Календарный фольклор зимние праздники

Зимние обряды и праздники русского народа. Зимние святки обряды и обрядовые действия. Ритуал со стаканом воды. Обряды на николу зимнего 19 декабря.

Народные календарные обряды объединили в себе христианские взгляды и остатки язычества. Древние славяне были уверены, что обряды способны повлиять на силы природы, обеспечить богатый урожай и приплод скота, здоровье и богатство людей. Календарные обряды и связанные с ними песни, обряды и ритуалы тесно переплетены с временами года.

Содержание

  1. Зимние обряды и праздники русского народа
  2. Ритуал со стаканом воды
  3. Обряды на Николу зимнего 19 декабря
  4. Зимние святки: обряды и обрядовые действия

Зимние обряды и праздники русского народа

Первый зимний праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы на Руси ассоциируется со встречей зимы. Недаром первые зимние морозы называют Введенскими. В этот день начинались зимние ярмарки, катание на санках, игры в снежки. 19 декабря славянские народы почитают память Николая Чудотворца, покровителя сирот и обездоленных.

Важнейшие зимние праздники приурочены к зимнему солнцестоянию. Древние славяне были земледельцами, поэтому ритуалы связаны с разными периодами сельскохозяйственных работ. В конце декабря, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться, все праздники и ритуалы были посвящены рождению бога Солнца, начинались рождественские Святки. С приходом христианства за святками закрепились точные календарные сроки – по старому стилю 25 декабря – 6 января. Сейчас мы празднуем Святки по новому стилю, от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января).

Традиционно эти дни посвящены разнообразным зимним обрядам и ритуалам, многие из которых в России не утратили своей актуальности и поныне. Русский народ сохранил обычай народных празднований.

Зимние обряды и праздники

Ритуал со стаканом воды

Один из самых распространённых святочных обрядов – на исполнение желаний со стаканом воды. Учёные давно убедились, что вода способна сохранять информацию, ее можно зарядить на удачу, успех, реализацию идей. Для выполнения обряда необходимо запастись чистой водой. Нельзя использовать водопроводную воду, в ней слишком много примесей и ненужной, зачастую негативной, информации. Лучший результат вам обеспечит родниковая, талая или освященная вода. Чтобы ваше желание сбылось, необходимо его чётко сформулировать. Заранее обдумайте, запишите. Мысли должны быть выражены в утвердительной форме, кратко, не содержать частицу «не». Желание должно быть позитивным, его исполнение никому не должно нанести вред.

Исполнение ритуала:

  1. Напишите желание на листке бумаги.
  2. Поставьте на бумагу стакан с водой.
  3. Разотрите ладони, они должны хорошо согреться, пропитаться вашей энергией.
  4. Расположите руки вокруг стакана, не касаясь его стенок.
  5. Трижды произнесите свои пожелания, представляя в этот момент, как они исполняются.
  6. Выпейте воду мелкими глотками.

Повторите обряд утром и вечером.

Обряды на Николу зимнего 19 декабря

19 декабря – светлый праздник Николая Чудотворца. Во все времена на Руси почитали этого Святого, ему молились о заступничестве, просили исцеления от недугов. В народе верили, что в этот день старец обходит землю и изгоняет зло, мешающее людям жить праведно. В прежние времена знали, что сделки, заключенные в этот день, будут нерушимы, так как Святой Николай не допустит обмана. 19 декабря обязательно ходят в церковь, ставят свечи к иконе Святого. Люди верят, что, если поставить 40 свечей и загадать заветное желание, оно непременно сбудется. В этот день принято дарить подарки и сладости детям.

Наши предки обращали внимание на погоду на Николу Зимнего. Высокие сугробы и иней на ветвях предвещали хороший урожай. В этот день нельзя браниться, надо помогать всем нуждающимся. Существует поверье, что до этого праздника необходимо рассчитаться со всеми долгами, чтобы в наступающем году вам хватало денег. Люди ходили в гости, просили прощение. Чтобы очистить дом от всего негативного, проводили специальный обряд. Хозяин со свечой и молитвой к Николаю угоднику обходил дом трижды. Верили, что в эту ночь снятся вещие сны.

Важно! Чтобы в вашем доме царили достаток и покой, не скупитесь на подаяние в этот день.

Обряды на Николу

Зимние святки: обряды и обрядовые действия

Святки – весёлый народный праздник, продолжающийся зимой на Руси почти две недели. Основными событиями в этот период являются Рождество, день святого Василия, Крещение Господне. В канун всех этих дней в старину проходили торжественный обрядовые трапезы.

Основные зимние календарные обряды:

  • В день Рождества прославляли Христа, воссоздавали прибытие волхвов к новорождённому Иисусу. Люди мастерили Рождественскую звезду, ходили с ней по домам, пели песни, поздравляли всех с праздником. Хозяева благодарили за поздравления.
  • Чтобы обеспечить благосостояние хозяев в новом году, совершали обряд посевания. Мальчики пели песни, поздравляли, разбрасывали зёрна. Их угощали, собранные зёрна хранили для посева, веря, что они обладают необыкновенными природными силами.
  • Утром в Рождество или в день Нового года колядники исполняли обрядовые песни, желали всем благополучия. За это хозяева одаривали их угощениями и деньгами.
  • Время святок использовали для разного рода гаданий. Самыми верными считали гадания, произведённые в сочельники и под Старый Новый год. Незамужние девушки гадали о любви и замужестве, а взрослые – о здоровье, урожае, материальном достатке.

Крещение Господне – один из важнейших православных праздников. Все обряды, которые проводятся в этот день, связаны с использованием святой воды, имеющей целительную силу. Водой умываются, ее пьют, окропляют жилище. В крещенский сочельник после завершения литургии начинается освящение воды. Несколько глотков натощак каждое утро помогут излечиться и избавиться от грехов. Накануне праздника на водоемах вырезают проруби в форме креста. При совершении обряда необходимо трижды окунуться, осеняя себя крестным знамением. Купание очищает не только тело, но и душу.

Внимание! Священнослужители не настаивают на обязательном купании в проруби!

Чтобы весь год был благополучным, необходимо совершить добрый поступок. В крещенскую ночь девушки проводят обряды, помогающие быстрее встретить своего суженого.

Народные обряды и ритуалы собрали знания и мудрость наших предков, многие из них сохранились до наших дней. Зимние обычаи и обряды связано с религиозными великими праздниками – Днём Святого Николая, Сочельником, Рождеством, Крещением. Каждый ритуал отличается своими особенностями. Участие в зимних обрядах и ритуалах принесёт в вашу жизнь разряд позитива.

I. Зима

Зимушка-зима

Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода. В представлении наших предков издавна зимнее время представлялось в образе персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря — кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена Трескун и Студенец. Живет оно в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчет зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели.

Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое. Всем известно веселое приветствие: «Сколько лет, сколько зим!» В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — летний холод», «Холодная зима — жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то, ни се»: осень — засыпание, а весна — пробуждение. Яркими словами в народе называли зимнее время. Они будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, тянуча, лютовей, ледостав, рекостав и другие названия. В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и будущее ее воскрешение весной. Главной идеей любого зимнего народного праздника была идея обновления мира через его гибель; гибель солнца и рождение нового солнца.

Коледа-маледа

С 20 декабря на Руси начиналась подготовка к Колядам, к празднованию зимнего Солнцеворота — 25 декабря. По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря, но по народному представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона-Солнцеворота, т. е. 25 декабря. Перед этим днем внимательно наблюдали за небесными явлениями, стараясь увидеть межень Солнца. Начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угодьях первые солнечные лучи… «Солнце светозарное, как ходишь ты по белым уступам света…» Рисовали круги и косые кресты, соединяя их в знак, известный как знак Перуна, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться.

Разгони, Сварог, потемь!

Верни на Русь красный день!

В стародавние времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов и сил. Именем Карачун называли самое злое и темное время года — день зимнего Солнцеворота. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету. Но были и добрые зимние божества. Это прежде всего Сварог, бог-кузнец, покровитель огня, ремесел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покровителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Карачуном. Сварог представлялся нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам воином в пурпурных одеждах, на белом коне и с копьем в руке. Совершенно неслучайно он напоминает Георгия Победоносца (Егория Храброго). Имел он и другие имена, связанные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т. е. святой, священный борец за правое дело, за светлую половину года. Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображался всадником на белом коне, побеждающим змея-дракона. Так образно представлялась победа светлого над темным в природе и человеке.

Вспомним еще об одном древнем боге — Коляде. По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, зеленым божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нес людям из райских стран плоды, дары, счастье. В виде игры до наших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коляда, которого выбирает «хозяин», поет свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.

Колядой начинали светлую половину года, когда «хоть на воробьиный скок, но прибывает денек». Продолжалась она до Рождества и даже до Крещения (19 января). Коляда, воплощавшая в себе вершину года, прекрасна своими песенками-щедровками. Колядующие обычно наряжались в животных: козу, медведя, коня и др. Обычай наряжаться в козу связан с древним представлением о козе как символе плодородия: «Где коза рогом — там жито стогом».

Были и другие действующие лица Коляды. Например, Бука изображал подземного жителя: в вывернутой мехом наружу овчинной шубе, лицо в саже, голова с рогами, уши обернуты тряпьем, руки из соломы; Баба-Яга в ступе, с костяной ногой, с помелом, которым заметает следы; старик с подкрашенным лицом, с поддельным горбом, с привязанной бородой. Старик иногда собирал дары, так как представлял умершего предка, которого следовало «задобрить» подарками. Он изменял свой природный голос, пугал. Старика чаще всего возили с мешком на санях.

В старину считалось, что, если колядующие обойдут какой-либо дом, то это принесет его обитателям несчастье. Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них гостинцы: печенье в виде коровок, барашков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфеты и зазывал веселую ватагу в свой дом. Колядовали на Руси, как правило, дети, подростки, юношество. По традиции колядующие должны разбрасывать в домах зерна, плясать, разыгрывать сценки и распевать свои песни-щедровки с разнообразными и уместными в доме пожеланиями на новое лето. Например:

На счастье, на здоровье, на новое лето! Родись жито, пшеница и всякая пашеница!

Если в доме была невеста — ей желали хорошего жениха, если родители ждали сына-солдата, то пели о его счастливом возвращении. Колядки всегда сопровождались веселыми шуточными сценками, играми, плясками.

Колядующие исполняли и обыгрывали в пантомиме колядки-потешки, колядки-пожелания, величальные песенки-щедровки. Вот одна из таких колядок:

Коляда-коляда,

Соломенная борода!

Ты, хозяин-мужичок,

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Колядующие желали хозяевам, всей семье, всему дому счастья. Считалось, что в дни Карачуна слова колядок имеют магическую силу:

А дай бог тому,

Кто в этом дому…

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

Ему с полоса — осьмина,

Из зерна ему — коврига,

Из полузерна — пирог!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

И создай вам Господи

Еще лучше того!

Для тех, кто не отблагодарит колядующих, сочинялись злые колядки:

На Новый год —

Осиновый гроб,

Кол да могилу,

Ободрану кобылу!

В колядки вводились слова и целые фразы из хорошо знакомых детских сказок:

Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Дайте коровку —

Масляну головку.

Кто не даст пирога —

Мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц —

Мы тому разгоним птиц!

Колядки чередовались присказками, прибаутками:

— Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!

— А чем помочь?

— Весельем!

— Смехом!

— Шуткой!

— Пословицей!

— Прибауткой!

— Солнце — на лето, зима — на мороз.

— Кого захотим, рассмешим до слез!

— Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.

— Для ватаги нашей карман выворачивается.

Особенно хороши детские колядки с пожеланиями на Новый год:

Я — маленький ершок,

Поел каши горшок,

Другого ожидаю,

Вас с Новым годом поздравляю!

Или:

Маленький вьюнчик

Сел на стульчик,

В дудочку играет,

Новый год встречает.

Издавна колядки, исполнявшиеся детьми, были народной школой вежливости, «вежества природного», как говорили в старину, и «вежества ученого». В христианские времена колядки обогатились библейскими сюжетами, включавшими прежде всего тему рождения Христа как духовного «солнца» и света.

Слова щедровок-колядок произносили перед домом, под окнами, топотом колядующие сообщали хозяевам о своем присутствии. Они разносили по домам ветви, украшенные игрушками, крутили веревки и разноцветные ленты, вращали палку или полено, сеяли зерна, щелкали бичами, разыгрывали всевозможные сценки, старались не только оригинально пожелать счастья обитателям дома, но и развеселить их.

В день зимнего Солнцеворота, помимо коляды, проводились и другие обряды. Особенно нужно отметить обряд славления солнца. В древности для этого старцы-волхвы трением дощечек священного дерева добывали новый «живой» огонь, которым зажигали 12 костров, горевших до самых Святок. Наши предки верили, что этим огнем приближали январь — месяц «разгорания солнца». Вокруг костров читали заклинания, гадали и обращали просьбы к богу Сварогу. В огне костров сжигали все темное, все плохое, очищая себя и мир вокруг от нечисти. Волхование у священного огня сопровождалось различными заклинаниями и песнями.

Например:

Спиридон-святоворот

Стоит прямо у ворот,

Колесо в руках несет,

Красно солнышко зовет,

По святой Руси везет…

Разгорайся, солнце красно,

Ты на свете не погасло.

«Живой» огонь горел 12 дней, т. е. до самых Святок. В древности считали, что в эти дни к огню сходятся все двенадцать месяцев года, что их видно, как поле, с вершины холма. Новый «живой» огонь был священным. От него зажигались домашние очаги и русские печи. Наши далекие предки считали себя детьми Солнца-Ярила, которые помогают ему возродиться в это темное декабрьское время. Веселой, бесшабашной колядой, огнем, колядками они побеждали Карачуна.

29 декабря начинали загадывать о приближающихся Святках — Святых днях. Считалось, если воздух зябнет, инеем сеет на ветви деревьев, то Святки будут теплыми, если сильный мороз, то быть ему до Крещения. В этот день распевали магические песенки:

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

31 декабря заканчивался студеный месяц и начиналось время «разгорания солнца». Огонь в этот день должен был неизменно гореть. Современные свечи и огоньки на елках — это новый «живой» огонь наших предков. В старые времена последний день декабря завершали стихами-заклинаниями. Вот одно из них:

Новая година,

Будь деловита,

Из радостей сшита.

Добром покрыта,

Горем не разбита.

В этот день, по преданию, нечистая сила, выпущенная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи. От этой нечисти нужно защищаться. Известна примета: не оставляй пустых банок или чашек открытыми, иначе в них непременно проникнет нечистая сила. Нальешь в такую банку воды, выпьешь — и она войдет в тебя. Хоть соломинкой, да прикрой. От нечистой силы оберегались следующим образом: стегали хворостиной и произносили заговорные слова. Вот текст одного из старинных заговоров:

Схлестываю порчи да озевы,

Гоню мороки.

Стень-постень, и ты, всякая нежить,

Пойдите под гнилую колоду,

Где добрые люди не хаживают!

Будьте вы, мои слова, крепки да востры,

Острей острого ножа!

Если «лукавый» забавлялся, прятал какую-нибудь нужную вещицу (клубок ниток, например), поиски приостанавливали и произносили: «Луконька, луконька, поиграй да отдай!»

И еще один старинный русский обряд под Новый год. Дети залезали под стол, когда все собирались для застолья, и опутывали ему ножки лыковой веревкой. При этом о столе говорили так: «В дом пришел — всех вокруг собрал». Смысл обычая — в заклинании хорошего будущего года, чтобы и дети, и взрослые не разлучались в новом году. Сохранились и некоторые новогодние гадания. В блюдце или неглубокую миску наливали воду, заговаривая ее такими словами:

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,

Через край не лейся,

А, как есть, — новолетье держи,

О грядущем скажи!

Миску оставляли на красном крыльце на всю новогоднюю ночь. Утром разгадывали: лед вздыбился — год будет добрым, лед застыл ровно — год будет спокойным, лед застыл волнами — будут и горе, и счастье, вымерзла вода лункой — год будет плохим. Под Новый год особым образом заговаривали квашню, чтобы тесто поднялось на удачу и радость:

Над квашней сижу,

Пятерней вожу,

Будь, как я скажу!

Родись, квашня,

В гору, в Новый год,

На здоровье дыши,

Сыть и быть держи!

И вот уже поздно вечером, под ночь, 31 декабря, когда дети уже утомились, родители на их вопросы, скоро ли придет Новый год, где он теперь, отвечали: «Близко, совсем близко… Вон там, за лесом уж… Вот как уснете, он и придет».

Светлый праздник

Рождество — праздник духовный, светлый и радостный. К нему всегда начинали готовиться заранее. А сделать нужно ой как много. И в доме прибраться, и о подарках своим близким позаботиться, и постараться все рождественские традиции соблюсти.

К 6 января, т. е. к рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. На сочельник приходится окончание рождественского 40-дневного поста и самое начало праздника. С этим днем связано множество обрядов. Само название сочельник происходит от «сочиво» — блюда из проращенной пшеницы с медом. С незапамятных времен ели его как символ будущей жизни, рожденной из «мертвого» зерна, символ возрождения, вечной победы жизни над смертью. По-другому сочиво называется кутья.

С первой вечерней звездой начиналось колядование: «По сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода». Поскольку колядующие олицетворяли явившихся на землю предков, на стол обязательно ставилась кутья (поминальная еда). Кутьей потчевали Мороза (Деда Мороза, домового, дворового, банника). Самый старший в доме должен был выйти на крыльцо или высунуться в окно и предложить Морозу ложку сочива со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, мороз! Не бей наш овес!» Также в сочельник в деревнях жгли костры среди двора, чтобы родителям на том свете не было холодно в рождественские морозы.

Святое время

С Рождества — 7 января по Крещение — 19 января на Руси праздновались Святки или, как еще их называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января — святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям: с 15 по 19 января — страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порченых, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошел леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января.

Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праздником Рождества Христова. По воззрению наших предков в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеждение, что в святочные вечера, особенно в ночь на 7-е, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и замужество на Руси считались делом очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».

Святочные гадания были очень популярны в России. Чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по отпечатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь под подушку, с петухом. Некоторые гадания были очень незатейливы, например гадание по полену. Если оно оказывалось суковатым, муж будет плохим, если гладким — хорошим, если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным. Или, например, гадание с петухом. На полу разбрасывали различные предметы и пускали петуха. К чему он подойдет — таким достоинством или недостатком будет обладать супруг. Например, подошел к золе — муж будет курящим, к зерну — богатым, к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком.

Но вернемся к традициям празднования Рождества. В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овес или пшеницу со словами: «На живущих, на плодущих, третье — на здоровье».

Еда на Рождество была особой. На рождественское разговенье все должны были вкусно поесть. Готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшеничного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц, и особенно петухов. Ими украшали и стол, и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих. В народе считали, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требовало особого поведения за столом, «гостей с того света» ждали и верили в их невидимое присутствие за ужином рядом с живыми. В рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в сочельник и на Святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков.

С 13 на 14 января — Васильев (щедрый) вечер. Это — канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таким обилием печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки в последний раз гадали о замужестве, жены и мужья — об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста — лето ягодисто».

14 января, в Васильев день, как правило, молились о будущем урожае:

Уроди, Боже,

Всякого житу по закрому,

На весь крещеный мир.

19 января — Крещение господне, или по народному календарю — Водокрещи, а накануне — 18 января — отмечается Крещенский сочельник — один из ярких народных и религиозных праздников. Крещенский сочельник — праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе бытовало поверье: «Огненного змея можно отогнать крещенским снегом».

Были и приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди богатого урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки и домашнюю живность.

Водокрещи завершали длительный цикл праздничных Святок. Начинались свадебные недели, продолжавшиеся весь февраль до празднования Масленицы. Издревле существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьезным, то очищались купанием в проруби. Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещеный в Крещение будет счастливым человеком.

Святочные колядки

В «святое время» с 7 по 19 января пелись на Руси колядки. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих — пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Исполняла колядки чаще всего деревенская молодежь.

Ах, скорей бы нам, нам коляд дождать,

Ай, люли, люли, нам коляд дождать!

Мы пойдем, пойдем, мы на игрица,

Ай люли, люли, мы на игрица!

А мы с игришек — на заручины,

Ай люли, люли, на заручины!

А с заручинок — на веселыщв,

Ай люли, люли, на веселыща!

Я пойду, пойду к свойму батюшке,

Ай люли, люли, к свойму батюшке.

«А дай мне, батюшка, ворона коня,

Ай люли, люли, ворона коня!»

— За коня, дитя, слова нетути,

Ай люли, люли, слова нетути.

Поезжай, дитя, на веселыще,

Ай люли, люли, на веселыще.

Ты гуляй, дитя, а как сам знаешь,

Ай люли, люли, а как сам знаешь,

Не удивляй, дитя, ты добрых людей,

Ай люли, люли, ты добрых людей!

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал.

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

1. Уродилась коляда

Накануне Рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быстрою,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят горючие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят, колядуют:

«Ой, коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

Накануне Рождества».

2. Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!

С Новым годом! С праздничком!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Если нету пятака, подавайте пирога.

Не дадите пирога,

Я корову за рога,

Поведу на торжок,

Там продам за пирожок.

С Новым годом!

3. Ай дуду, дуду,

А я в хату иду.

Печка топится,

Блинов хочется.

Дайте колбасу —

Домой понесу.

Дайте другую,

Я пощедрую.

Дайте и третью,

Не гоните плетью —

Дедушка будет есть,

Бородою тресть,

Усами кивать

И вас вспоминать.

4. Авсень, авсень! — Как у котика-кота

Авсень, авсень! — Кузовок овса.

Авсень, авсень! — А на что этот овес?

Авсень, авсень! — Да толочь, да молоть.

Авсень, авсень! — Уж на толочь-молоть?

Авсень, авсень! — Надо кашку варить.

Авсень, авсень! — Уж на что ее варить?

Авсень, авсень! — Славильщиков кормить!

5. Уж ты, дядюшка,

Уж ты Ванюшка,

Расседая голова,

Золотая борода,

Позолоченный усок,

Каждый русый волосок,

Дай оладышков пяток!

6. Не летай ты, сокол, высоко,

Таусень! Таусень!

Не маши ты крылами далеко.

Много бояр живут во Москве,

А боле всего крестьян по Русе,

Нет такого молодца —

Как Ивана Даниловича.

Он на добром коне поезживает,

Шелковой плеткой помахивает,

На высок терем поглядывает.

В высоком новом тереме

Сидит девица-душа

Акулина Романовна —

И бела, и румяна, хороша.

Что на грамотке написанная.

Таусень! Таусень!

7. Коляд-колядин,

Я иду к вам не один!

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобнинька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай,

Где блины — там и мы,

Где оладьи — тут и ладно,

Где пирог с крупой —

Там и мы с рукой.

8. Колядки, колядки!

Собрались ребятки,

По деревне пошли,

Коляду нашли.

Коляда, коляда

По дорожке шла,

Топорик нашла.

А топорик непростой,

А топорик золотой.

Села в снег коляда

Да задумалася.

Отнесла его купцу

Емельяну молодцу,

За топорик золотой,

Дал он ей блины горой.

Слава!

9. Коляда, коляда,

Приходи к нам свысока,

Один раз в годок

Полюбуемся часок.

С морозом трескучим,

Со стужей колючей,

Со снегами белыми,

С вьюгой, с метелями.

Самокаты-сани

Покатили сами —

От села до села,

Коляда весела.

10. Прикажи, сударь батюшка, «Виноградье» петь.

Виноградье красно-зеленое!

Уж мы ходим, не ходим по Нову-городу,

Уж мы ищем, не ищем батюшкин двор.

Батюшкин двор да высоко на горе,

Высоко на горе, далеко в стороне,

На семи верстах, на восьми столбах.

На каждом столбе по маковке,

На каждой маковке — по жемчужинке,

На каждой жемчужинке — по звездочке горит.

Ступили во двор — все три терема стоят,

Крутоверховаты, златоверховаты.

Во первом терему, как светел месяц,

Светел месяц — сударь батюшка;

Во втором терему, как светлая заря,

Светлая заря — родна матушка;

В третьем терему да часты звездочки,

Часты звездочки — их малы деточки.

Прикажи, сударь батюшка, в нову горенку войти,

В нову горенку войти, вдоль по горенке пройти.

Сам тут батюшка на крылечко выходил,

Золотую гривну дарил;

А сама матушка дарила бел — крупитчатый калач;

А малы деточки — да по конфеточке!

Садились тут виноградчики во единый круг,

Во единый круг, да думу думали-гадали —

Ясна сокола на волю снаряжали.

Ясен сокол меж полями, лесами летит,

Им лисицу, куницу в терема гонит —

На житье, на бытье, на богатство!

Виноградье красно-зеленое!

Февральские чудеса

Этот месяц, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли сечением. Есть и другое толкование. В старину наши предки-земледельцы в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущую пашню.

Конец ознакомительного фрагмента.

Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень.
Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
(4 декабря)

Введение. Введенские ранние морозы. На
введение зима вводится. Начинались
первые зимние ярмарки, а с ними вместе
и первые санные выезды на гуляния. Обычай
«казать молоду»- вывозить молодую,
по первому году жену для показа всему
народу обязательно соблюдался в этот
день.

22 Декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние

Колядки – до середины января (зимние
святки). Ряженые ходят с песнями и
шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая
угощения.

25 дек. – Спиридон поворот.
Спиридон-солнцеворот
. «солнце –
на лето, зима- на мороз.»

. В языческую древность – праздник
поворота солнца на лето. Действа
празднующих направлены на «помощь»
солнцу выстоять в борьбе с темными
силами Марены, поделиться с ним своей
силой. С этой же целью гасили старые
огни и возжигали новые, огненное колесо
Ярилы, поднимали на шесте,
разносили новый огонь по домашним
очагам. (После принятия христианства и
до введения григорианского календаря
в этот день – Рождество Христово).
Народная примета, что солнце делает
поворот к маковке зимы. С этого дня
солнце поворачивает на лето, а зима на
мороз. Отсюда названия: солоноворот,
поворотник, поворот. По преданиям, Солнце
с этого дня наряжается в праздничный
сарафан и кокошник, садится в телегу и
едет на теплые страны.

Январь

Просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь –
сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое
начало нового сияния. Представления
о возрождении солнечного света. В другом
значении – сеять, семя, начало жизни.
Святки – зимний солнцеворот, открывают
народный солнечный год. Длились 12 дней,
по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/
6 января Жгут костры «греют
умерших предков». Кликание коляды,
Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные
песни плугу)

Рождество 25 декабря/7 января
— день зимнего солнцеворота, пробуждение
солнца после зимы. Уход старого года и
начало нового, рождение нового солнца,
Граница между старым и новым – «лазейка
для нечисти».– начало святок.(песни –
Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень)
В фольклоре – колядования, молодёжные
игрища, аграрная магия (весенняя
обрядность), гадания (наиболее
обширные – связь с разгулом нечистой
силы), , ряженье, поминовения
предков. Богатая коляда. Обрядовые
бесчинства. Колядование
обрядовый обход группами деревенских
жителей во время святок, исполнение
колядок. Песни аграрной направленности,
величальные хозяевам, прославление
Христа (после принятия христианства)Колядовщики
– «выходцы из иного мира», предки.
Подаяние им – жертвоприношение предкам.
Костюмы: животных, «нечисти», представителей
некрестьянской, чужой среды (барыня,
фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического
характера. Преобладают две темы: брак
и похороны. Эротизм — остаток древнего
обряда, т.к.древняя языческая семантика
праздника в обновлении Солнца-Даждьбога,
и зачатия природной плодородной силы,
Ярилы. Смысл языческих святочных игр
– прощание с умирающим годом и радость
от рождения нового. Позднее приуроченность
эротических игр к святкам объяснялась
также приближением мясоеда – времени
сватовства и свадеб. Святки делились
на две части: Святые вечера и Страшные
вечера
.

. Святые Вечера – от кануна Рождества
до Васильева Вечера (Щедреца — Щедрого
Вечера), Страшные вечера от Васильева
дня до Крещения. Рождественская ель
(позднее, из Европы) – символ райского
дерева, увешанного яблоками и орехами
(плодами). Необмолоченный сноп Дед,
солома и сено на столе, хождение по
домам с плугом, посыпание зерном, гадания
об урожае, зерно(символ зачатия) – всё
говорит о посеве, жатве, обилии плодов
желаемых в наступающем году. трапеза
(узвар, каша – родины, мёд, кутья –
похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый
праздник. Иисус Христос – «Солнце
правды». Был рождён Девой Марией,
непорочно зачавшей от Святого Духа.
Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями
и пожеланиями благополучия, пели
«Рождество» — рождественский тропарь.
Молодёжь «славила» со звездой (в честь
звезды, которая привела волхвов к
колыбели иисуса) или вертепом (кукольный
механический театр, изображающий сцену
Рождества Христова.

Васильев день 1 / 14 января
Страшные (Ворожные, страстные) Вечера,
продолжавшиеся до Крещения Господня –
середина святочных праздников, День
Нового солнечного года.. Постная коляда.
Аграрные колядки, пик святочных гаданий,
обильные трапезы. Особое блюдо:
«кесаретский» зажаренный поросёнок.
(св. Василий – покровитель свиней).
Кесаретский поросёнок – пережиток
древнего славянского ритуала
жертвоприношений богам в обмен на
благополучие. С этого дня разрешение
есть свинину. От Васильева дня до Крещения
было много магических обрядов, т.к. особо
«буйствовала» нечистая сила. Обряд
посыпания знаменует весеннее осеменение
Матери-Земли, вступающей в брачный союз
с «просветлённым» (богиней Весной)
Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего
семени, дождя и солнечных лучей. (Такие
же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ.
Овсень – бог, возжигающий солнечное
колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января.
У язычников – водокрес —,
религиозные омовения у язычников на
праздник Коляды, вызванные мыслью об
освобождении вод с поворотом солнца,
превращение их в живые потоки, несущие
обновление и силу плодородия Завершение
святочных праздников, искра небесного
огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает
в воды Земли, наделяя их чудодейными
свойствами. В христианстве день изгнания
нечистой силы и очищения людей от грехов.
Открывается небо – будет услышана
молитва. Крещенское водосвятие –
очищение вод от нечисти, заполнившей
мир в дни новолетия (святок). Особенно
старательно очищались от грехов в
крещенской проруби Иордани те, кто
участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды
освящения скотины. В крещенский сочельник
– поминовение усопших. В этот день
устраивались смотры невест. «Крещенское
рукобитье – к счастливой семье.» После
этого дня наступает мясоед. (20 января)
Начало свадеб.

21 января – проводы коляды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Цели урока:

  • познакомить учащихся 6-х классов с русскими народными календарными обрядами и обрядовой поэзией в преддверии изучения таких произведений русской литературы как стихотворение В.А. Жуковского «Светлана» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
  • возродить интерес к русской старине, народным традициям, фольклору;
  • оптимизировать изучение русского фольклора и русской литературы.

     Урок проводится с использованием мультимедийных технологий, что делает его более наглядным. Исполняющие колядки ребята могут быть одеты в народные костюмы, это придаст атмосфере праздничность.
На уроке ребята узнают, как народ в старину праздновал Новый год, Рождество и некоторые другие праздники, знакомятся с понятиями колядки, славление, ряженые, вертеп и др., услышат рождественские песенки-колядки и подблюдные песенки, выученные заранее подготовленными учащимися, а также выполнят творческое задание.
Продолжением урока может быть проектная деятельность: сочинение песенок-колядок и подблюдных песенок, инсценировка костюмированных колядок и Рождественских представлений.

Ход урока.

Вступительное слово учителя
Тема урока «Фольклор. Русские зимние народные праздники и обрядовая поэзия».
Вопрос: Какие праздники в течение года празднуют в нашей стране?
(Дети отвечают).
Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники — христианские.
Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. До XVIII в. Новый год отмечали 1 сентября. Как вы думаете, почему? (На этот вопрос можно ответить письменно, правильный ответ: в августе собирали урожай, и начинался новый земледельческий год). Царь Пётр 1 в начале XVIII в. издал указ о праздновании Нового года 1 января, как и в других Европейских странах. И с тех пор мы празднуем Новый год именно в это время.
Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию переплелись.
Народные праздники делятся на зимние, весенние, летние и осенние.
Сегодня мы расскажем вам о зимних народных праздниках и связанных с ними обрядах.
А теперь слово ребятам (выступают заранее подготовленные шестиклассники).

Рождественские святки
На зиму приходился шумный и весёлый праздник — Рождество Христово со святками. Святки (или святые вечера) устраивали в конце декабря — начале января.  В эти дни детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания:

* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам)

* * *
Пришла коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла коляда
К вам во двор,
У вас на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точёные,
Столбы золочёные,
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.

* * *
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяюшка!

За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. Среди колядовщиков  имелся даже специальный носитель мешка для подарков. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Если хозяйка жадничала, то колядовщики напоминали ей:

* * *
Хозяюшка,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок!
Открывай коробейки,
Доставай копейки!

Подавай пирога!
А не дашь пирога — так  намнём бока!

В рождественские дни дети занимались также славлением. Они носили с собой вертеп — небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова — и в песнях славили имя Господа.
Молодёжь на святки устраивала гадания и игры ряженых — небольшие театрализованные представления с переодеванием. До сих пор в Новогодние праздники дети наряжаются в костюмы и маски разных животных и литературных героев.
Гадания были преимущественно девичьим развлечением. «Кто станет суженым?» — вот главный предмет гаданий. Бросали за ворота башмачок, чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый — на это должен был указать носок обуви. Подбрасывали (пололи) снег и наблюдали, как он падает. Если ровно и звонко — быть девушке скоро замужем.
Подслушивали свою судьбу под окнами чужого дома. Если разговор был весёлый, то жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж добрый и ласковый.
Пытались угадать свою судьбу, наблюдая за тем, как курица клюёт зерно. Капали расплавленный воск в воду. По образовавшимся фигуркам судили о своём будущем.
Одним из самых интересных считалось подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели песенки. После каждой песенки гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу:

К богатству

Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку.
Кому спели,
Тому добро!

К разлуке 

Саночки,
Самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.

А самым страшным было гадание с зеркалом и свечой.
В крещенскую или рождественскую ночь девушка садилась против зеркала и смотрела в него сквозь пламя свечи. В какой-то момент ей начинало мерещиться… Что могло привидеться испуганной гадальщице, вы можете узнать, прочитав стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Светлана».
Послушайте отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана». Посчитайте, сколько видов гаданий упомянуто в отрывке:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Рождественские святки не обходились без древней скоморошьей забавы — игр ряженых. Изготовление костюмов ряженых не требовало особой премудрости. Вывернутая мехом наружу шуба изображала медведя. Та же шуба с продетой в рукав кочергой представляла журавля.
Особым успехом пользовались группы ряженых — лошадь с седоком или медведь с вожаком. Лошадь обычно изображали два парня, накрытых длинной попоной. Передний держал на вилах кобылью голову из соломы. На лошадь сажали мальчика, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по деревне. Ряженые веселили народ, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления.
Крещение. Славяне-язычники боготворили стихии, силы природы, которые могли принести и большую пользу, и немалый вред. В числе этих сил природы были огонь и вода. Вода поит землю-кормилицу, рядом с водой строили сёла и города. Христиане же почитают воду в память о величайшем событии — крещении Иисуса Христа в священной реке Иордан.
Таким образом, к христианскому религиозному празднику наши предки приурочили свои языческие верования. Праздник назвали Водокрестием, он  празднуется через две недели после Рождества. Люди верили, что во время крещенской ночи вода в реках, озёрах и других водоёмах приобретает чудесные свойства: она смывает с человека все грехи и болезни и побеждает нечистую силу. Несмотря на стоящие в это время лютые «крещенские» морозы, благочестивые и смелые люди до сих пор считают своей святой обязанностью окунуться в прорубь, которая называлась «иордань». «Иордань» в виде креста вырубали во льду, и священники освящали её.
В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили в морозную ночь кликать суженого, устраивали гадания.
Народные праздники, в том числе и зимние, часто упоминаются или описываются во многих произведениях русской литературы. Это говорит о том, что русские писатели знали и любили народные традиции, были близки простому народу, хотя некоторые из них принадлежали к высшему дворянскому  сословию, например, В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой. Зимние народные праздники и забавы упоминаются в балладе Жуковского «Светлана», в ранних повестях Гоголя, романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В конце урока шестиклассники читают фрагменты из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (глава пятая,  части IVIX)

Приложение 1

Приложение 2

Использованы материалы книги «Русская народная словесность», автор-составитель Н.Е.Костанян, Москва «Просвещение» 1994

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

Календарно — обрядовые праздники

зимние святки и закликание весны

бинарный урок

 теоретического и фольклорного отделений

                       Педагоги

   Цыбуля Елена Васильевна

Васильева Татьяна Николаевна

2016 г.

-Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас  необычный урок, мы в гостях у фольклорного ансамбля «Любысток».

(звучит колядка «З неба ангел»)

-Что вы услышали?  Какой это жанр? (песня). Вы правы, но это не просто народная песня. У нее есть свое особое предназначение.

Это календарно — обрядовая песня.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Обряды были приурочены к каждому времени года.

Самыми долгими и яркими были празднования в зимнее время года. Это было связано с рождением молодого солнца (21 декабря самая длинная ночь и затем солнышко поворачивалось к лету, световой день начинает прибавляться). Ну и времени для празднования у славян зимой больше.

Зимние святки праздновали с 24 декабря по 6 января (по старому стилю).     25 декабря был большой зимний праздник Коляды. Название его произошло от латинского слова «календэ», обозначавшего у римлян первый день месяца, а также праздник Нового года.

Любимое народное развлечение на святки – рядиться и колядовать. Молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяевам дома. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками.

Накануне Рождества отмечали Щедрый вечер. И снова юноши и девушки ходили от дома к дому, желали хозяевам щедрого вечера, хорошего здоровья, богатого урожая. На шесте несли звезду. Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

(звучит щедривка «Василько»)

А вот рождественское действо, не связанное с легенддой о Христе.

Обряд этот возник в глубокой древности. Существовал он у многих славянских народов как неотъемлемая часть земледельческого календаря. Когда новый год приходился на весну — пору сева зерновых, в некоторых  песнях рассказывалось: коза идет в поле, значит жито будет «колосисто и ядристо».

Где коза ходит,

Там жито родит.

Где коза — хвостом,

Там жито — кустом…

При изменении византийского календаря, когда Новый год стал приходиться на зиму, магический характер действа постепенно исчез и перестал выражать какие-либо религиозные символы. Смыслом колядного обряда «Коза» стало пожелание хорошего урожая, счастья, благополучия… Все это напоминало чудесный народный театр, полный выдумки, изобретательности и обаяния.

Надо заметить, что подбор «действующих лиц» происходил очень серьезно. На роль Козы, как правило, выбирался невысокий, щупловатый парень, умелый танцор, изобретательный импровизатор. Его одевали в овчинный тулуп или покрывали овчинной шкурой и давали в руки маску козы. Маску изготовляли задолго до праздника. Была она добротно и мастерски сделана. Дед, который Козу водил, наоборот, был из рослых юношей, с острым чувством юмора. Его также наряжали в кожух, надевали маску из бересты, приклеивали льняную бороду, давали соломенную плеть или палку. В эту артистическую группу входил один или несколько музыкантов, подыгрывавших танцам Козы. Действующие лица в разных местах дополнялись то Цыганом, то Молодицей или другими яркими персонажами.

(звучит щедривка «Коза»)

-А кто может назвать какой праздник следовал за зимними святками?

Правильно, Масленица.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Для этого существует обряд, который называется закликание весны.

(звучит веснянка «Да тепер»)

-Кто знает как называются такие песни?

-Да, их называют веснянками, гаивками — обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

-Как вы думаете, зачем забирались на пригорки?

-Правильно, чтобы быть ближе к солнышку. Обязательным атрибутом праздника были испеченные в виде жаворонков и куликов булочки или печенья. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух, как бы  показывая солнышку что уже прилетели первые вестники весны, пора и ему почаще заглядывать на землю.

«Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными.

При этом дети пели веснянки, которые должны были призвать, приблизить весну.

(звучит веснянка «Сонечко»)

Начало исполнения веснянок приходится на разные даты. В некоторых областях их начинают петь на Пасху, где-то на Сретение, а в некоторых областях и на Благовещенье.

Но чаще всего праздник закликание весны приходится на дни весеннего равноденствия 21-22 марта. Весенние  обряды  исполнялись  в дни  главного  в году  Великого  поста,  поэтому  они почти не имели праздничного игрового характера. Но в них гармонично объединились песня и танец, хоровод и диалог исполнителей.

(звучит  «Подоляночка»)

Некоторые песни настолько были любимы, что композиторы использовали их в своих сочинениях.

Так, например, песню «Журавель» П.И.Чайковский использовал в финале своей Симфонии № 2.

(звучит «Журавель»)

 
Сегодняшний урок, посвященный «календарно-обрядовым праздникам» (зима, весна),  был очень интересным и увлекательным. Мы с вами увлеченно наблюдали элементы аутентических обрядовых действий, уходящих своими корнями в далекое прошлое, которые так талантливо исполнили на сцене учащиеся фольклорного ансамбля «Любысток». Коллектив под руководством Васильевой Т.Н. бережно хранит народные этнические традиции, что и позволило нам увидеть сегодняшнее действо. Надеемся на новые интересные совместные встречи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Календарный праздник чувашей
  • Календарный праздник удмуртов
  • Календарный праздник татар
  • Календарный праздник сороки
  • Календарный праздник славян