Каравон праздник что означает

В селе Никольском Лаишевского района Татарстана сохранили древнюю русскую традицию - ходить в Каравон.

Каравон похож на хоровод, только исполняют его своеобразным «утиным» шагом. О том, как через войну и советские запреты удалось пронести обычаи предков, рассказывают никольские старожилы, которых сельчане величают «ветеранами» Каравона.

Пока жива песня

Ходить в каравон или играть каравон в Никольском было принято в День Николы Вешнего. Вот почему праздник издавна был связан с именем Николая Чудотворца. Отмечали его три дня: в церкви, дома за столом и на уличных гуляньях с хороводом. Каравон помогал молодым познакомиться, ведь в старину после посевной играли свадьбы. Старшему поколению он давал повод встретиться, чтобы помянуть усопших. А ещё сельчане объединялись, чтобы попросить у святого богатого урожая.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

«Эта древнерусская традиция пришла к нам с севера, — рассказывает Сергей Трусов, директор музея Каравона. — Исследователи только диву даются, что традицию ходить в Каравон сберегли именно под Казанью. Сохранились все обрядовые песни. Поразительно, что в Никольском даже в годы войны отмечали этот праздник. В 1955 году советская власть посчитала его религиозным и запретила. Но обрядовые песни продолжали петь во время свадеб и застолий. Никольским старожилам хватило небольшого толчка, чтобы через 30 лет после запрета снова собраться, достать свои сарафаны, вспомнить песни».

Мамины сарафаны

Никольский дом культуры на основе этой традиции создал одноимённый ансамбль. В коллективе около 50 человек от 8 до 88 лет. Только в Никольском можно пообщаться с «ветеранами» Каравона.

— Я успела поиграть на Каравоне раза три точно. Это уже в Великую Отечественную войну было, — вспоминает Елизавета Гаранина. — Нарядов у нас не было, мы без сарафанов ходили, кто в чём. Одеваться не во что было, какие там наряды! У каждого в семье горе — мужья, отцы, братья гибли. Но хоть и война, а радости-то хотелось хоть чуть-чуть почувствовать, хоть немного поверить в чудо. Праздника русская душа всегда просит.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Она признаётся, что сейчас праздник очень похож на тот, что был в советские времена. Даже песни те же самые поют, что она разучивала в молодости. Помнит те хороводы и её соседка Анна Наумова.

— У меня мама была запевалой в Каравоне в 1917-1920 годы, когда ещё девушкой была, — говорит она. — А сама я в Каравоне поучаствовать не успела, потому что после войны, когда я подросла, его запретили. А до 16-17 лет вставать в Каравон девочкам не позволяли. Я смотрела со стороны, когда старшие девушки играли. Любовалась на наших никольских красавиц. Мама моя жила долго, много мне рассказывала, что-то у меня осталось в душе. Песни она мне пела, от неё мне и сарафан остался. Весь обряд я запомнила, в том числе и свадебный. 

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

С первого раза, как нас собрали в клубе ещё в 1980-х, я сразу начала участвовать. Ещё живы были те, кто ходил в Каравон, поэтому вспомнить легче было. Украшения нашейные из бисера — борки родительские — мы подремонтировали, сами стали носить. У меня мама была из зажиточной семьи, в приданое ей дали сундук сарафанов. После войны мы их искромсали на платья, потому что носить совсем нечего было. Один штофный сарафан остался до сих пор, замечательный, красивый. Вот его и ношу.

Кстати, настоящие русские сарафаны можно увидеть на Никольской ярмарке во время Фестиваля русского фольклора «Каравон», который проводят уже больше 20 лет.

Каких только мастеров здесь не встретишь! Одни делают бусы из раскалённого стекла, другие плетут кружева по старинным сколкам, третьи демонстрируют одежду ручного ткачества.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Народные умельцы из Пестречинского района ткут разноцветные пояса из шерстяных нитей. Это практически полная реконструкция русских традиционных праздничных поясов конца XIX — начала XX века. У таких ярких, привлекающих внимание поясов сильная обереговая функция, без них не ходили. Отсюда выражение — распоясался. Если прилюдно снимали пояс, то это считалось серьёзным оскорблением. Как правило, в бабушкиных сундуках сохранялись именно праздничные пояса, потому что их носили редко.

Никольские девушки с детства готовятся играть в Каравон. Они собираются в сельском клубе, где учатся плести борки из бисера, украшают сарафаны и, конечно, поют песни, слова которых знали ещё их прабабушки.

Как водили хороводы на «Каравоне» | Фотогалерея

Открытие праздника.

Открытие праздника.
© АиФ / Александра Дорфман

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля «Каравон» из села Никольского.
© АиФ / Александра Дорфман

Народные костюмы на

Народные костюмы на «Каравоне» — своеобразный дресс-код.
© АиФ / Александра Дорфман

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.
© АиФ / Александра Дорфман

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «пятнашки».
© АиФ / Александра Дорфман

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «десяточку».
© АиФ / Александра Дорфман

На

На «Каравоне» особой популярностью пользовалась «Детская площадка».
© АиФ / Александра Дорфман

Раньше праздник имел и прагматическое значение - после села молодые играли свадьбы.

Раньше праздник имел и прагматическое значение — после села молодые играли свадьбы.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Праздник завершился традиционным хороводом.

Праздник завершился традиционным хороводом.
© АиФ / Александра Дорфман

Как водили хороводы на «Каравоне» | Фотогалерея

Открытие праздника.

Открытие праздника.
© АиФ / Александра Дорфман

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля «Каравон» из села Никольского.
© АиФ / Александра Дорфман

Народные костюмы на

Народные костюмы на «Каравоне» — своеобразный дресс-код.
© АиФ / Александра Дорфман

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.
© АиФ / Александра Дорфман

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «пятнашки».
© АиФ / Александра Дорфман

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «десяточку».
© АиФ / Александра Дорфман

На

На «Каравоне» особой популярностью пользовалась «Детская площадка».
© АиФ / Александра Дорфман

Раньше праздник имел и прагматическое значение - после села молодые играли свадьбы.

Раньше праздник имел и прагматическое значение — после села молодые играли свадьбы.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Праздник завершился традиционным хороводом.

Праздник завершился традиционным хороводом.
© АиФ / Александра Дорфман

Каравон

С 2003 года народный праздник Каравон проводится на общереспубликанском уровне.

Отмечавшийся в XVI веке как престольный праздник – День святителя и чудотворца Николая, он постепенно превратился в массовое народное игрище, которое сохранилось только здесь, в Русском Никольском под Казанью, и, как утверждают местные фольклористы, имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

В старину этот праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома крестьян, к семейным праздничным столам, а затем – на улицу, где устраивались гулянья и хоровод. Хоровод водили на всем протяжении праздника. Это было особое действо, на которое девушки и женщины в праздничной одежде собирались в специально назначенное место. Необычно и движение в каравоне: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники идут особым «каравонным» шагом, когда хоровод то уменьшается, то увеличивается, медленно вращаясь «по солнцу». В это время часто играли свадьбы, которые справляли, как говорится, всем миром.

От этих особых хороводов и получил свое название праздник. Возрожденный 15 лет назад, Каравон вскоре приобрел широкую известность в округе, стал творческой базой, основой ежегодных фестивалей русского фольклора в республике.

Вот уже на протяжении нескольких последних лет фестиваль собирает свыше 50 этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья, а в последние годы и из Приуралья и Сибири. Фестиваль способствует развитию традиционной русской культуры, популяризации фольклорного движения, выявлению лучших исполнительских коллективов. Праздник является своего рода «творческой лабораторией» для детских и молодёжных ансамблей Казанского государственного университета культуры и искусств, музыкального училища Казани, Елабужского училища культуры, центров детского творчества городов Казани, Зеленодольска, Елабуги, Нижнекамска.

Каравон

Фольклорный праздник жителей села Никольское Лаишевского района Республики Татарстан. Название происходит от старорусского каравод – хоровод

Праздник известен с XVI в. Первоначально проводился как престольный праздник, начиная со дня перенесения мощей святителя и чудотворца Николая (Николы Вешнего) 9 мая по старому стилю и 22 – по новому – в течение трёх дней.

На праздник отовсюду съезжались выходцы из села, чтобы поклониться своему заступнику и пообщаться с родными и односельчанами.

С 1950-х гг., с началом новой волны борьбы за атеизм и против церкви, праздник не проводился; вновь стал организовываться с 1988.

В мае 2003 г. было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон; в том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включён в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Президента РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия.

В 2003 г. праздник Каравон был включён в Федеральную целевую программу «Культура России (2001–2005 годы)».

Современный Каравон представляет собой народные гуляния и фестиваль русских фольклорных вокальных и этнографических коллективов Республики Татарстан.

В последние годы на праздник Каравон съезжаются фольклорные коллективы из соседних с Татарстаном республик и областей РФ (Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Кировской, Омской областей и др.).

В ходе проведения Каравона в селе Никольское и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества; в дни проведения Каравона в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье».

В 2011 г. открылся музей истории праздника Каравон.

С 1988 г. в селе Никольское функционирует ансамбль самодеятельных исполнителей «Каравон»; в его репертуаре – обрядовые, лирические и плясовые народные песни (руководители – Сергей Алексеевич и Светлана Алексеевна Трусовы).

В мае 2006 г. в республиканском русском фольклорном празднике Каравон приняли участие 61 фольклорный коллектив и вокальный ансамбль из 25 районов Республики Татарстан, а также народные ансамбли из Казани («Коляда»), г. Ижевск («Ладушки», Удмуртская Республика) и др.

Автор – Г.С. Сабирзянов

Русский праздник Каравон

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Экспонаты от сельчан

Со старославянского «каравон» переводится как хоровод, а танец представляет собой «ходьбу по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец и идти по кругу под старинные народные песни. Изначально хороводом завершали посев урожая. И сегодня «каравоны», теперь уже в честь праздника «Каравон», в Никольском традиционно водят ежегодно в конце мая. Кстати, самому селу больше трех веков. Известно оно с периода Казанского ханства как деревня Караево, а до революции упоминалось в источниках как Татарские Тарлаши, Ильинское.

Люди здесь мудрые и бережливые. Чтобы сохранить все, что связано с русским бытом, возрождением древнерусской песенной традиции, развитием ансамбля «Каравон», фестивалем (ныне – одноименным праздником), в 2011 году глава Лаишевского муниципального района Михаил Афанасьев принял решение создать на постоянной основе музей истории. Первым руководителем назначил Сергея Трусова, в прошлом директора местного сельского дома культуры, главу поселения, Заслуженного работника культуры Татарстана.  

Домик 6 на 6 метров, на пустыре между детсадом и продуктовым магазином. Изначально именно так выглядел музей истории «Каравон». 17 апреля началась стройка, а уже 20-го – во дворике будущей избы уже велись первые телесъемки с участием программы «Играй, гармонь любимая!» с Анастасией Заволокиной, фольклорного ансамбля «Каравон» и других коллективов Лаишевского района. В день открытия музея – 21 мая того же года – состоялся 19-й Всероссийский фестиваль русского фольклора.

А в 2019 году ютившаяся в избе экспозиция переехала в специально построенное русское подворье, где располагается и поныне. 

– В избе есть настоящая русская печь, она действующая, в ней печем блины, хлеб, угощаем наших гостей. Я считаю, что это одно из главных достояний музея. Она греет нас и радует. В новом здании мы смогли разместить больше экспонатов. Собирать их для музейной коллекции помогают сами жители Никольского. Уникальность музея в том, что здесь сохранено наследие наших предков – предметы русского быта, которым пользовались раньше в селе. Это и плетеная торба, и сундуки, и прялки, и веретено.

Пояс-оберег, «деревце» для жениха

Взгляд приковывает старорусская одежда, которая есть в музее. Скажем, аутентичный праздничный женский костюм, в котором раньше девушки выходили замуж и передавали его по наследству. Это красный штофный сарафан конца XIX – начала XX века. Такая ткань ценилась настолько высоко, что, продав этот комплект, можно было купить корову. Сарафан сшит в мелкую складку и украшен серебряными нитями. Подпоясывался он над грудью.

Здесь же можно рассмотреть подлинную русскую рубаху, именовавшуюся «рукава». Сами ее рукава изготавливались девушками вручную, ажурное «шитье» творилось на коклюшках. За целый год девушки готовили наряд, чтобы весной водить хороводы.

Нагрудное девичье украшение делалось из жемчуга, сейчас – из бисера. В военные годы, когда речного жемчуга было не достать, – из елочных украшений. Да уж, даже в суровые времена хотелось согреть душу песней, поплясать.

Сохранился и истинно мужской крестьянский костюм. Тот, что занял место в музее, принадлежал главному солисту ансамбля «Каравон», местному заводиле Александру Ивановичу Спирягину. К сожалению, на 77-м году жизни его не стало, а костюм передала музейному фонду в дар жена мужчины. Уникальный элемент костюма – оберег в виде пояса кушака. Внутри него выткана молитва «Живым в помощь», защищающая «от всякого зла и тяжких обстоятельств». Сам пояс был выткан в 1882 году. С лицевой стороны красуется надпись «Дружечку». По-старинному тамада. Все дело в том, что в селе Никольское ни одна свадьба не обходилась без Александра Ивановича.

Репей в лентах

Кстати, непосредственно к свадебным традициям относится еще один экспонат музея – репей, украшенный разноцветными ленточками. Он символизирует девичью красоту. Именно это «деревце» выкупал у невесты жених, когда приходил с дружкой, своей родней и друзьями, в знак того, что теперь вся красота невесты принадлежит ему. 

Впрочем, не только представленные предметы, но сама история музея и движения «Каравон» – тоже, по сути, ценный экспонат. Ощутить это можно, глядя на экспозиции в виде фотоколлажей. На снимках – ушедшее поколение бабушек Никольского, водивших «каравон». Отдельный коллаж посвящен возрождению храма в честь Святителя Николая Чудотворца.

С 2003 года праздник «Каравон» приобрел статус государственного, и на многочисленных фото запечатлены именитые гости музея – Президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр республики Татарстан Алексей Песошин, председатель Государственного совета РТ Фарид  Мухаметшин и другие. Приезжали в Никольское и звезды российской эстрады – Марина Девятова,  Надежда Бабкина, Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо». И, конечно, «Бурановские бабушки»!

И политики, и звезды, и обычные туристы восторгаются, очарованные русским колоритом музея. А ведь это и есть та самая атмосфера села, созданная силами его жителей и местной администрации. Усилия стоили того – добрая слава о «Каравоне» идет по всей России, его знают и заграничные туристы.  

Как найти

Татарстан, Лаишевский район, село Никольское, ул. Центральная, д. 34Б.

Инстаграм: http://www.instagram.com/karavon_nikolskoye/

Режим работы:

Пн-пт 9:00–19:00, перерыв 12:00–15:00

Сколько стоит:

Входная плата – 70 рублей

Село Никольское Лаишевского района Татарстана расположено в 30 километрах южнее города Казань. Доехать можно на автобусе, личном транспорте.

Что еще посмотреть? 

Можно также посетить музей Лаишевского края, восстановленный храм Николая Чудотворца, построенный в 1848-м и восстановленный к 2001 году. Построенную в 1829 году Никольскую церковь в урочище Никольское.

Село Русское Никольское в Лаишевском районе Республики Татарстан имеет долгую историю. Оно известно со времен Казанского ханства. Со второй половины XVII века местность заселили православные переселенцы из центральной России. До этого село носило название Караево, потом – Татарские Тарлаши и Ильинское. В 1734 году в Караево был образован первый приход, который положил начало новому названию села в честь иконы Николая Чудотворца. В 1848 году на средства прихожан был построен один из самых лучших храмов, который и в настоящее время считается подлинной достопримечательностью села – Никольская церковь.

Хороводы на Руси водили издавна, ещё до принятия христианства, символизируя ими вечное движение Солнца. Православная церковь не отвергала древних славянских традиций, и патриархальная народность прочно и органично привязала архаичный обряд к церковному календарю. В селе Русское Никольское в старину данный праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались веселые игрища. Праздник объединял всех жителей села: люди общались, вели хороводы и пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на специально отведенном месте – зеленой лужайке в центре села и «играли каравон». Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями.

Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. «Как по морю синему», «При долу-долочке», «Как по речке» – именно в таком порядке они и исполнялись и исполняются в Никольском по настоящее время.

Как утверждал известный фольклорист А.С. Кабанов, эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с ХI века [6, c. 9.]. Руководила действием «запевала» — женщина, имеющая высокий голос и знающая в совершенстве эти песни, передаваемые из поколения в поколение [10].

По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, «каравонным» шагом по кругу, медленно переставляя ноги. Хороводный шаг отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания. Круг, то сжимаясь, то расширяясь, одновременно двигается по часовой стрелке. Круг таким магическим образом стимулирует производительные силы человека, земли и скота. Этим и объясняется активное присутствие хороводов и танца в обрядах календарного цикла, а также в бытовых и ритуальных ситуациях [7, c. 232].

Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца – и движение по ходу солнца, хождение за солнцем – «посолонь» – берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле [4, c. 5].

В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод утрачивает языческо-культовое значение.

В процессе танца участники могли выстраиваться свободно или в соответствии с социальным и возрастным статусом, а также по половому признаку. Сначала всегда звучат протяжные, немного даже печальные, заунывные песни, которые словно напоминают участнику хоровода о безвозвратно утраченной традиции крестьянского песнопения, о принадлежности его к этому древнему славянскому этносу, пробуждают в глубоких слоях подсознания воспоминания давно ушедшего прошлого, настолько далекого, что даже и непонятно, откуда берется этот напев. Напев этот и его аутентичное исполнение, настолько не похоже на народные песни современного исполнения, что до сих пор вызывает удивление – словно «нечто красивое и непонятное одновременно, найденное в глубине человеческой души».

«Каравон» – устаревшая форма слова хоровод (танец, пляс, бел, карагол и т.д.) – это вид ритмически организованного движения; в традиционной культуре форма обрядового и магического поведения и ритуализированного досуга.

Танец был знаком веселья и формой выражения радости, т.е. оказывал стимулирующее воздействие. [7, c. 231]. Хоровод считается одним из основных жанров русского народного танца. Это самый распространенный и самый древний вид русского танца. У славян вождение хороводов было строго регламентировано: они начинались после Пасхи, а заканчивались после Троицы.

Основной формой исполнения первобытного танца был круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца связывалось с предстоящей охотой, с вызываемым плодородием, с магией всеобщего благополучия. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак и совершал его. Также есть сведения о существовании в первобытную эпоху парных или «любовных» танцев и даже индивидуальных танцев, «в которых каждый исполнитель танцевал отдельно и в которых, однако, вырисовывалась форма круга» [5, c. 4].

Изначально Каравон был престольным праздником

Поделиться

Татарстан отмечает русский народный праздник Каравон. Как указывается на официальном портале республики, изначально, еще в XVI веке, это был престольный праздник — День святителя и чудотворца Николая. Постепенно он превратился в массовые народные гулянья с играми и представлениями. Традиция сохранилась только в селе Никольском Лаишевского района Татарстана. Как утверждают местные фольклористы, праздник имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

Сегодня, 28 мая, Татарстан отмечает Каравон уже в 30-й раз. По традиции гулянья проводят только в селе Никольском, под Казанью. Там проходят мастер-классы по народно-художественным промыслам, экскурсии, показывают представления по мотивам русских народных сказок, поют частушки, играют в игры и угощают блюдами русской кухни.

Публикуем 10 ярких фотографий с праздника.

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

«Каравон»: сохранение культурного наследия предков

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Косова В.С. 1


1МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ

Косова С.И. 1


1МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского района РТ


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. Родная сторона. Край родной.

Все эти задушевные слова не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.

На стене маленького ресторанчика, который находится неподалёку от Нижнего Новгорода, эти сокровенные слова посетители читают про себя, потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-нибудь своём, родном местечке. Это место может быть маленьким, но о нём человек может сказать: Смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь нахожу вдохновение. Здесь моя Родина. Здесь я дома».

Для меня родиной является Никольское. Таких маленьких сёл, как наше Никольское на карте России — тысячи. И каждое село-это кусочек истории нашей Родины. Человек, беззаветно любящий свою страну, не может не интересоваться её историей, её героями, их великими подвигами. Он будет ценить, и беречь красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками.

В современном российском обществе поднимается проблема формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурного наследия народов России. Я предполагаю, что разрешению данной проблемы могут способствовать народные праздники, так как в них люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Длительная история существования народных праздников доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего исследования и осмысления. Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура.1

Цель работы: На основе анализа исторических источников, воспоминаний старожилов села показать в своей работе исторический период возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон».

Задачи:

1. Рассмотреть основные исторические факты возникновения села Никольское.

2. Выявить и систематизировать воспоминания старожилов об истории возникновения и празднования «Каравона».

4. В результате проведённого анкетирования установить, насколько многовековые традиции и обычаи личностно значимы для учащихся нашей школы и жителей села.

Объект исследования: воспоминания старожилов села, архивные документы.

Предмет исследования: русский народный фольклорный праздник «Каравон».

Методы исследования: поисковый, исследовательский, беседа, наблюдения, опрос, поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов.

Актуальность темы: Тема является актуальной, так какбольшая часть духовного наследия и праздников народной культуры оказалась утрачена. Возрождение и сохранение народных праздников помогут сохранить культурные ценности, уходящие в глубину веков и завещанные подрастающему поколению нашими предками. На основе краеведческого материала можно формировать в сознании и чувствах подрастающего поколения уважение к историческому прошлому России, что особенно важно в настоящее время.

Гипотеза:В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории русского фольклорного праздника «Каравон», который способствует развитию традиционной культуры на основе духовного возрождения.

Степень разработанности темы: Как происходило возникновение и возрождение праздника «Каравон»? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать краткую характеристику источников по данной теме. Мной были выявлены следующие источники:

1. История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

2. Русские праздники Лаишевского края // составитель: Н.Д. Бордюг.- 1997.

3. История Татарстана 20-начало 21 века // Султанбеков Б.Ф.- Казань.-Татарское республиканское издательство «Хэтер».- 2006.

4. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992

5. Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

Каждый из перечисленных источников имеет свою специфику. В представленных записях имеются материалы о возникновении села Никольское, о традициях и обычаях жителей села. Данные записи являются незаменимым источником в изучении и исследовании данной темы. Государственные и ведомственные архивохранилища содержат колоссальное количество документов, из которых мы можем почерпнуть многое об истории развития села и праздновании «Каравона». Но сухие строки отчётов не дадут полной картины о данном периоде. Поэтому в процессе работы над этой темой я беседовала со старожилами нашего села. В моей работе использованы подлинные воспоминания моих односельчан.

Практическое применение данной работы: Работа может быть использована в школьном и сельском краеведческом музеях, на уроках истории, или классных часах, а так же полученные результаты помогут в популяризации фольклорного движения.

Глава I: Из истории возникновения села Никольское (Караево).

§1. 1. Родина «Каравона».

Караево. Такое название носило наше село, основанное во времена казанского хана Ибрагима в 1463-1479 г.г. Караево само по себе было притягательным по своим природным условиям: богатейшие лесные боры, зеркала озёр, торфяники, что очень было нужно в хозяйственной деятельности земледелия, рассчитанного в основном на производство хлеба. Сохранилась освоенная ещё булгарами сельскохозяйственная техника – тяжёлая собой с металлическим лемехом, двух зубная соха. В тогдашних лесах было много лося, пчёл, что было использовано в бортничестве.

Благодатный край, краса того времени – множество речушек, ручьёв, зеркала озёр, что было нужно в рыболовстве. Земли бывшего хозяйства раздавались людям, служившим в Московском государстве и тем татарам,которые стали верой и правдой служить Московскому государю – Ивану Грозному после присоединения Казанского ханства к Московскому государству.

Татарская деревня на месте нашего села существовала до 30-х годов XVI века. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощанье молодая татарка расчёску и гребень, и заросло оно травою. В 1979 году это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера – Рытое.2

В 1734 году в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на Никольское. Село разрасталось и приход стал настолько богатым, что к 1848 году на средства прихожан был построен один из лучших в округе храмов: каменная, тёплая, трёх — престольная церковь, представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста. Главный престол – во имя Николая Чудотворца, правый – во имя святого Иоанна Златоуста, левый придел – во имя апостола Тимофея. Размер церкви 33х20х15 м.3

31 марта 1889 года (по старому стилю) был рассмотрен и одобрен Строительным отделом Казанской губернии проект каменной часовни, которая вскоре была построена «в память события возлюбленного нашего Монарха Государя Императора, супруги Его и Всего Августейшего семейства от грозящей им опасности на Курско – Харьковской — Азовской железной дороге в 17-й день октября 1888 года от верноподданнических чувств крестьян села Никольское».4

В конце XIX века село, не имевшее практически барских земель, быстро разрасталось. Исследователь И. Износков отмечал, что если к 1885 году в селе было 174 двора, а жителей 589 мужских и 682 женского пола, то к 1909 году – уже 286 дворов, прихожан мужчин 763, женщин – 862. Износков пишет, что «живут в селе очень достаточно — многие торгуют хлебом. Уже к 1895 году существовало 7 мукомолен, одна маслобойня, 1 шерстобитня, 2 кузницы, 2 овчиновыдельни. В селе было так же 11 пчеловодов (600 ульев)».5

А спустя 100 лет исторический памятник, образец архитектуры классицизма, был использован под склад химических удобрений, а кресты и колокола с церкви сбросили, разбили на части и увезли в Казань.

Начавшаяся колхозная жизнь была непростой, как и везде. Работали практически «за бесплатно». По воспоминаниям А.В. Степановой , «…жизнь в колхозе становилась хуже: у всех бригадиров была любимая угроза: «В тюрьму посажу. И, действительно, сажали. Поэтому работали через «не могу».

Как и всей стране, тяжело было в селе в годы Великой Отечественной войны. 289 человек не вернулись с фронта. Их могилы – почти на всех фронтах: под Москвой и на Смоленщине, на Украине и в Прибалтике, Восточной Пруссии, Венгрии, Польше, Германии и т.д.

Вывод: Данное исследование показывает, что село Никольское было основано на месте татарской деревни после взятия Иваном Грозным Казанского ханства. Изменение названия села связано с историческими событиями, в данном случае со строительством храма во имя Николая Чудотворца в центре села

Глава II: Фольклорный праздник «Каравон» — неповторимый и самобытный праздник русского народа.

§ 2.1. История празднования «Каравона».

Каравон – это традиционный фестиваль русской культуры, который ежегодно проходит в 20-ых числах мая.Местом проведения стало село Никольское Лаишевского района Татарстана (около 30 километров от Казани по Оренбургскому тракту).

Филологи, историки и лингвисты не дают однозначной оценки, что же означает загадочное слово «Каравон». По звучанию оно наиболее близко таким двум понятиям, как каравай и хоровод. По другим версиям само название фестиваля – это фраза, сложившаяся в единое слово: кара — вон. По древним поверьям, земля не любила, когда люди вмешивались в ее жизнь пахотой и севом. И для того, чтобы задобрить ее гнев, а также отвести кару земли вон, и проводились эти обрядовые гуляния, которые непременно заканчивались хороводами, символизирующими у многих народов Европы единение с духами земли. И действительно, приурочен Каравон был к празднованию памяти святого Николая Чудотворца – престольному празднику села. А Николин день, 22 мая, — одна из важнейших вех в крестьянском календаре. Именно к этому времени заканчивалась посевная, и в селе Никольское пели и гуляли.

Гуляли «артелями», «беседками», а вечером собирались на зелёной лужайке в центре села и играли «каравон». Так в этой округе называется своеобразный хоровод с определёнными песнями, звучавшими обычно в престольный праздник Николы Вешнего. Вставали в круг, брали друг друга за мизинцы и особым «каравонным» («утиным») шагом ходили по кругу (движение в «каравоне» необычно: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники одновременное делали маленький шаг правой ногой вперед, приставляя к ней левую, затем правая нога плавно заводилась за левую, а та, в свою очередь, вновь приставлялась к правой, и так до бесконечности). Каждый «каравон» имел свои 3 песни, которые исполнялись по 3 раза 3 дня подряд. В Никольском – это долгие, протяжные «Как по морю», «При долу», «Как по речке».6

Кроме гостей званых, были незваные. «Незваные же приходили к старосте – давать вклады пировать Никольщину. Бедные только отделывались поклонами». Богатые и бедные, званные и незваные – торжество было общее.

«Пили, что лили» в праздники, да так, что «руками не могли взять шапку» — вспоминает Наумова А.В., и это считалось особой доблестью пьющих и особым достоинством угощающих – но в будние дни эти руки неустанно и непрестанно пахали, сеяли, косили и молотили, плотничали, шорничали, сбивали масло и подковывали коней.

Известный московский фольклорист А.С.Кабанов, дважды побывавший в селе Никольское в 1990 г., утверждал, что эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с XVI в. Прекрасная многовековая народная обрядовая традиция Никольских «каравонов» была прервана в 1955 году распоряжением райкома партии, когда в разгуле очередной кампании за искоренение «опиума для народа» был запрещён от избытка административно-холуйского усердия и не имеющий отношения к религии «каравон».7

А чуть раньше вновь пострадала церковь. Недалеко на реке Мёша строили местную ГЭС, кирпича не хватало, и разрушили самую высокую колокольню в округе вместе с пристроем.

§ 2.2. Возрождение «Каравона».

Шли годы. «Неперспективные» деревни умирали, да и само Никольское постарело. С 1989 г. начались разговоры о восстановлении храма. Этому предшествовало возрождение Каравона: на посиделках в апреле 1988 г. бабушки, бывшие в 1955 г. молодыми девчатами, вспомнили много старинных песен. Постепенно они образовали дружный коллектив из 22 человек, руководителем которого был директор сельского Дома культуры Трусов С.А.. Сначала коллектив назывался «Волжанка», но по совету московского фольклориста А.С.Кабанова сменил название на «Каравон». С 1990 г. он носит это название. «К нам стали приезжать за песнями, за опытом учёные-фольклористы, представители общества русской культуры, работники Республиканского научно-методического центра народного творчества», рассказывает Наумова А.В. А в 1991 году ансамбль «Каравон» получил звание «народный».

Новый импульс в своем развитии ансамбль «Каравон» получил после знакомства с казанскими любителями крестьянского пения – М.Ю. Щегловым и Н.П. Кузьминой. С их помощью ансамбль стал известным и даже популярным у определенного круга зрителей. Но была проблема у ансамбля «Каравон» — научить молодежь своим песням, чтобы многовековая традиция не прервалась.

В начале 90-х об ансамбле «Каравон» уже знала вся республика. Приехавшие на встречу с его участниками истинные профессионалы фольклора по достоинству оценили своеобразие самобытного коллектива. Именно в ходе этого общения родилась мысль о проведении в Никольский престольный праздник 22-23 мая республиканского праздника русского фольклора под названием «Каравон». Впервые «Каравон» как праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 г. Сначала проводили своими силами, а с 1993 г. праздник приобрел статус Республиканского фольклорного фестиваля, организаторами которого являлись Министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры РТ, Администрация Лаишевского района, Центр русского фольклора, Общество русской культуры г.Казани.

Из воспоминаний участников первого фестиваля: «Народу на первый фестиваль, состоявшийся 23 мая 1993 г., съехалось достаточно. Сначала прямо в ДК отслужили Божественную Литургию, посвященную Николе Чудотворцу. Службу вел главный настоятель Никольского собора Казани отец Иоанн. После службы прямо в фойе из-за холодной погоды начались выступления фольклорных коллективов. Это было удивительное зрелище – нескончаемый поток русских народных песен в исполнении различных по стилю коллективов».8 Теперь же традиционно праздник русской песни открывается красочным прологом, после которого начинается большая концертная программа, а завершается «Каравон» на Зеленой поляне большим хороводом всех коллективов, свободным общением участников, импровизированными пятачками – частушечными, песенными, игровыми.

Перед началом песенного марафона каждый посетитель фестиваля может побывать в «Городе мастеров» и на «Деревенском подворье» — так называются одни из самых популярных площадок фестиваля, где умельцы представляют продукцию, сделанную своими руками. Это и затейливые, неповторимые вышивки, резьба по дереву. Рядом показывают свое искусство кузнецы, причем настоящие, а не ряженые артисты с кувалдами.

Если в первом Республиканском празднике «Каравон» приняли участие 7 фольклорных коллективов из городов и районов Республики Татарстан, то сейчас он ежегодно собирает до 150 и более этнографических и вокальных ансамблей из районов РТ, республик Поволжья, Пермского края, Омской, Ульяновской областей., а также гостей из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Англии, Америки, Австралии, Германии и т.д.). Частыми гостями фольклорного праздника «Каравон» стали группа «Играй, гармонь!» (2003, 2007, 2009, 2010, 2013 г.г.), а в 2012 г. ансамбль из Санкт-Петербурга «Иван Купала».

С 2003 года Указом Президента Республики Татарстан в целях реализации государственной политики РТ по поддержке центров возрождения и развития традиционной русской культуры «Каравон» стал государственным праздником. С 2007 года праздник получил статус Поволжского фольклорного фестиваля.

В народных гуляньях приняли участие в 2003 г., 2010 г. Президент Республики Татарстан – М.Ш.Шаймиев, в 2004 г., 2006 г. — Председатель Госсовета РТ, председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Ф.Х. Мухаметшин, в 2005 г. – заместитель Премьер-министра, Министр культуры РТ – З.Р. Валеева, 2011г., 2013 г., 2015 г., 2017 г. — Президент Республики Татарстан – Р.М.Минниханов, 2013 г. — депутат Государственной Думы РФ Фатих Сибгатуллин, прокурор РТ Кафиль Амиров, 2018 г. премьер — министр РТ Песошин. Встречал высоких гостей глава Лаишевского района Михаил Афанасьев. 

В 2018 году Фольклорному празднику «Каравон» исполнилось 30 лет, он так же находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство, кто осознает его самобытность и вникает в проблемы сохранности этого ярчайшего пласта культуры. Из интервью с руководителем ансамбля «Каравон» Трусовой С.А. я узнала о перспективах праздника: в ближайшем будущем, при увеличении потока участников и зрителей, возникает необходимость выхода праздника за пределы села. Председателю Госсовета Ф.М. Мухаметшину был представлен проект «Этно- деревня». Согласно проекту деревню для туристов и гостей возведут рядом с Никольским. По замыслу авторов, в ней будут широко представлены не только элементы русской культуры, но и уклад, традиции других национальностей, проживающих в Татарстане. В 2014 году в центре с. Никольское запланировано строительство парка «Сити- «Каравон».

Вывод: Праздник «Каравон» в с. Никольское имеет более чем трехсотлетние исторические корни. Он исстари объединял всех жителей села на основе традиций предков. Красочное зрелище «Каравон» собирает гостей из разных сел и городов нашей необъятной Родины, а также ближнего и дальнего зарубежья. Это не только духовное воспитание, но и передаваемые из поколения в поколение традиции и обычаи наших предков. Это связующее звено между прошедшими столетиями. Обмен культурными ценностями между народами разных национальностей.

Глава III: Народный костюм ансамбля Каравон.

§ 1.3 Элементы народного костюма ансамбля Каравон.

Крестьяне с древних времён передавали традиции своим поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, и конечно, в одежде. Как выглядели наши предки много веков назад? Русская народная одежда различалась по значению (будничная, праздничная, свадебная и венчальная, траурная), возрасту, семейному положению. При этом менялся её цвет, количество декора.

В России, в женской одежде, был широко распространён сарафан. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Основным элементом женского русского народного костюма ансамбля «Каравон» является сарафан, предпочтительно, красного цвета. Сарафаны изготавливали из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди и фабричных тканей (китайки, шёлка, парчи, узорного ситца). Декором служили кружева, ленты, бахрома. Сарафаны «прямые» изготавливались на узких лямках. Основным их признаком являются цельные прямые полотнища, собранные в сборки у верхнего края. У таких сарафанов все полотнища были одинаковой длины, образовывали как бы юбку на лямках .

Женскую рубаху шили из белого полотна или шёлка. Длина рубахи достигала линии бёдер и состояла из двух частей – передней и задней половинки. Рубаха имела прямой покрой, широкие втачные рукава. Горловина рубахи собрана в сборку, рукава внизу присборены и украшены кружевом. Рубаха носила название «рукава», так как они украшались вышивкой или тканным узором. Самой декоративной, богато украшенной частью костюма является – «борок», который завязывали вокруг шеи, выполненный из бус и стекляриуса. 9

В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки – оставлять их не покрытыми. Головной убор ансамбля «Каравон» для женщин состоял из «фатки» – платок красного цвета и кисейки, выполненной из ткани белого цвета, украшенной мелким кружевом. Её одевали под «фатку». Платок – «фатка» завязывался сзади специальным узлом. Девушки украшали голову яркими атласными лентами. Русский народный костюм — это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи.

Вывод: Данное исследование показывает, что в каждой местности присутствовали различные элементы национальных костюмов. В современное время в нашем селе сохранилось преемственность поколений. Во время празднования «Каравона» костюм является одной из главных составляющих праздника.

Глава IV: Анализ и обобщение проведённого анкетирования среди учащихся Никольской школы и жителей села Никольское.

§ 1.4. Результаты проведённого анкетирования.

Современное поколение должно знать и помнить свои корни. Чтить традиции и обычаи свих предков. Для того чтобы узнать, что учащиеся нашей школы и жители села знают о месте, где родились и выросли, была составлена анкета с вопросами.

Вопросы анкеты:

1. Почему наше село носит название Никольское?

2. Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?

3. Какой элемент костюма ансамбля Каравон считается главным?

Вопросы анкеты были предложены учащимся с 1 по 11 классы и жителям села Никольское. Всего в анкетировании участвовало 32 человека, из них – учащихся «МБОУ Никольская СОШ» — 20 человек, что составляет 63% от общего количества участников анкетирования и жителей села – 12 человек, что составляет 37% от общего количества участников анкетирования.

Таблица 1:

класс

всего учеников в классе

Приняли участие в анкетировании (чел.)

1

10

2

2-3

8

3

4

15

2

5

13

3

6-7

11

3

8

10

2

9

7

2

10-11

9

3

жители села

12

Итого:

Всего: 32 человека

Необходимо отметить, что анкетирование проходило по желанию, не было ни одного случая отказа от участия в анкетировании. Вопросы анкетирования вызвали живой интерес, как у учащихся нашей школы, так и у жителей села.

На вопрос №1 «Почему наше село носит название Никольское?» были

даны разные ответы:

А) «Построен храм с главным престолом во имя Николая Чудотворца» из 32 человек ответили 21, что составляет 65% от общего количества опрошенных.

Б) «Село носит такое название, так как мимо по дороге в Казань проезжал император Николай II», из 32 человек ответили 6, что составляет 19% от общего количества опрошенных.

В) «В честь престольного праздника Николы Вешнего», из 32 человек ответили 5, что составляет 16% от общего количества опрошенных.10

На вопрос №2 «Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?» были даны следующие ответы:

А) «Праздник носит такое название, так как «каравон» означает хоровод» из 32 человек ответили 25, что составляет 78% от количества опрошенных.

Б) «Название связано с местными песнями» из 32 человек ответили 5, что составляет 16% от количества опрошенных.

В) Затруднились ответить 2 человека из 32 , что составляет 6% от количества опрошенных.11

На вопрос №3 «Какой элемент костюма ансамбля Каравон считается главным?» были получены следующие результаты:

А) «Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является сарафан» из 32 человек ответили 19, что составляет 59% от общего количества опрошенных.

Б) Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является «борок» из 32 человек ответили 11, что составляет 35% от общего количества опрошенных.

В) Главным элементом костюма ансамбля «Каравон» является «фатка» из 32 человек ответили 2, что от общего количества опрошенных составляет 6%.12

Вывод: Систематизировав данные анкетирования учащихся и односельчан, данное исследование показывает, что современное поколение знает, и чтит традиции и обычаи своих предков, сохраняя их культурное наследие.

Заключение

В данной работе был использован краеведческий материал школьного музея «Русская изба» и архивные материалы, проведена систематизация воспоминаний старожилов села, позволяющая представить события, происходившие в период образования села Никольское и празднования «Каравона».

Для решения задач, поставленных в исследовательской работе, была изучена литература об истории Лаишевского района, проведены расчёты по вопросам анкетирования среди учащихся Никольской школы и жителей села. Проанализировав собранный материал, на основе полученных данных были составлены диаграммы, в которых отражены ответы учащихся и сельчан в процентном соотношении.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

по воспоминаниям старожилов села и архивных документов можно проследить историю образования и развития села Никольское.

— систематизировав данные анкетирования учащихся и односельчан можно сделать вывод о том, что современное поколение знает, и чтит традиции и обычаи своих предков, сохраняя их культурное наследие.

— рассмотрев, и изучив литературу по истории Лаишевского района, в исследовательской работе представлен материал о реальных событиях, происходивших в селе Никольское.

— данный исследовательский материал можно использовать на уроках истории и классных часах, формируя гордость за страну и сохранение духовных ценностей у подрастающего поколения.

Приложение 1:

1. Почему наше село носит название Никольское?

Приложение 2:

2. Что такое Каравон? Почему праздник получил такое название?

Приложение 3:

3. Какой элемент костюма ансамбля «Каравон» считается главным?

Приложение 4:

Село Никольское

каменная, трёх престольная церковь, представляющая собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста.

Приложение 5

каменная часовня, которая вскоре была построена «в память события возлюбленного нашего Монарха Государя Императора, супруги Его и всего Августейшего семейства от грозящей им опасности на Курско – Харьковской — Азовской железной дороге в 17-й день октября 1888 года от верноподданнических чувств крестьян села Никольское».

Приложение 6:

Фольклорный ансамбль «Каравон»

Детали женского костюма фольклорного ансамбля «Каравон»

1.

сарафан и рубаха «рукава»

1. 2.

борок

3. 4

↙ ↘

Фатка и кисейка хомут

Используемая литература:

1. История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

2. История Татарстана 20-начало 21 века // Султанбеков Б.Ф.- Казань.-Татарское республиканское издательство «Хэтер».- 2006.

3. Русские праздники Лаишевского края // составитель: Н.Д. Бордюг.- 1997.

4. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992.

5. Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

6. Фотографии в приложении №6 автор Косова В.С.

Интернет – ресурсы:

1. https://yandex.ru/images/search?text – фото ансамбля «Каравон»

2. https://yandex.ru/images/search?pos – фото села Никольское

1У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992

2Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с.8

3Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с. 10

4 История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин.- 1997.

5Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бондюг – 1997 – с. 11

6Русские праздники Лаишевского края // Н.Д. Бордюг – 1997 – с.9

7Бордюг Н.Д. О песенной культуре Русского Никольского и прилегающих к нему деревень. Сб.статей «Каравон», Казань, 1995.

8 Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.

9 Приложение 6

10Приложение 1

11Приложение 2

12Приложение 3

Просмотров работы: 175

Морозова Р.Е., учащаяся МБОУ «Никольская СОШ»

Научный руководитель – учитель русского языка

и литературы высшей кв.категории Макарова С.С.

(Россия, РТ, с.Никольское)

самобытный и неповторимый «каравон» из села  Никольское

  Культурное наследие народов, издавна живущих на территории Татарстана, переплетается в красочном многоцветии. Народное творчество русских – одна из органичных составляющих этого узорчатого полотна. Русский музыкальный фольклор Лаишевского района РТ с центром в селе Никольское – прекрасное тому свидетельство. Недаром творчество фольклорного ансамбля «Каравон»  и одноименного праздника из села Никольское вот уже 20 лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство, кто осознает его самобытность и вникает в проблемы сохранности этого ярчайшего пласта культуры.  

     Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также пропаганда Межрегионального фольклорного праздника «Каравон» —  цель исследовательской работы. Гипотеза исследования предполагает получить доказательства тесной связи, существующей между праздником русского фольклора и развитием этнокультуры населения.

    Задачи исследования:

1. изучить специальную литературу по теме исследования;

2.определить методы изучения творческой деятельности ансамбля«Каравон»;

3. провести мониторинг по изучению  фольклорного праздника «Каравон»;

4. проанализировать и обобщить результаты выполненного исследования.

    Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

–  изучение и анализ литературы по теме исследования;

— анализ и обобщение деятельности фольклорного ансамбля «Каравон»;

— беседы с участниками ансамбля, гостями праздника;

— статистическая обработка результатов исследования.

 В работе использована литература Б.М. Теплов «Детский фольклор и проблема народной педагогики», Л.С. Выгодский и А.Н. Леонтьев «Способность, одаренность, талант», «Введение в песенный фольклор».

    Практическая значимость проведенного исследования можно определить словами И.А.Ильина : « Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего»…

Родиной праздника «Каравон» является село Никольское Лаишевского района РТ. До 30-х годов XVI века на месте села была татарская деревня Караево. Но моровая язва вынудила местных жителей покинуть селение. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села. Молодая татарка бросила на прощание расческу и гребень, и заросло оно травою. По архивным источникам узнали, что в 1879 году в озере нашли домашнюю утварь татар.

Развитие села продолжалось с различным успехом. Как и всей стране было тяжело в определенные годы: коллективизация, бесплатная работа, разрушение вековых устоев – разрушили церковь Николая Чудотворца. И тем не менее, в селе продолжали петь и гулять, особенно в Николу – 22 мая – престольный праздник. Гуляли «артелями», «беседками», а вечером собирались на зеленой поляне в центре села и играли «каравон». Так в округе назывался своеобразный хоровод с определенными песнями, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском – это долгие, протяжные «Как по морю», «При долу», «Как по речке». Каравоны водили во многих населенных пунктах, но в разное время. Могли меняться напевы, но одно остается неизменным: в архивных материалах описываются большие круги на околицах в лугах, в которых «стояло не менее 50-ти девушек и молодушек по-праздничному сряженных». Взявшись за руки (сцепившись мизинцами), они медленно передвигались «посолонь» (по солнцу). Каравонные песни распевались медленно, с роздыхом, т.е со словообрывами, с распевами, повторами отдельных слов, слогов, междометий – частиц внутри стиха и повторами самих стихов, связывающих строфы так называемым «цепным» соединением.

    С 1989 года начались разговоры о восстановлении  церкви. Этому предшествовало возрождение каравона: на посиделках в апреле 1988 года, бабушки, бывшие в 1955 году молодыми девчатами, вспомнили много старинных песен. Постепенно образовался коллектив из 22-х человек. Сначала он назывался «Волжанка», а затем после встречи с известным фольклористом из Москвы А.С.Кабановым — «Каравон». Ансамбль стал часто выступать не только в своем селе и соседних деревнях, но и в Казани, Набережных Челнах, Рыбной Слободе, Высокой Горе и даже в Москве.

Их пение, совершенно отлично от современного исполнения народных песен, и до сих пор вызывает удивление – словно «нечто красивое и непонятное, найденное на дне волшебного сундука».

В начале 90-х о «Каравоне» уже знала вся республика. Приехавшие на встречу с его участниками истинные профессионалы фольклора по достоинству оценили своеобразие коллектива. Именно тогда и родилась мысль о проведении в с. Никольское престольного праздника Николы Республиканского праздника русского фольклора под названием «Каравон». По воспоминаниям участников этого праздника, это было удивительное зрелище – нескончаемый поток русских народных песен в исполнении различных по стилю коллективов. Было принято решение – сделать праздник традиционным, с приглашением большого числа фольклорных коллективов.  О популярности фестиваля свидетельствует то , что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в «Каравоне». Собираются десятки этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья и Приуралья.

Гостями праздника являются и гости дальнего зарубежья: Англии, Америки, Австралии и т.д.

 А в 2003,2009г.г. праздник посетил Президент  Республики Татарстан- М.Ш.Шаймиев, в другие годы – Председатель Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшин, Министр культуры РТ З.Р.Валеева, руководитель Аппарата Президента РТ Ю.З.Камалтынов и др.

Именно на «Каравоне» состоялось знакомство с ансамблем «Частушка» с участием Анастасии и Захара Заволокиных, а также съемки передачи «Играй, гармонь».

    Чтобы сохранить песенные обычаи и традиции своей местности, при сельском Доме Культуры создан Центр русского фольклора при Управлении Министерства Культуры РТ и Общества русской культуры РТ. Именно здесь мы перенимаем  традиции наших бабушек. Сейчас в «Каравоне»  3 возрастные группы- старшая, средняя (учителя), младшая (ученики школы), семейные династии: Штатновы – Макаровы, Гаранины – Семеновы, Медведевы, Никитины – Гоговы, Уткины и т.д.

Символикой праздника «Каравон» является пылающее Солнце – символ жизни, тепла и доброты. В центре Солнца еще одно маленькое солнышко… это и есть наш любимый праздник «Каравон».

 В завершении своей работы я хотела бы сказать, что праздник «Каравон» — это уникальная традиция, ее необходимо сохранять и пропагандировать, поддерживать аутентичных исполнителей, и передавать их знания другим поколениям.

 Нынешний размах праздника соответствует его основной задаче – возрождению и развитию традиционной культуры русского народа в межэтническом сообществе Татарстана и Российской Федерации.

Литература

  1. Бордюг Н.Д. О песенной культуре Русского Никольского и прилегающих к нему деревень. Сб.статей «Каравон», Казань, 1995.
  2.  Филимонов Г. Месторождение песен. Из газеты «Республика Татарстан», №108 от 27.00.95.
  3. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. Составитель О.Н.Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992

Праздник русского фольклора «Каравон»: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник русского фольклора «Каравон» в 2023 году.

  • Горящие туры в Приволжский округ
  • Туры на майские по всему миру

«Каравон» — фестиваль русского фольклора, который проводится в Татарстане ежегодно с 1993 г., а с 2003 г. считается государственным праздником по указу Президента Республики. Место проведения фестиваля каждый год одно и то же — село Русское Никольское Лаишевского района. В мае на праздник в это небольшое село в 35 км от Казани съезжаются ценители фольклора со всей республики и соседних регионов.

«Каравон» в переводе со старославянского означает «хоровод». А сам этот танец — «ходьба по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец идти по кругу под старинные народные песни.

Этому празднику более трех веков. Изначально он был приурочен ко дню Николая Чудотворца, который отмечали сразу после сева урожая. Май всегда был богатым на события и праздники месяцем: после долгой зимы с приходом тепла гуляли долгожданные свадьбы, навещали родственников и просили у Николы Вешнего щедрого урожая. Сегодня эти традиции живы лишь частично: весны для свадьбы ждать необязательно, но старинные пляски и песни по-прежнему популярны. На фестивале выступают фольклорные коллективы, работает «Город Мастеров», где можно научиться плести из лыка или лепить из глины и пр. Обязательно будут хороводы, забавы, игры и угощение, а при желании можно нарядиться в старинный национальный костюм.

Практическая информация

Как добраться: для гостей праздника организуются бесплатные автобусы из Казани из разных точек: от «Корстона», театра им. Камала, станции метро «Проспект Победы», эти же автобусы привозят всех желающих обратно.

Время проведения: ежегодно в мае.

А вот это лишнее

Обзорная по Казани, Кремль, Болгар, Свияжск, Раифа, Йошкар-Ола, Елабуга, другие эксклюзивные маршруты и м/классы.

Аккредитация, большой опыт работы с группами, отличные отзывы, на английском и русском. Комфортабельный транспорт, размещение, национальная кухня

Татарстан

  • Где остановиться: для обзорных поездок по республике удобнее всего базироваться в ее столице — Казани, откуда можно легко добраться в другие города региона. Выбор вариантов размещения — самый широкий: есть и хостелы, и семейные пансионы, и стандартные «трешки», и помпезные бизнес-отели в историческом центре. Второй по популярности город региона — Набережные Челны, где также нет недостатка в отелях. Ну, а любителям изящных искусств можно смело бронировать размещение в Елабуге, где «отметились» Шишкин и Цветаева.
  • Что посмотреть: начать знакомство с Татарстаном лучше всего с многочисленных достопримечательностей Казани — величественного Казанского кремля с башней Сююмбике и Благовещенским собором, мечетей Кул-Шариф и Закабанной, моста Миллениум, Богоявленского собора и Национального музея. Обязательно стоит побывать на городище Болгар и в соборной мечети Болгара, а также съездить в Елабугу, чтобы оценить обширную коллекцию полотен Шишкина в его доме-музее и посетить дом памяти Цветаевой. Выбор любителей природы — красивейший Волжско-Камский заповедник.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каравай на какой праздник
  • Каравай бай праздники
  • Карабиха некрасовский праздник
  • Капец сегодня праздник
  • Капелькой тепла согреем душу час доброты сценарий