Калядань чи мордовский праздник

Традиции и обычаи народов Мордвы: происхождение, праздники, поверья, религия, особенность быта, национальные костюмы. Чем отличаются народы эрзя и мокша.

Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки.

Народ Мордвы – дeвятый по количеству в России, его представители проживают в Поволжье и центральной России. Если взять данные переписи населения, то можно увидеть, что только третья часть этой нации населяет территорию самой Мордовской республики. Большинство представителей расселены по всей России, от Москвы до Тамбова.

Мордовский народ можно поделить на две народности. Это эрзя, их еще называют шокша или терюхане, и мокша (каратаи).

АНОНС СТАТЬИ! В статье описаны традиции и обычаи народов Мордвы: происхождение народа, праздники, поверья, религия, особенность быта, национальные костюмы. Чем отличаются народы эрзя и мокша.

Содержание

  • Отличительные черты
  • Традиции в одежде
  • Национальный язык
  • Религия
  • Свадьба по-мордовски
  • Традиции и обычаи Мордвы
  • Праздники Мордовского народа

Отличительные черты

Подобное этническое раздвоение внутри мордовской национальности проявлено, прежде всего, присутствием у каждого из двух субэтносов присущего только им литературного языка. Антропологически эти народности тоже разные.

Интересный факт! Народы эрзя и мокша не используют термин “мордва”, а часть представителей этих народов и вовсе считает его унизительным.

По внешним признакам народы несильно отличаются друг от друга. При массовом же сравнении становится ясно, что мокша имеют несколько более темный цвет кожи и глаз.

Традиции в одежде

Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.

Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.

Национальный язык

Бытует легенда, что очень давно на мордовской земле был единый язык, из которого позже родились эрзянское и мокшанское наречия. Говорят, что эрзяне позаимствовали свою речь у славян, а мокшане взяли корни своего языка у тюрков.

Интересно, что между двумя мордовскими языками нет единого, «правильного» языкового стиля. В их речи перемешаны разные диалекты, которые используются в каждой конкретной территории.

Религия

Основная часть народа мордвы – люди верущие. Среди них встречаются молокане, старообрядцы и даже лютеране. Однако, разница в верованиях не мешает народу иметь общие традиции, имеющие языческие корни. Те, что сохранились с незапамятных времен.

Почитатели традиций и обрядов язычества, народы мордвы верили в тысячи божеств. Каждая вещь или явление природы у них имели свое отдельное божество. Женских богов было больше всего: Вирява – лесная богиня и муза, Чиава – светлая, солнечная муза, Кудава – нимфа дома и уюта. Каждая богиня обязательно была замужем. Ее супруг покровительствовал той же стихией или явлением.

Интересный факт! Несмотря на религиозное разнообразие народов, на сегодняшний день большинство из них исповедует православие.

Свадьба по-мордовски

Наверное, это самый интересный праздник у мордовского народа. Свадьба в Мордве – это всегда роскошное и необычное мероприятие. Оно может иметь весьма неожиданный финал.

Так, например, есть случаи, когда новобрачные проводили свою первую брачную ночь в свинарнике. Конечно же, там было уютно, чисто и украшено к приходу молодых.

На свадьбе принято молодых отпустить с праздника раньше всех, чтобы дать возможность молодоженам насладиться друг другом наедине. Гости тем временем остаются за столами и продолжают празднество.

Традиции и обычаи Мордвы

Легенда о Хозяине погоста

Время идёт, но и по сей день мокшане и эрзяне являются почитателями языческих ритуалов. Взять, к примеру, моление у штатола. Так в Мордовии называют священную деревянную свечу. Сохранилась также традиция, когда первого умершего закапывали в могилу, стоящим на ногах, вручив в его руки деревянный посох. Считалось, что такой обряд делал покойника «хозяином» на погосте.

Жена – в семье голова

По некоторым данным известно, что в традициях древнего мордовского народа царили матриархальные устои. Женщины имели огромный авторитет и беспрекословное влияние на мужей. У мордовского народа сохранились в речи такие выражения: «Муж скажет, а жена еще подумает», или «Не доверяй мужчине, спроси у женщины».

Ножницы от злых духов

У мордовских женщин есть необычный способ определять, кого должна родить беременная женщина. Если на ее теле вдруг появлялись пигментные пятна – будет мальчик.

Новорожденного и его маму непременно омывали тремя водами. Воду из-под купания младенца не выливали, в нее опускали купюры. Издревле считалось, что так можно призвать к новорожденному духов богатства и изобилия.

Чтобы грудного ребенка не украли злобные духи, ему под подушку обязательно клали острый металлический предмет. Чаще всего это были ножницы. Еще один способ отвести от ребенка дурной глаз – продать малютку незнакомцу. Обряд этот условный. Мать сразу же перекупала дитя за пару монет.

Праздники Мордовского народа

Обычно все торжества у мордовского народа начинаются зимой.

Роштовань кудо

По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.

Новый год

Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.

Калядань-чи

С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.

Интересный факт! Даже национальные пироги у эрзян и мокшан называются по-разному. Одни называют их «калядань прякат», а другие – «пярякат».

Масленица

Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.

Пасха

В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.

Праздник в честь урожая

Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы.

Покров

Немного позднее, с наступлением октября, празднуется Покров. День, который в Мордовии считается праздником для девушек. В этот день совершается красивый женский обряд, который называется «Покров баба».

Незамужние мордовки, обряженные в огромные балахоны, ходят по дворам, поют запевки, танцуют с метлами, прогоняя из домов злых духов. За это в знак благодарности они получают от хозяев пирожки и сладости.

Дата публикации: 04.11.2020

Праздник Рождества: традиции народа и семьи

  • Мастер-класс 1. Песня зовёт
  • Мастер-класс 2. Песни в праздник Масленицы
  • Мастер-класс 3. Празднично-обрядовая кухня эрзянского народа в Новый год и Рождество
  • Мастер-класс 4. Праздничные игрушки эрзянского народа в Новый год и Рождество

Рождественские святки у мордвы считались одним из самых веселых периодов в году, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.

По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и больниц.

Существует много традиции и обрядов празднования Святок и Рождества. Одной из интересных традиций данного праздника является традиция коляды. Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующий дом. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год. Обойдя деревню, дети собираются в один дом и ужинают собранным. Взрослые не едят этих подачек, но часть их отдается курам, уткам, гусям, телятам, поросятам, ягнятам, но отнюдь не старому скоту.

Другая интересная традиция – приход засевальщика. В каждый дом должен войти посевальщик — мужчина или мальчик, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. Мальчик вынимает из рукавицы насыпанные туда зерна разного хлеба и бросает на хозяев, приговаривая: «Корминечек-Паз пошлет хлеба на вас!». Хозяева собирают эти зерна и хранят их до посева.

Еще одна традиция — домашнее моление. В Новый год, в самый полдень, хозяин открывает окно и, зажигая перед ним штатол, молится со всеми домашними на коленях, говоря: «Чам-Паз, помилуй нас, Анге-Патяй-Паз, умоли за свиней, за овец, за поросят и за кур (и т. д., перечисляет скот). Таунь-oзаис, береги наших свиней от волка; давай много поросят. Вельки Васяй (то есть Василий Великий, которого мордва отожествляет со своим Таунь-oзаисом) Таунсяй, давай поросят черных и белых, каких сам любишь». После молитвы хозяйка подает мужу на блюде свиную голову (без березовых прутьев, без золотой бороды и без яйца во рту), он с детьми идет к камню «кардо сярко» (хранительницы двора) , в свинарник и по другим хлевам. Впереди идет старший его сын или дочь. При выходе из избы мать дает ему в рот сваренный свиной хвостик; ребенок, держа его в зубах, а в одной руке рукавицу с зерном разного хлеба, ходит перед отцом и осыпает зернами камень кардо сярко, хлева, соху, борону, телеги, бросает зерна в овин, на сенницу, словом, повсюду, а отец, ходя со свиною головой, говорит: «Анге-Патяй-Паз, уроди хлеба и скота, Таунь-oзаис, Вельки Васяй, Таунсяй, береги свиней, чтобы волк не съел». Обойдя двор и хлева, возвращаются в избу и, прочитав трижды молитву, подобную той, которую читают в Рождество, садятся обедать. После обеда свиные уши и кончик рыла хозяйка зарывает под передний угол дома.

Не менее интересен обряд с соломой. Солома, положенная в избе перед Рождеством, остается на полу несколько дней. Затем ее собирают. Хозяйка берет пук её, кладёт на камень кардо сярко и зажигает штатолом. Потом берет другой пук, зажигает его и окуривает курятник. На другой день также окуривает коровник. Остальную солому в крещенский сочельник кладут перед домом и зажигают штатолом. От курева этой соломы, по мнению мордвы, убегают нечистые духи.

Таким образом, все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья.

Во время Святочных дней очень популярны были уличные гуляния, вечерки с танцами, и гаданиями. Игры на праздниках являлись биологической потребностью организма, и, по мнению специалистов, не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер игрищ молодежи. Поэтому зачастую молодежь почти полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время Святок посвящала разнообразным развлечениям. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке.

Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Святочные гаданья у мордвы такие же, как и у русских: девушки гадают о суженом, молодые люди о рекрутстве. В святочные вечера, по общему обыкновению, гадают так:

  • льют олово и ходят слушать. Если олово, влитое в ковш свежей холодной воды, разбившись, упадет на дно, это принимается за верный признак семейного разлада; олово, слившееся в вид гроба, означает смерть, в виде ранца или ружья — отдачу в рекруты, в виде венца — свадьбу;
  • собираются слушать преимущественно на перекрестки, обводят вокруг себя круг березовым веником, помелом или лопатой, в ограждение от злых духов, и, ложась на землю, слушают, а главный в этом сборище, нередко старик, стоит и машет веником во все стороны. Если кому послышится скрип обозов — будет в следующем году изобильный урожай хлеба, если же ничего не слышно — будет недород. Иному слышатся стоны и вопли, из чего заключают, что год будет тяжел для народа;
  • накануне Нового года, после ужина, крошки, остающиеся на столе, и сор с лавки сметают в одну кучу и оставляют до утра; рано на заре смотрят, нет ли тут каких зерен: какого хлеба найдут зерно, такого будет урожай в следующем году.

Девушки гадают о суженых следующим образом:

  • кладут под подушку первый кусок, взятый за ужином — жених во сне приснится;
  • завязывают лошади глаза, девушка садится на нее: если лошадь пойдет к воротам, быть свадьбе, а если к стойлу — оставаться в девках;
  • с которой стороны услышит собачий лай, в ту сторону замуж выйдет;
  • ходят считать у хлебного амбара бревна, приговаривая к каждому: «кузов, короб, сусек»: если на последнее бревно придется слово «кузов» — быть замужем за бедным; если «короб» — за человеком среднего состояния, а если «сусек» — то за богачом.
  • берут в горсть горох и считают теми же словами горошины. Кроме гаданий, девушки хоронят золото, поют подблюдные песни.

В последние Святочные дни люди готовились к проводу Святок , чтобы окончательно избавиться от неприятностей. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль села, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Мастер-класс 1. Песня зовёт

Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

Реквизит: тексты песен, калядок, музыкальные инструменты.

Ведущий. Здравствуйте! На данном занятии мы поговорим о песнях, которые исполнялись в период Святок.

Конечно, в данный период исполнялись в основном песни-колядки, которые были направлены на пожелание семейного благополучия, здоровья, плодородия земли и приплода скота. Исполнение колядок иногда происходило под аккомпанемент музыкальных инструментов: дуда, палама и кайга (скрипка).

Пример одной из колядок:

Мальчики и девочки ходят по домам со следующею песней:

Таунсяй!

Расступись, земля,
Уродися, хлеб,
Колос с дугу,
Зерно с кочедык,
А соломушка
С оглоблюшку.
Таунсяй!

Зерно толкай,
Пироги пекай,
Клади в окно:
Прилетит голубок,
Возьмет зернушки,
А мы пирожок.
Таунсяй!

Наша подачка
В дверь не пролезет,
В окошко шлет.
Свины ножки, лепешки,
В печке сидели,
На нас глядели.
Таунсяй!

Если поющим нескоро подают, они стучат в заслоны, звонят в колокольчики и поют:
Подавай пирога!-
Не дашь пирога,
Замараем ворота;
Не дашь каши горшок,
Всадим вилы в бок;
Подавай пирога,
Пшенной каши горшок,
Таунсяй!

Когда же подадут им в окно лепешек, свиных ножек и пшенной каши, дети величают хозяев:

У Денянь Лазунянь
Изба светла,
Окошки белы,
Ворота пестры,
Вереи красны,
Таунсяй!

Денянь Лазунясь
Светел месяц,
Молода мазай,
Красно солнышко;

У Деняня детки
Частые звездки.
Таунсяй!

Уродися Денян хлеб -
Не провезти в ворота,
Уродися поросят,
Телят, ягнят,
Гусей, лебедей,
Серых уточек.
Таунсяй!

В ходе Святочных гуляний исполнялись также засевальные колядки во время хождения по домам селян и подблюдные песни во время гаданий.

Далее участникам (дедушкам и бабушкам) предлагается вспомнить и другие тексты песен-колядок, их текст фиксируется. Затем некоторые из участников (внуков) пробуют исполнить колядки, которые были представлены на занятии или предложены участниками занятия.
В конце занятия каждому из участников должна быть сделана копия колядок для разучивания дома.

Мастер-класс 2. Театрально-танцевальная студия

Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

Реквизит: маски зверей, одежда для нарядов, книга В.С. Брыжинского «Детские и молодежные игры мордвы»

Ведущий. Добрый день! На сегодняшней встрече мы попробуем воспроизвести одну из игр-развлечений, которые проводились в старину на Святки. В качестве развлечений для детей и молодежи были популярны катание на санях, игра в снежки, игра в ряженных животных, хождение по домам и славление хозяев, хороводы на улицах и перекрестках.

Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей, в частности, медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев.

Далее участникам предлагается ознакомиться и выбрать для репетиции одну или две игры для Святок из книги В.С. Брыжинского «Детские и молодежные игры мордвы»: «Кольцо на счастье», «День Коляды», «Смотрины пряжи», «Огоньки Коляды», либо сами участники могут предложить для репетиции игру-развлечение, которое было принято в их селе.

Мастер-класс 3. Празднично-обрядовая кухня эрзянского народа в Новый год и Рождество

Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

Реквизит: рецепты приготовления блюд.

Ведущий. Добрый день!

Нам уже с Вами известно, что праздничную и обрядовую еду можно разделить на две группы: приуроченные к определенным календарным праздникам и моментам жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны).

Календарные праздники у эрзян подразделялись на четыре группы по времени года: зимние, весенние, летние и осенние. Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его точки — 25 декабря, 1 и 6 января определяются христианскими праздниками и гражданским календарем. Основной темой этих обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая. В этих целях практиковались различные способы колдовства, игры, гадания об урожае, о предстоящей судьбе людей на будущий год. Для того или иного праздника был характерен определенный набор продуктов. Так, например, народные гадания в праздниках зимнего цикла были направлены на угадывание той культуры, которую необходимо посеять, чтобы в достатке содержать семью. Поэтому в рождественский сочельник варили кашу из нескольких сортов зерна.

В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги, свиная голова). Повсеместно в эрзянских селах под Новый год в каждом доме выпекали орешки из пшеничного теста, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером устраивали моление — озкс. Качая жареного поросёнка, домохозяйка просила Юртаву (богиня жилища) о размножении скота. Новый год в некоторых местах заселения эрзян считался днем жертвоприношения в честь свиней («тувонь-озкс»), на котором чествовали божество свиней — «тувонь паз».

А у вас какое главное блюдо на Новый год?

Дохристианские предки мордвы на Новый год раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем. Например, хозяйка брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирьаву (богиня леса) об урожае орехов. В некоторых местах это моление совершалось около водного источника. На берегу раскладывали ритуальную еду и просили верховного бога Верепаза (э.) и богиню урожая Нороваву (э.), а также покойных предков о хорошем урожае и добром здоровье.

Моление – озкс сходно с ритуалом колядования. Он проводился накануне Рождества. Этот день у мордвы так и назывался: «калядань чи» (день каляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Для этого пекли специальные пирожки — калядань прякат (э.) с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной, свеклой и т.п. Благополучие семьи представлялось зависимым от обилия розданных даров.

В вашем селе ходят колядовать? А Вы в этом принимаете участие?

На Рождество обязательно готовили холодец или свиную голову, копченое сало, пшенную кашу, блины, пироги с разной начинкой. В качестве начинки использовали варенье из яблок и смородины, капусту. А еще на Рождество и на Старый Новый год пекли орешки — сладкое мучное изделие из пресного теста (мука, яйца, немного масла, сахар, соль) и делали медовый десерт (ламбамо пель) — мед перемешивали с мукой до пластичной твердой массы (как пластилин), а затем нарезали на кубики.

На Крещенье пекли из теста фигурки лошадок, коров, кур и др.

А в ваших семьях сохранились национальные рецепты праздничных блюд? Расскажите нам о них.

Мы вам предлагаем следующие рецепты новогодних праздничных блюд.

Орешки

Под Старый Новый Год дети ходили по селу с мешочками и собирали орешки. Вкуснятина! Хотите удивить своих детей и внуков, приготовьте по этому рецепту орешки, радость их будет бесконечна!

Необходимо:

  • 1 стакан молока,
  • 1 стакан растительного масла,
  • 1 стакан топлённого свиного сала, сало можно заменить топлёным маслом (натуральным),
  • сахар, соль по вкусу.

Замешиваем тесто как на пельмени, раскатываем в жгуты диаметром примерно 1 -1,5 см, затем эти жгуты разрезаем на маленькие кусочки (1 см). Выпекаем в печи или в духовке. Сахара не жалей, хуже не будет. Орешки получатся рассыпчатые, тают во рту.

Пирожки с капустой

Ингредиенты для теста (на 24 пирожка):

  • 250 мл воды;
  • 10 г свежих дрожжей;
  • 2 чайные ложки сахара;
  • 0,5 чайной ложки соли;
  • 4 столовые ложки растительного масла;
  • примерно 400 г (2,5 стакана) муки.

Муку просейте. Дрожжи растворите в теплой воде. Из всех ингредиентов замесить тесто в миске, придать форму шара, накрыть полотенцем и поставить в теплое место на 1 час. Расстоявшееся тесто замесить еще один раз, придать форму шара и оставить еще на 30 минут. В промежутках пока тесто расстаивается, приготовить начинку.

Для начинки:

  • капуста квашеная;
  • 1-2 головки репчатого лука;
  • 3-4 яйца при желании;
  • 1-2 ст. ложки томатной пасты при необходимости;
  • растительное масло, соль, черный молотый перец.

Квашеную капусту пробуем. Если кажется что она слишком кислая или соленая – вкладываем её в дуршлаг и промываем под проточной водой. Репчатый лук чистим, нарезаем четверть кольцами или мельче. Сильнокислую капусту можно еще и проварить в кипящей воде до мягкости, слить воду через дуршлаг и, не отжимая, выложить на сковороду в разогретое растительное масло. Жарьте все вместе до готовности. Попробуйте начинку на вкус и, если надо, посолите и поперчите. Томатную пасту стоит положить, если капуста в конце при-готовления оказалась совсем не кислой. В начинку можно добавить вареные яйца или обжаренные отдельно грибы.

Подошедшее тесто разделить на одинаковые кусочки.

Затем каждый кружочек раскатать лепешками, на каждую лепешку выложить начинку, защипать. Пироги положить на противень, смазать яйцом или сметаной или маслом, оставить в теплом месте, чтобы пироги подошли. После того как пироги подошли, поставить их в нагретую до 180гр духовку, на 20 -25 минут, до зарумянивания.

Поросенок жаренный с гречневой кашей

Продукты:

  • поросенок целиком -1500 гр.,
  • 55 гр. топленого масла,
  • 400 гр. гречки,
  • 30 гр. соли.

Хорошо жарить поросенка целиком недельного или полуторанедельного возраста. Поросенка опустить в холодную воду, потом тотчас в кипяток минуты на две, ощипать всю шерсть, отскоблить ножом осторожно, чтобы со щетиной не срезать кожу, натереть мукой, опалить над газовой горелкой или просто зажжённой бумагой, свернутой трубкой. Сделать продольный разрез от шеи, выпотрошить, вымыть снаружи и внутри. Затем заполнить брюшину рассыпчатой гречневой кашей и зашить нитками. Смазать поросенка растопленным маслом, положить на противень и поставить в жарочный шкаф жарить. Когда зарумянится, уменьшить жар и начать поливать поросенка каждые 10 минут стекшим соком. Время жарки примерно 1 час — 1 час. 20 минут. После жарки дать остыть минут 10-15, снять нитки. Кашу использовать на гарнир. Поросенка разрезать на части. Сложив на блюдо в целом виде, подлить соку из-под поросенка и подать.

Далее предлагается обсудить и вспомнить рецепты Рождественских и Святочных праздничных блюд. Рецепты фиксируются, копии рецептов раздаются всем участникам.

В конце занятия между участниками распределяется приготовление тех или иных блюд, дегустация которых планируется на следующее занятие.

Мастер-класс 4. Праздничные игрушки эрзянского народа в Новый год и Рождество

Действующие лица: ведущий, участники мастер — класса

Реквизит: солома (перед работой солому вымочить в теплой воде для ее мягкости и эластичности), клей ПВА, нитки с иголкой, ножницы, тонкий картон или плотная бумага, ткань;

8-10 листов белой бумаги или цветной, карандаш, фломастеры, шаблон/ трафарет маски «Лошадь».

Ведущий. Добрый день!

Сегодня мы с Вами поговорим, как готовились к новогодним праздникам, в какие костюмы наряжались. Попробуем с Вами сделать новогодние маски для детей и взрослых.

Вам уже известно, что обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. Задолго до крещения мордвы, до появления понятия Рождества Христова появился веселый молодежный праздник — Роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию. К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась «магическими» обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер. Для проведения этого праздника молодежь собирала деньги, девушки приносили продукты и готовили еду. Дом украшали: на пол стелили солому, делали специальные украшения из бумаги, луба, соломы. Когда все было готово, вечером шли девушки по улице и кричали: «Адядо Роштовань кудос!» (Идемте в рождественский дом!).

А сейчас молодежь вашего села собирается отдельно в каком-либо доме на Новый год?

Накануне рождества проводился ритуал колядования или «калядань чи». Этот день ассоциировался у эрзян с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие.

С вхождением в мордовскую обрядовую культуру христианства, обход дворов детьми и молодежью стал проводиться и во время Рождества. Участники предрождественского и рождественского обхода домов совершали так называемый обряд посевания, т.е. обсыпание хозяев и скотины зерном или рассыпание его по дому. Этим имитировались действия, совершаемые во время сева, что должно было вызвать плодовитость людей и животных, довольство в доме. Следы культа плодородия усматриваются и в приемах ряжения молодежи во время рождественских праздников в маски зверей. Особенно часто у мордвы встречались лошадиные и медвежьи маски. Образы этих животных с давних пор считались носителями доброго начала, они также символизировали активную жизненную энергию и плодоносящую силу. Делались и устрашающие маски: из луба или бумаги делали рога, большой нос, лица мазали сажей или делали из бумаги, крашенной в черный цвет, личины — чамакс (э.). Иногда на голову одевали выдолбленную внутри тыкву с прорезями для глаз и рта. Такую тыкву с зажженной внутри свечой могли нести и в руках. Подобные маски, по мнению многих исследователей, были персонификацией духов умерших. От их благосклонности, по народным воззрениям, зависело благополучие людей в новом году. Некоторые ученые полагают, что устрашающие маски как бы сближали одетых в них людей с потусторонними силами, которые именно накануне Нового года были наиболее сильны. «Сливаясь» с ними, человек старался таким образом оградить себя от их дурного влияния.

А как сейчас в вашем селе проходят «калядань чи»? Как наряжаются дети и молодежь?

Большое место в рождественском цикле отводилось соломе злаковых растений. Солому использовали и во время игр молодежи. Так, во время игры в «поросят» мужчина, изображавший свиноматку, подкладывал солому себе под кафтан. Юноши и девушки хлестали друг друга пучками соломы. Из соломы делали куклу или чучело лошади, которые молодежь носила по селу. Солома широко применялась и ряжеными. Они обвязывались соломенными поясами, набивали ее под одежду, делали соломенные накидки. Эти элементы костюма ряженых, а также и куклы из соломы, сжигались в конце Святок. В этих обычаях проявляется культ плодородия: солома — синоним зерна, хлеба. А церемонии сожжения соломенных чучел символизировали смерть старого года, на смену ко-торому приходил новый год.

Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, откуда поспешно расходились по домам, уверенные в действенности своего средства.

А в вашем селе жгли чучело на Святки? Из чего его делала?

А теперь будем делать рождественские маски и игрушки.

Кукла из соломы

Рис.1

Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (см. схема 1).

Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (см. схема 2).

Схема 1

Схема 2

Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного по длиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (см. схема 3). Теперь переверните пучок на 180°.

Схема 3

Теперь украшаем куклы.

Волосы делаем из пакли или синтетических ниток. Для начала раскладываем нитки и связываем их посередине. Приклеиваем волосы к голове и заплетаем в косу. Глаза, нос и рот делаем рисованные или намечаем их стежками ниток.

Чтобы сделать юбку, берем плотную бумагу/ ткань и делаем из нее выкройку. На бумажную выкройку наклеиваем солому, предварительно разрезав ее вдоль и прогладив рукой или тупой стороной ножниц. Низ юбки нашей кукла украшаем косичкой из соломы. Также вырезаем из бумаги ведра и наклеиваем на них солому.

Наши куклы готовы!

На рисунке 2 изображены игрушки, которые можно сделать из соломы.

Рис. 2

Маска «Лошадь»

Мы предлагаем Вам сделать совместно со своими внуками и детьми новогоднюю маску.

Далее прилагается шаблон/ трафарет маски «Лошадь».

При склеивании деталей маски строго следовать инструкции, содержащейся в трафарете. После того как маска будет склеена, ее можно разрисовать и украсить.

Трафарет маски. Схема сборки. Лист 1.

Трафарет маски. Схема сборки. Лист 2.

Трафарет маски Лист 3.

Теперь можно отправляться на праздник!

На занятии обсуждается вопрос об изготовлении масок и костюмов для святочных игр (кто и какой костюм из участников будет изготовлять).

Поделиться публикацией:

О рождественских гаданиях, традициях и обычаях народов, компактно проживающих в Татарстане, «Татар-информ» узнал в Ассамблее народов РТ.

Святки — время между двумя большими зимними праздниками — Рождеством и Крещением. Это особые дни, ознаменованные таинственностью и волшебством, которые наилучшим образом подходят для гаданий. Святки начинаются 6 и заканчиваются 18 января. На этот период приходится пять праздников: 6 января — Сочельник накануне Рождества, 7 января — Рождество, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый Новый год и 18 января — Крещенский вечер.

Шорыкйол: дед Васли, овцы и валенки

В начале нового года марийцы отмечают Шорыкйол. Это национальный праздник, который представляет собой обряды, направленные на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая, числа домашних животных. Основные обрядовые действия в старину выполнялись в первый день праздника. Этому дню сопутствовали различные приметы и поверья, предсказывающие погоду на весну и лето.

Михаил Захаров

«Этот праздник обычно совпадает с Рождеством и продолжается целую неделю. Название „Шорыкйол“ в переводе с марийского означает „овечья нога“. Во время его проведения девушки должны ходить в деревнях по домам, заходить в хозяйские хлева и трогать овец за ноги. Это ритуал, который привлекает богатство и обещает большой приплод овец в предстоящем году», — рассказала руководитель национальной культурной автономии марийцев Казани Людмила Мусихина.

В праздничный период девушки в деревнях гадали. Они кидали валенок за ворота: в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Также девушки ловили овец в хлеву, загадывая желания. Считалось, что если попадется черная овца, то жених будет темноволосым, а если белая, то блондин.

«В праздничный день марийцы вставали рано, топили баню. Хозяева выходили в сад и делали по три кучи из снега, загадывая хороший урожай. Потом ждали гостей. В этот день обязательно приходили ряженые во главе с Васли кугыза — дедом Василием или Васли кува — бабушкой, женой деда Васли. Ряженые закрывали лицо масками и старались, чтобы никто их не узнал. Дед Васли — мифический образ, перед которым каждый хозяин отчитывался, старался показать свои труды, а хозяйка демонстрировала рукоделия. Если в доме была невеста, она должна была за год что-то вышить, чтобы показать свои труды. Нерадивых хозяев даже могли в шутку вывалять в снегу. Все ждали деда Васли потому, что считалось, что он приносит счастье и достаток», — продолжила рассказ Мусихина.

Ряженые были одеты в старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки. Они весело ходили по домам односельчан, поздравляя их с праздником. Праздник Шорыкйол рассчитан не только на взрослых, но и на детей, которые и сейчас принимают участие в различных играх, переодеваются в костюмы, танцуют и исполняют национальные песни. Существуют традиционные угощения. Например, обязательно на столе есть еда, которая называется «шорыкйол пукш». Это орешки из сладкого теста, которых угощают всех гостей.

«Когда я была ребенком, то мне говорили: „Слушаться не будешь, смотри, дед Василий придет и спросит“. Как только он приходил, я пряталась под стол, потому что мне было стыдно, что я что-то не так сделала. К нам приходили соседи, они пели и плясали, угощали нас орешками, а потом мы их провожали», — вспоминает собеседница.

Михаил Захаров

Шорыкйол празднуется в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. В разных районах установлено свое время для празднования, но большинство марийцев начинают отмечать его в первую пятницу нового года. Этот национальный обряд длится одну неделю. В Казани его отмечают на протяжении 25 лет. В этом году Шорыкйол будут отмечать 11 января в Доме дружбы народов.

Сурхури: обрядовое пиво и новогодние катания

Сурхури — старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Он обычно празднуется в течение одной недели. Сурхури знаменует собой начало Нового года. После принятия христианства этот национальный праздник совпал со святками.

Чувашская НКА РТ

«Важной частью Сурхури считается проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в новом году. Во время обряда молодежь раньше ходила по домам с зерном, чтобы год у хозяев дома был плодовитым. Гости исполняли песни-заговоры на будущее каждого присутствующего», — сообщила заместитель руководителя исполкома Чувашской национально-культурной автономии РТ, руководитель ансамбля «Салам» Светлана Садыкова.

Слово «сурхури» образовано из двух других слов — «сурǎх ури» («овечья нога») и связано оно со старинным чувашским обычаем. В этот зимний праздник в темном хлеву парни и девушки ловили овец за ноги и завязывали на них веревочки. Утром они снова шли в хлев и смотрели: если была повязана нога белой овцы, то жених или невеста будет светловолосым. Если веревка на ноге пестрой овцы, то суженый будет некрасивым, а если черной — темноволосым. Еще молодые люди в темноте выдирали у пойманной в хлеву овцы клок шерсти, а дома смотрели, какого он цвета.

«Также во время празднования Сурхури вечером в одном из домов будущей невесты устраивался „девичий пир“, куда приходили молодые и взрослые. Девушки к приходу гостей варили пиво и гороховую кашу. На таких вечерах парни и девушки присматривались друг другу. Обязательной частью праздника были новогодние катания на санях, запряженных нарядно украшенными конями», — отметила Садыкова.

Активное участие в праздничных действах принимали дети. В первый день Сурхури они собирались группами и обходили каждый двор в деревне, распевая песни о наступлении нового года, поздравляя односельчан с праздником и приглашая других ребят присоединиться к их веселой компании. Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в дом и угощали пирожками, колобками (йавача), сладостями, орехами и жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. Детвора осыпала щедрых хозяев и молодняк домашнего скота жареным горохом, приговаривая:

Да будут три вида вашего скота
Многочисленными, как горошины в стручке,
Тучными, как мочёные горошины,
Крепкими, как жареные горошины.
Один конец стада да будет у водопоя,
Другой конец да будет в хлеву!

Если хозяева попались не очень щедрые, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощений и денег, а в противном случае сулили напасти. Все это сопровождается определенным ритуалом, и никто не обижается.

Чувашская НКА РТ

На другой день этого праздника подворный обход деревни совершали парни постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хёр сари) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодежь одаривали подарками. Молодые девушки, вышедшие замуж в прошлом году, дарили вышитые полотенца, тканые узорные пояса, которые предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.

«Раньше после обхода всех дворов собранные продукты относили в специально отведенный для хёр сари дом. Там из собранных продуктов девушки варили обрядовое пиво и пекли пироги. Вечером назначенного дня в этом доме собиралась молодежь всей деревни и устраивала большие посиделки. Девушки приглашали на хер сари своих подруг из соседних деревень. Во время приготовлений к празднику парни присматривались к девушкам, выбирали невест», — отметила Светлана Садыкова.

В праздник Сурхури молодые девушки и парни стремились предугадать свое будущее, а взрослые гадали на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из снопов несколько стеблей с колосьями. Бережно приносили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар… Сусек… Мешок… Пусто». Если последнее зернышко приходилось к слову «амбар» — год будет урожайным. «Сусек» предвещал средний урожай, а «мешок» — плохой. Если последнее зернышко выпадало на слово «пусто», считалось, что год будет неурожайным и голодным.

«В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы. Тут также звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали — чет или нечет. Чет указывал на женитьбу. Кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены, кто-то оставлял на снегу свое изображение. Если к утру этот след на снегу будет чистым — то весь будущий год будет счастливым», — отметила собеседница «Татар-информ».

Наутро люди выводили из ворот коней, запряженных в сани-розвальни, и начинались новогодние катания. Это была обязательная часть праздника Сурхури. Утром парни развозили своих подруг из соседних деревень, а днем уже каталась вся деревня.

Праздник Сурхури в Доме дружбы народов РТ будут праздновать в 15-х числах января. Ожидаются веселые игры и гадания, выступит ансамбль «Салам». Такой праздник в Казани пройдет уже в третий раз.

Калядань-чи, «нечистые места» и свиная голова на столе

Обрядово-праздничный цикл мордвы начинался зимней порой. Задолго до крещения появился праздник «роштовань кудо». К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодежь устраивала игры и пляски, а также занималась «магическими» обрядами. На Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить богатым урожаем и богатырским здоровьем.

Наталья Сабитова

«С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом „калядань-чи“ мордва называет рождественский сочельник (день коляды). Этот день ассоциировался у эрзя и мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования Калядань-чи дети с веселыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян „калядань прякат“, а у мокшан –„парякат“», — рассказала председатель региональной общественной организации Национально культурной автономии мордвы по РТ Наталья Сабитова.

Она отметила, что гадания проходят на святки, в сочельник. Для этого избираются «нечистые места», где обычно обитает нечистая сила — баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени. Также выбирали пограничные пространства между сакральным мирами — печь, порог, окна, забор, ворота, места возле колодцев, источников, проруби, перекрестки, расходящиеся дороги, межи и кладбища. Содыцят (ворожея) брали с собой куклу, сделанную девушкой, которая гадает, и проводила обряд. Если на замужество — шли в баню, на деторождение — к воде, а для гаданий на желания выбирали перекресток.

«Мордовский народ праздники очень любит и почитает. В Новый год мы всегда наряжаем елки и ели. Наш народ проживает в лесной местности и поэтому всегда считал своими покровителями деревья. На праздничном столе всегда было много закусок — ставили свиную голову, резали барашков. Люди надевали маски медведей, лис, зайцев. Отмечали рождество и сочельник. Мордва недавно приняла христианство, поэтому остались языческие традиции. Образы животных использовались как на рождество, так и на Новый год», — отметила Сабитова.

Будущее предсказывали с помощью хлеба и остывшего уголька. Пользовались этим способом мордовские женщины. В хлеб втыкали иголку с ниткой и использовали в качестве маятника. Угольки ставили крест-накрест. Наклонившись над ними, гадатель прикладывал ко лбу один конец маятника и произносил вопрос. Если маятник качается вертикально, то ответ «да», а если горизонтально, то «нет».

Вожодыр, Портмаськон, ряженые и гадания на свечках

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния у удмуртов назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр (время духов вожо). В это время было принято гадать, по домам ходили ряженые. Начинался он праздником, который назывался Толсур, а позже — Рошво (Рождество).

Архив Татар-информ

«Вожо — это злые духи, которые ходят по земле, пугают людей, распространяют неприятности и болезни. Их появление связывалось с периодом солнцестояния, когда день и ночь вступают между собой в борьбу. Считалось, что „зимние“ вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят. Существовали разные поверья. К примеру, в святки нельзя было мыть пол, стирать, ходить в баню. Вожо олицетворяли души умерших предков, поэтому в это время вспоминали об умерших родственниках», — рассказала исполнительный директор национальной культурной автономии удмуртов РТ Марина Иванова.

С 7 января у удмуртов начиналось ряженье — Портмаськон, которое продолжалось почти две недели. Люди наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, лица пачкали сажей или прятали под маски. В таком облике они ходили по домам, а соседи должны были их узнать. Хозяева домов пытались сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он криком себя выдал. Считалось, что если кто узнает ряженого, то весь год в его семье будет благополучие. Хозяева домов отдавали ряженым мучные изделия на корм для скота, чтобы он был здоровым и плодовитым.

В святочную неделю у удмуртов было много гаданий. Девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону укажет носок. Таким образом, они определяли, где будет жить жених. А еще девушки наливали в большую ложку воду и клали ее на холодный подоконник. Вода к утру замерзала. Считалось, что если на замерзшей поверхности есть бугорки, это к рождению внебрачного ребенка.

«Гадали на свечках. В ложку наливали воск от горящей свечи и смотрели на застывшие очертания. Еще предсказывали погоду по узорам мороза на стекле. Считалось, что в святки можно узнать о своем будущем. В полночь молодые люди выходили на перекресток дорог, чертили круг, ложились на землю и слушали. Если слышали стук — не к добру, топот коня — хороший знак, звон колокольчиков — к свадьбе, глухие удары — к смерти», — отметила Иванова.

Также во время гаданий девушки подходили к забору с раскрытыми руками и пытались «обнять» как можно больше досок. Доски пересчитывали, приговаривая: «Мешок — короб, мешок — короб». Если счет останавливался на «мешке», считалось, что девушка выйдет замуж за бедного мужчину, а если на «коробе» — будет с мужем жить в достатке.

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Содержание

  • 1 История
  • 2 Религия
  • 3 Национальная одежда и внешность
  • 4 Язык и письменность
  • 5 Весёлые мордовские праздники
  • 6 Свадьба по-мордовски
  • 7 Традиции и обычаи мордовского народа
  • 8 Заключение

Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. Под единым наименованием скрываются две народности: эрзя и мокша. Основное количество проживает в Мордовии. На территории Российской Федерации насчитывается примерно восемьсот тысяч человек данной национальности. Традиции мордовского народа тесно переплетаются с культурами иных этносов, сохраняя при этом свою самобытность.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Религия

До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.

Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.

Национальная одежда и внешность

На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.

Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.

Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.

Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.

Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.
Вернуться к оглавлению 

Весёлые мордовские праздники

Зимней порой у населения начинается период разнообразных торжеств. До появления христианства жители Мордвы отмечали «роштовань кудо». К празднику люди строили с нуля или арендовали домик, где молодежь поселения устраивала пляски и веселье, проводила магические ритуалы и развлекалась многочисленными играми.

На Новый год, до крещения республики, мордовский народ выкладывал на стол разнообразные яства и возносил молитву божествам, прося у них здоровья и хорошего урожая.

С приходом христианства ритуальные процедуры стали целомудренней, но веселья от этого меньше не стало. Рождественский Сочельник народ мордва именовал «калядань-чи» (День Коляды). Праздник ассоциировался с зарождением нового светила после долгой и холодной зимы.

Отмечали «калядань-чи» весело и с размахом. Детки ходили по дворам, голосили задорные песенки. За мини-концерты жители поселения угощали их пирожками, которые каждый этноним именовал по-своему (у мокшан – «пярякат», у эрзя – «калядань прякат»).

На Масленицу парни предлагали девушке, которая им нравилась прокатиться на саночках. Парочками перекидывались между собой шуточками, устраивали бои снежками. Обязательное лакомство праздника – блины с разнообразными начинками.

Весенние празднества мордовского народа также уникальным образом объединили в себе язычество и христианские традиции. На Пасху люди вспоминают о покойных, просят у них счастья и долголетия.

Осенней порой также не обходилось без веселых праздников. В этот период население занималось сбором урожая. Во времена язычества жители Мордовии поклонялись богу плодородия Нороваве. Чтобы «наладить контакт» с мистическим существом люди приносили хлеб и соль, в меже оставляли несжатые полоски ржи.

В октябре отмечали Покров день, торжество предназначалось исключительно для милых барышень. В эту дату проводили ритуал под названием «покров баба». Мордовки облачались в невероятные наряды и ходили по избам, пели веселые песни, танцевали с метелкой.

Подобный ритуал помогал избавиться от домашних вредителей, сверчков и тараканов. За труды женщин награждали вкусными пирогами.

Свадьба по-мордовски

Древней народ России отмечает день бракосочетания с размахом. Их свадебные традиции необычны и разнообразны. В некоторых селениях молодожёнов в первую брачную ночь отправляли в хлев. Конечно, предварительно его тщательно мыли и чистили.

Откуда появилась такая традиция? Одни утверждают, что подобным образом гости хотели спровадить пару из дома, чтобы продолжить веселье. Вторые уверяют, что данный обряд помогает молодухе привыкнуть к мужу, новой обстановке.

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций.

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.
Вернуться к оглавлению 

«Жена – всему голова»

Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Заключение

Мордовский народ проживает в России более тысячи лет, а мы очень мало знаем об их традициях и обычаях. Чтобы жить в мире и взаимопонимании с соседями требуется хотя бы поверхности разбираться в культуре народности, чтобы ненароком не обидеть. И если посетите Мордовию не забывайте говорить местным жителям «Шумбрат!» («Здравствуйте!»). Мелочь, а приятно.

Из видеоролика вы узнаете о традициях и обычаях древнего народа.

Вернуться к оглавлению 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Калужская область какой праздник
  • Калужская богоматерь икона праздник
  • Калмыцкий праздник тюльпанов
  • Калмыцкий праздник зул открытки
  • Калмыцкий национальный праздник