Картина пластова колхозный праздник

Описание картины "Колхозный праздник" Аркадия Пластова для сочинения или быстрого ознакомления с предметом искусства. Кратко рассказана история создания экспоната, анализ композиции, характеристика, изображение

Описание картины "Колхозный праздник" Аркадия Пластова

А.Пластов, “Колхозный праздник”, 1937 год, Фото: opisanie-kartin.com
Название Колхозный праздник; Праздник урожая
Страна, художник Россия, Аркадий Александрович Пластов
Год 1937
Жанр пленэрно-жанровая живопись, сюжет, соцреализм
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Картину “Колхозный праздник” написал знаменитый советский живописец Аркадий Пластов в 1937 году.

Радость или – лишь изображенье?

Автор оставил потомкам немало произведений, описывающих жизнь советского народа 30-70-х годов.

Одной из самых известных его картин по праву считается “Колхозный праздник”. Сейчас известно, что это был тяжелый период в жизни крестьян и советского народа в целом, но на этой картине видно лишь торжество крестьянской жизни.

Сюжетом был выбран праздник урожая: традиция широко праздновать окончание сбора урожая пришла еще из седой древности. Советская власть поступила мудро, преобразовав старинный обычай в современное празднество, торжество колхозников.

Любому зрителю картины сразу бросится в глаза возвышающийся над толпой портрет Сталина, ярко характеризующий доминирующую над народом советскую власть. Художник изображает веселых крестьян, сидящих за богато накрытым столом, веселящихся и празднующих.

Но в правой части выделяется дом, видимо, дореволюционная барская усадьба, с облупившимся фасадом и потемневшей крышей. Прибегнув к такому нехитрому приему, художник, вероятно, хотел подчеркнуть, что не все так уже благополучно на этом колхозном празднике.

Все же отдыхающие люди изображены очень убедительно: общий колорит картины выдержан в светлых тонах, местами выделены яркие пятна — алая блузка и косынка крестьянки в центре полотна, алый стяг и транспарант рядом с портретом вождя. Все это придает праздничность и жизнерадостность картине. Изобилие еды и напитков на столах, оживленные позы людей — все указывает на общую атмосферу праздника и всеобщего довольства.

Художник как бы иллюстрирует слова Сталина: “Жить стало лучше, жить стало веселее”. Эта надпись на транспаранте придает композиции антураж советского праздника, а не просто крестьянской гулянки.

Своими глазами увидеть картину Пластова можно увидеть в Государственном Русском музее в корпусе Бенуа.

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Колхозный праздник

Колхозный праздник

1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области

Колхозный праздник

1937


  • Холст, масло
    .
    188 x 307
  • Ж-5699
  • Пост. в 1947 от Дирекции художественных выставок и панорам



  • Экспонирование

    Корпус Бенуа,
    Зал 80


    Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период
    Первая половина XX века
  • КатегорияБытовой жанр
  • Ключевые слова
    1918-1941 | мать и дитя | музыканты | дети | мореплаватели, морские офицеры, моряки | прически | детский костюм | женский костюм | головные уборы | мужской костюм | праздники, парады, торжества | домашние животные | фрукты, овощи | собаки | облака | мебель | музыкальные инструменты | пища, напитки | посуда
  • Поделиться

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

Приблизительное время чтения: 19 мин.


print

Его картины стали гордостью времен социалистического реализма, и сам он — признанный и почтенный классик советского искусства. Но в то же время, если всмотреться в его художественный мир пристальней и настойчивей, становится очевидным, что его работы с парадным, идейным соцреализмом имеют мало общего. А обстоятельства и сюжеты его жизни настолько неожиданны, что разбивают шаблонные представления о сложной и трагической эпохе, частью и одновременно наблюдателем которой он был. Аркадий Пластов — художник поистине парадоксальной судьбы.

Судите сами: Пластов из рода иконописцев, священнослужителей, церковных архитекторов, его жена Наталья Алексеевна фон Вик по происхождению — дворянка из старинного немецкого рода, дочь земского начальника, которого в 20-е годы советская власть преследовала по политическим мотивам. Казалось бы, с такой родословной семье Пластова при советской власти была уготована прямая дорога в стан «классовых врагов народа» со всеми очевидными трагическими последствиями. Однако его не только не коснулись репрессии, напротив, карьера его год от года успешно шла в гору. Он не был членом Коммунистической партии, сторонился высоких партийных трибун, при этом получил Сталинскую премию I степени и был награжден орденом Ленина за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома

Пластов был человеком верующим, он продолжал открыто ходить в церковь и в советские годы, когда многие боялись и упомянуть о своей религиозности. Это не значит, что перипетии той эпохи обошли его стороной, что он не знал или не понимал, в какое время живет. Вспомнить хотя бы, как в 1921 году, в разгар неустроенности и голода, Пластова — тогда председателя местного отделения Помгола (Комисии помощи голодающим при ВЦИК) — пытались убить его же односельчане. А в 1929 году опять же односельчане писали письма в защиту Пластова, когда его посадили на четыре месяца за «противодействие колхозному строительству»: он выступил против замены в сельском хозяйстве надежных лошадей часто ломавшимися тракторами.

Судьба Пластова вплетается в объемную картину культурной жизни советской эпохи со всеми ее оттенками и обертонами.

«Праздник урожая»: где правда?

В 1937 году Пластов написал «Праздник урожая», одну из самых известных и противоречивых своих работ. На полотне — стихия народного праздника, изобилие угощений, столы ломятся — здесь есть все, что дает земля и крестьянский труд: мёд, овощи, яйца, румяные калачи, рыба.

Пластов очевидно наслаждается этим обилием, достатком крестьянской жизни. Сочно, густыми мазками он лепит форму, выписывая спелые красные помидоры, свежие огурцы, пласты янтарного сотового мёда. А на дворе 1937 год, и кому, как не Пластову, знать, как в действительности в то время жило раскулаченное крестьянство?

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Праздник урожая, 1937
Из открытых источников

Аркадий Пластов родом из села Прислониха Симбирской губернии. Он провёл в селе большую часть жизни, сам был и пахарем, и косцом, и жнецом. Был свидетелем раскулачивания и коллективизации, имел возможность видеть, как трудно жилось в колхозах в первые годы советской власти, знал он и про голод в деревнях в 1932–1933 годах, и про количество высланных кулацких семей. И пусть в 1937 году продовольственное положение более или менее стабилизировалось: был рекордный урожай, сокращен экспорт хлеба и колхозы из госрезервов получили зерновые ссуды, но все-таки реальность была далека от того изобилия, которое изобразил Пластов в «Празднике урожая».

Работа была написана к тематической выставке «Индустрия социализма», задача которой восславить промышленные и сельскохозяйственные достижения молодого коммунистического государства. На первый взгляд, перед нами живописный вариант потемкинской деревни, которые строили, чтобы создать ложную видимость процветания, очередной, хотя и талантливый, образец пропагандистского официоза и советского двоемыслия. Однако сам Пластов утверждал, что он ни в чем не отступил от правды. На какой правде настаивает художник? Обратимся к картине.

Открытая композиционная форма, когда все происходящее на картине стремится выйти за пределы холста, скученность, отсутствие композиционного центра. Эти приемы работают на задачу художника — показать размах народных гуляний, неуправляемую стихию деревенской толпы, безудержную радость праздника. И многоцветье композиции подхватывает идею веселой, праздничной неразберихи, толчеи. Красным — самым звонким, активным цветом — Пластов даёт смысловые и пластические акценты: спелые плоды, праздничное платье и, наконец, красный флаг. Под портретом Сталина — алая плакатная лента со знаменитыми словами вождя: «Жить стало лучше. Жить стало веселее».

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Праздник урожая, 1937 (фрагмент)
Из открытых источников

Чем же эта работа отличается от поставленных на поток и скроенных по шаблонам соцреалистической доктрины произведений советского художественного истеблишмента? Здесь Пластов уходит от реальных примет времени. Его художественное видение в другой плоскости, но смотрит он не в утопическое пространство светлого будущего, куда постоянно заглядывают творцы соцреализма. Есть в его мужиках с окладистыми бородами что-то эпическое, они словно явленные в живописном образе герои русских сказаний, повестей и легенд. Безудержная вольная стихия крестьянского веселья, распахнутые в радости, залихватски пляшущие и поющие бабы и мужики, пестрота платков, неуемная гармонь — несмотря на антураж советской эпохи, есть в этом образе та безвременная, раздольная, разудалая Русь, где «пляска с топотом и свистом под говор пьяных мужичков». Мы видели такую Русь у Сурикова, у Репина, читали о ней у Лескова, Бунина, Шолохова. С каким наслаждением Пластов выписывает узорные платки, увесистый самовар — символ достатка на Руси.

Все портретные фигуры, а их на картине восемьдесят пять, — односельчане художника. К картине сделано более двухсот этюдов. Как отмечает искусствовед и член семьи художника Татьяна Пластова, сам автор — часть этой деревенской толпы, он запечатлел себя в образе танцующего военного летчика. На переднем плане в одну линию, словно составляющую главную ось этого крестьянского пира, сидят прислонихинские старожилы — бородатые, крепко скроенные, осанистые мужики с натруженными большими руками с припухшими суставами. Трудная мужицкая жизнь за их плечами.

«Ушёл настоящий образчик настоящего русского мужика, <…> богатырь телом и младенец душой, безропотный работник до последнего вздоха, на все руки мастер, да какой ещё, настоящий крестьянин во всем очаровании крестьянства», — писал Пластов о смерти своего односельчанина Матвея Ивановича Кондратьева. По сути, это признание в любви к традиционной крестьянской жизни. И именно такими — широкими в труде и в гулянии, крепкими, витальными предстают пластовские мужики на картине, не случайно в ней столько сочного, телесного, земного. Но разве не было среди этих мужиков скупых, цепких, жестоких, не было хмельного тяжелого мужицкого загула и бунта — целая галерея таких образов присутствует в русской литературе? Было. Все было. Но не в них настоящий мужицкий стержень для Пластова. Зная своих прислонихинских мужиков, он создает картину изобилия, народного гуляния, исходя не из временных реалий той поры, а следуя внутреннему строю народной души. Они могли быть и такими, его односельчане, вот только жить им выпало в лихолетье войн и революций.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Праздник урожая, 1937 (фрагмент)
Из открытых источников

В целом картина эта не про колхозные достижения, Пластов размашисто утверждает жизнь в одну из самых нежизнелюбивых и непраздничных эпох. А портрет Сталина на полотне и прочая советская атрибутика — неизбежный в то время компромисс для художника, ищущего возможности существовать в публичном пространстве. Пластов и барельеф Ленина выполнил для дома, где родился Ульянов, и изображал Владимира Ильича среди таинственных вечерних туманов, погруженного в думы о будущем человечества. («Ленин в Разливе», 1948). Но в душе мечтал «устроить свою жизнь так, чтобы в тишине и уединении насладиться природой и свободой, <…> предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей» (из письма к жене, Н. А. Пластовой).

Одновременно, по мнению Татьяны Пластовой, в том, как именно шла работа над изображением портрета Сталина в «Празднике урожая», можно распознать «часть грандиозного замысла, своего рода послание художника в будущее»: «На карандашном эскизе 1936 года, легшим в основу композиции и расчерченном схемой перспективы, точка схождения линий перспективы совпадает со странным предметом, назначение которого вряд ли было понятным «тщедушным городским» зрителям. Это разверстое жерло молотилки, словно приготовившееся втянуть в себя ликующую яркую толпу. Молотилка и венчающий ее портрет Сталина написаны холодновато-прозрачными, словно отражающими свет «стальными» красками и колористически противопоставлены общей цветности картины. Особо зловеще выглядит группа мальчиков, непосредственно приближенная к жерлу молотилки, и мальчик, сидящий на ее краю».

В 1956 году Пластову предложили заменить портрет Сталина на картине букетом цветов. Картина уже находилась в экспозиции Русского музея. Художнику предоставлялась возможность задним числом стереть невольную идеологическую кляксу. «Всем известно, что не та правда, что существует с натуралистическим правдоподобием, но что может существовать по логике своего внутреннего бытия в определенных условиях, и я ни в одной вещи не только не пренебрегал этой непререкаемой истиной, но и, напротив, только об этом и думал», — ответ Пластова на полученное предложение. Переписывать работу он отказался.

Как написать смерть

Война застала Аркадия Александровича Пластова в Прислонихе. В 1942–1943 годах он работал над ставшей позже хрестоматийной картиной «Фашист пролетел», той самой, которую Сталин привез на Тегеранскую конференцию.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Фашист пролетел (авторское название — «Немец пролетел»)
1942 г., холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея

Эта картина воздействует тишиной. Композиционно полотно четко разделено на два пространственных плана. Каждый план решается в свойственном ему цвете: сочные зеленоватые тона — полные жизни поля озимых — и краски осени, умирания, увядающей природы. Все просто, бесхитростно, лаконично скомпоновано, и в этой простоте без шума, без истерики обнажается катастрофа бессмысленной бойни — внезапно, молниеносно закончилась жизнь этого сельского мальчишки, и этот прекрасный мир будет жить дальше, скоро побледнеет осенний лес, в небе появятся первые снежники-мотыльки, но ничего этого больше не увидеть ребенку, которого просто так, потехи ради, расстрелял пролетающий немецкий летчик.

«Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов.

Так пронзительно написать смерть можно, только любя жизнь.

«Каждому листочку радуйся»

В 1946 году Аркадию Пластову присуждают Сталинскую премию I степени за картины «Сенокос» и «Жатва». Сенокос, пожалуй, апофеоз пластовского гимна радости, здесь сплелись все его любимые темы и мотивы: бесконечно дорогой ему крестьянский мир и родная цветущая земля.

Благодаря звучности цвета, обилию теней, рефлексов зритель утопает в звонком многоцветье бесчисленных полевых цветов, в голубизне утреннего свежего воздуха, в напоенных солнечным светом душистых летних травах. Здесь чувствуется импрессионистическая раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Сенокос. 1945 г., холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея

Через регулярный ритм передаётся ощущение слаженности, единого порыва работающих людей. Пластов выстраивает композицию, уводя зрительский взгляд в глубину, там синеет лес, золотятся стога сена. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это было и сто, и двести лет назад. Пластов выразил какую-то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость.

Сам он признавался, что писал работу, «задыхаясь от счастья», и этот переизбыток счастья чувствуется так остро еще и потому, что написана картина в 1945 году — первое мирное лето после войны: «Я когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь, сверкание солнца в небе».

Умение почувствовать и сохранить на полотне этот порыв души — «каждому листочку радуйся» — и есть тот главный мотив, то поле, которое очертил Пластов в советской живописи.

Есть художники, чьи работы можно назвать богословием в красках, у Пластова скорее — славословие в красках. Его влечет все отрадное, укоренённое в добротной, щедрой, слаженной жизни. Не то чтобы он не замечал ничего горького и отравленного вокруг, но ему внутренне соприроден свет. Он чувствует радость в простом, житейском, в подчеркнуто бытовых, прозаических сюжетах без всяких мистических туманностей и изломанностей.

«Вот вы много ходили с Аркадием Александровичем по полям, по лесам, о чем вы говорили?» — спросили ученика и друга Пластова, Виктора Киселева. Он ответил: «Радовались. Вместе радовались красоте, окружающей нас». Кажется, его душа вмещала это евангельское да радость Моя в вас пребудет… (Ин 15:11).

Может быть, поэтому в пластовском мире как-то по-домашнему тепло, в нем гармоничная ясность и одновременно таинственность и сила. Сегодня такое ощущение жизни почти забыто, потеряно, если только изредка мелькнет в поэтических строках:

Я люблю этот край подсвешный,
Где на взгорок через луга.
На молебен рядком неспешным,
Как монахи, идут стога…

(Евгений Юшин)

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Весна на Мирской горе, 1940

У Пластова оно присутствует почти везде: в тихой задумчивости осеннего вечера («Сентябрьский вечер»), в «Весне на Мирской горе». Крупными цветовыми плоскостями передается живая пластика весенней, пробудившейся земли, ее рельеф, ее бескрайняя протяжённость. Пластов уходит от мощно звучащего колорита и находит изумительные оттенки — нежный дымчато-голубой, сиреневато-фиолетовый, чтобы выразить то тонкое, едва уловимое, что есть в весеннем мире с его таинственностью и поэзией.

Есть это ощущение и в «Деревенской ночи», хотя это камерная вещь. В тишине ночи, в комнате, едва освещенной золотистым светом от керосиновой лампы, на деревянном полу спят люди — отец и ребенок; молодая мать рядом качает колыбель; в углу — икона; ночь бросает в окно лунный свет. В этой тихости, простоте, есть что-то древнее, библейское, словно эти люди спят не в деревенской избе, а в огромном подлунном Божьем мире.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Деревенская ночь. Первая половина 1930-х гг., бумага, гуашь.
Собрание семьи художника

Человек у Пластова счастлив на этой земле, нет в нем ничего суетного, искаженного, малокровного, нет срывов и надрывов. Вот тракторист после трудового дня ужинает в поле при закатном солнце («Ужин тракториста»); на заднем плане свежевспаханная живая земля; девочка наливает из кувшина парное молоко — мирный семейный круг, и во всем этом естественная простота, отрадное чувство отдыха, покоя, какое бывает после добротно прожитого трудового дня.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Ужин трактористов. 1961 г., холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея

В картине «Мама» — нежность материнства, молодая женщина кормит грудью младенца, и здесь так сложно составлен белый цвет, создающий сияние, свечение, что при всей реалистичности Пластова напрашиваются отсылки к библейским сюжетам. На заднем фоне композицию венчает горка из нарядных красных подушек — и эти пышные подушки, символизирующие достаток, дополняют общее ощущение ладности, радости и покоя в доме.

И еще чудесная зарисовка зимнего дня в картине «Первый снег»: дети выскочили на крыльцо, девочка едва одета, она радостно подставляет лицо летящим снежинкам, и эта детская радость такая узнаваемая и живая, что каждый вспоминает тот восторг, когда хочется замедлиться, глядя, как первые снежинки укутывают мир.

То, что пишет Пластов, — это не какая-то вымечтанная идиллия, и точно не летопись советской жизни с героическими восклицаниями. Для чьего-то восприятия он останется на уровне бытописания, пусть поэтичного и красивого. А для кого-то в его работах, в которых впрямую нет христианского обрамления, откроется надбудничное, глубокий и мудрый ход жизни, переход в область вневременных бытийных смыслов. И потому так просто и легко в этот его земной уклад входит Небо: «Я сегодня, когда встал после работы, оглянулся вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий и ничего нам не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Огонь и свет

Живая любовь к церкви проходила через всю жизнь Пластова. В его роду священники, церковные архитекторы и строители, иконописцы. Отец в качестве подмастерья помогал расписывать храмы и служил псаломщиком в прислонихинской церкви, которую построил и расписал дед художника. Сама семейная стезя неуклонно вела Аркадия Пластова в церковную жизнь. Его даже отдали в Симбирское духовное училище — была такая семейная мечта, что он станет архиереем. Но пятнадцатилетним мальчишкой он увидел, как работают приехавшие к ним в село реставраторы-иконописцы, тогда и пришло отчетливое решение: буду живописцем и никем больше. Духовное училище он все же окончил, а потом с последнего курса семинарии «полетел за жар-птицей искусства в Москву». Сначала два года отучился в Строгановке, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Поругание Христа.
1950-е гг., бумага, гуашь.
Собрание семьи художника

Даже в советское время каждую неделю Пластов бывал в храме, ездил в Богоявленский собор в Елохове, бывал во Всехсвятской церкви на Соколе, в храме в Путинках. Он хорошо знал службу, молился сердцем: «Запели пасхальный Канон… Я стоял и чуть не плакал, ты поймешь, какое было невыразимое от этого на душе чувство печали и радости. Больше, конечно, печали, т. к. этот торопливый перекат, бесконечную ласковость, ангельское веселье, весеннюю голубизну и светозарность этих стихир просто нельзя было даже с усилием воспринять, как что-то реальное, осязаемое, что взял бы и унес с собой. Все казалось сном, неявью…»

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома

В трапезной. 1950-е
Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Куличи, 1950-е
РИА Новости
Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Конец службы, 1940
Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Венчание. 1960-е гг., бумага, акварель.
Собрание семьи художника
Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Зимний праздник. Никола. 1950-е гг., бумага, акварель, белила. Собрание семьи художника

Именно светозарность, светоносность, огненность — главные живописные черты его акварелей на церковную тему: «Сергиев Посад. В трапезной», «В Успенском соборе», «Куличи», «Зимний праздник. Никола». Его колористические решения в этих акварелях завораживают: пылающий красный, оранжевый, багряный, звонкое золото разлились во всю силу в изображениях церковных праздников и служб. Золотые, охристые рефлексы от горящих свечей падают на лица прихожан в «Венчании»; горящий оранжево-красный в облачении священников («Сергеев Посад. В трапезной»); бело-золотистое полыхание бесчисленных свечей в огромном подсвечнике, который Пластов сделал композиционным центром картины («Зимний праздник. Никола»); на сияющем иконостасе с его ликующими золотисто-охряными, красными тонами вспыхивают светлые и охристые блики, однородные темные пятна толпы прихожан контрастно подчеркивают сверкающее убранство иконостаса («В Успенском соборе»). Пластов пишет в импрессионистической манере, с большой экспрессией, объединяя огненные краски в единый аккорд, и в нем открывается символика внутреннего света церковных таинств, молитвенного горения и света несотворенного.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
В Успенском соборе, 1950-е

Акварели писались в 1950-е годы, очевидно, что никто их не видел, кроме узкого круга семьи и друзей, но эти работы — свидетельство того, чем на самом деле жила его душа, насколько глубоко он чувствовал ту мистическую радость и глубину, которая открывалась ему на службе. «Я любил, — вспоминал сын Аркадия Александровича, — приходя в церковь позднее его, отыскивать его седой затылок, широкие плечи над серым же, волчьего цвета, пальто. Простота и сила шла от всей его стати, от серьезного достоинства предстояния».

Однако есть у Пластова одна поздняя картина, в которой изображена совсем другая церковь.

«Апрель»: украденная Пасха

Работа «Апрель» написана уже в 1965 году, и в ней очень сложное эмоциональное звучание. Весной 1936 года родную церковь Богоявления в Прислонихе закрыли. Священника арестовали, иконами мостили дорогу на ферму, из церкви сделали амбар — таким образом из сознания крестьян старательно выбивали «религиозный дурман».

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Апрель. 1964–1970 гг., холст, масло.
Частное собрание

Для Пластова разрушение храма — это крушение не только самих основ жизни, это еще и слом семейной истории: уже упоминалось, что дед его был архитектором этой церкви, отец служил в ней псаломщиком, сестра — просфорницей, самого Аркадия крестили здесь в детстве. Какое-то время после закрытия храм еще стоял в селе с заколоченными окнами. С приходом к власти Никиты Хрущева в 1953 году в стране началась новая мощная антирелигиозная кампания, с прислонихинской церкви снесли церковный купол, и здание окончательно приспособили для хозяйственных нужд.

Пластов пользовался в селе абсолютным авторитетом, был самым образованным среди односельчан, по воспоминанию друга, Виктора Киселева, «он был ядром села». В послереволюционные годы его избрали секретарем Комитета бедноты и секретарем сельсовета. К середине 1950-х Пластов уже получил звание народный художник РСФСР, ему была присуждена Сталинская премия I степени, но никакие звания и заслуги не помогли спасти церковь. «Этого горя отцу хватило на весь остаток жизни», — впоследствии вспоминал сын Пластова, Николай.

Никаких высоких трагедийных нот, казалось бы, в «Апреле» нет. Вход в картину — в левой нижней части, взгляд зрителя схватывает отдельно стоящую маленькую фигурку девочки, она держит в руке ветку сломанной вербы. Далее взгляд продолжает свое восхождение по диагональной оси — в центре композиции сельские девчонки в ярких, уже весенних платьях водят хоровод. При всей ожидаемой радостности, легкости подобного сюжета, нет в этой работе звонкого, мажорного звучания, нет привычного пластовского избытка счастья. Напротив, асимметричность композиции, отъединенность детской фигуры вносит настроение еще неосознанного напряжения, грусти.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома

Отрывистый, рваный ритм срубленных деревьев визуально усиливает это напряжение. Полотно бурой высохшей прошлогодней травы с вкраплением мертвой желтизны и приглушенной зелени, неясные однотонные пятна темнеющих вдали домов, бледное небо — весь колорит отражает какую-то общую сырость, оголенность, неприютность.

Почти в половине пластовских пейзажей солнечно. Казалось бы, хоровод — народный танец, издревле славящий солнце, но в «Апреле» изображены первые сумерки и меркнущее небо. На фоне этого пейзажа каким-то ужатым, неубедительным, лишенным размаха кажется и само это детское веселье.

Такой ход построения композиции не случаен. Смысловая доминанта картины не в хороводе, не в этих детских играх. На заднем плане массивом серого — разрушенная церковь с забитыми окнами. Вершина храма обрезана верхним краем полотна, будто обезглавлена, как была в свое время обезглавлена и церковь в Прислонихе.

«Пластов как художник всегда видел в детях будущее. <…> Кажется, что в этой картине будущего для художника нет», — отмечает Татьяна Пластова.  Да, действительно, в картине ощущается тревога за этих веселящихся детей. Они выросли на этой земле, не зная пасхального ликования под торжественный благовест, не искали они Вифлеемскую звезду в рождественском сказочном небе, не видели, как теплится лампада в храме перед древними родными иконами.

Советская власть успешно претворяла в жизнь проект формирования нового человека. Детство без корней, без традиции, без памяти. А на картине Пластова — апрель, близится Вербное воскресенье, а потом и Пасха. Стоящая отдельно девочка со сломанной веткой вербы, и срубленные деревья, и обезглавленная церковь — во всем этом подспудно ощущается боль от разоренной жизни, от утраты чего-то главного, коренного в ней.

***

В судьбе Пластова хватало трудностей и бед — в 1931 году страшный пожар в Прислонихе уничтожил все, что он написал к тому времени, все, по его словам, «прошло дымом в знойное небо». Вскоре после пожара он заболел тифом. Почти умирал, жена уже шила погребальные одежды. После всех потрясений восстановился, но его творческий путь был далеко не простым. Прежде чем заявить о себе как о серьезном художнике, ему десять лет пришлось перебиваться заказными работами — иллюстрировать книги, рисовать сельскохозяйственные плакаты, писать все эти бодрые агитационные призывы: «Чтоб твои поля родные дали крупный урожай» — поток шаблонной по форме, незатейливой по содержанию работы без всякого эстетического удовлетворения. Первое время в Москве он жил бедно, безбытно. Его друг, художник Виктор Киселев, вспоминал, как они снимали квартиру в Немчиновке одну на двоих: «Комнаты отапливались плохо, было очень холодно… На окнах было в два пальца льда, и руки от холода коченели и опухали… Места в комнате было мало, и холст Аркадий Александрович ставил на кровать. Спали на одной койке». Мастерскую Пластов получит только в 1940 году.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Аркадий Пластов. Тройка (Работники у ручья). 1937 — 1938
ИА REGNUM

Но в конце концов все добротно встало на свои места. Он вписался: академик, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, награжденный многочисленными орденами и медалями. И все-таки, несмотря на этот внушительный победный список, его творчество стоит отдельно от так называемой «мировоззренческой проблематики эпохи».

Во всех его «Колхозных базарах» и «Ужинах трактористов» не слышится фальшивой ноты, да и сам Пластов очевидно не из породы чутких к социальному заказу придворных мельтешащих живописцев. И никакие этикетки «соцреализма» к нему неприложимы. Он занимался совсем другим делом и при каждом удобном случае бежал из Москвы, от всей этой казенной эстетики подальше, в родную Прислониху. В 1952 году Пластов получил звание народного художника СССР, и, пожалуй, именно это звание в полной мере охватывает и оправдывает все, что он сделал.

Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» Картины, которые возвращают нам чувство дома
Портрет внука (у окна).
Средина 1960-х гг., холст, масло.
Собрание семьи художника

Сегодня, находясь в пластовском зале Третьяковкой галереи, задумываешься: каков все-таки был его главный посыл зрителю? Особенно в сравнении с нынешними постмодернистскими творцами, усмешливо взрывающими пласты традиционных эстетических канонов. И среди их разброда, петляния, разлада, ухмылок и усмешек — добродушных и не очень — как-то ностальгически чисто и цельно звучит пластовский голос из минувшего века: «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись». Для этого он и писал.


Письма Аркадия Пластова и комментарии искусствоведа Татьяны Пластовой цитируются по книге «Аркадий Пластов. От этюда к картине. Статьи, воспоминания, материалы» (Автор — Татьяна Пластова. Издательство «Кучково поле», 2018).

Описание картины Аркадия Пластова «Колхозный праздник»

Описание картины Аркадия Пластова «Колхозный праздник»

Сын и внук иконописцев, признанный партией советский художник Аркадий Александрович Пластов известен своими крестьянскими картинами, которые отражали жизнь рабочей деревни.

Одной из таких картин является «Колхозный праздник», впервые презентованная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах и принесшая большую популярность Пластову. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью.

Для данной работы художником было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей,

именно по этому ее называли большим портретом русского крестьянства. В ней автор показывает эпизод из послевоенной жизни, в котором чувствуется возражение той былой радости и спокойствия до Великой Отечественной войны, она агитирует на счастье, призывает продолжать жить.

В центре картины праздничные столы со всеми деревенскими яствами, на одном из них стоит один из символов русской деревни – самовар, который угощает всех горячим чаем. Транспарант над которым портрет Иосифа Виссарионовича Сталина, кричит всей округе «Жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно – на картине выходной день, может быть праздничный, люди счастливы, они танцуют, поют просто разговаривают, все страшное позади.

Картина после опубликования имела продолжительную историю – Пластова после XX съезда КПСС, партия просила убрать портрет Сталина с картины, но художник наотрез отказался, аргументировав тем, что изначально присутствие этого портрета не задумывалось, но его упорно просила поместить туда та же самая партия, поэтому убирать он его не собирается, путь остается там навсегда.

Описание картины Аркадия Пластова «Колхозный праздник»

В Перов Чаепитие В Мытищах




Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) — советский живописец.


Народный художник СССР. Лауреат Ленинской и Сталинской премии первой степени. Действительный член АХ СССР.


А. А. Пластов родился

19

(31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.


Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Проучившись в нём с 1912 по 1914годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.


Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху.


Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину.


В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины «Колхозный праздник» (1937). «Стадо» (1938), «Купание коней» (1938) принесли ему известность. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел» (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.


Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества художника. Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.


Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника.


А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха.

Фашист пролетел

Деревенский март

Едут на выборы

Жатва

Золотая опушка

Колхозный праздник

Первый снег

Первый снег. Сумерки

У мельницы

Лето

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 462. Пластов Аркадий Александрович (Arkady Plastov) (1893-1972).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Аркадий Александрович Пластов — известный советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962).

Аркадий Пластов родился в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область). С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского и в мастерской И. И. Машкова. В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин.

В 1917 году вернулся на родину в Прислониху, где начал заниматься живописью. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетались с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступали односельчане. Общая черта его картин — жанровые сцены на полотнах —никогда не существовала вне лирической русской природы. Художник при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России и зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать…» (Аркадий Пластов).
«Стадо тагилок», 1945 год, холст, масло, 200 х 210 см., поступление в 1959 году, Нижнетагильский музей изобразительного искусства.

Аркадий Александрович Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислонихана Симбирской земле (ныне Карсунский район, Ульяновская область),расположенном в тридцати километрах к северо-востоку от города Карсун на обоих берегах живописной реки Урень в многодетной семье потомственных иконописцев. Дед и прадед будущего художника были известными местными иконописцами. Семья была патриархальной, и в ней свято соблюдали древнерусские традиции.
«Тройка (Ребятишки у речки)», 1937 год, холст, масло., Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми в таких семьях зависели не только от их желаний и установок, но и от принятых общественных норм. Сохранялись крепкие родственные связи с другими поколениями, и на будущее творчество Пластова повлияла атмосфера воспитания в верующей семье, в которой Аркадий был шестым ребенком. Жили трудно, несмотря на то что это был большой и знатный род, в котором все были грамотными образованными людьми — священники, архитекторы и иконописцы. Церковь в самой Прислонихе была построена по чертежам главы семьи Александра Пластова, который кроме того служил в ней псаломщиком, и расписана дедом Аркадия.
«Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мать будущего художника Ольга Ивановна была дочерью сельского лекаря, из обрусевших немцев. В детстве художника, кроме родителей, была еще маленькая, сухонькая бабушка, старушка Степановна, которая домовничала в их доме. Она рассказывала детям сказки и былины про Егория Храброго и бел-горюч камень, Илью Муромца, Алёнушку, прививая им интерес и уважение к русской культуре и воспитывая любовь к православной вере. По словам самого Аркадия Пластова, годы,проведенные в родном доме, являлись настоящим блаженством, которому уже никогда не суждено было повториться.
«Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рисовать маленький Аркадий начал рано, и первым педагогом для него выступил отец, который самостоятельно обучал талантливого сына азам живописного и иконописного мастерства. Его первые акварели и работы гуашью изобиловали православными сюжетами, посвященными храму в родной Прислонихе, позже, в середине пятидесятых годов, варварски разрушенному на глазах у местных прихожан по распоряжению властей. Аркадий Пластов запечатлел его также на своем известном полотне «Праздник Флора и Лавра», написанном им после 1915 года, и на картине «Летний праздник в Прислонихе» 1920-х годов.
«День Флора и Лавра», 1915–1920 годы, бумага, акварель, белила, 19,5 × 47,5 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

С детства желая стать профессиональным художником, Аркадий при этом не мог пойти против воли родителей, желавших ему карьеры священнослужителя (они видели в нем архиерея), и после окончания сельской школы и Симбирского духовного училища в 1908 году вынужден был продолжить свое обучение уже в стенах Симбирской духовной семинарии, где живописному мастерству его обучал известный в Симбирске художник Дмитрий Иванович Архангельский (1885–1980), рассказавший своему талантливому ученику о Павле Третьякове, о русском искусстве и передвижниках.
«Солнечный март», 1941-1942 годы, холст, миасло, 56 х 67 см., Ростовский областной музей изобразительного искусства.

После окончания третьего курса семинарии в жизни семинариста Пластова произошло знаменательное событие. Губернская управа Симбирска постановила выдать талантливому юноше Аркадию Пластову стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно для дальнейшего обучения художественному ремеслу в Москве, куда Пластов и переехал. Год брал уроки у известного московского художника, одного из основателей и участников художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова (1881–1944). В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его педагогов был замечательный русский художник-живописец, будущий известный советский театральный художник Фёдор Фёдорович Федоровский (1883–1955).
«Дорога во ржи», 1940-е годы, холст, масло, 34 х 49 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

В 1914 году после двух лет обучения в Строгановском училище Аркадий Пластов поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. Поскольку лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова, позже он перевелся на живописное отделение, где его педагогами в разные годы обучения выступили живописцы Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933), Абрам Ефимович Архипов (1862–1930), Алексей Степанович Степанов (1858–1923), Леонид Осипович Пастернак (1862–1945) и скульптор Сергей Михайлович Волнухин (1859–1921).
«Сентябрьский вечер», 1960 год, холст на картоне, масло, 55 х 42 см., Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

События Февральского переворота Аркадий Пластов,студент третьего курса МУЖВЗ, встретил настороженно. Пришлось вернутьсяв родную Прислониху, где он оказался к этому времени одним из самых образованных людей. Десятки односельчан приходили к нему с жизненными вопросами, которые ему приходилось решать. Восемь трудных лет прожил он в Прислонихе, трудился в поле вместе с односельчанами и был секретарем сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи. Жизнь все эти годы оставалась очень тяжелой, в братоубийственной гражданской войне погибли и пропали без вести многие односельчане и родные художника.
«Юность», 1953 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1920-е — начале 1930-х годов художник в основном рисовал иллюстрации к произведениям русских писателей и политические плакаты. В 1925 году в жизни Аркадия Пластова произошло радостное событие — он обвенчался с Натальей Алексеевной фон Вик, за которой долго ухаживал и которой делал предложение шесть раз. Летом, как все крестьяне, он работал на сельхозработах в селе, а на зиму уезжал на заработки в Москву, которую по-прежнему любил. В конце 1920-х годов Пластов написал замечательный по своему исполнению пасхальный натюрморт, который был назван «Праздничный». Это было очень привычно в пасхальные весенние дни готовиться к светлому празднику Пасхи, о котором в двадцатые годы вслух никто не говорил.
«Праздничный натюрморт», 1920 год, холст, масло, частное собрание.

Летом 1931 года в деревне случился большой пожар, выгорели 59 усадеб, у Пластовых остался один огород и корова. Сгорел и сундук со всеми творческими работами и эскизами художника. Надо было начинать все с начала, и Пластов сосредоточился только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. Начиная с середины 1930-х годов Аркадий Пластов приступил к работе с жанровыми картинами, в которых происходило активное приукрашивание художникомбыта советской деревни, а некоторая искусственность образов сочеталасьс живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах, как правило, выступали односельчане. В 1935 году в Москве с большим успехом впервые были показаны картины Пластова «Колхозная конюшня», «Стрижка овец», «На сенокосе».
«Стрижка овец в колхозе», 1935 год, холст, масло, Челябинская областная картинная галерея.

Поскольку Аркадий Александрович Пластов родился, вырос и большую часть своей жизни провел в деревне, это не могло не отразиться на его творчестве. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычныхна первый взгляд деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник. Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «Двадцать лет РККА» в 1938 году.
«Купание коней», 1938 год, холст, масло, 200 × 300 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Следующее десятилетие художник в своем творчестве отдавал предпочтение работе с натуры, писал пейзажи и простую крестьянскую жизнь в родном селе Прислониха, часто совершал поездки в Москву, работал с разными издательствами, для которых создавал графические иллюстрации к книгам классиков. Пейзажи родной Прислонихибыли запечатлены на картинах художника с невероятной любовью и точностью, а герои картин кажутся знакомыми и родными. Это может показаться удивительным, но Аркадий Александрович Пластов практически всю жизнь работал в своей родной деревне, где родился и вырос и которую покидал только ради того, чтобы получить художественное образование.
«Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1937 году для выставки «Индустрия социализма» Пластов написал картину под названием «Колхозный праздник», в которой «красочно передал новый быт социалистической деревни». Эта картина прославила художника. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью. Для данной работы Пластовым было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей, именно поэтому ее называли большим портретом русского крестьянства.
«Колхозный праздник (Праздник урожая)», 1938 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним ярким произведением художника явилась его картина«Колхозное стадо», написанная в 1938 году. Общими чертами большинства довоенных полотен мастера является то, что жанровая сцена каждой его картиныне мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом все равно создается поэтическая выразительность образа.
«Колхозное стадо. На пастбище», 1938 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Уже перед самым началом Великой Отечественной войны Аркадием Пластовым был исполнен ряд больших композиционных полотен, в том числе «Выборы комитета бедноты».
«Выборы комитета бедноты», 1939-1940 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В первые годы войны, когда решался важнейший для нашей страны вопрос о скорейшем открытии второго фронта против гитлеровской Германии, Аркадий Пластов написал одну из своих наиболее известных картин «Фашист пролетел», в которой показал свой взгляд на сущность войны, смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта, и произвело большое впечатление на лидеров стран антигитлеровской коалиции.
«Фашист пролетел», 1942 год, холст, масло, 138 x 185 см, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В 1947 году Аркадий Александрович Пластов стал академиком АХ СССР, в 1957 году — членом правления СХ РСФСР и СХ СССР, в 1956 году мастеру было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1968 году он стал секретарем правления СХ СССР. В 1947–1950 годах Аркадия Пластова избирали депутатом Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.
«Первый снег», 1946 год, холст, масло, 146 × 113 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

В 1946 году картины Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1953–1954 годах Пластов много работал над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности к рассказам Льва Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.
Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Холстомер». Холстомер узнает хозяина – старого князя (2-й вариант)
1953 –1954 годы, Бумага, гуашь, темпера, 54 × 78 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Одним из самых ярких впечатлений для Аркадия Пластова стали его поездки в Италию, Францию иЕгипет.Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. Это время ознаменовалось еще более активным периодом его творческой деятельности. Он создал цикл итальянских и французских этюдов, участвовал в международных художественных выставках «Венецианская биеннале» («Родник», «Юность», «Ужин трактористов»). Впечатления от итальянских путешествий не только отразились в многочисленных этюдах, стали основой нескольких картин художника(среди которых такие шедевры, как «Аппиева дорога» и «Венеция»), но и существенно повлияли на все позднее творчество мастера.
«Рим. Аппиева дорога», 1957 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей.

Аркадий Пластов всегда горячо любил свою Родину, и когда доводилось ему покидать ее пределы, всегда брал с собой за рубеж пучок чабреца и душистой богородской травы. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. Возможно, именно поэтому во всех его полотнах дышат травы, порхают бабочки, поют птицы, стрекочут кузнечики, живут, любят и мечтают люди, шумит спелая рожь.
«Жатва», 1945 год, холст, масло, 166 x 219 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Его картины, вне зависимости от времени их написания, — это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми молодухами и крепкими парнями. В его холстах щедро светит солнце, льют дожди, зреют хлеба, идет снег, словом, это сама наша жизнь, наш народ, Родина. Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека.
«Внук рисует», 1959 год, холст, масло, Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

Творческое наследие Аркадия Александровича Пластова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна, посвященные испытаниям советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотическому труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), празднику выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенному трудовомуподъему(«Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быту русской деревни («Первый снег. Сумерки», 1938 — 1939, «Родник», 1952, «Летом», 1954, ), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Первый снег. Сумерки», 1938-1939 год, холст, масло, 57 х 74 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

Творец станковой живописной картины, художник-иллюстратор и настоящий мастер пейзажного этюда, Аркадий Александрович Пластовпри жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии. Работы художника часто экспонировались на художественных выставках:
-30 января 1973 года состоялось открытие выставки художника в Ульяновском областном художественном музее, посвященной 80-летию со дня рождения;
— 6 августа 1974 года состоялась академическая выставка работ художника;
— 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие персональной выставки произведений художника. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге. В состав экспозиции в те дни вошло более 50 живописных произведений из собраний ГРМ, ГТГ, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.
«В деревне»(Кружка молока), 1961-1962 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аркадий Александрович Пластов не переставал работать до самых последних дней жизни. Умер художник 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, где и был похоронен на местном кладбище. Сегодня его картины обрели свое место в экспозициях прославленных музеев и собраний нашей страны, в том числев Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России, Беларуси, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии. 8 сентября 1979 года в Москве, по адресу Зубовский бульвар, 27, был открыт музей художника.
Могила художника Аркадия Александровича Пластова на кладбище в селе Прислониха (Ульяновская область, Карсунский район).

В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие Музея А. А. Пластова — нового филиала Ульяновского художественного музея. В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х годов.
Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Еще один музей работает в селе Прислониха, где родился художник. Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова был открыт в 1988 году и являлся филиалом Ульяновского художественного музея. В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны.
25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Прислонихе.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Пластов Аркадий Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Arkadi Aleksandrovich Plastov.
3. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных. 2011.
4. Пластов Аркадий Александрович / А. М. Муратов // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.
5. Brandergofer: 124 года назад открылось Симбирское духовное училище. Улпресса.
6. Биография Аркадия Пластова. РИА Новости (20130131T0930).
7. Ульяновская правда / Подготовил О. М.Репьёв.1974.6 авг.
8. Произведения А.А. Пластова — на академической выставке.
9. Постановление СМ СССР № 37 от 12.01.1973 г. «Об увековечении памяти народного художника СССР А. А. Пластова».
31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске был установлен памятник художнику.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Ульяновске.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картина джорджоне сельский праздник
  • Картина деревенский праздник эрмитаж
  • Картина гойя праздник сан исидро
  • Картина водный праздник
  • Картина антуана ватто праздник любви