Картина праздник победы иогансон

В последнее время высказывается мнение, что 9 мая не только праздник, но и день скорби. С этим мнением не соглашается старшее поколение, они запомнили день 9 мая 1945 года как торжество справедливости. Такой радости и ликования не было на их веку.

В последнее время высказывается мнение, что 9 мая не только праздник, но и день скорби. С этим мнением не соглашается старшее поколение, они запомнили день 9 мая 1945 года как торжество справедливости. Такой радости и ликования не было на их веку.

Все обнимались, поздравляли друг друга, танцевали, пели. Верилось, что всё страшное позади, что никогда больше не будет войны. Те, кто её пережил, испытал столько мук и горя, не допустят повторения.

Обратимся к тем полотнам, на которых запечатлено долгожданное событие.

Б. Иогансон назвал свою картину «Праздник Победы 9 Мая на Красной площади». Без сомнения, в тот тёплый майский вечер на Красной площади был и сам художник — настолько живо, непосредственно передано всеобщее праздничное настроение.

В суровые годы войны слово «праздник» было забыто. Однако в честь побед Красной Армии устраивали салюты. Разноцветные огни в небе напоминали о мирных днях и вселяли уверенность, что победа не за горами.

Борис Иогансон написал этюд «Салют в Москве» зимой 1945 года. Легко узнаваемы Спасская башня, храм Василия Блаженного. Площадь заполнена массой людей, а небеса украшены яркими вспышками фейерверка.

Летом 1945 года художник принялся за большое полотно. День Победы стал историей, и поэтому Борис Владимирович решил писать историческую картину. Но как передать всенародную радость, звучание песен, музыки, смех? Как изобразить ночной город?

Смотришь на картину и кажется, что масса людей движется, бурлит. Лица смеющихся и плачущих от счастья людей озарены вспышками разноцветных огней. В отсветах вспышек видны украинские вышивки, среднеазиатские халаты. Пламенеет в ночи звезда Спасской башни, сияет соцветие куполов Покровского собора. Неслучайно здесь на переднем плане — изумлённые и восторженные мальчишки. Это — продолжатели дела отцов, наследники их славы. 

Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны, посвятил своё полотно «Цветы» Мартирос Сарьян. Красочное многоцветье разлито на холсте: пышные розовые шапки георгинов, алые маки, жёлто-оранжевые фонарики ноготков, свежие персики, фиолетовые анютины глазки. Весенняя природа все свои краски вместила в цветы и плоды, словно присоединяясь к празднику Победы. Букеты — это дань воинам, прошедшим страшную войну и оставшимся в живых.

Это в то же время и дань павшим. Каждый нераскрывшийся цветок в натюрморте похож на трепетную молодую жизнь, едва-едва начавшую своё цветение. Сколько молодых ребят ушло на фронт! Сколько юных, благородных сердец перестало биться! Об этом думает и не может не думать художник.

Жанр натюрморта предназначен, кажется, для углублённой беседы с натурой. Но здесь решение мастера неоднозначно, символично.

Безусловно, Сарьян посвятил картину своим соотечественникам, однако внимательный зритель обнаружит в ней цветы, похожие на ромашки, растущие на лугах и лесных опушках в центре России, а пламенные маки напомнят горную Киргизию. Много мыслей будит этот холст, волнует душу гармония красок.

Картина «Победа» Олега Пономаренко — апофеоз победы. На холсте — верхняя часть Бранденбургских ворот, от которых начинались походы германских завоевателей. Парадным строем маршировали под сенью бронзовой колесницы вооруженные до зубов шеренги захватчиков. И вот остановлен многовековой бег этой квадриги. Искорёженная снарядами, она превратилась в пьедестал для тех, кто принёс свободу нашей стране и народам Европы. Ликуя, встречают освободители первые минуты долгожданного мира. Завершён их ратный труд, вдохновленный бессмертными подвигами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. И гордо вьётся над головами героев победное боевое знамя.

Картина Виктора Псарёва «Память. 9 Мая» вызывает ощущение, высказанное нами в начале статьи: здесь скорби больше, чем праздника. Лица героев наполнены печалью, ожиданием, глубоким раздумьем.

Сюжет полотна сложился из впечатлений юности, когда в День Победы у отца, кадрового военного, ветерана войны, собирались друзья-фронтовики, вспоминали погибших, плакала мать-учительница, потерявшая брата.

Художник сделал более сорока композиционных эскизов, несколько вариантов самой картины. Рисовал по памяти, наблюдая в парке имени М. Горького и в сквере у Большого театра участников войны: увидел пожилую женщину с фотографией матроса в руках, седого ветерана с медалями на кителе и гвоздикой в руке.

Композиционным центром полотна стал ствол старого дерева, сплошь увешанный объявлениями и записками, фотографиями, адресами, листовками военной поры. Остановился возле него пробегавший мальчишка, что-то заинтересовало его, увлекло. Справа от дерева — девочка с воздушными шариками в руке. Это внуки ветеранов.

По обеим сторонам «древа памяти», как в почётном карауле, стоит мать, ждущая сына, и герой-солдат с гвоздикой в руках. Они оберегают память, чтобы не угасла она и жила, передаваясь от поколения к поколению.

М. Хмелько. Тост за великий русский народ. 1947
М. Хмелько. Тост за великий русский народ. 1947ВОЗВРАЩЕНИЕ. М.КУГАЧ. 1969.
ПОБЕДИТЕЛИ. АНТОНОВ К.
КАПИТУЛЯЦИЯ. Пётр Кривоногов (1911-1967).
ПОБЕДА 1945. П. Кривоногов. 1949.
ПАМЯТЬ И. Симонов, 1985.
ПОБЕДА. Н. Баскаков. 1974.
День Победы. Покулитый К. 1974.
А.А.ДЕЙНЕКА. CБИТЫЙ АС.

Оборона Севастополя (Дейнека Александр Александрович)Оборона Севастополя (Дейнека Александр Александрович)

Кацеблин А.И. Лыжный рейд в Карелии.Кацеблин А.И.
Лыжный рейд в Карелии.

Д. Налбандян. Крымская конференция. 1945 Д. Налбандян. Крымская конференция. 1945

Ю. Непринцев. Отдых после боя. 1951Ю. Непринцев. Отдых после боя. 1951
Ю. Кугач. На дорогах войны.Ю. Кугач. На дорогах войны.
И. Бабенко. Ожидание. 1945 год. 1975 И. Бабенко. Ожидание. 1945 год. 1975
А. Горский. Без вести пропавший. 1946А. Горский. Без вести пропавший. 1946
Б. Неменский. Солдаты. 1967-1971.Б. Неменский. Солдаты. 1967-1971.
А. и С. Ткачевы. Осень 1941 Солдатки. 1979-1981.Алексей и Сергей Ткачевы. Осень 1941. Солдатки. 1979-1981.

Г. Коржев. Облака 45-го года. 1985Коржев. Облака 45-го года. 1985

А. Еремин. Девятое мая. 1980А. Еремин. Девятое мая. 1980.
А. и С. Ткачевы. Дети войны. 1941 год.Алексей и Сергей Ткачевы. Дети войны. 1941 год. В трудные годы.

А. и С. Ткачевы. В трудные годы.

А. Михайлов. Горький хлеб. А. Михайлов. Горький хлеб.
Е. Фетисов. Тишина. 1987.Е. Фетисов. Тишина. 1987.
А. Лысенко. Победа.

Б. Лавренко. Рейхстаг взят! А. Лысенко. Победа. Б. Лавренко. Рейхстаг взят!

О. Пономаренко. Победа.

Ю. Бондаренко. Победа. 1985

П. Оссовский. Салют Победы. 1985

А. Лопухов. Победа. А. Лопухов. Победа.
В. Шаталин. Победа.
И. Белоглазова. Салют Победы. И. Белоглазова. Салют Победы.

Б. Иогансон. Праздник Победы. 1947

О картинах соцреализма http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=30371&order=&pg=17Рейтинг блогов

Среди выдающихся произведений советских художников видное место занимают картины народного художника СССР Б. В. Иогансона. Один из основоположников советской тематической картины, он создал полотна, во многом определившие лицо и особенности советского искусства. Лучшие работы Иогансона, находящиеся в Третьяковской галерее, дают возможность судить о творчестве этого признанного мастера советской живописи. Борис Владимирович Иогансон родился в 1893 году в Москве в семье мелкого служащего. В 1905 — 1912 годах он получил начальное образование, затем окончил Комиссаровское техническое училище и занимался в студии московского художника П. И. Келина. В эти годы определилась склонность Иогансона к изобразительному искусству. В 1913 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова, С. В. Малютина, К. А. Коровина.

Училище художник окончил в 1918 году. В это трудное время, скитаясь по дорогам гражданской войны, работая военным чертёжником и театральным декоратором, он накапливал жизненный опыт и художественный материал, который позднее лёг в основу его полотен.

В 1922 году Иогансон вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и стал периодически участвовать на её выставках. Уже в своих первых картинах 20-х годов он обратился к большим темам общественного содержания. В 1923 году появилась картина-эскиз «На борьбу с разрухой» («Восстановление разрушенного моста»). Изображавшая всенародную стройку, она свидетельствовала о поисках художником образного выражения большой темы, о подготовке к разработанным жанровым композициям. Иогансон как мастер жанровой картины сформировался к 1928 году, когда им были закончены «Узловая железнодорожная станция в 1919 году», «Рабфак идет» и «Советский суд». Желание ответить своим искусством на животрепещущие вопросы времени, осмыслить тот гигантский поворот, который совершился на его глазах, сделать свои картины действенными и актуальными, заставило его пристально вглядываться в окружающее и замечать в нём черты нового, рождённого революцией.

В 1926 году он работает над картиной «Советский суд», создание которой было связано со срочным заказом издательства АХРР на эскиз картины-лубка «об алиментах». Острая постановка социальной проблемы и новизна темы способствовали успеху этого произведения, несмотря на его существенные недостатки. Но художник не удовлетворился первым вариантом. Он стремился к созданию большой картины, раскрывающей народный характер советского суда. Два года работал Иогансон над новым вариантом. Художник отказался в нём от гротескного решения первого варианта. Он верно передал обстановку советского народного суда первого десятилетия революции. Зритель ощущает жизненный драматизм сцены в противопоставлении характеров главных героев — уличённого и изворачивающегося кулака, прежде всего привлекающего внимание зрителя, и батрачки, прижимающей к себе ребёнка, закутанного в пёстрое лоскутное одеяльце. Иогансон даёт убедительную социально-психологическую характеристику лукавого кулака и покорно-пугливой батрачки. В этой первой своей жанровой картине художник показал себя как вдумчивый живописец, серьёзно осмысливающий свои творческие задачи, умеющий подчинить композицию, психологическую характеристику персонажей и живописное решение основной мысли произведения. Обратившись к традициям русской жанровой живописи XIX века, Иогансон выступает в качестве художника-режиссёра, раскрывающего свой замысел посредством изобразительного рассказа, изобилующего конкретными деталями.

 
Борис Иогансон
  «Советский суд». 1928 г.
Холст, масло. 0,80 х 1,08
 

Стремление к развёрнутому сюжетному повествованию сказалось и в полотне «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928). Иогансон обратился здесь к теме гражданской войны, стремясь воссоздать картину суровых героических будней бурной эпохи. По сравнению с картиной «Советский суд» это произведение более сложное, более значительное по охвату жизненных явлений. Перед зрителем проходит целый калейдоскоп бытовых сцен. В плотных, серо-коричневых тонах изображена масса людей, ожидающих поезда. Здесь и молодая мать с усталым лицом, и крестьянки, и нищий в лохмотьях, и множество других персонажей. Художник стремится выразить тему страдания, голода, холода, разрухи. Но оптимистическую нотку вносит в картину образ молодого рабочего, прощающегося с товарищем перед отправкой на фронт. «Узловой железнодорожной станции в 1919 году» свойственны и недочёты, сказывающиеся в некоторой этюдности картины. Тем не менее это произведение явилось важным этапом в творчестве Иогансона. В нём проявилось умение художника драматизировать сюжет, которое в дальнейшем получит органическое развитие в его лучших полотнах. «Узловая железнодорожная станция» как бы завершила первый этап творческого пути Иогансона, характеризующийся работой над советской темой и интересом к новым явлениям жизни. Работа над типажами, композиционным построением картины и решением живописных задач вплотную подвела его к созданию психологически глубоких образов. В этот период, работая над историко-революционными сюжетами, художник нащупывал свою основную тему — тему классовой борьбы пролетариата. В 1933 году он написал картину «Допрос коммунистов», в которой показал себя зрелым мастером. Картина прочно вошла в золотой фонд советской живописи как одно из лучших её произведений. Сложный подготовительный период был длительным. Уже с конца 20-х годов Иогансон вынашивал идею произведения, в котором он мог бы «противопоставить два борющихся класса».

 
Борис Иогансон
  «Узловая железнодорожная станция в 1919 году». 1928 г.
Холст, масло. 2,10 х 3,52
 

Поиски сюжетного решения стали одним из существенных моментов в подготовке к картине. Её сюжет — допрос взятых в плен коммунистов в белогвардейской ставке — исторически правдив. Но сила художественного обобщения «Допроса коммунистов» и значительность его содержания определяются не только сюжетом. Глубокая психологическая трактовка образов, композиция картины и её колористическое решение служат выражению мысли о неизбежности победы тех сил, которые олицетворяют коммунисты. В «Допросе коммунистов» художник выбрал момент столкновения представителей антагонистических миров, в котором их психология раскрывается особенно ярко. Огромной внутренней силой и уверенностью в победе проникнуты коммунисты, являющиеся центром композиции. Они стоят перед врагами плечом к плечу в монолитном единстве. Как пьедестал памятника безвестной оптимистической трагедии пламенеет под их ногами ковёр. Приём использования высоко поднятого горизонта ещё более подчеркивает монументальность их фигур. Собранность, одухотворённость, благородство и романтика революционного порыва запечатлены на их лицах. Художник раскрывает в них замечательные качества людей, совершивших революцию. Безымянным героям, гордым и прекрасным перед лицом смерти, противопоставлены белогвардейцы—подлинное воплощение цинизма и жестокости. Грузный полковник, сидящий спиной к зрителю, и группа белых, изображенная в «ярусной» композиции, лишены внутренней уверенности. В их индивидуальных характеристиках художник даёт собирательный образ белого офицерства. Важную смысловую роль играет распределение групп и фигур, которое даёт возможность сразу уловить смысл происходящего и понять, кто в изображенном столкновении является героем и победителем. Колористическое решение «Допроса коммунистов» лаконично и строго, в этой картине в полную силу раскрылся живописный талант Иогансона. Золотисто-коричневый тон объединяет отдельные красочные пятна. Сдержанный, сумрачный колорит с большим красным пятном ковра создает напряжение, усиливающее драматизм сцены. Целостность и завершенность «Допроса коммунистов» явились результатом настойчивых поисков, долгой и тщательной работы над эскизами. Постепенно отказываясь от обилия деталей, художник шёл к созданию обобщенных образов через многочисленные этюды с натуры. К лучшим из них относится очень выразительный этюд женской головы, в котором в основных чертах уже намечен образ мужественной коммунистки.

 
Борис Иогансон
  «Допрос коммунистов». 1933 г.
Холст, масло. 2,11 х 2,79
 

Серьёзность и глубина замыслов Иогансона, постановка важной идейно-художественной задачи отмечают и следующую картину «На старом уральском заводе» (1937). В ней раскрылась склонность художника к разработке сложных характеров, к произведению большого масштаба, к решению острого драматического конфликта. Большое социально-общественное содержание легло в основу картины «На старом уральском заводе». Как и в «Допросе коммунистов», историческая трагедия воплотилась здесь в столкновении двух классовых сил и дала художнику возможность выявить передовые идеи эпохи, показать людей, которым принадлежит будущее. В грязном закопчённом цехе уральского завода происходит немой поединок между рабочим, окруженным товарищами, и хозяином, за плечом которого видна физиономия подхалима приказчика. Хотя заводчик как будто является наиболее колоритной фигурой картины, главное действующее лицо — рабочий, с его взглядом, полным ненависти и гнева, устремленным на хозяина. Он — герой, начинающий осознавать свои силы, ему принадлежит будущее. Основное содержание картины «На старом уральском заводе» раскрывается в противопоставлении центральных персонажей и их психологической характеристике. Образ рабочего может считаться одним из больших достижений советской живописи. Перед зрителями — живой человек с ярким индивидуальным обликом и характером. Мы без труда постигаем его биографию, его трудовую жизнь, замечаем на нём страшную печать непосильного труда. Внутреннюю гармонию образа художник выражает в правильности черт его лица. У него высокий лоб, решительный и строгий овал лица, мужественный подбородок. Иогансон создал типический образ пролетария, который поднялся до осознания необходимости революционной классовой борьбы против капитализма. Художник не только раскрыл ярость и гнев заводчика, но и показал оттенок внутреннего страха перед растущим в массах стремлением к борьбе. Это смешанное выражение нерешительности, гнева и страха подчеркнуто трактовкой всей фигуры с её внутренней слабостью при всей её грузности и массе.

Борис Иогансон
  «На старом уральском заводе» (Урал демидовский). 1937 г.
Холст, масло. 2,80 х 3,20

Наоборот, рабочий при его внешнем спокойствии таит в себе большую волю, душевную силу, энергию. Это выражено в «го руках, в резком повороте головы, в твёрдом и решительном взгляде, пронизывающем хозяина. Художник создал типические и глубокие образы старика, рабочего и мальчика, участвующих в этом психологическом поединке. В картине на «Старом уральском заводе» Иогансон поднялся до глубокого раскрытия роли народа как творца истории.

В годы Великой Отечественной войны Иогансон принимает активное участие в создании плакатов и агитокон, создаёт эскизы картин на тему борьбы с врагом. Окончание войны вызвало прилив новых сил в творчестве советских художников и поставило перед ними новые задачи. Воплотить в художественных образах великую историческую победу, выразить ликование народа стремились многие советские художники. Ещё в 1944 году Иогансон пишет картину «Салют». Настроением праздника, радости проникнуто это небольшое полотно, озаренное мерцающими огнями фейерверка. Более полно художник решил эту тему народного торжества в картине «Праздник Победы» (1947).

Борис Иогансон
  «Салют». Эскиз. 1944 г.
Холст, масло. 0,41 х 0,60

Иогансон, которого всегда влекла к себе окружающая действительность, откликается живо на современные события, изображает жизнь советских людей. Ему не свойственна ограниченность в выборе жанра. Не случайно одним из его любимых жанров был портрет. Среди портретных работ мастера особенно интересен портрет заслуженной артистки РСФСР Д. В. Зеркаловой (1947).

Борис Иогансон
  Портрет заслуженной артистки РСФСР
Дарьи Васильевны Зеркаловой.
1947 г.
Холст, масло. 1,16 х 0,80

Цельный по своему композиционному и колористическому решению портрет даёт волнующий образ актрисы. Скрытый драматизм передан в её позе, в пластике фигуры, в густом напряженном цвете. Иогансон сумел проникнуть во внутренний мир человека искусства, остро схватить характер актрисы. Увлечение художника портретом закономерно: все его лучшие картины построены на психологической характеристике образов. В центре его внимания всегда стоит человек со всей сложностью его духовного мира. Именно этому подчинен эмоциональный строй образов Иогансона.

В 1950 году Иогансон пишет картину, посвящённую деятельности В. И. Ленина: «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». Это произведение он исполняет совместно с художниками В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным, Н. П. Файдыш-Крандиевской, Н. Н. Чебаковым. Мысль написать это полотно зародилась у художника давно. Иогансон решил отойти от шаблонных решений подобных сюжетов. Он представил событие как бы из глубины сцены, чтобы показать Ленина в единении с массой молодёжи и массу в единении с Лениным. Тяготение к исторической картине как к огромной массовой сцене, в которой сюжет раскрыт при помощи обстоятельного рассказа, наметилось у художника ещё в картине «Узловая железнодорожная станция в 1919 году». «Праздник Победы» продолжил линию «хоровой» исторической картины. В полотне «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» эта линия нашла своё наиболее органичное и глубокое выражение. Сюжетом произведения Иогансон взял выступление В. И. Ленина в зрительном зале бывшего клуба Московского купеческого собрания (в последствии помещение театра имени Ленинского комсомола) 2 октября 1920 года на III съезде комсомола с речью о задачах союзов молодёжи. Ключ к верному решению художник искал в изучении опубликованных воспоминаний участников III съезда комсомола. После многочисленных этюдов с натуры картину компоновали сразу на холсте.

Борис Иогансон
(совместно с художниками В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным,
Н. П. Файдыш-Крандиевской, Н. Н. Чебаковым)

  «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола». 1950 г.
Холст, масло. 3,50 х 4,80

Как и во всех своих историко-революционных картинах, Иогансон утверждает в этом полотне силу советского народа, его всемирно-историческую победу, одержанную под руководством Коммунистической партии. Это утверждение раскрыто в торжественном характере картины, в образах комсомольцев и главное — в образе Владимира Ильича Ленина. Его фигура — центральная в картине. Она выделена композиционно. К Ленину обращены взоры всех комсомольцев, лица их как бы озарены ярким светом его идей. Образ Ленина создан мастером с убедительным портретным сходством. Силуэт фигуры Ленина, выразительность его лица и разъясняющий жест руки рождают образ вождя — воспитателя молодежи, полный задушевности и простоты. Образ Ленина-мыслителя, созданный Иогансоном, явился выдающимся достижением советского искусства.

  «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»
Фрагмент

С равным мастерством была художником решена задача воссоздания образов комсомольцев, слушающих вождя. Обветренные простые лица с горящими глазами, молодые люди в серых шинелях, кожаных куртках и красных платочках создают впечатление живой массы комсомольцев 20-х годов. Общее воодушевление, охватившее молодёжь, с безграничной любовью слушающую Ленина, передано в сосредоточенных отзывчивых и восторженных лицах юношей и девушек.

 «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»
Фрагмент

В композиции картины рельефно выделен первый план с фигурой слушающего комсомольца в шинели. Красный цвет от тёмно-малинового до светло-киноварного проходит по всему полотну, придавая праздничность колористическому строю. Мы чувствуем торжественную приподнятость изображенного события. Психологизм образов, мастерство композиции, свободная манера живописи этой картины явились творческим достижением мастера, создавшего в содружестве с молодыми художниками значительное произведение советского искусства.

 «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»
Фрагмент

В 50-е—60-е годы Иогансон работает над замыслами новых картин, циклов натюрмортов, пейзажей и портретов. Один из них — портрет внучки Ириши (1959).

Борис Иогансон
  Портрет внучки Ириши. 1959 г.
Холст, масло. 0,90 х 1,11

Иогансон — художник своей страны и своей эпохи. Об этом говорит и содержание его искусства и ясная определённость оценки различных сторон жизни. Страстность и сила утверждения коммунистических идеалов выступают у него с предельной оптимистичностью.

Иогансон прежде всего — художник историко-революционной темы. Способность увидеть и передать общее в частном, исторически значительное в повседневном отличают его картины. Он не ограничивается констатацией явлений, но стремится уяснить и раскрыть их суть и создаёт произведения большой действенной силы. В изображении прошлого, событий истории художник умеет выразить современные мысли и чувства. В этом проявляется нерасторжимая связь его искусства с жизнью народа, с его думами и чаяниями.

По книге О. Салько «Борис Иогансон», 1970 г.

09:00 31.03.2021 г.

Читать ещё: Борис Иогансон. Индустриальные пейзажи, портреты, быт советского времени.

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 390. Иогансон Борис Владимирович(1893-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Борис Владимирович Иогансон, видный русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор.

Он получил прекрасное художественное образование: начальное в школе-студии Петра Ивановича Келина, и основное в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Его педагогами были Абрам Архипов, Николай Касаткин, Сергей Малютин и Константин Коровин.
Будучи офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя России.
Являлся одним из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х годов.
Преподавал в ведущих художественных ВУЗах страны: институте имени Репина в Ленинграде и Художественном институте имени Сурикова в Москве.

Был обласкан властью, являясь директором Государственной Третьяковской галереи и Президентом Академии художеств СССР.

Богатая событиями творческая судьба, человека всю свою жизнь отдавшего служению любимому делу. Обратиться к его творчеству подробнее — наша святая обязанность.

Итак, мы начинаем….

«Важно одно: трудиться с полной отдачей сил, с полной страстью. Только такая работа достойна нашей страны и нашего времени..» (Борис Иогансон)
Имя этого замечательного художника известно во всех уголках нашей земли, его лучшие работы с триумфом обошли весь мир, а сам он, будучи видным теоретиком искусства, стоит а одном ряду с теми представителями нашей культуры, чьё творчество определяло характер развития искусства социалистического реализма.
«Ленинград. Оттепель», 1960 год, Холст на картоне, масло, 31×42,5 см., частное собрание

Борис Владимирович Иогансон родился 13 (25) июля 1893 года в Москве в семье служащего шведского происхождения, служившего бухгалтером. Родители мальчика были далеки от искусства в целом и от изобразительного искусства, в частности, поэтому появление у сына живого интереса, и даже любви к изобразительному искусству в раннем детстве, вызвало у них искреннее удивление, если не сказать большее….
«Портрет художника Леонида Танклевского». Конец 1930-х годов, Холст, масло, 35,5 х 60,5 см, частное собрание

Тем не менее увлечению сына они не препятствовали, относясь к этому снисходительно. Как рассказывал впоследствии сам художник, отправной точкой его интереса к рисованию, было посещение им экспозиции Третьяковской галереи. Масштабность выставленных там на всеобщее обозрение полотен, мастерство выписанных образов и красочность представших перед его глазами пейзажей настолько сильно поразили впечатлительного юношу, что воспоминания об этом посещении, сопровождали его в течение всей жизни.
«Натюрморт с маской А.С. Пушкина». 1930-е годы, холст, масло, 59,5 х 50,5 см,3 частное собрание

В последующем он неоднократно возвращался в знакомые, а позднее ставшие родными, залы любимой галереи, подолгу рассматривая шедевры русских мастеров. Именно Третьяковская галерея, по словам самого Иогансона, стала местом его духовного воспитания, и именно здесь он твёрдо решил стать профессиональным живописцем, чьи полотна, наполненные оптимизмом, в дальнейшем, без всякого преувеличения, станут художественными символами нашей эпохи и обойдут весь мир, утверждая красоту и величие человека.
«Портрет девушки с синими бантами».Эскиз к картине «Перед экзаменами» , 1949 год, Холст на картоне, масло. 68 х 49,5 см, частное собрание.

Начальное художественное образование Борис Иогансон получил в школе-студии Петра Ивановича Келина, занимавшейся подготовкой своих учеников к поступлению в ведущие художественные учебные заведения царской России: Московское училище живописи ваяния и зодчества, и высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, образованное в 1893 году.
«На арене цирка», 1917 год, холст, масло, частное собрание

Как рассказывал Борис Владимирович, постановка учебы в студии была очень серьезная, отношение к учащимся строгое. Работали ежедневно утром с девяти до двенадцати часов и вечером с пяти до семи. Часть учеников рисовала с гипсов и с натурщика — по пояс. Более подготовленные рисовали обнаженную фигуру. Раз в неделю им читали перспективу. Учили добротно, только успевай осваивать преподаваемый материал.
«Женский портрет». Этюд. 1929 год, Холст, масло. 35,5 х 31,3 см. собрание наследников художника.

В 1912 году Борис Иогансон поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где судьба подарила ему встречу с замечательными преподавателями училища тех лет: Абрамом Ефимовичем Архиповым(Пыриковым)(1862-1930) — русским художником-живописцем, педагогом и передвижником, Николаем Алексеевичем Касаткиным(1859-1930) — известным русским живописцем-реалистом, педагогом, одним из будущих основателей социалистического реализма, Сергеем Васильевичем Малютиным(1859-1937) — известным русским и советским художником и архитектором и Константином Алексеевичем Коровиным(1861-1939)- выдающимся русским живописцем, театральным художником, педагогом и писателем.
«Женский портрет», 1919 год, холст, масло, частное собрание

Именно Коровина считал Борис Иогансон впоследствии своим главным учителем. Творчество Коровина оказало большое влияние на его манеру и творческий почерк, но в то же самое время не от отбило интереса у молодого художника к стремлению передавать в своих произведениях психологию образа. В Училище Иогансон увлекается жанровой тематикой. Он с большим интересом изучает творчество Павла Андреевича Федотова(1815-1852), Василия Григорьевича Перова(1834-1882), изучает полотна Василия Сурикова(1848-1916) и Ильи Репина(1844-1930).
«Натюрморт с яблоками». Середина ХХ века, картон, масло, 35 х 49,5 см (в свету), частное собрание.

Октябрьский переворот Борис Иогансон встретил поначалу настороженно. Коренная ломка устоев и сложившегося миропорядка пугали и внушали недовериек происходящему. После окончания Училища в 1918 году Борис Иогансон покидает тревожную Москву и четыре года колесит по охваченной угаром гражданской войны стране, собирая бесценный творческий материал и проходя суровую школу жизни. Постепенно молодой художник проникается идеями революции и полностью переходит на сторону победившего народа, начиная служить новой власти верой и правдой. Начинается его профессиональная работа в искусстве.
«Портрет композитора Л.Усачёва», 1921 год, Холст, масло. 43 х 35 см, частное собрание.

В произведениях, которые были представлены художником на многочисленных выставках начала 20-х годов, он открывается уже как художник, остро чувствующий характер новых человеческих отношений. Начиная со своих первых жанровых полотен, ему удалось убедительно показать зрителю, как новое борется со старым и как выглядит это новое в окружающей повседневной жизни.
«Советский суд», 1928 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Он всячески стремится показать себя прежде всего художником-гражданином, который тяготеет к большим социальным темам. Его искренне захватило строительство новой жизни в государстве победившего пролетариата, а рождение нового человека социалистического общества становится основной темой его творчества на многие годы. Он не устаёт повторять в эти годы: «Моя мечта — показать нового человека», — справедливо полагая, что наивысшим итогом революции является человек коммунистической морали, решительно переустраивающий окружающий его мир.
«В заводской столовой (цех питания)», 1935 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Необходимо отметить, что Борису Иогансону очень повезло в жизни, потому, как являясь по сути современником великих событий великой эпохи, он смог своими глазами оценить масштаб произошедших преобразований, при этом старательно учась у своих великих предшественников искусству перенесения на холст моментов реальной, подлинной жизни, показывая при этом внутреннюю сущность человека, его чаяния и стремления, в том числе и по преобразованию мира.
«Строительство ЗАГЭС», 1925 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

В раннем творчестве Бориса Иогансона, был период, когда художник увлёкся импрессионизмом, однако, в начале 1920-х годов художник окончательно утвердился в своей приверженности строго реалистической манере письма, став, по сути, одним из основоположников метода социалистического реализма в живописи. В некоторых работах 1920-х («Рабфак идет (Вузовцы)», 1928) был близок художникам Общества станковистов.
«Рабфак идет (Вузовцы)», 1928 год, Бумага на холсте, масло. 132 x 109 см, Киевский государственный музей русского искусства

В 1922-1931 годах Борис Иогансон был активным участником Ассоциации художников революционной России. Борис Иогансон является одним из наиболее ярких представителей советской станковой живописи 1930-х годов. Все его произведения этой поры характеризуются тем, что он, сохраняя в своём творчестве традиции русской живописи 19 века, умело дополняет их новым, созвучным эпохе, революционным содержанием. Это и «Допрос коммунистов», 1933 года создания, и, конечно,полотно «На старом уральском заводе», созданное в тревожном 1937 году..
«На старом уральском заводе», 1937 год, Холст, масло. 280 x 320 см, Государственная Третьяковская галерея

В 1937 году за картину «Допрос коммунистов» Иогансон был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а за картину «На старом уральском заводе (Урал демидовский)» художник получил диплом 1-й степени и 1-ю премию ВСХВ (1939), Государственную (Сталинскую) премию СССР 1941 года, золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958).
«Допрос коммунистов», 1933 год, Холст, масло. 211 x 279 см, Государственная Третьяковская галерея

В 1951 году за картину «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950, руководитель бригады художников) Борис Иогансон был удостоен Государственной (Сталинской) премии.
«Выступление В.И.Ленина на 3 съезде комсомола», 1951 год, холст , масло.

Творчество Бориса Иогансона 1920-1960 годов отмечено в большей степени полотнами на темы советского быта, индустриализации, революционной истории. В это время из под кисти художника вышли: «На борьбу с разрухой (Восстановление разрушенного моста)» (1922), «Строительство ЗАГЭС (Постройка Земо-Авчальской электростанции. Главная плотина. Октябрь 1925 года)» (1925), «Советский суд» (1928), «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), «Обыск в профсоюзе. 1905–1907 годы» (1929), «В. И. Ленин на Красной площади» (1932), «Сговор у кулака» (1933–1934), «Вожди Октября» (1948), «Ночь перед Октябрем» (1962), «Расстрел революционера» (1932–1964) и многие другие
«Сговор у кулака», 1933-34 годы, холст, масло, Государственный Русский музей.

С большим успехом Борис Иогансон работал также в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. В 1934-1938 годах Иогансон руководил бригадой мастерской «Перекоп»; участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа». Работал над панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939).
«Автопортрет», 1943 год, Картон, масло, 24 x 23 см, частное собрание

Борис Иогансон увлечённо занимался преподавательской деятельностью. В 1937—1961 годах он преподавал в Институте имени Репина в Ленинграде, с 1939 года — в качестве профессора. С 1964 года Иогансон трудился уже в столице, преподавая в Художественном институте имени Сурикова. Среди учеников мастера целая плеяда замечательных представителей отечественной школы живописи — М. К. Аветисян, Д. В. Беляев, С. С. Витухновская, И. С. Глазунов, И. Д. Дризе, М. Ю. Кугач, А. А. Ненартович.
«Освобождение», 1946 год, Холст, масло. 44 х 74 см, Калужский музей изобразительных искусств

С 1951 по 1954 год Иогансон был директором Государственной Третьяковской галереи. С 1953 года Борис Иогансон — вице-президент, а в 1958—1962 годах — президент Академии художеств СССР (Иогансон был избран и. о. Президента АХ СССР в январе 1957 года, когда А. Герасимов попросил об отставке в связи с состоянием здоровья). В 1965—1968 годах Иогансон был Первым секретарём правления Союза художников СССР. С 1962 года Иогансон был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».
«Праздник Победы», 1947 год, холст, масло, частное собрание

Борис Владимирович Иогансон — участник многочисленных художественных выставок у нас в стране и за рубежом. . Экспонент многих международных выставок и выставок советского искусства: в Кёльне (1929), Лондоне (1932, 1961), Нью-Йорке (1936), Париже (1937), Варшаве (1951), Венеции, Бухаресте (обе — 1956), Мехико (1960), Дели (1963, 1973), Риме (1974). Провел персональную выставку в Москве (1969). Его творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и многих других.
«У окна», 1964 год, холст, масло, частное собрание

Борис Владимирович Иогансон скончался 25 февраля 1973 года в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Могила Бориса Владимировича Иогансона на Новодевичьем кладбище.

По материалам:https://design.wikireading.ru/13792, https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%B8/28/?p_f_2_1=28&p_f_3_1=28, http://www.artsait.ru/art/i/ioganson/main.htm

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;

ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ…


Сергей Бессонов. ”В атаке” 1-я картина Диптиха ”ДУША СОЛДАТА”

 Душа солдата

Встает заря над полем боя.
Где батальон полег вчера.
И, поминая всех героев,
Скользнула по-небу звезда.
  А утром, с первыми лучами солнца,
Туман над полем розовый клубит.
Душа погибшего солдата,
Как жаворонок в воздухе кружит.

 И завтра вновь пойдут в атаку роты,

Чтоб завладеть той главной высотой.
И вместе с наступающей пехотой,
Погибших души будут над тобой.

© Copyright: Виктор Иванчей, 2016


Сергей Бессонов. ”Я с Вами”, 2-я картина диптиха ”ДУША СОЛДАТА”

Помните!

 Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!


Сергей Бессонов. Бой батареи ст. лейтенанта Витвинова Е. Ф. в июне 1941 г. Западная граница СССР

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!


Сергей Бессонов. Для меня будто ветром задуло костёр…

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Р.Рождественский

О. Пономаренко. Победа

 Белов Юрий Владимирович. Май 45, Берлин. Победа

 Сергей Присекин Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 г.

 

А. Самсонов. Парад победы

 

Михаил Хмелько Триумф победившей Родины

Богаткин Сергей. Парад Победы

Антонов Константин. Победители

Николай Чуприна. 9 мая

Николай Репин. С Победой!

Борис Иогансон Праздник Победы. 1947 г.


Александр Максович Шилов. Солдатские матери

Солдатские матери

Сидят две старушки у тесной печурки,
Перловую кашу томят в чугунке…
— А помнишь, как раньше покойный твой Шурка
Катался, паршивец, на нашем бычке?
— Ну, как же не помнить? Забудешь такое!
Твой Стёпка тогда погонял их кнутом!
Вот было в них что-то внутри бунтовское,
Они и на фронт-то удрали вдвоём…
Избушку к земле времена придавили,
А память, увы, не подвластна летам,
В ней вновь лихолетья военные всплыли,
Но слёзы уже не текут по щекам –
Все слёзоньки горьки впитали подушки,
В бездонных глазах обозначилось дно,
Состарились вместе с бедою подружки,
Давно притворившись живыми… давно.
Навек молодыми остались их дети…
Слезами сердца их омыты сполна. 
 
  Солдатские матери – званием этим
Всех женщин земных награждает война.
Изрыты сухими морщинами лица,
Душа у судьбы вопрошает ответ,
Сынок Катерине лет десять не снится…
Остался его довоенный портрет,
Где был он в соседку Наташку влюблённый –
Глаза улыбаются, сердце поёт!
Висят фотографии рядом с иконой –
Пускай Божья Матерь детей бережёт.
Черёмуха веткой качнула душистой,
И кустик сирени вот-вот зацветёт…
Дом бабушки Нины спалили фашисты,
С тех пор у подруженьки так и живёт.
Не плачет победной весной Катерина,
Хотя и раздавлена радость войной,
Уже не кричит с причитаньями Нина –
Подруги давно говорят с тишиной…

© Copyright: Алевтина Маркова, 2017



Александр Максович Шилов. Вдовы войны

Вдовы войны

Немало лет прошло с тех пор,
как пушки отгремели.
Давно закончилась война,
а сотни тысяч вдов
Состарившихся, до конца
свое не отревели,
Взрастив сынов и дочерей
с рожденья без отцов.
В комодах старых, пожелтев,
хранятся похоронки,
В платки завернуты, в углы
упрятаны от глаз.
  Бесценных писем фронтовых
косые треуголки,
Зачитанные до рванья
от многих сотен раз.
Кто знает, сколько по ночам
горячих слез пролито?
Не обмелела до сих пор
соленая река.
Не больно мертвым, а в живых
ничто не позабыто.
Той памяти рубцы в сердцах
потомков на века.

© Copyright: Виктор Шрот, 201

 


Александр Максович Шилов. Это они защитили Родину!

 

 


Александр Максович Шилов. Участница Великой Отечественной войны прожектористка Л.И.Клюева

Александр Максович Шилов. Портрет Н.М. Малышевой (12 декабря 1921 года — 4 февраля 2012)

Монахиня Адриана (Малышева). В 19 лет ушла на фронт добровольцем и попала в армию Константина Рокоссовского. Он отправил её учиться на разведчицу, так как она знала немецкий. И она на вражеской территории устанавливала подслушивающие устройства. Войну закончила в чине майора.

Позже монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья.
 

Ветераны

Ветераны – защитники мира.
Ветераны великой войны,
По остаткам фашистского пира,
В сорок пятом бураном прошли.

Сколько Вас с поля боя не встало?
Сколько умерло в мирные дни?
Вас – героев не много осталось,
Но поймите, что Вы нам нужны.

  Мы Вас помним и искренне любим.
И спасибо за то, что Вы есть.
Вместе чарочку горькой пригубим 
За кристальную русскую честь.

Ветераны великой победы,
Ваши подвиги нам не забыть.
Не горюйте о том, что Вы деды. 
Вам господь приказал долго жить.

© Copyright: Кирилл Курц, 2004

 


Александр Максович Шилов. Герой Советского Союза, летчица Н.В. Попова

Надежда (Анастасия) Васильевна Попова (27 декабря 1921 — 6 июля 2013) — участница Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (1945), гвардии полковник в отставке.

 
 


Александр Максович Шилов. В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин.

 


Александр Максович Шилов. Герой Советского Союза, генерал армии В.Л. Говоров

 


Александр Максович Шилов. Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Е.В. Емельяненко

 


Александр Максович Шилов. Генерал Иванов Л.Г., участник ВОВ, военный контрразведчик

 


Александр Максович Шилов. Герой Советского Союза, генерал-майор, участник ВОВ и войны в Корее (1950-53) С.М. Крамаренко

 


Александр Максович Шилов. Герой СССР, летчик-разведчик, генерал-майор авиации, участник ВОВ И.И. Лезжов

 


Александр Максович Шилов. Блокадница Ленинграда Е.Н.Иванова

 


Александр Максович Шилов. Евтодьев И.П., участник ВОВ, почетный сотрудник органов ГБ РФ

 


Александр Максович Шилов. Екатерина Илларионовна Михайлова-Демина

Екатерина Илларионовна Дёмина (урожд. Михайлова) (род. 22 декабря 1925) — бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты и старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии; одна из немногих женщин, служивших в разведке морской пехоты. Герой Советского Союза.
 


Александр Максович Шилов. Портрет Героя России, разведчика Алексея Ботяна

Алексей Николаевич Ботян (род. 10 февраля 1917, Виленская губерния) — советский разведчик, ветеран Второй мировой войны, Герой Российской Федерации (2007). Согласно одной из версий, сыграл значительную роль в сохранении Кракова от разрушения германскими войсками. Прототип главного героя фильма «Майор Вихрь». 

 


Александр Максович Шилов. Ветеран войны И.Ф.Рубцов

 


Александр Максович Шилов. Разведчик Великой Отечественной войны И.А.Чернов

 


Александр Максович Шилов. Сестра милосердия Огнева Елена Михайловна

Во время Первой Мировой войны, Елена Михайловна Огнева, была награждена Георгиевским крестом. Участвовала в гражданской войне и Польской кампании 1939-го года. Во время Великой Отечественной Войны, лейтенант медслужбы, начальник дезинфекционного отряда 5-го корпуса ПВО, была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За оборону Москвы» и медалью «За победу над Германией».

 


Александр Максович Шилов. Участник Великой Отечественной войны А. И. Цветков

 


Александр Максович Шилов. Участник ВОВ (руководитель военной контрразведки в 1970-73г.) Устинов И.Л

 


Александр Максович Шилов. Участник парада Победы М.А. Гобачев

 


Александр Максович Шилов. Дед Гаврила

 


Александр Максович Шилов. Непобедимый

 


Александр Максович Шилов. Участник военного парада 7 ноября 1941 года Василий Сергеевич Чумаков

 


Александр Максович Шилов. Пулеметчик Великой Отечественной войны, дьякон отец Николай

 


Александр Максович Шилов. Партизан войск особого назначения М. Строганов

 


Александр Максович Шилов. Ветеран Великой Отечественной войны, пограничник Попов Василий Алексеевич

 


Александр Максович Шилов. Ветеран Черноморского флота В.А. Стратанович

 


Александр Максович Шилов. Брошенный

 


Александр Максович Шилов. Одинокий

 


Александр Максович Шилов. Дальше — тишина

 


Александр Максович Шилов. Неугасимая лампада

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post434683325


11


1280

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картина праздник дураков
  • Картина праздник виноделия
  • Картина пластова колхозный праздник
  • Картина осенний сельский праздник кустодиев стихи
  • Картина никаса сафронова праздник зимы