Карельские посиделки сценарий

Сценарий развлечения с использованием карельского  фольклора

В ГОСТЯХ  У АЙНО И  НАСТО

Зал украшен в стиле карельской избы.

Звучит песня «Люблю тебя, Карелия!» Грибулиной И., дети «змейкой» входят в зал, встают полукругом.

Выходит к детям Красавица НАСТО.

Насто: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Я рада видеть вас себя в гостях. Я  карельская красавица Насто. Живу в сказках и песнях. Вы меня узнали?

Дети: Здравствуй, красавица Насто!

Насто: Присаживайтесь на места гостиные. И начнем мы наши карельские посиделки. Дети, а кто скажет, в каком краю мы живем? Этот край называют Страной 1000 озер, бурных рек, густых лесов и обширных полей. В июне эта страна превращается в страну Белых ночей, и шумят здесь вековые сосны и широкие ели.

Дети: Карелия!

Насто: Карелия — наша Родина, потому что мы здесь родились. А знаете ли вы, ребята, карельские пословицы о Родине?

Дети:

  • Родина — что земляника, а чужбина — что черника;
  • Свои поля всех родней, свои леса всех милей;
  • На родной стороне даже камни кланяются;
  • В своем краю и вода слаще;
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке;
  • На родной стороне каждый кустик знаком;
  • Без корней даже горькая трава не растет;

Насто: Мы живем в Карелии и, как все народы нашей большой страны, говорим на русском языке. Ребята, а на каких еще языках говорят в Карелии9 (Дети перечисляют: карельский, финский, вепсский, саамский, русский). А кто наши соседи? (дети отвечают)

1 ребёнок: Лес, лес — до небес,

да — озера словно синие чаши.

Да лесные скалистые горы.

Это край наш — Карелия наша.

2 ребёнок: Столь велик наш дом народов,

Где веками в дружбе жили

Поколенья наших предков!

Душу нам согрей, веселье!

Сердце нам порадуй, пляска!

Хоровод «Карелия» (общ) (дети садятся на места)

Насто: В старину, в Карелии, наши бабушки и дедушки собирались все одной избе, по-праздничному одетые, играли в игры, танцевали, разговор вели. А ребятишкам, которые прибегали посмотреть на взрослых, загадывал загадки. Давайте и мы представим, как это было раньше, и попробуем, как в старину, отгадать загадки, трудные и смешные, но всегда очень точные.

1 ребёнок: Мы отцов своих не плоше!

Дедов — прадедов не хуже!

Спрашивай нас, Дева Насто,

Задавай свои загадки!

Насто: Будет их не очень много.

И не много, и не мало.

Всех загадок — две лишь только,

И еще две — те в придачу!

  • Кто рассыпал бусы на зеленый мох?

Кто рассыпал бусы и собрать не мог?

Мы их собираем час, и три, и пять.

Но и нам, мы знаем, всех их не собрать.

                                               (осень рассыпана клюквы на болоте)

  • Что за ягода созрела синяя такая?

На кусточке, под листочки,

Бусы кто-то бросил.

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен?

(черника)

  • Скачет ночью, под луной,

В белой шубе зверь лесной.

Ест кору сырой осины,

Служит снег ему периной,

А когда весна наступит,

Платье серое он купит?

(заяц)

  • Устелет мхом она дупло,

Зимою будет в нем тепло,

Натащит вдоволь для детишек

 Грибов, семян, еловых шишек

И нагрызет их мелко-мелко

Заботливая мама (белка)

   Насто: Я сметливых награждаю доброй славой, милым взглядом.

А теперь давайте вместе разговоры поведем

Коротко и ясно, о сказочке прекрасной.

Есть у меня сестрица младшая — умница Айно. Давно ее не видала, соскучилась очень. Она живет в Финляндии, соседке моей Карелии. Она очень любит сказки, а вот и она!

Входит Айно, здоровается, садится читать сказку на финском языке.

Насто: Милая Айно, здравствуй! Мы тебе очень рады. Только мы ничего не понялииз того, что ты сказала. Давай будем говорить на языке, который знают все: на русском.

Айно: Пяйвя, пяйвя! Солнца! Солнца!

Всем желаю добрым людям!

К вам я рада ехать в гости,

Рада видеть вас сердечно!

Здравствуйте, ребята! Я очень обрадовалась, когда вы пригласили меня себе в гости. Только вы меня знаете, а я вас нет. Может, познакомимся?

Насто: Наши дети познакомятся с тобой в танце, танцуй с нами!

ТАНЕЦ «Знакомство» (общ)

Айно: Вот я всех и узнала. И теперь в городе Петрозаводске я знаю много симпатичных девочек и мальчиков. И город ваш расцветает с каждым днем.

Насто: Наши ребята сейчас споют песню про наш прекрасный город Петрозаводск.

Песня «Город мой Петрозаводск» музыка Ереминой Л.A.

Насто: Карельский народ очень трудолюбивый, но любит и повеселиться: После трудового дня молодежь и взрослые, а особенно, дети любили играть. Ведь в играх можно показать свою стать и удаль, а к тому же познакомите поближе. В игре карелы особенно ценили силу, ловкость, находчивость хитрость.

   Айно:    Пяйвя, пяйвя! Солнца, солнца!

Всем желаю добрым людям.

Поиграть пора приспела.

Эти игры не забыты, эти игры сердцу любы.

Вы со всех сторон сойдитесь,

В «Сеть да рыбы» вы сыграйте!

«Сеть да рыбы», «Веркко да каллат» (карельские игры)

Насто: А теперь сыграйте ловко вы в «Карельскую картошку»

«Картошка» (карельская игра)

Айно: А теперь сразятся парни и сойдутся в «Куккот» финский.

Игра «Куккот» (Финская игра)

Насто: Вот спасибо вам, ребята. Вы играли очень дружно.

На прощанье вы станцуйте: пусть тот танец будет лучшим!

«Финский бальный танец»

Айно: Что ж, пришла пора проститься.

    Тяйвя, пяйвя! Солнца! Солнца!

    С вами свой привет пошлю я

    Поколениям грядущим

    С пожеланьем вечным света.

Насто:   Детвора! Живи и смейся!

Люди! Будьте все здоровы!

С радостью всегда встречайтесь,

Расставайтесь — ненадолго!

Насто и Анно берутся за руки, делая «ворота», а дети цепочкой проходят через них и выходят из зала

Сценарий мероприятия «Карельские посиделки»

Цель:  Воспитание чувства любви, уважения
к родной республике, к её природе и народным традициям.

Задачи:

·       
Закрепить и систематизировать полученные
знания о родном крае, Карелии.

·       
Совершенствовать умение детей отвечать на
вопросы используя разные типы предложений.

·       
Активация и актуализация словаря по теме
«Карелия»

Оборудование:
лукошко с загадками и играми, музыкальный репертуар по теме мероприятия,
коврики домотканые, самовар, калитки, предметы карельского быта.

Ход:

Звучит карельская
музыка. Входят дети.

Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:
Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:
Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости!

У
нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Дети, а кто скажет, в
каком краю мы живем? Этот край называют Страной 1000 озер, бурных рек, густых
лесов и обширных полей.

Дети: Карелия!

Хозяйка: Карелия
— наша Родина, потому что мы здесь родились. А знаете
ли вы, ребята, карельские пословицы о Родине?

Дети:

КАРЕЛЬСКИЕ
ПОСЛОВИЦЫ

·       
Родина — что
земляника, а чужбина — что черника;

·       
Свои поля всех
родней, свои леса всех милей;

·       
На родной
стороне даже камни кланяются;

·       
В своем краю и
вода слаще;

·       
На чужой
сторонушке рад своей воронушке;

·       
На родной
стороне каждый кустик знаком;

·       
Без корней
даже горькая трава не растет;

Хозяйка:
Сегодня у нас карельские посиделки. Давайте споем песню о нашей любимой Карелии
(исполняют песню)

А
теперь пришла пора поиграть.

 Игра «ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» кар.
нар. игра

(Двое детей стоят спинами друг к другу Все хором повторяют
слова «Гули-гули,
раз»
. На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну
сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся).

Хозяйка:
А теперь отдохнем да разговоры поведем (Достает лукошко с загадками)

Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

Сижу
на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

Вот моя корзинка-копилка! (показывает детям)

Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

Загадаю
вам загадки, кто смышленый погляжу.

КАРЕЛЬСКИЕ ЗАГАДКИ

1. Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены
пролетает (Нитка
с иголкой)

2. Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

3. Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)

4. Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

6. Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. ((Чугунок)

7. Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)

8. Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро)

9. Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев
отряхивает. (Лодка
с веслами)

10. Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Хозяйка:
А я знаю, что вы танцем меня хотели порадовать?

Дети: Да.

Исполняют хоровод под карельскую музыку.

Хозяйка:
А в моем лукошке есть много карельских игр. Хотите мы поиграем?

Проводятся игры: «Клубочек», «Капустка», «Рукавица».

Дети: Хозяйка, а мы приготовили для тебя частушки.

Хозяйка: Ох, частушки я люблю! С
вами тоже подпою!

Да и
в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

С
погремушками частушки веселей!

(Хозяйка предлагает
детям музыкальные инструменты.)

 КАРЕЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ

1.
Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы
для вас споем, сыграем, попросите только нас.

2. У
моего миленочка худая кобыленочка,

Не
доехал до горы, ее съели комары.

3.
Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты
другого завлекаешь, мне не интересно.

5. Перед зеркалом
стояла
: чем же я не хороша?

Красотой
своей довольна, только ростом небольша.

7.
Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень
рады, что хозяйка с нами улыбалася.

Хозяйка:
Повеселили вы меня, пришло время и угощаться.

Хозяйка
выносит калитки

(национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из
ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка:
Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки
подносим, поклонясь отведать просим!

 Дети благодарят
хозяйку.

Хозяйка
несет самовар

Хозяйка:
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар
в руках несу, прибауточку пою.

Чай
пить, чай пить – приятно жить!

Попьешь
чайку – позабудешь про тоску!

Под
музыкальный фон дети идут за Хозяйкой в группу на чаепитие.

Развить творческие задатки ученика и
восстановить интеллектуальный и нравственный
потенциал общества – задача всех звеньев
системы народного образования и в первую очередь
школы. Большое значение в решении этой проблемы
принадлежит  комплексу искусств в
учебно-воспитательном процессе. Использование
комплекса искусств на уроке музыки позволяет
добиться  повышения уровня творческих
проявлений от всех без исключения детей и
выявить среди них наиболее способных к
определённым видам художественной деятельности,
воспитывает потребность в общении с искусством,
что является хорошим фундаментом для глубокого
познания и эстетического отношения к жизни.
Хорошим дополнением урока музыки с
использованием комплекса искусств является
внеклассная работа, участие в которой открывает
перед школьниками возможность углубленно
заниматься тем, что их интересует.

Целью моей работы является сохранение
карельских обычаев, народных традиций,
фольклора, музыки, предметов материальной и
духовной культуры народов Карелии; научить
 видеть  и  ценить  прекрасное  в
народном  творчестве; воспитать на
краеведческом материале думающую, творческую,
свободную личность, связывающую воедино опыт
прошлого и будущего.

В 2007 году при МБОУ «Гимназия» мною был
организован музей карельской культуры, также
была написана программа  «Преданье старины
глубокой».

Программа «Преданье старины глубокой» состоит
из 3-х частей:

1. Курс «Что умели мои предки» – 1 год обучения
(возраст детей: 7-10 лет).
2. Курс «Фольклор – народная мудрость» – 2 год
обучения (возраст детей: 10-12 лет).
3. Курс «Круглый годЖивой календарь
народа» – 3 год обучения (возраст детей: 10-14 лет).

     В  результате  освоения 
курса  дети  должны:

  • знать  особенности  карельской 
    деревни  и  избы;
  • знать, чем  занимались  древние карелы, чем
    питались, как одевались;
  • познакомиться с городским  музеем;
  • уметь  узнавать народный  костюм 
    народов Севера;
  • уметь  находить  отличительные 
    особенности  русской и  карельской 
    культуры;
  • познакомиться  с  народным  календарём;
  • знать традиционные  занятия  карелов,
    их  семейные  традиции;
  • уметь рассказать об  истории  своего 
    края;
  • знать о  традиционных  постройках 
    карельских деревень, знать происхождение
    карельских «имён» на  карте;
  • заинтересоваться  своей  родословной;
  • уметь  сшить  карельский  костюм 
    для  куклы;
  • знать  и  уметь  исполнять  русские и
     карельские  песни;
  • уметь  танцевать  народные  танцы.

В музее представлена коллекция предметов
крестьянского быта карелов. Использование
интерьера музея, экспонатов, подлинных вещей
помогает при проведении разнообразных
мероприятий. Фото музея (Приложение
1
)

Традиционными стали посиделки по темам «Раз в
крещенский вечерок», «Заклички весны», «В
старину что ни день, то праздник», «Листая
народный календарь», «Волшебный сундучок».

В период подготовки к празднику
«Карельские посиделки» дети готовят материал об
обряде свадьбы, об особенностях карельской бани
и традиционных занятиях  карелов. Дети
 разучивают народные танцы, песни, карельские
игры. Музыкально-театрализованное 
представление «Карельские посиделки» проходит в
МБОУ «Гимназия» в музее карельской культуры
(кабинет музыки). Для посиделок приготовлены
лавки, на полу домотканые половики. На изгороди
шкура медведя, валенок. Макет карельской бани
(каменка, лавка, берёзовый веник, украшенный
ленточками, мыло, ковш для воды, кадушка,
полотенце расписное). Для невесты приготовлены
сапоги, платок, кольцо, гребень и зеркальце,
берестяная корзинка с конфетами. Для жениха –
 рубаха. На столе, покрытым вышитой скатертью,
стоит самовар с чайными чашками и блюдо с
калитками, «хлеб – соль» для молодых. Все
участники праздника (учащиеся 5-9 классов) в
карельских  национальных костюмах.

Оборудование: Баян, компьютер,
проектор, музыкально-шумовые инструменты.

Сценарий праздника «Карельские
посиделки»
(Приложение 2).

Звучит  карельская народная  мелодия,
парень приглашает гостей праздника в зал и
говорит: «Открываются ворота, выходи кому охота,
а кому неохота, тоже выходи». В зал входит
фольклорная группа «Желаннушка» с песней
«Прялица». Все рассаживаются по местам.
(Слайд
1).

Ведущий: Субботу издавна называют
посиделками, потому что люди друг к другу в гости
ходят. Долго сидят, много едят да разговаривают.
Парень: Изба без детей, что гнездо без
птиц.
Девица: Хороша не та хозяйка, которая
много говорит, а та, у которой сковорода гремит.
Дед (обращается к бабке): Какой муж,
такая и жена будет.
Бабка: Наказанье с глупым мужем, что ты
старый не ворчи, мы живём других не хуже, сядем-ка
рядком, поговорим ладком.
Дети: Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
Ведущий: Сила людская и скалы двигает –
говорили карелы. Издавна занимались карелы
охотой, рыболовством, земледелием,
лесоразработкой, собирательством.
Девица 1:  Перед хлебушком попляшешь,
прежде чем им стол украсишь.
Ведущий: Раньше всего сеяли овёс в
начале мая, тогда, как говорили карелы, лёд на
озере. Примечали, что если у первых пойманных рыб
передняя часть тушки была толще, значит надо
сеять рожь раньше обычного.
Девица 2: Поле потом польёшь, силу хлебом
вернёшь. Исполнение народного танца «По
полю-полю» (исполняют  2 девочки).
Ведущий: Основным занятием мужчин была
охота.
Парень 1: По поднебесью, братцы, медведь
летит, хвостом вертит. (2 раза)
Парень 2: Свинья гнездо свила, деток
вывела, малых деточек, поросяточек. На сучках
висят, полететь хотят.
Ведущий: А на медведя, лисицу, куницу,
оленя охотились с собаками, зверя били из ружья,
но часто применяли рогатину (парень показывает
рогатину
). И хотя медведь у карелов почитался,
его люди боялись, слово медведь не произносили. А
кто во время святок забывал об этом, тот  мог
поплатиться скотом в летнее время.
Ведущий: Взрослые работали, а дети
помогали им. И плясали, и играли, и пели
деревенские дети от зари до зари. Исполнение
песни «Как за нашим за двором» (исполняет
фольклорная группа
«Желаннушка»).
Ведущий: После трудового дня, когда
солнышко садится, собираются в избе, чтобы песни
петь, хороводы водить, пошуметь, посмеяться,
добрым словом перемолвиться. Какие только дела
за день не переделаны, сено косили, в стога
метали, рыбу ловили, по грибы по ягоды ходили,
коров доили. Всех дел и не перечислишь, а теперь и
отдохнуть можно. (Исполнение хоровода в
исполнении фольклорной группы «В воскресенье я
на ярмарку ходила»).

Обряд  бани

Девица: Подходит к бане. Пятница для
стирки, субботний  день для бани. Вот оно
строение дивное, веками воспетое, словом
карельским в причете девичьей, свадебной.
Подобно золушке превращается баня из замарашки в
принцессу, крестьянская, чудная баня.

Загадывают  загадки (показывает рукой на
баню).

Девица: Старичок неказистый, кашель с
камнями на спине, по сто ушатов воды выпивает. (Каменка)
Девица: Есть жеребец, кто ни сядет, всех
везёт. (Скамейка)
Девица: У нашей туши выросли уши, а
головы нет. (Ушат)
Девица: Маленький Афанасий лычком
подпоясан. (Веник)
Ведущий: Баня выступала в роли
языческого святилища, без неё не обходились ни
родильные, ни свадебные, ни похоронные обряды, ни
гадания. В облике змеи или кошки являлся туда сам
баенник. (Парень рассказывает байку). Выходит к
бане и показывает рукой: «Пришла бабка моя в
байну лён чесать, чесала, чесала. Глядит, а на
полках сидит как белая кошка, глаза сверкают
такие у неё. Я ей «кис-кис», киска не двигается. Да
я бегом  это  щеть  в руки да лён. Дак
побежала, да камнем  сказывают колгануло в
байне дак. Вот приведения, какие».
Ведущий: Молодёжь собиралась в баню,
если не было другого места на бесёды. И оттуда как
из клуба доносились весёлые шутки, смех.

Звучит песня «Ой сад во дворе». Исполняет
фольклорная группа «Желаннушка».

Ведущий: Идёт  девушка в баню
тайком, преодолевая страх, опустит руку в
закопченный дымник и ждёт с замиранием сердца
решения своей участи. Если голой лапой «хватит»
её «байнушко», ждёт её жизнь в  бедном доме, а
мохнатой – в богатом.
Ведущий: Срубив баню, надо сразу
договориться, сколько смен народу будет ходить
париться. Две ученицы подходят к бане и выполняют
действия  обряда в бане.
Ведущий: После пяти вечера байнушко
пугал людей, а то и вовсе не пускал в баню. Поздние
прохожие  нередко слышали,  с каким уханьем,
оханьем, подвыванием хвощутся там лешие,
баенники.
Ведущий: Существует и запрет на шум в
бане. Нельзя громко разговаривать, стучать,
проклинать кого-либо, ибо всё сбывается.
Ведущий: А мылись обычно около пяти-семи
часов вечера. Моющийся  последним должен был
оставить все посудины с водой на опашку, оставить
кусочек мыла, воду в кадушке и пару поддать, и
пригласить.
Парень: Хозяин и хозяюшка, духи баенные,
парьтесь веником и мойтесь до нас и после нас, а
вместе с нами не приходите.
Ведущий: Большого расположения 
можно заслужить и угощением. Стоит баеннику
принести ржаного хлеба, круто посоленного солью,
а лучше чёрную курицу. Уходить из бани надо задом
наперёд, перекрестившись 3 раза, отвешивая
поклон. В бане нельзя хвастаться бесстрашием. (Дети
показывают в действии).

Парень: (Рассказ байки).  У нас
жонка одна шустрая говорит: «Пойду одна в байну
на третью смену, когда обдерихи моются». И пошла.
Час нету, другой нету. А пошли за нею,  а она под
пол в шилья загнана, а кожа на каменке виснет,
обдерихи ободрали.
Девица 2: В чужой бане и пар лучше, и
доски на полках глаже.
Девица 1: Хороши дрова у соседа, а от его
бани и к нам пар идёт.
Девица 2: Грязь не сало, помыл и отстало.
Ведущий: А молодёжь продолжает
веселиться.

Дети играют в игру «Кумаруста» (кланяться),
Звучит  кадрильная мелодия. Юноша, кланяясь,
приглашает девушку, и они кружатся, а затем
расходятся. Парень приглашает другую девушку, а
его партнерша – другого юношу. Обе пары кружатся,
затем партнеры первой пары возвращаются друг к
другу, а другой юноша подходит к другой девушке.
Они кружатся. Вновь образовавшаяся пара отходит,
а первая пара опять расходится и приглашает
юношу и девушку, и так далее. Когда первая пара
покружится со всеми парами, она уступает очередь
другой паре. И все начинается сначала. Всегда в
центре кружатся две пары.

Ведущий: Воду нужно было брать только
из 3 струи, а пить воду в бане нельзя, по поверью в
субботу вечером, накануне праздника, вода сама по
себе закипает и превращается в кровь. (Дети
показывают обряд).

Ведущий: А молодёжь в выходные
веселилась до утра. Парни выбирали самую
внимательную, хозяйственную  невесту. Танец
«Выйду на улицу», (исполняет фольклорная
группа «Желаннушка»).

Обряд карельской  свадьбы. (Слайд 2)

Ведущий: Так уж повелось в русской
сторонушке, парня называли соколом, а девицу
лебёдушкой. Девушки в хороводе старались
восхвалить одну из подруг, ту, которая собиралась
замуж.
Ведущий: А знахарка тем временем
готовила свой обряд. Выбирала веник, на котором
должно быть много серёжек, и на голову невесты
лила через решето воду, ополаскивая после
паренья. Затем накидывала большой платок, чтобы
лицо было закрыто, и вела на родник. На роднике
было такое место, где два  родника  под
плавуном соединялись, обвязывала талию девушки
верёвкой, другой
конец просовывала под плавун, затем хлопала в
ладоши и спрашивала: «Испугалась?» Невеста
отвечала: «Нет, матушка».  Ну, значит, и жених не
испугается, приедет свататься. (Показ обряда).
Ведущий: Будила утром невесту мать,
причитывая, брат подносил  сестре в последний
раз сапоги и помогал обуть её.
Ведущий: Невеста благодарила родных за
то, что они её вырастили (невеста кланяется на 3
стороны
). Подружки невесты исполняют песню: «В
самоваре вода греется, да кипячёной нагревается,
да ещё Марья умывается, да со слезами утирается,
да ты дай ты ей, господи, да женишка ты ей
хорошенького, да чернобрового, пригоженького, да
как по имени по отчеству, да Александра
Степановича». (Слайд 3).
Ведущий: В день свадьбы подруги вели
невесту в баню. (Слайды 4,5 ).
Показ. Прежде чем войти в баню, невеста
снимала с шеи крест. Парили невесту необычным
веником. Веник обвязывали цветными ленточками и
бантиками.
Ведущий: Попарив невесту, каждая из
подруг пыталась завладеть этим веником, чтобы
приблизить и свою свадьбу.
Ведущий: После бани вели невесту в дом,
надевали наряд и заплетали  последний раз
косу, а невеста, наматывая ленточку на руку,
причитывала, прощаясь с волюшкой. (Слайд 6).

Свадебный напев:

Во тёплой да парной баенке,
Моя волюшка спугаласе,
Во каменочку кладаласе,
А на водушку садиласе,
Серой утушкой явиласе.
А на окошечко садиласе,
Белой лебедью явиласе,
Она крылушки расправила,
По околенки ударила.
Улетела моя волюшка,
На безродную сторонушку. (Невеста, закрыв лицо
руками, плачет)

Ведущий: А в это время приезжал жених с
потьвашкой, они раздавали всем присутствующим по
1 копейке, а тем, кто держали косы невесты, 4
копейки. (Слайд 7).
Ведущий: Затем начинались смотрины
невесты. Жених рассматривал брови невесты,
заглядывал в рот, рассматривал руки, а потом
давал 1 рубль, что означало одобрение. (Слайд 8).
Ведущий: Далее шло одаривание
подарками. Невеста преподносила жениху рубаху.
Он разворачивал её, встряхивал три  раза и
запихивал за пояс. Затем  жених дарил невесте
свои подарки: и  ткань на платье, и платок
красивый цветастый, и зеркальце, и гребешок для
волос и колечко.
Ведущий: А потьвашка всё не отступал с
вопросами к жениху: «Не раздумал ли ты жениться?»
– «Нет, я женюсь», – отвечал тот. Тогда 
потьвашка требовал стол с угощениями. Подойдя к
столу, потьвашка ходил вокруг него и нашёптывал,
изгоняя порчу. Затем ставил жениха и невесту на
разогретую  сковородку правой ногой и ходил
вокруг, делая в воздухе крестообразные движения,
при этом творя заговор. (Показывают).
Ведущий: Начиналось окручение невесты.
Девушки поправляли невесте свадебный наряд:
рубашку, юбку, сарафан, передник. А потьвашка
причёсывал невесту прутиком, три раза проводил
по  волосам, и каждый упавший волосок с головы
невесты он прятал себе за пазуху. Вокруг невесты
и жениха  девушки заводили  хоровод.
(Показывают).

Свадебный напев:

Во саду было,во садику, (да)
Во зелёном виноградику, (да)
Сокаталося два  яблочка, (да)
Два косивчатых, наливчатых, (да)
Два садовые, медовые, (да)
Ещё первый в саду яблочек – (да)
Там Александро да Степанович, (да)
А вторая ягодиночка–(да)
Там Марья и Михайловна.

Ведущий: Невеста и жених должны были
вместе попробовать свадебный пирог и выпить чай
из одного стакана, что имело символический смысл
соединения двух людей. Затем невеста прощалась с
отчим домом, обязательно причитая и плача,
просила дать ей в приданое икону со стены, корову,
овцу, хозяйственные предметы, чтобы в новом доме
ее ничем не попрекали. Проводы невесты
заканчивались расплетанием косы, которая
менялась на прическу замужней женщины, и
передачей головной ленты – символа девичьей
воли – близкой подруге или незамужней сестре.
Ведущий: Родители благословляли
молодых, подносили им хлеб. Молодые кланялись
матери. А подружки ставили на голову невесте
корзинку с угощениями и обвязывали сверху
платком. Невесте затем разрешалось танцевать с
подружками. Невеста угощала всех гостей
конфетами и становилась в хоровод, (Показывают).
(Слайд 9).
Дети: Весело поётся, весело прядётся,
что-то засиделись мы за работушкой, пора и
хоровод заводить. Фольклорная группа исполняет
хоровод «Чернобровая моя». (Слайд 10).
Ведущая: Посидели рядком, поговорили
ладком. От души пели, плясали, шутили, как в старые
времена сиживали наши бабушки и дедушки,
прабабушки да прадедушки. А закончилась
Карельская свадьба почти свадебным пиром –
чаепитием. Чего только не было на столах: пироги и
калитки, и сладости, и напитки из брусники и
морошки.
(Звучит в записи карельская  народная
мелодия, все расходятся).

Видеофрагмент праздника «Карельские 
посиделки»
(Приложение 3).

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, имитация русской печки, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены домотканными половиками.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка:   На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                   Говорили, песни пели и водили хоровод.

                   Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

                   Нынче, все мы по — сусекам личных дач или квартир.

                   Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

                   Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, 

за дверью слышен шум, входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:      Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! 

Воспитатель:    Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка:    И вам того же! (кланяется)

                   У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

Воспитатель:  Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки,  сама садиться с ними

Хозяйка:   Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети:  Мы пришли с Карелии с Пудожского района, п. Шальский.

Воспитатель:  Ребятки сейчас в стихах расскажут о своей Родине.

Ваня

    Сторона сторонушка синяя вода.

   С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

Маша Г.

      Над лесом над озерами взлечу как птица я,

      Волнуешь ты озерами Карелия моя.

Лера                 

На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

     Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

Денис

      Любим  край  любимый, он  краше с каждым днем.

      О родной Карелии песню мы споем.

Песня  « Ты моя Карелия – Родина моя»

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель:  А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка:  (Достает копилку с загадками)

                   Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

                   Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

                    Вот моя корзинка-копилка! ( показывает детям)

                    Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

                   Загадаю вам загадки, про лесные ягодки.

Я – капелька лета, на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица (земляника)

Эти ягоды все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с…(малиной)

Ягодка нежная прячется в валежнике,

Сине-чёрная сладкая, смотрит украдкою.

Рви да знай – руки не замарай! (черника)

Словно мелкий виноград, гроздья красные висят.

В сентябре их соберёшь, витамины запасёшь.

Средь валежника – смотри-ка! –

Что за ягодка? (брусника)

Похожа на малину, живу в низине, люблю болото!

Коль сорвать охота – не ленись, наклонись,

Жёлтой ягодкой насладись.

Подумай немножко: как меня зовут? (морошка)

Эту ягодку найдёте, не в саду, на болоте.

Круглая как пуговка, красненькая…(клюковка)

Хозяйка: Молодцы ребятки, все загадки отгадали.

Воспитатель: А мы, хозяюшка, знаем ещё много карельских игр и можем тебе показать. Как мы играем в игру «Сиди, сиди Яша» А ты можешь положить её в свою корзинку- копилку.

Выбираем водящего карельской считалкой:

Тара – бара, домой пора

Коров поить, детей кормить,

Тебе водить!

Хозяйка: Спасибо ребятки, положу игру и считалочку в копилочку, свою. А вы знаете дети, в старые времена, когда карелы на посиделки собирались, они песни пели, да хороводы водили. А вы знаете какой- нибудь хоровод?

Воспитатель: Да, хозяюшка, мы обязательно пополним твою копилочку. Исполним с ребятками хоровод

«Мы в Карелии живем…»

Воспитатель:  А ещё, хозяюшка, мы пополним твою копилку, пословицами и поговорками, а в этом нам помогут родители наших ребяток. Они много чего знают.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.

  2. Кукушка на радость лесу, ребенок  — семье.

  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать — задумаешься.

  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.

  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

  7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: Карельский народ сложил очень много интересных сказок, и мы с ребятками многие из них прочитали. А сейчас хотим подарить тебе хозяюшка в копилку, инсценировку одной из них. А называется она:

«Овод и козы»

Хозяйка: Ну, ребятки, молодцы! Почти целая, копилочка моя! А танцы то, какие- нибудь знаете, вы? 

Воспитатель: Да, вот мы хотим пригласить всех родителей и гостей на карельский танец.

«Карельская полька»

Хозяйка:  Здорово веселиться умеете! А по-хозяйству хлопотать сможете ли?

Воспитатель: Сможем, ещё как!

Хозяйка:  Тогда будем картошку варить!

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Образуют два круга: внешний – горшочек (родители), внутренний – картошка (дети). Под музыку начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу родители из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к родителям из внешнего круга. На последний аккорд дети — картошка надувают щеки, а родители – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  — пляшет.

Хозяйка: Чудесна, картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Воспитатель:  Я б калиточек картофельных поела,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

 ( национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка:  Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

                   Они на блюде расписном с карельским рушником.

                  Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

  поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

                 Чай пить, чай пить – приятно жить!

                  Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель:  Хозяйку уважим?

Дети:  Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель:  Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой  в группу на чаепитие.

Детям о родном крае «Карелия». Сценарий фольклорного праздника «Карельские посиделки» для старших дошкольников ДОУ.

Карелия: сценарий фольклорного праздника «Карельские посиделки»

Карелия: сценарий фольклорного праздника «Карельские посиделки»

Дети старшей, подготовительной групп.

Праздник «Карельские посиделки»

В избе на лавке сидят:

  1. Русская Маша (прядёт шерсть).
  2. Финка Мирья (картит шерсть).
  3. Вепка тетя Люся (зашивает половик).
  4. Карелка Бабушка Айна (вяжет сети).

Воспитатель: Весь честной народ, заходите в нашу горницу, садитесь. Начинаем наши посиделки.

В зал заходят дети старшей, подготовительной групп.

Русская Маша: Наша изба ровно тепла, на дворе капель, так и у нас тепель.

Финка: Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.

Вепка: Домом жить – обо всём тужить.
Дом вести – не лапти плести.

Карелка: Хозяйка в дому, что оладышек в меду:
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за всех отвечает.

Воспитатель: В нашей избе собрались сегодня карелы, финны, вепсы, русские. Знакомьтесь: все здороваются на своём языке.

Русская – Добро пожаловать, гости дорогие. Посидим рядком да поговорим ладком.

Песня «Ой, Чупинские просторы» ( исполняют взрослые).

Воспитатель: По старинному обычаю, длинными зимними вечерами, на посиделках каждый находил себе работу: кто прял, кто сетки вязал, кто шерсть картил, а кто пироги пёк. А также пели песни, сочиняли сказки, пословицы, поговорки, очень любили плясать. А вы, ребята, знаете поговорки или пословицы?

Поговорки и пословицы

  1. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  2. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. Изба детьми весела.
  6. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните ещё пословицы о труде.

Маша: А вы что же детушки, призадумались?
Призадумались, закручинились?
Что повесили свои головушки?
Что потупили ясны оченьки?
Вижу, вижу, что вам поплясать захотелось.

«Танец с платочками» русская народная мелодия – старшая группа.

Маша: Поплясали, а теперь и за работу пора приниматься.

«Прялица» русская народная мелодия – девочки подготовительной группы.

Воспитатель: Повеселила ты нас, Маша.

Встаёт финка: Ребята, любите вы загадки отгадывать? Отгадки прячутся в нашей избе.

Загадки

  1. Башмаки из камня, шляпа из бересты в воде стоит, а на земле падает. (Сеть.)
  2. Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено.)
  3. У кого глаза в ушах. (Ушат.)

Финка: Отец велел собаку накормить (подходит к собаке у дверей), с ней отец на охоту ходит. Посмотрите, какие пёрышки от глухаря.

Поёт по-фински о собаке (поясняет).

Дело время – потехе час – поиграем мы сейчас. Ребята, вы помогаете своей маме?

Игра «Пошла мама на базар» — финская народная игра.

Мирья заглядывает в окошечко избы: Тойво прошёл, к нам не зашёл.

Игра «У дяди Тойво» финская народная игра.

Бабушка Айна поёт песню. Обращается к детям на карельском языке.

Воспитатель: Что ты говоришь, бабушка Айна, мы не понимаем по-карельски. (Бабушка Айна повторяет по-русски).
Я так рада, что ребята к нам в горницу пришли. А я сетку вяжу (вяжет).

Воспитатель: Ребята, зачем нужны сети, которые Айна вяжет? (Ответ детей.) Правильно, чтобы рыбу ловить.

Игра «Рыбаки и рыбка», карельская народная игра.

Бабушка Айна: Молодцы, вы столько рыбы наловили и плотву, и щуку, и окунь.

Воспитатель: Бабушка Айна, расскажи, пожалуйста, как ты сетку вяжешь? (Бабушка Айна рассказывает.)

Бабушка Айна: Когда мы были молодыми, очень любили плясать, особенно кадриль. Спляшите для меня, а я старенькая, посмотрю.

«Карельская кадриль», дети подготовительной группы.

Бабушка Айна на карельском языке: Спасибо, хорошо поплясали.
На русском: Доска к досочке будет лесенка, слово к слову будет песенка. А кольцо к колечку будет связочка. А хочу услышать я вашу сказочку.

Инсценировка: Карельская народная сказка: «Белка, иголка, да рукавица».

Бабушка Айна на карельском языке спрашивает у Люси, посолила ли она картошку.

Тёта Люся: Посолила картошку, посолила. Пойду-ка, посмотрю, не сварилась ли картошка. (Достаёт чугунок из печи, угощает детей, дети едят картошку.)
Ой, ой, ой. Расшумелись детушки, разбудили мою деточку.

«Колыбельная» на вепсском языке.

Тётя Люся: Ой, да, вижу своих земляков. Проходите ко мне, как я рада, что вы пришли.

Девочки: Тётя Люся, мы не просто пришли, а с танцем.

«Вепсский танец» (исполняет танцевальная группа «Гусачок»).

Люся: Я встала рано, калиток напекла. Угощайтесь. Вот так живём, калитки жуём, чайком запиваем, в гости приглашаем.
Угощение детей, гостей.

Название: Карелия: сценарий фольклорного праздника «Карельские посиделки».
Автор: Бабкина Алла Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Чупинский детский сад
Месторасположение: поселок Чупа, Лоухский район, Республика Карелия.

Дата изменения: 09.04.2021
Дата публикации: 04.06.2016

16.04.2018

«Карельские посиделки» Старшая группа

Каковка Эльвира Сергеевна

Карельские посиделки Старшая.гр.2018г.
Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.
Хозяйка: На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,
Нынче, все мы по — сусекам личных дач или квартир.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум. Входят дети с воспитателем.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости!
«Карело-финская полька».
Вед. Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)
Хозяйка: И вам того же! (кланяется)
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Вед. Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки, сама садиться с ними
Хозяйка: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Дети: Мы из прекрасного Карельского города Лахденпохья.
Хозяйка. Как прекрасна Карелия наша, в бесконечных зеленых лесах.
И озера, как полная чаша, в голубые глядят небеса.
Под северным небом родной красоты.
В краю, где седые лежат валуны. В лесах необычных, в полях пролегли.
Родные просторы Карельской земли.
1р. Сторона сторонушка синяя вода.
С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.
2р. Над лесом над озерами взлечу как птица я,
Волнуешь ты озерами Карелия моя.
3р. На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.
Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.
4р. Любим край любимый, он краше с каждым днем.
О родной Карелии песню мы споем.
«Моя Карелия» Клара Макарова
5р. А вы в Карелии бывали, где травы стелются ковром,
И где озер синеют дали, переливаясь серебром:
Где волны Ладоги бескрайной на берег россыпью летят,
Про неразгаданные тайны нам водопады говорят:
Где сосны бронзовые встали непроходимою стеной…
А вы в Карелии бывали? Нет? Так поедемте со мной!
Хозяйка: Что ж, время пришло, пора и познакомиться и подружиться.
Хоровод-игра дружбы народов.
Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.
Дети располагаются на лавках.
Вед. А что хозяюшка ты интересного нам припасла?
Хозяйка: (Достает копилку с загадками)
Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.
Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.
Вот моя корзинка-копилка! ( показывает детям)
Сяду

Оценить




1084

Содержимое разработки

Карельские посиделки Старшая.гр.2018г.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка:   На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                   Говорили, песни пели и водили хоровод.

                   Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

                   Нынче, все мы по — сусекам личных дач или квартир.

                   Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

                   Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фонза дверью слышен шум.Входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:    Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! 

«Карело-финская полька».

Вед.  Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка:    И вам того же! (кланяется)

                    У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

Вед. Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки,  сама садиться с ними

Хозяйка:   Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети:  Мы из прекрасного Карельского города Лахденпохья.

Хозяйка. Как прекрасна Карелия наша, в бесконечных зеленых лесах.
И озера, как полная чаша, в голубые глядят небеса.
Под северным небом родной красоты.
В краю, где седые лежат валуны. В лесах необычных, в полях пролегли.
Родные просторы Карельской земли.

1р.  Сторона сторонушка синяя вода.

       С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

2р. Над лесом над озерами взлечу как птица я,

       Волнуешь ты озерами Карелия моя.                  

3р.  На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

         Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

  4р. Любим  край  любимый, он  краше с каждым днем.

         О родной Карелии песню мы споем.

«Моя Карелия» Клара Макарова

5р. А вы в Карелии бывали, где травы стелются ковром,

И где озер синеют дали, переливаясь серебром:

Где волны Ладоги бескрайной на берег россыпью летят,

Про неразгаданные тайны нам водопады говорят:

Где сосны бронзовые встали непроходимою стеной…

А вы в Карелии бывали? Нет? Так поедемте со мной!

Хозяйка:  Что ж,  время пришло, пора и познакомиться и подружиться.

Хоровод-игра дружбы народов.

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Вед.  А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка:  (Достает копилку с загадками)

                   Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

 Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

                    Вот моя корзинка-копилка!  ( показывает детям)

                    Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

                    Загадаю вам загадки, кто смышлёный погляжу.

Карельские загадки.

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет.(Коса)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
Чёрный-пречёрный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Кипит-бурлит — никогда через край не переливается.(Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает.(Лодка с веслами)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Вед.  А мы знаем много карельских пословиц и поговорок. Подарим их хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

Пословицы и поговорки.

1.Изба без детей, что гнездо без птицы.

2.Кукушка на радость лесу, ребенок  — семье.

3.Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

4.Гостю обрадуешься, а чем угощать — задумаешься.

5.В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.

6.В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

7.Гость радует дважды: приходя и уходя.

Вед. А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.

Хозяйка:  Ох, частушки я люблю!  С вами тоже подпою!

                  Да и в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

                  С погремушками частушки веселей!

Хозяйка предлагает детям музыкальные инструменты. Карельские частушки.

Дети поют частушки, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.

1.Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

2.У мово милёночка худая кобылёночка,

Не доехал до горы, ее съели комары.

3.Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты другого завлекаешь, мне не интересно.

4.Милый мой, милый мой, ты с деревни, я с другой,

Ты с деревни, я с другой, свиданья редко нам с тобой.

5.Перед зеркалом стояла: чем же я не хороша?

Красотой своей довольна, только ростом не больша.

6.Скоро, скоро снег сойдет, на нашей речке лед сойдет,

Сяду я на льдиночку, проведаю Мариночку.

7.Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень рады, что хозяйка с нами улыбалася.

Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам!  А ещё в моей копилке много карельских игр.Хотите поиграть? (откладывает корзинку-копилку)

Карельские игры: 1. «Сиди, сиди Яша» 2. «Сеть и рыбы».

3. «Догонялки» 4. «У оленя дом большой»

Хозяйка.Наигрались мы, а теперь посидим, что будет дальше, поглядим. Есть у меня сестрица, она сказочница, зовут её Айно. Давайте её позовём? Айно иди к нам.

Айно. Здравствуйте, люди добрые!

Солнца! Солнца! Всем желаю добрым людям!

К вам я рада ехать в гости, рада видеть вас сердечно!

Я пришла к вам не с пустыми руками.

Вед. Очень интересно, что же ты для нас припасла?

Айно. А принесла я вам ларец со сказками. Я буду вам их читать, а вы мне скажите, что это за сказка.

Согласны? Тогда слушайте.

1.Жили когда-то в старину муж с женой и дочерью. Однажды потерялась у них в лесу чёрная овца. Отправились мать с отцом её искать, а дочь дома оставили. Разошлись в разные стороны, идут по лесу и кличут овцу. Вдруг навстречу жене — Сюоятар. Говорит:

— Плюнь в мои ножны, обойди вокруг меня три раза — найдётся твоя овца.

Женщина обрадовалась, плюнула в ножны, обошла вокруг Сюоятар три раза и сама превратилась в чёрную овцу! А Сюоятар той женщиной обернулась и кричит:

— Эй, муженёк скорей сюда, я уже нашла овцу! Пошли домой, а муж ничего не замечает. Привели овцу, заперли в хлев. Дочь сразу приметила — это не её мать. Хоть и похожа на неё, а глаза неласковые, злые. Пошла девушка в хлев, на овечку глянула — глаза как у родной матери! Заплакала она, обняла овцу.

Дети. «Голубая важенка».

2. Жили два брата — богатый и бедный. Настал Новый год, у бедняка в закромах пусто, нечем детей накормить. Пришлось ему волей-неволей идти к богатому брату просить о помощи.

— Дай мне, брат, ради праздника немного мяса в долг, — говорит бедный брат.

Ничего не сказал богатый брат, принёс коровью ногу и швырнул её бедняку.

Поклонился тот, стал благодарить. А богач разозлился, досадно ему, что пришлось мясо отдать, крикнул:

— Получил и проваливай! Иди с этой коровьей ногой хоть к самому Хийси!

Дети. «Почему вода в море солёная».

3. Жила когда-то старушка. И было у неё всего добра один лапоток. Пошла старушка по свету. Шла, шла, видит — дом. Зашла она в избу и говорит: — Нельзя ли у вас переночевать? — Можно, — сказали хозяева. — Есть у меня лапоток, куда бы его положить? — Положи с лаптями, под лавку. — Не хочу с лаптями,- сказала старушка,- ещё спутаю. Положу с курами. И бросила лапоток к курам.

Дети. «Лапоток».

4.Жили два брата — один бедный, другой богатый. Бедный день и ночь работал, а всё равно нищета из всех углов выглядывала. Детишки его зимой на печи сидели — не во что было их одеть и обуть. Сухую корку слезами смачивали.

Идёт как-то бедный брат поздней осенью мимо риги богатого брата. Слышит — в риге молотят. Заглянул в ригу, а там девять незнакомых маленьких мужичков работают вовсю.

— Кто вы такие? — спрашивает бедный брат.

— Мы — счастье твоего брата. Он спит, а мы за него работаем.

«Вон сколько у брата счастья, оттого-то он и богатый!»- думает бедняк.

Дети.»Сума, дай ума!»

5.Жили когда-то белка, рукавица да иголка. И пошли они в лес. Смотрят — перед ними три тропинки. Белка-она ведь старше всех была — и говорит:

— Мы по разным тропочкам пойдем, а кто первый находку найдет, тот и остальных позовет.

Иголка шла, шла и пенек смолистый нашла, кричит:

— Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла!

Подбежали тут к иголке рукавица с белкой.

— Вот какой пенечек я нашла! — говорит иголка.

Дети. « Белка, рукавица и иголка».

Айно. Дети, какие же вы молодцы!

Вед. Айно, а ты знаешь, мы не только читаем и знаем карельские сказки, мы ещё и инсценируем эти сказки . Хочешь наши дети покажут сказку?

Айно. Конечно, ведь я же сказочница и очень люблю не только их рассказывать но и слушать.

Инсценировка сказки «Белка, рукавица и иголка».

Действующие лица: Автор, Белка, Рукавица, Иголка, Олени.

Автор:Жили когда-то белка, рукавица да иголка. И пошли они в лес. Смотрят – перед ними три тропинки.

Белка: – Мы по разным тропочкам пойдем, а кто первый находку найдет, тот и остальных позовет.

Автор:Идут по тропинкам, иголка натыкается на пенек

Иголка:  Ой, скорее, рукавица, вместе с белочкой-сестрицей!
Я по тропке шла и находку нашла!

Автор: Подбежали тут к иголке рукавица с белкой.

Иголка:  – Вот какой пенёчек я нашла!

Белка: – Хо! Какая же это находка? Таких пеньков полон лес!

Автор: И с досады побили они иголку. А потом вновь по разным тропкам разошлись.

Автор: Иголка шла, шла и лесную ламбу увидела. Опять она кричит:

Иголка:  – Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей!

Я по тропке шла. И находку нашла!

Автор: Подходят к ней рукавица с белкой:

Рукавица: – Ну, что еще нашла?

Иголка: – Озерко лесное нашла.

Автор: Опять попало тут иголке. Рукавица и белка больно ее били да приговаривали:

Рукавица и Белка: – Нашла находку – озерко!

Автор: И опять все в разные стороны разошлись.

 Подходит иголка к болоту и видит: олени траву щиплют. Иголка подкралась к самому большому оленю и спряталась в травинке, что на кочке перед оленем росла. Олень проглотил ее вместе с травой и упал замертво. Тут выскочила иголка да как крикнет:

Иголка: – Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей!

Я по тропке шла И находку нашла!

Белка : – Нет уж, хватит! Ей лишь бы за нос нас водить. Верно, опять пенек нашла.

Иголка: – Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей!

Я по тропке шла И находку нашла!

Рукавица: – Не обманешь! Видно, опять на ламбу набрела.

Иголка: – Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей!

Я по тропке шла И находку нашла!

Белка: – Ну, какая еще находка?

Иголка:– Я оленя нашла.

Автор: А олень на кочке мертвый лежит. Рукавица с белкой давай иголку по головке гладить – больно уж хороша находка. Разделали они оленя и мяса сварить надумали, да вот беда – котелка у них нет. Иголка и говорит белке:

Иголка. – У тебя коготки острые, надери-ка бересты, мы из нее котелок смастерим и мяса наварим.

Автор: Принесла белка бересты.  Иголка прошила бересту – и котелок готов.

Белка:– А ведь у нас и воды нет, и взять ее негде.

Иголка: – Да я же ламбу нашла! Там воды хватит.

 Автор: Сбегала рукавица по воду.

Рукавица: – А у нас и дров нет, чтобы огонь развести.

Иголка: – Так я пенек смолистый нашла! Стали они варить.

Автор: Вот сварилось мясо, наелись они досыта, а остатки домой прихватили.

Верно, и теперь еще едят, если запас не вышел.

Айно. Молодцы, ребятки. И мой ларец со сказками пополнился. Спасибо.

Я ведь к вам пришла не одна, я вам Карелочку привела.

Вот, послушайте как она поёт. Голос за душу берёт.

«Карелочка» солистка.

Хозяйка. Засиделась детвора, поплясать пришла пора!

 поет на мелодию русской народной песни « Из под дуба»   

               По тропиночке я шла, два колечика нашла  (берет двух девочек под руки)

                Два колечика нашла (подводит девочек к мальчикам)

                Бери девица молодца!  (они образуют пары).

Дальше, следующие девочки. И так, до тех пор, пока все невстанут в пары.

Хозяйка: Ай да, пары, красивы!

Вед.  Что ж, порадуем хозяюшку Карельским танцем?

Дети:  Порадуем!

«Карельский танец» Суворова

Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?

Дети:  Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Хозяйка:  Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Айно.  Я б калиточек картофельных поела, чтоб лежали на тарелочке горочкой,

            Чтоб румяны, чтоб хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки.Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем.

Они на блюде расписном с карельским рушником.

                  Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Вед. Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

                 Чай пить, чай пить – приятно жить!

                  Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Вед.  Хозяйку уважим?

Дети:  Уважим!

Вед. Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Вед.  Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой  в группу на чаепитие.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/308037-karelskie-posidelki-starshaja-gruppa

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Карельские посиделки с мамами и бабушками, посвящённые Дню матери для детей подготовительной группы.

Цель: Приобщать детей к основам национальной культуры, заложить основу гражданских и патриотических чувств.

Задачи:

1.Образовательные: уточнять и расширять знания детей о Родине, родном крае, истории и культуры родного края.

2.Развивающие: способствовать развитию эмоционального, ценностного отношения к семье, дому, национальным традициям Карелии. Развивать коммуникативные умения и навыки.

3.Воспитательные: способствовать формированию любви и интереса к Родине, родному краю, национальным традициям, обычаям и культуре карельского народа.

Зал оформлен как деревенская изба. Русская печь, у печи дрова, ухваты, горшки, полка с посудой. В углу под иконами стоит стол, на столе старинный медный самовар, баранки, сахар кусковой.

За столом дед пьет чай. У окна бабка прядет куделю. Хозяйка у печи перетирает и ставит на полку посуду.

Дед:

Что-то ты, Наталья, все у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать.

Бабку от кудели не оторвешь.

Бабка:

А мне прясть — что песню петь, горазд люблю, а колесо-то пряличье так и жужжит, так и напевает. (садится к столу).

Хозяйка:

Дедушка, зато ты у нас молодец, всё чай попиваешь.

Дед:

Ладно табе, напился, а вы тока и зыркаете нонеча, чаво дедка пье. Лучше бы песню заиграли, а я бы подтянул.

Бабка:

Каку песню-то?

Дед:

А хоть бы и нашу любимую…(Бабка начинает петь, дед и невестка подхватывают)

Песня «Русская печка» муз. и сл. И. Ростовцевой.

(«В старину так повелось: как ручей без речки, наша русская изба не живёт без печки….)

(Раздается стук в дверь.)

Хозяйка: (Открывает дверь).

Тара-ра, тара-ра.

Идут девицы со двора!

Песни петь да плясать.

Всех вокруг забавлять.

Под Карельскую музыку входят девочки, все они в костюмах. Эти девушки пришли на посиделки. В корзине принесли пирожки, булки. Все это выкладывают на блюдо.)

1-я девочка: Здравствуйте, хозяева, мир вам и мы к вам.

 Хозяйка: Давно поджидаем, где-то вы, матушки, загулялись, уж думали не явитесь на праздничные посиделки, ведь сегодня замечательный весенний праздник у наших мам и бабушек, у всех женщин.

2-я девочка:

А мы вот, покуда, пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.

Хозяйка: Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячен, вас дожидается. А чего же кавалеров с вами нетути?

3-я девушка: A нe споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся! (Девочки рассаживаются, каждая занимается принесенной с собой работой: кто вышивает, кто вяжет на спицах, кто крючком.

Дед продолжает — пить чай, бабка прядет, хозяйка тоже пьет чай.)

(За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни).

Хозяйка:

Никак гости идут? (открывает дверь)

Проходи честной народ, не пыли дорожка,

Добры молодцы идут, погулять немножко.

Здравствуйте, добры молодцы!

1-й парень: Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

Хозяйка:

Ждали, ждали, все жданки съели.

С чем пожаловали?

2-парень: Разрешите станцевать!

3-парень: Разрешите топнуть!

ВСЕ: Неужели в этом доме половицы лопнут?

Танец мальчиков c ложками «Ложки деревенские»

Дед: Вот удальцы, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось.

Бабка: Так топни, кто не дает?

Дед: Боюсь рассыпаться!

Девочка: 

Ну-ка, хлопцы, не шумите,

Малых деток не будите.

Расшумелись в добрый час,

Разбудили их сейчас. (Девочки берут кукол, качают и поют).

Колыбельная песня «Приди котик ночевать».

 (Кантеле – играет девочка)

(укладывают кукол спать)

Дед: Чаво приумолкли и песня не поется?!

Хозяйка:

Эх, Как у наших у ворот

Собирается народ.

Кто умеет веселиться,

Заводите хоровод!

Хоровод «Мам и бабушек мы нынче дружно поздравляем» (выстраиваются полукругом перед зрителями)

Стихи:

Мама, мама, мамочка!

В этом слове солнца свет.

Мама, мама, мамочка!

Лучше слова в мире нет!

Мама, мама, мамочка!

Кто роднее, чем она?

Мама, мама, мамочка!

У неё в глазах весна.

Голос мамы так певуч,

Ласковый и мудрый,

Словно первый нежный луч

Начинает утро.

Мамы добрая рука,

Если загрустил я,

Прикоснётся так легко

И подарит крылья!

4-я девочка:

Эй, Полинка, запой песню про мамочку, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет.

«Мамочка милая,мама моя» К. Макарова (солист – Полина).

4-парень:

Что же, гости, вы сидите?

Аль плясать вы не хотите?

Крепче за руки беритесь!

В карельском танце закружитесь!

Карельский парный танец «Ристи – кондра».

Хозяйка смотрит в окно.

Дед:

Стол накрыт, а за столом никого нет. Садитесь за стол, чайком побалуемся, пирожком угостимся. Товарищей своих приглашайте, на всех хватит, а потом и нас повеселите!

Хозяйка:

За стол просим, отдохните с дороги, чайку испейте, пирожков наших отведайте.

Гость (ребёнок):

Нет уж, на пустое брюхо веселье звончей.

Сперва вас повеселим, а потом и за самовар можно сесть!

Дед:

Все б вам петь, да плясать, о жизни не думаете.

Хозяйка:

Да чавой-то вы к ним пристали! Не смотрите, что молодые, все-то они знают, все разумеют, пусть веселятся!

Хозяйка:  

Ох, частушки я люблю!  С вами тоже подпою!

ЧАСТУШКИ  

1.Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Эх! Попросите только нас.

2.  Мы с веселой песней дружим,
Все по-русски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О карельском нашем крае,
Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,
Раскудря-кудрявая.
Хороша Кумса ты наша,
Кумса величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
До чего же ты красива,
Наша Дивная гора.

6.  Хорошо частушки пели,
Хорошо ли плохо ли.
Мы бы очень все хотели,
Чтобы нам похлопали.

Хозяйка:

А наша матушка большая рукодельница. Она умеет вязать, шить. Вот она сидит у печи, вяжет своим внучатам носочки, варежки, чтобы зимой тепло было. Также и ваши бабушки о вас заботятся.

Стихи:

В нашем доме бабушка, бабушка живёт.

Наша мама бабушку – мамочкой зовёт.

В женский день для бабушки мама торт печёт.

В этот день особенный – бабушкам почёт!

С бабушкой мы буквы в книжке разбираем.

С ней играем в куклы, в классики играем.

Важные секреты ей шепчу на ушко.

Потому что бабушка – лучшая подружка.

Я смотрю на добрую, милую бабулю.

Как же я люблю её, самую родную.

Для вас, родные бабушки, только лишь для вас

Песенку весёлую мы споём сейчас!

Песня о бабушке

«Кто со мною поиграет и мне книжку почитает?…»

муз. и сл. К. Макаровой.

Хозяйка:

А давайте-ка мы с бабушками сыграем в Карельскую игру.

Карельскую игру «Болванчик».

Хозяйка:

Всем желаю добрым людям.

Поиграть пора приспела.

Эти игры не забыты,

Эти игры сердцу любы.

«Туле-кижамах» ((«Тule kizamah» «Иди со мной играть»)

Бабка: Ой, тесто замесила, а про начинку-то забыла. Хотела гостей калитками побаловать. Помогите мне начинку приготовить.

Мамочки, выходите помогите нам сварить картошку.

Игра  « Картошечка в горшочке» («Kartohku padazes»)

карельская игра (с мамами)

Бабка:

Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок:

 Я б калиточек картофельных поел,

Чтоб лежали на тарелочке горочкой,

Чтоб румяны, чтоб хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

Бабка: 

Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

Они на блюде расписном, с карельским рушником.

Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка несет самовар

Хозяйка: 

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

(Гостей приглашает к столу на чаепитие.)

подарки

Песня «Маме в женский праздник»

Использовала материал: 
https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/27/posidelki-v-derevenskoy-izbe-19-veka-meropriyatie

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Карельские народные праздники
  • Карелы сценарий праздника
  • Карелы праздник хлеба
  • Карелы народ праздники
  • Карелия сценарий мероприятия