Карелия сценарий мероприятия

Приобщение детей к национально-культурным традициям родного края.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Моя Карелия»

Цель: Приобщение детей к национально-культурным традициям родного края.

Задачи:

— Формировать и систематизировать у дошкольников представления о республике Карелия, как части России;

— Активизировать познавательный интерес детей к родному краю, национально-культурным традициям, событиям прошлого, настоящего и будущего;

— Воспитание у детей гражданских чувств, чувство любви к Родине, родному краю;

— Вызвать интерес к  карельским играм и желание играть в них.

Материалы и оборудование:

-аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться» муз. А. Колкера, сл. К. Рыжова;

— флаг Карелии;

— карточки-модели по цвету: красный, синий, зеленый;

-корзинка с клюквой;

-выставка книг карельских сказок;

-иллюстрации природы Карелии, животных, ягод, деревьев;

— поднос, рушник, калитки.

Предварительная работа:

— беседы о природе Карелии, животном и растительном мире;

— рассматривание флага и герба Карелии;

— рассматривание иллюстраций животных, деревьев, ягод, цветущих растений Карелии;

— чтение карельских сказок;

— заучивание стихов о Карелии.

Ход праздника:

Под аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться» дети в карельских костюмах входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Ведущая:

— А вы в Карелии бывали,

Где травы стелются ковром,

И где озер синеют дали,

Переливаясь серебром.

Где волны Ладоги бескрайней

На берег россыпью летят.

Про неразгаданные тайны

Нам водопады говорят

Где сосны бронзовые встали

Необходимою стеной

А вы в Карелии бывали?

Нет?

Так поедемте со мной!

— Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей республике, по Карелии. Ведь мы ее любим, за то, что это наша родина, за ее красоту, богатство и народ, умеющий трудиться и весело отдыхать.

Стихи детей.

1. Люблю тебя. Карелия

Твои озера ясные

И водопады грозные,

И тихие луга.

2. Люблю тебя, Карелия,

Твои леса прекрасные

И вечера морозные

И белые снега.

Ведущая:

— Ребята, я сейчас вам покажу три цвета(показ карточек), что они вам напоминают? (показ флага Карелии)

— Что обозначает зеленый цвет флага? (зеленый — цвет природы, леса — основного богатства республики).

Ведущая:

— Назовите, пожалуйста, деревья, которые растут в наших карельских лесах?

-А какие животные живут в карельских лесах?

— Ребята, издавна жители Карелии почитали медведя, они видели в нем защитника, поэтому в центре герба Карелии фигура медведя. А вот и он!

Медведь:

Я, медведь, могу реветь

А могу и песни петь

А еще могу играть

И детишек забавлять.

Под. Игра «У медведя во бору»

Медведь прощается и уходит.

Ведущая:

— Ребята, кто-то забыл в лесу корзину с ягодами. Чтобы узнать, какая карельская ягода в корзинке, отгадайте загадки:

Загадки:

1. Под листом на каждой ветке

    Сидят маленькие детски

     Тот, кто деток соберет

     Руки вымажет и рот. (черника)

2.Рассыпает солнце стрелы,

   Сосны зажигая,

   Что за ягода созрела

    Красная такая. (брусника)

3. Бусы красивые висят

    Из кустов на нас глядят

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи. (малина)

4. Ягодка-фонарик

    К августу поспела

Тоненькая ножка

Желтая… (морошка)

5. Я красна, я кисла

    На болоте я росла

    Дозревала под снежком

    Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Игра «Угадай на вкус»

(угощение ягодой-клюквой из корзинки)

— Что обозначает синий цвет флага? (показ карточки синего цвета) (реки, озера, ламбушки)

— Какие самые большие озера в Карелии вы знаете? (Ладожское и Онежское)

А как называются маленькие озерки? (ламбушки)

— Наши ребята знают о Карелии еще стихи.

1.Я в Карелии живу,

   Я Карелию люблю!

   Здесь зеленые леса,

    Голубые небеса,

    Синие озера,

Широкие просторы!

Земля родная наша!

Нет тебя краше! (Е. Карпов)

2. Карелия! Карелия!

Родная сторона!

Твои озера синие

Как в сказке небеса,

Твои леса зеленые-

Сплошное волшебство

Люблю тебя Карелия-

Отечество мое! (Н. Никитина)

Ведущая:

— А сейчас я предлагаю поиграть в карельскую игру «Ручейки, озера» (дети по 3-4 человека, сцепляясь за руки, образуют «ручейки», далее по команде «ламбушки»-образуют маленькие озера, «река»-сцепляясь в общую реку и «озеро», соединяются в круг)

Ведущая:

-А что, тогда обозначает красный цвет у нашего карельского флага? (показ карточки красного цвета)

— Правильно, это цвет силы и мужества карельского народа!

— А еще, ребята, это и цвет карельской вышивки (показ).

— Посмотрите, какая красивая вышивка у карельского народа, да и костюмы ваши красиво вышиты. А еще такие костюмы носили герои карельских сказок.

— Какие карельские сказки вы знаете? (ответы детей)

В зал входит красавица Насто.

Насто:

— Ой, кто-то тут споминал меня

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте, гости!

— Терве лапсет!

— Терве гостият!

Ведущий:

— Терве Насто!

Ребята, что за красавица к нам пожаловала?

(красавица Насто)

Насто:

— Ребята, а вы знаете, каким трудом заняты люди Карелии? (заготавливают лес, ловят рыбу, охотятся, собирают грибы и ягоды и т.д)

— А еще очень любит карельский народ играть и танцевать.

Ведущая:

— Ребята, давайте вместе с красавицей Насто поиграем в карельскую игру «Гули, гули».

Игра «Гули, гули»

Насто:

-Ребята, может вы и стихи знаете о Карелии?

Ведущая:

— Да, Насто, мы уже много стихов рассказали, но еще и для тебя расскажем.

1. Как прекрасна Карелия наша

В бесконечных зеленых лесах,

Где озера, как полная чаша

В голубые глядят небеса.

2.Седой гранит скалистых гор,

Зеленые леса

Просторы, тысячи озер

Земли моей, краса.

3. Под северным небом огромной страны,

В краю, где седые лежат валуны,

В лесах необъятных, в полях полегли

Родные просторы Карельской земли!

Насто:

— Ай да, молодцы, веселые ребята

— К вам, ребята, дорогие

Я явилась в добрый час

Встречу добрую, желанную

Я готовила для вас

Хлебосольством да радушием

Знаменит карельский край

Для гостей калитки вкусные

Да ароматный вкусный час!

(Насто выносит калитки на подносе и угощает детей и гостей)

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 «Дошкольная академия»

Новосибирск 2022год.

Сценарий
развлечения «Карелия, Карелия страна чудес и грез»

Цель:
проведение развлечения с дошкольниками. Через игры закрепить знания о жизни 
карельского народа,
с его промыслами и ремеслами, традициями и особенностями культуры.

Основные задачи:

— Познакомить с правилами карельских игр,
особенностью культуры и быта карельского народа.

— Развивать общую моторику  координации речи с
движением.

— Воспитывать интерес к народным карельским играм.

Оборудование и материалы: музыкальная
колонка, герб, иллюстрация медведя,  2 контейнера, подушечки (ягодки) по количеству
детей, 2 палки с изображением лошадей/оленей, картинки с изображением жителей
Карелии, карельские костюмы ведущих, девочкам- повязки на голову, ленты, бусы,
мальчикам- головные уборы (по желанию)

Ход развлечения:

Дети под
музыку / 
«Карельская полечка» входят на площадку.
Образуют круг. Их встречает ведущие, переодетый в карельский костюм – юноша Хома
и девушка Айно.

Хома приветствует детей
на празднике
:

Пяива.
Пяива. Солнце, солнце!

Всем
добра желаю люди.

К
вам, я рад приехать в гости

Рад
вас, видеть здесь сердечно.

Тервех,
мейне хювят гостят!

Хома:
Меня зовут Хома. Я живу я в Карелии,

 Айно:
А меня зовут Айно я тоже из Карелии, а вы, ребята, где живете? /ответы детей/.

Хома:
— дорогие дети, мы сегодня пришли к вам на гулянье/развлечение. Злые духи украли с  нашего герба –
фигуру медведя, а без него наш герб стал пустой и наша республика очень
страдает, поможете нам его вернуть? (Айно показывает пустой герб).

Айно:
Для этого нужно поучаствовать в играх и испытаниях. Вы согласны?

Хома:
Отлично, присоединяйся к нашему танцу.

Ⅰ  танец «Карелия»

Дети встают в
круг и повторяют движения за ведущими под музыку.

Айно:
Ну, теперь Хома, слушай, что дети тебе расскажут о нашей Карелии. /Айно
задает детям вопросы:

Ⅱ вопросы о Карелии

Дети отвечают на вопросы ведущего.

— Какие народы проживают в Карелии? (карелы, финны, вепсы,саамы идр.


Чем занимались люди в старину? (охота, рыболовство, собирательство)


Какую пищу употребляли? (рыбу, хлеб, грибы, картофель, мясо)


Что готовили из рыбы? (муку, уху)


Что готовили из муки? (хлеб, оладьи, блины)


Какие напитки пили? (хлебный и репный квас, чай из смородины)


Как одевались? (сарафан, рубахи, юбки, платки, повязки, лапти)

Хома:
Ай да молодцы, много знаете о Карелии. Да карелы, много трудились, рыбачили, охотились, собирали
ягоды в лесу. Приглашаю вас разделиться на команды и как карелы собрать всю
ягоду.

Ⅲ игра – соревнование «Собери всю ягоду)

Дети делятся на две команды. Нужно собрать ягоду (подушечки)
в контейнер. Побеждает та команда, которая соберет их первая.

АйноМолодцы,
какие ловкие! А еще карелы разводили лошадей, коров, оленей. И катались
на лошадях. Давайте и мы посоревнуемся в скачках.

Ⅳ игра-соревнование «Скачки на лошадях»

Дети делятся на две команды. Нужно проскакать под
музыку на лошадях. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

Хома: Встаньте
дети, встаньте в круг!

Ⅳ игра «Олень»

Дети/Участники образуют круг. Один из участников — ведущий в
центре круга. Он «Олень».
Дети двигаются под
музыку по кругу и произносят такие слова
:

Уж
ты батюшка олень,

Отпусти
меня на день.

С
утра до вечера.

Вот
тебе хомут.

Вот
тебе дуга.

Больше
я тебе не слуга.

Дети разбегаются в разные стороны,
а «Олень» бросается
за ними. Кого поймает, тот «Олень. /Игра повторяется 3-4 раза/

Айно: Какие
ловкие!  Хорошо поиграли, посоревновались, молодцы, и мы  с вами повеселись. И
благодаря вашим стараниям нашего медведя с герба вернули обратно. ( Кто – то из детей прикрепляет
его обратно на герб).

Хома:  Ребята,
мы сегодня окунулись с вами в культуру и традиции Карелии. Вам понравилось?
Наше развлечение подошло к концу. За ваши старания вручаем  картинку жителей
республики Карелия.

— До свидания ребята!

09.04.2018

Сценарий Фестиваля «Карелия дружная республика!»

Людмила Васильевна Шестиловская

Данный сценарий разработан специально для проведения первого творческого фестиваля в районе «Карелия Дружная республика!» Материал содержит стихотворения , которые были в свободном доступе в сети интернет.

Оценить




2853

Содержимое разработки

Сценарий Фестиваля «Карелия дружная республика!» Сортавальский район.

Звучит песня «Любимый край»..(«Песняры»-«Край ты мой любимый»).

Ведущий 1

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас. 
Хлебосольством да радушьем Знаменит Карельский край.

Ведущий 2Сегодня мы здесь впервые проводим творческий фестиваль районов Карелии – «Карелия дружная республика»

Ведущий 1

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Край свой родной Карелией зовем.

 Ролик КАРЕЛИЯ

Ведущий 2

Наш фестиваль в едином хороводе  

Здесь соберёт людей со всех сторон   

Земли народной сердцу милой,  

Что Родиной с тобою мы зовём.

Карелия — республика моя!

Ведущий 1: Право открыть фестиваль«КАРЕЛИЯ – ДРУЖНАЯ РЕСПУБЛИКА » предоставляется начальнику Отдела образования

Сегодня в жюри:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ

Ведущий 2

Есть, возможно, уголок красивей,

есть богаче, шире есть края

Только мне во всей моей России

Милей всего Карелия моя!

Ведущая 1: Посмотреть на Карельский край приезжают туристы из разных республик, стран, знакомятся с памятными местами: остров Кижи, Валаам, водопад Кивач. Художники отражают в своём творчестве Карельские пейзажи, поэты и музыканты сочиняют красивые песни.

Ведущий 2:Мы никогда не забываем,
Где родились и дом родной.
Да разве корни ты отрубишь?
Там всё росло, тебя любя.
И дом родной свой не забудешь,
Где начиналась жизнь твоя.

Ведущий 1

Красив и славен этот город.

Здесь скал суровый монолит

Как будто надвое расколот

Заливом, вздыбившим гранит.

Где над водой висят крутые скалы,

Где Ладога от волн седым — седа

Стоит моя родная Сортавала –

Старинный город в молодых садах. (Илмари Сааринен)

Ведущий 2: А сейчас на сцену приглашается уч-сяТуокслахтинской школы. Они представят Сортавальский район. Встречайте!

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Ведущий 1

Якимварский залив – угол моря.

Где небольшой городок стоит.

Где с волною и ветром не споря,

Он на Ладогу тихо глядит.

Здесь спокойная Аурайоки

Сохраняет пеструшку-форель,

Здесь леса зелены и высоки,

На сцену приглашается учащиеся средней школы №6

Они представят Лахденпохский район. Встречайте!

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Ведущий 2

Среди множества городов

Городок сей неприметный.

Поселился он среди лесов

Суровой земли карельской.

Городок провинциальный –

И живёт своей мечтой,

И народ весь там душевный,

Очень добрый и простой.

И таланты в нём родятся,

И трудом он славится.

Суоярви молодеет,

Силы набирается.

— Суоярвский район представят ребята из основной школы №4. Встречайте.(ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Ведущий 1

Стучат молотки корабелов – 
Стук новой России сердец:
Весь занят строительным делом
Любимец Петра – Олонец.

Олонец — посад старинный,

Самый-самый, самый длинный

Городок, посад, погост

Протяженьем в тридцать верст!

Встречайте учеников 5 класса Хаапалампинской школы, они представят — Олонецкий район (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Ведущий 1

В Карелии есть городок,
Беломорском его назвали.
А на карте лишь островок,
В своё время Сорокой прозвали.

В низовьях Выга — сорок островов,

И заблудиться — вовсе нет проблемы,

Здесь — связь времён и таинство веков

На каменных листах поэмы.

Тут древний предок из последних сил

За жизнь боролся, не теряя веры,

И памятник себе он сотворил

В петроглифах, достигшей нашей эры.

Поддержим ребят из средней школы №7с выступлением о Беломорском районе (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Ведущий 2

Провинциальный, тихий городок,

Направо – горы и налево – горы,

А прямо лежит озеро песок,

Огромное и синее, как море.

Я снова с волнением вижу
 В двух створках — воды и небес
— Жемчужные россыпи Кижей,
Трудом сотворенных чудес.
А звонкий, особенный воздух
 За сердцем моим повторит:
 Спасибо тому, кто вас создал,
 И трижды — тому, кто хранит!

Встречайте учеников 7 класса Хаапалампинской школы, они представляют Медвежьегорский район (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Ведущий 2

В республике Карелия

есть городишко — Кемь.

Он в окружении лесов,

в далёком удалении

и ясно всем без лишних слов,

он — островок забвения.

С поморских изб он начинал свой век,

С высоких главок на резном соборе,

Где Кемь-река, смиряя шумный бег,

Венчалась, как невеста,

С Белым морем.

Дорогу строил, по болотам вяз,

И все тебя считали краем света.

Чтоб в Кемь добраться привести Указ

Державину едва хватило лета.

Он жемчугом и семгой торговал,

Лес корабельный поставлял для флота.

Не раз военных бурь девятый вал

Врывался на заре в его ворота

На сцену приглашается учащиеся школы №1 . Они представят Кемский район. Встречайте! (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Ведущий 1

Вечернею порою,
Там, где никто не ждет
Летел, борясь с погодой
По небу вертолет.

Но вдруг случилось чудо –
Никто ведь и не знал,
Что здесь, в глуши унылой
Пласт руд давно лежал…

И строить начали они
Чтобы добыть сталь из земли,
Так зародилась Костомукша,
Людей встречая послушно.
Поселок превратился в город.

На сцену приглашаются учащиеся Кааламской школы. Они представят Городской округ Костомукша. Встречайте! (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ жюри

Ведущий 2

«Так уж у нас в Карелии повелось,

чтобы весело всем и счастливо жилось,

чтоб не плакал никто и никто не скучал,

сам народ для себя песни слагал!»

Встречаем наших гостей «» с песней….

Выступление «Верея»

Ведущий 1

Теплеет атмосфера в нашем зале.

Всё ярче дружбы огонёк горит.

Как много здесь сегодня мы сказали!

Как много дел хороших предстоит!

Наш праздник-фестиваль районов,

Сумел, нам кажется, сердца гостей согреть.

Все знают, что одной семьёй невзгоды

Сумеем мы всегда преодолеть.

Ведущий 2

Цвети наш край! Живите в мире, люди!

Народы в дружбе пусть живут из века в век.

Давайте истину простую не забудем:

Достоин счастья каждый человек!

Ведущий 1

С людьми, что в крае проживают тут,

Любые беды и ненастья мы осилим.

Всё это наша Родина, мой друг!

Великая, могучая Россия!

Ведущая 2:. А сейчас мы попросим наше многоуважаемое жюри сообщить общие итоги Фестиваля!

ОГЛАШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ , НАГРАЖДЕНИЕ

Ведущий 1:Внимание друзья! Мы приглашаем на сцену в «Хоровод дружбы» всех участников Фестиваля.

Ведущий 2 Ребята! Сегодня мы с вами рассказали много стихов о родном крае, пели песни, играли, исполняли танцы Карелии.

Если б спросили у меня:

Что дороже для тебя на свете?

Я ответила б, — Карелия моя,

Самая родная на планете!

Ведущий 1

Любите и изучайте свой край!

«Велик белый свет, да теплей своего края нет!»

(карельская пословица)

Ведущий 2:Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/307211-scenarij-festivalja-karelija-druzhnaja-respub

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Республика Карелия Лоухский район п. Чупа МБУДО «Лоухский районный центр творчества» 

Сценарий познавательно-развлекательной программы

Карельская горница 

Дубянская Наталья Викторовна

педагог дополнительного образования

Много вам уже известно, многое ещё предстоит узнать,

а потом передать свои знания своим детям.

Ведь из уст в уста, от сердца к сердцу передается народная мудрость.

Автор: педагог дополнительного образования МБУДО «Лоухский районный центр творчества» Дубянская Наталья Викторовна.

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Сценарий программы.

3.Список литературы.

4.Приложения.

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому, своей истории, истории своей малой родины. Это значимо и необходимо, давая определенные знания, научить детей практической деятельности по изучению и сохранению наследия  предков, чтобы преемственность между поколениями по передаче духовных ценностей не была нарушена. Воспитание чувства любви и уважения к родной республике Карелии, к её природе и народным традициям, по средством игры, беседы, конкурсов и викторин, загадок, обрядов — погружает детей в историческую атмосферу наших предков. Участвуя в играх и конкурсах, они уважительнее относятся друг другу, прививается интерес к познанию истории и традиций родного края, формируется интеллектуальное, художественно- эстетическое восприятие. Познавательно-развлекательная программа — призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях. 

Форма проведения мероприятия: познавательно- игровая программа.

Участники: дети младшего и среднего школьного возраста. Количество 14 – 20 человек.

Организатор: ведущий – педагог. Помощь – родители.

Основная цель: Воспитание чувства любви и уважения к родной республике, к её природе и народным традициям.

Оформление и наглядность: зал оформлен под карельскую избу: прялка, полки с деревянной утварью, на столе накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, блюдо с калитками, покрытое полотенцем, лавки застелены плетёными половиками, большой сундук. На центральной стене расположено окно деревенской избы.

Оборудование и технические средства: мультимедийная система, музыкальный центр, фонограммы.

Сценарий программы:

Звучит песня на карельском языке.  Ведущая в карельском костюме приглашает детей пройти в зал, усаживает всех на лавки.

Ведущая:  Хювя пяйва лапсет!

 Добрый день дети!

Терве тулоа, мейдан карьялан тало!

 Добро пожаловать к нам в карельскую горницу!

Так приветствовали друг друга карелы. Давайте и мы вместе                                поприветствуем друг друга на карельском языке.

Хювя пяйва! Добрый день! Молодцы!

Нашей маленькой республике Карелия исполнилось 100 лет, если сравнить её возраст, с возрастом человека – это целая жизнь. А в сравнении с вечностью, то это маленькая песчинка.

Карелия небольшая, всего 180 520 кв км, (18 место по России), с населением 609 071 человек, но богатая республика. Коренное население Карелии: карелы, вепсы, саамы.

А какими богатствами она обладает? Можете мне назвать?

(Дети перечисляют).

(Главное богатство Карелии это её красивейшая природа, знаменитые леса, быстрые реки с чистой водой, тысячи озер, полезные ископаемые в недрах её земли и конечно же люди). 

Давайте вместе с вами окунемся в историю.

Раньше, во времена больших праздников жители разных и многочисленных деревень собирались в какой-нибудь одной дерене.

Вот вы откуда?

(Ведущая подает листок с названием деревни любому ребенку, тот зачитывает)

 (Деревня  Кестеньга, основана 1547г. Существует сейчас;

  Деревня Лоушки, Лоухи станция основана 1914г. В переводе с финского каменоломня;

  Деревня Вартиолампи, вартио –караул, стража. Лампи – небольшое лесное озеро. Значит —  деревушка, недалеко от которой находился водный объект и были какие-то караулы;

  Деревня Гридино. Считается, что название произошло от имени Григорий, в простонародье Гридя, Гридька. Возможно он был основателем деревни. «Гридин» -княжеский воин, телохранитель.)

Ведущая: Вот и получается, например —  Николин день (22 мая, святой Николай покровитель полей и морей, примеряет всех враждующих и скрепляет всевозможные союзы) праздновали в Кестеньге;

       Петров день (12 июля, Петровские гулянья, праздник солнца, этот праздник почитался рыбаками, в это день собирали деньги «Петру- рыболову на мировую свечу», молились о сохранении жизни и о богатом улове) – праздновали Вартиолампи;

        Спасов день (14 августа, Медовый спас) – праздновали в Гридино.  

        Проходили праздничные шествия по главной улице деревни. Шли группы нарядно одетые юноши и девушки. Эти шествия выглядели, как парад невест и женихов. На девушках яркие цветастые платки, у некоторых по несколько штук, что говорило о богатстве девушки.

Чтобы узнать друг друга по лучше, девушки и юноши водили хороводы.

Держались за руки и ходили по кругу.

        Мы тоже сейчас будем водить хоровод.

    (Подобранны фонограммы карельских танцев).

Игра – танец, знакомство «Птичка села на ветку» (заводят 2-3 человека, повторяя движения за ведущей. В конце игры все участники программы готовы водить хоровод).

          Хоровод «Круга» (смотреть You Tube «Карельский коллективный танец «Круга»»)      Все участники садятся на лавки.

Ведущая: Расскажу я вам немного об обрядах и обычаях карел, а рассказывала мне о них моя бабушка Мария Дмитриевна, родилась она в деревне Кимасваракка, тогда Кестеньгоского района, а ей  рассказывала её мама Ульяна Изосимовна.

      (показ  фотографий, портреты бабушка – Смоленникова Мария Дмитреевна, прабабушка – Муйстома Ульяна Изосимовна).

1. Когда приезжали сватать девушку, были смотрины, просили её на стол накрыть, и если она понравилась, сваты уезжая оставляли на лавке варежки. Значит будет свадьба, а варежки после свадьбы заберут вместе с молодой женой.

 У меня сохранилась кассета, на которой моя бабушка поет песню. В ней говорится о любви молодой девушки к юноше, она поет её на берегу озера и просит о скорой с ним встрече.

(Звучит песня в исполнении Смоленниковой Марии Дмитриевны).

2. У молодой мамы родился малыш, его сразу несли в баню, мыли, бабушка заговаривала его от болезней и сглаза. Потом целый месяц ребёнка никому не показывали, кроме матери, отца и бабушек.

      Мама пела своему малышу:

«Макуа лапсет                              Убаюкиваю дитятко,

  Макуа пени                                  Убаюкиваю маленького.

  Тула уни пелуксилла                 Приходи сон с чужих земель,                  

  Ая уни ламбахала                       К изголовью малыша, к нему в пеленки.

  Макуа лапсет                               Сон на овце едет, на кривой мчится.

  Макуа пени»                              Убаюкиваю дитятко, убаюкиваю маленького.

3. Замужние женщины носили на голове «лакки пайка» платок.

    Женщина заплетала косу, укладывала её венком на голове, покрывала   платком.  Девушки незамужние заплетали две косы.

Конкурс «Заплети косу» (Подготовлен реквизит,  участницы конкурса заплетают косы. Звучит веселая карельская полька).

Раньше было девицам задание одно – сесть на лавочку крутить веретено,  быстро надо ниточку спрясти, ты гляди веретено не упусти!

     Надо было быть смелее и ловчее, чтобы нитку сделать тоньше и длинней,

     только нам такого точно не создать, будем нитку на веретено мотать.

    (Показать веретено, прялку).

Конкурс «Веретёнце»  (Подготовлен реквизит, 2 веретена с нитками, нужно при помощи веретена намотать нитку на него, ведущая сначала показывает. Звучит веселая карельская полька).

4. Носили женщины сарафаны, под ним нижняя рубашка. Подвязывали нижнею рубашку поясом из ткани или шерстяной нити в виде косички, такай оберег от всего плохого. Взрослые женщины носили фартук.

Зимой мужчины и женщины носили длинные выше колена чулки.

Назывались они «питка варат шукат».

5. Забавный обычай «Как выбирали корову в хозяйство».

Если прежняя хозяйка коровы много говорила, то скотину у неё не брали. Почему? Много говорит, за хозяйством не следит, корова не раздоена, даёт мало молока.

Маленького теленка выбирали так. Заходит будущая хозяйка в загон, где телята, ждет, кто к ней подойдет, того телёнка и забирала.

          Заговор «Чтобы корова давала много молока».

                         Прутко, прутко послушная

                         Раздаивайся хорошая,

                         Дай молока, Майрукки.

                         Дам тебе питьё рыбное,

                         Оставлю ягеля пучок и охапку сена.

6. Когда рыбака карела спрашивали: «Сколько он поймал рыбы?» Он говорил: «Немного». Улов свой не показывал, не хвалился. Вдруг удача отвернется. Ловили они разную рыбу: ахвен – окунь, хаукки- щука, хали- селёдка, сярки –плотва, шийка –сиг, муях-ряпушка.

Карельская   игра «Рыбак и сети» (Разделить детей на две команды, первая команда «Сети» стоит взявшись за руки, образовав круг, руки вверху. Вторая команда «Рыбки» хаотично передвигаются, забегая в круг и обратно пока звучит музыка, музыки нет «Сетка» опускает руки, кто из «Рыбок» оказался внутри сети становится в круг, затем команды меняются местами).

       Ещё карелы занимались охотой. В лесах водится: конди- медведь, орава- белка, янись- заяц, харви-лось, поро- олень, хукка- волк, мечё- глухарь.

          Конкурс «Охота на оленя» (Закинуть лассо на стержень, использовать реквизит — кегли и кольца, две команды, кто самый меткий).

После конкурса все усаживаются на лавки.

На экране идет показ фотографий из жизни карел. Книга финского автора Pertti Virtaranta «Vienan kansa muistelee», издательство Porvoo* Helsinki 1958г.

Ведущая:

Карельские поговорки:

Пища тело укрепляет, одежда украшает.                                 (Вокнаволок)

Уха дважды рот не обожжет.                                                       (Корписельга)

Какую рыбу поймаешь, такую уху похлебаешь.                      (Салми)

Кто гостю не рад, тот сам себе враг.                                           (Святозеро)

Гость пообедает – дом не обеднеет.                                          (Тунгуда)

Бездельнику обед оставляют под веником.                             (Саримяги)

Молчит как рыба в рыбнике.                                                        (Пряжа)

Пока нога топает, и рот лопает.                                                   (Песчаная Сельга)

Хорош пирог хрустящий, а парень – говорящий.                    (Мегрега)

Чай пить — не дрова рубить.                                                           (Иломантси)

Лежа ягод не соберешь, сидя сиднем добра не наживешь. (Юшкозеро) 

  Проверю вас сейчас. Знаете ли вы край в котором живете?

  Кто ответ знает руку поднимает.

   (Правильные ответы показываются на экране)

Карельская викторина.

  1. Из каких цветов состоит флаг нашей республики Карелия?

Красный цвет символизирует силу, решимость, традиционную карельскую вышивку.

Синий цвет олицетворяет водные ресурсы, а также величие.

Зеленый цвет означает природу, надежду.

  1. Какие деревья изображены на гербе Карелии?

На щите с левой стороны ели, с правой сосны.

  1. Какое животное изображено на гербе Карелии?

По середине щита изображен профиль стоящего медведя.

Медведь – «хозяин» в карельском лесу, он самый сильный, большой и красивый. Он символизирует мужество, отвагу, силу.

  1. Что символизирует восьмиконечная звезда на гербе Карелии?

Золотая восьмиконечная звезда над гербом – символ вечности, процветания, счастья, богатства, символ солнца.

  1. Назовите природный парк нашего района?

Национальный парк Паанаярви.

  1. Как переводится с карельского языка названия нашего поселка Чупа?

В переводе с карельского Чупа – угол.

  1. В каком году создан Карельский Государственный заповедник «Кивач»?

Он создан 1931 году, 90 лет, является эталоном природы средней тайги.

  1. Какой пирог, с какой начинкой должен быть обязательным на торжествах, праздниках у карел?

Кала кукко рыбник.

  1. Назовите самую быстрорастущую породу деревьев в Карелии?

Осина, или тополь дрожащий.

  1.  Без чего нельзя было обойтись, если пришли в гости к карелам?

Карелы очень гостеприимный народ, традиция, без чая не отпускали.

Вот и я сейчас угощу вас чаем с пирогами.

Карельские пирожки – калитки с картошкой, меня научила печь их моя другая бабушка Гурьева Анна Андреановна, уроженка села Олонецкого района.

Информационное обеспечение сценария:               

  1. ru.wikipedia.org 

  2. rusiber.ru

  3. kartravel.ru > rogdenie

  4. louhi.oneg.ru > culture > toponims

  5. You Tube Карельский танец «Круга»

  6. Книга финского автора Pertti Virtaranta  «Vienan kansa muistelee»,             издательство Porvoo*Helsinki 1958г.

  7. Р.Ф. Никольская «Карельская кухня», издательство Петрозаводск «Карелия» 1986г.

  8. Архив домашних фотографий моей семьи. 

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, имитация русской печки, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены домотканными половиками.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка:   На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                   Говорили, песни пели и водили хоровод.

                   Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

                   Нынче, все мы по — сусекам личных дач или квартир.

                   Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

                   Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, 

за дверью слышен шум, входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:      Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! 

Воспитатель:    Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка:    И вам того же! (кланяется)

                   У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

Воспитатель:  Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки,  сама садиться с ними

Хозяйка:   Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети:  Мы пришли с Карелии с Пудожского района, п. Шальский.

Воспитатель:  Ребятки сейчас в стихах расскажут о своей Родине.

Ваня

    Сторона сторонушка синяя вода.

   С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

Маша Г.

      Над лесом над озерами взлечу как птица я,

      Волнуешь ты озерами Карелия моя.

Лера                 

На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

     Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

Денис

      Любим  край  любимый, он  краше с каждым днем.

      О родной Карелии песню мы споем.

Песня  « Ты моя Карелия – Родина моя»

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель:  А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка:  (Достает копилку с загадками)

                   Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

                   Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

                    Вот моя корзинка-копилка! ( показывает детям)

                    Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

                   Загадаю вам загадки, про лесные ягодки.

Я – капелька лета, на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица (земляника)

Эти ягоды все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с…(малиной)

Ягодка нежная прячется в валежнике,

Сине-чёрная сладкая, смотрит украдкою.

Рви да знай – руки не замарай! (черника)

Словно мелкий виноград, гроздья красные висят.

В сентябре их соберёшь, витамины запасёшь.

Средь валежника – смотри-ка! –

Что за ягодка? (брусника)

Похожа на малину, живу в низине, люблю болото!

Коль сорвать охота – не ленись, наклонись,

Жёлтой ягодкой насладись.

Подумай немножко: как меня зовут? (морошка)

Эту ягодку найдёте, не в саду, на болоте.

Круглая как пуговка, красненькая…(клюковка)

Хозяйка: Молодцы ребятки, все загадки отгадали.

Воспитатель: А мы, хозяюшка, знаем ещё много карельских игр и можем тебе показать. Как мы играем в игру «Сиди, сиди Яша» А ты можешь положить её в свою корзинку- копилку.

Выбираем водящего карельской считалкой:

Тара – бара, домой пора

Коров поить, детей кормить,

Тебе водить!

Хозяйка: Спасибо ребятки, положу игру и считалочку в копилочку, свою. А вы знаете дети, в старые времена, когда карелы на посиделки собирались, они песни пели, да хороводы водили. А вы знаете какой- нибудь хоровод?

Воспитатель: Да, хозяюшка, мы обязательно пополним твою копилочку. Исполним с ребятками хоровод

«Мы в Карелии живем…»

Воспитатель:  А ещё, хозяюшка, мы пополним твою копилку, пословицами и поговорками, а в этом нам помогут родители наших ребяток. Они много чего знают.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.

  2. Кукушка на радость лесу, ребенок  — семье.

  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать — задумаешься.

  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.

  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

  7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: Карельский народ сложил очень много интересных сказок, и мы с ребятками многие из них прочитали. А сейчас хотим подарить тебе хозяюшка в копилку, инсценировку одной из них. А называется она:

«Овод и козы»

Хозяйка: Ну, ребятки, молодцы! Почти целая, копилочка моя! А танцы то, какие- нибудь знаете, вы? 

Воспитатель: Да, вот мы хотим пригласить всех родителей и гостей на карельский танец.

«Карельская полька»

Хозяйка:  Здорово веселиться умеете! А по-хозяйству хлопотать сможете ли?

Воспитатель: Сможем, ещё как!

Хозяйка:  Тогда будем картошку варить!

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Образуют два круга: внешний – горшочек (родители), внутренний – картошка (дети). Под музыку начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу родители из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к родителям из внешнего круга. На последний аккорд дети — картошка надувают щеки, а родители – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  — пляшет.

Хозяйка: Чудесна, картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Воспитатель:  Я б калиточек картофельных поела,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

 ( национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка:  Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

                   Они на блюде расписном с карельским рушником.

                  Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

  поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

                 Чай пить, чай пить – приятно жить!

                  Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель:  Хозяйку уважим?

Дети:  Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель:  Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой  в группу на чаепитие.

Квест–игра «Путешествие по родному краю», посвящённая 100-летию Республики
Карелия,
в рамках образовательной
программы профильной смены лагеря, организованного образовательной организацией
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная
общеобразовательная школа 32», осуществляющей отдых и оздоровление обучающихся
в каникулярное время с дневным пребыванием, расположенного на территории г.
Петрозаводска Республики Карелия.

Кяргиева Екатерина Михайловна

г.Петрозаводск, 2020г.

Актуальность:

создание условий для активного отдыха, соответствующих потребностям
детей в интерактивных образовательных программах, интересных и востребованных в
современной детской среде.

Цель:

расширение знаний детей
о Республике
Карелия.

Задачи:

        
воспитательная – способствовать развитию любви к малой родине –
родному городу, краю; показать, как история родного края неразрывно связана с
Россией;

        
образовательная – способствовать развитию знаний по истории родного
края;

        
развивающая – способствовать развитию навыков учащихся к
самостоятельному изучению родного края, повысить интерес к исследовательской
деятельности.

Условия реализации:

    
Игра-квест. Игроки делятся на команды. В каждой команде более 10 игроков.
Команды выполняют различные тематические задания на свежем воздухе, которые
различаются по уровню сложности. На каждом этапе за правильно выполненные
задания команда получает часть кода. На старте выдаётся маршрутный лист.
Ориентируясь по нему выполняются определенные задания. В конце игры
определяется победитель, проводится награждение лучших знатоков родного края.

Используемое
оборудование и материалы:

    
Маршрутные листы, ватманы, цветные карандаши, обручи, конкурсные задания и
фотографии с изображением достопримечательностей Республики Карелия и
исторических деятелей.

Инструкция:

Игра построена в форме квеста, где команды продвигаются по
маршруту, на этапах отвечают на вопросы, решают логические задачи и собирают
подсказки к последнему заданию. Маршрут движения указан в маршрутных листах. На
маршруте находятся контрольные пункты – КП. На КП находится судья игрового
этапа, который сообщает содержание задания и фиксирует правильность его
выполнения, выдаёт часть кода (2 цифры).

Подробный
план проведения мероприятия:

     Организаторы
и участники игры собираются у здания школы. Ведущий сообщает: В этом году наша
Республика отмечает своё 100-летие. Поэтому сегодня мы хотели бы провести игру
– краеведческий квест, посвященную нашему краю. Для нас Карелия- это малая
Родина, страна рек и озёр. Много поэтов и писателей в своих произведениях
воспевали не только красоту Карелии, но и её достопримечательности. Сегодня мы
отправимся в путешествие по нашей республике и окунёмся в её красоты.  Внимательно
прослушайте правила игры. В игре участвуют 3 команды по 10 человек. Каждая
команда придумывает название и выбирает капитана. Игра
включает в себя движение по маршруту из разных точек. Выполняя задания верно, команда
получает код, далее передвигается на следующий этап (знаковое место республики)
и в финале игры должна оказаться в определённой точке Республики Карелия.

Контрольное время прохождения всего маршрута не более 60 минут. По
окончании игры маршрутные листы сдаются ведущему игры. Побеждает команда,
прошедшая маршрут за наименьшее количество времени и справившаяся со всеми
заданиями.

Этапы игры:

Этап 1 Пудожские налимы.

Державин Г.Р., путешествуя по Карелии летом 1785 года, оставил в
своих материалах очень интересные страницы, посвящённые богатствам Пудожского
края, в частности рыбному промыслу. На этом этапе мы с вами перевоплотимся в
рыбаков, побудем Пудожскими налимами и поиграем в карельскую игру «Сеть и рыба».
Правило игры: помощники ведущего становятся в круг, взявшись за руки, подняв их
вверх. Рыбы(команда) плавают, заходят в круг и выходят из него, пока ведущий
произносит слова:

Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!

Ты в водице! Ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!

Пловцы кричат слово
«СЕТЬ», опускают руки, начинают сужать круг, стараясь удержать пойманную рыбу. Если
меньше половины команды поймано, то она получает часть кода.

Этап 2 Водопад
Кивач – сила карельской природы.

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу,бьёт вверх буграми;

Отбрызгов синий холм стоит,

Далече рёв в лесу гремит ….

Знаете ли вы, откуда эти
строки?

 Они
посвящены величественному четырехступенчатому водопаду, расположенному в
Кондопожском районе на реке Суна высотой 11 метров до зеркала чаши.

Задание:
по команда ведущего дети должны встать по росту от самого высокого участника до
самого низкого. Цель задания- уложиться в 10 секунд.

Этап 3 Беломорские петроглифы —
первобытный археологический парк.

Это
наскальные изображения датировки примерно III тысячелетия до нашей эры в
Беломорском районе севера Карелии. Представлены петроглифы двумя тысячами
изображений, собранными в группы: люди, животные, сражения, сцены охоты.
Задание: ведущий показывает изображения петроглифов, а задача ребят-отгадать,
кто и в какой момент изображён на наскальном рисунке.

Этап4 Чудо-остров деревянного
зодчества Кижи.

Согласно
легенде, кижский мастер Нестор построил храм Преображения Господне на острове
Кижи без единого гвоздя с помощью одного топора. По завершении мастер бросил
топор в озеро со словами: «Не было, нет и не будет нигде больше такого
чудесного храма!». Задание: Используя ватман и цветные карандаши, каждый
участник команды, не договариваясь, по очереди должен нарисовать определённую
часть постройки. По итогу должно получится завершённое здание.

Этап 5 Рускеальский
мраморный каньон.

Расположен
близ Сортавалы на месте старых мраморных каменоломен. Задание: Используя 2
обруча команда должна за короткое время перебраться с одного края «каньона» на
другой, не потеряв ни одного игрока. Расстояние между краями «каньона» 5
метров, время прохождения-30 секунд.

Этап 6 Старуха Лоухи.

На этом этапе помощница ведущего переодета в старуху Лоухи. Задание:
отгадать карельские загадки:

1.Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (что
за птица?)

2. Лебедь летит, крыльями помахивает, с крыльев воду отряхивает.
(лодка с вёслами)

3. Гость в дом заходит, кому он руку первым подаёт? (дверной
ручке)

4. В воде родится, воды боится. (соль)

5. Одна изба, пять горенок. (перчатка).

   Этап 7 Город мой-Петрозаводск. Заключительный.

    Все команды встречаются у здания школы. Ведущий объясняет
участникам команд, что коды с цифрами, которые они собрали по прохождении всех
этапов квест-игры, являются итоговым словом, расшифровать которое поможет подсказка.
(выдаётся капитанам)

П-11,е-4,т-6,р-7,о-3,з-8,а-1,в-10,д-12,с-2,к-5,0-9.

Из данных букв складывается
слово –ПЕТРОЗАВОДСК. Пока жюри подводит итоги, ведущий задаёт вопросы об
истории города.

1) Год основания г. Петрозаводска(1703г.)

2) Почему город получил название Петрозаводск? (в часть императора
Петра 1)

3)Как  город образовался ?(по указу Петра 1 на берегу Онежского
озера был построен оружейный завод, занимавшийся производством пушек и ядер.
Именно вокруг завода и начинал формироваться новый город-наш Петрозаводск.)

По итогам игры-квеста команда-победитель
награждается грамотой. Всем участникам игры вручаются призы.

Планируемые
результаты:

По итогам квест-игры
участники расширяют знания о Республике Карелия,
развивают любовь к
малой родине,
повышают интерес к исследовательской
деятельности.

Список
литературы и источники:

1. Атоманенко О. В. Использование
квест-технологий в организации досуговой деятельности молодежи / О. В.
Атоманенко, Н. Н. Калашникова // Новые технологии в социально-гуманитарных
науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития :
сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 4 ч. Ч. 2 / под
общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород, 2018. – С. 20-23.

2. Борботько П. В. Технология создания обучающей
игры-квеста / П. В. Борботько, А. А. Ананенко // Лучшая научная статья 2016 :
сб. стат. победителей V Междунар. науч.-практ. конкурса. – Пенза, 2017. – С.
293-296.

3. Егоренко О. А. Квест как элемент культурного
досуга // О. А. Егоренко, Е. Г. Веденеева // Рос. регионы: взгляд в будущее. –
2017. – № 2. – С. 92-105.

4. «Калевала» в творчестве
художников : книжная и станковая графика Карелии / сост. С. К. Полякова. —
Петрозаводск : Карелия, 2014. — 119 с. : цв. ил. Шифр: 85.15 К 17.

5. Лазаренко Н. И. Проектная технология в
обучении: от веб-квеста до блог-квеста / Н. И. Лазаренко // Пед. инновации –
2017 : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. – Витебск, 2017. – С.
88-90.

6. Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. —
440 с. 

7. Лойтер, С. М. Русский фольклор Карелии С. М.
Лойтер // Народы Карелии : историко-этнографические очерки / ИЯЛИ КарНЦ РАН;
отв. ред. И. Ю. Винокурова.- Петрозаводск, 2019.- С. 660-669

8. Сокол И.Н. Классификация квестов / И.Н.
Сокол // Молодий вчений. — 2014. — № 6 (09). — с. 138-140.

Интернет-источники:

http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=5250

http://nlr.ru/res/inv/kray/list1.php

http://kizhi.karelia.ru/info/about/turistu/2564.html


Скачано с www.znanio.ru

Путешествие по Карелии

25.05.2016 3Б Класс

учитель: Козырева Елена Владимировна

Цель: расширить представление о родном крае.

Задачи:

Сформировать способности ребенка открывать для себя красоту родного края.

Развить нравственные, эстетических и гуманные чувства ребенка к сохранению природы родного края.

Расширить знания детей о природе и культуре родного края.

Развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.

Оборудование: ИКТ, цветные полоски

Орг. момент

Определение темы классного часа.

Учитель: Наш классный час посвящён Карелии, краю, где мы родились. Закрепим и получим новые знания о родном крае,

Актуализация знаний

Учитель: В этом году нашему городу Костомукша выпала честь провести праздник «День республике Карелии», который будет проходить 11 июня, посвящённый юбилею Карелии. Карелия, отметит свой 100 летний юбилей в 2020 году.

И мы то же присоединимся к этим мероприятиям. И поговорим о Карелии. Это тот край, где мы с вами родились и живём. А о свой край нужно знать.

Карелия, Карелия!

Родная сторона.

Твои озёра синие.

Как в сказке небеса,

Твои леса зелёные –

Сплошное волшебство.

Люблю тебя, Карелия –

Бондарева Л.

Карелия

Твои озёра синие,

Крутые берега.

Твои леса зелёные,

Бескрайние поля.

Люблю тебя, Карелия,

Красивая моя!

Гуков Д.

Учитель: Сейчас мы отправимся в путешествие по Карелии. Путешествие наше будет проходить по следующим направлениям: Символы, Загадки, Воды, Танцы, Острова, Инструмент, Сказки.

1.Символы

Флаг Карелии( дети из полос цветной бумаги выбрать цвет флага),

Гимн (прослушать музыкальные произведения и определить гимн Карелии) Государственным гимном Республики Карелия является «Гимн Республики Карелия», музыка — А. Белобородова, слова — А. Мишин и И. Костин,

гимн России, музыка А. Александрова, слова С. Михалкова,

песня «Моя Карелия»

Герб (объяснить символы, которые изображены на гербе)

2. Загадки. (Отгадывают дети)

Били меня, колотили, во все чины проводили, а потом вместе с царем на престол посадили. (ЛЁН)

Любят девочки носить, чтоб мальчишек удивить. (САРАФАН)

Душу греет, душу греет небольшая … (ДУШЕГРЕЙКА)

Надену – ободом сведет, сниму – змеей упадет, тепла не дает , а без него холодно. (ПОЯС)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (СОРОКА)

3. Воды (озёра- стих, водопад — стих, легенда о водопаде. реки)

Милана Щербакова

Два великих озера России Глубоки, студены и чисты.

Два великих озера России — Две любви, две песни, две мечты.

  Эти волны и врагов разили, И поили влагою поля.

 Два великих озера России — В них отражена моя земля.

  Два великих озера России… От святой светящейся воды

  Души россиян моих родные, Как слеза, доверчиво чисты.

Ладога и пенное Онего, Светлая, высокая волна,

Чистота озер моих —от снега, От земли великой — глубина.

  В. Потиевский. «Два великих озера»

Манойлов Евгений

Гляжу я, не в силах восторга скрывать:

живая картина — суровый Кивач!

С гранитных обрывов, где высится лес,

слетает он в пене, как сокол с небес.

Дорогу ему нелегко пробивать,

он крылья ломает и рвётся опять.

Егор Майдан

Он бьётся о камни
и спорит с рекой.
Над ним наклонилися
сосны гурьбой,
как будто подслушать
в тревоге хотят,
о чём говорит
и гремит водопад.

П. Бровка.

 (легенда о водопаде Кивач) рассказывает Алимпиев Андрей

Впервые упоминается о Киваче в Писцовых книгах в 1566 году.

По одной из легенд о возникновении водопада, две реки-сестры Суна и Шуя, не желая, расставаться друг с другом, протекали рядом. Но в один момент Суна уступила сестре своё удобное русло и прилегла отдохнуть. После пробуждения, она с удивлением увидела, что Шуя утекла очень далеко, и пустилась вдогонку, снося всё на своем пути. В месте, где Суна пробила скалы, возник водопад Кивач.

В 1837 году был сооружён крупный отдельный бревноспуск для

предотвращения разлома брёвен при сплаве.

В 1868 году водопад посетил император Александр II, к его приезду специально был построен дом для ночлега.

4. Танцевальная пауза. Физминутка танец под песню «Большой хоровод»

Автор текста (слов): Жигалкина Е. Композитор (музыка): Хайт А. 

5. Острова

(Кижи — от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)»  kiši — «игрище, место для игр, праздников»

Валаам — (карел.Valamoi, фин.Valamo «высокая, горная земля») 

Олеся Плясунова

Кижи

Я снова с волнением вижу

 В двух створках — воды и небес

— Жемчужные россыпи Кижей,

Трудом сотворенных чудес.

А звонкий, особенный воздух

 За сердцем моим повторит:

 Спасибо тому, кто вас создал,

 И трижды — тому, кто хранит!

  Е. Николаева.

Илья Чернышов

Солнце падает ниже
За темнеющий бор.
 Мы отправились в Кижи,
 В край былин и озер.

Антон Матросов
Там, где вольные птицы
 Славят синий простор,
 Где плетут кружевницы
За узором узор.

София Ягина
Веял ветер прохладой,
 Ночь тепла и светла,
И поднялись громадой
Над водой купола.

Максим Павлюк
Заонежские сказы
Словно ожили вдруг,
Нам послышался даже
Топоров перестук.

Максим Семихин
Мы пришли поклониться
Незабытым певцам,
Мастерам, кружевницам
И народным творца

6. Инструмент (Из предложенных музыкальных инструментов, нужно выбрать под звуки какого музыкального инструмента сказывались сказки. (кантеле) Прослушаем игру на этом инструменте – игра на инструменте, ученица 2 «а» класса)

7. Сказки ( по иллюстрация к карельским сказкам определить название Карельской сказки, Посмотрим инсценировку сказки и определим название. — 2 «В» класс «Овод и козы»)

Лес – наше богатство.

Какую древесину у нас в Карелии продают не кубометрами, а килограммами?( выслушать ответы детей, отметить правильный ответ)

Учитель: Береза карельская встречается достаточно редко, может быть, поэтому ее необычная древесина так высоко ценится. Это дерево является разновидностью березы повислой и, несмотря на свое название, произрастает не только в Карелии, но также во Владимирской, Калужской, Костромской областях, в скандинавском регионе, Прибалтике, Белоруссии и некоторых других европейских странах.-

Сосна Лённронта, (дети читают стихотворение)

Варвара Бюркланд

Молодые стройные березы

Подрастают у сосны- сушины,

Для которой время потушило

Солнце и сияющие звезды.

Снова вспенил ветер воды Куйто—

Ей не слышно ветра дуновенье.

Жизнь пред ней промчалась, как мгновенье,

Кристина Пашковская

Оборвалась, словно ветер, круто.

Здесь, в тени ветвей ее тягучих,

В воздухе, настоянном на хвое,

Лённрот рун напев услышал вольный,

С душами народными созвучный.

Здесь сливались музыка и песни

О свободной жизни и о счастье

И о том, что горе и ненастье

Одолеет сам народ-кудесник.

(А. Бородин)

Учитель: Какое произведение написал Элиас Лённронт? ( выслушать ответы детей, карело-финский эпос Калнвала)

Итог. Подведём итог нашего классного часа, ответим на вопросы. Что мы вспомнили? (Символы Карелии — гимн, флаг, герб, озёра – Ладожское, Онежское, острова – Кижи, Валаам)

Что мы узнали? (значение — слов «Кивач», «Валаам, как появился водопад из легенды, о карельской берёзе, о сосне Лёнронта).

Рефлексия

Мое отношение к игре

красный цвет – понравилось, было интересно,

жёлтый – узнал новое,

голубой – я был активен,

зелёный – я бы хотел, чтобы таких уроков было больше.

И завершу наше путешествие стихотворением

А. Иванов.

 Завершение классного часа стихотворением.

Люблю тебя, Карелия,

Твои озёра ясные,

И водопады грозные,

И тихие луга.

Люблю тебя, Карелия,

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега.

Литература:

http://www.slavkrug.org/stixi-o-karelii/

И.Г. Шаудвитене Водопад Кивач

Карельские сказки Москва «Детская литература» 1989

Русский детский фольклор Карелии 
 

Литература и основные слова к игровой
программе.
Кижи, рать, руны, кеньги, рейкалейпя, 
калакукко, куккель, кукели, бахилы, Кегри, Сюндю,
хухляки, контра, кегрипяй (е)ве (а), каед (т)еле,
Калевала.
1. Российская семья.
Энциклопедия. М., издательство Российского
государственного социального университета, 2008
г., Стр.146-149.
2. С.О. Ермакова. Россия,
М.: «Мир книги», стр.20-24
3. Н.Л. Жуковская. 
Н.Ф.Мокшин. От Карелии до Урала. Рассказы о
народах России, М.:издательство «Наука», 1998,
стр.28-33.
4. Россия: физическая и
экономическая география, том 12, Энциклопедия для
детей «Аванта+», ,1999, стр. 456-460.
5. http://www.vottovaara.ru/kareli/index.html

Презентация. Слайд первый до
начала действия ведущих играет карельская
музыка как до игры так и во время обсуждения
командами вопросов.

Cценарий прораммы: загорается слайд №
2. Это Карелия.

Ведущий  первый: Здравствуйте, всем!
Кто о чём, а мы о Карелии.

Ведущий второй: А с чего начнём?

Ведущий  первый: На праздник пойдём.

Ведущий второй: Как пойдём?

Ведущий первый: Вот сейчас народ
соберём и все вместе и отправимся. (Приветствие
команд)

Ведущий второй: Так надо обуться,
одеться и побыстрее пойти, чтоб подольше на
празднике находиться.
Итак, начнём.

1. Головной убор с накидом на плечи, сшитый из
льняной ткани. Использовался на сенокосе как
защита от комаров.

Ответ:  слайд № 3. Кукель — накомарник.
«Для работы в лесу карелы имели балахоны и
головной убор — кукель — накомарник. Кукель
иногда дополнялся сеткою из конского волоса.

2. Зачем при закладке дома с правой стороны
карелы  считали обязательным положить холсты
материи?

Ответ: слайд № 4. Чтобы носить новую и
красивую одежду.

3. В качестве рабочей обуви у карел бытовали
кожаные сапоги с широкими голенищами. Их
называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу
с изнанки, а затем выворачивали. А мы точно также
называем обувь, которая помещается в ладони.
Назовите её?

Ответ: слайд № 5. «Бахилы».

4.Сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной
мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков
Какая особенность у этих кеньги?

Ответ: слайд № 6. С загнутыми кверху носами.

5. Внимание!!! Мужчины  носили в кармане гвоздь
или другой острый предмет. Дети семи лет 
начинали носить булавку, застегнутую «как можно
ближе к телу», старухи в деревнях Карелии
повсеместно их носят и в наши дни. Зачем?

Ответ:  С семи лет для оберега от сглаза.

Забыли подкрепиться… Пища – один из важнейших
элементов материальной культуры народа.
Специфика её зависит от многих факторов, и,
прежде всего от географической среды, в которой
живёт народ, от его хозяйственных занятий,
социально-экономических условий жизни;
сказываются на ней и контакты с соседними
народами.

Ведущий 2. Традиционная кухня – это
наиболее употребляемые и широко
распространённые среди народа блюда,
приготовляемые из тех пищевых продуктов, которые
даёт флора и фауна, основная хозяйственная
деятельность. Складывалась она на протяжении
многих столетий. Из поколения в поколение
передаются навыки приготовления пищи,
особенности обработки пищевых продуктов, их
консервации.

6. С древнейших времён в питании карелов одно из
первых мест занимала она и именно её употребляли
в самых разнообразных видах: свежую, солёную,
сушёную и т.п. Повсеместно заготовляли впрок 
– сущик (kabakala), который варили в течение года.
Крепкий супчик из сущика являлся прекрасным
лекарством при желудочных заболеваниях, а жир,
 вытопленный из внутренностей также 
употребляли в пищу и в лечебных целях. Из костей
делали муку, которую в зимнее время добавляли в
пищу скоту, считая, что коровы будут лучше
доиться, а в голодные годы подмешивали в суп, а 
из чешуи варили заливное – холодец.  О каком
незаменимом пищевом продукте шла речь в вопросе?

Ответ: слайд № 7. Сухая рыба.

7. Калакукко (финск. kalakukko) — карельский
традиционный (но у финнов считающийся «финским
национальным») из рыбы с салом, запечённый в
ржаном тесте. Что обязательно подают на все
праздники?

Ответ: слайд № 8. Пирог из рыбы.

8. Ре́йкялейпя — это традиционный финский
ржаной хлеб. Конечно, ответите вы и назовёте его
особенность?

Ответ:  слайд №  9. С дыркой.

9. А эти пирожки, называются так, как дверь в
заборе.

Ответ: слайд № 10. Калитки.

Ведущий первый. Отобедали  и
 куда идём-то дальше?

Ведущий второй: А это наш следующий
вопрос.

10.Известный остров, архитектура которого
построена без единого гвоздя и  является
музеем-заповедником.

Ответ: слайд № 11. Кижи.

11. Что за невидаль: лица в саже, в руках дубинки
или ухваты, а шубы вывернуты шиворот навыворот? о
ком идёт речь?

Ответ: О ряженых в осенний  праздник
Кегри.

12. В праздничном рождественском комплексе
появляются ряженые, которых называли пухляками и
заходя в дом они закрывали своё лицо платка ми,
чтобы их не узнали. Они плясали и пели и
разыгрывали разные сценки, за что хозяева
одаривали ряженых разной снедью. Что при этом
запрещалось делать хозяевам при встрече с
ряжеными?

Ответ: Трогать их или пытаться снять
платок.

13. А теперь вопрос ещё раз и вы должны услышать и
написать где в вопросе сказано неверно. В
праздничном рождественском комплексе
появляются ряженые, которых называли пухляками и
заходя в дом они закрывали своё лицо платка ми,
чтобы их не узнали. Они плясали и пели и
разыгрывали разные сценки, за что хозяева
одаривали ряженых разной снедью.

Ответ: слайд № 12. Не пухляки, а хухляки.

14. Этот образ брал на себя  кто-то из жителей
села: надевал на себя старые одежды, на лицо –
маску, чтобы не узнали его. Как называют этот наш
домашний персонаж, если известно, что у карел
любил посещать дома, там, где девочки пряли и
готовили клубочки, похвалив их можно было
получить угощение. О ком идёт речь?

Ответ:  слайд № 13. Домовой или у карел –
кегри.

15. Девушки с топором и косой или воду из колодца
взять и первыми умыться, а корове в ночь на рога
ленты цветные,   и точно увидеть свою судьбу.
Перед каким праздником это было обязательным,
если можем сказать что вода в этот день и сегодня
является основным атрибутом  этого дня.

Ответ: Крещение.

16.Сейчас можно и  на лимузине, а раньше всё
просто – на лошадях и санях, парни и девушки,
блины и пироги и прямо встречать весну. А как
называют в Карелии этот праздник?

Ответ: слайд № 14. Масленица.

17. В прошлом в Карелии были очень популярны
танцы, такие как всем известная кадриль, а вот
второй танец вряд ли о нём слышали, зато по
истории и в исторических фильмах это
распространено  во время Гражданской войны
как разговорное наименование деятельности
контрреволюционных сил и их самих как таковых —
сторонников Белого движения. Назовите второй
распространённый карельский танец, под таким
одноимённым названием?

Ответ: контра.
то и семьи.

18. Это название эпическое имя страны, в которой
живут и действуют карельские народные герои:
кузнец Илмаринен, Сампо, а Вайнямейнен сеет
ячмень. В Карелии существует одноимённый
национальный праздник, который празднуется
ежегодно 28 февраля проходит  карнавал в форме
уличного костюмированного шествия, а также
театрализованных представлений по сюжету эпоса.
Скажите, о чем идет речь?

Ответ: слайд № 15. Калевала.

19. Это карсикко и оно связано с древними
мифологическими представлениями карел о
строении окружающего мира, о его благополучии. А
что делали, в том или ином доме,  чтобы улов
неводом был более удачным, поездка или свадьба?

Ответ: слайд № 16. Обрубали сучья у дерева
или делали в коре деревьев различные знаки.

20. В одной из книг по этнографии читаем:
«Традиционная тряпичная кукла безлика, ее лицо
оставалось белым. Кукла без лица считалась
предметом неодушевленным, недоступным для
вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и
безвредным для ребенка. Она должна была принести
ему благополучие, здоровье, радость.
Это национальная кукла-оберег. Она берегла
человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась,
долго служила семье, пропитываясь энергией
событий и эмоционального поля членов семьи. Она
придавала уверенность, равновесие, чувство
защищенности. Ко всему кукла была предметом
привычным, сделанным из своего, самим, правильно
и вовремя. В каждой семье хранилось множество
кукол, потому что выбросить старую, износившуюся
куклу, а тем более испортить её или сжечь было
большим грехом. Ветхие куклы хранились на
чердаке». Почему при таком бережном отношении
эту куклу называли рванкой?
Ответ: слайд №  17. Как правило, самыми
охранными были куклы, выполненные без иглы и
ножниц. Ткань для изготовления карельской куклы,
разрывается, звук разрывающейся ткани
отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую
среду. Отсюда и название.
Наступило утро. Карелы так говорят: Вечер для
сказок, утро для загадок. Подсказки на экране.

(слайд № 18):

21.1. Человек в лес идёт, за ним два ручья бегут.
21.2. Плачет как ребёнок, воет, как собака.
21.3. Как веник, но не веник; как клубок, но не
клубок, хвост, как у мыши, но не мышь.
21.4. Зимой в шапке, летом без шапки
21.5. Дни и ночи строгает, щепок нет.

Ответ: 1.Следы от лыж, 2. Ветер, 3. Репа, 4. Пень,
5. Часы.

Подводим итоги.

Сценарий развлечения. Старшая группа.

«День Республики Карелия»

Автор : Брантова Ольга Александровна, музыкальный руководитель МДОУ

ДС №114 « Лесовичок»

Цель: Создание праздничного настроения, создание условий для развития

творческих способностей.

Задачи: Формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь к

родному краю, развивать музыкальные, творческие способности.

Действующие лица: Берёзка, старец Вяйнемяйнен, Баба Яга. ( взрослые)

Ведущий: Ребята, сегодня, 8 июня мы отмечаем День рождения Республики

Карелия! На территории Карелии проживают люди разных национальностей

это русские, карелы, финны, вепсы и саамы.

Карелиястрана чудес,

А в ней березка

Грустит среди карельских скал,

И непонятным отголоском

Поёт, звенит её тоска.

Символ Карелиикарельская береза!

1.ХОРОВОД «КАРЕЛИЯ»

Ведущий: А вот для вас загадки, отгадайтека ребятки!

1. Всё лето гуляет в наряде весёлом,

А зиму встречает и босым и голым (лес)

2. Горел в траве росистой фонарик золотой,

Потом померк , потух и превратился в пух (одуванчик)

3. У забора вырастает, никого не признает

Не огонь, а больно жжет и пройти нам не дает.

4. Русская красавица стоит на поляне,

В кофточке зелёной и белом сарафане (березка)

МУЗЫКА БЕРЁЗКИ

Ведущий: Вы слышите ребятки, какая то загадочная музыка, вот и березка к

нам пожаловала.

Берёзка: Я – модница лесная, часто свой наряд меняю

В шубке белой я зимой, вся в сережках я весной

Сарафан зелёный летом, в день осенний в плащ одета.

Если ветер налетитзолотистый плащ шуршит.

В хоровод со мной вставайтедружно танец начинайте!

2. ХОРОВОД «ПРИВЕТ, ЛЕТО»

Берёзка: Ребята, а вы знаете, что давным –давно в стародавние времена на

нашей Карельской земле жил один старец. Он сочинял много песен и рун, и

от этого наша Карельская земля становилась красивее и богаче, а звали его

старый добрый Вяйнемяйнен. Сделал он кантеле из большой щуки, натянул

струны и стал играть свои песни.

3. ВХОД Вяйнемяйнена

Вяйнемяйнен: Здравствуйте, мои друзья

Шёл я долгою дорогой,

Услыхал я птичье пенье

И пришел сюда на звуки этой музыки чудесной

Что за праздник отмечает детвора в денёк сей летний?

Берёзка: Мы сегодня мы отмечаем день Республики Карельской ! И тебя мы

видеть рады старый мудрый Вяйнемяйнен.

Вяйнемяйнен: Пусть в честь праздника такого зазвенят сегодня струны,

Я на кантеле сыграю, будет день сегодня шумный !

4. КАНТЕЛЕ Вяйнемяйнен играет на кантеле.

Вяйнемяйнен: А теперь прошу вниманья, поиграть хочу я с вами!

Берёзка: В три кружка скорей вставайте и игру все начинайте!

5. ИГРА «СЕТЬ И РЫБА»

6.МУЗЫКА БАБЫ ЯГИ

БЯ: Это что тут за веселье! Кто меня побеспокоил? Проучу я вас сегодня!

(забирает кантеле)

Вяйнемяйнен: Отдавай скорее кантеле!

БЯ: Ах кантеле? Какой ты хитрый, Вяйнемяйнен! Нет! Теперь оно в моих

руках!

Березка: Ребята, что же нам делать?

БЯ: Только я знаю, что вам делать! Вы будете выполнять мои задания и

тогда я подумаю, отдать вам кантеле или нет! Так, так что бы вам такое

придумать? Вот что! Уж очень рыбку я люблю! Наловите мне рыбы! А я

подумаю, отдавать ли вам кантеле?

Берёзка: Это мы запросто! Ну, что, ребята, будем рыбу ловить?

( Один зацепляет рыбку на крючок, передают удочку следующему).

следующему.

ИГРА «РЫБКА»

БЯ: Рыбу мне давайте! ( берёт рыбу) Ладно, так уж и быть, отдаю вам

кантеле! (кладет на столик)

Вяйнемяйнен: Тёмным силам нет здесь места! МУЗЫКА (махнет рукой, БЯ

спряталась) Так давайте веселиться, в танце радостном кружиться!

7.СОРТАВАЛЬСКАЯ ПОЛЬКА

БЯ незаметно уводит Берёзку

Вяйнемяйнен: Ребята, а вы берёзку не видали? Куда же она подевалась? (дети

отвечают) Мы слова волшебные произнесём и берёзку к нам вернём! Солнце,

солнце, помоги и берёзку нам верни! Давайте еще раз скажем (2 раза)

Ребята, как же я забыл, ведь моё кантеле волшебное! Оно поможет вернуть

берёзку!

4.КАНТЕЛЕ

Берёзка: Спасибо вам дети, спасибо Вяйнемяйнен, что выручили меня!

Давайте улыбнёмся, ведь сегодня праздникДень нашей республики

Карелия!

8.Танец «Улыбки»

Вяйнемяйнен: Спасибо дети, мне было с вами очень весело, интересно! Вы

большие молодцы! Поздравляю вас с праздником нашей республики, желаю

вам крепкого здоровья, прекрасного летнего отдыха и почаще улыбаться.До

свидания, друзья!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Карелия на майские праздники отзывы туристов
  • Карелия аренда дома на новогодние праздники
  • Карел готт лето праздник
  • Каргатуй чей праздник
  • Каргатуй башкирский праздник кратко