Календарный праздник ительмены

Еще в XVIII веке исследователи отмечали особую культуру праздников у ительменов. К веселью представители этого народа подходят с размахом. К примеру, на пирах и праздниках они пили настой из мухомора или глотали сам высушенный гриб. Наступившее опьянение помогало как стать веселее меланхоликам, так и раскрепоститься скромникам.

Эльвель

Еще в XVIII веке исследователи отмечали особую культуру праздников у ительменов. К веселью представители этого народа подходят с размахом. К примеру, на пирах и праздниках они пили настой из мухомора или глотали сам высушенный гриб. Наступившее опьянение помогало как стать веселее меланхоликам, так и раскрепоститься скромникам.

Важнейший обрядовый праздник ительменов – “Алхалалалай”. В празднике в обрядовой форме воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы. Он завершает хозяйственный цикл года и призван отблагодарить природу за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы. Это праздник очищения, конца одного периода жизни и начала второго. Он длится несколько дней. Вершиной “Алхалалалая” становится обряд очищения, когда каждый из присутствующих должен пройти под связанным ветвями березы и бросить в костер пучок травы.

Сегодня ительмены по-прежнему празднуют “Алхалалалай”, на который съезжаются гости со всей Камчатки. Современные ительмены соревнуются в ловле и переработке рыбы, приготовлении национальных блюд. Особым конкурсом считаются танцы: плясать надо на полусогнутых ногах без перерыва (разрешается лишь три минуты отдыха в час). Современный зафиксированный рекорд был установлен в 2017 году и составляет 16 часов 50 минут. Помешать танцам не может даже плохая погода. И, конечно, проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня. К традициям предков здесь по-прежнему относятся серьезно.

Обряды

Конкурс гримас на празднике «Алхалалалай». Фото: Ольга Логвинец

В старину в число праздничных обрядов входило протаскивание березы через отверстие в крыше жилища. Находящиеся внутри старались дерево втащить, а те, кто стоял снаружи, крепко его держали и не давали это сделать. Это было своего рода соревнование двух команд, и, кто бы ни победил, все кончалось весельем. Через крышу современного дома в поселке ничего протащить нельзя, поэтому обряд с березой выглядит иначе. Две женщины держат в руках березовые ветви, соединенные верхушками. Каждый участник праздника должен пройти под этой аркой.

На празднике Алхалалалай традиционно проходит конкурс гримас. Это отголоски древних верований, что женщина, с помощью мимики может отпугнуть злых духов гамулов.

Интересный обычай описал у ительменов Г. Стеллер. Если какому-то человеку нравился другой человек, то он мог предложить ему свою дружбу, рассчитывая на то же самое с его стороны. Идея дружбы — оказывать друг другу помощь и поддержку. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, предварительно удалив свою семью. Хозяин готовил огромное количество еды и протапливал жилье с помощью раскаленных в очаге камней настолько сильно, что и гость и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. Гость ел, потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, от них поднимался пар и становилось еще жарче. Это было испытание, которое гость должен был выдержать, что удавалось не всем. И тогда хозяин отбирал у гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых тот приехал. Потом открывал дверь своего жилища, давал ему возможность прийти в себя и дарил в обмен старую, поношенную одежду, плохих, слабосильных собак и разбитые нарты. Это было испытание нового друга, проверка его на жадность. Многое зависело от того, как новый друг поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время гость и хозяин менялись ролями: тот, кто был хозяином, шел в гости к тому, кто был гостем. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и безотказно помогали друг другу. Так дружили ительмены триста лет назад.

Ительмены – народ, который многие исследователи называют «индейцами Камчатки». В далёкой древности североамериканские аборигены и жители Севера Евразии действительно имели общего предка, а сегодня традиции ительменов очень близки индейским обычаям. Культура этого народа позволяет погрузиться в поистине уникальный самобытный мир, где особое место занимают вера в духов, поклонение предкам и почитание великого Ворона Кутха, прародителя племён Камчатки.

Ительмены в большинстве своём являются христианами (по официальным данным), но и сегодня древние ритуалы, анимизм и тотемизм ярко отражаются на их культуре. Этот народ умеет хранить наследие, полученное от предков. И хотя ительмены – этнос малочисленный (их насчитывается чуть больше трёх тысяч человек), они доказали, что главная ценность нации – её традиции. Чем же интересны ительменские обычаи и ритуалы?

«Индейцы» на Камчатке

При знакомстве с ительменами невольно удивляешься, насколько их обычаи не похожи на привычные нам принципы. Представители этого народа не спешат спасать утопающих – они верят, что нельзя вмешиваться в дела духов воды. Более того, в их поверьях боится утонуть даже великий прародитель, Ворон Кутх. Считается, что духи гор или рек не могут обходиться без пищи, а потому периодически забирают людей и животных.

Как показывают исследования учёных, у ительменов действительно немало общего с индейцами Северной Америки. Особенно сходство заметно в культуре этих народов. Если верить распространённому предположению историков. в далёком прошлом существовал единый народ, часть которого осталась на территории Камчатки, а часть перешла по некогда существовавшему перешейку (или льдам) на земли Северной Америки. Несмотря на разделение, очевидное родство у этносов соранялось на протяжении многих веков.

Ительмены - «индейцы» Камчатки / photar.ru

Ительмены – «индейцы» Камчатки / photar.ru

Удивительный Ворон

Немало сведений об ительменах и их обычаях предоставляли русские путешественники, занимавшиеся освоением Камчатки. Конечно, людей удивляли традиции и даже внешний вид местных жителей. В их понимании Земля была плоской, а с другой стороны всё происходило наоборот. Если на камчатских землях царила зима, то с «изнанки» разгоралось солнечное лето.

Своим прародителем, как я уже заметила, ительмены считают Ворона Кутха. Согласно древним легендам, на заре времён он прибыл в мир, поднял со дна океана землю, на которой создал горы и вулканы, тёплые гейзеры и источники пресной воды. Благодаря Кутху появились и люди, которых добрый Ворон научил строить дома – так человек сумел защититься от холода и продолжительных зимних морозов.

Великий Ворон Кутх / © Alice Fandee / behance.net

Великий Ворон Кутх / © Alice Fandee / behance.net

Кстати, хочу сказать, что Кутх – наверное, самое необычное божество в мире. Каким вы представляете прародителя народов? Конечно, грозным и величественным. Но Кутх вовсе не такой. Этот Ворон часто попадает в переделки. Во многих сказаниях он безуспешно пытается перехитрить своих врагов, но ничего не удаётся. Неслучайно Ворона Кутха называют самым забавным богом среди прочих небожителей народов мира.

Семейный уклад

До наших дней дошли многие семейные традиции ительменов. Сразу хочу заметить, что у этого народа существует весьма чёткое разделение на «мужское» и «женское». Однако это вовсе не означает, что мужчина не может заниматься уборкой или приготовлением пищи.

Напротив, такая деятельность приветствуется. Издавна считалось, что абсолютно мужским занятием является рыбная ловля или охота на морского зверя. А вот, что интересно, шаманами у ительменов могли становиться лишь женщины. На мой взгляд, в этих особенностях и аспектах древних обычаев присутствуют черты матриархата.

Ительмен в кухлянке, 1911 год / © Владимир Ильич Иохельсон Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Ительмен в кухлянке, 1911 год / © Владимир Ильич Иохельсон
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Главный праздник

Важнейшим обрядовым праздником ительменов был Алхалалалай. Этот день был связан с ритуалами очищения и сменой одного жизненного цикла на другой. К началу празднества уже завершались хозяйственные работы, люди могли позволить себе немного отдохнуть перед началом новых трудов. Интересно, что Алхалалалай, как гласят поверья, мог подарить очищение любому человеку. Для этого необходимо было пройти под связанными ветвями берёзы, а после бросить в пламя костра пучок травы.

Что интересно, праздник Алхалалалай сохранился до наших времён. Сегодня на это ительменское торжество приезжают гости со всей Камчатки и, конечно, из самых разных уголков мира. В этот день здесь можно увидеть соревнования по ловле и переработке рыбы (а также отведать вкусные рыбные блюда), принять участие во всевозможных конкурсах.

Самые стойкие местные жители любят продемонстрировать свою выносливость в ритуальных танцах. Такая хореография предусматривает непрерывное движение на полусогнутых ногах. В качестве передышки можно использовать лишь три минуты в час. А теперь представьте: самые стойкие танцоры исполняют своё действо на протяжении нескольких суток. Примечательно, что даже ухудшение погоды не может повлиять на танец. Уж если решил танцевать – то надо выдержать до победного финала.

Если же вам захочется пройти древнейший обряд очищения – смело отправляйтесь на Камчатку на Алхалалалай. И в наше время ительмены связывают ветви, бросают в огонь пучки травы, чтобы задобрить духов. Как видите, традиции предков здесь по-прежнему живы.

Важнейший обрядовый праздник ительменов - Алхалалалай / agtur.kamgov.ru

Важнейший обрядовый праздник ительменов – Алхалалалай / agtur.kamgov.ru

Путешественники, побывавшие на землях ительменов, часто говорят, что возникает ощущение, будто перемещаешься в иной мир. Это действительно так – традиции ительменов настолько своеобразны и самобытны, что и вовсе напоминают несколько изменённую реальность. Нам же остаётся лишь восхититься преданностью этого народа культуре своих предков.

На обложке: Обрядовый праздник Алхалалалай / npaproject.kamgov.ru

Ительмены являются удивительной народностью, которая скрывает много уникальных тайн и особенностей. Их предки умели жить под землей и над нею, поклонялись духам, но отпускали шутки в адрес великого создателя. Ительмены любят петь, танцевать и неординарно завязывают дружбу.

Считается, что название «ительмен» переводится на русский язык как «живущий здесь», «сущий», «местный житель». Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. В конце XVII века этот народ освоил почти всю территорию полуострова, а его численность составляла 12—13 тысяч человек. Сегодня общая численность ительменов значительно меньше, поэтому сохранение культуры и традиций этого народа является весьма важным делом в наши дни.

Жизнь на севере научила ительменов быть изобретательными и вносить разнообразие в будни. И это прослеживается во всем: от национальной кухни до обычаев и праздников.

Главным промыслом ительменов было рыболовство. Неудивительно, что основой национальной кухни служила рыба: ее коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскаленных камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.

ЖИЗНЬ НАУЧИЛА ИТЕЛЬМЕНОВ БЫТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМИ

Главной пищей ительменов всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Таким же образом поступали с икрой, которую употребляли тоже в сушеном виде. Любили ительмены и клубни дикой лилии (сараны). Луковицы цветка толкли, смешивали с ягодами, а потом из получившейся муки делали лепешки. На праздники ительмены готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски «сылк-сылк») из измельченной рыбы и ягод с добавлением растопленного жира нерпы.

В хозяйстве широко использовались деревянная, берестяная посуда и утварь из травы. Пищу готовили в деревянных корытах, заливали рыбу или мясо водой и варили при помощи раскаленных камней. Из травы плели корзины, циновки и накидки, а для ловли рыбы использовали сети из волокон крапивы. По заснеженной тундре ительмены передвигались на собачьих упряжках, а по рекам — на долбленых лодках.

Одежду ительменские женщины шили из шкур оленей, соболей и лисиц. В качестве иголок они использовали собольи кости, а нитки сучили из крапивы или оленьего волоса. Зимняя одежда, как мужская, так и женская, шилась мехом и внутрь, и наружу и представляла собой длинные шубы с капюшоном. Также мужчины и женщины носили штаны: зимой мехом внутрь, а летом — замшевые. В теплое время года ительмены часто донашивали старую зимнюю одежду, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. В помещении ительмены предпочитали носить одежду из тонких шкур: женщины надевали домашний комбинезон особого покроя, а мужчины — кожаную набедренную повязку.

ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ САМОДЕЛЬНЫЕ ЛЫЖИ И СНЕГОСТУПЫ

Ительмены жили большими семьями, а их поселения располагались вблизи рыбных рек и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимние дома представляли собой большие полуземлянки с бревенчатыми стенами и плоскими крышами. Сверху дома присыпали травой и землей так, что снаружи жилища были похожи на небольшие круглые холмики. В каждом доме в центре потолка оставляли отверстие, которое одновременно служило и окном, и дымоходом, и дверью для мужчин — они спускались в жилье по бревну с перекладинами. Для женщин и детей сооружался наземный лаз сбоку дома, который назывался «жупан». В таких домах ительмены зимовали целыми родами, до 40—50 человек.
Летние жилища — свайные балаганы — строились на столбах и приподнимались над землей на 4—5 метров.

ТЕКСТ ХОДИЛЫ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫЛ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Внешне из-за пирамидной формы крыш издали балаганы напоминали башни. Наверх, в жилище, вела узкая лесенка. Внизу, под домом, ительмены вывешивали рыбу для сушки. Позднее балаганы стали использоваться в качестве хозяйственных построек.

Любое дело ительменов сопровождалось песнопением. Песни — хóдилы — в основном сочиняли женщины, когда занимались собирательством или во время прогулки по берегу моря. Текст хóдилы чаще всего был импровизационным. В своих песнях ительмены допускали также легкое подтруднивание как над гостями своего жилища, так и над своими богами — традиционными верованиями ительменов были тотемизм, анимизм и фетишизм.

Сегодня официальной религией этого народа считается христианство, однако до второй половины прошлого столетия ительмены считали прародителем своего народа Ворона по имени Кутха или Кутга. Некоторые исследователи полагали, что он олицетворял холод, а его имя происходит от монгольского «кут» — «мороз». Кутха был женат на женщине по имени Хахи, которая отличалась необыкновенным умом и красотой. Как гласят легенды, много веков назад Кутха с женой жили около крупных северных рек и создали землю, где расселили своих потомков — ительменов.

Они также считали, что земля плоская и с так называемой «изнанкой» — подземным небом, где времена года шли наоборот: если у ительменов наступала зима, то под землей начиналась летняя пора. Ительмены были убеждены, что все живые существа, вплоть до букашки, воскресают после смерти и продолжают жить под землей. При этом жизнь в преисподней была гораздо веселее и приятнее, чем на земле: там меньше бурь, дождей и снега, всего есть вдоволь и население чрезвычайно многочисленно.

Ительмены верили, что каждый предмет или природное явление наделены духами и собственной жизнью. Они с почтением относились ко всему, что, по их мнению, могло принести им большое счастье или причинить большой вред. Также у ительменов существовали идолы, которые жили с ними на одной территории и защищали их. Например, во время постройки дома напротив очага в землю обязательно вбивался кол, который олицетворял домашнего бога Асусунагча. К этому колу ительмены привязывали растущую в местных краях траву эхей, иногда намазывали кол жиром и верили, что за это домашний божок дарует им удачу на промысле.

У ительменов существовал интересный обычай, связанный с гостеприимством и дружбой. К дружбе этот народ относился очень серьезно: когда ительмен предлагал человеку дружбу, он рассчитывал на взаимную помощь и поддержку в будущем. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, а перед приходом гостя жарко натапливал жилье и готовил большое количество еды. При этом в доме становилось настолько жарко от раскаленных в очаге камней, что и гость, и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. И пока он ел и потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, чтобы в доме становилось еще жарче. Кандидат в друзья должен был выдержать, съев все угощения и вытерпев жар, но удавалось это не всем. И тогда хозяин отбирал у побежденного гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых он приехал. В свою очередь тот от хозяина получал поношенную одежду, слабых собак и разбитые нарты.

ИТЕЛЬМЕНЫ ПРОВЕРЯЛИ ДРУЗЕЙ НА ПРОЧНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЖАРА

Этот жест являлся неким испытанием нового друга, проверкой его на жадность. Многое зависело от того, как гость поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время аналогичный ритуал повторялся уже в доме гостя: на этот раз испытаниям подвергался тот, кто был хозяином. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и всегда помогали друг другу.

Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и в наши дни. «Алхалалалай» означает завершение хозяйственных работ, заготовки рыбы, полезных растений и ягод на суровую зиму. Этот праздник очищения длится несколько дней, и во время него ительмены благодарят природу за ее дары и просят о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью: охотой, рыбалкой и собирательством.

Раньше праздник начинался с обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, держа в руках пучки травы тоншич и приговаривая «Алхалалалай». После этого ительмены заменяли лестницу в зимнем жилище необработанным березовым стволом, который по традиции проносили в дом через дымовое отверстие в крыше. Далее из дома выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках, и также чистили. Обряд очищения заканчивался прохождением всех жильцов дома через кольцо из березовых веток и бросанием в костер пучков травы.

СЕГОДНЯ АЛХАЛАЛАЛАЙ ВХОДИТ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ

Сегодня обрядовый праздник «Алхалалалай» входит в сформированный Министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов. Современные ительмены отмечают торжество с большим размахом: во время праздника проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд. Особым конкурсом считается танцевальный марафон, в котором участвуют все желающие. Суть танца — плясать на полусогнутых ногах без перерыва на протяжении нескольких часов. Помешать танцам не может даже плохая погода. И конечно, во время праздника проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня.

Фото на странице: Виктор Гуменюк, tourister.ru, издательство «Кириллика»

ИТЕЛЬМЕНЫ

Ительмены

  Численность – 2480 человек (на 2001 г.).
  Язык – чукотско-камчатская семья языков.
  Расселение – Камчатская и Магаданская области, Корякский и Чукотский автономные округа.

  Древнейшее население Камчатки. С конца ХVII в. известно как камчадалы. В трудах путешественника С.П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между рр. Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин — между Верхним Камчатским о-вом (современным Верхне-Камчатском) и р. Жупанова; лингурин — между рр. Немтик и Белоголовой и кулес — к северу от р. Белоголовой. Самоназвание итэнмэн — «тот, кто существует» — зафиксировано в конце ХIХ в. только у северо-западных ительменов. Это название в материалах Приполярной переписи 1926—1927 гг. применено к жителям одиннадцати селений северо-западного побережья, сохранивших родной язык. В восьми из них — Сопочное, Морошечное, Белоголовое, Хайрюзово, Ковран, Утхолок, Напана, Седанка — они составляли большинство населения и только в трех — Тигиль, Воямполка, Палана — были в меньшинстве.

  В ительменском языке выделяют седанкинский, хайрюзовский, напанский диалекты. На современную лексику оказали влияние корякский и русский языки. В настоящее время народ двуязычен. Русский является языком внутри- и межэтнического общения и обучения. Лишь 18,8 % населения, преимущественно представители старшего поколения, родным считают ительменский язык.

  Попытка создания ительменской письменности (на основе латинской графики) была предпринята в 1932 г., но уже в 1935 г. от нее отказались, посчитав ительменов крайне малочисленными, поголовно владеющими русским языком. Сейчас работа по развитию письменности и методики преподавания в школах ительменского языка возобновлена. До прихода русских на Камчатку часть предков современных ительменов на севере смешалась с оседлыми коряками, в некоторых поселениях южной оконечности полуострова происходил процесс смешения с айнами.

Езда на собаках  Езда на собаках с бродовщиком, который прокладывает дорогу
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Первые контакты с русскими относятся к 1697 г., когда казаки основали на п-ове Верхнекамчатский Большерецкий и Нижнекамчатский остроги. В 1740-е гг. происходила христианизация народа одновременно с устройством русскоязычных школ. В 30—40-е гг. XVIII в. на Камчатке было около 100 камчадальских поселений. Ясачных камчадалов — мужчин в возрасте от 15 до 50 лет около 2,5 тысячи, русских служилого сословия — около 250 человек, а с членами их семей, преимущественно смешанного происхождения, — около 500. Русские в значительной степени заимствовали у аборигенов их традиционный образ жизни и культуру. По переписи 1926—1927 гг., на Камчатке в 62 селениях насчитывалось 868 ительменов, 3704 коренных жителя, записанных камчадалами, и около 3500 русских.

Кипячение воды в лодке  Кипячение воды в лодке раскаленными камнями
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Занимались в основном традиционным рыболовством. Основу жизнеобеспечения составлял речной лов. Промысловыми угодьями владела территориально-соседская община. Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь. Способы и орудия лова были традиционны — сети, невода, запоры — сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Камчадалка  Камчадалка
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Женщины занимались собирательством. Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых служили предметами товарообмена как среди местного населения, так и с оленными коряками. У последних выменивали оленьи шкуры, мясо, сухожилия. Охота носила подсобный характер. Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающую птицу в период линьки. С охотой на медведя и употреблением в пищу его мяса были связаны особые обряды. Пушнина служила предметом обмена. На соболя и лисицу ставили капканы и ловушки, а также гнали собаками. Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой — на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах — длинных, скользящих и «лапках» — коротких ступательных. Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий — из вулканического стекла — обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением. У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Летнее стойбище со свайными жилищами
Летнее стойбище со свайными жилищами
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу ХVIII в. у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек — срубные амбары и помещения для скота.

Ительмен на лыжах  Ительмен на лыжах-«лапках»
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном — кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными — мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом — замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской — набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю — из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Традиционные орудия лова рыбы  Традиционные орудия лова рыбы. Ловушки-воронки (верши, морды) ставили в запор

  Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

  Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме — вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов, тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740—1747 гг. в христианство стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти ХIХ в. путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Добывание огня трением  Добывание огня трением
Иллюстрация из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755.

  Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII в. и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ в. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII в. и последующей ассимиляции. В мифологии основным персонажем выступает Кутх, или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер — плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург — трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей — коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с «мышиным народом» Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

  Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х гг. были известны три из них: два западных — ковранский и тигильский и один восточный — камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Стойбище на р. Ковран  Стойбище на р. Ковран. Фото В.И. Иохельсона. 1911

  Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал — «горло», «рот»), у тигильцев — репнун (от репкуё — «напевать», «голосить»). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев — корвэльу, у тигильцев — карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмали чинэх).

  У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон — «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев — коун.

Осенний обрядовый праздник Алхалалалай
Осенний обрядовый праздник «Алхалалалай»

  Фольклорные музыкальные и художественные традиции ительменов в настоящее время ярко проявляются в ежегодном осеннем празднике «Алхалалалай». Это обрядовый календарный праздник, знаменующий собой завершение хозяйственного цикла. В празднике в обрядовой форме воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы.

  В 32 школах Корякского автономного округа преподают родной язык. В пос. Ковран и Хайрюзово имеются восьмилетние школы, работают клубы, постоянно выступает детский ансамбль «Сузвай», а национальный ансамбль «Эльвель» известен не только в России, но и за рубежом. В 1988 г. выпущен букварь на ительменском языке, в 1989 г. — ительменско-русский и русско-ительменский словари. Изданы сборник ительменских загадок и стихотворений и другие произведения национальной литературы.

На крыше балагана
На крыше балагана

  В пос. Палана ведется теле- и радиовещание на ительменском языке. Выходят газеты на русском и родных языках населения округа.

  Совет возрождения культуры ительменов Камчатки «Тхсаном» был создан в 1987 г. Он представляет этническую общественную организацию ительменов в российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Камчадалы
Группа камчадалов. Фото В.И. Иохельсона. 1911

  Камчадалы — этническая группа метисного происхождения — потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. По переписи 1926 г., их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 г. насчитывалось около 9 тыс. членов общин камчадалов. В 2000 г. камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Ловля рыбы  В настоящее время потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Ключевском, Усть-Камчатском и Елизовском районах Камчатской области. К камчадалам относит себя группа метисного населения г. Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском районах Корякского автономного округа, Ольском районе Магаданской области.

  Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине ХVIII в. и разрастались по мере увеличения русского населения полуострова. К началу ХIХ в. на Камчатке существовало 5 русских острогов и 2 крестьянские деревни, а численность русских составляла более 1500 человек. В смешанных семьях женщины, как правило, были аборигенного или метисного происхождения.

  Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Культурно-историческое единство метисного населения Камчатки выражалось в двустороннем двуязычии: как русские, так и аборигены владели камчадальским (ительменским) и русским языками. Двуязычие сложилось на Камчатке во второй половине ХVIII в. благодаря появлению сети церковно-приходских школ и совместному обучению в них детей аборигенов и русских. На основе двуязычия возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно, как и двуязычие, до последнего времени сохранялось у старшего поколения камчадалов. Интересно, что среди сказителей ительменских сказок, записанных на ительменском языке в советский период, половина по одной из родительских линий происходила из русских старожилов.

  Ранняя поголовная христианизация оседлого аборигенного населения Камчатки, с одной стороны, усвоение камчадальского образа жизни и фольклора русскими колонистами — с другой, создали в мировоззрении камчадалов комплекс двоеверия, где основы православного вероучения и обрядности переплелись с политеистическими традиционными верованиями и промысловыми обрядами.

Обряд выметания злых духов  Обряд выметания злых духов

  В последнее десятилетие ХХ в. в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники (весенний праздник Первой рыбы, осенний — «Алхалалалай»), музыкальный, песенный фольклор, прикладное искусство.

статья из энциклопедии «Арктика — мой дом»

 

 


Мудрый лис

  КНИГИ ОБ ИТЕЛЬМЕНАХ
  Браславец К.М. Диалектологический очерк Камчатки. Хабаровск, 1968.
  Гурвич И.С. Русские старожилы долины реки Камчатки //СЭ. 1963. № 3.
  Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М.ЦЛ., 1949.
  Мурашко О.А. Ительмены и камчадалы //Сибирь: этносы и культуры. Москва; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4.
  Мурашко О.А. Шаманство и традиционное мировоззрение ительменов //Этнологические исследования по шаманству и другим традиционным верованиям и практикам. М., 1999. Т. 4.
  Тюшов В.Н. По западному берегу Камчатки. СПб., 1906.

Русские — многонациональный народ с невообразимой культурой и традициями. Удивительно, почти в каждом уголке нашей страны есть своя особенность традиций, которые берегут и сохраняют местные жители. Я живу в отдаленном ,но удивительном Камчатском крае. Почему удивительный и в чем его особенность я и расскажу в этом эссе.

Камчатка привлекает к себе туристов со всего мира красотой природы: Долина Гейзеров, Ключевская сопка, Авачинская бухта, Толбачик, Вилючинский водопад, Ходуткинские источники, Курильское озеро, Три брата, Голубые озера и это самая малость красот. Самые красивые и не обычные фото, экстрим, покорение вулканов, единство с природой — все это делает мой край особенным.

В камчатском крае проживают малочисленные народы севера, которые окунают туристов в свои необычные традиции, обряды, праздники. К коренным народам относятся: чукчи, алеуты, коряки, ительмены. Народы обожествляли животных и с уважением относились к природе.

«Алхалалалай» — это праздник, когда ительмены благодарят природу и просят прощение за вред нанесенный человеком. В современном мире на праздник приглашают всех желающих посмотреть на обряды ,конкурсы, в которых может участвовать каждый и конечно накормят свежей и вкусной ухой. Немаловажный праздник «Первой рыбы». Его празднуют для того, чтобы привлечь рыбу. Проводятся обряды над первой выловленной рыбой для удачной ловли и добычи в новом сезоне.

Сохранились легенды о создании жизни и мира . Ительмены считали, что ворон Кутх создал Камчатку: создал горы и своим дыханием превратил их в вулканы, добыл свет, сотворил реки полные рыбы и дал жизнь. Саму землю он создал из своего сына. Людей создал из стручка и обучил ремеслу. Животных он сотворил из глины. По одной из легенд Кутх превратился в человека и создал себе жену . Вместе они обучали всему людей. Научив их они ушли в новые земли, чтобы других учить. Сейчас мастера создают образ Кутха из дерева или кости.

У ительменов была интересная традиция. Если ты хотел с кем-то подружиться, ты должен позвать человека в гости. Нужно приготовить много еды и протопить дом с помощью раскаленных камней максимально сильно. Гость ест, потеет, а ты должен ледяной водой обливать горячие камни и из-за этого появляется пар и становиться еще жарче. Гость должен вытерпеть испытание , ты забираешь все с чем к тебе пришли : одежду, нарды и собак. В обмен гостю отдается старое и испорченное. Это нужно, чтобы убедиться в щедрости гостя. Если гость принял приглашение и прошел все испытания, то уже он завет тебя к себе в гости для такой же проверки. После ительмены становились крепкими друзьями на всю жизнь.

На Камчатке есть необычный абориген, который заставляет иностранцев улыбаться. С его созданием связана легенда. Жил старый мастер с сиротой и делали они фигурки духов, но считалось правильным делать их с печальным или злым выражением лица. Когда мастер ушел из дома, сирота сделал маленького человечка с пузиком и улыбкой на лице. Старик вернулся и увидел, что наделал его ученик и сразу выгнал того из юрты. Когда о необычной фигурке узнали остальные жители, то за такое неуважение они ждали кару духов. Однако кары всё не было, а охота и рыбалка были удачнее и лучше, чем раньше. Старейшины заметили как люди стали веселее и дружелюбнее. Тогда все и поняли , что сирота сделал оберег. Мальчика вернули обратно, а свое творение он назвал Пеликен. В наше время всё еще верят, что Пеликен в доме к счастью, удачи, радости и богатству. А если вы о чем-то мечтаете, то можно загадать желание и погладить пузико Пеликена.

Сохранение традиций, обычаев и даже маленьких ремесел- отображает ценность культуры нашей страны. Новое поколение часто не замечает красоту и уникальность мест, где живет, не интересуется историей своего народа и не развивает традиции. Поэтому уникальность края пропадает и традиции исчезают из памяти . Я хочу сохранить историю своего края для наших предков, потому что я отношусь к малочисленным народам Камчатки – ительменам и принимаю активное участие во всех традиционных праздниках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Календарный праздник 7 января
  • Календарный праздник 2022 год
  • Календарный план праздников на 2022 год
  • Календарный план праздников досуговых мероприятий
  • Календарный план подготовительная группа мамин праздник