Календарные народные праздники март

Календарь и описание народных праздников в марте. Народные приметы, обряды и поверья.

Народные праздники в марте

1 марта — Ярилин день

1 марта — Ярилин день

(16 февраля по старому стилю)

Этот день посвящен Яриле – солнечному божеству первых славян. Прежде (1492 года) в первые мартовские дни, или Ярилины…

2 марта — День Федора Тирона и Маремьяны Кикиморы

2 марта — День Федора Тирона и Маремьяны Кикиморы

(17 февраля по старому стилю)

2 марта посвящено памяти великомученика Феодора Тирона и праведницы Маремьяны. Прозвание Тирона в сознании народа сравнялось…

3 марта — Ярило с овсянкой, Овсянки, Ярило с бороной

3 марта — Ярило с овсянкой, Овсянки, Ярило с бороной

(18 февраля по старому стилю)

Одному из главных божеств древних славян — Яриле, связанному в народном сознании с и солнцем, и плодородием, посвящен этот…

4 марта — День Архипа и Филимона

4 марта — День Архипа и Филимона

(19 февраля по старому стилю)

День, в который вспоминают апостолов от семидесяти — Архипа и Филимона, живших в Колоссе. Апостол Павел отметил, что святой…

5 марта — День Катыша

5 марта — День Катыша

(20 февраля по старому стилю)

Лев Катанский, живший в 8 веке на Сицилии, был христианским святителем и епископом. Когда его начала почитать православная…

6 марта — Тимофей Весновей

6 марта — Тимофей Весновей

(21 февраля по старому стилю)

День получил название в честь преподобного Тимофея, хранившего с юных лет строгий обет – не бросать ни единого взгляда…

7 марта — Маврикиев день

7 марта — Маврикиев день

(22 февраля по старому стилю)

Этим днем вспоминают Маврикия и семьдесят воинов. Эти святые христианские мученики Апамейские жили в 4 веке. Ждали этим…

8 марта — Поликарпов день

8 марта — Поликарпов день

(24 февраля по старому стилю)

Назван день по имени святого Поликарпа, бывшего в учениках у Иоанна апостола, который стал известным, будучи епископом…

© 2023 Text-Master.ru — поздравления на праздники | Контакты

Материалы на сайте являются авторскими, задепонированы и добавлены в раздел «Оригинальные тексты» Яндекс.Вебмастер.
Перепечатка и копирование материалов допустимы только при указании источника и активной гиперссылки на сайт.

Наверх

Март Первые мартовские проталины (Фото: basel101658, Shutterstock)

Март — первый весенний месяц, в народе его называют «протальником», «грачником». Морозы в марте держатся недолго. Небо часто яркое, голубое. На 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.

В марте на Руси происходило «заклинание весны». Это древний языческий обряд, с которым народ встречал весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники.

Пословицы и поговорки о марте

Февраль силен метелью, а март — капелью;
Грач на горе — весна на дворе.

Народные приметы в марте

Длинные сосульки в марте предвещают холодную, затяжную весну, короткие — непродолжительную, дружную весну;
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде;
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето;
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай;
Большие ручьи в марте — к большому разливу весной, и наоборот;
Снег по весне тает с северной стороны муравьиных куч — лето будет теплым и долгим, а если с южной — холодным и коротким;
Снег быстро тает, и вода бежит дружно — к мокрому лету.

Народные приметы, обычаи и праздники марта. Праздник сОроки (жаворонки). Древний славянский праздник весны Масленица

Дата обновления статьи: 01.01.2023

Современное название месяца март пришло к нам с принятием христианства, хотя в народе еще на протяжении столетий продолжали использоваться преимущественно старые славянские названия. В Риме этот месяц был посвящен богу войны Марсу. Считается, что это связано с тем, что с приходом марта на Апеннинском полуострове как раз устанавливалась хорошая теплая погода, подходящая для начинания новых военных кампаний — так что март всегда был связан с проводами войска в новые военные походы.

Художник Всеволод Иванов. Белояр (март).

Художник: Всеволод Иванов. Белояр (март).

У наших предков название месяца отражало те или иные метаморфозы происходящие с природой в разных регионах страны, именно поэтому отличались и названия — «весна» на юге приходит гораздо раньше, чем в северных областях: зимобор (=борется с зимой), протальник (=снег тает, проталины), сухий (=мало осадков, земля высыхает), березозол (1.пробуждение берез; 2. жгли березу на уголь), соковик (=движение березовых соков).

Впрочем, до настоящей весны в марте еще далеко, о чем свидетельствует различные поговорки, указывающие на непредсказуемый характер этого месяца и высокую вероятность новых заморозков:

Март корове рога ломит.


И в марте мороз на нос садится.


Март — не весна, а предвесенье.


Иногда и март морозом хвалится.


В марте мороз скрипуч, да не жгуч.


Пришел марток — надевай семеро порток.

Март — это время бездорожья, начала таяния снега, причем считалось, что талая мартовская вода обладает особыми целебными свойствами — она и насыщает жизнью землю и дает здоровья людям. Мартовская вода собиралась, а затем использовалась при болезнях и для опрыскивания плодовых деревьев.

В марте и на корыте уедешь.


В марте вода — в апреле трава.


Мартовская вода (из мартовского снега) целебная: она от веснушек и от загара.


Куры напившись талой воды начинают много нестись.



Март, природа, тает снег.

Мартовские народные приметы говорят нам следующее:

В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.


Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.


Случившийся в марте гром — признак плодородия.


Чайка прилетела — скоро лед пройдет.


Кукушка часто и сильно кукующая весною предвещает теплое время.


Кора, во множестве потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую сухую погоду.


Молния в марте без грома — к сухому лету.


Если пойдет дождь в марте, вырастет много грибов.


Мокрый март — плохой урожай.


В марте холодно и сухо — хлеба в достатке будет.


Шершавая поверхность снега в марте — к урожаю, гладкая — к неурожаю.


Если у мартовских сосулек нет в середине пустоты — к богатому урожаю.


Длинные сосульки в марте — к долгой весне.



Интересно, что у древнейшего до-римского населения Италии — этрусков, у которых, как известно, римляне переняли названия своих богов и значительную часть культурного наследия, существовал бог Марис и его чествование как раз приходилось на весну, однако, смысл этого был совершенно иным. Этрусский Марис был богом плодородия, пробуждения природы после зимнего сна, покровителем растительности, что по смыслу ближе к славянскому богу весеннего солнца Яриле.

Кстати, до 1492 года (7000 г. от сотворения мира — по старому летоисчислению), наступление Нового Года на Руси приходилось на 1 марта. А обычай не работать 1 марта в честь праздника Нового года сохранялся аж до XIX века. После 1492 г. (то есть 7000 от сотворения мира) празднование Нового года указом Ивана III перенесли на 1 сентября, чтобы совместить со сбором урожая, а уже в 1700 г. (7208 г. от сотворения мира) Петр Первый постановил праздновать Новые Год 1 января — как это делали в Европе — и одновременно ввел новый календарь от Рождества Христова, упразднив 5508 прошлых лет.

Датировка от сотворения мира в камне

То есть, если говорить о датах, то ни 1699 года, ни 1698 года на Руси в последние 5000 лет просто не было, нить нашего летоисчисления выглядит так: …-7205 г., -7206 г., -7207 г.,- 7208 г., а затем — 1700 г., -1701 г.,- 1702 г.… Поэтому если на каком-то нашем памятнике, в летописи, историческом документе вы видите дату со значением меньше 1700 — знайте, что это уже нечто созданное/отредактированное/перепечатанное после 1700-го — в то время, когда задним числом старые даты стали переиначивать на новый лад, а вовсе не оригинал какого-нибудь 1222 года, на котором в таком случае должна была бы стоять датировка «6 730 от сотворения мира».

Но вернемся к праздникам и обычаям марта. Какие даты и интересные обычаи помнит народный календарь?

Вот так — внезапно! День памяти Маремьяны праведной — христианской праведницы, родившейся в Галилее и посвятившей себя проповедованию Евангелия, совместился с дохристианским днем кикиморы, более того их названия слились в одно. Сочетание, конечно, фантасмагорическое, но, впрочем, удивляться этому не приходится. В действительности практически все христианские святые «наслаиваются» на древние дохристианские образы нашего народа, чествование которых приходится на тот же день календаря.

Праведная Мариамна. Миниатюра Минология Василия Второго

Мариамна (сестра апостола Филиппа). Константинополь. 985 год. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим.

Очевидно, новые религиозные герои были достаточно далеки от народа, непонятны и в общем-то оторваны от традиционной культуры (где архангельские крестьяне и где праведницы Галилеи?), в то же время, продолжать поклоняться древним богам и духам под старыми их именами в новых реалиях было уже невозможно. Отсюда и получилась такая смесь: продолжение дохристианских праздников и обрядов практически в их первозданной сути, но под христианскими названиями — под видом почитания того или иного святого. Так появились Власий — скотий бог, Касьян завистливый, Агафья — коровница, Антип — половод, Лукьян — ветреник, Никита — водопол (=праздник угощения водяного), Параскева Пятница (=пятница день почитания богини прядения Макоши). Даже более того — Коляда (=рождение нового молодого Бога солнца) невероятным образом совпало с Рождеством Христовым, Масленица (=проводы зимы со сжиганием ее чучела) стала предварять начало Великого Поста, а самый крупный летний славянский праздник Ивана Купалы день в день совпал с рождеством святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Что касается Маремьяны-кикиморы, то кроме странного названия этого дня, история не сохранила нам деталей того, как он мог праздноваться и какие обряды проводили в это время крестьяне. Тем не менее, известно, что образ кикиморы в народе не был однозначно отрицательным или положительным — в разных ситуациях эта сущность могла проявлять себя по отношению к людям по-разному. Она считалась женой/хозяйкой лешего или домового, и могла быть как страшной старухой, так и девушкой с белым лицом и длинными черными волосами. 

Кикиморы связанные с лешими, что вполне логично, принадлежали к миру леса, а те, что были связаны с домовыми — «населяли» различные строения от дома, до бани, курятника, хлева и проч. Эти «домашние» кикиморы обычно вредили людям по мелочам (разбить горшок, ощипать кур, спутать нитки или сжечь кудель), в случае же крупной беды, все же вставали на сторону хозяев и предупреждали их о грядущих бедах протяжным плачем.

Кикимора. Эскиз А.Я.Головина к балету Жар-птица

Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица». Кикимора.

Вероятно, в начале марта — перед ответственным временем нового посевного цикла — крестьяне пытались как-то задобрить своих «домашних» кикимор. Интересно, что языческое мировоззрение вообще всегда предлагает человеку наладить контакт/найти точки соприкосновения с любыми существами, живущими рядом, какими бы отличными от нас или даже «вредными» они не были. То есть ничто в язычестве не могло считаться 100% злом, требующим некого искоренения — напротив, практически любого враждебного персонажа можно было через добро, уважение и принятие сделать своим союзником.

6 марта — Тимофей-весновей

По Тимофею весна.

Весновей теплом веет, стариков греет.



Считалось, что первое ощутимое дыхание весны чувствовалось именно на Тимофея. По погоде этого дня делали долгосрочные прогнозы о характере грядущей весны. При хорошей солнечной погоде старики впервые после долгой зимы выходили на завалинку, грелись на солнце, вели разговоры и рассказывали истории да сказки.

Художник Степан Колесников. Март

Степан Колесников. Март

9 марта — Обретение. День обретения главы Иоанна Предтечи.

В христианстве праздник обретения главы Иоанна Крестителя связан с преданиями о его смерти: он был казнен Иродом по просьбе Саломеи, которая потребовала его голову по наущению своей матери, люто ненавидевшей Иоанна. Отсеченную голову Иоанна Крестителя не позволили похоронить как подобает, но она была спрятана во дворце Ирода после чего вынесена и сохранена для потомков благочестивой христианкой. В дальнейшем, голова Иоанна Крестителя несколько раз находилась и вновь терялась, в итоге существует три отмечаемых церковью обретения главы Иоанна Предтечи: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, 25 мая (7 июня) — третье обретение. Впрочем необходимо отметить, что календарная привязка этих праздников не ясна, так как в истории нет сведений о днях или даже месяцах данных обретений — приблизительно известны лишь года, и то лишь второго и третьего обретения — 452 и 850 г.

Сегодня трудно сказать насколько эта легенда была в действительности известна и почитаема в русском народе. Вполне возможно, что в слово «обретение» крестьяне вкладывали совершенно другой смысл, так как все памятные обычаи 9 марта так или иначе связаны с птицами, а некоторые поговорки явно указывают на «обретение птицами гнезда»:

На обретение птица гнездо обретает.


В день Обретения птица завивает гнездо, а перелетная птица летит из вырая. (=ирия. Ирий можно понимать и как «рай» и как «теплые южные страны»).


Птичье потенье — гнезд обретенье.



Художник Александр Угланов. Пробуждение

Художник: Александр Угланов. Пробуждение

Почему «обретению» птицами гнезд придавалось такое большое значение? Все просто — в народных поверьях именно птицы несли на своих крыльях весну, а значит свет, тепло, продолжение и возрождение жизни, причем считалось, что они возвращаются на землю не откуда-то, а непосредственно из (В)ырия/Ирия, то есть из из врат славянского небесного рая, где живут светлые боги. 

Вот какие поверья, связанные с прилетом и поведением птиц, сохранила для нас народная память:


Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.


Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов — к холодному лету, и обратно.


Если дергач (=коростель) крикнет прежде перепела, то лошади во все лето будут худы; если же перепел крикнет прежде дергача, то лошади будут сыты.


Если дятел торчит в марте, то поздней будет весна.

Свирочек-зяблик свирлит к ненастью, холоду.

Синица запела — тепло ворожит.



Скворцы прилетели весной.

Скворцы — прилетают в наши края одними из первых. Первые грачи, затем — жаворонки, скворцы и зяблики, затем — трясогузки, зарянки, утки и гуси, затем (уже в начале мая) — горихвостка, пеночка, ласточка, кукушка. Последними — соловей, стрижи, иволга, перепела, славка, коростель.

10 марта — Тарасий-кумошник

Время пассивных энергий уходит, сменяясь новым циклом активности. Остаются в прошлом неспешные зимние посиделки, рукоделье, созерцательная, спокойная и отчасти «сонная» пора, когда весь мир был скован снегом и укрыт тьмой зимних ночей. Всем пора просыпаться, готовится к посевной, начинать различные работы на улице, налаживать инвентарь.

Именно поэтому с Тарасия-кумошника возбраняется дневной сон, а ранний отход ко сну — он уже не пойдет на пользу, а только принесет кумоху, то есть лихорадку.

Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху.
Вешний сон валит слабых со всех сторон.



Март, природа, первоцветы появляются из-под снега.

12 марта — Прокоп-дорогорушитель

Наступила почти середина марта, температура растет, снег тает, подмороженная земля разбухает и наезженные зимой дороги начинают рушится. Процесс этот на Прокопа-дорогорушителя только начинается, а вот на «Кирилла — дери полоз» (31 марта) наступает уже полное бездорожье.

Прокоп дорогу рушит.

Прокоп-дорогорушитель дорогу прокопает.


У воды нос остер — пробивается всюду.



Борис Кустодиев. Весна

Художник: Борис Кустодиев. Весна

13 марта — Василий-капельник, дроворуб.

Считалось, что в этот день всегда приходит оттепель, с крыш начинает капать, а днем солнце уже заметно припекает. Талой воде приписывались целебные свойства.

На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю.

Василий-капельник капли дает, капли уж будут — к доброму году.


Длинный сосульки — долгий лен.



Март, природа, сосульки тают.

Согласно другой примете, если с крыш капает, охотникам надо собираться на зайцев.

А в Сибири, в частности Тюменском крае Василий-капельник именовался древоруб, так как спиленные за зиму дрова по насту свозились к берегу для лесосплава.

14 марта — Евдокия (Авдотья) — плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.

По старому стилю Авдотья выпадала на 1 марта, именно поэтому с днем связано особенно много примет, ведь он символически являлся «первым днем весны», а до 1492 года празднование Нового Года и вовсе приходилось именно на этот день.

В народе день отмечался торжественно как большой праздник, ему свойственно множество ритуальных символических действий, связанных со встречей и зазыванием весны:

  • Из леса приносили сучья и топили ими избы, чтобы весна была теплой;
  • Сбрасывали с крыши снег, а по размеру и форме сосулек примечали будет ли в этом году хорошим лен (если сосульки длинны);
  • Белили холсты, так как верили, что на Авдотью «все подземные ключи закипают»;
  • Девушки и дети закликали весну — забирались на крыши и пригорки и пели различные обрядовые песни-веснянки:

Благослови, мати,


Весну закликати.


Рано, рано,


Весну закликати,


Рано, рано,


Зиму провожати…


(Брянск.обл)



Март, природа

Видело ль ты, солнышко,


Красную весну?



Встретило ли, красное,



Ты свою сестру?



Видело ли, солнышко,



Старую ягу,



Бабу ли ягу —


Ведьму-зиму?


Как она лютая



От весны ушла,



От красной бегла,



В мешке стужу несла,



Холод на землю трясла,



Сама оступилась,


Под гору покатилась.



Март, природа, первоцветы

День являлся своеобразной поворотной точкой в годовом цикле и согласно дохристианскому принципу подобия («что вверху — то и внизу», «большое в малом» и проч.), пронизывающему множество обрядов и поверий, задает тон всему будущему лету.

Какова Евдокея, таково и лето.


На Плющиху погоже, вес лето пригоже.

Авдотья-весновка весну снаряжает.


Авдотья красна и весна красна.


Откуда ветер на Плющиху подует, оттоль и придет весна.


Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно — год плохой.


Новичок (народившийся месяц) под Евдокею с дождем — быть лету мокрому.


Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав.


День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай.


Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет.



Март, природа, березовая роща.

Присказка «замочи подол», «подмочи порог» относится к тому, что на Евдокию ожидались первые весенние оттепели и значительное снеготаяние. Однако, день мог ознаменоваться и своеобразным возвратом зимы, так что народные присказки и поговорки фиксируют непредсказуемый характер дня и погоды, а также появление весенних ветров:

Евдокии-свистуньи: ветры свищут.


С какой стороны в этот день ветер дует, с той будут ветры весной и летом.


На Евдокию теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.


Евдокия благоволит, да насорит.


Тепло светит солнышко, да Авдотьей
поглядывает-либо снег, либо дождь.


На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.


На Евдокию снег — к урожаю.


Коли на Евдокию холодно — скот кормить лишние две недели.



На Авдею-Евдокию начинаются первые полевые и огородные работы: считалось, что посаженная в эти дни рассада не пострадает от мороза и даст хороший урожай. Мужчины же готовят инструмент: точат сохи и бороны.

Также на Евдокею заканчивались сроки наймов по зимним работам и начинались новые весенние договора, которые обычно заключались с Евдокии до Петрова дня (12 июля).

15 марта — Федот

На Федота традиционно ожидали еще одну оттепель, а если она не наступала и вместо оттепели приходил мороз, говорили «Федот — да не тот» — отсюда и пошла эта поговорка.

17 марта — Герасим-грачевник

Герасим-грачевник грачей пригнал.


Увидел грача — весну встречай.


Грач на горе — весна на дворе.


Грач зиму расклевал.


Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.


Коли грачи прямо на гнездо летят — дружная весна.


Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.



На Герасима-грачевника принято было печь хлеб в виде грачей, что, очевидно, является частью многочисленных обрядов, призванных зазвать весну. Такое внимание грачам объясняется тем, что именно они — первые возвращающиеся домой перелетные птицы, а птицы, по славянским поверьям, несли на крыльях весну, отпирали ключами запертые (замороженные) на зиму водные источники.

Прилет грачей весной

Кроме того, на Герасима-грачевника различными заговорами вываживали из дома кикимору. Этнографами записан такой:

«Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»



18 марта — Конон-огородник, Конон-градарь

С 18 марта непременно нужно начинать копать огороды, причем, как писалось в старинных месяцесловах: 

«Хоть бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много».



Сохранились сведения о заговорах, которые принято было произносить при этом первом распахивании огорода (в Новгородской области). Так, необходимо было выкопать 3 лунки, приговаривая: 

«Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей.» 



— то есть опять же мы видим процесс «задабривания» неких вредных сущностей. Ожидалось, что благодаря этому заговору огород летом не будет страдать ни от засухи, ни от мошки, ни от червей.

Художник Виталий Зайцев. весна.

Художник: Виталий Зайцев. Весна.

21 марта — Масленица (Комоедица). Какого числа отмечали Масленицу у славян?

Все древнейшие христианские праздники привязаны к ключевым датам солнечного календаря — дням равноденствия и солнцестояния. Так, Коляда — то есть рождение нового солнца — приходилось строго на 21 декабря (самый короткий день в году), когда «старое» солнце в образе Старика как бы умирает, а на смену ему приходит новое Солнце в виде молодого юноши, известного под именем Коляда. По сути Коляда — это одна из четырех ипостасей бога Солнца:

  • Коляда — новорожденное зимнее солнце, мальчик. Приход совпадает с 21 декабря (зимнее солнцестояние);
  • Ярило — молодое весеннее солнце, юноша. Приход совпадает с 21 марта (весеннее равноденствие);
  • Купало/Даждьбог — зрелое летнее солнце, мужчина. Приход совпадает с 21 июня (летнее солнцестояние);
  • Хорс — старое осеннее солнце, старик. Приход совпадает с 21 сентября (осеннее равноденствие).

Все эти точки впоследствии совпали с крупными христианскими праздниками: так, приход Коляды/рождение Солнца-мальчика приходится практически на католическое Рождество, отмечаемое с 24 на 25 декабря. Стоит учесть, что три дня с 21 по 24 декабря солнце как бы стоит на месте, день не увеличивается и только с 25-го начинается рост светового дня — так что обе даты и 21 и 25 могут считаться датами начала нового цикла — смотря куда будут отнесены эти три дня. Читать подробнее про народные праздники декабря. День Ивана Купалы в церковной парадигме существует как Рождество Иоанна Предтечи ( день Ивана Купалы подробно ), а 21 сентября — это Рождество Богородицы( читать подробно про народные праздники сентября).

Виктор Корольков. Ярило

Художник: Виктор Корольков. Ярило

То же самое и с традиционной славянской Масленицей — этот праздник приходится строго на день весеннего равноденствия, когда День сравнялся с Ночью, а затем — превзошел — победил ее. Блин же — это олицетворение Солнца. То есть Масленичная неделя знаменует собой проводы Зимы и встречу Весны, или, по-другому, победу Света над Тьмой. Именно с этого дня входит в свои права Солнце-Юноша Ярило, олицетворение энергии пробуждающейся природы, буйства жизни, плодородия, расцвета. Впрочем, собственно, Ярилин день отмечается несколько позже — когда весеннее солнце набирает наивысшую силу — то есть в середине цикла Ярилы — 23 апреля. Читать подробно про народные праздники апреля.

Масленица, стопка блинов

День же весеннего равноденствия в большей степени посвящен именно проводам зимы, что прекрасно видно из символики: взятие ледяной крепости (=покорение зимы), сжигание чучела Зимы на костре (=уход Зимы, растворение ее в огне молодого Солнца), игры с перепрыгиванием через костер (=обновление, очищение, новый этап), катание с горок (=зима/ледяная горка пройдена), покорение столба, перетягивание каната (=аллегория — зима или весна — кто кого? Временная точка когда силы равны), кулачные бои стенка на стенку (=аналогично).

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Художник: Василий Суриков. Взятие снежного городка.

По характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий. Во всех индоевропейских культурах первые связаны с темным, ночным, пассивным, а последние — со светлым, солнечным, активным.

  • „Мужская“ половина года направлена вовне, на „преобразование“ мира, проявление в нем — пахота, сев, работы в поле от зари до зари, а также веселые хороводы; 
  • „Женская“ половина года — это направленность внутрь, в себя, на тихие домашние работы (веретено, прялка, починка инвентаря), время подумать, получить новые знания (учеба детей зимними вечерами), а также время посиделок. 

Время господствования женских энергий начинается с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу (солнечного юношу, несущего Весну). Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским.

Семен Кожин. Масленица. Проводы зимы.

Художник: Семен Кожин. Масленица. Проводы зимы.

Также принято было на Масленицу относить первые блины в лес. По разным трактовкам они предназначались в дар Медведю (древнее наименование — «ком»), лешему, или вообще силам леса. Отсюда другое название Масленицы — Комоедица и правильное звучание поговорки «первый блин — комам», не имеющей ничего общего с неумелостью хозяйки.

Разные исследователи немного расходятся в датах — относились ли блины в лес непосредственно на Масленицу в день весеннего равноденствия 21 марта, или чуть раньше и если раньше то насколько — за неделю? За 3 дня? За 1 день? Как бы то ни было обряд принесение дара Лесу или Хозяину Леса можно считать неотъемлемым атрибутом праздника Масленицы. Интересно, что Лесу/Природе полагается именно самый первый — то есть почетный блин — здесь можно увидеть аналогию с хозяином дома, которому всегда подают тарелку первому и это отлично показывает нам отношение наших древних предков к окружающему миру. Здесь нет места концепции «мы придем и возьмем свое» или «человек — венец природы», здесь мы видим почтенное уважение как к старшему и готовность сначала что-то подарить/сделать/отблагодарить, а уже затем можно вспомнить и о себе (то есть — в данном случае — отведать блинов и повеселиться).

медведь проснулся весной, снег

Позднее вследствие невозможности искоренить этот праздник в народной памяти — его включили в христианскую парадигму и, привязав к Великому Посту, сделали плавающим. Сегодня Масленица зачастую воспринимается, как нечто предваряющее собой Великий Пост — вроде как когда начало поста (каждый год — по-разному), тогда и следует за неделю до него отмечать Масленицу. Но может ли вообще быть привязан к христианскому посту дохристианский праздник, пронизанный солярной символикой и древнейшими языческими обрядами — сжигание чучела зимы, перепрыгивание через костер и проч.? Исходя из ответа на данный вопрос и решайте когда стоит отмечать Масленицу.

22 марта — СОроки, сорок мучеников. Праздник сОроки — приметы, история, когда отмечать праздник сОроки в 2020?


Дни с 22 марта по 30 апреля (Зосима-пчельник) считались днями последних утренних морозов — всего их 40, отсюда и название «сОроки». На «сОроки» (22 марта) хозяйки выпекали по 40 ржаных шариков, которые затем по одному каждый день выбрасывали в окошко, говоря:

Мороз, красный нос,


Вот тебе хлеб и овес,


А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!



Считалось, что мороз насытится хлебными шариками и уйдет до следующей зимы — не будет мешать крестьянам начинать пахоту и сев.
На «сОроки» также возвращались домой большинство перелетных птиц, с чем связано большое количество наблюдений и народных примет:

Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.


На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.


На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек.


На Сороки из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

«Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, которые на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет.»



Жаворонки

Жаворонки

Существовал и другой интересный обычай, связанный с птицами и праздником Сороки — в этот день принято было выпекать «жаворонков» — сладкие сдобы в форме птичек с хохолками и распростертыми крылышками. Этих птичек раздавали детям и они бегали по полям с радостными песнями — этот обряд назывался «закликать жаворонков», что одновременно означало и «закликать весну», так как это птицы приносили ее на своих крыльях.
Сохранилось множество закликальных песен разных губерний:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,


Теплу весну принесите:


Зима нам надоела,


Весь хлеб у нас поела!



Или так (Орловск.губ):

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтися, сокликайтися.

Весна-красна, на чем пришла?

-На сошечке, на бороночке,


На лошадиной голове,


На овсяном снопочку,


На ржаном колосочку,


На пшеничном зернышку!



Птички-жаворонки затем частично съедались, частично отдавались домашней скотине, а частично оставлялись на крышах сараев, на ветвях плодовых деревьев и просто на земле — в поле, на проталинах, холмах, курганах. В общем — повсюду!

описание

Взрослые же по печеным «жаворонкам» проводили некоторые простые гадания — запекали в сдобных птичек монету, уголек, кольцо и проч. и по тому кому какой жаворонок доставался определяли — кому свадьба, кому богатство. В некоторых регионах таким же образом выбирался семейный засевальщик — выпекали несколько жаворонков по количеству членов семьи, в одного прятали, например, монету. Кому он доставался — тому и быть засевальщиком в этом году — у него рука легкая, с ним пребудет удача.

Как видим, праздник Сороки имел множество разноплановых смыслов и форм, что говорит о его большой древности и высокой насыщенности сакральной информацией и обрядами. Глобальный же смысл всех действий этого дня сводился опять же ко встрече Весны, и радостной подготовке к новому жизненному циклу, то есть он является логичным продолжением Масленицы и неотъемлемой частью масленичной недели.

Христианская церковь 22 марта отмечает день памяти Сорока Севастийских мучеников — христианских воинов принявших смерть за свою веру в Севастии (современная Турция) в 320 году. На этом примере можно опять с удивлением увидеть как сходятся и переплетаются христианские и дохристианские праздники — так, хоть смысл и совершенно разный, но и там и там присутствует неизменная привязка к цифре 40 и все сходится в один день 22 марта.

Триптих Сорок мучеников Севастийских

Триптих «40 мучеников Севастийских» из Византийского собрания Эрмитажа.

25 марта — Феофан

На Феофана туман — урожай на лен и коноплю.
Если на Феофана лошадь заболеет, то вес лето будет болеть и для летней работы она не годится.



Для того, чтобы год был хорошим, а урожай богатым хозяйки на Феофана разбрасывали по двору семена для угощения птиц.

30 марта — Алексей — человек божий, Алексей — с гор потоки, Алексей — пролей кувшин.

Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.


На Алексея выверни оглобли из саней (= то есть на санях уже не поездишь — остается ждать когда можно будет передвигаться на колесных телегах).


Покинь сани, снаряжай телегу. Сани на поветь.


На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.


Сверху печет, снизу течет.


Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).


На Алексея теплого доставай улья.



Владимир Жданов. Весна


Художник: Владимир Жданов

На Алексея уже настолько тепло, что дети могут весь день проводить на улице — наступает время весенних игр и большая их часть, конечно, связана с ручьями: запускание корабликов из коры деревьев, перепрыгивание через ручьи и проч. Одной из популярных детских весенних забав была всем известная игра «Родничок», когда дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящего. Шеренге необходимо было боком перепрыгнуть ручей на другою сторону, кто коснется воды — выбывает из игры.

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!



Скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок!



31 марта — Кирилл — дери полоз

Дороги портятся, раскисают настолько, что ездить куда-либо становится совершенно невозможно.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Март

В календаре древних римлян год начинался с месяца, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидили-сом — по своему порядковому номеру. После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом — в честь бога войны Марса, который первоначально почитался как бог земледелия и скотоводства.
В Древней Руси март величали березень, так как в этом месяце жгли березу на уголь.
Древнеславянское имя первого месяца весны — сухы(и)й. В такое время года мало осадков, сухость в лесу. Высыхает и заготовленная заранее древесина.
В русском народном календаре март назван протальником. Талая вода — снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли пол в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей.
Еще март назвали: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник.
Протальником, дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог — «снега плющит настом». Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра.
В марте от земли теплый парок поднимается — отсюда появилось еще одно название — парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также — весновка и весновей.
Величали март и наследником февраля, младшим братом и пози-мьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш — торопись на санках накататься вволю.
Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен.
Встреча весны. Весна, подобно солнцу, называется красной. В славянских наречиях весна именуется ярь — слово, по-видимому, однородное со славяно-русским Ир (солнечные и теплые места, куда около Покрова дикие птицы улетают и оттуда прилетают накануне Благовещения).
Слово «весна» уже встречается в славянской Библии, где описывается состояние земли после Потопа. Это слово — производное от санскритского (праздник вешний) или от инд (первое начало питательных вод, связь всех существ).
В России до XV века март признавался за первый месяц гражданского года и сопровождался разными обрядами и играми. Когда земледелец собирался сеять яровое зерно и сажать хмель ярый, варилось мартовское пиво. На Красную горку игрались свадьбы; устраивались хороводы и игры.
У древних славян-язычников совершалась торжественная тризна с жертвоприношениями и факелами. В начале марта воспевалась кончина зимы и сжигалось соломенное чучело.
Весну встречали и окликали. В Смоленской губернии по деревням бабы, девки и ребята залезали на крыши хлебных амбаров или поднимались на горы, звали весну дважды: в день Евдокеи-весновки и на Сороки, Припевая:
«Весна-красна! Что ты к нам принесла? Красное летечко».
В Костромской губернии в великий четверг рано поутру окликали весну.
В Чистопольском уезде в великий четверг, при полночном пении петуха, девки и парни бежали с песнями на речку Вахту почерпнуть воды, пока ворон не обмакнул в нее крыла. Этой водой они умывались. Если раскрылись воды, то девушки входили по пояс в реку и в воде, схватясь руками одна с другой, Припевали: «Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с милостью, с великою благостью!» Если воды не раскрылись, то девки, схватясь за руки, вертелись вокруг проруби с теми же Припевами.
В Петрозаводске встречали весну первого мая с соломенным чучелом, которое, подняв на шест, ставили на горке, потом садились вокруг него пировать и по окончании пиршества сжигали чучело с песнями и плясками.
В Тульской губернии перед заходом солнца поселяне обоего пола собирались на ближний холм или пригорок, проговаривали молитву, обратив лицо на восток, а потом становились в хоровод. Запевалыци-ца с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой начинала петь песню:

Весна-красна!
На чем пришла? На чем приехала?
На сошечке. На бороночке.
Как и все девки на улиие,
И все красные на широкой;
Одной девки нет:
Сидит она во тереме,
Ширинку шьет золотом,
Узду везет тесменную.
Ах! горе великое!
Кому-то достанется?
Достанется моему суженому,
Моему ряженому.

Во многих местах России игры хороводные начинались от Красной горки и продолжались до Ярилы или до Всесвятского заговенья.
При первом громе поселяне обычно умывались с золота, серебра и с куриного яйца.
С этим праздником языческого происхождения соединяются и за ним последуют другие народные праздники и гулянья: Красная горка, Вьюнец, Радуница, Первое апреля и Первое мая, Юрьев день, Свистопляска, Семик и пр.
Календарь природы. Накануне 8 марта прилетают с юга грачи и скворцы. 12 марта вскрываются крупные реки, а на следующий день наступает ранняя метеорологическая весна. 17 марта сходит снежный покров, и уже наутро другого дня можно увидеть жаворонков. Спустя еще сутки — оживших мух, бабочек-лимонниц, чибисов.
23 марта бывает первая вешняя гроза. На другой день появляются бабочки-крапивницы. 26 марта начинается сокодвижение у березы. 28-го появляются чайки, через день отправляется в лет вешняя паутина. А в последний день месяца запищат первые комары-толкуны, зацветет мать-и-мачеха, раскроет почки волчье лыко.
Рыбалка. В центральной части европейской территории страны наблюдается хороший клев налима и слабый — щуки. Лучшие места для ловли налима — омуты, пороги, ямы с глинистым дном, обрывистые берега с норами, около коряг. Ловят его закидушками, донками, жерлицами. Насадка в течение всей весны — выползок, птичьи кишки, ерш, мясо, лягушка. Лучше всего ловить ночью в плохую погоду.
Сбор растений. В марте заготавливают березовые почки, наросты березового гриба, кору крушины и корни одуванчика.
Приметы. Старики говорили: на дворе капель, так и у настепель; капельник длинный — лен долгий.
Если жаворонки рано прилетели, то весна затянется.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и первые хлеба.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.

Называли день еще Маремьяна Праведная, Ярило — с вилами.

Ярило

Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюбленным женихом. Кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, «Ярилой» наряжали девушку. Ее сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую… символ смерти — изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!»
Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге — пшеницу, на севере — рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь

Ярило вздевает зиму на вилы. С песнями встречали славяне-язычники бога плодородия Ярилу. Ярила снежные копны поднимал вилами, принимался за старуху-зиму. В этот день матери посылали ребятишек размести мостки, дорожку к колодцу, если ночью снежок напорошил.
Беременные выходили на угорья глядеть на восходящее солнце. По народному поверью, солнце этого дня дает силы выносить дитя. А бабки-повитухи вносили полуденный снег, им обтирались. Чтобы рукам чистота вешняя передалась.

Федору Тирону иногда молились о находке украденных вещей. Это был тоже ярилин день — Ярило — с сохой-бороной. Ярило брался за соху и борону. Крестьяне соху и борону во двор вытаскивали, чинили.

Ярило наставлял птицу-овсянку петь: «Покинь сани! Покинь сани!» Пекли в этот день овсянички, из овсяной муки — пирожки. Птичка-овсянка с желтоватым зобком и зеленоватым хребетиком слыла вестницей скорого тепла.

Приносили крестьяне на Красную горку снопы, оставляли на ночь до зари. А потом смотрели: какой сноп — пшеничный, ржаной или какой другой — за ночь больше всего покроется инеем, на тот хлеб урожай будет.
На Красную горку выходили разодетые девушки. Они заклинали солнце, чтобы оно катилось к лету. Чтобы за солнцем летели перелетные птицы, чтобы пришли на поля вешние дожди.
Пекли круглый хлеб и на вышитом полотенце высоко его поднимали. Потом делили его между собой, хлебные крошки рассыпали для птиц. Но бросали хлебные крошки по-особому — через себя, за спину.
Птиц одаривали хлебом, потому что они за хлебной нивой не меньше крестьянина ходят.

По церковному календарю. Церковь в этот день чтит память преподобного мученика Корнилия Псково-Печерского.
Корнилий родился в Пскове. Юношей он принял постриг в Псково-Печерском монастыре, тогда еще небольшом и бедном. Став игуменом (молодому человеку было всего около двадцати восьми лет), Корнилий внес вклад в процветание обители. Корнилий помогал также неимущим и строил бесплатные больницы. Псково-Печерский монастырь при нем превратился в центр просвещения. По инициативе Корнилия в обители стали вести летопись, создали великолепную библиотеку. Преподобный сам написал несколько книг.
Погиб Корнилий от руки Иоанна IV Грозного. Поверив клевете о «бесчестной жизни» печерских иноков, разгневанный царь отсек голову игумену, когда тот с поклоном встречал своего государя у ворот обители. Правда, говорят, Иоанн «тотчас же раскаялся и на своих руках отнес тело святителя в соборную Успенскую церковь». Долгое время тропа от монастырских ворот до храма Успения называлась кровавым путем…
По народному календарю. Пекли в этот день обрядовое печенье кокурки — круглые колобки на коровьем масле.
В этот день надо было изловчиться и взять у кузнеца огонь из горна. Добыв огонь, несли его в поле, чтобы закрепить союз земли, сохи и бороны.
Приметы. Было поверье, что в этот день нельзя глядеть на скатывающиеся с неба звезды. А то скатится с твоей жизни вешнее времечко, под стать звезде с неба.

Приметы. Если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, вели разговоры.

Возили крестьяне на поле навоз, пока крепок наст, удержать сани горазд.

По народному календарю. День этот крестьяне связывали с поведением птиц. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям, домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки. Знали, что именно домики из березовой коры скворцы заселяют всего охотнее. Береста хранит птиц от холодов, от сырости.
Приметы. Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай зерновых. Если дятел стучит в марте, то весна Поздней будет. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Если в этот день выпадает снег, то и святая неделя (Пасха) будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.

Тарасий-кумошник запрещает с этого времени спать днем, иначе нападет кумоха, т.е. лихорадка. Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху. Вешний сон валит слабых со всех сторон.

Прокоп-дорогорушитель, санный путь рушит.

Нельзя было в этот день выезжать из дому, не приложив ухо к земле. Надо было сначала убедиться, надежен ли снежный наст.

По церковному календарю. Церковь отмечает праздник блаженного Николая.
Более тридцати лет блаженный Николай исполнял добровольно подвиг юродивого. Жители Пскова — родины Николая — считали его святым и верили, что он способен совершать чудеса.
После разорения Новгорода в феврале 1570 года царь Иван Грозный решил опустошить и Псков, а горожан подвергнуть казни за то, что они якобы хотели «предаться» неприятелю. Когда Иван Грозный вошел в город, на его пути попался юродивый Николай. Без страха глядя на государя, блаженный тихонько приговаривал: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови»-. Иоанн IV весьма почтительно относился к юродивым, считая их пророками, исполнителями Божьей воли на земле. Поэтому в присутствии Николая «гнев государев тотчас иссяк». Более того, Иоанн даже выразил желание посетить блаженного в его келейке. В качестве угощения тот предложил царю большой кусок сырого мяса. «Я христианин и в пост скоромного не ем!» — сказал государь. «Но ведь пьешь же ты кровь человеческую», — негромко возразил ему Николай. Царь устыдился жестокости своей и покинул Псков.
Преставился блаженный 28 февраля 1570 года, и благодарные псковичи похоронили его в главном, городском храме — соборе Святой Троицы.
По народному календарю. Полагают, что в этот день всегда бывает оттепель.
Примета. На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю. Длинные сосульки — к долгой весне.

По церковному календарю. В этот день церковь отмечает память преподобной мученицы Евдокии.
Мученица Евдокия, уроженица города Илиополя, долгое время вела греховную жизнь. Но произошло чудо: Евдокия уверовала. Раскаявшись, женщина покинула мир и ушла в обитель. «И все казалось ей, что недостойна она прощения, и наложила на себя самую строгую епитимью…» За подвиги покаяния «Господь одарил преподобную умением творить чудеса»-. Говорят, святая могла молитвой своей даже воскресить умершего.
В 170 году по приказанию императора Викентия, гонителя христианства, преподобная Евдокия была казнена.
По народному календарю. В народе этот день называли также: Евдокия-шпощиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
Плющихой называли потому, что происходят перемены в природе: от теплой погоды снег начинает подтаивать, оседать и как бы сплющивается. В некоторых местах святая Евдокия называлась также свистуньей, так как в это время начинали дуть и свистать весенние ветры. В старину народ именовал Евдокию весенницей, так как эта святая женщина заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод: захочет «весенница» — рано пустит воду, не захочет или прогневается — задержит, а то и морозы напустит. Оттого раньше крестьяне боялись святой Евдокии и 1 марта никогда не работали.
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Женщины рано поутру принимались раскатывать тесто. Пекли обрядовое печенье — жаворонки.
Позже день святой Евдокии ничем не отличался от других второстепенных церковных праздников. Только бабы обязательно приходили в церковь и заказывали молебны перед иконой Евдокии, так как эта святая считается покровительницей овец.
В некоторых деревнях женщины и дети начинали в этот день «кликать весну», для чего влезали на крышу или на пригорок и пели веснянки. Во многих местах крестьяне приносили в этот день из лесу сучья, топили избы, «чтобы весна была теплая», скидывали с кровли снег, а вечером примечали: если на крышах сосульки длинные, то лен будет хороший, особенно куделью.
Крестьяне верили, что на Евдокию все подземные ключи закипают, а бабы с этого дня начинают белить холсты.
Наступала пора подумать о предстоящих полевых и огородных работах. Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не сможет пострадать от мороза. Обычно на Евдокию сеяли капусту.
Особенно почитали в деревнях на Евдокию снежицу — талую водицу. Приносили воду курам — и куры начинали нестись через неделю-другую. Снежицей больных мыли, дома обмывали, цветы в доме поливали.
Приметы. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.
Солнце, говорили, в этот день Евдокией поглядывает: то снег зарядит, то дождь зазвенит.
Какова Евдокия, таково и лето. На плющиху погоже — и все лето пригоже.
На Евдокию снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ветер с севера — холодное лето.
На Евдокию снег — в жнивень урожай с полей всех.
Новый месяц на Евдокию — быть лету мокрому.
Потекли ручьи на Евдокию — жди первую траву в первой декаде мая.
Евдокия красна — все весенние праздники будут ведрены, урожай на огурцы, капусту, грузди.
Если курица на Евдокию снежицы напьется, то и овечка на Его-рия (6 мая) наестся.
Отколь ветер на плющиху подует, оттоль придет и весна.
На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.

По церковному календарю. Церковь отмечает день святителя Арсения.
Арсений, епископ, родился в Твери, но еще юношей покинул родной город и отправился в Киев. Принял постриг в Киево-Печерском монастыре; «жизнь свою проводил в подвигах поста и молитвы», отличался «благочестием и мудростью».
Киприян, митрополит Киевский, посещая обитель, обратил внимание на этого инока и решил приблизить его к себе. Таким образом, преподобный Арсений стал архидиаконом; он часто заменял митрополита во время его отъездов.
Однажды на соборе архиереев в Твери Арсения большинством голосов выбрали епископом.
Во время правления Арсения в епархии не случалось ни смут, ни раздоров; были выстроены храмы в Старице и Никулине, Успенский собор в Твери, основан Желтиков монастырь.
Скончался епископ Тверской 2 марта 1409 года.
По народному календарю. Ожидается последняя оттепель.
Приметы. На Федота метель, ветер — долго травы не будет.
У Федота ветра, метели — бабам затеи.
Евдокия Федота не спросила, весну снарядила. А он: то крышу с сарайки сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит.

По церковному календарю. Церковь празднует день преподобного  Герасима и святого князя Даниила.
Преподобный Герасим Вологодский был монахом Киевской Гнилецкой Успенской обители. Приняв постриг и прожив некоторое время в монастыре, он удалился отшельником на север, на берег реки Вологды.
Вокруг кельи, построенной преподобным, вскоре возник монастырь Святой Троицы — первая обитель на севере Руси. И позже на месте небольшого посада возник город — Вологда.
Благоверный князь Даниил — сын Александра Невского. В наследство ему достался маленький провинциальный городок — Москва. Чтобы укрепить свое княжество, святой Даниил избегал междоусобиц, старался все проблемы решать мирным путем.
Племянник Даниила, переяславльский князь Иван Дмитриевич, умирал бездетным. Поэтому княжество свое он передал в управление «многомудрому» дяде. После присоединения Переяславля-Залесского границы Московского княжества значительно расширились, и Москва стала настоящим городом. Так было положено начало объединению русских земель. В честь этого великого события Даниил Александрович основал в Москве монастырь Даниила Столпника, небесного своего покровителя.
Преставился святой Даниил Московский в 1303 году.
По народному календарю. Прилетает первая весенняя птица — грач. Если грачи прямо на гнездо летят — дружная весна. В дни Герасима-грачевника пекут хлеба в виде грачей. На Герасима заговорами выживают кикимору.

Кикимора

Одни говорили, что кикиморы шалят во все святки; другие давали им для проказ одну только ночь иод Рождество Христово. Тогда якобы кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Бывает также, что они стригут овец. Во всех других великорусских губерниях считали, что кикиморы проказничают на протяжении всего года. Кикиморы всеми способами стараются укрываться от людей, потому что, если кому-то удастся накинуть на нее крест, она будет захвачена врасплох.
Думают, что она селится в курятниках, где садятся на насест куры. Если куры от плохого корма сами у себя выщипывают все перья, то в этом обвиняют кикимору. Чтобы не вредила она, вешают под куриным насестом лоскуты кумача или горлышко от разбитого глиняного умывальника. Иногда подвешивают камень со сквозной дырой, найденный в поле.
В вологодских лесах за кикиморой числились и добрые дела. Там считали, что умелым и старательным хозяйкам она даже покровительствует: убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает другие услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб кикимора ненавидит: она щекочет малых ребят так, что те целыми ночами ревут, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящими, навыкате глазами и с козьими рожками. Так что нерадивой бабе остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть этим настоем все горшки и кринки.
Но единственно верным и могущественным средством против этой нечисти служит святой крест. Не возьмет чужой прялки кикимора, не растреплет на ней кудели, не спутает ниток у пряхи и не оборвет плетение у кружевниц, если они с молитвой положили на место свою работу.

Приметы. Особую весть о весне несут грачи. Они граят. Наши предки, слушая грачиный грай, старались понять: «Что сулит птица — добрые ли всходы? Ненастье ли?»
Выходили на пригорки старики и пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем грачи пролетали, то печалились старые люди: «Не к добру. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Или будет косить ветер по первым всходам».
Если грачи шумно граят и летят к своим гнездам, то весна будет дружная.
Человек, рожденный в этот день, считался хозяйственным.

По церковному календарю. Церковь отмечает память мученика Конона.
Родился святой мученик Конон в Назарете. Был он человеком богобоязненным, очень добрым и простосердечным.
За христианское вероисповедание язычники осудили Конона на мучительную казнь. Палачи вбили в ноги святому большие гвозди и гнали за колесницей до тех пор, пока страдалец не упал замертво.
По народному календарю. С этого дня надо начинать копать огород.
В старинных месяцесловах писали: «Хотя в день Конона-градаря была и зима, начинают пахать огород, и ты только начни в этот день — непременно огород будет добр и овощей будет много». Замачивают семена, готовят парники.
Примета. Коли на Конона ведро, то града летом не будет.

По церковному календарю. Отмечается праздник священника Иоанна, получившего при постриге имя Иов.
Мудрый и ласковый, он в любое время дня и ночи готов был кормить, лечить, согревать, приносить утешение страждущим. Люди тянулись к нему, и не было человека, которому отказал бы святой отец.
Однажды услышал об Иоанне великий царь Петр Алексеевич и захотел, чтобы священник стал царским духовником. На новом посту батюшка не только не оставил служения ближним, но, использовав свое высокое положение, помогал большему числу несчастных. Он посещал тюрьмы, платил чужие долги, учил кротости и смирению безвинно страждущих.
В 1701 году по ложному доносу отца Иоанна сослали в Соловецкий монастырь и «насильно постригли с наречением имени Иов».
В монастыре он продолжил помогать всем нуждающимся. А через год «за доброту и силу духовную» был избран настоятелем Свято-Троицкого скита на острове Анзер.
По народному календарю. Этот день называли также Константиновыми кругами. Бабы и мужики обходили колодцы кругами. Чтобы колодцы горькими стоками не полнились, чтобы подземную воду подпустили добрую.

По церковному календарю. Святые сорок мучеников пострадал» в 320 году, когда особенно жестоки были гонения Лициния за христианскую веру.
В Севастии Армянской «за непреклонное исповедование новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледяной воде при пронизывающем северном ветре. Утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям. В конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли.
Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо. В этот день, приходящийся на время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.
По народному календарю. Весеннее равноденствие. Зима кончается, весна начинается. Вторая встреча весны.
День сорока мучеников севастийских носит в народе название «сорок», а иногда «куликов». В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них -жаворонок.
Еще накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздавали их детям.
Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клала по яичку из теста (чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома).
Когда жаворонки были готовы, дети, подхватив их, веселой гурьбой, с криками и звонким смехом, несли куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажали своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинали громко кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Или пели: «Уж вы кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошади ной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!«-
Песню исполняли несколько раз. Затем ребятишки разбирали сво их жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собира лись в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонка только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был?.
В Пензенской губернии жаворонков пекли и для взрослых, которые по этим птичкам гадали. Прежде чем посадить жаворонков в печь, в каждую клали какую-нибудь вещицу с символическим значением: кольцо, щепку, копейку. Кольцо, например, обозначало свадьбу, щепка — гроб, копейка — деньги и т.д.
Приметы. С 22 марта до Зосимы-пчельника (30 апреля) считают сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Гречу нужно сеять спустя сорок морозов после сорока мучеников.
Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Те, что прилетели раньше, считались «шепутящими».
Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начинается; жаворонок — к теплу, зяблик — к стуже.

На Никифора — медведь в берлоге потягивается.

На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, коров.
Выводили во двор скотину, чистили, заговаривали от дурного глаза.

По народному календарю. В этот день нельзя было садиться в сани, а то прокатят они тебя мимо желаний. Так говорили старые люди, выкатывая телегу во двор.
До большой воды надо было снарядить телегу. Надо было и колеса крепить, и оглобли ладить.
Примета. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой.

Страница 1 из 21

В народном календаре марта – много важных праздников, с которыми связано множество примет и суеверий.

В стародавние времена март называли по-разному: протальник, капельник, зимобор. Украинцы и чехи называют его «березень» (в честь плача белокорой березы), белорусы — «соковник» (в честь на­чала движения березового сока). Издавна получило рас­пространение и название «березоль» — от слов «береза» и «зола». Слово это предавнее. Наши предки вырубали участки березового леса для распашки в первый весен­ний месяц.

Древнерусское название марта — сухий — намекало на бедность этого месяца осадками, по другой гипотезе — на сохнущий срубленный лес.

Смотрите также народные календари на месяцы:

← февраль  и  апрель →

В народном календаре на март и вовсе – каждый день праздник!

1 марта — Ярилин день

Ярила или Ярило — славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей сексуальной мощи и плодородия, которому принадлежит особая роль в весенней сельскохозяйственной обрядности.

Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает.

2 марта — Федор Тирон и Мариамна

День памяти святого великомученика Федора Тирона и святой Мариамны, сестры апостола Филиппа и апостола Варфоломея.

В народе великомученику Федору молились об отыскании потерявшихся или украденных вещей и пропавших людей. Также в апокрифе «Сказание о подвигах Федора Тиринина» данный персонаж предстает в качестве змееборца, что, несомненно, сближает его с героем былин — Добрыней Никитичем.

К святой Мариамне люди обращались с просьбой защитить их от проделок кикиморы, да и сама святая называлась в народе — Маремьяна Праведная или Маремьяна Кикимора.

Считалось, что на Федора ворона начинает строить гнездо.

3 марта — Ярила с сохой-бороной. Овсянка

В этот день крестьяне несли кузнецам чинить рабочий инструмент. Считалось также, что в это день птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция в этот день печь овсяное печенье — овсянники.

Приметы

  • Ярила брался за соху и борону да топил снег.
  • Много снегу — много хлеба; много воды — много травы.
  • Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется.

4 марта — Архип

День памяти апостолов Архипа и Филимона. У крестьян в этот день была традиция угощать в своём доме нищих и убогих.

5 марта — Лев Катальщик

День памяти Льва Чудотворца (ок. 720—789) — епископа итальянского города Катания на Сицилии. В народе Лев Катанский по созвучию стал называться Катальщиком, и поэтому нередко на Льва устраивали катания с гор. Плохой приметой считалось в этот день увидеть падающую звезду — маньяк.

6 марта — Тимофей Весновей

Этот день получил название по имени преподобного Тимофея пустынника, жившего в VIII веке в монастыре «Символы» в Малой Азии близ горы Олимп.

На Тимофея определяли, какой будет весна. Считалось, что в этот день начинают дуть тёплые ветры.

Приметы

  • Весновей веет и старого греет.
  • До­жить бы до Весновея, а там зима не страшна.
  • Тимофей Весновей — уж тепло у дверей.
  • На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а все равно весной веет.

7 марта — Маврикий

День памяти святого мученика Маврикия, пострадавшего за веру при императоре Максимиане Галерии. Считалось, что на Маврикия возвращаются домой перелетные птицы.

Приметы

  • Ранний прилет скворцов, грачей и ласточек предвещал раннюю весну.
  • Ранние ласточки — к счастливому году.
  • Мороз на Маврикия скрипит, однако не замораживает.

8 марта — Поликарп

День памяти преподобного Поликарпа Брянского, жившего в XVII веке. Считалось, что на Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками.

Приметы

  • С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит.
  • Сорока в лесу за гнездо принялась.

9 марта — Обретенье, Иванов день

Церковью в этот день отмечается праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), которому молились об избавлении от головной боли. В народе этот православный праздник был переосмыслен.

Считалось, что птицы в этот день обретают свои гнезда, возвращаясь из теплых мест. Имело значение, на какой стороне птицы начинали вить гнезда. Если сторона была солнечной, это предвещало холодное лето. Также старались предугадать погоду на Пасху. Снег в этот день предвещал холодную Пасху, сухая погода — Пасху без дождя.

10 марта — Тарас Кумашник

День памяти святого Тарасия (730—806) — 79-го патриарха Константинопольского, которому в народе молились об избавлении от кумахи — лихорадки.

11 марта — Порфирий Поздний

День памяти святителя Порфирия архиепископа Газского (346—420), окончательно утвердившего христианство в палестинском городе Газа. По молитвам Порфирия совершались многочисленные чудеса и исцеления. На Порфирия весна уже близко, однако мороз может вернуться. Поэтому крестьяне ещё не выходили в поле.

Приметы

  • Примешься за полевые работы — ударит мороз и погубит посевы.
  • Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет.

12 марта — Прокоп Перезимний (Прокоп Дорогокопатель)

День памяти преподобного Прокопия Декаполита, жившего в VIII веке в области Декаполиса (Десятиградия) к востоку от Галилейского озера. Считалось, что на Прокопия наступает настоящая весна.

Приметы

  • На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал.
  • На Прокопия санный путь непрочен.
  • Прокоп Перезимник дорогу рушит, а сам в сугробе увяз.

13 марта — Василий Капельник (Василий Теплый)

День памяти святого Василия — сподвижника Прокопия Декаполита. Считалось, что на Василия всегда бывает оттепель, и с этого дня снег на крышах начинает таять.

Приметы

  • Придёт Василий Капельник — и зима заплачет.
  • Василий Капельник — с крыш каплет.
  • Посмотри на Васильев день на сосульки-капельники — и капель пойдет.

14 марта — Евдокия Плющиха

По христианскому календарю день Святой Преподобной мученицы Евдокии. В юлианском календаре (старый стиль) это было 1 марта — первый день весны, с которым было связано особенно много народных примет.

Приметы

  • Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.
  • Авдотья-весновка весну сряжает.
  • Евдокия — замочи-подол, под порогом мокро.
  • Евдокия красна, и весна красна.
  • С Евдокии-плющихи первые оттепели.

15 марта — Федот Ветронос

День памяти священномученика Феодота, епископа города Киринии на Кипре, жившего в IV веке и пострадавшего за веру при императоре Лицинии (308—324).

На Федота, как правило, дули сильные ветры, поэтому и получил Федот в народе прозвище «Ветронос».

Приметы

  • У Федота ветра, метели — бабам затеи.
  • Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит.
  • Федот Ветронос задирает курам хвост.
  • Федот серчает да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает (Обычно в этот день бывала оттепель).
  • Если Федот был холодный и ненастный, это предвещало холодное лето и позднее появление травы.
  • На Федота занос — сено не спасешь.
  • На Федота вьюга — долго травы не будет.
  • Федот злой — не быть с травой.

16 марта — Евтропий

В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в IV—V веках в Малой Азии.

Приметы

  • Евтропий путь торопит да снег топит.

17 марта — Герасим Грачевник

День памяти Герасима Иорданского — монаха, жившего в V веке в Ликии. Считалось, что в этот день грачи прилетали с юга.

Приметы

  • Грач зиму расклевал.
  • Герасим Грачевник грачей пригнал.
  • Увидал грача — весну встречай.
  • Грач на горе — так и весна на дворе.
  • Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет.

18 марта — Конон Огородник

День памяти святого мученика Конона Исаврийского, жившего, по преданию, в I веке в Вифании — селении, расположенном в Исаврии. В этот день крестьяне начинали копать огород. На Конона пытались предсказать, будет ли лето благоприятным.

Приметы

  • Конон Огородник на огород позвал.
  • Навозишь на Огородника на гряды навоз — не хлебнешь зимой над печным горшком слез.
  • Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка.
  • Если в день Конона вёдро, то градобитий летом не будет.

19 марта — Константиновы круги

Православная церковь в этот день празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. В этот день в народе считалось необходимым вытоптать снег вокруг колодцев. Делалось это, для того чтобы грязная вода в них не попала.

20 марта — Василий Капельник

Считалось, что капель с сосулек в этот день предвещал хороший урожай льна и конопли, а пасмурная холодная погода к ночи — заморозки.

Приметы

  • С Василия весна идёт. С крыш капает, а за нос цапает.

21 марта — Вербоносица

День сравнялся с ночью. Земля повернулась к Солнцу северным полушарием — зиме больше не быть. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин. Считалось, что в этот день распускается верба.

22 марта — Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников

День памяти 40 воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии в 320 году при императоре Лицинии. На Сороки приходится вторая встреча весны (первая на Сретенье).

В русском народе повсеместно существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. Поэтому крестьяне выходили окликать весну. Этот обряд сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками.

На Сороки выпекали «жаворонков» — печенье в форме различных птичек. Внутрь вкладывали льняное или конопляное семя. Давая детям «птиц», приговаривали: «Жаворонки прилетели, на головку деткам сели». Затем «птиц» крошили и разбрасывали по сторонам.

Приметы

  • Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже.
  • Журавль прилетел и тепло принес.
  • Журавли тянутся на север — к теплу, летят обратно — к холоду.
  • Чайка прилетела — скоро лед пройдет.
  • Грач на проталинку, скворец — на прогалинку.
  • Увидал скворца — знай, весна у крыльца.

23 марта — Василиса

День памяти святой мученицы Василисы Коринфской, которая жила в III веке и погибла в 258 году.

Считалось, что на Василису туман съедает снег, а бегущие по небу облака предвещают дождь и тепло. С этого дня начинали ждать первую весеннюю грозу.

Приметы

  • На Василису день мглист — лен будет волокнист.
  • У Василисы — весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.

24 марта — Евфимий, Антип

День памяти святителя Евфимия архиепископа Новгородского (1396—1458). Считалось, что на Ефима прилетают зяблики и чибисы, а зорька утренняя кукушкой голос подает.

Приметы

  • При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
  • Ранняя кукушка до опушки дерева — к голоду.
  • На Евфимия ночной и утренний иней — днём осадков не будет.
  • Если холода закончились до Евфимия, то лето теплым будет.
  • Если на Антипа на поля набег мышей — к неурожаю.

25 марта — Феофан

День памяти преподобного Феофана Исповедника (760—818) — византийского монаха и летописца, автора произведения под названием «Хронография». Утренний туман на Феофана сулил богатый урожай льна и конопли. Считалось, что к этому дню полностью оттаивает почва и сходит снежный покров.

Приметы

  • На Феофана туман к хорошему сбору льна и овса.

26 марта — Никифор

День памяти (перенесение мощей) святителя Никифора Исповедника патриарха Константинопольского (ок. 758—828). Считалось, что на Никифора медведь просыпается в своей берлоге и начинает потягиваться.

Приметы

  • Туманы на Никифора к лету ненастному.

27 марта — Федор Скотник

День празднования Федоровской иконы Божьей Матери, хранящейся в Богоявленском соборе города Костромы. На Федора было принято уделять особое внимание домашним животным: скотину выводили во двор, чистили и заговаривали от дурного глаза.

Приметы

  • На Федора Скотника не ленись — скотинке поклонись.

28 марта — Никандр

День памяти святого мученика Никандра, пострадавшего в Египте при императоре Диоклетиане (284—305). В этот день было принято с особым уважением отзываться о лесе, потому и получил он название Лесного ухоженья.

29 марта — Савин

День памяти святого мученика Савина правителя египетского города Гермополя, убитого при Диоклетиане в 287 году. Его называли также Тележный день. В этот день было принято заниматься ремонтом телег, осматривать колеса и оглобли, а также готовиться к наступающему сельскохозяйственному сезону.

Приметы

  • На Савина сани покинь, телегу подвинь.

30 марта — Алексей Тёплый. Алексей человек Божий.

Святой Алексей был сыном римского сенатора Евфимиана, жившего во времена папы Иннокентия I (402—417). На Алексея становиться уже совсем тепло, снег на горах начинает таять, и вода маленькими ручейками стекает в низменности.

Приметы

  • Каковы на тёплого Алексея-солногрея ручьи с гор, такова и пойма (вешние полые воды).
  • Алексей — с гор потоки.
  • Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.
  • Алексей зиму-зимскую на нет сводит.
  • На Алексея выверни оглобли из саней.
  • Сряжай телегу, сани — на поветь.
  • С Алексея загорит снег от земли, лед от воды.
  • Вода с гор притекла — весну принесла.
  • На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.

31 марта — Трофим-Евкарп

День памяти святых мучеников Трофима и Евкарпия, живших в Никомедии и пострадавших при императоре Диоклетиане (284—305). На Трофима-Евкарпа уже совсем тепло — снег на солнце так и тает, однако и зима нет-нет да и даст о себе знать, поморозив ночью санный путь.

Приметы

  • На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима.
  • На Трофимов марток продерет холодок.

Народные приметы о марте

О марте народная молва говорила так:

  • Март-позимье сшибает рог зиме.
  • Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
  • Февраль силен метелью, а март — капелью.
  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • В марте и курица из лужицы напьется.
  • В марте и на корыте едешь (бездорожье),
  • Мартушка закрутит вертушку.
  • Март неверен: то плачет, то смеется.
  • И март морозом на нос садится.
  • Марток — надевай двое порток.
  • Март морозом гордится.
  • Мартовский мороз с дуплом (не настоящий).
  • В марте сзади и спереди зима.
  • Февраль (воду) подпустит, март подберет.
  • Перезимний месяц март февралю-бокогрею меньшой брат, Евдокии-плющихе крестник (имеется в виду 14 марта — день встречи красной весны).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Календарные зимние фольклорные праздники
  • Календарные дни праздники считаются
  • Календарные дни праздники 2022
  • Календарное планирование новогодние праздники старшая группа
  • Календарно тематическое планирование на тему новогодний праздник во второй младшей группе