Приблизительное время чтения: 8 мин.
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.
События Покрова Пресвятой Богородицы
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).
«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод:
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Покров день — народные традиции праздника
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.
Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?
Читать далее
Загрузка…
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Даты
Историческое содержание
В основу праздника легло событие из византийской истории. Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.
Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.
Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.
Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».
И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.
Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».
Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе не обычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацин (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом VI Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.
В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей… Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».
Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрей, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.
Развернуть
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы,
глас 4
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод:
В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы,
глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод:
Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
Развернуть
Богословское содержание
В празднуемом событии Богородица предстаёт как ходатаица перед Богом за всех верующих.
Иконография праздника
Формирование иконографии Праздника Покрова Пресвятой Богородицы относят к XII веку. Древнейшие из дошедших до нас изображений датируются XIII столетием – временем, ознаменовавшемся на Руси воздвижением храмов и обителей, посвящённых этому событию.
В древности иконография Покрова имела два самостоятельных направления, Новгородские и Суздальские изводы. Впоследствии образовались новые композиционные схемы, в том числе объединяющие опыт новгородцев и суздальцев.
См.: О чём сообщает иконография Праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
Развернуть
Богослужебные (литургические) особенности
Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 1/14 окт.
Праздник – стандартный Богородичный, по уставу богослужения похож на Рождество Пресвятой Богородицы, но не имеет специфических особенностей двунадесятого праздника: припевов на 9-й песни канона, задостойника и предпразднства/попразднства.
Интересно, что до XVIII века Уставы (как и наш Типикон) предусматривали соединение службы Богородицы со службами двух рядовых святых: апостола Анании и преподобного Романа Сладкопевца. Традиция совершать только службу Покрова без соединения со службами святых появляется в Синодальный период, в это же время праздник получает статус бденного. Во 2-й половине XVIII века в западнорусских изданиях Типикона, в начале XIX века – в центральных изданиях праздник получает статус великого праздника и соответствующий знак – .
В современных изданиях Ирмология приводятся припевы на 9-й песни канона на праздник Покрова Богородицы; они взяты из современных греческих версий этой службы, наш Типикон их не знает.
Развернуть
Каноны и Акафисты
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
ПОКРО́В ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, православный праздник в память о явлении Богородицы в Константинополе в сер. 10 в. Согласно церковному уставу, причисляется к разряду т. н. великих праздников. Отмечается 1(14) октября.
В основу праздника положено предание, содержащееся в Житии блж. Андрея Юродивого (9–10 вв.), о явлении ему и его ученику, Епифанию, Божией Матери: во время всенощного бдения во Влахернском храме Константинополя, которому угрожало нападение врагов, явившаяся Богородица, пройдя по воздуху в сопровождении ангелов и святых, распростёрла над молящимися свой плат (омофор), или покров (греч. σϰέπη).
«Покров Пресвятой Богородицы». Икона. Нач. 15 в. Новгород. Третьяковская галерея (Москва).
Хотя общепризнано, что праздник П. П. Б. имеет рус. происхождение, в историч. науке дискутируется вопрос о конкретном времени, месте появления и инициаторе праздника. Наиболее распространено предположение, что он появился на Руси приблизительно во 2-й пол. 12 в., о чём свидетельствуют данные месяцесловов и проложных чтений, а инициатором его установления был владимирский кн. Андрей Юрьевич Боголюбский. При нём в честь праздника П. П. Б. была освящена Покрова на Нерли церковь. Киевская гипотеза приписывает идею празднования П. П. Б. одному из киевских князей (возможно, Владимиру Всеволодовичу Мономаху). Приводятся также аргументы в пользу новгородской версии генезиса праздника. В целом предполагается, что почитание Покрова, возникнув в одном из регионов Древней Руси, постепенно получило общерусское признание. Праздник П. П. Б. является слав. рецепцией визант. почитания оставленных Богородицей при Успении ризы и пояса [празднование 2(15) июля и 31 авг. (13 сент.) соответственно], тематически включаясь, т. о., в единый «успенский» календарно-богослужебный цикл, что подтверждает анализ гимнографич. текстов.
Старшие списки богослужебного последования П. П. Б. датируются сер. 14 в. В памятниках 15 – нач. 17 вв. наблюдается вытеснение службой Покрова более древнего чина, посвящённого ап. Анании, чья память отмечается в этот же день; к концу этого периода праздник П. П. Б. приобретает некоторые черты двунадесятых праздников. Та же эволюция прослеживается на материале типиконов и синаксарей. Усиление интереса к теме праздника П. П. Б. присутствует и в др.-рус. гомилетич. лит-ре 15–16 вв. В 18–19 вв. в соответствии с общей тенденцией развития гимнографии получили распространение акафисты Покрову.
В сер. 19 в. служба на Покров появляется в литургич. практике греч. афонских монастырей. Совр. чинопоследование, составленное независимо от слав. текста, совершается в память освобождения Афин от герм. оккупации (12.10.1944).
Содержание праздника П. П. Б. – милосердное заступничество и помощь Божией Матери – было воспринято нар. традицией вост. славян, дополнившей церковный праздник аграрной и магич. символикой. В нар. культуре П. П. Б. отмечал начало зимнего сезона. С этого времени начинали готовить избы к зиме, местами – переставали выгонять скот на пастбище; на Украине и юге России начинали топить дома. К П. П. Б. заканчивались все полевые и огородные работы и начинался сезон посиделок и свадеб. Часто на П. П. Б. устраивали пивные праздники-братчины (Покровщины).
Иконография
Вопрос об истоках иконографии П. П. Б. является дискуссионным. Согласно одной из гипотез, визант. прототипом др.-рус. образов П. П. Б. могла являться иллюстрация Акафиста Божией Матери. По другой, в основе композиции покровских икон лежит т. н. пятничное чудо, происходившее еженедельно во Влахернском храме: завеса (покров), закрывавшая одну из чтимых икон Богоматери, приподнималась на некоторое время, делая образ доступным для молитвы, а затем так же чудесно опускалась. Списки с этого влахернского образа, вероятно, были известны на Руси. Древнейшее изображение П. П. Б. в др.-рус. иск-ве – на пластине медных врат Рождественского собора в Суздале (1-я треть 13 в.): Богоматерь представлена в трёхчетвертном развороте, с поднятыми в молитвенном жесте руками, над Ней простёрто покрывало, по сторонам – ангелы, в верхнем правом углу – полуфигура благословляющего Христа. В 14 в. сложились 2 иконографич. извода П. П. Б. «Новгородский» представляет Богородицу стоящей фронтально с воздетыми руками над закрытыми вратами храма, ангелы держат над ней плат (роспись собора Снетогорского мон. в Пскове, 1313; икона из Зверина мон., ок. 1399, Новгородский гос. объединённый историко-архит. и худож. музей-заповедник; икона 1-й пол. 15 в. из собрания А. В. Морозова, ГТГ; псковская икона 1-й пол. 15 в., Эрмитаж, С.-Петербург), на фоне представлен 5-главый храм с куполами. Ко второму, «суздальскому», типу относятся образы, на которых плат, символизирующий заступничество Божией Матери перед Богом за человеческий род, держит сама Богоматерь, внизу, в центре, – амвон, на котором стоит прп. Роман Сладкопевец со свитком в руках (храмовая икона 2-й пол. 14 в., ГТГ; икона последней четв. 15 в., Владимиро-Суздальский историко-архит. и худож. музей-заповедник; обе – из Покровского мон. в Суздале). В изображениях данного типа Богоматерь представлена на архит. фоне, передающем черты Влахернского ансамбля в Константинополе – прямоугольной базилики с 2-скатной кровлей и круглой купольной церкви. В обоих изводах в нижней части изображаются блж. Андрей Юродивый, указующий на Богоматерь, и группы апостолов, святителей, мучеников и др. святых. В 16 в. произошло объединение двух иконографич. вариантов: плат над Богоматерью держат ангелы, а внизу стоит Роман Сладкопевец (двусторонняя икона из Софийского собора в Новгороде, Новгородский гос. объединённый историко-архит. и худож. музей-заповедник). Для памятников 16–17 вв. характерно включение бoльшего количества действующих лиц: среди присутствующих представлены Тарасий Константинопольский, защищавший почитание икон Богоматери, и визант. имп. Лев VI Мудрый, в правление которого произошло влахернское чудо (новгородская икона сер. 16 в., ГРМ).
В зап.-европ. иск-ве близкими по смыслу к образам П. П. Б. являются известные с сер. 13 в. изображения «Мадонны Мизерикордии» (Мадонны Милосердия), укрывающей молящихся своим плащом (приписываемый С. Мартини образ из Нац. пинакотеки, Сиена, ок. 1305–10; триптих «Распятие», «Рождество Христово» и «Мадонна Мизерикордия», 1333, Лувр, Париж; центр. часть полиптиха Пьеро делла Франчески, 1445–1460-е гг., Гор. пинакотека, Борго-Сансеполькро). В расширенном варианте края плаща Мадонны держат ангелы (роспись Д. Гирландайо в ц. Оньисанти во Флоренции, 1480).
Православная церковь 14 октября празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — верующие вспоминают чудесное явление Божьей Матери, которая распростерла над молящимися жителями Константинополя свое широкое белое покрывало — покров для защиты от врагов.
Покров Пресвятой Богородицы
Чудесное явление произошло в середине X века во Влахернской церкви Константинополя, где хранились головной покров, риза и пояс Пресвятой Богородицы.
Предание повествует, что Константинополь в 910 году, во времена царствования императора Льва VI, прозванного Мудрым, осаждали полчища врагов. Солдаты в любой момент могли ворваться в город. Для жителей храм стал единственным прибежищем. Люди возносили молитвы Господу о спасении от варваров, пишет utro.ru.
Чудо произошло во время всенощного бдения — все находившиеся в храме, в том числе император и императрица, а также множество придворных и простой люд, горячо молились об избавлении от врага.
Среди молящихся были святой юродивый Андрей с учеником Епифанием. Вдруг они увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно возносит молитвы о спасении народа. Затем Богородица подошла к Престолу и, еще раз помолившись, сняла с головы покрывало и накрыла (покрыла) им молящихся в храме людей. Покров сиял в руках Пресвятой Богородицы, окруженной ангелами и сонмом святых.
Богоматерь исчезла так же незаметно, как и появилась. На следующее утро враг отступил от Константинополя. Столица была спасена от разорения, а люди — от гибели. По одной из версий, поднялась большая буря и разметала корабли, подошедшие к городу с севера, по другой — византийское войско разбило сарацин. Явление Божьей Матери народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богородице в своих молитвах, прося о защите и «покрове».
Какого числа Покров Богородицы 2022
Покров не входит в число двунадесятых праздников, так как посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери.
Праздновать Покров начали только с середины XII века. Греки, несмотря на заступничество Божьей Матери, не внесли Покров в число праздничных дней — праздник установила Русская церковь. Правда, есть версии, что чудо все же оставило след в византийской богослужебной практике.
Церковь Покрова на Нерли. www.globallookpress.com / Konstantin Kokoshkin
В честь Покрова Пресвятой Богородицы святой князь Андрей Боголюбский построил в 1165-м один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли — и утвердил соответствующий праздник. Многочисленные победы русского воинства приписывают именно покровительству Богоматери.
Праздник относится к непереходящим, то есть из года в год приходится на одну и ту же дату — 14 октября.
Икона Покров Пресвятой Богородицы — в чем помогает
Самые ранние из известных икон Покрова относятся к началу XIII века. Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале. На медной пластине Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молитве руки к Спасителю, изображенному над приподнятым покрывалом. По бокам от Пресвятой Девы стоят Ангелы.
Уже к следующему столетию сложились два основных варианта этой иконы:
- Пречистая Мария стоит перед храмом с круглым куполом и держит покров в своих руках, как бы укрывая им всех людей. Такое изображение встречается на суздальских и московских иконах. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века. На сегодняшний день она находится в Третьяковской галерее.
- В новгородской школе иконописи Богородица изображается в позе Оранты — с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступнической молитвы. Покров при этом держат парящие перед ней Ангелы. Церковь уже представлена в более современном варианте с куполами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря 1399 года. Ныне она находится в Новгородском музее.
Как правило, в нижней части иконы изображается очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий на явление Пречистой Девы. Покров, дарующий защиту Царицы Небесной, чаще всего выделяется ярко-красным цветом. Также встречаются и белого цвета.
patriarchia.ru
На более поздних иконах вокруг Пречистой стали добавлять образы святых мучеников, святителей, пророков, апостолов, преподобных и праведных жен.
Покров Пресвятой Богородицы с древних времен считают особенным днем — днем, когда все молитвы станут услышаны. Божьей Матери молятся 14 октября как главной заступнице во всех бедах. Просят об исцелении, об улучшении материального положения, об обретении супруга или детей, о счастливой семейной жизни. Также Пресвятой Богородице молятся во время внешней угрозы, когда стране грозит опасность от захватчиков, а дому — от непрошенных гостей. Кроме того, молитва перед иконой Покрова поддерживает человека в борьбе с внутренними соблазнами и искушениями.
Что нельзя делать на Покров
Поскольку это большой религиозный праздник, на Покров Пресвятой Богородицы нельзя заниматься тяжелым трудом или домашними делами, такими как стирка, уборка и рукоделие. Порядок хозяйки наводят накануне праздника. В Покров нежелательно ссориться с близкими и сквернословить. В противном случае удача отвернется от ослушавшихся.
Не стоит также давать 14 октября пустые обещания. Того, кто не собирается отвечать за свои слова, ждут неудачи.
В праздник нельзя венчаться, устраивать шумные застолья и напиваться. На Покров нельзя унывать и грустить — в праздник положено радоваться и благодарить Господа и Богородицу за все — дарованный урожай, мир и благополучие.
Что можно делать 14 октября
В народе праздник Покров считается моментом встречи осени и зимы, наступления первых холодов. Часто как раз к 14 октября на поверхности земли появляется первый иней и окончательно опадают листья на деревьях. От этого возникла присказка: «Покров кроет землю то листом, то снегом».
Праздником Покрова завершался сельскохозяйственный год. Крестьяне прекращали все полевые работы, собирали последний урожай и готовились к зиме, в честь чего устраивались широкие народные гуляния и шумные ярмарки. С Покрова начиналась свадебная пора. Девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, с самого утра шли в церковь и ставили праздничную свечу. Верили, кто раньше свечу поставит, тот и замуж раньше выйдет.
Также на Покров обязательно пекли блины. Истоки обычая связаны с культом предков и почитанием всех усопших родственников. Блинами угощали не только членов семьи, но и знакомых. Поверье гласит: чем больше блинов испекут на Покров, тем теплее будет в доме зимой. Кроме того, хозяйка готовила домовому подношение — делила первый испеченный блин на четыре части и раскладывала по углам кухни. По народному поверью, если домовому сытно, то дома тепло, спокойно и уютно.
14 октября на Руси отправлялись в лес за рыжиками и груздями. Считалось, что после Покрова этих грибов уже не будет.
В праздник по обычаю жгли засохшие ветки яблонь — есть поверье, что если ими растопить печь 14 октября, то всю зиму в доме будет тепло, а год — окажется урожайный.
По народным поверьям, щедрость на Покров Пресвятой Богородицы вознаграждается, поэтому люди старались помочь бедным и обездоленным.
По народным поверьям, чтобы защититься от сглаза, многие сжигали старую одежду, а маленьких детей, чтобы они не болели, выводили на порог дома и обливали водой сквозь решето или сито.
Народные приметы на 14 октября
- На Покров выпал снег — ждать снежное Рождество не стоит.
- Утром пошел дождь — следующий день выдастся погожим.
- 14 октября стоит теплая и солнечная погода — осень затянется.
- Снег на Покров — благополучие молодоженам, которые сыграли 14 октября свадьбу.
- Парень с девушкой познакомится на Покров — быть им женихом и невестой.
- Зима будет такой, какой ветер дует на Покров — северный указывал на холодную, а южный — на теплую.