и своим народом. Все веселились и воспевали богов, прося их о милости и защите на холодную пору года.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Покров (14 октября) — очень светлый, радостный, весёлый древний славянский праздник. День окончания всех полевых сельскохозяйственных работ. Всё с полей убрано, уложено в амбары и погреба. Скотину с этого дня переставали выгонять пастись на луг. (Холодные росы или иней на траве,  горло застудит). Трудовой год закончен, можно перевести дух, отдохнуть, расслабиться.

Праздник этот у славян существовал задолго до принятия христианства. Почему он называется Покров? Многие считают, что в этот день снег покрывает землю, и ошибаются. Снег на Покров в наших широтах выпадает (и, тем более, ложится) крайне редко. Это – скорее исключение, чем правило. А вот лист с деревьев к этому дню укрывает землю, словно одеялом. Листвой вся земля покрыта, оттого и Покров.

Этот день пропитан сельской магией и мистикой. С ним связано много обычаев, обрядов, суеверий. В этот день пекли каравай и ели его всей семьёй, общиной на сжатом поле, обязательно положив кусок на высокое место – Полевику. А ещё разговаривали, договаривались с Домовым. Объясняли ему, что теперь эстафету всех забот о сохранении запасов урожая, скотины принимает он.

Существует несколько традиционных ограничений в этот день. На Покров категорически нельзя работать (запрещается даже брать в руки какие-либо инструменты), нельзя в этот день начинать новое дело, давать и брать деньги взаймы, охотиться, ловить рыбу.

Зато принято много и вкусно есть, пить, веселиться, ходить в гости, навещать родню, ходить в лес (просто гулять, смотреть, хорошо ли лист укрыл землю). Принято жечь костры и вести около них неторопливые, разумные беседы, впитывая тепло пламени, как бы запасаясь им на долгую, холодную зиму.

Покров – время начала посиделок, сватовства и свадеб. Полевые работы закончились, можно и о любви подумать. Короче, Покров – это большой радостный выходной день для сельских тружеников.

Существует поверье, что если к Покрову лист с деревьев упал чисто, и деревья стоят голые, то зима будет долгой и суровой. Наверное, это поверье актуально всё же для более северных широт. (Новгород, Псков). Я за свою  жизнь ни разу не припомню случая, чтоб лист в наших краях к Покрову упал чисто.

А уж в эту-то тёплую и долгую осень – тем более. Специально в этот праздник на весь день ушёл в лес (давний мой обычай), прошёл по лесным дорогам километров 15 и всё внимательно посмотрел. Полностью листва опала только с липы, липа голая. А дубы, берёзы, клёны, осины, вётла, орешник конечно потеряли часть листьев, но всё ещё стоят в листве, радуя глаз щедрыми красками осени. Ольха по лесным оврагам вообще зелёная стоит, в листве. Нынешнее «Бабье лето» сдвинулось к середине октября, к Покрову. Среднесуточная температура градусов на пять выше обычных для этого времени величин. Т.е. погода стоит, как в середине сентября, Природа подарили нам второй сентябрь!

Обычно с Покрова продвинутые поисковики выходят в лес на поиск мест проживания древних людей (Лес довольно прозрачен уже и рельеф земли после того, как трава легла от заморозков, хорошо просматривается). А в эту осень до леса заморозки так и не добрались и листвы на деревьях очень много, придётся с поиском повременить.

Ещё попадаются (правда, мало) грибы: подберёзовики, свинушки, дождевики, сухие летние опята, маслята в самосевном сосняке в краю леса, мухоморы. Змеи и ежи ещё не ушли в норы, не впали в зимнюю спячку – тепло ведь. Очень урожайный нынешний год на жёлуди. Под сильными дубами всё ими усыпано.

Друзья — единомышленники позвонили, встретиться хотят. Вышел в край леса, в место нашего сбора. Молодёжь из нашей дружной компании давно уже меня ждёт. Поздоровались, пообщались, костёр развели,   всё обсудили. Как хорошо просто сидеть у дружеского костра, где тебе всегда найдётся почётное (возраст!) место. Слушать, что там говорит меж собой молодёжь, смотреть на малиновые угли, вдыхать чистые запахи вечернего осеннего леса.

В темноте уже пошли по домам. Праздник удался!

Сергей Рогов                                      16 октября 2018 г.

Метки: друзья, Озёры

Покров у славян На Покров выпадает первый снег (Фото: vladimir salman, по лицензии Shutterstock.com)

Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). С введением христианства этот праздник стал отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

Считалось, что в этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Девушки же просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу). Именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

В середине осени наступает еще один православный праздник — Покров Пресвятой Девы Марии, который мы отмечаем ежегодно 14 октября.

Стоит отметить, что православие не всегда было нашей официальной религией, а вот праздник 14 октября, несмотря на это, был и славяне не упускали возможности лишний раз собраться всей деревней и отметить его, исполняя в точности все традиции и обычаи. А что это были за традиции и что за праздник  раньше был мы сейчас и узнаем в этой статье.

Покров Пресвятой Богородицы — история

Официально история этого праздника начиналась с 910 года. Тогда Константинополь был в осаде, а люди, уставшие от войны прятались во Влахернском храме, молясь о помиловании. Среди народа молились и некие Епифаний и Андрей, которым явилось дивное видение — появилась Дева Мария и начала молиться вместе со всеми, а после сняла с себя покров и развеяла его над народом. Возможно этому не придали бы такого значения, если бы наутро народ не узнал, что осада закончилась, а враг отступил. Именно эта история была взята за основу праздника. Но так ли это было на самом деле?

Языческие корни праздника Покрова

Интересно, но праздник как до крещения Руси, так и после назывался Покров. Вот только толкование названия было различным. Так, с приходом христианства его начали толковать так, будто Дева Мария накрывает своим покровом всех. Однако изначально название означало то, что с этого дня земля покрывается инеем.

Если говорить о Покровах как о языческом празднике, то раньше это был день, когда встречаются зима и осень. А это значило то, что все полевые работы должны быть к этому времени окончены и можно наконец расслабиться и позволить себе праздник. А Покрова как раз открывали сезон праздников и гуляний.

Покров Богородицы — традиции

До Покрова необходимо было не только закончить все полевые работы, но и заготовить продукты на зиму до самой весны. Также весь скот сгоняли в хлев и уже не выпускали его.

Интересно, но большинство обрядов должна была совершить именно женщина, как хранительница очага. Первый огонь должна была в этот день разжечь именно женщина. При этом каждая хозяйка старалась сжечь в костре несколько плодовых веток, приговаривая: «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться!»

Обязательным в этот день был обряд запекания углов. Многие люди раньше верили в то, что в с 14 октября домовой засыпает до самой весны, и чтобы все это время в доме царила только благоприятная атмосфера, его пытались задобрить. Для этого обязательно главная женщина в доме пекла блины, а самый первый разделялся на четыре части и раскладывался по углам. Считалось, что так домовой не будет препятствовать успеху, более того даже содествовать. Также по мнению наших предков любимым лакомством домового были грибы. Поэтому перед праздником обязательно ходили в лес, чтобы найти хоть немного съедобных грибов. После этого их засушивали и уже в Покров прятали в укромном месте на целый год, а на следующий год просто подкадывали новые.

Как можно заметить, часто на праздники главным блюдом были блины. Это обусловленно тем, что они всегда символизировали Солнце, покровителем которого являются Даждьбог и Ярило — самые почитаемые божества у славян. Чтобы уважить их почти на каждый праздник напекали много блинов. Не обошла эта традиция и праздник Покрова. Хозяйки обязательно готовили как можно больше блинов, обходили все углы в доме с ними, а только потом подавали на стол.

Вторым обязательным блюдом в Покров был каравай. У каждой хозяйки были свои рецепты и хитрости в приготовлении этого блюда. Однако предназначался он не для застолья, а для других людей. Караваем угощали соседей, бедняков, друзей и родственников. Поэтому женщины старались его как можно больше, чтобы хватило для всех.

Читая о традициях на Покров, сначала может показаться, что мужчины совсем ничего не делали и то и дело отлеживались на печи. Однако было совсем не так. Пока женщины готовились к празднику, стряпали всякие угощения и убирали хату, сильный пол в это время занимался уборкой двора и утеплением хаты.

Так как полевой сезон окончен, можно подумать и о других насущных делах, например, о свадьбе. Не зря ведь Покров считался еще и днем открытия сезона бракосочетаний. Девушки с 14 октября начинали собираться вместе, чтобы погадать на суженного, а также начинали засылать сватов и готовиться к свадьбе. Даже существовало поверье, что выйти замуж на Покров — это к счастливой семейной жизни.

А у семейных женщин в этот праздник было много своих забот. К примеру, чтобы сохранить детей от всякой хвори и недуга их выводили на крыльцо и обливали холодной водой. Считалось, что это будет хорошей защитой на весь год.

Приметы на Покров

Так как Покров — это сезон свадеб, то и большинство примет было связано с замужеством.

  • Так считалось, что если в этот день будет дождь или выпадет снег, то грядущий год обещает много невест.
  • А те, кто не успел еще найти себе спутника, стремились провести этот праздник как можно веселее и радостнее. Ведь согласно поверьям, именно это поможет найти хорошего/хорошую супруга/супруга. Если же провести его дома, то спутника в грядущем году, если верить примете, не встретишь.
  • Если же в Покров увидеть отлетающих журавлей, то хорошей погоды зимою не будет, ведь в таком случае она наступт рано и будет очень холодной.
  • Внимательно следили за такими деревьями как дуб и береза. Если до Покровов остались еще листья, то год пройдет неудачно, будет много бед и несчастий. Если наоборот, эти деревья успеют сбросить свои одеяния, то год будет успешным, радостным и веселым.
  • Когда парень на Покров проявляет внимание и ухаживает за девушкой, то считалось, что свадьба не за горами.
  • Также мужчины старались успеть утеплить жилище до окончания праздника. Если же утеплять хату уже после Покрова, то по поверьям всю зиму придется мерзнуть.

Источник: prostotak.net

Фото


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Чудесное видение во Влахернах

Это случилось в 910 году (или чуть позже, по другим источникам) во Влахернах, северо-западном пригороде Константинополя — месте императорской резиденции. Горожане молились о защите города в войне с сарацинами в храме Богородицы, где хранились священные предметы Девы Марии, перевезенные из Палестины еще в V веке: риза, мафорий (покров) и часть пояса.

Чудо произошло во время всенощной службы 1 октября (то есть 14-го по новому стилю), и лицезрели его Андрей Блаженный со сподвижником своим Епифанием: Богородица, появившаяся под куполом в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, распростерла над молящимися свое головное покрывало, блиставшее «паче лучей солнечных».

Но почему же это свидетельство было воспринято как непреложный факт? Причиной явилось то, что Андрей был на ту пору известной личностью. Ему, славянину по рождению, досталась непростая судьба: в молодости воевал, попал в плен, был отправлен в Константинополь и продан в рабство некоему Феогносту.

Хозяин, убедившись, что приятная внешность юноши сочетается с добрым нравом, назначил его своим довереннейшим слугой, а затем отдал для обучения священным книгам, к которым у Андрея обнаружилось сильное влечение. Он много молился, часто ходил по церквям, много читал.

Однажды, приняв подвиг во славу Бога от ангела, явившегося во сне, облачился в рубище и понес бремя юродивого: просил милостыню, которой делился с другими нищими, безропотно терпел тяготы голодного существования, выносил побои и насмешки.

За великое терпение и смирение получил дар пророчества, в истинности которого люди убеждались много раз. Скончался Андрей Блаженный в 936 году, день его памяти приходится на 15 октября (2-е по ст. стилю), то есть на следующий день после нынешнего Покрова.

И, быть может, символично, что восковая икона Влахернской Богоматери, уцелевшая в перипетиях константинопольской истории, в конце концов оказалась в России. В наше время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Славянские традиции

В Русской православной церкви почитание памяти о чуде явления Богородицы во Влахернах было установлено около 1164 г., инициатором и проводником этой идеи был князь Андрей Боголюбский. В 1165 году по его велению воздвигнут храм Покрова на Нерли — уникальный шедевр отечественного зодчества.

Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.

Снег, выпавший 14 октября, испокон называли снежным покрывалом земли, которую с этого дня нельзя было беспокоить до весны никакими действиями, будь то возведение забора или установка памятника на могиле. Белорусы в деревнях и сегодня повторяют: «На Пакроу зiма закрывае лета, а Бог пячатае землю, i пасля гэтага дня да вясны нiхто не можа яе чапаць».

Готовясь к Покрову, хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. Да не просто так, а с приговорами: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем).

Кроме того, 14 октября нужно было протопить избу дровами из яблоневых веток, чтобы было тепло в ней всю студеную пору года. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней.

Молодухи старались обезопасить себя от «призора недоброго взгляда», сжигая в овине старые соломенные матрасы. Старшее поколение сбрасывало в огонь изношенные лапти, «прибавляя себе ходу на зиму». Детвору обливали на пороге дома водой через решето.

В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».

А еще бытовало поверье, согласно которому обильный снегопад на Покров предвещает большое количество свадеб. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Свадебные приметы

Покров связывался с покровительством и, памятуя о материнском подвиге Богородицы, славяне прежде всего надеялись на счастье своих детей. С Покрова начинались осенние свадебные недели, а брак, заключенный в это время (с 14 до 28 октября), считался самым благоприятным для будущих отношений в семье молодоженов.

На Покров красны девушки приговаривали: «Мать — Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»; «Мать — Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком».

Покрывать голову в обязательном порядке должна была замужняя женщина, для которой показаться без головного убора означало совершить большой грех (отсюда и выражение «опростоволоситься»). О несостоявшейся невесте говорили со вздохом: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

А на церковной заутрене потенциальные невесты ставили праздничную свечу со словами: «Пресвятая Богородица, покрой мою голову красным кокошником, золотым назатыльником». Да торопились поскорее отправиться в храм, так как считалось: кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет.

Были и другие свадебные приметы на Покров. При подозрении на соперничество в любви, девушки произносили в этот день «остудные» слова о том, чтобы милый не заглядывался на разлучницу, а та не вставала на пути. Родители парубка в Малороссии каждому дню недели давали имя девицы на выданье из окрестных мест, и по погоде в этот день судили, какой супругой она окажется.

Молодежь устраивала гулянья по обычаю: «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Девушки собирались в одном доме, готовили и накрывали стол вскладчину, плясали и пели, кое-где наряжаясь для потехи.

Приходили на вечерины парни, угощали конфетами да орехами. Считалось удачей для девушки получить подарок на таких посиделках (только не ножницы и не иголку), а лучше всего — перстенек:

Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Скоро замуж выйду я.

* * *
Да, немало примет связывали наши предки с Покровом. Значимый это был день, и все встречали его с надеждой на счастливое будущее. Так пусть оно, будущее, таким и будет.

В конце октября наши древние предки по всей Европе отмечали встречу осени с зимой — наступление «темной» половины года. Они также праздновали «последний урожай» и с почтением поминали своих предков.

Языческие празднования перехода осени в зиму

В конце октября – начале ноября наши древние предки отмечали наступление зимы — темного и холодного периода года. Зима для древних людей знаменовалась наступлением холода, ограничениями в еде, переходом к жизни в помещении. Сакральный смысл зимы — «сон Земли в небытии» перед «рождением новой весны» (см. Масленица, Пасха). Самайн (Самхейн) у кельтов, Осенние Деды и Макошье у славян наполнены одним и тем же смыслом и ритуалами. Поминание умерших предков, просьбы о покровительстве и общение с усопшими являлись важными духовными практиками для древних.

Самайн — праздник последнего урожая и поминания усопших. День всех святых. Истоки современного Хэллоуина

К концу октября скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, которое хранили на холоде и старались дотянуть до весны. Конец годового цикла земледелия ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Таким образом Самайн также являлся и «праздником смерти» в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы «оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца» и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костер. Вокруг костров собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось,что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.

В Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка. Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной, магическое время, когда, по поверьям кельтов, открывается дверь между физическим, «реальным» миром и миром духов. Это значило, что с приходом темноты духи могут проникать в мир людей.

В Самайн существовала традиция переодевания в костюмы злых духов. Молодые люди надевали устрашающие маски мертвецов, скрывающие их настоящие лица, и ходили от дома к дому с лампадами. Лампады в то время изготавливали из репы, для чего овощ опустошали изнутри, а в стенах вырезали лица. Внутрь репы помещали свечу, чтобы отпугивать злых духов. Молодые люди в устрашающих масках и костюмах стучались в двери и развлекали деревенских жителей в обмен на угощение или монетки.

Еще одним популярным занятием на Самайн было гадание. Молодые кельты гадали на яичном белке, яблочной кожуре, жареных орехах (яблок и орехов было много в это время года). Целью гадания было узнать имя будущего супруга, количество детей и место жительства новой семьи.

Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены Христианством. В VIII веке Католическая церковь связала языческие фестивали с христианскими Днем всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября). Однако традиция разжигания костров в ночь 31 октября просуществовала в отдаленных европейских деревушках до начала 20 века. Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай. См. также: Календарь. Ноябрь.

Староанглийское название Дня всех святых за века претерпело забавные лингвистические метаморфозы: All hallow eesмесса всех святых,All Hallow’s Eveканун Дня всех святых, Hallowe’enХэллоуин. С массовой иммиграцией из Ирландии и Шотландии ритуалы и традиции Дня всех святых оказались в США, где со временем Хэллоуин превратился в популярный праздник детей и молодежи. Сегодня Хэллоуин — всего лишь часть массовой культуры и начисто лишен какого-либо сакрального смысла.

Покров, Осенние Деды, Макошье. Древние русские праздники перехода осени в зиму

На север и восток Европы зимние холода приходят раньше, поэтому на Руси приход зимы отмечали раньше. В середине октября на Руси отмечали Покров, или Покровское Свято. Название Покров связано с первым инеем, который покрывал землю. Покров являлся «официальным» переходом жизни в зимнее русло: к этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы, начинали топить в домах, девушки усаживались за пряжу, шитье, вышивание и посиделки, наступала пора свадеб. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).

Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших, который назывался Осенние Деды (Дзяды) — этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника — весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор и оставляли еду для недавно умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай.

Наконец, в самом конце октября наступало Макошье — день «замыкания земли и воды» на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом).Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) — древневосточнославянская богиня семьи, «прядница судьбы» и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы — старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.

Нельзя не обратить внимание на сходство поверий и ритуалов народов, населявших Европу в доисторический период.

Материал: Оксана Джетер, CountrysideLiving.net

ИСТОЧНИК

14 октября — Покров Крышеня отмечается в славянском календаре. В этот день необходимо следовать некоторым традициям и обрядам, которые остались от предков. Однако перед тем, как разбираться в особенностях проведения празднования, необходимо будет разобраться в том, что это за божество и покровителем чего оно является.

Покров Крышеня или «покров Крышний» – несколько слов о боге

Крышень – это один из многочисленных славянских Богов, который встречается в некоторых документах и в народных сказаниях и под некоторыми другими именами: Крышань, Крышн, Кришна, Кресень и так далее. Вариантов имени у этого божества достаточно много, вследствие чего не стоит удивляться, если в одном упоминании встречается сразу несколько различных имен.

Мифология про Покров Крышеня или «покров Крышний»и культура

Многочисленные исследования славянской мифологии и культуры позволили сделать выводы о том, что Бог Крышень является сыном Майн Златы и Бога Вышеня. Однако в то же время некоторые источники говорят о том, что Крышень – это родной брат Бога Рода Прародителя, просто он значительно младше его по возрасту. Достаточно часто предки даже не упоминали имя Бога, несмотря на то, что его приход имел большое значение для каждого Мира. Именно он спустился на землю для того, чтобы освободить ее от Чернобога, владения которого должны располагаться исключительно в Мире Нави. Об этом говорят многочисленные источники, в особенности болгарского малого народа (помаков), которые в большинстве случаев совпадают со всеми прочими достоверными источниками.

На основании всей информации, которое историкам удалось собрать на сегодняшний день, можно однозначно сказать о том, что Кресень – это Небесный бог, который является покровителем всего человеческого мира. Он приносит на землю большое количество знаний и умений, помогает в трудные периоды для человечества.

В мирное время божество обучает людей проведению различных обрядов и ритуалов, передает им древние знания, которые помогают людям не просто выживать, но и жить в полном смысле этого слова, удовлетворяя своим естественные потребности. Также Кресень следит за тем, чтобы жертвоприношения не были кровными. А в том случае, если на земле царят войны и хаос – он выступает в качестве могущего Воина Света, который защищает всех слабых и немощных, в том числе и животных.

Насколько важно наличие Кресеня в день Покрова Крышеня или «покров Крышний»?

Кресень – это не просто божество, это покровитель всего человеческого рода, который выполняет немалое количество важных задач на земле.

Так, именно этот Бог следит за тем, чтобы люди не теряли связь с божествами и Всевышним, чтобы они правильно поклонялись и верно проводили различные обряды. Также именно он наделяет людей особыми талантами – дарами, которые помогают раскрыть творческий потенциал, способности и значительно повышает выживаемость человечества.

Его любовь к справедливости полностью неподкупна, и именно поэтому он следит за соблюдением всех порядков и правил в обществе.

Fri, 30 Sep 2022 15:50:51 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

  • Славянские Праздники

Покров

6 сентября, 2019

856 просмотров

Добавить в закладки

Древнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить Ведические праздники на Руси. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников. Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова.

Славянский праздник Покрова отмечается 14 октября и имеет древнейшие корни, восходящие к ведическому(языческому) прошлому. Как и многие другие древнеславянские даты, Покров был тесно связан со сменой сезонов, с колесом года, с укладом крестьянской жизни. Божественный Сварог собирал свиту славянских богов, и улетал с ними в  Сваргу, оставляя мир людей на власть зимы(Мары). Нужно было приготовиться к самому темному и холодному времени года.

Сварог кроет Землю павшим листом да кличет светлых Богов на небо

Славянские Праздники. Покров

Покров — (с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата). В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу.) И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.

С Покровом связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» (полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше (Подляшье) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух.

По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»

Поговорки и приметы

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.
Покров — не лето, а Благовещенье — не зима.
Покров не лето, а Сретенье не зима.
Пришла Покровка — не дала молока коровка (белор. Прыйшла Пакроўка — не дала малака кароўка).
Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины.
Спереди Покров, сзади Рождество

Праздник Покрова, который сегодня считается исключительно христианским и широко отмечается христианской общественностью, на самом деле никакого отношения к христианству не имеет. Как не имеет он отношения к сказочке о явлении «Богоматери» во Влахернском храме в Константинополе, которая распростёрла над христианами свой плат, чтобы защитить их от нападения язычников (в некоторых вариантах — это были русские князья). Сказочка эта была придумана для того, чтобы подменить ведические праздники, которые наш народ праздновал тысячелетия, выдуманными христианскими, чтобы вытравить из его сознания тысячелетние ведические традиции и заменить их чужими. Для того, чтобы подмена произошла незаметно христиане частично сохраняли внешние атрибуты праздника, подменяя при этом его суть, усыпляя этим генетическую память нашего народа. Так, жизнеутверждающий солнечный ведический культ жизни наших предков подменялся лунным культом смерти

Читайте также:

Малые Велесовы или Волчьи святки


Летнее Макошье (Летние Мокриды)


Ярилин день


Водосвет (Водокрес)


Водопол, именины Водяного


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой это праздник день святого патрика
  • Какой это праздник благовещение пресвятой богородицы
  • Какой экологический праздник отмечается 4 октября
  • Какой экологический праздник 12 ноября
  • Какой щас праздник у осетин