Канва сценария это

Работа по теме: 3 БЛОК. Глава: Организация и проведение корпоративного Нового года. ВУЗ: СПбГИК.

Организация и проведение корпоративного Нового года

Формы
проведения праздника могут быть
следующими:

  • спортивный
    праздник;

  • банкет;

  • фуршет;

  • праздник-концерт;

  • праздник
    на природе;

  • стилизованная
    вечеринка;

  • бал-маскарад
    и др.

Спортивный
праздник
 –
это чаще всего выездное мероприятие,
проводимое на территории спортклуба,
пансионата и т. д. Такая форма праздника
идеально подходит для быстро развивающейся
компании с молодым и амбициозным
коллективом. Сотрудники таких компаний,
как правило, всегда готовы к соперничеству,
будь то соревнование за заключение
самого удачного контракта или стрельба
из лука.

Банкет 
традиционная и наиболее любимая всеми
форма проведения праздника. Для проведения
банкета обычно снимается кафе, ресторан,
банкетный зал и т. д., приглашаются
танцевальные и музыкальные коллективы.
Это не самая “подвижная” форма праздника,
но зато, пожалуй, самая универсальная.

Фуршет –
по форме близок к банкету, но более
демократичен: дает сотрудникам возможность
общаться не только с соседями за столом,
но и со всеми присутствующими. Меньше
официальности, больше мобильности –
вот главные отличия фуршета от банкета.

Праздник-концерт
(капустник
) –
подходит для дружного творческого
коллектива, где люди способны посмеяться
над собой. Обычно такой праздник готовят
самостоятельно в каждом отделе втайне
от других, команды заранее разрабатывают
сценарии и репетируют, а потом все
объединяются в общем концерте (капустнике).

Стилизованная
вечеринка
 –
веселое, запоминающееся, необычное
мероприятие, требующее длительной и
основательной подготовки. Организовать
его труднее, чем, скажем, банкет, но эти
усилия не будут напрасными.

Бал-маскарад
– идеальный вариант для празднования
Нового года. Маски, яркие костюмы, музыка
– все это поспособствует созданию
яркого, запоминающегося события.

Разработка
сценария также непростой, но самый
творческий этап подготовки любого
праздника. Все сценарии условно можно
поделить на несколько видов:

  • сценарий-канва;

  • сценарий-путешествие;

  • театральный
    сценарий;

  • мини-сценарий
    (почти не требует репетиций, подходит
    для небольших компаний) и др.

Напомним,
что сценарий разрабатывается исходя
из уже заранее определенной формы
мероприятия.

Так,
сценарий-путешествие
отлично подходит для праздника на
природе, но совершенно неприемлем для
банкета, а театральный сценарий не
годится для спортивного праздника.

Сценарий-канва –
самый удобный вид сценариев. Заранее
прописывается не весь сценарий дословно,
а лишь основные его этапы: приветствие,
конкурсы, танцевальные блоки и т. д.

Сценарий-путешествие подходит
только для выездов на природу, где есть
возможность перемещаться на довольно
большие расстояния. Как правило, для
такого сценария придумывается легенда
(обычно это поиски клада или “пропавших”
людей), на основе которой и строится
весь праздник. Коллектив разбивается
на отряды, и задача каждой команды –
быстрее других преодолеть все препятствия
и пройти заданный маршрут.

Театральный
сценарий
 очень
интересен, но требует большой работы.
Он должен быть расписан по ролям,
просчитан по времени с учетом реплик и
передвижения исполнителей по сцене.

Мини-сценарий может
стать решением для небольших коллективов.
Он включает в себя пару конкурсов,
несколько заранее придуманных актуальных
тостов, может быть, какое-то подготовленное
поздравление. Далее праздник проходит
в свободном режиме.

Сценарий
новогоднего праздника

Приведем
пример сценария-канвы, который при
небольших доработках может быть
использован как внутри отдела, так и на
общем корпоративном мероприятии.

Перед
началом всем участникам праздника можно
раздать карточки (открытки, приглашения)
с номерами, которые впоследствии будут
участвовать в беспроигрышной лотерее.

Кроме
того, в зале, где проходит праздник,
можно развесить листы ватмана, на которых
каждый присутствующий может написать
новогодние пожелания и поздравления
кому-либо из коллег или в адрес компании.

Ведущий
приглашает всех за стол и произносит
тост за уходящий год. После небольшой
(5–7 минут) паузы ведущий предлагает
присутствующим назвать 18 прилагательных,
ассоциирующихся с Новым годом. Все
ответы он записывает, потом достает
огромную открытку и объявляет, что
только что все гости наконец-то закон
чили письмо-приглашение Деду Морозу. И
если что-то в этом письме оказалось не
так, то никто не виноват – творчество-то
коллективное… Затем ведущий зачитывает
заранее приготовленный текст-заготовку
письма Деду Морозу с вписанными в нее
прилагательными, которые назвали
присутствующие.

Новогоднее
чтение мыслей”

Укрась
елочку Дружеский обмен Новогодняя
гирлянда
Ласковая
внучка” “Рукодельница”

Танцуй,
пока молода” Церемония награждения
Как подготовиться к Новому году в школе

Начинать
готовиться к новогодним праздникам в
школе лучше за месяц-полтора. Тогда Вам
хватит времени не только на сочинение
сценария иподготовку
карнавальных костюмов
, но и на
репетиции. Ведь так важно, чтобы ничто
не испортило новогоднее
настроение.
Актив
Начните с
того, что сформируйте актив, который
поможет Вам в подготовке и проведения
новогоднего праздника. Важно только,
чтобы все было четко спланировано, и
каждый знал свой участок работы и
все, что от него требуется.
В актив
должны входить:
— организаторы (для
создания сценария, подготовки игр и
конкурсов),
— музыканты (для музыкального
сопровождения)
— танцоры
— чтецы,

художники (для оформления)
— мастера
на все руки (те, кто умеет шить, столярничать
и т.д.).

Сценарий
Следующим
этапом организации
Нового года
 станет написание
сценария проведения праздника, сценария
в наиболее широком смысле этого слова.
А это значит, что в сценарии необходимо
описать все до мелочей:
— как будет
оформлена елка, школа и ее двор,
— как
произойдет открытие карнавала,
— кто
отвечает за подготовку карнавальных
костюмов
— какие будут проходить игры
и аттракционы,
— кого и за что будут
награждать,
— где и какие призы можно
взять,
— какая и в каком случае должна
звучать музыка и т.д.

19.
Специфика организации детских праздников
.

Термин
«праздник» (от греческого слова
«Еориз») часто употребляется для
характеристики эмоциональных состояний
(праздник чувств, эмоций, души, сердца).
С праздником ассоциируется чувство
приятного, радостного.

Детский
праздник — важная часть жизни ребенка,
это радостное событие, которое позволяет
расслабиться, встряхнуться, забыться,
а порой и просто отдохнуть от будней.
Праздники духовно обогащают ребенка,
расширяют его знания об окружающем
мире, помогают восстанавливать старые
и добрые традиции, объединяют и побуждают
к творчеству.

Занимаясь
его подготовкой, педагоги, воспитатели,
родители должны в первую очередь
ориентироваться на интересы каждого
конкретного ребенка и группы детей, для
которых и готовится этот праздник. И
главный критерий подбора материала
здесь — зрелищность, яркость и веселость.
Все это в массовом проявлении. Праздник
развивает детей, готовит их к творческой,
продуктивной деятельности, помогает
решать многие специфические задачи
воспитания. Впечатления раннего детства
часто остаются в памяти на всю жизнь. .

Виды
и формы детских праздников

Детский
праздник — один из самых ярких моментов
в жизни ребенка. Праздники открывают
детям простор для творчества, рождают
в душе ребенка светлые чувства, благородные
порывы, воспитывают умение жить в
коллективе, духовно обогащают ум и
сердце.

Массовой
практике присуще большое разнообразие
форм проведения детских праздников,
количество которых постоянно растет.
Из них наиболее распространены: фестивали,
театрализованные представления,
тематические дни и недели, праздничные
обряды и ритуалы, спектакли, презентации,
балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы,
олимпиады, юбилеи, КВН, утренники,
линейки, вечера, концерты и др. Все они,
как правило, составляют неотъемлемую
часть культурно-досуговой деятельности
в работе с детьми. Важная роль в реализации
культурно-досуговой деятельности
принадлежит учреждениям дополнительного
образования детей.

Можно
выделить следующие виды праздников, в
которых возможно участие детей:


церковные праздники, главными из которых
являются Рождество и Пасха и др.;


календарно-обрядовые праздники — Новый
год, Масленица (проводы зимы), праздник
Ивана Купалы, праздник урожая;


профессионально-трудовые праздники
(день учителя и т.д.);


гражданско-личностные праздники, или
семейные (свадьба, день рождения, юбилей
и т.д.)


спортивные праздники;


праздники для детей;


мемориальные праздники, связанные с
жизнью и творчеством великих русских
поэтов и писателей, художников и
композиторов;


юбилейные праздники городов (День
города), областей и республик.

Идея,
сущность и эффективность праздника

Участники
праздника — взрослые и дети. По оценке
специалистов взрослые участники
праздника, и дети, выполняя несложные
творческие задания, исполняя элементы
ритуально-игровых праздничных действий
совместно (в режиме сотрудничества)
удовлетворяют потребности в общении,
разумной интимности, субординационных
отношениях.

Итак,
игры на празднике (обязательный атрибут
праздничного веселья) — активное средство
самовоспитания детей и удовлетворения
потребности в деятельности. Вовлеченные
в праздник дети, проявляют выдумку;
находят в новом старое, в старом новое;
хорошо выполняют чужой замысел, но и
умеют обновить идею.

Художественное
содержание праздников воплощается в
музыке, в песне, стихах. В народных
сказках, пословицах и поговорках
заложены, с одной стороны, нравственные
заповеди, с другой — разнообразные
советы, наставления, т.е. правила поведения
в будни и праздники.

Почти
у каждого календарного праздника — своя
тема, отражающая историю народа, страны,
мира. Художественно-педагогическая
значимость и событийность праздника
характеризуются достаточно определенными,
близкими детям и взрослым общими
признаками, такими как:


абсолютная добровольность участия и
согласие со всеми обязательными и
условными правилами досуговой деятельности
того или иного праздника;


свободный выбор детьми разнообразных
сюжетов, ролей, положений, поведения
праздничного действия;


наличие в праздниках глубинных народных
традиций, вбирающих в себя весь спектр
обычаев, ритуалов, церемониалов, символов
и атрибутов принципиального характера,
отработанных социальным временем
развлечений и художественных актов,
жанров самодеятельного искусства,
состязаний, фольклора.

Для
детей традиционно проводятся следующие
праздники:

·
Праздник
осени. Проводится обычно в октябре
месяце. Это праздник прощания с летом.

·
Новый Год. Детей традиционно посещает
Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят
хоровод вокруг нарядной елки. Дети
показывают Деду Морозу свои танцы,
песни, читают стихи. Новый Год — самый
веселый праздник для всех.

·
Восьмое Марта. Дети поздравляют своих
мам, бабушек, учителей и воспитателей
с праздником. Праздники можно условно
разделить на два типа:

Тип

Название
праздника

Цели

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое
Марта

воспитание
чувства уважения и благодарности к
маме и близким женщинам

Новый
Год

формирование
у детей отношения к празднику как к
чудесному, радостному событию; развитие
эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник
осени

воспитание
умения видеть прекрасное в природе и
окружающей среде

До
свиданья, детский сад

формирование
положительной мотивации к будущему
обучению в школе; воспитание чувства
благодарности к учителям и воспитателям
детского сада; развитие эмоциональности

Поэтому
одни праздники посвящены незабываемым
историческим вехам, другие — аграрным
ожиданиям и достижениям, третьи —
счастливым семейным датам и т. д., но все
они — проявления безутешных коллективных
переживаний и несдерживаемой творческой
фантазии народа

Детские
народные праздники — комплексная
синтетическая деятельность,

которая
является активной деятельностью в сфере
культурного наполнения

свободного
времени детей, иначе говоря, в сфере
досуга. В традиционных

типах
культур детские праздники — это праздники
взрослых, где детям не

запрещается
присутствовать и участвовать, иногда
быть главными

персонажами
ритуального действия. Детские праздники
— не пустое

времяпрепровождение
для детей, это составная часть их
образовательной

культурно
— просветительской программы.

20. Специфика организации вечеров
любительского творчества.
В
393 культурно-досуговых учреждениях
Новгородской области работают  2435
 
коллективов  самодеятельного
художественного творчества:

        
342
 вокально-хоровых коллектива

        
329
 хореографических коллективов

        
321
 театральный коллектив

        
76
 фольклорных коллективов

        
14
 инструментальных коллектива

        
126
коллективов изобразительного искусства

        
503
коллектива народных промыслов и ремесел

Хореографическое
творчество

         Жанр
наиболее развит в Старорусском (38),
Новгородском (32), Окуловском (25), Боровичском
(27), Валдайском (21) муниципальных районах
области  и Великом Новгороде (109);

Театральное
творчество

Театральный
жанр успешно развивается в Старорусском
(43), Хвойнинском (30), Боровичском (28),
Крестецком (26) муниципальных районах
области;

Вокально-хоровое
творчество

Успешно
развивается в
Старорусском (62), Боровичском (39), Холмском
(35), Новгородском (33), Крестецком (25),
Пестовском (23) муниципальных районах
области;

Фольклор

Наибольшее
количество фольклорных коллективов
работает в Боровичском (17), Мошенском
(9), Старорусском (5), Любытинском  (5),
Новгородском (4) муниципальных районах
области;

Инструментальное
творчество

В
настоящее время только 8 муниципальных
районов развивают этот жанр: Новгородский
(4), Боровичский (1), Старорусский (1),
Валдайский (1) муниципальные районы,
Великий Новгород (2) – оркестры и ансамбли
русских народных инструментов;

Шимский
(2), Старорусский (1), Окуловский (1),
Хвойнинский (1) – духовые оркестры.

         В
целях развития и популяризации
самодеятельного художественного
творчества в области ежегодно проводятся
международные, всероссийские и областные
фестивали, конкурсы, смотры:


  Международный фестиваль народного
искусства и ремесел «Садко»,


Российская детская фольклорная ассамблея,


открытый Всероссийский фестиваль-конкурс
детского и юношеского творчества
«Золотая ладья»,


областной конкурс исполнителей эстрадной
песни  «Волховские зори»,


детско-юношеский конкурс исполнителей
 эстрадной песни «Музыкальная радуга»,


областной фестиваль хореографического
искусства,


фестиваль кукольных театров,


областной фестиваль «Театральная
осень»,


фольклорные праздники в музее деревянного
зодчества «Витославлицы»,


ярмарки народных промыслов и ремесел.

          
Самодеятельные
коллективы области принимают активное
участие в этих творческих мероприятиях.
Ежегодно в городах ближнего и дальнего
зарубежья проходят фестивали, конкурсы,
смотры, Дельфийские игры,  участниками 
которых являются самодеятельные
коллективы муниципальных районов
области и Великого Новгорода. Творческие
коллективы, участвующие в мероприятиях
столь высокого уровня, подтверждают
свое мастерство, постоянно получают
звания дипломантов, лауреатов.

Проведение
праздников на работе – неотъемлемая
часть любой корпоративной культуры.
Главная цель подобных мероприятий –
сплочение коллектива. В нашей стране
самым любимым праздником без преувеличения
можно назвать Новый год. В отличие от
дней рождений, юбилеев и других торжеств,
этот праздник общий для всех: его ждут,
к нему заранее готовятся, покупая подарки
и продумывая каждую мелочь. Новый год
несет с собой ощущение чуда, ожидание
перемен, кроме того, именно в это время
принято подводить итоги и строить новые
планы. Эта дата – 1 января – зачастую
становится точкой отсчета, некой вехой
в жизни не только компании, но и каждого
человека, работающего в ней. Вот почему
очень важно отпраздновать это событие
не только торжественно и официально,
но и весело, дружно – так, чтобы новый
год действительно начался удачно.

Некоторые
вопросы организации праздника

Начинать
готовиться к празднику следует не за
неделю, а как минимум за месяц-полтора
до предполагаемой даты мероприятия.
В плане подготовки праздника обязательно
должны быть отражены следующие пункты:

  • создание
    оргкомитета;

  • определение
    формы проведения праздника;

  • уточнение
    места проведения;

  • разработка
    сценария;

  • выбор
    ведущего;

  • подготовка
    музыкального оформления;

  • подбор
    реквизита и подарков (если они
    предусмотрены);

  • оформление
    помещения.

Помните,
что при организации праздника не бывает
“мелочей”. Любой недочет может испортить
вечер, и наоборот: маленькая, но удачная
находка добавит очарования и внесет
разнообразие в любое корпоративное
мероприятие.

Я часто выступаю. Думаю, что у меня в копилке несколько сотен формальных публичных выступлений. И мне регулярно говорят, что я делаю это хорошо. Попутно получаю массу вопросов о том, как готовиться и как научиться выступать.

Решил поделиться канвой подготовки, которую использую сам и шлифую несколько лет, предварительно приведя ее
в божеский вид. 

Ниже подробнее о том, как ей пользоваться.

Для начала сохраните себе шаблон канвы

Она есть в трех форматах:

Google Doc

Notion

PDF

Заполняем канву

Я рекомендую начинать подготовку минимум за неделю, если это не сложное выступление и за несколько недель,
если выступление важное и ответственное.

Не буду скрывать, сам я часто готовлюсь в последние сутки. Результат, как правило, получается соответствующий.

Канва состоит из нескольких разделов.

Мероприятие

В этом блоке вписываем мета-данные мероприятия: название, повод, адрес (если в офлайне), дату и время.

Не забываем расспросить организаторов про технические параметры: тайминг, нужна ли презентация, какого формата файл, какого формата слайды (чаще всего 16:9, но бывает и экзотика), будут ли флипчарт и маркеры и т.п.

Аудитория

За годы публичных перфомансов, как своих, так и тех, где я был слушателем, я понял, что самые крутые выступления получаются, если спикер подумал об аудитории и о том, зачем ей его слушать. Поэтому я всегда начинаю подготовку
с фокуса на слушателях.

Кто эти люди? Сколько им лет? Чем они занимаются? Насколько они продвинуты в теме? Осознанно или они идут
на вас, или это просто часть программы? Не стесняйтесь и расспросите организаторов об этом как можно подробнее.

В моем опыте было пару эпизодов, когда я не интересовался аудиторией, и выступления оказались просто провальными.

Никогда не забуду, как я поехал в Австрию выступать перед студентами, а в итоге в зале оказались одни профессора (для студентов лекция была опциональна, и почти никто не пришел), и выглядело это все так, будто школьник пытается учить учителей. Хотелось провалиться под землю.

Убеждения аудитории

Что аудитория уже знает о предмете выступления? Какие есть распространенные мифы и предубеждения? Может быть, в воздухе висит актуальный вопрос, связанный с вашей темой, или недавно произошло что-то важное, и люди хотят услышать ваше мнение?

Например, вас пригласили выступить на тему инвестиций для чайников, а на днях произошел обвал или, наоборот, беспрецедентный скачок акций Эппла или Теслы. Наверняка, люди слышали об этом и хотят, чтобы вы уделили внимание случившемуся. Расскажите об этом, это интересно. 

В чем ценность вашего выступления для этих людей? Зачем им ваше выступление? Какова цель их прихода?

Поинтересуйтесь у организаторов: они часто могут дать ответы на эти вопросы и порекомендовать какие-то подтемы, которые будут особенно актуальны для аудитории.

А теперь представьте, с чем зрители покинут зал. Как изменятся их убеждения? Это полезно делать на этапе подготовки — так вы сможете лучше понять, о чем пойдет речь в материале.

Например, до вашей лекции люди думали, что круто инвестировать в акции, ведь можно разбогатеть
на технологических гигантах. Но с тем, что они узнали от вас, они понимают, что не будучи профессиональным инвестором лучше вкладывать деньги в фонды и облигации, а не в отдельные бумаги.

Цели

Чего бы лично вы хотели для себя от выступления? Чего бы вы хотели для своей компании (неважно, работаете ли вы
в ней по найму, или она принадлежит вам)?

Завести новые знакомства? Поддержать свой имидж эксперта? Найти работу? Найти партнера по бизнесу? Нанять человека в команду? Привлечь инвестиции? Познакомиться с конкретным важным для вас человеком, который будет
в зале?

Не нужно стесняться: подумайте, какую пользу вы хотите извлечь для себя? Особенно если выступление не подразумевает гонорара (в моем случае это 95% выступлений).

Это поможет при подготовке: например, в конце вы можете сказать, что ищете в команду специалиста, или в ходе выступления уделить чуть больше внимания успехам вашей компании, чтобы заинтересовать инвесторов.

Темы и тезисы

После ответов на вопросы выше можно приступать к структурированию выступления.

Обычно я начинаю с того, что фиксирую 2-5 потенциальных тем (заголовков) для выступления. Часто бывает, что тема известна заранее, тогда можно переходить к тезисам.

Далее рядом набрасываю список тезисов, которые непременно хочу раскрыть. Необязательно к какой-то конкретной теме. Часто бывает, что одни и те же тезисы подходят сразу к нескольким темам.

После того, как передо мной разложены возможные темы и тезисы, я продолжаю что-то дописывать и вычеркивать,
и, примерно через 15-30 минут, внутренне определяюсь с тем, на какую тему буду выступать и что хочу рассказать людям.

Важно при этом постоянно обращаться к ответам на вопросы о целях выступления, которые к тому моменту уже записаны у вас. Главное — не потерять связь между запросами аудитории, вашими целями, темой и тезисами.

На выходе у вас должны остаться тема и основные мысли к выступлению. Если время позволяет, дайте им отлежаться сутки и на следующий день еще раз проверьте. Иногда может захотеться что-то изменить.

После этого тему и тезисы можно отправить организаторам.

Нарратив

Это мой любимый прием, который позволяет проверить логику повествования. Часто бывает, что даже уже в готовом материале она сильно нарушена, что заметно ухудшает восприятие. Лучше позаботиться об этом заранее.

Суть упражнения в том, чтобы накидать 2-3 абзаца текста, где вы передаете логику повествования. Например, вот так.

Представьте, что вы рассказываете свой дипломный проект на курсе по продакт-менеджменту. Это пример из моего поста, где я писал про данный прием.

Тогда нарратив выступления может выглядеть так:

Мне достался существующий продукт ХХХХ. Самое узкое место – удержание пользователей. В чем причина низкого удержания ХХХХ? Проанализировала поведение пользователей. Возникла гипотеза о проблеме с режимом тренировок.

Проблема подтвердилась отзывами пользователей в Google Play и App Store. Другая гипотеза: большинство регистраций приходится на нулевой уровень, так как ХХХХ позиционирует себя для начинающих. И, скорее всего, ХХХХ сложен для новичков и не вовлекает их.

Опросила зарегистрированных пользователей. Гипотеза подтвердилась. Какая ситуация на рынке? Эксперты видят основной драйвер роста в работе с мотивацией учеников. Пообщалась с пользователями за пределами ХХХХ и проверила гипотезы. Сделала вот такие прототипы фичей для повышения мотивации и формирования привычки. Получила позитивную обратную связь, а именно вот такую.

Слайды (опционально) или текст

Приступаем к созданию контента. Неважно, слайды это или текст. Ниже алгоритм, по которому я обычно готовлю материал (на примере слайдов). Этот этап занимает у меня от двух до пятнадцати часов, разнесенных на несколько дней, в зависимости от сложности выступления.

  1. Первый проход. Делаем пустую канву: по одному слайду на каждый тезис, тему; только заголовки и ничего больше
  2. Второй проход. Наносим основные мысли на слайды
  3. Третий проход. Компонуем презентацию, добавляем примеры, задачи, вопросы в зал
  4. Четвертый проход. Приводим в порядок шрифты, добавляем анимацию, сохраняем и отправляем организаторам

Репетиции

Если меня спросить, какой самый главный совет я дам для улучшения выступлений — это однозначно репетиции. Они дают +100500 к качеству.

Во время предварительных прогонов вы всегда замечаете кучу недочетов в слайдах, логике. Приходит куча идей:
что добавить, что убрать, какую шутку или картинку ввернуть.

Я рекомендую делать несколько прогонов. Достаточно трёх.

  1. Прогоняем вслух, самостоятельно. Обращаем внимание на связность логики и мыслей, помечаем, что добавить/убрать
  2. прогон перед друзьями/коллегами. Цель: проверить, укладываемся ли в тайминг; получить фидбек от слушателей. Если неудобно перед живыми людьми, можете записать себя на видео и посмотреть самостоятельно;
  3. самостоятельная финальная репетиция. Цель: расставить акценты в повествовании, добавить последние штрихи.

Готово

Поздравляю! У вас есть материал, и вы готовы его показывать. Далее дело непосредственно за выступлением. О том, как подготовиться к дню Х, я расскажу отдельно, и здесь появится ссылка.

Успехов вам!

P.S. Я буду рад вашей обратной связи по использованию этой канвы. Поделитесь со мной вашим опытом.

Как написать сценарий корпоративного видеоролика и не раздуть смету? Мы не заменим вам учебник по сценарному мастерству и 10 лет опыта работы с рекламными сценариями, но поделимся 8 ключевыми принципами из собственного опыта, поможем избежать типичных ошибок и разобраться в вопросе на уровне маркетолога “в теме”.

Давайте начистоту: никто не любит смотреть рекламу. Люди приходят в интернет не за этим. В эпоху переизбытка информации, креативный сценарий — один из главных факторов привлечения и удержания зрителя. Но как угодить зрителю, Заказчику и продакшену одновременно?

Человек не в теме часто думает, что сценарий рекламного ролика — это чуть более отполированный вариант обычной рекламной статьи. Человек более продвинутый ищет истину в книгах по сценарному мастерству для большого кино. И только мы, агентство видеопроизводства, знаем, как это делать правильно. И сейчас расскажем.

Видео-версия статьи

Не рассказывать, а показывать

В основе крутого сценария по-прежнему лежит история.

Но когда вы пишите сценарий корпоративного видеоролика, вы пишете не для читателя и даже не для зрителя, а для дизайнера (или для операторов в случае со съемкой). По сути, вы создаете не самостоятельное творческое произведение, а подробное техническое задание.

В голове продюсера, арт-директора и даже Заказчика должна сложиться не столько история, сколько цепочка визуальных образов. А уже их задача — воплотить замысел сценариста на экране при помощи художественно-выразительных средств. У визуала их несравнимо больше, чем у публициста: графика, движение камеры, голос диктора, музыка, монтаж, который держит ритм ролика и внимание зрителя.

Когда вы задаетесь вопросом, как написать сценарий видеоролика, думайте не о том, как бы подобрать более правильные слова, а о том, какие картинки должны появиться на экране.

Миссия сценариста — не просто донести мысль, а разбудить воображение.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Адаптируйте аудиальную информацию

Этот совет прямо проистекает из первого, но посвящен не визуальной, а звуковой составляющей, точнее работе диктора.

Помните, что одно дело самостоятельно читать текст с листа и совсем другое — воспринимать его на слух. Маркетолог или PR-менеджер чаще работает с печатным текстом и редко работает с аудиальной информацией. Поэтому ему тяжело написать текст, который мягко ляжет на уши зрителя. Да что там, хотя бы текст, об который профессиональный диктор не сломает язык!

Пресс-релиз можно начинить узко специализированной терминологией, длинными речевыми конструкциями и фирменным канцеляритом. Иногда это даже будет неплохо читаться с листа бумаги. Но дайте такой длинный текст без пауз диктору, и он сначала задохнется сам, а потом задушит и зрителя.

Речевые интонации и паузы — секретное оружие диктора, которое позволяет ему задать нужный настрой. Не верите? Попробуйте скопировать фрагмент из поэмы Пушкина, закинуть в Гугл Переводчик и нажать кнопку “чтение”. Те же буквы, те же слова, ноль эффекта. Никакого эмоционального отклика!

Подробнее о тонкостях дикторского озвучивания и проблемах, с которыми сталкивается диктор, обсудили с нашим коллегой Александром Лапшиным — Председателем Союза Дикторов России.

Не борщите с креативом

Вы сейчас подумали “Чтоооо? Да вы же сами минуту назад говорили, что креатив — главный ингредиент крутого сценария”.

И это правда. В основе удачного сценария лежит история. А стандарты хорошей истории неизменны со времен древнегреческих пьес. В ней должны быть завязка, кульминация и развязка, а ещё герои и сюжетные арки.

Но все же рекламный видеоролик — это в первую очередь коммерческий продукт, а не творческое высказывание. И это накладывает ряд существенных ограничений на то, как создавать сценарий для видеоролика.

Хронометраж, стилистические и технические решения, политические и юридические условия и т.д. Проще говоря, ролик должен решать бизнес-задачу и не сжирать бюджет понапрасну.

А о том, как не слить бюджет на видео, смотрите в этом выпуске

Допустим, вам нужен объясняющий ролик для криптовалютой платформы, предназначенной для судоходной индустрии. Сценарист хочет, чтобы в этом ролике была 3D-модель океанского лайнера. Но это сделает ролик в два раза дороже. Если лайнер не обязателен, чтобы рассказать зрителю о преимуществах крипто-переводов в сравнении с обычными банковскими транзакциями, значит обходимся без лайнера.

Кроить сценарий в угоду максимальной эффективности, но в ущерб красоте — это нормально. Поэтому в корпоративных видео сюжетные арки часто сводятся к формуле «проблема – продукт – решение» или «потребность – решение – успех».

Это самый легкий способ донести до зрителя ключевую информацию, не раздувая смету ради ненужных креативных ходов.

Помните, чем выше полет фантазии, тем больнее ей будет падать при отсутствии бюджета.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Не пытайтесь охватить как можно больше аудитории

Ваш ролик может быть супер-креативным и визуально притягательным, но люди всё ещё ненавидят рекламу. Как бы вы не старались зацепить зрителей нестандартным подходом, уже в первые секунды в его голове щелкает тумблер: “Это реклама. А оно мне надо?”.

И здесь есть два варианта:

  • “О чем там? Опять криптовалюта? Как же вы достали. Пропустить”
  • “Что там за тематика? О, криптовалюта. Интересно. Ну-ка посмотрим”

Как бы вы не старались написать сценарий видеоролика, какие бы приемы Спилберга и Хичкока не применяли, не получится удержать у экрана зрителя, которому изначально не близка ваша тема.

А вот для зрителя, которому стало интересно, достаточно просто быстро и грамотно рассказать о компании или продукте. Простым человеческим языком, но по-деловому, без излишних прикрас и киношного пафоса. Экономьте время тех, кто уделил вам свое время. Не грузите их.

Неопытный сценарист, начитавшись книг о том, как написать сценарий видеоролика, узнав про “маленькие хитрости” и “сценарные крючки”, стремится сделать так, чтобы его ролик посмотрели миллионы. Но нам не нужны миллионы. Точнее ориентироваться надо не на широкую ЦА, а на свою.

Пускай лучше ваш ролик досмотрит 10 потенциальных клиентов, чем 1000 случайных людей, которых вы ввели в заблуждение “фишками” и “крючками”.

Не умничайте больше, чем необходимо

Стремление насытить сценарий профессиональной лексикой, сложными терминами и тяжелыми речевыми оборотами не сделает ваш продукт солиднее, зато повысит риск остаться неуслышанным. Не надо разговаривать со зрителем как с ребенком. Но избавьте его от сочетаний слов вроде «нарушение нутритивного статуса», там где можно сказать «проблема с организмом из-за неправильного питания».

По тем же причинам не стоит перегружать визуальный ряд. Да, у нашего продукта много «преимуществ». Бывает, что все их тяжело объяснить за полторы минуты. Но тогда, выберете три самых основных и самых полезных, а не пытайтесь запихнуть все 10 в один ролик.

Если зрителя начнет укачивать от избытка объектов и быстрой смены сцен, если диктор будет каждые 3 секунды скакать от мысли к мысли, впечатления о компании или продукте будут испорчены.

Используйте специализированный софт

Одно из золотых технических правил — всё, что можно измерить, нужно измерить. Это касается даже такой гуманитарной дисциплины, как сценаристика. В интернете существуют общедоступные сервисы для измерения длительности текста.

Самый популярный — Хрономер. Но подойдут и любые другие сервисы, вроде Soundbox.pro или Купиголос. Все они бесплатны.

Закидываем текст в форму, простая программа проводит подсчет и выдает примерный результат, сколько секунд будет длиться дикторская аудиодорожка.

Например, в тексте 100 слов, его чтение займет от 50 до 54 секунд в зависимости от длины этих слов, темпа чтения, интонации.

ВАЖНО: Даже если ваш текст «влезает» в показатели на счетчиках, это не означает, что вы останетесь довольны соответствием видеоряда и аудиодорожки. Паузы – интонационный якорь нашей речи, они не дают уплыть в открытое море и захлебнуться. Но хрономеры паузы не учитывают. Поэтому рекомендуем всегда оставлять запас хотя бы в 10% времени ролика без дикторского текста.

Хватит штампов, хватит ограничений

Облачка над головой героя, земной шар, географическая карта, бессмысленные графики-диаграммы, человек со смартфоном в руке. Это постоянные спутники “клиентских” сценариев, которые пишут маркетологи и пиарщики. Это надоело даже дизайнерам, чего уж говорить о зрителях.

Удивляйте зрителя и получите продажи

Пожалуйста, не настаивайте на своих готовых сценариях и дайте поработать профессионалам. Хороших проверенных сценаристов на нашем рынке и без того очень мало. А когда и этим специалистам твердо диктуют, как написать сценарий видеоролика, результат выходит плачевный.

Еще одна распространенная проблема — клиенты безапелляционно дают дикторский текст, для которого «нужно придумать визуальный ряд». Это изначально очень плохая затея. В видеоролике все должно быть упаковано органично.

Как мы уже отметили в совете №3, полет фантазии сценариста и без того ограничен рядом условий: бюджет, хронометраж, технические возможности студии. Так зачем же загонять его в еще более узкие рамки?

Заставляя опытного творца-визуала подгонять свои идеи под ваш шаблон, вы сами стреляете себе в ногу. Позвольте профессионалу показать все на что он способен!

Лучше писать сценарий в связке с моушн-дизайнерами

Есть мнение, что “цемент” для крутого видеоролика — это качественные и интересные переходы между сценами, эффектные преобразования в стиле «Трансформеров», полет камеры, игра масштабов между горой и булавкой – это возможности, которые открывает только анимация.

Но, автору, который привык работать исключительно с текстом, невозможно придумать или хотя бы умозрительно представить все эти визуальные украшения. А если даже и придумал, он не понимает, как передать свою идею словами.

Даже простая задумка, описанная литературно, в воображении других специалистов может приобрести совершенно иные формы.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Моушен-дизайнеры лучше видят возможности для создания крутых переходов. Поэтому над созданием действительно крутых роликов трудятся не многостаночники-одиночки, универсалы, а креативные группы. В них входят сценарист, маркетолог, художник, аниматор, моушн-дизайнер и арт-директор.

Заключение

Никто не знает о продукте или компании так хорошо, как его создатель. И никто не продаст его так хорошо, как нанятый создателем маркетолог.

Руководствуясь этой, без сомнения, верной мыслью, некоторые клиенты занимаются креативной работой самостоятельно. И даже изучив как написать сценарий видеоролика, часто допускают почти все возможные ошибки, о которых говорилось выше.

Как говорил наш сценарист:

Из более двухсот проектов, которые прошли через меня за последние три года, только один клиентский сценарий был безупречен ОТ и ДО. Студия выполнила работу по нему, и сегодня у продукта, для которого создавался этот ролик, тысячи пользователей. Один из двухсот! Остальные 199 нуждались в исправлениях, предложениях, доработках, изменении структуры, пересмотре референсов и, наконец, переписывании с чистого листа.

Станислав Булацкий, Сценарист, режиссер

Почему? Потому что только общая “насмотренность”, личный опыт и плотная связь с видео-индустрией позволяют создать действительно крутой сценарий, который попадет в цель.

Доверяйте профессионалам, изучайте технологию создания видеороликов, подписывайтесь на наш канал… и следуйте за “ВидеоЗайцем”!

Как только у автора появился список сцен или набор зарисовок, их необходимо выстроить в определённом порядке.

Что делает истории классиков литературы такими увлекательными? Правильно и очень точно выстроенный сценический узор! Каждая сцена появляется в произведении не просто так. У неё есть своя цель.

Содержание:

  • Список сцен
  • Как выбрать последовательность событий?
  • Что составляет сюжетную канву?
  • Отличие сюжета от фабулы
  • Правка
    • Как работать со списками?
    • Этапы правки:
    • На заметку!

Список сцен

Сцена — это единство места, времени и действия. Прежде всего это относится к пьесам.

Об этом больше здесь:

Как структурировать сцены в литературном произведении?

Структура сцены: раздражитель и реакция

Расширенная структура сцены — шесть этапов

В литературе сцена — одно ключевое действие. Единица истории, которую в данный момент воспринимает читатель. Он находится там, как наблюдатель (если повествование от третьего лица). Либо сочувствующий человек, ставящий себя на место героя (если повествование от первого лица).

Набор или последовательность таких сцен-единиц называется сценическим узором. Хороший писатель умело плетёт узор из сцен, на мгновение выхватывая ту или иную сюжетную линию.

Составление списка сцен — последний шаг перед началом работы над рукописью романа. В дальнейшем он может корректироваться по мере написания.

Есть писатели, работающие строго по плану. Для них очень важно иметь на руках такой список. Они должны знать абсолютно всё, что происходит в произведении!

При таком подходе:

  • сначала прорабатывается идея;
  • строится четырёхсторонний конфликт;
  • придумываются персонажи;
  • из них выбираются самые интересные автору;
  • ключевые персонажи развиваются: автор разбирается в их противоречиях, выявляет недостатки;
  • прорабатывается мир произведения;
  • выбираются символы, отвечающие за демонстрацию развития характеров;
  • продумывается весь сюжет;
  • выбираются ключевые сцены (события, показывающие органичное развитие характеров);
  • создаётся сценический узор — список сцен, обязательных для произведения, выстроенных в определённом порядке.

Как выбрать последовательность событий?

Автор вначале составляет подробную схему сюжета — хронологически выстроенные события. Это позволяет взглянуть на общую структуру истории.

Здесь необходимо формулировать сцену одним ключевым действием. Не нужно углубляться во все детали! Смысл происходящего умещается буквально в одно предложение. Максимум в две-три строки. В скобках можно дать небольшое пояснение для себя, касающееся развития характера героя, (например, здесь появляется мотив).

Самое главное увидеть ключевую нить, связывающую всё в произведении.

Как показывает писательская практика, по ходу работы приходится вносить изменения даже в идеально составленный список. Именно по этой причине не нужно ничего подробно расписывать при составлении плана. Одно ключевое действие будет проще корректировать.

Иногда, приступая к сц., автор понимает — здесь будет действие, отличающееся от начального. Или будут находиться другие персонажи. Обычно это озарение наступает уже тогда, когда писатель находится внутри сцены. То есть, подход к планированию сценического узора должен быть всегда гибким.

Что составляет сюжетную канву?

При составлении списка всегда находятся сц., для которых сложно сформулировать ключевое действие в одно предложение. Выделить, что же важное там происходит? Случается это по одной причине — ничего существенного для героя там нет.

Пустые сцены необходимо удалять из сюжетной канвы!

В одном романе в среднем насчитывается от 80 до 150 сцен. Больше всего их в романе-эпопее — до 500. В одной истории может быть задействовано несколько сюжетных линий (в детективе — это расследование, отношения с напарником, отношения с семьей).

Отличие сюжета от фабулы

Фабула — фактическая (чёткая и логичная) последовательность событий.

Сюжет — то, как представлены эти события в литературном произведении. Как развивается характер героя. В какой последовательности размещены события.

То есть, видоизменённая фабула (для удобства восприятия читателями) и есть сюжет.

Менее известное определение: сюжет — то, что читатель видит на страницах книги; фабула — всё, что влияет на сюжет, но находится за пределами повествования (известно только автору).

Часто за пределами книги оказываются действия антагониста. Их выносят в отдельную сюжетную линию, укрытую от читательских глаз. При этом события прописываются в схеме именно как порядок действий (важных для сюжета сц.), без лишних подробностей.

Правка

У писателя есть список сцен (страница А4, разделённая карандашом пополам, слева — длинный список основных сц., справа — то, что находится за пределами книги, но влияет на сюжет).

«Тайные» сцены (фабула) требуются далеко не каждому событию из основного списка, размещённого на листе слева.

Когда нужна фабула? В те моменты, когда за пределами сц. происходит что-то очень важное, непосредственно влияющее на сюжет.

Как работать со списками?

Вначале необходимо выделить все сюжетные линии, используя цветные ручки или нумерацию (1 — основная; 2, 3 — второстепенные).

Цифры указываются для каждой из основных сцен в списке!

Этапы правки:

Первое: группировка. Необходимо определиться с последовательностью. Вначале идёт самое интересное и цепляющее (желательно драматическая ситуация или небольшая экспозиция — подводка к главным событиям).

Здесь можно изменять хронологию, если это необходимо. Перемещать сюжетные линии, чтобы одинаковые не шли подряд.

Также важно проанализировать соседние сц. на соответствие друг другу. Уловит ли читатель логичную связь между происходящим (место, время действия)?

Второе: объединение. Бывает, что автор придумывает какую-то сц. только ради, например, интересной реплики героя или важной мысли, красивого описания местности, интерьера.

Исправляется это через объединение. В сцену вводят что-то важное: нового персонажа, делают развитие конфликта (описание города плюс ссора в такси, например).

Третье: удаление. Лишними считаются все сц., в которых действие невозможно описать одним-двумя предложениями. Должен быть глагол — действие!

Что делать с такими сценами? Удалять либо объединять, придавая смысл всему происходящему. Объединению подлежит то, что показывает развитие персонажа.

Четвёртое: добавление. К этому инструменту правки приступают, когда появляется временной разрыв после удаления/объединения сцен.

Самое важное в правке: порядок сцен — не одно и то же, что хронологическая последовательность! Задача автора: удержать внимание читателя, развесить сюжетные крючки, донести смыслы.

Ещё один важный момент: при составлении списка необходимо отталкиваться не только от сюжетных событий, но и от развития характера героев (что важно для развития?).

Поэтому в списке пишут уточнения по развитию характера в скобках. Если какая-то сц. не отражает очередного этапа развития характера героя, лучше удалить её либо объединить с другой.

После всех правок следует убедиться, что связь между сценами не исчезла. Что все они пронумерованы в соответствии сюжетным линиям. Разрывы между ними можно заполнить вкраплениями из второстепенных сюжетных линий (действиями, развивающими второстепенные конфликты).

На заметку!

После решающей битвы уже не критично, отвечает ли сцена за развитие характеров. Здесь важнее показать, какие последствия имело произошедшее. И как завершились второстепенные конфликты.

То же самое правило относится к началу (экспозиции), не предполагающему развития характеров и постоянного действия. Здесь нужно показать общую расстановку сил, обычную жизнь героя и драматическое событие, заставляющее его действовать.

Алгоритм действий:

1. Составляется два списка сц. — сюжетных (доступных читателю) и фабульных (остающихся за кадром).
2. Нумеруется или выделяется цветом каждая из сюжетных линий.
3. Каждая из сц. описывается одним предложением (указывается ключевое действие).
4. В скобках даётся пояснение — как то или иное действие сказывается на характере героя (его сдвиге)?
5. Делается правка (группировка, объединение, удаление, добавление). Удаляется всё, что не имеет ценности для развития сюжета и характера героев. А добавляется то, что заполнит разрывы во времени и действиях — чаще это второстепенные линии сюжета.

Канва

Канва

Канва — многозначный термин.

  • Канва — сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань.
  • Канва — перен. основа событий, происшествий (книжн.).
  • Ка́нва — ведийский мудрец.
  • Канва — имя различных древнеиндийских царевичей, основателей династий и авторов.
  • Канва — один из видов злых духов, упоминаемых в «Атхарва-веде». Гимн 2.25 «Атхарва-веды» представляет собой заклинание против них.

Разрешение неоднозначностей

Категория:

  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Канва» в других словарях:

  • канва́ — канва, ы …   Русское словесное ударение

  • канва — ы, ж. canevas m. 1. Клееная серпянка, недотка, рединка, реденькая ткань для вышиванья по ней счетом клеток. Даль. Сквозная бумажная, сильно проклеенная ткань для вышивания по ней узоров цветной бумагой, шерстью или шелками. Уш. 1934. Канва,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАНВА — (фр. canevas, от лат. canapis конопля). 1) редкая ткань с четырехугольными дырочками, по которой вышивают шелками или шерстью. 2) в переносном значении: случай, могущий служить основанием романа или повести, сплетение внешних событий, фабула.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • канва — канва, канвы, канвы, канв, канве, канвам, канву, канвы, канвой, канвою, канвами, канве, канвах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • канва — ы; ж. 1. Редкая сетчатая, обычно накрахмаленная хлопчатобумажная (иногда льняная) ткань для вышивания по ней. Вышивать по канве. 2. Основа чего л. К. событий. К. для разговора. К. романа, повести, рассказа. Хронологическая к. (расположенный во… …   Энциклопедический словарь

  • канва — См …   Словарь синонимов

  • КАНВА — КАНВА, канвы, мн. нет, жен. (франц. canevas). 1. Сквозная бумажная, сильно проклеенная ткань для вышивания по ней узоров цветной бумагой, шерстью или шелками. Шить по канве. 2. перен. Основа событий, происшествий (книжн.). Канвой для этого сюжета …   Толковый словарь Ушакова

  • Канва — (иноск.) основа (для сочиненія, напр. романа или повѣсти), вообще основной планъ. Ср. Канва (canevas) сквозная ткань для вышиванія. Ср. Hanf (нѣм.). Ср. Chanvre (франц.). Ср. κάνναβις (греч.), конопля …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КАНВА — КАНВА, ы, жен. 1. Редкая сетчатая, накрахмаленная или проклеенная ткань для вышивания по клеткам. Вышивка крестом по канве. 2. перен. Основа чего н. К. событий. Хронологическая к. (перечень последовательно сменявших друг друга фактов, событий). | …   Толковый словарь Ожегова

  • КАНВА — ? жен., пенз. солод. II. КАНВА жен., франц. клееная серпянка, недотка, рединка, реденькая ткань для вышиванья по ней счетом клеток. Канвейный, канвовый, к канве относящийся. Канвейная игла тупоноса и с большою проушиною. Толковый словарь Даля.… …   Толковый словарь Даля

Начало

Режиссура театрализованного представления

Талантливо написанный сценарий еще предстоит реализовать и желательно талантливо его воплотить в зримых образах и действиях. Учитель, пишущий сценарий, творчески подходящий к этому делу, чаще всего уже заранее «видит» то, что переносит на чистые листы бумаги. Это режиссерский подход к сценарной работе. Есть масса сценариев, которые издаются сейчас в разных издательствах для школ, учреждений дополнительного образования, которые учителю бывает трудно поставить со своими воспитанниками. Трудно в первую очередь потому, что писали их, как правило, люди, не имеющие сценарно-режиссерских знаний хотя бы на уровне основ. И получаются раздутые словесно тексты, которые невозможно выстроить действенно. С этими текстами мучаются дети-актеры, эти тексты не могут дослушать дети-зрители. Ни о каком захватывающем зрительское внимание развитии действия нет и речи. Это, по большому счету, не сценарии, а литературные тексты, которые дети — каждый — могут при желании прочитать, лежа дома на диване, а не отсиживать терпеливо в зале очередную «громкую читку в лицах со сцены».

Сценарий непременно должен увлечь тех, кто собирается воплощать его на сценической площадке. Если же он не взволнует постановщика и будущих исполнителей, то он не будет интересен и зрителю.

Слово «режиссер» означает «управляющий». В данном случае учитель становится человеком, который управляет процессом создания сценического произведения на основе существующего драматургического материала, написанного им самим или другим автором сценария.

Создание сценария и его воплощение. Часть 3

Режиссерская работа многолика и многообразна: режиссура театра, режиссура кино, режиссура телевидения, режиссура праздников и зрелищ. Но есть у всех этих понятий незыблемые основы: поиск замысла, выразительных средств, режиссерского решения, построение событийного ряда, действенные задачи, распределение эпизодов, построение мизансцен, сценографическое решение драматургического материала, работа с исполнителями, репетиционный план и т.д. Главное, помнить одно: всегда и везде общей важнейшей будет главная цель режиссера — выявив систему сценических образов на основе творческого анализа драматургического материала, отобрав наиболее яркие и логичные для конкретного произведения выразительные средства, выстроить сценическое действие в его непрерывном развитии.

Воплощение режиссером сценария — это перенос его на язык сцены, подчинение работы всех исполнителей своему режиссерскому решению. Природа драматургического (сценарного в нашем случае) и режиссерского замысла отличается друг от друга. Нередко фрагмент, какое-то действие, описанное сценаристом в словесной форме, режиссер заменяет на сцене действием героя без слов или каким-то техническим приемом (свет, музыкальная фраза, шум, звук и т.д.). Если сценарий — это литературная канва будущего действия, то режиссерский замысел предполагает реализацию сценария, заполнение этой канвы самыми разными средствами: пантомимой, хореографией, действиями актеров, светозвуковыми эффектами, музыкальным сопровождением и т.д.

Своеобразным руководством к действию всего творческого коллектива становится режиссерская разработка сценария — режиссерская экспликация. Она фиксирует результаты поиска решения в целом и всех его эпизодов. Это важнейший этап деятельности режиссера по воплощению драматургического материала. Это не просто формальный, письменно зафиксированный документ. Это свидетельство о степени готовности режиссера к руководству организационно-творческим процессом.

Экспликация фиксирует ответы на главные вопросы: для чего, как, какими средствами предполагается сценически воплотить произведение в целом и каждый его эпизод? В режиссерской экспликации обнаруживается цепочка предстоящих действий на сцене. Не всем и профессиональным режиссерам легко бывает справиться с переводом на сцену даже талантливого драматургического материала. Г.Товстоногов одной из главных составных таланта режиссера называл чувство зрелищности. Вот это чувство у каждого человека развито в меньшей или большей степени. Помня о том, что детская аудитория особенно восприимчива к яркой образности и именно к зрелищности представлений, учителю тоже важно работать над собой в данном направлении.

Режиссерская экспликация на бумаге может быть оформлена по-разному. Иногда она выглядит так: в левой части листа располагается сценарий, а справа идет режиссерская экспликация, т.е. описание того, что и как происходит на сцене в это время.

Иногда режиссеру удобнее работать по монтажному листу, который отражает точный ход всего сценического произведения и предстает в табличной форме. Табличная форма монтажного листа может быть разной, но в основном в нем присутствуют следующие компоненты:

  • номер, название эпизода, сцены;
  • место действия;
  • участник действия, действующее лицо или исполнитель;
  • характер действия, описание действия;
  • текст, реплика;
  • свет, диапроекция, другая светотехника;
  • кино, видеозапись;
  • радиозапись, фонограмма;
  • костюм;
  • реквизит;
  • декорации, оформление, механика сцены;
  • музыкальное оформление.

Перед тем как начать собственно репетиционный процесс, режиссер должен знать событийную «выстройку» будущего представления. Сценическим событием может стать не каждый факт или действие, которое происходит перед зрителем. Событие в понимании развития дальнейшего действия от начала зрелищной формы до ее финала — это выстраивание цепочки взаимосвязанных действий героев. Событием в нашей сценической работе мы называем тот поступок, слова или действия героев, которые влекут за собой следующие поступки. Такая цепочка событий, которую определяет для работы с актерами режиссер, называется событийным рядом. Событийный ряд всего спектакля или представления должны понимать и исполнители — им будет гораздо легче ставить и выполнять сценические задачи.

Работа с исполнителями-детьми — это и процесс воспитания их актерского мастерства, и педагогический процесс воспитания личности каждого участника. Учителю-режиссеру важно самому знать основы актерского мастерства и грамотно строить свои отношения с исполнителями во время репетиций. <…>

Режиссер распределяет работу на эпизоды. Он распределяет весь процесс постановки и на репетиции. В каждом эпизоде кто-то занят из актеров, а кто-то нет. Все начинается с прочтения сценария, с донесения до ребят общей идеи замысла, общих задач. Распределяются роли, определяются задачи каждого эпизода, задачи каждой репетиции. Репетиции бывают ознакомительные, «черновые», репетиции по эпизодам, сводные, общие сводные, прогонные, репетиции в костюмах с реквизитом и техническими вспомогательными средствами, генеральные репетиции и репетиции в виде показа на первого зрителя, чтобы можно было внести еще какие-то коррективы в работу.

Если драматург свои образы помещает на листе бумаги в словесном выражении, то режиссер свои замыслы должен разместить во времени и пространстве. Свои образы режиссер воплощает в мизансценах, которые и образуют цепочку действий именно во времени и пространстве.

Мизансцена в переводе с французского означает расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. Непрерывная цепочка мизансцен и образует само сценическое произведение. Искусство построения мизансцены — это не просто умение расположить актеров на сцене, найти более или менее удачную композицию. Это пластическое воплощение всего замысла. Переходы от одной мизансцены к другой режиссер тоже продумывает, и все должно быть мотивированным.

Одно из достоинств режиссера — умение отказаться от всего лишнего, что загромождает действие, перегружает внимание зрителя и тем самым утомляет его восприятие и лишает произведение его цельности.

Бывает, что режиссер слишком увлекается зрелищными эффектами, техническими, световыми и другого рода нагромождениями, и это разрушает сверхзадачу всей работы в целом. Здесь нельзя забывать о том, что идея — та главная мысль автора, ради которой все и затевалось, — должна быть в этом ряду главной.

Создание сценария и его воплощение. Часть 3

Сценография, как и другие сценические средства, призвана служить главной задаче — выявлению замысла идеи, созданию цельного художественного образа и достижению сверхзадачи всей работы.

Понятие декорационного искусства, т.е. искусства декоративного оформления сценического действия, сложившееся несколько веков назад, приобрело с середины XX в. новое качество, вызвавшее к жизни термин «сценография». Это было обусловлено расширением специфических выразительных средств, обретением своего материала — сценического пространства, времени, света, движения, что значительно шире творческих рамок понятия «декоративное оформление».

Сценография формирует среду сценического действия. Она не должна создавать копию реальной, бытовой среды. Свой сценографический поиск мы направляем лишь на то, чтобы найти самые необходимые элементы оформления сцены. Мы стараемся пробудить у зрителей их фантазию, ассоциативные связи, заставляя зрителя дополнить и домыслить все остальное. Конструкции декораций школьных театрализованных зрелищ должны быть легкими, компактными, многофункциональными, т.е. предмет на небольшой школьной сцене должен быть задействован в разных качествах в той или иной мизансцене. Всевозможные ширмы, дополнительные суперзанавесы помогут нашей работе. Громоздкость и пышность декораций в школе будет только нашим тормозом в действенном воплощении сценария, к тому же и средств в школах на такие декорации нет.

Музыка служит не просто помощником режиссера, музыка в театрализованных представлениях всегда многофункциональна. Она сопровождает действия героев, она может и сама быть одним из действующих сил. Музыка украшает, оттеняет, разграничивает эпизоды, драматизирует и смешит, нагнетает тревогу, помогает зрительскому воображению рисовать фантастические образы.

Но и пользоваться этим сильным художественным средством нужно осторожно. Случается в школьной художественно-творческой практике: слабую игру ребенка-актера режиссер старается поддержать серьезной классической музыкой. Ее пафос в контрасте с беспомощностью исполнения создает обратный эффект, и сцена вместо драматического характера приобретает характер комический.

Музыка может предварять представления и их завершать в качестве заключительной части. Рождение музыкального решения — процесс творческий, и лучше, если в нем участвуют и учитель, и исполнители, и специалист-музыкант, который всегда найдется среди преподавателей или родителей.

Использование других художественных средств в спектакле (живописи, скульптуры) и технических вспомогательных средств тоже подчиняется главной идее всего замысла. Здесь лучше всего привлечь к проблемам поиска средств выразительности и их отбора всех активистов-организаторов и исполнителей представлений. Детская фантазия очень богата, она всегда находится в активном поиске, дети всегда что-то придумывают, и их такая работа увлекает и сплачивает. А о педагогической пользе и роли коллективных творческих дел давно уже никто не спорит.

Статья предоставлена «Детским театральным журналом», № 1, 2011

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Канадские праздники список
  • Канадские национальные праздники
  • Канада что подарила миру
  • Канада традиции обычаи праздники
  • Камчатский праздник хололо