Камал айт праздник

Камал-айт

КАМАЛ-АЙТ

31280004!

А началась эта история вот с чего. В маленьком советском поселочке под названием Аул Казахский, где в 30-е годы прошлого века обосновались переселенцы из Западного Казахстана, был Дом культуры. Работали в нем две молодые и очень увлеченные девушки: директором была Дамет Усенова, а Акзиба Джумаева – художественным руководителем. Время было советское, праздников – много, и «под чутким руководством партии и правительства» работа у них кипела. 

«Впрочем, мы не делали ничего особенного, – уточняет Акзиба Джумаева. – Проводили праздники «в красный день календаря», выезжали с агитбригадой в поле – в общем, всё как у всех. В начале 90-х годов, с развалом Советского Союза, рухнуло всё». 

Девушки понимали, что в такой ситуации вернуть людей в клуб может только что-то неожиданное, нетрадиционное. И тогда они решились на неслыханное: провести в клубе казахский народный праздник.

«Ведь наш аул, – объясняет это решение Акзиба, – был и остается единственным местом в Самарской области, где проживают исключительно казахи. К тому же нас давно беспокоило, что наши дети, стремительно ассимилируясь, всё больше и больше отдаляются от народной культуры. Мы долго думали, какой конкретно выбрать праздник? В итоге остановились на Камал-айте. Ведь в отличие от общемусульманского Навруза это чисто казахский праздник». 

IMG_8396!

IMG_7964 

В этот день с самого раннего утра положено навестить всех ближайших родственников и старейшин аула. Поздороваться с ними традиционным жестом «курсайт» и попросить прощения. Считается очень важным также получить от пожилого человека своеобразное благословение или напутствие на ближайший год – бата. Хозяин приглашал гостя за дастархан – отведать шелпек и баурсаки. Обычно на этом праздник и заканчивался. Но 14 марта 1992 года в Ауле Казахском была заложена новая традиция: собираться в этот день всем вместе еще и в Доме культуры. Приходят обычно в середине дня, когда визиты к старейшинам уже заканчиваются и на маленькой сцене начинается театрализованное представление на основе казахских обычаев и обрядов, звучат народные песни.

«Мы решили, что вся программа должна идти… на казахском языке, – вспоминает Акзиба Джумаева, – Подготовка к тому Камал-айту заняла несколько месяцев. Нужно было не только написать сценарий, но и разучить с нуля казахские песни и танцы. Ведь до этого никто из участников нашей художественной самодеятельности ни разу со сцены не исполнял ни одной казахской песни, тем более, на казахском языке. Изюминкой праздника на много лет вперед стал айтыз – соревнование среди акынов. В ауле каждая вторая бабушка – певунья-сочинительница, поэтому недостатка в акынах не бывает».

Слух о том, что в ауле прошел необычный праздник, быстро разлетелся по самарским «городам и весям» – ведь ничего подобного в других районах тогда еще не проводилось. На праздник стали съезжаться казахи со всей области, и вскоре маленький ДК уже не смог вместить всех желающих. Так Камал-айт вышел на улицу, а это означает, что его программа намного расширилась: появились казахша-курес, скачки и другие забавы казахской молодежи. 

Кстати, Камал-айт послужил толчком к созданию первых в Самарской области казахских коллективов: детского фольклорного ансамбля песни и танца «Еркемай» и детского казахского театра «Мейрам». 

IMG_8001у

IMG_8052e

IMG_8293e

IMG_8207у

Рассказывает художественный руководитель этих коллективов Акзиба Джумаева: 
«В тот год, когда мы готовились к своему первому Камал-айту, мне в руки попалась книжка анекдотов о казахском балагуре-весельчаке Алдар-Косе. Это наш вариант Ходжи Насреддина. Книжка была на казахском языке, а тогда читать на своем родном языке (да еще художественную литературу), я не умела. Но очень уж меня заинтересовал образ народного любимца, и я подумала, что было бы интересно поставить сценки по этим анекдотам. И начала упорно переводить эту книгу, ходила к тем, кто знал язык лучше меня, просила объяснить непонятные моменты. И, в конце концов, я сделала маленький спектакль «Алдар-Косе и его проделки». Затем уговорила нескольких ребятишек «записаться в артисты». Неожиданно для всех им понравилось новое занятие. Мы с ними дневали и ночевали в клубе. Это был тяжелый труд, ведь помимо основ актерского мастерства, им приходилось осваивать и… казахский язык, а он достаточно трудный в произношении. Работали мы с большим энтузиазмом, и результат превзошел все наши ожидания: зрители в зале и смеялись, и плакали. Смеялись над шутками, а плакали – от счастья; оттого, что впервые слышали родную речь… со сцены. В общем, мы пережили в тот момент свою «Минуту славы»! Это был настоящий фурор! После этого все остальные дети в Ауле тоже захотели стать артистами». 

Видя, с каким энтузиазмом занимаются дети и с каким восторгом их воспринимают взрослые, в 1994 году было решено создать постоянные коллективы. Все эти годы выступления «Еркемая» и «Мейрам» пользуются сумасшедшим успехом. Они принимали участие во всех крупнейших областных и региональных праздниках. Получили множество наград и призов. И, можно сказать, внесли огромный вклад в пробуждение национального самосознания наших казахов. Сейчас оба коллектива носят звание народных коллективов Самарской области.

Несмотря на то, что последние десять лет самарская региональная национально-культурная автономия «Ак жол» проводит грандиозные областные праздники Наурыз, Камал-айт в Ауле Казахский продолжает жить, хотя уже и не собирает, как прежде, тысячи человек. Со всех концов области, соблюдая традицию, съезжается молодежь, чтобы провести праздник в кругу своих родных. Поэтому 14 марта население Аула Казахского увеличивается, как минимум, в два раза.

«Камал-айт – очень родной, чистый, светлый праздник, – рассказывает Айкуркем Джумаева. – Я живу и работаю в Самаре, но 14 марта обязательно приезжаю в Аул. Для того чтобы повидать всех родных, и, конечно же, прийти в Дом культуры. Такой заряд получаешь от встречи с друзьями, от нашей культуры и искусства!» 

В нынешнем году избалованную аульскую публику, которую, кажется, уж ничем больше не удивишь, просто потрясла концертная программа, подготовленная их родными коллективами «Еркемай» и «Мейрам». Концерт был действительно мощным. Он длился почти три часа, и в нем практически не было старых номеров. Конечно, зрители снова увидели своих любимых артистов: Даригу Сарсенгалиеву, Абая Мухамбетова, Алину Джумаеву, Заура Сагандыкова и других. Но, без сомнения, самые громкие аплодисменты и самые умилительные улыбки достались малышам – тем, кто вышел на сцену впервые в жизни. Действительно, от них совершенно невозможно было оторвать взгляд.

   
Традиционно концерт проходил на казахском языке, и это, как всегда, доставило зрителям массу удовольствия. Кстати, в зале было много и русских, и им тоже (удивительное дело!) было не скучно.

Текст и фото Л. Мельниченко
 

1 августа по григорианскому календарю начинается месяц Камал, что в переводе с арабского означает «Совершенство». В этот день — первый день месяца Камал по девятнадцатимесячному календарю бахаи — отмечается важный праздник — праздник Девятнадцатого дня месяца Камал.

Каждый праздник Девятнадцатого дня, который назван по имени начинающегося месяца, состоит из трех частей и, хотя и имеет заданный порядок проведения в общине бахаи, тем не менее, открывают широкие возможности для многообразия и творчества. Так, во время любой из трех частей праздника — молитвенной, административной и социальной — может звучать музыка.

Абдул-Баха советует верующим выступать с красноречивыми, возвышающими душу рассказами. Оригинальными и разнообразными могут быть формы выражения гостеприимства, также крайне важно, на каком уровне проводится общий совет, и как широко на нем представлены темы.

Поощряется использование элементов местных культурных традиций при проведении каждой из частей праздника, так как это придает ему должное своеобразие и отражает неповторимость каждого социума, в котором проводится праздник, а также способствует созданию приподнятой атмосферы и хорошего настроения у собравшихся.

В Год культурного наследия народов России аул Казахский отметил особый юбилей — 30 лет с начала широкого празднования национального праздника «Камал-айт». Именно он в далёком 1992 году стал отправной точкой возрождения в ауле многих национальных традиций и обрядов.

Весна в ауле Казахский начинается с Камал-айта. Весенний праздник «утра года» для всех казахов символизирует возрождение новой жизни. И так сложилось, что именно с него 30 лет назад тогда директор СДК Дамет Усенова и молодой специалист Акзиба Джумаева начали большое дело по возрождению национальных традиций. В 1992 году они впервые организовали народное празднование Камал-айта.

Акзиба Джумаева, заведующая аульским СДК: «Начинали мы робко, потому что боялись, что нас не поймут и не поддержат — праздник-то старинный. А вот как раз старики тогда и поверили нам, здорово поддержали. Первый год, я прекрасно помню, как они все дружно не только пришли на праздник, но всем хотелось что-то показать: песню или обряд. И на самом деле была такая поддержка, что у нас буквально крылья выросли».

Воодушевлённые успехом, работники культуры вместе с детьми пошли к аксакалам — у них черпали почти забытые сведения о фольклоре родного народа. Постепенно Камал-айт стал обрастать своими традициями и наполняться национальным колоритом.

Акзиба Джумаева, заведующая аульским СДК: «Мы очень рады, что не потеряли этот праздник, что он у нас есть до сих пор. Казахи праздновали его испокон веков, но каждый у себя дома. У нас этот праздник получился народным. С каждым годом дети все больше проникаются им, его обрядами и играми, с удовольствием ждут его. Это утро года, это встреча весны».

В этот день казахи приветствуют друг друга традиционным жестом «курсайт» и просят прощения. Особенно ценно на Камал-айт получить «бата» — благословение от пожилых людей. В обязательной программе праздника — баурсаки. Здесь их пекут на улице, на живом огне, по рецепту, который передается из поколения в поколение.

Жанна Сарсенгалиева, житель аула Казахский: «Баурсаки — это все для казаха. Рецепт несложный: молоко, соль, дрожжи и сахар. Вот и баурсаки воздушные. Горячие, свежие!»

В юбилейный год Камал-айта в ауле решили напомнить ещё об одном старинном казахском обряде. «Атка мынгызу» — посвящение в джигиты, когда пятилетний мальчик впервые садится на лошадь. С этого момента он считается настоящим мужчиной, и для родственников это всегда большой праздник. Проводят его в окружении самых близких людей, радостно и ярко. В этом году героем стал Курман Умбетов.

Курман Умбетов: «Лошадь очень понравилась. Я не боялся».

Эльмира Умбетова, мама: «Это поддержание национальных традиций, национального колорита. Очень важно, чтобы дети не забывали этого, чтобы это оставалось в их памяти, чтобы они тоже из поколения в поколение передавали наши традиции».

В том, что юные джигиты не забудут национальную игру в кости «асык», можно не сомневаться. В неё здесь не просто играют — в ауле проводят свои чемпионаты по «асык», где соревнуются все, от мала до велика.

Дастан Сейтов, игрок в «асык»: «Подкидываешь косточку, и пока она летит, ты должен успеть взять новую, и поймать первую. Выигрывает тот, кто закончил последний. А если, например, одна осталась на руке, и ты её потом поймал, ты тоже выиграл».

Собираться всем вместе в Доме культуры — ещё одна традиция аульского Камал-айта. На маленькой сцене ДК — национальные песни и танцы, театрализованные представления, в основе которых казахский фольклор. Вспомнили здесь и первый обряд, с которого 30 лет назад все начиналось — тусау кесу (первый шаг). По старинной казахской традиции, перерезать символичные путы в ногах малыша доверяли старейшине рода. Именно она открывала перед ребёнком дорогу, давала напутствие на всю жизнь.

Мадина Джумаева, мама: «Мы путы доверили обрезать нашей бабуле, прабабушке Аймиры. Положено это делать уважаемому человеку, чтобы ребёнок был похож на неё. Я думаю, моя дочка доживёт тоже до таких годиков, как и её прабабушка, и у неё тоже все будет хорошо. Мы очень счастливы, что в ауле есть такой праздник. И очень благодарны Акзибе-апе за это, потому что если бы не она, может, ничего бы такого у нас и не было».

Камал-айт в ауле Казахский стал отправной точкой многих добрых начал. Возрождённый и наполненный национальными традициями, он открыл дорогу сразу двум коллективам: детскому фольклорному ансамблю песни и танца «Еркемай» и детскому казахскому театру «Мейрам». Уже не один десяток лет казахскую культуру они несут людям, на фестивалях и конкурсах прославляют родной аул, район, и губернию. Камал-айт и изучение народных традиций положили начало новому бренду аула Казахский — аульской глиняной игрушке. Именно благодаря Камал-айту и его широкому празднованию в ауле появился этнографический музей-юрта «Мурагер». Камал-айт, национальный казахский праздник, стал ещё и связующей нитью дружбы всех народов, населяющих Кинельский район и Самарскую губернию.

Александр Мецкер, заместитель главы Кинельского района: «Нам очень приятно, что в наше непростое время есть такой уголок на территории Кинельского района, где уже 30-й год подряд отмечается такой замечательный праздник, название которого переводится и как встреча весны, и как день рукопожатий. Здесь собрано все самое доброе, традиции, которые были заложены много веков назад и поддерживаются до сих пор. Мы будем делать все возможное, чтобы на территории Кинельского района, губернии, страны таких праздников было как можно больше, чтобы люди жили в любви, мире и согласии».

Татьяна ЛЯМИНА. Фото Н. Лямина.

Традиции и обычаи

IMG 1845Праздники и обряды. Казахское население Самарской области отмечает почти все религиозные мусульманские праздники: Ураза, Курбан. Во время праздников режут барана, в дом приглашают муллу. Всех гостей угощают чаем, бараниной, мулле дают деньги на помин покойных. Пятница у верующих казахов – поминальный день.

Празднование Наурыза – Нового года продолжается несколько недель. Утро Нового года начинается с взаимного посещения друг друга, обмена подарками и обязательного праздничного застолья. В ауле Казахский Кинельского района ежегодно 14 марта традиционно отмечают праздник Камал айт — встреча весны, нового года. В программе праздника – концерт с показом казахских обрядов и традиции.

В последнем месяце весенне-летнего сезона казахи празднуют Надом. Готовится богатое угощение, приглашаются гости. Молодые люди поют песни, устраивают соревнования, играют в игры.

kazahi 3-1Казахи отмечают также и небольшие семейные праздники – найры, связанные с началом либо завершением какого-либо этапа хозяйственной деятельности. К таким праздникам относятся также свадьбы, рождение детей, дни рождения членов семьи и т.д. Каждый из этих праздников сопровождался праздничным пиром. Все они являются не только календарными, но и семейными, так как отмечаются прежде всего в семье, группой родственных и соседских семей, связанных друг с другом общими хозяйственными заботами.

  1. Главная
  2. Кыргызстан
  3. Праздники

Официальные праздники Кыргызстана

Праздники Кыргызстана

  • 2023
  • 2024
Дата Название праздника
1 января, ВС Новый год
7 января, СБ Православное Рождество
23 февраля, ЧТ День защитника отечества
8 марта, СР Международный женский день
21 марта, ВТ Нооруз
7 апреля, ПТ День народной Апрельской революции
21 апреля, ПТ Орозо Айт
Дата Название праздника
1 мая, ПН Праздник труда
5 мая, ПТ День Конституции
9 мая, ВТ День Победы
28 июня, СР Курман Айт
31 августа, ЧТ День Независимости
7-8 ноября, ВТ-СР Дни истории и памяти предков
Дата Название праздника
1 января,
воскресенье
Новый год
7 января,
суббота
Православное Рождество
23 февраля
четверг
День защитника отечества
8 марта,
среда
Международный женский день
21 марта,
вторник
Нооруз
7 апреля,
пятница
День народной Апрельской революции
21 апреля,
пятница
Орозо Айт
1 мая,
понедельник
Праздник труда
5 мая,
пятница
День Конституции
9 мая,
вторник
День Победы
28 июня,
среда
Курман Айт
31 августа,
четверг
День Независимости
7-8 ноября,
вторник-среда
Дни истории и памяти предков

Праздники Кыргызстана в 2024 году

Дата Название праздника
1 января, ПН Новый год
7 января, ВС Православное Рождество
23 февраля, ПТ День защитника отечества
8 марта, ПТ Международный женский день
21 марта, ЧТ Нооруз
7 апреля, ВС День народной Апрельской революции
1 мая, СР Праздник труда
Дата Название праздника
5 мая, ВС День Конституции
9 мая, ЧТ День Победы
Дата меняется Орозо Айт
Дата меняется Курман Айт
31 августа, СБ День Независимости
7-8 ноября, ЧТ-ПТ Дни истории и памяти предков
Дата Название праздника
1 января,
понедельник
Новый год
7 января,
воскресенье
Православное Рождество
23 февраля
пятница
День защитника отечества
8 марта,
пятница
Международный женский день
21 марта,
четверг
Нооруз
7 апреля,
воскресенье
День народной Апрельской революции
1 мая,
среда
Праздник труда
5 мая,
воскресенье
День Конституции
9 мая,
четверг
День Победы
Дата меняется Орозо Айт
Дата меняется Курман Айт
31 августа,
суббота
День Независимости
7-8 ноября,
четверг-пятница
Дни истории и памяти предков

1 января, Новый год

Новый год в Кыргызстане справляют в ночь с 31 декабря на 1 января. В досоветский период киргизы не знали этого праздника, а теперь он стал традиционным. Его ждут с нетерпением, стараются отпраздновать ярко и весело: наряжают елку, готовят разнообразные блюда, покупают подарки.

Новый год принято встречать в семейном кругу за праздничным столом. Естественно, что на стол ставят все самое любимое и лучшее. Из национальных блюд обычно готовят бешбармак, манты, чучук , мясо, и общепринятые по всему постсоветскому пространству – оливье, курицу, разносолы и многое другое. Кыргызский стол не обходится без фруктов и сухофруктов.

Ужин в этот день бывает особенно длинным. Он начинается с 20:00 вечера 31 декабря и продолжается до 2-3 утра 1 января. Во время застолья все обмениваются поздравлениями и подарками. Детям в основном дарят сладости и зазывают Деда Мороза, присутствие которого делает вечер сказочным и особенным.

В полночь после поздравления президента, все выходят на улицу полюбоваться разноцветными огнями фейерверков и салютов. Многие собираются на главной площади, чтобы разделить как можно с большим количеством людей свою радость по поводу наступления Нового года.

7 января, Рождество Христово

В этот день в Кыргызстане около миллиона православных отмечают Рождество Христово. Рождественские праздничные службы проходят во всех храмах Республики. В Бишкекском Воскресенском соборе верующих поздравляет епископ Бишкекский и Кыргызстанский. Празднование Рождества в Кыргызстане ничем не отличается от того, как это делают в других странах. В канун Рождества, в сочельник, в церквях проходит праздничное богослужение. Рождество же отмечают дома в кругу родных и близких. Праздничный стол отличается особым изобилием. На столе обязательная кутья или сочиво, приготовленное из пшеницы, орехов, меда, сухофруктов и мака. С этого блюда принято начинать праздничную трапезу. После Рождества следуют святки, которые завершает праздник Крещения.

23 февраля, День защитника отечества

23 февраля официально утвержден как День защитника отечества. Его в народе обычно называют мужским днем. Праздник сохранился в Кыргызстане и после распада Советского Союза.

В этот день не бывает массовых мероприятий, но в учебных заведениях и коллективах не упускают возможности поздравить мужчин, преподнести им подарки и посидеть вместе за праздничным столом, обмениваясь хорошим настроением и добрыми пожеланиями.

8 Марта, Международный женский день

Международный женский день 8 марта в Кыргызстане официально является праздничным нерабочим днем.

Он отмечается как праздник весны и внимания к женщине, и является прекрасным поводом для мужчин порадовать своих любимых и родных женщин цветами, подарками и заботой.

По ежегодной традиции в канун 8 марта, в рабочий день коллеги-мужчины поздравляют коллег-женщин. Накрывают столы с разными вкусными блюдами и сладостями, дарят цветы и подарки.

Международный женский день 8 Марта обычно отмечают в кругу семьи и близких. Каждая семья делает это по-своему: одни собираются за праздничным столом, другие отправляются загород или в кафе на праздничные гуляния.

При этом первоначальный смысл этой даты — борьба против дискриминации женщин давно забыт. Весенний праздник – прекрасный повод напомнить женщинам об их красоте и значимости в жизни каждой семьи и стране в целом.

21 марта, Нооруз

Нооруз (Наурыз, Навруз) – праздник весеннего равноденствия, Нового года по солнечному календарю.

Его отмечают 21-го марта. Это выходной праздничный день. Весеннее равноденствие – кульминация полной гармонии природы и человека, время пробуждения и обновления всего живого.

С 5 февраля 1991 года после подписания президентом Кыргызстана Указа «Об установлении дня народного праздника Нооруз» он вошел в список самых почитаемых государственных праздников. Нооруз, в советское время не запрещали, но и празднование не устраивали.

На Нооруз традиционно проходят театрализованные представления и выступления артистов не только на главной площади столицы Бишкек, но и по всей стране.

Одним из главных мероприятий праздника являются национальные конные игры – Кок бору, Атчабыш, Тыйнэнмей. Они проводятся на Ипподроме.

Главным блюдом праздника Нооруз является «сумолок». Процесс его приготовления наполнен красотой, единением, мистической силой и похож на священнодействие.

В ночь накануне праздника, сумолок традиционно готовят из проросшей пшеницы и ячменя, добавляя немного муки, а также курагу и изюм. В казан кладут для измельчения немного мытых камней или грецких орехов со скорлупой. Есть поверье, что, если вы найдете в своей чашке с сумолоком один из этих камней или орешков, то загаданное вами желание обязательно сбудется.

Пока варится каша, которую поочередно размешивают соседи, друзья и родственники, во дворе всю ночь звучат народные песни и легенды. Между родными и близкими царит уважение и почитание, участники действа уверены, что такие взаимоотношения сохранятся на долгие годы.

В прочитанных в это время молитвах, звучат просьбы о том, чтобы год был богатым, урожайным, мирным и благополучным. Читать далее…

7 апреля, День народной Апрельской революции

День народной Апрельской революции – это государственный праздник, который отмечается 7 апреля и является официальным выходным днем с 2016 года.

Он посвящен второй революции 2010 года. В этот день проходят как праздничные, так и траурные мероприятия по всей стране. В борьбе за свободу и демократию Кыргызстана погибло свыше 80 человек. В память об этих страшных событиях возлагают цветы у монумента в их честь. Главные мероприятия проходят с участием президента на площади Ала-Тоо.

1 мая, Праздник труда

Праздник труда отмечается со времен СССР. Раньше он назывался – Днем международной солидарности трудящихся. Официально в Советском Кыргызстане 1 Мая впервые отметили в 1919 году. В советское время праздник сопровождался майскими демонстрациями, спортивными мероприятиями и народными гуляниями. После распада СССР он стал в большой степени просто выходным днем, когда можно провести время в кругу семьи, друзей и выехать на пикник, в парк или на природу.

5 мая, День Конституции

День Конституции Кыргызской Республики начали отмечать с 5 мая 1993 года, после того как на 12-й сессии Верховного Совета Кыргызстана была принята Конституция Кыргызской Республики. С того знаменательного момента, Республику Киргизстан переименовали в Кыргызскую Республику, а Конституция Киргизской ССР, принятая в 1978 году утратила свою силу.

В июне 2010 года была разработана и принята новая Конституция, которая действует и сейчас. Кыргызстан перешел на парламентскую форму правления.

Но именно 5 Мая официально считается Днем Конституции, символизируя первые самостоятельны шаги независимого Кыргызстана. В этот выходной день не бывает праздничных мероприятий, но появляется возможность отдохнуть в горах или на озере, провести время в кругу семьи и друзей.

9 мая, День Победы

День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отмечается каждый год 9 мая. Возложение венков и цветов происходит у Вечного огня, на площади Победы. В память о погибших воинах объявляется минута молчания, на исходе которой рота почетного караула производит трехкратный салют.

На площади присутствуют президент и ветераны Великой Отечественной войны. Недалеко от площади Победы проходит выставка военной техники, на которую могут посмотреть все желающие.

Во многих городах Республики в этот день проходит марш бессмертного полка с участием граждан, несущих портреты своих родственников – участников войны. День Победы завершается концертом и салютом.

Дата меняется ежегодно, Орозо Айт и Курман-Айт

Орозо Айт и Курман-Айт, или Ид аль-Адха — мусульманские праздники, которые определяются лунным календарем, поэтому их дата меняется каждый год. Орозо Айт знаменует конец Рамадана, месяца поста. Во время Рамадана некоторые предприятия и рестораны закрываются в течение дня и открываются только во время ужина, но многие заведения открыты для посещения в обычные часы.

Курман-Айт, или Праздник Жертвоприношения — время молитв, размышлений и праздничных застолий с семьей. Читать далее…

31 августа, День Независимости

День Независимости Республики отмечают в стране 31 августа с 1991 года. Независимость была провозглашена на внеочередной сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан, где она была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.

Праздничные мероприятия, связанные с этой датой, проходят на главной площади столицы «Ала-Тоо» с участием президента и видных деятелей Республики. На площади традиционно собирается множество людей.

После поздравительной речи президента здесь проходят театрализованные представления, в которых участвуют коллективы со всей страны. На ипподроме проводят конноспортивные игры, а в парках Бишкека – выступления артистов в различных жанрах. Празднование Дня Независимости Кыргызстана завершается главным концертом и грандиозным салютом, который виден со всех уголков города.

7-8 ноября, Дни истории и памяти предков

Дни истории и памяти предков в Кыргызстане отмечаются 7 и 8 ноября. С 26 октября, 2017 года эти даты официально считаются нерабочими днями.

В 2017 году, день Великой Октябрьской Социалистической революции переименовали в День истории и памяти предков.

Президент с членами правительства возлагают цветы в мемориальном комплексе «Ата-Бейит», который был создан в 2000 году, по инициативе первого президента Кыргызской Республики Аскара Акаева, на месте массовых захоронений жертв Сталинских репрессий.

На данный момент подтверждена гибель 137 известных деятелей Кыргызстана. В 2008 году на территории комплекса был захоронен всемирно известный писатель Чингиз Айтматов.

Новый год   Новый год ждут с нетерпением, стараются отпраздновать ярко и весело: наряжают елку, готовят разнообразные блюда, покупают подарки.

Рождество Христово   В этот день в Кыргызстане около миллиона православных отмечают Рождество Христово.

День защитника отечества   23 февраля официально утвержден как День защитника отечества. Его в народе обычно называют мужским днем.

Международный женский день   8 марта отмечается как праздник весны и внимания к женщине, и является прекрасным поводом для мужчин порадовать своих любимых и родных женщин цветами, подарками и заботой.

Нооруз   Нооруз (Наурыз, Навруз) – праздник весеннего равноденствия, Нового года по солнечному календарю.

День народной Апрельской революции   День народной Апрельской революции – это государственный праздник, который отмечается 7 апреля и является официальным выходным днем с 2016 года.

Праздник труда   Праздник труда отмечается со времен СССР. Раньше он назывался – Днем международной солидарности трудящихся.

День Конституции   5 Мая официально считается Днем Конституции, символизируя первые самостоятельны шаги независимого Кыргызстана.

День Победы   День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отмечается каждый год 9 мая.

Орозо Айт и Курман-Айт   Орозо Айт и Курман-Айт, или Ид аль-Адха — мусульманские праздники, которые определяются лунным календарем, поэтому их дата меняется каждый год.

День Независимости   Праздничные мероприятия, связанные с этой датой, проходят на главной площади столицы «Ала-Тоо» с участием президента и видных деятелей Республики.

Дни истории и памяти предков     Дни истории и памяти предков в Кыргызстане отмечаются 7 и 8 ноября. С 26 октября, 2017 года эти даты официально считаются нерабочими днями.

Скоро майские и лето. Торжествуют велосипедисты, дачники и любители пляжного отдыха. Если вас не интересуют перечисленные способы проведения досуга, но вы желаете принять участие в этом празднике жизни, читайте наш гид по путешествиям выходного дня.

ДГ подготовил несколько маршрутов, по которым можно прокатиться на машине и, не выезжая за пределы области, полюбоваться на красоты природы и другие достопримечательности.

Сегодня мы выбрали два направления: северо-восток и юго-восток области, условно посчитав, что описанные достопримечательности можно объехать за два дня.

Сёла Самарской области: достопримечательности.

Самарская область привлекает ценителей природы, приглашает в путешествия по Волге. В сёлах Самарской области есть достопримечательности, связанные с историей Древней Руси, с периодом правления Екатерины II, противоречивыми этапами советского времени.

Ширяево, Самарская область: достопримечательности.

Село Ширяево известно не только жителям Самары и Самарской области, это одна из достопримечательностей Поволжья, известная многим. Первые упоминания о селе Ширяево относятся к первой трети 17 в.

гора Монастырская

Ширяево – село на так называемой Самарской Луке, расположенное в Жигулёвских горах на волжском берегу.

В Ширяево можно доехать на автобусном транспорте с пересадками по следующему маршруту Самара – Тольятти – Жигулёвск – Ширяево. Этот вариант предполагает пересадку с автобуса на автобус, поэтому не получится посетить ширяевские достопримечательности в течение одного дня, обязательно придётся ночевать в Ширяево. Более благоприятный вариант, позволяющий в течение дня познакомиться со знаменитым селом, – по воде на теплоходе прямо из Самары в Ширяево с одной остановкой на Поляне Фрунзе.

В Ширяево находится 3 музея, выходным днём является вторник, также в субботу и воскресенье слишком много посетителей. Поэтому оптимальные дни для путешествия Ширяево – понедельник, среда – пятница.

После посещения музеев можно прокатиться на гору Стрельная

и увидеть Каменную Чашу,

но в этом случае путешествие растянется, скорее всего, на 2 дня.
Для этого можно остановиться в одном из домов Ширяево. Посмотреть предложения можно здесь. Бюджетный, качественный и не стандартный вариант – это проживание в фургоне для кемпинга в центре села kemper-shire. Интересен будет для тех, кто в будущем собирается путешествовать в автодоме.

Достопримечательности Ширяева Самарской области.

К другим достопримечательностям Ширяево можно отнести:

Завод купца Ванюшина.

Громкому названию завода сейчас соответствует только сохранившаяся от него труба. Завод занимался добычей и переработкой известняковых пород и натурального камня поблизости в карьерах на горе Попова. Камень поставлялся в Самару и другие города и использовался для мощения площадей и улиц.

Ширяево

Монастырская гора.

Название связано с тем, что в дореволюционные времена гора и окрестные земли входила в состав территории, принадлежавшей Савво-Старожевскому монастырю. На монастырской горе в 1999 г. установлен поклонный крест, посвящённый православным героям, воевавшим за родную русскую землю, и Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну.

Ширяево

Музей Ильи Репина.

Музей русского художника Ильи Репина находится в бывшем доме Алексеевых. В доме Репин останавливался в летние месяцы 1870 г. С ним вместе приезжал его брат Василий и коллеги Васильев и Макаров. Художники работали над эскизами картин: один из сюжетов, который волновал Репина в этот год, – это волжские бурлаки. Именно здесь и появились наброски к полотну «Бурлаки на Волге». В музее можно увидеть копии с работ Репина и его друзей, во дворе – памятник Репину. Ко дню рождения Репина обычно приурочен этнографический фестиваль в Ширяево.

Дом купца Вдовина.

Дом купца Вдовина, построенный в 1910 г., был достопримечательностью благодаря строительному материалу – кирпичу, который в этих краях практически не использовался. В музее представлен быт купеческого сословия начала 20 в. Вещей владельцев в музее нет, так как семья покинула дом в 30-е гг. Весь интерьер оформлен экспонатами местного Художественного музея.

Дом-музей поэта Александра Ширяевца (Абрамова).

Поэт Александ Ширяевец родился в 1887 г. В доме, где поэт появился на свет и прожил первые 6 лет, сохранились подлинные вещи, представленные в музейной экспозиции. Поэт относится к группе «новокрестьянских» поэтов, он дружил и находился в переписке с такими поэтами, как Сергей Есенин, Николай Клюев, Фёдор Клычков, Сергей Городецкий, Владислав Ходасевич. Поэт много писал о России, Волге, судьбах русского народа. В сентябре в музее проводятся Ширяевские чтения, в октябре – Есенинские.

Памятник героям Великой Отечественной войны.

На месте бывшей церкви, а впоследствии школы установлен памятник героям Второй мировой войны и жертвам политических репрессий.

Ширяево

Попова гора.

Название Попова гора указывает на то, что гора входила в состав земель, которыми распоряжался местный священник.

Ширяево

На Поповой горе оборудована смотровая площадка, а также здесь можно заглянуть в старинные горизонтально расположенные штольни, в которых добывался камень и известняк. Вход в штольни напоминает вход в пещеры, изнутри штольни подобны таинственным подземным ходам.

Ширяево

Рядом со штольнями установлено скульптурное изображение рабочего с тачкой – память о годах репрессий, когда в этих штольнях добывали камень тысячи заключённых. В Ширяево политические заключённые присылались с 20-х гг. 20 в., на сельском кладбище их хоронили, но без имён и дат. Часть захоронений была утрачена в 60-е гг. 20 в. В 40-50-е гг. на этой территории располагался Самарлаг, был крупный пересыльный узел и трудовой лагерь. Каждый заключённый за смену должен был вырабатывать не мене 7 т породы.

Ширяево

Памятник Волжской Булгарии.

В домонгольские времена, с 10 по 13 вв., на территории средневолжского течения и вдоль Камы существовало государство Волжская Булгария. Это было сильное государство, оно попеременно то находилось в союзе с русскими князьями, то в состоянии войны. В первой половине 13 в. Булгария была покорена монголо-татарами и вошла в состав Золотой Орды. В первой половине 15 в. стало усиливаться входившее в состав Булгарии Казанское ханство. От древних булгар происходят современные татары, чуваши. На Поповой горе находится памятник Волжской Булгарии.

Ширяево

Самарская Лука.

Ширяево – это начало экскурсий по Национальному парку Самарская Лука. У подножия Поповой горы находится вход на территорию заповедника и продаются билеты на несколько маршрутов. Среди маршрутов – Каменная Чаша; горы Монастырская – Попова – Верблюд.

Зольное, Самарская область: достопримечательности.

Посетить село Зольное можно по пути в Ширяево и на гору Стрельная.

Винновка, Самарская область: достопримечательности.

В Винновку можно доехать на машине или на теплоходе из Самары. Первые упоминания о Винновке в исторических источниках относятся к 17 веку. Здесь разводили сады и производили вино (попросту говоря, самогон) – отсюда и название местной речки и села.

Винновка

Неподалёку от Винновки находилось городище. Досих пор можно найти следы древних поселений 3-5 вв. на небольшом холме.

Винновка

В Винновку располагается действующий Свято-Богородичный казанский мужской монастырь, называемый в народе Волжским Афоном. Первая церковь на этом месте была основана графами Орловыми в 1770 г. и посвящена Казанской иконе Божьей Матери. В середине 19 в. церковь сгорела и на её месте была отстроена новая, которая сохранилась до наших дней. Монастырь вокруг старинной церкви с голубыми куполами начали строить в 2003 г. Издалека видна колокольня, также интересными объектами на территории монастыря являются монастырский музей и Церковь Сергия Радонежского.

Волжский_Афон

Для паломников и для просто желающих остановиться на ночлег в Винновке, гостиница монастыря предлагает недорогие номера. Посмотреть наличие и цену можно здесь.

Рождествено, Самарская область: достопримечательности.

Рождествено – уникальное село, появившееся во второй половине 18 в. в составе владений Григория Орлова. Путешествие в Рождествено поможет познакомиться со старинным русским селом. В Рождествено сохранились дом управляющего и первый этаж дома священника (второй этаж – современная больница) постройки 19 в., здание больницы первой половины 19 в., в котором работает магазинчик, водонапорная башня, конюшни и руины помещичьей усадьбы, принадлежавшей дочке Владимира Орлова – Екатерине Новосильцевой; построенный на её же средства храм Рождества Христова.

Остановиться в Рождественно можно в загородном доме в компании до 10 человек. Расположения дома, наличие свободных дат и цену можно посмотреть здесь.

Село Гаврилова Поляна Самарской области.

На кораблике можно доплыть до села Гаврилова Поляна и прогуляться пешком до села Подгоры. Село Гаврилова Поляна было известно в советское время как место нахождения исправительно-трудового лагеря для врагов народа и позднее для немецких военнопленных.

Гаврилова Поляна

Село Подгоры Самарской области.

А в селе Подгоры можно посетить два красивейших монастыря Самарской области.

Подгоры

Музей-юрта «Мурагер»

Музей-юрта «Мурагер»

В Кинельском районе Самарской области можно посетить единственный в своем роде памятник культурного наследия кочевых племен. Он представлен в виде богато убранной кочевой юрты, в которой в марте празднуется праздник весны, именуемый Камал Айт.

Юрта искусной ручной работы относится к XIX веку. Внутри данного памятника туристы могут увидеть реконструированный быт старинной казахской семьи. Все необходимые экспонаты собирались местными жителями. Все желающие могут посетить мастер-класс «Аульская глиняная игрушка».

Местоположение: село Богдановка.

Достопримечательности Самарской области на машине.

Село Ташла Самарской области.

На машине можно совершить путешествие в село Ташла. В Ташлу едут поклониться иконе Божьей Матери “Избавительница от бед” и посетить целительный источник.

Ташла Самарская область

Остановиться в Ташле можно в паломнических корпусах при святом источнике, а также в апартаментах Ласточкино гдездо.

Царёв Курган.

Ещё один маршрут – на Царёв Курган в посёлке Волжский, на который поднимались, по легенде, царь Иван Васильевич Грозный, император Александр Первый, Степан Разин, Ленин, Горький, Шевченко, Репин, Александр Дюма. Здесь можно полюбоваться Церковью Рождества Христова, построенной в середине 19 в., умыться водой из святого источника или окунуться в специально оборудованной купели целиком, подойти к Поклонному кресту. Царёв Курган интересен тем, что в 19-20 в. почти целиком был превращён в камень и щебёнку, а совсем недавно был насыпан заново.

Царёв курган

Остановиться на ночлег в Царевщине, в посёлке Волжском можно в одном из многочисленных санаториев, домов для отдыха и турбаз. Посмотреть предложения можно здесь.

Вертолётная смотровая площадка (Вертолётка), Самара.

Также интересна будет поездка на так называемую Вертолётку. Бывшая вертолётная площадка, а сейчас смотровая площадка находится в Посёлке Управленческий.

Вертолётная площадка Самара

Центр исторического моделирования «Древний мир»

Центр исторического моделирования «Древний мир»

Рядом с городом Чапаевском туристы могут увидеть необычный исторический памятник – настоящие древние стоянки. Местными историками были реконструированы жилища, относящиеся к каменному и бронзовому векам.

Туристы могут побывать в кузне, где древние люди изготавливали кремниевые ножи и наконечники для копий.

Местоположение: село Каменный Брод.

Достопримечательности Самарской области на машине летом.

Жигулёвские горы.

В летнее время прекрасные маршруты самостоятельных путешествий на машине можно спланировать на Молодецкий курган и в Жигулёвские горы.

Молодецкий Курган

А если не хочется далеко ехать, то и Гора Тип-Тяв в черте города Самара отличный вариант для похода. Гора Тип-Тяв между прочим самое высокое место Самары.

Красная Глинка, Самара.

Красная Глинка.

Сокольи горы на Красной Глинке – место размещения современного горнолыжного курорта СОК, который работает с ноября по март. Название курорта связано с протекающей поблизости рекой Сок.

Красная Глинка, Самара.

Здесь в первой половине 20 в. размещались исправительно-трудовые лагеря, в 60-е гг. было организовано карьероуправление. До сих пор в больших объёмах здесь осуществляется добыча известняка и камня.

Сокские штольни Самара.

Заброшенные неработающие Сокские карьеры напоминают сейчас пирамиды майя, так как похожи на ступени, вырубленные в скалах рукой человека.

Сокский Карьер

В части старых штолен находятся холодильники местного хладокомбината. Эти штольни безопасные, и с экскурсией можно увидеть длинные коридоры, сталактиты и сталагмиты на полу и потолке.

Жигулёвские ворота.

Между горами Тип-Тяв и горой Серной, которая находится на другом берегу Волги, расположились знаменитые Жигулёвские ворота. С горы Тип-Тяв открывается необыкновенный вид на Волгу, Жигулёвские ворота и её окрестности.

Жигулёвские ворота

Да, ещё если вы захотите остановиться в Самаре на ночлег, то посмотреть варианты можно здесь. Все наши путешествия мы совершали из Самары.

Приезжайте в Самарскую область и вы всё это увидите собственными глазами. Хорошего путешествия!!!!

Богатырская Слобода

Знаменитый былинный комплекс, расположенный к западу от села Жигули. Детище отца Феоктиста в свое время изумляло случайных туристов, но время все расставило по своим местам — здесь интересно бывать и отдыхать пешим и конным. Есть и минусы — если вы хотите попробовать все предлагаемые услуги, придется изрядно раскошелиться. Впрочем, если вы приехали на Gelandewagen, оттока денег не почувствуете. К комплексу ведет проселочная дорога, поэтому берегите подвеску автомобиля. Трафик небольшой, неудобств не будет.

Среди услуг Слободы: прокатиться на лошадях, пострелять из лука, отведать блюда русской кухни, прокатиться на яхте по акватории, посетить местный музей и примерить кольчугу. С берегов открываются красивые виды на Усу и противоположный берег.

Замок Гарибальди

Замок Гарибальди

В Ставропольском районе туристы могут посетить строящийся на данный момент туристический комплекс, оформленный в неоготическом стиле. В его состав входят: отель, парковая и развлекательная зоны.

В Замке Гарибальди, несмотря на то, что его строительство еще не завершено, проводятся разнообразные светские мероприятия: показы мод, конференции, балы, концерты и так далее.

Местоположение: Хрящевка, Речной переулок — 8.

Свято-Богородичный монастырь Казанской иконы Божьей Матери в Винновке

Свято-Богородичный монастырь Казанской иконы Божьей Матери

В 1770-х годах в селе Винновка была выстроена деревянная церковь. Освещена она была в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1839 году в селе случился пожар, вследствие которого церковь была сожжена. Вскоре на этом месте по велению графини Анны Орловой-Чекменской, владелицы села, начинается строительство каменного монастыря, который стал функционировать с 1851 года.

В советский период монастырь был частично разрушен и полностью разграблен. В 1990-х годах началась его реконструкция.

На сегодняшний день Свято-Богородичный монастырь является мужским монастырем.

Местоположение: Винновка, улица Казачкова, 1.

Бункер Берии

Бункер Берии

Для туристов-дигггеров весьма любопытным станет посещение бункера Берии в Самаре, который на сегодняшний день является заброшенной постройкой.

Входом в этот самый бункер служит полуразрушенная лестница, местные жители, поклонники так называемого нового молодежного увлечения диггерства или урбантипа, советуют спускаться в подземелье, используя специализированное оснащение, иначе можно при спуске (его высота составляет 30 метров) упасть в холодную воду и разбиться.

В подвалах спелеологами было найдено множество интересных вещей, среди которых самым интересным экспонатом была признана «Энигма», знаменитая на весь мир шифровальная машина времен второй мировой.

В бункере также были найдены посуда, мебель, там установлены теплогенератор, шахты лифта, сантехника и воздухоочистители.

Дом-музей В. И. Ленина в селе Алакаевка

Дом-музей В. И. Ленина в селе Алакаевка

Дом Ульяновых в село Алакаевку был перевезен в 1932 году, его надлежало восстановить.

На сегодняшний день данный музей считается одним из самых старейших музеев, относящихся к такой легендарной исторической личности, как В. И. Ленин. В советский период данный дом рассматривался не в рамках музея, ему суждено было стать базовым домом социалистической культуры, в котором должны были быть обустроены: военный кабинет, кинотеатр, радио и стационарная библиотека.

Внутри дома музея

Капитальному ремонту дом подвергся в 1960 году, с 1970 году он начал действовать в качестве музея.

Местоположение: Алакаевка, улица Ленинская — 1.

Отдел шариата и фетвы Духовного управления мусульман Казахстана утвердил расписание религиозных дней на 2023 год.

Начало месяцев хиджры было основано на данных международных центров астрономических исследований. Специалисты предупреждают, что точные даты религиозных праздников могут быть перенесены на один день раньше или позже из-за наступления новолуния.

Летоисчисление ведется от Хиджры (16 июля 622 года н.э.) — даты переселения пророка Мухаммада ﷺ и первых мусульман из Мекки в Медину. Таким образом, на 2023 год по Григорианскому календарю выпадают 1444−1445 года по Хиджре.

Праздники и значимые даты в Исламе:

Мирадж (17/18 февраля, 2023 г.) — праздник чудесного вознесения пророка Мухаммада ﷺ на небеса, отмечается в ночь на 27-е Раджаба.

Ночь Бараат (6/7 марта, 2023 г.) Ночь Благословения — так называют ночь половины месяца Шаабан. Это дата благосклонности Аллаха к молитвам верующих, освобождения, отпущения грехов, очищения. Барака в переводе с арабского означает «благодать».

1 Рамадан (23 марта, 2023 г.) Начало Священного месяца Рамадан, в течение которого мусульмане держат пост, являющимся третьим из пяти столпов Ислама. В хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата ада, а шайтаны привязываются, чтобы не вредить мусульманам и не сбивать их с Пути Истины.

Ляйлятуль кадр, Ночь Могущества, Предопределения (c 17 на 18 апреля, 2023 г.) — самая значимая ночь. Первые суры (главы) священного Корана были ниспосланы пророку Мухаммаду ﷺ именно в эту ночь. Точная дата неизвестна, наиболее вероятным считаются последние дни месяца Рамадан, среди которых особенно выделяются нечетные дни.

Ораза айт (21 апреля, 2023 г.) — праздник разговения, знаменует завершение поста в священном месяце Рамадан и отмечается в первый день следующего месяца — Шавваль (21 апреля в 2023 году).

День Арафат (27 июня, 2023 г.)  — отмечается 9-го Зуль-хиджа. День посещения участниками хаджа горы Арафат близ Мекки, где паломники совершают намаз у её подножия. Гора Арафат — это то место, где по легенде встретились Адам и Ева после изгнания из Рая.

Курбан айт (28-30 июня, 2023 г.) — праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ораза айт, на 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима (р.а.), считающегося в исламе пророком. Этот день является в Казахстане выходным и в 2023 году выпадает на 28 июня (среда).

День Ашура (28 июля, 2023 г.) — 10-й день месяца Мухаррам. Мусульмане верят, что в этот день произошло сотворение Небес, Земли, ангелов и первого человека — Адама. Верующие в этот день держат пост (ораза).

Мавлид (26/27 сентября, 2023 г.) — день рождения пророка Мухаммада ﷺ, отмечается 12-го числа месяца Рабигуль-авваль.

Месяцы в мусульманском календаре:

В календаре по Хиджре — 12 месяцев, название которых зависит от времени года и явлений природы.

1. Мухаррам — первый месяц, длится 29 дней. В 2022 году 1-ое число месяца Мухаррам пришлось на 19 июля. В арабском языке слово «мухаррам» означает также «запретный», «запрещенный». В этот месяц не разрешалось вести военные действия и походы.

2. Сафар — второй месяц, длится 30 дней. Наступает 18 августа, 2022 г. Переводится — «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.

3. Раби’уль-авваль — великий месяц, длится 29 дней. Наступает 16 сентября, 2022 г. Это месяц рождения Мухаммада ﷺ — посланника Аллаха. В благословенный месяц читают проповеди в мечетях, помогают нуждающимся и кормят голодных.

4. Рабигуль-ахир — четвертый месяц, длится 29 дней. Наступает 16 октября, 2022 г. Он переводится как «второй Раби». Является месяцем окончания осени.

5. Джумадаль-авваль — месяц начала зимы, длится 29 дней. Наступает 15 ноября, 2022 г. Джумада происходит из слова «замерзать», «застывать».

6. Джумадаль-ахир — месяц середины зимы, длится 30 дней. Наступает 15 декабря, 2022 г. Слово «джумада» применяется для обозначения пересохших земель, «ахира» — «последний». Месяц часто засушливый.

7. Раджаб — месяц воздержания от военных действий и походов, длится 29 дней. Наступает 23 января, 2023 г. Раджаб переводится как «воздержаться от насилия».

8. Шагбан — предшествует месяцу Рамазан, длится 30 дней. Наступает 21 февраля, 2023 г. Название происходит от слова «разделяться». В данный месяц племена шли в походы.

9. Рамазан — священный месяц, длится 30 дней. Наступает 23 марта, 2023 г. В этот месяц мусульмане соблюдают пост. В дневное время нужно отказаться от пищи, а также отстраниться от любых запрещенных дел.

10. Шавваль — месяц кочевий, длится 29 дней. Наступает 21 апреля, 2023 г. Его начало предшествует окончанию поста, когда мусульмане отмечают Ораза айт — праздник разговения.

11. Зуль-када — месяц стоянок, длится 29 дней. Наступает 21 мая, 2023 г. Название обозначает «находиться на месте, сидеть».

12. Зуль-хиджа — высокочтимый месяц, длится 30 дней. Наступает 19 июня, 2023 г. В этот месяц запрещались конфликты, войны, кровная месть.

В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.

Казахи ― тюркский народ, который много веков вел кочевой образ жизни, и сегодня бережно хранит традиции, формировавшиеся при постоянных переездах. Некоторые из традиций и обычаев казахов помогали им выживать в сложных условиях, другие имеют сакральное значение, все они стали основой идентичности казахского народа и формирования его национальной культуры.

Традиции казахов

Социальные традиции

У казахов современные культурные традиции гармонично сочетаются с древними обычаями, а религиозные праздники мусульман и христиан с национальными праздниками, установленными законом.

Как государственные праздники в Казахстане отмечают:

  • Новый год (1 и 2 января);
  • Международный женский день (8 марта);
  • Наурыз мейрамы ― праздник прихода весны (21 марта);
  • Праздник единства народа Казахстана (1 мая). Отмечается с 1996 года;
  • День защитника Отечества (7 мая). Праздник связан с созданием в стране в 1992 году национальных вооруженных сил;
  • День Победы (9 мая);
  • День Столицы (6 июля). В этот день в 1994 году столица Казахстана была перенесена из Алма-Аты в Акмолу;
  • День Конституции (30 августа);
  • День Первого Президента Республики Казахстан (1 декабря). Праздник основан в честь признания особых достижений Нурсултана Назарбаева.
  • День Независимости Республики (16 декабря).

Многие из казахов придерживаются мусульманства, поэтому в стане чтут религиозные праздники ислама.

Праздник Курбан-айт

Самыми значимыми можно считать:

  • Курбан-айт. Трехдневный праздник, который отмечается 21 августа. В этот день принято совершать жертвоприношение в виде домашнего животного (козы или барана).
  • Ночь Рагаиб. Дата бракосочетания родителей пророка Мухаммеда. Отмечается в первую пятницу месяца Раджаб.
  • Раджаб-байрам. Праздник вознесения пророка Мухаммеда. Отмечается 27 числа месяца Раджаб.
  • Лейлят-аль-Кадр. Дата, связанная с ниспосланием пророку Мухаммеду Корана, отмечается в период поста в месяце Рамадан.
  • Мусульманский Новый год. Празднуют в первый день месяца Мухаррам.
  • Рождение Пророка. Отмечается 12 числа месяца Рабиг ал-авваль.

Мусульманские праздники казахов

Треть населения Казахстана исповедуют христианство, поэтому в стране также отмечают христианские праздники:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Пасху (переходящий праздник, отмечается в период с 4 апреля по 8 мая);
  • Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября.)

В эти дни православные казахи посещают церкви, накрывают праздничные столы.

Национальные казахские традиции

У каждой нации есть хотя бы один обычай, который можно назвать уникальным. У казахов таких традиций много, и кратко рассказать о них просто не получится.

Скачки байга

Самые популярные:

  • Байга. Это скачки на лошадях по пересеченной местности. В прежние времена байгу проводили как соревнования претендентов на руку девушки, сегодня эти скачки проходят на ипподромах, а призом служат автомобили или дорогая оргтехника.
  • Саркыт ― гостинцы, которыми хозяева наделяют гостей. Такие небольшие подарки (обычно в виде сладостей) считаются выражением уважения и благодарности за визит.
  • Ерулик. Угощение для новых соседей. Эта интересная национальная традиция казахов сохранилась со времен существования аулов, когда новоселы получали в подарок от старожилов накрытый стол, это помогало им быстрее адаптироваться в новой среде и знать, что соседи всегда придут на помощь.
  • Разделение жизни на циклы. Одна из основных традиций казахов ― деление всей жизни на 12-летние периоды ― «мушлы». Первый период ― детство, второй ― период взросления и обучения выбранной профессии, третий ― время создания семьи и самостоятельной жизни. Достигшего четвертого «мушела» мужчину называют аксакалом, пятый и шестой «мушел» ― время подведения итогов жизни.

Обряды казахов

Традиции казахской семьи

Семейные традиции казахского народа строились на особом виде социальной иерархии ― статусе в родовом клане. Так, старшего сына после взросления обычно отправляли к родителям отца или матери, среднего сына готовили к воинской службе, а младший оставался жить с родителями. У казахов принято вести свою родословную, раньше генеалогическое дерево в семьях фиксировалось до седьмого поколения. Это делалось не только с целью почтения предков, но и для того, чтобы между близкими родственниками не заключались браки. Все важные события в жизни казахской семьи сопровождались определенными обрядами.

Свадьба

Свадебные традиции казахов – это множество национальных обрядов, которые начинаются со сватовства и заканчиваются послесвадебными посещениями всей родни. В Казахстане соблюдается запрет на брак между близкими родственниками, поэтому казахи знают свою родословную до седьмого колена. Принято также соблюдать разницу в возрасте между женихом и невестой: жена не должна быть старше мужа больше чем на 8 лет, а муж старше жены больше чем на 25 лет.

Свадьба казахов

Раньше невесту для сына задолго до его совершеннолетия находили родители, новые традиции казахов не запрещают молодым людям выбирать суженную самостоятельно, без предварительного договора своих и ее родителей. Процесс сватовства проходит в несколько этапов, первый визит родителям девушки наносит доверенное лицо жениха, а в случае их согласия на брак приезжает отец жениха. Семьи обмениваются подарками и заключают свадебный договор. Только после совершения всех этих обрядов жених имеет право навестить будущую жену в ее доме, предварительно отправив ее родителям подарок в знак уважения.

Официальная гражданская регистрация брака происходит в местном ЗАГСе. По народным традициям казахов обряд венчания не требует обязательного освящения муллой, достаточно, чтобы представители родов жениха и невесты пропели обрядовую свадебную песню «аужар айту».

По национальным казахским обычаям, свадьба проводится в два этапа. Сначала в дом невесты приезжает группа молодых людей, среди которых жених, богатая одежда которого отличает его от сопровождающих джигитов. Свадебный наряд невесты представляет собой длинное расшитое шелком платье и особый головной убор ― высокая шапочка «саукеле» из бархата, украшенная драгоценными камнями.

Традиционная казахская свадьба

Свадьба в доме жениха проходит на следующий день, когда молодые люди уже фактически стали супругами. После свадебного пира мать жениха снимает с невесты шапочку «саукеле», и надевает на нее головной убор замужней женщины ― «касаба». После свадьбы молодые муж и жена несколько дней посещали своих новых родственников, принося с собой подарки, и демонстрируя, таким образом, свое почтение и уважение.

Обряды, связанные с рождением детей

С самого младенчества казахский ребенок проходил через множество обрядов, которые, как считалось, помогали ему стать самостоятельным и удачливым.

Одна из древних традиций казахов ― празднование появления на свет ребенка. Церемониальный обряд называется Бесик той. На третий день после рождения младенца укладывают в колыбель-качалку, которая символизирует уютное гнездышко. На праздник приглашают гостей и объявляют имя новорожденного.

Обряд бесик той

Кыркынан шыгару – обряд ритуального омовения ребенка, когда ему исполняется 40 дней, которые считаются периодом очищения и адаптации.

Национальный обряд, который проводят, когда ребенку исполнился год, называется Тұсау кесу. Ножки малыша связывают черно-белой веревкой, а человек, которого считают наделенным хорошей энергетикой, разрезает эту веревку, чтобы ребенок быстрее встал на ноги и шел в жизни по правильной дороге.

В возрасте 5-лет казахским мальчикам проводят два ритуальных обряда под названием Атка отыргызу. Тюркские народы, ведущие кочевой образ жизни, с раннего возраста приучали мальчиков к верховой езде. Первую ритуальную посадку на лошадь осуществляет аксакал, после этого в присутствии муллы специально обученный человек проводит мальчику операцию обрезания ― удаление крайней плоти.

Атка отыргызу

Проводы в последний путь

Похоронный обряд у казахов основан на древних традициях, он довольно сложен. Погребение проводится не раньше, чем через два-три дня после смерти. Покойника обмывают, в обряде принимают участие родственник того же пола, что и усопший, детям обмывать родителей не разрешается. Существуют правила, в каком порядке следует обмывать тело покойников, нарушать этот порядок нельзя.

Когда тело считалось ритуально чистым, его обертывают несколькими узкими полотнищами белой материи, которые заменяют рубаху и чалму, и заворачивают в ковер. После облачения проводилась панихида (жаназа), на которой мулла читал заупокойную молитву. Затем усопшего перевозили на кладбище.

Согласно предписаниям ислама, в погребальной церемонии, независимо от пола покойного, принимают участие только мужчины. Тело усопшего кладут с южной стороны могилы, затем несколько человек спускаются в яму и принимают тело, опускаемое на длинных полотенцах. Погребение сопровождается чтением сур Корана. Поминальный обед проводится после похорон, на 3,7 и 40 день, а также в годовщину смерти.

Казахская кухня

Основными блюдами у казахов считаются мясные, их готовят из баранины, говядины, конины или верблюжатины. Свиное мясо ислам употреблять не разрешает, а птица в казахских рецептах используется не часто, поскольку ее разведение в стране ограничено.

Кухня казахов

ТОП-10 казахских национальных блюд:

  • Бешбармак. Очень густой суп на крепком бульоне. Состоит из кусочков отварного мяса и салмы ― фигурной лапши домашнего приготовления.
  • Куырдак. Мясные субпродукты (печень, сердце, почки, легкие) и картофель, жареные на курдючном сале.
  • Ушпара. Первое блюдо – начиненные мясом квадратики теста, сваренные в овощном супе.
  • Манты. Аналог русских пельменей, блюдо из мелкорубленого мяса и тонко раскатанного теста, готовят манты на пару.
  • Палау (плов по-казахски). Кроме обычных ингредиентов ― риса, мяса (обычно баранины), моркови и лука, в него добавляют в плов курагу, изюм или сушеные яблоки.
  • Казы. Это колбаса из конины, приготовленная со специями и пряностями.
  • Коктал. Рыба, запеченная с овощами и сыром. Готовится в коктальнице ― металлическом ящике с решеткой.
  • Баурсак. Десертное блюдо, представляющее собой обжаренный в масле пончик круглой, квадратной или треугольной формы.
  • Талкан. Сладкое блюдо из прожаренных и растолченных зерен пшеницы, смешанных с сахарным сиропом.

Сладость талкан

  • Чак-чак. Десерт из тонких длинных кусочков теста, обжаренного во фритюре, политых сиропом и посыпанных орехами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Калядань чи мордовский праздник
  • Кальмары на праздник рецепт
  • Калхун день америка праздник
  • Калужская область снять дом на новогодние праздники
  • Калужская область какой праздник