Календарный праздник сороки

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни славян. На Руси существовала вера в ...

Сороки, Жаворонки Таких вот птичек пекут в этот весенний праздник (Фото: Natalia Korshunova, по лицензии Shutterstock.com)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни славян.

На Руси существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Со́роки
Со́роки
Обрядовое печенье «Жаворонки»
Тип народно-православный
иначе Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в
также Сорок мучеников (христ.)
Значение встреча Весны
Установлен обрядность имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными и южными славянами
Дата 9 (22) марта
Празднование «закликают» Весну[1]
Традиции пекут «жаворонков»[2], выбирается семейный засевальщик
Связан с весенним равноденствием

Со́роки, Жа́воронки — день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется[3] (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся в этот день.

Содержание

  • 1 Другие названия праздника
  • 2 В церковном календаре
  • 3 Обряды дня
  • 4 Поговорки и приметы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.) — Молодые или молодожёны, «Змиjин дан» (серб.) — Змеиный день, Сорок мученников.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (ок. 320); священномучеников Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона; преподобномученика Иоасафа и преподобномучениц Наталию и Александру (1938); мученика Урпасиана (ок. 295); святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369); праведного Тарасия; Албазинскую икону Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что он дарует нам, при беременности, во время родов[4].

Обряды дня

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта по ст. ст.). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования.

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста[5], пекут «жаворонков»[2] (кое-где «куликов» и «орешки»)[6] из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

(Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками[7]:

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Оригинал
Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,
Ой, чого так рано з вир’iчка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
З правоi ручейки, i ключики видав:
З правоi ручейки — лiто вiдмикати,
З лiвоi ручейки — зиму замикати <…>          

Перевод с укр.[8]
Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки — лето отмыкать,
С левой рученьки — зиму замыкать <…>

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков — «сороки святые — колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

В белорусских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года — «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям.

Поговорки и приметы

Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков. Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей — к ранней весне. На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Со́роки святые — колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца — знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Если на Со́роки синица запела — тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей — к ранней весне. Журавль прилетит на наст — к неурожаю. Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья. Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. «Саракí — не суйся блізка да ракí» (белорус.). «Святыя Саракí ў поле саху валаклí» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

См. также

commons: Сороки (праздник) на Викискладе?
  • Веснянки (песни)
  • Тетёрка
  • Сорок Севастийских мучеников
  • Новруз

Примечания

  1. Кликанье (закликание) весны // Российский Этнографический Музей
  2. 1 2 Жаворонки // Российский Этнографический Музей
  3. Приметы дня (На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается) говорят однозначно, что этот день связан с весенним равноденствием. Вероятно дата была привязана к астрономическому явлению, также как Спиридон-солноворот 12 (25) декабря / Тёмный день 9 (22) декабря, Кирилл-солноворот 9 (22) июня. Гагаузы утром во дворе каждого дома, под деревом или возле калитки, разжигали из «мусора» небольшой костёр с целью «согреть землю», через который перепрыгивали домочадцы. В обрядности дня 40 мучеников отражаются древние воззрения, связанные с инициальной магией (магией «первого дня») и числом 40. Считалось необходимым проделать в небольшом объёме все работы, чтобы в течение всего года сопутствовала удача. Воззрения, связанные с магией числа 40, распространены как у христиан, так и у мусульман, и относятся к числу древнейших [Квилинкова Е. Н.].
  4. Котович, Крук, 2010, с. 108
  5. Если считать, что Пасха (Велик-день), как отражение Благовещенья, приходилась на 25 марта, то именно на пятую неделю поста выпадают Жаворонки.
  6. Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III. — / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005
  7. Заклички весенние (веснянки) // Российский Этнографический Музей
  8. Перевод В. Лобачёва.

Литература

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  4. Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. 9, 16, 23 октября 2001 г.
  5. Месяцеслов // Пословицы русского народа, Даль В. И..
  6. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  7. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
  9. Скуратівський В. Т. Святвечір: У 2-х кн. — К.: Перлина, 1994. (укр.)
  10. Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М.: Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21.

Ссылки

  • Сороки // Российский Этнографический Музей
  • Встреча весны (заклички, Сороки 22.03, Благовещенье 7.04)
  • Младенцы // Календарь Праздников, Праздники Сербии
  • Свети четиридесет мъченици (Младенци) — 9 март, Horo.bg  (болг.)
 Просмотр этого шаблона Народные праздники славян

Коляда Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица Со́роки Благовещение Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота Троица • Русальная неделя • Иван Купала Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы
  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

Календарные обряды и песни.

Весенне — летние праздники Сороки.

Одним из наиболее ярких и интересных жанров — являются КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ. Давайте еще раз вспомним, определение: «Календарные песни» — это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ.

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединился с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Сейчас, у нас одно из прекрасных времен года — ВЕСНА, и поэтому сегодня, мы начнем с вами изучать календарные обряды и праздники весенне-летнего цикла.Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №6

Итак, народный праздник «СОРОКИ» отмечается 22 марта по новому стилю (по старому стилю — 9 марта). Называется «Сороками», не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. В древние времена были гонения на христиан. Языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам – и в первую очередь это касалось христиан – воинов. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа солдат, их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. Дата получила свое название в честь – воинов-христиан, принявших мученическую смерть.

В народе же этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки»,»Кулики», «Тетёрочный день». Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями – тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси.

Праздник «Сороки» считался детским. На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, которое сверху покрывали сладким крепким чаем. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели».

Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №2Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №3Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №1

Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну.

Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки.

Например: 1.Весенняя закличка

https://www.youtube.com/watch?v=NtjRfrywoZo

YouTube1:01

2.Весенняя закличка

https://youtu.be/F45qGso39fU

YouTube1:16

3. Ай, весна-красна

https://www.youtube.com/watch?v=xkD6IhHKgio

YouTube1:45

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья. Девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры. По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны.

Например : «Хоровод — Ручеек» — это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №5Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №4Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №7

Также, с этим праздником связано множество разных примет, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

Приметы:

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

Ну и конечно, в завершении нашей статьи — тот самый рецепт — печенья «ЖАВОРОНКИ». https://www.gastronom.ru/recipe/34183/zhavoronki

Урок №2 — Календарные обряды и песни. Весенне — летние праздники — Сороки., изображение №8

Сороки, Жаворонки в 2023 году:

22 марта, среда

Другие названия: Сорок сороков; Сорок святых; День сорока мучеников; День жаворонка, 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Сороки, Жаворонки

Всенародный праздник «Сорока святых» ежегодно принято отмечать в марте 22 числа (старостил. 9). В православном календаре 22 марта является «Днём сорока мучеников», когда церковь чтит память 40 невинно убиенных мучеников Севастийских.

Историческая справка

В разгар зимы 320 года, в городе Севастия (совр. Армения) квартировал отряд из четырёх десятков римских христианских воинов. К этому периоду, в Армянском царстве, уже семь лет как был подписан закон о свободном вероисповедании, но религиозные предрассудки часто давали почву для ненависти. И римляне-солдаты, постоянно подвергались различным оскорблениям и унижениям от своего прямого язычника-военачальника. Он всеми способами безуспешно принуждал своих подчинённых к смене веры.

Однажды, в зимнюю ночь, их схватили, раздели и поставили на корку льда замёрзшего озера. Чтобы принудить римлян к отречению от Христа, на берегу растопили баню. И любой из них, кто бы прилюдно предал веру, мог тут же воспользоваться ею. Но солдаты выдерживали испытание стойко, и никто не отрекался. Под самый рассвет, один из них не выдержал и побежал к теплу, но упал замертво.

Когда над страдальцами начала разгораться заря, из неоткуда на них полился яркий благодатный свет. Это чудо настолько шокировало одного конвоира, что и он разделся и встал в ряды истязаемых. Это ещё больше разъярило военачальника, и он велел перебить им коленные чашечки и сжечь, бросив останки в воду. Через три дня, местному Епископу во сне привиделись души убиенных, и рассказали о случившемся. Он самолично посетил место их казни и провёл заупокойную литургию.

Традиции и обряды

В «День сорока мучеников» принято молится об успешном окончании близкими ратной службы.

В народе, 22 марта считалось в качестве второй встречи вены, так как после зимовки, на родные места возвращалось десятки видов птиц.  Хозяйками выпекались покрытые медовой корочкой хлебные фигурки в виде птиц. Угощение раздавались детям, чтобы те просили о скорейшем приходе тепла.

Если в этот день с утра были заморозки, то начинались «Сороки» (с ударением на последний слог)— сорок холодных морозных весенних дней.

Чтобы сберечь посевы, в народе было принято испекать хлебные шарики и ежедневно бросать по одному за порог.

В это день запрещено охотиться и рыбачить, иначе 40 дней потом можно не ждать добычи.

Приметы:

  • Услышать в этот день гром—весь оставшийся год будет холоднее обычного;
  • Сойки кружат над лесом и не садятся—скоро придёт тепло;
  • В ночь с 22 на 23 марта не видно звёзд—всю зиму простоят трескучие морозы и метели.

Какого числа Сороки, Жаворонки в 2024, 2025, 2026 году

2026

22 марта, воскресенье

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Календарный праздник святки
  • Календарный праздник пасха
  • Календарный праздник на ноябрь
  • Календарный праздник ительмены
  • Календарный праздник день россии